Шедевры кино: «Психо» Альфреда Хичкока
Внимание! В тексте есть спойлеры к сюжету фильма. Если вы его не смотрели, прочитайте инструкцию Хичкока, как со вкусом выбрать и устранить подходящую жертву, а после избавиться от тела.
Существует легенда, что в 1954 году Альфреду Хичкоку не хватило всего пары часов, чтобы купить права на экранизацию романа «Та, которой не стало» французских писателей Буало и Нарсежака. Его опередил режиссер Анри-Жорж Клузо — и снял фильм «Дьяволицы», в котором жена и любовница сообща избавляются от общего мужчины. Но тело исчезает, а главная героиня начинает подозревать, что сходит с ума. Клузо сделал вид, что не заметил лесбийского контекста романа (Хичкок, судя по скандальной «Ребекке» 1941 года, этого бы так не оставил!), зато подарил зрителю головокружительный финал. Такой головокружительный, что уязвленный Хичкок тут же потребовал у писателей написать новый роман («Из царства мертвых») и снял по нему то самое «Головокружение». Но мечту сделать триллер про женщину в бегах с неожиданным финалом пришлось отложить на пять лет — пока Хичкоку не подвернулся роман «Психо» Роберта Блоха (а самому Роберту Блоху — маньяк Эд Гейн, лучший друг американских сценаристов). Зато когда эта мечта сбылась и 16 июня 1960 года «Психо» вышел на экраны, кинематограф разделился на «до» и «после». Ниже — семь тому доказательств.
Alamy/Legion Media
1. Хичкок увидел зло в семье
Ужастики и триллеры, предшествовавшие «Психо», привыкли сталкивать зрителей с внешней угрозой. Фильмы про пришельцев, такие как «Этот остров Земля» (1955), были наследниками «литературы вторжения», которая паразитировала на вечном страхе перед иным. Инициированные «Годзиллой» (1954) ужастики о бунте природы, например «Землеройки-убийцы» (1959), рефлексировали над неврозами по поводу оружия массового поражения и чересчур стремительного развития технологий. Фильмы про Дракулу и монстра Франкенштейна, мафию и шпионов тоже строились на врожденной ксенофобии, от которой человек освобождается всю свою жизнь.
В «Психо» источником страха и насилия становится святая святых для любого американца — семья. Сцена убийства в душевой не только вдохновит Голливуд на рождение жанра слешер (фильмов ужасов, где злодей изобретательно режет героев одного за другим), но и подскажет будущим рассказчикам, чего зритель боится больше всего. Это чувство беспомощности. У исследователя психологии кинематографа Уильяма Индика есть объяснение бешеной популярности сцен, в которых злодеи нападают на героев в ванной или во время секса. Индик вслед за Фрейдом верит, что в каждом из нас с детства сидит «страх кастрации» — ожидание того, что родитель того же пола, что и мы, атакует нас, чтобы устранить потенциального романтического соперника. Угроза, исходящая от условного родителя, который должен бы защищать беспомощного и доверяющего героя, — источник мощнейшего напряжения. На нем строятся и «Сияние» (1980), и «Мизери» (1990). Но нужен был режиссер-пионер, который усомнится в святости семьи как института. Им стал Хичкок, начавший «Психо» сексуальной сценой адюльтера в отеле и закончивший его эпизодом, в котором голосом Нормана говорит его мать Норма. С тех пор любой хороший ужастик обязательно рефлексирует над каким-нибудь семейным конфликтом своих героев. Даже наша «Баба-яга».
Alamy/Legion Media
2.»Психо» — пример осмысленного «дизайна пространства»
И дело не только в легендарной первой в истории кинематографа сцене туалетного слива. В книге «Хичкок/Трюффо» Хич (прозвище режиссера. — Esquire) рассказывает, что сознательно поделил пространство фильма на два блока: вертикальное и горизонтальное. Героиня Джанет Ли останавливается в приземистом мотеле, в то время как сам Норман Бейтс живет в высоком особняке. И особенностью этого здания является не только то, что оно срисовано с депрессивной картины Эдварда Хоппера «Дом у железной дороги» (1925). Прямых подтверждений тому нет — хотя сценарист фильма Джозеф Стефано и говорил актеру Энтони Перкинсу, что «будь Норман Бейтс картиной, это была бы картина Хоппера».
Важно другое: у особняка Бейтсов — фаллическое очертание. И уже в самом начале фильма мы видим деление кадра на вертикальные и горизонтальные блоки: вот Сэм (любовник героини) встает с кровати и одевается, пока Мэрион лежит на постели; а вот уже она встает — и он тут же садится. Это противопоставление заставляет ощущать в «Психо» конфликт стремления к насилию и жажды секса; агрессии и покорности; смерти и жизни, разрушения и сохранения. А еще в фильме стоит обратить внимание на зеркала. Зритель то и дело заглядывает в них, но видит не себя, а героев. Так персонажи в прямом смысле превращаются в отражение наших желаний и страхов.
Alamy/Legion Media
3. «Психо» — бунт режиссера против студийной системы
К концу 1950-х за плечами у Хичкока было уже больше сорока полнометражных фильмов и один сериал-альманах «Альфред Хичкок представляет…», которому он одолжил свое имя как некий зонтичный бренд. Все эти годы британский режиссер, которому в юности прочили блестящую карьеру в рекламном деле или издательском бизнесе, с азартом предпринимателя пробовал на прочность американскую студийную систему. Сперва он вместе со своим юристом Львом Вассерманом добился исключительных контрактных условий. Права на многие фильмы спустя годы переходили от студий к самому режиссеру. А потом потребовал десять процентов от сборов картины «На север через северо-запад» (1959). Студии скрепя сердце терпели выходки плодовитого режиссера — да и как было вести себя с гением, который завоевал главный «Оскар», едва ступив на американскую землю? Ведь оскароносная «Ребекка» (1941) стала всего лишь первой картиной Хичкока в США.
Alamy/Legion Media
Но когда Хичкок рассказал Paramount о сюжете «Психо», студия напугалась — и режиссеру пришлось продюсировать картину самостоятельно. Экономить было решено на всем. Будущие исполнители главных ролей Джанет Ли и Энтони Перкинс согласились на очень скромные по своим меркам гонорары, получив взамен возможность творить историю вместе. Перкинс, к примеру, сам придумал привычку Нормана Бейтса есть сладости, которая стала отражением невротического конфликта героя. И отчасти вдохновила Хичкока на съемку «Птиц» — уж больно птичья моторика была у Перкинса.
Из тех же соображений экономии «Психо» стал черно-белым, а сняла его телевизионная команда Хичкока. Режиссер и сам сомневался в успехе затеи — поэтому рассматривал возможность разделить фильм на две разные истории и продать на ТВ. Отсюда — резкий поворот с гибелью главной героини в первой половине сюжета. Но когда «Психо» все-таки вышел в прокат, он оказался хитом — и 800-тысячный бюджет превратился в $32 миллиона, собранных в одних только США. В конце 1950-х американская студийная система и так трещала по швам: звезды вроде Фрэнка Синатры требовали беспрецедентные гонорары и открывали собственные кинокомпании, а около половины всех картин снимались независимыми производителями. Но успех Хичкока лишил старый Голливуд поддержки последних союзников — режиссеров.
Alamy/Legion Media
4. В «Психо» новаторские монтаж и операторская работа
Хичкок всегда обожал эксперименты с формой — и наверняка снял бы состоящую из очень длинных кадров «Веревку» (1948) вообще одним планом, если бы это позволяла длина пленки. Но в «Психо» он нарушил несколько технических табу. Например, «правило 180 градусов», согласно которому разные герои во время конфликта должны всегда находиться в «своих» углах кадра. В сцене в душевой нападающий и жертва то и время меняются местами на экране — и это помогает Хичкоку подготовить нас к тому, что со второй половины фильма мы будем сопереживать уже герою Перкинса, а не героине Ли. А резкий монтаж позволяет снять кровавую сцену, оставив само насилие за кадром — отчего убийство девушки в душевой становится еще более пугающим. Ровно за три месяца до премьеры «Психо» техника джамп-ката (то есть стремительного рывкового монтажа) показывает себя во всей красе в фильме «На последнем дыхании» француза Годара. Но для Америки, привыкшей склеивать фильмы из кадров длиной в минуту, Хичкок — революционер.
Alamy/Legion Media
А еще «Психо» демонстрирует все преимущества «субъективной камеры» — съемки глазами героя. Благодаря оператору Джону Л. Расселлу мы становимся вуайеристами, хищниками и жертвами одновременно. Сейчас этот прием используется для создания напряжения и отождествления зрителя с героем не только в ужастиках, триллерах и мокьюментари. Например, в «Инопланетянине (1982) Спилберга камера всегда находится на уровне глаз ребенка. Про «Хардкор» (2015), снятый от первого лица, промолчим. Хичкока часто называют режиссером для зрителя, а не режиссером для актеров, потому что ему важно самому решить, что именно и в какой момент фильма мы почувствуем. Впрочем, реакция на «Психо» постановщика удивила: он вложил в картину немало юмора, но не ждал, что люди будут хохотать так сильно. Сейчас такой авторский прием и такое зрительское поведение называют «разрядкой смехом» — и оно свидетельствует о том, что напряжение в фильме достигло пика.
Alamy/Legion Media
5. «Психо» — репетиция «Игры престолов»
Главная героиня «Психо» гибнет на 47-й минуте из 109 — и после этого начинается совсем другой фильм. Хичкок настолько дорожил этим поворотом (и превращением Нормана Бейтса в Норму Бейтс), что постарался накануне премьеры скупить весь тираж романа Роберта Блоха — и так защититься от спойлеров. Звезд и главных героев в фильмах и сериалах до сих пор стараются не убивать без лишней нужды (особенно в середине истории), но Хичкок показал, что и такое бывает. А главное — то, что смерть Мэрион не введена в сюжет лишь ради шока читателя и зрителя. Героиня умирает в тот момент, когда завершается ее собственное духовное путешествие: грабительница, раскаявшись, решает вернуть украденные деньги. Смерть настигает девушку в момент морального триумфа. То же самое происходит, например, в «Профессионале» (1981) и «Леоне» (1994). А Джанет Ли, кстати, в комментариях к юбилейному изданию «Психо» жаловалась, что с 1960 года старается не принимать душ.
6. «Психо» отказал зрителю в катарсисе
В фильме нет обязательной для Голливуда той поры сцены торжества добра и морали — или хотя бы момента, когда зритель возвращается в зону комфорта. Да, Норман Бейтс схвачен, но зло, которое он олицетворяет, наконец-то обрело имя и форму. А значит, навсегда останется с нами и продолжит подкарауливать всюду — в душевой, в спальне, в тысяче других фильмов, вдохновленных «Психо». Финальная реплика Нормы, сидящей в голове у Нормана, обесценивает рациональную составляющую триллеров и детективов: глубинное безумие сильнее полицейских протоколов. Взгляд Энтони Перкинса так же страшен, как еще не явленная миру улыбка Ганнибала Лектера. У того стальные решетки не только в камере, но и прямо во рту — а зритель все равно ощущает себя перед ним беспомощным.
Равнодушие Хичкока к социально приемлемым финалам было заметно еще в «Веревке» (экранизации пьесы об убийстве как о творческом эксперименте), где он очень неохотно наказал философствующих негодяев. Один фильм под названием «Маньяк» — экранизацию истории Эдгара Аллана По — сняли еще в 1934 году, но именно «Психо» сегодня ощущается как начало путешествия американского кинематографа навстречу тьме. Кстати, о По — именно с творчеством этого писателя Хичкок нескромно сравнивает свой метод. В книге «Хичкок о Хичкоке» есть такие слова: «В своих фильмах я старался делать то же, что и Эдгар Аллан По: рассказывать абсолютно небывалые и невероятные истории с такой завораживающей логикой, что в итоге вы начинаете верить, что подобное может произойти и с вами — уже завтра».
Alamy/Legion Media
7. Хичкок позвал на помощь психоанализ — и высмеял его
Еще один иезуитский (да, совсем забыли сказать: Хичкока воспитывали иезуиты — известные мастера дидактических пыток) способ напомнить зрителю о том, что от его страхов не существует лекарства, — приглашение в кадр психиатра. Перед финальной вспышкой безумия Нормана Бейтса в фильме появляется врач в исполнении Саймона Оукленда, который вальяжно и надменно объясняет зрителю невротический конфликт героя. Но это внушение не работает, потому что после него тьма только сгущается. Весь «Психо» строится на сопереживании зрителя аморальным поступкам. Мэрион украдкой встречается с мужчиной в отеле, крадет деньги и вступает в конфликт с полицейским. Норман топит машину Мэрион в болоте — и в короткий момент, когда та вдруг перестает тонуть, мы понимаем, что болеем за психопата и любим идеальные преступления. «Психо» напоминает, что в каждом из нас предостаточно тьмы, — и дает всему кинематографу добро на исследование этого зла.
Читайте также:
Альфред Хичкок: пошаговая инструкция, как со вкусом выбрать и устранить подходящую жертву, а после избавиться от тела
Правила жизни Альфреда Хичкока
описание, содержание, интересные факты и многое другое о фильме
Психо (1960) — скрытый смысл фильма
Читай нас в Дзене:
Может ли приличная барышня, поддавшись спонтанному порыву, похитить 40 тысяч долларов и удариться в бега? Запросто, если карты так лягут.
А легли карты так:
- биологические часики тикают и барышне уже под тридцать, «уж замуж невтерпеж»;
- разведенный (значит, свободный!) любовник наотрез отказывается «узаконить отношения» и предпочитает унизительные свидания на отельных простынях в обеденный перерыв;
- пухлые пачки чужих баксов попали в руки и так их и жгут.
И вот уже секретарша риэлтора, безупречно служившая шефу верой и правдой десять лет, присваивает деньги клиента, предусмотрительно меняет автомобиль и мчится — куда глаза глядят.
Такова завязка знаменитого фильм Альфреда Хичкока «Психо».
Белье Марион как маркер порядочности
Фильм — черно-белый, хотя в 1960 году уже вовсю снимали цветные ленты. Почему? По нескольким причинам: экономия средств; деление образного мира киноленты на черное и белое; эстетические соображения. С экономией все отлично вышло: потрачено всего 800 тысяч на производство, а доход от фильма составил 40 миллионов. С черно-белой трактовкой тоже все понятно. Например, белье Марион до преступления — белое, после присвоения долларов — черное. То же касается и сумочек героини: белая сумочка скромницы сменяется черной сумочкой воровки с небрежно затолканным пакетом с деньгами.
Лучший друг парня — это его мама
Взаимоотношения одинокой матери и единственного сына порой принимают уродливую форму: если маменька — из разряда дамочек, априори ненавидящих будущую даму сердца своего сынули. Разумная мать вовремя отправляет выросшего ребенка в «свободное плавание», а психически неуравновешенная авторитарная мамаша не желает спускать с поводка выпестованное чадо. Гиперопека порождает два варианта потомков: жестоких бунтарей и вялых маменькиных сыночков.
А как насчет жестокого маменькиного сыночка? Именно с таким экземпляром и сталкивается Марион, когда дождь и усталость загоняют ее в заброшенный мотель. Только она пока этого не знает. Очень милый владелец сдающихся в аренду двенадцати (почти всегда свободных!) номеров ничем не напоминает своего прототипа из книги Роберта Блоха Psycho, по которой снят фильм. У писателя — тучный и неприятный сынишка в летах, а киношный Норман Бейтс — молодой красавчик и симпатяга. Наверное, контраст между очаровательной внешностью и дикими поступками героя — еще один взнос в копилку достоинств фильма.
Беседуя с понравившейся постоялицей, Норман и выдает сакраментальную фразу: «Лучший друг парня — это его мама». Из других реплик хозяина мотеля многое можно понять, он словно дает подсказки девушке, не желая в очередной раз воспроизводить стандартный алгоритм дальнейших событий: «Я родился в западне. Больше не сопротивляюсь». Однако разгадать смысл его речей можно лишь постфактум, посмотрев фильм целиком.
Знаменитая сцена в ванной
Сцена убийства обнаженной красавицы в ванной стала визитной карточкой фильма и породила множество цитат в других кинолентах. Героиня явно опомнилась, о чем свидетельствуют подсчеты расходов. Она прикидывает, как возместить средства, потраченные из чужих денег, собираясь утром возвращаться обратно в родной город. Таким же свидетельством возвращения в общество порядочных людей служат струи душа, словно смывающие грех нарушения восьмой заповеди с тела Марион. Она рада не только омовению физическому, но и омовению духовному, улыбаясь своим мыслям. И вот тут-то за полупрозрачной пластиковой занавеской возникает женский силуэт с огромным ножом. Хичкоку удается соблюсти требования тогдашней строгой цензуры и не показать ничего запретного: ни груди, ни прочих вторичных половых признаков. Только удары ножа, надсадные вопли скрипок и шоколадный сироп, выполняющий роль крови. Здесь нет безвкусных фонтанирующих потоков кетчупа, к которым приучит потом зрителя Квентин Тарантино, крови в интерпретации Хичкока — всего ничего. Тем и мрачнее картина.
Офтальмологи после выхода фильма забросали режиссера опровержениями. Оказывается, точечные зрачки погибшей героини не отвечают физиологической правде: после смерти значок расширяется. В следующих своих лентах Хичкок внял подсказкам и стал закапывать мертвецам в глаза атропин для расширения зрачка.
Так кто же убийца
Фильм открывает нам правду понемногу. Сначала кажется: да что ж такое, почему мы сразу видим свирепую тетку в халате? Где же загадка? Где же детектив? Где же поиск убийцы? Однако фильм-то с двойным дном.
На поиск девушки и пропавших вместе с ней долларов отправляется частный сыщик, живущий по принципу: «Мы не доверяем людям с честной репутацией». Несмотря на декларированную бдительность, мистер Арбогаст, забравшийся в дом хозяина, тоже получает удар ножом от мелькнувшей на пару секунд дамы. К удобству Нормана Бейтса, поблизости есть трясина: там уже покоится автомобиль Марион вместе с ее телом, чемоданом и пачкой баксов, туда же отправляется и любопытный детектив. Вроде бы сын «подчищает» за активной мамашей места преступлений, но так ли это?
Доктор Джекил и мистер Хайд по-хичкоковски
Следующая команда следопытов — сестра и любовник исчезнувшей Марион. Именно Лайла обнаруживает загадочную мать, забравшись в подвал дома на холме. Однако миссис Бейтс оказывается… мумией.
Сынок использовал все свои таланты таксидермиста, чтобы сохранить тело усопшей мамаши в более-менее сносном состоянии. Поскольку на этот раз следователей было двое, удалось обойтись без жертв: Сэм вовремя успевает схватить примчавшуюся в подвал тетку в халате, занесшую громадный ножище над Лайлой. И вот он, сюрприз: не тетка это вовсе, а сам Норман.
Резюмирует всю историю психиатр, побеседовавший с арестованным мистером Бейтсом. Все-то думали, что его мамаша убила десять лет назад своего любовника, а затем покончила жизнь самоубийством. А все обстояло не так. Это сынок, потрясенный «изменой» обожаемой мамочки, лишает жизни и ее, и ее избранника. Десять лет назад никто и не рассматривал такую версию. А Норман ухитрился закопать пустой гроб, а родительницу — мумифицировать. Более того: так и поверишь в переселение душ — личность матери постепенно просочилась в психику Нормана. Раз предательницы-мамы нет, Норман самолично восстанавливает ее внутри себя. Именно разговор психически нездорового человека с самим собой на два голоса слышала в самом начале фильма Марион, когда мама якобы запрещала приводить в дом женщину.
Диагноз
Диагноз Нормана звучит так: диссоциативное расстройство идентичности, а по-простому — раздвоение личности. В теле его уживаются два человека: он и мама. Для заболевания характерно, что когда «включается» одна личность, вторая — «выключается» и не в курсе, что происходит во время ее «отсутствия». Оказывается, убийство Марион — не первое в биографии героя. Были еще две жертвы. Как только «внутренняя мама» замечает, что сынок заинтересовался дамочкой, она принимает меры и ликвидирует угрозу физически.
Поначалу сын, когда его личность «включается», борется с агрессивными наклонностями матери: видно, как он шокирован и огорчен случившимся, убирая следы после кровавого кошмара в ванной. Однако постепенно более сильная личность в нем берет верх. В финале герой сидит в заключении, замотанный в плед, от сына в нем осталась только внешняя оболочка. Мама абсолютно овладела телом своего потомка. Ведь Норман твердил о девушке: «Она могла одурачить меня, но не мою маму». Более сильная личность, которую «невозможно одурачить», полностью заняла территорию.
Поделиться в соцсетях:
почему фильм Хичкока «Психо» стал культовым — РТ на русском
16 июня 1960 года в США состоялась премьера культового психологического хоррора Альфреда Хичкока «Психо». Роли в картине исполнили Энтони Перкинс, Джон Гэвин, Вера Майлз и Джанет Ли. Первая реакция на фильм была неоднозначной, однако со временем критики пересмотрели своё отношение: «Психо» признали лучшей работой Хичкока. Эта лента оказала сильное влияние на киноиндустрию и полностью изменила понимание таких жанров, как фильм ужасов и триллер. Хичкок открыл современным кинематографистам множество нестандартных приёмов и показал, как можно манипулировать зрителями.
Шестьдесят лет назад, 16 июня 1960 года, в США прошла премьера культового детективного триллера Альфреда Хичкока «Психо». Картина стала экранизацией одноимённого романа Роберта Блоха (в основу книги, в свою очередь, легла история американского маньяка и некрофила Эда Гина). Роли в ленте исполнили Энтони Перкинс, Джон Гэвин, Вера Майлз и Джанет Ли.
По сюжету героиня Джанет Ли, Мэрион, похищает крупную сумму денег и уезжает из города в надежде начать новую жизнь. После долгой дороги она останавливается в мотеле Нормана Бейтса (Энтони Перкинс). Мужчине нравится постоялица, однако его, как утверждает сам герой, нездоровая мать настроена против этих отношений. Вечером она приходит в номер Мэрион и убивает её. Расследованием преступления займутся частный детектив, а также возлюбленный и сестра погибшей.
Книга, фильм и хитрости Хичкока
Главный герой фильма визуально заметно отличается от персонажа книги. Роберт Блох описывает Нормана как страдающего от лишнего веса непривлекательного мужчину средних лет. У Хичкока же он — молодой и симпатичный. Режиссёр был уверен, что финал картины произведёт более яркое впечатление, если сделать главного героя простым парнем, которого изначально сложно заподозрить в чём-то ужасном.
К слову, в фильме не показаны многие детали убийств: они слишком отвратительны для изображения на экране. Хичкок отмечал, что в таких случаях следует оставлять свободу воображению.
Хичкок подогревал интерес к фильму, постоянно распространяя слухи о том, кто сыграет мать Нормана — миссис Бейтс. В числе кандидаток на эту роль якобы были Джудит Андерсон («Ребекка») и Хелен Хейс («Аэропорт»). Многие пожилые актрисы писали режиссёру письма с просьбой выбрать их.
Также Хичкок настаивал, чтобы в кинозал никого не пускали после начала сеанса (в те годы зрители могли приехать в кинотеатр в любой момент и начать просмотр фильма с середины, а потом остаться на следующий сеанс и увидеть, что пропустили). Режиссёр не хотел, чтобы вошедшие во второй половине сеанса зрители задавались вопросом, где же Джанет Ли, ведь она была самой известной из актёрского состава.
Известно, что Хичкок не показывал сценарий продюсерам из Paramount: во-первых, во избежание спойлеров, во-вторых, чтобы никто не мог повлиять на сюжет. Продюсеры с неохотой согласились выделить $800 тыс. и не задавать вопросов. Кроме того, чтобы сохранить развязку фильма в секрете, после приобретения прав на экранизацию романа режиссёр купил столько копий книги Блоха, сколько смог.
Естественно, заигрывание Хичкока со зрителями не ограничилось лишь организационными моментами. Фильм «Психо» построен по очень интересной схеме, которая сперва помогает настроить аудиторию на определённые ожидания, а затем — полностью их разрушить. Режиссёр отмечал, что он направлял зрителей, играл на них, как на органе, и эта игра была очень захватывающей.
- © Кадр из фильма «Психо» (1960)
Сироп вместо крови
Хотя «Психо» снимался, когда технические возможности позволяли работать с цветом, Альфред Хичкок решил сделать фильм чёрно-белым. Во-первых, режиссёр полагал, что в цвете картина получится слишком кровавой. Во-вторых, он хотел сделать качественную и недорогую картину.
Помимо низкой стоимости, чёрно-белая съёмка оказалась более удобной, потому что в качестве крови Хичкок смог использовать шоколадный сироп.
Внимание режиссёра к неочевидным деталям можно отметить во многих сценах. Так, в одном из эпизодов Норман понимает, что произошло убийство, и истерически кричит на мать. Чтобы герой казался ещё моложе и невиннее, Хичкок именно в этой сцене заставил звукорежиссёров убрать басы из голоса Энтони Перкинса, чтобы тот кричал, как испуганный подросток.
Сцена с Джанет Ли в душе стала одной из самых знаковых и запоминающихся не только в «Психо», но и во всей истории кино. Работая над этим эпизодом, создатели столкнулись с целым рядом трудностей. К примеру, наготу Джанет Ли нужно было показать так, чтобы не разгневать комитет по цензуре.
На съёмки сцены продолжительностью 45 секунд ушло семь дней, запись велась с 70 камер одновременно. В итоге эпизод получился крайне убедительным и страшным. И, что примечательно, не только для зрителя: сама Джанет Ли после этого боялась принимать душ.
«Я перестала принимать душ — теперь я принимаю только ванну. А если я останавливаюсь где-то, где есть только душевая, я проверяю, чтобы окна и двери были заперты. Ещё я оставляю открытыми дверь в ванную комнату и шторку. Я всё время слежу за дверью — независимо от того, куда направлен душ», — цитирует актрису интернет-портал Woman’s World.
- © Кадр из фильма «Психо» (1960)
Говоря о «Психо», нельзя не упомянуть музыкальное сопровождение. Композитор Бернард Херрманн отдал предпочтение струнной музыке, и Хичкок был очень доволен результатом. Режиссёр признал, что своим успехом фильм на треть обязан именно композитору.
Съёмки «Психо» в основном проходили в Калифорнии в стенах Revue Studios, известной сегодня как Universal Television. Там компания Paramount Pictures арендовала участок для производства картины Хичкока.
Сегодня знаменитый особняк Нормана Бейтса можно увидеть в тематическом парке Universal Studios Hollywood. Здание построено в стиле так называемой калифорнийской готики, распространённой на севере штата, где и разворачиваются события картины. А открывающую фильм сцену снимали в Финиксе, Аризона.
«Картина в духе театра «Гран-Гиньоль»
Первая реакция на «Психо» в 1960 году была неоднозначной. Некоторые критики называли приёмы Хичкока несерьёзными, а фильм — жалким.
«Столь медленное нагнетание Хичкоком тревоги до внезапного потрясения — это старомодный мелодраматизм, который, впрочем, действует наверняка, но лишь до тех пор, пока пару человек зверски не зарежут и не будет раскрыта тайна дома со страшным обитателем», — писал Босли Краузер для New York Times.
«Хуже, чем самый жалкий стриптиз, который я когда-либо видел», — возмущался Джимпсон Хармон из Evening Standard.
- © Кадр из фильма «Психо» (1960)
Сам Хичкок полагал, что его картину неправильно поняли, поскольку он задумывал её как комедию.
«Предполагалось, что на «Психо» люди будут кричать, визжать и так далее. Но не больше, чем на американских горках… Так что главное — не переусердствовать, ведь надо, чтобы они выходили, хихикая от удовольствия», — подчеркнул режиссёр.
Как бы то ни было, со временем мнения рецензентов изменились в лучшую сторону.
«Несомненно, не нуждается в представлении лучший фильм Хичкока — прекрасно исполненная картина в духе театра «Гран-Гиньоль» (театр ужасов в Париже, закрылся в 1963 году. — RT). Псевдофрейдистская разгадка в конце фильма — полная чушь, но реальные признаки раздвоения личности переданы эффектными и сложными визуальными образами. Настоящий шедевр, как ни крути», — писал Джефф Эндрю для Time Out Film Guide.
«Вероятно, это самый зрелищный и кинематографичный его фильм», — отмечал режиссёр, сценарист и кинокритик Питер Богданович.
Ещё до того, как все споры утихли, индикатором успеха картины стали сенсационные кассовые сборы. При бюджете $800 тыс. она заработала около $14 млн за первый прокат, а к настоящему моменту общие сборы ленты составляют не менее $50 млн. Доход самого Альфреда Хичкока от этой картины также оказался беспрецедентно высоким — около $5 млн.
При этом автор романа Роберт Блох продал права на экранизацию книги всего за $9 тыс. После вычета налогов, а также процентов издателя и агента, писатель получил около $5 тыс. Позднее автор узнал, что его контракт не включал процент от прибыли в случае продажи прав Голливуду.
Картина «Психо» была удостоена ряда наград. В их числе «Золотой глобус» за лучшую женскую роль второго плана (Джанет Ли), премия Эдгара Аллана По, премия Академии научной фантастики, фэнтези и фильмов ужасов. Также лента была номинирована на «Оскар» за лучшую женскую роль второго плана, режиссуру, работу оператора и художника.
Невозможно переоценить вклад, который фильм Альфреда Хичкока «Психо» внёс в киноискусство. Как писал обозреватель Village Voice Эндрю Саррис, любой проницательный кинозритель должен посмотреть «Психо» как минимум трижды: впервые — чтобы ощутить все те эмоции, которые пытался донести Хичкок; во второй раз — чтобы насладиться мрачной комедией; в третий — рассмотреть все скрытые символы.
В «Психо» Хичкок не только демонстрировал на тот момент новаторские приёмы, помогающие манипулировать зрителем, и показывал вещи, которые до него режиссёры старались обходить стороной, но и одним из первых стал говорить о психологии, тем самым полностью изменив представление зрителей о триллерах и фильмах ужасов. Теперь Хичкока считают мастером саспенса, а практически любой психологический триллер называют хичкоковским.
Режиссёр вывел жанр на принципиально новый уровень: он продемонстрировал на экране не только сложные сюжеты и тонкий чёрный юмор, но и качественную постановку, возможную благодаря сложным техническим решениям, живописным локациям и участию звёзд.
Старый особняк Бейтса сегодня — популярная достопримечательность Голливуда. В магазинах после выхода картины появились канцелярские товары, футболки, шторы для душа с изображением силуэта убийцы и другие сувениры с отсылками к фильму. Лента получила несколько сиквелов, ремейков и спин-оффов, а некоторые современные режиссёры и по сей день вдохновляются творчеством режиссёра и делают оммажи Хичкоку. Эпизод в душе, к примеру, был воссоздан в одной из серий анимационного сериала «Симпсоны». Эту сцену нередко называют одной из наиболее страшных за всю историю кино, а сам «Психо» регулярно попадает в рейтинги лучших фильмов по версии различных изданий.
как центр фильма: фильм «Психо (Psycho)», 1960
очень непростое кино. Хичкок молодец, умел людям голову заморочить. Несмотря на то, что фильму больше полста лет и я много раз слышал о нём, главная идея от меня ускользнула и почти весь фильм я тупо ждал, когда ж они таки прихлопнут эту мамашу. Просто изначательно настроился, что это триллер, фильм ужасов, но никак не кино про конченного психопата. Вот такой вот заскок. Ну и понятно, что исполнено всё мастерски. Тугое начало, с закосом под детектив. Симпатичная героиня, которая жадно похитила бабки и решила свалить. Офицер, который её преследовал. А потом фильм щёлкнул и стал совсем другим, хотя и остался таким же мрачным и тревожным. Должен сказать, что Энтони Перкинс и правда сыграл отчаянно гениально. Видно же было, что он реально не здоров психически, и в то же время это не воспринималось, как отклонение — просто такой вот притрушенный ботаник… Сам я не фанат всяких триллеров и ужастиков, но из того, что мне удалось увидеть раньше, это очень хороший фильм, как и положено классике. Хотя, конечно, сюжет лучше заранее не знать.
начало 60-х, процветающая америка, город Феникс, пятница, обед. Некая Мэри встретилась в гостинице с любовником Сэмом (он прилетает в командировки из Фейрвейва). У того долги отца и алименты. У Мэри есть сестра Лейла. Мужику своему Мэри предложила больше не встречаться, но он сказал, что любит и всё такое…
Потом Мэри вернулась в офис (агентство по недвижимости. работает здесь уже десять лет). Начальник вернулся с подвыпившим клиентом, который оставил 40 тыщь наличными на покупку домика. Начальник велей её отнести деньги в банк. Заодно она отпросилась, сославшись на головную боль.
Дома Мэри сразу стала собирать чемодан. Решила свалить с деньгами к любовнику. Проезжая мимо офиса, на светофоре, напоролась на начальника. Тот удивился, но прошёл мимо.
Потом она долго катила по шоссе ночью. Устала и остановилась на обочине. Утром спящей её застукал шериф. Проверил документы. Тётка поехала дальше. Шериф отстал. Потом она решила поменять машину на стоянке подержанных. Тут снова нарисовался шериф и стал за ней наблюдать. В целом она держалась хорошо, но очень подозрительно. Молча и сразу отдала 700 (даже не торговалась) и чуть не забыла свои вещи. Укатила.
Снова долго и нудно мчалась по шоссе. Вечером пошёл дождь. Решила остановиться в мотеле. Еле достучалась хозяина. Молодой паренёк Норман Бейтс сказал, что когда шоссе перенесли, здесь теперь почти никого не бывает. Поселил её в первом номере. Она записалась своим настоящим именем — Мэриэн (хотя город указала, как лос-Анжелес). Парень сказал, что здесь рядом уже город Фейрвейв. Пообещал накормить и ушёл. Тут Мэри услышала, как мамаша кроет нашего паренька.
Потом он пришёл с подносом. Они устроились в конторе и долго трепались. Парень выглядел немного агрессивным, особенно когда Мэри предложила ему упрятать мамку в психушку. Потом она ушла спать. Норман подглядел за ней через дырку в стене и ушёл к себе в дом. Мэри завернула пачку денег в газету и положила на тумбочку. Пошла купаться. Тут припёрлась контуженная мамка с ножом. Ну и зарезала Мэри в ванной как свинью! охренеть…
Норман «увидел» мамашу в крови, офигел и прибежал в номер. Нашёл зарезанную Мэри и стал думать, как бы всё убрать тут половчее… Ну и убрал, вполне спокойно. Газету с деньгами даже не посмотрел. Кинул все вещи в багажник и машину с телом утопил в соседнем болоте.
В магазин к Сэму пришла сестра Мэри, Лейла, а следом припёрся детектив Арбогаст (выследил её). Сказал, что начальник не хочет огласки и потому в полицию не обратился. Наши ничего не знают. Тогда Арбогаст долго и нудно стал выхаживать по квартирам и отелям.
Через неделю он добрался и до Бейтс-отеля. Норман встретил Арбогаста приветливо. Сказал, что здесь давно уже никого не было, но книгу показал. Арбогаст сличил почерк и сразу узнал руку Мэри. Тогда Норман резко вспомнил, что Мэри была здесь, но на следующее утро сразу укатила. Вообще Норман вёл себя легко, но подозрительно. А тут ещё Арбогаст увидел силуэт в окне. Зашёл и про маму разговор. Норман резко отказал Арбогасту в беседе с ней.
Тогда Арбогаст позвонил Сэму с Лайлой и тихонько вернулся в отель. Пробрался в дом и уже почти поднялся по лестнице, как на него накинулся кто-то в халате и с ножом… В общем, машина с трупом Арбогаста тоже утонула в болоте. Сэм и Лейла не дождались второго звонка Арбогаста и Сэм в одиночку метнулся посмотреть, что и как. Никого не нашёл и дверь ему не открыли. Потом они доклепались до помощника шерифа и тот позвонил Норману. Понятно, что Арбогаст к нему больше не возвращался. Заодно шериф сказал, что мать Нормана умерла десять лет назад — отравилась вместе с любовником…
Сам Норман, вроде как перенёс мамашу в подвал на руках.
На другой день Сэм с Лейлой прикатили в отель под видом семейной пары. Норман поселил их в десятом номере. Однако им удалось тихонько обшарить первый и найти там клочок бумажки. Потом Сэм пошёл заговаривать Норману зубы, а Лейла метнулась в дом. В комнате наверху никого не было, хотя вещи кругом были женские… Норман понял, что ему заговаривают зубы, дал Сэму по башке и метнулся в дом.
Лейла стала прятаться в подвале и наткнулась нам на высохший труп мамаши!!! А-а! Она закричала. Ворвался Норман в халате с ножом, а следом подоспел Сэм и Нормана обезвредил. Уф…
Ну и потом уже психиатр рассказал, что после смерти отца Норман сильно изменился и когда мама завела любовика, отравил их обоих. Потом ещё пропала пара девок. А вообще, Норман присвоил себе часть образа матери и у него случилось раздвоение личности. Вот так.
описание, содержание, интересные факты и многое другое о фильме
Секретарша из Феникса Мэрион Крэйн мечтает выйти замуж за своего возлюбленного Сэма Лумиса. Однако сам Сэм, который является владельцем магазина одежды в Калифорнии, до сих пор не может встать на ноги после предыдущего брака. Сейчас он зажат долгами и алиментами, которые должен платить бывшей жене. Мужчина чувствует, что не способен содержать Мэрион в браке.
Мэрион отправляется на работу в офис по продаже недвижимости, где узнает, что вульгарный техасец мистер Кэссиди покупает дом своей дочери, причем для этого он приносит с собой 400 000 долларов наличными. Мэрион и ее коллега Кэролайн оказываются шокированы, увидев такое количество денег. Ошеломленный начальный мистер Лоури просит Мэрион отправиться в банк, чтобы положить эти деньги на счет. По этому поводу у девушки начинается мигрень, и она решает уйти пораньше.
Девушка считает, что эти деньги могут стать решением ее дилеммы с Сэмом, а потом на своей машине решает отправиться прямиком к нему. По пути девушка привлекает внимание патрульного, а потому из-за нервов затем решает купить новую машину, заплатив 5000 долларов. Преследуемая страхами, что в понедельник о ее преступлении всем станет известно, Мэрион все же вынуждена из-за непогоды остановиться на ночь в мотеле, которым управляет молодой и невротичный Норман Бэйтс. Он сразу начинает испытывать влечение к девушке. В разговоре с Мэрион он упоминает свою деспотичную мать, которую, как ей кажется, девушка позже видит за занавеской в огромном особняке, расположенном прямо за мотелем.
Норман приносит Мэрион быстро приготовленный им ужин, однако девушка теряет аппетит, когда слышит проклятия, брошенные на Нормана его жестокой матерью. В своем украшенном птицами кабинете, так как он увлекается таксидермией, он общается с девушкой о тяжком бремени жизни со своей матерью. Вернувшись в свою комнату, Мэрион принимает решение завтра же утром вернуть деньги, при этом подсчитывая, сколько уже успела потратить. Норман в это время в тайне подсматривает за девушкой через дыру в стене.
Затем Мэрион раздевается и отправляется в душ, но там на нее нападает сумасшедшая старуха в платье и дешевом парике. Это жестокое убийство оставляет всю ванную забрызганной кровью. Норман оказывается в шоке, когда находит тело, но, так как является примерным сыном, очищает беспорядок, обертывает тело женщины в занавеску для душа и помещает ее в багажник ее автомобиля. С ней же оказываются завернутые в газету деньги, о существовании которых Норман не догадывается. Мужчина отвозит машину на ближайшее болото, куда и сталкивает ее.
Тем временем сестра Мэрион по имени Лила навещает Сэма Лумиса, надеясь разыскать свою сестру. Также на сцене появляется детектив Сэм Арбогаст, которого для поисков нанял начальник Мэрион. Лумис заявляет, что понятия не имеет, когда Мэрион, несмотря на то, что Лила и Арбогаст уверены в обратном. Арбогаст идет по следу Мэрион и достигает мотеля, где также замечает силуэт старой женщины за занавеской. Детектив задает вопросы Норману, который явно нервничает и что-то скрывает. Арбогаст еще не подозревает самого худшего, а потому звонит Лиле, рассказывая, что считает, что Норман укрывает у себя Мэрион, а потому он намерен задать несколько вопросов его матери.
Арбогаст в тайне проникает на территорию, входит в дом, расположенный за мотелем и поднимается по лестнице, которая ведет в комнату его матери. Еще до того, как он достигает конца, его атакует, судя по всему, та же престарелая женщина. Арбогаст умирает на месте из-за ножевого ранения. Позже Норман перевозит свою мать в подвал, чтобы она была в безопасности, при этом он не перестает общаться с ней.
Сэм и Лила начинают задаваться вопросами о местоположении Арбогаста, а потому также решают посетить мотель. Мужчина ничего не узнает из короткого визита, а потому они решают позвонить шерифу. В ужасе они узнают, что мать Нормана умерла несколько лет назад. Ее нашли убитой в кровати вместе со своим любовником. На следующий день шериф сообщает паре, что он навестил Нормана, но там все спокойно.
Сэм и Лила уверены, что смогут узнать больше, а потому берут себе номер, назвавшись по телефону мужем и женой. Они заселяются в комнату Мэрион, где находят две зацепки: отсутствующую душевую занавеску, а также клочок бумаги, указывающий на то, что Мэрион вычитала суммы из 400 000 долларов. Однако это ничего не доказывает, особенно с учетом того, что Норман не отрицал, что Мэрион была здесь. Лила намерена поговорить с миссис Бэйтс, а потому отправляется в ее дом, пока Сэм отвлекает Нормана. Лила входит в дом и ищет ее в пустой спальне, а затем и в комнате Нормана.
Когда Норман понимает, что Лила пошла в его дом, то вступает в противостояние с Сэмом, которого лишает сознания. После этого он сразу бежит в дом. Лила видит его приближение, а потому прячется на лестнице, ведущей в подвал. Тогда она решает, что миссис Бэйтс может быть внизу. Лила входит в подвал и приближается к миссис Бэйтс, которая сидит на стуле спиной к ней. Когда Лила прикасается к ее спине, то понимает, что это лишь гнилой труп миссис Бэйтс.
В ужасе девушка вскрикивает. Ее крик прерывает крик Нормана, который, будучи переодетым в свою мать, собирается расправиться с Лилой тем же ножом, которым расправился и со своими предыдущими жертвами. Однако в комнату вовремя врывается Сэм, который спасает девушку.
В местном здании суда Лила, Сэм и шериф ждут заключения психиатра в отношение Нормана, надеясь, что он также сможет рассказать, что же стало с Мэрион. Когда доктор задает Норману вопросы, то тот отвечает, используя голос своей покойной матери. От ее лица доктор узнает, что Норман был крайне паталогически ревнив по отношению к ней, а потому убил ее вместе с любовником стрихнином. Однако после этого он стал испытывать вину, а потому взял ее личность, надеясь, стереть это преступление из своей памяти. Когда доктор возвращается к остальным героям, то объясняет им сущность происходящего.
описание, содержание, интересные факты и многое другое о фильме
В начале фильма, пребывающая в бредовом состоянии молодая монахиня Морин, неуверенно пытается покончить жизнь самоубийством. Её затея довольно проста — сброситься с верхушки церкви. Стоя на краю карниза возле колокольни, она кричит, что отрекается от Бога, и уже вот-вот готовится к прыжку. Девушку предпринимают попытки спасти другие сёстры, однако, одна из них, в ходе импровизированной спасательной операции, гибнет сама из-за того, что её случайно оттолкнула от себя Морин. В итоге Морин выгоняют из церкви.
Отправляясь искать себе новое пристанище, на трассе, недалеко от церкви, Морин ловит автомобиль, управляет которым дерзкий рок-музыкант Дуэйн Дюк, что держит путь в Лос-Анджелес. Дуэйн мечтает стать настоящей рок-знаменитостью, поэтому считает, что Город Ангелов, идеальное место, откуда можно начать добиваться славы. По дороге Дуэйн расспрашивает Морин, кто она такая и откуда пришла к дороге. Морин не очень хочет общаться о своей личной жизни, в связи с этим, их разговор не складывается. С наступлением ночи, начался сильный ливень, Дуэйну плохо видно главную дорогу, да и его автомобиль начало заносить. Парень решает переждать ночь, а уже потом двигаться дальше. Морин не поддерживает идею Дуэйна, но ему безразличен этот факт.
Ночью Дуэйн принимается приставать к Морин с сексуальными намерениями, девушке это не нравится и она покидает автомобиль Дуэйна, и остаётся одна посреди темноты и непогоды. Действие переносится к мотелю Бейтса, к которому приезжает Дуэйн Дюк. Сам Норман Бейтс, старающийся вести более-менее спокойный образ жизни, предлагает парню комнату, но Дуэйн, увидев, что Норману требуется помощник, решает спросить у него, возьмёт ли он его на работу, Норман не против того, чтобы Дуэйн ему помогал, и охотно соглашается взять к себе беспечного рокера, желающего подзаработать на пути к славе.
Норман отправляется в кафе, чтобы поесть и купить бургеров для Дуэйна. В кафе к нему навязалась журналистка Трэйси Венабл, пишущая статью об убийцах, перешедших на путь исправления. Норман не хочет с ней разговаривать и ему очень некомфортно в её присутствии. И всё же Норман говорит с Трэйси, но вскоре спешно уходит из кафе, так нормально не поев. Дуэйн замечает, как к мотелю приближается уставшая Морин, он подходит к ней, чтобы помочь ей донести её чемодан, а также извиняется за то, что приставал к ней. После Дуэйн заселяет Морин в один из номеров. Норман хранит в своём доме мумифицированное тело Эммы Спул, которую он считает своей матерью. Норман, после всего с ним случившегося, не стал совсем уж адекватным человеком, поскольку он всё так же, как и раньше, разговаривает с трупом, и из-за раздвоения личности считает, будто бы «мать» действительно с ним говорит.
Дуэйн идёт в бар, где знакомится с Трэйси, которая рассказывает ему всю историю Нормана. Дуэйн за деньги соглашается выдавать Трэйси различную информацию про Нормана, следя за ним. В это время «мать» сообщает Норману, что в случае чего, она убьёт Морин, если вдруг девушка начнёт его смущать чем-либо. Вечером, Норман, поглощённый «матерью», с недобрыми намерениями, вооружившись ножом, идёт в душ к Морин. В душе Норман видит, что Морин вскрыла себе вены. Вновь пребывая в бредовом состоянии, Морин думает, что к ней пришёл не человек с ножом, а Дева Мария с крестом. Норман становится самим собой и вызывает Морин скорую, что отвозит её в больницу, местный шериф хвалит Нормана за то, что он спас девушку. В больницу к остальным приезжает и Трэйси. Трэйси сразу принимается узнавать, каким образом Норман нашёл Морин, и зачем он вообще вошёл к ней в номер, однако объяснению всему стало «полотенце», которое Норман собирался дать девушке. Морин, пользуясь случаем, благодарит Нормана за своё спасение, а тот, на бесплатной основе, предлагает ей остаться в мотеле настолько, насколько она захочет.
Позже из бара Дуэйн приводит с собой в мотель девицу, сначала они развлекаются, а потом ругаются, после чего Дуэйн выгоняет девушку на улицу, где её ловит «мать», то бишь Норман, и убивает ножом, затем Норман подчищает за собой следы. В мотель приезжают молодые туристы, чтобы весело провести время, Норман и Морин начинают проводить вместе время, Норман приглашает Морин в ресторан, там он учит робкую девушку танцевать, от этого они ещё лучше сближаются друг с другом. Морин признаётся Норману, что она отлично провела время, Норман отвечает так же, и тогда между ними вспыхивает любовная связь. Ночью, «мать» берёт верх над Норманом и ножом убивает туристку, Норман, придя в себя, прячет её тело.
Утром к дому Нормана приходят полицейские, получившие известие о пропаже туристки. С полицией приехала и Трэйси, рассказавшая все тёмные тайны Нормана Морин. Полицейские не обнаруживают на Нормана никаких улик, но зато Морин, узнавшая, кто он такой на самом деле, покидает его, уехав к священнику Брайану. Дуэйн находит тело «матери» и начинает шантажировать Нормана, однако Норман до бессознательного состояния, избивает Дуэйна его же гитарой по голове. Впоследствии он убивает парня, и вместе с его телом и автомобилем, избавляется и от тела туристки, утопив их в заброшенном озере, куда до этого было сброшено тело девушки из бара.
Морин решает обратно возвратиться к Норману, но в его доме, при общении с ним, она погибает, упав с лестницы и напоровшись головой прямо на стрелу статуи. Докопавшись до истины в расследовании новых тёмных дел Нормана и Эммы Спул, к его дому приезжает Трэйси, надеющаяся спасти Морин, о местонахождении которой она узнала ранее. Трэйси пробирается в дом Нормана и находит тело Морин, вскоре за Трэйси принимается бегать сам Норман, слушая голос «матери». В итоге Норману удаётся перебороть влияние «матери», растерзав её мумифицированное тело. Трэйси же остаётся в живых. В финале Норман с маниакальной улыбкой, поглаживая спрятанную у себя под пиджаком руку Эммы Спул, в сопровождении полицейских отправляется в психлечебницу.
Psycho Summary | Shmoop
Psycho Summary
Psycho — один из самых запутанных и хитрых киносюжетов, когда-либо появлявшихся на экране. Если вы еще не видели , не читайте этот первый .
Серьезно, сходите посмотреть фильм, удивитесь сюрпризам, а затем возвращайтесь. Будем ждать.
Хорошо? Вы ведь это видели? Без обмана? Хорошо, тогда вперед, к кровавой смерти.
Фильм открывает Мэрион Крейн. Она секретарь по недвижимости в Фениксе, штат Аризона, но когда фильм открывается, ее нет на работе.Она в отеле, чтобы немного повеселиться (взлетает до небес) со своим парнем Сэмом Лумисом. Сэм любит ее, и она любит его, но они не могут выйти замуж, потому что у Сэма много долгов, включая алименты на его бывшую жену.
По сути, Мэрион нужны деньги, чтобы выручить Сэма из долгов, чтобы он женился на ней. (Это важный сюжетный момент: запомните этого парня.)
Мэрион возвращается в офис, куда входит ее босс с клиентом. Этот клиент оставляет 40 000 долларов наличными (что составляет около 400 000 долларов в сегодняшних долларах).Босс говорит Марион положить тесто в банк … но вместо этого Мэрион берет деньги и бежит в Фэйрвейл, штат Калифорния, чтобы передать их Сэму.
Мэрион не очень хорошая воровка, потому что она очень нервная . Она видит своего босса, проезжающего перед ее машиной по дороге из города, что ее пугает. Затем она устает за рулем и останавливается на обочине дороги, из-за чего проезжает полицейский — и она ведет себя странно и в панике. В конце концов она бросает копа и покупает новую машину.Коп видит, что она тоже это делает — уф. Мэрион, ты , никогда не станешь членом одиннадцати (или двенадцати, или тринадцати) Дэнни Оушена.
Как бы то ни было, Мэрион едет дальше, а затем ливень вынуждает ее свернуть с дороги в отдаленный мотель. Им управляет застенчивый молодой парень по имени Норман Бейтс, который живет в готическом доме со своей матерью. Норман дружелюбен и, кажется, тянется к Мэрион, но его мать ревнива и подлая; Марион слышит, как она кричит на Нормана.
Совет: если вы когда-нибудь видели такой отель, бегите, а не ходите.И определенно не принимают душ.
Мэрион и Норман вместе обедают в офисе, и Норман объясняет, что его мать, Норма, психически больна. Норман, кажется, сам немного, ммм, от . Но разговор с ним приводит Мэрион к пониманию, что она не может оставаться преступницей; она решает вернуться в Феникс и вернуть деньги.
После ужина Марион идет в свою каюту, раздевается и готовится принять душ. Норман наблюдает за ней через глазок в офисе.Норман жуткий. Важный сюжетный момент.
Мэрион принимает душ, и внезапно появляется женщина с ножом для мяса и … закалывает ее до смерти. Главный герой: мертв.
Норман теперь в ужасе от того, что сделала его мать. Он бежит в хижину, очищает все, а затем кладет тело Марион и все ее вещи, включая украденные деньги, в ее машину и топит в болоте возле мотеля.
И привет: так как первый главный герой мертв, вам нужен новый. Сестра Марион, Лила, появляется на рабочем месте Сэма в Фэйрвейле и спрашивает, знает ли он, где находится Мэрион.Он этого не делает. Затем появляется детектив Аброгаст. Он работает на клиента, деньги которого украла Мэрион. Но он верит Лиле и Сэму, когда они говорят, что не знают, где находится Мэрион. Он соглашается поддерживать с ними связь.
Аброгаст следит за Мэрион до мотеля Бейтсов. Он допрашивает Нормана и хочет поговорить с матерью Нормана, но Норман не позволяет ему. Аброгаст звонит Лиле и Сэму, рассказывает им о своих успехах и говорит, что собирается вернуться в мотель и попытаться взять интервью у Нормана.
Итак, он возвращается в дом, поднимается по лестнице, и да, та же самая женщина с ножом появляется и пронзает его.Второй главный герой: мертв. В фильме заканчиваются главные герои.
Лила и Сэм приходят в ужас, когда Аброгаст не перезванивает. Они идут к шерифу, который разговаривает с Норманом по телефону, но не думает, что что-то не так. Он также сообщает им, что мать Нормана умерла десять лет назад; она убила своего парня, а затем отравилась.
Так кто это что с ножом?
Кто бы это ни был, после того, как Норман получает телефонный звонок, он идет к своей матери, забирает ее и ведет в погреб с фруктами, чтобы никто не нашел ее.Мама Бейтс не слишком счастлива: она все время ругает Нормана.
Лила и Сэм сами идут в мотель Бейтсов, изображая из себя мужа и жену. Лайла полна решимости поговорить с матерью Нормана. Сэм отвлекает Нормана, и Лила идет в дом. Однако Сэм вызывает у Нормана подозрения, поэтому Норман бьет его по голове и бросается домой. Его прибытие заставляет Лилу прятаться в подвале с фруктами, где она обнаруживает миссис Бейтс, или, скорее, труп миссис Бейтс.
Она кричит (а кто бы не стал?) И врывается женщина с ножом.Однако, прежде чем она успевает убить Лилу, появляется Сэм и хватает довольную ножом женщину — только чтобы показать, что это не она, а ему . Убийцей был Норман, одетый как его мать.
Ага!
Финальная сцена происходит в полицейском участке, где тюремный психиатр объясняет, что Норман убил свою мать из-за ревности к ее новому парню. Затем он эксгумировал ее труп и хранил его в доме. Затем Норман начал верить, что он был его матерью.
Когда он интересовался другой женщиной, «мать» начинала ревновать, а Норман-мать убивала. Психиатр предполагает, что Норман убил много женщин. Он также говорит, что личность Нормана была разрушена, и осталась только мать. (Откуда этот чувак все знает? Он психиатр. Психиатры знают все. Кроме того, Норман, как и его мать, все объяснил.)
Фильм заканчивается тем, что Норман сидит в полицейском участке с голосом матери в голове, настаивая на том, что это Норман, а не она совершила убийства.Норман сейчас выглядит совершенно сумасшедшим. Он улыбается в камеру, и вы видите, как на его лице мерцает череп его матери.
Затем кадр заканчивается, и мы видим машину Марион, которую поднимают с болота. Грязь соскальзывает с его ствола, обнажая номерной знак, что не так тонко отражает предыдущий снимок зубастого черепа мамы Бейтс, открывшегося под безмятежным лицом Нормы.
Всем сладких снов.
.
Американское пособие по изучению психологии | Литературный справочник
Краткая биография Брета Истона Эллиса
Эллис родился в 1964 году и вырос в семье среднего класса на юге Калифорнии. Его родители развелись, когда он был подростком, и Эллис с самого начала цитировал своего отца как вдохновителя для самого «американского психопата». (Позже он пересмотрел эти утверждения, оставив мысль, что на самом деле он больше черпал вдохновение в себе.) Эллис изучал музыку в Беннингтон-колледже в Вермонте, прежде чем в 21 год приступил к написанию и выпуску своего знаменитого первого романа «Меньше нуля».Хотя первоначальные споры вокруг «Американского психоаналитика» несколько остановили его карьерный рост, более позднее возведение книги до уровня культовой классики и растущий академический интерес обеспечили Эллису статус значимого современного американского писателя. За годы, прошедшие после «Американского психопата», он написал несколько других романов и сценариев, в том числе экранизацию его собственного романа «Информаторы» и независимого фильма 2012 года «Каньоны» с Линдси Лохан в главной роли. Несколько его романов, в том числе «Американский психопат», были экранизированы по фильмам.На протяжении всей карьеры Эллиса он в значительной степени уклонялся от вопросов, касающихся его сексуальности, но после того, как получил негативную реакцию на серию твитов, в которых он критиковал кампанию Дэна Сэвиджа «Будет лучше», он публично объявил себя геем.
Исторический контекст Американский психопат
Действие романа происходит в Нью-Йорке в конце 1980-х, в самом конце десятилетия бума на Уолл-стрит. Это конец второго срока Рональда Рейгана на посту президента Соединенных Штатов — администрации, которая была отмечена огромным экономическим ростом, дерегулированием промышленности, расширением капитализма и подавлением насилия, преступности и наркотиков.Экономический подъем был остановлен 19 октября 1987 года («Черный понедельник»), когда мировые рынки испытали крах. Хотя Брет Истон Эллис не указывает конкретный год (или набор лет), в течение которого происходит действие «Американского психо», можно предположить, что действие романа происходит до или, возможно, как раз на грани этого крупного краха. С экономическим подъемом также произошло огромное увеличение потребления массовой культуры. В этом десятилетии был запущен канал MTV, который совершенно по-новому привнес в дома американцев поп-культуру и музыку, а также привел к рекордным тогда подпискам на домашние кабельные службы, такие как HBO.Это были также последние годы холодной войны, конфликта между капиталистическими США и коммунистическим СССР, который строился с момента окончания Второй мировой войны. Эта война закончилась в 1989 году падением Берлинской стены и серией революций по всей Восточной Европе, в результате которых были свергнуты многие коммунистические режимы в мире.
Другие книги, относящиеся к American Psycho
Брет Истон Эллис известен тем, что представил своих персонажей в нескольких романах.Патрик Бейтман впервые появляется ненадолго в романе Эллиса 1987 года «Правила притяжения», в котором его брат, Шон Бейтман, является главным героем и рассказчиком. Шон также ненадолго появляется в романе своего брата «Американский психопат». В романе Эллиса «Гламорама» 1998 года появляются Патрик Бейтман и Кристиан Бэйл (актер, сыгравший Бейтмана в экранизации «Американский психопат»). В своих мемуарах 2005 года «Лунный парк» Эллиса допрашивает детектив Дональд Кимбалл о ряде ужасных убийств, которые, как предполагается, были совершены Бейтманом.Эллис также часто ассоциируется с литературной «сворой» авторов 1980-х годов, в которую входят он сам, Тама Яновиц (Рабы Нью-Йорка; У берегов Гитчи Гуми; ее мемуары Крик 2016 года) и Джей МакИнерни (Яркие огни, Большой город ; История моей жизни; Яркость падает; Яркие, драгоценные дни).
Ключевые факты о Американский психопат
- Полное название: Американский психопат
- Когда написано: конец 1980-х — начало 1990-х годов
- Где написано: Нью-Йорк
- Когда опубликовано: 1991 г.
- Литературный период: современная американская фантастика, постмодернизм, сатира
- Жанр: Роман
- Место действия: Нью-Йорк, конец 1980-х.
- Кульминация: полицейская погоня Бейтмана и его признание в голосовых письмах своему адвокату Гарольду Карнесу.
- Точка зрения: от первого лица
Дополнительный кредит для American Psycho
.
Американский психопат, Брет Истон Эллис Краткое изложение сюжета
Американский психопат начинается с цитаты из Данте «Ад»: «Оставь всякую надежду, входящий сюда», написано на стене кроваво-красной краской. Это конец 80-х в Нью-Йорке. Читателя знакомят с рассказчиком романа Патриком Бейтманом, 27-летним инвестиционным банкиром с Уолл-Стрит. Бейтман, который передает действие романа, а также свои сокровенные мысли, мнения других и размышления о популярной культуре, находится со своим другом Тимоти Прайсом, чтобы поужинать в доме девушки Бейтмана, Эвелин Ричардс. .Лучшая подруга Эвелин, Кортни Лоуренс, с которой у Бейтмана роман, также будет присутствовать вместе с двумя друзьями Эвелин, Стэшем и Ванденом, странными артистичными типами, окончившими Камден.
Начиная с этого первого обеда, Бейтман продолжает передавать мысли и события своей строго регламентированной жизни. Он описывает свой утренний распорядок, который состоит из режима фитнеса, ухода за кожей и тщательно спланированного завтрака. Он религиозно смотрит «Шоу Пэтти Винтерс» (дневное ток-шоу), часто звонит своим друзьям, чтобы высмеять гостей за их странные привычки, страхи или извращения, и всегда берет напрокат и возвращает кассеты с видеокассетами со своими любимыми фильмами.Бейтман и его круг друзей с Уолл-стрит, в который часто входят Прайс, Крейг Макдермотт и Дэвид Ван Паттен, обедают только в самых шикарных и дорогих ресторанах, носят только лучшую дизайнерскую одежду и обращают внимание только на самых физически привлекательных женщин ( те, кого они считают «твердыми телами»).
Однако то, что на первый взгляд может показаться идеальной жизнью для богатого человека, погруженного в капиталистическое, материалистическое общество Уолл-стрит 1980-х годов, имеет темную подбрюшье. Мало того, что Bateman несчастными в его отношениях с Эвелин, он имеет секс одержимость и занимает большую часть его вечера с любовниками, порно и проституток.Он и его друзья также много пьют и употребляют наркотики; мужчины предпочитают кокаин, а Кортни и другие женщины романа больше склоняются к антидепрессантам и другим таблеткам. Несмотря на то, что Бейтман и его компания проводят много времени вместе, они практически не связаны друг с другом. Они сосредотачиваются исключительно на одежде, которую носят, на местах, где их видят, и на том, с кем они находятся. Они презирают и издеваются над всеми, у кого нет их богатства или вкуса, особенно над бездомными, над которыми часто высмеивают и насмехаются.В его мире крайнего капитализма и потребления, где люди — это просто другие объекты, которые нужно ценить или отбрасывать, Бейтман и его пороки изолированы внутри его собственного разума.
В довершение всего, Патрик Бейтман раскрывается как серийный убийца-социопат. В начале романа Бейтман фантазирует о насильственных действиях. Например, когда он обедает с Эвелин или в ночном клубе со своими друзьями, он будет описывать болезненные вещи, которые он хотел бы сделать другим; он также ссылается на убийства, которые он совершил в прошлом, хотя изначально неясно, действительно ли произошли эти события.Однако в продолжении романа насильственные мысли Бейтмана сопровождаются насильственными действиями, поскольку он подробно описывает акты изнасилования, пыток и убийств.
Патрик Бейтман убивает людей, которые, по его мнению, лишены ценности. Одна из первых атак, с которыми читатель сталкивается в повествовании Бейтмана, — это убийство бездомного по имени Ал и его собаки. Бейтман замечает его сидящим на тротуаре и останавливается, чтобы подразнить его, называя никчемным и отвратительным, и спрашивая, почему он просто не «устраивается на работу».Ал начинает плакать, а затем Бейтман внезапно наносит ему удар в глаз. После того, как Бейтман разрезал и выколол один глаз, он пошел за следующим. Собака Ала начинает лаять, и Бейтман наступает ему на ноги, ломая их. Он бросает четвертак мужчине и уходит. (Позже в романе он снова увидит Ала и зарежет его на улице.)
Бейтман также описывает читателю пытки и убийство нескольких женщин. Он нанимает девушек по вызову, чтобы они приходили к нему в квартиру (или иногда забирает женщину домой после свидания), напоет их или накаляет и занимается с ними сексом.Секс, который он описывает графически, часто бывает принудительным и очень грубым и приводит к тому, что Бейтман насилует женщин, связывает их и медленно истязает их до смерти.
Самое известное убийство, совершенное Бейтманом в романе, — это убийство Пола Оуэна, коллеги-банкира с Уолл-стрит, которого Бейтман презирает. Оуэн — менеджер таинственного «счета Фишера», банковского счета, которым Бейтман одержим и постоянно спрашивает. Вдобавок к этому Оуэн постоянно путает Бейтмана с другим банкиром по имени Маркус Халберштам.Однажды ночью Бейтман (или, скорее, Хальберштам) ведет Оуэна на ужин. Он напоил его невероятно, заставил заплатить чек, и они двое вернулись в квартиру Оуэна. Там Бейтман убивает Оуэна топором. Он убирает сцену, собирает чемодан с вещами Оуэна и заказывает билет в один конец до Лондона, чтобы развеять любые подозрения, связанные с исчезновением Оуэна. Бейтман избавляется от тела Оуэна, но позже будет использовать его квартиру для других убийств и оставит после себя несколько трупов.
Однажды на работе любящая секретарша Бейтмана Джин (или, как он ее называет, «моя секретарша, которая любит меня») сообщает ему, что к нему пришел детектив.Детектив Дональд Кимбалл говорит Бейтману, что его наняла девушка Пола Оуэна для расследования его исчезновения. Он хочет попросить Бейтмана дать некоторую общую информацию об Оуэне и подробности о местонахождении Бейтмана в ночь исчезновения. Бейтман говорит Кимбаллу, что Оуэн был «частью всего Йельского дела» и «придерживался сбалансированной диеты» и что в тот вечер у него было (вымышленное) свидание с женщиной по имени Вероника. Когда Бейтман спрашивает Кимбалла, видел ли кто-нибудь Пола Оуэна в Лондоне, он отвечает, что да, два человека упомянули, что, возможно, заметили его на другой стороне пруда.С некоторым облегчением Бейтман заканчивает разговор.
Между тем, Бейтман становится все более и более беспорядочным в своем поведении и садистским и безрассудным в своих преступлениях. Его употребление наркотиков резко возрастает, поскольку он начинает добавлять к своей кокаиновой привычке зависимость от ряда различных таблеток, что приводит к частым галлюцинациям. Однажды он описывает читателю реакцию на таблетки, от которых он болеет и спотыкается по улицам Нью-Йорка, прежде чем оказаться в закусочной, где он так накачен, что даже не может разместить заказ.Его пытки и убийства молодых женщин также участились. Убийства становятся гораздо более затяжными и часто включают в себя половые акты Бейтмана над умирающими или мертвыми телами своих жертв. В один особенно ужасный момент он разрушает влагалище женщины кислотой до тех пор, пока не набивает его сыром, а затем вставляет в него конец клетки — где он держал крысу, которую он нашел в своем туалете. Он описывает читателю, как крыса поедает плоть женщины и ползет внутри ее тела, но это обнаруживается позже, когда Бейтман отрубает женщине голову.Он также впадает в каннибализм, в какой-то момент проведя читателя через тщательную подготовку и употребление в пищу женского мяса. Бейтман также перестает прибегать к своим убийствам для людей, которых нельзя упустить; он убивает свою бывшую девушку Бетани после того, как напоил ее за обедом, и даже зарезал маленького ребенка в общественном парке.
Однажды ночью, прогуливаясь по Нью-Йорку, Бейтман видит на углу улицы человека, играющего на саксофоне. Бейтман быстро вытаскивает пистолет и стреляет в мужчину до смерти, не замечая, что он находится в пределах видимости полицейской машины.Начинается полицейская погоня по Манхэттену, во время которой Бейтман убивает еще нескольких человек, в том числе таксиста, машину которого он угнал. Погоня заканчивается тем, что Бейтман прячется в своем новом офисе, а команды спецназа и вертолеты окружают здание. В истерике Бейтман звонит своему адвокату Гарольду Карнесу и признается во всех своих преступлениях, включая убийство пропавшего Пола Оуэна. Бейтман начинает галлюцинировать, оставаясь в офисе до восхода солнца, а затем прерывает действие, чтобы подробно рассказать читателю всю карьеру группы Huey Louis and the News.
Дней спустя Бейтман (каким-то образом все еще на свободе и живущий своей обычной жизнью) возвращается в квартиру Пола Оуэна, готовясь к встрече с запахом гниющих трупов. Вместо этого он находит квартиру открытой и чудесно чистой; риэлтор показывает квартиру потенциальным покупателям. Она спрашивает Бейтмана, «видел ли он рекламу в The Times». Бейтман недоверчиво оглядывается и быстро уходит.
Несколько недель спустя, на открытии нового клуба, Бейтман замечает своего адвоката на другом конце комнаты.Он решает подойти и поговорить с ним о голосовых сообщениях, которые он оставил в ночь полицейской погони. Карнес, его адвокат, забавляется, принимая Бейтмана за кого-то другого и поддразнивая, что «шутка» была невероятной, потому что Бейтман «такой чертов задолбец», что он никогда не сможет совершить действия, описанные в голосовой почте. Более того, говорит ему Карнес, Бейтман не мог убить Пола Оуэна, потому что за неделю до этого он дважды обедал с Оуэном.
Роман заканчивается так же, как и начался: Бейтман идет выпить со своим другом, обсуждает одежду, свою работу и другие пустые темы.Читателю остается только гадать, как будет продолжаться разрозненная жизнь Бейтмана, наполненная наркотиками, сексом и насилием, поскольку его внимание привлекает вывеска, висящая на стене бара. Знак гласит: «Это не выход».
.Сюжет
Psycho Pass на Coub
Сюжет Psycho Pass на Coub
-
Домой -
Горячий -
Случайный Подробнее …
Показать меньше
-
Мне нравится -
Закладки - Сообщества
Животные и домашние животные
Мэшап
Аниме
Фильмы и сериалы
Игры
Мультфильмы
Искусство и дизайн
Музыка
Новости и политика
Спорт
Наука и технологии
Знаменитости
Природа и путешествия
Мода и красота
Танец
Авто и техника
NSFW
Coub of the Day
-
Темная тема
.