Ночной дозор | Рембрандт Ван Рейн
О работе:
Это самая известная картина Рембрандта. Она получила своё нынешнее название лишь в конце XVIII века. Объясняется это просто. Тёмный лак (снятый позднее) создавал обманчивое впечатление того, что изображенные события происходят среди ночи. «Ночной дозор» — один из восьми групповых портретов, заказанных разным художникам Амстердамской гильдией аркебузиров народного ополчения. Этот групповой портрет разительно отличается от полотен других художников драматическим освещением и естественностью персонажей.
На картине изображен капитан Кок (в центре), отдающий лейтенанту Виллему ван Рейтенбургу (в золотистом камзоле) приказ о наступлении. Все показанные на картине офицеры размещены в соответствии с уплаченным ими Рембрандту гонораром. Первоначально на левом краю картины располагались ещё две фигуры, а по трём остальным краям проходили узкие полосы серебряной амальгамы. После того как полотно было подрезано по новому формату, всё это исчезло.
Боевой талисман. Повернувшаяся лицом к зрителю девушка, чьё платье написано густыми белилами в технике импасто, резко выделяется на окружающем темном фоне и может быть интерпретирована как боевой талисман кампании. Мертвая птица, прикрепленная к её поясу, вероятнее всего, имеет отношение к форме аркебузиров, чьи шляпы украшены птичьими лапами.
Красные отражения. Красные камзолы офицеров перекликаются с ярким красным кушаком капитана Кока. Рембрандт написал ткань широкими мазками тонко разведенной красной краски по коричневому фону, создав складки за счёт чередования более светлых и более тёмных тонов.
Капитан Кок принадлежал к правящей верхушке Амстердама. Он быстро получил чин капитана народного ополчения и стал бургомистром. Его фигура доминирует на полотне, возвышаясь над фигурой лейтенанта, стоящего рядом. Делая шаг и вытянув вперёд руку, капитан Кок показывает отряду направление движения.
Узоры. На картине в подробностях изображен украшенный золотым шитьём и жемчугом край лейтенантского костюма. Поверх желтого фона Рембрандт написал коричневой краской завитки и петли, сливающиеся с наложенными способом импасто штрихами коричнево-желтой и белой краски. На камзол падает четкая тень от протянутой руки капитана Кока.
Барабанщик. На самый край полотна помещена фигура барабанщика. Барабанщик был единственным персонажем картины, не заплатившим художнику за портрет, — возможно, это было связано с тем, что, в отличие от остальных офицеров, он не принадлежит зажиточному классу.
Мушкетёры. В мирное время, когда была заказана эта картина, народное ополчение представляло собой скорее церемониальную, нежели боевую, единицу. Однако офицерам полка хотелось подчеркнуть свою роль защитников города. Аркебузиры всегда носили огнестрельное оружие — аркебузы и мушкеты, — и Рембрандт тщательно воссоздаёт все детали вооружения (возможно, используя для этого специальные руководства). Этот ополченец чистит свой мушкет, выдувая с полки сгоревший порох.
Другие названия картины
- Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рёйтенбюрга
Амстердам. Rijksmuseum. Рембрандт Харменс ван Рейн. Ночной дозор. Апрель 2017 г.: elenajakovlevna — LiveJournal
Продолжение https://elenajakovlevna.livejournal.com/42754.html
Мы направляемся в музей. Площадь перед государственным музеем (Рейксмюзеум):
Анна Вчерашняя в статье, опубликованной в Артхиве, пишет: «Для зрителя, отделённого от времени создания «Ночного дозора» почти четырьмя столетиями, недоумение и вопросы продолжают наслаиваться: а зачем вообще стрелкам понадобился такой гигантский групповой портрет? А для чего городу Амстердаму – столько непрофессиональных стрелков? Почему они одеты, вооружены и ведут себя по принципу «кто во что горазд»? Почему нарядная парочка на переднем плане нарочито отделена от остальных персонажей? Почему параллельно с Рембрандтом амстердамские стрелковые роты писали еще пять художников? Почему некоторые герои картины потребовали возврата уплаченных за неё денег, ведь общее мнение о работе Рембрандта было вполне одобрительным? Что делает среди стрелков жутковатая девочка в золотистом платье? Почему у неё лицо жены художника, а на поясе висит тушка курицы и птичий коготь?..».
Идём в зал Ремрандта. Впервые вижу этот шедевр в оригинале:
Картина слывет загадочной. Искусствоведы и любители живописи веками ломают головы над этим полотном. Так один почтенный голландский историк искусства начала 19-го столетия потратил годы, чтобы доказать, что отряд выходит на парад по случаю приезда в Амстердам французской королевы Марии Медичи в 1639 г.
Почему «Ночной дозор» был обрезан? В XVIII веке культ голландских стрелков пошёл на убыль: стрелковые гильдии упразднили, их имущество
передали городским магистратам, а рембрандтовский «Ночной дозор» решено было перенести из Кловенирсдуэлена (здания штаба) в перестроенную городскую ратушу. Беда в том, что там таких высоких и просторных помещений, как в штабе ополчения, не нашлось. Чтобы «Ночной дозор» смог поместиться на стену, его обрезали с четырёх сторон – самая широкая полоса была срезана сверху. Подобное варварство говорит лишь о том, что если картину Рембрандта в то время и ценили, то уж точно не воспринимали как национальное достояние. Её культ начался позднее.
Невысокая девчушка с рыжими локонами в золотистом платье по правую руку от капитана Банинга Кока – самая загадочная фигура «Ночного дозора». Что она делает среди аркебузиров? Возможно, она маркитантка – мелкая торговка из тех, что сопровождали солдат в военных походах, а тушка курицы (или петуха) на поясе – её товар? Нет, неубедительно, ведь сейчас мир, а не война. Или она что-то вроде «дочери полка», его талисман (к этой версии, пожалуй, склоняется большинство, ориентируясь на пистолет на поясе девочки)? Или она проститутка-карлица (ведь висящий у неё на поясе петух – символ похоти)? И такие гипотезы тоже имеют право на существование:
https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/2/24/Night_Watch_detail_3.jpg
Но, похоже, мы неизбежно попадаем в смысловой тупик, если пытаемся найти для присутствия девочки строго натуралистическое объяснение. Между тем, она ведь не единственная, хотя и самая заметная, нереальная фигура в «Ночном дозоре». Два человека в латах и шлемах (один за плечом капитана, а другой – лейтенанта) тоже не имеют никакого отношения к реальной роте Банинга Кока, и не случайно Рембрандт даже не изображает их лиц. Их принято называть эмблематическими фигурами. Но снова возникает вопрос: а для чего тогда художник их вводит?
Два самых очевидных ответа: во-первых, чтобы увести композицию от заранее запрограммированной статики, внести в неё элемент неразберихи и динамики, а во-вторых, чтобы сообщить картине какие-то дополнительные смыслы.
Первое действительно удалось: новые персонажи добавили картине непресказуемость и интригу, хаотичные движения этих шлемоносцев работали на общую идею – превратить неподвижное полотно в вечно живой театр.
Второе – только внесло дополнительную сумятицу, запутало исследователей, и виной всему – злополучный петух на поясе. В голландском языке есть еще одно обозначение стрелков – кловениры, происходящее от слова «кловен» – мушкет. Оно созвучно со словом, обозначающим птичий коготь, и не случайно эмблемами стрелковых подразделений нередко становились горделивые хищные птицы – ястребы или соколы. Но погодите-ка, это что же, Рембрандт намекает, что эмблема, лучше всего подходящая роте Баннинга Кока, – всего лишь дохлый петух?! Дескать, какие воины – такова и эмблема? И, стало быть, тогда Рембрандт не прославляет амстердамских стрелков, а подтрунивает над ними? Делает вид, что восхищён, как и все, а сам втайне смеётся? Какое низкое коварство! И главное – ничего ведь не докажешь, остаётся только продуцировать гипотезы…
В 1642-м году, когда Рембрандт заканчивал «Ночной дозор», его жена Саския, в прошлом году родившая четвёртого ребёнка, умирала от туберкулёза. Её не стало летом, 14 июня. Тело Саскии, облачённое в ночную сорочку, которая была надета на ней в её первую брачную ночь, еще 5 дней, до 19 июня, находилось в доме Рембрандта. Всё это время он писал своё громадное полотно. У девочки в золотом платье – узнаваемое лицо Саскии. Возможно, она казалась вдовцу лучезарным ангелом, на короткое время озарившим окружающую темноту, как Саския несколько лет озаряла его жизнь?
Перед «Ночным дозором» всегда толпы народа, фотографировать очень сложно.
Капитана в чёрном костюме с ярко-красной перевязью звали Франс Баннинг Кок. По левую руку от него – его помощник, лейтенант Виллем ван Рёйтенбург.
О Баннинге Коке известно, что он, хотя и был всего лишь сыном богатого аптекаря, сумел получить степень доктора права и умудрился жениться на дочке одного из самых богатых и влиятельных политиков Амстердама, превратившись из простого бюргера в патриция. Жена Кока передала ему аристократический титул, и он стал делать быструю карьеру – в городской милиции стал сначала лейтенантом, вскорости капитаном, а в городском управлении имел важный пост – главный уполномоченный по заключению брачных контрактов.
Лейтенант ван Рёйтенбург тоже мог стать живым свидетельством перспективности голландской демократии: его родители-зеленщики разбогатели настолько, что их сын мог позволить себе жить в роскошном палаццо на улице Херенграхт и носить столь вызывающе дорогой, ослепительного вида костюм – колет из жёлтой тисненой кожи, светлую шляпу и панталоны, калерийские ботфорты.
Эксперты считают, что Рембрандт очень тонко передаёт особенности голландской патрицианской иерархии: хотя лейтенант и разряжен в пух и прах в сравнении с простым черным мундиром капитана, но он намеренно изображён ниже ростом. А тень от руки капитана, падающая на костюм лейтенанта прямо в районе паха, не обязательно указывает на их гомосексуальную связь (озвучивалась даже такая версия!), но точно указывает на его более высокое социальное положение и доминирование:
Интересные сведения о «Ночном дозоре» из другого источника (https://www.proza.ru/2015/05/13/683):
ИСТОРИЯ ЗАКАЗА КАРТИНЫ.
Поводом послужили пышные торжества, устроенные в городе в честь приезда королевы Франции Марии Медичи, посетившей Амстердам в 1638 году. Корпорация стрелков решила украсить свою новую штаб-квартиру большими, впечатляющими картинами: каждая рота должна была заказать свой групповой портрет. Заказы получили шесть художников. Рембрандту досталась рота капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Вильхема ван Рейтенбюрха, состоявшая из шестнадцати человек. Заказчики заплатили 1600 флоринов.
Это групповой портрет мушкетеров-ополченцев одного из районов Амстердама. С 1618 по 1648 год в Европе шла Тридцатилетняя война, и жители голландских городов брались за оружие, дабы защищать свои дома.Заказчики были разочарованы: у Рембрандта получился не монументальный парадный портрет, а жанровая картина, на которой они с трудом отыскивали собственные лица, зачастую наполовину закрытые другими персонажами.
Художник кроме 18 заказчиков (каждый из которых выложил за свой портрет около 100 золотых гульденов — весьма внушительную по тем временам сумму) втиснул на холст еще 16 человек! Кто они — неизвестно.
ЗАМЫСЕЛ ХУДОЖНИКА
Вообще, замысел художника разгадать непросто. Отряд стрелков вроде бы поднят по тревоге. Мушкетеры выходят из темной арки и пересекают мост через канал. Во главе отряда вышагивают капитан Кок (слева), который, кстати, не узнал себя на портрете и даже хотел просить другого художника переписать свою фигуру, и лейтенант Рейтенбург (справа).
Художник внес в изображаемое элемент героики, как бы возрождая былой патриотизм. Передана атмосфера подобных шествий с развевающимися флагами, барабанным боем, заряжением мушкетов.Он изобразил тот момент, когда капитан Кок отдал приказание о выступлении лейтенанту Рёйтенбюргу, и всё пришло в движение. Прапорщик разворачивает знамя, барабанщик выбивает дробь, на него лает собака, мальчик убегает. На картине движутся даже детали одежды стрелков.
«Ночной дозор» — групповой портрет, который оплачивали все изображенные стрелки, но Рембрандт изменил его: ввел случайных наблюдателей, которые ему ничего не платили; в результате портрет превратился в многоцветную сцену уличного сборища-толчеи с перепутанным движением и своеобразным освещением.Очевидна мастерская игра света и тени, характерная для стиля великого художника. Рембрандт отступил от канона, согласно которому изображение должно было представлять собой статичный парадный портрет.
Второй новаторский прием Рембрандта заключался в том, что он наполнил картину помимо 18 заказчиков другими персонажами, их 16. Легко объяснимо только появление барабанщика, который не числился в роте, его нанимали для участия в параде. Появление и предназначение других персонажей, символы, связанные с ними, породили десятки вопросов у исследователей, точные ответы на которые знал только сам Рембрандт.
СУДЬБА НОЧНОГО ДОЗОРА
Приблизительно до 1750 года картина висела в клубе стрелкового общества. Затем, когда общество распалось, ее перенесли в городскую ратушу и поместили в большой зале, в простенке между окнами. Но картина не входила в предназначенное для нее пространство: пришлось обрезать ее с двух сторон. На очень старинной копии, хранящейся в Лондоне, справа имеются еще две фигуры и барабанщик (крайняя фигура с левой стороны), обрезанный наполовину.
Картина висела не на виду, в плохом освещении, против камина, в котором почти постоянно поддерживался огонь; она подвергалась порче и от дыма, и от пыли. Наконец в середине XVIII века амстердамский городской совет поручил реставрацию картин, украшавших ратушу, живописцу Ван Дейку. Этот художник был поражен оригинальностью замысла и силой исполнения почерневшего и заброшенного полотна, висевшего между дверьми.
Вскоре он понял, почему его так пленила именно эта картина: в уголке ее он нашел типичное, знаменитое «Fecit Rembrandt» («работал Рембрандт»; подпись гениального ван Рейна). Мало-помалу чудная живопись стала выступать из-под слоя копоти и грязи: Ван Дейк узнал в ней прославленный французскими писателями «Ночной дозор» .
Он еще более убедился в подлинности найденного им сокровища, когда на колонне кордегардии, около которой собрались стрелки, обнаружился щиток с именами членов корпорации. Но каково же было удивление реставратора, когда, окончив свою работу, он ясно увидел, что изображенная Рембрандтом сцена происходит вовсе не ночью, а при ярком дневном освещении .О первоначальном виде картины мы можем судить лишь по копии Геррита Лунденса середины 17-го века, хранящейся в лондонской Национальной галерее.
Начиная с XIX века, голландцы уже не позволяли себе ничего делать с признанным шедевром, его нужно было только беречь от завоевателей: картину прятали от Наполеона и от Гитлера.
Последний раз эта картина Рембрандта покидала музей в 1939 году. Туманной ночью, незадолго до вторжения немцев в Нидерланды её доставили в безопасное место. До 1945 года свёрнутое в рулон произведение хранилось на глубине 35 м под землей в одной из пещер Синт-Питерсберга у города Маастрихт.
После Второй мировой войны полотно пришлось основательно реставрировать. Заодно его наконец расчистили, и “Ночной дозор” снова стал “дневным”.
Картина три раза подвергалась попыткам порчи или уничтожения. Первый раз был вырезан кусок холста. В 1975 году безработный учитель порезал ножом холст в двух местах. Картину спасли, а несчастный вандал покончил с собой.
В 1990 году еще один безумец обрызгал полотно кислотой, к счастью пострадал только слой лака.
ЗАГАДКИ НОЧНОГО ДОЗОРА
Картина слывет загадочной. Искусствоведы и любители живописи веками ломают головы над этим полотном.Так один почтенный голландский историк искусства начала 19-го столетия потратил годы, чтобы доказать, что отряд выходит на парад по случаю приезда в Амстердам французской королевы Марии Медичи в 1639 г. Самая манящая среди загадок «Дозора» — изображение странной девочки в золотом наряде.
Она кажется карлицей: ростом с ребенка, но с лицом молодой женщины, с лицом Саскии, жены художника… Рембрандт начал писать «Ночной дозор» счастливым семьянином, а закончил вдовцом.
Это милое личико в толпе вояк – может быть, последний портрет любимой, личная нота в заказной работе.На поясе у девочки подвешена тушка белого петуха с крупными когтистыми лапами.
Эту деталь трактуют как символическое изображение провизии отряда, которой заведует маркитантка, но возможно — это скрытая шутка, основанная на игре слов: на голландском языке слова «коготь» и мушкет звучат похоже, а мушкетеров называют кловенирами («klovenier»).Существует мнение, что скрещенные лапки петуха — герб добровольной городской гвардии.
Ясно, что девочка не может быть второстепенным персонажем, иначе она не стала бы световым центром картины. С ней соперничает по освещенности только фигура лейтенанта в светло-желтом костюме, но в то время как лейтенант всего лишь интенсивно освещен, девочка словно сама излучает свет!Что хотел этим выразить художник, который «ставил» свет, как театральный режиссер, воплощая в световых акцентах высший смысл картины?
В сюжете и деталях «Ночного дозора» многое не ясно (по подсчетам искусствоведов, число загадок превышает сотню!), но думается, что загадочность полотна не только в этом: тревожная недосказанность свойственна картине как таковой. Кажется, что в ней самой скрыто нечто таинственное, подобно тому, как почти полностью скрыты фигуры людей на заднем плане, в затененной глубине холста.
Кубок в руках девочки — символ благосклонности судьбы. Девочка в желтом вполне может быть также пародией на маскотту — живой талисман, который стрелки брали с собой на войну.Карнавализация образа и символа в данном случае достигается вводом фигуры ехидно смеющегося мальчика, со всех ног убегающего куда-то (левый нижний угол). В руках сорванца тоже кубок — намек на то, что воинское счастье незадачливых стрелков уже утеряно.
Перчатка в руке Кока свидетельствует о рассеянности ее владельца. Если приглядеться, то можно заметить, что Кок в правой одетой в перчатку руке держит вторую правую перчатку! Безусловно, это добавляет комичности всей сцене.
Коротышка за спиной капитана Кока, по мнению Кэрролл, представляет собой маску комедийного Капитана-испанца (это личное имя, как Петрушка) народного театра XVII–XVIII столетий. На нем штаны по моде XVI века и старый испанский шишак, который голландцы никогда не носили.
Шлем увенчан дубовым венком, полагавшимся за доблесть. Но доблестью здесь и не пахнет, напротив, этот чудак умудрился не справиться со своим мушкетом и дал залп в толпе (за головой Кока) — хорошо, что никого не убило. На сцене такой Капитан обычно корчил страшные рожи и угрожающе размахивал оружием, но в конце концов ретировался. Фигура коротышки и вторая правая перчатка Кока создают карнавальный контекст, в котором претензии позирующих кловениров предстать бравым воинством лишаются всякого основания.
Запал в руке мушкетера, насыпающего порох на ружейную полку, — свидетельство его неумения обращаться с оружием. Кэрролл обратила внимание на то, что стрелок держит фитиль в слишком опасной близости от горючей смеси.
Точно так же, как это показано в популярном руководстве по обращению с оружием («Вапенханделинге», 1607), в разделе «Неправильно». Таким образом, всякому человеку, хорошо знакомому с военным делом, становилась понятна боевая ценность этого ополченца.
Левая рука мушкетера в красном — еще одна аллюзия на карнавальную культуру. У стрелка шесть пальцев (!), как и у некоторых театральных кукол той эпохи, изображающих шутов.
Тень от левой руки капитана ложится прямо на гениталии лейтенанта Рейтенбурга. Многие полагают, что это намек на гомосексуальные отношения между двумя командирами. Точно ли они были таковы, нам неизвестно. Но с точки зрения Михаила Бахтина, занимавшегося исследованием смеховой культуры, подобный жест унижает того, к кому обращен.
Еще одна интересная деталь, Рембрандт исхитрился отчасти изобразить себя на оригинале картины «Ночной дозор» между двумя мушкетерами – один из которых в шляпе, другой в кирасе, а расположены они позади всех участников, он нарисовал только часть своего лица с глазом, ухом и шляпой.
В своей картине «Ночной дозор» Рембрандт фрагментарно вырисовывает историю заказного убийства лейтенанта Виллема ван Рейтенбурга. Все жесты и позы, каждого из 34 персонажей картины, при более детальном рассмотрении их зрителями, указывают на заказчиков убийства.
Один из персонажей картины, который расположен в правой ее части (если лицом ко зрителю), указывает правой рукой на двух богатых аристократов лидирующих кланов Амстердама (они, соответственно, стоят на левом краю картины) — это и есть заказчики убийства.
Именно после этой, обличающей достопочтенных горожан в преступлении и пошла полоса финансовых неудач Рембрандта. К концу жизни ситуация с заказами на картины у Рембрандта становилась все хуже, выставляли требования кредиторы, в конечном итоге он распродал все свое имущество, переехал на окраину Амстердама и умер уже будучи совсем разоренным.
Яркая, живая, завораживающая картина привела в восторг современников (но не заказчиков, оставшихся крайне недовольными результатом), но особенно ею восхищалось следующее поколение.
Тридцать шесть лет спустя Самуэль ван Хоогстратен (голландский живописец, график, литератор и теоретик искусства) пишет в своем трактате:
«Рембрандт великолепно выполнил свою задачу в картине с амстердамскими гвардейцами, хотя многие полагают, что это большое полотно он написал, руководствуясь собственным взглядом на вещи, а не правилами создания портретов, подобных тому, что был ему заказан. Но сколько бы ни критиковали это произведение, ему поистине суждено пережить все те картины, что берутся с ним соперничать, ибо оно так хорошо по замыслу, так совершенно по исполнению, в нем столько огня, столько движения, что все картины рядом с ним выглядят игральными картами».
Продолжение следует…
Использованные источники:
http://maxpark.com/community/6782/content/3289175
https://artchive.ru/artists/256~Rembrandt_Kharmens_van_Rejn/works/364145~Nochnoj_dozor_ili_Vystuplenie_strelkovoj_roty_kapitana_Fransa_Banninga_Koka_i_lejtenanta_Villema_van_Rejtenbjurga
https://www.proza.ru/2015/05/13/683
«Ночной дозор» отменяется. Разглядывая полотно Рембрандта
Вот он какой, «Ночной дозор» Рембрандта ван Рейна
И вот тогда он посмотрел вокруг.
Рассматривать других имеешь право
лишь хорошенько рассмотрев себя.
И чередою перед ним пошли
аптекари, солдаты, крысоловы,
ростовщики, писатели, купцы —
Голландия смотрела на него
как в зеркало. И зеркало сумело
правдиво —и на многие века —
запечатлеть Голландию и то, что
одна и та же вещь объединяет
все эти — старые и молодые — лица;
и имя этой общей вещи — свет.
Иосиф Бродский. Рембрандт
Картины рассказывают… Многим читателям «ВО» захотелось узнать, какое значение имеет для изучения военного дела эпохи Тридцатилетней войны знаменитый «Ночной дозор». И, да, действительно, по сравнению с «Караульней Тенирса, равно как и всеми прочими «Караульнями», это полотно вроде бы дает информации куда как больше. На нем больше фигур, все они даны в движении, однако в данном случае не все так просто, и интересно это полотно совсем по-другому, нежели другие полотна на военную тему.
Война войной, а талант – талантом!
Начнем с того, что знаменитый «Ночной дозор» — это большое полотно, которое представляет собой традиционный для своего времени групповой парадный портрет, по сути – что-то вроде современной фотографии школьных выпускников или сотрудников крупной фирмы с громким названием «Наша команда». Только вот у картины Рембранда название другое, хотя по сути оно ему тождественно, потому, что звучит оно так: «Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рёйтенбюрга». Написана же она была им в 1642 году, уже под конец Тридцатилетней войны, продолжавшейся с 1618 по 1648 год. Это было тяжелое для Европы время, но для самого Рембранда – периодом его успеха. То есть неправильно говорят, что музы молчат во время войн, музы Рембранда были отнюдь не молчаливы. Слава о нем как о незаурядном мастере уже в 1632 году распространилась по Амстердаму, едва только он закончил работу над групповым портретом «Урок анатомии доктора Тульпа». А вслед за ним в 1635 году был написан «Пир Валтасара» и картину ждал новый успех, так же, как и портреты его жены Саскии в роскошных нарядах, включая и картину «Блудный сын в таверне» (1635 г.). О нем говорили как о мастере светотени, чьи лица кажутся живыми, равно как и жесты персонажей его полотен. То есть именно в это время он стал знаменит, богат и обзавелся учениками и последователями.
Для украшения «Главного штаба»
Однако война-то ведь продолжалась. Ее никто не отменял, и, хотя война и Рембрандт дотоле нигде не пересекались, случилось так, что она затронула его весьма основательным образом.
А было так, что во многих городах Нидерландов, в том числе и в Амстердаме, в это время во многих городах их жители создали отряды ополчения, в которых все друг друга знали и где царили и взаимовыручка, и товарищеская поддержка, хотя люди там были зачастую не слишком-то уж и воинственные, и не такие уж и молодые. Тем не менее «бойцы» этих отрядов гордились своим статусом военных, устраивали учения, ходили в дозоры, словом, по-своему оберегали родные города. Все помощь военным, не так ли? Но поскольку люди в этих отрядах были в основном зажиточные (ведь оружие они покупали за свои деньги!), то они пожелали увековечить себя на групповом парадном портрете.
Копия Ночного дозора кисти Геррита Люнденса. Видны необрезанные части оригинальной картины.
В Амстердаме заказчиком такого портрета выступило местное Стрелковое общество — один из отрядов гильдии стрелков Нидерландов, членам которого захотелось украсить новое здание своего штаба групповыми портретами всех его шести рот. Главный зал имел шесть высоких окон, выходящих на реку Амстел, и был в то время самым просторным и презентабельным помещением во всем Амстердаме. Но стены зала были пустоваты. И вот тогда было решено поместить на них впечатляющих размеров картины с групповыми портретами стрелков шести рот, дабы их слава никогда не померкла. Заказы решили дать разным художникам, поскольку полотна были велики и выполнить их всех один человек в достаточно короткий срок не мог чисто физически. Пригласили шестерых по числу картин. Вместе с Рембрандтом, в их числе были и его ученики, и последователи Говерт Флинк и Якоб Баккер, Николас Элиас Пикеной, немец Иоахим фон Зандрарт и лучший художник Амстердама в этом жанре Бартоломеус ван дер Гельст – мастер именно группового портрета. Рембрандту досталось писать портрет роты из 18 стрелков капитана Франса Баннинга Кока. По сути, от Рембрандта требовалось немного – изобразить всех этих 18 «милиционеров» так, как это делают сегодня фотографы, когда снимают школьников на выпускных вечерах, и гостей на свадьбах: в первом ряду – жених с невестой, или классная руководительница, либо – как в данном случае, – капитан роты со своим лейтенантом, а вокруг все остальные. Низенькие в первом ряду, высокие во втором, причем весь отряд можно было поставить под арку (что, кстати, Рембрандт и сделал!), на имеющуюся на выходе из-под нее ступеньку, и тогда десять стрелков внизу и девять наверху были бы видны очень хорошо, разве что у задних порезались бы ноги. Я лично, например, так бы и сделал, ну а еще предложил бы «бойцам» роты бросить жребий, чтобы никому их них не было бы обидно: капитана и лейтенанта в середину, это понятно. А вот всех остальных по местам пусть расставила бы сама судьба. Однако Рембрандт почему-то поступил не так, хотя похожим образом как раз и поступили все прочие живописцы.
Формат обрезки полотна картины
Картина традициям вопреки
Он нарушил все каноны статичного парадного портрета, хотя искусствоведы единодушно отмечают, что Рембрандт создал очень динамичную и живую, и яркую композицию. Хорошо видна, например, столь любимая им игра света и тени, ведь изображенные им на полотне мушкетеры как раз и выходят из тени на площадь, ярко освещенную солнцем.
Никакой статики! Картина наполнена не только светом: в ней масса движения! Мы ясно видим, что капитан Баннинг Кок отдал приказ лейтенанту Рёйтенбюргу, а тот его повторил, отчего все люди на полотне пришли в движение. Вот знаменосец, который разворачивает ротное знамя, вот барабанщик, он бьет в барабан, а на него лает собака, а вот в толпе непонятно откуда взявшийся мальчик в шлеме куда-то бежит, причем на шее у него зачем-то висит рог-пороховница. Видно, что даже детали одежды стрелков находятся в движении, настолько мастерски изобразил все это на Рембрандт на своем полотне. Но зачем он кроме 18 заказчиков нарисовал на нем 16 «бесплатных» персонажей, никому неизвестно. Среди них, например, тот же барабанщик. В роте стрелков он не числился, но известно, что городских барабанщиков обычно приглашали участвовать в различных мероприятиях. Так что его фигура имеет хотя бы какое-то мыслимое объяснение.
Девочка с курицей и пистолетом
Но вот что на картине делает девочка в платье золотистого цвета, которую художник изобразил на втором плане в левой части картины, не знает никто, как, собственно, никто не знает, зачем она здесь. Первая мысль, которая приходит на ум: это дочка кого-то из стрелков, которая пришла проводить своего папу «в поход». Но тогда почему на поясе у этой золотовласой девочки висит колесцовый пистолет и еще мертвая курица (хотя это может быть и петух), и почему в левой руке у нее рог для вина? К тому же, может быть, это и не девочка вовсе (уж очень у нее взрослое лицо), а… карлица? Но тогда вопросов появляется еще больше.
Если это девочка, то «невинное дитя» могло служить своего рода «талисманом» отряда и такое мнение было высказано рядом исследователей. Поэтому у нее и пистолет на поясе. Но… зачем тогда нарисована курица? Известно, что на гербе голландских стрелков в то время были изображены скрещённые лапы то ли сокола, то ли ястреба. Что если это намек на то, что весь этот «дозор» не более, чем «игра в войну», и все мужество изображенных мушкетеров другой эмблемы просто недостойно? То есть перед нами не что иное, как живописная… пародия? Кто знает, кто знает…
Кстати, рентгенограмма полотна показала, что самое большое количество переделок относится к фигуре лейтенанта Рёйтенбюрга. Рембрандт почему-то никак не мог найти нужное положение его протазана, которым он указывает направление движения своему отряду.
Девочка с курицей слева и неприличное положение руки – справа.
Пикантная тень
Есть и еще один забавный момент: тень руки капитана Кока лежит прямо на интимном месте лейтенанта Рёйтенбурга. Что это: намек на их «особо дружеские отношения»? Понятно, что сегодня это не докажешь. К тому же в то время Голландии за любовь между мужчинами полагалась смертная казнь. Но Рембрандт почему-то это изобразил. И можно себе представить, что говорили бедняге лейтенанту его друзья на дружеской пирушке с пивом и какой хохот там стоял. И Рембрандт на это пошел? Не поостерегся? И опять же почему он так сделал, сегодня мы можем только лишь гадать.
Есть и другой секрет этой картины. Возможно, что Рембрандт изобразил на ней еще и самого себя и… поместив свое лицо за правым плечом Яна Оккерсена, стрелка в цилиндрической шляпе. Но опять – кто может это знать точно? Мифов, связанных с этой картиной, куда больше, чем точных знаний о ней!
Мифы об оплате
А вот кстати, и еще один миф, миф об оплате. Обычно встречаются такие цифры, основанные на «логике»: известно, что Рембрандт с каждого из стрелков, изображенных на картине, брал по 100 гульденов. А в роте Баннинга Кока их было 16. Следовательно, он должен был бы получить за нее не меньше 1600 гульденов. Но этот расчет не более, чем одна из легенд, связанных с этой картиной. Во-первых, сумма, которую должны были заплатить капитан и лейтенант, изображенные в полный рост на переднем плане, должна была быть намного больше. Во-вторых, те, кто попал на «задворки» или чье лицо было не очень хорошо видно, мог вообще отказаться платить – мол, «видно меня плохо, и денег я не дам!». И хотя документально это не подтверждено, есть миф и о том, что некоторые из стрелков платить Рембрандту отказались. Есть и третий миф, что «жадный Рембрандт» требовал оплаты в зависимости от того, в каком положении на полотне изображался тот или иной стрелок. Так что точная сумма, полученная художником за «Ночной дозор», нам также не известна.
Вот она эта злополучная курица, а позади нее просматривается пистолет
Дозор «ночной» или «дневной»?
Ну а написанную картину разместили в зале здания Стрелкового общества вместе с остальными и там она висела почти 200 лет, прежде чем искусствоведы XIX века смогли определить, что написал ее великий Рембрандт. Второе открытие касалось времени действия. Из-за того, что фон полотна очень темный ей и дали название «Ночной дозор». И во всех справочниках, каталогах и альбомах она именно под этим названием и проходила, пока в ходе реставрационных работ 1947 года не обнаружилось, что она просто покрылась толстым слоем копоти от свечей. И когда с полотна ее убрали, оказалось, что дело на ней происходит не ночью, а… днем. Судя по одной из теней около 2-ух часов дня. Так что, хотя бы эту загадку картины удалось разрешить!
Форма тени от персонажей на картине указывает, что действие происходит в 2 часа дня
Кстати, с этим полотном имели место еще и многочисленные приключения. Так, в XVIII веке его обрезали так, чтобы картина могла поместиться в новом зале, и два стрелка на ней в итоге пропали. Но мы знаем, как она выглядела с самого начала, поскольку еще в XVII века Геррит Люнденс сделал копию «Дозора» (которая сегодня экспонируется в Лондонской Национальной галерее), и вот как раз на ней и можно увидеть утраченные части картины. В годы войны картину прятали в тайном хранилище в одной из пещер в горе св. Петра в Маастрихте. Но она все же не погибла и сегодня экспонируется в Государственном музее Амстердама. Даже в обрезанном виде она впечатляет своими размерами — 363 на 437 см, поэтому рассматривать ее нужно на расстоянии. Причем «Ночной дозор» еще и трижды подвергался нападениям. Первых раз из нее вырезали кусок, затем изрезали ножом, а в третий раз и облили кислотой. Но к счастью, после каждого такого покушения творение Рембрандта удавалось восстанавливать!
А вот этот стрелок явно не имеет обращаться с оружием и держит горящий фитиль слишком близко к пороховой полке! И вот вопрос: зачем Рембрандт это написал? Посмеяться над незадачливыми стрелками?
«Сладкая парочка»: капитан и лейтенант
Кто были мушкетеры, изображенные на картине? Благодаря записи на ее обратной стороне нам известны их имена, ну а о командирах этой роты историки сумели найти довольно много информации. Так о капитане Баннинге Коке известно, что, будучи всего лишь сыном богатого аптекаря, он сумел получить образование и степень доктора права, да к тому же еще и женился на дочери одного из самых влиятельных и состоятельных политических деятелей Амстердама, что сразу превратило его из простого бюргера в патриция, так как вместе с женой Кок получил и аристократический титул. Военная его карьера тоже была удачной: в городской милиции он стал сначала лейтенантом, а затем и капитаном, ну, а в городе занимал пост главного уполномоченного по заключению брачных контрактов.
Капитан и лейтенант, отлитые в бронзе. В 2005 году, к юбилею Рембрандта 2006 года в Амстердаме были отлиты из бронзы 22 фигуры участников «Дозора…». Российские скульпторы Михаил Дронов и Александр Таратынов проделали поистине колоссальную работу, и предельно точно воспроизвели все предметы одежды и вооружения, изображенные на картине. Правда, они не стремились к фотографической точности в изображении ее персонажей и привнесли свое видение в картину
Лейтенант ван Рёйтенбург также живой свидетель эффективности тогдашних социальных лифтов. Родился в семье зеленщика, но семья его, торгуя зеленью разбогатела настолько, что он стал жить в роскошном палаццо на улице Херенграхт и одевался в дорогие одежды. Например, на картине он одет в колет из желтой тисненой кожи, светлую фетровую шляпу, а на ногах у него кавалерийские ботфорты, хотя он пехотинец, а не кавалерист!
Рембрандт и герои «Ночного дозора» на площади Рембрандта в Амстердаме в 2006 году (скульпторы А. Таратынов, М. Дронов)
Эксперты полагают, что Рембрандт очень тонко сумел передать на своем полотне особенности иерархии в среде голландского нобилитета: хотя лейтенант стрелков и разряжен в пух и прах, а капитан отряда одет в черное, но он преднамеренно изображен ростом ниже своего начальника. А тень от руки капитана, лежащая на одном «интересном месте» на костюме лейтенанта в районе паха, совсем не обязательно указывает на их гомосексуальные отношения (каравшиеся, как известно, в Голландии смертной казнью), а всего лишь подчеркивает его статус и доминирование «в команде».
Печальный поворот
Казалось бы, столь впечатляющая картина должна была бы еще больше поднять авторитет Рембрандта как живописца. Однако именно после ее написания в его жизни произошел по-настоящему трагический поворот. От него уходят ученики, он перестает получать заказы. Опять-таки существует легенда о том, что именно провал этой его работы как раз и вызвал эти печальные последствия. Однако, в чем именно заключался этот провал? Разве картину не приняли? Приняли и повесили туда, где она и должна была висеть! Что многим она не понравилась? Да, об этом говорят, но так ли уж многим? В конце концов люди, ее заказавшие, не были бедняками и, если уж она им так не понравилась, могли бы сжечь ее на заднем дворе. Однако они так не сделали. Поэтому ряд специалистов считает, что причины охлаждения к творчеству Рембрандта лежат в иной плоскости: мол, он обогнал свое время, «его не поняли», а вкусы публики как раз в это время поменялись… Но даже если и это так, то именно после «Ночного дозора» карьера художника довольно резко пошла вниз. С другой стороны, именно за два последних десятилетия своей жизни Рембрандт прославился как выдающийся портретист.
Одно из развлечений эпохи Интернета. К любой картине можно пририсовать всё, что твоей душе угодно
Продолжение следует…
«Ночной дозор» картина Рембрандта
Одной из самых известных картин великого голландского художника Рембрандта ван Рейна является «Ночной дозор». Это название стало популярным только в современном мире, а настоящее название полотна, звучит как: «Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рёйтенбюрга». Картина была написана в 1642 году. Размеры: 363×437 см (холст, масло). В настоящее время находится в коллекции Государственного музея Амстердама.
Картина была написана после того, как Стрелковое общество Нидерландов, которое входило в отряд гражданского ополчения, захотело украсить здание, в котором базировалось, групповыми портретами. Всего существовало шесть рот. Рембрандт написал групповой портрет роты капитана Франса Баннинга Кока.
При написании картины Рембрандт обогатил композицию множеством элементов, предметов и персонажей, которые являются символичными, и до сих пор оставляют много загадок для исследователей искусства великого художника. Самым любопытным персонажем на картине является девочка в золотом платье. Что означает появление девочки так до конца и не выяснено, но всё же исследователи сходятся во мнении, что она является талисманом отряда. Интересно, что изначально ошибочным стало мнение искусствоведов, якобы картина представляет именно Ночной Дозор. После того, как она почти 200 лет провисела в различных залах и помещениях без должного ухода, то просто покрылась копотью и сажей, из-за чего стало казаться, что вокруг стрелков царит ночь. Однако после расчистки оказалось, что действие происходит днём, картина озарена светом и яркими контрастами, тень от руки капитана Кока показывает, что действие происходит в два часа дня.
В 18 веке с картиной произошёл неприятный инцидент, который повлёк за собой утрату части полотна. Так как картина из-за своих больших размеров не помещалась в новом зале, её просто обрезали со всех сторон. Особенно пострадала левая часть, где были обрезаны двое из стрелков. Более того, злоключения картины на этом не закончились. Целых три раза её пытались уничтожить, вырезали кусок холста, наносили десять ударов ножом и даже обливали серной кислотой.
Рембрандт Харменс Ван Рейн — Ночной дозор
Хотите выглядеть ещё более красиво и привлекательно? Этого добиться вам помогут аксессуары для волос. Всё об этом и о многом другом вы сможете узнать на сайте Gem2You.
«Ночной дозор» Рембрандта — совсем не ночной: lovers_of_art — LiveJournal
«Ночной дозор» Рембрандта в зале музея
Монументальный групповой портрет «Ночной дозор» — одна из самых известных и амбициозных картин Рембрандта — в следующие несколько лет подвергнется реставрации. При этом полотно останется на своём месте в Зале Славы амстердамского Рейксмузеума. Эксперты будут работать над ним внутри специально созданной стеклянной камеры. Весь процесс можно будет наблюдать как непосредственно на месте, так и в прямой трансляции в интернете.
Директор музея Тако Диббитс заявил, что это будет «грандиозное мероприятие и крупнейший проект по исследованию и консервации в истории Рейксмузеума», сравнимый по масштабам с восстановлением фресок Сикстинской капеллы. Он не назвал стоимость реставрации, которая начнётся в июле 2019 года, сказав лишь, что это будут «миллионы, по крайней мере в течение нескольких следующих лет».
Рембрандт Харменс ван Рейн — Ночной дозор, или Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рёйтенбюрга — 1642
Полное название полотна — «Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рёйтенбюрга». Рембрандт написал его в 1642 году по заказу Гильдии стрелков Амстердама. Художник, в отличие от своих предшественников и коллег-современников, не стал размещать портретируемых в одну горизонтальную линию. Он написал динамичную картину — портрет роты на марше — где ополченцы собираются с городских улиц под высокой аркой и готовятся отправиться по важным делам.
Название «Ночной дозор» картина получила позже — за долгое время нахождения в различных залах она покрылась слоем копоти, которая превратила сцену в ночную. На самом же деле всё происходит примерно в два часа пополудни (это вычислили по положению тени от левой руки капитана).
«Ночной дозор» входит в коллекцию Рейксмузеума с 1808 года, и сейчас его ежегодно рассматривают примерно 2,2 миллиона человек.
Фрагмент полотна «Ночной дозор», исцарапанного ножом в 1976 году
За свою историю «Ночной дозор» перенёс несколько актов вандализма. В 1700-х годах от него были отрезаны крупные куски. В 1911 году мужчина ударил картину ножом, затем в сентябре 1939-го её эвакуировали перед нападением нацистов и спрятали в пещере.
Холст не реставрировался свыше сорока лет — с тех пор, как в 1976 году психически нездоровый посетитель набросился на него с хлебным ножом и нанёс 12 порезов. Специалисты смогли восстановить целостность полотна и заретушировать поверхность, но теперь перекрашивания местами пожелтели, и это необходимо исправить.
Сейчас же консерваторы музея заметили, что нижний правый угол работы (тот, где маленькая собака) со временем становится бледнее — и они не знают, почему.
Рейксмузеум отвёл примерно восемь месяцев на изучение картины с помощью новейших технологий, которые не были доступны во время предыдущих реставраций. Эксперты проведут сканирование и компьютерный анализ каждого слоя, включая лак, краску и холст. Само же восстановление, по словам Тако Диббитса, займёт не менее двух лет. Работы будут проходить за стеклянной витриной, которую спроектировал французский архитектор Жан-Мишель Вильмотт.
Фрагмент картины «Ночной дозор», теряющий краски (нижний правый угол)
«Обычно реставрация происходит за закрытыми дверями. Но это очень важная картина, которую все любят, и мы чувствуем, что публика, имеет право видеть, что мы с ней делаем», — пояснил директор Рейксмузеума. Он вспомнил, как наблюдал за предыдущей реставрацией «Ночного дозора», когда был девятилетним ребёнком. «Это очень впечатляет, потому что вы видите процесс, как будто находитесь в операционном зале», — сказал он.
Диббитс пообещал, что работу ожидает «большое визуальное изменение»: проявится гораздо больше деталей, а некоторые фрагменты будет намного легче читать. Он также надеется, что учёным удастся приподнять завесу над загадками картины. «Мы действительно мало знаем о том, как Рембрандт написал её. Теперь мы сможем заглянуть в творческий процесс одного из самых ярких художников в мире», — сказал директор.
Директор Рейксмузеума Тако Диббитс перед «Ночной дозором» Рембрандта
Фото: Rijksmuseum / Kelly Schenk
Пока же «Ночной дозор» станет центральным элементом выставки, посвящённой 350-летию со дня смерти Рембрандта. Она начнётся в феврале 2019 года и продлится до начала реставрационных работ в июле.
Культовый «Ночной дозор» Рембрандта идёт на реставрацию — на виду у публики
Рембрандт ван Рейн. «Ночной дозор»
Рембрандт ван Рейн. «Ночной дозор»
(«Выступление отряда стрелков под командованием
капитана Франса Баннинга Кока»)
1642 г. Холст, масло. 363 × 437 см
Рийксмузеум, Амстердам
Рембрандт был не только великим художником,
но и человеком театра, предтечей кинематографа.
Питер Гринуэй
Когда в 2006 году весь мир пышно отмечал четырехсотлетие со дня рождения Рембрандта, ни одному из его произведений не досталось столько внимания, сколько «Ночному дозору». В Рийксмузеуме картину представлял культовый английский кинорежиссер Питер Гринуэй, работавший в то время над собственным «Ночным дозором» — одноименным кинофильмом (не путать с российским блокбастером!) и книгой, в которых отстаивал совершенно фантастическую детективную версию создания знаменитого произведения.
У Гринуэя картина Рембрандта зазвучала и пришла в движение: войдя в специально обустроенное для презентации помещение, посетители слышали выстрелы, крики, собачий лай, барабанную дробь. Тут же на десятках экранов мелькали «ожившие» герои «Ночного дозора». Сам же зал, где хранится полотно, был превращен в подобие театра или кинотеатра, в котором «Ночной дозор» казался мизансценой спектакля или кадром из фильма. В погруженном в темноту зале блуждающий луч света выхватывал фрагменты холста – лица, оружие, костюмы, а светящийся контур обрисовывал фигуры…
Не всякое произведение выдержит такие смелые перевоплощения, но для «Ночного дозора» они кажутся естественными: эта картина — апофеоз живописи эпохи барокко с ее театральностью, с ее стремлением к иллюзионистским эффектам, к преодолению плоскости холста и выходу в трехмерный мир. «Ночной дозор» властно втягивает нас в свое пространство, захватывает мощным движением, делает участниками происходящего, уподобляя зрителям, сопереживающим пьесе или кинофильму.
Картину считают переломной для Рембрандта. Хотя отчуждение мастера от современной ему художественной среды началось за несколько лет до создания «Дозора» и происходило постепенно, именно в этой работе он открыто и ясно утвердил приоритет своей творческой воли над вкусами и желаниями заказчиков. Неуспех «Дозора» был предопределен: Рембрандт написал совсем не ту картину, которую от него ждали. Ему был заказан групповой портрет членов добровольного отряда стрелков (нечто вроде народного ополчения), который, вместе с несколькими подобными произведениями других авторов, предназначался для украшения парадного зала нового здания стрелковой гильдии Амстердама.
Франс Хальс. Собрание офицеров стрелковой гильдии Св. Адриана. 1633 г.
Групповой портрет был в Голландии 17-го столетия очень популярным, но, на нынешний взгляд, скучноватым жанром. Каждый из членов какой-либо гильдии, будь то стрелки, врачи, суконщики или попечители приюта, платил художнику равную сумму, чтобы быть увековеченным наравне с собратьями по цеху во время дружеской пирушки, парада, делового собрания. Ни одна фигура в таком портрете не должна была помещаться на задний план или загораживаться, не приветствовались даже перспективные сокращения. Эти жесткие рамки неминуемо сковывали художников, и лишь таким мастерам как старший современник Рембрандта Франс Хальс удавалось преодолеть статичность и искусственность композиции традиционного группового портрета. Удавалось это и Рембрандту: в «Уроке анатомии доктора Тульпа» (1632) он искусно превратил групповой портрет врачей, поглощенных лекцией, в сюжетную картину, не нарушив требований жанра. Эта картина сделала его знаменитым, к нему потекли заказы…
Рембрандт ван Рейн. «Урок анатомии доктора Тульпа». 1632 г.
Но что же мы видим в «Выступлении отряда стрелков под командованием капитана Франса Баннинга Кока»? Является ли вообще групповым портретом картина, на которой без помех можно рассмотреть только возглавляющего шествие капитана, шагающего рядом с ним лейтенанта Виллема ван Рейтенбурга и еще нескольких человек? Многие мушкетеры почти не видны за спинами сограждан, зато помимо восемнадцати членов отряда на холсте изображено больше десятка никому не ведомых личностей. Причем портретное сходство иногда столь условно, что сам капитан Кок не узнал себя и просил живописца Хельста подправить полотно (к счастью, Хельст отказался это сделать). Вызывает смущение и неясность сюжета: по какому случаю собрался отряд? Похоже, стрелки подняты по тревоге, и неожиданный приказ о выступлении породил смятение в их рядах: они на ходу заряжают ружья, разворачивают знамя…
Картина была без восторга принята разочарованными стрелками (неохотно и с опозданием расплатившимися с автором), и лишь немногие современники Рембрандта разглядели, какая пропасть лежит между нею и прочими работами того же жанра. Среди этих немногих был ученик Рембрандта Сэмуэл ван Хогстратен, который писал три десятилетия спустя после создания полотна: «Сколько бы ни критиковали это произведение, ему поистине суждено пережить все те картины, что берутся с ним соперничать, ибо оно так хорошо по замыслу, так совершенно по исполнению, в нем столько огня, столько движения, что прочие картины рядом с ним выглядят, как картинки на игральных картах».
Геррит Лунденс. Копия картины «Ночной дозор». Сер. 17-го в.
Как ни мало дорожили произведением Рембрантдта владельцы, самое страшное случилось, когда стрелковая гильдия распалась: в 1715 г. полотно перенесли в один из залов королевского дворца, и, чтобы оно поместилось на новом месте, варварски обрезали холст со всех сторон (25 см сверху, 15 см снизу, 30 см слева и 10 см справа), при этом были утрачены три фигуры. О первоначальном виде картины мы можем судить лишь по копии Геррита Лунденса середины17-го века, хранящейся в лондонской Национальной галерее. Беды на этом не закончились: за два с лишним столетия, в течение которых картина висела близ отапливаемых торфяником каминов, она так сильно потемнела от копоти, что фигуры стали едва различимы. В начале 19-го столетия к Рембрандту пробудился интерес, и полотно в очень скверном состоянии было передано в Рийксмузеум. Тогда оно и получило романтическое название «Ночной дозор».
Подлинный колорит картины открылся только после ее реставрации в 1947 г., когда «Дозор» был уже ценнейшим среди экспонатов Рийксмузеума и помещался в специально спроектированном для него зале. К немалому смущению искусствоведов, вдохновенно воспевших сумрачную красоту ночной сцены, оказалось, что действие происходит при солнечном свете. Однако после сенсационных открытий реставраторов картина не возвратилась к своему первоначальному названию, и это, пожалуй, не случайно. Ведь сами по себе славные мушкетеры капитана Кока мало интересовали художника. Недаром он произвольно увеличил число персонажей, причем расположил их так, что фигуры крайне сложно пересчитать (разные источники дают цифры 24,28 и 34).
Настоящий герой картины — осененная героическим духом, объединенная общим движением толпа, образующая нерасчленимое единство. Несколько раз повторяющиеся, почти параллельные диагонали, которые слева образованы пикой, древком знамени и стволом мушкета, а справа — пиками, оружейными стволами и ободом барабана, с двух сторон захватывают боковое пространство, и возникает ощущение, что запечатленная на холсте группа людей – лишь часть более мощного людского потока. Несколько фигур, устремляющихся наперерез общему движению (девочка, мальчишка, собака), тоже «работают» на расширение пространства полотна. В то же время указывающая вперед рука капитана Кока и написанная в сильном перспективном сокращении алебарда лейтенанта Рейтенбурга выводят картину из плоскости холста: отряд идет прямо на зрителя. Эта картина — моментальный снимок энергичного марша, а отнюдь не групповой портрет, и короткое, как барабанная дробь, название — Nachtwacht, Night Watch, Nachtwache, Ночной дозор – очень подходит ему.
Картина слывет загадочной. Искусствоведы и любители живописи веками ломают головы над этим полотном. Так один почтенный голландский историк искусства начала 19-го столетия потратил годы, чтобы доказать, что отряд выходит на парад по случаю приезда в Амстердам французской королевы Марии Медичи в 1639 г.
Самая манящая среди загадок «Дозора» — изображение странной девочки в золотом наряде. Она кажется карлицей: ростом с ребенка, но с лицом молодой женщины, с лицом Саскии, жены художника… Рембрандт начал писать «Ночной дозор» счастливым семьянином, а закончил вдовцом. Это милое личико в толпе вояк – может быть, последний портрет любимой, личная нота в заказной работе.
Рембрандт ван Рейн. Портрет Саскии. 1633 г.
Но есть и множество других, более прозаических толкований: эта девочка – «маскот», т.е. живой талисман отряда, или маркитантка, продающая воинам провизию и питье. На поясе у девочки подвешена тушка белого петуха с крупными когтистыми лапами. Эту деталь трактуют как символическое изображение провизии отряда, которой заведует маркитантка, но возможно — это скрытая шутка, основанная на игре слов: на голландском языке слова «коготь» («klauw») и мушкет («kloven
Ночной дозор в Ленобласти: lenarudenko — LiveJournal
В Царском Селе (Александровский парк) расположились скульптуры известных шедевров мировой живописи.
Скульпторы Михаил Дронов и Александр Таратынов. Как заметила lenchen, раньше они находились в Ораниенбауме, а теперь переехали.
Фрагмент картины «Ночной дозор» Рембрандта
Вот так «Ночной дозор» шагает по Ленобласти
Картина «Ночной дозор», 1642 год
Художник — Рембрандт Харменс ван Рейн
Это был заказной портрет группы офицеров Стрелковой гильдии. Эксперимент с сюжетом и композицией (персонажи изображены в действии) не понравились консервативным заказчикам, привыкшим к статичным портретам. Однако картина была размещена в зале Стрелковой гильдии. «Ночной дозор» вызвал интерес искусствоведов только в 19 веке, тогда картина и получила свое название «Ночной дозор». В 1947 году картина была отреставрирована, после снятия слоя копоти оказалось, что дозор не ночной, а дневной — действие картины происходит днем.
Мои фото под дождем, зонтик спасал 🙂
Урбинский диптих
Портрет Урбинского герцога Федериго да Монтефельтро и его жены Баттисты Сфорца
Художник — Пьеро делла Франческа, 1472 год
Портрет считается олицетворением романтики эпохи раннего ренессанса.
Обратная сторона портрета с надписью:
Тот славен едет в блестящем триумфе, кого,
равного высоким князьям, прославляет достойно
вечная слава как держащего добродетелей скипетр
Та, которая в счастье придерживалась правил
великого супруга, на устах всех людей,
украшенная славой подвигов
Рыцарь, смерть и чёрт
Рыцарь, смерть и чёрт, 1513
Художник — Альбрехт Дюрер
Философское изображение жизненного пути. Смерть в образе скелета-старика с песочными часами указывает на краткость жизни, а чёрт, следующий по пятам — человеческие пороки, ведущие к погибели.
Притча о слепых
Притча о слепых (слепой поводырь слепых), 1568
Художник Питер Брейгель Старший
У подножия Белой башни (подробнее о которой расскажу в следующем посте) очень хорошо смотрятся персонажи «Ночного дозора», как на штурм идут. И с ними фотографируются туристы.
Мои посты о Царском селе (Александровский парк)
Китайский городок
Осень в Александровском парке
Екатерининский дворец
По Царскому селу также недавно гуляли мои френды goldfond и fotomanya
Обновления блога в моем паблике вконтакте
Мой facebook, Мой instagram
Rembrandt Harmenszoon van Rijn Ночной дозор Печать на холсте Картина Плакат Искусство Настенная картина для гостиной Home Decor No Frame | |
Уважаемый покупатель, если вам нужен дополнительный край холста, пожалуйста, оставьте нам сообщение, мы сделаем это в соответствии с вашим запросом на ваш заказ, спасибо!
Плакат напечатан на ткани. Какой материал лучше для плаката, он толстый, упругий, упругий, плакат яркого цвета. Идеально подходит для украшения дома, украшения детской спальни, украшения гостиной, подарка.
Плакат будет без границ, если вам нужно, пожалуйста, подтвердите с нами перед заказом.
Запись
:
Это уникальный плакат, в комплект не входит деревянная рамка.
Товары будут отправлены в течение 1-3 рабочих дней после получения полной оплаты.(Бесплатная доставка по умолчанию)
EPacket Service и авиа-отправление Почты Китая — это наш дефект, пожалуйста, свяжитесь с нами, если вам нужна доставка Experss.
Обработка индивидуального или оптового заказа может занять немного больше времени.
Примечание:
Пожалуйста, убедитесь, что ваш адрес правильный или полный, прежде чем заказывать место.
Ожидаемая дата доставки будет зависеть от обычаев, погоды и т. Д., Посылка может задержаться на определенном крупном фестивале (например, Весенний фестиваль и День Рождества, Национальный день Китая) или стихийных бедствиях (например, извержение вулкана, Плотный туман и т. Д.). Иногда может потребоваться немного больше времени, чтобы получить посылку, пожалуйста, свяжитесь с нами, чтобы продлить срок действия вашего охранного ордера.
100% гарантия удовлетворения,
Все фотографии являются HD-версией, если есть какие-либо проблемы с качеством, товар не получен, пожалуйста, свяжитесь с нами своевременно, возможен возврат или обмен.Пожалуйста, не оставляйте отрицательный отзыв до контакта.
Примечание:
Цвет будет иметь небольшое количество различий в цвете из-за разницы в мониторе.
.
Биография Рембрандта ван Рейна (1606-1669)
Rembrant Harmenszoon van Rijn | |
---|---|
Родился | 15 июля 1606 г. г. Лейден, Голландская Республика (ныне Нидерланды) |
Умер | 4 октября 1669 г. (63 года) Амстердам, Голландская Республика (ныне Нидерланды) |
Гражданство | Голландский |
Механизм | Голландский золотой век Барокко |
Поле | Живопись, эстамп |
Рембрандт Харменс ван Рейн родился 15 июля 1606 года в Лейдене, Нидерланды.Он был восьмым из девяти детей. Его отец был мельником, поэтому семья была обеспечена. В молодые годы он посещал латинскую школу и за два месяца до своего четырнадцатилетия поступил в Лейденский университет. Там он изучил классику, такую как грамматика, римская мифология и начал рисовать. Университет ему наскучил, и он оставил его. Рембрандт стал учеником Якоба ван Суоненбурга на три года, а затем на шесть месяцев перешел на Питера Ластмана. Самая ранняя сохранившаяся картина Рембрандта — «Побивание камнями святого Стефана» .
В 1624 году он вместе со своим другом Яном Ливенсом открыл собственную студию в своем родном городе. Спустя три года они начали принимать студентов. Один из его учеников, Жерар Доу, впоследствии стал известным художником в этой области. Где-то в 1629 году государственный деятель по имени Константин Гюйгенс передал Рембрандту все комиссионные от двора в Гааге. Его репутация неуклонно росла.
Рембрандт переехал в Амстердам после смерти своего отца в апреле 1630 года. Он переехал к торговцу произведениями искусства Хендрику ван Эйленбургу.Он начал заниматься как профессиональный художник, а не как преподаватель. Четыре года спустя он женился на кузине Хендрика Саскии ван Эйленбург. Они обвенчались в местной церкви Св. Аннапарохи. В том же году Рембрандт стал горожанином Амстердама.
Одна из его самых известных картин, Ослепление Самсона , была написана в 1636 году. История картины взята из Библии. Самсон очень сильный человек, и источник его силы — его волосы. Он говорит этой женщине, которая убеждает его полюбить ее, и она прерывает это.Она бежит к своим приятелям, и они выкидывают ему глаза. Театральность произведения поражает. Светотень заставляет окружающее изображение быть темным, и своеобразный занавес для сцены ставится в центре. Там вспыхивает свет, показывая, что Самсон ослеплен менее достойным человеком, филистимлянином. Далила, девушка, которая его обманула, спешит в пещеру, чтобы посмотреть. Рембрандт считается художником эпохи барокко из-за использования светотени и драматических событий, изображенных в его работах.
В 1639 году Рембрандт и Саския переезжают в очень известный район. Там у них было четверо детей. Румбарт (1635 г.), умерший через два месяца после рождения, Корнелия (1638 г.), умершая через три недели после рождения, вторая дочь по имени Корнелия (1640 г.), которая умерла через неделю после рождения, а затем Тит (1642 г.), единственный, кто выжил. К сожалению, Саския умерла вскоре после рождения Тита из-за Потребления. В том же году он нарисовал Night Watch , получивший прозвище сэра Джошуа Рейнольдса.Это сцена с мушкетерами, которые должны сопровождать Мари де Медичи в ее путешествии. Когда эту картину нашли, на ней было столько грязи; думали, что это была ночная сцена, отсюда и прозвище. После чистки он выглядел ярким как день, но название прижилось.
Рембрандт нанял горничную, чтобы помочь ему воспитать Тита. Ее звали Хендрикье Стоффельс, и у них была дочь по имени Корнелия, которая также дожила до совершеннолетия. Они никогда не были женаты, но поскольку жили вместе, это называлось гражданским браком.В 1656 году он объявил о банкротстве, так как его расходы увеличились, хотя его доход уменьшился. Они переехали из дома в более скромный, и Рембрандт был счастлив покинуть то место, где хранились все его плохие воспоминания.
Рембрандт за свою жизнь написал много автопортретов; 40, если быть точным. Один из его лучших — «Автопортрет» 1658 года. На нем он изображен в средневековом наряде, но выглядит он очень серьезно. Этот комедийный фактор в сочетании с такой торжественностью характерен для большинства его автопортретов.
Чтобы заработать на жизнь, Рембрандт и Хендрикье открыли картинную галерею. Они продавали Рембрандтов и другие картины других местных художников. На этом они получали скромные заработки. Хендрикье умер в 1663 году, но он все еще управлял галереей. В 1668 году женился его сын Тит. По воле судьбы он умер через полгода. Его невестка родила девочку, и Рембрандта назвали крестным отцом. Рембрандт переехал со своей невесткой. Там он написал одну из своих последних работ, The Prodigal Son .Это еще одно библейское повествование, взятое из книги Луки. Сын говорит отцу, что вместо того, чтобы отдать ему наследство после смерти отца, он должен передать его ему сейчас, когда он сможет им наслаждаться. Отец соглашается, и сын уезжает. В течение многих лет отец не видит своего сына, но однажды этот мальчик в рваной одежде появляется в дверях. Он рассказывает своему отцу, что произошло, и на картине отец обнимает своего сына и проливает на него прощение.
Рембрандт умер вскоре после завершения этой картины, 4 октября 1669 года.Он похоронен в Амстердаме в безымянной могиле. За эти годы он написал 300 картин, сделал 300 гравюр и около 2000 рисунков. Его целью на протяжении всей своей карьеры было представить «величайшее и наиболее естественное движение», которого, я думаю, он достиг.
.
Rembrandt Harmenszoon van Rijn The Night Watch2642 настенная картина для комнаты картина маслом настенная живопись печать настенная живопись без рамки | настенные картины | картина для комнатыкартина для стены
УВЕДОМЛЕНИЕ ПОКУПАТЕЛЯ:
Q1: Какие картины у вас есть?
A1: Мы печатаем картину на принтере на холсте без рамы.
Q2: принимаете ли вы заказ с фотографиями или фотографиями покупателя?
A2: Да, мы принимаем это, и пришлите фотографии
или фотографии на нашу электронную почту.
Q3: сколько дней можно получить заказы?
A3: это всегда зависит от вашей местной воздушной почты,
, но он может быть доставлен 39-120 дней.
Q4: Где получить информацию об отслеживании?
A4: всегда отображается рядом с заказами ниже, иногда не отображается показывает
полностью, покупатель может проверить на 17 треках или отправить нам электронное письмо для проверки.
Q5: Какие виды предметной живописи можно заказать в магазинах?
A5: Включите ниже, а также примите индивидуальную тему.
Номера
Гостиная, кухня, главная спальня, домашний кинотеатр, спальня мальчика,
Спальня для девочки, Детская / Детская
Стили Дома
Дом на пляже, Современный, Современный, Деревенский Домик, Юго-запад,
Холостяк, Городская Кондо / Квартира, Хобби и интересы, Любитель животных,
Автолюбитель, Коллекционер комиксов, Знаток пива, Любитель кино,
Меломан, любитель вина
Профессии
Архитектор, Художник, Повар, Графический дизайнер, Механик, Ученый, Учитель
Праздники и события
День рождения, Рождество, Пасха, Хэллоуин, День Независимости, День Благодарения, День Святого Валентина
Детали продуктов, как показано ниже
.