Леонард Бернстайн. Композитор «Вестсайдской истории»
25 августа 1918 года родился американский дирижер, композитор и музыкальный просветитель Леонард Бернстайн. Талантливый композитор был невероятно разносторонним человеком: пианистом, лектором, писателем, автором балетов, симфоний и, конечно, мюзиклов. Его самым известным произведением стал мюзикл «Вестсайдская история».
Леонард Бернстайн родился в семье эмигрантов, приехавших в США (Лоуренс, штат Массачусетс) из города Ровно (Российская империя). Он стал заниматься музыкой довольно поздно. В 10 лет мальчик впервые сел за фортепиано, которое досталось его семье от тети композитора. Отец Самуил Иосиф Бернстайн сначала не поддерживал увлечение сына, но впоследствии водил его на концерты и поддержал музыкальное образование. Впоследствии Леонард Бернстайн говорил, что не сомневался, что вся его жизнь будет связана с музыкой.
Леонард Бернстайн с сыновьями Джейми и Александром и женой Фелицией. 1950-е годы. Источник информации www.kommersant.ru
По настоянию родителей Бернстайн поступил в Гарвардский университет, где изучал искусство сочинения музыки, игру на фортепиано, слушал лекции по история музыки, филологии и философии. Молодой человек обожал театр и активно участвовал в студенческих театральных постановках. Им была написана часть музыки к спектаклю The Birds, также он работал над мюзиклом Марка Блицстайна «Колыбель будет качаться» (The Cradle Will Rock).
После Гарварда Леонард Бернстайн обучался в Музыкальном институте Кертис в Филадельфии, занимаясь по классу фортепиано, дирижирования и оркестровки. В 1940 году он посещал летний институт в Танглвуде при Бостонском симфоническом оркестре, где его наставником стал знаменитый дирижер Сергей Кусевицкий.
Перебравшись в Нью-Йорк Бернстайн поступил на работу в музыкальное издательство Harms-Remick. Он переносил на нотную бумагу популярные джазовые мелодии и делал аранжировки, получая за свою работу 25 долларов в неделю.
В августе 1943 года он получает предложение от руководителя Нью-йоркского филармонического оркестра Артура Родзинского стать его ассистентом, а уже в ноябре Леонард Бернстайн становится национальной знаменитостью! Неожиданно заболевает Бруно Вальтер — всемирно известный симфонический дирижер, а Артур Родзинский заменить его не смог по причине отъезда. В итоге Леонард Бернстайн, изучив всего за одну ночь сложнейшие партитуры, вышел дирижировать Нью-йоркским оркестром на концерте в Карнеги-холле. Его транслировали на всю Америку. Это был триумф! Молодой, энергичный, темпераментный дирижер стал сенсацией в музыкальном мире. Впоследствии Бернстайн возглавил Нью-йоркский филармонический оркестр и больше половины записей Бернстайна, была осуществлена именно с этим оркестром.
Леонард Бернстайн — автор трех симфоний, нескольких хоровых, вокальных и фортепианных циклов, трех балетов и двух опер. Однако наибольшую популярность получили его работы для музыкального театра. Его музыка отличалась смесью классики и современности. Всего Леонард Бернстайн сочинил пять мюзиклов и одну оперетту.
Леонард Бернстайн
Премьера мюзикла «В городе» (On the Town) прошла в декабре 1944 года в Adelphi Theater. Мюзикл был очень популярен. В работе композитор обращался к ковбойским и негритянским песням, мексиканским танцам и джазу. В 1949 году по мотивам мюзикла сняли музыкальный фильм, который вошел в двадцатку лучших американских фильмов-мюзиклов за 100 лет по версии AFI. Леонард Бернстайн получил Оскар за лучший саундтрек для музыкальных картин.
В мюзикле «Чудесный город» (Wonderful Town) он использует свинговую музыку, невероятно популярную в Америке в 1930-х и 1940-х годах. Спектакль показали 559 раз и удостоили премии Tony Awards в пяти номинациях, в том числе в категории лучший мюзикл. Премьера на Бродвее прошла в Winter Garden Theatre в феврале 1953 года. В августе 1986 года «Чудесный город» был поставлен на Вест-Энде в Лондоне, а в 2003 году мюзикл вернулся на Бродвей. В 2008 году состоялась премьера канадской версии мюзикла.
В мюзикле «Кандид» композитор обратился к повести Вольтера «Кандид, или Оптимизм». Мюзикл переписывался и дополнялся много раз из-за недопонимания создателей. Тем не менее, его ставили и ставят по всему миру в оперных и музыкальных театрах. А увертюра к спектаклю и вовсе обрела самостоятельную жизнь и превратилась в симфонический хит.
Самым известным широкому зрителю бродвейским мюзиклом композитора Леонарда Бернстайна стала «Вестсайдская история» (1957). Премьера оригинальной бродвейской постановки мюзикла прошла в Winter Garden Theatre и всего мюзикл показали 732 раза. Спустя несколько лет на экраны вышел одноименный фильм, который практически мгновенно приобрел популярность, сделав мюзикл «Вестса́йдская исто́рия» культовым. Экранная версия мюзикла смогла взять десять статуэток «Оскар» и «Грэмми», в том числе за лучший саундтрек.
В 1976 году, к 200-летию США, вышел последний бродвейский мюзикл Леонарда Бернстайна — «Пенсильвания-авеню, 1600».
Умер знаменитый композитор Леонард Бернстайн от сердечного приступа в октябре 1990 года.
«Дирижирует Леонард Бернстайн. Вестсайдская история» / Новости культуры / Tvkultura.ru
14 марта в 16:00 в эфире телеканала «Россия К» – Леонард Бернстайн, Хосе Каррерас и другие звёзды в фильме «Дирижирует Леонард Бернстайн. Вестсайдская история».
«Отец сочинял джазовую музыку для концертных залов и симфоническую музыку для бродвейской сцены», – говорила о выдающемся американском композиторе и пианисте, талантливом дирижёре и педагоге Леонарде Бернстайне его дочь Джейми. Обладатель Ордена Почётного легиона, Ордена «За заслуги перед Итальянской Республикой», двух наград «Тони», семи наград «Эмми», шестнадцати «Грэмми» и многих других, Леонард Бернстайн был невероятно разносторонним композитором. Оперы, симфонии, балеты, мюзиклы, псалмы, прелюдии и фуги, музыка к фильмам, джазовые композиции. Но одним из самых известных его произведений стала «Вестсайдская история» – мюзикл, получивший всемирное признание.
Задумав адаптировать знаменитую трагедию Шекспира «Ромео и Джульетта» для музыкального театра, хореограф и режиссёр Джером Роббинс, композитор Леонард Бернстайн, автор слов Стивен Сондхайм и драматург Артур Лоурентс, вероятно, не подозревали о будущем фантастическом успехе родившегося благодаря им мюзикла. Правда, случилось это не сразу. Премьера «Вестсайдской истории» состоялась в театре Уинтер Гарден 26 сентября 1957 года. Всего спектакль был показан 732 раза. Поначалу партитура Бернстайна, в которой классическая музыка тесно переплетается с джазовыми и латиноамериканскими ритмами, осталась недооценённой. Лишь в 1961 году, после выхода экранизации Роберта Уайза и Джерома Роббинса, мюзикл обрёл статус культового. В фильме снимались Ричард Беймер, Натали Вуд, Джордж Чакирис и Рита Морено. Картина получила 10 премий «Оскар», 3 премии «Золотой глобус», премию «Грэмми».
В 1984 году Леонард Бернстайн решает перезаписать мюзикл, впервые лично дирижируя свою музыку. Эта версия известна как «оперная» версия «Вестсайдской истории». Главные роли сыграли такие оперные звёзды, как Кири Те Канава (Мария), Хосе Каррерас (Тони), Татьяна Троянос (Анита), Курт Оллман (Рифф) и Мэрилин Хорн (голос в песне «Somewhere»). Запись в 1985 году выиграла «Грэмми» за Лучшую запись мюзикла. А сам процесс записи был заснят режиссёром Кристофером Свеном и выпущен в качестве документального фильма «Дирижирует Леонард Бернстайн. Вестсайдская история» (Великобритания, 1985).
Смотрите фильм в эфире телеканала «Россия К» 14 марта в 16:00.
Пресс-служба телеканала «Россия К»
ЛЮБОВЬ И СМЕРТЬ В НЬЮ-ЙОРКЕ
Режиссер: Роберт Уайз, Джером Роббинс
Страна: США
Год: 1961
«Вестсайдская история» — не только популярная киноверсия известного бродвейского мюзикла, но, также, фильм, оказавший значительное влияние на жанр. До выхода на экраны картины Роберта Уайза и Джерома Роббинса постановки, сочетающие в себе музыкальное, хореографическое и комедийное искусство, в целом имели мелодраматический тон. Балет и шоу варьете часто соединялись в них с водевилем и бурлеском. Такие ленты почти всегда завершались хэппи-эндом и были наполнены юмором.
Взяв за основу трагедию Уильяма Шекспира «Ромео и Джульетта», авторы «Вестсайдской истории» перенесли события истории в середину XX века и усилили социальный подтекст — вместо противостоящих друг другу веронских кланов в ленте лицом к лицу сходятся этнические молодежные группировки Нью-Йорка. Одну из них представляют дети белых эмигрантов из Европы, другую — пуэрториканцы. Кровь бурлит в их жилах, а желание выяснить отношения с противником кажется самым важным в жизни. Взять «своё», не отдать ни пяди земли, которая, впрочем, не является родной, драться, что есть сил, до самого конца — таковы намерения этих людей.
Как и в классическом романе, любовь двух представителей противоборствующих банд лишь усугубляет ситуацию. Прекрасная Мария (Натали Вуд) и красавчик Тони (Ричард Беймер) будто предназначены друг для друга — однажды встретившись, они уже не могут расстаться. Мария только и думает о Тони, а молодой человек настолько охвачен вспыхнувшими чувствами, что готов забыть свою ненависть к пуэрториканцам. Обстоятельства, однако, складываются так, что без жертв не обойтись.
В финале ленты раздор приводит к непоправимым последствиям, но, кажется, еще не все понимают, насколько они ошибались в своих суждениях и поступках. Да и ошибались ли вообще? «Вестсайдская история» ставит и такие вопросы.
«Вестсайдская история» (1961) — смотреть фильм онлайн без регистрации
В 1950-м году хореограф Джером Роббинс, композитор Леонард Бернстайн и драматург Артур Лорентс задумали переписать знаменитую трагедию Шекспира «Ромео и Джульетта» для музыкального театра. Пьесу Шекспира они планировали возродить под названием «Истсайдская история». Современный Ромео был евреем, а Джульетта –итальянкой и католичкой, их разделяла не вражда кланов, а социальные и религиозные предрассудки. Однако проект был отложен.
Лишь спустя шесть лет Бернстайн решил вернуться к своему замыслу, о чем рассказал малоизвестному либреттисту Стивену Сондхайму. Но к тому времени история о вражде католиков и евреев утратила актуальность, ее место заняли проблемы с латиноамериканскими бандами. Действие фильма перенесли в западную часть Манхеттена, где на тот момент соперничали потомки белых эмигрантов и выходцы из Пуэрто-Рико. Истсайд в названии заменили Вестсайдом.
Отзывы о мюзикле в целом были положительными, но надо признать, что критики и публика предпочитали жизнерадостные, сентиментальные постановки, а не истории, где оба главных героя погибают. Музыка Бернстайна, где классика переходит в джаз, который тут же сменяется латиноамериканскими ритмами, могла навсегда остаться недооцененной, если бы мюзиклом не заинтересовались режиссеры Роберт Уайз и Джером Роббинс, решив его экранизировать.
В 1961 году в кинопрокате стартовал одноименный музыкальный спектакль, принеся обеим версиям мировую славу и сделав занятых в постановках актеров голливудскими звездами. Сюжет повторяет канву шекспировской трагедии, но события разворачиваются в современном нью-йоркском районе Вестcайд, населенном эмигрантами из разных стран.
Съемки проходили в Манхэттенском районе Вест-Сайд между 61-й и 110-й улицами, где в то время были предназначенные на снос трущобы. Именно там потомки белых эмигрантов «Ракеты» и пуэрториканские «Акулы» стараются установить контроль над «своими» кварталами. Предводитель «Ракет» Рифф (Расс Тамблин) придумал, как ему кажется, отличный и оригинальный план: спровоцировать драку с главарем врагов Бернардо (Джордж Чакирис), но ему нужна поддержка Тони (Ричард Беймер). Тони согласился, но не учел, что танцевать приходят не только молодые повесы и хулиганы, но и очаровательные девушки. Например, Мария (Натали Вуд), сестра Бернардо.
Интересно отметить, что создатели и участники мюзикла и кинопостановки, включая композитора Леонарда Бернстайна, поэта Стивена Сондхейма, хореографа Джерома Роббинса, авторов либретто и сценаристов Артура Лоренса и Эрнеста Лемана, продюсера Сола Чаплина, и актрису Натали Вуд, были потомками эмигрантов, прибывших после революции из России. Возможно поэтому мюзикл неоднократно ставили современные российские театры.
В 1962-м году фильм «Вестсайдская история» получил 10 премий «Оскар» в номинациях: лучший фильм, за режиссерскую работу, операторскую работу. Лучшим актером второго плана был назван Джордж Чакирис, а лучшей актрисой второго плана – Рита Морено. Киноакадемия сочла фильм лучшим в категории музыка для музыкального фильма, монтаж, декорации, костюмы и звук. Он также получил 3 премии «Золотой глобус» –лучший мюзикл, актер и актриса второго плана, и премию «Грэмми» за лучший саундтрек, записанный оригинальным составом кинофильма.
По версии Американского института кинематографии «Вестсайдская история» занимает второе место в Списке лучших мюзиклов всех времен.
Мюзикл Вестсайдская история — Мюзиклы
Задумав адаптировать знаменитую трагедию Шекспира «Ромео и Джульетта» для музыкального театра, хореограф и режиссер Джером Роббинс (Jerome Robbins), композитор Леонард Бернстайн и драматург Артур Лорентс собирались сделать современных Ромео и Джульетту юношей-евреем и итальянкой-католичкой, разделенными социальными и религиозными предрассудками. Мюзикл должен был называться «Истсайдская история». Из-за других планов проект был отложен, а затем и вообще похоронен. Вернувшись через шесть лет к своему замыслу, Бернстайн решил передоверить написание текстов песен почти неизвестному тогда либреттисту Стивену Сондхайму.
К тому времени вражда католиков и евреев потеряла актуальность, газеты были полны историй о бандах молодых латиноамериканцев. Лорентс и Бернстайн убедили Роббинса перенести действие в восточную часть Манхеттена и построить сюжет на соперничестве потомков белых эмигрантов — поляков, итальянцев, немцев — и выходцев из Пуэрто-Рико.
К 1956 году на руках у авторов был по-настоящему новаторский, полный реализма и глубокой драматургии материал. Незадолго до начала репетиций выяснилось, что инвесторы не готовы к экспериментам — никто не желал давать на постановку ни пенни. На помощь пришли продюсеры Гарольд Принс и Роберт Гриффит. Они помогли преодолеть финансовые трудности, справились с капризами Роббинса и сделали все, чтобы ни один день из двух месяцев, выделенных на репетиции, не прошел зря.
Премьера «Вестсайдской истории» состоялась 26 сентября 1957 года сентября 1957 года в театре Уинтер Гарден (Winter Garden Theatre). Всего спектакль был показан 732 раза. В главных ролях были заняты Кэрол Лоренс (Carol Lawrence), Ларри Керт (Larry Kert) и Чита Ривера (Chita Rivera). Отзывы прессы были в целом положительными, однако когда пришло время вручения «Тони», шоу, в котором умирали два героя в конце первого действия и один в конце второго — проиграло почти во всех основных номинациях жизнерадостному и сентиментальному мюзиклу Меридита Уилсона (Meredith Willson) «Продавец музыки» (The Music Man), кроме одной — «Лучшая хореография», которая осталась за Роббинсом. Партитура Бернстайна, в которой классическая музыка тесно переплетается с джазовыми и латиноамериканскими ритмами, осталась недооцененной. Лишь в 1961 году, после выхода экранизации Роберта Уайза (Robert Wise) и Джерома Роббинса, мюзикл обрел статус культового. В фильме снимались Ричард Беймер (Richard Beymer), Натали Вуд (Natalie Wood), Джордж Чакирис (George Chakiris) и Рита Морено (Rita Moreno). Картина получила 10 «Оскаров», два из них достались Уайзу и Роббинсу, а также «Грэмми» за лучший саундтрек.
В 2009 году возобновленная версия мюзикла, поставленная на Бродвее 91-летним Лорентсом, была выдвинута на премию «Тони» в нескольких номинациях, из которых выиграла одну — «Лучшая исполнительница роли второго плана». Она была вручена актрисе Карин Оливо (Karen Olivo) за роль Аниты. Помимо классических танцев от Джерома Роббинса эта постановка примечательна тем, что либретто частично было переведено на испанский язык. Эту работу выполнил композитор и автор песенных текстов Лин-Мануэль Миранда (Lin-Manuel Miranda).
Сюжет мюзикла повторяет основные коллизии шекспировского первоисточника.
В нью-йоркском Вестcайде, населенном эмигрантами из разных стран, две молодежных группировки — потомки белых эмигрантов «Ракеты (Jets)» и пуэрториканцы «Акулы (Sharks)» — борются за контроль над кварталами. Полиция разгоняет очередную драку (Prologue). Служители порядка лейтенант Шрэнк и сержант Крупке требуют, чтобы молодежь прекратила драку, и преследуют «Акул».
«Ракеты» намерены окончательно закрепить за собой контроль над улицами Вестсайда. Для этого они решают спровоцировать драку с «Акулами». Предводитель «Ракет» Рифф собирается бросить вызов главарю пуэрториканцев Бернардо на танцевальной вечеринке. Рифф хочет, чтобы к нему присоединился его друг и бывший член банды Тони, однако не все его товарищи уверены в преданности Тони (Jet Song).
Рифф навещает Тони в аптеке Дока, где тот работает. Чтобы поддержать друга, Тони соглашается прийти на танцы, однако он не связывает свое будущее с бандой — юноша живет предчувствием, что скоро его жизнь изменится (Something’s Coming).
Сестра Бернардо Мария работает в магазине свадебных платьев вместе с Анитой — возлюбленной ее брата. Семья Марии уже нашла для девушки жениха — Чино. Мария лишь недавно приехала из Пуэрто-Рико, и, как и Тони, мечтает о светлом будущем. Анита шьет для подруги платье, в котором она могла бы пойти на танцы.
На вечеринке молодежь продолжает выяснять отношения, на этот раз с помощью танца (Mambo). Тони и Мария, находящиеся в противоположных углах зала, замечают друг друга и не могут отвести взгляда. Они танцуют, и напряженная атмосфера вечера уходит на задний план, уступая место зародившейся между Тони и Марией любви. Разъяренный Бернардо оттаскивает Марию от Тони и отправляет ее домой. Рифф и Бернардо договариваются о встрече на нейтральной территории — в аптеке Дока, чтобы провести военный совет.
Переполненный эмоциями Тони разыскивает дом Марии и поет девушке серенаду (Maria). Влюбленные встречаются на пожарной лестнице и открывают друг другу свои чувства (Tonight).
В это время Анита и ее подружки обсуждают свою американскую жизнь, сравнивая ее с тем, что они оставили в Пуэрто-Рико (America).
«Ракеты» с нетерпением ждут появления «Акул» у Дока в магазине сладостей. Они выпускают пар в полном агрессии танце (Cool). Приходят «Акулы», и начинается обсуждение оружия, которое будет использовано в драке. Тони предлагает «честный бой», в котором противники будут выяснять отношения врукопашную. Главари банд соглашаются. Бернардо собирается драться с Тони, однако ему выпадает другой противник — Дизель.
Лейтенант Шрэнк безуспешно пытается определить, где состоится следующая стычка. Тони рассказывает Доку о Марии. Док испытывает тревогу за молодых людей, но Тони убежден, что все будет хорошо…
Тони приходит в свадебный салон, где работает Мария. Когда-нибудь и они поженятся — мечтают влюбленные (One Hand, One Heart). Мария просит Тони предотвратить драку, и он соглашается.
Тони, Мария, Анита, Бернардо, Риф и участники банд с нетерпением ждут вечера, который для всех станет решающим (Tonight Quintet).
Тони приходит на место драки и пытается остановить ее. Бернардо высмеивает его и вовлекает в драку. Рифф бросается на помощь другу. Бернардо выхватывает нож — но и у Рифа есть при себе оружие (The Rumble).
Тони умоляет друга отступить, но Рифф его не слушает. В самый напряженный момент, когда он уже почти добрался до Бернардо, Тони снова вмешивается в драку, и Бернардо закалывает Риффа. В приступе ярости Тони убивает главаря пуэрториканцев. Участники банд бросаются друг на друга. Слышен вой сирен — это полиция. Все бросаются прочь, кроме Тони, который не может прийти в себя после того, что только что совершил. Его уводит девочка-подросток по кличке Энибодис, которая мечтает стать «Ракетой». О драке напоминают лишь тела Риффа и Бернардо.
В своей комнате Мария мечтает о встрече с Тони. Она делится своими чувствами с подружками Francisca (I Feel Pretty). Чино приносит дурные вести — Тони убил Бернардо. Мария молится, чтобы это оказалось ошибкой. Тони приходит к возлюбленной. Мария охвачена гневом — она бросается на Тони с кулаками, но тот успокаивает девушку. Они решают вместе убежать. Ведь где-то есть место, где они смогут укрыться от ужасов жизни (Somewhere).
«Ракеты» никак не могут прийти в себя после смерти лидера. Они считают, что это взрослые виноваты в том, какими они стали (Gee, Officer Krupke). Энибодис рассказывает о плане Чино найти и застрелить Тони. «Ракеты» отправляются на поиски Тони, чтобы защитить его.
Анита, оплакивающая смерть своего возлюбленного, приходит к Марии. Там она почти сталкивается с Тони, который договаривается с Марией встретиться у Дока, чтобы вместе покинуть страну. Анита в ужасе от того, что Мария встречается с убийцей брата (A Boy Like That). Мария страстно отвечает, что она не может противостоять любви (I Have a Love), и Анита понимает, что любовь подруги к Тони не уступает по силе ее собственному чувству к Бернардо. Она предупреждает Марию о том, что у Чино есть пистолет и что он поклялся найти Тони.
Лейтенант Шрэнк приходит к Марии, чтобы ее допросить, и та умоляет Аниту сходить к Доку и попросить Тони подождать. Однако в магазине Дока Анита наталкивается на «Ракет». Они оскорбляют пуэрториканку, а затем набрасываются на нее. К счастью, появляется Док и предотвращает насилие. Заплаканная Анита говорит «Ракетам», что Бернардо был прав насчет них и добавляет, что Чино узнал о том, что Мария встречалась с Тони, и убил ее.
Док передает печальные новости Тони. Теперь, когда ему незачем жить, Тони отправляется на поиски Чино, чтобы тот убил и его. Однако он находит Марию живой и невредимой. Встреча возлюбленных продолжается недолго — появляется Чино и стреляет в Тони. Юноша умирает на руках у Марии (Somewhere-Reprise). Разъяренные смертью своего друга, «Ракеты» наступают на «Акул». Мария, у которой в руках оружие Чино, обвиняет участников банд в том, что их ненависть погубила Тони. Она наводит пистолет на враждующих, однако не в силах нажать на курок… «Акулы» и «Ракеты» наконец, понимают, что конфликту пришел конец. Вместе они уносят тело Тони. Шрэнк и Крупке уводят Чино. Сидя на земле, Мария оплакивает свою любовь.
«Вестсайдская история» — один из немногих бродвейских мюзиклов, переведенных на русский язык еще в советские времена. В 1965 году в постановке Московского театра оперетты главную роль исполнила Татьяна Шмыга. В 1969 году мюзикл был поставлен
Г. Товстоноговым на сцене Ленинградского театра имени Ленинского комсомола. Начиная с 2007 года спектакль идет в России на законных основаниях. После непростых переговоров, длившихся больше года, Новосибирский академический молодежный театр «Глобус» смог приобрести лицензию, по которой российская сторона была обязана не только выплачивать обычные в таких случаях проценты со сборов, но и пригласить американского режиссера, музыкального руководителя и хореографа, а также сохранить оригинальную хореографию Джерома Роббинса.
Новосибирский спектакль создавался при непосредственном участии творческой группы из Америки — музыкального руководителя Кейта Кларка (Keith Clark), режиссера Грега Ганакаса (Greg Ganakas) и хореографа Марка Эспозито (Mark Esposito). В 2009 году спектакль был удостоен премии «Музыкальное сердце театра» в номинациях «Лучшая исполнительница роли второго плана» (Юлия Чуракова, Анита) и «Лучший дирижер» (Алексей Людмилин), а с 29 июня по 3 июля был показан московской публике на сцене МДМ. Роль Марии исполнила звезда мюзиклов театральной компании «Стейдж Энтертейнмент» Наталия Быстрова.
Вестсайдская история (мюзикл) — это… Что такое Вестсайдская история (мюзикл)?
Вестсайдская история (англ. West Side story) — культовый американский мюзикл 1957 года, сценарий к которому создал Артур Лорентс, музыку — Леонард Бернстайн, слова — Стивен Сондхайм, а хореографию поставил Джером Роббинс. Мюзикл является адаптацией классической пьесы Уильяма Шекспира «Ромео и Джульетта».
Действие разворачивается в Нью-Йорке середины 1950-х гг., повествуя о противостоянии двух уличных банд — «Ракет» («Jets»), потомков белых эмигрантов, и «Акул» («Sharks»), пуэрториканцев. Главный герой, бывший член «Ракет» Тони, влюбляется в Марию, сестру Бернардо, лидера «Акул». Драматичность, расслабляющая музыка и поднятие острых социальных проблем хоть и не сразу, но принесли мюзиклу мировую известность. Музыкальные композиции, написанные Бернстайном к мюзиклу, стали очень популярными; всего мюзикл включает 11 музыкальных номеров: «Something’s Coming», «Maria», «America», «Somewhere», «Tonight», «Jet Song», «I Feel Pretty», «A Boy Like That», «One Hand, One Heart», «Gee, Officer Krupke» и «Cool».
Оригинальная бродвейская постановка 1957 года (режиссёр и хореограф Джером Роббинс, продюсеры Роберт Гриффит и Гарольд Принс) стала дебютом Стивена Сондхайма (в качестве автора слов к песням) на Бродвее. Премьера состоялась 26 сентября на сцене театра «Winter Garden». Мюзикл был показан 732 раза, прежде чем отправиться в мировое турне. Мюзикл получил премию «Тони» 1957 года в двух номинациях, но уступил постановке «The Music Man» в номинации «лучший мюзикл». Постановка также удостоилась театральной премии Theatre World Award (англ.)русск.. Наградами был отмечен и одноименный фильм 1961 года, снятый по сценарию мюзикла — он был удостоен 10 премий «Оскар» (всего номинаций было 11). В настоящее время мюзикл часто ставится в учебных заведениях, региональных театрах и даже оперных театрах мирового масштаба.
См. также
Ссылки
Работ | Работы | Леонард Бернштейн
Путеводитель по истории Вестсайд и комментарий Джека Готлиба
Источники рассказов
Широко известно, что Вестсайдская история (WSS) основана непосредственно на романе Шекспира «Ромео и Джульетта » (R&J). Гораздо менее известен тот факт, что Шекспир основал свою пьесу (1594) на другом материале, в частности, на повествовательной поэме Артура Брука под названием Трагическая история Ромея и Джульетты (1562).Тем не менее, тема двух влюбленных, которым мешают обстоятельства, не зависящие от них, была задолго до этого утвердилась в западной легенде: Троил и Крессида, Тристан и Изольда, если назвать только две такие пары. В более позднее время американский фольклор ассимилировал миф о вражде между Хэтфилдами и Маккой. Описание Брук R&J как « и » демонстрирует пуританскую полосу:
« … веселые, возбужденные до нечестного желания, пренебрегая властью и влиянием родителей и друзей.«
Шекспир вышел за рамки вопроса морали, хотя он свободно заимствовал из более раннего стихотворения, и фактически он повторил настоящие слова Брука по крайней мере в трех случаях. Но Брук меркнет по сравнению. Шекспир восторженно расширял монологи и создавал новых персонажей, наделяя их благородством.
Хотя есть много заимствований сюжета и содержания от R&J к WSS, Артур Лоранс, автор книги к мюзиклу, не заимствовал словесное заимствование у Шекспира.Но точно так же, как Шекспир преобразовал « Пьяных болтунов, суеверных флейтов, vnchastitie, позор stolne contractes, спешащих на более vnhappye deathe» Брука, », так Лоран заменяет вторую половину пьесы Шекспира, которая, как он говорит нам, опирается на ласточку Джульетты. волшебное зелье, устройство, которое невозможно проглотить в современной пьесе. » Он продолжает:
«В книге (почему произносимые слова для музыкального шоу так называются?) … диалог — это мой перевод подростковой уличной болтовни в театр: это может звучать реально, но это не так.«
О том, что ему это удалось, и что он сделал блестяще, свидетельствует его соратник Алан Джей Лернер:
«Книга Артура Лорана с ее трогательным пересказом сказки« Ромео и Джульетта »… является триумфом стиля и образцом этого жанра. Как товарищ по ремеслу я был переполнен глубочайшим восхищением».
Джером Роббинс сначала представлял Джульетту еврейкой, а Ромео итальянским католиком. Действие, действие которого происходит во время сезона Пасхи и Пасхи, должно было произойти в Нижнем Ист-Сайде Нью-Йорка.Следовательно, название могло быть EAST Side Story. (Другое рабочее название было Gangway! ) Это было в 1949 году. Шесть лет спустя Лорентс и Леонард Бернстайны работали (независимо) в Голливуде, где они обсудили прерванный проект. Газеты были заполнены сообщениями об уличных беспорядках американцев-чикано в Лос-Анджелесе.
Эти заголовки изменили трюк, пробудив воображение сотрудников. Место действия быстро переместилось в Вест-Сайд Нью-Йорка, и в 1957 году WSS взорвалась на территории американского штата.За прошедшие десятилетия WSS стал современной классикой.
Оперативная ловушка
Вскоре после премьеры Бернстайн написал о длительном периоде между зачатием шоу и рождением: «Оказалось, что все взгляды, агония, откладывание и повторное переписывание того стоили». Частью этой агонии было решение «не отбирать« певцов »: все, что звучало бы более профессионально, неизбежно звучало бы более опытным, и тогда« детское »качество исчезло.»
Тем не менее, в 1949 году Бернштейн высказал опасения по поводу «создания мюзикла, рассказывающего трагическую историю в терминах музыкальной комедии … никогда не попадаться в« оперную »ловушку». Эта ловушка должна быть тисками (а также тисками) вокальной пиротехники. ради самого себя, не продвигая историю вперед.
Бернштейн действительно избегает этой ловушки в WSS. Например, одним из самых оперных моментов является дуэт Аниты и Марии: A Boy Like That / I Have a Love. По словам Стернса, эта развязка такова: «Судьбоносная смена привязанностей Аниты, из которой разворачивается остальная часть драмы.»Бернстайн развивает одну песню из другой посредством своего рода музыкального лейтмотива. Таким образом, когда Анита гремит против убийств, мы слышим то, что превратится в красноречие Марии, используя точно такие же тональности и почти тот же ритм. Семя выросло в башню. над землей, в которой он был посажен.
Хотя в WSS есть надежда, есть и отчаяние, и это тоже отражено в музыкальных терминах. На протяжении всей партитуры отчетливо виден интервал тритона.(Теоретики прошлого прозвали тритон Diabolus in musica (Дьявол в музыке). Он считался самым «опасным» интервалом. Его нестабильное, не имеющее корней качество (от C, например, до F # состоит из трех целых шагов, следовательно : tritone) был идеальным музыкальным воплощением нестабильных отношений между Тони и Марией, а также беспросветности и, как следствие, безжалостности банд Джет и Акула.
Карьера
Бернштейн однажды сказал, что шоу не может «зависеть от звезд, поскольку оно посвящено детям.«Сотни молодых претендентов прошли прослушивание для участия в оригинальной постановке. Из сорока« детей », получивших эту работу — — для большинства из них — их бродвейский дебют — — многие ушли в самые разные шоу-бизнес (или связанные с ним) мероприятия. Возможно, не все их пути были к большей славе, но без WSS их карьера, вероятно, заняла бы значительно больше времени, чтобы расцвести.Кроме того, некоторые из них продолжали поддерживать отношения со своими коллегами WSS на личной и / или профессиональной основе.
Самой поразительной карьерой, начатой с планшета WSS, стала карьера его поэта Стивена Сондхейма, которого многие считают самым значительным композитором-лириком нашего времени.Если сегодня существует коренной американский оперный стиль, то Сондхейм следует рассматривать как его знаменосца. Оперные инновации, представленные творческим квартетом WSS: более широкие песенные измерения, одновременности в сложных контрапунктах и т. Д. Стали основой мельницы Сондхейма.
Премьера «Симфонических танцев из Вестсайдской истории» состоялась 13 февраля 1961 года в Нью-Йоркской филармонии, но дирижировал Лукас Фосс. Бернстайн был назначен музыкальным руководителем филармонии через год после открытия WSS, и, хотя позже он исполнил и записал танцы с оркестром, он никогда, до записи 1985 года, не дирижировал представлением.(Он был в яме, чтобы дирижировать так называемой Увертюрой — сборником мелодий, написанных не им, — для одного из ранних бродвейских возрождений). Но почему тот, чья карьера была столь разносторонней, должен концентрироваться на одном всеобъемлющем проекте — пробеге по Бродвею? Бернштейн никогда не дирижировал живым театральным представлением «Кандид, чудесный город» или «МАССА».
Его запись «On The Town», сделанная спустя много времени после премьеры с тремя из первых актеров, является первым шоу-альбомом, который когда-либо был записан на диск его композитором.Но одно историческое событие еще не произошло в анналах записанных бродвейских мюзиклов: полный оригинальный альбом актеров под управлением его композитора.
Фильм
Премия «Оскар» за лучший фильм 1961 года досталась киноверсии «Вестсайдская история », получив в общей сложности десять «Оскаров».
Хотя Бернштейн не пострадал от беспредела, нанесенного его партитуре в фильме В городе , фильм Вестсайдская история все же внес некоторые незначительные изменения.»I Feel Pretty» была перенесена в более раннюю сцену, в свадебный магазин. Местонахождение «Гы, офицер Крупке» поменяли местами на «Круто». Также Сондхейм написал новую лирику для «Америки» в исполнении всех акул и их девушек (в сценической версии она представлена всего четырьмя девушками).
Эти изменения были сочтены необходимыми, чтобы поддерживать стремительное чувство обреченности. В конце концов, фильм не был прерван перерывом, в течение которого зрители могли оправиться от опустошения, нанесенного танцевальной Rumble.На сцене игристое «I Feel Pretty» в начале второго акта было своего рода продолжением антрактового лепета.
Дубберы
Голливудские голоса Ричарда Беймера (Тони в фильме) принадлежали Джиму Брайанту, голливудскому джазовому и коммерческому аранжировщику и бас-скрипачу, выбранному по той причине, что его тембр пения соответствовал устному звучанию Беймера. Точно так же Бетти Уанд, меццо-сопрано, была нанята для исполнения некоторых, но не всех песен Риты (Аниты) Морено. Позже Wand подала в суд, чтобы получить процент от продаж киноальбомов, и спор разрешился во внесудебном порядке.Но самые запутанные проблемы с дублированием были у Натали Вуд (Мария).
Марни Никсон была нанята изо дня в день (контракт не был подписан), чтобы делать только высокие или продолжительные ноты, с которыми не мог справиться менее дисциплинированный голос Вуда. И действительно, песни были записаны именно таким образом, и Вуд постоянно твердили, какая она «замечательная». Пока это происходило, Никсон сказали, что она сделает саундтрек полностью, в что трудно было поверить в данных обстоятельствах.Но эта деликатная и продуманная игра в музыкальные пешки была разыграна для того, чтобы не было столкновения между звездой и студией, пока визуальные эффекты Вуда не будут полностью сняты. Когда она, наконец, оказалась в «миске», Вуду сообщили, что Никсон избран. Реакцией Вуд был вполне понятный гнев, и позже, когда она снималась в своей роли в Gypsy , ее певческий голос не был заменен.
Работа Никсон тогда стала намного сложнее, чем ее дублирование Деборы Керр в съемках «Короля » и «Я ».Там все было тщательно продумано на репетициях, и Никсон физически находился рядом с Керром на всех музыкальных репетициях. Но поскольку Вуд уже был полон музыкальных неточностей, Никсону пришлось их компенсировать. На дальних планах проблем не возникало, а вот на крупных планах приходилось так или иначе оградить себя. Фактически, Никсон даже дублировал голос Вуда в самом конце: «Не трогай его!» Te adoro, Антон «.
Из-за сети обмана Никсон почувствовала, что заслужила часть гонорара за альбомы фильмов.Ни фильм, ни продюсеры не подчинялись ее требованиям. Бернстайн вышел из тупика, добровольно пожертвовав процент от своего дохода — жест лояльности и королевской власти, поскольку Никсон был его коллегой-исполнителем на концертах Нью-Йоркского филармонического оркестра.
© Copyright 2001 by Jack Gottlieb
Все права защищены. Запрещается использовать без разрешения.
* Книга Артура Лорана, слова Стивена Сондхейма;
Мюзикл по концепции Джерома Роббинса.
Музыка Леонарда Бернстайна. © 1956, 1957, 1959,1962, обновлено
Оркестр и хор под управлением Леонарда Бернстайна.
Мария — Кири Те Канава; Тони — Хосе Каррерас;
Анита — Татьяна Троянос; Рифф — Курт Оллман; Розалия — Луиза Эдейкен;
Франсиско — Анджелина Рео; Консуэла — Стелла Замбалис; Боевик — Дэвид Ливингстон;
Дизель — Марти Нельсон; Малыш Джон — Стивен Богардус; А-раб — Питер Том;
Снежный мальчик — Тодд Лестер; Бернардо — Ричард Харрелл.
Диалог: Нина Бернштейн (Мария) — Александр Бернштейн (Тони).
℗1985 Polydor International GmbH, Гамбург.
Родственные работы
Вестсайдская история, фильм с живым оркестром
Симфонические танцы из Вестсайдской истории
.
Вестсайдская история | мюзикл Бернштейна, Сондхейма и Роббинса
West Side Story , театральная музыка американского композитора Леонарда Бернстайна, премьера которого состоялась 19 августа 1957 года в Вашингтоне, округ Колумбия, прежде чем он переехал на Бродвей для второго открытия 26 сентября 1957 года. — американская адаптация шекспировской сказки «Ромео и Джульетта» в 20-м веке. Он стал одним из наиболее часто исполняемых из всех американских мюзиклов, и многие считают его окончательным сочинением Бернштейна.
Британская викторина
(Музыка) Лучший друг человека
Кто из этих клавишников прославился игрой на синтезаторе?
К созданию этого мюзикла Бернштейну присоединились автор текстов Стивен Сондхейм, драматург Артур Лоранс, хореограф Джером Роббинс и импресарио Гарольд Принс.Он участвовал в 732 выступлениях и мог бы выиграть премию Тони 1958 года как лучший мюзикл, если бы его конкурс не был The Music Man . В 1961 году экранизация фильма « Вестсайдская история, » получила 10 наград «Оскар», включая лучший фильм.
Леонард Бернштейн в колонии МакДауэлл в Питерборо, Нью-Гэмпшир. Бернис Б. Перри / Предоставлено The MacDowell Colony
В партитуре Бернстайна смешались различные стили, включая джазовые звуки, напоминающие о десятилетии, в которое была написана музыка, а также латинские ритмы.Кроме того, он использовал некоторые проверенные временем техники оперной композиции. Например, в песне «Сегодня вечером» несколько персонажей размышляют о своих надеждах и ожиданиях от грядущей ночи. Для каждого человека Бернштейн создал музыку, которая отражает эти видения, романтические, знойные или воинственные.
Члены уличной банды Sharks танцуют хореографию Джерома Роббинса под музыку Леонарда Бернстайна в сериале West Side Story , 1961. Copyright 1961 Mirisch Pictures Inc.Все права защищены. .