Режиссера Юрия Быкова отстранили от съемок фильма «Время первых»
Один из самых крупных кинопроектов Года кино — фильм «Время первых», рассказывающий о судьбе российского космонавта дважды героя Советского Союза Алексея Леонова — человека, который первым вышел в открытый космос, изначально задумывался, как наш ответ «Гравитации» Альфонсо Куарона. К проекту были привлечены лучшие силы отечественного кинематографа, но вдруг одно за другим стали появляться сообщения, из которых следует что на съемочной площадке не все в порядке.
Вначале в СМИ появилась информация о том, что из-за недомогания исполнителя главной роли Евгения Миронова съемки приостанавливаются. Но сегодня в компании «Bazelevs» обозревателю «РГ» сообщили, что съемки продолжатся в феврале, и фильм, как и было обещано ранее, появится на экранах к концу года.
Вслед за этим пришло сообщение о том, что режиссер проекта Юрий Быков, известный зрителям по фильмам «Жить», «Майор», «Дурак» и сериалу «Метод», отстранен от съемочного процесса. Все сцены, которые по сценарию происходят на земле, Быковым уже отсняты. Но его видение космоса не устроило продюсеров. Тут стоит уточнить, что фильм планируется сделать в формате 3D, а, значит, космические сцены имеют особое значение. Тут же на свой страничке в социальной сети Facebook Юрий Быков написал следующее:
«Чтобы не было лишних вопросов и обсуждений. Давайте так. Никакой трагедии не произошло. Я уже занимаюсь другими вещами. Я всегда говорил, что режиссура в продюсерском кино — наемная работа. Прокатный фильм — это коммерческий проект, где решение принимает автор проекта — продюсер. Режиссер только инструмент. Не подошел один инструмент или отработал свое — поменяли. У меня никогда на этот счет иллюзий не было. Надеюсь, не будет и у моих оппонентов, которые всегда упрекали меня за такую позицию. Приятно, что новости обо мне сразу становятся такими важными. Видимо, есть имя и аудитория. Это поможет в дальнейшей работе».
Тем временем компания Bazelevs прояснила, кто теперь займет место режиссера в проекте «Время первых». Съемки продолжит Дмитрий Киселев. Он был режиссером монтажа фильмов «Ночной дозор» и «Дневной дозор». За последний в 2007 году Киселев был удостоен премии «Золотой орел» в номинации «Лучший монтаж». В 2008 году Киселев стал режиссером второй съемочной группы на фильме «Особо опасен» с участием Анджелины Джоли, Джеймса Макэвоя, Моргана Фримана и Константина Хабенского. В соавторстве с Александром Войтинским Киселев снял приключенческий экшн «Черная молния». Он также известен как соавтор комедии «Джентльмены, удачи!», режиссер новелл для всех частей новогодней франшизы «Елки» и сериала «Лондонград».
А так прокомментировали смену режиссера на проекте продюсеры картины: «В начале сентября мы закончили съемки «земных» сцен фильма, всего, что относилось к предполетной истории Леонова и Беляева, их знакомство, притирка и бесконечные тренировки в ожидании полета. По хронометражу это — две трети фильма. Получился хороший драматичный материал, но теперь нам предстоят самые сложные в технологическом плане космические сцены, которые и делают «Время первых» зрелищным фильмом-катастрофой», — пояснил Евгений Миронов, который, помимо того, что исполняет главную роль, также является сопродюсером фильма «Время первых».
«В процессе подготовки космических эпизодов мы с Юрой и Женей Мироновым пришли к обоюдному решению привлечь на космический блок другого режиссера, тяготеющего к экшн-фильмам.,- Им стал Дима Киселев, у которого есть богатый опыт работы в остросюжетном кино — от «Ночного дозора» до голливудского проекта «Особо опасен», — сказал сопродюсер Тимур Бекмамбетов.
Что лучше — позволить одному российскому режиссеру научиться снимать экшн-сцены в 3D или взять того, кто уже имеет в этом опыт, — покажет «Время первых».
Как снималась космическая драма «Время первых»
Как снималась космическая драма «Время первых»
Кто был главным консультантом фильма, как создавали невесомость и почему Юрия Быкова отстранили от съёмок…
Идея снять фильм о выходе человека в открытый космос принадлежит актёру Евгению Миронову. Он посмотрел документальный фильм про космонавта Алексея Леонова и захотел лично познакомиться с легендой. В 1965 году Алексей Леонов стал первым человеком в истории, который шагнул за борт корабля «Восход-2» в неизведанное космическое пространство… Миронов взял с собой сценариста Юрия Короткова, и они поехали в гости. В результате встречи Алексей Леонов одобрил затею и согласился стать главным консультантом будущего фильма. Евгений Миронов был не только продюсером масштабного проекта, но и сыграл главную роль.
Подробности первого выхода человека в открытый космос долгое время были засекречены. За успешным покорением Советским Союзом космического пространства скрывалась череда нештатных ситуаций. Чтобы обогнать американцев, полёт корабля «Восход-2» перенесли с запланированного 1967 года на 1965-й, и у конструкторов осталось минимальное количество времени на расчеты и испытания…
Одна накладка случилась непосредственно при выходе в космос — скафандр Алексея Леонова раздулся так, что космонавт с трудом смог вернуться в шлюз. При возвращении на землю автоматика не смогла «отстрелить» камеру с космонавтами Алексеем Леоновым и Павлом Беляевым, и им пришлось садиться в ручном режиме. Они оказались посреди тайги в -25 мороза и подали сигнал бедствия. Через четыре часа их нашли спасатели, но не смогли забрать, так как вертолёту просто было негде сесть. Космонавтам сбросили продукты и тёплую одежду, и ночь они провели в тайге. Спасатели на лыжах добрались до них только на следующий день.
Снимать фильм «Время первых» начал режиссёр социальных драм Юрий Быков, но на двух третях фильма продюсеры отстранили его от работы. По официальной версии — не устроило режиссёрское видение космоса, по кулуарной — Быков вёл кино в сторону человеческой драмы, а продюсеры хотели зрелищный фильм-катастрофу, наш ответ голливудской «Гравитации». Так как сцены на земле почти все закончили, нового режиссёра Дмитрия Киселёва пригласили заняться космическими эпизодами и финалом фильма.
Юрий Быков подробно снимал историю становления Первого отряда — в фильме был и Гагарин, и Терешкова, и другие известные космонавты, а сам полёт был уже ближе к концу фильма. Новый режиссёр решил, что появление Гагарина сразу оттянет внимание зрителей от главного героя фильма, и вырезал все сцены с его участием. В целом в корзину отправилось минут 40 экранного времени — почти всё, что не относилось непосредственно к полёту. Сценарий практически весь переписали, а то, что уцелело от первоначальной версии фильма, было перемонтировано.
Помимо Алексея Леонова над фильмом работали и другие люди, знающие о космосе не понаслышке. Съёмки консультировал и Виктор Благов, который принимал участие ещё в подготовке гагаринского старта, а позже руководил запуском «Восхода-2». Одного из героев второго плана озвучил действующий космонавт Фёдор Юрчихин. Художникам фильма дали доступ к информации о внешних данных космических приборов, но посмотреть на них вживую не пустили — все устройства до сих пор засекречены. Зато создатели фильма и актёры провели немало времени в Центре подготовки космонавтов, правда снимать там тоже не разрешили.
Роль напарника Алексея Леонова — космонавта Павла Беляева — сыграл Константин Хабенский. Его утвердили без проб, так как продюсеры фильма хотели, чтобы именно он сыграл этого героя. К съёмкам Хабенский и Миронов готовились в спортзале — им предстояло сниматься в скафандрах, которые весили 30 килограмм. Это были облегчённые версии настоящих скафандров 60-х — их делали специально для съёмок, но из материалов, которые используются в космонавтике.
Одними из самых сложных были сцены в невесомости — Евгений Миронов вспоминал, что два дня на тросах ему дались очень тяжело. Постановщик трюков придумал систему подвесов, которая балансировала вес актёров. В расслабленном состоянии они действительно чувствовали невесомость, зато для движений в пространстве надо было сильно напрягаться, сохраняя при этом невозмутимое выражение лица…
Для съёмок разработали систему дополненной реальности, которая позволяла режиссёру и оператору видеть на экранах актёров не на зелёном фоне, а непосредственно «в космосе». Некоторые кадры снимали в перевёрнутых декорациях, правда, при этом актёрам приходилось висеть вниз головой. Именно так снимали сцену в шлюзе, где Евгений Миронов безуспешно пытался повторить трюк Алексея Леонова — кувырок в узком пространстве.
Основная часть съёмок проходила в Москве. В одном из ангаров бывшего завода ЗИЛ художники выстроили три макета «Восхода-2» почти в натуральную величину. В одном из них снимали интерьеры корабля, второй использовали для «космических» эпизодов, а третий — для сцен в тайге. Саму тайгу снимали около посёлка Усьва в Пермском крае, где несколько лет назад работала съёмочная группа фильма «Географ глобус пропил». До этой съёмочной площадки добираться приходилось с помощью альпинистского снаряжения.
Фильм планировали выпустить в прокат в 2016 году, но из-за смены режиссёра в сроки не уложились и перенесли премьеру на апрель 2017 году. Оказалось, что на эти даты в планах уже стоит другая космическая драма — «Салют-7». Уступать, конечно, никто не хотел и к конфликту подключили Министерство культуры. Там создали экспертный совет, в который вошли продюсеры, режиссёры и кинопрокатчики, посмотревшие оба фильма. После споров было вынесено решение — «Салют-7» переносится на осень, к юбилею запуска первого искусственного спутника Земли, а «Время первых» триумфально выходит ко Дню космонавтики.
Режиссер фильма «Время первых»: тандем Хабенский и Миронов бывает раз в миллион лет — Культура
МОСКВА, 21 июля. /Корр. ТАСС Мария Токмашева/. Фильм «Время первых», посвященный первому выходу человека в открытый космос, полностью соответствует исторической хронологии событий, а сценарий ленты согласован с космонавтом Алексеем Леоновым. Об этом журналистам рассказал во вторник режиссер ленты Юрий Быков во время съемок картины в Москве. Картина расскажет о жизни и работе первого отряда космонавтов в период с 1960 по 1965 год.
Идея картины принадлежит Тимуру Бекмамбетову и Евгению Миронову. На «Времени первых» они выступают сопродюсерами. А Миронов, к тому же, играет главную роль — Алексея Леонова.
Золотое время советской космонавтики
«Все согласовывалось с Леоновым, хронология событий в фильме будет полностью соблюдена. Все основано на документах, достоверно. Конечно, мы что-то придумаем, все- таки это художественное кино», — рассказал Быков.
«Алексей Архипович (Леонов) — первый человек, к которому я обратился после того, как увидел документальный фильм о нем. Я спросил, не будет ли он против, если мы замутим такую историю. Не могу сказать, что он сразу с радостью откликнулся, но сейчас он поддерживает нас, мы уже много раз встречались, в том числе, и у него дома. Меня поражает в нем чувство юмора, он в прекраснейшей форме находится. Я уверен, что он мог бы многое сделать для подготовки нового поколения — своими знаниями. Он всегда новатор, он всегда влезал туда, куда нельзя, что-то подсказывал, иногда против инструкции, но тем самым спасая жизнь некоторым членам экипажа», — рассказал Миронов.
По словам актера, биография Леонова доказывает, что «чудес не бывает».
«Первыми все-таки становятся избранные, которые прошли тяжелый путь… Может быть, это непонятно на первый взгляд, ощущение, что он такой, может, выскочка, а потом, когда ты понимаешь, ради кого все — ради тех, кто остался за его спиной, не дошел, его близких, родных, и тогда картина целой страны образовывается, что это за страна, почему у нас все особенное. Это попытка разобраться в нас самих через такой блестящий подвиг», — отметил Миронов.
«Из фильма о выходе Леонова в открытый космос мы превратили «Время первых» в масштабный проект о том, как все это дело начиналось под чутким руководством Королева, Карпова и увенчалось выходом человека в космос. По сути дела эти пять лет и есть то самое золотое время советской космонавтики, которое воплотило самые большие достижения вообще в космонавтике. Поэтому фильм и называется «Время первых», — отметил режиссер.
Творческий тандем Миронов-Хабенский
В одном из московских общежитий снимаются сцены, действие которых происходит летом 1960 года в недавно сформированном отряде. По коридору с криком «Подъем!» бежит актер Артем Быстров, исполняющий в ленте роль летчика Валентина Бондаренко — самого младшего члена первого отряда. Самым старшим был Павел Беляев, который в марте 1965 года был вторым пилотом корабля Алексея Леонова.
«Беляев приехал в отряд, когда только что объявили, что Леонов не летит на корабле «Восток», ему потом пришлось ждать еще почти пять лет, чтобы полететь. Отчасти об этом его трудном и тяжелом пути ожидания, смирения и терпения, потому что никто ему не обещал золотые горы, когда он пришел в космонавтику. Он ждал пять лет, чтобы заслужить это. Он долго работал, Королев к нему присматривался, он достаточно долго ждал и не знал, что будет космонавтом, который первым выйдет в космос. И значительная часть картины посвящена этому периоду», — рассказал режиссер.
Роль Беляева в ленте исполняет актер Константин Хабенский. «Миронов и Хабенский оба соответствуют по темпоритму производственному, что очень важно, и творческому. Они очень разные, но это какое-то идеальное везение: то, что они разные по органике, по подходу, это очень хорошо работает на историю, потому что такими же разными были Беляев и Леонов», — отметил Быков.
Он подчеркнул, что Хабенский даже внешне похож на Беляева, а Миронов по органике напоминает Леонова.
«Костя — абсолютный Беляев. Он такой замкнутый, тихий, очень точный, немногословный. А Леонов он наоборот: такой фонтан, Моцарт, очень творческий, он же еще и художником был. Этот тандем — Хабенский и Миронов — бывает раз в миллион лет у режиссера. Я считаю, что мне очень повезло», — рассказал режиссер.
Константин Хабенский отметил, что ему достаточно комфортно работать в команде с Мироновым и Быковым. «Я в этом направлении еще не работал, интересно посмотреть, покрутить, пофантазировать, сыграть человека с бешеными перегрузками в сложных обстоятельствах», — рассказал о своем герое актер.
Фантастика, азарт и бесстрашие
Съемочная группа уверена, что «Время первых» позволит российским зрителям по-новому взглянуть на историю страны и ее настоящее.
«Этот фильм — моя личная дань уважения тем принципам и идеалам. Мне кажется, что отчасти эта картина о том, что даже в самых нечеловеческих условиях существуют какие-то незыблемые принципы. По крайней мере, должны существовать, иначе человек рассыпается. Мне кажется, что все эти ребята, которые были в первом отряде, за редким исключением, они все были очень цельными. За пять лет американцы не смогли ни разу Королева обогнать в тех свершениях, которые были, потому что степень накала, решимости, азарта и бесстрашия, была предельно высока. Уникальное было время и уникальные люди», — считает Быков.
Евгений Миронов убежден, что фильм «Время первых» «должен помочь снова влюбиться в прекрасную фантастическую тему и вдохновить многих людей на подвиги».
«Эта тема безгранична. Недавний американский блокбастер «Гравитация» это доказал, миллионы людей снова погрузились в эту тему. А у нас есть реальная история, Алексей Архипович жив, здоров. На нас, безусловно, большая ответственность. Мы основываемся на реальных событиях, не надо ничего придумывать, там столько произошло событий, которые полвека были скрыты и совсем недавно рассекречены. Мы же не могли говорить о каких-то ошибках. Оказалось, что эти проблемы, эти ошибки говорят о том, какие у нас потрясающие люди. Несмотря на все это, они делали свое дело. И как! Ими гордилась вся страна!» — подчеркнул актер.
Группе еще только предстоит снимать «космические» сцены, которые запланированы на ноябрь. Для этого актеры ежедневно проводят многочасовые спортивные тренировки, а группа готовит полноразмерный макет космического корабля «Восход-2».
Лента «Время первых» будет сделана в формате 3D. Голливудскую команду стереографов возглавляет Джош Фриттс, работавший над такими лентами, как «Новый Человек-паук», «Планета обезьян: Революция» и «Сталинград». На экраны лента Юрия Быкова выйдет осенью 2016 года.
Работу Быкова над «Временем первых» продолжит другой режиссер
Накануне в сети появилась информация, что Юрий Быков отстранен от должности режиссера драмы «Время первых», а сам проект заморожен. Сегодня компания «Базелевс» Тимура Бекмамбетова опровергла эту информацию, уточнив в ответе на запрос КиноПоиска, что съемки возобновятся по плану — в феврале. Но уже с другим режиссером.
«В начале сентября мы закончили съемки „земных“ сцен фильма, всего, что относилось к предполетной истории Леонова и Беляева, — поясняет в официальном релизе „Базелевса“ сопродюсер фильма Евгений Миронов, исполнитель роли Алексея Леонова — их знакомство, притирка и бесконечные тренировки в ожидании полета. По хронометражу это — две трети фильма. Получился хороший драматичный материал, но теперь нам предстоят самые сложные в технологическом плане космические сцены, которые и делают „Время первых“ зрелищным фильмом-катастрофой».
Именно космические сцены, по решению продюсеров, снимет Дмитрий Киселев, много раз работавший с Тимуром Бекмамбетовым — сначала как режиссер монтажа «Ночного дозора» и «Дневного дозора», затем как режиссер второй съёмочной группы боевика «Особо опасен», наконец, как один из режиссеров «Черной молнии» и «Ёлок». Богатый опыт работы в остросюжетном кино, по словам Бекмамбетова, и стал одной из причин, по которой был выбран Киселев.
«Никакой трагедии не произошло, — написал Юрий Быков на своей личной странице в сети Facebook. — Я уже занимаюсь другими вещами. Я всегда говорил, что режиссура в продюсерском кино — наемная работа. Прокатный фильм — это коммерческий проект, где решение принимает автор проекта — продюсер. Режиссер только инструмент. Не подошел один инструмент или отработал свое — поменяли. У меня никогда на этот счет иллюзий не было. Надеюсь, не будет и у моих оппонентов, которые всегда упрекали меня за такую позицию». В комментариях к своей записи режиссер добавил: «Это уже не моя картина, и мне не очень важно, что с ней будет».
В официальном релизе «Базелевса» постановщиками «Времени первых» указаны и Киселев, и Быков. Планируется, что картина появится на экранах осенью 2016 года.
История создания — Статьи на КиноПоиске
О смене режиссеров, пересъемках, правках сценария и конкуренции в прокате рассказывают Дмитрий Киселев, Евгений Миронов, Константин Хабенский и Алексей Леонов.
Голливудская история на советском материале
О том, как создавался фильм «Время первых», когда-нибудь можно будет снимать кино. Живой космонавт-первопроходец, строго следящий за сценарием и финальным монтажом, смена режиссера и команды сценаристов, бесконечные пересъемки, ловкая (даже если и не намеренная) пиар-кампания, спровоцированная то ли министерством культуры, то ли самими продюсерами — материала хватит на ленту вроде «Да здравствует Цезарь!», если только в России найдутся сценаристы с чувством юмора, как у братьев Коэн.
Все началось три года назад, когда Евгений Миронов увидел документальный фильм о выходе Алексея Леонова в открытый космос. История первого человека, смело шагнувшего в безмолвное космическое пространство с риском не вернуться назад, так впечатлила актера и продюсера, что он решил услышать ее из первых уст.
«Мне хотелось подтверждения того, что я увидел в документальном фильме, потому что история казалась невероятной, — рассказывает Миронов. — Я хотел подробностей. Помню, когда мы со сценаристом Юрием Коротковым сидели за столом у Леонова, его жена Светлана Павловна периодически говорила мужу: поменьше говори, поменьше рассказывай. Я понимал, как долго эта история была семейной тайной. Необходимо было войти в дом так, чтобы они отнеслись ко мне как к родному человеку, доверчиво. Это стоило дорогого — пережить такое. Причем и ему, и его жене. Мне нужно было доказать, что я пришел к ним с чистыми намерениями».
«Время первых»
Алексей Леонов вспоминает о той встрече гораздо более спокойно. «Когда Женя Миронов вдруг попросил встретиться, он сразу не сказал про фильм. Потом он сказал, что есть журналисты, которые хотят со мной поговорить. Пили кофе, помню, был жаркий день. Начался разговор. А потом он сказал: у меня есть идея снять фильм про выход в открытый космос, мол, как это было, про людей, про [генерального конструктора советской ракетной промышленности] Сергея Королева. А для меня это святое. Ведь о том, что произошло, мало кто знает, в первую очередь из-за режима секретности».
История действительно долго была скрыта от публики. То, что называлось успешным выходом советского человека в открытый космос, на деле было чередой нештатных ситуаций, справиться с которыми космонавтам Павлу Беляеву и Алексею Леонову удалось только благодаря собственному опыту и знаниям. Полет корабля «Восход-2» перенесли с 1967 года на 1965-й, чтобы обогнать американцев, а значит, на необходимые расчеты и испытания у конструкторов было отведено минимальное количество времени. Скафандр «Беркут» в открытом космосе раздулся, из-за чего Леонов с трудом смог вернуться в шлюз. Возвращение на Землю происходило в ручном режиме — автоматика отказала. Наконец, приземлившись в тайге, Беляев и Леонов еще несколько часов ждали, что их найдут, не зная, засекли ли их сигнал бедствия.
У нас кино серьезное, тут не до шоу
Евгений Миронов заручился поддержкой Тимура Бекмамбетова, и вместе они несколько часов провели за беседами с космонавтом. На роль режиссера позвали Сергея Бодрова, в июне 2014-го объявили о грядущем проекте и премьере в марте 2016-го, к очередной годовщине выхода Леонова в космос. Однако затем постановщика старшего поколения Бодрова решили заменить на более молодого Юрия Быкова. Тимур Бекмамбетов лично позвал режиссера «Майора» и «Дурака», но скоро был вынужден отвлечься на работу над «Бен-Гуром». «Время первых» около года разрабатывалось под руководством его инициатора Евгения Миронова.
«Мы с Тимуром Бекмабетовым не разделяли обязанности. И техническими, и творческими вопросами мы занимались вместе, — говорит Миронов. — Часами он был на связи, даже когда был в Штатах». Юрий Быков тем временем выбрал для фильма формат эпической драмы, в которой акцент был на подготовке к полету, становлении Первого отряда, на конфликте между Леоновым и его напарником Беляевым. Быков еще не приступил к съемкам, когда продюсер Сергей Агеев попросил режиссера Дмитрия Киселева посмотреть открывающую фильм сцену, ту, в которой Леонов сажает самолет МиГ-15 в чистом поле.
«Время первых»
«Я прочитал и в шутку сказал: „Я бы вообще все переделал. Дал бы больше шоу, экшена“, — вспоминает Дмитрий Киселев. — А он мне говорит: „Нет, у нас кино серьезное, глубокое, тут не до шоу“. Ну, я дал пару советов, и на этом все закончилось. Через год ко мне подошли с тем же вопросом, но уже спросили, не хотел бы я снять за пару недель несколько космических эпизодов — ситуации в корабле и в невесомости, за пределами корабля».
Киселев согласился, но при условии, что это вопрос пары эпизодов, и предложил свое видение доверенных ему сцен. Первоначальный сценарий показался ему не слишком динамичным. Постановщик не раз сотрудничал с Тимуром Бекмамбетовым. Киселев был режиссером монтажа «Дозоров», режиссером второй съемочной группы в фильме «Особо опасен», в соавторстве с Александром Войтинским снял «Черную молнию», а самостоятельно — несколько новелл для «Елок». Об опыте работы над «Джентльмены, удачи!» он вспоминать не любит и признает, что фильм не должен был эксплуатировать название всенародно любимой комедии. Вскоре Евгений Миронов попросил Киселева прочитать сценарий всей космической части.
«Я стал копаться в литературе, изучать детали того полета, которые были в свободном доступе, и предложил свое видение ритма космической части. Чтобы хорошо рассказать историю, нужно постоянно менять состояние: прежде чем удивить, притупить внимание зрителя, прежде чем напугать — рассмешить. И так далее. Кино держит, когда есть этот ритм, переход из одного состояния в другое», — говорит Киселев.
На съемках фильма «Черная молния»
Понимая, что есть ответственность перед Алексеем Леоновым и документальная хронология событий, Киселев знал, что зрителю будет неинтересно наблюдать реконструкцию реального полета. Он серьезно изменил сценарий космических сцен: незначительные нештатные ситуации превратил в более подробные и серьезные, а какие-то более серьезные, наоборот, упростил, расставив акценты по-другому. Предложив свое видение продюсерам Миронову и Бекмамбетову, Киселев получил предложение снять всю космическую часть. А также, как сказал Евгений Миронов, «и финальчик».
От Гагарина остался кусочек уха
«Я опешил. Это большой объем, это порядка 40—45 минут фильма. А финал — это такая большая, серьезная драматическая вещь, к нему же надо вести всю дорогу. Ну и попробуй, приведи, сказали мне», — вспоминает Киселев. К этому моменту Юрий Быков не просто приступил к съемкам — было отснято практически две трети земной части. КиноПоиск побывал тогда на площадке. Быков уверенно работал с Константином Хабенским и Евгением Мироновым. Однако отснятый материал, очевидно, не отвечал ожиданиям продюсеров. Киселев же репетировал космическую часть.
«Предполагалось, что две трети как раз занимает подготовка, а треть — полет. Мне к отснятому Юрием материалу надо было отнестись как к данности и как-то под него подстраиваться. Но так бывает: не совпадают творческие взгляды, видение, способ рассказа истории. То, на чем Юрий акцентировал внимание, для меня было абсолютно неважно», — говорит Киселев, которого продюсеры попросили заняться монтажом всего фильма, основываясь на уже готовом материале. О пересъемках речи пока не шло. Считали, что достаточно будет взять земную часть Быкова, доснять крупные планы, сцены в космосе и финал картины.
«Время первых»
В версии Быкова подробно была рассказана история становления Первого отряда: как рос звездный городок, как готовились космонавты, шли первые полеты. «Там и Гагарин был, и Терешкова, и в космос герои улетали только через полтора часа после начала. Я решил, что очень много внимания уделено фигурам, более в сознании массового зрителя значительным, чем Леонов. Его знают, но он не настолько популярен, как Гагарин и Терешкова. Как только в кадре появляется Гагарин, Леонов уходит на второй план», — говорит Киселев.
Он убрал Гагарина, и в корзину полетело 40 минут. «Кусочек его уха остался в финальном монтаже, — улыбается режиссер. — Для меня было два ключевых события — то, что Беляев сломал ногу, и то, что взорвался испытательный модуль. То есть то, что непосредственно относилось к полету. А этому было уделено мало внимания».
Двое в консервной банке
Подход Киселева заключался в том, что на земле должно произойти все то, что потом сработает в космосе. «Надо было зарядить все ружья, чтобы они выстрелили. Это не только технические вещи, но и взаимоотношения между Леоновым и Беляевым. Чтобы смотреть кино про двух людей в консервной банке, надо их знать и хотеть про них смотреть», — говорит режиссер. Снимая сцены космической части, он продолжал монтировать земную, из которой к тому моменту вылетело еще 40 минут.
«Время первых»
«В этот момент меня позвали продюсеры и сказали: давай ты будешь режиссером всего фильма. Две недели я отказывался, но Евгению Миронову удалось меня убедить, что все получится. „Если вы хотите, чтобы я этот фильм сделал самостоятельно и воспринимал его как свой, я должен буду переснять (тут я слукавил) половину материала“. Я понимал, что переснимать нужно будет гораздо больше», — рассказывает Киселев.
В итоге, признается он, пересняли 90—95% предполетной части, то есть фильм фактически был снят заново. В окончательном монтаже осталось несколько кадров, снятых Быковым, но это даже не сцены, а кусочки сцен, отдельные планы. Не стал переснимать Киселев только сцену с крепким чаем, в которой Королев приходит к Беляеву и Леонову, чтобы сказать, что полет отменяется. Однако и ее Киселев сильно переработал и сократил, поменяв даже реплики и акценты.
Сценарий начали переписывать уже с Киселевым в кресле режиссера, одновременно со съемками. «Первый акт сценария мы писали месяцев пять почти каждый день, в перерывах между съемками. Было сложно понять, от чего отказаться, что оставить. Психологически продюсерам было тяжело осознавать, что от больших, дорогих отснятых сцен придется отказаться. Как так? Вот они, деньги, вложены! Что ты за режиссер такой, что не можешь использовать отснятый материал? Сменилось несколько команд, пока не пришел Олег Погодин и не поставил жирную точку на этом всем».
«Время первых»
Бюджет у Киселева уже был гораздо скромнее, чем у Быкова. «Меня поставили в условия, что денег нет, — признается Киселев. — Но это хорошо. Я уверен, что нельзя работать с открытым бюджетом, с открытыми сроками, так ничего не получится. Чтобы что-то рождалось, нужно иметь очень ограниченные возможности, иначе будет хаос. Я за здоровую конкуренцию во всех областях — и на рынке, и в политике, — поэтому был категорически против переноса для „Времени первых“ релиза „Форсажа 8“».
Королев не может упасть
В ситуации, когда в процессе съемок меняется режиссер, а потом и сценарий, под ударом оказывается не только карман продюсеров. Сложнее всего приходится актерам. Больше других переживал исполнитель роли Королева Владимир Ильин. «Он обычно просит сценарий заранее, чтобы вжиться в роль, осмыслить свой образ, — говорит Киселев. — Здесь порой приходилось давать ему текст с утра. Но мы с ним сработались. У него появилось доверие ко мне, а это самое главное».
«Время первых»
Доверие было необходимо, ведь в новой, киселевской, версии истории роль Королева значительно возросла. «Этим двум парням не хватало отца, фигуры ментора — в кинотеории это человек, который ведет героя через приключения к победе. На первый план я вывел его веру в людей, веру в успех. Он не просто уверенный человек, а человек, который верит. Это большая разница. Когда пропадает связь с космонавтами, все молчат, не знают, что ему ответить, он впервые садится и опускает голову. Это момент, когда его вера в успех все-таки пошатнулась. Но он быстро реабилитируется».
Образ Королева для всех, кто связан с космонавтикой, без преувеличения сакрален. В музее космонавтики РКК «Энергия» портреты Сергея Павловича смотрят на посетителей со всех стен. Они висят даже в самых неприметных коридорах, ни на минуту не давая забыть, кому отечественная космическая отрасль обязана примерно всем. Владимир Ильин не похож на Королева. Он ниже ростом, другой по пластике. Но, как говорит Киселев, люди, которые лично знали конструктора, сказали, что теперь он будет таким — лучше его никто не сыграл.
За тем, каким в фильме получился Королев, пристально следил и сам Леонов. «Мне показалось, Королев медлительный такой в фильме, — рассказал Алексей Архипович КиноПоиску. — Он не такой был. Но образ близок. Хотя в фильме была сцена встречи Королева с Брежневым, где Брежнев с ним разговаривает как с председателем ЖКХ! Такого никогда не было. У него был высочайший авторитет». К мнению космонавта создатели картины прислушались и сцену перемонтировали.
«Время первых»
«В моей версии монтажа Королеву Брежнев говорил фразу „Незаменимых у нас нет“, а Королев, выйдя из зала, хватался за сердце и падал, — объясняет Киселев. — Леонов сказал, что не может Брежнев, для которого Королев важнее всех министров в государстве, сказать такую фразу. Королев был незаменим. Я поменял эту реплику на „Незаменимый ты у нас“. Второе, что сказал Леонов: Королев не может упасть. Возмутились этим эпизодом и многие в космической отрасли. Поэтому он у нас хватается за сердце, роняет портфель, но не падает».
Киселев рассказывает, что Леонов читал сценарий и корректировал его. «В основе сценария огромное, девятичасовое интервью с ним. Каждый элемент, который сейчас есть в фильме, базируется на его словах. Алексей Архипович — человек творческий, но ответственный. Он не мог просто пустить это на самотек. К нему же потом подойдут и спросят: что это за чушь? Поэтому первую сцену с самолетом он не очень любит. Естественно, мы пошли на художественные преувеличения».
Кто такой Беляев?
Если у Евгения Миронова была возможность пообщаться со своим героем и понять его характер, то у Константина Хабенского такой возможности не было. Павел Беляев скончался в 1970 году.
Режиссер Юрий Быков объявил о своем уходе из кино — Новости на КиноПоиске
Российский режиссер Юрий Быков, снявший фильмы «Дурак» и «Майор», заявил на своей странице в социальной сети «ВКонтакте», что, возможно, уйдет из кино.
Причиной стала реакция зрителей на его новый сериал «Спящие», показанный по российскому телевидению. Он рассказывает о противостоянии российских и американских спецслужб.
«Я слабый, сомневающийся человек, чья мягкость и дезориентированность в моменте привела к тому, что лучшие умы страны от меня окончательно отвернулись, — просит прощения у зрителей Быков. — Я не могу сказать, что я не понимал, на что иду, но, видимо, до конца не осознавал, насколько непростительно быть недостаточно точным, честным и аккуратным с темой в сериале „Спящие“. Сотни честных людей пострадали от режима и произвола власти, которую я пытался защитить в этом сериале».
«Боюсь, что после совершённого я больше не могу быть публичной фигурой и объектом следования, — продолжает режиссер. — Мне придется уйти надолго в тень, и даже не для того, чтобы мои преступления забыли, а для того, чтобы не раздражать собой окружающий мир и тем более не сбивать с толку людей, которые действительно хотят верить в то, что что-то возможно изменить». В комментарии изданию «Медуза» он подтвердил свое заявление.
Быков говорит, что его новый проект — картина «Завод» — будет завершен в силу обязательств, взятых им на себя, но, вероятно, это будет его последний фильм: «Я, как говорится, всё ******* из-за собственной глупости и трусости. Мои искренние соболезнования всем поклонникам предыдущих картин. Всего вам доброго. Меняйте мир и смотрите только вперед».
Несколько лет назад в интервью КиноПоиску Быков уже озвучивал вероятность своего ухода из профессии: «Пока дают снимать, наверное, буду снимать. Когда перестанут давать снимать что хочется, тогда, наверное, придется. Когда ты снимаешь какую-нибудь ерунду и обманываешь и себя, и людей, и получаешь за это деньги — мне кажется, у нормального человека должен быть нервный срыв».
«Я перечеркнул всю ту биографию, которую создавал с большим трудом». Юрий Быков о «Спящих», кинотусовке, 90-х и главной цели Путина
Надо честно признаться, что это был больше эмоциональный поступок. Мне казалось, что я буду снимать для целой страны фильм о том, что по-настоящему происходило в станице Кущёвской. В итоге, это было драматургически причесано, приведено к мелодраматической истории, которая перестала иметь отношение к настоящей истории. В какой-то момент я пошел на компромисс. Условия создания сериального продукта были очень тяжелые: большая выработка, не можешь тщательно обработать материал и с артистами, и с оператором, плюс еще та драматургия, на которую я согласился. Меня загнали в такую депрессию, и я понял, что дальше работать не смогу. На 14-й смене я ушел оттуда.
Я ни в коем случае не считаю, что это правильный поступок взрослого человека. Я заплатил за это достаточно большие деньги. Продюсеры поняли, что этот парень проблемный. Способный, вопросов нет, но очень проблемный. Кстати, это отдельный разговор, что такое проблемный режиссер. Любой художник чем более проблемный, тем более потенциальный. Продюсеры так не считают, потому что они, прежде всего, бизнесмены. Большой вопрос: является ли искусством продюсерское или то самое коммерческое кино?
Второе событие — это увольнение с «Времени первых» и работа на «Спящих». Для меня это чисто профессиональные события. Одно повлияло на другое. Произошедшее с «Временем первых» и «Спящими» окончательно констатировало факт, что я не являюсь системным человеком. Под «системой» я имею в виду ту самую тусовку. Я не являюсь полезной профессиональной единицей для нее. В этом смысле я не в тусовке.
У меня есть единомышленники, товарищи, друзья, которые сейчас поддержали меня с картиной «Завод». Их небольшое количество, но они тоже в индустрии. Они поддерживают меня автономно и позволяют мне существовать автономно. Сколько это продлится? Я не знаю. Честно скажу, что у меня сейчас уникальный опыт режиссера. Я знаю, что у других такого опыта нет. Я не являюсь подчинительной единицей в процессе создания фильма, какими обычно являются остальные режиссеры. Ситуации, в которых я был, неуникальные. Просто сейчас я принял для себя решение, что больше в подобные ситуации попадать не буду, чего бы мне это ни стоило.
режиссер Юрий Быков об отражении реальной России — The Calvert Journal
В тренде
- Архитектура
- Бизнес
- Культура
- дизайн
- Эссе
- Мода
- Путешествие (current)
- Фотография
- Россия Z
Калверт 22
, как новое телешоу откровенного режиссера Юрия Быкова привело его в горячую воду — The Calvert Journal
В тренде
- Архитектура
- Бизнес
- Культура
- дизайн
- Эссе
- Мода
- Путешествие (current)
- Фотография
- Россия Z
Калверт 22
.