«Танцующая в темноте» Ларса фон Триера
Сюжет «Танцующей в темноте» выстроен по всем канонам драматического жанра. Сельма (Бьорк), эмигрантка из Чехословакии, приезжает в США в поисках лучшей жизни для себя и своего сына. Сельма страдает хроническим недугом — она постепенно теряет зрение, причем эта болезнь передалась по наследству и ее ребенку. Девушка вынуждена работать на фабрике, чтобы скопить денег на операцию сыну, хотя это занятие дается ей весьма тяжело.
Фильм выиграл в 2000 году «Золотую пальмовую ветвь»
Единственной подлинной страстью Сельмы становятся мюзиклы: она регулярно смотрит их в кино вместе со своей подругой Кэти (Катрин Денев), а также принимает участие в любительской постановке знаменитого бродвейского шедевра «Звуки музыки». По соседству с ней живет обычная американская семейная пара: муж-полицейский Билл и жена-домохозяйка Линда. Полицейский признается Сельме, что он по уши погряз в долгах, а та, в свою очередь, открывает свою тайную цель: накопить деньги на глазную операцию для сына.
Последствия этого признания очевидны: воспользовавшись практически полной слепотой Сельмы, Билл решает украсть ее сбережения. Уволенная с работы девушка, обнаружив пропажу денег, в состоянии аффекта убивает полицейского. Итог: успешная операция сыну, осуществленная трагической жертвой матери. Сельму приговаривают к смертной казни через повешение.
Бьорк в роли Сельмы в фильме «Танцующая в темноте». (youtube.com)
Героиня Бьорк производит впечатление девушки не от мира сего, мечтательницы, эдакой юродивой: о своих проблемах она рассказывает с улыбкой, воспринимая все жизненные невзгоды отстраненно-снисходительно. Это и понятно — у нее есть цель (вылечить сына) и всепоглощающая любовь к мюзиклам.
Интересно, что композиционной канвой фильма стали сцены из «Звуков музыки», да и сама картина Триера изобилует музыкальными вставками. Следуя брехтовским законам изобразительной техники, героиня Бьорк играет отстраненно, порой выходя из своего кинематографического образа, погружаясь в мир музыкальных фантазий и одновременно комментируя происходящее вполне в стиле зонгов великого немецкого драматурга.
Бьорк собиралась подать в суд на Триера за вторжение в личную жизнь
Музыкальные эпизоды представляют собой фактически вымышленный мир Сельмы, противопоставленный серой и унылой повседневности тяжелых трудовых будней. В фильме Триера танцуют все: и рабочие на фабрике, увлекаемые мерным ритмом станков, и пассажиры проезжающего мимо глухой американской провинции поезда, и присяжные заседатели в зале суда, и даже конвоиры в тюрьме. Невероятно трогательная история обманутой девушки была бы банальной и чересчур формальной, если бы не фантастическая актерская игра главных героев. Если Бьорк, вероятно, частично играет саму себя, то рафинированная французская кинодива Катрин Денев в роли простой фабричной работницы смотрится предельно убедительно: немного замкнутая, однако искренне пытающаяся помочь своей подруге.
Кадр из фильма «Танцующая в темноте». (youtube.com)
Особую сопричастность событиям на экране придают и уникальные операторские приемы, используемые Триером и ставшие его своего рода кинематографическим манифестом. Программная статья режиссера «Догма» увидела свет в 1995 году, когда он в сотрудничестве с другими авангардными датскими кинематографистами опубликовал свою концепцию обновления языка кино.
Традиционная иллюзионность кинематографа, его стремление реалистично отобразить окружающую действительность подвергаются осмеянию, ведь подлинные эмоции невозможно воспроизвести искусственно. Основным эстетическим концептом нового течения стали «живая» камера, натуральные съемки, фирменное дрожание картинки, когда зритель следит за перипетиями как будто не художественного фильма, а документального. Это и стремление к гипертрофированному натурализму, и поиски настоящей, а не лживо-условной кинореальности. Кинематограф призван был стать подлинно демократическим видом искусства, доступным не только для понимания широкими массами зрителей, но и подталкивающим создать нечто свое, приобщиться к творческому эксперименту авторов «Манифеста».
Саундтрек написан Бьорк, а тексты исландским поэтом Сьоном Сигурдсоном
Триер, как всегда, продемонстрировал в этой ленте свою эстетическую провокационность. Как заметил киновед Андрей Плахов, фильм «Танцующая в темноте» «выпивает из зрителя энергию и у многих вызывает страшное раздражение издевательством над хорошим кинематографическим тоном. Он возмущает поклонников рутинного мюзикла тем, как предательски лихо фон Триер расправляется с жанром. Он смущает сторонников ползучего реализма тем, что режиссер оценивает человеческую жизнь в ничтожную сумму две тысячи долларов, не хватившую на оплату услуг адвоката».
На съемках фильма «Танцующая в темноте». Источник: cinemagia. ro
«Танцующая в темноте» — пожалуй, одна из наиболее притягательных и волнительных кинодрам последних десятилетий. Несмотря на довольно шаблонную фабулу, фильм поражает своей искренностью и естественностью, когда зритель достигает настоящего катарсиса к финальной сцене казни Сельмы, обливаясь слезами сострадательного очищения — подлинный трагический конфликт, где действует безжалостная и беспощадная сила фатума, а главная героиня идет на искупительную жертву во имя восстановления справедливости и приумножения добра.
Танцующая в темноте. Х/ф / Художественный / Russia.tv
60-е годы XX века. Сельма Жискова — чешская эмигрантка, мать-одиночка, работает на американской фабрике. Ее спасение — в безумной страсти к музыке, особенно к классическим голливудским мюзиклам. Сельма скрывает страшную тайну: она постепенно теряет зрение и вскоре должна ослепнуть. Та же судьба ожидает и ее сына Жене. Единственный способ спасти мальчика — найти большую денежную сумму, необходимую для операции. Сложная жизнь Сельмы трагично обрывается, когда сосед, американский полицейский, несправедливо обвиняет ее в воровстве.
Этот фильм поставил точку в историях о маленьком беззащитном перед системой человеке. Кажется, что на Сельму обрушилось все зло мира: собственная слепота, слепота, угрожающая ее сыну, безразличие людей и произвол судебно-исполнительной машины. И смертная казнь. Этот фильм один из немногих, который вызывает у зрителя безумный ступор, когда в горле встает комок, а в голове вертится один и тот же вопрос — за что?
Интересные факты
Ларс фон Триер долго присматривался к своей героине. Вначале просто заказал саунд-трек. А потом послал Бьорк сценарий картины, объяснив в письме, что увидел в певице главную героиню и что между ними много общего. До начала съемок Триер подарил певице шелковую розовую подушечку, на которой по-исландски было вы шито «Обещаю всегда говорить, что думаю, потому что в противном случае Ларс будет мной манипулировать». Иногда во время съемок он брал ее на прогулку в поля, и они спорили. Причем настолько жарко, что за время работы над фильмом Бьорк пережила несколько нервных срывов и поклялась больше никогда не сниматься.
Какой ценой досталась Бьорк картина, которую называют «шокирующей» и «тяжелой»? Кто видел, тот поймет. После съемок Бьорк была обессилена морально и физически. На съемочной площадке царило напряжение — столкнулись две такие мощные личности, как фон Триер и Бьорк. Но режиссер считает, что оно даже положительно сказалось на игре Бьорк: «Она не играла в этом фильме — она все чувствовала, все пропускала через самое сердце. И это было очень тяжело не только для нее, но и для всех окружающих. Это как сидеть с умирающим…»
Катрин Денев, несмотря на ссоры, которые происходили между ней и Бьорк на съемочной площадке, вовсю защищала молодую актрису: «Бьорк не играла, а жила в этой роли. Иногда она убегала с площадки, как маленький ребенок убегает из школы, когда его обижают. Вообще-то Бьорк очень необычная»…
Хореографом картины выступил Винсент Патерсон, работающий с Майклом Джексоном и Мадонной. Оператор — неизменный Робби Мюллер, чья фантастическая камера уже не раз раскрашивала ирреальными цветами странные пейзажи в фильмах фон Триера и Джима Джармуша. Новое лицо в ленте — Питер Стормар, который пришел к фон Триеру от Бергмана, Вендерса и Коэнов, открывших его талант.
Коктейль из эмоций, манипулирующих сознанием зрителя по собственному усмотрению, вновь сразил кинокритиков, а эльфийские песнопения северной дивы Бьорк украсили и без того впечатляющую картину. Саундтрек к «Танцующей в темноте» был назван в Каннах одним из открытий года.
Премии и награды:
«ОСКАР» (2001г)
Номинирован в категориях:
Лучшая песня
«ЗОЛОТОЙ ГЛОБУС» (2002г)
Номинирован в категориях:
Лучшая актриса (драма) — Бьорк /Bjork/
«Каннский кинофестиваль» (2000г)
Победитель в категориях:
«Золотая пальмовая ветвь». Ларс фон Триер /Lars von Trier/
Лучшая актриса — Бьорк /Bjork/
«СЕЗАР» (2001г)
Номинирован в категориях:
Лучший иностранный фильм. Ларс фон Триер /Lars von Trier/
«ФЕЛИКС» (2000г)
Победитель в категориях:
Лучший фильм. Вибеке Винделов /Vibeke Windelov/
Лучшая актриса — Бьорк /Bjork/
Режиссер: Ларс фон Триер
В ролях: Бьорк, Катрин Денев, Дэвид Морс, Питер Стормэр, Джоэл Грей, Кэра Сеймур, Владика Костич, Жан-Марк Барр, Винсент Пэтерсон, Сайобхан Фэллон, Желько Иванек, Удо Кир
Танцующая в темноте, сюжет, интересные факты, в ролях
Русское название | Танцующая в темноте |
Оригинальное название | Dancer in the Dark |
Жанр | музыкальный фильм трагедия драма |
Режиссёр | Ларс фон Триер |
Продюсер | Вибеке Виндлов |
Сценарист | Ларс фон Триер |
Актёры | Бьорк Катрин Денёв Владица Костич Дэвид Морс Кара Сеймур Петер Стормаре |
Композитор | Бьорк |
Бюджет | SEK 120,000,000 |
Страна | Дания Германия Нидерланды США Великобритания Франция Швеция Финляндия Исландия Норвегия |
Время | 140 мин. |
Год | 2000 |
imdb_id | 0168629 |
«Танцующая в темноте» (enDancer in the Dark) — музыкальный фильм-драма режиссёра Ларса фон Триера 2000 года. Третий фильм трилогии фон Триера «Золотое сердце» («Рассекая волны» — «Идиоты» — «Танцующая в темноте»). Автор музыки и исполнительница главной роли — певица Бьорк. В одной из главных ролей снялась звезда французского кино Катрин Денёв.
Фильм удостоен главного приза Каннского кинофестиваля — «Золотой пальмовой ветви». Песня Бьорк «I’ve Seen It All» номинировалась на премию «Оскар» как «Лучшая песня».
Сюжет
Действие происходит в США (Штат Вашингтон) в 1964 году. Главная героиня фильма — иммигрантка из Чехословакии Сельма (Бьорк), которая очень любит мюзиклы. Она работает на заводе и живёт с сыном в трейлере, который снимает у городского полицейского. От тяжестей жизни она находит спасение в своих музыкальных фантазиях. У Сельмы тяжёлая болезнь, следствием которой является прогрессирующая потеря зрения. «А на что смотреть-то?» — говорит она в одной из сцен. Эта же болезнь начинает развиваться и у её сына. Тем не менее, она тщательно скрывает это от других, пытаясь ходить и работать вслепую, чтобы скопить деньги на необходимые для излечения сына. В итоге, когда одна из машин на заводе ломается из-за её ошибки, Сельму увольняют. Полицейский, у которого она снимает жильё, подсмотрев, где она прячет скопленные для операции деньги, крадёт их. Попытка забрать свои сбережения обратно заканчивается крайне эмоциональным конфликтом, в ходе которого Сельма убивает полицейского, причём по его же просьбе. Сельму обвиняют в убийстве полицейского и арестовывают. На суде её приговаоривают к смертной казни путём повешения. В её камеру приходит её ближайшая подруга и предлагает за деньги, предназначенные на лечение сына, нанять адвоката — это, возможно, спасёт её жизнь, и казнь заменят другим наказанием. Но тогда платить за операцию будет нечем. Сельма делает выбор: лучше пусть её сын один живёт и видит этот мир, чем они оба будут жить слепыми. В итоге смертный приговор приводят в исполнение.
Призы: Лучший европейский фильм — «Дания, Швеция» — Гойя, 2001 Золотая пальмовая ветвь — Каннский кинофестивал…Все видео
Интересные факты
- Путь Сельмы к эшафоту, который составлял 107 шагов, первоначально был несколько длиннее. Сначала в саундтреке картины была композиция «141 шаг», и именно столько предстояло пройти Бьорк. Но потом Ларс фон Триер счёл этот фрагмент слишком длинным и сократил песню на 34 шага.
- По замыслу Ларса фон Триера фильм начинается с увертюры, которая звучит, когда в зале уже погасли огни, а занавес ещё не поднят. Но американские дистрибьюторы выступили против этого, объясняя, что никаких занавесов в американских кинотеатрах нет, а неопытные киномеханики могут вообще не включить звук, если на экране нет изображения. В итоге в Америке увертюра звучит на фоне коллажа акварелей Пира Киркеби, мужа Вибеке Винделов, одного из продюсеров картины.
- К моменту написания данной статьи «Танцующая в темноте» успела получить призы на трёх фестивалях. На Каннском кинофестивале фильм выиграл «Золотую пальмовую ветвь», а Бьорк получила приз как лучшая актриса. Кроме того, учредители European Movie Award признали «Танцующую» лучшим фильмом года, а Бьорк — лучшей актрисой года. Ну и, конечно, Бьорк получила титул лучшей актрисы от Исландской Академии кино и телевидения.
- Бюджет «Танцующей в темноте» составил 120 млн шведских крон (около 12 млн долларов). Сборы же картины составили 1 млн долларов в Дании, 237 тысяч долларов в Финляндии, 999 тысяч долларов в Германии, 849 тысяч долларов в Италии, 243 тысячи долларов в Нидерландах, 361 тысячу долларов — в Норвегии, 71 тысячу долларов в Исландии и 4 млн долларов в США, где фильм так и не вышел в широкий прокат.
- Выход фильма в прокат сопровождался многочисленными скандалами, а после того как стало известно, что документальный фильм о съёмках «Танцующей в темноте» под названием «Сотни глаз» поступит в свободную продажу, Бьорк даже собиралась подать на Ларса фон Триера в суд. Она слишком вжилась в образ Сельмы и восприняла эту документальную ленту как вторжение в свою личную жизнь.
- Известно высказывание Катрин Денёв, что Бьорк ещё десять лет не сможет спокойно обсуждать эту роль и этот фильм.
- Изначально Стеллан Скарсгард должен был играть Джеффа, но из-за занятости в «Абердине», он появился всего в двух сценах в качестве доктора Сельмы.
- Роль Кэти по первоначальному замыслу предназначалась для афроамериканской актрисы, но ради Катрин Денёв, которая очень хотела поучаствовать в новом проекте фон Триера, он переписал сценарий.
- В начале фильма, в сцене, когда рабочие покидают фабрику, около стоянки можно заметить мужчину и женщину с двумя детьми. Женщина — это Бенте фон Триер, жена режиссёра, дети — двое сыновей Ларса фон Триера.
- Триер хотел появиться в фильме в камео — он должен был играть сердитого мужчину, который отчитывает Сельму и Кэти в кинотеатре, но потом отдал эту роль другому актёру.
- Имя Судьи — Э. Д. Мэнтл. Это дань уважения Энтони Доду Мэнтлу, который был оператором в трех фильмах, относящихся к направлению Догма 95 («Торжество», «Последняя песнь Мифуне» и «Джулиан-осёл»).
- Режиссёры братья Коэны неоднократно называли фильм нудной слезовыжималкой, называя самым интересным моментом фильма убийство героя актёра Дэвида Морса.
В ролях
Другие популярные фильмы
Комментарии
Танцующая в темноте сюжет фильма читать онлайн
Содержание/сюжет
1964 год. Штат Вашингтон. Сельма Жескова, чешский иммигрант, только что переехала в Соединенные Штаты вместе со своим сыном Джином Жесковым. Они ведут полунищенский образ жизни, Сельма работает на фабрике на тяжелой низкооплачиваемой работе, где она заводит хорошую подругу Кэти, которую она называет Квалдой. Сельма снимает трейлер дома у полицейского Билла Хьюстона и его жены Линды. К ней также пытается подкатить неуверенный, но настойчивый Джефф, который также работает на заводе.
У Сельмы проблема со зрением из-за врожденной болезни она постепенно теряет его. Она экономит, чтобы заплатить за операцию, которая вылечит от этой болезни ее маленького сына. Сельма также обожает ходить с Кэти в местный кинотеатр, где они вместе смотрят потрясающие голливудские мюзиклы, а Квалда на словах описывает их ей.
В своей обычной жизни Сельма постоянно впадает в мечты. Вскоре Джефф и Квалда начинают понимать, что Сельма едва ли что-либо видит. Однажды, в откровенном разговоре, Билл говорит Сельме, что его нерациональная жена Линда тратит больше, чем он зарабатывает, и банк собирается забрать его дом. В свою очередь, Сельма тоже делится своими проблемами, рассказывая о проблемах со зрением, расчитывая, что каждый может хранить секрет другого в тайне. Затем Билл прячется в углу дома Сельмы, зная, что она не может его увидеть, и видит, что она кладет деньги в кухонную банку.
На следующий день, после того, как она ломает по ошибке машину на заводе, Сельму увольняют. Когда она приходит домой, чтобы спрятать расчетные деньги, она обнаруживает, что банка пуста; она идет к соседям, чтобы сообщить о краже Биллу и Линде, и слышит, как Линда говорит, о том, что Билл привез домой свою заначку. Зная, что у Билла не было никаких денег, и что эти деньги ее, она ругается с ним и пытается вернуть свои деньги. Он наставляет на нее пистолет, но в борьбе пистолет стреляет и ранит Билла. Линда убегает, чтобы вызвать полицию. Раненный Билл не отдает деньги и говорит Сельме, что только застрелив его она сможет их получить, провоцируя криками «Стреляй, Стреляй». Сельма стреляет в него несколько раз, потому что из-за слепоты она не может попасть. В конце концов, она убирает го и забирает деньги. Сельма впадает в транс и воображает, что труп Билла встает и медленно танцует с ней, побуждая ее бежать к свободе. Она уходит и отдает деньги в Институт слепых, чтобы заплатить за операцию своему сыну, чтоб полиция не отобрала их у нее.
Сельму ловят и судят. Хотя она и рассказывает почти всю правду о ситуации, она отказывается раскрыть секрет Билла, заявляя, что обещала не делать этого. Кроме того, она обманывает суд, что деньги она отправила отцу в Чехословакию, но обвинители устанавливают, что это обман. По совокупности улик ее приговаривают к смертной казни. Квалда и Джефф в конце концов собрали кусочки головоломки вместе и нашли и забрали деньги Сельмы, предлагая заплатить ими за судебного адвоката, который может освободить ее. Сельма впадает в ярость и отказывается от адвоката, предпочитая смертную казнь вместо того, чтобы дать своему сыну ослепнуть. Она впадает в безумие, в ожидании смерти. Хотя хорошая тюремная охранница по имени Бренда пытается ее утешить, другие государственные чиновники очень хотят увидеть ее казнь. Сельма не хочет идти на казнь сама, но Бренда уговаривает ее. На виселице она впадает в панику так, так что ее приходится привязать к специальной доске для вешаемых. Ее истерика, когда на нее пытаются одеть колпак для вешаемых и поддержка Бренды, задерживает исполнение приговора. Сельма начинает истерически кричать, и Бренда плачет вместе с ней, но тут приходит Квалда и сообщает ей, что операция прошла успешно, и Джин сможет видеть. Успокоившись, Сельма поет последнюю песню на виселице без музыкального сопровождения, и ее вешают до того, как она закончила.
Танцы в темноте (ТВ, 1995)
Списки пользователей
Связанные списки от пользователей IMDb
список из 653 наименований
создано 06 января 2014 г.
список из 64 наименований
создано 31 января 2015 г.
список из 438 наименований
создано 01 ноя 2018
список из 425 наименований
создано 12 октября 2011 г.
список из 1819 наименований
создан 05 апр 2014
.
Танцы в темноте «Морозное прикосновение» (ТВ-эпизод 2004)
Списки пользователей
Связанные списки от пользователей IMDb
список 911 названий
создано 17 августа 2011 г.
список из 3092 наименований
создано 9 месяцев назад
список из 140 наименований
создано 01 сен 2017
список из 42 наименований
создано 14 марта 2016 г.
список из 795 наименований
создано 07 января 2016 г.
.