описание, содержание, интересные факты и многое другое о фильме
Офисное помещение, сотрудницы отдела закупок зоопарка пьют чай, перекусывают, сплетничают. Наташа, немолодая женщина, стоит у окна, в коллективе она изгой. Внезапно дама падает в обморок. Коллеги пытаются привести ее в чувство, хлещут по щекам, проверяют пульс, собираются вызвать неотложку. Женщина приходит в себя и отправляется домой, она идет по набережной провинциального приморского городка. В подъезде Наташа курит, прячет сигареты в электрощитке, сбрызгивает себя дезодорантом, заходит в квартиру. Одинокая женщина живет с престарелой мамой. Раздаются вопли запертого в комнате кота. Наташа утверждает, что животное вовсе не перепутало зиму с весной, как считает мать, кот для этого уже слишком стар. Мать пересказывает телевизионные новости. В Европе служительница зоопарка долгое время сожительствовала с обезьяной, набожная мать считает, что европейцы «мракобесят», отказавшись от христианской религии. Дочь смеется и советует старушке не забивать себе голову всякой ерундой.
Наташа идет в аптеку, покупает обезболивающее, принимает таблетки прямо на берегу моря, где любит гулять. Придя на работу, Наташа слышит, как коллеги сплетничают на ее счет: отравилась, забеременела, онкология? Женщина приходит в поликлинику, жалуется терапевту на боли в области копчика, смущенно показывает врачу нечто. Ее отправляют на рентген. Выясняется, что за ночь у женщины вырос внушительных размеров хвост. Рентгенолог говорит, что результаты будут через неделю, однако Наташа уговаривает его сделать снимок в более короткий срок. Они знакомятся. Молодого врача зовут Петя. Наташа идет на работу. В зоопарке она подкармливает животных: льва, леопарда, ламу, лебедей; ласково беседует с ними. На рабочем месте она не может найти калькулятор. Коллеги утверждают, что аппарат находится в нижнем ящике стола Наташи, но туда, оказывается, злобные шутницы подкинули живых мышей (хищники их есть отказались). Наташа боится грызунов, она спасается от них на столе, коллеги хохочут.
Дома мать пересказывает Наташе услышанные от соседки новости: в районе завелась бесноватая женщина с хвостом, который живет отдельной жизнью. Наташа смеется. Когда она моется в ванне, хвост ублажает хозяйку, дама достигает оргазма. Покаяться в грехе женщина отправляется в церковь, но батюшка не допускает ее к причастию. Снова поликлиника. Бабульки в очереди рассказывают о меченой дьяволом женщине с хвостом и пытаются понять, куда она этот хвост прячет. Наташа вмешивается в разговор и предлагает собственную версию: хвост логично прятать в трусах. Хирург на приеме изучает снимок и утверждает, что он сделан плохо. Может быть, пациентка в момент срабатывания аппарата пошевелилась. Он отправляет Наташу на повторную процедуру. Женщина успевает перехватить рентгенолога, который уже собрался уходить с работы. Сделан повторный снимок. Пациентка хочет отблагодарить врача, предлагает ему бутылку вина. Тот упорно отказывается от приношения, но в конечном итоге Петя и Наташа вместе распивают бутылку на пляже, а потом весело катаются на тазиках по бетонному кратеру. Затем они пьют шампанское у Наташи дома, дурачатся, валяясь в постели. Женщина встает на четвереньки, изображает кошку, изгибает спину и шевелит хвостом. Петя делает фото на телефон. Приходит мать Наташи, но парочка успевает прекратить эротические игры и прикинуться дуэтом врач-пациентка.
Наташа делает новую прическу, танцует перед зеркалом в эротическом белье, укорачивает юбку. Затем она идет в поликлинику, где слышит очередную порцию сплетен о хвостатой женщине. Истории обрастают новыми подробностями. Теперь у дьяволицы три хвоста, один из которых забирает душу, второй – жизнь, а третий – память. Петя делает Наташе комплемент по поводу ее нового образа, проводит на прием к хирургу без очереди, но специалист снова недоволен снимком. Наташа хлопает дверью: с меня хватит.
В зоопарке производственное совещание. Строгая директриса пытается выяснить, почему для животных закуплены некачественные корма. Крайней становится Наташа, начальница не только попрекает ее служебной несостоятельностью, но и, переходя на личности, обвиняет ее в том, что та стала одеваться, как проститутка. Наташе объявлен строгий выговор, начальница с позором изгоняет ее с совещания под злорадные смешки коллег.
Наташа и Петя развлекаются в ночном клубе. Женщина темпераментно танцует и не замечает, как из-под ее юбки показался хвост. Публика в панике разбегается, но кое-кто успевает снять хвостатую женщину на телефон. Пара гуляет по пляжу, дело доходит до страстных поцелуев, однако Наташа прерывает любовное действо и покидает Петю. Дома трагедия: умер любимый кот мамы. Наташа утешает старушку и трогательно хоронит усатого любимца в мусоропроводе. К коробке с трупиком она скотчем прикрепляет букет гвоздик. Снова на работу. Кормежка и беседы с животными. Директриса вызывает Наташу и диктует ей заявление «по собственному желанию». Резюме строгой начальницы: меньше по ночам надо шляться.
У мамы сердечный приступ. Ее на неотложке везут в поликлинику. Терапевт, как всегда, первым делом выписывает направление на рентгеновский снимок и не реагирует на требования Наташи сделать старушке ЭКГ. Мама уговаривает Наташу не связываться с врачами и вернуться домой.
Наташа отправляется к гадалке. После совершения таинственного ритуала та сообщает женщине: в ее карьере лакуны, в коллективе – конфликты, друзей нет, но есть «защитник в белом одеянии», который питает к ней чувства. Окрыленная гаданием Наташа отправляется к Пете, страстно целует его. Они отправляются на лекцию «Помоги себе сам», где дама-психотерапевт проводит идиотский тренинг для легковерной публики. Все должны воздеть к небу руки и повторять фразу «в моих руках вся Вселенная». Петя и Наташа, потребляя алкогольные напитки, так громко хихикают, что тренерша изгоняет их из аудитории. Наступает ночь. Через пожарные ворота парочка проникает в зоопарк. Наташа знакомит Петю со своими любимцами. Петя устраивается в пустой клетке, которая только готовится к приему новых обитателей зоопарка. Наташа ложится рядом с ним на соломенную подстилку. Происходит то, о чем так долго мечталось. Однако Наташа разочарована. Петя почему-то пылает страстью к ее хвосту, он совершает оральные ласки этого фаллического фетиша, не обращая внимания на прочие, более традиционные части дамского тела партнерши.
Наташа приходит домой и застает следующую картину: мама рисует красной краской на стенах кресты. Оказывается, батюшка велел старушке поставить защиту от «ведьмы-хвостоноски». Наташа показывает маме хвост, пытается поделиться своими страхами, просит о ласке и объятиях. Мама сурово упрекает дочь: ты пьяна, пойди, проспись. На следующий день Наташа ходит по улицам, не пряча от людей хвост. Народ шарахается в стороны. Наташа приходит в поликлинику и крушит оборудование в кабинете для рентгеновских снимков. Вернувшись домой, женщина мастерит самодельную гильотину, при помощи которой намерена отрубить злополучный отросток.
Интервью с режиссером фильма «Зоология» Иваном Твердовским
В прокате идет один лучших российских фильмов года — «Зоология». «Афиша Daily» расспросила режиссера Ивана Твердовского о людях, животных и следующем фильме.
— «Зоология» проехалась по многим международным фестивалям. Бывали случаи, когда иностранный зритель что-то недопонимал или задавал странные вопросы относительно происходящего на экране?
— Странная ситуация: по поводу этого фильма гораздо проще общаться с международной публикой, чем с нашей. У нас же дело доходит до каких-то совершенно диких религиозных споров, которые в фильме даже не заложены.
— Какие самые безумные и интересные теории относительно сюжета выдвигают зрители? Например, развеселила теория, озвученная на пресс-конференции «Кинотавра», что на самом деле у мамы главной героини тоже есть хвост, который передается по наследству.
— Истории о хвосте у мамы и о том, как вообще появился хвост у Наташи, в фильме никак не рассматриваются. На таких фантазиях я просто стараюсь не акцентировать внимание. А из интересного: на показе в Торонто женщина-психотерапевт начала задавать вопросы, но в итоге все это превратилось в ее лекцию. Она разбирала дьяволические и фаллические значения хвоста, а также очень четко разобрала психологию Наташи: героиня не прожила нормальную подростковую жизнь, под контролем мамы она не получила нормальной социализации, все эти 55 лет у нее был инкубационный период, а этот хвост позволил ей повзрослеть. Это как раз было интересно послушать, потому это действительно помогает разобраться в мотивациях героев. В итоге я решил подключить психотерапевта к работе над следующим фильмом уже на уровне написания сценария.
— Всегда сами монтируете фильмы?
— Да, всегда. У всех продюсеров есть такая традиция: снять монтажную студию, посадить рядом с режиссером какого-то человека, который нажимает на кнопки, или нанять режиссера монтажа, который будет советовать, как клеить кадры. Весь этот производственный цикл меня безумно раздражал, я этого старался избежать. И в сотрудничестве с продюсером Натальей Мокрицкой я первым делом сказал, что буду монтировать сам. Это самый сакральный, самый важный процесс в создании фильма. Любой человек, находящийся рядом в этот момент, будет влиять на мою энергию и сбивать меня. Наверное, с точки зрения большого голливудского кино это неправильно, но мои фильмы никто, кроме меня, не сможет собрать.
— Сразу хочется узнать, где находятся все эти локации из фильма: церковь, встроенная в дом, этот большой кратер или что это?
— Так как эта вся история писалась под актрису Наталью Павленкову и в тесном контакте с ней, она рассказала, что у нее есть квартира в далеком поселке в Крыму, куда она периодически приезжает отдыхать. В этом месте есть такой храм, отца-настоятеля которого она знает. Когда мы поняли, что часть фильма будем снимать в Крыму, то решили посмотреть этот поселок и увидели этот храм, построенный прямо на месте бывшего продуктового магазина из 90-х. Для меня было важно, чтобы линии главной героини Наташи Медведевой и актрисы Натальи Павленковой пересекались вот так в реальной жизни. Гигантская тарелка — это заброшенная метео-научная станция в Кацивели, на склоне горы находился такой большой локатор, от него осталась эта бетонная чаша. Когда мы ее увидели, то дописали в фильм эту сцену катания на тазах.
— В каком зоопарке снимали?
— Это в Ялте. Мы попали в очень тяжелый период, когда Крым остался без электричества, поэтому некоторые животные там погибли без обогрева их теплых домиков. Даже в новостях показывали сюжеты об этом. Погибли все малыши у бенгальского тигра, чье потомство в зоопарке долго ждали. Прямо в эти дни мы снимали фильм «Зоология».
— В зоопарке происходит самый яркий и важный эпизод фильма. Наташа очень хотела узнать, любит ли ее Петя по-настоящему, а когда происходит этот момент в клетке, то почему она отворачивается от него? Она понимает, что он ее не любит?
— Нет, все не совсем так. Наташу кидает по этой реке жизни — от храма она попадает к этим ведуньям, — сама она не умеет видеть наперед и рассчитывать свои шаги. Она как 14-летняя девочка-подросток, которой сказали про суженого-защитника, она тут же бросилась в его объятия. Когда дело доходит до этой постельно-клеточной сцены, то для меня важно, где это происходит, как это происходит и с кем это происходит. Это кино о человечестве в клетке, которое занято не духовным миром, не нравственным развитием, а идет от физиологических потребностей, как окружающие животные. Духовный мир Наташи Медведевой сильно выделяет ее как человека от всеобщей зоологии. А в этой сцене Наташа понимает, что Петя тоже из мира животных. Не то чтобы ей это неприятно, просто это неприемлемо для ее мироощущения. Я сейчас занимаюсь немного грязным делом, расшифровывая собственные образы, но я понимаю, что этот момент слишком спорный для многих зрителей.
Подробности по теме
«Зоология» Ивана Твердовского: в мире животных
«Зоология» Ивана Твердовского: в мире животных
— Расскажите про устройство хвоста. Какие еще варианты хвоста рассматривались?
— Нашим сопродюсером была крупная берлинская компания по производству компьютерной графики и постпродакшена MovieBrats Studios, которая занимается хорошего качества фантастикой. Анекдот заключается в том, что мы не смогли воспользоваться их услугами, потому что для меня принципиально важным было, чтобы актриса ощущала этот хвост. Плюс моя манера съемки с динамичными длинными кадрами крайне сложна для использования какой-либо графики, так как невозможно сделать зеленые разметки. Мы решили, что наш хвост будет аниматроником из силикона, а начинка у него будет из механизмов, которые позволяют им управлять при помощи джойстика. Мне нужна была змеиная пластика, а не чтобы он махал, как у собаки. Со мной на съемках сидел специальный человек с джойстиком, которому я дирижировал нужные движения хвоста.
— У кого сейчас хранится этот хвост?
— Хвост пропал, не могу найти концы. Наш художник по костюмам должна была его забрать: она говорит, что он у нее был, но потом его забрали. В общем, украли хвост.
— Многие, да и вы сами в том числе, отмечали, что «Класс коррекции» и «Зоология» складываются в дилогию. При этом движение от одного фильма к другому указывает на то, что ваш взгляд на мир стал мрачнее. Если в конце «Класса» мать воссоединялась с дочерью, то в конце «Зоологии» мать отказывается от дочери.
— Да, стал мрачнее. Это мое мировосприятие, что ж теперь. Если бы у меня была продюсерская установка, что фильм нужно закончить весело, с музыкой, чтобы все хохотали в конце, то я бы, наверное, нашел способ это сделать. Но раз уж мне дали возможность высказываться, за что я безумно благодарен, то в моем мире иные краски и финалы неприемлемы.
— Ваш следующий фильм присоединится третьим фильмом в трилогию?
— У меня, конечно, нет таких одинаковых шаблонов, но есть определенные параметры режиссуры, которой я занимаюсь. Наверное, новый фильм в плане сюжета будет сильно отличаться. Это будет кино про молодых людей, про поколение, выросшее при нынешнем президенте в системе коррупционных взаимоотношений между людьми. История про любовь сына к матери, про его первые чувства к другой женщине, отношения родителей и детей — вечные темы, ничего нового не изобретаю. Но определенный социальный контекст я снова закладываю.
— Уже страшно за этих персонажей.
— Ну да, финал будет грустноват.
Рецензия на фильм Зоология от Антона Долин
Антон Долин советует не пропустить в прокате необычный российский фильм — трагикомедию о женщине с хвостом.
«Проснувшись однажды утром после беспокойного сна, Наташа Медведева обнаружила, что у нее вырос хвост». Так могла бы начинаться «Зоология», будь она не фильмом, а повестью. Или, например, так: «Старший специалист отдела закупок зоосада города N Наталья Медведева проснулась довольно рано и сделала губами «брр…», что всегда она делала, когда просыпалась, хотя сама не могла растолковать, по какой причине».
Подобно Гоголю и Кафке, 27-летний Иван Твердовский не собирается никому ничего растолковывать. Неприлично молодая (для нашего контекста по меньшей мере) звезда современной российской режиссуры, обладатель призов «Кинотавра» за короткий метр и дебютный «Класс коррекции» уже проехал с «Зоологией» по миру и собрал внушительный урожай: его наградили Котбус, Минск, Варшава, Рига, Карловы Вары, Батуми и, собственно, Сочи. Причина успеха столь оглушительного, пусть и не на центральных площадках, — в парадоксальной природе картины, решающей отнюдь не только эпатажные задачи. Дураку ясно, что хвост — не физиологическое отклонение, а метафора. Режиссер вновь после «Класса коррекции» исследует, каково быть и ощущать себя другим, как справляться с участью аутсайдера. И избавляется от эмоциональной манипулятивности своей первой картины, двигаясь от драмы «на разрыв аорты» в сторону поэтически-мечтательного трагифарса. Если раньше Твердовский посматривал на Триера, то здесь вспоминается скорее Линч с его необъяснимыми «Головой-ластиком» или «Человеком-слоном».
Впрочем, несмотря на это, «Зоология» — произведение отчетливо национальное. И вновь доказывающее неоспоримый тезис, который большинство наших режиссеров почему-то игнорируют: самый точный русский реализм — это сюрреализм (cм. Гоголя, Достоевского, Щедрина, Платонова, Булгакова; в кино — Тарковского, Муратову, Сокурова).
Твердовский не столько поддерживает негласный канон несуществующей и вряд ли существовавшей «новой русской волны», сколько открыто измывается над ним. Свинцовые мерзости провинциального быта, знакомые всем если не из жизни, то хотя бы из фильмов кинотавровского формата, воспроизведены им с глумливой, почти пародийной скрупулезностью. Бабульки из очереди в поликлинике транслируют в воздух самые дикие суеверия, коллеги-толстухи жадно давятся картошкой с майонезом, мамаша подсажена на телевизор и постоянно сетует на нехристей из Штатов и Европы. Русский мир — женский мир. Мужчины шугаются от агрессии захвативших власть теток, от них помощи не жди. Лузерша Наташа в свои пятьдесят с хвостиком (не таким длинным, как ее собственный) не имеет ни спутника жизни, ни надежды, ни даже мечты. Все, что ей остается, — это тихо сидеть и глядеть на воду, в сторону недостижимого горизонта. По меньшей мере ей повезло жить в провинции у моря; название собирательного города Твердовский не уточняет.
Международный трейлер «Зоологии»
Но вот является хвост. Катастрофа, он же спасение. Хвост выталкивает тебя из зоны привычного дискомфорта в зону совершенно нового, жуткого и возбуждающего дискомфорта. Неожиданно для себя самой Наташа принимает вызов. Впервые в жизни выпивает, приходит домой позже, меняет прическу и стиль одежды, решается противоречить матери. Позволяет себе засмеяться в голос на мотивационном семинаре, вроде бы предназначенном специально для таких ничтожеств, как она. Влюбляется, наконец.
«Зоология» могла бы стать очередным фильмом о жестоком социуме, не принимающем маргинала и травящем его. Однако окружающие Наташу люди, начиная с врачей, понятия не имеют, как себя вести; они сами ее боятся. На выходе — другое: картина о том, как открыть в себе что-то неожиданное, как откопать в залежах собственных шаблонов незнакомого, по сути, человека. Ну и о том, что именно так — никак иначе — случается любовь. В этом, а вовсе не в опостылевшей чернухе привлекательность причудливого фильма для зрителей за пределами России. Будем надеяться, что и в ее пределах тоже.
Это картина о смелости быть собой: главные препятствия к этому, утверждает Твердовский, не вовне, а внутри. Он их преодолевает весьма эффективно — не каждый успешный, молодой и румяный мужчина найдет альтер эго в помятой женщине возраста, значительно превышающего бальзаковский. Наталья Павленкова, которую Твердовский в «Снеге» и «Классе коррекции» вытащил с театральной сцены в кино, а теперь дал ей главную (и, вероятно, лучшую за всю ее карьеру) роль, запредельно отважна и откровенна; наше пугливое и сексистское кино таких актерских работ не видело давненько. За это ее заслуженно превозносят критики и награждают разнообразные жюри.
Подробности по теме
Режиссер Иван Твердовский о «Зоологии», хвосте и мрачных финалах
Режиссер Иван Твердовский о «Зоологии», хвосте и мрачных финалах
Тем не менее особое внимание обращает на себя другой, поначалу невзрачный персонаж фильма: рентгенолог Петя, который первым видит хвост (вместе с ошарашенным зрителем) во всей красе. Дебютант в большом кино Дмитрий Грошев играет удивительно тонкую и сложную роль. Как человек, чья профессия — видеть насквозь, он не испытывает при виде аномалии брезгливости, ужаса или даже удивления. Для него, вовсе не отщепенца или хлюпика, а вполне полноценного молодого мужчины, знакомство с хвостатой Наташей — уникальный шанс сойти с накатанной лыжни, дать выход таящейся в нем самом странности. Дать отрасти своему внутреннему хвосту. Почувствовать себя диковинным животным среди других зверей — и обрадоваться этому.
То же самое предлагается зрителю. Если не испугается.
«В принципе, мы все мартышки»
С Иваном Твердовским мы встретились в фойе отеля «Жемчужина». По его фильмам создаётся впечатление, что за ними стоит седой небритый кореец, известный только прожжённым любителям арт-хауса. Однако в жизни Иван молод, улыбчив и совершенно не похож на создателя остросоциальных драм. Иначе говоря, снимает как фон Триер, а выглядит как Ксавье Долан.
— Все задают такие серьёзные вопросы, — жалуется мне Иван перед интервью.
— Ваши фильмы виноваты. Вы поднимаете серьёзные вопросы, вот вам их задают. Это я вас готовлю к тому, что у меня они тоже очень-очень серьёзные.
— Ладно, давайте начнём.
— В связи с «Классом коррекции», как и в связи с «Зоологией», постоянно упоминают слово «фрейдизм». Вы на пресс-конференции признались, что узнали о нём только в день премьеры. Это интеллектуальное кокетство?
— Нет, я безусловно далёк от психоанализа. Мне любопытно, когда люди подходят и говорят слово «фрейдистский». Хорошее слово, мне запало. А так нет, я на самом деле вне этого контекста.
— Странно. Бертолуччи вот не скрывал своего увлечения.
— Нет, за моими фильмами не стоит никакой философской школы или литературного направления. Ничего, абсолютно ничего.
— То есть вы скорее практик, нежели теоретик?
— Каждый режиссёр должен быть практиком. Это работа, которая делается руками, а не головой.
— Отлично, значит, у вас своя школа. В таком случае что отличает человека от животных по Ивану Твердовскому?
— За вычетом абстрактного мышления мы, в принципе, все мартышки. На самом деле, об этом моё кино. У каждого из нас есть незримый хвост. У животных явный, а у нас невидимый. Для меня животные гораздо человечнее. В «Зоологии» они мне ближе, чем все персонажи — за исключением, пожалуй, главной героини.
— Вознесением человека над животным должна заниматься — наряду с другими инстанциями — Церковь. По вашему фильму создаётся впечатление, что она с этой задачей плохо справляется.
— Я человек не религиозный, не набожный, но верующий. Когда у меня возникают вопросы, я хожу за ответами в том числе и в церковь. Так и моя героиня идёт за ответами по разным инстанциям: в храм, к экстрасенсу, на тренинг, — но никто не может ей помочь. Но это не антиклерикальная история. Не каждый священник является проводником Бога, и в фильме Наталью (главную героиню. — Прим. Лайфа) не принимают вполне конкретные люди.
— К врачам вы её тоже отправляли.
— Да, если у тебя вырос хвост, нужно записаться к терапевту, который направит на рентген.
— Но в фильме он даже снимок не смог сделать.
— К сожалению, у нас есть небольшие проблемы в медицине. Снимок размазывается, ничего не видно. Но без снимка ничего нельзя сказать. А если серьёзно, то в этом тоже есть определённая критика медицинской системы. Вот мы идём к ведунье или мы приходим в обычную поликлинику — результат один.
— В «Классе коррекции» досталось системе образования, в «Зоологии» — здравоохранению и Церкви. Дальше на политику переключитесь?
— Это будет моя последняя картина, — смеётся Иван. — А вообще политика мне неинтересна. На самом деле я уже четыре года снимаю документальный фильм про ДПС. А так смешно получится: сначала снял про учителей, потом про врачей, затем про ментов… И поехали дальше.
— За такое и конъюнктурщиком назвать могут.
— Да сколько угодно. Фильм либо развлекает, либо поднимает серьёзные вопросы. Мы — санитары леса. Меня как человека, пришедшего из документального кино, интересуют вопросы, которые касаются всех на бытовом уровне. Мимо социальных тем сложно пройти и закрыться от них невозможно. С ними просто приходится работать и освещать их в какой-то художественной плоскости. Кто-то называет это конъюнктурой — это люди, которые считают, что кино существует в каком-то другом мире. Фильмом можно повлиять на сознание человека и предостеречь его от каких-то ошибок.
— Но вернёмся к политике. Как вы добились поддержки Министерства культуры?
— Здесь нет никакой моей заслуги, это всё талант Натальи Мокрицкой (продюсера «Зоологии». — Прим. Лайфа). Раньше было нормально, когда Минкультуры поддерживало фильмы, которые критикуют власть и затрагивают какие-либо острые вопросы. Сегодня мы видим это всё реже и реже. Хотя это его прямая обязанность. Оно культуры министерство, а мы культурой занимаемся. Тут есть нечто общее.
Нам помог успех предыдущего фильма. У «Класса коррекции» более 50 призов на разных кинофестивалях. В истории российского кино мало таких лент очень мало, их можно по пальцам пересчитать.
— Так, хорошо, а когда начнутся съёмки третьего полнометражного фильма?
— Сейчас я заканчиваю документальный фильм, над которым мы работали четыре года.
— Про дорожных полицейских?
— Да. А потом, осенью, займусь третьей лентой. Сценарий уже готов, но рассказать о ней пока ничего не могу.
— Даже название?
— Называться она будет «Просо», но всё ещё может поменяться. Пока съёмочный процесс не начался, это всё одни слова.
— Я вчера прочёл, что она будет как-то связана с йогой.
– До чего же все серьёзные! В недавнем интервью я сказал, что она будет о пожарной части. В другом — о йоге.
— Вот вы говорите, а мы потом пишем. Я уже вижу заголовок: «Новый фильм Ивана Твердовского расскажет о йоге в пожарной части».
— А так и напишите. Смешно получится.
Женщина с хвостом. Звёзды «Кинотавра» о «Зоологии» Ивана Твердовского | Кино | Культура
Новый фильм режиссёра Ивана Твердовского «Зоология», вошедший в основную конкурсную программу «Кинотавра», вызвал оживлённые споры: кто-то прямо во время премьеры вставал и уходил из зала, а кто-то смеялся над шутками, громко хлопал, реагируя на самые неожиданные повороты сюжета, и кричал «браво».
Всё дело в необычной истории, рассказанной откровенно и прямолинейно. Речь идёт о немолодой женщине, которая живёт вдвоём с матерью в небольшом приморском городке. Долгие годы она являлась объектом для насмешек своих коллег, и однажды у неё вырос самый настоящий хвост. О новой смелой работе Твердовского, который всего два года назад увёз с «Кинотавра» приз «За лучший дебют», рассказывают знаменитые гости кинофестиваля.
Певица Алёна Свиридова:
«Чувство, с которым выходишь из зала после просмотра «Зоологии» — это смятение. Ты совершенно не понимаешь, как к относиться к этому фильму. В нём есть очень пронзительные моменты и очень отвратительные моменты, они настолько перемешаны, что смятение для меня самое точное выражение чувств, которые я испытываю.
В этом фильме звучат мои песни, поэтому мне заранее был известен синопсис. Я представляла, о чём будет речь, но не представляла, как это будет выглядеть, и тем более не знала, как всё закончится.
Наталья Павленкова, которая сыграла главную роль, оказалась очень органичной актрисой. Женщина с хвостом в её исполнении — это символ принятия себя и своей уникальности, какой бы она ни была. Мы все подвержены стереотипам, хотим быть близки к какому-то идеалу. Но нас сотворили изначально такими, какие мы есть, и вот как это принять, как с этим жить — и есть самые главные вопросы фильма.
Мне нравится трансформация реальности в «Зоологии», ведь у каждого человека есть свой «хвост». Но в фильме есть и то, что мне не понравилось: я давно уже не люблю сцены секса в кино, поцелуи, слюни и прочие радости. Мне кажется, что этого было уже настолько много, что оно перестало быть каким-то выразительным средством. Мне хочется, чтобы режиссёры решали такие вопросы как-то по-другому, чтобы не показывали в лоб.
Фестиваль «Кинотавр». Фото: АиФ/ Елена Яковлева
Но несмотря на неприятные моменты, на то, что местами ты морщишься, местами закрываешь лицо, тебе всё-таки интересно, чем закончится история. Сделать грамотный финал — это ведь большое искусство, а в этом фильме финал есть».
Актриса Дарья Екамасова:
«Впечатления от «Зоологии» оказались сильнее моих самых больших ожиданий. Я знала, про что это фильм, много о нём слышала, но что эта история будет настолько ярко и сильно рассказана, не ожидала. Думаю, что эта картина обрастёт очень широкой полемикой и будут яркие споры: нравится — не нравится. Но то, что «Зоология» никого не оставит равнодушным — это точно.
Наталья Павленкова в главной роли была невероятна. Я, честно говоря, не знала её раньше. Она очень сильная, многогранная, непохожая на остальных актриса, которая не боится быть некрасивой — а это самое главное. И я бы с удовольствием с ней поработала.
Фильм «держит» от первой до последней минуты. Это такая «камедитрагидрама», когда история становится смешной, но на самом деле серьёзна и страшна — это мой любимый жанр.
Я бы с удовольствием поработала в таком же необычном проекте, я люблю эксперименты, это всегда интересно. Мне нравятся вещи, которые шокируют, и шокируют настолько честно, что в это начинаешь верить. Ведь такая история может произойти на самом деле, бывают же люди, которые вообще рождаются с хвостами.
Сегодня столько замусоленных тем в кино, но такого ещё не было — Кафка и Камю отдыхают!».
Смотрите также:
Рецензия на фильм «Зоология»
Пожилая сотрудница зоопарка Наталья (Наталья Павленкова) живет с матерью в приморском городке. Ее личная жизнь не сложилась, и Наталья давно стала предметом презрительных шуток. Внезапно у женщины вырастает длинный хвост. Она обращается в поликлинику, чтобы ей объяснили, что теперь делать, и хирург отправляет ее на рентген. Так Наталья знакомится с рентгенологом Петей (Дмитрий Грошев) и, к собственному удивлению, заводит с ним пылкий роман. Тем временем по городу начинают ползти слухи, что по улицам бродит хвостатая прислужница Сатаны, и что из-за нее пропадают невинные люди.
Кадр из фильма «Зоология»
Как и в «Классе коррекции», все диалоги фильма – актерские импровизации на заданные режиссером темы
Молодой режиссер Иван Твердовский прославился в 2014 году, когда выпустил свою дебютную полнометражную ленту – тяжелую школьную драму «Класс коррекции». Мать главной героини в том фильме впечатляюще сыграла театральная актриса Наталья Павленкова, и Твердовскому так понравилось с ней сотрудничать, что он специально для нее придумал «Зоологию».
Хотя главная героиня второго фильма Твердовского намного старше основных персонажей «Класса коррекции», ее проблемы те же, что и у школьников – ощущение неполноценности, отчуждение от мира, неудовлетворенная жажда любви и предательство тех, кто должен быть на ее стороне. Было бы логично ожидать, что Наталья не окажется старшеклассницей в теле почти пенсионерки. Но такие люди существуют, и у них, конечно же, есть право на представительство на экране. Тем более что о школьниках фильмы снимают куда чаще, чем о женщинах вроде Натальи.
Кадр из фильма «Зоология»
Картина снималась в нескольких южных приморских городах – под Новороссийском, в Туапсе, а также в Ялте
Хвост героини, напротив, оправдать нелегко. Если «Класс коррекции» в своем исследовании подростков обходился без фантастики, то нужна ли она ленте, которая также преимущественно вглядывается в душу главной героини? Да, внезапно выросший хвост – это эффектная метафора инаковости и, одновременно, стимул для Натальи изменить свою жизнь, совершить что-то необычное и непривычное. Но, помимо этого, хвост женщины в основном используется в фильме для сатирических «наездов» на российскую медицину и суеверную, поверхностную религиозность.
Кадр из фильма «Зоология»
Таким образом, картина смешивает психологическую драму с абсурдистской социальной сатирой, а эти жанры плохо сочетаются, поскольку один требует тонкости и реализма, а другой – широких мазков и фантастичности. В результате они не поддерживают, а взаимно ослабляют друг друга. Драма получается не такая глубокая и сложная, как хотелось бы, а сатира – не такая едкая и смешная, как могла бы быть. Хотя, наверно, можно что-нибудь сказать в защиту жанрового баланса, которого достигает Твердовский, не давая преимущества ни драме, ни сатире. И картина у него вышла необычная, выразительная и запоминающаяся.
Кадр из фильма «Зоология»
Если к конструкции фильма придираться можно, то игра Павленковой практически безупречна. Роль Натальи не представляет актрису в самом выгодном свете, но Павленкова бесстрашно и убедительно играет даже в самых унизительных для героини сценах. Равно как и тех немногочисленных эпизодах, когда Наталья впервые за много лет чувствует себя счастливой.
По традиции подобного кино, «Зоология» не пытается изобразить провинцию цветастой и жизнерадостной. Город, в котором живет Наталья, производит гнетущее впечатление. Хотя и не такое гнетущее, как в «Левиафане». Многие виды и интерьеры картины можно описать словами «бедненько, но чистенько», и это прогресс в сравнении с самыми чернушными российскими лентами. Хотя окружающие Наталью неприятные сослуживцы и прочие люди, с которыми она пересекается, не дают забыть, что героиня существует во враждебном мире, и что ее история, как и история героев «Класса коррекции», не может закончиться голливудским хэппи-эндом. Даже если в ней есть приятные моменты.
С 24 ноября в кино.
Иван И. Твердовский: «У каждого из нас есть свой хвост» | Статьи
В прокат вышла «Зоология» Ивана И. Твердовского — трагикомическая история о работнице зоосада, которая однажды проснулась с хвостом. Второй полнометражный фильм 27-летнего режиссера объехал полмира — от Карловых Вар до Торонто и наконец добрался до российских кинотеатров.
— Внешние мутации тела как метафора внутренних изменений — распространенный прием в искусстве. Чтобы далеко не ходить — в Америке есть культовый графический роман «Черная дыра» Чарльза Бернса, где у одной из героинь вдруг вырастает хвост. Но, как я понимаю, «ваш» хвост пришел не оттуда?
— Нет, у нас всё началось с одного разговора — как-то однажды в небольшом кругу зашла речь о том, что происходит с современным обществом и в какой форме эти проблемы можно перенести на экран. В итоге у нас коллективно родился такой персонаж — человек с хвостом. Как сейчас помню, на этой почве мы поссорились (смеется).
Я сказал, что сейчас мир настолько изменился, что если вдруг на улицу выйдет хвостатый человек, на него просто никто не обратит внимания. А мои продюсеры, а также наш редактор фильма Ирина Любарская мне возразили — нет, он немедленно превратится в посмешище, его начнут дразнить и унижать. Ни к чему мы тогда не пришли, однако эта идея никак не уходила из головы, и спустя время я сел и написал сценарий.
— А что в этой мутации вы зашифровали? Тот же Чарльз Бернс, например, рассказывал о страхе взросления.
— Я бы не хотел формулировать эти смыслы за зрителя. Прежде всего это некий признак инаковости, который каждый может интерпретировать по-своему. Мне важно, чтобы любой человек, посмотревший фильм, мог осознать, что у него есть такой хвост и что он у него свой, особенный.
— Как технически вы делали хвост? Компьютерную графику использовали?
— Нет, мы с самого начала решили делать хвост «вживую» — мне было важно, чтобы актриса чувствовала хвост как часть собственного тела. У нас были мастера, которые продумали всю аниматронику — каркас покрывался силиконом, а специальные механизмы заставляли его шевелиться. Почти каждый съемочный день мы начинали с того, что очень долго с помощью грима прикрепляли «хвост» к нашей актрисе, и постепенно он «прирос»: мы сами почти поверили, что он настоящий (смеется).
— «Зоология» стала одним из главных российских фестивальных хитов года. Сколько киносмотров в итоге на счету фильма?
— Фестивальная жизнь еще продолжается. Всего картина участвовала в порядка 70 фестивалей, на более 40 из них была в конкурсе, в остальных случаях — как special screening. Можно сказать, что «Зоология» так или иначе была представлена на всех крупных киносмотрах.
— Расскажите, как реагируют зрители в разных странах — все-таки фильм довольно физиологичный.
— Я был на показах в Карловых Варах, Сан-Себастьяне и Торонто, вот скоро поеду в Марракеш. Вообще я постарался свести поездки к минимуму, так как уже загружен следующим фильмом. В целом публика встречала фильм дружелюбно. Были залы в Европе, где реакция оказалась просто идеальной: люди смеялись и замирали, где нужно, — ровно как я закладывал. В этом смысле меня немного шокировал показ на фестивале «Кинотавр», где, казалось, все были настроены на античную трагедию: сидели с каменными лицами, ни тени улыбки.
— Удалось завязать профессиональные контакты, найти копродюсеров?
— Мы действительно много с кем познакомились, и, надеюсь, в будущем у нас сложится сотрудничество — а по новому проекту у нас уже есть партнеры. К нам присоединился наш копродюсер по «Зоологии» Гийом Де Сиель, а также одна латвийская компания. То есть следующий фильм будет российско-французской-латвийской копродукцией.
— Детали проекта уже можно раскрывать?
— Сюжет я пока рассказать не могу, русское название — тоже (смеется). Мы его будем менять. В международном прокате фильм будет называться Jazzman. Работа идет полным ходом, с нового года начинается препродакшен, весной съемки и осенью, скорее всего, фильм будет уже готов.
— «Зоология» также была копродукцией трех стран (только вместо Латвии — Германия). Кроме того, вы получили поддержку фонда Eurimages, что бывает у нас не так часто. Расскажите, как удалось найти иностранных партнеров?
— В этом огромная заслуга предыдущего фильма «Класс коррекции» (картина взяла один из главных призов в Карловых Варах и также объехала полмира. — «Известия»). О нас уже знали, поэтому сравнительно быстро нашлись люди, которым было интересно в этом поучаствовать. Вообще в Европе довольно много продюсеров, и есть такие, которые интересуются именно авторским кино, в том числе и российским. И это прекрасно.
— А что ими движет? Явно же не коммерческий интерес — фестивальное кино редко собирает большие деньги.
— Да, это совсем не деньги, но тоже вполне прагматичные соображения. Есть продюсеры, которые расценивают свою деятельность как вклад в мировую культуру. Они стремятся делать кино, которое будет жить не один прокатный уикенд, а годы. И никакой роли не играет, снимает его российский режиссер или нет.
— То есть молодой режиссер сегодня реально может надеяться на копродукцию?
— Мне кажется, всё зависит от конкретного замысла. Я искренне верю, что хорошо написанный сценарий всегда встретит заинтересованность. К сожалению, далеко не все режиссеры (у меня даже есть такие знакомые) действительно стараются. Многим просто лень переписывать, доделывать, перерабатывать — под предлогом, что их кино гениальное, а все продюсеры дураки. Если так подходить к делу, то, конечно, никакого фильма не сделать.
Кинотеатр | Зоология (Иван Твердовский, Россия) — Contemporary World Cinema
Борис Нелепо
Дети подвергаются эротическому удушению. Студенты с особыми потребностями изнасилуют девушку в инвалидной коляске. У одинокой женщины средних лет внезапно появляется хвост. Это, соответственно, отрывки из короткометражного документального фильма Space Dog (2013), первого фильма Corrections Class (2014), а теперь и Zoology (2016) Ивана Твердовского, 27-летнего восходящего солнца. Русское кино — определение, которое, честно говоря, красноречиво говорит о плачевной ситуации в киноиндустрии его родной страны. Зоология сейчас находится на пути к TIFF, только что после побед на местном Кинотавре (приз Российской гильдии киноведов и кинокритиков, где он выиграла лучшую женскую роль) и Карловых Варах (специальный приз жюри), а затем для Сан-Себастьяна, что является еще одним веским аргументом в пользу того, насколько щедро и неизбирательно расточается фестивальное признание сенсационной эксплуатации.
Но вернемся на минутку к хвосту. Его существование — единственная raison d’être фильма и единственная капля топлива в его повествовательном баке.Твердовский сам написал сценарий и во многом полагался на импровизацию на съемочной площадке, поэтому бедная Наташа (Наталья Павленкова), страдающая мутацией сотрудница зоопарка, все еще живущая с мамой, регулярно проверяет все флажки в воображении своего автора, так же, как и в запланированный медицинский осмотр (пожалуйста, не упоминайте Дэвида Кроненберга в своих обзорах: Твердовский выглядел совершенно искренним, когда задавался вопросом, кто этот парень в недавнем интервью). Что скажут прохожие? Ее коллеги? Ее мама? К специалисту по рентгену, к которому она идет? Очевидно, они не будут счастливы, потому что в творчестве М. Твердовского — принципиальное несчастье.О. и псевдомизантропическая философия одинаково.
Одна идея здесь звучит как та же старая песня: русские люди ненавидят Другого и неспособны терпеть какие-либо различия, поэтому жизнь Наташи превратится в сущий ад. Персонал зоопарка будет издеваться над ней, как будто воссоздает некоторые удаленные сцены из класса исправлений ; ее набожная мать изгонит демонов, оштукатурив стены их квартир православными иконами. И все же молодой доктор вдруг начнет флиртовать с Наташей, затеяв маловероятную историю любви и тем самым пообещав героине удачу.Было бы упущением не отметить, что актриса театра Павленкова в своей первой главной роли выкладывается на полную. По большому счету, ее игра — единственный искупительный момент Zoology , что делает еще более неприятным то, что все события сюжета и, в частности, предварительная история любви, поставлены на службу финальному повороту: конечно, добрый доктор ничем не лучше остальных, и все, что он хотел сделать все это время, это сосать Наташу за хвост.
.
Твардовский | Бесплатное прослушивание на SoundCloud
Святослав Твардовский
Киев
С 2010 года мало артистов, которые так быстро поднялись в высшие эшелоны андеграундного EDM-сообщества, как Святослав Твардовский. Твардовский, выходец из очага талантов Восточной Европы и десятилетний опыт обучения классической музыке, быстро зарекомендовал себя как плодовитый и одаренный музыкальный продюсер в постоянно развивающейся музыкальной индустрии.В своей домашней студии в Киеве Твардовский соткал звуковые гобелены с замысловатыми узорами, которые снискали ему уважение и поддержку самых известных ди-джеев мира, от Эрнана Каттанео и Барри Джеймисона до Криса Лейка и Эда Брауна. Кроме того, опытный исполнитель перед колодами видел, как Твардовский играл вместе с Джоном Дигвидом, Гаем Джей, Генри Сэзом и Луисом Джуниором, а также использовал ежемесячное шоу «Stereo Paradise» на радио FRISKY, чтобы продемонстрировать свои собственные продюсерские таланты.
За продюсерскую карьеру, которая принесла ему мировое признание благодаря знатокам музыки, в общей сложности 200 продюсеров Beatport, включая 100 только в 2012 году, украшают имя Твардовского для таких лейблов, как Armada Music B.V., Hed Kandi, Black Hole Recordings, Global Underground, Parquet Recordings и Proton Music, иллюстрирующие растущее мастерство его ремесла, которое продолжает развиваться с экспоненциальной скоростью.
Благодаря постоянному успеху его лейбла Stereo Paradise и новому высокотехнологичному отпечатку Dear Deer Records, будущее Твардовского будет сиять яркими красками в течение 2013 года и далее.
От сборника-бестселлера номер один, поддержка всемирно известных ди-джеев от Джона Дигвида до Криса Лейка и 200 треков, подписанных с такими музыкантами, как Armada Music B.V. и Proton Music, нападение Святослава Твардовского на мир электронной танцевальной музыки с начала десятилетия было не чем иным, как вездесущим. Управление его собственными успешными лейблами под названиями «Stereo Paradise» и «Dear Deer Records» еще больше усилило ожидания как в производстве, так и в A&R, поскольку опыт Твардовского в постоянно меняющейся музыкальной индустрии продолжает расти.
БРОНИРОВАНИЕ:
[email protected]
Святослав Твардовский
.
Глинка, Михаил — биография, творчество, ноты
Михаил Иванович Глинка (1 июня 1804-15 февраля 1857)
Михаил Иванович Глинка (родился 1 июня [21 мая по ст. Ст.] 1804 г., Новоспасское, Россия — умер 15 февраля [3 февраля по ст. Ст.] 1857 г., Берлин, Германия), известный русский композитор, которого часто называют как отец русской классической музыки. Историки музыки провозгласили его первым композитором, способным выразить русский национальный дух и русские амбиции в музыке, особенно благодаря его творческому подходу к русской народной песне.Хотя Глинка не был первым русским композитором, принявшим стиль, основанный на народной мелодии, он был гораздо более одаренным, чем его предшественники. Жизнь за царя показывает его драматическую силу. Руслан и Людмила был менее успешен как драма, но его лирические мелодии, смелые гармонии, блестящая оркестровка и ориентализм повлияли на большую часть последующей русской музыки.
БИОГРАФИЯ
Семья
Михаил Глинка родился в 1804 году в селе Новоспасское под Смоленском в семье помещиков.Его отец, Иван Николаевич Глинка, хотя ему было всего двадцать семь лет, уже подал в отставку с военной службы. Его женой было девятнадцать лет. Родители будущего композитора были умны, образованы и обладали прекрасным эстетическим вкусом. У них было тринадцать детей, некоторые из них умерли преждевременно, Михаил был старшим выжившим ребенком. Первые годы своей жизни он провел в поместье отца, живя там, он полюбил местную народную музыку, которая осталась с ним на всю жизнь.
Детство и первые музыкальные переживания
Первые впечатления Глинки от музыки произошли от крестьянских народных песен слуг и от церковных колоколов, которые сильно заинтриговали его.Его няня Авдотья Ивановна сумела привить ему любовь к национальному фольклору, рассказывая удивительные сказки и распевая народные песни. Первые шесть лет он провел в компании деспотичной бабушки, которая чуть не погубила его. Бабушка Михаила не только баловала его, давая все, что он хотел, но и настаивала на том, чтобы завернуть его в меха и держать в своей перегретой комнате. Он вырос слабым, нервным и больным ребенком, которым манипулировала его чрезмерно заботливая бабушка, пока она не умерла в 1810 году.После ее смерти Глинка вернулся к родителям, и его музыкальный кругозор расширился.
Изображение усадьбы в Новоспасском, где родился Михаил Глинка.
В августе 1812 года армия Наполеона вторглась в Смоленскую область. Спасаясь от нашествия, семья покинула имение и временно поселилась в Орле. За это время мальчик услышал много историй о героях той войны, которые впоследствии нашли отражение в его произведениях. В 1813 году семья вернулась в Новоспасское, отец Михаила отремонтировал (а фактически построил заново) усадьбу.
Крепостной оркестр
Глинка впервые заинтересовался музыкой в возрасте 10-11 лет, его дядя сохранил оркестр, состоящий из крепостных. Михаил открыл для себя увертюры и симфонии Гайдна, Моцарта и Бетховена. Однако именно квартет кларнетов Бернхарда Крузелла пробудил в Глинке его давнюю страсть к западной музыке. Оркестр часто исполнял русские народные песни. Глинка был настолько увлечен их музыкой, что часто стоял неподвижно, слушая их, или пытался взять в руки инструмент и присоединиться к ним.Особенно очаровали будущего музыканта звуки скрипки и флейты. Он даже дирижировал оркестром временами, когда становился старше. Музыка произвела на Михаила такое неизгладимое впечатление, что он попросил, чтобы его учили музыке наряду с уроками русского, немецкого, французского и географии, которые вела его гувернантка Варвара Кламмер.
Портрет молодого человека Михаила Глинки
Образование
В 1817 году родители отправили его в Петербург.Петербурга учиться в школе для дворянских детей при Главном педагогическом институте. Его любимыми предметами были языки — латинский, немецкий, английский, французский и персидский, также ему нравились география и зоология. Музыка не входила в программу института, но тем не менее Глинку отправляли к лучшим из имеющихся мастеров Петербурга. Там он брал уроки фортепиано, скрипки и голоса у итальянских, немецких и австрийских учителей. Наибольшее впечатление произвели уроки известного ирландского пианиста и композитора Джона Филда, позже он учился у Чарльза Майера.Именно Майеру Глинка получил большую часть своего музыкального образования. К 1822 году он смог публично сыграть Концерт ля минор Гуммеля в сопровождении Майера на втором фортепиано.
Поездка на Кавказ
В 1823 году Глинка поехал на Кавказ лечиться минеральной водой в Пятигорске, чтобы поправить здоровье. Лечение его не устраивало. Но Глинку тронула величественная природа горного Кавказа, экзотические растения, народная музыка и танцы, отличные от всего, что он слышал и видел раньше.Кавказская тема нашла отражение в его более поздних работах.
Возвращение в Новоспасское
После поездки на Кавказ он вернулся в Новоспасское, где принял активное участие в репетициях оркестра своего дяди — роскошь, доступная немногим молодым композиторам. Оркестр помог ему практически улучшить свои знания в области инструментовки. Он много сочинял и оставался в деревне до апреля 1824 года.
Государственная служба
Побывав с семьей в Новоспасском, Глинка вернулся в Петербург.Петербург. В 1824 году он, следуя воле отца, поступил на работу в министерство иностранных дел в качестве помощника секретаря Департамента государственных дорог. Он проработал там четыре года, но официальная карьера его не интересовала. Ему не нравилась государственная служба, но работа была легкой, у него было много свободного времени для общения и сочинения, в основном романов, направленных на развлечение его светской публики. Как дилетант он сочинял песни и некоторое количество камерной музыки.
Пушкин и Жуковский у Глинки, 1953 год.Художник: Виктор Артамонов
В Петербурге Глинка познакомился с такими ведущими деятелями литературы, как Пушкин, Дельвинг, Жуковский и Грибоедов. К тому времени молодой композитор уже был автором многих романсов и фортепианных пьес. Но только небольшая горстка имеет постоянную ценность. Сочиненной в это время музыке не хватало индивидуальности, Глинка имитировал то, что слышал, будь то произведения Россини, Гайдна, Моцарта или Бетховена, или просто танцевальная музыка. В 1825 году он сочинил Не искушай меня без нужды на слова Баратынского.Романс входит в число лучших сентиментально-лирических вокальных произведений юного Глинки.
Восстание декабристов
1825 год стал переломным в творчестве Глинки. В конце года молодой человек стал свидетелем потрясших его событий. 14 декабря (26 декабря по новому стилю) рано утром Глинка вышел на Сенатскую площадь, где пробыл надолго. В тот трагический и мрачный холодный день группа офицеров в составе около трех тысяч человек собралась на Сенатской площади, где отказалась присягать новому царю Николаю I, заявив вместо этого о своей верности идее российской конституции.Они ожидали, что к ним присоединятся остальные войска, дислоцированные в Санкт-Петербурге, но были разочарованы. Николай провел день, собирая военную силу, а затем атаковал артиллерией.
.