Образы Сотникова и Рыбака в повести Быкова “Сотников” 👍
Творчество Василя Быкова почти полностью посвящено теме Великой Отечественной войны. Уже в первых повестях писатель пытался освободиться от стереотипов при показе военных действий и поведения солдат и офицеров. В произведениях Быкова всегда изображаются острые ситуации на войне.
Его герои обычно поставлены перед необходимостью срочного принятия решений. Быков разрабатывает героико-психологическую разновидность повести, делая в ней упор на трагической стороне войны.
Писатель заставляет задуматься над смыслом понятия “подвиг”.
Можно ли считать героем учителя Мороза из повести “Обелиск”, если он только принял смерть от рук фашистов вместе со своими учениками? Лейтенант Ивановский из повести “Дожить до рассвета” рисковал жизнями своих солдат и погиб вместе с ними, не выполнив задания.
Герой ли он? Почти в каждой повести Быкова встречается предатель. Это смущало критиков, об этом предпочитали не писать.
Для художественной манеры писателя характерно сведение в одном произведении контрастных персонажей, с помощью которых он проводит нравственный эксперимент. Яркий пример тому – повесть “Сотников”, написанная в 1970 году.
Автор ставит своих героев перед тяжелым выбором: либо спасти свою жизнь и предать, либо погибнуть от рук фашистов.
Сотников и Рыбак – это партизанские разведчики, которые отправились добыть продовольствие для укрытого в лесу отряда. Мы знакомимся с ними, когда они зимой пробираются с Горелого болота на хутор за продовольствием, чтобы спасти от голодной смерти партизан. Их отряд причинил оккупантам много вреда. После этого были посланы три роты жандармов для уничтожения партизан. “За неделю боев и беготни по лесам люди измотались, отощали на одной картошке, без хлеба, к тому же четверо были ранены, двоих несли за собой на носилках.
А тут полицаи и жандармерия обложили так, что, пожалуй, нигде не высунуться”.
Рыбак – сильный, находчивый боец, был старшиной в стрелковой роте. Когда его ранили, он оказался в глухой деревне Корчевке, где его выходили местные жители. После выздоровления Рыбак ушел в лес.
О Сотникове мы узнаем, что он до войны окончил учительский институт, работал в школе. В 1939 году его призвали в армию, а когда началась война, он командовал батареей. В первом бою батарея была разбита, а Сотников попал в плен, из которого со второй попытки бежал.
Быков отличался умением выстраивать психологические, нравственные парадоксы. Читатель не может угадать, как поведут себя его герои в экстремальных условиях. Писатель показывает, что судьба несколько раз предоставляет возможность герою сделать выбор, но что выберет он?
Часто человек не знает самого себя. У каждого есть определенное мнение о себе, иногда даже уверенность в том, как он поступит в той или иной ситуации. Но это лишь придуманный образ собственного “я”.
В ситуации жесткого выбора проявляется все, что есть в глубине души, истинное лицо человека.
В повести автор параллельно раскрывает характеры своих героев, он хочет выяснить, какие нравственные качества дают человеку силы противостоять смерти, не уронив собственного достоинства. Быков не ставит вопрос, кто герой, а кто – нет, он знает, что героем может стать любой, а становится не каждый. Героем может стать только человек с твердыми нравственными принципами, которые закладываются в семье и укрепляются всю жизнь, когда человек не позволяет себе морально пасть ни при каких условиях. Сотников размышляет о том, что “в борьбе с фашизмом нельзя принимать во внимание никакие, даже самые уважительные причины”.
Победить можно было только вопреки всем причинам. Те, кто думают, что выше головы не прыгнешь, а против силы не попрешь, никогда не победят.
В повести Рыбак постоянно помогает больному Сотникову. Он берет на себя переговоры со старостой, чтобы Сотников согрелся, тащит на себе тушу овцы, возвращается к нему, когда раненый Сотников не смог уйти от обстрела. Рыбак мог бы уйти, бросить товарища, но именно совесть не дала ему так поступить.
В целом Рыбак ведет себя правильно до последнего момента, когда надо выбрать: жизнь или смерть. У Рыбака нет таких нравственных ценностей, на которые можно было бы опереться в момент выбора. Он не может заплатить жизнью за убеждения.
Для него “появилась возможность жить – это главное. Все остальное – потом”. Потом можно попробовать как-нибудь выкрутиться и опять причинять вред врагу.
Быков в своей повести исследует не жизненную ситуацию, у которой всегда есть несколько решений, а нравственную, для которой необходимо совершить только один поступок. Для Сотникова последним поступком стала попытка взять на себя вину, чтобы не были расстреляны за помощь партизанам староста и Демчиха. Автор пишет: “По существу он жертвовал собой ради спасения других, но не менее, чем другим, это пожертвование было необходимо ему самому”.
По убеждениям Сотникова, лучше смерть, чем жить предателем.
Сцена пыток и избиения Сотникова производит тяжелое впечатление. В этот момент герой понимает, что по сравнению с телесной жизнью есть что-то более значимое, то, что делает человека человеком: “Если что-либо еще и заботило его в жизни, то это последние обязанности по отношению к людям, волею судьбы или случая оказавшимся теперь рядом. Он понял, что не вправе погибнуть прежде, чем определит свои с ними отношения, ибо эти отношения, видно, станут последним проявлением его “я” перед тем, как оно навсегда исчезнет”.
Открытием для Рыбака становится простая истина: не так страшна физическая смерть, как нравственная. Каждый бесчеловечный поступок приближает моральную гибель. Страх смерти физической заставляет Рыбака стать полицаем. Герой должен пройти первую проверку на лояльность новой власти.
Он казнит Сотникова, и тот умирает, как герой. Рыбак же остается жить, но жить, каждый день вспоминая сцену гибели Сотникова, старосты Петра, Демчихи, еврейской девочки Баси. Рыбак после казни Сотникова хочет повеситься, но писатель не дает ему сделать этого.
Быков не дарит своему герою облегчения, это была бы слишком легкая смерть для Рыбака. Теперь он будет помнить виселицу, глаза людей, мучиться и проклинать день, когда родился. Он будет слышать слова Сотникова “Пошел к черту!” в ответ на сказанную шепотом просьбу простить его, Рыбака.
Читать Сотников онлайн (полностью и бесплатно)
Повесть «Сотников» — повесть-рассуждение о вечных философских вопросах — цене жизни и смерти, трусости и героизме, верности долгу и предательстве, — вопросах, со всей непримиримостью заданных героям Василя Быкова войной.
Рисунки А. Слепкова.
Содержание:
Глава первая 1
Глава вторая 2
Глава третья 4
Глава четвертая 7
Глава пятая 8
Глава шестая 10
Глава седьмая 11
Глава восьмая 13
Глава девятая 15
Глава десятая 17
Глава одиннадцатая 19
Глава двенадцатая 22
Глава тринадцатая 24
Глава четырнадцатая 25
Глава пятнадцатая 26
Глава шестнадцатая 28
Глава семнадцатая 29
Глава восемнадцатая 31
Глава девятнадцатая 32
Василь Владимирович Быков
«Сотников»
Глава первая
Они шли лесом по глухой, занесенной снегом дороге, на которой уже не осталось и следа от лошадиных копыт, полозьев или ног человека. Тут, наверно, и летом немного ездили, а теперь, после долгих февральских метелей, все заровняло снегом, и, если бы не лес — ели вперемежку с ольшаником, который неровно расступался в обе стороны, образуя тускло белеющий в ночи коридор, — было бы трудно и понять, что это дорога. И все же они не ошиблись. Вглядываясь сквозь голый, затянутый сумерками кустарник, Рыбак все больше узнавал еще с осени запомнившиеся ему места. Тогда он и еще четверо из группы Смолякова как-то под вечер тоже пробирались этой дорогой на хутор и тоже с намерением разжиться какими-нибудь продуктами. Вон как раз и знакомый овражек, на краю которого они сидели втроем и курили, дожидаясь, пока двое, ушедшие вперед, подадут сигнал идти всем. Теперь, однако, в овраг не сунуться: с края его свисал наметенный вьюгой карниз, а голые деревца на склоне по самые верхушки утопали в снегу.
Рядом, над вершинами елей, легонько скользила в небе стертая половинка месяца, который почти не светил — лишь слабо поблескивал в холодном мерцании звезд. Но с ним было не так одиноко в ночи — казалось, вроде кто-то живой и добрый ненавязчиво сопровождает их в этом пути. Поодаль в лесу было мрачновато от темной мешанины елей, подлеска, каких-то неясных теней, беспорядочного сплетения стылых ветвей; вблизи же, на чистой белизне снега, дорога просматривалась без труда. То, что она пролегала здесь по нетронутой целине, хотя и затрудняло ходьбу, зато страховало от неожиданностей, и Рыбак думал, что вряд ли кто станет подстерегать их в этой глуши. Но все же приходилось быть настороже, особенно после Глинян, возле которых они часа два назад едва не напоролись на немцев. К счастью, на околице деревни повстречался дядька с дровами, он предупредил об опасности, и они повернули в лес, где долго проплутали в зарослях, пока не выбрались на эту дорогу.
Впрочем, случайная стычка в лесу или в поле не очень страшила Рыбака: у них было оружие. Правда, маловато набралось патронов, но тут ничего не поделаешь: те, что остались на Горелом болоте, отдали им что могли из своих тоже более чем скудных запасов. Теперь, кроме пяти штук в карабине, у Рыбака позвякивали еще три обоймы в карманах полушубка, столько же было и у Сотникова. Жаль, не прихватили гранат, но, может, гранаты еще и не понадобятся, а к утру оба они будут в лагере. По крайней мере, должны быть. Правда, Рыбак чувствовал, что после неудачи в Глинянах они немного запаздывают, надо было поторапливаться, но подводил напарник.
Все время, пока они шли лесом, Рыбак слышал за спиной его глуховатый, простудный кашель, раздававшийся иногда ближе, иногда дальше. Но вот он совершенно затих, и Рыбак, сбавив шаг, оглянулся — изрядно отстав, Сотников едва тащился в ночном сумраке. Подавляя нетерпение, Рыбак минуту глядел, как тот устало гребется по снегу в своих неуклюжих, стоптанных бурках, как-то незнакомо опустив голову в глубоко надвинутой на уши красноармейской пилотке. Еще издали в морозной ночной тишине послышалось его частое, затрудненное дыхание, с которым Сотников, даже остановившись, все еще не мог справиться.
— Ну как? Терпимо?
— А! — неопределенно выдавил тот и поправил на плече винтовку. — Далеко еще?
Прежде чем ответить, Рыбак помедлил, испытующе вглядываясь в тощую, туго подпоясанную по короткой шинели фигуру напарника. Он уже знал, что тот не признается, хотя и занемог, будет бодриться: мол, обойдется, — чтобы избежать чужого участия, что ли? Уж чего другого, а самолюбия и упрямства у этого Сотникова хватило бы на троих. Он и на задание попал отчасти из-за своего самолюбия — больной, а не захотел сказать об этом командиру, когда тот у костра подбирал Рыбаку напарника. Сначала были вызваны двое — Вдовец и Глущенко, но Вдовец только что разобрал и принялся чистить свой пулемет, а Глущенко сослался на мокрые ноги: ходил за водой и по колено провалился в трясину. Тогда командир назвал Сотникова, и тот молча поднялся. Когда они уже были в пути и Сотникова начал донимать кашель, Рыбак спросил, почему он смолчал, тогда как двое других отказались, на что Сотников ответил: «Потому и не отказался, что другие отказались». Рыбаку это было не совсем понятно, но погодя он подумал, что в общем беспокоиться не о чем: человек на ногах, стоит ли обращать внимание на какой-то там кашель, от простуды на войне не умирают. Дойдет до жилья, обогреется, поест горячей картошки, и всю хворь как рукой снимет.
— Ничего, теперь уже близко, — ободряюще сказал Рыбак и повернулся, чтобы продолжить путь.
Но не успел сделать и шага, как Сотников сзади опять поперхнулся и зашелся в долгом нутряном кашле. Стараясь сдержаться, согнулся, зажал рукавом рот, но кашель оттого только усилился.
— А ты снега! Снега возьми, он перебивает! — подсказал Рыбак.
Борясь с приступом раздирающего грудь кашля, Сотников зачерпнул пригоршней снега, пососал, и кашель в самом деле понемногу унялся.
— Черт! Привяжется, хоть разорвись!
Рыбак впервые озабоченно нахмурился, но промолчал, и они пошли дальше.
Из оврага на дорогу выбежала ровная цепочка следа, приглядевшись к которому Рыбак понял, что недавно здесь проходил волк (тоже, наверно, тянет к человеческому жилью — не сладко на таком морозе в лесу). Оба они взяли несколько в сторону и дальше уже не сходили с этого следа, который в притуманенной серости ночи не только обозначал дорогу, но и указывал, где меньше снега: волк это определял безошибочно. Впрочем, их путь подходил к концу, вот-вот должен был показаться хутор, и это настраивало Рыбака на новый, более радостный лад.
— Любка там, вот огонь девка! — негромко сказал он, не оборачиваясь.
— Что? — не расслышал Сотников.
— Девка, говорю, на хуторе. Увидишь, всю хворь забудешь.
— У тебя еще девки на уме?
С заметным усилием волочась сзади, Сотников уронил голову и еще больше ссутулился. По-видимому, все его внимание теперь было сосредоточено лишь на том, чтобы не сбиться с шага, не потерять посильный ему темп.
— А что ж! Поесть бы только…
Но и упоминание о еде никак не подействовало на Сотникова, который опять начал отставать, и Рыбак, замедлив шаг, оглянулся.
— Знаешь, вчера вздремнул на болоте — хлеб приснился. Теплая буханка за пазухой. Проснулся, а это от костра пригрело. Такая досада…
— Не диво, приснится, — глухо согласился Сотников. — Неделю на пареной ржи…
— Да уж и паренка кончилась. Вчера Гронский остатки роздал, — сказал Рыбак и замолчал, стараясь не заводить разговора о том, что в этот раз действительно занимало его.
К тому же становилось не до разговоров: кончался лес, дорога выходила в поле. Далее по одну сторону пути тянулся мелкий кустарник, заросли лозняка по болоту, дорога от которого круто сворачивала на пригорок. Рыбак ждал, что из-за ольшаника вот-вот покажется дырявая крыша пуньки, а там, за изгородью будет и дом с сараями и задранным журавлем над колодцем. Если журавль торчит концом вверх — значит, все в порядке, можно заходить; если же зацеплен крюком в колодезном срубе, то поворачивай обратно — в доме чужие. Так, по крайней мере, когда-то условились с дядькой Романом. Правда, то было давно, с осени они сюда не заглядывали — кружили в других местах, по ту сторону шоссе, пока голод и жандармы опять не загнали их туда, откуда месяц назад выгнали.
Скорым шагом Рыбак дошел до изгиба дороги и свернул на пригорок. Волчий след на снегу также поворачивал в сторону хутора. Очевидно чувствуя близость жилья, волк осторожно и нешироко ступал обочиной, тесно прижимаясь к кустарнику. Впрочем, Рыбак уже перестал следить за дорогой — все его внимание теперь было устремлено вперед, туда, где кончался кустарник.
Путь к подвигу и путь к предательству в повести В.Быкова «Сотников»
Повесть «Сотников» была написана в 1970 году. Реальные герои повести никогда не существовали в действительности, но случай, который лег в основу этого произведения, произошел в реальной жизни.
Это случилось в августе 1944 года, когда наши войска прорвали оборону и окружили немцев. Среди пленных оказался человек, который давно считался погибшим. Не выдержав страшных испытаний, он пошел на предательство, пошел на это сознательно. Ему казалось, что это только на время, что в удобный момент он вернется к своим. Но судьба не представила ему такой возможности. Наверное, на то оно и есть предательство, чтобы ему не было оправдания. Василь Быков узнал этого человека, а затем о нем написал повесть, в которой ставит нравственные проблемы о смысле жизни, о духовной силе человека, оказавшегося в безвыходной ситуации. Перед героями встает выбор – умереть достойно или выжить подло.
Уже в самом начале повести между героями повести обнажается пропасть. Рыбак никак не может понять того, почему больной Сотников идет на задание, ведь у него была возможность отказаться. А «потому и не отказался, что другие отказались». Вот этого и не может взять в толк Рыбак, ему не понять этого, потому что нет в нем того чувства долга, которое так необходимо на войне.
Обессиленному Сотникову противопоставлена энергичная и решительная натура Рыбака. Но как произошло, что именно Рыбак становится предателем? Быков проводит читателя по всему пути нравтсвенных исканий Рыбака. Его выбор — результат продвижения к предательству. Оказавшись в плену, оно испытывает панический страх перед смертью. Можем ли мы винить его в том, что до последнего момента в нем была надежда выжить? Ведь не хотел он быть предателем, не хотел выдавать своих товарищей, а пытался только обмануть немцев. Однако предал, сам того не заметив, оказался в лагере полицаев. Ничто не заставило его остановиться перед предательством:ни жизнь Петра, ни Дёмчихи, у которой остались дети. Ради собственного спасения он готов пожертвовать всеми. Рыбак ищет выгоды даже в смерти друга, с которым столько пройдено. Казнь Сотникова становится последним этапом на пути предательства До последнего момента Сотников не может поверить в предательства Рыбака. «Безусловно, от страха и ненависти люди способны на любое предательство, но Рыбак, кажется, не был предателем, как не был и трусом. Сколько ему представлялось возможностей перебежать в полицию, да и струсить было предостаточно случаев, однако он держался достойно. По крайней мере, не хуже других». Да и в перестрелке с полицаями Рыбак не оставляет друга, что-то заставило его вернуться к раненому Сотникову. Но это что-то, наверное, слишком мало, чтобы сохранить в себе человеческое достоинство, пройти достойно по жизненному пути.
В этой повести мы видим не только предателя, но и человека, чье имя, самоотверженное чувство и мужество не могут оставить равнодушными читателей. Если Рыбака волновало только то, как спасти свою шкуру, то Сотников думает о том, чтобы «свою смерть, какой бы она не была… встретить с солдатским достоинством – это стало главной целью его последних минут». Жить хочет не только Рыбак, но и Сотников, но для него существуют более высокие ценности: гражданский долг, человеческое достоинство. Оказавшись перед лицом смерти, Сотников хочет спасти людей, обреченных вместе с ним на смерть, пытаясь взять всю вину на себя. Это состояние героя точно отражено в названии художественного фильма, снятого по этой повести. «Восхождение» — так назвала режиссёр Л.Шепитько этот фильм. И действительно, Сотников совершает восхождение к нравственным высотам. Его поступки — путь, восхождение к подвигу.
Довольно трудно с самого начала предсказать исход повести. Порой кажется, что Рыбак достоин больших симпатий, чем Сотников. Но постепенно в разворачивающихся событиях мы видим, как в поступках героев выявляются их характеры. Предательство Рыбака вызывает ненависть и презрение. Подвиг же Сотникова рождает в сердце восхищение и гордость.
В повести «Сотников» Василь Быков дает нам урок человечности, учит нас быть верными себе, своей совести даже в самых трудных и сложных ситуациях в жизни. История Сотникова и Рыбака — это история о том, к чему приводит человека послабление в принципиальных вопросах, отсутствие важных нравственных основ во взаимоотношениях с окружающим миром. Это суровое и честное размышление писателя о жизненном выборе каждого человека. Ситуация войны только острее обнажает эту вечную проблему: как человек должен прожить свою жизнь. Спасибо писателю за его урок.
Конспект урока по повести Быкова «Сотников»
Л-10 (11 ) кл.
Тема: «Я или Родина?» Какая измена самая страшная? (подготовка к сочинению на материале повести В. Быкова «Сотников»).
Тип урока: урок внеклассного чтения
Оборудование: м/м презентация, тексты повести «Сотников» В. Быкова, видеофрагмент из к/ф «Восхождение» Л. Шепитько.
Задачи:
Познакомить с биографией В. Быкова.
На материале повести «Сотников» провести подготовительную работу к сочинению по тематическому направлению «Верность и измена».
Способствовать воспитанию патриотизма, гражданственности.
Ход урока.
Мелодекламация на фоне второго концерта С. Рахманинова (читает ученик)
Разве погибнуть ты нам завещала, Родина?
Жизнь обещала, любовь обещала, Родина?
Разве для смерти рождаются дети, Родина?
Разве хотела ты нашей смерти, Родина?
Пламя ударило в небо, ты помнишь, Родина?
Тихо сказала: «Вставайте на помощь,»- Родина?
Славы никто у тебя не выпрашивал, Родина,
Просто был выбор у каждого: я или Родина?.
(Р. Рождественский)
Вступительное слово учителя:
Что такое Родина? Что для вас – Родина?
«Я или Родина?» — Так звучит тема урока, определяющая основную проблему сегодняшнего разговора — проблему нравственного выбора героя. Сегодня мы должны ответить на вопрос: почему в одних и тех же обстоятельствах один погибает как герой и остаётся в благодарной памяти людей, а другой идёт на предательство. Решать её мы будем вместе с замечательным писателем — Василём Быковым на примере его известной повести «Сотников»
В. Быкова называют «писателем героической темы в её нравственном повороте». И, действительно, в его произведениях вы не найдёте широких военных панорам, количество действующих лиц невелико. Но Быков ставит героев в предельно сложные ситуации, когда, оказавшись перед выбором, человек либо преодолевает непреодолимое, либо погибает как личность. Потому свою главную задачу писатель видел в том, чтобы «исследовать не самоё войну, а возможности человеческого духа, проявляющиеся на войне»
III. Сообщение ученика о жизни и творчестве В. Быкова.
Василий Владимирович Быков родился в 1924 году в крестьянской семье на Витебщине. До войны учился в художественном училище. Когда началась война, обучался в Саратовском пехотном училище ускоренного выпуска. Он участвует во многих военных операциях, и пережить ему пришлось немало. Об этом свидетельствует следующий факт: на обелиске одной из братских могил под Кировоградом в длинном списке погибших есть и его фамилия. Спасся он от смерти случайно: будучи тяжело раненным, выполз из избы, которую через несколько минут снесли прорвавшиеся фашистские танки. Воевал на территории Украины, Белоруссии, Румынии, Венгрии, Австрии
Был дважды ранен. Первые рассказы Быкова не о войне, а о послевоенной жизни сельской молодёжи. В середине 50-х годов обращается к теме войны.
Повести «Дожить до рассвета», «Обелиск», «Сотников» составляют своеобразную трилогию, посвященную проблеме нравственного выбора человека в трагических событиях войны.
Учитель: Какова жизненная основа повести?
Сообщение ученика: В августе 1944 года, в разгар знаменитой Ясско-Кишинёвской операции, советские войска прорвали оборону, окружили большую группировку гитлеровцев. Среди сдавшихся в плен немцев будущий писатель увидел лицо человека, которое показалось ему знакомым. Быков узнал бывшего однополчанина, который давно считался погибшим. Он не погиб, а попал в плен. В ужасающих условиях плена не нашёл в себе сил для сопротивления и борьбы и, желая выжить во что бы то ни стало, сознательно пошёл на временную, как он думал, сделку с совестью, на предательство. Этот эпизод лёг в основу повести.
Проблемная беседа.
1. Учитель: В ряду произведений В. Быкова» Сотников»- самая любимая повесть В. Быкова, которая и писалась легко, и жизненного содержания в ней больше, чем в остальных, по словам писателя. Жизненное содержание повести — 2 дня из жизни партизан, события, участниками которых становятся герои, и тот выбор, который делает каждый из них
— Итак, что мы знаем о Сотникове и Рыбаке в начале произведения?
(Оба партизаны, попали в отряд из окружения, смелые, сильные, на задание вызвались сами).
Пройдём вместе с героями их путь и проследим, как под влиянием одних и тех же обстоятельств идёт проверка каждого на прочность взглядов и нравственных убеждений.
2. Вспомните эпизод «Встреча с полицаями», где герои впервые определяют мотивы своего поведения. Полицаи — первая опасность на пути. Реплики героев кратки, главным образом они молчат, но мысль продолжает работать. Проследите за внутренним монологом Рыбака. О чём он думает?
(«Если бы не Сотников, которого нельзя было оставлять одного, он бы, наверно, ушёл далеко». Пожалуй, впервые за эту ночь у Рыбака шевельнулось лёгкое недовольство напарником…» «Пока есть возможность, надо уходить: Сотникова уже не спасёшь. Но что он скажет в лесу? «)
— Какое основное чувство по отношению к Сотникову испытывает Рыбак? (Досада, потому что Сотников — помеха. В этот момент он думает о себе).
— А что происходит в сознании Сотникова? О чём его мысли? («Так просто он им не дастся. Пока жив, он их к себе не подпустит. Он был в сознании, имел оружие — это главное. Смерти он не боялся «).
— Как изображены в повести полицаи: Стась, Будила, Портнов? Найдите в тексте слова, дающие экспрессивную характеристику этих персонажей.
(Автор глубоко презирает предателей. Отступив от нравственных законов, они перестали быть людьми. Полицаи в повести «взвизгивают», «вызвериваются», «ощетиниваются», т.е. ведут себя, как шавки, выслуживающиеся перед своими хозяевами. Стась предал даже родной язык, говоря на дикой смеси белорусского с немецким»: «Яволь в подвал! Биттэ прошу!»)
3. — Итак, Сотников готов бороться и погибнуть как настоящий солдат. Встреча на дороге — первый случай, когда надо было принимать решение. Определяет ли этот эпизод дальнейший путь Сотникова и Рыбака? Обратим внимание на главы 7,8 «Преследование партизан». ( Рыбак: всякий раз ему как-то удавалось вывернуться. В подобных случаях выручали быстрота и находчивость. Но с Сотниковым далеко не уйдёшь. Как бы он не навлёк беды на обоих. Всё чаще стала напоминать о себе тревога за собственную жизнь)
Итак, Рыбак полностью сосредоточен на себе, на собственной жизни, а какой поворот приобретает мысль Сотникова? (Он чувствовал себя почти виноватым от того, что, страдая сам, подвергал риску товарища…) Это чувство вины перед Рыбаком ещё более укрепило Сотникова в необходимости бороться. («Он собрал в себе всё, на что ещё было способно его обессилившее тело «). Но Сотников физически слаб, тяжело болен, к тому же ранен.
— Случайно ли автор подчёркивает физическую немощь Сотникова, его слабость?
(Зато он силён духом. «Физические способности человека ограничены, — размышляет писатель, — но кто определит возможности его духа?!»)
4. Эпизод «В избе Дёмчихи»
— Какими же предстанут герои в момент неотвратимой опасности в избе Дёмчихи? Какое общее чувство ими владеет? (Оба испытывают страх. «Рыбак задержал дыхание, сознавая, что всё пропало…» «Сотников лежал будто неживой, напрягся всем телом, похоже, перестал и дышать «)
— К чему мысленно приготовился Сотников? (Смерть — лучший выход). Так ли в этой же ситуации думал Рыбак? («Но неизвестно откуда появилась последняя надежда на чудо, подумалось: а вдруг пронесёт!»).
— Как вы думаете, на что надеялся Рыбак? (Встать должен Сотников).
— Почему именно этого хотелось больше всего Рыбаку? Меняло ли это ситуацию? Что руководило Рыбаком в этот момент? («Ему захотелось, чтобы первым поднялся Сотников. Ему куда с большим основанием годилось сдаваться в плен: виноват в том, что они обнаружены, Сотников, он и должен расплачиваться за всё своей свободой и жизнью.)
— Почему первым встал не Сотников, а Рыбак? Как вы расцениваете его поступок?
(Сработал инстинкт самосохранения, страх за собственную жизнь оказался сильнее. Плен — спасение, потому что это жизнь, и Рыбак цепляется за эту позорную, но всё- таки возможность жить. Остальное для него уже не имело значения.)
— Что составляло для Рыбака это «остальное»? Что не имело для него сейчас значения? (Судьба Сотникова, Демчихи. Ему казалось, что он сделал шаг навстречу жизни, вперёд. Согласны ли вы с этим? (На самом деле это шаг к предательству, к нравственному падению, к духовной смерти). Самой серьёзной проверкой для обоих героев оказался плен.
— Сформировались ли у героев к этому времени определённые нравственные позиции? Какие?
(Сотников готов с достоинством встретить смерть. Рыбак старается найти выход, ловчит, пытается вывернуться).
Вот с такими разными позициями, нравственными принципами подходят они к своей последней черте — между жизнью и смертью.
5. Эпизод «Казнь»
— Вспомним эпизод казни. Обратимся к кадрам художественного фильма, снятого по повести В.Быкова.
— Каково внутреннее состояние Рыбака перед казнью? Вглядитесь в его лицо.
(На лице ужас; полуоткрытый рот, словно мольба о помощи. Он как бы желает спрятаться за Сотникова. Животный страх Рыбака вызывает злорадную усмешку даже у полицая).
— А какие мысли и чувства определяют поведение Сотникова в этот момент? (Чтение отрывка подготовленным учеником).
— Взгляните на кадр фильма. Удалось ли актёру Б. Плотникову передать это состояние героя?
(Прямой смелый взгляд, плотно сжатые губы — ни сомнения, ни страха, а наоборот, готовность, решимость. Выхода нет, и это самый достойный конец).
— Почему Сотников, глядя на приготовленную ему петлю, думает: «Одна на двоих»?
(Рыбак собственноручно казнит товарища. И хотя он спасён от физической смерти, он обрекает себя на долгую, позорную смерть предателя, Иуды. Рыбак, как Иуда, пытается повеситься, и нигде иначе, как в уборной, среди вони человеческих отходов, даже готов броситься головой вниз, но не решается. Унизительное рабское существование становится для него пожизненным наказанием.)
— Как вы понимаете финал повести?
(Оступившись один раз, человек уже не может остановиться, как бы он того ни хотел. Жизнь, купленная предательством, достойна только презрения. Человек, не изменивший своим нравственным убеждениям, даже погибнув, остаётся вечно живым в памяти потомков.)
Не случайно В. Быков замечает: «Каждая смерть в борьбе должна что-то утверждать, что-то отрицать, и по возможности завершить то, что не успела осуществить жизнь »
— Как вы понимаете философский смысл этих слов? (Даже смерть должна быть достойной).
-В чём же подвиг Сотникова? (Он остаётся человеком в бесчеловечных условиях.)
Наверное, благодаря таким, как Сотников, была одержана победа. Как бы ни было тяжело, они до конца остались верны себе, Родине.
— Итак, Сотников погибает в петле. Принесла ли смерть Сотникова облегчение Рыбаку, ведь он так мечтая от него избавиться? (Рыбак мучается, сомневается, мечется).
— Изменилось ли ваше отношение к Рыбаку? Меняют ли ваше впечатление об этом герое его размышления, его внутренние переживания? Предатель Рыбак или не предатель? (Вот как отвечает писатель: «Он не враг по убеждению и не подлец по натуре, но он хочет жить. Нравственная глухота не позволяет ему понять глубину его падения. Только в конце он с непоправимым опозданием обнаруживает, что в иных случаях выжить не лучше, чем умереть»)
— Вновь обратимся к кадру из фильма. Помогает ли исполнитель роли Рыбака, Владимир Гостюхин, понять глубину жизненной драмы человека, оказавшегося в таком положении?
(Да, в его глазах сомнение, в них боль, отчаяние. Открытый рот как бы произносит: «Поймите меня, люди… «)
— Какие чувства вы испытываете к Рыбаку? (Гнев, злоба, ненависть, презрение, но и …сочувствие). Почему всё-таки сочувствие, сострадание? (Он понял, что ошибся, пытался даже покончить с собой).
— Итак, на наших глазах произошло разрушение личности. А ведь всякое разрушение вызывает не только гнев, но и сожаление. Поистине Рыбак понял, что, как говорил Роберт Рождественский,
Кроме желания выжить,
Есть ещё мужество жить.
Учитель: — По данному произведению В.Быкова создан фильм режиссёром Ларисой Шепитько, кадры из которого вы видели. Он называется «Восхождение». Как вы думаете, почему авторы фильма решили изменить название произведения? Какое кажется вам более удачным?
(Сотников совершает нравственное восхождение, на фоне которого ещё трагичнее и тяжелее выглядит нравственное падение Рыбака. Авторы фильма увидели в образе Сотникова не конкретное лицо, а обобщённый образ, для которого после смерти открывается бессмертие).
— Итак, глубокую идею В. Быкова, идею нравственного выбора, авторы фильма как бы углубили, сделали зримее, яснее. И ещё раз подчеркнули, что высшая духовность — оставаться человеком в любых обстоятельствах. У каждого из вас также может быть собственное прочтение повести В. Быкова.
VI. Дискуссия:
Когда мы произносим слово «верность», рядом с ним встаёт его антипод – страшное слово «ИЗМЕНА». О какой измене идёт речь в повести «Сотников»?
Какая измена самая страшная? Объясните свою точку зрения.
VII. Обобщение.
Учитель: — Наш разговор подходит к концу.
— Почему такое пристальное внимание мы обратили на эту проблему? Современна ли вообще проблема верности и измены? А значит, и повесть Быкова? (Размышления учащихся.) Вот что об этом говорил сам писатель:
«То, что происходило на войне, не утратило своего нравственного значения и сегодня. Конечно, метод охоты снайперов за вражескими солдатами вряд ли способен всерьёз заинтересовать кого-либо сегодня. Отошли в прошлое многие другие качества, некогда важные для войны. Но вот любители подставить под удар другого, укрыться самому за чьей-то спиной не перевелись и поныне. Природа предательства во всех видах отталкивающа, предосудительна, какими бы мотивами это предательство ни руководствовалось и какие бы благие цели ни преследовало».
Сотников – «Рядовой всенародного подвига» (В.Быков).
Рыбак – «Коварная судьба заплутавшего на войне человека» (В.Быков).
Звучит песня Б.Окуджавы «Молитва».
Домашнее задание.
Сочинение-миниатюра «О чём заставила меня задуматься повесть В.Быкова «Сотников»?
Урок-размышление по литературе в 10-м классе по повести В.Быкова «Сотников». Тема: «Цена жизни…»
Цель: приблизиться к осознанию нравственного кредо В. Быкова, который ставит читателя перед важным выбором, цена которому – жизнь.
Задачи:
- Развитие мышления учащихся, навыков сравнительного анализа.
- Воспитание нравственных ценностей через осознание идеи повести.
- Создание условий для глубокого аналитического прочтения текста.
Оформление доски:
«Цена жизни…» (Урок-размышление по повести В. Быкова «Сотников») Портрет В. Быкова | «…Прежде всего и главным образом меня интересовали два нравственных момента, которые упрощенно можно определить так: «Что такое человек перед сокрушающей силой бесчеловечных обстоятельств? На что он способен, когда возможности отстоять свою жизнь исчерпаны?» | Иллюстрация старой церкви |
Ход урока
Слово учителя: Белорусский писатель Василий Владимирович Быков – человек обостренного нравственного сознания. От его книг веет болью. Они будто жгутся, и сами сгорают в своем нетерпении немедленного разрешения ситуации. Он ставит своих героев, да и нас с вами, перед ВЫБОРОМ, когда ЦЕНУ ЖИЗНИ определяет не час, не минута, а уже мгновение. И твой выбор подготовлен всей прежней жизнью.
«ЦЕНА ЖИЗНИ» – тема нашего урока – размышления над страницами повести Василия Быкова «Сотников».
– Расскажите сюжет (Учащиеся кратко рассказывают сюжет).
– Действительно, кратко. Значит, для автора важно что-то другое. А что?
Сам автор определяет это так
(На доске) «… прежде всего и главным образом меня интересовали два нравственных момента, которые упрощенно можно определить так: что такое человек перед сокрушающей силой бесчеловечных обстоятельств? На что он способен, когда возможности отстоять свою жизнь исчерпаны им до конца и предотвратить смерть невозможно?»
– На эти вопросы попытаемся ответить и мы с вами.
– До какого момента мы сочувствуем в большей степени Рыбаку? (Из двух героев сначала нам больше нравится Рыбак).
– Какие качества характера располагают к нему? (Энергия, он не злой, проявляет внимание к Сотникову, дает ему своё полотенце вместо шарфа, делится едой, 3 года был старшиной).
– Что нравилось ему и в армии, и в партизанском отряде? (Не надо думать: приказывают – и иди).
– В какой момент по отношению к Рыбаку у нас появляется настороженность? (И тут мы начинаем присматриваться к Сотникову. Он не любил слабых, больных, тех, кто не умел того, что умел он).
Учитель: Обратите внимание: В. Быков использует интересный композиционный прием – мы можем оценивать одно и то же событие глазами то Сотникова, то Рыбака. И мы видим, как постепенно расходятся их дороги…
И определенными вехами на этом пути станут следующие события
1) Перестрелка
– Почему во время перестрелки Рыбак не оставил Сотникова? Какие чувства им владели? («Что скажут партизаны…»)
– А почему до последнего отстреливался Сотников? («Спасти Рыбака»)
2) Арест в доме Дёмчихи
– Что тревожит Рыбака?
– А Сотникова? (Подвёл, лучше бы отозвался, отвел бы немцев на себя).
3) Допрос
– Что ужаснуло Рыбака, когда он увидел Сотникова, вернувшегося после допроса? (Пётр: «Звери». Рыбак: Что это же самое будет с ним.)
– Какую позицию во время допроса избрал Рыбак? (Подстраиваться, хитрить.)
– Что раздражает его в Сотникове? (Принципиальность.)
– А Сотникова? (Молчание. Сначала хотел взять все на себя, чтобы закрыть других.)
– Почему Рыбака не пытали?
– Чем закончится его путь?
– В чём видит Сотников причину падения (предательства) Рыбака? (партизан он хороший, а человеческие качества не дотягивают)
Учитель: Мы с вами до этого момента говорили больше о Рыбаке. Но ведь роман называется «Сотников».
– Почему?
Учитель: Мы видим, как уже разошлись пути Сотникова и Рыбака.
– Что чувствует Сотников, когда понимает неотвратимость смерти?
– Чтение эпизода текста…
Учитель: Любую цену за возможность выжить Сотников не принимает.
– Скажите, этот нравственный выбор, эта ситуация, это противостояние героев может выразиться только в условиях войны? (Это вне времени)
Учитель: Обратите внимание, как меняется лексика героя. Отступает на второй план физическая немощь. Мы слышим голос мудрого, уставшего человека. И в его речи звучат слова высокой духовности, вневременные.
Зачитайте: «совесть – мерило поступков», «милость», «терпеть», «совесть», «нравственность», «Библия» отца.
Имя «Пётр» – апостол Христа.
Учитель: Нет слов «Бог», не звучит молитва, но они прочитываются в семантике текста.
– Звучат слова пророка Исаии:
Горе тем, которые зло называют добром, и добро злом, тьму почитают светом, и свет тьмою, горькое почитают сладким, и сладкое горьким!
Горе тем, которые мудры в своих глазах и разумны пред самими собою!..
Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло;
Научитесь делать добро; ищите правды…
(Книга пророка Исаии: гл. 5: 20-21; гл. 1:16-17)
Учитель: Как будто звучат строки из отцовской Библии. Кажется, что взошёл Сотников не на эшафот, а на какую-то немыслимую высоту, с которой мог посмотреть без злости даже на Рыбака.
– Подтвердите текстом эту высоту Сотникова и падение Рыбака.
– Что видит Сотников с этой высоты? (Природу, глаза ребёнка, церковь – мир, который его не предаст.)
На доске изображение старой церкви.
– Церковь… Опишите её… («Заброшенная людьми, но недалеко от деревни» – надежда на то, что может быть, люди снова обратят свой взгляд на неё, и, тогда вновь вернется то, что потеряли их души.)
– Глаза мальчика. В русской литературе есть художественный прием, который Блок позже назовет «встречей глаз». Искра – духовное понимание – преемственность здесь. Л.Н. Толстого благодаря такой встрече глаз французский офицер не отправил на смерть Пьера Безухова. У Достоевского встреча светлых глаз Сонечки и темных Раскольникова объединяет их.
Учитель: В трудной ситуации выбора Рыбак оказался Иудой, предавшим и Сотникова, и товарищей, он сам определил цену своей жизни перед лицом грозившей смерти. Сотников перед лицом неумолимой смерти делает единственно возможный для себя выбор заветов отца – спасения чести, совести, души. И, как знать, может быть, будь в последние минуты жизни у Сотникова Библия отца, он перечитывал бы именно эти строки…
Прислушайтесь и вы к ним. Постарайтесь найти отзвук в собственной душе:
Когда же будут предавать вас, не заботьтесь, как или что сказать; ибо в тот час дано будет вам, что сказать…
И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне…
Входите тесными вратами; потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими;
Потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их.
(Евангелие отМатфея: гл. 10:19, 28; гл. 7:13-14)
Серия
Fisherman Серия
Fisherman
Mercury® Verado® 350XL за 88 595 долларов США
Длина корпуса | 22 футов 10 дюймов / дюйм |
Балка | 102 « |
Макс.Рекомендуемый HP | 400 л.с. |
Балка | 102 « |
Mercury® 300 XL FourStroke за 81 995 долларов
Длина корпуса | 21’10 дюймов фут / дюйм |
Балка | 102 « |
Макс.Рекомендуемый HP | 400 л.с. |
Балка | 102 « |
Mercury® 300 XL Pro XS FourStroke за 76 495 долларов
Длина корпуса | 21’10 дюймов фут / дюйм |
Балка | 102 « |
Макс.Рекомендуемый HP | 350 л.с. |
Балка | 102 « |
Mercury® 300 XL FourStroke за 81595 долларов
Длина корпуса | 21’10 дюймов фут / дюйм |
Балка | 102 « |
Макс.Рекомендуемый HP | 400 л.с. |
Балка | 102 « |
Mercury® 250 XL Pro XS FourStroke за 75 995 долларов
Длина корпуса | 20’7 дюймов / дюйм |
Балка | 102 « |
Макс.Рекомендуемый HP | 300 л.с. |
Балка | 102 « |
Mercury® 250 XL Pro XS FourStroke за 71 495 долларов
Длина корпуса | 20’7 дюймов / дюйм |
Балка | 101 « |
Макс.Рекомендуемый HP | 250 л.с. |
Балка | 101 « |
Mercury® 250 XL Pro XS FourStroke за 75 795 долларов США
Длина корпуса | 20’7 дюймов / дюйм |
Балка | 102 « |
Макс.Рекомендуемый HP | 300 л.с. |
Балка | 102 « |
.
Рыбак — Fishing Planet в Steam
Об этой игре
Рыбак — Fishing Planet для всех любителей природы и спортивной рыбалки! Этот симулятор, созданный энтузиастами рыбалки и для них, воссоздает все мельчайшие детали искусства рыбной ловли с непревзойденной достоверностью. Независимо от того, являетесь ли вы любителем, который хочет учиться, или опытным рыболовом, The Fisherman даст вам опыт, который поможет вам улучшить свои навыки рыбной ловли в реальной жизни.
АУТЕНТИЧНАЯ РЫБАЛКА
- Научитесь правильно ловить рыбу, выполняя обучающие миссии, или сразу же приступайте к игре, пытаясь приманить самую большую рыбу. Рыбак адаптируется к вашему уровню.
- На крючок 143 различных вида рыб, каждый из которых демонстрирует уникальное и реалистичное поведение.
- Освойте четыре разные техники ловли рыбы: поплавковая ловля, спиннинг, донная ловля и троллинг.
ПОЛНОЕ ПОГРУЖЕНИЕ
- От брызг и ряби до фауны и флоры — все включено, чтобы доставить вас к краю воды и сделать каждую рыбалку уникальной.
- Динамичная погода, дневной / ночной цикл и четыре времени года гарантируют разные впечатления от каждой игровой сессии.
- Оцените потрясающую графику, в которой используется фотограмметрия для невероятно детального реализма.
ТОНН СОДЕРЖАНИЯ
- Исследуйте 19 озер и рек, от Эверглейдс во Флориде до берегов Волги в России и до канала Ганд-Тернезен в Нидерландах.
- Настройте свое удилище, выбрав подходящую оснастку из более чем 1000 различных продуктов, каждый из которых обладает уникальными физическими свойствами.
- Лодки, каяки, гидролокаторы, наживки, одежда… Найдите все снаряжение и новейшие технологии.
ЕЩЕ БОЛЬШЕ ПРИЧИН ДЛЯ РЫБЫ
- Соревнуйтесь с другими рыболовами со всего мира в одиночных и совместных соревнованиях, чтобы выиграть призы и безоговорочно похвастаться.
- Присоединяйтесь к оживленному сообществу других рыболовов и создавайте команды.
- Наслаждайтесь сезонными событиями и бесплатными обновлениями.
© 2019 Разработано Fishing Planet LLC и опубликовано Bigben Interactive.
.