Образ и характеристика Рыбака в повести Быкова Сотников сочинение
Василя Быкова можно с уверенностью назвать военным писателем. Многие его произведения посвящены теме войны, раскрывающие трагизм того времени. В своих книгах Василь Быков не приукрашивает действительность, а с достоверностью восстанавливает события фронтовых дней. Он правдиво и точно описывает характеры и судьбы своих героев, показывает их внутренний мир. Быков предлагает читателю поставить себя на место книжного героя, и почувствовать ту или иную ситуацию, в которую попадает персонаж, и принять решение.
Особого внимания заслуживает его произведение «Сотников». На примере героев повести автор показывает драматичность ситуации, когда герои стоят перед выбором.
Одним из таких героев является Рыбак, простой русский солдат. Это взрослый человек, серьезный, умеющий разумно мыслить. Можно сказать, он смелый и храбрый. Рыбак храбро воюет против захватчиков, до ранения он был старшиной. Он надежный товарищ и смелый боец. Когда местные жители его вылечили, он ушел в партизанский отряд. Как и все советские люди, он с честью защищает свою землю.
В вылазке за продуктами, куда они отправляются вдвоем с Сотниковым, Рыбак ведет себя, как настоящий друг и товарищ. Он сочувствует больному напарнику, во всем ему помогает. Рыбак ведет своего товарища к хутору, где они думают запастись продуктами, но хутор оказался сожженным. Партизаны решают идти дальше. В одном из хуторов, бойцы попадают к старосте. К удивлению Сотникова, Рыбак оставил старосту в живых. Рыбак простой деревенский парень, и когда старик готовил для отряда овцу, все это напомнило ему о родном доме, о собственном отце. Рыбак пожалел старика.
В дороге к партизанскому отряду, друзья нарвались на полицаев, спасаясь от погони, Рыбак вырвался вперед, Сотников был ранен в ногу. Рыбак не бросил товарища в беде, он вернулся за ним. Рыбак не упрекает Сотникова, он помогает ему двигаться дальше.
В следующем хуторе их схватили полицаи. Здесь начинается перелом в сознании Рыбака. Он все так же не любит захватчиков, он готов и дальше бороться против них, ему просто хочется жить. Ему хочется выжить, чтобы снова воевать. Он переходит на сторону полицаев. В нем до последнего живет надежда, что ему удастся сбежать. И только когда он выдернул полено из-под ног Сотникова, он полностью понимает, что теперь ему просто некуда бежать, теперь кругом все для него враги. Когда он осознал ужас своего поступка, то решил повесится, но даже и этого не смог сделать, ремень у него забрали полицаи. Рыбак сделал свой выбор. Он сожалеет об этом, но уже поздно.
Сочинение Характеристика и образ Рыбака в рассказе Сотников
Большинство писательских трудов Василя Быкова освещают тему Великой Отечественной войны. Но герои и образы человека на войне в его произведениях неоднозначны. Уже в первых, увидевших свет, печатных работах автор игнорирует стереотипы показа поведения людей, участвующих в боевых действиях: солдат и офицеров. Население оккупированных городов также ведет себя не так, как привыкли видеть читатели в классических книгах. Герои В. Быкова живые люди. Со своими горестями, страхами, болью и тяжелым выбором в условиях войны. Острые ситуации автор не маскирует, а напротив, показывает читателю в неприкрытой правдивости. Быков делает упор на трагической стороне войны. И даже ставится под сомнение само понятие подвига, а предлагается читателю пройти путь каждого героя в его истоптанных сапогах. Что вызывало сильную смуту в среде литературных критиков, современников писателя. Не утихают споры и до сих пор.
Одним из таких неоднозначных героев со сложным выбором стал и Рыбак из повести «Сотников». Это взрослый, серьезный, сильный мужчина с аналитическим складом ума, умеющий мыслить логически. Хотя в детстве он был трусоват. Он часто вспоминает случай, когда маленькая дочка соседа, лошадь его родителей и телега пострадали из-за него. А он не мог сознаться, принять ответственность за свой поступок. Поэтому просто отсиживался в лесу, боясь появиться домой. Он был убежден, что там его ждет суровое наказание. Эта ребяческая черта переросла в осторожность юноши. Но до конца не исчезла. И вновь дает о себе знать перед лицом войны.
Интуитивно герой чувствует опасность. Испытывает тревогу он и тогда, когда им с Сотниковым необходимо отправиться из партизанского отряда в деревню. Присущи ему и патриотизм, и человечность, и дружеская верность. Он до последнего борется за тяжело раненого Сотникова, пытаясь его укрыть. Из-за этого оказывается плененным и сам.
В темном подвале у захватчиков, Рыбак ломается как личность. Слишком суров выбор между жизнью и смертью, слишком жестока война к людям. Он не смог дойти до конца, как Сотников. Была ли это трусость, инстинкт самосохранения или просто отчаянная жажда жизни, судить сложно. Думаю, герой и сам этого не знал. Но до последнего не сдается, не вступает в ряды полицаев. Но суровый спор с совестью был проигран. Оказавшись по другую сторону, Рыбак только и мечтает сбежать и вернуться назад, прибиться к отряду. Он не хочет никого обижать, губить людей, близких ему по духу и крови. Ведь должность полицая предполагает очень плохие поступки.
Сбежать так и не вышло. И теперь мужчина должен решить что делать дальше. Он видит единственный выход в конце жизни. Но и тут, по жестокой иронии, ничего не выходит. Ведь ремень у него изымают. И придется жить в грехе и позоре, который уже не смыть.
Также читают:
Картинка к сочинению Образ и характеристика Рыбака в повести Быкова Сотников
Популярные сегодня темы
- Я так люблю Татьяну, милую мою сочинение по роману Евгений Онегин Пушкина
Пушкин — прекрасный поэт и писатель. Как много хороших произведение им были написаны. Как глубоко он передовая образы героев в свои поэмах и стихах
- Сочинение по картине Юона Конец зимы. Полдень 3, 6, 7 класс
На пейзаже Юона чётко описаны природные изменения – переходный этап между окончанием зимы и наступлением ранней весны. Перед моими глазами светлый, тёплый день, уходящей зимы.
- Письмо Евгения Татьяне Лариной сочинение анализ
В литературе Евгений Онегин иллюстрирует сложное явление девятнадцатого века, когда совсем молодые люди, не понимая, на что следует тратить жизнь, томились и скучали. Он был
- Сочинение по пьесе На дне Горького 11 класс
Гениальнейший русский и советский писатель под псевдонимом Максим Горький создал широкое множество прекрасных, поучительных, учащих нравственности произведений. К числу таких горьковских творений можно отнести пьесу «На дне».
- Характеристика и образ Насти в рассказе Барышня-крестьянка Пушкина сочинение
Настя является одной из второстепенных героинь повести под названием «Барышня-крестьянка», она работает на Лизу Муромской горничной, и единственная знает о всех ее тайнах.
Образ и характеристика Рыбака из повести «Сотников»
Данное произведение написано в 1969 году. Тему для сюжета автору навеяла встреча с бывшим однополчанином, считавшимся погибшим. Это история про двух товарищей-партизан, оказавшихся перед выбором, стать предателем и выжить, либо умереть героем, отдав долг Родине. Образ и характеристика Рыбака из повести Быкова «Сотников» являются отрицательными. Он стал предателем, не сумев устоять перед запахом свободы, предав себя и верного друга.
Рыбак – бывший старшина стрелковой роты. Предатель.
Характеристика
Знакомство с Рыбаком начинается с истории его передвижения в паре с Сотниковым по глухому лесу, в поисках продовольственной ревизии для отряда. Сотников недомогал и здесь Рыбак проявил себя как настоящий друг. Он всячески поддерживал больного товарища, подбадривал и искренне переживал за него.
До того момента, как Рыбак попал в партизанский отряд, он был старшиной стрелковой роты. Сильный, опытный боец, отличавшийся смелостью и храбростью. Он воевал с немцами, рискуя жизнью и не раз доказывал, что пойдет на все, защищая Родину. Он ненавидел фашистов. Убивая их, очищал родную землю от оккупантов. Получив ранение, Рыбак залег в деревне, где местные жители его лечили. После этого подался в лес, где вступил в ряды партизан.
Рыбак частенько вспоминал детство. В нем он показан не как герой, как трус. По его вине пострадала маленькая девочка. Перевернулась отцовская лошадь с телегой. Он вместо того, чтобы исправить ситуацию, предпочел удрать в лес, боясь схлопотать наказание от отца. С тех пор мужчина стал осторожным. Постоянно был начеку. Боялся, что его вот-вот схватят.
Когда Сотникова ранили в ногу, Рыбак не оставил его на растерзание немцам. Он вернулся за ним, что говорит о человечности и доброте душевной. Хотя мог бросить, но совесть не позволяла так поступить с человеком, нуждающимся в помощи.
В одном из хуторов Сотникова и Рыбака хватают полицаи. Здесь проявится истинное лицо Рыбака. В его сознании происходит перелом. В душе он так же ненавидит немцев, но услышав, что у него есть шанс выжить, он за него хватается.
Увидев, как немцы «поработали» над Сотниковым, Рыбак понимает, что физические муки испытание не для него. Плевать на совесть и честь. Пусть он будет работать на немцев, но зато будет жить. Оказавшись по другую сторону, Рыбак планировал потом сбежать. Он прекрасно понимал какие обязанности предполагает новая должность полицая.
По приказу немцев ему выпала роль сопроводить пленных к эшафоту. В последние минуты перед казнью его друга в нем просыпается совесть. Он просит у Сотникова прощения, выбивая из-под ног табурет, но вместо ответного прощаю, слышит фразу – Пошел к черту!
После казни он понимает, что вступив в сговор с немцами, лишил себя свободы автоматически. Ему не удастся сбежать от них и тем более перехитрить. Уединяясь в уборной, Рыбак хочет вздернуться на ремне, но заметив, его отсутствие на штанах, обреченно делает вывод, что такова судьба.
Предав друга, он постоянно будет жить воспоминаниями смерти Сотникова и других сокамерников по подвалу. Никогда не избавиться ему от тяжелого груза в душе. Сотников умер, как герой, а он так и останется никем наедине со своим никчемным существованием.
Сравнительная характеристика Рыбака и Сотникова из повести «Сотников»
Повесть написана в 1969 году. Идеей создания сюжета послужила встреча автора с бывшим однополчанином, считавшимся погибшим. Два солдата отправляются в поисках провизии для отряда. Попав в плен один из них предпочел принять смерть от рук врага, другой, воспользовавшись шансом на спасение выбирает предательство. Сравнительная характеристика Рыбака и Сотникова поможет лучше понять глубокий, внутренний мир главных героев данного произведения.
Социальное положение
Сотников по натуре интеллигент. До войны окончил институт. Потом работа в школе. Прямо с работы его забрали в армию.
Рыбак здоровенный, деревенский мужик, знающий что такое тяжелый труд не понаслышке. Он привык пахать с утра до ночи, чтобы прокормить семью.
Здоровье
Сотников слабый и хилый, постоянно болел. Не отличался крепким, физическим здоровьем. Даже на задание отправился в ужасно плохом состоянии. Он постоянно кашлял. Его мучила одышка, но несмотря на хворь добровольно вызвался пойти в поход на поиски продовольствия для отряда.
Рыбак полон жизненных сил. Настоящий Илья Муромец. Крепкий и здоровый. Он отличался физической выносливостью. Ему с легкостью удавалось переносить любые нагрузки и тяготы нелегкого партизанского быта.
Как оказались в партизанском отряде
Рыбак пошел в партизаны потому что так положено. В то время так делали все. В деревне оставаться было опасно. В любой момент могли нагрянуть немцы и захватить в плен.
Сотников подался в партизаны сознательно, исходя из идейных соображений. Он трижды совершал попытки выйти из окружения. Для него борьба с врагом стояли на первом месте и биться с ним он готов в любых условиях.
Способность идти на компромисс
Сотникову слово компромисс было чуждо. Мужчина был убежден, что на войне нет места уступкам. Пощадив врага, можно самому погибнуть. Война слишком жестока и законы ее суровы. В этом им пришлось убедиться в случае со старостой Петром. Пожалев его и оставив в живых, партизаны подставили самих себя.
Рыбак оказался продажным. Он готов идти на компромисс видя выгоду. Твердость духа и характера не про него. Он ясно дал понять Сотникову, несмотря на его приказ расстрелять старосту, что он этого делать не будет. Хотя прекрасно знал, что тот работает на немцев.
Отношение к товарищу
На протяжении повести видно, как Рыбак заботится о товарище. Он постоянно ему помогает. Беспокоится, как он себя чувствует. Переговоры со старостой тоже его рук дело. Он хотел, чтобы друг согрелся. Когда Сотников был тяжело ранен у Рыбака была возможность бросить его и уйти, но совесть не позволила ему это сделать. Он побоялся, что командир потребует объяснений. Он вернулся за ним и помог выбраться из леса.
Сотников заботился о других, искренне переживая и волнуясь. Когда их в лесу обнаружили немцы, Сотников начал отстреливаться, пытаясь задержать и дать возможность другу уйти.
Поведение в плену. Выбор
В плену, обнажилась натура каждого из друзей. Сотников взял на себя вину, выгораживая товарищей. Тем самым он пытался спасти их от смерти, но слово его не имело значения. Полицаи вынесли вердикт. Всех ждала казнь через повешение. Сотников спокойно принял смерть, умерев, как герой. Он до конца остался верен своим убеждениям. Выбор Рыбака был ему непонятен. Он не смог его простить, возненавидев за предательство. Он был твердо убежден, что лучше умереть, чем продать себя и предать Родину.
На Рыбака сильно подействовал вид Сотникова, вернувшегося с допроса. Он представил себя на его месте и понял, что физические муки испытание не для него. Страх смерти от пыток заставляет его согласиться работать на полицаев. Он ошибочно полагал, что оказавшись среди врагов, сможет победить фашистскую машину. Желание выжить толкнуло его к принятию такого решения. Он переходит на сторону немцев. В последний момент он осознал, какую страшную ошибку совершил, но было поздно. До конца дней он будет помнить, как предал близких людей, вспоминать сцену казни и последние слова Сотникова перед смертью, брошенные ему с эшафота.
Рыбак и Сотников в повести «Сотников» Быкова В.В. — Быков В.В.
Кратко:
Как остаться на войне человеком — ответ на этот вопрос звучит в повести В. Быкова «Сотников». Это не единственное произведение писателя о войне, но наиболее значимое. Интересен тот факт, что Папа Римский вручил писателю специальный приз католической церкви — так велико нравственное начало этого произведения. Война и нравственность составляют главное содержание повести.
Предлагаем сопоставить двух героев — Сотникова и Рыбака. Во время войны Сотников не отрекается от своих убеждений, тяжелейшие испытания проходит мужественно, не теряя чести, человеческого достоинства. Рыбак же, спасая свою жизнь, предает Родину. Страх за свою жизнь — вот что главное для него. Один герой преодолевает этот страх. Другого же этот страх заставляет убивать и предавать. Дорога смерти уготована для каждого, и все, кроме Рыбака, прошли ее до конца. Сотников при пытке терял сознание, но не сказал ничего. Он хотел погибнуть в бою, но этого ему не было дано. Остается одно — достойно принять смерть. Перед лицом смерти человек предстает таким, каков он на самом деле.
По-другому ведет себя Рыбак. Он не хотел умирать и при пытке сообщил некоторые сведения следователю. Он согласился вступить в полицию, пытаясь при этом убедить себя самого, что он не предатель, что он убежит. Что же произошло с этим героем? Война оказалась для него тяжким, непосильным испытанием. У него была возможность выжить, и он ею воспользовался, но выжить можно было лишь ценой предательства. Рыбак был потрясен примером Сотникова, выполнившего до конца долг гражданина и человека. Возможно, для этого запутавшегося человека еще возможен путь искупления своей вины, путь признания своего падения и дальнейшей борьбы.
Огромная нравственная сила повести «Сотников» Быкова состоит в том, что ее главный герой принимает страдания за свой народ, что он не поддается той подлой мысли, которой поддался Рыбак. Смерть не имеет смысла — такое оправдание придумал себе Рыбак. Автор спорит с ним. Имеет. Страдания за веру, за народ будут иметь смысл во все века и времена. Величие подвига и книги о нем заключаются в том, что они вселяют веру в других людей и служат надежной нравственной опорой.
Использованы материалы книги: О.В. Волкова, Я.В. Алексеева. Итоговое сочинение по литературе в 11 классе. — Казань, 2015
Подробнее:
Как и лейтенанту Ивановскому в «Дожить до рассвета» с его самопожертвованием, Сотникову дано испытать всю тщету лелеемой им надежды, что его «героическое заступничество» сможет уберечь остальных. Но не только. Вслед за первым ударом, от которого он так и не смог до конца оправиться, судьба приготовила ему еще один страшный удар: пережить предательство вчерашнего товарища. И для него это было такое убожество и мерзость, что буквально не хотелось верить собственным глазам.
На что только не способен человек. Истязать, бить другого нещадно, до потери сознания, пинками поднимать и снова бить, всячески унижать его. Но и быть мужественным, честным и благородным, не изменить, не предать товарищей по оружию. Своим поведением Сотников, избитый полицаями, как раз являет пример такого человека. Поступая так, как он поступает, Сотников и от других требует того же. Отсюда — противостояние не только полицаям, но и Рыбаку.
«Сволочь!» — одно-единственное слово, которое Сотников обращает к Рыбаку. Но оно раз и навсегда ставит точку в отношениях между ними. Вспомним, что и юный Толкач в «Круглянском мосте» свое презрение к Бритвину формулирует однозначно. Но у Толкача был автомат, за проклятием словом последовало действование. Сотников же не только лишен такой возможности, но и вынужден — раненый и больной — идти на свою Голгофу, поддерживаемый Рыбаком.
«Мир в повести В. Быкова четко делится на две стороны, — подчеркивал И. Золотусский (Золотусский И. Час выбора. М., Современник, 1976, стр. 68—69): — с одной — Сотников, Демчиха, староста и деревня, которая, сочувствуя им и ненавидя палачей, смотрит на казнь, с другой — сами палачи и их пособник Рыбак. За какие-то несколько секунд, за те самые мгновения, когда он, придя в кабинет следователя и взглянув ему в глаза, устрашился и колебнулся, и произошло все, произошла эта «перестановка». Ведь вчера еще Рыбак был на той, далекой и чуждой ему теперь стороне. Он был с теми, кто ненавидел палачей и не подчинялся им. Теперь он шагает в рядах полицаев, и ему не дают выбиться из строя, выпрыгнуть из самого себя, того что он выбрал,— он навечно и необратимо в этих рядах».
То, что Рыбак «навечно и необратимо» остается среди тех, кого выбрал, — с этим спорить не приходится. Равно и с тем, что мир в «Сотникове» поделен на «две стороны». Взятый в четком контрасте, этот мир как бы вбирает в себя и отражает противоборство жизни и смерти, духа и бездуховности, трусости и героизма. Вместе с тем суждение критика о «перестановке» в Рыбаке именно в кабинете следователя нуждается по крайней мере в уточнении. Ибо «устрашился и колебнулся» Рыбак еще раньше, на чердаке в избе Демчихи, он уже тогда покатился; в кабинете же Портнова нравственное падение Рыбака продолжается, неуклонно приближаясь к своей кульминации, но это еще не кульминация. Рыбак еще думает «насказать сказок», обхитрить, вывернуться из-под пресса необходимости. Он, боясь следователя и проклиная его в душе («Чтоб ты издох, сволочь!»), приходит в отчаяние, считает попросту глупым упорство Сотникова, не дающего себя втянуть в ту «игру», в которой Рыбак наивно полагает набрать спасительные для собственной жизни «очки». Стараясь заслужить доверие Портнова, Рыбак не осознает еще, что за это доверие нужно платить потерей своего людского обличья. Отсюда, думаю, и почти искреннее его возмущение несговорчивостью, неподатливостью Сотникова, и изменения в психологии самого Рыбака, эволюционирующего к роковой для него черте, пределу, за которым жизнь человека безвозвратно теряет нравственное содержание.
Каждому человеку вменено в обязанность то, что он, как гражданин, считает долгом себе вменить. В этом смысле Сотников и Рыбак — антиподы не только по своим нравственным качествам, по ответственному отношению к жизни, войне, людям, но и по уровню мышления, по уровню понимания тех последствий, которые с необходимостью должны вытекать из сложившихся для них обстоятельств. В народе издавна бытует поговорка: коготок увяз — всей птичке пропасть.
Думающий перехитрить судьбу и остающийся жить Рыбак не в состоянии постичь того, что ясно с самого начала Сотникову. «Я с ними поторгуюсь»,— говорит Рыбак о полицаях. И холодным душем окатили его слова Сотникова: «Смотри, проторгуешься».
Однако отрезвляющие слова Сотникова, как видно, пали не на ту почву. Жажда выжить любой ценой для Рыбака сильнее всех принципов на свете. Убеждая себя в том, что он еще вывернется, Рыбак шаг за шагом сдает позиции: от промелькнувшего было и тут же исчезнувшего намерения выгородить перед следователем-полицаем безвинную Демчиху и до тайного желания смерти Сотникову: «Если Сотников умрет, то его, Рыбака, шансы значительно улучшатся». Всякому величию сопутствует крайность, всякой посредственности — склонность к компромиссу. В повести сильна мысль о том, что некоторые поступки могут стоить человеку жизни. Речь идет даже не о физической смерти, а о моральном умирании. Не вняв предостережению Сотникова и всячески заглушая свой внутренний голос в редкие минуты отрезвления, отбрасывая попытки взглянуть на себя со стороны,— Рыбак утрачивает те изначальные человеческие качества, которые, по мысли писателя, должны быть незыблемыми во все времена.
Говорят, понять — это значит простить. Но в такой словесной формуле, на мой взгляд, имеется элемент завышения. Ибо если и можно понять стремление Рыбака избежать веревки, то уж никак нельзя простить того «корыстного расчета ради спасения своей шкуры, от которого всего один шаг до предательства». Страх за жизнь вытравил в Рыбаке и без того неустойчивые моральные принципы, и, с другой стороны, отсутствие их оказалось достаточным для того, чтобы страх бесконтрольно овладел его существом.
При всей физической силе не было в Рыбаке того крепкого внутреннего стержня, который заставляет человека до конца быть человеком. Но этот стержень оказался в Сотникове.
Сотников не меньше Рыбака хочет жить, но его максимализм, большую требовательность, нравственную непреклонность питают чувства настоящего долга, ответственности, совести. Эти понятия в нем настолько «проросли», что вырвать их можно только с корнем. Жертвенность Сотникова, к необходимости которой он пришел, могла бы показаться легковесной, если бы она не обладала ценностью постольку, поскольку сам герой в состоянии преодолевать причины, порождающие пессимизм, или по крайней мере стремиться к этому.
Недюжинные нравственные силы потребовал от Сотникова его выбор. И они у него оказались. Благодаря им он не надломился, выдержал проверку поражением. Голгофа, на которую он взошел сам, добровольно, стала и его духовным Олимпом.
Уже под самый конец, когда на растерянный шепот бывшего «партизанского друга»: «Прости, брат!» — Сотников «коротко бросил», как отрубил: «Пошел к черту!» — он отыскал в толпе взглядом «застывший стебелек мальчишки в буденовке. Тот стоял, как и прежде, на полшага впереди других, с широко раскрытыми на бледном лице глазами».
Казалось бы, какое дело теперь Сотникову, которого через минуту не станет, до незнакомого мальчишки, затерявшегося в людской толпе? Но этот эпизод по мысли и чувству, в нем заключенному, вырастает в наших глазах до значения символа. Писатель всеми доступными ему средствами стремится подчеркнуть, выделить мысль: величайшим поражением является то, когда отсутствуют наследники. Солдаты, погибающие в бою или на виселице, как Сотников, если им на смену придут другие и продолжат борьбу, погибли не напрасно. Когда их наследники победят,
они также внесут в победу свою лепту, станут ее соучастниками. Но без таких наследников они останутся солдатами, потерпевшими поражение, и никто не выбьет на камне в их честь слова о бессмертии свершенного ими подвига.
Для Сотникова таким наследником является незнакомый подросток. Он еще мал по годам, но с какой мукой и с каким участием переживает он происходящее у него на глазах! Острое ощущение неотвратимости чужой смерти в мальчишке, показанном нам глазами Сотникова, для него самого является, пожалуй, высшим подтверждением ненапрасности своего выбора, за который он принял такие муки.
Сотников знал, за что погибает. Человек долга и совести, он как бы подтверждал всей жизнью и смертью своей ту нравственную правду, которая была для него высшей правдой на свете. Перед казнью он думал не о физических муках, которые перенес, и не о том, что прожил мало, и не о струсившем Рыбаке думал Сотников в последние минуты жизни. В отпущенные ему мгновения взгляд Сотникова снова прикован к мальчишке, с которым у него установилась невидимая для других, но прочная духовная связь. «Полный боли и страха, его взгляд следовал за кем-то под виселицей и все вел так, все ближе и ближе. Сотников не знал, кто там шел, но по лицу мальчишки понял все до конца».
В то время, как сохранивший в неприкосновенности свои принципы Сотников уходит во тьму, Рыбак продолжает наполнять легкие воздухом. Но и только. Казнь Сотникова и других — Демчихи, старосты Петра, Баси, к которой он оказался причастным, стала
и самоликвидацией его как личности. Подгоняемый силами зла, он должен будет теперь всякий раз держать экзамен на бесчеловечность. «В. Быков не дает Рыбаку даже выхода Иуды,— подчеркивал И. Золотусский,— Рыбак после казни Сотникова хочет повеситься, но не удается, нет ему и этого смягчения, этого полупрощения, что ли. Это была бы, с точки зрения В. Быкова, слишком легкая смерть для Рыбака. Нет, он будет жить, он будет видеть глаза людей, наблюдавших, как он стоял под виселицей, на которой вешали его вчерашнего товарища, он будет мучиться и проклинать тот час, когда родился на свет, и сама жизнь превратится для него в проклятие. В. Быков казнит Рыбака лицезрением своего падения, напоказ выставляя его предательство перед всем миром, перед толпою, которую согнали на казнь, перед мальчиком в буденовке, который видит, как умирает Сотников…».
Человек, совершивший бесчестный поступок, должен отвечать прежде всего перед собственной совестью. Подобная позиция, которую Сотников демонстрирует по отношению к переметнувшемуся к врагам Рыбаку, когда тот, оказавшись духовно абсолютно голым, все еще никак не может осознать этой своей наготы— этической, нравственной и в конечном счете фатальной для него, — является очень устойчивой для сильных духом героев В. Быкова. Она может разниться в деталях, частностях, но в главном, основном, в том, что исповедуют эти люди в выпадающих на их долю испытаниях войной, и в том, как они поступают,— эта позиция остается неизменной. Никто не должен подбирать грязь за другим! В Сотникове этот принцип возведен в степень абсолюта, и в его «Пошел к черту!», обращенном к бывшему товарищу, слышится одновременно и суровый приговор, и твердое убеждение, что человек должен сам отвечать за содеянное.
Источник: Шагалов А. А. Василь Быков. Повести о войне. — М.: Худож. лит., 1989.
Образы Сотникова и Рыбака в повести Быкова «Сотников»
Творчество Василя Быкова почти полностью посвящено теме Великой Отечественной войны. Уже в первых повестях писатель пытался освободиться от стереотипов при показе военных действий и поведения солдат и офицеров. В произведениях Быкова всегда изображаются острые ситуации на войне. Его герои обычно поставлены перед необходимостью срочного принятия решений. Быков разрабатывает героико-психологическую разновидность повести, делая в ней упор на трагической стороне войны.
Писатель заставляет задуматься над смыслом понятия «подвиг». Можно ли считать героем учителя Мороза из повести «Обелиск», если он только принял смерть от рук фашистов вместе со своими учениками? Лейтенант Ивановский из повести «Дожить до рассвета» рисковал жизнями своих солдат и погиб вместе с ними, не выполнив задания. Герой ли он? Почти в каждой повести Быкова встречается предатель. Это смущало критиков, об этом предпочитали не писать.
Для художественной манеры писателя характерно сведение в одном произведении контрастных персонажей, с помощью которых он проводит нравственный эксперимент. Яркий пример тому – повесть «Сотников», написанная в 1970 году. Автор ставит своих героев перед тяжелым выбором: либо спасти свою жизнь и предать, либо погибнуть от рук фашистов.
Сотников и Рыбак – это партизанские разведчики, которые отправились добыть продовольствие для укрытого в лесу отряда. Мы знакомимся с ними, когда они зимой пробираются с Горелого болота на хутор за продовольствием, чтобы спасти от голодной смерти партизан. Их отряд причинил оккупантам много вреда. После этого были посланы три роты жандармов для уничтожения партизан. «За неделю боев и беготни по лесам люди измотались, отощали на одной картошке, без хлеба, к тому же четверо были ранены, двоих несли за собой на носилках. А тут полицаи и жандармерия обложили так, что, пожалуй, нигде не высунуться».
Рыбак – сильный, находчивый боец, был старшиной в стрелковой роте. Когда его ранили, он оказался в глухой деревне Корчевке, где его выходили местные жители. После выздоровления Рыбак ушел в лес.
О Сотникове мы узнаем, что он до войны окончил учительский институт, работал в школе. В 1939 году его призвали в армию, а когда началась война, он командовал батареей. В первом бою батарея была разбита, а Сотников попал в плен, из которого со второй попытки бежал.
Быков отличался умением выстраивать психологические, нравственные парадоксы. Читатель не может угадать, как поведут себя его герои в экстремальных условиях. Писатель показывает, что судьба несколько раз предоставляет возможность герою сделать выбор, но что выберет он? Часто человек не знает самого себя. У каждого есть определенное мнение о себе, иногда даже уверенность в том, как он поступит в той или иной ситуации. Но это лишь придуманный образ собственного «я». В ситуации жесткого выбора проявляется все, что есть в глубине души, истинное лицо человека.
В повести автор параллельно раскрывает характеры своих героев, он хочет выяснить, какие нравственные качества дают человеку силы противостоять смерти, не уронив собственного достоинства. Быков не ставит вопрос, кто герой, а кто – нет, он знает, что героем может стать любой, а становится не каждый. Героем может стать только человек с твердыми нравственными принципами, которые закладываются в семье и укрепляются всю жизнь, когда человек не позволяет себе морально пасть ни при каких условиях. Сотников размышляет о том, что «в борьбе с фашизмом нельзя принимать во внимание никакие, даже самые уважительные причины». Победить можно было только вопреки всем причинам. Те, кто думают, что выше головы не прыгнешь, а против силы не попрешь, никогда не победят.
В повести Рыбак постоянно помогает больному Сотникову. Он берет на себя переговоры со старостой, чтобы Сотников согрелся, тащит на себе тушу овцы, возвращается к нему, когда раненый Сотников не смог уйти от обстрела. Рыбак мог бы уйти, бросить товарища, но именно совесть не дала ему так поступить. В целом Рыбак ведет себя правильно до последнего момента, когда надо выбрать: жизнь или смерть. У Рыбака нет таких нравственных ценностей, на которые можно было бы опереться в момент выбора. Он не может заплатить жизнью за убеждения. Для него «появилась возможность жить – это главное. Все остальное – потом». Потом можно попробовать как-нибудь выкрутиться и опять причинять вред врагу.
Быков в своей повести исследует не жизненную ситуацию, у которой всегда есть несколько решений, а нравственную, для которой необходимо совершить только один поступок. Для Сотникова последним поступком стала попытка взять на себя вину, чтобы не были расстреляны за помощь партизанам староста и Демчиха. Автор пишет: «По существу он жертвовал собой ради спасения других, но не менее, чем другим, это пожертвование было необходимо ему самому». По убеждениям Сотникова, лучше смерть, чем жить предателем.
Сцена пыток и избиения Сотникова производит тяжелое впечатление. В этот момент герой понимает, что по сравнению с телесной жизнью есть что-то более значимое, то, что делает человека человеком: «Если что-либо еще и заботило его в жизни, то это последние обязанности по отношению к людям, волею судьбы или случая оказавшимся теперь рядом. Он понял, что не вправе погибнуть прежде, чем определит свои с ними отношения, ибо эти отношения, видно, станут последним проявлением его “я” перед тем, как оно навсегда исчезнет».
Открытием для Рыбака становится простая истина: не так страшна физическая смерть, как нравственная. Каждый бесчеловечный поступок приближает моральную гибель. Страх смерти физической заставляет Рыбака стать полицаем. Герой должен пройти первую проверку на лояльность новой власти. Он казнит Сотникова, и тот умирает, как герой. Рыбак же остается жить, но жить, каждый день вспоминая сцену гибели Сотникова, старосты Петра, Демчихи, еврейской девочки Баси. Рыбак после казни Сотникова хочет повеситься, но писатель не дает ему сделать этого. Быков не дарит своему герою облегчения, это была бы слишком легкая смерть для Рыбака. Теперь он будет помнить виселицу, глаза людей, мучиться и проклинать день, когда родился. Он будет слышать слова Сотникова «Пошел к черту!» в ответ на сказанную шепотом просьбу простить его, Рыбака.
Посмотрите эти сочинения
- Плюсы и минусы компьютера (сочинение) В большинстве из сфер своей жизни человек не может обойтись без компьютера. Такое положение обусловлено его возможностями. Хранение и обмен информацией, связь между людьми, многочисленные вычислительные программы – все это делает его незаменимым для современного человека. Однако использование компьютера имеет как положительные стороны, так и отрицательные.
Плюсы компьютера:
при возможности подключения к интернету компьютер становится незаменимым источником информации: энциклопедии, словари, справочники […] - Пейзаж в рассказе Горького «Челкаш» Поэты и писатели разных времен и народов использовали описание природы для раскрытия внутреннего мира героя, его характера, настроения. Особенно важен пейзаж в кульминационные моменты произведения, когда описываются конфликт, проблема героя, его внутреннее противоречие.
Не обошелся без этого и Максим Горький в рассказе «Челкаш». Рассказ, собственно, и начинается с художественных зарисовок. Писатель использует темные краски («потемневшее от пыли голубое южное небо – мутно», «солнце смотрит сквозь серую вуаль», […] - Образ доктора Старцева в рассказе Чехова «Ионыч» Герой рассказа, Дмитрий Ионыч Старцев, – молодой врач, назначенный в земскую больницу в Дялиже, недалеко от губернского города С. Это был пылкий юноша с высокими идеалами и желанием служить на пользу людям и Отечеству. Он с воодушевлением рассуждал о счастье и любви («О, как мало знают те, которые никогда не любили!»), о пользе труда и счастливом будущем государства. Молодой Старцев полностью отдавался своей работе и даже в праздники не имел свободного времени. Своими убеждениями он выгодно отличался от жителей […]
- Стихотворения Державина «Властителям и судиям» (анализ) Ода Державина «Властителям и судиям» представляет собой переложение псалма. Переложение священного текста показывает обличительный пафос общества, в котором жил Державин. Державин был свидетелем крестьянской войны под предводительством Емельяна Пугачева и, разумеется, понимал, что восстание было вызвано непомерным крепостническим гнетом и злоупотреблениями чиновников, грабивших народ. Служба при дворе Екатерины II убедила Державина в том, что и в правящих кругах господствует вопиющая несправедливость. По […]
- Образ футлярных людей в рассказах Чехова В своих рассказах А. П. Чехов постоянно обращается к теме «маленького человека». Персонажи Чехова – духовные рабы общества, лишенного высших ценностей и смысла жизни. Томительная, будничная, серая действительность окружает этих людей. Они замкнулись в мирке, который сами себе создали.
Эта тема объединяет так называемую маленькую трилогию, написанную Чеховым в конце 1890‑х гг. и состоящую из трех рассказов: «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви».
Герой первого рассказа – учитель греческого языка […] - Стихотворение Лермонтова «Родина» (анализ) Одно из значительнейших произведений в русской лирики XIX в. «Родина» Лермонтова – это лирическое раздумье поэта о своем отношении к отчизне. Уже первые строки: «Люблю отчизну я, но странною любовью Не победит ее рассудок мой» – задают стихотворению интонацию эмоционально глубокого личного изъяснения и в то же время как бы вопроса к самому себе. То обстоятельство, что непосредственная тема стихотворения – не любовь к родине как таковая, но размышления о «странности» этой любви – становится пружиной движения […]
- Сонечка Мармеладова как олицетворение справедливости Вероятно, у каждого писателя есть произведение, в котором он наиболее полно и объемно излагает свои взгляды на интересующие его проблемы. Для Ф.М. Достоевского, великого мастера психологического описания человека, таким произведением стал роман «Преступление и наказание».
В этом романе на суд вынесена история бедного студента Родиона Раскольникова, сочинившего страшную теорию, согласно которой одни люди, относящиеся к высшим существам, могут ради благой цели убивать других, «тварей дрожащих». Самого Себя […] - Чичиков предприниматель или приобретатель Николай Васильевич Гоголь — один из гениальнейших авторов нашей необъятной Родины. Он в своих произведениях говорил всегда о наболевшем, о том, чем жила Его Русь в Его время. И так это замечательно у него выходит! Этот человек действительно любил Россию, видя, какая наша страна на самом деле — несчастливая, обманчивая, заблудшая, но в то же время — родная. Николай Васильевич в поэме «Мертвые Души» дает социальный срез тогдашней Руси. Описывает помещичество во всех красках, раскрывает все нюансы, характеры. Среди […]
- О чем заставляет задуматься рассказ «Телеграмма» Тягостное чувство возникает по окончании чтения рассказа К. Г. Паустовского «Телеграмма». Не светлая печаль, тихая грусть и примирительная гармония с миром, но какой-то тяжеленный темный камень на душе. Будто бы чувство вины, постигшее Настю слишком поздно, ложится в какой-то степени и на меня.
Вообще подобные темы не так уж свойственны общеизвестному Паустовскому, изучаемому в школе и любимому маленькими детьми. Мы все знаем автора, уважающего и ценящего родную природу, мастера тонких и трогательных описаний […] - Испытание любовью Базарова (сочинение) В «Отцах и детях» Тургенев применил уже отработанный в предыдущих повестях («Фауст» 1856, «Ася» 1857) и романах способ раскрытия характера главного героя. Сначала автор изображает идейные убеждения и сложную духовную и умственную жизнь героя, для чего включает в произведение беседы или споры идейных противников, потом создаёт любовную ситуацию, и герой проходит «испытание любовью», которое Н.Г.Чернышевский назвал «русский человек на rendez-vous». То есть героя, уже продемонстрировавшего значительность своего […]
- Сравнительная характеристика Петра и Февронии Муромских (в таблице)
Петр
Феврония
Социальный статус (положение) до замужества
Младший брат князя Петра, правившего в г. Муроме и после смерти которого должен к жене которого стал приходить дьявол в образе змея. Положившись на Божью помощь и получив «Агриков меч», Петр поразил змея. Однако ядовитые капли крови змея попали на Петра – от этого на его теле появились болезненные язвы
Дочь крестьянина древолаза-бортника (собирающего мед), живущая в селе Ласково в Рязанской земле, «имевшая дар прозорливости и исцелений» […] - Баллада Жуковского «Светлана» (анализ) Среди оригинальных русских баллад наибольшую известность приобрела баллада Жуковского «Светлана». «В балладе, – по словам Белинского, – поэт берет какое‑нибудь фантастическое и народное предание или сам изобретает событие в этом роде. Но в ней главное не событие, а ощущение, которое оно возбуждает, дума, на которую оно наводит читателя…» «Светлана» – одна из лучших баллад Жуковского. В ней отразились народные предания, звучат народные песни. Склад баллады, ее ритм, легкий и энергичный размер, музыкальность […]
- Тема поиска смысла жизни, проблемы гордости и свободы в рассказе Горького «Челкаш» Начало творческого пути М. Горького пришлось на период кризиса в социальной и духовной жизни России. По признанию самого писателя, к сочинительству его подтолкнули страшная «бедная жизнь», отсутствие у людей надежды. Горький видел причину создавшегося положения прежде всего в человеке. Поэтому он решил предложить обществу новый идеал человека-протестанта, борца с рабством и несправедливостью.
Горький хорошо знал жизнь бедняков, от которых отвернулось общество. В ранней юности он сам был «босяком». Его рассказы […] - Каникулы моей мечты (сочинение) Каникулы моей мечты я бы хотел провести в городе контрастов – Рио де Жанейро. Один из самых больших городов знойной Бразилии. Почувствовать морской ветер, увидеть фонари чудо города, почувствовать свободу от всего мира, проблем и скучных будней. «Рио-де-Жанейро — это хрустальная мечта моего детства», — признавался Бендер Балаганову.
Город чудес раскинулся среди многокилометровых пляжей Копакабана и Ипенема, склонов Кроковаду и Сахарная голова. Образовав собой один из самых красивых городов в мире. Чарующие […] - Проблематика легенды о Ларре и современное решение Ларра был сын орла и цыганской девушки — такую родословную его рассказала старуха Изергиль. Конечно, такого не бывает в жизни, но в сказках ведь все бывает. Продолжение моей истории жизни Ларры будет иным, чем написал его писатель Горький, совершенно иным и современным.
Во-первых, Ларра очень любил свою маму, она ведь вырастила его и все для него сделала после смерти отца. Она искренне хотела, чтобы он мог подружиться с людьми и стать с ними как одно целое. Но ее желание не было осуществлено, так как есть […] - Наташа Ростова – любимая героиня Толстого Лев Толстой – признанный мастер создания психологических образов. В каждом случае писатель руководствуется принципом: «Кто больше человек?», живет ли его герой настоящей жизнью или лишен нравственного начала и духовно мертв.
В произведениях Толстого все герои показаны в эволюции характеров. Женские образы несколько схематичны, но в этом проявилось веками сложившееся отношение к женщине. В дворянском обществе у женщины была единственная задача – рожать детей, умножать класс дворян. Девушка сначала была красивой […] - Конь с розовой гривой (сочинение) В рассказах Виктора Астафьева очень часто поднимается тема детства. Читая рассказ «Конь с розовой гривой», сразу погружаешься в чарующий мир, где земляника кажется особо вкусной, где так хочется завоевать авторитет у ребятишек из соседнего двора, и так боишься рассердить бабушку.
Название рассказу дал прекрасный пряничный конь, о котором мечтает герой повествования. Этот конь необычайно красив, у него розовая грива и розовые копытца, а сам он белый-белый. Его можно прятать за пазуху и слышать, как он там […] - Картины природы в повести «Ася» Повесть И. С. Тургенева «Ася» иногда называют элегией несбывшегося, упущенного, но такого близкого счастья. Сюжет произведения прост, потому что автору важны не внешние события, а душевный мир героев, в каждом из которых есть своя тайна. В раскрытии глубин духовного состояний любящего человека автору помогает и пейзаж, который в повести становится «пейзажем души».
Вот перед нами первая картина природы, знакомящая нас с местом действия, немецким городком на берегу Рейна, данная через восприятие главного героя. […] - Беседа Чичикова с Маниловым Чичиков, познакомившись в городе с помещиками, получил от каждого из них приглашение посетить имение. Галерею владельцев «мертвых душ» открывает Манилов. Автор в самом начале главы дает характеристику этого персонажа. Внешность его первоначально производила очень приятное впечатление, затем – недоумение, а в третью минуту «… скажешь: “Черт знает что такое!” и отойдешь подальше…». Слащавость и сентиментальность, выделенные в портрете Манилова, составляют сущность его праздного образа жизни. Он постоянно о чем‑то […]
- «Мысль семейная» в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» «Война и мир» – русская национальная эпопея, в которой нашел отражение национальный характер русского народа в тот момент, когда решалась его историческая судьба. Л. Н. Толстой проработал над романом почти шесть лет: с 1863 по 1869 гг. С самого начала работы над произведением внимание писателя привлекли не только исторические события, но и частная семейная жизнь.
Для самого Л. Н. Толстого одной из его главных ценностей была семья. Семья, в которой он вырос, без которой мы не знали бы Толстого‑писателя, семья, […]
Сотников | Партизан, вместе с Рыбаком идут на задание – добыть продуктов для отряда. Интеллигентный, образованный, в прошлом – учитель. Идёт на задание больным. Сильный духом, умный, волевой. В начале войны успел сразиться в бою, подбил несколько фашистских танков. Будучи обречённым на “ликвидацию”, пытается взять вину на себя, чтобы спасти Демчиху и Рыбака. Из-за сильного приступа кашля, их с Рыбаком обнаруживают полицаи на чердаке у Демчихи. Сотников страдает из-за своей вины. Умирает героически, не соглашается идти в предатели. Он свободен духовно, не боится смерти. |
Рыбак | Партизан из того же отряда, что и Сотников. Сильный, здоровый, вырос в деревне. Ответственный, смелый, не унывает в любой ситуации. Помогает товарищу, выполняет всю физическую работу. Винит Сотникова в том, что их схватили полицаи. Даёт ложные показания, хитрит, соглашается на сотрудничество с предателями. Незрелый морально и духовно: несмотря на доброту и способность к взаимовыручке, понимает, что быть живым предателем лучше, чем мёртвым героем. После казни товарищей пытается покончить собой, но безуспешно. Убит морально, его наказание – жить дальше. |
Демчиха | Женщина средних лет, оставшаяся на оккупированной территории с тремя детьми. Вынуждена тяжело работать, чтобы прокормить семью. На её лице отразилась боль и тяжесть, отпечаток горя. Несмотря на смертельную опасность со стороны полицаев, не прогоняет партизан, пытается помочь раненому Сотникову. Идёт на смерть спокойно, не пытается врать и пресмыкаться. Пытки и допросы не сломили Демчиху, она не выдала, кто скрывал девочку Басю от полицаев. |
Староста Пётр | Выбран в деревне старостой, хотя предателем себя не считает. Понимает всю ответственность своего выбора, согласился быть старостой, чтобы односельчанам жилось в период оккупации терпимо. Читает Библию. Мудро воспринимает свою участь, готов отвечать за поступки. Скрывает еврейскую девочку, спасая от фашистов. |
Девочка Бася | Девочка еврейской национальности, 13 лет. Обречена на “ликвидацию” из-за национальной принадлежности. В отличие от других персонажей, которые повешены из-за своих поступков и решений, ребёнок умирает безвинно. |
Методическая разработка по литературе (11 класс): Урок-диалог по повести В.Быкова «Сотников»
Урок — диалог «ЖИЗНЬ – ВОСХОЖДЕНИЕ?..»
(по повести В.Быкова «Сотников»)
Цель: проследить, как решается в повести В.Быкова «Сотников» проблема выбора и проблема нравственных основ подвига.
Задачи: показать нравственное испытание человека; задуматься над опасностью бездуховности, понять необходимость жить по высоким законам нравственности: совести, долга, человечности.
Ход урока
I. Введение в тему.
Жизнь — на вершины всходить и взойти.
Жизнь — это значит не сбиться с пути.
Трудно? Но пусть не робеет душа,
В снежную бурю, под ветра гуденье
Будем карабкаться, трудно дыша.
Жизнь — восхожденье…
(К.Кулиев)
Последняя строка стихотворения стала темой сегодняшнего урока: «Жизнь – восхождение?..»
- Как вы объясните значение слова «восхождение»?
(В прямом значении — подъем на какую-то высоту; в переносном – духовное восхождение, достичь нравственной высоты).
Задумавшись над сюжетом повести «Сотников», В. Быков задался вопросом: «На что способен человек, когда возможности отстоять исчерпаны им до конца и предотвратить смерть невозможно?»
Писатель изображает войну как жестокую и беспощадную проверку внутренней сути людей. Его герои оказываются в предельно драматических обстоятельствах; оказываются перед выбором. Сам В. Быков говорил, что историки должны исследовать войну, а писатели — показать возможности человеческого духа на войне. Проверка человека безысходностью: может ли он ее выдержать, при каких условиях, какие требуются для этого внутренние данные?
Проблемный вопрос:
- Как достичь нравственной высоты, оставаясь человеком в бесчеловечных обстоятельствах?
Я приглашаю вас к диалогу, в процессе которого обсудим поведение героев повести В.Быкова «Сотников», а также увидим, как удалось режиссеру фильма «Восхождение» Л. Шепитько показать характеры Сотникова и Рыбака.
(На уроке работают три группы, каждая получила предварительное задание: 1 гр.- образ Сотникова; 2 гр. – образ Рыбака; 3 гр. – кадры из фильма «Восхождения»; собрать материал о съемках картины и др.)
II. Работа с текстом
- Каковы ваши впечатления о героях повести?
(Вначале герои предстают перед нами как товарищи по партизанскому отряду, как единомышленники. Рыбак даже привлекает больше, чем Сотников, физической силой, удачливостью, жизненной энергией. Сотников отличается суровой категоричностью суждений, замкнутостью.)
Две судьбы, два человека проходят перед нами: один, Сотников, выдерживает испытание и гибнет, другой, Рыбак, покупает себе жизнь, становясь подлецом. Для того чтобы разобраться в поведении героев и дать окончательную оценку, остановимся на эпизодах повести.
Анализ текста (работа в группах)
Сравнительная характеристика Сотникова и Рыбака
- Сравните портреты героев. Какой вывод можно сделать?
Параметры | Сотников | Рыбак |
Портрет, физическое состояние | Физически нездоров | Полон жизненных сил |
Социальное происхождение | Интеллигент, до войны работал учителем | Деревенский парень, привык к тяжёлому крестьянскому труду |
Выносливость, способность справляться с жизненными трудностями | Преодолевает трудности партизанской жизни благодаря силе духа, упорству. Перед тем как попасть в окружение, подбил несколько танков. | Преодолевает тяготы партизанского быта благодаря физической силе и крепкому здоровью |
Как оказался в партизанском отряде | По идейным соображениям; после того как трижды совершал попытки выйти из окружения; стремился бороться с врагом в любых условиях | Пошёл в партизаны, потому что так поступали многие; оставаться в деревне было опасно – его могли отправить в германское рабство |
- Кто из героев вызывает большую симпатию?
(Вначале – Рыбак своей практичностью, умением ориентироваться на местности, готовностью непременно выполнить задание)
- Какие качества характера располагают к Рыбаку?
(Чувство товарищества. Он искренне сочувствует расхворавшемуся Сотникову; заметив, что тот мерзнет в шинели и в пилотке, отдает свое полотенце, чтобы он хотя бы шею обмотал. Делится с ним остатками своей порции пареной ржи; идет первым по снежной целине, прокладывая дорогу. Не трус, смело ведет себя в бою.)
- Но что-то настораживает в Рыбаке с самого начала?
(Не очень–то считается с высокими нравственными принципами: «надо шапку – сними с мужика, или ещё как»; «болен — не ходи на задание», щами не побрезгует в доме старосты).
Живёт просто, практично, без особых раздумий над вопросами морали.
В целом Рыбак ведет себя правильно до последнего момента, когда надо выбрать: жизнь или смерть.
Мрачноватый, нескладный, угрюмый Сотников не сразу и не просто завоевывает наше уважение и симпатию. И даже поначалу к нему возникает какая-то неприязнь: зачем он, больной, пошел на это задание и только сковывает действия Рыбака?
- Какими мы их видим в сложных жизненных обстоятельствах?
Вы получили задание сопоставить поведение Рыбака и Сотникова в различных ситуациях (1 и 2 группы представляют героев, попавших в одну и ту же ситуацию)
1.У старосты.
- Как в отказе Рыбака расстрелять старосту Петра, вопреки требованиям Сотникова, проявилось различие нравственных позиций товарищей? На чьей стороне автор?
Склонность к компромиссам
Сотников | Рыбак |
К компромиссам не склонен вообще. | Готов идти на компромисс с врагом. |
Прекрасно понимает законы войны: если ты пощадишь врага, то погибнешь сам; война диктует свои жёсткие условия | Он терпимее к старосте Петру, служащему немцам. |
Уже знает, что такое предательство. Пожалев старосту Петра, партизаны подставляют под удар самих себя. | Ему недостаёт твёрдости характера и последовательности в своих действиях. |
(Сотников не позволяет разжиться более тёплой одеждой и шапкой, зная, как бедствуют в деревне мужики, не ссылается на болезнь, когда приходится пойти на опасное задание, «потому и не отказался, что другие отказались». Отвергает помощь и сочувствие жены старосты «не хватало ещё лечиться у старостихи». Нравственный максимализм проявляется и по отношению к старосте Петру. )
2.Перестрелка с полицаями.
- Как проявляют себя герои повести в эпизоде перестрелки с полицаями?
- Почему струсивший было Рыбак всё же возвращается на выручку товарищу?
(Только мысль о том, как он объяснит произошедшее командиру отряда, заставила Рыбака вернуться за раненым)
Отношение к товарищу
Сотников | Рыбак |
Стреляет, задерживая врага и давая возможность товарищу уйти | Хочет уйти, но возвращается, боясь объяснений в отряде |
3.В хате у Дёмчихи.
На чердаке избы Демчихи под дулом автомата «только какая–нибудь секунда отделяла их от этого последнего рубежа между жизнью и смертью. Рыбак встаёт первым. Он сдаётся, лишь бы отложить гибель, остальное не имело значения»
- Что тревожит каждого из героев?
Дёмчиха | Рыбак | Сотников |
Винит в своей беде палачей-фашистов. Даже страх за детей не способен пересилить в ней ненависть к полицаям. | В своих неудачах и аресте винит Сотникова, из-за которого он вынужден был вернуться и попал в плен к фашистам. | Винит себя в аресте женщины и Рыбака. |
4.В плену.
Сотникова первым берут на допрос, считая, что тот быстро даст сведения, так как он физически слаб. Но герой не оправдывает надежды полицаев (Фрагмент фильма «Сотников на допросе»)
Комментарий учащихся: Молчит даже под пытками. (гр. 3 комментирует образ актера, сыгравшего роль Сотникова)
- Какую роль в повести играет сцена допроса русского полковника, свидетелем которой оказался Сотников во время допроса в плену?
(Вступив на путь измены, впоследствии с него не свернёшь. Отказ полковника от любых компромиссов стал его последней победой над врагом. Поступок полковника – идеал поведения истинного патриота.)
- Что ужаснуло Рыбака, когда он увидел Сотникова, вернувшегося после допроса?
(Пётр: «Звери». Рыбак: это же самое будет с ним.)
- Какую позицию во время допроса избрал Рыбак?
(Подстраиваться, хитрить.)
Фрагмент фильма «Рыбак на допросе».
Комментарий учащихся: Оказавшись в плену, он чувствует, что есть какой-то шанс выбраться из этой переделки, но только если развяжет себе руки, т.е. отделит свою судьбу от судьбы напарника. Это был первый шаг к падению.
Решает, что с фашизмом можно играть в кошки — мышки, идёт от компромисса к компромиссу, погружаясь в пучину предательства: выдаёт дислокацию партизанского отряда Дубового (не свой же), предаёт Демчиху (До Демчихи ли тут, когда не знаешь, как самому выкарабкаться), Сотникова, старосту Петра. Только минуту замешательства почувствовал от предложения служить Германии. Мелькнула надежда «Жить – это главное. Всё остальное потом» (не даёт себе отчёта в роковых последствиях стать полицаем)
У Рыбака нет таких нравственных ценностей, на которые можно было бы опереться в момент выбора. Он не может заплатить жизнью за убеждения. Для него «появилась возможность жить – это главное. Все остальное – потом».
А тринадцатилетней девочке Басе не хотелось жить, но она не выдала тех, кто её прятал. А Дёмчихе, у которой трое детей, жить не хочется? Но перед смертью она проклинает ни Сотникова, ни Рыбака, которые у неё спрятались, а фашистов.
- В чём видит Сотников причину падения (предательства) Рыбака?
(Партизан он хороший, а человеческие качества не дотягивают.)
- Вспомните их диалог, зачитайте.
Автор же видит причину падения Рыбака в несформированности его нравственности. Он не враг по убеждениям и не подлец по натуре, но он хочет жить вопреки возможностям, в трудную минуту игнорируя интересы ближнего, заботясь лишь о себе. Нравственная глухота не позволяет ему понять глубину его падения.
Накануне казни Рыбаку снится сон – история из его детства.
- Как вы думаете, почему автор рассказывает эту историю в самом конце?
(Даёт Рыбаку последний шанс – ведь он не трус).
Но Рыбак не понял свой сон или не захотел понять.
- Какой нравственный выбор делают Сотников и Рыбак после допроса?
Сотников | Рыбак |
Любую цену за возможность выжить не принимает. | Ради жизни способен пойти на предательство |
Обратите внимание, как меняется лексика героя в финале. Отступает на второй план физическая немощь. Мы слышим голос мудрого, уставшего человека. В его речи звучат слова высокой духовности, вневременные. Сотников берёт на себя всю вину, пытаясь спасти других людей – для него важно достойно умереть, совершив добро. Суровые уроки преподала ему война, но он воспринимал те из них, которые укрепляли его волю к сопротивлению обстоятельствам, какими бы они тяжкими ни были. Это в плену он убедился, что с теми, кто преодолел страх смерти, фашистские палачи уже ничего не могут сделать.
Фрагмент фильма «Сотников поднимается на эшафот».
Комментарий учащихся: — Кажется, что взошёл Сотников не на эшафот, а на какую-то немыслимую высоту, с которой мог посмотреть без злости даже на Рыбака.
- Что видит Сотников с этой высоты?
(Природу, глаза ребёнка, церковь – мир, который его не предаст.)
Фрагмент фильма. Комментарий учащихся
- Почему взгляд его останавливается на мальчике, Сотников смотрит ему в глаза?
Сотников жил и боролся для людей, стремился сделать для них все, что было в его силах. Не случайно в последние минуты жизни, стоя уже с петлей на шее, Сотников захотел видеть людей. Поймав взгляд худенького бледного мальчишки в буденовке, он, понимая, как невыносимо ребенку зрелище казни, находит силы, чтоб поддержать его. Наверное, никогда не забудет мальчишка этой улыбки партизана, как сам Сотников не забыл подвиг седого полковника, когда был в плену. Так Быков в этом произведении подчеркивает, что мужество и героизм не исчезают бесследно, а передаются из поколения в поколение.
Глаза мальчика. В русской литературе есть художественный прием, который Блок позже назовет «встречей глаз». Искра – духовное понимание – преемственность здесь. Л.Н. Толстого благодаря такой встрече глаз французский офицер не отправил на смерть Пьера Безухова. У Достоевского встреча светлых глаз Сонечки и темных Раскольникова объединяет их.
- Чем закончится путь Рыбака?
(Рыбак собственноручно казнит товарища. И хотя он спасён от физической смерти, он обрекает себя на долгую, позорную смерть предателя, Иуды. Переступив через страшную черту, Рыбак все еще не понимает, что сотворил: «При чем тут он? Разве это он? Он только выдернул обрубок. И то по приказу полицаев». И лишь оказавшись среди выстроившихся после ликвидации полицаев, увидев страх и ненависть в глазах местных жителей, Рыбак наконец сообразил, что бежать ему отсюда некуда… Унизительное рабское существование становится для него пожизненным наказанием.)
Рыбак хорошо понимал, что перед ним машина, что она может убить. Но он не подозревал еще одного варианта: машина эта способна раздавить в человеке человека. Когда Рыбак поймет, что раздавлен машиной фашизма, у него появится намерение покончить жизнь самоубийством.
Фрагмент фильма «Попытка Рыбака повеситься».
Комментарий группы 3 о расхождении сюжета повести с фильмом.
В трудной ситуации выбора Рыбак оказался Иудой, предавшим и Сотникова, и товарищей, он сам определил цену своей жизни перед лицом грозившей смерти. Сотников перед лицом неумолимой смерти делает единственно возможный для себя выбор заветов отца – спасения чести, совести, души. И, как знать, может быть, будь в последние минуты жизни у Сотникова Библия отца, он перечитывал бы именно эти строки…
Прислушайтесь и вы к ним. Постарайтесь найти отзвук в собственной душе:
Когда же будут предавать вас, не заботьтесь, как или что сказать; ибо в тот час дано будет вам, что сказать…
И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне…
Входите тесными вратами; потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими;
Потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их. (Евангелие от Матфея: гл. 10:19, 28; гл. 7:13-14)
Настоящее восхождение, духовное восхождение, проходит лишь один из героев — Сотников, совершивший подвиг духа. Ведь есть вещи важнее жизни — это честь, долг, совесть. Война ужасна, ей чуждо все человеческое. Лишь сильные духом люди способны не потерять человеческое лицо на фоне жестокости и отчаяния войны. Именно таких людей нельзя победить.
Сотников перед лицом неумолимой смерти делает единственно возможный для себя выбор заветов отца – спасения чести, совести, души.
- (3 группа) Комментарий к названию фильма:
Интересен выбор названия фильма — «Восхождение». В этом слове и путь героев, и страхи, и противостояние, и одновременно союз. По всей видимости, режиссер хотела показать важность обоих героев в сюжете фильма, так как выбор Рыбака является не менее показательным. Рыбак повторяет Сотникову, а скорее самому себе: «Я убегу, убегу…», но видит картины своей гибели. Страх смерти толкает на предательство… И в конце лишь крик отчаянья.
III. Итоги урока.
- Как вы понимаете финал повести?
(Оступившись один раз, человек уже не может остановиться, как бы он того ни хотел. Жизнь, купленная предательством, достойна только презрения. Человек же, не изменивший своим нравственным убеждениям, даже погибнув, остаётся вечно живым в памяти потомков.)
Слово учителя
Для прозы Быкова характерно противопоставление физического и нравственного здоровья человека. Однако ущербность души раскрывается не сразу, не в обыденной жизни: необходим «момент истины», ситуация категорического нравственного выбора. В партизанскую разведкуотправляются двое: полный жизненных сил Рыбак и не отличающийся мощью интеллигентный Сотников, сам вызвавшийся пойти на задание, несмотря на хворь. Сотников – сугубо штатский человек, до войны работавший учителем в школе. Физическую силу ему заменяет упрямство и сила характера.
Рыбак же с 12 лет занимался тяжёлым крестьянским трудом, он легче переносил физические нагрузки и тяготы партизанского быта. Рыбак более склонен к нравственному компромиссу. Он отказывается расстрелять старосту Петра, служившего фашистам. Но то, что хорошо в мирной жизни, губительно в условиях войны. Сотников прекрасно понимает законы войны, он познал, что такое плен, предательство, потому на компромиссы с совестью не шёл.
Быков не жалеет чёрных красок для изображения полицаев: люди, отступившие от нравственных законов, перестают быть для него людьми.
Рыбак пытается перехитрить своего врага, не понимая, что уже вступил на путь предательства, потому что поставил собственное спасение выше законов чести, товарищества. Шаг за шагом он постепенно уступает врагу, предавая сначала Дёмчиху, затем Сотникова. Сотников, в отличие от Рыбака пытается взять на себя вину других людей, чтобы спасти их, для него важно достойно умереть. Как Христос, Сотников идёт на смерть за «други своя», во имя человечества. Как и Христос, он будет предан товарищем.
IV. Домашнее задание:
письменный ответ на вопрос: «Что помогает человеку преодолеть внутренние слабости?» (в качестве аргумента используйте события, представленные в повести В.Быкова «Сотников» ).
CH (Великобритания); ВЕЛИКОБРИТКАЯ СОБАКА ГОДА 2005, 2006, 2007 и 2008
ALECTO KOOL BARRACUDA AT KILACABAR Белый 2002 CH (Великобритания); СОБАКА ГОДА ВЕЛИКОБРИТАНИИ 2005, 2006, 2007 и 2008 |
JACKAMANI OCEAN BREEZE AT ACTIVIOR Тигровый 2006 |
JCh.Польский
ПЫЛЬ ВЕТРА OPALPLAST 2006 JCh. Польский |
БЕЛЫЙ НАЗНАЧИТЕЛЬ КОПИИ Белый 2006 |
КАМИЛОС КЛАНА БУЛЛИНКЫ Белый | AMARELY ALLCCOPA WASIN | ARCAZ VUCETICH Тигровый |
ROSA DE MARABUNTA Тигровый |
.
CH (Великобритания); ВЕЛИКОБРИТКАЯ СОБАКА ГОДА 2005, 2006, 2007 и 2008
ALECTO KOOL BARRACUDA AT KILACABAR Белый 2002 CH (Великобритания); СОБАКА ГОДА ВЕЛИКОБРИТАНИИ 2005, 2006, 2007 и 2008 |
JACKAMANI OCEAN BREEZE AT ACTIVIOR Тигровый 2006 |
JCh.Польский
ПЫЛЬ ВЕТРА OPALPLAST 2006 JCh. Польский |
БЕЛЫЙ НАЗНАЧИТЕЛЬ КОПИИ Белый 2006 |
КАМИЛОС КЛАНА БУЛЛИНКЫ Белый | AMARELY ALLCCOPA WASIN | ARCAZ VUCETICH Тигровый |
ROSA DE MARABUNTA Тигровый |
.
CH (Великобритания); ВЕЛИКОБРИТКАЯ СОБАКА ГОДА 2005, 2006, 2007 и 2008
ALECTO KOOL BARRACUDA AT KILACABAR Белый 2002 CH (Великобритания); СОБАКА ГОДА ВЕЛИКОБРИТАНИИ 2005, 2006, 2007 и 2008 |
JACKAMANI OCEAN BREEZE AT ACTIVIOR Тигровый 2006 |
JCh.Польский
ПЫЛЬ ВЕТРА OPALPLAST 2006 JCh. Польский |
БЕЛЫЙ НАЗНАЧИТЕЛЬ КОПИИ Белый 2006 |
КАМИЛОС КЛАНА БУЛЛИНКЫ Белый | AMARELY ALLCCOPA WASIN | ARCAZ VUCETICH Тигровый |
ROSA DE MARABUNTA Тигровый |
.
World Ch. Щенок 1999, Campeón Internacional, Campeón Latinoamericano, Grancampeón Peruano, Campeón Peruano, Campeón Ecuatoriano, Vencedor de la Variedad Blancos en Sweepstakes en las Exposiciones de Terriers de Montgomery County USA 9-10 октября 1999 г. 9000 E’NABUCO DE SIPAN Белый World Ch.Puppy 1999, Campeón Internacional, Campeón Latinoamericano, Grancampeón Peruano, Campeón Peruano, Campeón Ecuatoriano, Vencedor de la Variedad Blancos en Sweepstakes en las Exposiciones de Terriers de Montgomery County USA, 9-10 октября 2004 г.
| EPIFANIA DE CHAUDRON ORME Черный | ARCAZ VUCETICH Тигровый | CBARCA DEL TORO MAQUIA Тигровый |
.