Выживут только любовники (2013) — смысл сюжета и концовки
Читай нас в Дзене:
Фильм «Выживут только любовники» гордо именуется «фэнтезийной драмой», хотя определить его жанр каким-то конкретным словосочетанием достаточно сложно. Он может нравиться вам или жутко вас раздражать, но он – по-своему уникальный и единственный в своем роде, использующий огромное количество штампов и шаблонов, но при этом умудрившийся оказаться чем-то принципиально новым. Представлявшийся на многих кинофестивалях и высоко оцененный многими критиками.
Режиссер картины Джим Джармуш – человек весьма своеобразный и, кроме того, широко известный в кинематографической тусовке. Причем известен он не кассовыми фильмами, бьющими рекорды по объемам продаж, а оригинальными, интересными, необычными картинами, заслуженно получающими престижные независимые награды. Чего стоит одна его «Ночь на Земле», или «Мертвец» с Джонни Деппом в главной роли.
Фильм «Выживут только любовники» стал одним из его самых продолжительных и многострадальных проектов: в общей сложности, Джармуш работал над ним восемь лет. Основная причина такой затянутости заключалась в недостатке финансирования. И в том, что инвесторы постоянно просили добавить его в картину какие-то новые элементы, которые он, напротив, убирал из нее просто из вредности. Ну и еще потому, что ему хотелось сделать фильм только таким, каким видит его он сам.
Фоновая вампирская тематика
Этот кинопроект относится к разряду тех, в которых тема вампиров, утоления жажды крови и тому подобного настолько затмевается чувственной основной сюжетной линией, что становится практически неосязаемой. Каждый раз, когда у Джима Джармуша спрашивали, почему он не побоялся снять фильм на настолько избитую тему, он заявлял, что даже толком не задумывался о переполненности соответствующей ниши современного кинематографа. Оно и понятно: мало кому эта картина напомнит о «Сумерках» или «Ван Хельсинге».
Тильда Суинтон как богемная Ева
Джармуш как-то обмолвился, что если бы современное общество вдруг стало матриархальным, то одним из его несменных лидеров стала бы Тильда Суинтон. Харизмой и своеобразной внешностью этой актрисы, ее способностью перевоплощаться в кого угодно очарованы многие режиссеры, и нам лишь остается благодарить их за то, что они приглашают ее во все новые и новые проекты.
Ева неспроста живет в Танжере: там побывал сам режиссер и был очарован тем, насколько сильно в этом месте смешивается таинственная древняя культура и броская современность. Для Евы, история жизни которой начинается испокон веков, но которая чутко усваивает видоизменяющуюся человеческую культуру, более подходящего места просто не найти.
Том Хиддлстон как мрачный Адам
Талант Тома Хиддлстона стал известен широкой публике не так давно, и в случае с ним Джима Джармуша можно назвать своеобразным первооткрывателем: он одним из первых предложил актеру действительно яркую, характерную, сочную роль. До этого настолько запоминающимся Хиддлстон был, пожалуй, только в роли Локи.
Адам – романтик, противопоставляемый Еве и, в то же время, гармонично ее дополняющий. Он задумывается о смысле жизни, о состоянии своей бессмертной души, он хочет казаться безразличным, но его очень волнует, как минимум, его творчество. Но и оно приносит ему скорее страдания, чем счастье. Детройт с темной палитрой красок, постоянным полумраком и безысходностью – место, идеально подходящее для него.
Выживет ли кто-нибудь, кроме любовников?
Этот фильм, пожалуй, можно назвать самым романтичным и нежным фильмом про вампиров из когда-либо снятых. Нам показывают отношения, длящиеся не одну сотню лет. Людей, повидавших в своей жизни все, что только можно повидать в принципе. И любовь как нерушимую связь, как неразрывную нить, объединяющую этих двоих вне зависимости от того, насколько далеко они находятся друг от друга физически.
Все остальные не имеют значения: даже Йен и Ава, даже ни в чем не повинная парочка влюбленных смертных. Любовь Адама и Евы, как животворящая связь их библейских тезок, выше, важнее и сильнее всего сущего, всего, что мы можем увидеть, услышать и почувствовать как-либо еще.
Поделиться в соцсетях:
Укусить, уснуть. «Выживут только любовники», режиссер Джим Джармуш
О любви — о чем же еще он снимает? Есть ли тема более подходящая для нежного, тонкого, меланхоличного Джима Джармуша? На расстоянии кажется, что нет. А приблизишься — диву дашься: о любви-то Джармуш всегда молчал.
Эхо любви, ее последний смазанный аккорд, расставание: «Отпуск без конца» (перед отъездом попрощайся), зачин «Вне закона», вторая и третья новеллы «Таинственного поезда», ностальгический вояж престарелого Дон Жуана по бывшим возлюбленным в «Сломанных цветах». А в «Псе-призраке…» и того меньше — просто старый снимок с безвестной девушкой на стене хибары героя-одиночки.
Или другое, как в «Мертвеце»: любовь, которая кончилась, не успев начаться, прерванная одним выстрелом. А может, не начиналась вовсе? Скользнув взглядом по Обнаженной, Одиночка в «Пределах контроля» не расстегнет даже верхней пуговицы на рубашке. Если был намек — как в «Страннее, чем рай», — то намеком ограничился: застенчивый Эдди смотрел-смотрел на независимую Еву, да так и не решился позвать на чашку кофе. Должно было пройти еще двадцать лет и с десяток фильмов, чтобы рядом с одинокой Евой появился свой Адам и Джармуш наконец созрел для своей первой love story, вдобавок с говорящим названием, чтоб не ошибиться: «Выживут только любовники».
Адам и Ева — влюбленные (конечно, именно так следовало бы перевести lovers из названия фильма), хотя женаты тыщу лет и как минимум трижды. У них все не как у людей, ведь они вампиры. Джармуш, однако, снимал в первую очередь фильм о любви, вампиризм в нем лишь концептуальная аранжировка. К примеру, не менее важен тот факт, что оба героя, как и оба актера, — англичане. И если раньше в фильмах Джармуша встречались влюбленные, то непременно были нездешними: пара чудаков итальянцев в картине «Вне закона», пара туристов-японцев в «Таинственном поезде». Влюбленные — всегда иностранцы, немного инопланетяне в прагматичной вселенной. У них иной состав крови, как у вампиров.
Необходимый парадокс любой хорошей истории любви в том, что ее герои должны быть и счастливы, и несчастны одновременно. Адам и Ева Джармуша вместе целую вечность, буквально, — и не продержались бы так долго, не будь счастливы друг с другом. Именно потому по воле судьбы и автора они, как положено хрестоматийным влюбленным, разлучены: он — в Детройте, она — в Танжере. И заодно — гонимы. Раз вампиры, то живут только ночами, страшатся чужаков, скрывают свое непрочное счастье от мира. Но чем в этом отношении вампиры так уж сильно отличаются от любых других влюбленных? Их ночи прекраснее наших дней.
Ночью, а действие фильма происходит исключительно в темное время суток, все вампиры черно-белы: подобно ранним картинам Джармуша, подобно ему самому — режиссеру в черном с ранней сединой. Адам (Том Хиддлстон, поднаторевший в роли сверхчеловека после «Тора» и «Мстителей», где играл бога огня и лжи Локи) — темноволосый рокер-одиночка, всегда одет во все черное, лишь на шее висит кулон в виде белого черепа. Ева (Тилда Суинтон, в последних трех фильмах верная соратница Джармуша и его близкая подруга вне кино; в частности, помогала ему в записи последнего гитарного альбома) — светловолосая и светлоглазая библиофилка, всегда носит молочно-белую одежду, лишь на запястье браслет с украшением в виде черного черепа. Его черное с белой точкой, ее белое с черной точкой — Инь и Ян, нераздельное единство кажущихся противоположностей.
Сперва они порознь, затем воссоединяются, чтобы уже не расстаться. Впрочем, по первым же кадрам ясно, что жить друг без друга они не в состоянии, так что имеет ли смысл говорить об интриге? Внутренняя гармония отношений Адама и Евы не допускает иного конфликта, чем перманентный, многовековой конфликт с окружающей реальностью. Заранее смирившись со своим проигрышем в этой партизанской войне, они бегут с места на место, благо мир полон прекрасной музыки и архитектуры, поэзии и драматургии, живописи и науки, способных искупить любые неудобства, и кровь худо-бедно бежит в венах вырождающегося человечества, так что серьезных перебоев с питанием тоже не предвидится. Адам и Ева играют в шахматы (уже зная, кто победит), путешествуют, беседуют. Просто лежат рядом на одной постели, невинные и беспечные в своей наготе, будто вокруг прежний Эдем. А иногда разнообразят быт: изобретут мороженое из крови и радуются, словно дети.
Джармуш не то чтобы застенчив — он, во-первых, однолюб, подобно Адаму и Еве (в финальных титрах традиционно нашлось место для упоминания спутницы его жизни Сары Драйвер), а во-вторых, стремится к цельности, как киллер из «Пределов контроля». Эротический инстинкт отвлекает, дробит жизнь на мелкие фрагменты, не позволяет сконцентрироваться на главном; любые отношения зыбки и ненадежны, а любовь должна быть вечной, абсолютной, бескомпромиссной. Основополагающей, как любовь тех самых первых Адама и Евы, у которых попросту не было выбора.
Или все-таки был? Каббалистические апокрифы рассказывают о первой жене Адама — непокорной воле мужа Лилит, позже убивавшей младенцев и издевавшейся над слабовольными мужчинами во сне. Ее воплощение в системе координат, предложенной Джармушем, — сестра Евы по имени Ава (Миа Васиковска; сделать из кэрролловской-бёртоновской Алисы вампира — остроумное решение), которая врывается сначала в сны влюбленных, а затем и в их уютную детройтскую берлогу. От уюта остаются рожки да ножки: Ава опустошает запасы питания, вытаскивает родственничков на рок-концерт, а в довершение всего «выпивает» Иена — менеджера и поставщика Адама. Единственный смертный из числа персонажей фильма одновременно и младенец, и слабовольный мужчина, идеальное воплощение которого Джармуш нашел в инфантильном Антоне Ельчине.
Все стереотипы вампирской культуры Джармуш собрал в одной героине, по-животному неумеренной, витальной и опасной, но не способной на чувства. Адам и Ева стремятся питаться исключительно искусственной кровью, тогда как Ава практикует неумеренный вампиризм по старинке, хотя и у нее крутит живот после порции крови человека из рок-индустрии. Тем не менее, испортив всем настроение, злополучная Лилит исчезает без следа. Она вынудила героев скрыться и все-таки не нарушила их внутреннего равновесия, так и не стала угрозой их любви. Адам и Ева бегут из Детройта в Танжер, однако от перемены мест ничего не изменяется.
«Выживут только любовники»
Да и чему меняться? Круговое движение бесконечно. В первых же кадрах вертится в космосе Земля, крутится на проигрывателе пластинка из обширной коллекции Адама, кружатся в объективе камеры застывшие влюбленные. Вместо сюжета Джармуш предлагает ситуацию, космогонию в миниатюре. Мир населяют два вида разумных существ: вампиры и зомби. Вампиры — не только и не столько те, кто живет по ночам и питается кровью; вампиры — те, кто создал великое искусство и науку, за что награждены или прокляты бессмертием. Зомби — все остальные, считающие себя людьми; среди них встречаются и симпатичные экземпляры вроде дружелюбного Иена, но что о них скажешь? Ну разве что это: «Что за мастерское создание — человек! Как благороден разумом! Как беспределен в своих способностях, обличьях и движениях!..» — шутливо цитирует вампир, и мы угадываем финал цитаты: «Краса вселенной! Венец всего живущего! А что для меня эта квинтэссенция праха?» Недаром, как выясняется по ходу дела, Адам едва не стал прототипом Гамлета.
Не до конца ясно, считать ли всех друзей и кумиров Адама и Евы (от Сервантеса до Джека Уайта) по умолчанию вампирами или все-таки элитой зомби? Тем не менее на уровне идеи Джармуш выражается более чем внятно. Милые его сердцу герои — тот самый подпольный интернационал, члены которого — Блондинка, Гитара, Скрипка, Молекула — организовывали убийство правящего миром бизнесмена-американца в «Пределах контроля». Они всемогущи и бессмертны; что ж, назовем их вампирами. Их единственная власть определена силой воображения; очевидно, та же сила дает и столь редкую способность любить.
Продолжая идейную линию предыдущей картины, Джармуш радикально меняет язык и палитру. Холодную ироничную аналитику сменила теплая камерная интонация. Формалистические изыски Кристофера Дойла забыты; новый оператор Йорик Ле Со балансирует на грани интимного хоум-видео, не брезгуя намеками на съемки камеры наблюдения. Тот фильм интриговал герметичным детективным сюжетом — криптографические изыски этого не предполагают неожиданной развязки, двигаясь, скорее, в сторону своеобразной лирической энциклопедии. Отсюда и постоянное использование Адамом и Евой латыни, универсального праязыка, служащего для наименования растений, животных и грибов.
Прежде Джармуш использовал в каждом фильме две-три исторические или культурные референции, знакомство с которыми помогало глубже понять авторский замысел: Уильям Блейк и Кафка в «Мертвеце», Элвис Пресли и Чосер в «Таинственном поезде», Акутагава и Ямамото Цунетомо в «Псе-призраке…». «Выживут только любовники» расширяет информативную базу до горизонта, требующего нечеловеческой эрудиции. Здесь звучат Motown и гаражный рок, рокабилли Чарли Фезерса и похоронная музыка Уильяма Лоуза. Здесь читают Ариосто и Беккета, «Приключения капитана Гатерраса» и «Бесконечную шутку». Здесь обсуждают теории Эйнштейна и Коперника, оплакивают судьбу Пифагора и вспоминают о Дарвине. Здесь полагается знать специфику альтернативной музыкальной сцены Детройта и историю литературной жизни Танжера: с культурной географией у Джармуша особенные отношения, для него кинематографическая Мекка Америки Лос-Анджелес — «столица зомби», не более.
Идеальный зритель этого фильма должен навскидку знать, какая именно Мэри носила девичью фамилию Уолстонкрафт. Ему полагается хотя бы усмехнуться, услышав, как Ева бронирует авиабилет на фамилию Фибоначчи (когда летит в Детройт одна), а потом, уже вместе с Адамом, на имена Стивена Дедала и Дейзи Бьюкенен. И уж, конечно, идеальный зритель должен понимать, почему персонажа Джона Хёрта, престарелого англичанина, живущего в Танжере на задворках легендарного литературного кафе «Тысяча и одна ночь», зовут Кит Марло и почему у этого джентльмена столько горечи вызывает любое напоминание о его произведениях — тех, которые наивное человечество приписывает «безграмотному зомби» (портрет оного, испещренный ножевыми ранениями, висит на стене, и в нем-то, наверное, даже зомби опознает Шекспира). А поняв все это, следует не удивляться тому, что Адам не довольствуется амплуа принца датского: переодевшись в костюм доктора, он нацепляет бейдж с надписью «dr. Faust», а потом — поступательно — принимает псевдонимы докторов Калигари и Стрейнджлава.
У вас нет шансов понять даже половину всех семантических отсылок и цитат — а если когда-нибудь по этому фильму напишут путеводитель и вы будете справляться с комментариями по ходу просмотра, это начисто убьет удовольствие. Замкнутый круг; замкнутый автором намеренно. Подобно шифру из «Пределов контроля», этот код не рассчитан на расшифровку зрителем. Секретный язык влюбленных, вся магия которого развеется при попытке в нем разобраться, зарифмован с вампирической конспирологией; старик Марло не имеет права признаться, что написал «Ромео и Джульетту», Адам не хочет говорить вслух о том, что подарил Шуберту адажио для струнного квинтета (меломан Джармуш, крайне редко использующий в своих саундтреках классику, уже включал эту тему в «Пределах контроля»). Когда ближе к финалу герои случайно слышат в танжерском кафе выступление прекрасной молодой певицы, Ева сулит ей большое будущее, на что Адам хладнокровно отвечает: «Надеюсь, нет — она слишком хороша для успеха». Как, добавим, и все вампиры. Мы же — зомби, не приглашенные в их избранный круг. Потому вампиризм столь волшебен и необъясним для нас.
И все-таки точка пересечения есть. Лишенные поставщиков искусственного питания, Адам и Ева смотрят, как в зеркало, на пару счастливых марокканских влюбленных — прежде чем укусить их. «It’s so fifteen century!» — но инстинкт берет свое. Не убийство, но обращение; укус как подарок, приобщение к вечности. Да, в этой энциклопедии значится одна словарная статья, равно понятная и вампирам, и зомби. На букву «Л». При всей запутанности и информационной перегруженности этот фильм — история (одной конкретной) любви, плавно перерастающая в историю Любви (как таковой), свое видение которой Джармуш излагает на нескольких уровнях.
Для него любовь — это равенство. Потому с таким презрением влюбленные смотрят на Аву, осуществляющую классический потребительский сценарий — обольщение и последующее выпивание человека. Адам — негатив Евы, Ева – негатив Адама, они — зеркальные отпечатки друг друга.
Для него любовь — это творчество. Адам — мультиинструменталист, теневая звезда подпольной музыки, у дверей жилища которого постоянно тусуются юные зомби-фанаты. Нет сомнения, что тягучий романтический минималистский построк Адама — о любви. Сам Джармуш, впервые включивший свои музыкальные экзерсисы в составе группы Bad Rabbit в саундтрек «Пределов контроля», писал к «Выживут только любовники» оригинальную музыку вместе с уже новым своим коллективом SQURL (теоретически придуманным и поименованным еще в «Кофе и сигаретах», а теперь наконец воплощенным в реальность) и голландским лютнистом-экспериментатором Йозефом ван Виссемом, с которым они выпустили в прошлом году сразу два совместных альбома.
Причем творчество прикладное, рукотворное, материальное. В виртуальном мире двадцать первого столетия вампиры Джармуша — последние приверженцы физической реальности (в отличие, скажем, от метафизических кровососов из постмодернистских романов Виктора Пелевина). Адам сочиняет не у компьютера или миди-клавиатуры, он играет на старинных гитарах, которые ему поставляет вездесущий Иен, а записывает музыку исключительно на пленку или винил: еще одна манифестация хрупкости вампиров. Когда Ава спрашивает Адама, можно ли загрузить его музыку, он моментально отвечает «нет». Как для Питера Пэна поцелуй был материализован в наперсток, для вампиров любовь звучит как редкий и драгоценный инструмент — лютня, которую Ева преподносит в подарок Адаму в самый тяжкий час. Но и смерть для вампира — не абстракция, а конкретный предмет, пуля из тяжелого дерева, которую Иен изготавливает на заказ, специально для перманентно суицидального Адама.
А еще любовь — это познание. Собираясь в путешествие, Ева заполняет два саквояжа исключительно старыми томами. По прибытии в пункт назначения она набивает ими холодильник: пища духовная и есть пища насущная, другой не требуется. Адам с невыразимым презрением отзывается о новейших технологиях — в отличие от жены, у него нет даже мобильника и электронной почты (в точности, как у самого Джармуша), — зато в подземном резервуаре во дворе спрятаны антенны, получающие энергию непосредственно из космоса. К вампирскому канону — потребление крови, боязнь дневного света, вход в дом по приглашению и т.д. — Джармуш добавляет новую деталь: перчатки на руках Адама и Евы, делающие их похожими на лабораторных ученых. Недаром и та кровь «негативной группы ноль» из контейнеров, которую потребляют герои, — результат сложных научных экспериментов, а не тривиального насилия.
Да, разумеется, любовь — это еще и научный феномен. Адам раз за разом рассказывает Еве о своей любимой теории Эйнштейна — об идентичных частицах-близнецах, которые притягиваются друг к другу даже на расстоянии в несколько световых лет. Любовь нарушает законы физики, поскольку любовь — это бессмертие. Говоря об источнике вдохновения для сценария, Джармуш вспоминал об опубликованных посмертно «Дневнике Адама» и «Дневнике Евы», атеистических памфлетах Марка Твена. Строго говоря, ничего общего у фильма с этими забавными очерками нет — кроме одного: ощущения отмененного времени, отрицающего сам принцип «начала времен» и тем более их конца.
«Сегодня пасмурно, ветер с востока, думаю — мы дождемся хорошего ливня… Мы? Где я мог подцепить это слово?» — рассуждает первый человек в самом начале своих записок. Парадокс очевиден: когда мир только создан, откуда у его разумного обитателя появятся слова и мысли для его описания? А если и понятия об окружающем мире, и словарь, и даже чувства уже даны человеку, как смириться ему с мыслью о конечности бытия? Однако преодолеть эту конечность возможно лишь в том случае, если ты не один, если рядом с Адамом появляется Ева, а «я» сменяется пока еще непонятным «мы».
Джармуш не дает понять, откуда взялись вампиры. Действительно ли они древнее людей или всего лишь украли у тех свои имена? Обратил ли каждого из них кто-то своим укусом? Вампирами рождаются или становятся? Все это неизвестно, но и решительно не важно, поскольку вечность безразлична к этимологии. Все, что происходит, уже было и еще будет. «Они уже начали воевать за воду?» — спрашивает Адам, а Ева отвечает: «Нет, пока еще воюют за нефть, за воду воевать начнут после». Они бодрствуют ночью, пока люди спят. Они спят днем, пока люди истребляют друг друга, и это кажется им сном. Зомби-апокалипсис не имеет начала и конца, он происходит постоянно, здесь и сейчас. Рожденные и гибельные живут и умирают, лишь смутно подозревая о главной тайне: выживут только влюбленные. Смерти не имущие.
«Выживут только любовники»
Only Lovers Left Alive
Автор сценария, режиссер Джим Джармуш
Оператор Йорик Ле Со
Художник Марко Биттнер Росснер
Композитор Йозеф ван Виссем
В ролях: Том Хиддлстон, Тилда Суинтон, Миа Васиковска, Джон Хёрт, Антон Ельчин и другие
RecordedPictureCompany, PandoraFilmproduktion, FaliroHouseProductions
Великобритания — Германия — Франция — Кипр — США
2013
Выживут только любовники (2014) отзывы зрителей и критиков, где смотреть онлайн, трейлер, информация о фильме
Я на сеансе мучалась: громкий звук бесил, тёмный кадр напрягал (зрение плохое). Так что гениальность режиссуры оценивать не буду. Что остаётся? Мысли и идеи. Не показались ни новыми, ни важными, а некоторые — просто возмутили. Смотрите. «Мы почитаем всех нулями, а единицами – себя». Ненавижу эту формулу, тем более, когда меня причисляют к нулям. Угу. Все мы – зомби, ходячая пища для группы вампиров. Они, долгожители, науку двигают, искусство развивают и философию всякую. И наши гении – сплошь фальшивки, за них творили вот они. Например, эти. К рассмотрению представлены четверо.
Кит — симпатичней других. Не тщеславен, до сих пор творит, терпит подначки и колкости Евы, нормально общается с помощником, совершил добрый поступок.
Ава (Эйва). Вовсе не злодейка, она живёт в соответствии со своей природой. Ехала к сестре – наверно, нужна была помощь, совет, просто соскучилась. Её встретили мордой об стол. Приютили, накормили, но орали, грубили, упрекали, что сожрала много, не дали переписать музыку. На её месте злодейка ещё и квартиру бы им подожгла.
Йен. Знакомый тип: смесь мании величия с комплексом неполноценности. Заносчив, мрачен, вял, ленив. Груб со слабыми, всех презирает. С Евой – типичный подкаблучник. Ведь явно не хотел, чтобы она приезжала. Но она явилась – и куда делась его крутизна? Попёрся на дискотеку, не выгнал вовремя Эйву, не пикнул, когда отобрали любимые игрушки. Творец, ага.
Ева. Высокомерна, эгоистична. Делает и говорит только то, что нужно и интересно ей. Демонстрирует превосходство. (Шахматы). Навязывает себя и свои мнения другим. Бестактна (Кит). А когда нужно было проявить характер и проконтролировать сестру – устранилась. Не творит искусства, не понимает творцов ( Кита, мужа). Читает, правда. О! « Я хочу сделать тебе шикарный подарок. Давай все свои деньги.» ( Без комм.) Ну, и финал. Прелесть.
Я бы сказала, не единицы они, а чистые нули без палочки. А вся болтовня про Байрона и Шуберта – просто хлестаковщина.
P.S. Любопытно, а Джармуш-то себя кем считает – зомби или просто дутым именем, прикрывающим Другого?
«Выживут только любовники»: простое кино сложного мастера | Кино | Культура
Мировая премьера фильма «Выживут только любовники» состоялась в прошлом году на Каннском кинофестивале. Сначала зрители узнали, что Джим Джармуш снимает кино про вампиров. То, что его главных героев зовут Адам и Ева, выяснилось позже. Над этим проектом режиссёр работал на протяжении семи лет, а для зрителей «Выживут только любовники» стал возвращением Джармуша на широкие экраны после пяти лет молчания с момента выхода «Пределов контроля».
«Золотой пальмовой ветви» Джармуш снова не получил. В Каннах все говорили о «Жизни Адель» Абделатифа Кешиша, новом фильме Томаса Виндинга Рефна и Райана Гослинга «Только Бог простит» и «Великой красоте» Паоло Соррентино. По сравнению с этими картинами работе Джармуша не хватило масштаба и харизмы.
Вампиры арт-хауса
В свой новый фильм Джармуш взял вампиров, заезженных подростковыми сагами и посредственными ужастиками. Сюжет вписан в контекст истории культуры и науки, а «двигателем» картины стала пара влюблённых. Таким образом, одно клише перетекает в другое, а отличительной чертой становится почерк режиссера Джармуша. Но именно этого и ждут от Джармуша — фирменного стиля.
Несмотря на провал картины «Пределы контроля» Джармуш остался верен собственному видению. «Выживут только любовники» с визуальной точки зрения поданы так же мягко и ненавязчиво, но безальтернативно. Неторопливый ритм подчёркивается мягким нойз-роком и меняющимися пейзажами пустынного Детройта.
Впрочем, уроки из прошлого провала Джармуш извлёк. Новый фильм — связанная история, а не мозаика двусмысленных притч. Зритель видит лишь небольшой промежуток, вырванный из жизни главных героев, но этот кусок их истории показан от начала до конца. Джармуш снова оставляет открытую концовку и щедро предлагает зрителю поупражняться в интерпретациях.
Том Хиддлстон и Тильда Суинтон. «Выживут только любовники». 2013 год.
Ассиметричный ответ критикам
Сценарий практически целиком состоит из отсылок, мозаика образов собирается под воздействием любовного притяжения двух людей. Атмосфера полностью строится на фирменном стиле Джима Джармуша, его медитативных, порой графоманских планах, медленно тянущихся неторопливых диалогах и общего броуновского движения персонажей.
По ходу действия фильма герои оказываются у дома Джека Уайта, гитариста White Stripes и Dead Weather, вспоминают Байрона и общаются с поэтом XVI века Кристофером Марло. Расшифровывать все аллюзии смысла нет — они образуют общую эстетику, в рамках которой всё многообразие мировой культуры сосредоточено в сцене игры на скрипке в захламлённой квартире в разорённом Детройте.
Переизбыток контекста лишает его всякой функции, и фильм снова становится сложной абстрактной эмоцией в духе картин «Мертвец» и «Пёс-призрак: путь самурая». К слову, именно за такую бесформенность критиковали «Пределы контроля».
Фильм не лишён определённой доли юмора, Джармуш высмеял моду на декаданс в современной культуре. В то же время режиссёр с горечью припомнил публике уничтожение символов прежних времён — от Коперника до заброшенных ради парковок театров. Джармуш разрывается между цинизмом и мелким пафосом поп-культуры с одной стороны и элитизмом и уважением перед авторитетами — с другой.
Тильда Суинтон в фильме «Выживут только любовники». 2013 год.
Магистрали Джармуша
Ураганом в неспешный ход фильма врывается Миа Васиковска. 24-летняя звёзда «Алисы в стране чудес» и «Самого пьяного округа в мире» сделала всё именно так, как хотел Джармуш. Рыжеволосая бестия находится в самом эпицентре перемен главных героев — она олицетворяет всё то, что не нравится в окружающих Адаму, и будит в Еве материнские инстинкты. Угроза внутреннему миру главных героев уже в их детройтской гостиной. Главные герои по-разному реагируют на выходки юной Эйвы, и между ними назревает конфликт.
Тильда Суинтон и Миа Васиковска. «Выживут только любовники», 2013 год. Фото: Кадр из фильма
Фильм крутится вокруг исканий пары главных героев в исполнении Тильды Суинтон и Тома Хиддлстона. Утончённая и аристократически бледная Суинтон удивительно органично «подошла» как витиеватым улочкам Танжера, так и безлюдным магистралям Детройта и хрупкой философии героя Хиддлстона. Идеальное попадание актрисы в задуманный образ.
Том Хиддлстон перед фильмом Джармуша запомниться успел разве что «Мстителями» и дилогией «Тор», а также ролью Фрэнсиса Скотта Фицджеральда в «Полночи в Париже» Вуди Аллена. Для него нехарактерным был не только материал, но и сама эстетика фильма. Трудно сказать, было ли это проблемой — он как был игрушечным Локи в «Мстителях», так и остался таким же игрушечным вампиром Адамом в «Выживут только любовники». Неизвестно, было ли это изначальным замыслом режиссёра, но в итоге именно Хиддлстон оказался главным носителем режиссёрской иронии. Адам несёт замедленный заряд упаднического духа и общего разочарования.
Том Хиддлстон в фильме «Выживут только любовники». 2013 год.
Прицел на вечность
Над скучающими рок-звёздами недавно уже смеялись Паоло Соррентино и Шон Пенн в фильме «Где бы ты ни был». Воспевание второй половины XX века как произведения искусства развлечений — тренд заезженный даже телевидением. Но Джармуш держит марку и не опускается ниже определённого уровня. Именно его личная харизма удерживает картину от того, чтобы стать второсортной поделкой.
Местами картина смотрится как работа 60-летнего стиляги из Огайо, а не отобранная в Канны лента именитого Джима Джармуша, фильм снят в целом натужно. Своему стилю Джармуш не изменил, кино соткано по образу и подобию его воображения: искренне, без коммерческого кокетства, однако видно, что режиссёру не хватило размаха. Ему словно тесно в рамках его собственного стиля.
Прошло уже более 35 лет с того момента, как Джармуш получил приз «Золотая камера» за лучший дебют Канн, но он по-прежнему там же, где и был — среди наиболее одарённых и ярких представителей независимого кино. Теперь режиссёр ищет глобальный выход и хочет заставить контекст работать сам по себе, но пока вынужден заполнять его собственными шутками и придумывать связи.
Джармуш имеет полное право считать себя непонятым и недооценённым, но наверняка сам понимает, что для достижения поставленных целей его работы должны быть проще и гармоничнее, как, например, «Белая лента» и «Любовь» Михаэля Ханеке, который уже отхватил две «Золотые пальмовые ветви» Канн за пять лет.
Кадр из фильма «Выживут только любовники». 2013 год.
«Выживут только любовники» / Only Lovers Left Alive (Джим Джармуш, 2013)
КИНО КРАСИВОЙ СКУКИ
(рецензия+интервью)
«Выживут только любовники» — фильм достаточно странный, однако это слишком общая характеристика — все картины Джармуша в той или иной мере можно назвать странными; его полнометражный дебют так и назывался — «Более странно, чем рай». Предмет разговора станет понятнее, если посмотреть со стороны авторских стратегий.
«Выживут только любовники» — еще один пример игры Джармуша с жанром. Он любит такие забавы. Легендарный «Мертвец» (1995) был совершенной деконструкцией вестерна, «Пес-призрак: путь самурая» (1999) — осмыслением гангстерской саги и самурайского боевика, в «Пределах контроля» (2008) чувствовались влияния шпионского детектива и фильма-нуара. В «Любовниках» Джармуш играет с вечно модной вампирской тематикой.
Впрочем, ничего общего ни с устаревшей мистикой вурдалаков, ни с подростковым «мылом» вроде «Сумерек» здесь нет и близко. «Любовники» — о двух вампирах-интеллектуалах, Адаме (Том Хиддлстон, известный в коммерческом кинематографе исполнением роли бога-интригана Локи, – единственного по-настоящему интересного персонажа во франшизе о Торе и команде Мстителей) и Еве (Тильда Суинтон), которые, соответственно, живут в Детройте и Танжере. Хотя их любви уже тысяча лет, вся история укладывается в несколько дней, точнее, ночей их совместной жизни.
Сначала Ева приезжает к измученному депрессией Адаму, потом они из-за неконтролируемой сестры Евы, Авы (Миа Васиковска) вынуждены вдвоем бежать в Марокко, где оказываются буквально на грани гибели.
Вампиры у Джармуша не просто отличаются от простых смертных. Они, в некотором роде, существа высшего порядка даже в своих пороках. Кровь для героев, пусть даже донорская, из больницы (Адам в этом смысле — гуманист), — не просто пища, а что-то наподобие чрезвычайно мощного наркотика, который достают и потребляют с предосторожностями и ритуалами, надлежащими для любого запрещенного удовольствия. Каждое употребление снято с соответствующими движениями камерами — кружением и крупными планами — так же в драмах о наркозависимых показывают моменты «прихода». И Суинтон, и Хиддлстон справляются со своими ролями безупречно. Ева-Суинтон, с ее роскошной гривой белых волос, совершенным телом и завораживающей женственностью, Адам с его острым, немного безумным взглядом и повадками проклятого поэта — оба кажутся в определенном смысле пришельцами, действительно потусторонними созданиями. Его музыка мрачна и совершенна, ее движения отточены, их среда выдержана в наименьших подробностях — от одежды до локаций: Детройт — город умопомрачительного упадка и музыкальной меланхолии, Танжер — богемный рай, пристанище послевоенной волны американского и европейского декаданса.
Однако Джармуш не просто играет с жанром: он еще и поддразнивает зрителей, доводя миф о вампирах — утонченных отщепенцах — до иронической грани. Очень показательный момент — когда Ева ставит на проигрыватель пластинку с раритетным блюзом и, пританцовывая, начинает развязывать пояс своего халата. Но стриптиз в исполнении божественной Тильды мы не увидим, потому что в Детройте частые перебои со светом. Таких остроумных акцентов здесь много, и в целом фильм, несмотря на антураж и несколько смертей, достаточно легкий и, безусловно, красивый. Джармуш с помощью оператора Йорика Ле Со мастерски прописывает на экране индустриальную пустыню ночного Детройта и жизненный хаос Танжера. Гений места торжествует; беда в том, что на драматургии — начиная от диалогов и заканчивая развитием сюжета — лежит печать авторской усталости, во всей картине чувствуется анемия, которая местами переходит в банальность, — словно автор после блестящих «Пределов контроля» вывел из-под контроля самого себя, решил позволить себе неудачу.
Тем не менее, пусть и усталое — это кино Джармуша. Пересматривать его, возможно, и не захочется, но вряд ли удастся быстро забыть. Только влюбленные выживут. Разумным достаточно.
«Я ДОЛЖЕН ПРИСЛУШИВАТЬСЯ К ФИЛЬМУ И СЛЫШАТЬ, ЧЕГО ОН ХОЧЕТ»
Я побывал на послепремьерной пресс-конференции Джима Джармуша и Тильды Суинтон в Нью-Йорке и задал им несколько вопросов.
— Невероятное настроение фильма поддерживается всеми актерами, будучи при этом тонко сбалансированным. Как Джим донес этот тон до вас?
Тильда Суинтон: — Я думаю, мы просто пошли вслепую за Джимом как нашей опорой. Он уверял нас, что все так, как надо, и мы доверяли ему, хотя и чувствовали до последнего, что фильм может провалиться в Каннах или еще где-то. Романтичный риск существовал, но мы все были готовы его принять. Мы хотели создать, наверное, невиданную атмосферу. Но, когда вы пытаетесь сделать что-то, вы не обязательно знаете, как. Я думаю, нащупывать путь в темноте, где находится и ваш друг, всегда лучше, чем делать это самостоятельно.
— В основе фильма — история мужчины и женщины, которые многое пережили. Как вы изобразили эту пару настолько органично? Зрителю кажется, что вы всегда были вместе.
Т. С.: — Рада это слышать. Часто бывает, что людям, которые находятся в длительных отношениях, кажется, что они уже веками вместе, даже если это не так, но отношения между героями действительно длятся много веков. Они просто обновляют свою связь. Обновляют причины не идти на улицу за пистолетом или не погружаться в депрессию, когда сидишь в трусах весь день и больше ничего не делаешь. А еще — ощущение того, что тебе есть кого поддерживать. Джим, Том и я много это обсуждали до начала съемок, и было ясно, что мы должны сыграть пару, которая знает друг друга очень хорошо — так, как знают друг друга люди, которые давно прошли стадию ухаживаний, долго делят постель и постоянно разговаривают обо всем на свете. Моя героиня говорит в одном эпизоде: «Ты любишь рассказывать обо всех знаменитых людях, которых знал». Это одна из тех вещей, с которыми она научилась мириться и даже полюбила. Мы говорили об этом и о длительной дружбе. Мы также заметили, что в кино нечасто увидишь мужчину и женщину, которые действительно любят друг друга многие годы и действительно любят говорить друг с другом. Таким образом, мы сделали большой кусок этого и добавили к фильму.
— Джим, вы раньше работали с оператором Йориком Ле Со?
Джим Джармуш: — Нет. На этот раз, из-за специфики производства фильма, я впервые использовал оператора из Европы. Тильда рекомендовала мне Йорика, я обстоятельно обсудил его с Оливье Ассаясом, режиссером, чья работа мне очень нравится – они сняли несколько картин вместе. Я понял, что подход Йорика к съемке отвечает моим требованиям, да и наши встречи оставили хорошие впечатления.
— А как вы достигли настолько атмосферного освещения?
Д. Д.: — Я впервые работал с цифровой съемкой. Не люблю «цифру» по нескольким причинам: из-за глубины резкости — мне не нравится внешний дневной свет, — и из-за тона кожи — он выглядит непривлекательными, но мы избежали проблем на этот раз, потому что очень деликатно освещали сцены маленькими лампочками и светодиодными квадратами, так что у нас не было проблем с резкостью. Поэтому работа оператора, я считаю, действительно очень хорошая.
— Чем вас, как кинематографиста, так заинтересовала вампирская тема?
Д. Д.: — Считаю, меня стимулировала широта охвата, которую эта тема предоставляет: они живут долго, и мы можем показать историю любви, охватывающую такое время. Это исследование личностей, очень странных и интересных. Мы просто наблюдаем за ними. Возможность видеть их восприятие истории и их собственная история любви привлекли меня. Я где-то читал, что вампиры не люди, а что-то другое… Я забыл, какой там был вывод. Они не умирают, и в любом случае они — люди, которые были трансформированы, но все равно остаются людьми, и это интересно.
— Вы все это рассказываете как научные факты, словно читаете лекцию по зоологии.
Д. Д.: — Но это тоже мифологический вид, то есть не одно и то же. Если это кого-то интересует, я могу сказать, что мифология вампирского фильма формировалась постепенно. Например клыки, я думаю, появились только в какой-то мексиканской ленте о вампирах, снятой в 1950-х. Не припомню, чтобы у Носферату (герой немого вампирского фильма, шедевра немецкого экспрессионизма «Носферату – симфония ужаса», реж. Фридрих Мурнау, 1922 — ДД) были клыки, но все атрибуты, такие как чеснок, приглашение через порог, крест или святая вода — произвольно добавляются авторами. Мы тоже хотели добавить что-то к теме, поэтому придумали кожные перчатки, которые они носят вне своей среды обитания, ведь это выглядело действительно здорово, что является очень важным критерием.
— По какому принципу вы выбирали места съемок? Фильмы о вампирах, как правило, делают акцент на съемках в помещении; вы же от этого отказались — почему?
Д. Д.: — Выбор локаций эволюционировал, когда я работал над сценарием. Предыдущий сценарий предусматривал съемки в Риме и Детройте, но Танжер – одно из моих любимых мест, я просто хотел снимать там. В частности, мне нравится определенная отдаленность этого города от европейской культуры, поэтому я подумал, что он был бы очень привлекательным для Евы. Это не христианская культура, это даже не культура алкоголя. Это культура гашиша, там чувствуешь себя на чужбине. Детройт – еще один город, который я глубоко люблю. Я со Среднего Запада, из Огайо, но всегда был в восторге от Детройта, в детстве он был почти мифом. Меня влечет его музыкальная и индустриальная культура, равно как и постиндустриальное визуальное ощущение. Детройт, этот Париж Среднего Запада, сильно отличался от Кливленда, который всегда воспринимался как второстепенный культурный центр. То, что недавно с ним произошло (официальный дефолт Детройта. – ДД,) — очень трагическая, грустная и необычная – или обычная, не знаю – ситуация.
Что касается съемок в помещении, я думаю, что для вампирских фильмов, которые принадлежат к жанру ужасов, клаустрофобия очень полезна для формирования ощущения страха или неуверенности. Вампиры, которые спят в гробу, не могут выйти на солнечный свет – очень клаустрофобный образ, но наш фильм как раз о своеобразной открытости — к новым идеям, культуре, обстановке, собственному сознанию. Таким образом, я думаю, он стилистически отображает это, а не клаустрофобию ужасов.
— Тильда, вы уже не первый раз снимаетесь у Джармуша. Скажите, что является самым большим вызовом в работе с ним?
Т. С.: — Основной проблемой во время сотрудничества с Джимом было желание сделать этот фильм. Мы давно его хотели снять, и необходимость ждать была самой большой проблемой. Начало съемок стало счастьем, прямо как Рождество каждый день. А ожидание, сдерживание нашей энергии годами, когда Джим говорил со мной о фильме, являлось проблемой. Одним словом, моя личная проблема – то, что Джим Джармуш не снимает по картине ежегодно, потому что это то, чего я хочу. Никаких других трудностей в нашем сотрудничестве не припомню.
Д. Д.: — Я должен добавить, что идея фильма возникла у меня еще семь или восемь лет назад, и сценарий сразу писался под Тильду. Всякий раз, когда проект разваливался или мы теряли финансирование, я был просто готов сдаться, Тильда неизменно говорила: «Нет, это хороший знак. Это значит, что мы еще не готовы, не все детали на месте». И она всегда была настолько оптимистична и действовала в духе Евы, что я не мог отказаться от проекта.
— Джим, я не знаю, помните ли вы, но в прошлом году мы встретились в метро, имели беседу, и вы тогда сказали: «Следуйте своим инстинктам». Можно ли сказать, что ваш фильм отражает диалектику интеллекта и инстинкта?
Д. Д.: — Интеллект очень ценен и интересен, но инстинкту я уделяю больше внимания, потому что люди иногда прибегают к излишне глубокому анализу вещей. Я много читал о кинематографистах, которых я люблю, и это ненадежное обобщение, но иногда я думаю: «Ну, они не самые высокоинтеллектуальные люди» — в отличии, возможно, от писателей… Я действительно думаю, что инстинкт и использование интуиции чрезвычайно важны. Во время съемок мы собираем материал, который потом скомпонуем в фильм в монтажной комнате. Это не та шаблонная процедура, как в фильмах Хичкока, которые прекрасны для своего жанра, но все решается предварительно для этой маленькой машины, которая функционирует и выпускает хичкоковский фильм. В нашем же проекте машина не полностью видна до самого конца, до выпуска окончательной версии. Поэтому приходится использовать интуицию все время. Я чувствую, что должен прислушиваться к фильму и услышать, чего он хочет. Он часто бормочет, говорит неразборчиво. Инстинкт – это прислушивание к произведению, которое вы делаете, и разрешение ему быть тем, чем оно является. Это есть и в самом фильме – потому что Адам и Ева позволяют друг другу быть теми, кем они являются. Она принимает его таким, какой он есть, и он тоже любит ее такой, какая она есть, и я думаю, что это может быть ключом к любовным историям, но я не уверен.
— Вы вспомнили перчатки как ту деталь, которую вы добавили к мифу о вампирах. Но вы добавили еще и новую прическу для них, и это здорово.
Д. Д.: — История с волосами действительно интересная. Я хотел, чтобы у них были растрепанные волосы, чтобы они выглядели частично как животные, и даже вели себя как наполовину животные и наполовину очень утонченные люди. Мы пытались сделать парики, но не находили интересную текстуру. Тогда Тильда сказала: «Ты все время говоришь «животное», так почему же мы смотрим на людей? Давай посмотрим на животных». Поэтому мы начали смотреть на животных, разных мартышек и лам с разной текстурой шерсти и волос. А затем мастер по парикам сказал, что у него был опыт смешивания шерсти коз и яков с человеческим волосом, чтобы сделать его толще. Мы попробовали, и в конце концов парики для Джона Херта, для Тома, для Тильды, и для Mиa были сделаны из определенного процента человеческих волос, смешанных с шерстью козы и яка. Я просто хотел, чтобы они выглядели диковатыми. Это был настоящий прыжок воображения, чтобы освободиться от всего, что привязывало нас к конкретному времени.
Дмитрий Десятерик, Нью-Йорк — Киев
Выживут только любовники / Only Lovers Left Alive (2014)
Джим Джармуш снял один из самых эффектных и коммерчески выигрышных фильмов за всю свою карьеру.
Хотя, разумеется, это не значит, что «Выживут только любовники» — лучший его фильм. Далеко не лучший.
И есть еще один, скажем так, странный момент. На который, почему-то никто не обращает внимания. Фильм Джима Джармуша «Выживут только любовники» до зуда в пятках напоминает вышедший двумя годами ранее фильм Ксан Кассаветис «Поцелуй проклятой / Kiss of the Damned».
Хотя, конечно, у Джармуша все более стильно, более изыскано. У Джармуша — Джон Харт, Тильда Суинтон и Миа Васиковски.
Но история в обоих фильмах одна и та же.
В современном мире живут себе поживают вампир и вампирша. Милые такие, обаятельные, любвеобильные и талантливые. Людей не кусают — кушают только консервированную кровь. И все бы хорошо, но их идиллию нарушает младшая сестра вампирши, объявившаяся невесть откуда. Она-то как раз предпочитает людей. И первым делом съедает литагента («Поцелуй проклятой») / музыкального продюсера («Выживут только любовники») мирного вампира.
Это примерно две трети фильмов. Совпадающие абсолютно, если не в деталях, то по сути дела.
Концовки несколько разнятся.
«Поцелуй проклятой». Мерзкая младшая сестренка не просто пакостит, пожирая людей налево и направо, но еще и подбивает старшую сестру на питие человеческой крови, и соблазняет ее приятеля-вампира в самом обычном плотском смысле. В общем, эту маленькую дрянь все ненавидят и мечтают от нее избавиться. И она, конечно же, кончает плохо. Под утро по дороге домой у нее ломается машина. Восходит солнце. Красивое тело начинает дымиться. И все, кто могли бы протянуть ей руку помощи, стоят, молча смотрят и ждут, когда же это все закончится.
«Выживут только любовники». Сестренку попросту выгоняют из дома. Однако она успевает забраться в хранилище искусственной крови. Вампир с вампиршей, помучившись малость, отправляются жрать людей.
Концовка «Поцелуя проклятой» мне понравилась больше. В ней присутствует логическая законченность. Да и тема воздаяния за содеянное (карма!) сама по себе хороша.
«Выживут только любовники» не заканчивается, а обрывается на самом кульминационном моменте. Когда наши любовники уже отрастили клыки, но, в принципе, у них еще есть шанс остановиться. Но неоднозначным финал назвать трудно. Последние кадры не оставляют никаких сомнений в том, что сейчас они точно покушают. В результате чего, весь смысловой месседж фильма сводится к пословице «Черного кобеля не отмоешь добела».
В принципе, каждый из фильмов, по-своему хорош. Не восхитительны, но неплохи.
Но лично мне с тех самых пор, как я посмотрел «Выживут только любовники», не дает покоя вопрос: что же заставило Джима Джармуша заняться ремейками?
Автор текста: Алексей Калугин. Author: Aleksey Kalugin
Tags: кино
This entry was posted on Суббота, Июнь 21st, 2014 at 22:03 and is filed under Без рубрики.
You can follow any comments to this entry through the RSS 2.0 feed.
You can skip to the end and leave a comment. Pinging is currently not allowed.
Выживут только любовники (2013): фильм, кадры, отзывы, смысл, сюжет
Посмотреть этот фильм я решила из-за актера Тома Хиддлстона, сыгравшего главную роль в фильме «Багровый пик». Очень уж он мне понравился. Но увы, я была полностью разочарована этой тоскливой почти двух часовой лентой с заунывной музыкой и скучнейшим сюжетом. Не спасла даже Тильда Суинтон из «Константина». Хотя кое-какое мыслишки все возникли по ходу. Начну как обычно с короткого описания.
Кадр из фильма «Выживут только любовники»
Адам, Ева и связь через полмира
Адам увлекается музыкой и коллекционирует музыкальные инструменты с историей. Он очень странный человек, живет уединенно, ни с кем особо не общается, в его доме даже нет туалета.
Зато он очень много знает о музыкантах и популярных личностях прошлых веков. А однажды заказывает своему приятелю найти одну единственную пулю, изготовленную из меди с сердцевиной строго из дерева.
На другом конце света живет Ева, она спит днем и гуляет по ночам. Общается мало, в основном с какими-то со странными личностями. Любит посидеть в кафе и поболтать с другом Кристофером Марло.
Между Адамом и Евой существует невидимая связь, потому однажды она ощущает, что Адам задумал нечто страшное. Она тут же летит к своему любимому через весь мир. Чем закончится эта история, смотрите сами. А я расскажу о парочке мыслей, посетивших меня во время просмотра.
Кадр из фильма «Выживут только любовники»
Такая скучная вечность…
Как я уже и сказала, фильм жутко скучный. Я точно знала, что он о вампирах, потому очень долго ждала, когда же случится хоть что-то интересное, как к примеру в фильме «Он никогда не умирал».
Увы, мои ожидания почти не увенчались успехом. Немного разнообразия в эту скучную историю внесло только появление сестры Евы. Да и то ненадолго. Но чего вы хотели, по ходу, это яркий пример того, как может наскучить бессмертие. И это при том, что Адаму и Еве повезло гораздо больше, чем героям фильма «Голод».
Чем заниматься людям, если живут они невыносимо долго, уже все изучили что могли и сделали все, что когда-то хотели. Где искать вдохновение, если уже давно ничего не хочется? А ведь впереди не годы и даже не десятки, а целые века и тысячелетия…
Кадр из фильма «Выживут только любовники»
Держаться нету больше сил…
Более того, есть еще одна трудность: умереть тоже не так просто, даже если сильно захочешь. В фильме постоянно звучит заунывная музыка, но разве может она быть другой, если жить-то уже совсем не хочется.
Вот Ева все еще держится, женщины, как известно, куда сильнее мужчин, даже если они не совсем человеки. А Адама не радуют даже фанаты, они его просто раздражают. Он прячет свою музыку от других и жутко бесится, когда узнает, что ее где-то втихую крутят.
Кадр из фильма «Выживут только любовники»
Интересные моменты
Повеселили различные незначительные моменты. Например, вампирша с легкостью называет знаменитую фамилию. Неужто она и вправду Фибоначчи? Хотя, при вечной жизни и деньгах, можно состряпать себе любые документы и никто не подкопается.
А как Ева читает? Это же мечта!!! Мне бы такие навыки точно пригодились, еще столько непрочитанных книг, а времени на это увлекательное занятие все меньше. Кстати, одним из героев является реальная личность Кристофер Марло и фильм намекает, что именно он был автором шекспировских произведений.
Древние вампиры с ностальгией вспоминают прошлое, когда в театрах проходили роскошные представления, а теперь на их месте парковки и ничего не значащие с точки зрения искусства сооружения. Еще в вампирских семьях тоже существуют трудности общения между родственниками. Ворчание Адама по поводу Авы дико развеселило.
И да, вампиры в этом фильме очень цивилизованные, ведь на дворе 21 век, не хорошо добывать еду охотой. Они не пьют кровь у случайных прохожих, а трупы прячут украдкой. Употребляют свою пищу только в виде донорской крови, можно даже попробовать ее замороженную на палочке как эскимо.
Кадр из фильма «Выживут только любовники»
Войны за воду: фантастика или близкая реальность?
А теперь самое главное: чистая кровь стала настоящей редкостью. Почему? В фильме этому имеется любопытное объяснение. Думаю, здесь кровь ассоциируется с пресной водой, которой становится на земле все меньше.
Ее запасы постепенно исчезают, пока люди дерутся за нефть и другие богатства. Не одно пророчество предсказывает войны за воду, и кто даст гарантию, что однажды они не станут страшной реальностью? Реки и вправду обмелели и стали жутко грязными. Попробуйте хлебнуть водицы из любой и все поймете.
Но вправду ли на земле исчезает чистая вода или же все это очередная подстава по типу парникового эффекта? Тут ответить однозначно я не могу. На поверхности это действительно так, но что внутри? Может быть, наша цивилизация настолько не нравится Земле-матушке, что она попросту прячет от нас воду?
Кадр из фильма «Выживут только любовники»
Мы стали «несъедобными»…
Но я нашла еще одно решение. Кровь перестала быть чистой потому что люди травят себя несъедобной едой, дышат отравленным воздухом и ведут ненормальный образ жизни. Все это естественно сказывается на нас и нашей жизненной энергии, коею и является кровь.
Но мы, словно лягушки, брошенные в кастрюльку с холодной водой, стоящую на огне, ничего не замечаем. Продолжаем жить, все больше и больше усугубляя свое состояние. А вот вампиры это хорошо чувствуют, и даже могут погибнуть, употребляя такую «еду».
Кадр из фильма «Выживут только любовники»
А вы верите в существование вампиров?
Удивительно, во всех фильмах и книгах люди пытаются всеми силами уничтожать вампиров, но оказывается, сделать это так просто. Они и так скоро вымрут из-за нашей нечистой крови. Это, конечно же, шутка, ведь вы же в курсе, что вампиров не существует.
А вправду вы верите в существование бессмертных кровососов или считаете, что они есть только в кино и книжках типа «Академии вампиров»? Кстати, Адам называет Лос-Анджелес – центром зомби. С чего бы это?
Кадр из фильма «Выживут только любовники»
До чего доводит отчаяние?
Наверное, из всего фильма мне понравился только его конец. Я хотя бы нашла объяснение, почему он называется именно так. Адам и Ева из-за жуткого голода решились на отчаянный поступок: добыть пропитание по старинке — охотой на живых людей.
Что это, намек на то, что наша супер цивилизация начинает деградировать? И да, жертвами оказалась парочка влюбленных. Имеет ли этот финал отношение к основной идее про воду? Скажу честно, я не знаю. Но возможно, вы сможете объяснить этот интересный момент? А на закуску довольно любопытный видео-отзыв.
Выживут только любовники (2013) — Краткое содержание сюжета
Депрессивный музыкант воссоединяется со своей возлюбленной. Хотя их роман, длившийся уже несколько веков, прерывается приходом ее неуправляемой младшей сестры.
Адам (Том Хиддлстон), андерграундный музыкант, на протяжении столетий воссоединяется со своей возлюбленной (Тильда Суинтон) после того, как впадает в депрессию и устает от направления, в котором приняло человеческое общество.Их любовь прерывает и испытывает ее дикая и неуправляемая младшая сестра (Миа Васиковска).
На фоне романтического опустошения Детройта и Танжера андеграундный музыкант, глубоко подавленный деятельностью человека, воссоединяется со своим стойким и загадочным возлюбленным. Их история любви насчитывает уже как минимум несколько столетий, но их развратную идиллию вскоре нарушает дикая и неуправляемая младшая сестра.Смогут ли эти мудрые, но хрупкие аутсайдеры выжить, когда современный мир рушится вокруг них?
В заброшенном городе Делрей, штат Мичиган, депрессивный музыкант Адам (Том Хиддлстон) живет в старом доме посреди заброшенных зданий со своими музыкальными инструментами и книгами. Адам был вампиром на протяжении веков, но устал от судьбы мира, принятой неправильными решениями человечества.У него есть соглашение о конфиденциальности с Яном (Антон Ельчин), которое предоставляет ему редкие инструменты и не задает ему вопросов. Адам выдает себя за доктора Фауста и покупает пакеты с кровью у доктора Ватсона (Джеффри Райт) в соседней больнице. Его жена и любовница Ева (Тильда Суинтон) живет в Танжере, Марокко, и тоже вампир. Ее лучший друг — Кристофер «Кит» Марлоу (сэр Джон Хёрт), поставляющий ей кровь, которую он покупает у французского врача. Когда Ева звонит Адаму из Танжера, она чувствует, что он упал, и решает лететь в Детройт, чтобы встретиться с ним.Она встречает Кита, чтобы попрощаться с ним, и Кит говорит Еве, что ему приснился сон с ее младшей сестрой Авой (Миа Васиковска). Ева и Адам воссоединяются и проводят ночи, любя друг друга. Совершенно неожиданно дикая и безрассудная Ава приходит в дом Адама и переворачивает их жизнь с ног на голову.
.
Only Lovers Left Alive (2013) — Only Lovers Left Alive (2013) — Отзывы пользователей
Это красивый и артистичный фильм по многим параметрам: завораживающий саундтрек, атмосферные декорации и настройки, мечтательная операторская работа и постановка сцен, методично не — заявленная актерская игра и медленное, но верное развитие характера. Мы знакомимся с четырьмя вампирами, особенно с Адамом (которого блестяще играет Том Хиддлстон) и Евой (которую играет разносторонняя Тильда Суинтон), из серии контрастов и парадоксов по мере изменения их мотивов, настроения и жизни.Они кажутся одновременно древними и современными, томными, но сосредоточенными, знакомыми, но чуждыми.
По мере того, как разворачивается тонкая сюжетная линия и минимальная предыстория, фильм фокусируется на том, чтобы пробудить в нас сочувствие к существам, которые выжили в течение нескольких столетий, столкнувшись со многими проблемами, наиболее постоянными из которых являются угроза скуки и экзистенциального отчуждения. Помимо крови — как пищи и наркотиков — их главными мотивами выживания являются человеческие знания и культура: искусство, наука, литература, музыка. Эти вампиры 21-го века, живущие на образцах крови из больниц «с черного хода», теперь избегают питаться людьми из-за растущих шансов быть обнаруженными современными полицейскими органами.
Дела Адама, рок-звезды на пенсии, скрывавшейся в старом доме в Детройте, шли довольно гладко, пока его старая «возлюбленная» Ева не вернулась из Танжера, а вскоре за ней последовала ее беспокойная «сестра» Ава из Лос-Анджелеса. Ава приносит тепло в дверь, и спокойная жизнь Адама меняется. Но, как уже отмечалось, сюжет не является основным направлением этого фильма, как и мифология вампиров (это не стандартный фильм ужасов). Мне казалось, что режиссер (Джим Джармуш) хотел по-новому взглянуть на старую повествовательную тему сочувствия к опыту бессмертия, а также исследовать метафору жизни с серьезной зависимостью от наркотиков.Он преуспевает по обоим пунктам. Шикарный мрачный фильм, который непременно стоит посмотреть, прежде чем принимать решение о том, чтобы стать вампиром.
21 из 28 нашли это полезным.
Был ли этот обзор полезным? Войдите, чтобы проголосовать.
Постоянная ссылка
.
Только сильные выживают (2002)
Списки пользователей
Связанные списки от пользователей IMDb
список из 29 наименований
создано 12 окт 2018
список из 295 наименований
создан 3 месяца назад
список из 2333 наименований
создано 11 ноя 2012
список из 326 наименований
создано 11 окт.2017 г.
список из 790 наименований
создано 02 марта 2013 г.
.
Time Bandits — I Am Only Shooting Love / Only Lovers Will Survive (1983, винил)
Пожалуйста, включите Javascript, чтобы в полной мере использовать возможности нашего сайта.
Этикетка:
Формат:
Страна:
Выпущено:
Жанр:
Стиль:
Треклист
А | Я снимаю только любовь | 4:35 |
B | Выживут только любовники | 3:43 |
Заметки
Название, как показано в ЭТОМ выпуске
.