«Восхождение» (1976) — смотреть фильм бесплатно онлайн в хорошем качестве 720 HD на портале «Культура.РФ»
История создания фильма
«Восхождение» — первый советский фильм, получивший премию «Золотой медведь» на Берлинском кинофестивале.
Лариса Шепитько очень мало прожила, очень рано погибла, но то, что она успела снять сама или в соавторстве со своим мужем Элемом Климовым — настоящие киношедевры.
«Восхождение» стало ее последним фильмом. Последним же он стал и для оператора группы Владимира Чухнова, который погиб в той же автокатастрофе вместе с режиссером через три года после выхода картины на экраны.
Сценарий фильма был написан по мотивам повести Василя Быкова «Сотников». Сценарист Юрий Клепиков не сразу согласился на работу. ТИз-за занятости на на съемках другой картины, он просил отложить начало работы над фильмом «Восхождение» на неделю. Шепитько была неумолима, нельзя было терять ни недели. И ей понадобилось всего два часа, чтобы переубедить Клепикова. Так начались съемки.
Да и утверждение сценария проходило не очень гладко. На тот момент за Ларисой Шепитько уже утвердилась слава «неудобного» режиссера. она постоянно билась за каждый эпизод своих картин с Госкино, по любому вопросу у нее было собственное мнение. И в этот раз сценарий заворачивали несколько раз на доработку. Таким образом, с момента написания сценария до момента его утверждения прошло почти четыре года.
Актерский состав
При подборе актеров Шепитько руководствовалась их молодостью, неизвестностью, ей не были нужны звезды отечественного кино. Поэтому пришлось отказать Андрею Мягкову, который очень хотел сниматься в фильме. Но режиссеру очень было нужно, чтобы те, кому только предстоит сыграть святых XX века, не были привычными для зрителя, любимыми артистами с устоявшимися амплуа и ожидаемыми репризами. Чтобы никакие привычные образы не мешали зрителю понять и прочувствовать то, что будет происходить на экране.
При подборе актера на роль Сотникова Лариса Шепитько предлагала держать все время в голове образ Иисуса Христа. В конце концов не без труда на эту роль был утвержден Борис Плотников, и хотя ему пришлось проходить пробы семь раз, тем не менее он подошел идеально.
На роль Рыбака было просмотрено 20 актеров, и только 21-м стал Владимир Гостюхин — яркий, харизматичный и темпераментный.
Кадр из фильма «Восхождение»
Кадр из фильма «Восхождение»
Кадр из фильма «Восхождение»
Съемочный процесс
Съемки начались в январе 1974 года и проходили под Муромом. Съемочная группа специально выбирала самые морозные дни, чтобы актеры, по выражению Шепитько, «почувствовали зиму на клеточном уровне». Впоследствии Владимир Гостюхин, вспоминая съемки, говорил, что это была не игра, а «смерть в каждом кадре».
Фильм все время находился на грани запрета. Основным обвинением было то, что вместо саги о партизанах Шепитько снимает религиозную философскую притчу. Вмешался муж Шепитько, режиссер Элем Климов. Он в обход всех прочих инстанций обратился к первому секретарю ЦК компартии Белоруссии Петру Машерову и устроил индивидуальный личный просмотр для него. Изначально настроенный скептически, Машеров уже через 20 минут плакал. В результате фильм был принят без единой поправки.
А дальше были признание и награды: «Золотой медведь» в Берлине, главный приз в Риге, государственная премия СССР — вот только часть большого списка всевозможных премий и наград.
Информация для учителя.
Лекция о фильме «Восхождение»
Лекторы: кинокритик Антон Долин, журналист Антон Климов, актриса Елена Драпеко, киновед Андрей Шемякин.
«Смертью смерть поправ». Зачем смотреть фильм Ларисы Шепитько «Восхождение»
валерия троицкая
Культура
22 Июня 2020
Один из лучших фильмов о войне, к сожалению, до сих пор очень редкий гость на наших телеэкранах.
Кадр из фильма «Восхождение»
За право снять фильм «Восхождение» (1976) Лариса Шепитько билась не один год. Чиновники из Госкино сценарий отвергали, обвиняя режиссера в том, что историю о двух партизанах она пытается превратить в религиозную притчу. Помогла Джемма Фирсова, в тот период главный редактор группы военно-патриотических фильмов, и первый секретарь ЦК Компартии Белоруссии Петр Машеров, в годы войны – командир партизанского отряда.
Но и сама Лариса Ефимовна со своей удивительной энергетикой умела убеждать. Так, за один телефонный звонок она уговорила Юрия Клепикова бросить все дела и срочно заняться написанием сценария по повести Василя Быкова «Сотников» («Ликвидация»). Убедила актера Анатолия Солоницына сыграть предателя, следователя немецкой полиции Портнова, и эта роль «второго плана» стала одной из важнейших в фильме. Кажется, что каждый актер «Восхождения» играет на пределе человеческих возможностей.
Кадр из фильма «Восхождение»
Зима 1942 года, партизанский отряд в заснеженных лесах Белоруссии чудом уходит от немцев. Это отставшие при отступлении бойцы Красной Армии, женщины и дети. Раненые, замерзающие в снегу, смертельно уставшие и голодные. Командир отправляет двух бойцов в соседний хутор за провизией. Один – Коля Рыбак – сильный, живой, крепкий. Он уходит на задание не оглядываясь, и снег с берез вдруг накрывает его белой пеленой. Второй – Борис Андреевич Сотников – учитель математики, худой и сутулый. Он сильно простужен, бесконечно кашляет, но от задания командира не отказывается. Каратели схватят их обоих в доме местной жительницы.
Удивительная игра Владимира Гостюхина делает историю о том, как война ломает человека, острее, глубже, больнее. Его героя Колю Рыбака, внешне такого сильного и опытного бойца, плен сломает. Но сломает исподтишка. И по сути своей он не предатель. Честно воюет, не бросает раненого Сотникова, из последних сил тащит его на себе по снегу. Но, оказавшись один на один со смертью, он не может перебороть в себе животный страх. Он хочет жить. Он себя обманывает, убеждает, успокаивает. Ему кажется, что можно «выкрутиться», сейчас спастись, а потом все исправить.
Кадр из фильма «Восхождение»
Фильм, полный библейского символизма, построен на противопоставлении земного Рыбака и прозрачного (кажется, ветер подует, и его не станет) Сотникова. Для 25-летнего актера Свердловского ТЮЗа Бориса Плотникова эта роль стала дебютом в кино, и за него Лариса Шепитько тоже билась – перед худсоветом. По ее задумке главный герой «Восхождения» должен внешне быть похожим на Христа, а эта идея чиновникам от кино понравиться никак не могла. Но и здесь режиссер оказалась права.
Молодой актер удивительно просто и достоверно показал, как физически слабый человек вдруг может преобразиться и стать необъяснимо сильным. Дух сильнее плоти. Сотникова не сломят пытки. Если он и будет о чем-то просить своих мучителей, то только оставить в живых женщину, мать троих детей, что дала им приют (роль Людмилы Поляковой). Говорит его герой голосом Александра Демьяненко – теплым, умным, спокойным. Его диалог со следователем полиции Портновым (бывшим руководителем местного детского хора) становится настоящим поединком – вневременной, вечной битвой животного и небесного в каждом человеке.
Портнов уверен, что человек – ничтожество. Стоит ему испытать боль, почувствовать страх смерти, и он быстро станет «самим собой». Он уверяет, что сейчас у Сотникова никаких принципов и высоких слов не останется. А Сотников просто знает, что есть вещи важнее его собственной жизни. Он сразу принимает для себя решение – умереть, он просто не видит для себя возможности пойти на сделку с совестью. Во время пытки, когда на его груди раскаленным железом выжигают звезду, самодовольную ухмылку на лице следователя вдруг сменит удивление, даже разочарование. Нет, оказывается, человек не ничтожество. Есть такие, которые в самых экстремальных, самых страшных условиях словно вырастают над собой. Как писал Антоний Сурожский, вырастают «в полную меру своего человечества».
Кадр из фильма «Восхождение»
В подвале перед казнью староста хутора Петр Сыч (роль Сергея Яковлева), сотрудничавший с немцами, будет стоять на коленях и плакать перед измученным бойцом, как плакал апостол Петр накануне крестной смерти Христа. Маленькая еврейская девочка Бася (Виктория Гольдентул) окажется такой же сильной, как Сотников, и не назовет имя женщины, которая прятала ее от немцев. Героиня Людмилы Поляковой на миг оступится и чуть не предаст невинного человека на смерть. Но вовремя опомнится. Ее роль потрясает от первого до последнего кадра, в которых она переживет ненависть, ужас, отчаяние, прощение, смирение.
Путь этих четверых героев по ледяной горе в молчаливом сопровождении жителей неизвестного белорусского хутора – это их восхождение на Голгофу. Значит, будет и победа над мучителями. Поединок следователя Портнова и артиллериста Сотникова закончится на виселице. Перед самой своей казнью, увидев в толпе плачущего мальчика, Сотников вдруг светло улыбнется ему и словно взлетит на небо.
Кадр из фильма «Восхождение»
Предавший останется в аду. В повести Быкова согласившийся стать полицаем Рыбак хочет повеситься, но не может – немцы отобрали у него солдатский ремень перед допросом и не успели вернуть. Режиссер оставила ему ремень, но герою он все равно не поможет. Два раза Рыбак тщетно вяжет его на березовой балке. Порой сделка с совестью обратной силы не имеет. Фильм Ларисы Шепитько удивителен и тем, что в нем впервые в нашем кинематографе так открыто, даже буднично раскрывается тема сотрудничества местного населения с немцами. События происходят в небольшом хуторе, где все друг друга знают. Война поделила этих людей на два лагеря. Как немало тех, кто решает спасти свою жизнь любым способом. И даже тех, кто рад прислуживать и очень хочет стать своим для «цивилизованных» немцев.
Потрясающая работа звукорежиссера Яна Потоцкого. С первых кадров этот фильм буквально оглушает зрителя – своей тишиной и естественностью. Он, действительно, очень тихий: метель, скрип снега, лай собак вдалеке, хруст промерзших березовых веток, редкие выстрелы. В кульминационных моментах звук выключен: беззвучный стон Сотникова во время пыток и такой же беззвучный вой отчаяния того, кого даже смерть не приняла, сильнее любого крика. Музыка Альфреда Шнитке тоже тихая, тонкая, воздушная, плавно преходящая в колокольный звон по душам умерших.
Снимали «Восхождение» в муромских лесах, зимой, при сорокаградусном морозе. Члены съемочной группы не раз получали обморожения. Как в таких условиях играли (вернее, жили перед камерой) актеры, объяснить невозможно. Но режиссер не давала поблажек ни другим, ни себе, требуя предельной честности, требуя актерского, а, порой, и духовного подвига. Такого, что артисты позже вспоминали: после съемок в этом фильме они долго не могли «вернуться в себя». А Лариса Шепитько признавалась, что не могла не снять этот фильм. Иначе это было бы для нее «крахом» – творческим, личным. В тот момент история, написанная фронтовиком Быковым, олицетворяла все, что она сама думала о жизни, смерти и войне. Эта история предельно ясно объясняла, почему мы победили.
«Восхождение» станет первым советским фильмом, получившим «Золотого медведя» – высшую награду Международного кинофестиваля в Западном Берлине. И последней законченной работой режиссера – фильм «Прощание» по мотивам повести Валентина Распутина «Прощание с Матерой» завершил уже ее муж Элем Климов. Через три года после премьеры «Восхождения» Лариса Шепитько погибла в автокатастрофе вместе с оператором Владимиром Чухновым, который создавал с ней этот киношедевр. Отмеченная критиками, коллегами-режиссерами и артистами, их лента не вошла в ряд военных фильмов, которые каждый год обязательно показывают на телеэкранах.
Кадр из фильма «Восхождение»
Безусловно, психологически фильм очень тяжелый. Хотя даже самые страшные сцены представлены деликатно и бережно к зрителю. В фильме намного больше света, чем отчаяния. Потому каждый его просмотр – это «восхождение» и для зрителя. Как библейская притча, фильм открывается настолько, насколько человек в определенный момент своей жизни может увидеть, принять, вместить в себя. Пласт за пластом, он говорит о малодушии и трусости, о легкости предательства и ужасе его последствий, о совести и долге перед Родиной, о страхе и подвиге, о непобедимости духа и бессмертии, о вере. Порой кажется, что действие переносится на две тысячи лет назад, что снег – это песок, а жители белорусского села – первые христианские мученицы и мученики, которые уходят в вечную жизнь.
Материалы рубрики
«Восхождение» Ларисы Шепитько глазами Гордея Петрика | Кино
24 сентября вышел в прокат «Восхождение» — magnum opus Ларисы Шепитько о родине и войне, который победил на Берлинском фестивале в 1977 году. Гордей Петрик рассуждает, как мораль военного времени оказалась универсальной для европейской богемы и советских номенклатурщиков.
Вот люди — солдаты и бабы с ведрами-чемоданами наперевес — поднимаются-восходят из снежных окопов. Бегут быстро-быстро к кустам-деревьям.
А вот привал: один изможденный мужчина в заснеженном промокшем насквозь тулупе, с синячищами под глазами от многодневного недосыпа, облокотившись на клен, припадает к его корням и с надрывом шепчет, едва слышно: «Привал». И все в радиусе пятнадцати, наверное, метров синхронно падают навзничь как мертвые, вражьей пулей подкошенные. Групповая одышка и секунда ангельской тишины. «Давай!» — «Что «давай»?» — «Что есть, то и давай». И ложкой передают по кругу колосья пшеницы, промерзлые, которые не могут насытить.
Герои «Восхождения» Ларисы Шепитько — два партизана, которых отправили из лесу за съестным. Слегка мужлан, болтливый Рыбак (Владимир Гостюхин) — когда-то рабочий парень, уважающий труд, жизнь, любовь, простые мужицкие радости и на войне неспособный существовать в одиночку, вне роты. И молчаливый, бледно-худой, хворый, но стойкий Сотников (Борис Плотников) — бывший учитель, не терпящий компромисса, полумер, страдающий от того, что оказался обузой со своим кашлем.
Шепитько была ребенком войны и как-то впитала, унаследовала понимание изнеможенных солдат, когда те бредут километр за километром в дикий мороз сквозь вьюгу, зная, что вокруг враг и смерть ютится поблизости. Впрочем, и раньше ей удавалось погрузиться в незнакомую среду с головой, не отстраняясь, впуская чужие страдания себе в душу (смогла бы она прожить больше, чем ей отмерено?). Все ее фильмы про состояния, душевные кризисы. «Ты и я» — картина о себе (поэтому самая совершенная), о поиске, мытарствах, хождению по свету и мукам того, кто считает, что сделал ничтожно мало для своих лет. В 28 она с той же отдачей погружалась в кризис сорокалетних, никому не нужных, тоже после войны, неприкаянных, брошенных, занимала позицию родителей в конфликте отцов и детей. В «Зное», едва ли окончив ВГИК, умудрялась понять рабочих, страстно постигающих целину Средней Азии (вроде заказ-заказом, а у нее — высказывание).
Конечно, ей помогла окопная проза Василя Быкова, фронтовика, который с глубоким психологизмом рассказывал короткие истории-случаи из военного опыта сослуживцев — про западню, товарищество в полку и походы солдат в атаку. «Сотникова», по которому поставлено «Восхождение», читатели «Нового мира» огульно сравнивали с Федором Достоевским. Сама Шепитько со свойственной ей патетикой (в этом с ней могли бы посоревноваться немногие) говорила, что «Сотников» — «произведение о духовности».
В отличие от книги, в фильме нет воспоминаний-флешбеков, сомнения-горести персонажей выражены в их лицах (Шепитько репетировала до съемок, дотошно делала много дублей) аудиовизуальными средствами. Героя колотит жар, и повествование как бы ведется от лица человека в этом состоянии, в любой момент готового упасть в обморок. Оператор Владимир Чухнов наводит и отводит камеру от героев — то приближается, то отдаляется, будто сам пребывает в агонии: в пульсирующем — то нарочито тихом-спокойном, то лихорадочном — ритме ощущается влияние Александра Довженко. Отсюда постоянный эффект присутствия — в бреду, в окопе, под вражьими пулями. Когда Сотников близок к потере сознания, исподволь, будто издалека, ненавязчиво начинает играть мелодия Шнитке, стилизующаяся под шум леса, гул ветра, шуршание крыс в подвале врага — это прием, распространенный сегодня, но в советском кино полвека назад, мягко сказать, нечастый.
В начале фильма герои идут по снегу в Хохловку. Рыбака там от немцев прятали местные старики, не выдали, а знали, что ротный старшина кадровый, потом в партизаны благословили. Он рассказывает так упоительно, как они с сошлись в этой самой Хохловке с девушкой, как она подошла к нему и его аж жаром обдало, так и женился бы сразу, если бы не война. Подходят к Хохловке — а там угли, заметенные снегом.
Кино — это, по заветам Годара, правда 24 кадра в секунду. Война — это смерть, разбомбленные дома, горе утраты, копоть, запах гниения. Кино о войне — смерть 24 кадра в секунду. Притча о войне, как называла свой фильм Шепитько, — путь к смерти и восхождение к вечной жизни. Они с Быковым хотели назвать фильм «Вознесение», но им не позволили.
А вот другой момент — чудо. Уже с добычей, нарвавшись на полицаев, героям удается от них сбежать. Сотникову — с раной в ноге. На рассвете притом, когда кончились патроны и шансы. Хрипя, проползая через сугробы, лицами об опавшие в осень кусты.
Вторая половина «Восхождения» — плен, испытание воли. Героев допрашивает некто Портнов в исполнении Анатолия Солоницына — мелкий бес, экс-преподаватель атеизма, что пресмыкается перед германскими офицерами. Бледное лицо Сотникова, героя-мученика войны, контрастирует со смуглой харей Портнова. Свет и тьма. Белый и Черный. Не покидает ощущение, что решение сделать фильм черно-белым принято ради этого.
Сотников у Шепитько рожден в 1917-м, святой воин. Революционное чувство долга перед страной и ореол святости слились в нем в контаминации. Он Христос (и Шепитько выбирала актера, похожего на Христа), Рыбак — Иуда (потому что испугался за свою шкуру), другие пленные — апостолы, и похоронят их в общей яме. За библейскую символику «Восхождение» сильно ругал Тарковский, но потом снял «Сталкер» и «Ностальгию».
В годы застоя фильм приняли без единой цензурной правки. На Западе — наградили «Золотым медведем» Берлинского фестиваля. Над картиной рыдали западные киноэстеты, католики, вручившие ей приз экуменического жюри, начальники-взяточники, пропустившие на экраны.
Строками, евангельскими по духу, полон и «Сотников» Быкова: «Сколько уже их, человеческих жизней, со времен Иисуса Христа было принесено на жертвенный алтарь человечества, и многому ли они научили это человечество? Как и тысячи лет назад, человека снедает в первую очередь забота о самом себе, и самый благородный порыв к добру и справедливости порой кажется со стороны по меньшей мере чудачеством, если не совершенно дремучей глупостью». По мысли Лариса Шепитько не отошла от повести ни на шаг. Слившись с евангельской, мораль военного времени оказалась абсолютно универсальной.
Кино — 4 сентября, 20:02
«IWOW: я иду по воде» как один из важнейших афроамериканских фильмов года
Повторный прокат фильма «Восхождение»
«Восхождение» — военная драма, снятая Ларисой Шепитько по повести Василя Быкова «Сотников». Действия картины разворачиваются в оккупированной Белоруссии зимой 1942 года. Офицер Сотников и солдат Рыбак отправляются на вылазку, чтобы добыть еду для партизан. После стычки с полицаями они скрываются в деревне, но спустя некоторое время их настигают каратели. Допросы и пытки показывают истинную сущность партизан, толкая одного из них на предательство.
В картине снялись: Борис Плотников (Борис Сотников), Владимир Гостюхин (Коля Рыбак), Людмила Полякова (Авгинья Демчиха), Анатолий Солоницын (следователь) и другие.
Картина оказалась последней работой, которую Лариса Шепитько успела завершить перед гибелью в автокатастрофе. Лента о двух партизанах получила несколько призов на Берлинском фестивале 1977 года, став первым советским фильмом, завоевавшим «Золотого медведя».
Антон Долин, главный редактор журнала «Искусство кино»:
«Мы особенно гордимся тем, что выпустим в повторный прокат «Восхождение», шедевр одной из самых талантливых женщин в истории российского кино — Ларисы Шепитько, поставленный по шедевру Василя Быкова, лучшего из прозаиков-фронтовиков. Безусловно, этот трагический фильм, сила которого с годами не иссякает, — памятник борьбе Беларуси с нацистской оккупацией. Но можно выйти за границы исторического контекста, увидев в «Восхождении» гимн человеческому духу, безграничной способности сопротивляться злу, чьи силы превосходят твои, — сопротивляться даже самой страшной ценой, отбросив рациональные аргументы. Ничто не может быть актуальнее и важнее в наши смутные дни»
Расписание показов будет дополняться.
Москва
КАРО «Октябрь»
КАРО «Атриум»
«Звезда»
«Салют»
«Тула»
«Юность»
«Факел»
«Иллюзион»
ЦДК
Синема Парк «Калужский»
Синема Парк «МЕГА Метрополис»
Синема Парк «Афимолл Сити»
Синема Парк на Лубянке
Санкт-Петербург
«Аврора»
«Родина»
Синема Парк «Галерея»
Воронеж
Синема Парк «Галерея Чижова»
Калининград
Синема Парк «Европа»
Красноярск
Синема Пакр «Галерея Енисей»
Нижний Новгород
Синема Парк «Фантастика»
Новосибирск
Синема Парк «Аура»
Пермь
Синема Парк «Кристалл»
Саратов
Дом кино
Синема Парк «Триумф»
Уфа
Синема Парк «Галерея Арт»
Хабаровск
«Маджестик»
Несколько слов о фильме «Восхождение» / Православие.Ru
Есть в нашей жизни то, что можно было бы условно
назвать «пробными камнями». Ударяет
«пробный камешек» в сердце человека, и вдруг
обнаруживается его отношение — к людям, к жизни как
таковой, к Богу. «Восхождение» и есть такой
пробный камень, и действительно интересно и вместе с тем
важно — как по-разному отозвались на соприкосновение
с ним разные — но все верующие — люди.
Нельзя стать предателем на время
Есть
произведения искусства, при знакомстве с которыми
становится очевидно: сам человек, каким бы талантливым
он ни был, не смог бы создать такого романа, такого
полотна, такой симфонии… И верующий человек
говорит порой в таких случаях: «К этому
прикоснулся перст Божий». А что касается
«Восхождения» Ларисы Шепитько, то, кажется,
Господь вдохнул в эту картину некое дыхание жизни. Она
и воспринимается как самая жизнь, ее трудно
пересказать, указать на какие-то яркие моменты —
вся «яркость» здесь в глубине, на уровне
таких переживаний, которые почти невозможно бывает
облечь в словесную форму.
У «Восхождения» есть своя история —
непростая, но объясняющая, тем не менее, как подобный
фильм мог быть снят и показан в советское время.
«Религиозная притча» — так он был
оценен, и эта оценка, безусловно, правдива. Поэтому,
несмотря на все внешние обстоятельства, которые помогли
фильму состояться (или, наоборот, — смотря на них),
хочется сказать, что он воспринимается как чудо, особенно
когда представляешь себе 1976 год, когда работа над ним
была завершена.
Пересказать его действительно трудно — да и нет,
наверное, нужды. Лучше его посмотреть, точнее —
пережить. Но об одном все-таки хотелось бы сказать.
Много говорилось и написано много про фильм, ставший
своего рода прорывом,- про «Остров» Павла
Лунгина. И по достоинству — это явление, причем не
только кинематографическое, но и духовное. Однако позволю
себя такое мнение: «Остров» — фильм о
том, что «Бог есть» и есть покаяние, фильм для
людей, которые еще не пришли в храм или же только-только
переступили его порог. А забытое, ушедшее в прошлое
«Восхождение» — фильм практически о том
же, только уже для людей церковных.
«Остров» говорит: что бы ни совершил человек,
у него всегда остается возможность покаяться,
«заслужить» прощение. Но мы об этом и так
хорошо знаем, даже слишком хорошо — настолько, что
«грешить с надеждой на покаяние» присуще едва
ли не большинству из нас. А пожалуй что и большинству.
«Надо бояться греха? — Не надо! Ведь есть
покаяние…».
А «Восхождение» открывает иную, крайне важную
собственно для нас грань этой же реальности: покаяние
есть, но вместе с тем в жизни конкретного человека может
уже не оказаться для покаяния ни времени, ни места, ни
возможности.
В фильме несколько действующих лиц, и практически каждое
очень запоминающееся, яркое — будь то немецкий
староста, оказавшийся связником партизан, молящийся в ночи
перед казнью о милости и прощении Божием, или еврейская
девочка Бася, от которой требуют, чтобы она выдала тех,
кто прятал ее у себя, или следователь Портнов, который
продал душу одновременно немцам и диаволу и уверен: после
смерти нет ничего. Но главная драма разыгрывается между
двумя товарищами-партизанами — Сотниковым и Рыбаком.
Сотников
не допускает возможности даже мельчайшего, даже ничего
не значащего компромисса. Он не сильный физически
человек, он нездоров, он, как и каждый из нас, боится
боли. Но после того, как на его груди была выжжена
огромная звезда, он, придя в себя, задается лишь одним
вопросом: не слишком ли сильно закричал в последний
момент, уже теряя сознание? И друга, Рыбака, который
вовсе не пострадал, спрашивает в первую очередь тоже об
одном: выстоял ли он?
Рыбака же заботит совсем другое: он страшно, как-то
по-животному хочет жить. Во что бы то ни стало, наперекор
всему. И ему непонятна бескомпромиссность Сотникова. Он
считает, что надо выкарабкаться любой ценой: обмануть,
притвориться, даже, может быть, на время в немецкую
полицию пойти… А потом убежать и снова бить
врага…
Ну, а почему бы и нет? Если удастся, если действительно
можно вот так обвести немцев вокруг пальца?
И Сотников дает другу на этот вопрос лаконичный и страшный
ответ:
— Коля, не лезь в… Вовек не отмоешься!
Но Коля боится лишь смерти.
И
вот сделан первый шаг: утром, когда становится понятно,
что их ожидает казнь, он бьется в истерике и кричит,
что готов идти в полицию. А затем превращается в еще
безоружного, но тем не менее конвоира для своего друга.
А затем, сам не заметив как,- в палача. Рыбак лежит в
обнимку с деревянной колодой, которую вытащил из-под
ног Сотникова, замершего уже в петле, и слышит похвалу
полицая:
— Ловко ты его вздернул, как кролика!
И лицо его искажается болезненной гримасой недоумения и
ужаса:
— Кто? Я?!
А дальше — дорога обратно, от виселицы в
комендатуру. И тихий голос старушки, врезавшийся в сердце:
— Иуда ты, Иуда…
И заплаканный мальчик в буденовке, бегущий за ним и
заглядывающий в лицо, со взглядом, которого, сколько ни
проживи, не забудешь.
А во дворе комендатуры — деревянный туалет, в
котором Рыбак, лихорадочно шепча: «Сейчас…
сейчас!», безуспешно пытается повеситься. И опять
встающий перед глазами образ Иуды.
А потом — распахнутые ворота, снег, свет
наступившего дня, храм на пригорке. Свобода, которая так
вожделенна и которой никогда уже не будет. И дикий,
звериный крик отчаяния, вырвавшийся из груди Рыбака. И
горький, безнадежный плач. Безнадежный, потому что,
оставшись один, он не стал сильнее, ему все так же нечего
противопоставить мысли о смерти, о «яме» и
«червях» в ней…
…Есть у американского писателя Джона Стейнбека
такой роман — «Зима тревоги нашей». Его
герой, житель небольшого города,- потомок некогда славного
в этом городе, но затем обедневшего рода. Ему надоело его
положение простого продавца в магазине у
эмигранта-итальянца, ему надоели укоризны («Ну как
же ты, на таком месте…»), надоела нужда. И он
решается на какое-то короткое время сделаться…
подлецом. Выдать властям этого самого итальянца,
нелегально въехавшего лет 30 тому назад в США. Это просто
— ведь тот и доверяет-то в жизни лишь одному
человеку — ему, своему продавцу. Дать спиться до
смерти своему самому близкому другу-алкоголику и получить
от него в наследство участок земли, необходимый для
строительства аэродрома…
И как он все это объясняет себе, как оправдывается перед
собой?
— Я был на войне, я убивал, но ведь я не стал
убийцей. Я сделаю подлость раз, другой, третий, но ведь я
не стану подлецом навсегда.
И это рассуждение заводит его так далеко, что и жить уж
больше невмоготу. И только чудо и любовь спасают
«временного подлеца» от самоубийства…
…Как же это важно: делая шаг, помнить о том, что он
может стать началом пути в один конец, туда, откуда уже
нет возврата.
И еще важно: знать, что каждый шаг ведет либо вверх, либо
вниз. И от этого шага и от других шагов зависит, чем
станет наша жизнь — восхождением или нисхождением,
ведь третьего не дано.
И, кажется, именно об этом весь фильм — о том, как
постепенно подходит человек к этому удивительному моменту
истины — к смерти. Нет и не может быть никакой
случайности в нашей жизни, о которой непрестанно
промышляет Господь. Тем более нет в ней места случайности
перед лицом открывающейся перед человеком вечности. Каждый
выбор, каждое решение, каждый поступок — вверх или
вниз. И от сегодняшнего выбора зависит завтрашний. Из
маленьких деталей, из мелочей складывается постепенно то,
что вдруг, в одно мгновение решит однажды участь каждого
из нас.
Трудная честность
На съемках фильма «Восхождение» |
Фильм
«Восхождение» кажется мне абсолютно
прозрачным, ясным. Только смотри, слушай, сочувствуй,
сопереживай. Невозможно остаться равнодушным к тому,
что происходит на экране. Невозможно не пытаться
примерить на себя: а что было бы, если бы ты жил в то
время, как повел бы себя, хватило бы сил?.. Нельзя не
видеть явные параллели с Евангелием, «вечные
вопросы» и противопоставления: честь —
бесчестие, верность — предательство, проявление в
человеке внутренней силы духа (что это за непостижимая
вещь? откуда она берется?) — и упоение грубым
насилием.
Тем более неожиданным и удивительным было для меня то
обсуждение, которое состоялось после просмотра картины в
православном киноклубе. Сначала возникла пауза, в течение
нескольких минут никто не осмеливался взять слово. И эта
пауза казалась понятной: не будут ли любые слова пустыми
после увиденного? Надо бы подумать, усвоить, привести в
порядок потревоженные чувства, ведь только что мы стали
свидетелями чего-то большого и настоящего…
Но вскоре, как говорится, разговор завязался. Надо
отметить, что в зале Духовно-просветительского центра при
Покровском храме собрались достаточно интересные молодые
люди — неравнодушные, образованные, активные, ищущие
(о чем говорит хотя бы тот факт, что вечер пятницы они
провели на мероприятии Православного молодежного общества,
за просмотром явно некоммерческого фильма). Но надо было
видеть, с какой легкостью некоторые из них разбирали
коллизии фильма («чужую беду руками разведу»),
с какой уверенностью рассуждали о том, что надо и чего не
надо было делать героям (как будто такие честные и
глубокие авторы, как писатель Василь Быков и режиссер
Лариса Шепитько «чего-то не додумали»).
О Сотникове рассуждали почти с высокомерием: куда полез?
Его, ничтоже сумняшеся, обвиняли: «Он не выполнил
поставленную задачу, из-за него погибло несколько
людей». В адрес схваченных, переживших допросы,
пытки, ожидающих казни людей (среди них, напомню,—
истекающий кровью человек, на груди которого выжжено
клеймо, старик и маленькая девочка, к которым, можно не
сомневаться, были применены не менее бесчеловечные методы
допросов) летят слова: «Меня удивляет, что никто
ничего не делал. Их ведут на казнь, а они молчат. Надо
было бороться, царапаться, кусаться хотя
бы…». Было даже высказано мнение о том, что
подлинный герой произведения — не Сотников, а Рыбак,
он более понятен и с него следует брать пример…
При произнесении подобных пассажей хотелось зажмуриться,
закрыть руками уши и закричать: «Вы что,
шутите?!». Что это — юношеская
самоуверенность, которой принято умиляться? Желание
выделиться «из толпы», спровоцировать?
Отсутствие жизненного опыта (да и откуда ему взяться-то,
если не замечаешь ничего, кроме собственного
«я»)? Какие чудовищные изменения происходят с
человеческой душой, если современные, самые что ни на есть
благополучные с виду, молодые люди готовы брать пример с
предателя и оправдывать его?
Поскольку подобные мнения высказывал не один, а несколько
зрителей, в итоге сложилась достаточно четкая мозаика,
выявились некоторые причинно-следственные связи.
Современный мир упорно предлагает юным свой идеал для
подражания — это глянцевый бескомпромиссный
«человек действия», ценящий лишь «умение
добиваться своего». Тот, кто не вписался в систему
— неудачник, он «сам виноват» в своих
проблемах. В результате сегодняшние молодые люди не умеют
и не хотят понимать другого человека — они хотят им
управлять (на уровне профессиональной деятельности) и
пользоваться (в сфере личной жизни).
И не знаешь: это вполне сформировавшееся «поколение
NEXT» обвинять в бездушии или жалеть? Немудреная
«философия действия», наслаждения жизнью во
что бы то ни стало — везде, во всем — вокруг
них с пеленок: невыключающийся телевизор, система
образования без воспитания, семья без любви и
ответственности…
В послереволюционной Москве, вплоть до конца 1940-х годов,
служил пожилой и мудрый батюшка — протоиерей
Александр Воскресенский. Однажды маленькая внучка спросила
его: каким будет мир перед концом света? Священник
задумался и ответил: «Деточка, тогда во всем будет
одна сплошная ложь».
И еще одно отступление, то, что пришло на память. Судьба
автора повести «Сотников» складывалась
непросто. Василя Быкова долгое время отказывались
публиковать, в 1960-е годы в прессе была устроена
настоящая травля: его обвиняли в очернительстве советского
строя, воинов-героев. А все дело в том, что в
произведениях этого белорусского писателя-фронтовика
героизм — какой-то непарадный. Можно сказать, он
тихий и трудный: автор просто следит, как происходит некий
перелом в душе, который позволяет человеку оставаться
человеком в обстоятельствах бесчеловечных.
К чему я все это говорю? Главное в этом фильме на самом
деле — то, что Господь вложил в душу каждого
человека свидетельство о Себе, Свой закон — совесть.
Голос Его — голос совести — звучит в человеке
независимо от того, хочет ли он его услышать, знает ли
вообще о существовании Божием. И если человеку с детства
внушать, что белое — это черное, если доброе
осмеивается, а злое превозносится, то, когда он вырастет,
разобраться, что же происходит на самом деле, ему будет
сложно, но с Божией помощью не невозможно. Нужно только
быть честным с самим собой. И очень важно, что
Православное общество, киноклуб «Восхождение»
дают молодым возможность открытого, доброжелательного и
главное — честного разговора.
О чем повествует фильм Ларисы Шепитько «Восхождение»? | Культура
В частности, такая судьба постигла и фильм Ларисы Шепитько «Восхождение», а ведь именно он в далекие 70-е стал одной из вершин советского кино, покорившего не только европейского зрителя, не понаслышке знакомого с ужасами фашизма, но и далеких от той страшной войны американцев и зрителей других континентов.
Фильм Ларисы Шепитько «Восхождение» по повести Василя Быкова «Сотников» вышел на широкий экран в 1977 году. В 2017 году он отметит круглую дату — 40-летний юбилей. Но знает ли современный российский зритель этот фильм, помнит ли его?
Постер фильма
Фото: ru.wikipedia.org
Под современным российским зрителем я понимаю, прежде всего, людей молодого поколения, привыкших смотреть и воспринимать кино только развлекательного плана и приходящих в кинотеатры поесть попкорна и отдохнуть. На фильме же «Восхождение» попкорна есть не захочется, да и развлечься не удастся. Наверно, в этом и кроется причина забытости этого фильма сегодня?
Скажу сразу, фильм «Восхождение» тяжел своей трагичностью и правдивостью, поэтому для легкого просмотра не подходит. Он снят в черно-белом цвете — и это одно из художественных средств режиссера, а не потому, что в те времена еще не было цветной кинопленки. Режиссер стремится показать аскетичность характера своего героя и всей внешней обстановки происходящего. Также черно-белый цвет пленки помогает создать ощущение от фильма как от кинохроники. Сюжет носит характер притчи.
В первый и последний раз я видела этот фильм в подростковом возрасте, мне было лет 10−11. И фильм мне запомнился как очень страшный и жестокий фильм о войне. Для меня это было великое потрясение, а самые тяжелые кадры из фильма до сих пор стоят перед глазами.
Кадр из фильма
Фото: kinopoisk.ru
Но позже я поняла, что фильм меня испугал и как бы даже оттолкнул именно потому, что сам автор стремился к такому «эффекту» — показать войну не просто как стрелялку «своих» и «чужих» (что делают сплошь популярные современные кинорежиссеры), а вызвать у зрителя глубокую ненависть к войне. И более того — заставить задуматься о пределах духовных человеческих возможностей в нечеловеческих условиях войны, о силе и слабости человеческого духа, о верности своим идеалам и предательстве.
И это фильм не о жизни и смерти, а о жизни, совести и бессмертии. Именно этот путь духовного восхождения (в случае Сотникова) и духовного падения (в лице Рыбака) и проходят герои В. Быкова и Л. Шепитько.
Фильму «Восхождение» еще при начале съемок многие дельцы от кино пророчили коммерческий провал. Собственно, о коммерческом успехе своего фильма Лариса Шепитько беспокоилась меньше всего. Она была режиссером идеи, ей было под силу серьезное притчевое кино.
Кадр из фильма
Фото: kinopoisk.ru
Но парадоксальным образом кинопрокат с первого дня показал, что фильм очень востребован, он бил все рекорды по популярности у зрителей всего мира и имел оглушительный коммерческий успех. И это при том, что от Ларисы, как от кинорежиссера-женщины, ничего подобного кинорежиссеры-мужчины и критики не ожидали. Этой работой она поразила всех скептиков от кино и доказала, что талант не имеет пола.
Фильм «Восхождение» — не только о войне, он о каждом из нас. Наверное, именно поэтому его так близко к сердцу и принял послевоенный зритель, а современный забыл! Просто в нашей жизненной суете не так заметны подвиги и предательства, а ситуация войны высвечивает поступки людей гораздо четче, буквально выкристаллизовывая их на черно-белом фоне.
Многие критики сравнивали историю двух советских партизан — Сотникова и Рыбака — с библейской историей Христа и Иуды, но в советское время такие аналогии шли вразрез с идеологическими установками. Однако, несмотря на это, фильм покорил сердца и души чиновников от кино, многие из них ведь были в недалеком прошлом фронтовиками, и делать подобный выбор между совестью и желанием выжить им приходилось на войне часто.
Кадр из фильма
Фото: kinopoisk.ru
В фильме «Восхождение» не одна главная роль, как принято во множестве художественных произведений, главных героев здесь два — Сотников и Рыбак. Они оба находятся в одинаковой жизненной ситуации, но каждый из них делает свой выбор: один выбирает физическую смерть и чистую совесть, ведущие его в бессмертие, а другой — предательство и позорную смерть духовную, которая также приводит к позорной телесной смерти.
На главные роли Лариса Шепитько взяла двух неизвестных тогда актеров, и этот художественный ход также позволил ей придать фильму правдивый характер. До этого фильма ни Бориса Плотникова (Сотников), ни Владимира Гостюхина (Рыбак) зрители не знали. И история, пережитая ими на экране, воспринималась как настоящая жизненная история, а не экранизированное художественное произведение.
Кстати, до фильма «Восхождение» замечательный актер Владимир Гостюхин работал плотником в театре, так как ему не давали вообще никаких ролей, и только Лариса Шепитько смогла увидеть в нем талантливого артиста. Практически она его и открыла. После успеха фильма «Восхождение» на актеров Б. Плотникова и В. Гостюхина просто обрушился поток предложений сниматься. Так, режиссер Л. Шепитько, от которого мало что ожидали, дала путевку в жизнь и двум своим исполнителям, в которых тоже мало кто верил.
Кадр из фильма
Фото: kinopoisk.ru
Закончить статью мне хочется четверостишием современной поэтессы Стефании Лемберг, которая дала очень емкую характеристику психологии предательства, порой незаметного в нашей обыденной жизни:
Предают так мелко, так убого,
Предают так мелочно и злобно,
Суетливо мнутся у порога, —
И самим как будто неудобно.
Выбивая ящик из-под ног своего мужественного товарища во время его казни, Рыбак плачет, трясется и просит прощения. Собственное предательство подавляет его, делает еще слабее и ничтожнее.
Лариса Шепитько
Фото: Источник
Оба персонажа В. Быкова и Л. Шепитько — есть два начала, живущих в душе каждого из нас до поры до времени, и под воздействием жизненных обстоятельств то или иное начало в нас побеждает. Именно поэтому образ Рыбака в фильме так жизнен, так очеловечен, а образ Сотникова — постепенно утрачивает черты реального человека и восходит к абсолюту.
Военное кино «Восхождение» заставляет задуматься не только о том, что война — это страшно. Но и о том, есть ли в жизни что-то важнее своих собственных шкурных интересов и страха смерти?
Что еще почитать по теме?
Василь Быков. Чем дорог обществу этот человек и писатель?
Почему не хочется смотреть современные фильмы о войне?
Что привлекало режиссера Юрия Егорова в «простых историях»?
«ВОСХОЖДЕНИЕ» СССР. 1976. 111 минут. Режиссёр Лариса Шепитько Авторы…: kinanet — LiveJournal
Авторы сценария Юрий Клепиков и Лариса Шепитько по повести «Сотников» Василя Быкова
Оператор Владимир Чухнов
Художник Юрий Ракша
Композитор Альфред Шнитке
В ролях: Борис Плотников, Владимир Гостюхин, Сергей Яковлев, Людмила Полякова, Вика Гольдентул, Анатолий Солоницын, Мария Виноградова, Николай Сектименко
Премии: главный приз, премии ФИПРЕССИ и экуменического жюри на МКФ в Западном Берлине-77; главный приз (поровну с фильмами «Древо желания» и «Соната над озером») на ВКФ в Риге-77; Государственная премия СССР в 1979 году
Зрительский успех — 10,7 млн. при тираже 1015 копий
Оценка — 8 (из 10)
Военная притча
Интерес писателя Василя Быкова был обращён к сложным, запутанным человеческим судьбам. И ему оказывалась ближе, как художнику, история человека, который через малые компромиссы с собой стал предателем, нежели героический поступок другого («Сотников»). Кстати, Рыбака писатель осуждает, прежде всего, за измену себе, а не другим людям. Но хотя и самому Быкову, и нам, читателям, по-настоящему жаль Рыбака, мы вынуждены не ему, а Сотникову отдать своё человеческое одобрение. В повести «Сотников» Василь Быков решает неоднозначный конфликт на военном материале, и это вносит свои особенности. В современных условиях он практически неразрешим. Возможно, что сейчас не Сотников, а именно Рыбак стал бы героем — как человек, умеющий обходить опасности, не лезущий напролом. Но на войне конфликт мог быть решён только в пользу Сотникова.
А в фильме «Восхождение» Ларисы Шепитько любопытен пример превращения повести «Сотников» в притчу почти символического свойства. Литературное произведение являлось своего рода иносказательной параболой, где военная ситуация — как метафорический повод для исследования драмы человека, переступившего незримую черту между нравственным и безнравственным, духовным и бездуховным. Компромисс, вполне возможный в других условиях, оказывается непоправимой ошибкой, за которую уже нельзя ничем расплатиться, даже собственной жизнью. Потеря «нравственного слуха» приводит человека к предательству. Но эту историю о т с в е т л я е т судьба Сотникова, способного поверять каждую жизненную ситуацию мерой духовности и потому остающегося стойким наперекор всему.
Однако в киноленте по сравнению с повестью, несомненно, смещены акценты. Прозрачные библейские аллюзии способствуют более определённой характеристике героев, разведению их на разные полюса человеческой нравственности. Частная история намекает на что-то большее, выходящее далеко за её пределы в пространство культурных и общечеловеческих архетипов. В результате получилась в какой-то степени абстрагированная притча о восхождении человека на высоты собственного Духа, о способности человека быть человеком в самых нечеловеческих условиях (без тавтологии здесь не обойтись).
И мне долго не давало покоя это принципиальное расхождение выдающейся повести с очень талантливой картиной, тем не менее, вызвавшей у меня почти приступ ярости по отношению к фанатичному персонажу, который не только погиб сам, но и невинных потянул с собой на виселицу. А его навязчивое сравнение с Христом представлялось явно неоправданным – Иисус-то был распят в одиночку, Иуда же пострадал за настоящее предательство: выдачу своего учителя властям. Вот и Быков, называя повесть «Сотников» в соответствии с советской казуистикой, всё-таки главным героем считал Рыбака и описывал, по собственным словам, «трагедию человека, заплутавшего на войне», пытавшегося выжить во что бы то ни стало, но перешедшего опасную грань.
Шепитько, напротив, сняла фильм об акте самопожертвования и передаче эстафеты будущему поколению, тому «мальчику в будёновке» (а кто бы ему позволил надеть её в условиях фашистской оккупации?!), который «со слезами на глазах» воспринимает героическую смерть Сотникова и тех, кто, к несчастью, оказался с ним в одном хуторском сарае. И трагическая музыка Альфреда Шнитке не может не вызвать зрительских слёз — но умом-то понимаешь, что эта сцена в «Восхождении» как раз и является, по сути, сомнительным примером эстетизации смерти, оскорбительного возвеличивания бессмысленных жертв ради одной слезинки мальчика в будёновке, которому якобы будет хорошо жить в его «завтра».
Лишь позже я узнал о том, что Райнер Вернер Фассбиндер, который сейчас стал запоздало модным в среде наших интеллектуалов, резко возражал против присуждения ленте Ларисы Шепитько главного приза на фестивале в Западном Берлине и даже грозился в знак протеста выйти из состава жюри. Вероятно, Фассбиндер смог со стороны гораздо сильнее почувствовать нравственную фальшь авторского посыла «Восхождения», где так и не было преодолено влияние общественной мифологии.
Ведь большинство героев советского кино стремятся умереть назло врагам, разорвав на теле последнюю рубашку (тельняшку). И государство, построенное на культе вхождения в рай по трупам (потрясающе точно всё это предсказал Андрей Платонов ещё в 1929 году в своём гениальном «Котловане»), изначально нежизнеспособно. Оно мертво задолго до того, как издаст последний вздох после мучительного умирания. Но всевозможные «мальчики в будёновках», которые продолжают появляться до сих пор, хотя коммунистическая империя уже рухнула, привыкли лицезреть на экране истории неоправданного героизма, халатного и преступного отношения к жизни каждого индивида. Советский классовый гуманизм на деле был одним из самых антигуманных, в том числе по отношению к собственному народу. И именно он оказался абстрактным в отличие от западного, обращённого к конкретному человеку.
Big Ice Climbing Whipper и сезонные напоминания
Это сезон ледолазания в Канаде, и для многих это означает переход от скал к качелям. На видео ниже альпинист падает впереди на Дракулу WI4 + в Нью-Гэмпшире, будучи слишком накачанным, чтобы вставить винт.
Направляйтесь на 3:28, чтобы посмотреть аварию (без очевидных травм или крови). Видеооператор написал здесь об опыте.
В 2011 году Уилл Гэдд написал блог под названием Ice Climbing is Not Rock Climbing.Каждое слово применимо к сегодняшнему дню. В статье он сказал: «Я вовсе не имею в виду, что это должно быть сурово для отдельных скалолазов, если повезет, я заставлю задуматься гораздо более широкую аудиторию, поскольку эти ошибки слишком распространены, эти парни просто сделали видео.» В нем он разбирает вышеупомянутый фильм и дает советы, что делать по-другому.
«Одна из самых больших проблем, которые я вижу в ледолазании, начинается с людей, которые подходят к ледолазанию, как к скалолазанию, — сказал Гэдд. «Такой образ мышления совершенно неуместен и приводит к несчастным случаям, которых действительно можно избежать.”
Вы можете перейти к статье и прочитать ее здесь, ниже приведены несколько важных моментов, о которых следует помнить.
Напоминание: Всегда убирайте страховку с троса для приближающегося льда. Почти во всех ледовых восхождениях есть достаточно безопасные места для этого. Если вы сторонний наблюдатель и ждете следующего подъема, не стойте под падающим льдом.
Напоминание: Избегайте падений со льда. Зафиксируйте инструмент или винт, но не упадите. «Первая и самая большая ошибка в мышлении скалолазов выражается в конце фильма, когда страхующий говорит в 14:20:« Падения очень распространены, этого следовало ожидать.- сказал Гэдд. «Нет, это не так».
Напоминание: Не ведите вперед, если не умеете лазать по льду. Делайте круги по верхней веревке, пока у вас не будет техники и мощности, чтобы вести и размещать защиту.
Напоминание: Тот факт, что защита легче и ее легче установить, не означает, что вам следует надевать ее. Альпинист на видео сказал: «Да, теперь я очень верю в снаряжение, и это дает мне еще больше причин, чтобы стать профессионалом». Гэдд отмечает: «Это просто неправильно на многих уровнях, но, прежде всего, упускается из виду, что ледолазание — это не про профессионалов, а в том, чтобы сначала не упасть.”
Напоминание: Скальные насосы отличаются от ледяных насосов. «В скалолазании часто можно залезть глубоко в насос, даже если он упадет», — сказал Гэдд. «На самом деле, именно в этом и заключается суть скалолазания. Нехорошо лазить по льду с супер-накачкой, последствия падения просто слишком велики … Если у вас супер-накачка, остановитесь, сбросьте. Никакая «свободная» подача не стоит того, чтобы получить травму ».
Напоминание: Не опускайте скалолазов на голову. «Если я так упаду, пожалуйста, не опускайте меня головой вниз, на землю», — сказал Гэдд.«Ноги альпиниста выходят за голову примерно в 9:50. Опять же, это напряженная ситуация, но я подозреваю, что с такой силой и скоростью возможна травма позвоночника ».
Напоминание. Хотя подъем на видео не является многоэтапным, важно помнить, что вы не должны лазить под другими участниками на льду. Вы подвергаете себя опасности, когда поднимаетесь по линии падения льда и снаряжения.
Почему падение на лед хуже, чем на камень: Кошки, как правило, цепляются за лед, что приводит к сломанным лодыжкам и ногам, а также к переворачиванию скалолаза.Ледолазание зачастую более трудоемкое, чем скалолазание.
Ледовые подъемы обычно менее крутые, чем скалы, что приводит к приземлению на уступ. Из-за температуры, дневного света и удаленности ледолазания имеют более высокие факторы приверженности. У вас есть острые кошки, инструменты для льда и винты, которые могут вас проткнуть. 12 способов не упасть во время ледолазания — здесь.
В 2015 году альпинист на видео, совершивший падение, написал Гэдду: «Еще раз спасибо за разговоры со мной об этом.
«Я здесь почти пять лет спустя, благодарен за то, что со мной все в порядке.Я многому научился у вас и у сообщества. Я принимаю близко к сердцу комментарии искренне заинтересованных и тех, кто достаточно скромен, чтобы учиться. Забраться на. От Нейта, парня на видео в зеленой куртке ».
Каждые несколько лет я читаю о серьезной травме или о том, что еще хуже, когда кто-то пропускает веревку прямо через стропу или шнур, а затем либо спускает, либо поднимает веревку прямо с нейлона. У моего друга недавно случилось такое с V-образной резьбой, которая использовалась в качестве одного из компонентов верхней веревки для ледолазания (фото выше).При установке верхней веревки один альпинист пропустил веревку через шнур, изображенный на фото (плохо), в дополнение к некоторому другому снаряжению (хорошо, поскольку резервная копия спасла его от травмы или того хуже, когда веревка перерезала шнур!). Произошла ошибка связи и несбалансированность опыта, которые привели к этой ситуации, но все были в порядке благодаря резервным копиям. Главный принцип: не позволяйте утяжеленной веревке скользить прямо через стропу, шнур или другую веревку или даже по ним. Шнур или строп потрясающе быстро сломаются, и человек, висящий на веревке, резко упадет.Это основная и важная концепция в любой форме вертикального такелажа. Обратите внимание на: — Полное незнание принципа «движущаяся веревка по нейлону = смерть». Иногда люди не знают. Это не так очевидно, как думаем мы, знающие принцип. -Переход с подъема, когда на промежуточном болте или шестерне есть кусок шнура, старая стропа или что-то еще. Мы все привыкли использовать фиксированные металлические якоря и опускаться (что, как правило, правильно на спортивных подъемах, а не на спусках), но если на болте есть кусок стропы или что-то в этом роде, проталкивание веревки через него и опускание очень быстро срежет нейлон. .Если вы собираетесь использовать одиночный болт или станцию с нейлоновым якорем и без карабина, спуск на веревке необходим. Или оставить на нем карабин, лучше чем умереть. — Спуск с вершины подъема, где есть фиксированный нейлоновый якорь без карабина или кольца на нем. Люди добираются до низа и понимают, что спускаться по веревке по веревке было бы весело, но забывают, что веревка проходит через нейлон наверху… — Альпинисты используют якоря с верхней веревкой. Я видел, как веревка разрезалась пополам, когда два альпиниста пропустили веревки через один и тот же якорь на вершине подъема.Когда один из альпинистов спустил свою веревку, перерезал другую, проходящую через якорь. Для каждой веревки нужен свой металл, и даже в этом случае убедитесь, что он не изнашивается на другой веревке. #dontdothis #nothingbadhappened
Сообщение, опубликованное Уиллом Гаддом (@realwillgadd)
.
Два поводка для ледолазания, спина к спине
Weekend Whipper: два свинцовых водопада для ледолазания, спина к спине
цк, цк. Разве вы не знаете первое правило падения при ледолазании?
Камнями и льдом |
1 февраля 2019 г.
Первое правило падения при ледолазании — не падать при ледолазании.
С учетом сказанного, кажется глупым включать второе правило о падении при ледолазании, но если вы достаточно глупы, чтобы нарушить первое правило, вторым правилом, вероятно, будет не падать снова при ледолазании, особенно на том же маршруте, на который вы только что упали. То есть давай …
В прошлые выходные Сэм Ривз был с парой приятелей в Хидден-Фоллс, Национальный парк Роки-Маунтин, штат Колорадо. Решили подняться на меньший поток (WI 4+ M5) справа от основного.Он был явно хрупким, костлявым.
Вместе со своим приятелем Эваном Уэстом на страховке и его другом Уэсом за камерой, Сэм начинает. Он ставит винт, а потом… вылетает, , он отключается. «Дубль два», — говорит он в видео.
Он поднимается выше со следующей попытки, но чуть не покрывается кратерами, когда его передние точки снова отрываются ото льда с таким звуком, как будто на землю падают колышущиеся сосульки.
«Серьезных травм нет, — сообщил Сэм в службу Rock and Ice , — но мое правое колено сильно ушиблено.”
Короче говоря, Сэм, мы думаем, что ты ушел с одним (или двумя) здесь.
Для всех, кто ведет лед — если у вас есть какие-либо сомнения в целостности льда или вашей способности лазить по нему без накачки, развернитесь и опустите, закрепите инструмент или просто бросьте TR на чертову штуку.
С пятницей и безопасным восхождением в эти выходные!
Также читается
Советы Уилла Гэдда: как устанавливать ледобуры
Советы Уилла Гэдда: как разместить ледовые инструменты и кошки
Смотрите также
Weekend Whipper: Ice Fall Wrecking Ball
Уиппер выходного дня: Падение в ледопад
Weekend Whipper: лидер ледолазания Осень
Weekend Whipper: Decking в карьере Auchinstarry, Шотландия
.