Жан-Люк Билодо (Jean-Luc Bilodeau): фильмография, фото, биография. Актер.
Краткая биография
Жан-Люк родился 4 ноября 1990 года в Ванкувере. Семья Билодо состояла из четырех человек: родителей (Раймонда и Барбары), Жана и его сестры, Дэниэль. Впоследствии Дэниэль, как и брат, посвятила себя шоу-бизнесу, став профессиональным агентом по талантам. С раннего детства мальчик проявлял тягу к творчеству: писал стихи и прозу, пел и танцевал. Занятию танцами, а именно хип-хопом, Билодо посвятил почти десять лет, и оно навсегда осталось одним из главных его увлечений. Учился Жан-Люк в Суррее в престижной школе Holy Cross Regional High. Когда Жан принял окончательное решение стать актером, он вместе с семьей покинул Канаду и перебрался в США, в сердце киноиндустрии – Лос-Анджелес.
Актерский дебют Билодо состоялся в 2004 году. Он исполнил эпизодическую роль в криминальной драме Марка А. Льюиса «IllFated». Спустя два года Жан-Люк получил предложение сыграть хвастуна и задиру Джоша Трегера в подростковом драматическом сериале «Кайл XY». Образ самого Кайла, вундеркинда, пытающегося открыть тайну своего происхождения, воплотил американский актер Мэтт Даллас. Шоу выходило на телеканале ABCFamily на протяжении двух лет и набирало самые высокие рейтинги. После этого Жан-Люк появился в эпизодических ролях в популярном сериале Эрика Крипке «Сверхъестественное» и в приключенческой ленте Николаса Перселла «Охотники за монстрами». В 2009 году Билодо снялся в молодежном музыкальном фильме «Spectacular!», вышедшем на телеканале Nickelodeon. В час премьеры возлеэкранов собралось порядка четырех миллионов зрителей. В тот же период актер участвовал в съемках триллера Майкла Догерти «Кошелек или жизнь».
Через год Жан-Люк Билодо получил свою первую главную роль. Он сыграл влюбленного школьника Джея Кеплера в фэнтезийной кинокомедии Питера ДеЛуиса «16 желаний», произведенной на студии «Дисней». Премьера картины стала самой рейтинговой программой дня, собрав у телевизоров около шести миллионов человек. В 2011 году Билодо появился в фильме Дамона Сантостефано «Лучший игрок», а через год принял участие в проекте «Лето. Одноклассники. Любовь» с Майли Сайрус и Деми Мур в главных ролях.
Годар, Жан-Люк — Википедия. Что такое Годар, Жан-Люк
Жан-Люк Года́р (фр. Jean-Luc Godard, род. 3 декабря 1930 (1930-12-03), Париж, Франция) — франко-швейцарский кинорежиссёр, кинокритик, актёр, сценарист, монтажер и кинопродюсер, стоявший у истоков французской новой волны в кинематографе. Его фильмы 1960-х годов оказали революционное влияние[6] на мировое киноискусство.
Биография
Жан-Люк Годар родился 3 декабря 1930 года в Париже. Его отец, Поль Годар, был врачом[7] и имел собственную клинику, а мать, Одиль (в девичестве Моно́), была родом из семьи швейцарских банкиров, принадлежавших к известной французской протестантской фамилии, которую носили многие известные люди, включая нобелевского лауреата Жака Моно, композитора Жак-Луи Моно, натуралиста Теодора Моно и историка Габриэля Моно[8][9].
Когда Годару было 4 года, семья переехала в Швейцарию. Здесь, в Ньоне, он получил начальное образование, затем с 1946 года обучался в Париже, в Лицее Бюффона (фр.)русск.[10]. Однако в этот момент он увлёкся кино и предпринял первые попытки заняться литературным творчеством. В результате он провалил экзамен на степень бакалавра и вернулся домой в Швейцарию[11]. В 1949 году поступил в Сорбонну и некоторое время изучал там антропологию. Будучи студентом, много времени проводил в кинематографических клубах Парижа, во французской синематеке. В 1951 году начал писать статьи о кино в специализированном журнале.
В 1954 году дебютирует как кинорежиссёр короткометражным фильмом «Операция бетон». В 1960 году у Годара выходит первый полнометражный фильм «На последнем дыхании», ознаменовавший собой появление новой волны в кинематографе. Следующий фильм Годара «Маленький солдат» (1960) был запрещён цензурой и увидел свет только спустя три года.
Следующие фильмы Годара «Жить своей жизнью», «Карабинеры», «Презрение» исследуют сложные социально-психологические проблемы, переживаемые обществом. В 1965 году выходит фильм «Альфавиль» — фантастическая антиутопия, обличающая технократию и тоталитаризм.
Годар активно участвует в майских событиях 1968 года, является одним из идейных вдохновителей «нового левого движения», снимает ряд пропагандистских фильмов.
Позднее Годар возвращается к «большому кино» и создаёт несколько значимых лент: «Спасай, кто может (свою жизнь)», «Страсть», «Имя: Кармен».
В 1990-х годах Годар создаёт масштабную киноантологию «История кино». Фильм «Моцарт — навсегда» (1996) затрагивает близкую Годару тему взаимоотношений искусства и художника.
В последнее время Годар часто принимает участие в совместных режиссёрских проектах, таких как, например, «На десять минут старше».
В 2011 году был награждён премией «Оскар» за вклад в развитие в кинематографа.
В 2014 году поставил экспериментальный 3D-фильм «Прощай, речь», удостоенный приза жюри Каннского кинофестиваля и ряда других наград. При подведении киноитогов 2014 года «Прощай, речь» вошёл в большинство списков лучших фильмов года.
Этапы творчества
Творчество Ж.-Л. Годара систематизируется по 5 периодам, которые определяются переходом режиссёра на новый уровень развития политических воззрений и философского осмысления мира.[12]
1. Новая волна (1960—1966)
«На последнем дыхании» (1960), «Маленький солдат» (1960), «Безумный Пьеро» (1965), «Карабинеры» (1963), «Две или три вещи, которые я знаю о ней» (1966), «Мужское-женское» (1966).
Характерные приемы: съемки «парящей» камерой по концепции А. Астрюка «Камера-стило», jump cuts, переосмысленным из советского кинематографа, когда два кадра образуют резкую склейку смысловые отсылки через газеты, картины и постеры.
Характерные темы: герой-бунтарь, находящийся в поисках новых правил жизни, политические события в стране, понимание режиссёром того, что существующая система ненавистна, жертвы социальных механизмов.
2. Маоистский период (1967)
«Китаянка» (1967), «Уик-энд» (1967).
Характерные приемы: техника коллажа, цветопись.
Характерные темы: яркий радикализм и революционная агрессия.
3. Группа «Дзига Вертов» (1967—1970)
«Здесь и там» (1976), «Владимир и Роза» (1971), «Борьба в Италии» (1971), «Правда» (1970), «Ветер с Востока» (1970).
Характерные приемы: вскрытие и деконструкция нарративности.
Характерные темы: пытается применить идеи социализма в процессе создания кино (снимает коллективно, отсутствует один автор, свободная дистрибьюция), аналитика существующих в обществе проблем.
4. Студия «Sonimage» (1973—1979) — Сотрудничество с Анн-Мари Мьевиль
«Номер два» (1975), «Как дела» (1978).
Характерные темы: исследование новых технологий (цифрового телевидения) в целях обретения новых средств выразительности, воспроизведение реальности в кино, обращается к способам фиксации реальности, вопросу достоверности видео и фотографии, допущения того, что в виртуальном формате реальность соразмерна той, в которой мы живем.
5. Поздний этап (с 1980-х гг. по н. в.)
Характерные приемы: переходит от осмысления цифрового формата как средства художественной выразительности к специфике телеязыка, использует возможности нового языка.
Характерные темы: сложные социальные вопросы, исследование природы образов, поиск изображения, отсылающего к ментальным образам зрителя (которые появляются в обход аналитическому восприятию и являются процессом постоянного осознания мира).
Политические взгляды и обвинения в антисемитизме
Годар широко известен антисионистскими взглядами, критикой государства Израиль и поддержкой палестинцев. В 1976 году на основе съёмок, которые Годар смог провести во время своего путешествия на Ближний Восток несколькими годами ранее, он выпустил документальный фильм «Здесь и там (фр.)русск.». В нём Годар средствами монтажа проводит параллель между угнетением палестинцев и Холокостом. Биограф режиссёра Ричард Броди (англ.)русск. основную идею фильма излагает следующим образом: «Гитлер — это реакция на коммунизм, Израиль — результат Холокоста, а страдания палестинцев — последствия результатов Холокоста»[13].
В 2010 году, после объявления о том, что Годару будет вручён почётный «Оскар», в прессе прошла бурная дискуссия о высказываниях режиссёра разных лет, вызвавших обвинения в антисемитизме, и о том, достоин ли он в связи с этим награды[14]. Броди, комментируя эти обвинения, основанные в том числе и на приводимых в его работе цитатах, охарактеризовал Годара как режиссёра, который «как никто другой кроме Клода Ланцмана подходил к Холокосту с величайшей этической серьёзностью; в своих фильмах Годар рассматривал его как центральный политический и даже эстетический кризис своего времени и утверждал, в фильмах и интервью, что неспособность кинематографа задокументировать Холокост в надежде предотвратить его может считаться безусловным и невосполнимым поражением» этого вида искусства[15].
Личная жизнь
В 1961 году Годар женился на актрисе датского происхождения Анне Карине. Она играла главную героиню, проститутку, в фильме Жить своей жизнью. В 1964 году они развелись.
В 1967 году во время съёмок Китаянки Жан-Люк Годар встретил свою вторую жену, актрису, внучку французского писателя Франсуа Мориака — Анн Вяземски. В 1979 году они тоже расстались.
Фильмография
- 1954 — «Операция бетон» / Opération béton (короткометражный)
- 1955 — «Кокетка» / Une femme coquette (короткометражный)
- 1956 — «Всех парней зовут Патрик» / Tous les garçons s’appellent Patrick (короткометражный)
- 1957 — «Шарлотта и её Жюль» / Charlotte et son Jules (короткометражный)
- 1957 — «История воды» / Une histoire d’eau (совместно с Ф. Трюффо)
- 1960 — «На последнем дыхании» / À bout de souffle
- 1960 — «Маленький солдат» / Le Petit Soldat
- 1961 — «Женщина есть женщина» / Une femme est une femme
- 1962 — «Семь смертных грехов» (эпизод «Лень») / Les Sept Péchés capitaux (sketch La Paresse)
- 1962 — «Жить своей жизнью» / Vivre sa vie
- 1962 — «РоГоПаГ» (эпизод «Новый мир») / Ro.Go.Pa.G. (sketch Il nuovo mondo)
- 1963 — «Карабинеры» / Les Carabiniers
- 1963 — «Презрение» / Le Mépris
- 1964 — «Посторонние» (Банда аутсайдеров) / Bande à part
- 1964 — «Самые красивые мошенники мира» / Les Plus Belles Escroqueries du monde (sketch Le Grand Escroc)
- 1964 — «Замужняя женщина» / Une femme mariée
- 1965 — «Альфавиль» / Alphaville, Une étrange aventure de Lemmy Caution
- 1965 — «Париж глазами…» (эпизод «Монпарнас-Леваллуа») / Paris vu par… (sketch Montparnasse-Levallois)
- 1965 — «Безумный Пьеро» / Pierrot le fou
- 1966 — «Мужское — женское» / Masculin, féminin
- 1966 — «Сделано в США» / Made in U.S.A.
- 1967 — «Две или три вещи, которые я знаю о ней» / 2 ou 3 choses que je sais d’elle
- 1967 — «Древнейшая профессия в мире» (эпизод «Предвидение, или какой будет любовь в 2000 году») / Le Plus Vieux Métier du monde (sketch Anticipation, ou l’amour en l’an 2000)
- 1967 — «Китаянка» / La Chinoise
- 1967 — «Далеко от Вьетнама» / Loin du Vietnam (sketch Caméra-œil)
- 1967 — «Уик-энд» / Week end
- 1968 — «Один плюс один» («Сочувствие дьяволу») / One plus one (Sympathy for the Devil)
- 1968 — «Фильм, как фильм» / Un film comme les autre
- 1968 — /Cinétracts
- 1969 — «Весёлая наука» / Le Gai Savoir
- 1969 — «Любовь и ярость» (эпизод «Любовь») / Amore e Rabbia (sketch L’Amour)
- 1969 — «Ветер с востока» / Le Vent d’est
- 1970 — «Владимир и Роза[fr]»
- 1970 — «Правда» / Pravda
- 1970 — «Лотта в Италии» / Lotte in Italia
- 1970 — «Звуки Британии» / British Sounds
- 1972 — «В час ночи» / One P.M.
- 1972 — «Всё в порядке» / Tout va bien
- 1972 — «Письмо Джейн» / Letter to Jane
- 1975 — «Номер два» / Numéro deux
- 1976 — «Здесь и там» / Ici et ailleurs
- 1977 — /Six fois deux / Sur et sous la communication (TV)
- 1977 — /France / tour / détour / deux / enfants (TV)
- 1978 — «Как дела?» / Comment ça va?
- 1980 — «Спасай, кто может (свою жизнь)» / Sauve qui peut (la vie)
- 1981 — «Письмо Фредди Бюашу» / Lettre à Freddy Buache (короткометражный)
- 1982 — «Страсть» / Passion
- 1983 — «Имя: Кармен» / Prénom Carmen
- 1985 — «Приветствую тебя, Мария» / Je vous salue, Marie
- 1985 — «Детектив» / Détective
- 1986 — «Величие и падение маленькой кинокомпании» / Grandeur et décadence d’un petit commerce de cinéma (TV)
- 1986 — «Мягко стелет» / Soft and Hard
- 1986 — «Встреча с Вуди Алленом» / Meetin’ WA
- 1987 — «Король Лир» / King Lear
- 1987 — «Ария» (фрагмент «Армида») / Aria (partie Armide)
- 1987 — «Тренируй правую» / Soigne ta droite
- 1988 — «Сила слова» / Puissance de la parole
- 1988 — /On s’est tous défilé (TV)
- 1989 — /Le Rapport Darty
- 1990 — «Новая волна» / Nouvelle Vague
- 1991 — «Забвенью вопреки» / Contre l’oubli
- 1991 — «Германия, девять — ноль» / Allemagne 90 neuf zéro
- 1993 — «Увы мне» / Hélas pour moi
- 1993 — «Дети играют в Россию» / Les enfants jouent à la Russie
- 1995 — «ЖЛГ — автопортрет в декабре» / JLG — Autoportrait de décembre
- 1995 — «Сто лет французского кино» / Deux fois cinquante ans de cinéma français
- 1996 — «Моцарт — навсегда» / For Ever Mozart
- 1998 — «Старые места» / The Old Place
- 1998 — «История(и) кино» / Histoire(s) du cinéma (V)
- 2000 — «Происхождение XXI века» / L’Origine du XXIe siècle
- 2001 — «Хвала любви» / Éloge de l’amour
- 2002 — «На десять минут старше: Виолончель» (эпизод «Во тьме времени») / Ten Minutes Older: The Cello (partie Dans le noir du temps)
- 2004 — «Наша музыка» / Notre musique
- 2010 — «Социализм» / Film Socialisme
- 2014 — «Прощай, речь 3D» / Adieu au Langage
- 2018 — «Книга образа», или «Образ и речь» / Le livre d’image
Примечания
- ↑ Encyclopædia Britannica
- ↑ SNAC
- ↑ filmportal.de
- ↑ http://www.telegraph.co.uk/culture/film/cannes-film-festival/7736026/Cannes-Film-Festival-2010-as-it-happened-day-six.html
- ↑ http://www.theguardian.com/film/2000/feb/11/culture.features
- ↑ godard revolutionized — My library — Google Books
- ↑ Morrey, 2005, p. 1.
- ↑ Jean Monod (1765-1836), pasteur (фр.).
- ↑ The Religious Affiliation of Director Jean-Luc Godard (англ.).
- ↑ Chiesi, 2005.
- ↑ Brody, 2008, p. 7.
- ↑ Жан-Люк Годар: «Я делаю фильмы, чтобы показывать собственное изображение.»
- ↑ Brody, 2008, pp. 375–376.
- ↑ Cieply, M. An Honorary Oscar Revives a Controversy (англ.). The New York Times (1 November 2010). Проверено 9 октября 2017.
- ↑ Brody, R. Jean-Luc Godard: the Oscar Question (англ.). The New Yorker (2 November 2010). Проверено 9 октября 2017.
Литература
- Douglas Morrey. Jean-Luc Godard. — Manchester University Press, 2005. — 271 с. — ISBN 978-0719067594.
- Виноградов В. Антикинематограф Ж.-Л. Годара, или «Мертвецы в отпуске». — Канон+РООИ «Реабилитация», 2012. — 280 с. — 800 экз. — ISBN 978-5-88373-323-8.
- Медведев К., Адибеков К. Борьба на два фронта. Жан Люк Годар и группа Дзига Вертов. — Москва: Свободное Марксистское Издательство, 2010. — 111 с.
- Прощай, речь? Философия фильма Годара и современная концепция человека (Статьи Андрея Бычкова, Фёдора Гиренка, Владимира Мартынова, Натальи Ростовой, Вадима Руднева). — М.: Летний сад, 2015. — 120 с. — ISBN 978-5-98856-230-6. — (Серия «Современная русская философия»).
- Вим Вендерс. Логика изображения. — Б&К, 2003. — 432 с. — ISBN 5-93414-100-7.
- Жан-Люк Годар. Страсть. Между черным и белым / сост. Ямпольский М.. — 1997. — 156 с.
- Jean Collet. Jean-Luc Godard: An Investigation Into His Films and Philosophy. — New York: Crown Publishers, 1970.
- Roberto Chiesi. Jean-Luc Godard. — Gremese, 2005. — P. 128. — ISBN 978-8873015840.
- Richard Brody. Everything Is Cinema: The Working Life of Jean-Luc Godard. — Macmillan, 2008. — 720 с. — ISBN 978-0-8050-6886-3.
Ссылки
Нанси, Жан-Люк — Википедия с видео // WIKI 2
В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Нанси.
Жан-Люк Нанси́ (фр. Jean-Luc Nancy; 26 июля 1940, Бордо[2] (Франция)) — французский философ. Автор теории сообщества как бытия-вместе (être-en-commun). Профессор философии Страсбургского университета. С 1989 по 1997 руководил факультетом философии, лингвистики, информатики, образовательных наук. Международная премия итальянского Общества Ницше (1990).
Работы, посвященные творчеству ряда философов и мыслителей: Лакан (Le titre de la lettre, 1973), Гегель (La remarque spéculative, 1973), Кант (Le Discours de la syncope, 1976 и L’Impératif catégorique, 1983), Декарт (Ego sum, 1979), Хайдеггер (Le Partage des voix, 1982). Ряд книг и статей написан им совместно с Лаку-Лабартом (Le titre de la lettre и др).
Энциклопедичный YouTube
1/3
Просмотров:
462
927
808
✪ Боги материалистического общества — что еще может нас спасти? Дискуссия с участия Жана-Люка Нанси
✪ «Рабби Шолем-Дов-Бер: прорыв обороны Бога»
✪ «Материалистическая каббала-3: Натан из Газы. Ландшафт истин населен крокодилами»
Содержание
Сочинения
- La Remarque spéculative : un bon mot de Hegel, Paris, Galilée, 1973.
- La Titre de la lettre, avec Philippe Lacoue-Labarthe, Paris, Galilée, 1973.
- Le Discours de la syncope, I. : Logodaedalus, Flammarion, 1975.
- L’Absolu littéraire. Théorie de la littérature du romantisme allemand, avec Philippe Lacoue-Labarthe, Paris, Seuil, 1978.
- Ego sum, Paris, Flammarion, 1979.
- Le Partage des voix, Paris, Galilée, 1982.
- L’Impératif catégorique, Paris, Flammarion, 1983.
- Hypnoses, en collaboration avec Éric Michaud et Mikkel Borch-Jacobsen, 1984.
- L’Oubli de la philosophie, Paris, Galilée, 1986.
- La Communauté désœuvrée, Paris, Christian Bourgois, 1986.
- Des lieux divins, Mauvezin, T.E.R, 1987.
- L’Expérience de la liberté, Paris, Galilée, 1988.
- Une pensée finie, Paris, Galilée, 1990.
- Le Poids d’une pensée, Québec, Le Griffon d’argile, 1991.
- Le Mythe nazi, avec Philippe Lacoue-Labarthe, La tour d’Aigues, L’Aube, 1991.
- La Comparution (politique à venir), avec Jean-Christophe Bailly, Paris, Bourgois, 1991.
- Corpus, Paris, Métailié, 1992.
- Le Sens du monde, Galilée.
- The Birth to presence, Stanford, Stanford University Press, 1993.
- Les Muses, Paris, Galilée, 1994.
- Être singulier pluriel, Paris, Galilée, 1996.
- Hegel : l’inquiétude du négatif, Paris, Hachette, 1997.
- L’Intrus, Paris, Galilée, 2000.
- Le Regard du portrait, Paris, Galilée, 2000.
- Conloquium, introd. à Roberto Esposito, Communitas : origine et destin de la communauté, trad. de l’italien par Nadine Le Lirzin, Paris, PUF, coll. «Les essais du collège international de philosophie», 2000.
- La Pensée dérobée. Paris, Galilée, 2001.
- La Communauté affrontée, Paris, Galilée, 2001.
- The Evidence of film, Bruxelles, Yves Gevaert, 2001.
- La Création du monde ou la Mondialisation, Paris, Galilée, 2002.
- Nus sommes : la peau des images, avec Federico Ferrari, Paris, Klincksieck, 2003.
- Résistance de la poésie, «La Pharmacie de Platon», William Blacke & Co., 2004
- La Déclosion, Déconstruction du christianisme I, Paris, Galilée, 2005.
- Iconographie de l’auteur, avec Federico Ferrari, Paris, Galilée, 2005.
- Sur le commerce des pensées, illustrations de Jean Le Gac, Paris, Galilée, 2005.
- Tombe de sommeil, Paris, Galilée, 2007.
- Juste impossible, Paris, Bayard, 2007.
- Vérité de la démocratie, Paris, Galilée, 2008.
- Démocratie, dans quel état ?, avec Giorgio Agamben, Alain Badiou, Daniel Bensaïd, Wendy Brown, Jacques Rancière, Kristin Ross et Slavoj Žižek, La Fabrique, 2009.
- L’Adoration, Déconstruction du christianisme II, Paris, Galilée, 2010.
- Atlan : Les Détrempes, Paris, Hazan, 2010.
- Maurice Blanchot, passion politique, Paris, Galilée, 2011.
- На русском языке
- О со-бытии. — В кн.: Философия Мартина Хайдеггера и современность. М., 1991;
- Сегодня. — В кн.: Ad Marginem ’93. M., 1994;
- Рождение в присутствие. — «Комментарии», 1996, № 9;
- Смех, присутствие. — «Комментарии», 1997, № 11;
- Язык и тело. — В кн.: Копнинские чтения II. Томск, 1997;
- В ответе за существование. — В кн.: Интенциональность и текстуальность. Философская мысль Франции XX века. Томск, 1998;
- Бытие единичное множественное. — Минск: И. Логвинов, 2004. — 272 с.;
- Непроизводимое сообщество: Новое издание, пересмотренное и дополненное / Пер. с франц. Ж. Горбылевой и Е. Троицкого. — М.: Водолей, 2009. — 208 с. — ISBN 978-5-91763-005-2;
- Сексуальные отношения? — Сп-Б.:Алетейя, 2011;
Литература
- Петровская Е. В. Нанси, Жан-Люк // Новая философская энциклопедия / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В. С. Стёпин, заместители предс.: А. А. Гусейнов, Г. Ю. Семигин, уч. секр. А. П. Огурцов. — 2-е изд., испр. и допол. — М.: Мысль, 2010. — ISBN 978-5-244-01115-9.
- Armstrong, Phillip. Reticulations: Jean-Luc Nancy and the Networks of the Political. Minneapolis: University of Minnesota Press, 2009.
- Derrida, Jacques. On Touching, Jean-Luc Nancy. Stanford: Stanford University Press, 2005.
- Hutchens, B.C. Jean-Luc Nancy and The Future of Philosophy. Montreal & Kingston: McGill-Queen’s University Press, 2005.
- James, Ian. The Fragmentary Demand: An Introduction to the Philosophy of Jean-Luc Nancy. Stanford: Stanford University Press, 2006.
- Kamuf, Peggy, ed. On the Work of Jean-Luc Nancy: A Special Issue of Paragraph. Nov. 1992
- Sparks, Simon, ed. On Jean-Luc Nancy: The Sense of Philosophy. London: Routledge, 1997.
- At the Heart: of Jean-Luc Nancy. A Special Issue of The New Centennial Review, Vol. 2, no.3, Fall 2002.
Примечания
- ↑ (unspecified title) Проверено 10 июля 2019.
- ↑ Горбылева, Ж. На пределе смысла // Непроизводимое сообщество: Новое издание, пересмотренное и дополненное / Пер. с франц. Ж. Горбылевой и Е. Троицкого. — М.: Водолей, 2009. — 208 с. — ISBN 978-5-91763-005-2. — С. 4.
Ссылки
Эта страница в последний раз была отредактирована 4 января 2020 в 09:56.
фильмы, биография и личная жизнь актера
Жан Люк Билодо на сегодняшний день является довольно известным и многообещающим молодым актером. За десять лет карьеры он успел поучаствовать в съемках известных и популярных сериалов и даже сняться в нескольких громких фильмах. Количество поклонников его таланта увеличивается с каждым годом, и их интересуют не только карьерные успехи парня, но также его биография и личная жизнь.
Жан Люк Билодо: биография и общие данные
Родился будущий актер четвертого ноября 1990 года в канадском городе Ванкувере. Его родители Раймонд и Барбара живут там и по сегодняшний день. Кстати, Жан Люк Билодо не был единственным ребенком в семье. У парня есть сестра Даниэлль, которая сегодня работает в Ванкувере агентом по подбору кадров, разыскивая новые, перспективные таланты.
Парень окончил школу Холли Кросс, которая расположена в окрестностях Британской Колумбии. Конечно же, склонность к сценическому искусству начала проявляться у него еще в детстве. Более того, Жан Люк Билодо был прирожденным комиком, а его кумиром стал сам Джим Керри.
Как Жан Люк стал актером?
Далеко не все поклонники молодого актера знают о том, что раньше он серьезно занимался танцами. Изучению и совершенствованию этого искусства он посвятил девять лет жизни. Кстати, танцевал он преимущественно в современных стилях, включая хип-хоп.
Но в 2004 году ему удалось впервые поработать на съемочной площадке. Он сыграл небольшую роль маленького Бобби в канадском фильме «Ill Fated». Но даже этого хватило для того, чтобы юный Жан принял решение полностью посвятить свое время изучению актерского мастерства и работе в кино.
Сериал «Кайл ХУ» и карьерный взлет
2006 год стал началом карьеры для юного начинающего актера. Именно в этот время ему предложили одну из ключевых ролей в сериале «Кайл ХУ». История о непосредственном парне Кайле, который по непонятным причинам оказался посреди леса, не помня ничего о своем прошлом, пришлась по душе зрителям.
Здесь Жан Люк Билодо (фото) сыграл Джоша Трейгера — младшего сына супружеской пары, которая приняла на себя заботы о Кайле. Стоит отметить, что молодой актер всегда мечтал попробовать себя в комедийном амплуа и здесь ему это удалось. Ведь он полностью перевоплотился в остроумного подростка с обычными проблемами и незаурядным чувством юмора. Именно его персонаж добавил сериалу столь необходимую легкость и некую комичность. Этот проект продержался четыре сезона, после чего, к неудовольствию поклонников, был закрыт. Тем не менее, Жан Люк Билодо, как и все остальные члены актерского состава, стал настоящей звездой. Роль Джоша стала для актера билетом в большое кино.
Жан Люк Билодо: фильмография
Еще во время работы над сериалом «Кайл ХУ» молодой актер начала работу над другими проектами. Например, в 2007 году он снялся в американском фильме ужасов «Кошелек или жизнь». Здесь он сыграл Шредера, одного из пяти детей, приехавший в канун Хеллоуина на заброшенную каменоломню, где по легенде когда-то произошло массовое убийство детей.
В 2008 году он засветился в одном из самых известных и популярных мистических сериалов «Сверхъестественное» — в одном из эпизодов ему досталась роль Джастина. В 2009 году актер получил еще одну эпизодическую роль в подростковом фантастическом сериале «Охотники за монстрами».
В 2010 году Жан Люк Билодо получил главную роль в комедии от киностудии «Дисней» под названием «16 свечей». Здесь он сыграл Джея, милого парня, влюбленного в лучшую подругу и не решающегося признаться ей в своих чувствах. В том же году он получил небольшую роль Брета Мартина в научно-фантастическом сериале «Необычная семья».
А в 2011 году актер получил роль Эша, парня главной героини Крис в фильме «Лучший игрок». Разумеется, затем появлялись и другие фильмы с участием Билодо. Например, в 2012 году актер снова появился на экранах — на этот раз в образе Джереми в подростковом фильме «Лето. Одноклассники. Любовь». Здесь он работал на одной площадке вместе с Деми Мур и Майли Сайрус.
В том же 2012 году в прокат выходит черная комедия «Пираньи 3ДД», которая является пародией на фильм ужасов, появившийся на экранах в 2010 году. Здесь Жан Люк получает одну из ключевых ролей. В 2012 году актер также соглашается на главную роль в ситкоме «Папочка». Здесь он играет Бена Уиллера, молодого парня, работающего барменом, который берется самостоятельно воспитывать новорожденную дочь, оставленую под дверьми бывшей девушкой.
Личная жизнь актера
Конечно же, личная жизнь и увлечения молодого актера интересуют всех его поклонников. Жан Люк Билодо встречается с канадской актрисой Эммалин Эстрадой. Кстати, парень не любит, когда его называют полным именем — он предпочитает сокращенное Джей-Эл. Он регулярно занимается йогой, посещает спортзал, а в свободное время выезжает в горы, так как обожает кататься на сноуборде. Кстати, актер — фанат хоккея.
Что же касается планов на будущее, то Жан Люк планирует в свое время писать сценарии, создавать собственные фильмы и сериалы. Что же касается актерской карьеры, то парень мечтает хотя бы раз попробовать себя в роли негативного героя.
Жан-Люк Руж — Википедия
Жан-Люк Руж , урожденный Клиши (Hauts-de-Seine), является французским дзюдоистом, старшим членом команды по дзюдо Франции с 1967 по 1980 год.
Лучший французский чемпион по дзюдо в Вене в 1975 году. Последний чемпион Европы по дзюдо и чемпион Франции старший.
После обновления спортивной техники, занимаюсь различными приемами в соответствии с французской Федерацией дзюдо, прошедшей подготовку в 2005 году.Au niveau international, является почетным членом Европейского союза депутатов по дзюдо 2002 года и генерального секретаря Международной федерации депутатов дзюдо 2011 года.
Carrière sportive [модификатор | модификатор кода файла]
Жан-Люк Руж изобразил дзюдо по телевизору в 1961 году, un sport jusque là peu pratiqué en France à cette époque, lors des championnats du monde de Paris où le néerlandais Anton Geesink devient le premier judoka européen à battre [1] .
Athlète licencié au club de l’Athletic Club de Boulogne-Billancourt, Jean-Luc Rougé évolue dans les catégories de poids des «mi-lourds» и «lourds» [Примечание 1] et mesure un mètre quatre-vingt dix .
Самый главный чемпион мира по истории французского дзюдо в 1975 году и важный финал, лицо японского Ишибаши.
Il est en outre, à quatre reprises, чемпион Европы в 1973, 1975, 1979 и 1980 годах, après evoir été d’ailleurs, чемпион Европы среди кадетов 1967 года и чемпион Европы среди юниоров 1969 года.
Самый титулованный чемпион Европы по национальной экипировке в 1978 году, на последнем месте соревнований в 1972, 1973, 1975, 1977 и 1979 годах.
En 1976, il enseigne des Cours de Judo à Gif-sur-Yvette.
Самый редкий предмет для усов, приписываемый редким видам спорта в общем и дзюдо в частности.
Spécialiste du harai goshi , является исчерпывающим и исчерпывающим методом проекции.
Другой сын 9 и дан ле .
Carrière административный [модификатор | модификатор кода файла]
Fonctions nationales [модификатор | модификатор кода файла]
Параллельно с спортивной одеждой, Жан-Люк Руж использует технику после того, как Управление женского и спортивного управления в 1972 и 1980 годах. [2] .
После восстановления спортивной подготовки, национального движения по дзюдо с 1980 по 1981 год, с 1981 по 1986 год, после национального директора по технике с 1986 по 1997 год по системе французской федерации дзюдо [3] .Il est ensuite directeur de la fédération de 1994–2004, avant d’y être élu président en 2005, succédant à Michel Vial [1] , [4] . Il est rélu en 2016 pour la quatrième fois consécutive.
Fonctions internationales [модификатор | модификатор кода файла]
Жан-Люк Руж является спортивным директором Европейского союза дзюдо в 1998 и 2002 годах, будучи заместителем почетного члена в 2002 году. Член партии 2005 года и закон 2007 года, занимал пост премьер-министра. «Европейский союз дзюдо».Энфин, заместитель 2011 года, генеральный секретарь Международной федерации дзюдо [2] .
Политическая карьера [модификатор | модификатор кода файла]
Jean-Luc Rougé fréquenta lorsqu’il était jeune l’Alliance des Jeunes pour le socialisme (AJS), gérée par l’Organisation communiste internationaliste (OCI). Son frère, chercheur en mathématiques, defend les couleurs du Parti des travailleurs (PT) dans les Hautes-Pyrénées lors des élections cantonales de 2004 [1] .
Министр спорта Ги Дру, который в 1995 году безуспешно предлагал вернуться в кабинет министров [1] .
Кандидат в законодательные органы после выборов в 1993 году в соответствии с законом Rassemblement par le sport , et al. Соответствующий 4,60 % des voix mais ne renouvelle pas sa кандидата [1] .
Жан-Люк Руж выступает против развития ММА (смешанных боевых искусств) во Франции: «ММА — это прибежище для джихадистов! C’est la Direction centrale du renseignement intérieur (DCRI) qui me l’a dit! » [5] . Это новое предложение в статье, посвященной Le Parisien : «J’ai parlé des arts martiaux qui sont des refuges pour jihadistes. Des Terroristes peuvent s’entraîner chez nous. C’est pour cette raison qu’on est en contact avec la police.D’ailleurs, в déjà excludes gens, mais je n’en dirai pas plus. В Интернете, вы можете прочитать комментарий, направленный на джихад и совершивший ошибку в клубах мартовских искусств. У тебя есть данс ле дзюдо. » [6] .
Я сожалею о банализации насилия, об образовании человеческого фактора и об экономическом чистом состоянии MMA [5] , [6] . В коммюнике Французской федерации дзюдо, джиу-джитсу, кендо и других дисциплин, объединившихся по предложению министра спорта, Роксана Марасиняну, заботящаяся о возмещении вреда, оказывала влияние на образование, на чистую воду и на ценности уважения. человек, хорошее телосложение и моральный дух »dans ce sport émergeant est évoqué [7] , [8] .Заинтересованность в интеграции ММА в соответствии с принципами FFJDA, целиком возможна, «avec quelques ajustements systems [la fédération] peut tout à fait gérer ces activités avec ses club et ses enseignants. ». Pour les compétitions amateurs, la FFJDA souhaite être «бесплатно для определения техник содержания и культурных аспектов и методов». Залейте профессиональные организации боевых действий по принципу приватности общества, по требованию FFJDA, в случае отказа от участия в боевых действиях или соучастников ММА, «возможно вмешательство в определенные проявления».Celle-ci dénonce le manque d’uniformisation des exigences de contrôles et suivis médicaux, ainsi que des variantes d’arbitrage parfois importantes, notamment lorsqu’un combattant est en трудное телосложение [9] .
Кадет [модификатор | модификатор кода файла]
- Чемпион Европы
- Médaille d’or en −85 kg aux Championnats d’Europe de Lisbonne en 1967.
Junior [модификатор | модификатор кода файла]
- Чемпион Европы
- Médaille d’or en −93 kg aux Championnats d’Europe de Berlin en 1969.
Старший [модификатор | модификатор кода файла]
Par équipe [модификатор | модификатор кода файла]
Jean-Luc Rougé élevé au rang de Gloire du sport par la Fédération des internationaux du sport français в 2003 году.
- Jean-Luc Rougé, Harai-goshi , Paris, Chiron Sports, coll. «Мастера дзюдо: 2», , 95 стр. (ISBN 2-7027-0472-7)
Notes [модификатор | модификатор кода файла]
- ↑ Pour les poids «mi-lourds», соответствует à −93 кг от 1972 до 1976, −95 кг от 1980 до 1992, −100 кг от 1996.Pour les poids «lourds», cela désigne +93 кг с 1972 по 1976 год, +95 кг с 1980 по 1992 год, +100 кг за 1996 год.
Références [модификатор | модификатор кода файла]
- ↑ a b c d et e Жиль ван Коте, « Жан-Люк Руж, боец дзюдо », sur Le Monde, (см. От 19 июля 2019 г.)
- ↑ a et b « Жан-Люк Руж — Бюро exécutif — Franceolympique.com », sur www.franceolympique.com (от 19 июля 2019 г.)
- ↑ « Fiche de Jean-Luc Rougé », sur FranceOlympique.com (обратитесь к 19 июля 2019 г.)
- ↑ « Жан-Люк Руж, кимоно в костюме », sur L’Humanité, (см. 19 июля 2019 г.)
- ↑ a et b « MMA: quand les dirigeants du Judo mondial tombent sur la tête », на сайте www.lepoint.fr, (см. 26 марта 2015 г.)
- ↑ a et b Le 25 июн 2015 à 16h39, « JUDO. Жан-Люк Руж: «Martiaux sont des refuges pour jihadistes» », sur leparisien.fr, (см. 21 июля 2019 г.)
- ↑ Джон СУБАКА, « Французская федерация дзюдо, критика ММА, Международная федерация ММА, ответ », на сайте ActuMMA, (см. 21 июля 2019 г.)
- ↑ « Международная федерация ММА отвечает на критику Жан-Люка Ружа, президента Французской федерации дзюдо — MMA », sur L’Equipe (см. 21 июля 2019 г.)
- ↑ « MMA: la FFJudo (ré) Подтверждаем позицию против », на www.lespritdujudo.com (обратитесь к 21 июля 2019 г.)
- ↑ Décret du 14 апреля 2017 г., важное продвижение
- Ресурсы родственники по спорту :
.
Jean-Luc Bideau — Wikipédia
Un article de Wikipédia, l’encyclopédie libre.
Pour les article homonymes, voir Bideau.
Jean-Luc Bideau est un acteur suisse né le в Женеве. Il a acquis la nationalité française en 1991 [1] .
«Après Избегая пасынка сына в Женеве», Жан-Люк Бидо в 1959 году в Париже и на выставках в консерватории [2] .Ancien élève de la Promotion 1963 [3] , il obtient cette même année le 2 e prix de comédie classique [4] .
Il rentre en Suisse en 1968 et devient l’un des acteurs fétiches du nouveau cinéma suisse en tournant sous la direction де Мишель Суттер, д’Ален Таннер и де Клод Горетта [4] . En France, il travaille entre autres avec Costa-Gavras, Mocky, Chabrol ou Tavernier. En 1979, le film Et la tenresse? Бордель! Патрика Шульмана, признанного успешным и популярным [5] .
Toujours très actif au théâtre, il devient Pensionnaire de la Comédie-Française en 1988, puis sociétaire de 1991–1998 [4] .
De 1998–2002, в карьере нового издания на французской серии H aux côtés, notamment, de Jamel Debbouze et du duo d’humoristes Éric et Ramzy. Il déclare ne plus vouloir entender parler de cette série, l’acteur étant désespéré par les comportements et inspportables de Jamel Debbouze, Eric Judor et Ramzy Bedia [6] .
En 2007, il fait partie du jury des longs-métrages du 42 e Международный фестиваль фильмов в Карловых Варах.
En 2012, remarqué dans la série Ainsi soient-ils , diffusée sur Arte, dans le rôle du père Étienne Fromenger, directeur du séminaire des Capucins.
В 2013 году, при скрытии Жан-Люк Бидо в архиве фильма La Salamandre d’Alain Tanner de 1971. Этот архив виден в длинном метраже Deux automnes trois hivers de Sébastien Betbeder ( источник: générique) ).
Жан-Люк Бидо — это Мария с Марселлой Саливаровой, специалистом по созданию оригинальной художественной сцены. Ансамбль, онт eu deux enfants: Николя, директор Présence Suisse, федеральный поверенный по продвижению Suisse à l’étranger, et Martine, medecin pédiatre [2] , [6] .
Cinéma [модификатор | модификатор кода файла]
Années 1960 [модификатор | модификатор кода файла]
Années 1970 [модификатор | модификатор кода файла]
Années 1980 [модификатор | модификатор кода файла]
Années 1990 [модификатор | модификатор кода файла]
Années 2000 [модификатор | модификатор кода файла]
Années 2010 [модификатор | модификатор кода файла]
Courts-métrages [модификатор | модификатор кода файла]
Télévision [модификатор | модификатор кода файла]
1968-1979 [модификатор | модификатор кода файла]
Années 1980 [модификатор | модификатор кода файла]
Années 1990 [модификатор | модификатор кода файла]
Années 2000 [модификатор | модификатор кода файла]
Années 2010 [модификатор | модификатор кода файла]
- 1963: Люмьер богемы Рамона Мария дель Валле-Инклан, мизансцена Жоржа Вильсона, TNP Национальный театр Шайо
- 1963: La Danse du Sergent Musgrave де Джон Арден, мизансцена Питера Брука, Театр де л’Атене-Луи-Жуве
- 1963: Le Vicaire de Rolf Hochhuth, mise en scène François Darbon, Théâtre de l’Athénée-Louis-Jouvet
- 1964: Лорензаччо д’Альфред де Мюссе, мизансцена Раймон Руло, Театр Сары Бернхардт
- 1965: Les Oiseaux d’Aristophane, мизансцена Раймона Руло, Театр Сары Бернхардт
- 1965: Le Dragon d’Evgueni Schwarz, mise en scène Pierre Debauche, Festival de Nanterre
- 1965: Les Séquestrés d’Altona de Jean-Paul Sartre, mise en scène François Périer, Théâtre de l’Athénée
- 1965: Le Hasard du coin du feu de Crébillon fils, mise en scène Jean Vilar, Théâtre de l’Athénée-Louis-Jouvet
- 1966: Les Trois Mousquetaires d’après Alexandre Dumas, mise en scène Roger Planchon, tournée
- 1966: L’Auberge des Adrets de Benjamin Antier, мизансцена Jean-Baptiste Thierrée, Théâtre de la Porte-Saint-Martin
- 1967: Соната призраков Августа Стриндберга, мизансцена Жан Жиллибер, Французский театр Альянса
- 1968: Capitaine Caragheuz de Louis Gaulis, mise en scène Philippe Mentha, Théâtre de Saint-Gervais
- 1969: Les Anabaptistes de Friedrich Dürrenmatt, mise en scène Хорхе Лавелли, Grand Théâtre Genève
- 1970: Carlotta de Miguel Mihura, mise en scène William Jacques
- 1974: Le Creux de Michel Viala, mise en scène François Rochaix, Théâtre de Carouge
- 1975: Мадемуазель Жюли д’Агуст Стриндберг, мизансцена Катрин Эгер, Комеди де Женев
- 1975: C’est beau de Nathalie Sarraute, мизансцена Клода Реги, Театр Орсе
- 1976: La Résistible Ascension d’Arturo Ui de Bertolt Brecht, mise en scène François Rochaix, Théâtre de Carouge
- 1977: Travesties Тома Стоппарда, мизансцена Андре Штайгер, Драматический центр Лозанны
- 1978: Cher Menteur de Jerome Kilty et Jean Cocteau, mise en scène Андре Штайгер, Comédie de Genève
- 1978: Les gens déraisonnables sont en voie de disparition de Peter Handke, mise en scène Claude Régy, Théâtre Nanterre-Amandiers
- 1978: Le Jour et la nuit Эли Прессманн, мизансцена Пьера Бутрона, Национальный театр одежды
- 1978: Travesties de Tom Stoppard, мизансцена André Steiger, Национальный театр одежды
- 1980: Stratégie pour deux jambons de Raymond Cousse, mise en scène Marcela Salivarova th Bideau,
- 1982: Stratégie pour deux jambons de Raymond Cousse, mise en scène Марсела Саливарова Бидо, Театр Сен-Жерве
- 1983: Rhinocéros d’Eugène Ionesco, mise en scène Ришар Вашу, Nouveau Théâtre de Poche Genève
- 1984: L’Elocution de Benjamin Franklin de Steve Spears, mise en scène Марсела Саливарова Бидо, Salle communale Plainpalais Genève
- 1984: La Dédicace de Botho Strauss, мизансцена Joël Jouanneau, Théâtre Gérard Philipe
- 1986: L’Evangile selon Marc , мизансцена Марсела Саливарова Бидо, Palexpo, Festival d’Avignon
- 1988: Il faut passer par les nuages de François Billetdoux, mise en scène Lucian Pintilie Théâtre de la Ville
- 1988: La Cagnotte d’Eugène Labiche, mise en scène Жан-Мишель Риб, Comédie-Française
- 1989: La Folle Journée ou le Mariage de Figaro de Beaumarchais, mise en scène Antoine Vitez, Comédie-Française
- 1989: Le mobile d’Aurora d’Erich Hackl, мизансцена Марсела Саливарова Бидо, Театр одежды
,
- 1991: La Comtesse d’Escarbagnas de Molière, mise en scène Жак Лассаль -Française
- 1991: Le Malade imaginaire de Molière, mise en scène Gildas Bourdet, Comédie-Française
- 1992: Légendes de la forêt viennoise d’Ödön von Horváth, mise en scène André Engel, MC93 Bobigny
- 1993: Le Malade imaginaire de Molière, Французская комедия
- 1994: Naïves Hirondelles de Roland Dubillard, mise en scène Pierre Vial, Théâtre du Vieux-Colombier
- 1994: La Métamorphose de Franz Kafka, мизансцена Marcela Salivarova Bideau, MC93 Bobigny
- 1995: Intrigue et Amour d’après Friedrich von Schiller, mise en scène Marcel Bluwal, Comédie-Française
- 1997: Dans la compagnie des hommes d’Edward Bond, mise en scène Alain Françon, Национальный театр де ла Коллин
- 1998: Le Ping-pong d’Arthur Adamov, mise en scène Gilles Chavassieux, Théâtre du Vieux-Colombier
- 1999: Les Huissiers de Michel Vinaver, mise en scène Alain Françon, Национальный театр де ла Коллин, Национальный театр Ниццы
- ↑ Il a acquis la nationalité française, условие для devenir sociétaire de la Comédie-Française: « Entre grande et petites histoires », для сотрудничества.ch, (см. 7 марта 2016 г.)
- ↑ a et b « Entre grande et petites histoires », на сайте сотрудничества.ch, (см. 7 марта 2016 г.)
- ↑ « Annuaire des anciens élèves du CNSAD », sur rueduconservatoire.fr (см. 8 марта 2016 г.)
- ↑ a b et c Françoise Dubor, « Jean-Luc Bideau », dans le Dictionnaire du théâtre en Suisse en ligne.
- ↑ « Jean-Luc Bideau, l’acteur du hasard helvétique », sur tdg.ch, (см. 7 марта 2016 г.)
- ↑ a et b « Entretien sur un brancard avec le professeur Strauss », sur streetpress.com, (см. 8 марта 2016 г.)
Sur les autres projets Викимедиа:
- Родственники ресурсов à l’audiovisuel :
- Ресурсы родственников в очках :
.