7 интересных фактов о фильме «Служили два товарища»
7 интересных фактов о фильме «Служили два товарища»
Кто был прототипом главного героя, в честь кого получил имя поручик Брусенцов и как проходили пробы братья Янковские.
Сценарий этой военной драмы написали друзья детства Валерий Фрид и Юлий Дунский. Они учились в одной школе, потом учились в ВГИКЕ, досрочно сдали экзамены и записались добровольцами на фронт. До фронта не доехали — были арестованы за «принадлежность к антисоветской молодёжной группе и террористические намерения» и отправлены в лагеря. Именно там они познакомились с теми, чьи рассказы и судьбы потом стали основой сценария драмы «Служили два товарища».
Идея снять фильм о Гражданской войне, где есть место и дружбе, и героизму, и слабости, и шуткам, принадлежала режиссёру Евгению Карелову, который стал полноправным соавтором драматургов. Они хотели сделать фильм не о красных и белых, а о людях, которые оказались по разные стороны баррикад…
В качестве исторического фона создатели фильма выбрали штурм белогвардейского Перекопа — последнюю крупную битву Гражданской войны. Главный герой — военный «киносъёмщик» Андрей Некрасов — отчасти был списан с лётчика Николая Васильченко, который в 1920 году пролетел на одноместном самолёте под обстрелом и первым сделал аэрофотосъёмку Перекопских укреплений. Во время полёта у него остановился мотор, он с трудом прошёл линию фронта и сделал жёсткую вынужденную посадку.
Поручик Александр Никитич Брусенцов получил своё имя в память о лагерном друге Юлия Дунского. Бывший лейтенант РККА был арестован по той же статье, что и драматурги. Его следы затерялись в ГУЛАГе, и сценарист надеялся, что Брусенцов увидит фильм и отзовётся, но на связь никто так и не вышел…
Эпизод с белогвардейскими офицерами, которые уходили в море, предпочитая утонуть, но не сдаться, был взят из жизни. Именно так в 1945 году под Данцингом ушла под воду рота эсэсовцев.
Сценарист Валерий Фрид увековечил в фильме память своего отца — выдающегося микробиолога Семёна Марковича. Он лично сыграл врача, которого по сюжету звали точно так же.
Сценарий на «Мосфильме» одобрили и разрешили съёмки, но вот с подбором актёров возникла заминка. На студии были категорически против участия Георгия Юматова, которого режиссёр хотел пригласить на пробы. Актёр сильно пил и уже был в «чёрном списке» многих киностудий. Ещё руководителям «Мосфильма» не понравилась кандидатура Ролана Быкова — в его внешности не видели ничего героического, но режиссёру удалось его отстоять.
На пробы были приглашены братья Янковские — актёр минского театра Ростислав и только что сыгравший свою первую роль в фильме «Щит и меч» Олег. Ростислава режиссёр видел в главной роли, а Олегу предложили роль Брусенцова. Но молодой актёр прочитал сценарий и так загорелся желанием сыграть Некрасова, что на пробах он не мог вжиться в белогвардейского поручика и «выдавал» военного фотографа… Режиссёр посмотрел пробы, понял в чём дело и закричал: «Нет, этого человека мы Врангелю не отдадим!». Олега Янковского утвердили на Некрасова, а Ростислав Янковский сыграл полковника Васильчикова.
На роль Брусенцова режиссёр решил позвать Владимира Высоцкого, который тогда снимался в «Интервенции». Утверждение актёра у высокого руководства всегда шло через сопротивление и этот раз не стал исключением. Евгению Карелову пришлось чуть ли не каждый день ходить на «Мосфильм», чтобы отстоять Высоцкого перед каждым начальником в отдельности. В результате он просто привёз на киностудию авторитетного мэтра советской режиссуры Михаила Ромма. Ромм перед всеми сказал, что Высоцкий идеально подходит для этой роли, и руководству ничего не оставалось делать…
Это утверждение сказалось на результате — Бруснецова сильно порезали на монтаже, так как белый офицер не должен был перетягивать на себя внимание. Высоцкий с грустью говорил, что в фильме осталась только треть, и он надеется, что по этим крохам можно судить о том, каким благородным и интересным был его герой.
Натурные съёмки проходили недалеко от Одессы, в Крыму и в городе Измаил. Актёры вспоминали, что обстановка была прекрасной не только на съёмочной площадке, но и за её пределами… Владимир Высоцкий приносил с рынка горы фруктов и литры вина от поклонников, Фрид и Дунский вспоминали случаи из лагерной жизни, Николай Крючков рассказывал анекдоты, а Анатолий Папанов делился секретами новой диеты, по которой ему было положено после еды полчаса замирать в одной позе. А Олег Янковский отчаянно репетировал песню про «служили два товарища, ага…». Актёр был начисто лишён слуха, а ему предстояло петь в дуэте с Роланом Быковым. В результате Быков всё-таки пел один. Кстати, песня «Служили два товарища» — перевод фронтовой немецкой песни «Хороший товарищ», которая была популярна во время Первой мировой войны.
Фильм «Служили два товарища» (1968)
Содержание фильма «Служили два товарища». Какие актеры снимались. Исполнители главных ролей. Кадры из фильма. Дата выхода.
21 октября 1968 года на экраны вышел фильм «Служили два товарища».
Военная драма от режиссера Евгения Карелова.
Гражданская война. К красным попадает трофейный киноаппарат — новенький французский Патэ. Штаб решает использовать этот случай для аэросъемки местности. Бывший фотограф — солдат Андрей Некрасов — назначается кинооператором. Под «надзором» Ивана Карякина, недавно разжалованного за неуважение к воинской дисциплине, Некрасов приступает к выполнению задания. Много драматических событий и приключений происходит на пути двух товарищей. В штаб дивизии Карякин, свидетель гибели первого кинооператора, возвращается один….
Сюжет фильма «Служили два товарища»
В фильме две параллельные сюжетные линии, которые пересекутся. Первая — о двух товарищах-красноармейцах, вторая — о белогвардейских офицерах. Первые числа ноября 1920 года. Идёт гражданская война. Войска барона Врангеля блокированы в Крыму. РККА готовится к последнему наступлению.
Бойцу Красной армии Андрею Некрасову, бывшему фотографу, командир полка поручает с помощью трофейной кинокамеры Debrie Parvo снять с аэроплана расположение вражеских войск в районе Перекопа. Некрасов пытается объяснить, что не знаком с киносъёмочной техникой, но командир полка настаивает. В помощь Некрасову дают бывшего командира роты Ивана Карякина, разжалованного в рядовые за самовольный расстрел военспеца, бывшего полковника царской армии.
Карякин считает, что должен не только помогать Некрасову, но и присматривать за «чуждым элементом»: о себе Некрасов говорит «Я, как бы сказать, попович. Меня дядька воспитал, священник.». В ходе съёмки аэроплан терпит аварию, пилот погибает, а Некрасов и Карякин попадают в плен к махновцам. Несмотря на то, что в то время Махно и Красная Армия были союзниками, Некрасову и Карякину грозит расстрел. Некрасов замысливает дерзкий побег, причём ему удаётся вернуть кинокамеру.
Отбившись от махновцев, товарищи попадают в расположение красных. Однако и здесь их арестовывают. Женщина-комиссар не расположена верить двум неизвестным без документов, к тому же в тачанке найдена белогвардейская форма. Она приказывает их расстрелять, тем более что принимает Некрасова за офицера, пытавшего её в контрразведке. Однако счастливый случай помогает бойцам избежать смерти: Некрасов в проезжающем мимо автомобиле узнаёт начальника штаба и тот отменяет расстрел.
Командование полка собирается посмотреть на результаты разведывательной киносъёмки, однако плёнка оказывается испорченной. Карякин тут же обвиняет Некрасова в предательстве, но командование дивизией уверено, что в неудаче Некрасова нет умысла. Некрасов, обладающий фотографической памятью, рисует план вражеских укреплений, его рисунок в точности совпадают со сведениями, полученными от перебежчиков. Один из командиров награждает Некрасова маузером, а Карякин пытается наладить с ним добрые отношения.
В Севастополе в гостинице поручик Брусенцов случайно убивает своего приятеля Сергея Лукашевича. К убитому вызвана сестра милосердия Саша. Оставленный под домашним арестом Брусенцов знакомится с ней. Вскоре Брусенцова отправляют на оборону Перекопа. Войска Красной Армии берут Перекоп штурмом, совершив переход через залив Сиваш. Как и многие, Брусенцов бежит в Севастополь, откуда уходят последние пароходы. В пути его замечает Карякин и хочет его застрелить. Некрасов просит его не делать этого, а тем временем Брусенцов и другой белый офицер скрываются. Брусенцов, несмотря на отговорки попутчика, решает использовать последний патрон в его винтовке. Его жертвой становится Некрасов.
Во время севастопольской эвакуации Брусенцов венчается с сестрой милосердия Александрой. В последний момент он один попадает на отходящий пароход. Его верный конь Абрек бросается в воду за судном, на котором уплывает хозяин. Брусенцов этого не выдерживает и кончает жизнь самоубийством.
кадры из фильма «Служили два товарища»
Актеры и роли:
Олег Янковский — Андрей Некрасов, красноармеец, кинооператор;
Ролан Быков — Иван Карякин, бывший командир роты, разжалованный в рядовые за самосуд над предателем;
Ия Саввина — Саша;
Владимир Высоцкий — Александр Брусенцов, поручик;
Анатолий Папанов — командир полка;
Николай Крючков — командир взвода;
Алла Демидова — комиссар;
Ростислав Янковский — полковник Васильчиков;
Пётр Крылов — начальник штаба;
Б. Силантьев — комбриг;
Николай Бурляев — Сергей Лукашевич, прапорщик;
Роман Ткачук — белогвардейский офицер;
Василий Бадаев — эпизод;
Борис Баташев — белый офицер;
Валентина Березуцкая — хозяйка утонувшего ведра;
Вячеслав Берёзко — эпизод;
Юозас Будрайтис — член штаба красных;
Николай Бродский — эпизод;
Александр Гарбуз — красный командир;
Николай Дупак — командующий армией;
Владимир Евченко — махновец;
Кирилл Замошкин — главарь махновцев;
Саша Зуев — эпизод;
Олег Михайлов — красноармеец-латыш;
Борис Молодан — Семен Панасюк, часовой;
Иван Парамонов — эпизод;
Николай Парфёнов — белый офицер, в гостинице, посадивший Брусенцова под домашний арест;
Леонид Пирогов — генерал;
Владимир Семёнов — эпизод;
Анатолий Соболев — эпизод;
Вениамин Смехов — барон Краузе;
Владимир Токменин — эпизод;
Александр Толстых — махновец;
Вадим Шавров — лётчик;
Валерий Фрид — доктор Семен Маркович;
Василий Фущич — Савчук, махновец;
Аполлон Ячницкий — капитан корабля;
Юрий Кузьменков — эпизод;
Елизавета Кузюрина — дама, в гостинице;
Евгений Марков — господин, в гостинице;
Евгений Карелов — красноармеец;
Валентин Голубенко — эпизод;
Николай Юдин — эпизод;
Александр Момбели — латышский стрелок;
Михаил Калинкин — красноармеец в папахе;
Валентина Сперантова — эпизод;
Татьяна Иваненко — эпизод
Режиссер: Евгений Карелов;
Сценаристы: Юлий Дунский, Валерий Фрид;
Операторы: Михаил Ардабьевский, Виктор Белокопытов;
Композитор: Евгений Птичкин;
Художники: Борис Царёв, Лев Семёнов;
Страна: СССР;
Производство: Мосфильм;
Год: 1968;
Премьера: 21 октября 1968
Интересные факты про фильм «Служили два товарища»
Автор слов песни «Служили два товарища, ага…» — советский поэт Абрам Маркович Арго.
Сценаристы использовали фильм для поиска своих бывших знакомых по ГУЛАГу.
Образ Семёна Марковича — доктора, читающего красноармейцам лекцию в стихах, — основан на реальном эпизоде из жизни С. М. Фрида — отца В. С. Фрида.
Фильм снимался в том числе в ПГТ Суворово Одесской области. В Крыму съёмки проходили на Арабатской крепости, которая расположена в начале Арабатской стрелки и в фильме играла роль перекопских укреплений. В фильме на ней базировались войска Врангеля, и здесь же снимался их штурм красноармейцами. Также здесь снимали сцену, когда Брусенцов убивает Некрасова.
Владимир Высоцкий был разочарован фильмом, так как экранное время его героя было значительно сокращено — большая часть отснятого материала в фильм не попала.
Повесть «Служили два товарища» писателя Анатолия Яковлевича Кучерова, опубликованная в 1954 году и неоднократно переиздававшаяся, не имеет отношения к одноимённому фильму. В ней рассказывается о участии молодёжи в обороне Ленинграда в годы Великой Отечественной войны.
Служили два товарища (1968). Великие советские фильмы [100 фильмов, ставших легендами]
Режиссер Евгений Карелов
Сценаристы Юлий Дунский, Валерий Фрид
Операторы Михаил Ардабьевский, Виктор Белокопытов
Композитор Евгений Птичкин
В главных ролях:
Олег Янковский — Андрей Некрасов
Ролан Быков — Иван Карякин
Владимир Высоцкий — поручик Брусенцов
Ия Саввина — Саша, сестра милосердия
Анатолий Папанов — командир полка
Николай Крючков — командир взвода
Николай Бурляев — Сергей Лукашевич
Алла Демидова — комиссар
Ростислав Янковский — полковник Васильчиков
Роман Ткачук, Николай Дупак, Валерий Фрид, Валентина Березуцкая, Юозас Будрайтис, Николай Парфенов, Вениамин Смехов и др.
Производство: «Мосфильм»
Этот фильм принято относить к жанру «героическая комедия». Сценаристы Юлий Дунский и Валерий Фрид написали историю и смешную, и грустную, во многом предвосхищая смещение устоявшихся идеологических точек зрения на гражданскую войну, на «наших» — красных и «ненаших» — белых.
И режиссер Евгений Ефимович Карелов (12.10.1931– 11.07.1977) так правдиво снял не классовый конфликт, а конфликт между людьми и конфликт в душах людей по обе стороны от Перекопского вала, где намертво сцепились Красная армия и остатки армии Врангеля, что вызвал симпатию и к белой стороне. Во многом этого удалось достигнуть прекрасно подобранными актерами. Самые известные его фильмы: «Нахаленок» (1961), «Третий тайм» (1962), «Дети Дон Кихота» (1965), «Семь стариков и одна девушка» (1968), «Два капитана» (1976) и др.
Вот они — оба красные, но такие разные: сдержанный интеллигент Некрасов (Олег Янковский) и что ни на есть «народ», нутром контру чувствующий и в зависимости от решения начальства диаметрально меняющий взгляды Иван Карякин (Ролан Рыков). И явно психически больная комиссар с мертвыми глазами, для которой «расстрелять» привычнее, чем «разобраться» — блестящая работа Аллы Демидовой.
А по другую сторону баррикад оказались милая и чистая душой сестра милосердия Саша (Ия Саввина), нашедший глупую смерть мальчишка-весельчак Лукашевич (Николай Бурляев) и понимающий весь ужас гибели привычного мира, идеалов, веры поручик Брусенцов.
Эту роль сценаристы писали именно на Владимира Высоцкого. Режиссер был с ними согласен, но, чтобы уломать киношное начальство, подключились многие известные люди, своим авторитетом, в частности, «надавил» Марк Фрадкин. Случилось чудо: Высоцкого утвердили. Но при сдаче картины режиссеру просто выворачивали руки, и от роли Брусенцова осталась едва ли не треть — все потому, что именно «враг» в исполнении Высоцкого стал самой яркой и трагической личностью, вызывающей сочувствие.
Но даже после этой урезанной роли в Госкино приняли негласное решение: Высоцкого в ролях отрицательных героев не снимать. Потому что, когда его Брусенцов глазами полными душевной боли смотрел на плывущего за кораблем коня, а потом стрелялся, зрители в зале плакали. Как же так: советские люди жалеют белогвардейца?!
Высоцкий на одной из творческих встреч с горечью признался: «Я надеялся, что это будет лучшей ролью, которую удастся когда-либо сыграть в кино. Так оно, возможно, и было бы, если бы дошло до вас то, что было снято. Но этого не случилось».
Актриса Ия Саввина долго не могла себя заставить посмотреть этот фильм, «потому что нашу лучшую сцену с Володей вырезали и выбросили. Мне ее так жалко, ну просто не передать! Как он там работал, сколько было любви, сколько нежности у этого Брусенцова. По фильму он резкий, озлобленный, а тут был нежнейший человек, любящий. И вот эту сцену вымарали. Я так тогда негодовала, была просто вне себя!»
Речь шла о так называемой «постельной сцене», она была важна режиссеру, чтобы показать трагедию людей, отвергнутых Родиной. И неожиданное чувство, обнажившее не растраченные душой нежность, любовь, желание жить… Они не «враги», а люди, вызывающие симпатию и сочувствие.
Актриса Лариса Лужина, которая в те годы была дружна с Высоцким, вспоминает, что он был очень расстроен тем, что сделали с его ролью: «Ему страшно нравилась роль, эта работа. Я помню, что он действительно плакал, когда картину обрезали».
В свой новый фильм «Высокое звание: Я, Шаповалов Т. П.» (1973), тоже по сценарию Ю. Дунского и В. Фрида, Карелов на главную роль маршала Шаповалова опять пригласит Высоцкого. Пробы были великолепными, но актера не утвердили: «Убедительнее всех Высоцкий, играть будет Матвеев».
Владимир Семенович Высоцкий (25.01.1938—25.07. 1980) сыграл всего около тридцати ролей в кино. В том числе в фильмах «Штрафной удар» (1963), «Стряпуха» (1965), «Вертикаль» (1966), «Короткие встречи» (1967), «Интервенция» (1968), «Хозяин тайги» (1968), «Опасные гастроли» (1969), «Плохой хороший человек» (1973), «Сказ про то, как царь Петр арапа женил» (1976), «Маленькие трагедии» (1979), «Место встречи изменить нельзя» (1979) и др., но скольких лишился — трудно сосчитать.
Фильм посмотрели 22,5 миллиона зрителей, он не имеет ни одной официальной награды, но время оказалось не властно над зрительской любовью к нему.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке
Как снимали «Два товарища», ага — 23.02.2020
Романтика в декорациях войны
Фильм на самом деле не о победе красных над белыми и даже не о борьбе правого зла и левого добра (чтобы совсем стала бессмысленной такая постановка вопроса, сценаристы Юлий Дунский и Валерий Фрид, ввели в действие пару сцен с махновцами), а о том, что война заставляет человека признавать другого человека равным себе настолько, насколько это возможно.
Фильм вышел откровенного романтичным. Тогда, в 1968-ом романтика революции и Гражданской войны еще была в чести, и целое поколение советских режиссеров отработало эту тематику на совесть. Многие фильмы, что показательно, снимались на юге России — в Крыму, на Харьковщине, в Бессарабии. То есть ровно в тех же самых местах, где происходили самые жестокие, кровопролитные бои Гражданской войны. Выбор декораций в степных местах, впрочем, был скромным, и самым приятным глазу материалом было море.Харьковский «Чужой» с «Матрицей» для «Звездных войн»: история советского эмигранта, совершившего переворот в киноиндустрии США
© Public domain
Евгений Карелов снимал свое кино в Одесской области, практически на границе с Румынией, в окрестностях города Измаил. Штурм Перекопа, средневековой турецкой крепости, укрепленной Врангелем в 1920 году, несколько рот срочников Советской армии изображали на рвах и глинобитных стенах не менее древнего Арабата — крепости, чьи живописные развалины до сих пор украшают Арабатскую стрелку, протянувшуюся вдоль восточной стороны Крыма от Геническа почти до Керчи. Но в любом случае картина перед зрителем представала одна и та же — плоские берега моря, степь, редкие глиняные обрывы прибрежных балок. Мастерство Карелова и его операторской группы состояло в том, что все было снято крупным планом и каждый персонаж вписывался в природный колорит так, что становился главным в кадре.
Вот и встретились два одиночества
Как мы уже заметили, «Служили два товарища» это практически два фильма в одном. У каждого из них есть главный герой, чье одиночество нуждается в опоре на живую душу, пусть и не совсем близкую по духу. У красноармейца Андрея Некрасова, бывшего фотографа, ставшего кинооператором, Санчо Пансой выступает бывший ротный командир из тульских пролетариев Иван Карякин. Во второй линии-фильме зрителю предложена судьба умного и деятельного, но совершенно разочарованного в жизни поручика Александра Брусенцова, в жизни которого есть только две ценности — верный конь Абрек и любимая женщина, сестра милосердия Александра. Белое дело, которому по долгу присяги отважно и профессионально служит Брусенцов, гибнет. Поэтому, когда в финале фильма сначала теряется в толпе беженцев Александра, а затем самоубийственно прыгает в море, устремляясь вослед пароходу с хозяином на борту, Абрек, Брусенцов, потеряв смысл жизни, стреляется. Перед этим он обрывает одиночество Андрея Некрасова. Случайно, походя, последним патроном из винтовки сослуживца. Этим жестом «руки бога» создатели фильма подчеркивали не только трагичность человеческого существования, но и его незащищенность. Все практически по Булгакову: «Страшно не то, что человек смертен, а то, что он внезапно смертен». Казалось бы, чего еще желать Некрасову с Карякиным?— Врангель разбит, война практически кончена, живи и радуйся. Ан нет — высунулся из-за отрога балки поручик Брусенцов-меткий стрелок, и единственной пулей оборвал жизнь главного положительного героя.
Как и Брусенцов, Некрасов умер в полном духовном вакууме. Конфликт мировоззрений показан очень тактично, но вместе с тем весьма и весьма жестко. Весь фильм проспоривший с Некрасовым помощник и вроде как друг Карякин, на самом деле так и не смог понять, отчего это «попович» пошел воевать за народное, за его, Карякина, дело. В самом конце фильма, сдавая аппаратуру Некрасова в политотдел армии, он произносит сакраментальную фразу: «Беззаветный был человек. Вот мысли имел глупые». Занавес.
Звездный десант в болгарской глубинке Бессарабии
Конечно, половина успеха фильма «Служили два товарища» в том, что главные роли исполнили два невероятно харизматичных актера той поры. Некрасова сыграл Олег Янковский, а Брусенцова — Владимир Высоцкий. Правда, по воспоминаниям членов съемочной группы Высоцкий был недоволен масштабом своего героя, тем, что чуть не треть снятого с его участием материала было вырезано из фильма по требованию партийных цензоров. Но, сдается, привередничал артист — образ белогвардейского поручика, любящего Россию и жизнь, но покончившего счеты с обеими, именно с его Брусенцова пошел гулять по другим картинам, заложив своеобразный стиль для ролей подобного сорта. Раньше-то все белогвардейцы в советских фильмах были сплошь мерзавцы законченные. Если не считать, конечно, Рощина из «Хождения по мукам» образца пятидесятых годов.
Высоцкий очень серьезно относился к этой роли. Чем-то она была для него близка и дорога. Может, трагизмом, подчеркиванием бессмысленности жизни в том пункте биографии, где человек понимает, что главная роль сыграна, дальше уже пора переходить в статисты. Сам Высоцкий ушел из жизни крайне рано — через 12 лет после этой картины. Уход был почти брусенцовским.
Совсем по-другому относился к своей роли Олег Янковский. Он был тогда в расцвете своей молодой славы после роли «немецкого Брусенцова», молодого немецкого офицера Генриха Шварцкопфа, ужаснувшегося тому, что сотворил в Европе его народ. В фильме Карелова он был расслаблен. Местные жители села Суворово, где проходили съемки, а там до 70% населения — болгары с гагаузской прослойкой — наперебой угощали популярного актера винами домашнего производства. Говорят, Олег Янковский, как любой русский северянин, традиционный потребитель крепкой водки, легкомысленно отнесся к болгарским винам Южной Бессарабии. Раз, другой, третий входил в штопор, а однажды его привезли даже в местный вытрезвитель. Правда, тут же отпустили, приняв во внимание, что «налицо — просто несчастный случай на работе». Между тем, режиссер Карелов очень болезненно относился к гулянкам Янковского, на этой почве с ним на съемках произошел сердечный приступ, который сыграл в его жизни роковую роль.Время «Паразитов». Почему Голливуд превращается в советское кино
С другой стороны — артистов понять можно. Вокруг всенародное внимание и бочонки с вином, которые в тех краях любовно приносят на плече любому гостю, заявившему, что его мучает жажда. Автору этих строк приходилось бывать в тех краях. Что вам сказать — уйти живым от тамошнего гостеприимства можно, но трудно. К тому же, надо принимать во внимание и чувства простых тружеников села, на головы которых свалились не просто съемки фильма, но коллектив звезд советского кино первой величины. Ведь помимо Высоцкого и Некрасова жители села Суворово увидели на полях своего колхоза еще и Ролана Быкова, Анатолия Папанова, Аллу Демидову, Николая Бурляева, Зиновия Высоковского, Ию Савину, Николая Парфенова, Юрия Кузьменкова, Вениамина Смехова, Юозаса Будрайтиса. С этим фактом непросто было справиться болгарско-гагаузскому менталитету. А вина в подвалах — просто через край. Отсюда и эксцессы с тем же Янковским.
Народность как личный опыт
В итоге, кино вышло поистине народным. «Служили два товарища» — яркий образчик русского киноромантизма 60-х, дань которому отдали в то время не только Москва с Ленинградом, но и Киев с Кишиневым, и Минск с Тбилиси, и Одесса с Ригой. Фильм, конечно, многоплановый. В нем можно найти и горькую ноту фронтового товарищества, окопного братства, и любовь, и бескомпромиссную борьбу за идеалы. Но, разумеется, главным в фильме, как и во всех подобных ему киношедеврах, стал гуманитарный посыл, обращение к экзистенциализму существования, как объяснению многих побед и несчастий не всего человечества, а каждого из нас в конкретный исторический отрезок бытия.
Евгений Карелов и сам стал жертвой этого философского отсыла. Сняв кроме этой картины проходную комедию «Семь стариков и одна девушка» и сильнейший сериал «Два капитана» по популярному роману Веньямина Каверина, он окончил свои дни совсем по-некрасовски внезапно и одиноко: в сорок пять, купаясь в море, он получил второй сердечный приступ — последствие того, съемочного. Удар пришел из прошлого, из нереального мира давно отгремевшей войны. В кинематографе такое случается. Но только с настоящими мастерами.
Николай Бурляев / Служили два товарища. Х/ф / Russia.tv
Советский и российский актер театра и кино, режиссер, сценарист, продюсер, писатель и общественный деятель. Народный артист РФ. Лауреат многочисленных премий, основатель и президент Международного кинофорума «Золотой витязь».
Биография
Николай родился в семье инженеров-экономистов. Его дедушка и бабушка по отцовской линии – Людмила и Диомид Бурляевы были артистами и под псевдонимом Филиповские выступали еще до революции.
Об актерской карьере мальчик и не мечтал – в пять лет маленький Коля стал заикаться. Однако с кинематографом его свела судьба: по дороге из школы домой к нему подошел студент ВГИКа Андрей Кончаловский и задал вопрос: «Хочешь сниматься в кино?». Так подросток стал главным героем курсовой «короткометражки» Кончаловского «Мальчик и голубь».
«В тот судьбоносный день летом 1959 года я возвращался из школы. Шел привычным маршрутом мимо памятника Юрию Долгорукому к своему дому № 6 по улице Горького. На железном парапете невдалеке от ресторана «Арагви» сидел упитанный юноша. Он поманил пальцем: – Мальчик, иди сюда! Ты мне нужен. Родители предупреждали: разговаривать с незнакомцами опасно, но любопытство пересилило. – Я режиссер, – представился парень, – учусь во ВГИКе, все лето искал мальчика, похожего на тебя. Слава богу, вот нашел», – вспоминает Николай.
В 1968 году Николай Бурляев окончил актерский факультет театрального училища имени Б.В. Щукина. А в 1975-ом режиссерский факультет ВГИКа, мастерская М.И. Ромма и Л.А. Кулиджанова.
Театр
В фильме «Мальчик и голубь» снимался актер Владимир Шурупов, который и привел Бурляева в Театр имени Моссовета. На тот момент там работали Фаина Раневская, Вера Марецкая, Любовь Орлова, Николай Мордвинов, Ростислав Плятт, Ия Саввина. Главный режиссер театра народный артист СССР Юрий Завадский занял новичка в постановке «Ленинградский проспект» по произведению Исидора Штока. Ведущую роль в этом спектакле играл именитый Николай Мордвинов, а Николай Бурляев по пьесе был его сценическим внуком, Васей Забродиным. 14-летний артист сыграл с выдающимся мастером в 150 работах.
«Относились как к сыну полка и с огромным уважением. Оберегали меня от всего лишнего. Профессиональных советов особенно не было, потому что ко мне относились не как к ребенку, а как к партнеру, который рядом играет и репетирует. Но был один эпохальный случай. В возрасте пяти лет я начал заикаться, поэтому актером становиться и не мечтал. Однако, когда начал актерствовать, научился с этим управляться, и речь на сцене у меня была абсолютно гладкая. И вот играя уже третий год с Мордвиновым в спектакле «Ленинградский проспект», я решил для красочности заикнуться на сцене. Запнулся один раз, два – и как начал заикаться, причем сильнее, чем в жизни. Зрители узнали мою тайну. И когда спектакль закончился, я зашел в гримерку к Николаю Дмитриевичу и говорю: «Завтра я играть не буду, я уйду из театра». Мордвинов очень спокойно отвечает: «В цирке есть закон: если человек падает с трапеции или каната, он тут же поднимается и повторяет этот номер». На следующий день я пришел и сыграл. Если бы тогда не было Мордвинова, я бы сдался и ушел», – рассказывает артист.
В 1967 году Николай был принят в труппу Московского театра имени Ленинского комсомола: «Один год проработал в «Ленкоме». Параллельно я играл одну роль в театре Сатиры. Уйдя из «Ленкома» в тот же день попал в ТЮЗ, где был всего лишь месяц и не сыграл ни одной роли».
Кинематограф
В 1961-ом режиссер Андрей Тарковский по рекомендации друга Андрея Кончаловского взял юного актера в картину «Иваново детство». Действие фильма происходит в период Великой отечественной войны. Бурляев сыграл сироту Ивана, которого фашисты лишили матери и сестры. Он уходит в воинскую часть и становится неуловимым разведчиком в тылу врага.
«Я долго не знал, что Тарковский ко мне так положительно отнесся с самого начала. Наоборот, долго не был уверен, что он меня возьмет на главную роль. И он никак и ничем не демонстрировал мне то отношение, о котором я прочел у него в воспоминаниях. Уже после его ухода из жизни. В них было написано, что он пошел на проект только потому, что у него были четыре гаранта: актер Коля Бурляев, оператор Вадим Юсов, художник Евгений Черняев и композитор Вячеслав Овчинников. Но он никогда это не озвучивал. Тем более я был ребенком, зачем меня баловать, – говорит Николай. – Он общался со мной как со взрослым, готовил к тому, что сейчас у меня будут самые, может быть, трудные сцены в моей жизни. Я играл войну. Я проживал войну».
Дебютные работы Бурляева были отмечены наградами и положительными отзывами критиков в разных странах. На Венецианском кинофестивале 1962 года оба фильма с участием молодого актера получили престижные призы – «Золотого льва св. Марка» и «Бронзового льва св. Марка».
Талантливого мальчика стали расхватывать советские режиссеры – Александр Митта позвал сниматься в ленте «Без страха и упрека», а Игорь Таланкин пригласил в картины «Вступление» и «Метель».
Затем Николай Бурляев вновь снялся у Тарковского в известной ленте «Андрей Рублев». Его герой – Бориска. Сын мастера-литейщика, который знает секрет литья колокола для звонницы храма. Однако из-за строгой советской цензуры фильм был положен на полку, а на экраны вышел только в 1971 году, а в 1988-ом под другим названием – «Страсти по Андрею».
«Проверка на дорогах»
В 1972 году была готова еще одна работа с участием Бурляева – «Проверка на дорогах» Алексея Германа. По мотивам военной прозы Юрия Германа (документальная повесть «Операция «С Новым Годом!»). Николай получил небольшую роль полицая.
Сюжет: Зима 1942 года. На оккупированной нацистами земле ширится партизанское движение. Холод, сожженные дотла деревни, затаившиеся повсюду враги, постоянный свиcт пуль. Чтобы спасти своих бойцов от голодной смерти, командир отряда лейтенант Иван Локотков принимает решение штурмовать фашистский эшелон с продовольствием. Станция, где стоит состав, тщательно охраняется, и попасть туда крайне сложно. Провести партизан берется раскаявшийся полицай Лазарев, который хорошо знаком со станционными порядками. Уйдя на службу к врагам, он отрекся от своей родины, и теперь пытается заслужить прощение всеми возможными способами, хотя понимает, что это практически невозможно.
Главных персонажей исполнили: Ролан Быков, Анатолий Солоницын, Владимир Заманский, Олег Борисов, Федор Одиноков, Анда Зайце, Геннадий Дюдяев, Майя Булгакова.
Эта военная драма вышла в прокат только в 1985-ом.
Затем актер снялся в советско-чехословацком фильме «Игрок» Алексея Баталова. Экранизация одноименного романа Ф.М. Достоевского. Ему доверили образ Алексея Ивановича. И после этого фильма его запретили снимать в кино.
«После фильма «Игрок» пять лет действовал негласный запрет Госкино СССР. Кстати, вместе со мной в «черный список» попали такие замечательные актеры, как Ролан Быков и Инна Чурикова. Считалось, что у нас несоветский тип внешности и мы не вписываемся в типажи строителей коммунизма», – рассказывает Николай.
«Военно-полевой роман»
В 1983 году Николай Бурляев сыграл одну из самых известных своих ролей в драме Петра Тодоровского «Военно-полевой роман». Его герой Александр Нетужилин, бывший солдат, встретивший красавицу-медсестру в реалиях мирного времени.
Сюжет: Перед самым началом боев молоденький солдатик влюбился в красавицу, живущую с великолепным и геройским комбатом. Война, через которую солдат пронес свою любовь как символ красоты, мира, юности своей и чистоты, закончилась. Саша встречает Любу Антипову после войны, торгующую пирожками у ЦУМа, и в нем разгорается прежнее чувство, несмотря на то, что он женат на учительнице, милой и очень интеллигентной.
Партнерами артиста по съемочной площадке стали Наталья Андрейченко, Инна Чурикова, Катя Юдина, Зиновий Гердт, Елена Козелькова, Виктор Проскурин, Всеволод Шиловский.
Мелодрама получила более десятка международных наград и даже была номинирована на премию «Оскар».
Среди заметных работ актера того периода можно отметить: «Камила» – Володя Косцов, «Живая радуга» – Николай Иванович, «Печники» – Алексей Трофимович Греков, «Вечера на хуторе близ Диканьки» – Иван Федорович Шпонька, «Чужая жена и муж под кроватью» – Творогов, «Лермонтов» – Михаил Юрьевич Лермонтов.
В 1994 году Бурляев снялся в серьезной роли Иешуа Га-Ноцри в экранизации романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита», снятой режиссером Юрием Карой. Фильм вышел в прокат спустя десятилетие после завершения съемок.
О долгом пути к непростому образу артист говорит: «Я шел к этой роли всю жизнь. В разные годы и в разных ролях я пробовал этот образ… Вначале мне была предложена роль Ивана Бездомного. Я пришел к Юрию Каре на пробы и сразу сказал, что предложенную роль играть не буду, но что есть роль, на которую я могу согласиться. Он спросил: «Кого?» Я ответил: «Иешуа Га-Ноцри». Он удивился, но пробу сделал. И она была так убедительна, что я был утвержден. Но в тот же день, когда мне объявили, что я утвержден, я тут же от этой роли отказался, понимая, что есть образы, который грешный человек касаться не должен. Прошел год, у картины начались проблемы, она была законсервирована. А еще через год я снова получил предложение. И вот тогда уже дал согласие. Сейчас, думаю, я бы этого не сделал. Но тогда, в тот миг, в тот день я взял на себя такую ответственность. И когда мы начали работу в Иерусалиме, где снимались все сцены с Иешуа Га-Ноцри и Понтием Пилатом, вся моя работа была ощущением спокойной, гармоничной молитвенно-радостной. Не было ощущения греха оттого, что я делаю что-то запретное. Была только помощь, очень большая духовная помощь, которую я все время чувствовал. Я жил отдельно от группы, постился, молился и готовился к тому мигу, когда включат камеру.
Главным для меня было – исполнить ту духовную работу, которая досталась мне в том фильме. Я не думало о том, каким получится фильм. Но сейчас я не взялся бы за эту роль, тогда же мне хватило отваги сделать это».
В кинокартине сыграли звезды российского кинематографа – Виктор Раков, Анастасия Вертинская, Михаил Ульянов, Валентин Гафт, Александр Филиппенко, Владимир Стеклов, Виктор Павлов, Александра Захарова, Сергей Гармаш и другие.
А затем Николай пропал с экранов. Сам актер поясняет: «После фильма «Мастер и Маргарита», где я сыграл Иешуа Га-Ноцри, уже в течение 17 лет отказывался почти от всех предложений. Думал: «За что я еще могу взяться после такой роли?».
Новая встреча зрителей с Николаем Бурляевым состоялась уже в современном кино. В ленте Петра Тодоровского «Какая чудная игра» артист перевоплотился в болезненного фронтовика Михаила Михайловича. В основу сюжета фильма легла история о проделках четырех студентов училища искусств, забывших о том страшном времени, в которое живут – на дворе стоял 1950 год.
В 2003-ом Бурляев создал образ Федора Тютчева в ленте «Любовь и правда Федора Тютчева». В лирическом фильме подобрался блестящий женский актерский ансамбль – Наталья Бондарчук, Ирина Безрукова, Анна Михалкова. Позднее Николай появился в телесериале «Адмиралъ» и исторической драме «Гоголь. Ближайший».
К 2018 году в фильмографии артиста около 100 ролей в различных кино- и проектах.
Режиссер
В 1975-ом Николай Бурляев получил диплом режиссера ВГИКа. Его первой самостоятельной работой стала одна из новелл киноальманаха «Пошехонская старина» по мотивам рассказов Салтыкова-Щедрина. В истории «Ванька-Каин» он предстал в качестве режиссера и главного героя.
На ХХIII Международном кинофестивале короткометражных фильмов в Оберхаузене «Ванька-Каин» был удостоен премии за лучшую экранизацию литературного произведения.
В 1987 году Николай снял авторский проект «Лермонтов», в котором выступил как режиссер, сценарист и исполнитель ведущей роли. Стоит отметить, что участие в съемках принимали и его родственники – жена, сын и теща. Работа над фильмом длилась шесть лет. В ленте использованы рисунки Лермонтова, звучат стихи поэта в чтении самого постановщика.
Об этой работе он рассказывает: «Я сознательно хотел сделать фильм о герое нашего времени, о том, кому захочет подражать молодое поколение. Я хотел показать пример самопожертвования, осознанного подвига во имя тех высоких идеалов, с которыми Лермонтов пришел в жизнь».
Однако картина получила негативную оценку у кинокритиков, а режиссера обвинили в «националистическом экстремизме». Фильм «Лермонтов» ни разу не был показан на телевидении.
Далее режиссер выпустил драму «Все впереди». Экранизация романа известного писателя-почвенника Василия Белова, поднимающая проблемы пагубного влияния западной цивилизации на русскую ментальность. В ленте снялись Татьяна Петрова, Борис Невзоров, Владимир Гостюхин, Аристарх Ливанов, Лариса Удовиченко, Сергей Сазонтьев, Александр Пороховщиков, Татьяна Конюхова.
Сценарист
Свое дебютное произведение Бурляев написал для драмы «Пошехонская старина». Также он создал сценарии к фильмах, среди которых «Выбор», «Лермонтов», «Все впереди».
Писатель
В 2011 году Николай Петрович написал книгу «Жизнь в трех томах. Избранные литературные произведения». Издание состоит из трех томов – «Мой Лермонтов», «Фрагменты божьего искусства» и «Славянский венец. Летопись «Золотого витязя».
«Режиссером я стал, а вот стал ли писателем – покажет время. Хотя меня уже приняли в члены Союза писателей России, и вот прошла презентация моей первой большой книги, где собрано почти все или многое из того, что за 35 лет я написал в прозе, поэзии, а также публицистика и мемуары о моих друзьях», – уточняет писатель.
Озвучивание
Помимо работы в кино, народный артист занимался дубляжом фильмов. Он озвучивал анимационные ленты «Фаэтон – сын Солнца» – Космонавт и «Ракушка» – Тушканчик.
Также в документальном проекте «Монахи. Диалог с историей» читал закадровый текст.
Личная жизнь
Актер был несколько раз женат. Первой супругой стала актриса Наталья Варлей. 20-летний юноша влюбился в нее сразу, как только увидел в фильме «Кавказская пленница». Но их брак продлился недолго, три года.
Со второй женой Бурляева свел фильм «Как закалялась сталь». Но еще годом раньше, глядя на Наталью Бондарчук в «Солярисе», артист решил: «Она будет со мной». Он знал об отношениях Натальи со своим кумиром Тарковским и очень бережно, по ее собственным словам, выводил ее из состояния полного отчаяния после их разрыва. Денег умолодой пары не было, но именно в этот момент Бурляев встретил в Псково-Печерской лавре своего первого духовника, архимандрита Алипия, и тот подарил ему драгоценный золотой крест, дал немного денег и напутствие: «Тебе будет просто до 30 лет, а потом будет трудно. Но ты справишься». Так все и вышло.
За 17 лет брака с Бондарчук они несколько раз расходились и вновь сходились, но духовно до сих пор близки. Их первенец, Иван, стал композитором. А дочка Маша, зная, что папа не хотел детям актерской карьеры, поступила в ГИТИС тайком и позвала отца лишь на дипломный спектакль. Наталья уважает и хорошо относится к третьей жене Бурляева, дети были на его свадьбе.
Третьей избранницей Бурляева тоже стала актриса – это Шатова Инга Олеговна. Она помогает мужу, работая директором кинофорума «Золотой витязь». У них двое совместных детей – сын Георгий и дочка Дарья. Артист признается: «Мы вместе 27 лет, она подарила мне двух детей. Да какая разница в возрасте, всего 21 год. Она любит детей, меня, наш дом. Она прекрасный человек, заботливая мать».
Подробности личной жизни Николай Бурляев рассказал в программе «Судьба человека с Борисом Корчевниковым» на телеканале «Россия 1».
Интересные факты
- С 1992 года артист является генеральным директором киноцентра «Русский фильм», созданный совместно с Владимиром Гостюхиным и Виктором Туровым
- Николай Петрович – основатель и президент Международного кинофорума славянских и православных народов «Золотой витязь»
- Также Бурляев активен в общественной деятельности. Он учредил «Фонд православной культуры священника Павла Флоренского»
Интервью
Об авторском кино
«В игровом отечественном кино авторского я практически не вижу. Знаю двух-трех таких режиссеров: Михалков, Сокуров, Хотиненко… Но три единицы на все отечественное кино – это очень мало. В анимационном кино я могу назвать Александра Петрова, он производит настоящее искусство, эдакий Тарковский в анимации. Есть прекрасные документалисты, но их очень мало. Коллеги устремились вдогонку за Голливудом, пытаются встроиться в российский кинопрокат, ставший отделением американского кинопроката, это им не удается, но попытки делают, понимая, что иначе фильмы будут некассовыми».
«Золотой витязь»
«Это случилось в 1992 году на переломе судеб России, когда многие начали открывать собственное дело. Тогда, если вы помните, был коллапс. Актерская и режиссерская работа в стране стали угасать. И я стал задумываться: что делать дальше? Как жить дальше? Однажды ночью у меня родилась идея создать всеславянский кинофестиваль. Нет, даже не так – сначала я думал попробовать собрать все здоровые силы русского кинематографа. Но уже наш первый «Золотой витязь» стал всеславянским, потому что он родился в дни праздника славянской культуры и письменности…
Посмотрите как расширились границы нашего кинофорума: от русского кинематографа до всеславянского. А потом через год-два мы открыли наши двери для китайцев, японцев, индийцев, американцев, для всех у кого открытое сердце. Для всех, кто ищет истину и Господа, и кто соответствует девизу «Золотого витязя» – «За нравственные христианские идеалы, за возвышение души человека»…
Я искал образ и название. И все как- то разом пришло, и девиз тоже. Я хотел чтобы мой кинофорум был назван по-русски – красиво, сильно, радостно, гармонично.
Когда я стал думать о девизе, то он как-то быстро ко мне пришел. Он был как бы оставлен мне Андреем Тарковским. Он сам говорил об этом же в то время когда появился «Золотой витязь». Тогда он жил в Италии и я видел его последнее интервью. Он говорил: «Кино должно быть поэтичным, оно должно возвышать человеческую душу». А я здесь – в России, говорил об этом же, поэтому именно таков девиз «Золотого витязя» – «За возвышение души человека».
Путь к Богу
«Меня тайно крестили в детстве. Об этом я узнал позже, в юности. Но в детстве я бывал в церкви, меня туда брали с собой мама и бабушка. Потом на съемках «Андрея Рублева» Тарковский надел на мою шею первый оловянный реквизитный крестик. После «Рублева» я стал задумываться над тем, что такое вера и что такое православие все больше и больше. И потихонечку, шаг за шагом я вступал на этот узкий путь к тесным вратам спасения – очень узкий и очень тесный бесконечный путь. Сейчас я проделал лишь первые шаги. Не могу утверждать, что я такой уж ортодокс православия. Но я хочу быть православным, потому что эта вера завещана нам.
Это очень трудно. Надо постоянно думать о плоти и духе. Но с этой верой жили наши предки. С этой верой они стали великим народом, овладели громаднейшим пространством. С этой верой они побеждали врага и выводили Россию на первенство в мире».
Премии и награды
- Орден Святого Петра Цетинского (2015)
- Орден Святой Равноапостольной Нино (2012)
- Орден Почета (2011)
- Народный артист РФ (1996)
- Заслуженный артист РСФСР (1984)
- Лауреат Государственной премии СССР (1984)
- Премия Ленинского комсомола (1976)
- Награжден орденами Святого Всехвального апостола Андрея Первозванного и преподобного Сергия Радонежского
По материалам Википедии и сайтов: russia.tv, kino-teatr.ru, culture.ru, inter-view.org, uznayvse.ru, 24smi.org.
Фильмография: Актер
- Гоголь. Ближайший (2009)
- Адмиралъ (2008)
- Хлеб той зимы (2008)
- Любовь и правда Федора Тютчева (2003)
- Какая чудная игра (1995)
- Мастер и Маргарита (1994)
- Паутина (1992)
- Просите и будет Вам (1992)
- Уик-энд с убийцей (1992)
- Господи, услышь молитву мою (1991)
- Все впереди (1990)
- Русская рулетка (1990)
- Высокая кровь (1989)
- Птицам крылья не в тягость (1989)
- Сувенир для прокурора (1989)
- Лермонтов (1986)
- Юность Бемби (1986)
- Детство Бемби (1985)
- Контрудар (1985)
- Чужая жена и муж под кроватью (1984)
- Военно-полевой роман (1983)
- Живая радуга (1982)
- Печники (1982)
- Камила (1981)
- Несколько дней из жизни И.И. Обломова (1979)
- Бабушки надвое сказали… (1979)
- Маленькие трагедии (1979)
- Отпуск в сентябре (1979)
- Пошехонская старина (1977)
- Всегда со мною… (1976)
- Трын-трава (1976)
- Выбор цели (1974)
- Иван да Марья (1974)
- Под каменным небом (1974)
- Игрок (1972)
- На углу Арбата и улицы Бубулинас (1972)
- Комитет 19-ти (1972)
- Комитет 19-ти (1971)
- Кража (1971)
- Телеграмма (1971)
- Проверка на дорогах (1971)
- Легенда (1970)
- Риск (1970)
- Мама вышла замуж (1969)
- Семейное счастье (1969)
- Служили два товарища (1968)
- Андрей Рублев (1966)
- Мальчик и девочка (1966)
- Герой нашего времени (1965)
- Метель (1964)
- Строгая игра (1964)
- Без страха и упрека (1962)
- Вступление (1962)
- Иваново детство (1962)
- Мишка, Серега и я (1962)
- Суд сумасшедших (1961)
- Мальчик и голубь (1960)
Фильмография: Режиссер
- Все впереди (1990)
- Лермонтов (1986)
- Выбор (1979)
- Пошехонская старина (1977)
- Егерь (1975)
Фильмография: Стихи, тексты песен
- Живая радуга (1982)
Фильмография: Сценарист
- Все впереди (1990)
- Лермонтов (1986)
- Выбор (1979)
- Пошехонская старина (1977)
Служили два товарища — это… Что такое Служили два товарища?
Постер фильма
«Служили два товарища» — художественный фильм 1968 года, снятый режиссёром Евгением Кареловым по сценарию Юлия Дунского и Валерия Фрида. Действие фильма повествует о событиях Гражданской войны в России.
Сюжет
Первые числа ноября 1920 года. Идёт гражданская война. Войска барона Врангеля блокированы в Крыму. Красная армия готовит наступление.
Бойца Красной армии Некрасова (Олег Янковский), который когда-то был фотографом, вызывает командир полка (Анатолий Папанов) и поручает ему с помощью выданной ему трофейной 35-мм кинокамеры системы Debrie «Parvo» снять с аэроплана расположение вражеских войск в районе Перекопа. Некрасов хочет отказаться, так как он не знает киносъёмочную технику, но командир полка настаивает, а начальник штаба поясняет Некрасову, что за неисполнение приказа он предстанет перед трибуналом. В помощь Некрасову придают бывшего командира роты Ивана Карякина (Ролан Быков), разжалованного в рядовые за то, что собственноручно убил так называемого военспеца, то есть бывшего офицера царской армии.
Карякин считает своей миссией не только помогать Некрасову, но и контролировать его — Некрасов из семьи священнослужителей, и, по мнению Карякина, является ненадёжным и чуждым элементом.
В ходе съёмки вражеских позиций их самолет сбивают, пилот гибнет, а Некрасов и Карякин попадают в плен к махновцам. Хотя Махно и красные являлись на тот момент союзниками, Некрасов предлагает Карякину бежать, так как опасается, что их расстреляют. Некрасов во время побега ухитряется вернуть камеру со съемкой позиций врага. После успешного побега товарищи попадают в расположение войск красных, однако суровая женщина-комиссар не хочет разбираться с двумя неизвестными без документов и приказывает их расстрелять. Некрасов бросается к проезжающему мимо автомобилю и его узнает начальник штаба его полка. Товарищи спасены и возвращаются в свою часть.
Все руководство полка собирается смотреть результаты разведывательной киносъёмки, однако плёнка оказывается испорченной. Карякин тут же обвиняет Некрасова в предательстве. Руководство полка разочаровано, однако позицию Карякина не поддерживает. Пытаясь загладить свою вину, Некрасов по памяти рисует план вражеских укреплений, и его сведения в точности совпадают со сведениями от перебежчиков. Руководители полка очень довольны, Некрасова награждают маузером. Карякин извиняется и пытается наладить отношения с Некрасовым.
В фильме ведутся две параллельные сюжетные линии, которые однажды пересекутся. Первая — о двух товарищах-красноармейцах, вторая — о белогвардейском офицере Александре Брусенцове.
Белогвардейской офицер Брусенцов (Владимир Высоцкий) попадает под арест после случайного убийства сослуживца. Крым еще в руках белогвардейцев, но уныние и разочарование в войне деморализовало их. Брусенцова отправляют на оборону Перекопа. Войска Красной Армии берут его штурмом, совершив бросок через залив Сиваш…
Брусенцов бежит в Севастополь, откуда уходят последние пароходы. Последний патрон, который остался в случайно подвернувшейся ему винтовке, он тратит на выстрел по случайному красноармейцу — его жертвой становится Некрасов.
Брусенцов встречается с сестрой милосердия Александрой — во время социального катаклизма Брусенцов ищет хоть что-то, ради чего его жизнь снова обретёт смысл. Брусенцов венчается с Александрой. Александра отказывается покидать родину вместе с Брусенцовым, и тот вынужден уезжать один. Брусенцов оставляет на берегу все что ему дорого, родину, жену и верного коня Абрека. Конь бросается в воду и некоторое время плывёт за кораблем. Выдержать всё это Брусенцов не в силах — он стреляет себе в висок и падает за борт.
В ролях
Любопытные факты
Кинокамера Debrie «Parvo»
- Сценаристы использовали фильм для поиска своих бывших знакомых по ГУЛАГу[1]:
Таким же способом мы пытались отыскать ещё одного его друга Сашу Брусенцова, геройского парня, бывшего лейтенанта. Его имя, отчество, фамилию и даже воинское звание мы присвоили одному из героев фильма «Служили два товарища» — поручику Александру Никитичу Брусенцову.
- Образ Семёна Марковича — доктора, читающего красноармейцам лекцию в стихах, — основан на реальном эпизоде из жизни С. М. Фрида — отца В. С. Фрида[2].
Источники
Ссылки и примечания
«Служили два товарища». О съемках с Высоцким на старом морвокзале
О съемках с Высоцким на старом морвокзале вспоминает одесский преподаватель. «Служили два товарища» – знаменитый фильм о событиях гражданской войны снимался в Одессе. Актеры были подобраны лучшие: Олег Янковский, Ролан Быков, Анатолий Папанов, Николай Крючков, Алла Демидова, Ия Саввина, Николай Бурляев. Сыграл в картине и Владимир Высоцкий. Многим запомнилась его роль поручика Александра Никитича Брусенцова. Кстати, сценаристы намеренно дали эту фамилию герою Владимира Семеновича. Таким способом они пытались отыскать в ГУЛАГе Сашу Брусенцова, геройского парня, бывшего лейтенанта. Валерий Иванов, преподаватель Одесского художественного училища им. М. Б. Грекова впервые делится с широкой публикой атмосферой съемок этого фильма
– Когда в Одессе снимали фильм «Служили два товарища», в 1968-ом году, я работал преподавателем – заведующим детским сектором в парке Победа (сейчас – Дюковский парк) и одновременно осенью подрабатывал на съемочной площадке. В картину меня пригласила ассистент режиссера по массовке, знакомая девушка с нашей улицы.
На пробах меня спросили: «Портянки умеешь наворачивать?». А я вернулся только из армии. В общем, всех, кто умел это делать, взяли на эпизодические роли. Мы изображали уходящих русских солдат. Я был в фуражке, гимнастерке и в лаптях.
Этот эпизод должен был сниматься на Сабанеевом мосту. Но так нас в этот день, для меня первый съемочный, и не задействовали. Второй съемочный день случился через неделю, уже на спуске Вакуленчука (ныне Польский). Мы поднимались вверх, а герой Ролана Быкова с лошадью и таратайкой ехал мимо нас – красногвардейцев, идущих строем.
Я себя потом видел на экране: мелькал несколько раз. Встреча с Высоцким произошла позже. Была глубокая осень. Съемки проходили на старом одесском морвокзале – он находился тогда на территории порта недалеко от Воронцовской колоннады. Там стояло судно, на котором по сюжету фильма белогвардейцы из Крыма сбегали за границу. На этот раз я изображал молодого белого офицера – мне надели сапоги, шинель и фуражку – который дерется у трапа за возможность пробраться на судно.
И вот уже шел пятый час съемки, было очень холодно. И режиссер Евгений Карелов сказал так: «Кто первым прорвется на судно – тот может прятаться и отдыхать». Я взял два номера альманаха «Песни и мелодии из кинофильмов» (в нем были напечатаны все тексты и ноты песен из фильма «Вертикаль», после которого о Высоцком узнали во всем СССР) и пошел на судне искать Высоцкого. Один альманах был для старосты Светы: она меня прикрывала, так как у меня было много пропусков из-за съемок, работы во время учебы на филфаке на 2-ом курсе университета имени Мечникова.
В этот день как раз снимали эпизод, как Высоцкий прощался с лошадью (его верный конь Абрек бросается в воду за судном, на котором уплывает Брусенцов, и плывет за ним. Выдержать этого Брусенцов не в состоянии.
Он стреляет в себя и падает за борт. – прим. ред). Он был в каюте, выглядывал из нее, смотрел на лошадь, а потом выходил к борту, стрелял себе в голову и падал в воду. Но в такой холод вместо Высоцкого падали дублеры.
Снимали несколько эпизодов, и им наливали сто грамм водочки, так как вода была холодная. Я нашел каюту (из которой сделали гримерку) к Высоцкому, там сидели знакомые мне девочки – ассистентки.
Я обратился к ним с просьбой прорваться к Высоцкому. Увидев меня, он мне сказал: «Как Вы мне все надоели. Кто ты такой?». А я говорю: «Я снимаюсь в эпизоде, я студент, и у меня просьба взять у Вас с автограф для старосты».
Я ему показал этот альманах, а он удивился, что у него такого нет. «Это Вам», – и подарил ему! Попросил оставить автограф на втором экземпляре альманаха. Он надписал «Светлане», поставил подпись и дату. Светлана с ценным альманахом уехала в Израиль, а я через некоторое время бросился искать такой же альманах для себя в магазинах и университетской библиотеке, но его уже не было.
Высоцкий, кстати, во время съемок в Одессе, давал концерты. Например, в один из свободных от съемок вечеров, он дал закрытый концерт в Одесском институте пищевых технологий имени Ломоносова. Концерт проходил в главном корпусе института, что на улице Свердлова (ныне – Канатная). Контрамарки доставались избранным. Мне повезло, так как у меня были знакомые девушки, которые работали в институте.
Вообще, конечно, тогда популярность Высоцкого была большой. Передавались друг другу бобинные записи с Высоцким. Знали на киностудии, что ушедший недавно из жизни режиссер – тогда еще молодой Петр Тодоровский тесно общался с Высоцким. Тодоровский аккомпанировал на гитаре Высоцкому, который пел «Парус» и другие песни, которые тогда были очень известны.
А еще была такая история. Это было позже, когда Высоцкий приезжал в один из приездов Одессу и также жил в «Куряже» –это гостиница киностудии на Французском бульваре.
Он в эти летние дни не снимался, а скорее всего, собирался с Мариной Влади в популярный тогда черноморский круиз. Они несколько раз плавали в таких круизах на судах Черноморского морского пароходства. Так вот я ехал к «Куряжу» к своим приятелям – киношникам по каким-то делам. Зашел в трамвай, а рядом стояла красивая женщина в очках и иностранной косынкой с сумкой, но я ее не узнал. А потом мы вместе вышли на одной остановке и шли в один и тот же подъезд гостиницы. Я присмотрелся и понял, что это Марина Влади. Эта случайная встреча меня очень сильно тогда впечатлила…
Снежана Павлова
К слову
Вот что рассказывал во время своих концертов Владимир Семенович о своей работе в фильме «Служили два товарища».
– Роль, которую я там сыграл… к сожалению, от нее осталась третья часть, – говорил Высоцкий. – Даже по этой части, кто видел, может судить, что это был очень интересный образ. У меня почти ничего не осталось из-за того, что у нас права голоса нет. Они посмотрели–— получилось, что этот белый офицер – единственный вел себя, как мужчина. А остальные…
Один там молчит, а другой все время пытается нас потешать. Очень проигрывают Быков и Янковский, но не они как артисты, а их персонажи рядом с моим. И поэтому что, значит, делать?
Ножницы есть… И почти ничего не осталось от роли. Я думал, что это будет лучшее, что мне удастся вообще сыграть когда-нибудь в кино. И так оно, возможно, и было бы, если бы до вас дошло то, что было снято. Но этого не случилось…
Блок 9 Ответственность. — ppt видео онлайн скачать
Презентация на тему: «Ответственность блока № 9» — стенограмма презентации:
1
Раздел 9 Ответственность
2
Блок 9, стр.94 Extra Vocabulary: Steal x rob
Они украли мой велосипед, которого меня ограбили прошлой ночью. Совершить преступление Стать свидетелем преступления Обвинить кого-либо в ограблении банка Обвинить кого-либо в преступлении определение уголовного глагола убийство Убить кого-то убийца воровство воровство Кража чего-то из магазина кража воровства воровства воровства Кража ул. Из дома кого-либо из дома грабитель грабитель контрабанда Взятие чего-либо незаконным контрабандист из другой страны похищение контрабандой похищение человека в обмен на деньги похищение
3
Блок 9 Билл совершил преступление, когда ограбил банк.Кто-то был свидетелем преступления и сообщил об этом полиции. Полиция предъявила ему обвинение в ограблении банка. Они также обвинили его брата-близнеца Бена в сообщении. Дело дошло до суда, и они предстали перед судом. Суд длился недолго. Билл и Бен оба не признали себя виновными в суде. Их адвокат приложил все усилия, чтобы защитить их, поскольку адвокат обвинения представил против них очень веские доводы. После недолгих обсуждений жюри вынесло им вердикт. Они решили, что Билл виновен, а Бен невиновен.Судья оправдал Бена в причастности к ограблению, но приговорил Билла к трем годам тюремного заключения. Также ему пришлось заплатить крупный штраф. Билл отсидел два года в тюрьме, но был освобожден из тюрьмы на год раньше. Он получил отпуск за хорошее поведение.
4
Раздел 9 Доказательства доказательств по делу Судья Жюри
5
Блок 9 Положите правильную форму грабить или украсть.ограбили украли
1. Прошлой ночью бандой почтовое отделение. Они _________ 2000 фунтов. 2. Моя сумочка вчера в театре. 3. Ежегодно большое количество банков. 4. Джейн о возможности баллотироваться в президенты. украли украли украли. был ограблен
.
| -,,.
Причастие 2 385 ,. 1. (чтобы позвонить) в агентство, он ушел (сказать), что вернется через два часа. 2. (писать) очень плохим почерком, письмо было трудно читать. 3. (написать) свою первую книгу, он не мог не беспокоиться о реакции критиков.4. (провести) двадцать лет за границей, он был счастлив вернуться домой. 5. (быть) так далеко от дома, что он все еще чувствовал себя частью семьи. 6. Она посмотрела на огромный букет роз со счастливой улыбкой, никогда раньше (чтобы сделать) такой чудесный подарок. 7. (не желая) обсудить эту трудную и болезненную проблему, он сменил разговор. 8. (перевести) хороший специалист, рассказ сохранил весь искрометный юмор | ; |
.