Военные самолеты, военная авиация, современные военно-воздушные силы (ввс)
{{if wg_link }}
{{/if}}
{{if notify_title }}
{{if notify_message }}
${notify_title}
{{html notify_message}}
{{/if}}
{{/if}}
{{if validate_url }}
{{/if}}
{{if date }}
{{html date}}
{{/if}}
{{html announce}}
С древних времён человек смотрел в небо, мечтая полететь как птица. Неудивительно, что когда ему удалось оторваться от земли на самолёте и совершить управляемый полёт, сам термин, обозначающий создание и использование летательных аппаратов со временем получил обозначение, образованное от латинского слова Avis – «птица». Вскоре после того, как братья Уилбур и Орвилл Райты впервые подняли свой «Флайер» в воздух, новинкой заинтересовались военные. Их всегда привлекала идея безнаказанно следить за противником с высоты или так же без риска для себя сбросить что-то на его голову, и новомодное изобретение подходило для этого как нельзя лучше. Так появились военные самолёты, первые из которых были приспособленными для разведки или бомбометания мирными аэропланами, но затем началась специализированная постройка таких аппаратов – разведчиков, бомбардировщиков, а позднее истребителей. В армиях ведущих мировых держав стали появляться военно-воздушные силы.
В настоящем разделе портала представлены материалы по истории ВВС всего мира за их более чем вековую историю: с момента начала боевого применения, состоявшегося незадолго до Первой мировой войны, когда военные самолёты имели самые скромные возможности, и по наше время, когда современные боевые самолёты и вертолёты зачастую способны самостоятельно решить исход военного конфликта, а транспортные самолёты стали одним из основных способов быстрой переброски наземных войск.
Здесь вы можете прочитать, как проектировалась, осваивалась в производстве и совершенствовалась авиационная техника во всём её многообразии – от деревянных, обтянутых тканью «Ньюпоров» и «Фоккеров», едва способных поднять в воздух экипаж, до современных истребителей пятого поколения и беспилотных летательных аппаратов, а также возможных путях развития авиационной техники будущего. Публикации портала рассказывают как о самых популярных образцах самолётов и вертолётов, выпускавшихся многотысячными сериями, так и о тех конструкциях, что были построены в единичных экземплярах, а то и вовсе не покинули чертёжные доски конструкторских бюро и остались в эскизных проектах.
Кроме описания авиационной техники, из материалов раздела можно узнать о людях, за столетие сделавших авиацию из забавного развлечения могучим родом войск и опорой экономики: авиационных конструкторах, промышленниках и меценатах, и, конечно же, лётчиках. Их биографии читаются как настоящие приключенческие романы: пионеры авиации начала XX века и герои рекордных перелётов, на несовершенной технике стремившиеся забраться выше, пролететь дальше и быстрее, испытатели новых самолётов и вертолётов, которые в прямом смысле слова учили и учат летать новую технику, воздушные асы, чья популярность была сравнима лишь со звёздами киноэкрана, сражавшиеся в небе обеих мировых войн и участвовавшие в локальных конфликтах.
Отдельное внимание уделено боевому применению авиации, развитию и совершенствованию авиационной тактики и стратегии – от полётов одиночных аэропланов до полноценных воздушных наступлений, которыми выигрываются военные кампании, от беспорядочных воздушных свалок по принципу «каждый сам за себя» до тактики группового воздушного боя, доведённой до совершенства. Не обойдено вниманием и развитие авиационного вооружения – от первых кустарных авиабомб и металлических стрел, сбрасываемых на вражескую кавалерию, до современных корректируемых авиабомб и крылатых ракет нового поколения, от взятого в полёт револьвера до многоствольных автоматических авиационных пушек и экспериментальных лазерных систем.
Истребительная авиация СССР | |||
Истребитель И-5 | Истребитель И-15 (ЦКБ-3) | ||
Истребитель И-15 бис | Истребитель И-153 «Чайка» | ||
Истребитель И-16 | Истребитель Пе-3 | ||
Истребитель МиГ-1 | Истребитель МиГ-3 | ||
Истребители МиГ-1 (И-61, И-200), МиГ-3 | Истребитель ЯК-1 | ||
Истребитель ЯК-3 | Истребитель ЯК-7 | ||
Истребитель ЯК-9 | Истребитель ЛаГГ-3 | ||
Истребитель ЛА-5 | Истребитель ЛА-7 | ||
Истребитель-перехватчик Ту-1 («63П», АНТ-63П) | |||
Бомбардировочная авиация СССР | |||
У-2 (раздел «Учебные самолеты») | Бомбардировщик К-12 | ||
Бомбардировщик Су-2 (ББ-1) | Бомбардировщик-штурмовик Су-4 | ||
Бомбардировщик Як-2 | Бомбардировщик Як-4 | ||
Бомбардировщик СБ (АНТ-40) | Пикирующий бомбардировщик Ар-2 | ||
Бомбардировщик Пе-2 | Бомбардировщик Ту-2 | ||
Бомбардировщики ДБ-3 (Ил-4) | |||
Бомбардировщик ДБ-А | Бомбардировщик Ер-2 | ||
Бомбардировщик ТБ-3 (АНТ-6) | Бомбардировщик Пе-8 | ||
Штурмовая авиация СССР | |||
Штурмовик Ил-2 | Штурмовик Ил-10 | ||
Штурмовик Су-6 | Штурмовик Су-8 | ||
Разведывательная авиация СССР | |||
Самолет-разведчик Р-5 | Самолет-разведчик Р-Z | ||
Самолет Р-10 (ХАИ-5) | Разведчик Ту-2 | ||
Автожир ЦАГИ А-7 | |||
Военно-морская авиация СССР | |||
Самолет МБР-2 (Морской Ближний Разведчик) | Гидросамолет КОР-1 (Бе-2) | ||
Самолет МДР-3 (Морской Дальний Разведчик) | Летающая лодка МДР-4 (АНТ-27) | ||
Самолет МДР-5 (Морской Дальний Разведчик) | Самолет МДР-6 (ЧЕ-2) (Морской Дальний Разведчик) | ||
ОСГА-101 и СПЛ самолет для подводной лодки («Гидро-1») | Палубная катапультная летающая лодка КОР-2 (Бе-4) | ||
Самолёт-амфибия Ш-2 (АШ-2) | |||
Транспортная авиация СССР | |||
Самолет Ли-2 (ПС-84) | А-7 (планёр) | ||
Десантный планёр Г-11 | Транспортный самолет ПС-40 и ПС-41 | ||
Щербаков Ще-2 | Военно-транспортный самолет Як-6 | ||
Учебные и тренировочные самолеты | |||
У-2/По-2 | Учебно-тренировочный самолет УТ-1 | ||
Учебно-тренировочный самолет УТ-2 | Учебно-тренировочный истребитель УТИ-4 | ||
Учебно-тренировочный истребитель УТИ-26 | Учебно-тренировочный бомбардировщик УТБ | ||
Прототипы, проекты и опытные самолеты | |||
БИ-1 | Самолет ВТ-11 (прототип И-5) | ||
И-30 | Прототип И-301 | ||
Истребители И-170 и И-195 | И-180 | ||
И-185 | И-190 | ||
Истребитель Тяжелый Пушечный (ИТП) | ТИС | ||
Самолет Ту-2. Прототипы. |
Самые зрелищные военные видео 2019 года
Полеты тяжелого беспилотника «Охотник», перехват истребителем Су-27 американского бомбардировщика В-52Н и сближение над Балтикой истребителя НАТО с самолетом министра обороны РФ, а также испытания танка Т-90М стали самыми популярными и зрелищными военными видео, опубликованными в этом году на официальном аккаунте Минобороны России и ТАСС в YouTube.
Наибольший интерес пользователей также вызвали ролики с истребителем пятого поколения Су-57, кадры полигонных испытаний подводного беспилотника «Посейдон» и боевых стрельб из тяжелых огнеметных систем ТОС-1А «Солнцепек». Среди опубликованных информационным агентством видео были по-настоящему впечатляющие кадры — воздушная съемка атомной подводной лодки «Князь Владимир» проекта «Борей-А» в Белом море. Кроме этого, традиционно (уже третий год подряд) пользователей интересовало видео испытаний новой противоракеты системы ПРО Воздушно-космических сил РФ.
Охота за «Охотником»
Безусловно, ролики про экспериментальный разведывательно-ударный беспилотный комплекс большой дальности «Охотник» стали самыми рейтинговыми, потому что публиковались военными впервые. Причем популярными они становились буквально спустя несколько часов после публикации. Так, общее количество просмотров первого видео (кадры первого полета) дошло до полутора миллионов.
‘ Минобороны России’
Сначала журналисты, блогеры и эксперты охотились за его первыми фото, затем — за кадрами видео. Спустя четыре дня после официального сообщения от Минобороны, что «Охотник» впервые поднялся в небо, были опубликованы кадры этого полета. Затем появилось расширенное видео о первых испытаниях, которое также вызвало огромный интерес.
Спустя месяц интерес к нему подогрело видео первого совместного полета с истребителем пятого поколения Су-57. Было отработано взаимодействие между беспилотником и Су-57 «по расширению радиолокационного поля истребителя и целеуказанию для применения авиационных средств поражения».
‘ Минобороны России’
«Охотник», разработанный ОКБ Сухого, выполнен по схеме «летающее крыло» с применением специальных материалов и покрытий, которые делают его практически незаметным для радиолокационных средств обнаружения. Беспилотник оснащен аппаратурой для оптико-электронной, радиотехнической и других видов разведки. Серийные поставки в войска начнутся в 2025 году.
Испытания «Охотника» в ударном варианте с различным вооружением пройдут в 2023–2024 годах, а значит, будет еще много зрелищных кадров.
Воздушные перехваты
Ролики со случаями перехвата и сопровождения военных бортов актуальны уже который год подряд. Так, самым популярным видео ТАСС стали кадры (около 25 секунд), как российские Су-27 отогнали истребитель НАТО от самолета министра обороны РФ Сергея Шойгу над Балтикой.
‘ ТАСС’
Самолет Шойгу следовал из Калининграда в Москву в сопровождении двух истребителей морской авиации Балтийского флота Су-27. Самолет F-18 попытался приблизиться к борту министра над нейтральными водами Балтики, однако его оттеснили российские летчики, не позволив ему близко подойти к лайнеру.
В 2019 году самолеты НАТО увеличили активность у западных границ России. С начала текущего года число полетов самолетов различных классов вдоль морских и сухопутных границ с Калининградской областью превысило 800 (в 2018-м — 578). По данным пресс-службы Балтфлота, бывают случаи, когда самолеты морской авиации вынуждены по несколько раз в день подниматься на перехват потенциальных нарушителей воздушных границ.
На канале Минобороны в YouTube самым просматриваемым было видео перехвата американского бомбардировщика российским истребителем Су-27. Ролик длится всего одну минуту.
‘ Минобороны России’
Стратегические бомбардировщики В-52Н ВВС США были замечены у государственной границы РФ в районе Черного и Балтийского морей. Для перехвата самолетов в воздух поднимались истребители Су-27 из состава дежурных сил ПВО.
Нарушений государственной границы РФ зафиксировано не было. Полеты выполнялись в строгом соответствии с Международными правилами использования воздушного пространства.
«Прорыв» стал прорывом
Это видео действительно можно назвать прорывом — танк Т-90М в действии. Оно было эксклюзивно предоставлено ТАСС пресс-службой корпорации «Уралвагонзавод» (входит в госкорпорацию «Ростех») и буквально за пару дней стало одним из самых популярных. Среди всех военных видео, опубликованных информагентством в этом году, этот 30-секундрый ролик по количеству просмотров на втором месте.
‘ ТАСС/пресс-служба «Уралвагонзавода»‘
На видео новейший российский танк Т-90М («Прорыв») на большой скорости проносится по грунтовой дороге, затем производит выстрел с ходу (и снаряд точно попадает в цель) и демонстрирует работу наводчика-оператора внутри боевой машины. Именно эта модернизированная машина в скором времени поступит на вооружение нашей армии. Контракт на поставку был подписан на форуме «Армия-2017».
«Борей» с воздуха
И наконец, кадры, которые, безусловно, не могли остаться незамеченными, — ТАСС впервые опубликовал воздушную съемку атомной подводной лодки «Князь Владимир» проекта «Борей-А».
‘ Сергей Бобылев/Роман Азанов/ТАСС’
Ролик был приурочен к 80-летию крупнейшего российского судостроительного комплекса «Севмаш» и буквально за несколько дней после публикации собрал большое количество просмотров.
Видео было сделано журналистами агентства во время посещения предприятия летом этого года. В ролике впервые демонстрируются кадры воздушной съемки построенного на заводе новейшего стратегического ракетоносца четвертого поколения проекта 955А «Князь Владимир». Корабль завершил все госиспытания и готовится войти в боевой состав ВМФ России.
Также на видео была запечатлена огромная территория «Севмаша», жилые кварталы Северодвинска и заход в акваторию Беломорской военно-морской базы Северного флота самого большого в мире тяжелого атомного ракетного подводного крейсера стратегического назначения «Дмитрий Донской» проекта 941 «Акула».
«Посейдон», «Солнцепек», Су-57 и противоракета
Среди других популярных военных видео, опубликованных информагентством, — кадры полигонных испытаний беспилотного подводного аппарата «Посейдон». На кадрах 30-секундного ролика видно, как силы ВМФ готовят аппарат к запуску, и сам пуск.
‘ ТАСС/Минобороны РФ’
Другой эксклюзив Минобороны демонстрировал возможности тяжелых огнеметных систем ТОС-1А «Солнцепек». Огнеметчики Южного военного округа применили термобарические снаряды повышенной дальности и мощности во время боевых стрельб в рамках командно-штабных учений на юге страны.
‘ Минобороны России’
Надо сказать, что интерес к этому «чудо-оружию» российской армии особый. Разработанная в 1970-х годах система является уникальной, не имеющей зарубежных аналогов. Военные эксперты считают «Солнцепек» идеальным для операций в горных районах, а также для атак на подземные бункеры и тоннели противника.
Еще одно интересное видео, опубликованное ТАСС, — как шестерка истребителей пятого поколения Су-57 сопровождала «борт номер один» на подлете к Ахтубинску.
‘ ТАСС/Ruptly’
Эти кадры были сделаны в ходе посещения Владимиром Путиным Государственного летно-испытательного центра им. Чкалова в мае этого года. Там он ознакомился с новейшими и перспективными радиолокационными и зенитными ракетными комплексами.
И в завершение — традиционные кадры, которые демонстрируются военными из года в год, но при этом вызывают огромный интерес у пользователей, даже несмотря на то, что ролик длится всего около 30 секунд. Это пуск новой противоракеты системы ПРО, снятый с семи ракурсов.
‘ Минобороны России’
Очередной испытательный пуск проводился на полигоне Сары-Шаган в Казахстане. Система противоракетной обороны состоит на вооружении Воздушно-космических сил и предназначена для защиты государства от ударов средств воздушно-космического нападения.
Роман Азанов
Новые военные самолеты России – что имеем и чего ждать от ВПК?
Военно-воздушные силы давно стали основой вооруженных сил любой армии. Самолеты становятся не просто средством доставки бомб и ракет в стан врага, современная авиация это многофункциональные боевые комплексы с крыльями. Новейшие истребители Ф-22 и Ф-35, а атк же их модификации, уже поставлены на вооружение армии США, и здесь имеется ввиду «армия» как сухопутные войска. Это означает что пехота теперь на ровне с танками и БМП имеют в своем составе истребители. Это подчеркивает роль авиации в современной войне. Подобное смещение в сторону многофункциональности сделали возможным новые разработки в области самолетостроения и изменению принципов войны. Современный истребитель может вести бой не приближаясь к цели ближе чем на 400км, запустить ракеты по 30и целям и в ту же секунду развернуться и лететь на базу. Случай конечно частный, но он описывает картину более чем. Не совсем то что мы привыкли видеть в голливудских блокбастерах в которых, на сколько бы далеко вы не смотрели в будущее, истребители в воздухе и в космосе ведут классические «дог файты» времен Великой Отечественной. Некоторое время назад пару новостных сайтов пестрили новостями о том что в симуляции боя «сушки» и Ф-22, отечественная машина вышла победителем за счет превосходства в маневренности, само собой речь здесь шла о превосходстве в ближнем бою. Все статьи отмечали что в дальнем бою «Раптор» превосходит Су-35 за счет более совершенного вооружения и систем наведения. Что и отличает 4++ и 5 поколения.
На данный момент ВВС России имеют на вооружении боевые самолеты так называемого 4++ поколения, те самые Су-35. Это продукт глубокой модернизации имеющихся еще с 80ых Су-27, Миг-29, в скором времени планируется начать схожую модернизацию Ту-160. 4++ означает максимально близко к пятому поколению, в целом современная «сушка» отличается от ПАК ФА отсутствием «стелса» и АФАР. Тем не менее возможности для модернизации этой конструкции в принципе исчерпаны, поэтому вопрос создания нового поколения истребителей стоит уже давно.
Пятое поколение
Пятое поколение истребителей. Этот термин мы часто слышим в новостях о современном вооружении и на авиационных салонах. Что же это такое? «Поколение» это в общих чертах список требований которые предъявляет современная военная доктрина к боевой машине. Машина 5 поколения должна быть малозаметной, обладать сверхзвуковой крейсерской скоростью, продвинутыми системы обнаружения целей и средствами электронной борьбы, но самое главное это многофункциональность. Не зря проекты носят слово «комплекс» в название. Возможность одинаково хорошо вести бой в воздухе и поражать наземные цели во многом определяет облик пятого поколения. Именно такие задачи были поставленны перед будущими конструкторами нового символа отечественной авиации.
Разработка нового поколения началась в СССР и США почти одновременно, еще в 80ых, а в Штатах в 90ых уже выбрали прототип. Из за известных на весь мир событий Советская программа оказалась в стагнации на долгие годы, этим обусловлено отставание в наши дни. Как известно истребитель 5 поколения Ф-22 «Раптор» и Ф-35 «Лайтнинг» уже стоят на вооружении у США и ряда других стран. Что примечательно «Рапторы» пока что не поставляют даже союзникам, обладая заметными преимуществами перед «Лайтнгами», экслюзивное наличие «Рапторов» в армии США делает их ВВС самыми продвинутыми в мире.
Наш ответ «Рапторам» все еще готовится, сроки неоднократно переносились, с 2016 на 2017-2018, теперь это 2020 год, но эксперты говорят что возможен еще один перенос, хотя и отмечают что новый российский истребитель с каждым днем все больше обретает форму продукта готового к серийному производству.
Су-47 «Беркут»
В России у пятого поколения достаточно многострадальная история. Как известно ПАК ФА, он же Т-50, а с совсем недавних пор Су-57, не первая попытка получить на вооружение сверхсовременный многоцелевой истребитель. Одной из таких попыток был Су-47, он же «Беркут». Испытание нового самолета с обратной стреловидностью крыла прошло еще в 90ых. Машина очень запоминающаяся и долгое время была на виду и на слуху. «Обратные» крылья отчасти сыграли с ним злую шутку. Подобная конструкция выводила самолет на новый уровень маневренности, однако для решения всех проблем подобной конструкции сил так и не нашлось, ни в России, ни в Штатах, где в 80ые годы был проект Х-29, истребителя со схожей стреловидностью крыла. Так же данный прототип не отвечал всем требованиям пятого поколения, например сверхзвук он мог преодолевать только на форсаже.
Был построен всего один истребитель и сейчас он используется только как опытный образец. Возможно Су-47 станет последней попыткой создать летательный аппарат с обратной стреловидностью крыла.
Су-57 (ПАК ФА)
ПАК ФА (Перспективный Авиационный Комплекс Фронтовой Авиации) — новый российский самолет. Стал первой удачной попыткой воплотить в жизнь пятое поколение летательных аппаратов. На данный момент в общем доступе достаточно мало информации о его характеристиках. Из очевидного он обладает всеми характеристиками пятого поколения, а именно сверхзвуковой крейсерской скоростью, «стелс» технологиями, активной фазированной антенной решеткой (АФАР) и так далее. Внешне он похож на Ф-22 «Раптор». И сейчас все кому не лень уже начинают сопоставлять эти машины, не мудрено, ведь Су-57 станет главным «протагонистом» в борьбе с «Рапторами» и «Лайтнингами». Стоит отметить что в новых реалиях особое место будет занимать и усовершенствование ракет, как уже было сказано, вступление в бой происходит на гигантских расстояниях, поэтому то на сколько истребитель будет маневренным и как хорошо он себя чувствует в ближнем бою, это дело десятое.
В России «стрелами» для новейшей авиационной техники является ракета Р-73 и ее модификации, по праву носящей славу грозного оружия. Но конструкторы по доброй русской традиции «на всякий случай» предусмотрели установку 30-мм авиапушки на Су-57.
В разработке
Еще один переход в «пятерку» запланирован и для другого 4++ самолета — Миг-35. Уже были показаны наброски «лица» будущего перехватчика, но пока не ясно будет ли в нем нужда или же с его функциями будет справляться Су-57. Мало того, что бы лёгкий истребитель соответствовал всем требованиям нового поколения нужно разработать принципиально новый двигатель и решить проблему с установкой «стелс». Которая невозможна для машин подобного класса в современных реалиях. Как и говорилось ранее, пятое поколение предполагает многофункциональность, которой по идее должен обладать Су-57, поэтому какие задачи будут возлагаться на Миг до сих пор не ясно.
Еще одной перспективной машиной для сил авиации РФ является ПАК ДА, разрабатываемый в стенах конструкторского бюро «Туполев». Из аббревиатуры понятно что речь идет о дальней авиации. По плану в 2025 — первый полет, но учитывая тягу к переносу сроков выпуска чего угодно, сразу можно накинуть пару тройку, а то и пяток лет. Поэтому скорее всего мы не скоро увидим как новый «туполев» взлетает в небо, очевидно дальняя авиация будет обходиться Ту-160 и в ближайшем будущем его модификацией.
Шестое поколение
В интернетах нет нет, да проскакивает желтая статейка о шестом поколении истребителей. Что вот уже полным ходом где-то ведется разработка. Это конечно не так, ведь напомним, новейшее пятое поколение стоит на вооружении только у США. Поэтому говорить о «разработке полным ходом» пока рано. Тут бы с пятым закончить. Что же до спекуляций о том как будет выглядеть оружие будущего, то здесь есть почва для дискуссии. Какими же будут самолеты нового поколения?
От шестого поколения стоит ожидать что увеличатся все стандартные характеристики. Скорость, маневренность. Скорее всего уменьшится вес, благодаря новым материалам будущего, электроника выйдет на новый уровень. В ближайшие десятилетия возможно стоит ожидать прорывов в создании квантовых компьютеров, это позволит перейти на невиданный уровень скорости вычислений, что в свою очередь позволит серьезно модернизировать современный ИИ самолета, который в будущем возможно по праву будет носить имя «второй пилот». Предположительно произойдет полный отказ от вертикального оперения, которое абсолютно бесполезно уже в современных реалиях, так как истребители работают в основном на предельном и запредельном углах атаки. Отсюда могут вытекать интересные формы планера, возможно снова попытка изменить стреловидность крыла.
Самый главный вопрос который будут решать конструкторы будущего — а нужен ли вообще пилот? То есть будет ли истребитель управляться ИИ или пилотом, а если пилотом то будет ли пилот управлять самолетом дистанционно или же всё же по старинке из кабины. Вообразите самолет без пилота. Это огромное «облегчение» для машины, ведь помимо веса самого пилота и его экипировки, приличную нагрузку создаёт кресло пилота, которое должно спасать жизнь, что делает его сложно машиной, напичканной электроникой и механизмами для катапультации пилота. Не говоря уже об изменении дизайна планера, в котором не надо выделять огромное пространство для человека и ломать голову над эргономичным дизайном кабины для облегчения управления машиной в воздухе. Отсутствие пилота ведет к тому что больше не надо заботиться о перегрузках, а значит машину можно будет разгонять до любой скорости которую потянет конструкция, то же самое и о маневрах в небе. Так же это позволит облегчить курс подготовки пилотов. И речь идет не только о снижении требований к здоровью пилота. Сейчас пилот это самое ценное что есть в истребители. На подготовку тратится колоссальное количеств времени и ресурсов, потеря пилота невосполнима. Если же пилот будет управлять истребителем из комфортного кресла глубоко в бункере на военной базе, то это изменит облик войны не меньше чем «пересадка» с лошадей на танки и БМП.
Перспектива полного отказа от пилота все же выглядит как задача для более далекого будущего. О последствиях использования ИИ предупреждают ученые и сама философско-этическая составляющая замены человека роботом в войне все еще изучается. Вычислительных мощностей для создания полноценной замены пилоту все же пока мы не имеем, но в ближайшие десятилетия возможна технологическая революция в этой области. С другой стороны чутье и воинская смекалка пилота не смогут быть воссозданы нулями и единицами. Пока все это гипотезы, поэтому облик современной авиации и военно-воздушных сил ближайшего будущего все же будет иметь человеческое лицо.
Откуда взялись все эти «поколения истребителей» и как их понимать
Каждый раз, когда в новостях пишут про военные самолеты возникает термин «поколение»: этот истребитель четвертого, а этот пятого, а кто-то уже и шестое собирается делать. Однако как только дело доходит до конкретных определений, выясняется, что на самом деле никакого единого стандарта или хотя бы консенсуса среди специалистов в авиационной отрасли нет.
Сколько виртуальных копий было сломано в спорах является ли российский Су-57 истребителем пятого поколения или нет — не счесть. Можно сравнить разве что только с результатами аналогичных сетевых баталий на тему соответствия американского F-35 универсальному бренду «Fifth-generation jet fighter».
Но если совсем немного начать погружаться в тему, то у особо впечатлительных лиц могут глаза на лоб вылезти: столько за 30 лет всяких теорий наворотили. И если говорить уж совсем начистоту, то как фирма-производитель свой продукт «обозвала», таким он на самом деле и является. То есть, раз «Сухой» утверждает, что Су-57 — пятое поколение, то так и есть. И F-35 тоже.
Supermarine Spitfire в небе над Британией. 1938 год
Запросы фронтов Второй мировой В некоторые системы классификации включаются даже поршневые истребители, разработанные в конце 1930-х и середине 1940-х. Бесспорно, среди них были невероятно продвинутые чудеса инженерной мысли, но если затрагивать еще и эту веху развития авиации, можно «скатиться» и до межвоенного периода, а то и до братьев Райт.
Множество систем и ни одной единой
Как бы смешно это сейчас ни выглядело, но само понятие «поколение истребителей» появилось только в начале 1990-х, сразу на цифре «пять». ВВС США тогда как раз признали альянс авиапроизводителей во главе с «Локхид» победителями конкурса «Перспективный тактический истребитель» (Advanced Tactical Fighter, ATF) и в медиапространстве начали обсуждать разработку Lockheed Martin — прототип F-22 Raptor.
Messerschmitt Me 262A. 1945 год
Пионеры реактивной авиации На пьедестал условного первого поколения почти всегда помещаются первые реактивные боевые самолеты. Эксперименты авиаконструкторов с этой невероятно многообещающей технологией происходили еще во время Второй мировой войны, однако тогда довести до ума сложнейшие агрегаты никак не получалось. Почти всегда получившиеся модели существенно уступали поршневым истребителям по большинству показателей и только понимание всех перспектив реактивных двигателей не давало инженерам опустить руки. Типичные представители — Lockheed P-80 Shooting Star, Messerschmitt Me 262.
Красивый бренд «Fifth-generation jet fighter» возник с подачи маркетологов Lockheed Martin, да так и закрепился. Одновременно с этим среди экспертов и журналистов возникла вялотекущая дискуссия, а какие же тогда вообще поколения существуют и какие признаки характерны для каждого из них. Если кратко, то все авторитеты изгалялись кто во что горазд.
Восстановленный МиГ-15 на частном аэродроме в Калифорнии. 2007 год
Превосходство над поршневыми коллегами В рамках «второго поколения» совершались первые попытки обуздать сложную аэродинамику трансзвукового и сверхзвукового полета, что вылилось в создание стреловидного крыла. Развитие радиоэлектроники привело к появлению радиоприцелов и инфракрасных головок самонаведения у ракет. Сколь-нибудь продолжительный полет на сверхзвуковой скорости был все еще слишком сложен и полноценных собственных радаров эти истребители почти никогда не имели, но поршневую авиацию уже оставляли далеко позади по всем параметрам. Типичные представители — МиГ-15, North American F-86 Sabre.
Наиболее полную классификацию реактивных боевых самолетов предложил историк ВВС США Ричард Халлион (Richard P. Hallion). Она состояла аж из шести этапов развития истребительной авиации, но при этом даже не включала в себя разработки позднее середины 1980-х. Однако, необходимость в каком-то консенсусе назревала, и уже в первые десятилетия XXI века появилось сразу несколько пересекающихся систем.
Dassault Mirage III ВВС Израиля в музее. На борту 13 отметок о воздушных победах. 2010 год
Бум технологий К «третьему поколению», как правило, относят первые истребители, способные долгое время (десятки минут) удерживать сверхзвуковую скорость, несущие на борту собственные полноценные радары и богатые наборы датчиков, высокоманевренные и умеющие выполнять сразу несколько функций (многоцелевые). Именно в этом поколении появились первые платформы вертикального взлета и посадки («Харриер»), а также возможность применять вооружение дальше поля видимости (ракеты «выстрелил и забыл» и наводящиеся по целеуказанию с других самолетов). Типичные представители — McDonnell Douglas F-4 Phantom II, МиГ-23, Dassault Mirage III.
Самые известные из них созданы: порталом Aerospaceweb в 2004 году, изданием Air Force Magazine в 2006-м, автором ряда книг по истории авиации Джимом Винчестером (Jim Winchester) в его работе 2011 года «Реактивные истребители наизнанку» (Jet Fighters Inside & Out), а также Королевскими ВВС Австралии в бюллетене Центра развития воздушных сил 2012 года.
Saab Gripen чешских ВВС. 2010 год
Основа сегодняшних ВВС Самолеты «четвертого поколения» известны, пожалуй, каждому и стоят на вооружении всех крупных стран прямо сейчас. В них появились системы управления по проводам, пресловутая сверхманевренность (а значит и аэродинамическая нестабильность), индикаторы на лобовом стекле (проекции, ИЛС, HUD), широкая компьютеризация всех узлов и агрегатов, доплеровские радары стали обязательными, а скорость звука начали успешно преодолевать с более чем двухкратным запасом. Типичные представители — McDonnell Douglas F/A-18 Hornet, Су-27, Saab JAS 39 Gripen
Все эти варианты классификации опираются на те или иные признаки, включающие в себя не только время появления самолетов, но и ряд характерных технологических новшеств. Наиболее радикально к этому подошел Air Force Magazine, определяя поколения через явные инженерные революции в авиастроении — начиная с самого реактивного двигателя на первом этапе, продолжая стреловидным крылом и сверхзвуком, а заканчивая лазерным оружием в недалеком будущем.
Два F/A-18 Super Hornet 31-й эскадрильи ВМС США. 2008 год
Плюсы и половинки Последние несколько лет непосредственно о четвертом поколении мало кто говорит, обычно упоминаются некие 4+ или 4++, а то и вовсе 4,5. В эти категории «записывают» все глубоко модернизированные «четверки» или варианты их развития, не вписывающиеся в какие-то популярные требования к пятому поколению. Почти всегда представители данных «субпоколений» обладают развитой современной электроникой, множеством сенсоров, радарами с активной фазированной антенной решеткой (АФАР), средствами РЭБ и умением работать в информационной сети из нескольких боевых единиц. Иногда к этому прибавляется использование радиопоглощающих материалов в конструкции, а также двигателей с управляемым вектором тяги. Типичные представители — Boeing F/A-18E/F Super Hornet, Boeing F-15SE Silent Eagle, Су-35.
Кроме того, нельзя сбрасывать стоящие несколько поодаль национальные системы классификации. Они есть во Франции и Китае и привязаны к этапам развития собственной авиационной промышленности. Например, «китайских поколений» всего четыре, и в последнем как раз находится один J-20, который во всем мире условно причисляется к пятому.
Чэнду J-20 демонстрирует внутренние отсеки для вооружения на Airshow China 2018
Заветная «пятерочка» Скажем так, в популярной культуре укоренилась следующая триада основных признаков истребителя «пятого поколения»: крейсерская сверхзвуковая скорость, сверхмалая заметность в инфракрасном и радиодиапазонах, а также сверхманевренность. Профессионально разбирающиеся в теме эксперты обязательно прибавляют к этому наличие мультиспектральных сенсоров с широким полем обзора и обязательную работу в информационной сети. Типичные представители (и единственные летавшие на данные момент) — Lockheed Martin F-22 Raptor (первый полет в 1997 году), Lockheed Martin F-35 Lightning II (2006), ПАК ФА Су-57 (2010), Chengdu J-20 (2011).
Рациональное зерно
Если абстрагироваться от личных предпочтений, то все вышеперечисленные классификации можно свести к одному принципу — каждое следующее поколение не обязательно радикально превосходит предыдущее на момент своего появления, но в своей основе содержит самые современные технологии. Таким образом, можно сделать вывод, что объективно истребителей было действительно не более пяти-шести «волн», обусловленных теми или иными новшествами, которые были на острие прогресса в период создания каждой модели. Причем четкую грань между «поколениями» зачастую провести либо сложно, либо невозможно.
Концепт истребителя BAE Tempest
Неизвестное будущее Конечно, про «шестое поколение» еще рано говорить что-то конкретное, но многие страны уже заявили о начале работ над ним. Помимо дальнейшего развития всех самых продвинутых характеристик предшественников, истребители будущего могут быть опционально пилотируемыми, вооружены лазерами или иным энергетическим оружием, а также способностью невероятно быстро менять свою роль (за считанные десятки минут).
Иными словами, любой разрабатываемый сейчас истребитель так или иначе относится к «пятому поколению», даже если он по каким-то критериям не соответствует той или иной классификации. Естественно, это справедливо только в том случае, когда при его создании используются основные достижения современной микроэлектроники, материаловедения, физики, аэродинамики и двигателестроения.
ТОП-10 крупнейших военно-транспортных самолетов
Часто мы
получить много вопросов, какой самый большой военно-транспортный самолет
в мире. Все упомянутые здесь военные авиалайнеры
невероятно большой. Наш анализ основан на технических характеристиках, доступных
данные и техническое сравнение. Основными факторами являются размер
самолеты и их грузоподъемность. В этом списке нет самолетов, которые в настоящее время
в стадии разработки на стадии прототипа.Он включает только
оперативные грузовые самолеты.
В данный момент
Топ-10 крупнейших военно-транспортных самолетов в мире:
№1
Антонов
Ан-124 (Россия)
Антонов Ан-124 Руслан (обозначение НАТО Кондор) назван в честь
легендарный гигант. Он в целом похож на немного меньший
Lockheed C-5 Galaxy. В настоящее время Ан-124 — крупнейший в мире
серийный военный самолет.Только разовый
Антонов Ан-225 больше.
Развитие
этого дальнемагистрального тяжелого транспортного самолета начат в 1971 году.
совершил первый полет в 1982 году и поступил на вооружение советских
ВВС в 1987 году. С его введением
Ан-124 установил ряд мировых рекордов. Всего 54
Самолеты Антонов Ан-124 Руслан были поставлены к 1995 году.
В настоящее время в эксплуатации находится более 40 единиц. Большинство этих самолетов находятся в
коммерческое использование и только небольшое количество
закреплены непосредственно за авиатранспортным подразделением российской авиации
силы.Однако есть положение для многих зарегистрированных граждан
самолет при необходимости призывается на военную службу. Россия
остается единственным военным оператором «Руслана».
Эта
Самолет имеет максимальную грузоподъемность 150 т. Грузовой отсек
Этот стратегический авиалайнер может перевозить практически любой груз, в том числе
практически все российские боевые бронированные машины, вертолеты и
другой негабаритный груз.
№2
Lockheed Martin C-5M Super Galaxy (США)
Локхид
C-5M Super Galaxy Мартина — это рабочая лошадка для стратегических воздушных перевозок США. Также
это самый большой самолет, обычно эксплуатируемый вооруженными силами США.
Первый оперативный
С-5
Самолет Galaxy был поставлен в 1969 году. Всего до 1989 года было поставлено 131 самолет серии C-5. Около 125 из них все еще находятся в эксплуатации.
оперативный. C-5M — последняя обновленная версия, которая
быстрее, имеет больший радиус действия и может нести больше полезной нагрузки.Соединенные Штаты
заказал в общей сложности 52 самолета С-5М, переоборудованных из
более старый эрлифт серии C-5.
У Super Galaxy есть пещерный интерьер с роликовым / выкатным механизмом.
возможности. Доступ к грузу можно получить с обоих концов самолета. Это
имеет максимальную грузоподъемность 130 т. Он может нести два
M1A2 Abrams
основных боевых танков или 7-10 бронемашин 8×8 (Stryker
или LAV-25), или 16
HMMWV.
Эти транспортные самолеты эксплуатируются Командованием воздушной подвижности США,
Командование резерва ВВС, части Национальной гвардии ВВС.По меньшей мере, два
самолеты закреплены за командованием специальных операций ВВС и
выполнять роль спецназа.
Супер Галактика
планируется ввести в эксплуатацию до 2030 года.
№ 3
Антонов
Ан-22
(Россия)
Ан-22
— крупнейший в мире турбовинтовой самолет. Во время своего
Появление в 1965 году было самым большим самолетом в мире.Ан-22
широко использовался в крупных военных воздушных перевозках Советского Союза.
Однако никогда не выпускался в больших количествах.
Эта
самолет
имеет грузоподъемность 80 т. Он может нести четыре
БМД-2
боевые машины десанта.
Эта
Самолёт может работать с неподготовленных аэродромов. Он может взлетать и
приземлиться на мягкий грунт.
В настоящее время на вооружении «Русских авиалиний» находится всего 6 таких самолетов.
Force.Судя по всему, ими управляет независимая военная
эскадрилья транспортной авиации. Еще 18 самолетов находятся на хранении.
Антонов Ан-22 превзошел Boeing C-17 Globemaster III на
этот список. Технически этот самолет немного больше и может
нести немного больший вес. Несмотря на то, что C-17 намного новее и
намного более продвинутая машина.
№4
Боинг C-17 Globemaster III
(США)
В
Boeing C-17 Globemaster III — рабочая лошадка ВВС США, регулярно летает
стратегические миссии снабжения по всему миру.Развитие этого
производство тяжелых транспортных самолетов началось в 1980-х годах. Сделал свой первый
полет в 1991 году и достиг начальной эксплуатационной готовности в 1995 году.
заменил
Lockheed C-141 StarLifter. Всего было выпущено 250 таких самолетов.
построен. Он используется ВВС США и некоторых других стран.
мир.
Эта
авиалайнер
имеет грузоподъемность 76,6 т. Он может нести
M1A2
Танк Абрамс, или трое
Страйкер
Бронемашины 8х8, или три
AH-64
Вертолеты Apache, или десантные
платформы до 49 кг.8 т. Он также может нести смесь
паллетированные грузы и автомобили.
C-17 может нормально работать с аэродромов, которым ранее было отказано.
реактивный транспорт. При необходимости он может работать с грунтовым покрытием,
неулучшенные взлетно-посадочные полосы.
№ 5
Сиань Y-20
(Китай)
Y-20 — новый
Китайский транспортный самолет. Он был разработан Xian Aircraft.
Корпорация (XAC) при поддержке России и Украины.Тем не менее, это первый тяжелый авиалайнер, разработанный в Китае.
Разработка началась в 1990-х годах. В 2006 году программа стала
национальный приоритет. Y-20 совершил свой первый полет в 2013 году. Китай
стала четвертой страной в мире после США, России
и Украина, разработавшая 200-тонный военно-транспортный самолет. Эта
военно-транспортный самолет поступил на вооружение китайской авиации
силы в 2016 году.
Y-20 имеет
грузоподъемность порядка 60-66 тн.Он может нести самые большие бои
и вспомогательные машины, в том числе
Тип 99
танки серии. По грузоподъемности Y-20 подходит для более крупных
Boeing C-17 Globemaster III (77 т) и аналогичные по габаритам
Российский Ильюшин Ил-76 (50 т). Y-20 также превосходит
Ил-76 по аэродинамическим характеристикам и характеристикам.
Y-20 может
даже рассматриваться как стратегический авиалайнер. Имеет достаточный диапазон для
достигают большей части Европы, Африки, Австралии и Аляски.Ранее
Китаю не хватало таких тяжелых военно-транспортных возможностей.
Макет
Y-20 типичен для современного военного тяжелого транспортного самолета.
Он оснащен четырьмя российскими ТРДД Д-30КП2. Это были
Разработан ОКБ Соловьева еще в 1960-х годах. Это было
Сообщается, что в будущем будут использоваться отечественные двигатели WS-20.
Крылья для этого транспорта разработала украинская компания Antonov Design.
Бюро. Также видно влияние Boeing C-17 в хвосте.
секции и грузового отсека и влияние
Airbus A400M в шасси.Композитные материалы широко
используется в планере, чтобы снизить вес.
№6
Ильюшин Ил-76 (Россия)
Ил-76 (обозначение НАТО Candid) был первым советским четырехреактивным самолетом.
тяжелый транспорт. Его производство началось в 1974 году. Более 800 из них
построены военно-транспортные самолеты.
Вместе с
Ан-12 составлял основу советского авиалайнера
Командуйте на протяжении всей холодной войны.Это
использовался для перевозки стратегических военных грузов на прифронтовые авиабазы
в самых экстремальных условиях эксплуатации. Этот самолет все еще
на вооружении ряда стран.
Ил-76 имеет максимальную грузоподъемность 50 т. Он был разработан для
доставлять тяжелые автомобили и технику в отдаленные, плохо обслуживаемые
аэродромы. Он может работать с коротких и грунтовых взлетно-посадочных полос. Ил-76
может справиться с худшими погодными условиями в Сибири
и арктические регионы.
№7
Кавасаки С-2
(Япония)
Кавасаки
C-2 — новый военный транспорт средней дальности Японии. Стало
в составе Сил самообороны Японии (JASDF) в 2016 году.
Около 30-40
планируется доставка самолетов. В конечном итоге они заменят
флот старых
Кавасаки С-1 и
Тактический транспортный самолет Lockheed Martin C-130 Hercules.
Кавасаки
C-2 следует линиям предыдущего C-1. Его компоновка типична для
современный военно-транспортный самолет. Чтобы уменьшить развитие
и себестоимости продукции он разрабатывался параллельно с
Кавасаки Р-1
морской патрульный самолет и основные части планера, базовое крыло
структура и системные компоненты. Этот военный транспорт имеет аналогичные
габариты и грузоподъемность до
Airbus A400M.
Кавасаки
С-2 может перевозить гораздо больше груза, чем заменяемый им самолет.Его максимальная полезная нагрузка составляет
37,6 т. Более старый C-1 может нести всего 10-12 т, а C-130 Hercules — 19 т.
т. Kawasaki C-2 может перевозить около 120 военнослужащих или 8 стандартных воздушных судов.
грузовые поддоны или один вертолет UH-60J.
№8
Airbus A400M (международный)
Аэробус
A400M Atlas — международный проект. Этот самолет средней дальности
совершил первый полет в 2009 году.Этот самолет заказали 10
страны. Мэрами операторов станут Германия (60), Франция (50), Испания.
(27), Великобритания (25) и Турция (10). Первый серийный самолет
были поставлены в 2013 году. A400M заменит различные
самолет, в том числе
Lockheed Martin C-130 Геркулес и
TRANSALL C-160.
Продвинутый
конструкция Airbus A400M включает широкое использование композитных
материалы. Он оснащен турбовинтовыми двигателями. Эти двигатели были
выбран из-за ряда преимуществ, таких как круизное топливо
эффективность и низкие эксплуатационные расходы.
A400M
имеет максимальную грузоподъемность 37 т. Он может нести две бронетранспортеры 8×8
транспортных средств. Этот военный транспорт может взлетать и приземляться на мягких
полуготовые аэродромы и требует относительно коротких взлетно-посадочных полос. Это
также был разработан для работы с ограниченными наземными средствами или без них.
№9
Шэньси Y-9
(Китай)
В 2001
В Китае началась разработка нового тактического транспортного самолета.Он был разработан как замена
Y-8
транспортный парк (копия советского
Ан-12).
Китайцы попытались создать сопоставимый тактический транспортный самолет
в США
C-130J Super Hercules. В конце концов Y-8 был растянут,
доработан и модернизирован для создания Y-9. Этот военный транспорт
самолет совершил первый полет в 2010 г. и вступил в строй с
ВВС Китая в 2012 году.
Y-9 может
перевезти 25 000 кг груза. Хотя, как сообщается, этот самолет также будет
принять перегруженный 30 000 кг груза.Этот транспортный самолет
может перевозить 106 пассажиров, 132 десантника или 72 носилки.
В качестве альтернативы он может нести два
ZLC 2000
Боевые машины десанта, допускающие парашютный десант. Y-9 может нести
различная другая военная техника, включая легкие грузовики, грузовые
контейнеры или поддоны. Задняя грузовая дверь выполняет роль пандуса.
№ 10
Lockheed Martin C-130J Super Hercules
(США)
C-130J
Super Hercules был разработан компанией Lockheed Martin.Это последний
производственная версия
C-130 Геркулес. Super Hercules совершил свой первый полет в
1996 г. Заменил в производстве предыдущий C-130H. Поставки
этот тактический авиалайнер начал производство в 1998 году. К 2014 году более 280 Super
Самолеты Hercules различных моделей поставлены не менее
14 стран. Крупнейшие операторы — ВВС США, Корпус морской пехоты США,
Австралия, Канада, Индия, Италия и Великобритания. В Королевском
На вооружении ВВС этот самолет известен как Hercules C5.
Эта
тактический транспортный самолет имеет грузоподъемность 19 т. Он может нести 92 солдата,
или 6 поддонов, или 2-3
HMMWV,
или один
Бронетранспортер М113.
Его растянутый
Версия C-130J-30 имеет грузоподъемность 20 т. Он может нести
128 солдат, или 8 поддонов с грузом.
.
военных самолетов | Типы, история и развитие
Военный самолет , любой тип самолета, адаптированный для использования в военных целях.
Самолеты были основной частью военной мощи с середины 20 века. Вообще говоря, все военные самолеты попадают в одну из следующих категорий: истребители, которые обеспечивают контроль над важным воздушным пространством, отгоняя или уничтожая самолеты противника; бомбардировщики — более крупные, тяжелые и менее маневренные летательные аппараты, предназначенные для поражения надводных целей бомбами или ракетами; самолеты наземной поддержки или штурмовики, которые действуют на меньших высотах, чем бомбардировщики и истребители завоевания превосходства в воздухе, а также штурмовые танки, соединения войск и другие наземные цели; транспортные и грузовые самолеты, крупнотоннажные суда с большим внутренним пространством для перевозки оружия, снаряжения, припасов и войск на средние или большие расстояния; вертолеты — винтокрылые летательные аппараты, используемые для наземной поддержки, для транспортировки штурмовых войск, а также для транспортировки на короткие расстояния и наблюдения; и беспилотные летательные аппараты, которые представляют собой летательные аппараты с дистанционным или автономным управлением, на которых установлены датчики, целеуказатели, электронные передатчики и даже наступательное оружие.
Ранняя история
Когда в 1783 году были выпущены первые практические самолеты в виде воздушных шаров с горячим воздухом и водородом, их быстро приняли на вооружение. В 1793 году Французский национальный конвент санкционировал создание военной организации, занимающейся привязными аэростатами, и 2 апреля 1794 года была образована рота «Аэростье». Через два месяца первая военная разведка с такого аэростата была произведена перед городом Мобеж. До расформирования Aérostiers в 1799 году их отчеты способствовали успеху французских армий во многих сражениях и осадах.Подобные аэростаты-разведчики использовались позже другими армиями, особенно обеими армиями во время Гражданской войны в США и британцами в Африке с 1884 по 1901 год.
Генератор водородного газа использовался для надувания наблюдательного аэростата во время Гражданской войны в США в 1862 году. Министерство обороны США; Коллекция Brady
Взгляните на демонстрацию Орвиллом Райтом первого в мире военного самолета Первый в мире военный самолет продемонстрировал для армии США в 1909 году Орвилл Райт, показанный здесь взбирающимся на место пилота.Райт и лейтенант Фрэнк Парди Лам катапультируются по перилам и запускаются в воздух. Машина кружит над полем в течение 1 часа 12 минут, установив новый мировой рекорд по времени полета с пилотом и пассажиром. Смотрите все видео к этой статье
Настоящая военная авиация началась с совершенствования навигационного дирижабля в конце 19 века и самолета. в первом десятилетии 20 века. Братья Уилбур и Орвилл Райт, совершившие первые полеты на самолете с двигателем, устойчивостью и управляемостью 17 декабря 1903 года, полагали, что такой самолет будет полезен в основном для военной разведки.Когда в феврале 1908 года они получили первый контракт на военный самолет от правительства США, он требовал создания самолета, способного перевозить двух человек со скоростью не менее 40 миль (65 км) в час на расстояние 125 миль (200 миль). км). Самолет, который они поставили в июне 1909 года, значился как «Самолет № 1, дивизия тяжелее воздуха, воздушный флот Соединенных Штатов».
Получите эксклюзивный доступ к контенту нашего 1768 First Edition с подпиской.
Подпишитесь сегодня
Самыми грозными самолетами до Первой мировой войны были дирижабли, а не самолеты.Дирижабли были большими самоходными кораблями, состоящими из жесткого металлического каркаса, обтянутого тканью, внутри которого находились газовые баллоны, содержащие газ легче воздуха, например водород. Самыми амбициозными примерами этого типа летательных аппаратов были огромные дирижабли, спроектированные и построенные в Германии Фердинандом, графом фон Цеппелином. Типичный дирижабль мог нести пять фугасных бомб по 50 кг (110 фунтов) и 20 зажигательных бомб по 2,5 кг (5,5 фунта) в то время, когда большинство военных самолетов не имели никакого оружия и предназначались только для разведки.
авиация: Schwaben Дирижабль Schwaben приземляется в Потсдаме, Германия, сентябрь 1911 г. Encyclopædia Britannica, Inc.
Эксперименты с вооружением самолетов проводились скачкообразно после 1910 года, когда Август Эйлер получил немецкий патент на пулеметную установку. Одновременно развивались методы бомбометания. Бомбы-макеты были сброшены на цель в виде корабля американским конструктором Гленном Кертиссом 30 июня 1910 года. За этим испытанием последовало падение реальной бомбы и создание первого бомбового прицела.В Англии Королевский летный корпус (RFC) оснастил некоторые свои самолеты бомбодержателями, которые представляли собой своего рода стойку для труб рядом с кабиной наблюдателя, в которой небольшие бомбы удерживались булавкой. Штифт вытаскивали над мишенью, натягивая веревку. Это было примитивно, но работало. Впоследствии военно-морское крыло RFC с некоторым успехом пыталось сбросить торпеды с гидросамолетов Шорт и Сопвит, и вскоре были предприняты усилия по разработке средств для запуска и восстановления таких судов на борту корабля.В 1910–11 годах биплан Curtiss летал с деревянных платформ и на них, возведенных над палубами стоящих на якоре крейсеров ВМС США, а в мае 1912 года пилот Военно-морского крыла RFC управлял бипланом Short S.27 с HMS Hibernia . пока корабль шел со скоростью 10,5 узлов. В следующем году старый крейсер Hermes был оборудован короткой палубой, с которой гидросамолеты взлетали на колесных тележках, которые были помещены под их поплавки, и падали, когда машины поднимались в воздух.
Таким образом, к 1914 году разведывательная, бомбардировочная и палубная авиация развивалась, а некоторые из них использовались в боях.Первое использование самолета на войне произошло 23 октября 1911 года во время итало-турецкой войны, когда итальянский пилот на моноплане Blériot XI совершил часовой разведывательный полет над вражескими позициями около Триполи, Ливия. Первый бомбовый налет произошел девять дней спустя, когда пилот сбросил четыре гранаты на турецкие позиции. Первые разведывательные фотоснимки позиций противника были сделаны 24–25 февраля 1912 г. во время того же конфликта.
.