9 лучших фильмов-триллеров Альфреда Хичкока :: Впечатления :: РБК Стиль
Альфред Хичкок
© Hulton Archive/Getty Images
Автор
Елена Фомина
20 июня 2020
16 июня исполнилось 60 лет фильму «Психо» Альфреда Хичкока — знаменитого британско-американского режиссера, который сделал жанр психологического триллера великим. Чем не повод провести выходные с хичкоковским наследием?
«Веревка»
1948
«Веревка» — это не только выражение спесивого отношения маэстро к фашизму американской элиты, но и глубочайшая драма о стойком убеждении и жестоком разочаровании, о влиянии учения на ученичество, исследование формулы психопатии, сосредоточенной в сознании представителей так называемого высшего общества. Это и «Горе от ума», и «Преступление и наказание» в замкнутом пространстве роскошного лофта, забитого угощениями и напитками. Пир во время похорон, где только лишь три пронзительных выстрела становятся актом правосудия.
Кадр из фильма «Веревка»
© imdb
«Незнакомцы в поезде»
1951
«Смешались в кучу кони, люди» — вряд ли эта строфа из «Бородино» Лермонтова придет вам в голову при взгляде на название «Незнакомцы в поезде». Тем не менее, она к месту. По сюжету, знаменитый теннисист Гай Хейнс встречает в поезде крайне заинтересованного поклонника с редким именем Бруно, который пытается склонить его к «перекрестному» убийству: ничего необычного — услуга за услугу. Гай и представить не может, как далеко заведет его эта случайная встреча и как трагически обернутся слова незнакомца, якобы сказанные не всерьез. В кульминации Хичкок вспоминает о спорте: весьма необычный для маэстро прием иллюстрации эмоционального и событийного напряжения, который спустя десятилетия расцветет в картине «Матч Поинт» другого американского классика — Вуди Аллена.
Кадр из фильма «Незнакомцы в поезде»
© imdb
«В случае убийства набирайте «М»»
1954
Зачем мужчине устраивать убийство собственной жены — да еще такой красавицы, как Грейс Келли? Вообще истории покушений в браке и в отношениях вне брака чрезвычайно интересовали режиссера, судя по таким фильмам, как «В случае убийства набирайте «М»», «Головокружение» и «Окно во двор». Именно поэтому картина 1954 года не детектив в привычном понимании. С самого начала Хичкок излагает саспенс: планируется убийство. И выворачивает детективную линию наизнанку. Оттого так упоителен процесс наблюдения за героями: здесь имеют место и газлайтинг, и банальная трусливая ложь, и разочарование. Но как они переплетены.
Кадр из фильма «В случае убийства набирайте «М»»
© imdb
«Окно во двор»
1954
Хичкок превращает манхэттенский район Гринвич-Виллидж в театральные подмостки для одного наблюдателя в пространстве фильма и миллионов — за его пределами. В центре сюжета — скучающий на вынужденной изоляции фоторепортер-экстремал, который сломал ногу и теперь прикован к креслу на колесах. Выйти на воздух нет никакой возможности, остается лишь принимать редких гостей в виде ворчливой медработницы, друга-детектива и обольстительной возлюбленной (тоже Грейс Келли) и наблюдать за жизнью соседей из окна. «Окно во двор» — прежде всего история о жажде приключений, которые, если очень захотеть, можно отыскать даже в самом безобидном с виду месте.
Кадр из фильма «Окно во двор»
© imdb
«Головокружение»
1958
Доппельгангеры в руках маэстро превращаются в изумительный инструмент психологического насилия над зрителем. Но «Головокружение», рассказывающее историю одного убийства с непредсказуемым полумистическим финалом, славится не только этим приемом, воплощенным при участии обворожительной Ким Новак. В анналы истории кинематографа триллер въехал на операторском методе, благодаря которому страх высоты молниеносно передается зрителю от главного героя и его болезненного восприятия. Альфред Хичкок и его верный соратник за камерой Роберт Беркс сделали макет лестницы, чтобы не использовать при съемке дорогущий подъемник. Но дело не только в экономии. Сцены, призванные иллюстрировать панический страх высоты, были созданы в сочетании оптического зума с откатом камеры и, по праву первенства, получили название the Vertigo effect или Dolly Zoom (известный как транстрав).
Кадр из фильма «Головокружение»
© imdb
«На север через северо-запад»
1959
В этом фильме Хичкоку пришлось частично уступить своей нелюбви к съемкам на открытой местности, благодаря чему появилась захватывающая сцена побега от аэроплана по кукурузному полю. Икона Голливуда Кэри Грант воплотил здесь особый вид шпиона поневоле, со статью Джеймса Бонда и плутовством трикстера. По сюжету, главного героя, рекламного агента Роджера Торнхилла, ошибочно принимают за агента разведки Кэплана и открывают за ним охоту. Спасением становится поезд, где Торнхилл встречает прекрасную незнакомку. Хичкок иронично переосмыслил шпионский детектив, подменив ключевые фигуры жанра на подставные лица и представив героя в некотором роде «попаданцем», а после с нескрываемым удовольствием наблюдал, как именно тот будет выкручиваться.
Кадр из фильма «На север через северо-запад»
© imdb
«Психо»
1960
Если Хичкок, то «Психо». Подобно парам Бессон — «Леон», Тарантино — «Криминальное чтиво», Михалков — «Утомленные солнцем», Чаплин — «Огни большого города» и так далее.
Хоррор, триллер, попытка заглянуть в разум психопата и психологию жертвы; «Психо» — это страшный кадавр в постели, вкрадчивый голос, взывающий к доверию одинокого, запутавшегося человека; это пустынный мотель, откуда не возвращаются. Впрочем, такой же мотель красочно являлся и в «Печати зла» за два года до премьеры хичкоковского произведения. Это не плохо и Хичкок не подлый вор — просто примечательный факт: заброшенные гостиницы, которыми заправляют тихони, стали художественным приемом, настраивающим на предчувствие мрачного исхода. И, в рамках жанра, таким местам не требуются потусторонние силы, дабы напугать героев до потери сознания и жизни: люди оказываются хуже воображаемых полтергейстов.
Кадр из фильма «Психо»
© imdb
«Птицы»
1963
Этот фильм смотрится довольно устаревшим в нынешнем царстве визуальных эффектов, когда зрительскому взору доступны любые вообразимые и невообразимые миры. Но в 1963 году «Птицы» приводили в инфернальный ужас: надвигающаяся с небес опасность, за которой пристально следует камера Роберта Беркса, срывается в какофонию птичьего крика — напряжение нагнетается в основном звуком и спорадическими мельканиями лиц и эмоций в кадре. При этом в «Птицах» полностью отсутствует музыкальное сопровождение: настоящий ужас таится в тишине.
Кадр из фильма «Птицы»
© imdb
«Марни»
1964
Это «Джеки Браун» Альфреда Хичкока. История мошенницы Марни начинается бодро, как авантюрная комедия, перерастает в трагедию одинокой травмированной женщины, которая пытается выжить в борьбе один на один с жестоким миром и поладить с холодной матерью. Марни здесь напоминает и Бэлу из «Героя нашего времени», и Сабину Шпильрейн, пациентку Карла Юнга, которую воплотила Кира Найтли в фильме Дэвида Кроненберга «Опасный метод» через полвека после хичкоковского эксперимента. Кажется, именно в «Марни» маэстро смотрит на свою героиню со всепоглощающим сочувствием.
Кадр из фильма «Марни»
© imdb
Лавкрафт, Хаксли и «Чики»: какие сериалы выходят летом 2020 года.
лучшие фильмы. Выбор Сергея Сычёва — Новости на Фильм Про
Великий режиссёр авторского кино – и суперуспешный ремесленник, создатель коммерческих хитов проката и популярного телесериала. Трудно найти человека, который не слышал бы о Хичкоке, но его впечатляющая фильмография насчитывает многие десятки фильмов. Трудно понять, что стоит посмотреть в первую очередь. Мы предлагаем свой перечень выдающихся работ Хичкока, которые нельзя пропустить.
Один из самых известных хорроров в истории, фильм Хичкока, как и многие его другие произведения, выдержан в стилистике сна. Почему-то самые обычные птицы нападают на людей и клюют их до смерти. А люди не могут противостоять этой неожиданной угрозе и спасаются, как могут, в закрытых помещениях. Всё это придумано, разумеется, для того, чтобы на экране испуганная гламурная блондинка в хорошем костюме сжималась от страха на дешёвом диванчике, ожидая гибели. И чтобы зритель, выходя на улицу, сторонился голубей с воробьями, которые, оказывается, могут иногда быть смертельно опасны.
Трейлер фильма «Птицы»
Когда этот фильм вышел, он практически провалился в прокате, и о нём надолго забыли как зрители, так и сам Хичкок, считавший, что если зритель не принял фильм, то фильм не удался. Однако с годами отношение к картине изменилось, и сегодня его относят к числу лучших работ мастера. Его по-прежнему обсуждают, на него ссылаются, любой просмотр «Головокружения» всегда собирает полный зал. Ни один другой фильм Хичкока не говорит настолько откровенно о сексуальном влечении и связанных с ним психологических явлениях. Замещение, подавление, компенсация, многочисленные фобии – и страсть в самом своём прямом воплощении. Хичкок здесь демонстрирует непревзойдённое умение передавать внутреннее через внешнее, и все актуальные режиссёры учатся снимать кино, пересматривая вновь и вновь эту картину.
Трейлер фильма «Головокружение»
Кажется, что это – маленькая, очень локальная картина, чьё действие происходит в маленькой квартире, откуда человек с переломанной ногой от нечего делать смотрит на соседские окна и воображает, что расследует убийство. На самом же деле фильм потребовал от Хичкока и студии огромных усилий и чрезвычайно сложного плана работы. В огромном павильоне были построены и квартира героя, и весь двор, который он видит из окна, включая несколько этажей жилого дома напротив и улицу, которую видно за ним. Потом техники сделали почти невозможное: добились того, чтобы камера, снимавшая «из квартиры» главного героя, «видела» всё, что происходит в противоположном доме так, чтобы и мы поверили, что сидим дома с героем. А дальше Хичкок добился того, чтобы нам передалось чувство бессилия главного героя, который ничего не в состоянии сделать, сидя в гипсе, но абсолютно уверен, что напал на след опасного преступника.
Трейлер фильма «Окно во двор»
Сцена с главным героем, которого в открытом поле атакует самолёт, стала одной из самых известных в истории кино. Она же лишний раз подчёркивает, что правдоподобие Хичкока интересует меньше, чем эффектность и соответствие процессам, происходящим у нас в подсознании. В конце концов, функционально самолёт, который пролетает прямо над головой и заставляет героя упасть на землю, мало отличается от взбесившихся птиц из упомянутого выше фильма «Птицы». Считается, что «На север через северо-запад» положил начало фильмам о Бонде, которые были похожи стилистически и даже отчасти пародировали эту картину. Впрочем, Хичкоку ни разу не предлагали взяться за фильм об агенте с лицензией на убийство.
Трейлер фильма «На север через северо-запад»
Один из любимых приёмов Хичкока – заставить зрителя усомниться в том, что преступление вообще произошло. Мы то разделяем уверенность его героев в том, что здесь что-то нечисто, то начинаем посмеиваться их простодушной уверенности, но сами никогда не знаем, какой сюрприз Хичкок готовит нам уже в следующей сцене. Так и здесь попутчица главной героини вдруг исчезает в движущемся на большой скорости поезде, и все окружающие убеждены, что никакой попутчицы не было вовсе. Уже в этой, относительно ранней картине, снятой ещё в Великобритании до войны, Хичкок демонстрирует саспенс высокого уровня.
Трейлер фильма «Леди исчезает»
Хичкока, который был счастлив в браке и у которого жена была одним из главных советников и в том, что касается профессии, почему-то очень волновала проблема отчуждённости между супругами. Например, жена, которая подозревает мужа в самых страшных преступлениях, — тема не одной его картины, но в «Подозрении» это выражено наиболее ярко. Ощущение, что всё, во что ты веришь и что ты любишь, — ложь, скрывающая за собой жуткую правду, пронизывает фильм, погружая зрителя в неуютное ощущение подозрительности. Хичкок с удовольствием дергает за невидимые ниточки, чтобы это ощущение стало невыносимым.
Трейлер фильма «Подозрение»
Возможно, одним из источников вдохновения для Хичкока стал «Процесс» Кафки, хотя тематически картина перекликается и с фильмами самого Хичкока: это клаустрофобный триллер о человеке, которого обвинили в ограблении, а он его не совершал. Впрочем, по фильмам Хичкока зритель уже знает, что если сюжет сначала представляет человека невинным, то это вовсе не обязательно соответствует истинному положению вещей. Хичкок часто манипулирует зрителем, который верит в правдоподобие экранного образа: если что-то показано, значит, так оно и было. Но здесь ещё и невозможность доказать, что если чего-то не было, то этого и не было, какие бы улики не свидетельствовали об обратном.
Трейлер фильма «Не тот человек»
Среди прочих картин Хичкока эта выделяется тем, что снята как бы одним кадром, хотя внимательный глаз легко заметит спрятанные Хичкоком склейки. Приём «непрерывной» съёмки используется Хичкоком не как «фишка» фильма, но как приём для усиления напряжения. С самого начала мы знаем, что два молодых убийцы спрятали труп в сундук и что сундук этот стоит прямо в центре комнаты. Дальше экранное время полностью соответствует реальному, и мы напряжённо следим за местом преступления, пытаясь угадать, останется ли оно нераскрытым. Всё остальное мы уже знаем.
Трейлер фильма «Верёвка»
После ряда дорогостоящих цветных картин Хичкок решил снять недорогой чёрно-белый фильм, для которого он привлёк телевизионную команду. В результате была создана картина, которая оказалась не просто успешной, но превратилась в культ. «Психо» — один из известнейших фильмов в истории, ряд сцен оттуда бесконечно цитируются кинематографистами, о картине написано тысячи статей и даже научных работ. Хичкок же относился к этому фильму со присущими ему скромностью и иронией, кропотливо добиваясь от своих актёров нужного результата (например, актриса должна была в длинном кадре лежать голая и не моргать), сражаясь с цензурой и делая всё, чтобы фабула фильма не была известна до самого его выхода в прокат.
Трейлер фильма «Психо»
Последний фильм Хичкока предлагает чуть меньше саспенса и чуть больше юмора, чем в большинстве его известных картин. Одна только фальшивая ясновидящая, сцену с которой Хичкок поставил в начало фильма, сразу задает иронический и вместе с тем мистический тон разговора со зрителем, а потом две парочки преступников начинают искать загадочного наследника огромного состояния. Хичкок с удовольствием пользуется свободой, которую получило кино 70-х, и видно, что если бы не проблемы со здоровьем, старине Хичу ещё не раз удалось бы поразить профессионального и массового зрителя.
Трейлер фильма «Семейный заговор»
Режиссеры, очарованные Альфредом Хичкоком — Статьи на КиноПоиске
Чему научило Стивена Спилберга «Головокружение»? Какую отсылку к «Психо» Мартин Скорсезе запрятал в «Бешеного быка»? Как «Окно во двор» и «Тень сомнения» вдохновили Дэвида Линча на «Синий бархат» и «Твин Пикс»? По случаю 115-й годовщины со дня рождения Альфреда Хичкока и старта фестиваля «Хичкок: Девять неизвестных» КиноПоиск рассказывает о современных режиссерах, на творчество которых оказал влияние мастер саспенса.
Карьера Альфреда Хичкока, одного из самых влиятельных режиссеров и гениальных изобретателей в истории Голливуда, растянулась более чем на 50 лет, за которые он снял почти столько же картин. Он успел застать практически каждую техническую революцию: появление в кино звука, цвета и даже 3D («В случае убийства набирайте „М“»).
Такие шедевры, как «39 ступеней», «Леди исчезает», «Ребекка», «Тень сомнения», «Незнакомцы в поезде», «Окно во двор», «Головокружение», «На север через северо-запад», «Психо» и «Птицы», навсегда изменили жанр триллера. Словно кукловод, дергая за нити зрительских эмоций, он создал свой неповторимый стиль и был удостоен звания мастера саспенса, а термин «хичкоковский» прочно закрепился в лексиконе всех кинокритиков.
С ним стремились работать самые яркие таланты Голливуда — от Ингрид Бергман, Грейс Келли и Джеймса Стюарта до Энтони Перкинса и Шона Коннери. В числе его почитателей такие знаковые режиссеры нашего времени, как Квентин Тарантино, Гильермо дель Торо, Уильям Фридкин, Майкл Манн и Дэвид О. Расселл.
Он повлиял на несколько поколений режиссеров. Он повлиял на кинематограф в целом. По случаю 115-й годовщины со дня рождения Альфреда Хичкока и старта фестиваля «Хичкок: Девять неизвестных» КиноПоиск рассказывает о современных режиссерах, на творчество которых оказал влияние мастер саспенса.
Фестиваль «Хичкок: Девять неизвестных» продлится в Москве до 9 августа. В его рамках проходят бесплатные показы отреставрированных копий немых фильмов Альфреда Хичкока. Смотр организован Британским советом в России совместно с институтом «Стрелка» в рамках перекрестного Года культуры Великобритании и России.
Внимание: возможны спойлеры.
«Есть лишь несколько режиссеров, которые могут называться настоящими мастерами триллера, и среди них Альфред Хичкок и Роман Полански. В этом жанре крайне тяжело работать, ведь тебе нужно заставить поверить зрителей в происходящее, а если они не поймут твоего видения, то просто потеряют нить повествования. Это чистое искусство, где рассказывать историю тебе помогают самые богатые визуальные средства. Поэтому я люблю триллеры. И поэтому их любил Хичкок».
На протяжении более чем сорокалетней карьеры Брайан де Пальма никогда не стеснялся цитировать великих постановщиков в своих работах — от «Прокола», ставшего своеобразной смесью «Фотоувеличения» Микеланджело Антониони и «Разговора» Фрэнсиса Форда Копполы, до «Неприкасаемых», где финальная сцена на лестнице вокзала напрямую вдохновлена «Броненосцем „Потемкин“» Сергея Эйзенштейна.
Но его главным примером для подражания был именно Альфред Хичкок. В 1970-х годах, в эпоху политических триллеров, которые также многим обязаны Хичкоку, постановщик открыто заимствовал технические приемы и целые сюжетные конструкции, придуманные великим британцем. Одни стали называть его «новым мастером саспенса», другие — всего лишь «плагиатором».
Пропитанный духом Хичкока триллер «Наваждение», являющийся оммажем «Головокружению»; вдохновленные «Окном во двор» «Сестры»; «Подставное тело», обращающееся к теме двойников, одной из важнейших в творчестве Альфреда Хичкока. Примечательно, что и для написания музыки к своим первым работам де Пальма пригласил Бернарда Херрманна, бессменного композитора позднего периода творчества мэтра.
Главным же упражнением в подражании Альфреду Хичкоку для де Пальмы стал триллер «Бритва» с Майклом Кейном, выпущенный в 1980 году, всего через несколько месяцев после смерти мастера. Картина является своеобразной фантазией режиссера на тему «Психо» и порой повторяет его чуть ли не покадрово. Тут и аллюзия на знаменитую сцену в душе (которую де Пальма повторял и в других работах), и убийца в женской одежде, и смерть главной героини в первой половине картины, и аналогичный финал в психбольнице.
Любопытно, что две недавние биографические ленты о великом режиссере — «Хичкок» с Энтони Хопкинсом и «Девушка» с Тоби Джонсом — изначально предлагались именно Брайану де Пальме, однако тот отказался возглавить проекты, решив не тревожить наследия своего наставника.
По случаю старта фестиваля КиноПоиск и Британский совет запустили фотоконкурс, посвященный творчеству Хичкока. Главный приз — велосипед Peugeot Cycles.
«Будучи еще подростком, я пробрался на съемочную площадку „Разорванного занавеса“, но меня тут же выгнала оттуда охрана. Позже, уже после того, как я снял „Челюсти“, я очутился на съемках „Семейного заговора“. Хичкок сидел спиной ко мне и наблюдал за игрой своих актеров. Он сразу что-то почувствовал, подозвал своего ассистента и прошептал ему на ухо какую-то команду. Через секунду меня уже выводили с площадки. Пожалуй, я еще никогда не был так близок к Хичкоку. И именно тогда я понял, что у него есть глаза на затылке».
Стивен Спилберг не раз признавался в любви творчеству Виктора Флеминга, Джона Форда и Дэвида Лина. Но еще с ранних лет самым особенным для него режиссером был Альфред Хичкок. Спилберг не раз пытался познакомиться с ним. К его огромному сожалению, сделать это так и не удалось, тем не менее он смог многому научиться у мэтра.
Работая над своей первой большой картиной, кинопритчей «Дуэль», Спилберг не только начинил ее хичкоковским саспенсом, но и воспользовался одним из ключевых методов режиссера. Хичкок любил создавать подробные раскадровки своих фильмов, продумывая до мелочей каждую сцену. В итоге отснятые кадры в точности повторяли рисунки. Поговаривают, что этот процесс для режиссера был даже увлекательнее самих съемок. По собственному признанию, вдохновившись его методом, то же самое решил проделать и Спилберг. А композитор Билли Голденберг черпал вдохновение из музыки Херрманна к «Психо».
Evolution of the Dolly Zoom from Vashi Nedomansky on Vimeo.
В хорроре «Челюсти» Спилберг позаимствовал у Хичкока один из его наиболее знаменитых визуальных приемов — «эффект головокружения», с помощью которого автор передавал панический страх высоты героя Джеймса Стюарта в одноименном фильме. Для его достижения камера должна была отъезжать назад, а оптический зум в то же время наезжать на объект либо наоборот. Впоследствии Стивен Спилберг также использовал этот прием в «Инопланетянине». Он неоднократно появлялся и во множестве лент других постановщиков. Например, в «Полтергейсте», «Криминальном чтиве» и «Аполлоне 13».
С сюжетами Стивена Спилберга связан и термин «макГаффин», который, конечно же, существовал задолго до Хичкока, но популяризован был именно им. Это некий предмет, которым жаждут обладать герои и вокруг которого строится завязка фильма. Примеры таких макгаффинов у Спилберга мы можем встретить в франшизе «Индиана Джонс» (ковчег, хрустальный череп), а у самого Альфреда Хичкока — в «В случае убийства набирайте „М“» (ключ), «На север через северо-запад» (микропленка) и во множестве других работ.
«Я люблю работы ДеМилля. Я люблю работы Форда. Но особенно я люблю Хичкока, ведь его имя — это синоним того, что вас ожидает нечто особенное. Помнится, я был на показе „Психо“, и это один из первых фильмов, на постере которого было предупреждение: „Пожалуйста, не раскрывайте никому концовку“. Мы выходили из зала, и люди кричали: „Что же там случилось, что?“ А мы загадочно молчали».
Мартин Скорсезе рассказывает о творчестве Хичкока в своих лекциях, статьях и интервью, объясняя, почему он, возможно, величайший представитель визуального искусства. Он посвящает ему рекламные ролики, маскируя их под документальные фильмы. Он называет его своей путеводной звездой.
Скорсезе неоднократно обогащал свои ленты заимствованиями из творчества любимого режиссера и отсылками к нему. Уже упомянутый «эффект головокружения» можно обнаружить в одной из ключевых работ постановщика — «Бешеном быке», однако значение сцены финального боя Шугара Рэя и Джейка Ламотты в исполнении Роберта Де Ниро куда глубже. «Шугар смотрит на него как на жертву. Он готовится убить, — рассказывает Скорсезе. — Мы поставили этот момент таким образом, чтобы он соответствовал знаменитой сцене в душе из „Психо“, а боксерские перчатки здесь — это словно нож в руке убийцы».
Влияние Хичкока прослеживается и в других знаковых работах дуэта Скорсезе и Де Ниро — в насквозь пронизанном хичкоковским духом «Мысе страха», в «Таксисте», в «Славных парнях» и, конечно же, в «Острове проклятых», являющемся, по сути, одним большим признанием в любви Хичкоку (в частности его «Головокружению», одному из самых любимых фильмов Скорсезе) и игре с его излюбленными темами (наваждение, заговоры и стирающаяся грань между безумием и реальностью).
Хичкок также известен любовью к камео — коротким появлениям в собственных фильмах. Всего он снялся в 39 из 52 сохранившихся работ. Эта любовь передалась и Скорсезе. Его можно приметить в «Злых улицах», «Таксисте» «Короле комедии», «После работы», «Эпохе невинности» и «Хранителе времени».
«Я обожаю Хичкока, в частности „Окно во двор“, где ему удалось создать целый мир в замкнутом пространстве. Джеймс Стюарт за все время не покидает своей инвалидной коляски, тем не менее его глазами мы видим очень сложную схему убийства. Хичкоку удается взять нечто масштабное и поместить в очень маленькое. И достигает этого он благодаря своему уникальному кинематографическому мастерству».
Страсть Хичкока к иррациональному, сексуальному и сюрреалистическому в полной мере впитал в себя Дэвид Линч, чьи сюжеты размывают границы сна и реальности. В «Окне во двор» действительно создается целый мир, и это стало одной из главных задач Линча в собственных работах. Сам режиссер неоднократно называл Хичкока одним из своих главных вдохновителей наряду с Орсоном Уэллсом.
Пожалуй, самый хичкоковский фильм Дэвида Линча — «Синий Бархат», один из трех, за который он был удостоен режиссерской номинации на премию «Оскар». Зачастую аудитория картин Хичкока вместе с героями выступает в роли подглядывающих. Тот же самый принцип применил здесь Линч. Картина сочетает в себе детективные элементы «Окна во двор», сюрреализм «Головокружения» и попытку «Психо» заглянуть в самые темные уголки человеческой души. «Чем сильнее и ярче злодей, тем лучше картина», — говорил Хичкок. И если у него был Норман Бэйтс, то у Линча — психопатичный Фрэнк Бут в исполнении Денниса Хоппера.
Значительное влияние на «Синий бархат» оказал и триллер Хичкока «Тень сомнения» с его маленьким провинциальным городком, в сердце которого кроется настоящая тьма. Позже эта тема была развита в проекте «Твин Пикс», который удивительным образом практически повторяет некоторые кадры «Тени». Титры хичкоковской классики вдохновили и титры «Малхолланд Драйв», который также многим обязан «Головокружению».
Подобно работам Альфреда Хичкока, фильмы Дэвида Линча подробно разбираются поклонниками, вокруг них строятся самые безумные теории. И не менее увлекательно искать в его картинах отсылки к лентам мастера саспенса.
«Фильмы Альфреда Хичкока самые богатые в визуальном плане в истории всего кинематографа. Когда я впервые познакомился с его картинами, то по своей глупости подумал, что это просто отличный развлекательный режиссер. Позже, начав всерьез изучать его работы, я понял, насколько он гениален. Хичкок — настоящий инноватор. Его влияние настолько безгранично, что иногда кажется, будто это он изобрел кино».
Хотя почерк Альфреда Хичкока легче всего прочитать в творчестве американских постановщиков, его влияние распространилось далеко за пределы Голливуда. Его характерные элементы можно увидеть во французском кинематографе (Клод Шаброль, который вместе с Франсуа Трюффо провел знаменитую серию интервью с Хичкоком), итальянском (Микеланджело Антониони) и даже испанском.
Педро Альмодовар, быть может, важнейший испанский режиссер современности, нередко наполнял свои картины множеством визуальных отсылок к творчеству таких великих режиссеров, как Луис Бунюэль, Джон Кассаветис, Ингмар Бергман и, конечно же, Альфред Хичкок, и при этом формировал собственный неповторимый стиль, воплощающий в себе испанский дух.
В картине «Женщины на грани нервного срыва», принесшей Педро Альмодовару мировое признание и первую номинацию на «Оскар», содержатся цитаты из «Незнакомцев в поезде», «Окна во двор», «39 ступеней» и «В случае убийства набирайте „М“». В сцене погони в аэропорту мы слышим музыку, сильно напоминающую саундтрек Херрманна к «Психо» (в «Кике» Альмодовар позаимствует его напрямую), а сюжетом здесь движет макгаффин, что также делает ленту наиболее похожей на хичкоковскую в структурном плане.
В своем дебюте «Лабиринт страстей» Педро Альмодовар, по собственному признанию, также вдохновлялся Альфредом Хичкоком. Хичкок, как говорил режиссер, присутствует в «Дурном воспитании», Разомкнутых объятиях, «Коже, в которой я живу». Действительно, психологический конфликт последнего напоминает о «Головокружении», что не должно удивлять, ведь Альмодовар называет этот шедевр Хичкока «матерью многих триллеров».
Разумеется, это далеко не все современные режиссеры, на творчество которых оказал влияние Альфред Хичкок. Чтобы перечислить их, не хватит и целой книги. На хичкоковском языке говорили и Кристофер Нолан («Помни»), и Дэвид Финчер («Игра», «Комната страха»), и Стивен Содерберг («Побочный эффект»), и Пак Чхан Ук («Порочные игры»), и Гас Ван Сент, покадрово переснявший «Психо». А в каких фильмах вы заметили присутствие Хичкока?
Как борьба Хичкока с лишним весом отражалась на его кино — Статьи на КиноПоиске
Напряженные, полные одновременно ужаса, саспенса и наслаждения отношения режиссера Альфреда Хичкока с едой определили не только его вес, внешность и личную жизнь, но и содержание его фильмов.
У Альфреда Хичкока было много эксцентричных особенностей, странностей и фобий, которыми он знаменит не меньше, чем благодаря своим фильмам. Одна из таких особенностей — его напряженные, полные одновременно ужаса, саспенса и наслаждения отношения с едой. И, как следствие, со своим весом и внешностью. КиноПоиск изучил историю вопроса и обнаружил, что физический аппетит режиссера в немалой степени определил его творческие аппетиты.
«Тот пухлый младший техник»
На съемках сериала «Альфред Хичкок представляет»
Большую часть жизни Хич имел лишний вес, с которым он постоянно боролся. При росте в 170 см в конце 1930-х он весил около 136 кг, в начале 1950-х значительно, до 80 кг, похудел (что видно на фотографиях со съемочной площадки «Поймать вора»), а например, в 1969 году он весил примерно 100 кг. Однажды дошло даже до 150 кг.
По словам очевидцев, его типичный обед мог состоять из «жареного цыпленка, ветчины с картошкой, овощей, хлеба, бутылки вина, салата, десерта и бренди, поздно вечером еще мороженое». Например, Мэл Брукс вспоминал, как обедал с режиссером в ресторане Chasens в Беверли-Хиллз: «Альфред заказал огромный салат с креветками, стейк с картошкой, еще один салат, большое мороженое, а потом повторил все это еще раз…» В фильме «Хичкок», где режиссера изображает Энтони Хопкинс, его герой звонит в ресторан «Максим» в Париже и заказывает оттуда себе в Голливуд гусиную печень. А потом съедает ее прямо из банки. Говорят, все это показано довольно точно.
Карикатура на Хичкока времен работы над фильмом «39 ступеней» (1935) американского художника Эль Гиршфельда / Фото: hitchcock.zone
Видимо, привычка сформировалась с раннего — непростого — детства, когда он начал строить «броню из жира» (по его собственным словам). В 1917 году Хичкок был освобожден от воинской службы как раз в связи с лишним весом, который доктор тогда описал как имеющий отношение к проблемам с эндокринной системой. Когда началась Вторая мировая, продюсер Майкл Бэлкон, помогавший Хичкоку в начале карьеры, устыдил его в прессе, правда не называя по имени: «Тот пухлый младший техник, который прячется в Голливуде от опасностей войны». (Хичкок кстати вернулся в Европу в 1944 году и снял два документальных фильма в поддержку союзников.)
Хичкок начал фиксировать внимание на своем весе с конца 1930-х. Внимание это было двойственным или даже тройственным: он, видимо, и постоянно мучился, и пытался извлечь выгоду из своего положения, а временами старался ничего не замечать, хотя осложнения на здоровье давали о себе знать. В то время на встречи с журналистами он часто надевал одежду, подчеркивающую его размеры. Когда режиссер стал думать о переезде в Голливуд, он использовал свой фальстафовский образ, чтобы привлечь американскую прессу (так, во всяком случае, утверждает Роберт Капсис, автор книги «Hitchcock: The Making of a Reputation»).
Альфред Хичкок в Нью-Йорке в августе 1937 года с женой Альмой, ассистенткой Джоан Харрисон и дочерью Патрицией.
В первый приезд в Америку, в 1937 году, Хичкок давал интервью в Нью-Йорке в ресторане 21 Club. Заказы на его стол приходили так же часто, как новые журналисты. В итоге получился легендарный обед из шести блюд: три стейка, за ними три порции мороженого. Журналисту Herald Tribune он тогда рассказал, что получает настоящее удовольствие от еды. «Это скорее психический процесс, чем физиологический. Я жду хорошую еду гораздо больше, чем каникулы или хорошее шоу». А еще как-то раз Хичкок признался, что рай для него — это возможность есть английский завтрак три раза в день.
Американцы, не стесняясь, подхватили этот образ. Из журнала Time 1937 года: «Когда знаменитый полный английский режиссер Альфред Хичкок приехал в США, он ожидал, что здесь у него будут проблемы с едой. После тура по ресторанам Манхэттена Хичкок объявил, что американская еда великолепна, особенно мороженое. По его словам, «такое мороженое я не променяю даже на стейк или кентский пудинг».
«Бравый малый»
Переезд в Америку означал, помимо прочего, практически ежедневный пристальный интерес и доступ к его телу. До этого вопросы веса и внешности были гораздо более личным делом. Эта двойственность во всей красе проявилась в отношениях с американским продюсером Дэвидом Селзником, с которым Хичкок заключил семилетний контракт. Тот решил построить на лишнем весе режиссера всю рекламную кампанию, в буквальном смысле создавая его неправдоподобно большой (larger-than-life) образ. Даже рекламные фотографии для «Ребекки», первого американского фильма режиссера, представляли собой целый спектакль. На одной фотографии Хичкок, позевывая, поднимает карикатурную штангу, и следует подпись: «Тяжеловес в хорошем (легком) настроении». На других фотографиях он подписан как «стокилограммовый режиссер» или «стокилограммовый англичанин». А еще: «Хич, который любит говорить о своих фильмах и не против упоминаний своего веса». Так что Селзник не поддерживал борьбу Хичкока с лишним весом и, когда узнал, что тот серьезно похудел, прислал ему записку с советом «выпить хмельного».
Рекламные фотографии к фильму «Ребекка»
При этом продюсер и его помощники не упускали возможности всякий раз устыдить режиссера, пытаясь, возможно, таким образом его контролировать. Например, Дэн О’Ши, один из вице-президентов Селзника, прислал ему едкую записку, которую заканчивал словами: «Ну, как там метаболизм?» В любых спорах и размолвках с режиссером они скатывались до выражений про его «непомерный аппетит», рассказывает Кэйси Маккиттрик в книге «Hitchcock’s Appetites: The Corpulent Plots of Desire and Dread», посвященной взаимоотношениям режиссера, его тела и аппетитов.
В том же духе американские газеты писали о нем и в 1940-е. Газетчики не скупились на выражения. Например, статья в Saturday Evening Post с названием «100-килограммовый пророк едет в Голливуд» (от 22 мая 1943 года) с непередаваемой невинно-ядовитой интонацией полностью посвящена именно весу режиссера:
«Внешность Хичкока произвела большее впечатление на Голливуд, чем его репутация в Англии. Невозможно не обратить внимание — 136 кг при росте 1,70. Голливудский новичок стал сенсацией — с его круглым туловищем, солнечным цветом лица, раскрытыми от удивления глазами и раздутыми щеками, как будто он дует в невидимый рог. Люди реагировали на него как на диковину с парада надувных фигур. Кроме веса, все в Хичкоке привлекает внимание. Он ездит на крошечном „Остине“, который подходит ему как плавательный костюм». А английский кинокритик Каролин Лежён в середине 1940-х назвала статью о Хичкоке «Бравый малый» — по-английски «Stout fellow», то есть «полный», сравнивая английского режиссера с Орсоном Уэллсом, но именно из-за их внешнего вида.
Альфред Хичкок описывает своей жене Алме сцену из фильма «Тень сомнения» (1942 год).
Интересно, что, когда в 1938 году соавтор Хичкока по «Леди исчезает» Сидни Гиллиат назвал его в газете «большим задирой, который украл чужие лавры», Хичкок заметно и не совсем пропорционально высказыванию обиделся, особенно на слово «большой». Должны же его в таком случае были задевать и гораздо более однозначные американские замечания?
Однажды он бежал за поездом, упал и сломал руку, придавив ее своим телом, и был поражен ужасной болью, причиной которой стал его собственный вес. А во время съемок «Тени сомнения» случайно увидел себя в отражении витрины магазина — гротескно раздутого мужчину. Режиссер завис на весе более 100 килограммов, спина постоянно болела. Его врач, известный кардиолог, вместе с миссис Хичкок настаивали, чтобы он начал по-настоящему следить за калориями и воспринимать диету всерьез.
В 1942—1943 годах Хичкок действительно значительно похудел, где-то на 45 кг. Хотя на протяжении всей жизни с переменным успехом он пробовал разные диеты, два события в начале 1940-х заставили его серьезно пересмотреть свой образ жизни. В сентябре 1942-го умерла его мама Эмма, а через несколько месяцев неожиданно покончил с собой старший брат Уильям (в январе 1943-го). Биограф Патрик МакГиллиган отмечает: «После смерти Уильяма Хичкок был невероятно подавлен чувством вины. Он решительно пересмотрел свои привычки и начал сокращать количество еды и того, что он пил. Он начал следить за калориями, хотя постоянно обманывал себя».
Камео Альфреда Хичкока в фильме Спасательная шлюпка» (1944)
В 1943 году Хичкок дал себе новогодний зарок — есть и пить разумно. В интервью он любил повторять, что его диета — это чашка кофе на завтрак и ланч и стейк и салат на обед. Это не всегда было так, но результат все равно оказался потрясающий: новый, похудевший Хичкок появился в своем неизменном камео в «Спасательной шлюпке» — в газетной рекламе до и после средства для похудения под названием «Reduco Obesity Slayer». «Моя любимая роль», — говорил Хичкок Франсуа Трюффо. Существует знаменитая серия снимков, фиксирующая этот процесс похудения.
Хичкок на диете в 1943 году
Когда Хичкок наконец смог расслабиться, заработав достаточно денег и репутацию одного из лучших режиссеров в Америке, старые привычки вернулись. Между 1946-м и 1951-м он снова набрал 13 кг.
К 1954 году он похудел до 86 кг и на страницах журналов давал советы, как это сделать: «Надо тратить калории так, словно это карманные деньги. Если нужно сжечь 100 калорий, лучше потратить их на курицу, чем на мороженое». Однако с этого времени режиссер начал потихоньку, но стабильно снова набирать вес.
Хичкоку часто вменялось и неумеренное потребление алкоголя. Например, Самсон Рэфелсон, соавтор Хича по «Подозрению» (1941), вспоминал, что буквально весь подготовительный период фильма они были пьяны — Хичкок всегда с кувшином джина и апельсинового сока наперевес. Актер Джоэл МакКри из «Иностранного корреспондента» утверждал, что режиссер приканчивал бутылку шампанского к полудню, а потом засыпал. Но все это наверняка было сказано для рекламы. Питер Виртел, соавтор Хичкока по «Диверсанту», с нежностью рассказывал о привычке Хича коллекционировать меню дорогих ресторанов, которые он потом любил всем зачитывать: «Он получал такое удовольствие от одних названий всех этих блюд… Но сам он ел как спартанец, может быть, только салат и мясо. Он никогда не пил».
Супруга Хичкока, актриса, сценарист и монтажер Алма Ревиль с восковой головой Альфреда в холодильнике (1972 год)
В 1956 году в статье «Женщина, которая знала слишком много» для женского журнала McCall’s Хичкок написал: «Несмотря на то, что можно подумать, глядя на меня, будто я не обжора, я просто один из тех несчастных, кто может случайно проглотить орешек и сразу набрать 10 килограммов». Текст был посвящен жене и постоянному соратнику режиссера Алме Ревиль, которая к тому же была «прекрасным поваром и творила чудеса на кухне». Дух Альмы витает в сцене «Окна во двор», когда Грейс Келли устраивает для несчастного Джеймса Стюарта шикарный обед из омаров с картошкой. Героиня «Птиц» выражает тоску по умершему мужу, замечая, что «иногда она встает утром с желанием приготовить ему завтрак, а потом вспоминает, что его больше нет». А во время одного из самых романтичных и известных поцелуев Хича — в «Дурной славе» — участники сцены (Кэри Грант и Ингрид Бергман) обсуждают жареного цыпленка. По словам Патриции Хичкок, это любимое блюдо ее отца на обед.
«Худой — это настоящий Альфред Хичкок»
Альфред Хичкок в 1956 году
Похоже, у Хичкока нет ни одного фильма, где в том или ином виде не появлялась бы еда. На эту тему написаны целые книги, например «Hitchcock à la Carte» (2015) Яна Олссона или диссертация Сьюзан Смит «Cinematic Point of View in the Films of Hitchcock» (1997). Авторы связывают именно образы еды (а не наоборот) с другими важными темами Хичкока — сексом, насилием и смертью. Вспоминается знаменитая фраза Франсуа Трюффо: «Хичкок снимал любовные сцены как убийства, а убийства — как любовные сцены». В это переплетение можно добавить и сцены поглощения еды. В книге «Мотивы Хичкока» Майкла Уокера есть главы «Еда и брак», «Еда и секс», «Еда и убийство», «Еда и вина», «Еда и полиция», «Разговоры за столом»…
В ироничном ролике для «Птиц» режиссер долго рассказывает о своей любви к пернатым, с сожалением замечает, что некоторые из них вымерли, а потом поправляется: «Конечно, они не вымерли — их поубивали, но такова природа. Человек всегда старается помочь, когда может. В общем, я проникся сочувствием к птицам», — продолжает Хич, нарезая индейку.
Как-то Хичкок рассказал (в интервью Питеру Богдановичу) о своем диком страхе и ненависти к простым куриным яйцам: «Я боюсь яиц… Даже хуже чем боюсь — они вызывают у меня отвращение. Эта белая круглая штука, совершенно гладкая, а когда ее разбиваешь, внутри эта желтая круглая штука, совершенно гладкая… Брр! Вы когда-нибудь видели что-то более отвратительное, чем когда желток разбивается и желтая жидкость вытекает наружу?..» Кровь, думал Хичкок, гораздо веселее по сравнению с жидким желтком. Один из героев «Поймать вора» уничтожающим хичкоковским жестом тушит окурок в тарелку с яичницей.
Эта другая сторона отношения к еде — мучающая и даже убивающая — тоже нашла свое отражение в фильмах. В эпизоде сериала «Альфред Хичкок представляет» под названием «Агнец на заклание» героиня убивает мужа с помощью замороженной бараньей ноги, а потом спокойно готовит ее в духовке — полиция с ног сбивается в поисках орудия убийства.
Кэри Грант, Альфред Хичкок и Грейс Келли в период работы над фильмом «Поймать вора»
В «Веревке» обед подается на столе, в котором спрятан труп. «Ты ешь как птичка», — говорит Норман Бэйтс Марион в «Психе» (один из вариантов перевода названия фильма, который в России наиболее известен как «Психо» — Прим. ред.), когда та надкусывает сэндвич в окружении чучел птиц. Через минуты Джанет Ли (Марион) будет облита шоколадным сиропом, с помощью которого создавали кровь для знаменитой сцены в душе.
В «Безумии» труп обнаженной женщины спрятан в мешок с картошкой, а весь фильм — это, наверное, лучшее, самое остроумное и изобретательное высказывание Хичкока на тему. Жена вечно голодного полицейского, очевидно предпочитающего картошку с мясом, готовит ему заковыристую французскую еду, которую на самом деле нельзя есть — на это очень смешно и одновременно мучительно смотреть. Режиссер сам снялся в ролике для «Безумия», продемонстрировав важность всех трех тем разом (еда, секс, смерть).
Такие же напряженные отношения сложились у Хичкока и с собственной внешностью. «Я смотрюсь в зеркало как можно реже, потому что на меня оттуда смотрит какой-то незнакомец, который выглядит совсем не так, как я себя чувствую. Но каким-то образом он продолжает жить в зеркале. Даже секс затруднителен для человека, который выглядит, как я. Не хватит столько лампочек, чтобы их выключить», — говорил режиссер.
При этом Хичкок знал, что весь его облик стал своеобразной торговой маркой — свой неприукрашенный силуэт он сделал своим логотипом.
Альфред Хичкок на фоне своего силуэта.
«Если бы Хичкок не был полным, — утверждает критик Пол Бирнс из The Sydney Morning Herald, — он не был бы Хичкоком. Не было бы, наверное, такой мучительной страсти, напряжения и любви к жестокости. Его внешность заставляла смотреть на женщин голодными глазами: они бы не обратили на него внимания, но он обращал внимание на них. Это было и его проклятием, и его даром».
Хичкок иногда размышлял о создании такого фильма, чтобы показать жизнь в городе за сутки, но только через еду. Все начиналось бы рано утром на рынке, где покупаются и продаются свежие овощи и лучшее мясо, потом все это бы погружалось в фургоны, которые мчатся на кухни ресторанов и отелей. Там армии поваров в белых колпаках режут, рубят, крошат, пекут, варят, жарят все ингредиенты, создавая кулинарные шедевры. Толпы официантов маршируют по обеденным залам, а посетители с удовольствием съедают все до последней крошки. Фильм бы заканчивался крупным планом канализации, уносящей все, что осталось, в реку.
Альфред Хичкок на обложке журнала Holiday.
В речи на ужине Гильдии продюсеров 7 марта 1965 года, где Хичкоку вручили награду, он остроумно шутил о своем весе:
«Кто такой Альфред Хичкок? Начну с исправления ошибок, которые за многие годы сложились в представлении обо мне. Во-первых, как-то повсеместно считается, что я тучный. Вижу, вы все заулыбались, как и я, над этим искажением правды. Конечно, я могу казаться чуть больше прямо сейчас, но вы понимаете, это до вычета налогов.
Уверен, вам интересно знать, как все началось. Почти 40 лет назад. Как вы помните, я ненадолго появляюсь в каждом своем фильме. Один из самых первых, где я появился, был „Жилец“, история Джека-потрошителя. Мне нужно было подняться по лестнице. Так как мои появления в последующих картинах должны были быть столь же напряженными и требующими физических усилий — зайти в автобус, играть в шахматы и так далее, — я попросил дублера. Отдел кастинга с необычной для себя недогадливостью нанял толстого человека! Остальное — история. Он стал публичным образом Хичкока. Теперь его невозможно было изменить. Мне пришлось начать ему соответствовать. Это было нелегко. Но, как доказательство моего успеха, никто теперь не замечает разницы».
Альфред Хичкок в 1974 году.
В шутках при этом проглядывала и невыносимая грусть:
«Наш пухлый друг закончил трагически. В 1940-е он отчаянно хотел появиться в еще одной картине. К сожалению, Таллула Бэнкхед не позволила ему залезть в спасательную шлюпку — боялась, что она потонет. Было жаль смотреть, как он уходит под воду. Конечно, мы могли бы его спасти, но тогда бы испортили дубль. Похороны были вполне приличные. Мы нашли тело и, когда оно высохло, похоронили в море. Теперь я очень тщательно подбирал актера для следующего фильма. Дал отделу кастинга точное и подробное описание настоящего меня. Ребята постарались на славу. Результат — Кэри Грант в „Дурной славе“. Но, как вы знаете, я так и остался узником старого образа. Говорят, внутри каждого полного человека живет худой, отчаянно пытающийся выбраться. Теперь вы знаете, что худой — это настоящий Альфред Хичкок».
20 июня в 22.00 в московском летнем кинотеатре Garage Screen состоится российская премьера фильма «78/52» — документальной ленты Александра О. Филиппа, в которой детально разбирается одна из важнейших сцен «Психо» Хичкока — убийство Мэрион Крейн (героини Джанет Ли). 78 планов и 52 монтажные склейки — такова формула двухминутной шокирующей сцены, перевернувшей представление о жанре фильма ужасов. Герои «78/52», среди которых Питер Богданович, Элайджа Вуд, Гильермо дель Торо, Элай Рот и ряд кинокритиков и историков кино, кадр за кадром анализируют структуру и смысл этого эпизода «Психо».
Этим показом Центр документального кино, музей современного искусства «Гараж» и КиноПоиск открывают совместную программу «Кино о кино» — серию кинопоказов «Американский кинематограф в лицах», которые будут проходить в летнем кинотеатре Garage Screen. Сеанс фильма «78/52» предваряет (в 21:30) лекция «„Психо“: Ключ к Хичкоку» кинокритика, киноведа и переводчика Нины Цыркун, которая расскажет о режиссерском методе мастера саспенса.
«Магия Альфреда Хичкока объясняется не только тем, что он виртуозный конструктор изображения, но и тем, что в каждом своем фильме он раскрывает нам себя. „Психо“ — одна из самых значимых и наполненных в этом смысле его кинолент. Здесь, в частности, обнаруживаются ключи к тайнам отношения режиссера с матерью, женой, вообще с женщинами; к материи, из которой творится его искусство».
21 июня в 22:00 в летнем кинотеатре Garage Screen будет показан фильм «Психо».
Все фильмы Альфреда Хичкока от худшего к лучшему
Великий критик Полин Кейл писала, что в «Марни» «Хичкок опустился ниже некуда». А вот другой легендарный рецензент Робин Вуд заявил: «Если вы не любите “Марни”, то вы не любите Хичкока». Мы в данном случае на стороне Вуда. Типпи Хедрен играет клептоманку, а Шон Коннери — шантажиста, заставляющего ее выйти за него замуж. Может быть, не самое глубокое кино, но этот психологический триллер преступно недооценен.
11. «Ребекка» (Rebecca), 1940
Первый голливудский фильм Хичкока — выдающаяся готическая мелодрама и еще одна для режиссера экранизация Дафны дю Морье. Лоуренс Оливье играет богатого вдовца, обитающего в семейном гнезде в сельском Корнуэлле, а Джоан Фонтейн отведена роль его второй, молодой жены, обреченной оставаться в тени покойницы Ребекки. Мрачный юмор, порой невыносимое напряжение — и завораживающая концовка со сгорающим дотла поместьем.
10. «Незнакомцы в поезде» (Strangers on a Train), 1951
Как избежать наказания за убийство? У Бруно (Роберт Уокер) есть идея, которую он и предлагает попутчику по железнодорожной поездке, слишком доверчивой теннисной звезде Гаю (Фарли Грейнджер): «Я убью для тебя, а ты убьешь для меня». Гай, конечно же, окажется в одной из самых запутанных детективных паутин, что сплел Хичкок.
9. «Окно во двор» (Rear Window), 1954
Один из самых непотопляемых шедевров Хичкока превращает зрителей в вуайеристов, практически соглядатаев зла — смелая и, прямо скажем, извращенная стратегия для режиссера массового кино на пике популярности. Сидящий в кресле со сломанной ногой фотограф (Джеймс Стюарт) и его девушка-модница (Грейс Келли) следят в окно за происходящим в гринвичском дворике — и чувствуют что-то неладное. Конечно же, они правы — как и режиссер, убежденный, что его публика больше всего на свете любит подглядывать.
8. «Леди исчезает» (The Lady Vanishes), 1938
Разворачивающийся в поезде комедийный триллер следит за попытками Майкла Редгрейва и Маргарет Локвуд отыскать миниатюрную старушку, исчезающую без следа по ходу железнодорожного путешествия через Центральную Европу. Остальные крайне колоритные персонажи убеждены, что пропавшей леди никогда не существовало. Восхитительное в своей игривости кино при этом пронизано ощутимой тревогой, которую многие зрители следующих поколений объясняли предчувствием Второй мировой.
7. «Тень сомнения» (Shadow of a Doubt), 1943
Своим любимым фильмом Хичкок называл именно эту беспощадную историю обыденности, обернувшуюся кошмаром, — редкий образец голливудской классики, который (хотя и завуалированно) работает с темой сексуального насилия в семье. Тереза Райт играет бойкую девчонку, обнаруживающую, что ее любимый дядюшка Чарли (Джозеф Коттен) может быть убийцей богатых вдовушек.
6. «Птицы» (The Birds), 1963
Хичкок за свою карьеру снял два полноценных хоррора — «Психоз» и эту вольную экранизацию все той же дю Морье с Типпи Хедрен в главной роли. Здесь есть моменты беспримесного, леденящего кровь ужаса — вроде нападения стаи чаек на прибрежный городок. Но самым страшным оказывается кадр с воронами, угрожающе застывшими на телефонном проводе: все по-настоящему великое (в данном случае режиссура) просто.
5. «39 ступеней» (The 39 Steps), 1935
Возможно, лучший из ранних британских фильмов Хичкока (ему в момент съемок было всего 35 лет), «39 ступеней» демонстрируют стиль и темы уже сложившегося и все про себя и мир осознавшего автора. Один из самых убедительных невинных обвиняемых в карьере мэтра (Роберт Донат) пытается остановить шпионскую ячейку, крадущую британские военные секреты. Не обходится и без классической хичкоковской блондинки.
4. «К северу через северо-запад» (North by Northwest), 1959
Холодная война становится идеальным фоном для отточенной Хичкоком в совершенстве темы несправедливо обвиненного, уже освоенной в «Леди исчезает» и «39 ступенях». Кэри Грант играет нью-йоркского рекламщика, принятого одной суровой компанией за кого-то еще, — ему самому, естественно, никто не верит (включая собственную мать). Гора Рашмор и кукурузное поле играют в этой карусели паранойи не менее важную роль, чем главный герой.
3. «Психоз» (Psycho), 1960
Ни один фильм Хичкока не шокирует так, как этот наглый, сокрушительный триллер, ломающий правила повествования и буквально перепрограммирующий на ходу собственных зрителей. «Психоз» породил жанр слэшера — а сцена в душе служит идеальным воплощением режиссерского мастерства, концентратом хичкоковского величия.
2. «Дурная слава» (Notorious), 1946
Для тех, кто не ведется на некрофильский крючок одного фильма, еще не озвученного в нашем рейтинге, самой эстетской работой Хичкока является эта блистательная, пронизанная страхом южноамериканская психодрама. Как всегда у мэтра, страсть здесь неразрывно связана с жестокостью, эксплуатацией и отвращением к себе. Ингрид Бергман играет богатую немку, которой манипулирует скользкий агент ФБР (Кэри Грант) — и которая в него стремительно влюбляется.
1. «Головокружение» (Vertigo), 1958
Артистизм Хичкока достиг своего апогея в разворачивающейся в старом Сан-Франциско истории сыщика-агорафоба (Джеймс Стюарт), который влюбляется в таинственную блондинку (Ким Новак). Сексуальная одержимость, подмена личности и, конечно, возведенный до статуса большого искусства страх высоты складываются в галлюциногенный фрейдистский шедевр.
15 лучших фильмов Альфреда Хичкока
Нет никаких сомнений в том, что Хичкок заслуживает титула Мастера саспенса. многие его фильмы — мрачные, напряженные и захватывающие триллеры. Однако он гораздо больше. Хичкок часто экспериментировал с новыми техниками, эффектами камеры и пишущими устройствами, чтобы создать свой собственный фирменный стиль.
Хотя практически невозможно сузить его обширную фильмографию до нескольких «лучших» предложений, мы именно это и сделали.Подайте на нас в суд.
вот список 15 лучших фильмов Альфреда Хичкока Screen Rant.
15 птиц (1963)
Другая литературная адаптация, Птицы в общих чертах основана на рассказе Дафны Дю Морье, в котором представлены концепции стай кровожадных птиц.Невероятный фильм доказывает, что Хичкок может использовать свою особую разновидность неизвестности, чтобы превратить что угодно в кошмарную пищу, поскольку город терроризируют пернатые камикадзе.
Помимо того, что The Birds просто ужасающе, он включает в себя феноменальные социальные комментарии о том, как люди реагируют на страх и кризисы.После того, как город начал понимать, что возникает серьезная проблема, центральные персонажи Мелани (Типпи Хендрен) и Митч (Род Тейлор) направляются в ресторан, где другие посетители раскрывают все способы, которыми люди могут реагировать на террор; некоторые отказываются верить в то, что это вообще происходит, другие обращаются к религии за объяснением или избегают любых объяснений в пользу идеи полного истребления. Но что самое пугающее, мы видим, как молодая мать обращается против других в своем желании защитить своих детей.
The Birds постоянно упоминается в поп-культуре, даже будучи подделанным в The Simpsons . Ранее в этом году модель The Birds вдохновила Бэнкси на художественную инсталляцию Dismaland .
14 Наберите M за убийство (1954)
Этот сложный криминальный триллер (по пьесе Фредерика Нотта) проводит нас через поворот за поворотом, когда человек пытается совершить идеальное убийство.Начиная с классического любовного треугольника (муж, который постоянно работает, жена, которая заводит роман, чтобы справиться со своим одиночеством), Dial M For Murder быстро выстраивает замысловатый заговор с целью убить Марго (Грейс Келли), обман жены.
Используя инсценированную попытку шантажа заставить преступника стать убийцей, Тони (Рэй Милланд) думает, что он придумал способ держать себя в тени, но все быстро идет в сторону.Мало того, что график разваливается, Марго доказывает больше, чем может выдержать наш невольный палач, и Тони остается изо всех сил, чтобы исправить это. Вина переключается с подозреваемого на подозреваемого, пока след ошибок не приведет к истине.
Dial M For Murder постоянно упоминается в поп-культуре, включая The Simpsons, Archer, Family Guy, The West Wing, Castle, 3 rd Rock From the Sun и даже My Little Pony: Friendship Is Magic (в серии «Набери П для пони»).
13 Исчезающая леди (1938)
В этом комедийном триллере Хичкок возвращается к одной из своих любимых тем; шпионаж. Когда поезд вынужден сделать незапланированную остановку на ночь, пассажиры знакомятся друг с другом, включая уморительно одержимых крикетом Чартерса и Калдикотта, которые в фильме создают большую часть комического облегчения.(Актеры Бэзил Рэдфорд и Нонтон Уэйн были настолько популярны, как дуэт любителей крикета, что появлялись в персонажах других фильмов и радиопрограмм.)
Вернувшись в поезд, наша ведущая леди понимает, что пассажир, похоже, пропал, но остальные, похоже, не хотят признаваться, что встречали ее вообще.С помощью единственного пассажира, который ей верит, она отправляется на поиски пропавшей мисс Фрой и раскрывает заговор с целью предотвратить передачу сообщений в Министерство иностранных дел.
The Lady Vanishes не только демонстрирует остроумие Хитчока и его способность сочетать напряжение и веселье, но и служит еще одним взглядом на слабые места человечества.Многие пассажиры не имеют прямого отношения к подлому заговору, но лгут о том, что знают мисс Фрой по своим причинам, показывая свои слабости в процессе.
12 Марни (1964)
Психологический триллер, основанный на закрученной истории любви, Марни — это последняя история о блондинке Хичкока (и последний раз, когда этот типичный персонаж Хичкока появляется в центре внимания фильма таким образом).После титульной воровки (Типпи Хендрен), которую вынуждают выйти замуж, история сосредотачивается на ее отношениях с новым мужем (Шоном Коннери) — мужчиной, который утешает ее и пытается помочь с ее проблемами, но также является ее шантажистом и насильник.
Вместо некоторых запутанных сюжетов, которые мы видим в других его фильмах, в Марни история действительно представляет собой историю человеческих отношений (наряду с желанием разгадать загадку того, что вызвало глубокие проблемы героини).
Марни также прославилась тем, что снялась в главной роли с Шоном Коннери, и тем фактом, что он попросил показать сценарий перед тем, как взять на себя роль Марка. Этот беспрецедентный запрос якобы был вызван нежеланием Коннери выдавать себя за шпиона (из-за его известной роли Джеймса Бонда) и, похоже, не повлиял на Хичкока, который, как сообщается, хорошо ладил с Коннери во время съемок.
11 Север к северо-западу (1959)
Этот отмеченный наградами фильм был номинирован на три «Оскара» и является типичным шпионским триллером Хичкока. Фильм с Кэри Грантом в главной роли — один из его многочисленных примеров охоты на невиновного человека за преступление, которого он не совершал; в данном случае обвиняется в инсценировке дорожно-транспортного происшествия в нетрезвом виде (а позже и в убийстве).
Фильм включает прекрасный пример «МакГаффина»: термин, популяризированный Хичкоком для обозначения объекта, за которым все гонятся. В North by Northwest этот объект представляет собой рулон микрофильма.В фильме также присутствуют его классические темы ошибочной идентичности и шпионажа, но в нем намеренно отсутствует глубокая символика. Сам Хичкок сказал, что после Vertigo он хотел сделать что-то «веселое, беззаботное и вообще свободное от символизма».
10 Печально известный (1946)
Эта драма-нуар с участием знаменитого Кэри Гранта и его любимой исполнительницы главной роли Ингрид Бергман регулярно признается одной из лучших Хичкока.Придерживаясь одного из его любимых ингредиентов (шпионажа), фильм сосредотачивается вокруг конфликта между любовью и долгом, когда женщина-двойная агентка убеждается проникнуть в нацистскую группировку, используя соблазнение. И это, конечно, несмотря на то, что я влюблен в агента, который первым обратился к ней с миссией.
Обладая многими из его обычных мотивов, Notorious печально известен тем, что был первым фильмом, в котором Хичкок по-настоящему исследовал характер матери — той, которая становится главным злодеем во многих своих более поздних фильмах.Фильм также привлек внимание тем, что обошел запрет на экранные поцелуи продолжительностью более трех секунд (за счет того, что персонажи прерывали поцелуй, чтобы поговорить, прежде чем вернуться к нему).
9 Психо (1960)
Вероятно, самый известный триллер Хичкока, Psycho , привел к множеству сиквелов, телесериалу (два, если считать неудачный пилот 1987 года), римейку 1998 года и бесчисленным отсылкам к поп-культуре.К сожалению, это может означать, что шокирующий поворот теряет свою значимость для новых зрителей, но даже знание того, что происходит, не может снизить напряженность фильма.
Фильм был неоднозначным при первом выпуске, в основном из-за откровенных сексуальных сцен и насилия (сейчас он может показаться скучным, но в то время это был один из первых фильмов, в котором, например, не было показано, например, не состоящая в браке пара в постели. вместе), но еще и потому, что Хичкок требовал политики «без поздней госпитализации».Как сообщается, это произошло из-за его решения убить героиню Джанет Ли в начале фильма, несмотря на то, что она была названа главной актрисой в большинстве рекламных материалов фильма.
Спустя более пятидесяти лет с момента своего первого выпуска, это остается одним из лучших примеров жанра слэшер, когда-либо созданных.
8 Заднее стекло (1954)
Этот классический триллер с Джеймсом Стюартом и Грейс Келли в главных ролях был номинирован на четыре «Оскара» и регулярно попадает в списки «Лучших фильмов».Другой мрачный взгляд Хичкока на человеческую природу, Заднее окно , сосредоточен вокруг Джеффа (Стюарта), фотографа, застрявшего дома со сломанной ногой, который очарован деятельностью своих соседей. Глядя на мир в бинокль, он начинает подозревать нечестную игру со стороны одного из других жителей комплекса и следует своей догадке, хотя полиция не может найти никаких доказательств его правоты.
Сюжет сам по себе не слишком сложный (что касается фильмов Хичкока), но истинный гений фильма исходит из финальных сцен.Здесь пугает не само убийство, а реакция людей на него, которая глубоко беспокоит.
7 Ребекка (1940)
Еще одна экранизация одноименного романа Дафны Дю Морье, Ребекка — первый голливудский фильм Хичкока вдали от его дома в Великобритании, угрюмый фильм-нуар с Лоуренсом Оливье и Джоан Фонтен в главных ролях.
Эта мрачная история о вдовце (Оливье) и его женах (прошлых и настоящих) проводит нас через множество поворотов и поворотов, в которых различные персонажи заигрывают с безумием, обманом и убийствами.История раскрывается по частям в типичном стиле Хичкока, а навязчивые и несовершенные персонажи объединяются, чтобы создать идеальный образец романтического фильма-нуар. Ребекка была номинирована на одиннадцать «Оскаров» и получила два (включая лучший фильм), что сделало его самым успешным фильмом Хичкока на церемонии вручения «Оскар» (как известно, Хичкок никогда не получал «Оскара» за лучшую режиссуру).
6 веревок (1948)
Определенно не один из лучших фильмов Хичкока, с точки зрения сюжета (хотя это можно хотя бы частично отнести к исходному материалу: одноименной пьесе Патрика Гамильтона), Rope остается одним из самых впечатляющих его фильмов. работает для техник, с которыми он экспериментировал при ее создании.
История пары кровожадных интеллектуалов (Джон Далл и Фарли Грейнджер) была снята в невероятно малом количестве длинных дублей (один длинный дубль в то время был невозможен из-за длины киноленты), действие происходит в в реальном времени и почти полностью не редактировался.В наборе были стены и мебель на роликах, что позволяло им бесшумно убираться с дороги во время съемок и возвращаться, когда камера снова поворачивается к ним лицом. Затем он был отредактирован вместе, чтобы получился один длинный дубль.
5 Тень сомнения (1943)
Shadow of a Doubt — еще одна леденящая кровь классика от великого режиссера.В центре внимания дядя (Джозеф Коттен), который может быть не совсем тем, кем кажется, и молодая женщина (Тереза Райт), у которой есть подозрения в отношении него, этот фильм — все, что вам нужно от напряженного триллера.
Как обычно, интриги и медленные разоблачения невероятны, а фильм исследует темные мотивы человечества.Дядя Чарли одновременно очарователен и устрашающ, в то время как молодой Чарли сначала кажется гораздо более привлекательным, но в конце показывает себя далеко не совсем благородным. Романс, детектив и криминальная драма — все это элементы его величайших произведений.
Этот фильм, как сообщается, является любимым фильмом Хичкока из его собственных фильмов, и легко понять, почему.
4 незнакомца в поезде (1951)
Это один из многих фильмов Хичкока, который восхищается концепцией «идеального убийства» и остается одним из его самых известных и получивших наибольшее признание критиков.Открывается случайной встречей двух мужчин в вагоне поезда, и выясняется, что один из них считает, что придумал идеальный способ избежать наказания за убийство: он предлагает двум мужчинам «поменяться местами» жертвами убийства. Таким образом, ни один из них не имеет никакого отношения к человеку, которого они фактически убивают, и обе жертвы в конечном итоге погибают.
На вид разумный план, он быстро идет наперекосяк, поскольку Бруно (Роберт Уокер) придерживается своей «сделки», но Гай (Фарли Грейнджер) не желает совершать «свое» убийство.Помимо невероятного саспенса и поворотов сюжета, Незнакомцев в поезде также заняли место в истории кино благодаря одной конкретной сцене: убийству Мириам (Лаура Эллиот). Это медленное удушение целиком рассматривается как отражение в очках жертвы и представляет собой потрясающе мрачно красивый выстрел.
3 39 ступеней (1935)
Этот ранний триллер по одноименной книге (Джона Бьюкена) рассказывает о канадском нарушителе в Англии (Роберт Донат), который оказывается втянутым в шпионский заговор и обвиняется в убийстве.Одна из многих адаптаций романа, Хичкока, обычно считается окончательной версией, и включает в себя многие из невероятных элементов, которыми он известен.
39 шагов — один из многих фильмов, в которых рассказывается о невиновном человеке, бегущем от закона, играющем на общем страхе преследований.В фильме также используется персонаж «ледяной королевы» (Мадлен Кэрролл), который появляется в большинстве фильмов режиссера; блондинка, удаленная, завораживающая и фетишизированная.
«39 шагов» остается одним из самых известных фильмов Хичкока, несмотря на то, что не получил такого же одобрения критиков, как большая часть его более поздних работ.
2 порванных занавеса (1966)
Пятидесятый фильм Хичкока, Порванный занавес возвращается в жанр шпионского триллера с историей холодной войны.Полный обычных поворотов сюжета, фильм сосредоточен вокруг ученого (Пол Ньюман), который едет в Восточную Германию, чтобы публично дезертировать… за исключением того, что на самом деле он является двойным агентом. Его истинная миссия — открыть и вернуться домой с секретами врага. Его невеста (Джули Эндрюс) пошла с ним в поездку, несмотря на его увещевания остаться дома, и оба заканчивают отчаянную гонку, чтобы сбежать, прежде чем их многослойное предательство будет обнаружено.
Этот фильм, полный боевиков и классических шпионских моментов, стоит посмотреть, даже если он не заслуживает звания одного из лучших.
1 Головокружение (1958)
Этот классический триллер-роман (с Джеймсом Стюартом в главной роли) рассказывает о полицейском детективе, который уходит на пенсию из-за своей акрофобии (боязни высоты) и острого головокружения.Его просят исследовать женщину (Ким Новак), муж которой считает, что она может быть одержимым, и безумно влюбляется в нее в процессе. Кажется, что предполагаемое «владение» — не единственная загадка здесь, поскольку он обнаруживает запутанный заговор с участием нескольких личностей и убийства.
Это был первый фильм, в котором использовалась «тележка с зумом» — техника камеры, которая искажает перспективу кадра и создает у зрителя чувство головокружения и дезориентации.Фильм получил неоднозначные отзывы, но позже был признан одной из лучших работ Хичкока.
–
Конечно, за полвека Хичкок снял буквально десятки фильмов.Нам не хватает ваших любимых?
следующий
Гарри Поттер и Игра престолов: 5 пар, которые могут сработать (и 5 пар, которые будут катастрофой)
Об авторе
Роуз Мур
(Опубликовано 1190 статей)
Роуз Мур пишет о фильмах, телевидении и комиксах с 2013 года, когда она начала писать для местного печатного журнала в Ванкувере, Британская Колумбия.С тех пор Роуз писала для Horror Honeys, Moviepilot и Quirkbooks, а также для Screenrant, уделяя все больше внимания комиксам и адаптациям комиксов в реальном времени, а также разнообразию и представлению на экране. Роуз также был одним из организаторов подкаста DC Movies и принимал участие в других подкастах для ботаников и развлечений за последние пять лет.
Любовь Роуз к комиксам началась еще в начале 90-х, когда она открыла для себя Людей Икс, когда жила в Африке (где было нечего делать, кроме как читать!), И с тех пор у нее возникло увлечение. Опять-таки, снова романтика не только с Marvel, но и с DC и инди-комиксами.Вы можете подписаться на нее в Twitter: RoseMoore пишет твиты о комиксах, фильмах и многом другом.
Ещё от Rose Moore
.
Хичкок (2012) — IMDb
Списки пользователей
Связанные списки от пользователей IMDb
список из 23 наименований
создано 22 ноября 2013 г.
список из 38 наименований
создано 09 июл 2017
список из 27 наименований
создано 30 сентября 2012 г.
список из 22 наименований
создано 26 октября 2011 г.
список из 40 наименований
создано 01 апр 2017
.
Зачарованный (1945) — IMDb
Списки пользователей
Связанные списки от пользователей IMDb
список из 37 изображений
создано 03 мар 2018
список из 46 наименований
создано 02 янв 2019
список из 38 наименований
создано 7 месяцев назад
список из 43 наименований
создано 1 неделю назад
список из 25 наименований
создан 01 мая 2018
.