ФРАНСУА ТРЮФФО | О кино
(1932-1984)
Французский кинорежиссер. Фильмы: «400 ударов»(1958), «Стреляйте в пианиста» (1960), «Жюли и Джим» (1962), «Американская ночь» (1973), «История Ад ели Г.» (1975), «Последнее метро» (1980), «Карманные деньги» (1976), «Соседка» (1981) и др.
Франсуа Трюффо родился в Париже 6 февраля 1932 года. Его отец, Ролан Трюффо, работал чертежником; мать, [Янина де Монферран, — секретаршей.
В 1940 году Францию оккупировали немцы. Супруги Трюффо не участвовали в Сопротивлении. Единственной их страстью был туризм. Они часто уходили в горы, оставляя сына на родственников. В восемь лет Франсуа отправили в детский лагерь, в котором господствовала железная дисциплина.
Как только во Францию вступили войска союзников, Трюффо улизнул из лагеря домой, но не прошло и двух лет, как он сбежал и от родителей. «Поймав, отец притащил меня за шиворот в полицейский участок на площади Пигаль, где меня запихнули в одну кутузку с проститутками. Оттуда меня перевели в исправительный дом», — вспоминал режиссер.
В 1947 годуТрюффо, поработав кладовщиком на зернохранилище, организовал «Кружок киноманов». Через несколько месяцев предприятие прогорело, и Франсуа, как должник, оказался за решеткой.
Большую роль в судьбе Трюффо сыграл молодой, но уже известный кинокритик Андре Базен. В конце 1948 года он забрал Франсуа из Центра по перевоспитанию малолетних преступников и устроил его на работу в киноотдел одной из газет. Базен познакомил своего юного друга с энтузиастами киноклуба «Объектив-49».
Трюффо был одержим кинематографом, он буквально бросался на фильмы: «Я потерял в кино около четырех тысяч часов, которые мог бы посвятить литературе». При этом юный киноман вел дневник, куда в алфавитном порядке заносил все просмотренные им фильмы.
В начале 1952 года Трюффо устраивается на работу в киноотдел министерства сельского хозяйства. Чуть позже началось его сотрудничество с журналом «Кайедю синема». В качестве профессионального критика он опубликовал в разных изданиях более сотни статей, обзоров, рецензий и интервью, а кроме того, писал сценарии и в качестве соавтора сотрудничал с Роберто Росселлини.
Трюффо снимает фильм «Шпанята» («Озорники») по собственному сценарию. Его герои — юные обитатели парижского двора, которые подглядывают за привлекательной молодой женщиной и ее дружком. В финале дружка, промышлявшего темными делами, убивают. Для ребят это первое соприкосновение с жестоким миром.
На Венецианском кинофестивале Трюффо познакомился с дочерью крупного продюсера Игнаса Моргенштерна. В 1957 году он сочетается с Мадлен браком. Именно благодаря финансовой помощи Моргенштерна ему удается снять полнометражный фильм «400 ударов» (1958).
В то время во французском кино поднялась шумная «новая волна», принесшая на своем гребне десятки режиссерских дебютов, в числе которых оказались и «Шпанята». На экранах появился молодой герой, превыше всего ставящий свободу, искренность чувства. Из-за скудости средств режиссеры переносили действие на улицы и на природу. «Новая волна» схлынула уже к началу 1960-х годов, вписав в историю французского кино не так уж много имен. Имя Франсуа Трюффо в ней осталось.
«400 ударов» — самый личный и, возможно, лучший фильм Трюффо. По сюжету — это история злоключений тринадцатилетнего парижского школьника Антуана Дуанеля, на которого обрушиваются все «четыреста ударов» судьбы. Судья по делам несовершеннолетних, с согласия родителей, выносит решение поместить его в исправительный дом для малолетних преступников; там установлен очень жесткий режим. Однажды, в выходной день, Антуан убегает оттуда и мчится со всех ног к морю…
В главной роли фантазера, которому так хочется понимания и тепла, снялся Жан-Пьер Лео.
В дальнейшем режиссер не раз возвращался к своему герою, Анту-ану Дуанелю, прослеживая его судьбу: в новелле из фильма «Любовь в 20 лет» (1962), в «Украденных поцелуях» (1968), «Семейном очаге» (1970). Содружество Трюфф о и Лео продолжалось два десятилетия -т в 1978 году уже тридцатичетырехлетний актер в последний раз сыграл Антуана в «Ускользающей любви».
После «400 ударов» Трюффо снимает фильм «Стреляйте в пианиста» (1960), выстроенный по законам детектива. Исполнитель главной роли Шарль Азнавур создал по-своему трагический образ пианиста-неудачника, весь жизненный путь которого отмечен гибелью близких ему людей.
Несомненной творческой удачей Трюффо стал фильм «Жюль и Джим» (1962) — экранизация романа Анри-Пьера Роше, тонкой и грустной истории взаимоотношений двух друзей — француза и немца — и женщины, которую они любят «несчастной» любовью. В этой ленте сказалось пристрастие режиссера к стилизации и тонкому воспроизведению примет жизни прошлых лет.
Франсуа снимал фильмы, читал сценарии, руководил кинокомпанией и… заводил любовные романы. Он часто повторял, что «подобно Гитлеру и Сартру, не терпит мужское общество после семи часов вечера. ..».
Во время съемок ленты «Жюль и Джим» режиссер увлекся Жанной Моро, игравшей героиню любовного треугольника. Роман был бурным и недолгим. Моро бросила Трюффо. Утешился он с Джулией Кристи, которая снималась у него в фильме «451 градус по Фаренгейту». Однако когда заканчивалась работа над картиной, Франсуа часто утрачивал интерес к своим актрисам: «Я становлюсь обольстителем, лишь когда снимаю». Но бывали исключения.
На главную роль в фильме «Сирена «Миссисипи» по роману У. Ай-риша режиссер пригласил Катрин Денев. До этого он снял ее сестру Франсуазу Дорлеак в «Нежной коже» (1965).
Работу над фильмом прервала страшная трагедия. 26 июня 1967 года Франсуаза заживо сгорела в автомобильной катастрофе. Трюффо тяжело перенес смерть актрисы, с которой его связывали близкие отношения. Запаянный цинковый гроб произвел на режиссера такое удручающее впечатление, что он решил больше никогда не участвовать в похоронах.
Подготовительный период в работе над «Сиреной «Миссисипи» затянулся, и только 1 декабря 1968 года на острове Реюньон была разбита тарелка «на счастье». Трюффо иДенев много времени проводили вместе. В ходе съемок всей группе стало ясно, что между актрисой и режиссером возникли любовные отношения.
Несмотря на прохладный прием «Сирены «Миссисипи» (1969) со стороны зрителей и критиков, Франсуа Трюффо пишет одному из друзей: «Я самый счастливый мужчина на свете». Все дело в том, что с начала 1969 года он живет вместе с Катрин в районе Сен-Жермен-де-Пре.
В 1970 году Трюффо ставит драму «Дикий ребенок» о возвращении в мир людей ребенка, выросшего в лесу. «Этот фильм подтверждает одну из идей Росселлини: незачем придумывать сюжеты, достаточно раскрыть книги по истории разных стран, народов, цивилизаций, и готовые сюжеты можно снимать на пленку», — говорил режиссер.
Роман Трюффо и Денев подходит к концу. Она хочет ребенка. Франсуа не склонен обременять свою жизнь новым отцовством: у него уже есть две девочки. Катрин решительно идет на разрыв отношений.
Сюжет большинства лент Трюффо строится вокруг женщины. Он испытывал потребность в лицах и натурах, способных выразить целый спектр необузданных страстей — возвышенных, самоотверженных, разрушительных. В картине «История Адели Г.» (1975) Трюффо проявляет себя как тонкий знаток человеческих душ. Героиня — дочь Виктора Гюго (Изабель Аджани) — сходит с ума на почве неразделенной любви. Как и в «Диком ребенке», обращаясь к реальным событиям, режиссер использует стилизацию под хронику, но при этом делает все, чтобы кино получилось интересным.
«Последнее метро» (1980) — единственный «политический» фильм режиссера. Действие картины разворачивается в Париже 1942 года, во время немецкой оккупации. Знаменитая актриса Марион Штейнер (Денев) берет на себя руководство театром на Монмартре. Оккупанты не подозревают, что в подвале театра скрывается ее муж, которому грозит концлагерь. Среди тех, кто знает тайну, нет предателей. А ведущий актер труппы Бернар (Депардье) связан с Сопротивлением. На этом фоне Трюффо рассказывает историю любви Марион и Бернара.
Позднее, отвечая на вопрос, почему он поставил «Последнее метро», Трюффо скажет: «Я хотел удовлетворить три желания: показать кулисы театра, воскресить атмосферу оккупации и дать Катрин Денев роль ответственной женщины».
После огромного успеха «Последнего метро» Трюффо сразу берется за новый сценарий. История, которая в нем рассказывается, в достаточной степени автобиографична. Франсуа как бы изгоняет с его помощью воспоминания о бросившей его Анне де Поншеваль. Он использовал в диалогах ее слова, фразы из писем. Позднее женщина поведала, что Трюффо настойчиво просил ее приехать на просмотр картины. «Он думал, что я буду страдать. И оказался прав. Я была потрясена, услышав целые куски моих писем. Мне стало плохо. Мне показалось, что меня изнасиловали», — говорила она.
Последней большой любовью Трюффо стала актриса Фани Ардан, подарившая ему дочь Жозефину. В «Соседке» она сыграла главную женскую роль. Ее партнером стал Жерар Депардье.
В своих «Украденных письмах» Депардье обращался к ушедшему из жизни Трюффо: «Я бы хотел тебе сказать, что никогда не снимался в более странном и загадочном фильме, чем «Соседка». Мыс Фани играли людей, больных неврозом, в атмосфере сентиментального, почти хичкоковского саспенса. Наши герои не были созданы друг для друга: возможно, это и называется страстью по Трюффо. Иначе говоря, невозможностью жить нормальной, повседневной жизнью вдвоем…»
Ранней осенью 1983 года Трюффо перенес тяжелую операцию. Он писал вдове Жана Ренуара: «Дорогая, самая дорогая моя Дидо, завтра я ложусь в «Госпиталь Американ», где меня должны прооперировать. Когда Вы получите это письмо, я или буду жив, и мы вместе откупорим бутылку шампанского, или буду уже рядом с Жаном Ренуаром — там, куда уходят все художники, так любившие жизнь…
Друзья говорили, что он не испытывал мучений, читал Пруста и «Церемонию прощания» — прекрасную книгу Симоны де Бовуар о том, как умирал Сартр. 28 сентября 1984 года Франсуа Трюффо был госпитализирован, а 21 октября его не стало. Чтобы избежать встречи с журналистами, Фани Ардан пришлось дожидаться глубокой ночи и пробираться домой тайком. Похороны состоялись на Монмартрском кладбище.
Ретроспектива Франсуа Трюффо | Французский Институт в России
Французский киноклуб «Вторники в Иллюзионе»
Тридцать лет назад, 21 октября 1984 года не стало Франсуа Трюффо. Французский институт совместно с кинокомпанией Синема Престиж отобрал несколько лент, отражающих разные периоды творчества великого французского режиссера, чтобы показать их в рамках «Вторников в Иллюзионе» в период с сентября по декабрь:
Publicité TRUFFAUT from Simeon Mirzayantz on Vimeo.
30 СЕНТЯБРЯ; 21 ОКТЯБРЯ; 18 НОЯБРЯ; 16 ДЕКАБРЯ
ПРОГРАММА:
30 СЕНТЯБРЯ
«Четыреста ударов» (1959, 99 мин. )
Режиссер: Франсуа Трюффо
В ролях: Жан-Пьер Лео, Клер Морье, Альбер Реми
Антуан – трудный подросток. Он обманывает родителей, которым нет до него дела, ворует и убегает из дома. С приятелем Рене они ведут очень вольный образ жизни. Однажды в эту жизнь вмешивается полиция.
Первый полнометражный фильм Трюффо, открывший молодого режиссера широкой публике. Он станет первой частью во многом автобиографической саги, где роль главного героя будет неизменно играть Жан-Пьер Лео, актер, которого сам режиссер считал своим альтер эго.
21 ОКТЯБРЯ
«История воды» (1958, 12 мин.)
Режиссеры: Жан-Люк Годар, Франсуа Трюффо
В ролях: Жан-Клод Бриали, Каролин Дим, Жан-Люк Годар
Во время наводнения, перекрывшего все дороги, студентка ищет способ добраться до Парижа. девушку… Молодой человек, предложивший подвезти девушку, пытается ей понравиться…
Необычный монаж, сделанный Годаром на основе кадров, снятых Трюффо, очень характерен для зарождающейся «новой волны».
«Стреляйте в пианиста» (1960, 90 мин.)
Режиссер: Франсуа Трюффо
В ролях: Шарль Азнавур, Мари Дюбуа, Николь Берже, Мишель Мерсье
Черный триллер
Пытаясь забыть о трагедии, произошедшей с его женой, Шарли Колер, некогда известный пианист работает тапером в маленьком баре. Однажды здесь появляется его брат, за которым гонятся двое гангстеров. Шарли помогает ему скрыться и тем самым невольно впутывается в бандитские разборки. Влюбленная в него официантка Лена старается оградить музыканта от темного прошлого, которое тот скрывает.
Вскоре после «400 ударов» Франсуа Трюффо резко меняет жанр и снимает как бы триллер. В действительности, он с юмором и большой свободой использует стилистику жанра , чтобы в его рамках рассказать о «мелочах жизни» и создать портрет маленького человека, которого незабываемого играет Азнавур…
18 НОЯБРЯ
«Последнее метро» (1980, 130 мин. )
Режиссер: Франсуа Трюффо
В ролях: Катрин Денев, Жерар Депардье, Жан Пуаре
Драма
Премия «Сезар» в 10 номинациях, в том числе за лучший фильм, лучшую режиссуру, лучший сценарий, лучшую мужскую и лучшую женскую роль.
Война. В оккупированном Париже Марион Штайнер берет на себя руководство Театром Монмартра, заменив на этом посту своего мужа — еврея, вынужденного прятаться от немцев в подвале. Однако из своего тайного убежища тот продолжает руководить новой постановкой…
Фильм не раз отсылает к реальным фактам и событиям парижской театральной жизни того времени. Кроме того Трюффо забавляется самоцитированием. Так, диалоги в пьесе, которую по ходу фильма репетируют персонажи Денев и Депардье, взяты из его «Сирены «Миссисипи».
16 ДЕКАБРЯ
«Скорей бы воскресенье» (1983, 115 мин.)
Режиссер: Франсуа Трюффо
В ролях: Фанни Ардан, Жан-Луи Трентиньян, Жан-Пьер Кальфон
Номинации на премию «Сезар» за лучшую режиссуру и лучшую женскую роль — да- только номинации
Совершено двойное убийство. Убитые – женщина и ее любовник. Подозрения падают на мужа убитой, Жюльена Верселя. Тот решает просто исчезнуть и переждать. Тем временем его секретарша, влюбенная в своего шефа, ведет собственное расследование…
Свой последний фильм Трюффо умышленно сделал черно-белым, тем самым повторяя в слегка карикатурной манере приемы «черного кино» пятидесятых (стиль диалогов, развитие сюжета, работа со светом) .
На французском языке, с русскими субтитрами
Кинотеатр «Иллюзион»
Котельническая набережная, 1/15
(495) 915 43 53, (495) 915 70 33
Апология слабости | ART1
400 ударов (Quatre cents coups). – Режиссер Франсуа Трюффо, 1959.
Как явствует уже из названия [1], фильм Трюффо – это история злоключений главного героя, «трудного подростка» Антуана Дюанеля (Жан-Пьер Лео). Они начинаются неприятностями в школе и дома, а заканчиваются полицейским участком и колонией для несовершеннолетних преступников. Радостей в жизни Антуана, прямо скажем, немного. Однако это один из самых эйфорических фильмов в истории кино.
Неуютный мир муштры, семейных дрязг, а главное – отупляющей скуки, в котором существует герой, вовсе не является тотальным. В нем есть масса лазеек. Периодически камера демонстрирует нам действительную широту и простор этого мира, поднимаясь высоко вверх. С такого расстояния все беды кажутся мелкими и преходящими. Существующее положение вещей нельзя изменить, ему трудно напрямую противостоять, но от него всегда можно убежать, чтобы как следует оттянуться на воле. Что периодически и делает герой: прогуливает уроки, убегает из дому, а потом и из колонии. Конечно, его снова и снова ловят и водворяют на место, но Антуан Дюанель неутомим в своем эскапизме. Стоп-кадр, которым завершается фильм, показывает его именно таким – непойманным.
Когда фильм Трюффо вышел на экраны, он был воспринят как манифест «новой волны» французского кино, обеспечивший этому направлению интернациональную славу. Антуан Дюанель – первый из целого ряда героев-эскапистов в кинематографе начала 60-х годов. Чтобы передать дух той эпохи, следовало бы смонтировать финальный эпизод этого фильма (побег Антуана Дюанеля) с бегущим из последних сил Мишелем Пуакаром, одиноким бегуном Тони Ричардсона и перебегающими через мост Жюлем и Джимом [2]. Недаром Бертолуччи процитировал одну из таких сцен в своих ностальгических «Мечтателях» – фильме, название которого адресовано всему поколению «шестидесятников» [3].
Существуют две альтернативные точки зрения на «новую волну». Одни видят в ней торжество поэтической непосредственности, своего рода новый кинематографический импрессионизм, свободный – или освободившийся – от эстетических канонов и культурной памяти. Другие, напротив, рассматривают его как явление «сверхкультурное», до предела насыщенное цитатами и аллюзиями, как первый образчик постмодернистской эклектики. Ссылаются при этом на огромную «насмотренность» представителей «новой волны», которая у Трюффо сочетается с опытом работы в качестве кинокритика. «400 ударов» называют едва ли не римейком «Ноля за поведение» Жана Виго. При желании можно найти и другие отсылки: скажем, один из лучших эпизодов фильма, снятый в кукольном театре и показывающий лица детей, реагирующих на представление, очень близок аналогичной сцене в «Человеке с киноаппаратом» Дзиги Вертова, где дети наблюдают выступление фокусника.
И все же, выбирая между этими двумя толкованиями, я бы отдал предпочтение первому. А если уж быть точным, то противоречие между ними – сугубо умозрительное. Такие качества, как легкость и непринужденность, традиционно ассоциируемые с молодостью, в искусстве – да и в жизни – часто являются показателями зрелости. Только созрев эстетически, кинематограф смог помолодеть. Только набравшись опыта, он смог обнаружить в себе способность к непосредственности и раскованности. «400 ударов» можно считать главным произведением «новой волны» в том числе из-за возраста главного героя. Что же до «аллюзий», то они не только не противоречат данной точке зрения – напротив, подтверждают ее. Нигде нет такого количества «цитат», как в разговорной речи – она практически сплошь состоит из них. Если начать к ним прислушиваться, потеряешь из виду самое важное – интонацию, общий рисунок, не говоря уже о содержании реплик. Важно то, что Трюффо добивается ощущения свободного, импровизированного и вдохновенного монолога. И не столь уж важно, что в монологе этом задействованы несколько фраз и выражений, которые мы где-то уже слышали. Равно как и то, что рассказчик долго и упорно упражнялся в своем искусстве говорить непринужденно.
В этом смысле «400 ударов» отличается редким единством формы и содержания. Термины, приходящие в голову по отношению к первой, столь же уместны по отношению ко второму. Импрессионистическая фрагментарность, свободная композиция полностью соответствуют витальной философии Трюффо и всей ранней «новой волны». Обычно понятие «витальность» вызывает ассоциации с какими-то экспансивными силами, по-носорожьи сметающими все на своем пути, с волей к власти, бурным темпераментом, цветущим здоровьем и хорошим аппетитом. К фильму Трюффо эти стереотипы «избытка жизненных сил» отношения не имеют. Вероятно, он вполне мог бы подписаться под афоризмами «Дао дэ цзин» насчет того, что человек рождается на свет слабым, а умирает сильным; что слабость есть признак жизни, а сила – смерти и т. д. Жизнь для Трюффо – вещь хрупкая, уязвимая и в то же время, благодаря своей пластичности, обладающая ни с чем не сравнимой силой. Никакие дисциплинарные структуры (бытовые, институциональные, ментальные) не могут вместить и удержать ее. Она – как росток, который можно переломить двумя пальцами, но который в своем росте расщепляет бетон, воспользовавшись ничтожной трещиной в его твердой и неподатливой толще.
«400 ударов» – произведение, далекое от концепции ангажированного искусства и все же в некотором смысле революционное. Благодаря этому фильму плоские лозунги типа «Запрещено запрещать» [4] приобретают осмысленность. Недаром фильм заканчивается на морском берегу: в нем есть то ощущение свободы как далекой, ничем не загроможденной, перспективы, которое и дает возможность отряхнуть с ног прах старого мира.
[1] «Четыреста ударов» (Quatre cents coups) – идиоматическое выражение, соответствующее русскому «Тридцать три несчастья».
[2] Имеются в виду фильмы «На последнем дыхании» Жана-Люка Годара (1959) и «Одиночество бегуна на длинную дистанцию» Тони Ричардсона (1962) и «Жюль и Джим» Франсуа Трюффо (1961).
[3] А именно знаменитую сцену «пробега» через залы Лувра из «Банды аутсайдеров» Годара (1964).
[4] Один из лозунгов мая 1968 года.
Ретроспектива Франсуа Трюффо – Газета Коммерсантъ № 171 (639) от 10.09.1994
Газета «Коммерсантъ» №171 от
 Ретроспектива Франсуа Трюффо
Франсуа Трюффо — человек, который любил фильмы
В эти дни в Музее кино проходит ретроспектива фильмов Франсуа Трюффо. О творчестве мастера французского кино «новой волны» рассказывает критик СЕРГЕЙ Ъ-ДОБРОТВОРСКИЙ
Франсуа Трюффо дебютировал в режиссуре фильмом «400 ударов» (Les quatre cents coups). По русски это звучит почти как название боевика, хотя во французском оригинале отсылает к известной присказке, похожей на наши «огонь, воду и медные трубы». Другого имени у этой истории воспитания чувств быть не могло — Трюффо сам считался трудным подростком, скрывавшимся от мира в искусственной темноте кинозала. Быть может поэтому свою самую исповедальную картину он назвал «Американская ночь», вынеся в заглавие технический термин, обозначающий съемку ночных сцен при дневном освещении. Для Трюффо этот нехитрый трюк навсегда остался метафорой кино и одновременно метафорой собственной жизни.
В кино он сразу заговорил от первого лица. Он назвал своего экранного двойника Антуан Дуанель и на целых двадцать лет отдал эту роль Жану-Пьеру Лео, придумывая для него все новые и новые истории, заставляя влюбляться и изменять, обзаводиться семьей и переживать душевные кризисы. За «400 ударами» (1959) последовали «Антуан и Колетт» (1962), «Украденные поцелуи» (1968), «Семейный очаг» (1970), «Ускользающая любовь» (1979). За два десятилетия отношения автора и сюжета переросли форму кинодневника. Настолько, что злые языки до сих пор утверждают: позвав Лео сыграть жениха героини «Последнего танго в Париже», Бертолуччи задумывал злую пародию на самого Трюффо. И наделил поэтому его «альтер-эго» чертами вуайеризма, истинно режиссерской болезни, чьими симптомами является абсолютный приоритет кино над реальностью.
Если карикатура и входила в замыслы Бертолуччи, то получилась она совсем непохожей. Трюффо принадлежал к поколению «новой волны», к знаменитой генерации журнала Саhiers du cinema. К тем, кто узнавал жизнь не на улице, а в синематеке и мог бы заменить автобиографию перечнем любимых режиссеров. К тем, кто знал о кино все или почти все, а потому напичкивал собственные работы цитатами из киноклассики. Однако в ряду ровесников Трюффо занял особое место. Он не ушел, подобно Годару, в саморазрушительную алхимию и не разменялся, подобно Клоду Шабролю, на авторскую отделку псевдоинтеллектуального ширпотреба. Он жил фильмами, доверяя экрану только то, что пережил или хотел бы пережить в действительности. Вслед за соратниками по «новой волне» он верил, что одно движение камеры или монтажная склейка способны поведать об авторском мировоззрении куда больше, чем сотни слов, вложенных в уста персонажей, однако сам предпочитал рассказывать простые истории, подчиняя технику съемки череде мимолетных впечатлений. Двадцать лет он переделывал настоящего Жана-Пьера Лео в не менее настоящего Антуана Дуанеля, но в «Американской ночи» показал, как жгучая киномелодрама исподволь прорастает в житейские отношения разыгрывающих ее исполнителей.
Своими учителями Трюффо часто называл столь непохожих друг на друга режиссеров, как Альфред Хичкок и Жан Ренуар. Вслед за Хичкоком он знал конструирующую силу киноизображения, вместе с Ренуаром безраздельно доверял непринужденному потоку реальности. Пересматривая сегодня фильмы Трюффо 60-х — 70-х годов, легко заметить в них посвящения любимым наставникам. По-ренуаровски сделаны фильмы о Дуанеле — «Нежная кожа», «Карманные деньги», где трагикомические коллизии выведены из-под спуда всякой моральной оценки. Тень Хичкока витает над «Стреляйте в пианиста», «451 по Фаренгейту», «Сиреной с ‘Миссисипи'», «Новобрачная была в черном» — авторскими признаниями в любви к жанровому кино. Не все здесь равноценно. Сейчас, например, уже ясно, что ревизия «черного фильма» в «Новобрачной» или эксперимент с психо-триллером в «Сирене с ‘Миссисипи'» принесли довольно средний художественный результат. Но кто знает, не сыграй Катрин Денев хичкоковскую блондинку в «Сирене», стала бы она Марион Штайнер из «Последнего метро» — позднего шедевра режиссера, примирившего жизнь и искусство в любимом им жанре драматической комедии.
На первый взгляд любовный треугольник «Последнего метро» чудовищно аморален. Пока муж и режиссер прячется от фашистов в подвале собственного театра, жена изменяет ему с актером-партизаном. Не менее «безнравственна» история, рассказанная в «Соседке» — рецидив полузабытой страсти доводит любовников до двойного самоубийства. Смертельным выстрелом завершается love story в «Нежной коже». Падает в реку автомобиль, на котором Джим увозит жену от своего верного друга Жюля («Жюль и Джим»). Одинокая свеча теплится в память об умершем герое «Зеленой комнаты». «Где кончается кино? Где начинается жизнь?» — часто спрашивал Жан Ренуар. «Фильм это не кусок жизни, а кусок торта!» — утверждал Альфред Хичкок. Трюффо ответил обоим. В его фильмах страдают и умирают по-хичкоковски парадоксально и по-ренуаровски обыденно. Как в кино. И как в жизни. В финале «Соседки» закадровый голос монотонно читает полицейский протокол о смерти любовников. И наоборот — запутанные отношения героев «Последнего метро» разрешаются в репликах разыгранной ими пьесы, которая в свою очередь есть не что иное как диалог, сочиненный Трюффо для «Сирены с ‘Миссисипи'». Авторские отсылки отмечают этапы ушедшей жизни, жизнь переходит в фильм, а фильм бесконечно длится вместе с судьбой автора.
Франсуа Трюффо дожил только до 52 лет. С его смертью закончился один из самых замечательных периодов кино. Фильм длиной в четверть века, соединивший феерию реальности с волшебными уловками экрана.
Комментарии
Главные события дня в рассылке «Ъ» на
e-mail
400 ударов / Les quatre cents coups (1959)
Полнометражный фильм.
Другое название: «Четыреста ударов» (вариант написания названия).
Франция.
Продолжительность 99 минут.
Режиссёр Франсуа Трюффо.
Авторы сценария Франсуа Трюффо, адаптация Франсуа Трюффо и Марсель Муси, автор диалогов Марсель Мусси.
Композитор Жан Константен.
Оператор Анри Деке.
Жанр: драма, криминальный фильм
Краткое содержание
Антуану Дуанелю (Жан-Пьер Лео) откровенно скучно и неинтересно в школе, не в последнюю очередь — из-за вечных придирок учителя французского языка и литературы (Ги Декомбл), и у него не слишком хорошо складывается взаимопонимание с матерью Жильбертой (Клер Морье) и отчимом Жюльеном (Альбер Реми), погруженными в собственные житейские проблемы. Перепробовав все средства, Антуан решается сбежать из дома.
Также в ролях: Жорж Фламан (месье Биге), Патрик Оффе (Рене), Даниэль Кутюрье (Бернар Морисе), в эпизодах Жан-Клод Бриали (прохожий), Жанна Моро (женщина с собакой, в титрах как Mademoiselle Jeanne Moreau), Филипп Де Брока (человек в парке развлечений), Жак Деми (полицейский), Франсуа Трюффо (человек в парке развлечений).
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 15.01.2013
Авторская оценка 10/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
Ученики
Незаметно и в русский язык вошло выражение «400 ударов». Полнометражный дебют Франсуа Трюффо, как и более поздние его работы, не пользовался повышенным зрительским спросом в советском прокате, но, безусловно, не мог оставить равнодушным любого, кто знакомился с историей самого обыкновенного парижского подростка, отозвавшейся эхом во многих выдающихся произведениях1 уже о наших детях и отроках с непростой судьбой. Во время сеанса необязательно знать, что заголовок является усечённым вариантом устойчивого французского словосочетания «faire les quatre cents coups», примерный аналог которого – идиома «пройти огонь, воду и медные трубы» (кстати, также обыгранная в кинематографе, в сказке Александра Роу). Смысл названия легко постигается интуитивно – и становится всё более понятным с каждым новым злоключением Антуана…
В глаза судьбе
Конечно, значение фильма сложно оценить без знания того экранного и культурно-исторического контекста, в котором увидел свет феномен «новой волны». Представляю себе выражение лица продюсера Игнаса Моргенстерна, уставшего от нападок на национальную кинопромышленность зятя Франсуа, кинокритика и кинолюбителя, и обеспечившего его средствами для реализации собственного проекта (не иначе, как с назидательной целью!), – в тот момент, когда стало известно о триумфе. Скромная картина, категорически, хотя и не так дерзко, как «На последнем дыхании» /1959/, порывающая с традициями «папочкиного» кинематографа, неожиданно собрала огромную аудиторию (3,6 миллионов человек, одиннадцатое место в сезоне!) – и в довершение снискала признание профессионалов и привлекла внимание за рубежом. Что называется, в одночасье стало ясно: публика жаждет серьёзного разговора о социальной действительности со всеми её повседневными радостями и печалями. Картины-диалога и картины-размышления вслух, не удовлетворяющейся привычными средствами выразительности, в идеале – нуждающейся в скрупулёзном создании нового киноязыка, свободного от устаревших штампов и повествовательных клише2. Обычная панорама парижских улиц с Эйфелевой башней на дальнем плане, служащая фоном для вступительных титров, может поразить свежестью наблюдений, а странная череда событий на поверку куда больше соответствует логике самой жизни – логике неумолимой и безукоризненной, но, как правило, не укладывающейся в привычную драматургическую схему. Есть подозрение, что безотрадный (для неокрепшего мировосприятия ребёнка – сродни переживанию апокалипсиса) финал, пусть и опровергнутый Трюффо в лентах об уже повзрослевшем Дуанеле, французы невольно вспоминали и в дни красного мая 1968-го, когда волнения студентов, вчерашних школьников, служили не только формой предъявления политических требований.
Не в последнюю очередь это был стихийный протест против общества, чьё равнодушие к конкретной личности, плавно перетекающее в нетерпимость, так точно показал двадцатисемилетний режиссёр. Регулярно получающие «ноль» за поведение» Антуан с Рене решили, в пику сверстникам из шедевра Жана Виго, ненадолго отложить анархистский бунт, пока довольствуясь проказами и мелким воровством.
Расплата…
Без трогательного придания истории автобиографического характера, вплоть до реконструкции отдельных эпизодов (в частности, помещения в полицейском участке в камеру предварительного заключения с вором, а затем и проститутками) из собственного, тоже бедового детства, Франсуа едва ли добился бы такой подкупающей искренности. Это одно из наиболее внутренне незащищённых, даже ранимых творений в истории киноискусства, удивительная лирическая исповедь, не рассказанная, но словно пережитая автором и каждый раз (при просмотре) переживаемая нами. Не станет, полагаю, преувеличением утверждение о том, что не одни лишь его ровесники-единомышленники (например, Жак Риветт, написавший об этом в помещённой в Саhiers du cinéma рецензии), в том числе – принимавшие участие в съёмках, во время сеанса отмечали параллели с личным опытом. Трюффо напоминает об упорно забываемом взрослыми факте, что ребёнок, нормальный среднестатистический ребёнок, априорно не обладает представлениями о праве и законе, разделяя действия по отношению к нему на справедливые и незаслуженные. Родителей Антуана не сочтёшь, по обыденным меркам, плохими людьми – но их вина «всего лишь» в нескрываемом желании пожить в своё удовольствие, будь то роман на стороне или любимые хобби по выходным дням. От деланного возмущения Жюльена отсутствием у пасынка уважения и бурной реакции на ложь о смерти матери всего шаг до самого простого решения проблемы – сдать «трудного» подростка, сбежавшего из дома и попытавшегося украсть печатную машинку, в полицию, на попечение государства. Это тот случай, когда формально – все поступили правильно, а результатом едва не стала загубленная человеческая судьба. Никто вовремя не объяснил Дуанелю, как делать не следует, и, что хуже, даже не попробовал понять суть напряжённой работы крепнущей души, ищущей себя в мире. А безжалостная улица (в широком, собирательном смысле – необходимость) является плохим наставником.
Потрясает знаменитый долгий план с новоиспечённым воспитанником учебного заведения, больше напоминающего колонию, который бежит, словно летит, навстречу свободе, хотя увиденное, наконец, море – по меньшей мере внушает тревогу. У самого Франсуа в жизни, к счастью, нашёлся духовный отец, помогший и выбраться из сложных ситуаций, и определиться с истинным призванием, – и остаётся лишь сожалеть, что Андре Базен, которому ученик посвятил своё детище, позволившее сбыться многим заветам великого киноведа, не дожил до премьеры приблизительно семь месяцев.
.
__________
1 – Например, в работах Ролана Быкова и Динары Асановой.
2 – Премия за режиссуру в Канне и номинация на «Оскар» за оригинальный сценарий.
Прим.: рецензия публикуется впервые
Материалы о фильме:
Савосин Дмитрий. Франсуа Трюффо. Певец любви неразделенной // Видео-Аcc PREMIERE. – 1995, № 24. – С. 44-47.
Материалы о фильме (только тексты)
Четыреста ударов / Les quatre cents coups (реж. Франсуа Трюффо 1959 г.)
Решил сыграть в Слоурулетку ya_doran. Мне повезло. Смотреть выпало не какой-нибудь адский треш, а признанную классику, до которой почему-то все никак не доходили руки. Фильм Франсуа Трюффо «Четыреста ударов». Кино в свое время было одним из локомотивов французской Новой волны, принесло режиссеру приз Каннского кинофестиваля за «Лучшую режиссуру» и номинацию на «Оскар».
Почитав синопсис, посмотрев титулы, и окинув взглядом пару рецензий, к просмотру приступил в твердой уверенности, что передо мной чудовищной силы драма, которая вот-вот заставит меня рыдать горькими слезами катарсиса.
Но, вместо безжалостной трагедии о том, как жестокий мир взрослых ломает и перемалывает несчастного подростка, кино оказалось легкой, немного наивной, местами грустной, местами веселой историей о жизни двенадцатилетнего парижского раздолбая.
Все мы когда-то были детьми, и драматурги этим умело пользуются. Произведений, где серьезные, «взрослые» проблемы показаны через призму детского восприятия уже создано немало. Лично я, к подобным историям неравнодушен. Так, например «Приключения Гекльберри Финна» считаю одной из лучших книг, которые когда-то читал, а «Хребет дьявола» и «Лабиринт Фавна» одними из самых сильных фильмов которые видел.
Но, вернемся к «Четыреста ударов». Сюжет пересказывать не буду, бессмысленно, он в этом фильме играет далеко не главную роль. «Четыреста ударов» берет в первую очередь не крепкой историей, а настроением и атмосферой. Под приятную, легкую музыку герои, прогуливая школу, бегают по мокрым парижским улочкам, крадут у родителей деньги чтобы сходить в кино, мечтают о море, врут учителям, и затевают разные глупости.
Вообще странно как безобидно сегодня смотрится эта, казалось бы, серьезная история о непонимании мира ребенка и мира взрослых. Парижский трудный подросток образца 1959 года, выглядит сейчас невинным Томом Сойером.
Снимайся кино сегодня, герой, вероятно, жил бы в мусульманском пригороде Парижа, варил метамфетамин в бабушкиной ванной, а развлекался бы тем, что поджигал бродяг с помощью газовой горелки и керосина, выкладывая это потом на YouTube.
Но, Трюффо снимал кино в далеком 59-м. Поэтому перед нами трогательная, добрая история с красивыми длинными планами, осязаемой атмосферой Парижа и бесконечно прекрасной сценой на каруселе.
«Четыреста ударов» Франсуа Трюффо / События на TimePad.ru
Регистрация на событие закрыта
Извините, регистрация закрыта. Возможно, на событие уже зарегистрировалось слишком много человек, либо истек срок регистрации. Подробности Вы можете узнать у организаторов события.
Другие события организатора>
979 дней назад
18 июня 2018 c 19:00 до 20:40
Москва
Кинотеатр Юность, ул. Маршала Рыбалко, д.1/4
Расскажите друзьям о событии
«Четыреста ударов» – первый фильм программы «Вся власть воображению» к 50-летию культурной революции 1968 года во Франции. Перед сеансом мы покажем эпизод документального сериала для смартфонов 1968.DIGITAL, созданный Михаилом Зыгарем, Кареном Шаиняном и Тимуром Бекмамбетовым.
1968. DIGITAL. Эпизод «Восстание кинозвезд»
8 мин. Реж. Михаил Зыгарь
Модный французский режиссер Франсуа Трюффо снимает новый фильм про любовь и совсем не интересуется политикой. Но когда правительство увольняет его друга и наставника Анри Ланглуа с поста директора Синематики, Трюффо приходит в бешенство. Сам того не ожидая, он оказывается в эпицентре протеста.
Четыреста ударов / Les Quatre Cents Coups
1959. 99 мин. Франция. 16+. Реж. Франсуа Трюффо
На французском языке с русскими субтитрами.
Дебют Франсуа Трюффо, ставший первой ласточкой и впоследствии классикой «новой волны». Автобиографическая история похождений трудного подростка Антуана Дюанеля, альтер-эго самого режиссера, принесла славу Жан-Пьеру Лео, сыгравшему этого персонажа еще четыре раза. На любви к «400 ударам» сошлись Акира Куросава, Жан Кокто, Луис Бунюэль и Карл Теодор Дрейер. Название отсылает к французской идиоме faire les 400 coups, что означает «вести на грани приличий». Пожалуй, ближайший русский аналог выражения – «33 несчастья».
Франсуа Трюффо — Райдер
Человек, который любил кино ● от Крейг Дж. Кларк
Один из лидеров Nouvelle Vague или французской новой волны, Франсуа Трюффо умер 30 лет назад в этом месяце в возрасте 52 лет, написав и сняв 21 фильм за свою карьеру, охватившую три десятилетия. Прежде чем совершить прорыв в фильме 1959 года «400 ударов », первом в серии фильмов, подробно описывающих приключения Антуана Дуанеля (которого играет его экранное альтер-эго Жан-Пьер Лео), Трюффо работал критиком в влиятельном киножурнале. Cahiers du Cinéma .Впоследствии он снял такие основополагающие фильмы Новой волны, как Стреляй в пианиста 1960 года и Жюля и Джима 1962 года, а также написал оригинальную трактовку для Breathless 1960 года, дебютного фильма его когорты Cahiers Жан-Люка Годара.
[
Изображение вверху: Трюффо с актрисой Джули Кристи. ]
●
В последующие годы Трюффо добился больших успехов с такими фильмами, как Day for Night 1973 года, который получил премию Оскар за лучший иностранный фильм и премию BAFTA за лучший фильм, а также фильм The Last Metro 1980 года, который получил десять César Awards.Однако я хотел бы выделить некоторые из менее известных записей в его фильмографии, сюжеты которых охватывают диапазон от супружеской неверности до научной фантастики, хичкоковского саспенса и обреченного романа. Единственное, что связывает их всех вместе, — это явная привязанность Трюффо к своим персонажам, какими бы ущербными они ни были.
Это особенно касалось продолжения Трюффо « Жюля и Джима », « Мягкая кожа » 1964 года, который был не таким успешным, но сам по себе увлекательный фильм.Основанный на реальной истории, в нем Жан Десайи играет уважаемого автора и редактора академического журнала, который влюбляется в гораздо более юную бортпроводницу и меняет свою жизнь, чтобы быть с ней. Учитывая, что стюардессу играет Франсуаза Дорлеак, легко понять, почему он так увлечен ею и не принимает во внимание, как их роман отразится на его жене и их маленькой дочери. Как и в случае с реальной жизнью, которая вдохновила его, это приводит к трагическому концу для всех, кого это касается.
На съемках «Мягкой кожи» с Франсуазой Дорлеак
●
Чтобы сменить темп, Трюффо обратился к фильму Рэя Брэдбери « по Фаренгейту 451 », первому (и единственному) фильму, который он когда-либо снимал на английском языке.Впервые работая с большой командой, Трюффо смог полностью осознать футуристическое тоталитарное государство Брэдбери, в котором чтение книг является незаконным, а пожарные используют их, чтобы сжигать их, когда их находят. Это прекрасный фильм, на который стоит смотреть благодаря резкой фотографии Николаса Роуга (которая подчеркивает преобладающие в цветовой гамме красные), а Бернар Херрманн дает волнующую музыку, но возникает ощущение, что Трюффо постоянно напрягается — и не может — преодолеть языковой барьер .
Конечно, если Трюффо было неудобно писать и руководить на иностранном языке, это ничто по сравнению с бедным Оскаром Вернером, который ранее играл в Джулс и Джим и играет героя фильма, Монтэга, с прерывистым немецким акцентом. Однако его умело поддерживает группа носителей английского языка, таких как Джули Кристи (которая играет двойную роль пустой жены Монтэга и учителя, живущего поблизости) и Сирила Кьюсака (капитана Монтэга). И даже если это было сделано для рассказа об опасностях цензуры, все равно болезненно наблюдать, как книги (многие из которых являются шедеврами) облили керосином и подожгли.
Оскар Вернер и Джули Кристи
●
На Cahiers du Cinéma Трюффо был большим сторонником авторской теории, особенно применительно к голливудским режиссерам, таким как Альфред Хичкок. Проведя серию интервью с Мастером саспенса, результатом которых стала основополагающая книга Hitchcock / Truffaut , он был вдохновлен на то, чтобы сделать пару ударов самому жанру, сначала с The Bride Wore Black 1968 года, а затем с 1969 года. Русалка из Миссисипи , оба по романам Корнелла Вулрича.Более успешная из двух, как критически, так и коммерчески, The Bride Wore Black stars Жанна Моро (конец Жюля и Джим ) в роли женщины, обезумевшей из-за убийства возлюбленной своего детства в день их свадьбы, которая решает разыскать ответственные мужчины. Когда она устраняет их одного за другим, мы узнаем немного больше о ее мотивации, пока не выясним, что именно произошло в тот роковой день. Тогда вопрос в том, сможет ли она осуществить остальные свои планы, пока ее не догнала совесть или полиция.
Для «Русалка Миссисипи » у Трюффо был больший бюджет, но отдача от фильма уменьшалась, несмотря на обширные натурные съемки и присутствие звезд Жан-Поля Бельмондо и Катрин Денев. (Даже мимолетные сцены с обнаженной до пояса Денев не привлекали толпы.) Бельмондо играет владельца плантации, живущего на небольшом острове у побережья Мадагаскара, который хочет жениться на Денев только после того, как переписался с ней. Когда она приезжает, выясняется, что ни один из них не был полностью честен с другим — он преуменьшил свое богатство и положение, и она прислала ему фальшивую фотографию — но они все равно заключают брак.Затем однажды приходит тревожное письмо, и Денев улетает в курятник с большей частью денег Бельмондо. Его гордость оскорблена, он нанимает частного детектива, чтобы тот нашел свою сбежавшую невесту, но затем решает найти ее сам.
На протяжении всего фильма можно встретить множество намеков на творчество Хичкока, наиболее очевидным предшественником которого является столь же ошибочная Марни , которая также имеет дело с женщиной, которая встречает богатых мужчин под ложными предлогами и принимает их за все, что может. Как ни странно, финал фильма перекликается с одной из отвергнутых концовок Хичкока Suspicion , о которой Трюффо, должно быть, знал.Возникает вопрос: если он не прошел проверку Мастером саспенса, почему он думал, что это сработает для него?
Сменив передачи, Трюффо вошел в 70-е с фильмом «Дикий ребенок» — впервые он дал себе главную роль в одном из своих фильмов. В нем рассказывается правдивая история о мальчике, который был найден голым бегающим в лесу на юге Франции в 1798 году, и о том, как он отреагировал, когда его познакомили с цивилизацией. Я сильно подозреваю, что Трюффо взял на себя роль доктора Жана Итарда, специалиста по глухонемым, который лично интересовался этим делом, потому что он знал, что будет тесно сотрудничать с молодым актером, играющим главного героя (в высшей степени дикий Жан-Пьер Карголь).Кстати, к концу фильма «дикий ребенок» стал значительно более ручным, но пройдет еще некоторое время, прежде чем он достигнет уровня социальной интеграции Каспара Хаузера.
Жан-Пьер Карголь и Трюффо
●
Спустя десять лет после достижения апогея романтики с Жюлем и Джимом , Трюффо создал Две английские девушки , основанный на другом романе Анри-Пьера Роше. Выпущенный в 1971 году, он играет роль молодого француза и начинающего писателя Жан-Пьера Лео, который едет в Уэльс навестить пару сестер (Кика Маркхэм и Стейси Тендетер), потому что их мать дружит с его матерью. Из них двоих старшая сестра Маркхэм более доступна, но Тендетер — тот, кто первоначально захватил его воображение, которое только воспламеняется ее замкнутостью. Даже если данная причина для этого вполне разумна — она страдает от напряжения глаз и вынуждена давать им отдых из-за страха ослепнуть — это все равно создает у нее впечатление недоступности. Однако все не так сложно, пока Леод не познакомится с Маркхэм, когда она переезжает в Париж, чтобы стать скульптором. Их ситуация даже вдохновляет его написать книгу, очень похожую на Jules and Jim , что, вероятно, казалось хорошей идеей в то время.
К тому времени, когда Day for Night получил награду «Лучший иностранный фильм» на церемонии вручения премии «Оскар», Трюффо был в поле зрения Роджера Кормана, чей New World Pictures собрал для проката множество зарубежных фильмов в 70-х. Первый из двух выпущенных Трюффо фильмов «Новый мир» — «История Адель Х. » 1975 года — даже получил номинацию на Оскар своей главной актрисе Изабель Аджани, что редко случалось с отечественными продуктами компании. Аджани играет дочь Виктора Гюго (которого однажды называют «самым известным человеком в мире», что объясняет, почему она путешествует под вымышленным именем), который едет в Галифакс, Новая Шотландия, в погоне за британским офицером ( будущее Уитнейл и я ( сценарист / режиссер Брюс Робинсон), в которого она безумно любит.К сожалению для Аджани, это чувство не взаимно, и в своем заблуждении она становится чем-то вроде преследователя. Это душераздирающее зрелище, смотреть на которое становится все труднее, поскольку она все больше отдаляется от реальности. Неудивительно, что Академия была впечатлена.
В следующем фильме Трюффо « Маленькое изменение » 1976 года не было номинации на роль актера, но оказалось, что он не утратил своего таланта руководить детьми. Эпизодический фрагмент жизни, действие которого происходит в последние несколько недель учебы в школе перед началом летних каникул, он рассказывает о злоключениях в классе, полном детей, с акцентом на горстку из них, когда они входят и выходят из различных неприятностей. Трудно сказать, какая сцена запомнилась больше, та, где не по годам развитый малыш выпадает из семиэтажного окна и отскакивает обратно, как будто он просто упал с дивана, или та, где девушка садится на мегафон, чтобы объявить весь высотный дом, в котором ее родители заперли, пока идут куда-нибудь поесть, а она голодна . В любом случае невероятно, что родителям не пришлось отвечать по обвинениям в пренебрежении к детям.
Сцена из «Мелочи»
●
В следующем году Трюффо перешел от фильма, демонстрирующего, насколько он любит детей, к созданию Мужчина, который любил женщин , который начинается и заканчивается на похоронах главного героя, смерть которого, как отмечает его редактор (Брижит Фосси), оплакивают исключительно женщины — но в этом контексте это сопровождается парой автомобильных аварий, которые демонстрируют, насколько мало у него контроля над тем, как на него влияют представительницы слабого пола.Набожный и непримиримый человек с ногами, Чарльз Деннер симулирует наезд и сбегает, чтобы он мог найти длинноногого водителя, номерной знак которого ему удалось записать, когда она уезжала. В конце концов, его так отвлекает юбка, которую он гоняет, что он идет прямо в пробку и его сбивает машина. Такова участь человека, названного «волком с усталым взглядом» в одном из его бесчисленных завоеваний.
По ходу фильма мы встречаем множество красавиц Деннера после того, как одна из них отвергается, владелец бутика средних лет, которого привлекают только молодые мужчины, посылает его к пишущей машинке, чтобы выклевать книгу о женщинах в его жизни. (начиная с его матери, которая ненадолго мелькает в черно-белых воспоминаниях).Безусловно, больше всего места он уделяет подвижной замужней женщине (Нелли Борго), которая любит заниматься сексом в общественных местах, что делает их многомесячный роман нервным. Однако только после того, как он завершит свою рукопись и она будет готова к печати, у него есть шанс столкнуться с ожесточенным бывшим (Лесли Кэрон), которого он каким-то образом не упомянул в книге. Фосси не слышит о том, что он вносит какие-либо изменения в последнюю минуту, и предлагает сохранить ее для последующих действий, но его внезапное желание поиграть в пробке не позволяет ему написать это.
Когда Трюффо снимал История Адели Х. , он удалил все главные кадры, что позволило ему еще больше растянуть свой бюджет и сделать меньшую пленку больше. Три года спустя он применил тот же принцип к фильму «Зеленая комната » 1978 года, основанному на рассказе Генри Джеймса, действие которого происходит в небольшом французском городке в конце 20-х годов. Прошло чуть больше десяти лет после Великой войны, в которой сражался персонаж Трюффо, и почти столько же времени после смерти его молодой невесты, которая терпеливо ждала его на протяжении всей битвы, а затем умерла сразу после свадьбы.С тех пор Трюффо был поглощен ее памятью, и в его доме даже есть комната, посвященная ей, но вскоре он решает отремонтировать заброшенную часовню, чтобы сделать более постоянным памятником всем погибшим людям, которых он знал.
Изабель Аджани с Трюффо в «Истории Адель Х.»
●
С его болезненным сюжетом и эмоционально замкнутым главным героем фильм The Green Room не смог завоевать популярность у публики, но Трюффо изменил ситуацию с выходом Love on the Run следующего года, краеугольным камнем саги Антуана Дуанеля. (Возможно, это могло бы продолжиться, если бы Трюффо не умер таким молодым, но мы никогда не узнаем, что он имел в виду.) Затем, после , The Last Metro и его история немецкой оккупации Франции во время Второй мировой войны. , Трюффо оставил прошлое позади двух современных фильмов, которые оказались для него последними.
Когда романтика разгорается зрелищно, обе стороны безвозвратно обожжены этим опытом или они способны разжечь свою страсть спустя годы? Это центральный вопрос, поставленный в фильме 1981 года Женщина по соседству , в котором спокойная жизнь Жерара Депардье в крошечной французской деревушке нарушается, когда бывшая любовница Фанни Ардан (партнер Трюффо до его смерти) въезжает в дом через улицу со своим новым муж.Депардье тоже прижился с женой (Мишель Баумгартнер) и маленьким мальчиком, но ни один из их домашних условий не может стереть неоспоримое влечение, которое они все еще испытывают друг к другу.
В свою защиту Депардье пытается предотвратить ситуацию, делая вид, что работает допоздна, когда Баумгартнер приглашает своих новых соседей на обед и старается держаться подальше от Ардана, не вызывая подозрений, но для этого достаточно один украденный поцелуй в гараже, и это лишь вопрос времени, когда они начнут встречаться в отелях и так далее. С этого момента все их публичные взаимодействия отмечены растущим напряжением в отношении секретности их дела, хотя владелица местного теннисного клуба Вероник Сильвер с самого начала поступает мудро. Это имеет смысл, поскольку она — персонаж, которого Трюффо и его соавторы выбрали для повествования фильма. Основываясь на собственном опыте, она хорошо разбирается в последствиях, которым подвержены обреченные любовные романы.
Созданная в 1983 году как беззаботная вариация триллеров в стиле Хичкока, которые он написал в конце 60-х, лебединая песня Трюффо Confidenfully Yours повествует о агенте по недвижимости (Жан-Луи Трентиньян), который оказывается в реальной ситуации когда его жена и ее любовник оба оказываются мертвыми, и полиция думает, что он их мужчина.К счастью для него, его упрямая секретарша (снова Фанни Ардан) готова и желает заняться бегом и попытаться выяснить, кто хотел их смерти, потому что полиция совершенно не заинтересована, а его адвокат считает, что он должен сдаться и заявить, что это было преступление на почве страсти.
Фанни Ардан В «С уважением»
●
Расследование
Ардан приводит ее в Ниццу, где она заглядывает в прошлое жены и дает Трюффо прекрасную возможность воссоздать знаменитый кадр из Psycho , на котором Джанет Ли едет под дождем.(Один только этот момент оправдывает его решение снимать фильм в черно-белом цвете.) Однако Хичкок не единственный режиссер, о котором он думает, поскольку другой сюжетный сюжет вращается вокруг кинотеатра, в котором демонстрируется фильм Кубрика Paths of Glory . А ракурс вуайериста обеспечивает бывший муж Ардана (Ксавье Сен-Макари), фотограф, который, кажется, всегда прячется поблизости. Тем не менее, раздраженный Арданом, Трентиньян счастлив, что у него есть кто-то, кто так решительно на его стороне — за исключением тех мимолетных моментов, когда ей приходит в голову, что он все-таки может быть виноват.
Каким бы забавным оно ни было, трудно игнорировать ощущение, что Confidenfully Yours несколько несущественен. Это было бы не так уж и плохо, но примерно во время его выпуска Трюффо перенес инсульт и у него обнаружили опухоль мозга. В конце концов он умер 21 октября 1984 года, оставив ряд незавершенных проектов на стадии планирования. Я уверен, что ему бы хотелось, чтобы его последний фильм был немного более весомым, но объем работы, который он оставил после себя, достаточно существенный, чтобы любители кино были заняты на долгое время.
The Ryder ● Ноябрь 2014 г.
Сдуло | Франсуа Трюффо
Les Quatre Cents Coups
Режиссер Франсуа Трюффо
1959, 12, Тартан £ 17,99
Появление Nouvelle Vague во Франции 47 лет назад было триумфом рекламы и саморекламы, напоминающей Angry Young Феномен мужчин в Великобритании в 1956 году. Члены каждого движения пошли разными путями, но оба были сейсмическими культурными событиями. И снова все изменилось.В качестве режиссеров и кинокритиков Cahiers du cinéma режиссеры Новой волны бросили вызов традиционным методам создания фильмов, вынудили переписать историю кино, представили режиссера как автора и убедили каждую страну в том, что им нужна Новая волна.
Трюффо был на переднем плане как критик, промоутер группы и сценарист-режиссер, и его дебютный полнометражный фильм «400 ударов» (Les Quatre Cents Coups, сленговый термин «Faire les quatre cents coups», означающий поднять ад) зажег Каннский фестиваль 1959 года. Фестиваль, на котором он был исключен как критик за оскорбительные отзывы.Кокто увидел превью и позвонил Пикассо, который приехал на официальный просмотр. Они видели свободно плавающий, несентиментальному вид юности главной роли Жан-Пьер Léaud как непреклонной жертва независим, недоумевающими родителей, учителей и социальных работников.
Лео должен был сыграть Антуана Дуанеля, альтер эго Трюффо, еще в четырех фильмах и стал иконой французского кино. Трюффо должен был глубже погрузиться в свою любовь к кино и его последовательное исследование меланхолии, смерти и воспоминаний.Он сделал больше работ, подготовил семенную книгу на Альфреда Хичкока, режиссер замечательный картина в Великобритании, 451 градус по Фаренгейту (который, казалось, отказаться от его спорное утверждение, что есть «что-то противоречивый термин британского кино»), появился в Спилберга Близкие контакты и умер слишком рано в возрасте 52 лет. Но ничто не имеет такой стойкой свежести, как «400 ударов», и не может быть столь остроумно, как это имитация заключительного стоп-кадра Лео на пляже. Рекомендуется к прочтению «Трюффо за работой» Кэрол Ле Бер (Phaidon).
На следующей неделе: Элия Казан Трамвай под названием Desire . Просмотрите архив и узнайте, что думает Филип Френч по вопросам, связанным с фильмами, на Observer.co.uk/dvdclub
Les 400 coups, первый фильм новой волны | inDeauville — Туризм, События, Путеводитель по городу
400 кадров , первый фильм Франсуа Трюффо, без сомнения, самый важный фильм Новой волны с фильмом «Суфле » Жана-Люка Годара. Это также первый фильм Жан-Пьера Лео (см. Также его эссе к фильму ниже), которому в то время было 14 лет, который играет роль Антуана Дуанеля, которого он будет представлять еще четыре раза под руководством своего наставник.Антуан Дуанель, очевидно, — Франсуа Трюффо. В Les 400 Coups он рассказывает о своем трудном детстве, бурных отношениях с разведенными родителями и мелкой краже, которая отправит его в центр для несовершеннолетних правонарушителей. Действие фильма происходит в основном в Париже. Но центр по делам несовершеннолетних правонарушителей находится в провинции и занимает последние кадры фильма. Съемки будут проходить в Мулен д’Анде в регионе Эр, куда Франсуа Трюффо вернется за Жюлем и Джимом.Но именно в Вилле-сюр-Мер, на пляже у подножия скал Ваш-Нуар, происходит знаменитая финальная сцена фильма, о которой мечтают все кинозрители всего мира. Эта сцена снята за несколько дней до Рождества 1958 года при полной анонимности. В фильме Жан-Пьер Лео использует футбольный матч, чтобы вырваться из центра преступников, и бежит к морю. Отслеживающий выстрел начинается в сельской местности, затем ребенок прибывает на пляж, спускается по лестнице и бежит к морю, ставит ноги в воду, поворачивается и смотрит в камеру, которая замирает на слове «Конец».Это мастерский ход для режиссера, подписывающего крупный фильм о подростковом возрасте. Он представлен на конкурсе в Каннах в мае 1959 года, где вызывает энтузиазм и получает цену своего направления.
Фильм в деталях
Реализация: Франсуа Трюффо. Его ассистент — Филипп де Брока, будущий режиссер «Человека из Рио».
Сценарий: Франсуа Трюффо.
Диалоги: Марсель Мусси
Фотограф: Анри Дека.
Музыка: Жан Константин.
Продюсерская компания: фильмы Карросса, которые Франсуа Трюффо основал на деньги своих родственников.Но его родители рассердятся на него в конце фильма, считая их карикатурными.
Фильм вышел в прокат 3 июня 1959 года и за несколько дней собрал 450 зрителей.
В главных ролях: Жан-Пьер Лео, Клэр Морье, Альбер Реми … Мы видим в фильме друзей Франсуа Трюффо, которые делают массовку. Среди них: Жан-Клод Бриали, Жанна Моро и сам Франсуа Трюффо, страстный поклонник Альфреда Хичкока. Мы также слышим голоса Жан-Люка Годара и Жан-Поля Бельмондо.
Netflix France покупает пакет из 50 знаковых фильмов у MK2
Коллекции фильмов таких знаковых режиссеров, как Франсуа Трюффо и Чарли Чаплин, направляются на Netflix в рамках широкомасштабной сделки, заключенной с дистрибьютором MK2 Films.
Пока игры будут доступны только во Франции.
Двенадцать оригинальных фильмов Трюффо, в том числе «Жюль и Джим» и «400 ударов» (на фото), будут запущены на стриминговом гиганте 24 апреля. Сделка особенно благоприятна, учитывая продолжающуюся изоляцию от коронавируса во Франции, которая должна оставаться в силе. место до 11 мая.
Соглашение между Netflix и дистрибьютором инди-артхауса распространяется на каталог из 50 фильмов, снятых Трюффо, Чаплином, Деми, Аленом Рене, Дэвидом Линчем, Эмиром Кустурицей, Майклом Ханеке, Ксавье Доланом, Стивом МакКуином и Кшиштофом Кесьлевски.
Однако соглашение не является эксклюзивным, и некоторые названия по-прежнему доступны на других платформах, таких как Amazon Prime Video. Тем не менее, договор, согласно которому в течение года будут представлены все 50 фильмов, действительно знаменует собой первый раз, когда такие обширные коллекции фильмов некоторых режиссеров будут предлагаться вместе на платформе потокового вещания.
В коллекции Трюффо будут представлены следующие фильмы: «Кровать и стол»; «451 градус по Фаренгейту»; «Конфиденциально Ваш»; «Джулс и Джим»; «Любовь в бегах»; «Стреляйте в пианиста»; «Украденные поцелуи»; «400 ударов»; «Последнее метро»; «Мягкая кожа»; «Женщина по соседству»; и «Две англичанки».
Сара Мэй, директор по приобретениям и совместному производству для Франции и Италии, сказала: «Эти исторические фильмы универсальны по своим масштабам и всегда будут источником вдохновения как для наших участников, так и для сценаристов и режиссеров, с которыми мы сегодня сотрудничаем.”
Натанаэль Кармитц, генеральный директор находящейся в Париже MK2, добавил: «Мы очень рады, что Netflix укрепляет свои позиции в сфере исторического кино и крупных международных авторов этим соглашением. Роль MK2 через каталог из более чем 800 наименований, представляющих часть всемирной истории кино, заключается в том, чтобы способствовать передаче этого всемирного наследия кино и сделать эти фильмы доступными для наибольшего числа людей, включая самых молодых. Это соглашение о трансляции — хорошая новость для всех французов, которые любят кино и его историю.”
Трюффо: краткая история
Хотя многие американцы этого не знают, хотя это общеизвестно во Франции, Франсуа Трюффо был кинокритиком до того, как стал одним из самых критически оцениваемых писателей и режиссеров кино.
Как вы, наверное, знаете, диалог кинокритиков и режиссеров часто бывает спорным. Очень многие кинематографисты говорят, что их мало интересует то, что говорят критики.Кинематографисты 1960-х годов во Франции во многом разделяли то же мнение. Молодые кинематографисты освобождались от необходимости работать в традиционных рамках французской традиции de qualité , которая устарела по сравнению с тем, что происходило в Голливуде и итальянском кино.
Как кинокритик журнала Cashiers Du Cinema, Трюффо не смог завоевать расположение многих друзей. Он был известен своими острыми отзывами с очень точной критикой. Он ненавидел то, что он называл «мерзкими» и «гротескными» персонажами и сюжетными линиями популярных французских фильмов таких режиссеров, как Жан Ренуар, Жан Кокто и Абель Ганс. В свою очередь, неприязнь, которую он получил, была заметной — он был единственным кинокритиком, которого не пригласили в Канны в 1958 году.
Сегодня Трюффо также считается отцом авторской теории , которая гласит, что режиссер должен нести ответственность за большинство ключевых обсуждений, происходящих в процессе создания фильма, Трюффо придерживался точки зрения, что каждое великое произведение искусства исходит от человека. с видением, почему фильм должен быть другим?
В 1955 году Трюффо выступил в роли режиссера с шортами Une Viste и Les Mistons .Вдохновленный фильмом Орсона Уэллса Touch of Evil, , он решил снять свой первый полнометражный фильм Les Quatre Cents Coups или, как мы его знаем в США, The 400 Blows . Этот фильм был одним из первых примеров того, что позже назовут «французской новой волной». Это был огромный успех, который закрепил за Трюффо карьеру важного кинорежиссера своего времени.
Трюффо быстро последовал за 400 Blows с Shoot the Pianist , The Army Game , Jules and Jim , The Soft Skin , Fahrenheit 451 , The Bride Wore Black и Stolen Kisses . Он также создал Русалку из Миссисипи , The Wild Child , Bed and Board , Two English Girls , Day for Night , The Man Who Loved Women , The Green Room , Любовь в бегах и С уважением .
Трюффо считается одним из самых известных писателей и режиссеров мирового кино. Его характерный идиосинкразический подход к повествованию повторялся снова и снова.Многие из его идей о кино со временем получили широкое признание. Фактически, Трюффо можно приписать влиянию не только на то, как мы говорим о фильмах, но и на того, почему мы делаем фильмы.
Трюффо скончался в 1984 году в возрасте 52 лет в Нейи-сюр-Сен, Франция, после инсульта и обнаружения опухоли головного мозга. Его целью было снять 30 фильмов, а затем уйти на пенсию и написать книги. Сделав очень плодотворную карьеру, он пропустил свою цель всего в пяти фильмах.
Лучшие смартфоны для съемки с
Чему нас на самом деле научили французы о кино
Малобюджетных режиссеров: братья Дюпласс, Тай Уэст, Джо Бегос и другие!
88 лет со дня рождения Франсуа Трюффо
Кинорежиссер, продюсер, сценарист, кинокритик и актер Франсуа Ролан Трюффо снял более 25 фильмов за свою карьеру за последние 3 десятилетия. Пионер движения Nouvelle Vague ( Новая волна) во французских фильмах, персонаж Трюффо Антуан Дуанель из его автобиографического фильма The 400 Blows (Le Quatre Cents Coups), был хорошо принят зрителями как дома, так и за рубежом. Сегодня исполняется 88 лет со дня рождения.
Родившийся 6 февраля 1932 года в семье Жанин де Монферран, которая позже вышла замуж за Рональда Трюффо, Франсуа развил свой интерес к книгам и музыке у своей бабушки по материнской линии. Однако жизнь артиста изменилась, когда он потерял бабушку и новорожденного брата и сестру в возрасте восьми лет.
Став подростком, он отошел от школы и начал проводить большую часть времени с друзьями. У него выросла привязанность к Роберту Лэчени, который позже вдохновил его на создание персонажа Рене Боги в фильме «400 ударов». Франсуа-самоучка смоделировал свой образ жизни так, чтобы «смотреть по три фильма каждый день и читать по три книги каждую неделю». Первые часы Абеля Ганса Paradis Perdue («Потерянный рай») были его первыми часами.
В 1949 году Франсуа Трюффо основал собственное кинообщество и познакомился с Андре Базеном, ведущим кинокритиком, у которого был собственный киноклуб.Следуя по стопам Андре Базена, он вскоре начал критиковать фильмы. В своем эссе «Une Certaine Tendance du Cinema Francais» Трюффо назвал французских кинематографистов «могильщиками». Это привело к тому, что организаторы Каннского кинофестиваля запретили ему участвовать в фестивале в 1958 году. В следующем году фильм Трюффо «400 ударов » получил награду Каннского кинофестиваля за лучший фильм, в котором Жан-Пьер Лео сыграл Антуана Дуанеля, когда ему было четырнадцать.
Вдохновленный теорией авторского кино, в его постановках появилось новое измерение, включая Shoot the Piano Player (1960), Jules and Jim (1961), The Soft Skin (1964), Fahrenheit 451 (1966), The Wild Child (1970), Two English Girls (1971), The Last Metro (1980) и The Woman Next Door (1981). В 1973 году фильм Трюффо «День за ночь» получил ряд наград, в том числе премию Оскар за лучший фильм на иностранном языке.
Трюффо диагностировали опухоль головного мозга в 1983 году. Артист скончался 21 октября 1984 года в результате инсульта в возрасте 52 лет.
«400 ударов
» Франсуа Трюффо «400 ударов » 5, 6 и 7 июня в Театре 3.
В интересах полного раскрытия информации позвольте мне с самого начала прояснить, что из всех режиссеров, которые пришли сюда по крайней мере с тех пор, как Орсон Уэллс сделал Citizen Kane в 1941 году, я чувствую более сильное духовное родство с Франсуа Трюффо (1932–1984) ), чем с любым другим.Сборник работ, включающий «400 ударов», «Стреляй в пианиста», «Джулс и Джим», «451 градус по Фаренгейту», «Украденные поцелуи», «Дикое дитя», «Две английские девушки», «День за ночь», «История Адели Х.», и «Последний». Метро мне кажется непревзойденным. То, что Трюффо избрал своими наставниками двух из полдюжины величайших режиссеров, Жана Ренуара и Альфреда Хичкока, подчеркивает его важность. Стивен Спилберг кое-что понял, когда в 1977 году представил Трюффо представителем человечества в его «тесной встрече» с инопланетянами, похожими на Ренуара.Если действительно в 20-м веке существовала положительная сторона человечества, и в той мере, в какой она отражена в наиболее технологически продвинутой и доминирующей форме искусства века, Франсуа Трюффо кажется почти идеальным представителем. Как сказал недавно на мероприятии в Белом доме другой актер Спилберга, Харрисон Форд, «язык кино — это эмоции», а Трюффо был одним из наших величайших лингвистов.
Гуманизм Трюффо не всегда был в центре внимания. Его карьера критика для Cahiers du cinéma, под опекой редактора и суррогатного отца Андре Базена (которому посвящен The 400 Blows ), часто была отмечена «зажигательной» литературой, как позже описал ее сам Трюффо. , сердитого молодого человека.Трюффо родился в тяжелом детстве, заточении в тюрьме должника и дезертирстве — все это автобиографическое зерно для мельницы этого первого полнометражного фильма, получившего награду за лучшую режиссуру в Каннах. Базен спас Трюффо от мрачного будущего таким же образом, как и Жана Жене, которого спас и направил к величию Жан Кокто.
Жан-Пьер Ле в фильме « 400 ударов». 1959. Франция. Режиссер Франсуа Трюффо
«400 ударов » выросли из разочарования Трюффо коротким временем работы « Les Mistons » (также в сегодняшней программе), и, хотя он, несомненно, автобиографичен, он явно в долгу перед пристрастием режиссера к кино. .Серьезный анализ привел бы к почти бесконечному списку намеков, но некоторые из наиболее очевидных — это
. Одним из выдающихся достижений Трюффо было его интервью длиной в книгу с Хичкоком — дань уважения, которую, я считаю, уникальной для одного крупного режиссера, воздавшего другому ( хотя Петр Богданович вплотную подошел к Орсону Уэллсу). Одна из хорошо известных историй, рассказанных Хичкоком, была о том, как его отец отвез его в полицию и устроил тюремное заключение, что стало чем-то вроде травмы на всю жизнь. Это происходит в «400 ударов», , хотя неизвестно, насколько это было действительно автобиографичным для молодого Франсуа.