«Кикуджиро» Такеши Китано
«Кикуджиро» Такеши Китано
Задумчивость
японских байкеров… и многое другое
Речь пойдет о картине режиссера
Такеши Китано «Кикуджиро» — это немного грустная и очень добрая комедия.
Сюжет ее незамысловат: маленький мальчик отправляется в другой город искать
свою маму, которую никогда не видел. Вместе с ним отправляется взрослый, его
знакомый Кикуджиро (в этой роли снялся сам режиссер). Это фильм о человеческих
отношениях, о том, как сделать человека счастливым. По собственному признанию
режиссера, он много экспериментировал с образами, и все персонажи благодаря
этому получились живыми и трогательными. Сложные характеры героев, необычные
персонажи, интересная операторская работа, множество забавных моментов, понятных
каждому — вот неполный перечень достоинств картины. Она построена на лучших
(театральных) традициях японского кинематографа и носит философский характер,
действие несколько замедленно при кажущейся динамике. В 1999 году этот фильм
был отмечен на фестивале в Каннах, а на кинофестивале в Вальядолиде Китано был
назван лучшим актером. Также картина получила «Приз Фипресси» — «за
восприятие драмы одиночества и самоуглубления с оригинальным чувством смешного
и за богатейшее индивидуальное режиссерское видение мира». Сам режиссер
утверждает: «Я … решил снять именно такой фильм, чтобы доказать себе, что
я справлюсь с обыкновенной историей и сделаю ее полностью своей». Предыдущие
работы Китано как актера и режиссера не раз получали ценные награды, такие как
Золотой Лев Святого Марка в Венеции, награды Японской Академии.
В общем-то, мне сейчас приходится заново дописывать эту рецензию, потому что
рассказ о давно прошедшем фестивале японского кино на разбор картины не тянет.
Я не могу представить себе, чтобы еще в какой-то стране было возможно такое
неспешное и странное путешествие неизвестно куда и почти неизвестно зачем, как
в «Кикуджиро». Вообще, может быть, и в Японии так не бывает, но мы
сделаем вид, что все идет как надо.
«Кикуджиро» — дорожные зарисовки. Встречи с людьми, любопытные пересечения,
приятные и неприятные события. И все почти — в угрюмом, но доброжелательном
молчании. Японские байкеры в представлении режиссера — это вообще нечто невообразимое.
Хотя бы ради них этот фильм стоит посмотреть. То, что выше написано — про добрый
и грустный фильм… Сами понимаете — жанр обязывает. Но это правда, хоть и звучит
так банально. Герои проявляют непривычную чуткость, и хотя почти все время молчат,
к ним проникаешься удивительной симпатией. Картина с большим настроением, немного
задумчивая. Может, кому-то покажется скучной. Если вам нравятся гонки по пустому
шоссе, стрельба, мордобой, интриги ЦРУ и ФБР — не смотрите. Японское кино вообще
не для всех. Этот народ никак не избавится от медитативной привычки заниматься
самосозерцанием даже в самые неподходящие для этого моменты. Я даже не знаю,
что еще можно сказать…
Вместо P.S.:
В отличие от многих
других стран, Япония не принимает слепо новые веяния Запада, но приспосабливает их плоды к своей почве, придает им неповторимый национальный колорит. Японская культура никогда не воспринимала агрессивно навязываемые ценности, а выбирала только то, что может хорошо вписаться в сложившийся веками стиль жизни, переосмысляла и перерабатывала. А что мы, собственно, знаем о японском кинематографе? Пожалуй, что он возник сто лет назад на основе знаменитого театра Кабуки. Даже сегодня в кино еще сохраняются театральные традиции. Вообще все японские фильмы можно четко разделить на две группы: картины, посвященные современным событиям (так называемые гэндайгэки), и исторические (дзидайгэки). Японские фильмы на национальные сюжеты отличаются необыкновенной яркостью, красотой и достоверностью, среди них множество всемирно признанных шедевров, из которых нам наиболее известны работы знаменитого Акиро Куросавы «Семь самураев», «Расёмон», его экранизации шекспировских и горьковских пьес, а также «Идиот» Достоевского. Кроме того, наши зрители знают фильм режиссера Хироси Тэсигахара «Женщина в песках» (по одноименному роману Кобэ Абэ). Но вершиной японского кинематографа, бесспорно, был и остается хрестоматийный «Голый остров» (режиссер Синдо, 1960 год). Его видел весь мир. Это некая поэтическая притча о двух стариках, живущих на одиноком острове. В течение всей картины решительно ничего не происходит. На протяжении двух часов эти двое таскают воду, землю и камни и пытаются выжить. И в то же время «Голый остров» воплотил в себе всю философию жизни японцев, отразил ее неспешность и созерцательность. Эта черта на долгие годы стала основной японского кино. С середины 50-х, правда, японский кинематограф переживал кризис, вызванный засильем американской продукции. Однако сегодня, как видно, возвращается Золотой век японского кино, а само оно после временного перерыва возвращается к российскому зрителю. |
К
остальным рецензиям
На
главную
Сайт управляется системой uCoz
КИКУДЖИРО: «ЭТИ АНГЕЛЫ НАДО МНОЙ…»
Конец учебного года. Мальчик Масао выходит на летние каникулы. Он живет с бабушкой, которая днями напролет вынуждена работать продавщицей на рынке, из-за чего ребенок надолго остается дома один. Его друзья, кто куда, разъезжаются с родителями на отдых. От них Масао отличает лишь то, что у него нет родителей, чтобы так же легко сорваться с места и отправиться в летнее бессмысленное путешествие. Но в один прекрасный момент почтальон приносит адресованную бабушке посылку. В ней фотографии мамы, свадебные снимки… но главное – адрес отправления, по которому её можно найти. Масао берет с собой извещение, мамину фотографию и убегает из дома. По дороге его случайно замечает бабушкина подруга. Выслушав мальчика, она предлагает своему мужу, Кикуджиро (бывшему якудза), тоже выросшему без матери, помочь Масао добраться до цели. Так начинаются их странные приключения, путь «воспитания чувств».
Заметим, что поиск матери – это давний сюжет, прочно укоренившийся как в высокой, так и в популярной японской культуре. Его появление обусловлено процессом западной модернизации, в ходе которой японцы в современном мире словно утратили чувство «дома. Особую роль в интерпретации данного сюжета играет социальное измерение, придаваемое ему различными медиумами. Например, тема безоговорочного служения матери была развита в особом поджанре якудза-фильмов (matatabi mono). Однако если в них зритель может обычно наблюдать воссоединение матери и сына, то Китано решительно отрицает такую возможность. Мать Масао давно обзавелась другой семьей и даже не замечает стоящего на дороге ребенка; в свою очередь, мать Кикуджиро, находящаяся в доме престарелых, тоже отводит взгляд в сторону, не желая контактировать с сыном. Существует определенный соблазн истолковать эту нарративную конструкцию исключительно в проблемном поле идентичности, тем самым сузив общечеловеческое измерение картины до статуса «восточной диковинки», что было бы ошибочно, поскольку японская публика, в отличие от западной аудитории, долгое время не принимала фильмы Китано. Кажется, что продуктивнее будет представить фильм, как индивидуальный опыт поиска идентичности, в котором соединяются кинематографические и культурные традиции Японии, а также личные мотивы режиссера [3].
Прежде всего, «Кикуджиро» демонстрирует нам работу разных режимов памяти: взрослого и ребенка. Визуальное деление фильма на «главы», производимое через демонстрацию детского фотоальбома с движущимися фотографиями, дает нам право обозначить их как недиегитический (фрагментный, избирательный, резко сужающий пространство реального до одного эмоционального импульса) и диегетический (пространный, неконтролируемый поток действий, оставляющий смешанные впечатления – это комедия или драма?). Первый принадлежит Масао, второй – Кикуджиро. Таким образом, ангел, изображенный в глазах взрослого человека на полотне во вступительных титрах, воплощается на экране в виде Масао: снятый в рапиде, он бежит по мосту из финальной сцены, а за спиной у него – портфель с крылышками. Тем же способом будет снят и Кикуджиро после того, как победит на скачках; кажется, что он перевоплощается в ребенка, чтобы позже обрести себя заново в качестве друга и / или отца Масао. Однако этот внутренний путь может быть совершен только благодаря взаимному обнаружению, поскольку человек, если верить Сартру, может почувствовать свое «Я» только вступив во взаимодействие с другим субъектом. Выходит так, что зритель получает доступ к внутреннему миру Кикуджиро (а также к многоликой фигуре самого Китано) только приняв взгляд ребенка на происходящие события. Детский совокупный эмоциональный заряд смягчает аффекты морально неоднозначных сцен с участием Кикуджиро, обеспечивая целостность картины, когда как фигура матери разрушает гармонию семейной обители [4], лишая героев возможности обрести идентичность через столкновение с тем, что противоположно им как мужчинам, т.е. с женщиной. А все женское, по мнению режиссера, является неизведанным, манящим и пугающим [5].
Телекино с 25 по 31 июля – Газета Коммерсантъ № 130 (2733) от 25.07.2003
Телекино с 25 по 31 июля
Газета «Коммерсантъ» №130 от , стр. 14
Михаил Ъ-Трофименков
Событие недели — «Кикуджиро» (Kikujiro no natsu, 1999) Такеши Китано, повернувшегося к публике неожиданной стороной своего парализованного в автокатастрофе лица «жестокого полицейского» (30 июля, ТВЦ, 0.50 *****). Европейская публика с изумлением обнаружила, что отрубленные пальцы якудзы и глаза, выколотые палочками для еды, вовсе не обязательная деталь его вселенной. Хотя сам Кикуджиро вполне мог бы стать героем любого из его гангстерских фильмов. Хамоватый толстый увалень с явно криминальными замашками — такие «быки» в японском кино обычно хлещут пиво в заплеванных забегаловках, насилуют случайно забредших туда девушек или отбирают последние иены у школьников. В «Кикуджиро» по иронии судьбы ему приходится сопровождать маленького мальчика, отправившегося в одиночку чуть ли не через всю Японию на поиски мамы, которую никогда не видел. Бандит оказывается в душе таким же, если не пущим, ребенком. Эпизоды, в которых Кикуджиро, улегшись на скамейку, осваивает навыки плавания, или встреча героев с жуткими на вид байкерами, которых они быстро втягивают в свое дуракаваляние, относятся к самым смешным в кинематографе последних лет. Еще один очень, хотя и по-другому, забавный фильм недели — «Лифт» (Down, 2001) Дика Мааса (25 июля, Первый канал, 0.50 ***). Маас дебютировал в кино в конце 1970-х, в лучшие годы голландского «нового кино», и привлек к себе внимание, что называется, «проблемным» фильмом о самоубийстве. Фильм «Флоддер» (Flodder, 1986) об асоциальной семейке, смущающей покой благопристойных соседей, оказался настолько успешен, что спустя десятилетие Маас снял его продолжение и превратил в телесериал. Но прославился он прежде всего, как ни смешно это звучит, как лучший в Голландии режиссер фильмов ужасов. Кажется, при полном отсутствии конкурентов. Фильм о взбесившемся лифте он впервые снял на родине еще в 1983 году, а вариант 2001 года приспособил уже к американским реалиям. Маас отнюдь не тупой ремесленник, а носитель специфически голландского черного юмора. Иногда непонятно, что смотришь: кровавую баню или эксцентрическую комедию. В фильме сходит с ума лифт в воображаемом «Билдинге миллениума», самом высоком, 102-этажном здании Нью-Йорка. Сначала заботливо заманивает в разверстую шахту слепого, потом с наслаждением отрывает голову охраннику. И пошло-поехало. Разгадка тайны лифта преднамеренно абсурдна: в ходе каких-то антигуманных экспериментов ему вживили что-то там человеческое, а он, исстрадавшись от своего подчиненного положения, начал мстить. Задним числом «Лифт» наполняется смутно-апокалиптическими смыслами, связанными с годом его выхода на экраны. Простенькую развлекуху начинаешь воспринимать чуть ли не как символ падения Нью-Йорка, крушения новой Вавилонской башни. Хотя, конечно, такие параллели — слишком большая честь для «Лифта». Классический Голливуд представлен самым знаменитым историческим фильмом всех времен и народов — «Бен-Гуром» (Ben Hur, 1959) великого Уильяма Уайлера, ремейком фильма, поставленного впервые в 1926 году Фредом Нибло (27 июля, НТВ, 20.45 *****). Съемки доверили Уайлеру именно потому, что некогда он был ассистентом Нибло. Иудейский аристократ Иуда Бен-Гур попадает на галеры по вине друга детства, римского трибуна Мессалы. Во время морского сражения он спасает жизнь консула, приезжает с ним в Рим и побеждает Мессалу в гонке колесниц. Завершаются его приключения встречей с самим Иисусом Христом. Но все наивные перипетии фильма меркнут перед непревзойденной сценой гонок колесниц: зритель вслед за камерой оказывается буквально под копытами мчащихся по арене цирка колесниц, уворачивается от оторвавшихся колес и задыхается от обжигающего воздуха. Такого эффекта не достичь никакими компьютерными фокусами. Съемки проходили, мягко говоря, с размахом: Голливуд еще надеялся выстоять в схватке с телевидением. Бюджет в $15 млн был по тем временам рекордным. В гонках участвовали 80 лошадей. А среди декораций выделялась арена, способная вместить 25 тыс. человек, и огромное искусственное озеро, на котором разыгрывалось морское сражение. По сравнению с этим строительство римской виллы с 45 фонтанами кажется пустяком. Скончавшегося в прошлом году британца Джека Ли Томпсона тоже можно отнести к голливудским классикам, хотя и второго ряда. Поставив некогда легендарные «Пушки Наваррона» (1963), фильм о командос в нацистском тылу, он вскоре впал в некую вульгарную мизантропию, вставлял в свои фильмы совершенно ненужные, откровенно садистские эпизоды. Но именно его «Золото Маккены» (Mackenna`s Gold, 1969) был одним из двух или трех вестернов, которые проникли в советский прокат: до сих пор для многих 40- и 50-летних «мальчишек» этот фильм — нечто святое (31 июля, РТР, 23. 00 ***). Тем не менее, конечно, это не образец жанра: в нем нет спокойного достоинства классических вестернов или эпического циничного романтизма Серджо Леоне. Банда Колорадо похищает шерифа Маккену, якобы владеющего секретом давнего клада. Охотникам за сокровищем составляют конкуренцию благопристойные горожане, не уступающие им в алчности и жестокости, и индейцы, на территорию которых они вломились. К финалу вымирают почти все, кроме благородного шерифа. Мораль проста до обидного: не в деньгах счастье. Тем не менее фильм заслуживает внимания хотя бы потому, что главные роли в нем исполнили великий Грегори Пек и очаровательный Омар Шариф.
Комментарии
Главные события дня в рассылке «Ъ» на
e-mail
Кикуджиро (Kikujiro), 1999 — в гл. ролях Такеши Китано (Takeshi Kitano), Yusuke Sekiguchi. Обои, постеры, фотографии к фильму. ВСЁ О ФИЛЬМЕ
О ФИЛЬМЕ
Страна:
Производство: Bandai Visual Company, Office Kitano, Nippon Herald Films
Оригинальное название: 菊次郎の夏
Режиссер: Такеши Китано (Takeshi Kitano)
Продюсер: Takio Yoshida, Masayuki Mori
Сценарий: Такеши Китано (Takeshi Kitano)
Музыка: Joe Hisaishi
Время: 122 мин. (2 ч. 2 мин.)
Премьера (МИР): 5 июня 1999
СЮЖЕТ
Герой этого фильма по имени Кикуджиро не может похвастаться умом и хорошим вкусом. Он не любит работать и не умеет плавать, но зато может сквернословить и жульничать. Кикуджиро обожает азартные игры, и частенько разрешает жизненные проблемы при помощи кулака. Но случилось так, что именно этого наглого и безответственного субъекта судьба выбрала на роль компаньона и защитника для крошечного, ангелоподобного и очень одинокого мальчугана по имени Масао. Тихий и молчаливый малыш Масао мечтает увидеть свою маму, которая давно переехала на побережье, оставив ребёнка на попечение бабушки. Вместе с великовозрастным хулиганом Кикуджиро мальчик отправляется к морю на поиски мамы. Эту невероятно странную парочку ждёт захватывающее и полное приключений путешествие.
ФОТОГРАФИИ ИЗ ФИЛЬМА
ОБОИ НА РАБОЧИЙ СТОЛ
Полезные ссылки
IMDb
Режиссер
Сценарий
Музыка
Оператор
Художник
Редактор
ПРЕМЬЕРА В МИРЕ
Япония
5 июня 1999
Франция
20 октября 1999
Италия
3 декабря 1999
Нидерланды
3 февраля 2000
AL
Испания
24 марта 2000
APTA
Гонконг
10 августа 2000
Южная Корея
30 августа 2002
Китай
25 сентября 2020
Стран показа: 8
Кикудзиро — это.
.. Что такое Кикудзиро?
«Кикудзи́ро» (яп. 菊次郎の夏 Кикудзиро: но нацу?, «Лето Кикудзиро») — восьмая работа Такэси Китано, Япония, 1999.
Сюжет
Действие фильма происходит в Японии, в наши дни. Масао, маленький мальчик, учится в школе и живёт с бабушкой, но начались летние каникулы и все друзья уехали отдыхать, а Масао некуда ехать. Найдя дома в шкафу открытку с адресом матери, Масао отправляется на её поиски, но встречает бывшую бабушкину соседку с мужем, которая просит мужа помочь Масао в его поисках. Об их приключениях, дороге, взаимоотношениях этой странной парочки и рассказывает этот удивительно добрый фильм.
Краткое содержание
Герой фильма по имени Кикудзиро не может похвастаться умом и хорошим вкусом. Он не любит работать и не умеет плавать, но зато может сквернословить и жульничать. Кикудзиро обожает азартные игры и нередко разрешает жизненные проблемы при помощи кулака. Но случилось так, что именно этого наглого и безответственного субъекта судьба выбрала на роль компаньона и защитника для крошечного, ангелоподобного и очень одинокого мальчика по имени Масао. Тихий и молчаливый малыш Масао мечтает увидеть свою мать, которая давно переехала на побережье, оставив ребенка на попечение бабушки. Вместе с великовозрастным хулиганом Кикудзиро мальчик отправляется к морю на поиски матери. Эту невероятно странную парочку ждет захватывающее и полное приключений путешествие.
В ролях
- Бит Такэси — Кикудзиро
- Юсукэ Сэкигути — Масао
- Нэдзуми Мамура — Путешественник
- Грейт Гидайю — Толстый байкер
- Раккё Идэ — Лысый байкер
- Каёко Кисимото — Жена Кикудзиро
- Кадзуко Ёсиюки — Бабушка Масао
- Юко Дайкэ — Мать Масао
- Бит Киёси — Человек на остановке
Интересные факты
- Кикудзиро — имя отца Такэси Китано
- Комментарии режиссёра:
«После „Фейерверка“ я почувствовал, что мои фильмы стереотипны, „главарь банды, насилие, жизнь и смерть“, и мне трудно отождествлять себя с ними. Поэтому я решил сделать фильм, который никто не мог бы предсказать. По правде говоря, сюжет данного фильма принадлежит к жанру, который вне моей компетенции. Но я всё равно решил снять этот фильм, чтобы доказать себе, что я справлюсь с обыкновенной историей и сделаю ее полностью своей, со своей режиссурой. В действительности, хотя история самая обычная, я провел огромное количество экспериментов с образами, и думаю, что получился довольно странный авторский фильм полностью под моей маркой. Думаю продолжить обманывать ожидания зрителей, в положительном смысле».
Призы
- Лучший актёр (Такэси Китано), Valladolid International Film Festival, 1999
- Лучшая актриса второго плана (Каёко Кисимото), Award of the Japanese Academy, 2000
- Лучшая музыка к фильму (Дзё Хисаиси), Awards of the Japanese Academy, 2000
- Приз ФИПРЕССИ Такэси Китано «за восприятие драмы одиночества и самоуглубления с оригинальным чувством смешного и за богатейшее индивидуальное режиссёрское видение мира», 1999
Когда я был маленьким, я почти не говорил со своим отцом. Он пил, дрался, и я прятался от него под кроватью. Фильм «Кикудзиро» начался с того, что я захотел рассказать историю о ком-то, кто мог бы быть моим отцом, хотя практически ничего не знаю о реальных взаимоотношениях отца и сына. Я специально дал главному герою театральное, а не обычно японское имя, чтобы сохранить дистанцию. Такэси Китано[1] |
Примечания
- ↑ Источник цитаты:
- Weekend кинофестиваль. Ежеквартальное приложение к журналу Коммерсантъ Weekend. Выпуск первый. 2008. — С. 15.
Ссылки
Такеши Китано
Такеши Китано родился в рабочем квартале Токио. В молодости он успел поработать лифтером, привратником, официантом, узнать строгие нравы могущественной якудзы. Он до сих пор не любит отвечать на вопросы, касающиеся детства и отношений с японской мафией. Но все ответы есть в его фильмах. Именно эти две темы сопровождают режиссера на протяжении всей его карьеры. Насилие и любовь, смерть и рождение..
В 1971 году Китано вместе со своим другом Киёши Канеко создает комический дуэт «Два четвертака» (Two Beats). Позже, когда о былом сотрудничестве останутся только воспоминания, он возьмет псевдоним Beat Takeshi в память о первых шагах в шоу-бизнесе. Поначалу «Два четвертака» выступали в стрип-клубах, развлекая публику в перерывах между стриптизом. Только через два года поступило предложение от телепродюсера, а в 1976 году Китано и Канеко получили приз одной из японских телекомпании как лучший комический дуэт. Количество передач, в которых принимал участие Такеши, стремительно росло.
В 1983-м на экраны выходит картина Нагисы Осимы «Счастливого Рождества, мистер Лоуренс». Она была восторженно встречена в Европе, в том числе в Канне, но в Японии ее не оценили. Роль сержанта Хары, исполненная Китано, вызвала у японской публики много вопросов – ведь на протяжении двух часов любимый комик ни разу не пошутил.
В 1989-м Китано дал согласие на съемки в фильме «Жестокий полицейский», японском варианте иствудовского «Грязного Гарри», но ни один режиссер не захотел подстраиваться под актера, у которого был напряженный график на телевидении. Продюсеры пошли на риск и предложили ставить картину самому Китано. Так актеру впервые пришлось возглавить съемочный процесс, и с этой задачей он успешно справился.
Пришло время сделать окончательный выбор между телевидением и кино, и Китано колебался не долго. В 1990-м на экраны выходит «Точка кипения» – запутанная история о токийских подростках, помешавших якудза, и пытающихся найти выход из непростой, грозящей им смертью ситуации. Герой Китано появляется во второй половине фильма и погибает за десять минут до конца, но является едва ли не самым ярким персонажем картины.
В 1992-м и 1994-м режиссер пробует себя в жанровых лентах – « Сцены у моря » и « C нял кого-нибудь?» Они не принесли Китано успеха, но между этими фильмами появляется «Сонатина», после которой режиссер зачисляется в пантеон классиков японского кинематографа.
В 1994-м Китано попадает в аварию, которая на всю жизнь «отпечатывается» на лице режиссера. По его словам, он понял, что должен измениться. В 1996-м Китано снимает картину «Ребята возвращаются», в которой есть уже привычный антураж – драки, убийство, мужская дружба, – но изменился киноязык, при помощи которого режиссер рассказывает свою историю.
«Фейерверк», снятый в 1997 году, стал один из лучших японских фильмов десятилетия. После оглушительного успеха этой картины любая новая работа Китано вызывает неизменный интерес зрителей и критики. За следующую, «Кикуджиро», он был награжден призом ФИПРЕССИ на Каннском МКФ.
В 2000-м Китано снимается в «Табу» Нагисы Осимы, исполняя роль наставника самурайского отряда Тошизо Хиджиката. В том же году на экраны выходит гангстерский фильм «Брат якудзы» – попытка совместить японский колорит и американские просторы. Решив отдохнуть от режиссерского бремени, Китано снимается у японского классика Киндзи Фукасаку. « Королевская битва » стала одной из наиболее громких и обсуждаемых премьер 2001 года. В 2002-м на Венецианском кинофестивале Китано представил свою очередную режиссерскую работу « Куклы » – альманах из трех историй, связанных темой одиночества, поиска свободы, духовного очищения. Год спустя он привозит в Венецию « Затойчи ». Фильм примечателен тем, что в нем Китано впервые обратился к теме исторического прошлого Японии, а в 2005-м вышел «Такешиз» – абсурдистская комедия о закулисной жизни шоу-бизнеса.
В 2008-м на Московском МКФ бы награжден спецпризом за вклад в мировой кинематограф.
Избранная фильмография Такеши Китано
Режиссер:
2008. АХИЛЛЕС И ЧЕРЕПАХА/ ACHILLES TO KAME/
2007. БАНЗАЙ, РЕЖИССЕР /KANTOKU BANZAI!/
2007. У КАЖДОГО СВОЕ КИНО /CHACUN SON CINEMA OU CE PETIT COUP AU COEUR QUAND LA LUMIERE S’ETEINT ET QUE LE FILM COMMENCE, segment ONE FINE DAY/
2005. ТАКЕШИЗ /TAKESHIS/
2003. ЗАТОЙЧИ /ZATOICHI/, премия Японской киноакадемии за лучший монтаж, спецприз и приз зрителей на МКФ в Венеции, Гран-при и приз зрителей на МКФ в Каталонии, приз зрителей на МКФ в Торонто
2002. КУКЛЫ /DOLLS/
2000. БРАТ ЯКУДЗЫ /BROTHER/
1999. КИКУДЖИРО /KIKUJIRO NO NATSU/
1997. ФЕЙЕРВЕРК /HANA-BI/, премия Европейской киноакадемии, Гран-при МКФ в Венеции, номинация на премию «Сезар» за лучший иностранный фильм, премия Французской гильдии кинокритиков за лучший иностранный фильм, приз зрителей на МКФ в Сан-Паулу
1996. РЕБЯТА ВОЗВРАЩАЮТСЯ /KIDZU RITAN/
1994. СНЯЛ КОГО-НИБУДЬ? /MINNA YATTERUKA/
1993. СОНАТИНА / SONATINE /, приз критики на МКФ «полицейского фильма» в Коньяке
1992. СЦЕНЫ У МОРЯ /SCENE AT THE SEA/ ANO NATSU, ICHIBAN SHIZUKANA UMI/
1990. ТОЧКА КИПЕНИЯ /BOILING POINT/ 3-4X JUGATSU/
1989. ЖЕСТОКИЙ ПОЛИЦЕЙСКИЙ /VIOLENT COP/ SONO OTOKO, KYOBO NI TSUKI/
Актер :
2008. АХИЛЛЕС И ЧЕРЕПАХА / ACHILLES TO KAME/
2007. БАНЗАЙ, РЕЖИССЕР /KANTOKU BANZAI!/
2007. У КАЖДОГО СВОЕ КИНО /CHACUN SON CINEMA OU CE PETIT COUP AU COEUR QUAND LA LUMIERE S’ETEINT ET QUE LE FILM COMMENCE, segment RENCONTRE UNIQUE/, реж . Мануэль де Оливейра
2005. ТАКЕШИЗ /TAKESHIS/
2004. КРОВЬ И КОСТИ / BLOOD AND BONES /, реж. Юоши Саи
2003. ЗАТОЙЧИ /ZATOICHI/
2003. КОРОЛЕВСКАЯ БИТВА-2 / BATTLE ROYALE 2/, реж. Кинджи Фукасаку
2000. КОРОЛЕВСКАЯ БИТВА /BATTLE ROYALE/ , реж. Кинджи Фукасаку
2000. БРАТ ЯКУДЗЫ /BROTHER/
1999. ТАБУ /GOHATTO/
1999. КИКУДЖИРО /KIKUJIRO NO NATSU/
1998. ТОКИЙСКИЕ ГЛАЗА / TOKYO EYES /, реж. Жан-Пьер Лимузен
1997. ФЕЙЕРВЕРК / HANA — BI /
1995. ГОНИН / GONIN /, реж. Такаши Ишии
1995. ДЖОННИ-МНЕМОНИК / JOHNNY MNEMONIC /, реж. Роберт Лонго
1994. СНЯЛ КОГО-НИБУДЬ? / MINNA YATTERUKA /
1993. СОНАТИНА / SONATINE /
1990. ТОЧКА КИПЕНИЯ /BOILING POINT/ 3-4X JUGATS/
1989. ЖЕСТОКИЙ ПОЛИЦЕЙСКИЙ / VIOLENT COP/ SONO OTOKO, KYOBO NI TSUKI/
1983. СЧАСТЛИВОГО РОЖДЕСТВА , МИСТЕР ЛОУРЕНС / MERRY CHRISTMAS, MR. LAWRENCE/ , реж. Нагиса Осима
Такеши Китано – биография, фото, личная жизнь, жена и дети, рост и вес 2021
Биография Такеши Китано
Такеши Китано — японский режиссер, актер, комик, сценарист, телеведущий, один из самых влиятельных деятелей культуры в стране. Расцвет его телевизионной карьеры пришелся на 80-е годы, после чего он переключился на режиссуру.
Японский режиссер Такеши Китано
Фильмы Китано («Фейерверк», «Куклы», «Беспредел», «Затоiчи», «Кикуджиро») неоднократно были отмечены наградами Каннского и Венецианского кинофестивалей. Китано является режиссером, сценаристом, ключевым актером и даже монтажером практически всех своих работ.
Детство и юность
Китано родился 18 января 1947 в многодетной семье из Адаки, бедного района Токио. Его отец был маляром, мама – инструктором на фабрике; родители с трудом могли прокормить четверых детей. Младший Такеши, по его воспоминаниям, был любимчиком старшей сестры и двух братьев.
Такеши Китано в молодости
Есть предположение, что отец Такеши на самом деле состоял в японской мафии якудза, и именно поэтому режиссер так искусно передал повадки мафиози в трилогии «Беспредел».
Вместе с друзьями мальчик много времени проводил на улице, пытаясь заработать или даже украсть средства на еду. Тем не менее, в школе он учился хорошо, всегда был первым в точных науках. Об этих беззаботных днях жизни он рассказал в довольно автобиографичном фильме «Ребята возвращаются» 1996 года.
Возможно, отец Такеши Китано состоял в мафии
Деньги на образование Такеши копили братья, ибо отец был заядлым игроком и спускал почти все, что зарабатывал. Благодаря их поддержке Китано удалось окончить колледж и в 1965 году поступить на отделение машиностроения университета Мэйдзи. В то время его заветной мечтой было устроиться на завод Хонда.
Первые шаги к успеху
В университете Китано осознал пропасть между собой и обеспеченными однокурсниками. Это в сочетании с его склонностью к авантюрам побудило юношу принять участие в студенческих манифестациях 60-х годов. На лекциях он появлялся редко, проводя время в квартале Асакуса – «токийском Монмартре».
Он бросил университет и устроился лифтером в Театр стриптиза. Заведением в те годы руководил комик Сендзабуро Фуками, который вскоре осознал потенциал молодого человека. Китано начал ассистировать ему при создании юмористических скетчей, а со временем Фуками начал смотреть на Такеши как на своего ученика.
Такеши Китано начал карьеру как комик
Первый выход Китано на сцену состоялся случайно: заболел один из второплановых актеров с бессловесной ролью, он подменил его. После дебюта Китано начали использовать и в других постановках. Он старался стать универсальным актером, который умел бы делать все на свете, например, играть на пианино и бить чечетку.
В 70-е в Японии был популярен жанр мандзай — комические дуэты, основанные на противопоставлении персонажей: разумного «цуккоми» и нелепого «бокэ». Вместе с другим начинающим комиком Дзиро Канэко Китано создал дуэт «Два бита». Шутки, которые позволяли себе актеры, выходили за рамки приличия, в фокус внимания попадало все, чем жили простые японцы: цены, общественная жизнь, любовь, политика. Публика встречала дуэт овациями, скетчи стали транслировать по радио, а затем и по телевидению.
Попав на телевидение, Китано взял себе псевдоним Бит Такеши. После распада дуэта из-за амбиций Китано, молодой человек работал телеведущим. Порой он был лицом сразу восьми передач на одном канале.
Такеши Китано долгое время работал на телевидении
Пожалуй, самой известной передачей Китано было развлекательно-спортивное шок «Замок Такеши», выходившее в эфир японского ТВ с 1986 по 1989 год. Его участники должны были достигнуть «замка», в котором сидел ведущий, преодолев полосу препятствий. Победитель получал 1 миллион иен (около 8 тысяч долларов по курсу того времени), однако за три года существования шоу это удалось всего девятерым.
В молодости будущий режиссер вел развлекательное шоу «Замок Такеши»
Режиссер
Первой значимой ролью Такеши Китано в кино стал сержант Гено Хара из японо-американской военной драмы «Счастливого рождества, мистер Лоуренс» с Дэвидом Боуи в главной роли. До этого актер появлялся в паре японских боевиков, о которых мало кто знает за пределами Японии.
Режиссерский дебют Такеши Китано состоялся в 1989 году. Фильм «Жестокий полицейский» сначала снимал режиссер Киндзи Фукасаку, но из-за болезни отказался от работы. Продолжить съемки предложили Китано, который исполнял главную роль – неуравновешенного полицейского Азумы. В будущем он продолжил эту традицию и играл главных персонажей почти что в каждом своем фильме.
Такеши Китано снял первый фильм «Жестокий полицейский»
Следующий фильм – «Точка кипения» – вышел в 1990 году и был высоко оценен критиками и отмечен специальным призом Туринского кинофестиваля. Как утверждают критики, уже во второй работе Китано сформировал свой режиссерский стиль: длинные дубли, минимум движения камеры, короткие диалоги, ехидный юмор и нежданное насилие.
Кадр из фильма «Точка кипения»
В 1991 году в свет вышел «Запах моря» – драма о глухом старьевщике, который однажды нашел на свалке сломанную доску для серфинга и научился покорять волны.
Кадр из фильма «Сонатина»
Одна из лучших работ режиссера — фильм «Сонатина», ставшая для него переходным этапом. Здесь Китано, излюбленными героями которого являются якудза и люди «дна», вновь обращается к теме насилия. Сам он играл члена якудза из Токио, которого босс отправил на Окинаву, чтобы прекратить размолвки между местными гангстерами.
Авария и дальнейшая карьера
В 1994 году Китано, страстный мотоциклист, попал в страшную аварию. Правую половину лица актера парализовало, он начал хромать. После инцидента, чуть не отправившего его на тот свет, он на время ушел из кино и начал рисовать, при этом делал успехи: издательства иллюстрировали его работами художественные книги, галереи проводили персональные выставки Китано, многие диски с саундтреками к фильмам были украшены его картинами.
К слову, его картины можно увидеть в фильме «Фейерверк» 1997 года, лучшем, с точки зрения многих критиков, фильме Такеши Китано. Несчастье изменило отношение Китано к жизни и творчеству. В «Фейерверке» проявляется куда меньше насилия и гораздо больше рассуждений о жизни и смерти. «Фейерверк» – это история бывшего полицейского и его смертельно больной жены. Лента имела международный резонанс и получила высшую награду 54-го Веницианскоого кинофестиваля
Кадр из фильма «Фейерверк»
Не менее известная картина «Куклы» (2002) интересна тем, что при ее создании Китано обратился к японскому фольклору и традициям, черпая вдохновение в национальных куклах бунраку. Для этого фильма костюмы делал его друг и модельер Йоджи Ямамото.
Такеши Китано. «Куклы». Трейлер
В 2003 году режиссер выпустил одиннадцатый фильм, который переносил зрителей в Японию прошлого. Главным героем стал герой народного фольклора, слепой массажист Затоичи, мастерски владеющий клинком. Фильм вновь шокировал кровавым насилием и поднимал извечную проблему противостояния Добра и Зла.
Тепло был встречен фильм 2008 года «Ахиллес и Черепаха» – о художнике Матису, который не оставляет искусство, несмотря на отсутствие признания.
«Ахиллес и Черепаха». Трейлер
В 2010 году состоялась премьера «мафиозного» боевика «Беспредел», первой части одноименной трилогии Такеши Китано. Режиссер вернулся к излюбленной тематике, рассказав зрителям о жестоком противостоянии влиятельных кланов якудза. Второй фильм трилогии увидел свет в 2012 году. Между второй и финальной частями трилогии в 2015 году вышла кринимальная комедия Китано «Рюдзо и семеро бойцов» редкий фильм режиссера, где его персонаж находится не в центре сюжета.
Такешин Китано снял 19 фильмов
Личная жизнь Такеши Китано
Китано провел бурную молодость и не чурался плотских удовольствий. На своей половинке, комедийной актрисе Мики Мацуда, режиссер женился в 1979 году. В браке родилось двое детей — сын Ацуси и дочь Сёко.
Такеши Китано женат, у него двое детей
Режиссер известен непростым характером. В молодости, разозленный папарацци, он ворвался с друзьями в редакцию журнала «Фрайдер» и жестоко избил всех находившихся внутри. С тех пор журналисты опасаются задавать мэтру японского кинематографа слишком откровенные вопросы.
В автобиографии, записанный Мишелем Темманом, Китано заявляет, что главное для него — постоянно работать. Китано занимается живописью, пишет книги, рассуждая о японском обществе, продолжает интересоваться математикой.
Одна из картин Такеши Китано
В 2004 году университет Мэйзди в конце концов выдал ему диплом.
Такеши Китано продолжает пополнять свою фильмографию
Китано изучает европейский и американский кинематограф. Он восхищается работами Стэнли Кубрика, Ингмара Бергмана, Альфреда Хичкока.
Такеши Китано сейчас
С возрастом Китано не сбавляет темп, доказательством чего является вышедший в прокат в 2017 году фильм «Призрак в доспехах», где он играет наставника героини Скарлетт Йоханссон.
Такеши Китано в фильме «Призрак в доспехах»
А в августе 2018 года российские зрители смогли увидеть третью, финальную часть мафиозной саги «Полный беспредел».
Кадр из фильма «Полный беспредел»
Известно, что в 2021 году режиссер работал над фильмом «Аналог» по собственному сценарию, в котором он будет играть также главную роль. Дата выхода фильма пока не известна.
Обнаружив ошибку в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Kikujiro (1999) — Kikujiro (1999) — User Reviews
Я думаю, что Kikujiro в основном об одиночестве.
Персонаж Такеши и мальчик Масао внешне кажутся совершенно разными. Takeshi’s раздражает людей, он громкий и грубый. Масао тихий и грустный.
Но на самом деле это один и тот же человек: тот, чья жизнь полна разочарований, заброшенности. Они оба чувствуют себя изолированными, как будто никто не может понять. Их можно было бы пожалеть, но никто не мог понять, как они были там, как будто они прожили такую жизнь.
И когда тебе так одиноко, я думаю, тебе становится горько. Весь мир продолжает улыбаться и петь судьбы, в то время как ваша жизнь становится все хуже и хуже, все меньше и меньше причин оставаться в живых.
Масао из-за этого очень замкнут. Со временем, когда он становится старше, я вижу, что он становится все более и более ожесточенным по этому поводу. Может быть, персонаж Такеши сначала тоже был похож на Масао. Одинокий и грустный. А потом, может быть, он подумал: «Почему я должен грустить? Все, что принес мне мир, — это несчастья.Лучше бы я был зол! «, А затем начал намеренно провоцировать и злить людей. В любом случае, почему они должны быть довольны? Но все остальные персонажи, которых они встречают в путешествии, тоже такие. Изоляты, люди на грани общества, люди, которые могут называть себя «контркультурными» или что-то в этом роде.
Я думаю, что действительно важно то, как они меняются в течение фильма. Как будто они могут иметь свободу сидеть без дела весь день, курить и размышлять и в депрессии.Масао — всего лишь ребенок, и все подобные разочарования для него в новинку.
В менее реалистичном фильме, возможно, персонажи будут, в их характерной задумчивой манере, типа: «Эх, у них перерыв, да, малыш». В Кикудзиро они люди. Они могут видеть, насколько он похож на них, как сильно ему больно. И они так измучены, потому что им все еще больно.
Так что они пытаются подбодрить его, играют с ним в игры. Покажите ему такую любовь, которую он никогда не получал ни от кого в своей жизни, которую они никогда не получали.И это так трогательно, потому что они, особенно персонаж Такеши, начинают понимать, что это не так уж плохо, не так безнадежно. То, что все любят и все плачут, и то, что их жизнь была особенно хуже, чем у других, не означает, что они не могут достичь взаимопонимания и прийти к взаимопониманию.
Длинные кадры фильма иногда кажутся бессмысленными, как будто они есть просто потому, что это часть режиссерского стиля. Но в других случаях они действительно работают, особенно в более эмоциональных сценах.Они помогают сказать больше, чем любая нелепая грустная симфоническая музыка.
И музыка, которая прерывистая и играет на одну тему, тоже действительно хороша. Это не похоже на какое-то преднамеренно трагическое клише, но все же вносит большой вклад в настроение фильма и в некоторых моментах помогло мне расплакаться.
Некоторые негативные отзывы, которые я читал, называют Кикудзиро поверхностным или эмоционально манипулятивным, но я этого совсем не вижу. Все это очень человечно и не навязывает вам никакой морали, кроме того, что, я думаю, вы не так одиноки.И кажется, что это исходит от кого-то, кто был один, кто испытал эту невероятную печаль, а также победил ее. И я думаю, это значит больше, чем я могу выразить словами.
6 из 9 человек, считающих этот материал полезным.
Был ли этот обзор полезным? Войдите, чтобы проголосовать.
Постоянная ссылка
Что я делал прошлым летом: крупный план «Кикудзиро» Такеши Китано в блокноте
Крупный план — это колонка, в которой освещаются фильмы, которые сейчас идут на MUBI. Kikujiro Такеши Китано (1999) демонстрируется 23 марта — 22 апреля 2017 г. в Соединенном Королевстве в серии Kitano x 3.
1
С каждым просмотром, Kikujiro Такеши Китано становится все более прозрачным. Пробелы очевидны: хотя фильм — это история Масао, маленького мальчика, ищущего свою отчужденную мать, и Кикудзиро, бывшего якудза, вынужденного сопровождать его, они и незнакомцы, с которыми они сталкиваются, существуют без особой предыстории.Сонный Масао (Юсуке Сэкигучи) говорит только коротким шепотом. Между тем, Кикудзиро (Такеши Китано) большую часть фильма тратит на азартные игры на деньги, которые они тратят на трековые велосипедные ипподромы, только для того, чтобы развить в себе такое тонкое сострадание, что он сам этого не замечает. Проще говоря, пленка представляет собой размытие или серию размытых изображений.
Но именно из-за отсутствия взаимосвязанности Kikujiro с возрастом только улучшились, хотя его массовая популярность побудила многих отбросить его как симпатичный, но переоцененный.Фильм никогда не был законченным, всегда представлял собой не более чем набор виньеток. Эти виньетки напоминают неплотно переплетенные страницы дневника Масао о летних каникулах, озаглавленного «Что я сделал прошлым летом». Kikujiro заимствует свою структуру из этого журнала, начиная каждый выпуск с новой страницы. Журнал информирует не только о форме фильма, но и о его повествовании, отфильтрованном через сухой, бесцельный и необычный юмор ребенка, предавшегося глупости без излишней иронии.
В «Книгах старых забытых детей» Вальтер Бенджамин пишет, что дети собирают мусор из рук взрослого общества, чтобы создать «меньший мир вещей внутри большего». В зрелом возрасте, в отличие от детства, ожидается, что части будут соединяться воедино. Кикудзиро, , значит, Масао создал меньший мир, состоящий из обломков. Со своим дневником Масао, а не режиссер Китано, настоящий и очаровательный автор фильма, создавший кино из произведений.Когда он обнаруживает скрытую фотографию своей матери, держащей его в младенчестве, незавершенность фотографии настолько радует, что он немедленно пакует свой рюкзак и выходит за дверь. У нас нет выбора, кроме как следовать его сладкому поиску.
2
В интервью изданию Sight & Sound Китано объясняет, что хотел снять дорожный фильм, что-то вроде Волшебник из страны Оз . Это удачное сравнение; И Волшебник из страны Оз , и Кикудзиро отдают предпочтение следу воспоминаний над их конкретной логикой.Дороти снится сон, что она находится в Стране Оз. Была ли она на самом деле в Стране Оз — или если Оз вообще существует — имеет меньшее значение, чем тот факт, что сон изменил ее жизнь. Точно так же Kikujiro мало заботится о материальной веревке, связывающей лето Масао или обеспечивающей реализм происходящих событий. Почему мужчины, полуодетые, как фрукты, рыбы и осьминоги, танцуют в озере? Кто те любители жонглирования и брейк-данса, которые преподносят Масао рюкзак с прикрепленными крыльями ангела? Космические сны Масао предполагают, что все — лишь плод его воображения? Вместо того, чтобы задавать такие вопросы, Kikujiro смакует тот факт, что лето произошло; и благодаря лету Масао никогда не будет прежним.Конечно, дорожные фильмы по своей сути — это фильмы о дорогах, а не о пунктах назначения.
Пункт назначения — это место и воображаемое событие: Тоёхаси, город, где сейчас проживает мать Масао, и долгожданное воссоединение. Но точно так же, как Волшебник страны Оз был не более чем обычным человеком, спрятанным за занавеской, мать Масао оказывается не более чем человеком. После долгой прогулки Масао и Кикудзиро приходят к ней домой и останавливаются на некотором расстоянии, когда внезапно мать Масао открывает дверь.Она никогда не смотрит в их сторону, вместо этого поворачивается спиной, чтобы присоединиться к своему мужу и их ребенку, девушке примерно возраста Масао. Прежде чем Кикудзиро смог заблокировать его обзор, Масао увидел все. Понимая, что их конечная точка — это еще не конец, они двое продвигаются вперед в погоне за дальнейшим приключением.
3
Такеши Китано утверждает, что, в отличие от других режиссеров, он создает образы насилия, которые причиняют боль. Эта боль включает в себя как боль самого насилия — выстрел в голову, удар в лицо — так и болезненную природу неожиданности насилия, то, как оно разворачивается незаметно, а затем проявляется в виде спорадических вспышек.Тем не менее, в безумие жестоких эпизодов Китано есть поток, поскольку они следуют образцу энтропии.
Кикудзиро не имеет столько всплесков, так как содержит несколько струй и искр, которые заставляют Масао и Кикудзиро неоднократно менять курс. Kikujiro также намного более обнадеживает, чем фильмы Китано о якудза, такие как Sonatine (1993) и Outrage (2010), просто потому, что они не приводят своих персонажей к роковому концу хаоса. Но если вместе с Китано мы можем принять во внимание, что насилие — это разрушение, а жестокий мир — это мир, где угроза разрушения постоянна, тогда, возможно, Kikujiro — это жестокий фильм.
Взрослые с добрыми намерениями в жизни Масао пытаются оградить его от страданий. Его бабушка говорит ему, что его мать ушла только потому, что зарабатывает деньги, чтобы поддержать его. Его футбольный тренер призывает его пойти на пляж и повеселиться. Обнаружив, что мать Масао счастлива без него, Кикудзиро восклицает, что они видели не ту женщину и что она, должно быть, уехала. Тем не менее Масао переживает нестабильность из-за своей и без того сложной сиротской жизни, которая приводит к тому моменту, когда он видит свою мать.Удивление момента — разрушение мечты всей жизни — так же больно, как и сам момент, скрытый непреодолимой жестокостью детства. Тем не менее, Кикудзиро и Масао находят время, чтобы двигаться дальше, и другие места, куда можно переместиться, следуя отрывистому ритму мягких фортепианных нот композитора Джо Хисаиси, поскольку даже боль оседает на более широкой дороге.
4
Название фильма — Кикудзиро , а не Масао, и в оригинальном японском языке Лето Кикудзиро , а не Лето Масао. Поскольку фильм существует только в рамках журнала Масао, Кикудзиро является главным героем. Лето Масао — лето Кикудзиро; Лето Масао посвящено Кикудзиро, его заместителю отца. С самого начала очевидно, что этот мужчина не идеальный отец и не идеальный компаньон в поездке Масао. Но он доступен и готов, постоянно обещая отвести Масао к своей матери. Обещание приходит с полным обязательством доставить Масао к его матери любыми средствами. Он без колебаний крадет такси, избивает педофила и, возможно, чтобы убедить мальчика в своих способностях, даже пытается впервые поплавать в бассейне отеля, но вскоре после этого утонет.Для Масао, чей собственный отец скончался, а мать бросила его, единственными искупительными качествами Кикудзиро могут быть самые необходимые качества достойного отца, даже если только на летние каникулы.
Кикудзиро — это также имя отца Такеши Китано, которого Китано описывает как пьяницу, который нечасто с ним разговаривал, и который послужил источником вдохновения для фильма. Тем не менее, в отличие от отца Китано, как описано, вымышленный Кикудзиро присутствует физически и эмоционально. Конечно, доказать, что это потому, что он искренне заботится о Масао, — более сложная задача.Но его присутствия достаточно, чтобы значить для мальчика весь мир, и достаточно, чтобы он не обращал внимания на многие недостатки Кикудзиро. Время от времени он крадется взглядом на большую татуировку якудза на спине Кикудзиро. Но мальчик никогда не связывает это с каким-либо поводом бояться его. Масао также подыгрывает плохим идеям Кикудзиро. Одна из схем заключается в том, чтобы нарисовать лицо Масао настолько отвратительно, что водители почувствовали бы себя обязанными подвезти двоих из жалости; для других шуток Масао позволяет себе быть сообщником, просто следуя за ним.Хотя им нужно время, чтобы привыкнуть друг к другу, помимо крохотных сложностей личности, опыта и навыков Кикудзиро, защита, обеспечиваемая только его внешностью, для Масао является достаточным признаком любви, которой он может доверять.
5
Монтаж пары в одинаковых солнцезащитных очках и рубашках, когда они делают все, что им запрещено делать — трогать статую, сидеть в лодке, ловить рыбу в пруду — подразумевает, что Кикудзиро также живет в маленьком мир его собственного, и это связывает его с Масао так, что отделяет его от других взрослых.Хотя Кикудзиро недостает невиновности Масао, оба следуют своему сердцу, что ставит их против действующих правил. Кикудзиро не чувствует себя виноватым из-за того, что обманом попал в дорогой отель, если это означает завоевание роскоши для себя и Масао; радость, которую испытывает Масао, бегая по травяному полю, затмевает предупреждение о знаке «не входить». Беззаботный характер Кикудзиро не рассматривает эти действия как злонамеренные по своей сути, но как доказательство того, что Кикудзиро и Масао не принадлежат к той же ткани, что и остальная часть их общества.Это достаточная причина для не что иное, как необъяснимо сильная связь между ними, ощущаемая даже в неловких паузах молчания, даже когда планы Кикудзиро с треском проваливаются.
Любовь, которую маленький Масао испытывает к Кикудзиро к концу фильма, наполняет личность Кикудзиро новым смыслом. Прежде чем двое, наконец, расстались, Масао спрашивает имя Кикудзиро. И поскольку Масао — это тот, кто об этом просит, имя, которое мы даем этому лицу, сильно отличается от Кикудзиро, чем агрессивный, глухой гангстер, которого видит мир взрослых.Вместо этого мы знакомимся с Кикудзиро глазами ребенка, связанными с нежными воспоминаниями о лете, прогулкой без направления, нелогичными шутками и подходящими купальниками.
Переиздание Blu-Ray: медленная, трогательная «Kikujiro» Такеши Китано
Blu-Ray-ремастер классики Такеши Китано 1999 года привносит новое определение в мастер-класс искренней дорожной комедии.
Такеши Китано может быть одним из самых выдающихся режиссеров в мире — и художников в целом.До недавнего времени я знал его только как любезного сержанта. Генго Хара в военном фильме Нагисы Осимы « С Рождеством, мистер Лоуренс, » 1983 года, но я мало что знал, что, наряду с его актерскими успехами, Китано также является известным телеведущим, комиком, писателем и кинорежиссером в своей родной стране. Япония. Среди его самых успешных режиссерских работ — знаменитые Hana-bi , Dolls и Kikujiro , все они были переработаны в формате 2K компанией Office Kitano для нового переиздания Blu-Ray.Последний, доступный на Blu-Ray с сегодняшнего дня, представляет собой трогательную дорожную комедию, которую поклонники японского кино обязательно захотят добавить в свою коллекцию.
Кикудзиро в главной роли Китано (под комическим псевдонимом Бит Такеши) в роли Кикудзиро, непосильного игрока из Токио, которого жена (Кайоко Кисимото) заставляет сопровождать маленького мальчика Масао (Юсуке Сэкигучи) в поисках своего давняя мать в нескольких сотнях миль к западу, в Тоёхаси. Одинокий и скромный, Масао готов потакать азартным привычкам Кикудзиро, проводя несколько дней, делая ставки на велосипедные гонки, прежде чем отправиться в путь.После того, как Кикудзиро неизбежно теряет большую часть денег дуэта на гонках, они вынуждены путешествовать автостопом по Японии, попадая в многочисленные неприятные ситуации, встречая бесчисленное количество причудливых персонажей и накапливая много юмористических воспоминаний на своем пути.
Хотя западная драма такого же уровня могла бы дать резкую резкую грань в повороте событий, Кикудзиро вместо этого предпочитает размышлять о маленьких моментах, размышляя над сценами этого странного дуэта псевдо-отец-сын, наслаждающегося своей поездкой с длинные неподвижные кадры, на которых двое наблюдают за своим окружением и тусуются с незнакомцами.Это очень медленный, тихий фильм, в котором даже моменты откровения — некоторые из которых достигают пика душевной боли — передаются без помпезности. Этот стиль не для всех — мой младший брат выручил примерно полчаса, — но те, кто переждет затяжное время выполнения, будут вознаграждены великолепным снимком человеческой настойчивости и дружбы.
Упомянутая дружба, конечно, клише — конечно, невинный ребенок и мудрый скряга становятся лучшими друзьями — но поскольку ей дается так много времени, чтобы развиваться на наших глазах, она никогда не кажется неискренней.Помогает то, что роль Китано создана специально для него (конечно, им самим), мастер-класс в саркастическом, самоуничижительном и сварливом юморе, подорванный теплым, сострадательным сердцем. Также помогает то, что ребенку-актеру Юсуке Секигучи дается очень мало диалогов, что предотвращает любые шансы, что он в конечном итоге будет раздражать.
Kikujiro — слишком медленный фильм, чтобы быть настолько удивительным или шокирующим, и действительно следует многим типичным образам поджанра дорожной комедии. Но, выбирая хитрый медитативный путь взрывному или быстрому, Китано позволяет смеху развиваться из наших долгосрочных обязательств перед персонажами и их приключениями, а не из каких-либо поверхностных стимулов.Он настолько красив, насколько это возможно в фильмах, и теперь, когда он был обновлен в четком формате 2K, поклонники могут увидеть его еще лучше, чем когда-либо.
Blu-Ray включает бонусную характеристику 90-минутного закулисного документального фильма по фильму Jam Session режиссера Макото Шинозаки. Также предлагается специальный бонус в виде картонной футляра с новыми иллюстрациями Мари Бержерон для первых 1000 копий фильма.
Kikujiro теперь доступен на Blu-Ray.
Кэмерон Джонсон
Кэмерон Джонсон — писатель и режиссер, родился в Англии, живет в Мичигане, США, в настоящее время живет в Эннискроне, Ирландия. Он пишет обо всем, что связано с развлечениями, со специализацией в кинокритике. Он работал над фильмами еще в средней школе, когда его короткометражки «Moving Stateside» и «The Random News» участвовали в фестивале детских фильмов West Branch. С тех пор он написал и снял несколько собственных фильмов и работал в разных съемочных группах.Подпишитесь на него в Twitter @GambasUK и посмотрите его ежедневный дневник фильмов на letterboxd.com/gambasUK.
ОБЗОР: Кикудзиро (1999) — FictionMachine
Возьмите Такеши Китано. Он чрезвычайно известная фигура в японской индустрии развлечений. Он начинал как стендап-комик, выступая под именем Бит Такеши. Он начал действовать под тем же именем, и за долгую карьеру он также работал певцом, ведущим ток-шоу, сценаристом, режиссером, редактором фильма, агентом по поиску талантов, поэтом, художником и дизайнером видеоигр.Он по-прежнему ведет свое собственное еженедельное телешоу и регулярно появляется в гостях у других. Несколько лет назад я провел восемь дней в Токио и каким-то образом настроился на ночное телевидение и обнаружил, что он бездельничает в прямом эфире. Он также является профессором Токийского университета искусств.
Вот в чем дело: это Такеши Китано из Японии. В остальном мире он стал известен и широко чествовался почти полностью за свою карьеру в художественном кино. С 1989 года он написал и поставил 18 полнометражных фильмов.Его ранние фильмы, включая Violent Cop, Boiling Point и Sonatine , были всеми фильмами о насильственных преступлениях с участием якудза. Это принесло ему репутацию в англоязычном мире, который в основном снимает фильмы о якудза. Он был задействован в трех англоязычных постановках: он написал сценарий, направил и снялся в фильме Brother (2000), а также снялся в фильмах Johnny Mnemonic (1995) и Ghost in the Shell (2017). В двух случаях он играл гангстера; в третьем он вполне мог быть.
Учитывая все это, фильм Китано 1999 года « Kikujiro » должен был стать настоящим сюрпризом. Это практически единственный его фильм, не связанный с якудза, получивший широкое признание за пределами Японии, хотя последующие фильмы обычно получали небольшую, но благодарную культовую аудиторию. Китано играет главного героя: эгоистичного, грубого, в целом резкого мужчину средних лет. Любые деньги, которые он кладет в карман, он немедленно проигрывает. Он регулярно пытается обмануть людей, чтобы получить то, что он хочет, — а то, что он хочет, всегда мелочь и мелочь.Фильм начинается с того, что Кикудзиро становится воспитателем ребенка.
Масао (Юсукэ Сэкигучи) — молодой мальчик в первый день школьных каникул. Он живет дома с бабушкой — его мать с детства работала вне дома, и он никогда ее не встречал. Все его друзья уезжают из города в отпуск, и, обнаружив в письме адрес своей матери, Масао решает проехать несколько сотен километров, чтобы навестить ее. Он встречает Кикудзиро и его жену через несколько минут после выхода из дома, и жена отправляет Кикудзиро в качестве опекуна мальчика, извиняясь перед бабушкой.Затем фильм следует за их путешествием в Тоёхаси и обратно в эпизодическом формате.
Это сенсационное путешествие с характерным тоном, которое делает его почти полностью похожим на другие фильмы подобного рода. Во-первых, Кикудзиро действительно ужасный человек. Он груб, ленив, незрел и совершенно не подходит для ухода за ребенком. В середине фильма есть одна критическая сцена, где он оказывается на личном перекрестке — в состоянии изменить то, как он живет, и взять на себя ответственность, — и явно решает продолжать быть эгоцентричным мизантропом.
В фильме также рассказывается неожиданно удручающая история. Воссоединение Масао с матерью — не то, чего он ожидал, и уж точно не то, чего хочет Кикудзиро. В одной из ранних сцен Кикудзиро покидает Масао поздно ночью, чтобы поесть в ресторане, но, выйдя из него, обнаруживает, что его почти забрал педофил. В другом притворное гангстерское отношение Кикудзиро имеет эффектные неприятные последствия и заканчивается тщательным избиением. Что делает фильм замечательным, так это то, что перед лицом огромного количества довольно мрачных, тревожных событий сюжета он продолжает оставаться невероятно смешным.Ситуации абсурдны, но изложение простое и прямолинейное; а потому замечательно забавный. Заключительный акт, в котором Кикудзиро и Масао разбили лагерь с двумя байкерами и странствующим поэтом, удивительно трогателен: в основном четверо мужчин совершенно не подходят для воспитания детей, давая ребенку праздник, которого он заслуживает.
Китано снимает фильм в очень традиционном японском стиле, напоминающем школу мысли Мидзогути, и наполняет его длинными статичными визуальными эффектами и эллипсами.Он особенно любит полностью исключать действия, а вместо этого представляет только начало и последствия. Его избиение якудза прерывает спокойный разговор с ним, лежащим без сознания на земле. Один нарочито абсурдный кулачный бой происходит в длительном статическом дальнем плане и почти полностью позади фургона. Это может показаться странным способом снять фильм, но это техника, которая помогает развить большую часть комедии. Это настоящая жизнь со сбритыми острыми кусочками: мелкими, мелочными и нелепыми.
Кроме того, Такеши Китано такой необычайно выразительный актер. Поначалу он всегда кажется бесчувственным, с морщинистым лицом, которое не двигается. Его постоянно суженные глаза кажутся маленькими черными точками. Его диалоги обычно редки. Затем вы начинаете замечать маленькие выражения лица. Поджатые губы. Потирание носа. Вздохи. Внезапно за его персонажами стоит целый мир перформанса, всегда занимательного и удивительно тонкого. Он никогда не отдает себе много работы в собственных сценариях, но он работает над тем, что ему дано, в совершенстве.Нежная и яркая музыка к фильму написана Джо Хисаиси, наиболее известным по музыкальным произведениям к анимационным фильмам Хаяо Миядзаки. Kukijiro представляет собой одни из его лучших работ.
Это замечательный фильм. Это так необычно грустно, но так до смешного весело. Это отличный пример того, почему Китано — сценарист, ведущий актер, редактор и режиссер фильма — такой смехотворно талантливый человек. Это один из лучших его фильмов за все время. Это один из величайших фильмов японского кино.
Более ранняя версия этого обзора была ранее опубликована по адресу The Angriest 9 июля 2015 года.
Нравится:
Нравится Загрузка …
Связанные
Kikujiro Обзор | Фильм — Империя
Немного заброшенный Масао (Сэкигучи) хочет отправиться на большое расстояние, чтобы увидеть свою настоящую мать, и привязывается к сварливому, оппортунистическому старому Кикудзиро (Китано), который вряд ли является хорошим образцом для подражания. В серии мини-приключений они согревают друг друга, и в конце концов оба отправляются на встречу с женщинами, которые привели их в этот мир.
Такеши Китано снял этот более добрый и мягкий фильм, потому что он беспокоился, что его слишком отождествляют с насилием коп-якудза в его самых известных работах. Он по-прежнему изображает себя бездельником, чрезмерно любящим запугивать людей и уходить с их деньгами, но здесь он изменился, научившись сочувствовать брошенному ребенку, с которым он сначала ужасно обращается. Дозы ультра-насилия, столь запоминающиеся в «Сонатине» и «Хана-Би», повторяются, но между редакциями происходят побои — или, в одном случае, в очень длительном кадре, — что делает действие комичным.
Как сильно сигнализирует мучительный крик Кикудзиро: «Он такой же, как я!», Масао — из тех умных, но брошенных детей, которые легко могут вырасти и превратиться в головорезов-неудачников, как старик. По дороге они оба прилагают огромные усилия, чтобы увидеть своих матерей, которые закрыли их от их жизни, но воздерживаются от противостояния им: мать Масао, у которой есть совершенно новая счастливая семья и идеальный загородный дом, кажется более сильной. предательница, чем Кикудзиро, которая просто несчастная старушка, грубая со всеми в своем доме отдыха.
Хотя сладостно-горький финал настолько предрешен, что Китано даже ставит его первым, а затем рассказывает историю в ретроспективе, это фактически позволяет череду второстепенных персонажей — жонглера и имитатора роботов, путешествующего потенциального поэта. , и два наименее угрожающих ангела ада в кино. Китано воспроизводит свой проверенный образ на экране: сутулый, но быстро вызывающий гнев, причудливый, но тиранический, гранитный снаружи, но внутри каша. Но торжественный молодой Секигучи — настоящая находка, дополняющая своего коллегу по фильму и никогда не становящаяся столь же мерзкой, как мальчишки, готовые к голливудскому римейку.
Новое и более мягкое направление для Китано, который, кажется, смягчается (наконец). Это может быть просто прихотью, но это нарисовано горьковато-сладкой кистью.
Кикудзиро (Кикудзиро но Нацу, 1999, Такеши КИТАНО)
Такеши Китано ведет скорее двойную жизнь. Здесь он выглядит как автор-индивидуалист, чьи попытки возродить жанр якудза в 1990-х годах такими жестокими работами, как Violent Cop (Sono Otoko, Kyobo ni Tsuki, 1989) и Boiling Point (3-4X Jugatsu, 1990), принесли ему много денег. успеха на международной арене (не говоря уже о некоторых незабываемых выступлениях в фильме Осимы Merry Christmas, Mr.Лоуренс, а затем в фильме Роберта Лонго «Джонни Мнемоник»), на своей родине он до сих пор регулярно появляется на телевидении в прайм-тайм в своей основной роли комика и всестороннего медиа-магната.
Для японцев он всегда будет тем же «Битом» Такеши, который более десяти лет играл шутом над «Битом» Киёши в двойном акте манзай «Два удара» (Tsuu Biito), его работа в кино — это то, над чем он работает. сторона рядом с газетными колонками, книгами, записями, производственной компанией Office Kitano, картинами, сетью ресторанов…
С этой точки зрения Кикудзиро стал неожиданностью для иностранной публики, ожидавшей чего-то большего, чем предыдущая работа режиссера Хана-Би (1998), которая получила премию Золотого льва в Венеции, но с учетом того, что некоторые из них более типично идиосинкразические работы режиссера, такие как «Сцена у моря» (Ано Нацу, Ичибан Шизука на Уми, 1991) и «Получать что-нибудь? (Minna Yatteruka ?, 1994) никогда не были так широко распространены за пределами Японии, возможно, это не так уж и удивительно.В этом свете, возможно, Кикудзиро можно рассматривать как попытку Китано представить эту другую сторону своей личности шоу-бизнеса остальному миру. Более цинично, однако, Кикудзиро представляет собой довольно скомпрометированную попытку заработать на своем фестивальном успехе чем-то более причудливым и угодным публике, а также взятием листа на Центральную станцию награды Академии 1998 года бразильского режиссера Уолтера Саллеса, что лучше способ преодолеть лингвистические и культурные границы, чем посредством дорожного фильма с участием симпатичного ребенка?
Когда остальные дети в школе собираются на летние каникулы, Масао (Секигучи), молодой парень, который живет со своей бабушкой, оказывается дома один.Не имея ничего лучшего, он отправляется навестить свою отчужденную мать в Тоёхаси, которую не видел с детства. Между тем, когда бестолковый негодяй Китано, безработный подражатель гангстера Кикудзиро, тоже обнаруживает, что тоже немного не в себе, жена отправляет его с 50 000 йен в карман, чтобы сопровождать молодого негодяя и удостовериться, что он доставлен. безопасно. Сразу же грубый и раздражительный ребенок-мужчина направляется со своим подопечным на велосипедную дорожку и тратит весь свой бюджет на поездку, но деньги или нет, вместо того, чтобы вернуться, чтобы столкнуться с гневом своей проницательной жены, двое, несмотря ни на что, продолжают серия приключений, которые навсегда изменят их жизнь.
Для тех, кто более знаком с его творчеством, в этой теплой комедии Китано почти кажется, что он сознательно потворствует одобрениям авторского статуса со стороны иностранной прессы в своем застенчивом переосмыслении мотивов и стилистических приемов из его предыдущих семи фильмов. Благодаря использованию кадрирования и длинных, экономически непрерывных дублей, напоминающих открытку, рука режиссера, стоящая за камерой, постоянно выставляется на обозрение. Название «Кикудзиро но Нацу» («Лето Кикудзиро») восходит к его первой попытке запечатлеть лето, изменившее его жизнь, в «Сцене у моря», с многочисленными длинными снимками маленького ребенка, плывущего за своим опекуном на фоне ярко-синего неба, отражающего те. из его более раннего фильма.Ближе к концу двое разбили лагерь с парой приветливых байкеров и участвуют в серии детских игр, чтобы развлечь Масао (во время которых один из байкеров, кажется, постоянно обнажен) в ужасно растянутой последовательности, напоминающей Окинавский пляж якудзы. игры в Сонатине (1993).
Кикудзиро, состоящий из нескольких таких скетчей, производит впечатление предмета тщеславия для своей звезды. Как обычно, из Китано получается харизматичный и очень смотрибельный антигерой, естественно отдавая себе все лучшие реплики, но угрюмому младенцу нечего делать, кроме как выглядеть мило, и ему почти нечего отводить от серии ответных выстрелов, хихикая над милым угрюмые выходки жулика.Краткий эпизод встречи с педофилом кажется довольно неуместным среди такого свежего материала, а попытки дополнить характер Китано второстепенным сюжетом, связанным с прерванными отношениями с его собственной матерью, были слишком поздно, чтобы дать много пафоса. .
«Кикудзиро» — не обязательно плохой фильм, хотя на протяжении двух часов небольшой материал кажется довольно растянутым, и это лишь эпизодически смешно. Несмотря на все его намерения ухаживать за мейнстримом, он остается довольно второстепенным произведением среди остальной части канона Китано и вряд ли свидетельствует о талантах его создателя.
Кикудзиро — Чувства кино
(Такеши Китано, 1999)
В фильмах Такеши Китано режиссер часто играет утомленного жизнью персонажа якудза в центре действия. Или он может сыграть полицейского настолько жестокого, что даже закаленный якудза съежится. Он выставляет счет себе дважды. Как актер он считает себя Бит Такеши, имя, которое он использовал и до сих пор использует в своей телевизионной комедийной программе. В его кинематографических образах односложная жесткость сочетается с короткими, чрезвычайно жестокими актами насилия.
В своем восьмом фильме в качестве режиссера Китано снова стал якудза, здесь он назван Kikujiro , так это название фильма. Вы знаете, что у него было прошлое якудза, когда он показывает нам сложную татуировку на своей спине. Но он также довольно неэффективный болван, явно миновавший свой расцвет, вынужденный быть на побегушках своей жены и, таким образом, теперь испытывает небольшие проблемы с утверждением своего авторитета. Он кротко повинуется, когда эта сексуальная партнерша говорит ему взять маленького ребенка в гости к его матери в отдаленный город.Она распределяет расходы, которые ему понадобятся на поездку, и споры больше не приносят ему пользы. То, что осталось от его восстания, сводится к тому, что он тратит свои деньги на серию необдуманных ставок на велотреке, сопровождаемых комическим антиобщественным поведением. В конце концов Кикудзиро вынужден попробовать совершить путешествие любыми бесплатными способами.
Искушение якудза состоит в том, чтобы попробовать угрозы и бахвальство в сочетании с каким-то неуклюжим притворством. Большая часть пути совершается, когда ребенок сам успевает поднимать подъемник.Без сомнения, Китано искушением было вернуться к своему прежнему жестокому «я». Но в Kikujiro мы видим упадок мужчин и переход от бурной реакции к неожиданной комедии дороги. Он наполнен великолепно веселыми декорациями и имеет несколько звездных выступлений ансамбля Китано. Его моделью, по его словам, была модель The Wizard Of Oz , и в повествовании явно присутствует сказочный элемент. Есть ангельский колокольчик, слышный звон в проеме, и странные персонажи, начиная от простых клерков отеля и заканчивая парочкой странно вежливых байкеров, единственными персонажами, которые, казалось бы, готовы выполнить любую команду, которую Кикудзиро лает на них.
Было бы слишком много разглашать подробности воссоединения семей, которые происходят и не происходят в фильме. Самый волнующий момент наступает не тогда, когда мальчик видит свою мать, а когда Кикудзиро сам ищет свою мать — нежная параллель взаимной утраты трогательна. Но не думайте, что это фильм каких-то сентиментальных настроений. Скорее наоборот: Китано и его оператор Янджиджима Кацуми создают свои сцены в довольно статичных и скомпонованных последовательностях, многие из которых не учитывают ключевой элемент действия, создавая еще более смешные шутки из любого количества фрагментов комического трюка Китано.(Если вам посчастливилось увидеть единственную в своем роде комедию Китано, очень грязную Getting Any? [1994], вас не удивят редкие проявления грубости и дурных манер.)
Наконец-то у этой истории нет большой развязки. Если не считать сцену, в которой ребенка Масао уводит педофил, в нем нет опасности и острых ощущений. Повествование проходит через серию глав, все из которых заранее составлены с ключевыми словами, изображенными на открытии открытки.Мы ждем момента, чтобы увидеть, что именно должно произойти, что породило иногда причудливые, иногда банальные образы, которые в конечном итоге формируют серию детских воспоминаний.