Стать летчиком
Критерии отбора
Для обывателей профессия пилота кажется невероятно сложной и требующей длительной подготовки. Отчасти это так, но и стать пилотом выпускнику после 9 класса реально, ведь управление самолетом есть не что иное, как «эксплуатация технического средства», а значит, высшее образование для освоения этой профессии необязательно. Для желающих посвятить свою жизнь полетам есть два варианта обучения — летное училище или школа частных пилотов.
Будущий летчик должен иметь не только качественную теоретическую подготовку, но и отменное физическое здоровье. Учитывая высокий конкурс в летные училища и ВУЗы, ВЛК (врачебно-летная комиссия) среди многих абитуриентов с одинаково высокими баллами поступления отдает предпочтение тем поступающим, чьи показатели здоровья и физической подготовки выше, чем у прочих конкурсантов.
У будущего пилота должны быть идеальные показатели следующих систем организма:
- сердечно-сосудистой
-
нервной (в частности, вестибулярного аппарата) -
респираторной (дыхательной) - слуховой
- зрительной
Помимо указанного выше, абитуриент проходит специализированные психологические тесты, чтобы выявить потенциально психически неустойчивых претендентов на место летчика. Это важно, т. к. пилот испытывает перегрузки при каждом полете. Только сильный организм способен выдерживать их регулярно и обладать достаточно быстрой реакцией, чтобы успешно выходить из сложных ситуаций.
Все абитуриенты сдают нормативы физической подготовки (бег, прыжки, подтягивания, отжимания и т. д.). Нормативы различаются в зависимости от возраста и пола кандидата на место. В случае поступления будущий пилот будет проходить через подобные испытания еще не раз — состояние здоровья тестируется регулярно, и в случае его ухудшения возможно даже отчисление студента.
Такие высокие требования к здоровью обусловлены изменениями в организме, которые происходят с человеком в полете — человек со слабым сердцем или легкими просто не выдержит такой частой смены высоты.
Знаменитые лётчики Великой Отечественной войны и их подвиги: историческая правда России от РВИО
Наверное, самым важным фактором победы советского народа в Великой Отечественной войне стал массовый героизм. Около 500 советских летчиков применили в воздушном бою таран. Десятки экипажей, как и капитан Н. Гастелло, направили свои горящие самолеты на скопления боевой силы противника. Сегодня мы расскажем о некоторых героях – летчиках Великой Отечественной войны, которые навечно вписали свое имя в этот героический список.
1. Попков Виталий Иванович (01.05.1922 – 06.02.2010)
Участник Великой Отечественной войны, летчик-ас, командир звена 5-го гвардейского истребительного авиационного полка 207-й истребительной авиационной дивизии. Дважды Герой Советского Союза.
К февралю 1945 года совершил 325 боевых вылетов, в 83 воздушных боях лично сбил 41 и в группе 1 самолет противника. Участник Парада Победы 24 июня 1945 года в Москве.
Факты биографии Виталия Ивановича легли в основу фильма Леонида Быкова «В бой идут одни “старики”».
2. Гулаев Николай Дмитриевич (26.02.1918 – 27.09.1985)
Участник Великой Отечественной войны, летчик-истребитель, генерал-полковник авиации. Дважды Герой Советского Союза.
Всего за время войны совершил 250 боевых вылетов. В 49 воздушных боях лично сбил 55 самолетов противника и 5 – в группе.
3. Речкалов Григорий Андреевич (09.02.1918 (или 1920) – 20.12.1990)
Участник Великой Отечественной войны, летчик-ас, генерал-майор авиации, дважды Герой Советского Союза.
Всего за время войны Речкаловым было совершено 450 боевых вылетов, 122 воздушных боя. Данные о сбитых самолетах разнятся. По одним источникам, сбито 56 самолетов лично и 6 – в группе.
4. Головачёв Павел Яковлевич (15.12.1917 – 02.07.1972)
Участник Великой Отечественной войны, летчик-ас, генерал-майор авиации, дважды Герой Советского Союза.
За время войны совершил 457 боевых вылетов, в 125 воздушных боях сбил лично 31 и в группе – 1 самолет противника. Свою последнюю победу одержал 25 апреля 1945 года в небе над Берлином.
5. Боровых Андрей Егорович (30.10.1921 – 07.11.1989)
Участник Великой Отечественной войны, генерал-полковник авиации, командующий авиацией Войск ПВО СССР (1969–1977), дважды Герой Советского Союза.
Всего за годы войны совершил более 470 боевых вылетов, провел свыше 130 воздушных боев, сбил лично 32 и в группе – 14 вражеских самолетов.
6. Евстигнеев Кирилл Алексеевич (04(17).02.1917 – 29. 08.1996)
Участник Великой Отечественной войны, летчик-истребитель, ас, генерал-майор авиации, дважды Герой Советского Союза.
К весне 1945 года совершил около 300 боевых вылетов, участвовал в 120 воздушных боях, сбил 53 самолета противника лично, 3 – в группе; кроме того, один бомбардировщик ему не был засчитан.
7. Колдунов Александр Иванович (20.09.1923 – 07.06.1992)
Участник Великой Отечественной войны, советский военный и государственный деятель, Главный маршал авиации СССР, дважды Герой Советского Союза. Член ЦК КПСС, депутат Совета Национальностей Верховного Совета СССР.
Всего за годы войны совершил 412 боевых вылетов, провел 96 воздушных боев, в ходе которых им лично сбито 46 вражеских самолетов и 1 – в составе группы.
8. Скоморохов Николай Михайлович (19.05.1920 – 14.10.1994)
Участник Великой Отечественной войны, летчик-истребитель, маршал авиации, дважды Герой Советского Союза, заслуженный военный летчик СССР. Депутат Верховного Совета СССР.
Всего за время Великой Отечественной войны совершил 605 боевых вылетов, провел более 130 воздушных боев, сбил лично 46 фашистских самолетов и 8 самолетов в группе, а также уничтожил на земле 3 бомбардировщика противника. Сам Скоморохов ни разу не был ранен, его самолет не горел, не был сбит. Имел позывной «Скоморох». О нахождении его в небе гитлеровцы предупреждали своих пилотов как о серьезной опасности.
9. Ефимов Александр Николаевич (06.02.1923 – 31.08.2012)
Участник Великой Отечественной войны, Заслуженный военный летчик СССР, маршал авиации. Депутат Совета Национальностей Верховного Совета СССР, член ЦК КПСС. Дважды Герой Советского Союза.
Всего за годы войны совершил 288 боевых вылетов на штурмовике Ил-2, в ходе которых им лично и в составе группы уничтожено 85 вражеских самолетов на аэродромах (что является высшим достижением среди советских летчиков всех родов авиации) и 8 самолетов сбито в воздушных боях, уничтожено большое количество живой силы и техники противника.
10. Клубов Александр Фёдорович (18.01.1918 – 01.11.1944)
Участник Великой Отечественной войны, летчик-истребитель, советский ас, дважды Герой Советского Союза.
Всего за годы войны совершил 457 боевых вылетов. Лично сбил 31 самолет противника и еще 19 – в группе. Александр Клубов погиб 1 ноября 1944 года во время тренировочного полета на новейшем истребителе Ла-7.
11. Недбайло Анатолий Константинович (28.01.1923 – 13.05.2008)
Участник Великой Отечественной войны, командир эскадрильи 75-го гвардейского авиационного полка 1-й гвардейской штурмовой авиационной дивизии 1-й воздушной армии 3-го Белорусского фронта, генерал-лейтенант авиации, дважды Герой Советского Союза.
Капитан Анатолий Недбайло совершил 209 боевых вылетов, нанеся противнику большие потери в живой силе и технике.
12. Сафонов Борис Феоктистович (13(26). 08.1915 – 30.05.1942)
Участник Великой Отечественной войны, первый дважды Герой Советского Союза.
Всего за время боевых действий Борис Сафонов совершил 234 боевых вылета, сбил лично 20 вражеских самолетов.
30 мая 1942 года подполковник Б. Ф. Сафонов, будучи уже командиром 2-го гвардейского смешанного Краснознаменного авиаполка ВВС СФ, вылетел во главе звена истребителей на прикрытие каравана судов PQ-16, идущих к Мурманску. Во время боя с превосходящими силами противника Борис Сафонов погиб.
13. Ворожейкин Арсений Васильевич (15(28).10.1912 – 23.05.2001)
Участник боев на Халхин-Голе, Советско-финской и Великой Отечественной войн, летчик-истребитель, дважды Герой Советского Союза, первый заместитель командующего ПВО Черноморского флота СССР, генерал-майор авиации.
Всего на счету летчика-истребителя около 400 боевых вылетов, 52 лично сбитых самолета противника (6 – на Халхин-Голе) и 14 – в группе.
14. Гризодубова Валентина Степановна (14(27).04.1909 – 28.04.1993)
Участница Великой Отечественной войны, советская летчица, полковник. Первая женщина – Герой Советского Союза, Герой Социалистического Труда, Депутат Верховного Совета СССР.
Во время Великой Отечественной войны, с марта 1942 по октябрь 1943 года, командовала 101-м авиаполком авиации дальнего действия. Лично совершила около 200 боевых вылетов (в том числе 132 ночных) на самолете Ли-2 на бомбардировку вражеских объектов, для доставки боеприпасов и военных грузов на передовую и для поддержки связи с партизанскими отрядами.
15. Павлов Иван Фомич (25.06.1922 – 12.10.1950)
Участник Великой Отечественной войны, командир звена 6-го гвардейского штурмового авиационного полка 3-й воздушной армии Калининского фронта, дважды Герой Советского Союза, майор.
Всего за время войны совершил 237 боевых вылетов на штурмовике Ил-2. Участвовал в Ржевско-Сычёвской, Великолукской и Смоленской операциях, в освобождении Белоруссии и Прибалтики.
16. Глинка Борис Борисович (14(27).09.1914 – 11.05.1967)
Участник Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза, полковник.
Всего за время войны сбил 30 самолетов лично и 1 – в группе.
17. Одинцов Михаил Петрович (18.11.1921 – 12.12.2011)
Участник Великой Отечественной войны, советский военный летчик бомбардировочной и штурмовой авиации, военачальник. Заслуженный военный летчик СССР, генерал-полковник авиации, дважды Герой Советского Союза.
За время войны сбил в воздушных боях 14 самолетов противника, что является наивысшим достижением среди летчиков-штурмовиков.
К концу войны совершил 215 боевых вылетов, завершил войну в звании гвардии майора.
18. Покрышев Пётр Афанасьевич (24.08.1914 – 22.08.1967)
Участник Великой Отечественной войны, летчик-ас, дважды Герой Советского Союза, генерал-майор авиации.
К августу 1943 года совершил 282 боевых вылета, участвовал в 50 воздушных боях и имел на личном счету 22 сбитых вражеских самолета и 7 – в группе.
19. Долина Мария Ивановна (18.12.1920 – 03.03.2010)
Участница Великой Отечественной войны, советская летчица, Герой Советского Союза.
Выполнила 72 боевых вылета на самолете Пе-2, сбросила 45 000 килограмм бомб. В шести воздушных боях ее экипаж сбил 3 истребителя противника в группе.
20. Маресьев Алексей Петрович (07(20).05.1916 – 18.05.2001)
Участник Великой Отечественной войны, советский военный летчик, Герой Советского Союза.
Всего за время войны совершил 86 боевых вылетов, сбил 10 самолетов врага. 5 апреля 1942 года самолет Маресьева был сбит. 18 суток пробирался летчик к своим. В результате врачи были вынуждены ампутировать обе отмороженные ноги летчика.
Еще в госпитале Алексей Маресьев начал тренироваться, готовясь к тому, чтобы летать с протезами.
В феврале 1943 года совершил первый пробный вылет. Добился отправки на фронт. В июне 1943 года прибыл в 63-й гвардейский истребительный авиационный полк.
20 июля 1943 года Алексей Маресьев во время воздушного боя с превосходящими силами противника спас жизнь двум советским летчикам и сбил сразу 2 вражеских истребителя Fw-190, прикрывавших бомбардировщики Ju-87.
21. Покрышкин Александр Иванович (06(19).03.1913 – 13.11.1985)
Участник Великой Отечественной войны, советский военачальник, маршал авиации, летчик-ас, первый трижды Герой Советского Союза. Кандидат в члены ЦК КПСС, член Президиума Верховного Совета СССР, Депутат Верховного Совета СССР.
В Советском Союзе официально считалось, что за годы войны Покрышкин совершил 650 вылетов, провел 156 воздушных боев, сбил 59 вражеских самолетов лично и 6 – в группе.
22. Кожедуб Иван Никитович (08.06.1920 – 08.08.1991)
Участник Великой Отечественной войны, советский военачальник, маршал авиации, летчик-ас. Трижды Герой Советского Союза, депутат Верховного Совета СССР, Народный депутат СССР.
К концу войны Иван Кожедуб, к тому времени гвардии майор, летал на Ла-7, совершил 330 боевых вылетов, в 120 воздушных боях сбил 62 самолета противника.
Летчики
Богдан Сергей Леонидович
Начальник Лётной службы — лётчик-испытатель акционерного общества «Компания «Сухой» «ОКБ Сухого», Герой Российской Федерации, заслуженный лётчик-испытатель РФ, кавалер орденов «Мужества», «За военные заслуги», полковник запаса.
Родился 27 марта 1962 года в городе Вольск Саратовской области. Русский. В 1979 году окончил с отличием среднюю школу города Воскресенска Московской области. В 1983 году окончил с отличием Борисоглебское высшее военное авиационное училище лётчиков имени В.П.Чкалова.
подробнее
Ващук Юрий Михайлович
заместитель начальника лётной службы ОКБ Сухого, заслуженный лётчик-испытатель, Герой Российской Федерации
Герой Российской Федерации (2003 г.), заслуженный летчик-испытатель (2010 г.), мастер спорта международного класса по высшему пилотажу.
Родился 12 июня 1963 года в г. Барнаул Алтайского края. Детские и школьные годы прошли в г. Нижневартовск Тюменской области, где в 1977 году закончил клуб юных летчиков. В 1982 году окончил Кинель-Черкасский авиационный центр ДОСААФ в звании «младший лейтенант».
подробнее
Вотинцев Игорь Викторович
заместитель начальника лётной службы ОКБ Сухого, заслуженный лётчик-испытатель, Герой Российской Федерации
Герой Российской Федерации (1998). Заслуженный летчик-испытатель (1996). Мастер спорта РФ международного класса по самолетному спорту, начальник летной службы ОАО «ОКБ Сухого» (1997). Окончил Харьковское высшее военное авиационное училище летчиков (1974).
подробнее
Фролов Евгений Иванович
заслуженный лётчик-испытатель, Герой Российской Федерации
Герой Российской Федерации (1994). Заслуженный летчик – испытатель РФ (1999). Мастер спорта СССР международного класса по самолетному спорту. В 1968 г. поступил в Белорусский политехнический институт и одновременно летал в Минском аэроклубе ДОСААФ. По окончании института в 1973-1982 гг. летчик-инструктор Минского аэроклуба, член сборной команды СССР по высшему пилотажу. Неоднократный призер и победитель чемпионатов СССР, Европы и Мира.
подробнее
Арцебарский Тарас Анатольевич
лётчик-испытатель 1-го класса
Родился 3 декабря 1978 года в пгт. Покровское, Днепропетровской области. В 1995 году окончил среднюю школу им. Комарова Звёздного городка Московской области и поступил в Качинское ВВАУЛ (г. Волгоград). В связи с расформированием училища, был переведён в Армавирский ВАИ, диплом которого получил в 2000 году. С 2000 по 2005 год служил в 611 иап ВВС РФ (г. Бежецк, Тверской области). В октябре 2005 года уволился из рядов ВС с должности заместителя командира авиационной эскадрильи (Су-27). Военный лётчик 2-го класса, капитан.
подробнее
Кондратьев Роман Валерьевич
заслуженный лётчик-испытатель
Родился в городе Ейске Краснодарского края.
В 1987 году после окончания Свердловского СВУ поступил в Ейское ВВАУЛ им. В.Комарова.
Выпускник ЕВВАУЛ по профилю ИБА 1991 года.
подробнее
Костин Сергей Владимирович
Заслуженный летчик-испытатель РФ
Заслуженный летчик-испытатель РФ, мастер спорта РФ по высшему пилотажу.
Родился 8 марта 1971 года. В 1991 г. окончил Запорожское авиационное училище летчиков-инструкторов ДОСААФ СССР.
подробнее
Чернышёв Сергей Александрович
лётчик-испытатель 1-го класса
Родился 6 февраля 1975 года в г. Камышин, Волгоградской области. Проходил обучение в общеобразовательных школах городов Ахтубинска и Ростова-на-Дону.
подробнее
Шендрик Андрей Владимирович
лётчик-испытатель 1-го класса
Родился 14.05.81 в г. Львов, в семье военного штурмана, с 1984 по 1997 г. проживал в г. Ахтубинск, в 1996 г. семья переехала в Москву, после окончания средней школы в 1998 г. поступил в Качинское ВВАУЛ, которое впоследствии было переформировано в Краснодарский ВАИ.
подробнее
Шендрик Владимир Георгиевич
заслуженный штурман-испытатель, Герой Российской Федерации
Герой Российской Федерации, заслуженный штурман – испытатель РФ.
Родился 1-го января 1954 года в городе Миассе, Челябинской области. Там же окончил 10 классов средней школы № 17. В 1971 году поступил в Челябинское Высшее Военное Авиационное Краснознаменное училище штурманов и в 1975 году, после окончания училища был направлен в Прикарпатский Военный Округ.
подробнее
Маловечко Павел Николаевич
заслуженный штурман-испытатель
Родился в городе Моздок Северо-Осетинской ССР. После окончания средней школы №123 в городе Челябинске поступил в Челябинское ВВАУШ, которое окончил с отличием в 1981 году.
подробнее
Поташов Валерий Серпионович
заместитель начальника летно-испытательной станции по летной службе, летчик-испытатель 1-го класса, заслуженный летчик-испытатель
Родился в поселке Урожайном Заводоуковского района Тюменской области. В 1966 году окончил среднюю школу. Занимался в Тюменском авиационном спортивном клубе, прыгал с парашютом, летал на планерах. 1967-1971 гг. — Барнаульское высшее военное авиационное училище летчиков.
подробнее
Шевчук Сергей Александрович
старший летчик-испытатель, летчик-испытатель 1-го класса, заслуженный летчик-испытатель
Родился в г. Татарске Новосибирской области. С 1973 года проживал в г. Новосибирске. В 1982 году после окончания средней школы поступил в Барнаульское ВВАУЛ. После окончания училища в 1986 году был направлен в строевую часть истребительно-бомбардировочной авиации в Дальневосточный военный округ. Летал на самолетах Су-17УМ3, Су-17М4, Су-24М.
подробнее
Чукланов Дмитрий Игоревич
летчик-испытатель 1-го класса
Родился в поселке Баранчинский Свердловской области. В 1989 году окончил среднюю школу и поступил в Харьковское высшее военное авиационное училище летчиков им. С.И. Грицевца, которое окончил в 1989 году.
подробнее
Золотарев Владимир Аркадьевич
помощник начальника летно-испытательной станции по штурманской службе, штурман-испытатель 1-го класса, заслуженный штурман-испытатель
Родился в селе Понино Глазовского района Удмуртской АССР. В 1974 году, окончив среднюю школу, стал курсантом Челябинского высшего военного авиационного училища штурманов. 1978-1983 гг. — старший штурман авиационного звена 164 отдельного гвардейского разведывательного авиационного полка воздушной армии Верховного главного командования в Польше, г. Бжег.
подробнее
Жаринов Вячеслав Алексеевич
старший штурман-испытатель 1-го класса
Родился в районном поселке Чаны Новосибирской области. С 1985 году проживал в городе Новосибирске. После окончания средней школы поступил в Новосибирский институт инженеров водного транспорта, с 1990 года по 1995 год был курсантом Челябинского высшего военного авиационного училища штурманов.
подробнее
Колесников Николай Александрович
штурман-испытатель 2-го класса
Родился в г. Кирове Калужской области. В 1985 году закончил учебу в средней школе города Стрый Львовской области (семья переменила место жительства). В этом же году поступил в Челябинское высшее военное Краснознаменное училище штурманов имени 50-тилетия ВЛКСМ. В 1989 году был направлен для дальнейшего прохождения службы в город Полтаву, в полк Дальней авиации на самолет Ту-22М3. В 1992 году, после отделения Украины, перевелся в гарнизон Шайковка Калужской области, где продолжал службу на должностях: штурман-оператор, штурман корабля, штурман отряда, и выполнял полеты на самолете Ту-22М3.
подробнее
Пуленко Александр Владимирович
заместитель начальника лётно-испытательной станции по лётной службе – старший лётчик-испытатель, лётчик-испытатель 1-го класса, заслуженный лётчик-испытатель РФ
Родился на хуторе Маркин Октябрьского района Ростовской области. В 1972 году поступил в Ставропольское высшее военное авиационное училище летчиков и штурманов ПВО, получил квалификацию Военный летчик-инженер. В 1987 году поступил в ВККА ПВО им. Маршала Советского Союза Г.К.Жукова, где получил квалификацию офицер с высшим военным образованием. В 1994 году обучался в Школе летчиков-испытателей им. А.В.Федотова получил квалификацию летчика-испытателя 1 класса.
подробнее
Тараканов Павел Юрьевич
летчик-испытатель 1 класса
Родился в станице Кущевская Краснодарского края. В 1988 году окончил среднюю школу и поступил в Качинское Высшее Военное Авиационное Училище Летчиков, которое окончил в 1992 году. Проходил службу в частях ВВС МО РФ.
подробнее
Китаев Сергей Алексеевич
летчик–испытатель 2 класса
Родился в пос. Серышево Амурской области. В 1999 окончил Краснодарский военный авиационный институт и получил квалификацию Инженер-пилот.
подробнее
Петухов Алексей Викторович
летчик–испытатель 2 класса
Родился в г. Свердловск Свердловской области. В 2004 году поступил в Краснодарское высшее военное авиационное училище летчиков имени Героя Советского Союза А.К.Серова.
подробнее
Легендой Маресьева сделала книга, но настоящим человеком он стал сам
Страшные 18 суток
После этого, преодолевая боль, Маресьев на разбитых ногах вначале пошел, а затем, обессилев, пополз на восток. Восемнадцать суток, по таявшему апрельскому снегу (перепады температуры в этот период составляли от — 5° до + 7°), практически без еды и воды, продолжалось это страшное путешествие, о котором впоследствии летчик не любил вспоминать.
Спасли его мальчишки из деревни Плав Валдайского района — Сережа Малинин и Саша Вихров, которые наткнулись в лесу на потерявшего сознание пилота. В одном из своих последних интервью на вопрос: «Что же помогло тогда выжить и не впасть в отчаяние?» — Маресьев ответил: «Желание выбраться к своим. Желание жить».
А еще — помощь незнакомых и знакомых людей. Через неделю после того, как Маресьев попал к колхозникам, за ним прилетел на По-2 комэск его полка старший лейтенант Андрей Дехтяренко (будущий Герой Советского Союза, через два месяца погибший в бою), который доставил раненого однополчанина из глухого села в Москву, в госпиталь.
На краю смерти
Однако долгий путь сделал свое — летчик, у которого стремительно развивалась гангрена обеих израненных и отмороженных ног, был в столь плохом состоянии, что московские врачи не надеялись на его спасение.
Спас Маресьева профессор Николай Теребинский, известный хирург, который, проходя мимо умирающего лейтенанта, поинтересовался его состоянием и, получив от коллег неутешительный ответ, скомандовал: «Немедленно в операционную!»
В ходе последующей операции Маресьеву ампутировали обе ноги в районе голени. Жизнь его теперь была вне опасности, но казалось, что о службе летчика можно навсегда забыть. Но у Алексея Петровича было другое мнение на этот счет. Он привык преодолевать себя.
Летчиком не рождаются
Путь в небо вообще начинался для Маресьева трудно. Отец умер от ран, полученных на фронтах Первой мировой. Надо было помогать матери, которая работала уборщицей на заводе, одна воспитывая троих сыновей.
После окончания школы в городе Камышин Сталинградской области (ныне Волгоградской) Алексей работал токарем. Дважды подавал документы в летное училище и дважды получал отказ — по здоровью. В детстве он перенес тяжелую форму малярии, приведшую к ревматизму. Никто не верил в его детскую мечту — стать летчиком, кроме него самого.
Несмотря на слабое здоровье, в 1934 году Камышинский райком комсомола послал Марьесьева строить Комсомольск-на-Амуре. Будущий Герой Советского Союза категорически не желал ехать на Дальний Восток, и даже в сердцах сдал комсомольский билет. К счастью для него, инцидент замяли, а он все же отправился на строительство нового города.
Через тернии к звездам
Впоследствии вспоминал, что на медкомиссии женщина-врач сказала ему: «Алеша, ты, конечно, можешь не ехать. Но знай, если ты одной ногой ступишь на ту землю, все твои болезни пройдут». Так оно и случилось. Перемена климата благотворно сказалась на юном волжанине. Без отрыва от производства (работал мотористом-дизелистом) он стал заниматься в аэроклубе.
В 1937 году был призван в армию и попал по настоятельной просьбе в авиацию — служил в 12-м авиапограничном отряде на Сахалине. Правда, не летал, а помогал обслуживать самолеты. Активного красноармейца заметили и направили 30-ю Читинскую школу военных пилотов, которую в 1938 году перевели в Батайск Краснодарского края.
Именно там он впервые самостоятельно поднялся в небо. Закончив в 1940 году Батайское военное авиационное училище имени А.К.Серова, в звании младшего лейтенанта Алексей Маресьев был оставлен в родных стенах летчиком-инструктором, и там же встретил войну.
Анекдоты — НАВИГАТОР
Анекдоты про летчиков
- Молодой летчик заходит на посадку и решил пошутить. Связывается с диспетчером: — Угадай, кто? Диспетчер выключает все огни на посадочной полосе и отвечает: — Угадай, куда…
- Беседуют две женщины.
— Ты знаешь, как надоел нам наш кот! Что мы только не делали, чтобы от него избавиться: — Выгоняли, оставляли в другом городе, топили — он все равно возвращался. А сегодня мой муж (он ведь летчик) взял кота с собой в самолет, чтобы сбросить с высоты 3000 метров. Ты знаешь, я очень волнуюсь за мужа!
— Но почему?
— Но ведь прошло уже шесть часов — кот давно дома, а мужа все нет!
- Из рапорта курсанта—летчика: «Самолет выехал за пределы взлетно—посадочной полосы, проломил забор, врезался в дерево, после чего потерял управление».
- — Говорят, у летчиков стратегической авиации есть спец таблетки, после которых часов 20 не хочется ни есть, ни спать, ни в туалет…
— Ага! Зато после полёта!. .
— Точно! И всё это одновременно…
- Машина, с растерявшейся женщиной за рулем, несется в стену. Остается пара метров, вдруг сидящий рядом с ней мужчина дергает ручник и автомобиль замирает в сантиметрах от преграды. Сидящие в салоне начинают его благодарить. Мужик: — Да ладно, я ж летчик—истребитель, просто у меня в кабине в этом месте находится рычаг катапультирования.
Встречаются две жены пилотов:
— Ну твой как, всё пьёт?
— Есессно, а твой?
— А мой бросил.
— А как же он теперь летать будет?
Девушка юноше после секса:
— Дорогой, ты — как Ил-86…
— Такой же большой, мощный и надежный?
— Нет, от тебя так же тошнит…
У пилота спрашивают:
— Откуда вы знаете в какую сторону нужно лететь в такой темноте?
— Видите справа зеленый огонек а слева красный?
— Да.
— Вот между ними и лечу.
Прибегает к Пятачку довольный Винни-Пух:
— Пятачок, я тебя в Аэрофлот на работу устроил!
— Кем?
— Да этим — как его, э-э-э… борт… борт…
— Бортинженером?
— Нет!
— Бортмехаником?
— Да нет!
— Бортпроводником?
— Нет… А, вспомнил! Бортпитанием!
Разбился самолёт. На месте катастрофы первым оказался Рабинович. Он видел, что есть живые среди потерпевших катастрофу. Он спрашивает:
— А здесь уже побывали представители страховой компании?
— Нет!!!!, -стонет один из выживших.
— Тогда я полежу рядом с вами.
Российские летчики-испытатели продолжают испытания. В данный момент они испытывают удовольствие, так как никуда не летают, сидят дома и пьют водку.
Самолет прерывает разбег, возвращается к терминалу, выгружает пассажиров. Через полчаса всех снова приглашают на посадку.
Пассажир: Не скажете, что случилось?
Стюардесса: Понимаете, командиру не понравилась вибрация и стук в правом двигателе. Не беспокойтесь, мы заменили командира.
Сидит кот Матроскин на крыльце, читает газету: «Над лесом опять был сбит Боинг 747» — Ну, Шарик, ну, охотничек!!
Российские хакеры взломали бортовой компьютер российского истрибителя СУ-27, теперь у самолета бесконечное количество ракет.
— Мне сказали, что, если есть возможность выбирать место в самолете, надо брать впереди. Это верно?
— Конечно!
— А почему?
— При падении тележка с выпивкой опять проедет мимо тебя!
Вышла книга «Как правильно сложить парашют». Издание 2-е, исправленное.
На испытаниях нового «незаметного» истребителя. Руководитель испытаний:
— Почему до сих пор не взлетел самолет?
Руководитель полетов:
— Пилот никак не может найти ваш невидимый самолет на летном поле!
Сегодня российскими военными проведены испытания самолета-невидимки. Испытания признаны успешными…… Самолет никто не видел!
Вот так вот однажды включает чувак лаптоп в самолете и видит сообщение от винды: «В системе обнаружено новое устройство, «самолет Боинг-757″. Продолжить инсталляцию, yes/no?»
Две блондинки летят в самолете.
— Ой, смотри, у самолета крылья трясутся! Наверное, сейчас отвалятся!
— Дура, он же ими машет!
Попал мальчонка в авиацию. Дали ему задание — самолет протирать спиртом. Взял он ведрышко cпиpтика, макает туда тряпочку и cамолетец протирает. Подходит прапорщик и c квадратными глазами говорит:
— Ты ШО?! C ума сошел?!
— А что такое?
— Cмотpи… — говорит прапор, берет ведро, выпивает залпом, дышит на самолет и начинает натирать тряпкой, приговаривая: И тоооненьким слоем…
Летит самолет. Вдруг в кабине пилотов загорается табло «Критическая неисправность». Один пилот идет успокаивать пассажиров, а другой спокойно ударяет кулаком по приборной панели — самолет застывает в воздухе. Не спеша, два часа чинит, потом опять кулаком по приборной панели — самолет летит дальше, и благополучно садится.
Коллеги его спрашивают:
— А как тебе это удалось?
— А это я молодость вспомнил. Я когда-то лифтером работал.
Боинг и Сухой объявили о выпуске нового пассажирского самолета «Бухой — 747»
В салон самолета заходит стюардесса.
— Господа, у нас отказал один двигатель, поэтому мы прилетим на час позже.
Немного спустя снова.
— Гопода, у нас отказал второй двигатель, поэтому мы задержимся еще на два часа!
Еще немного спустя.
— Господа, примите наши извинения, но у нас отказал последний двигатель!
Какой то пассажир недовольно:
— Я не понял, мы что всю ночь летать собираемся?
Таран — оружие отважных и отчаянных. Как летчики шли на сокрушительные сближения
Ровно 40 лет назад реактивный истребитель Су-15 при помощи тарана сбил нарушителя государственной границы в Закавказье. Он стал последним на сегодняшний день случаем применения этого метода ведения боя в истории.
«В истории авиации таран — совсем новый и неиспробованный прием боя… Советских летчиков толкает на это сама природа, психология русского крылатого воина, упорство, ненависть к врагу, смелость, соколиная удаль и пламенный патриотизм», — писал в августе 1941 года в газете «Красная звезда» Алексей Толстой. Советские летчики часто использовали этот способ уничтожения неприятеля. Это заставляло опасаться противника — а вдруг за сближением последует таранный удар?
Первое касание
Но как этот прием был взят на вооружение русскими, а затем и советскими летчиками? Здесь обязательно нужно вспомнить основоположника высшего пилотажа Петра Нестерова. На заре развития авиации он разрабатывал фигуры для воздушного боя, одна из которых осталась в истории как «петля Нестерова», участвовал в ряде перелетов, представил чертежи перспективного самолета-истребителя, предложил использовать ножи для уничтожения неприятельских аэростатов и бортовой пулемет, сбрасывал на врага с воздуха артиллерийские снаряды. Однако большинство новаторских предложений далеко не сразу завоевали право на жизнь в Российской империи.
Петр Нестеров
© Public Domain/Wikimedia Commons
Во время Первой мировой штабс-капитан Нестеров и его 11-й корпусной отряд Юго-Западного фронта воевали на невооруженных самолетах, которые позволяли вести разведку, а встреченный аэроплан противника можно было разве что обстрелять из револьвера или карабина. Петр Нестеров искал возможность уничтожения врага, уверяя скептиков, что «если сверху чиркнуть по крылу вражеского самолета, то он почти наверняка упадет, тогда как на своем самолете могут остаться лишь мелкие повреждения, которые не помешают благополучному завершению полета».
Увы, но таран двухместного австрийского «Альбатроса», выполненный 8 сентября 1914 года (по новому стилю) у Жолквы, самолетом «Фарман-4» оборвал не только жизнь противника, но и российского летчика. Газеты того времени писали, что «навеки останутся в памяти русского народа имя героя и дата, когда произошел первый в истории воздушный бой-таран, закончившийся победой над врагом и гибелью победителя».
Военная необходимость
Уже в 1915 году получили широкое применение пулеметные установки на самолетах, разработаны специальные самолеты-истребители и необходимость в таране как будто бы отпала, особенно после того, как специальное устройство — синхронизатор — позволило стрелять из пулемета вперед через диск вращающегося винта. Так в довоенное время летчики редко прибегали к таранным ударам, но уже 22 июня 1941 года, после вторжения нацистов в СССР, таких случаев зафиксировано было немало.
Искусные мастера воздушного боя — соколы сталинской авиации в суровые годы Великой Отечественной войны на многочисленных примерах показали, что они бережно сохранили наследие своего предка (Петра Нестерова — прим. ТАСС), преумножили его славу
Леонид Горегляд
Герой Советского Союза
Вероятно, первым, кто при помощи тарана уничтожил неприятельский бомбардировщик в первые минуты войны, стал старший лейтенант Иван Иванов из 46-го истребительного авиаполка (сам при этом погиб). Это произошло в 4 ч 25 мин. у города Дубно Ровенской области, недалеко от места подвига Петра Нестерова. Впоследствии ему было присвоено звание Героя Советского Союза посмертно.
Документами противника также подтверждаются, например, тараны младшего лейтенанта Дмитрия Кокорева из 124-го иап, старшего лейтенанта Александра Мокляка из 67-го иап и многих других.
Но не только летчики-истребители шли на таран. Утром 22 июня вражеские мессершмитты Bf.110 буквально засыпали аэродромы и стоянки техники мелкими бомбами и вели обстрел зажигательными пулями. Капитан Анатолий Протасевич из 16-го бомбардировочного авиационного полка (бап) взлетел на СБ (АНТ-40) с полевого аэродрома Черляны (Западная Украина) и буквально врезался в один из мессершмиттов. После чего оба самолета, объятые пламенем, ударились о землю. Именно эта самоотверженность позволила спастись большинству личного состава полка.
На эту тему
Порой приходилось идти на риск подобного сближения и ночью. Впервые к тарану в темноте прибегли в небе Испании — над Барселоной летчик Евгений Степанов 25 октября 1937 года сбил итальянский бомбардировщик «Савойя», поддерживавший мятежников генерала Франко. А в ночь на 25 июня 1941 года около райцентра Тарутино в Одесской области старший лейтенант Константин Оборин из 146-го иап перехватил и обстрелял немецкий хейнкель. Когда оружие на МиГ-3 заклинило (что происходило нередко), летчик ударом винта по левой плоскости неприятельского самолета сбил противника, а сам сумел посадить машину на аэродроме с небольшими повреждениями.
Часто пальму первенства по тарану в ночное время в годы Великой Отечественной войны отдают заместителю командира эскадрильи 27-го истребительного авиаполка 6-го истребительного авиакорпуса Московской зоны ПВО старшему лейтенанту Петру Еремееву. Он 29 июля 1941 года в районе сел Головино и Новопетровское Московской области на истребителе МиГ-3 сбил вражеский бомбардировщик Junkers Ju 88. В результате тарана сам Еремеев остался жив и продолжил совершать боевые вылеты.
Продолжение
Советское командование понимало, что в первые дни и месяцы войны, когда велись неравные бои и советские потери существенно превосходили неприятельские, отважные летчики не только уничтожали таранами наиболее подготовленные экипажи люфтваффе (германские военно-воздушные силы), но и сбивали спесь с остальных, которые становились свидетелями катастроф.
Михаил Жуков, Степан Здоровцев и Петр Харитонов, 1941 год
© Марк Редькин/ТАСС
Большинство героев подобных схваток погибали вместе с их самолетами, но были и те, кто переживал таран, как, например, первые Герои Советского Союза периода Великой Отечественной — три летчика 158-го иап, три друга: Михаил Жуков, Степан Здоровцев и Петр Харитонов. Они таранили немецкие бомбардировщики на дальних подступах к Ленинграду.
Среди выживших был и лейтенант Алексей Катрич из 27-го иап ПВО Москвы. Удар винтом по хвостовому оперению неприятельского разведчика 11 августа 1941 года оказался настолько выверен и точен, что его МиГ-3 практически не пострадал. Позже Герой Советского Союза, заслуженный военный летчик, генерал-полковник авиации Алексей Катрич с 1978 по 1986 год занимал должность заместителя главнокомандующего Объединенными вооруженными силами государств — участников Варшавского договора по ВВС.
Изменение вектора
Однако по мере того, как произошел перелом в ходе боев и победа над фашисткой Германией уже не казалась далекой перспективой, изменилось и отношение к таранным ударам. В приказе от 23 сентября 1944 года главный маршал авиации Александр Новиков назвал таран «сложным видом атаки» и потребовал разъяснить летному составу, что «таран в большинстве случаев кончается не только уничтожением самолета противника, но и влечет за собой потерю нашего самолета и нередко летчика». По его убеждениям, теперь наши истребители имели мощное, смертоносное и весьма надежное оружие, они не уступали мессершмиттам и фокке-вульфам в летных характеристиках, поэтому «таран надо применять только в исключительных случаях и как крайнюю меру».
На эту тему
Так одним из последних таранов в ходе Великой Отечественной войны стал бой капитана Головачева из 9-го гв. иап на истребителе Ла-7. 30 декабря 1944 года при ведении «свободной охоты» в районе города Тройбург, в Восточной Пруссии, Головачев обнаружил воздушный разведчик противника. Он сразу вступил с ним в бой. Маневрируя, немецкий летчик четыре раза уклонялся от атак, даже сбил пламя с крыла. Советскому капитану удалось снова поймать самолет противника в прицел, но выстрелов не последовало (самолеты находились на высоте 9 тыс. м, и стволы пушек, вероятно, замерзли). Тогда Павел Головачев решил пойти на таран, рубанув винтом по хвосту юнкерса. Тот рухнул вниз, а наш ас вывел свой истребитель из крутого пикирования и с большим трудом, но дотянул до аэродрома.
Наблюдавший за боем командарм 1-й воздушной армии генерал Тимофей Хрюкин представил Головачева, одержавшего тогда свою 20-ю победу, к званию дважды Героя Советского Союза.
Послевоенные стычки
Действительно, казалось бы, с развитием вооружения, а также с окончанием века поршневого мотора на истребителе уйдет в прошлое и таран как форма воздушного боя. Ведь теперь у самолета не стало винта, которым чаще всего наносили удар по врагу. Да и масштабные воздушные бои ушли в прошлое. Однако в небе, особенно вблизи границы, порой случались непредвиденные обстоятельства. Одно из них произошло 28 ноября 1973 года.
В районе Муганской долины (Азербайджанская ССР) радиолокатор обнаружил неопознанный самолет. На перехват нарушителя, оказавшегося разведчиком F-4 «Фантом», вылетел с аэродрома Вазиани на МиГ-21СМ капитан Геннадий Елисеев из 982-го иап (34-я воздушная армия, Закавказский ВО). Когда летчик настиг нарушителя с опознавательными знаками ВВС Ирана, с земли поступил приказ: «Цель уничтожить!», причем любой ценой. Елисеев сблизился с самолетом-нарушителем и выпустил две ракеты, но успеха не добился. Тогда он крылом своего истребителя нанес удар по хвостовому оперению разведчика. Тот пошел вниз. Экипаж в составе американского инструктора и иранского учлета катапультировался и вскоре был задержан пограничниками.
По официальным источникам, 15 июня 1951 года в ходе Корейской войны капитан Серафим Субботин из 176-го гв. иап совершил первый воздушный таран на реактивном самолете, направив свой МиГ-15 с отказавшим двигателем на американский F-86 Сейбр. Правда, сам летчик, который смог катапультироваться, считал, что столкновение в воздухе, приведшее к гибели американца, произошло случайно. Тем не менее капитана удостоили «Золотой Звезды» Героя (некоторые ошибочно считают, что Субботин заслужил высокую награду за подвиги в Великой Отечественной войне, поскольку в войне в Корее СССР официально не участвовал. Но сам же Серафим Субботин в ВОВ не участвовал).
Продолжение
Самолет же Елисеева после тарана врезался в гору, летчик погиб. Это был первый в мире таран, совершенный на сверхзвуковом самолете. За мужество и героизм капитану Геннадию Елисееву 14 декабря 1973 года посмертно присвоили звание Героя Советского Союза, он навечно зачислен в списки воинской части, где проходил службу.
Подобных случаев залетов иностранных самолетов в 1960–1970-е годы отмечалось немало, разведка была поставлена на широкую ногу, лишь иногда удавалось принудить нарушителей к посадкам на советской территории для выяснения обстоятельств.
Последний таран
Последний на сегодняшний день таран случился 18 июля 1981 года. Тогда государственную границу на территории Армянской ССР нарушил транспортный самолет «Канадэр CL-44» аргентинской авиакомпании, перевозивший, как потом выяснилось, партию контрабандного оружия в Иран. На перехват с аэродрома Сандар поднялась пара истребителей Су-15, но обнаружить цель они не смогли, после чего вернулись на базу.
Истребитель-перехватчик Су-15
© Анатолий Галушко/ТАСС
Тогда к работе подключили Су-15 из звена усиления, который пилотировал капитан Валентин Куляпин из 166-го иап ПВО (34-й воздушной армии). Его успешно навели на самолет нарушителя, однако после сближения экипаж самолета-нарушителя не реагировал на принятые в авиации условные знаки, продолжая следовать в сторону границы. Когда с командного пункта Куляпину поступила команда сбить его, то для пуска ракет дистанция уже была слишком мала, артиллерийского вооружения на истребителе-перехватчике не имелось, как и времени на повторный заход.
Советский летчик сблизился с нарушителем и со второй попытки нанес удар фюзеляжем по правому стабилизатору транспортника. После этого Валентин Куляпин катапультировался, а CL-44 вошел в штопор и упал в 2 км от границы, его экипаж погиб. Гвардии капитан Валентин Куляпин представлялся к званию Героя Советского Союза, но был награжден орденом Красного Знамени.
Я учился на третьем курсе Высшего военного летного училища, когда услышал о таране капитана Елисеева. Мы все, 19-летние курсанты, в те дни спрашивали друг у друга: «А ты бы смог?» Я тогда промолчал — что толку, находясь в безопасности, толковать о подвиге. Но про себя решил: Геннадий Елисеев оставил нам, молодым, завет научиться искусству тарана на реактивном самолете. Так когда-то Петр Нестеров своей героической гибелью передал русским авиаторам завет сделать открытый им рискованный прием эффективным оружием в войне с врагом, и более 600 советских летчиков — наследников Нестерова — насчитывает сегодня история авиации
Валентин Куляпин
Гвардии капитан
Герой-пермяк Валентин Куляпин продолжил службу и в дополнение к Ставропольскому военному авиационному училищу летчиков и штурманов окончил Военно-политическую академию им. В.И. Ленина. Он провел огромную работу и собрал уникальную информацию о таранах реактивных самолетов во Второй мировой войне. В настоящее время 66-летний полковник в запасе Куляпин находится на заслуженном отдыхе, но полон сил.
«Про летчиков говорят: дай ему бревно – он и на нем полетит». Цитаты Алексея Леонова
Про летчиков говорят: дай ему бревно, он и на бревне полетит, не задумываясь, если ему скажут, что оно летает. Конечно, мне хотелось лететь. Но ведь я знал состояние техники, состояние людей, их опыт и понимал, что мы эту задачу решим. А риск? Господи, да он везде есть! На то у меня и была должность космонавт-испытатель. А раз я испытатель, раз я за это деньги получаю, так и должен работать как испытатель.
20 февраля 1999 г., «Коммерсантъ»
Самое большое богатство у нас в доме было – мясорубка. Все соседи приходили на нее смотреть, просили покрутить: по тем временам – диковина. И когда в 65-м году объявили, что такой-то человек, родом оттуда-то, вышел в открытый космос, сосед, рассказывают, всполошился: «Помните Леньку-то? Вот Ленька-то – это он! Из тех Леоновых, у которых мясорубка была!» Вот так я стал известен. Не было бы мясорубки, и знать бы никто не знал.
29 июня 2009 г., «Комсомольская правда»
Мы знали, что будет невесомость, но никто не понимал, что это такое, как невесомость отразится на состоянии организма. Мы четко могли сказать, что мы перенесем перегрузки на выведение. Мы были тренированы. Но дело не в перегрузке. Я, например, переносил перегрузки 14G, а при 12G суперсамолет Су-27 разламывается.
12 апреля 2011 г., интервью BBC
В 1982-м, когда стартовали в полугодовой полет Толя Березовой и Валентин Лебедев, я передал им в булке хлеба бутылочку коньяка – обоим в тот год исполнилось по 40 лет. Но Валька не поумнел. После возвращения на Землю опубликовал в уважаемом научно-популярном журнале (в советское время и на полном серьезе!) свою теорию безопасного распития спиртного в условиях космического полета: если плотно обжать губами горлышко бутылки, можно успешно сделать три «качка» по тридцать граммов коньяка или водки!
Эта статья попалась на глаза министру общего машиностроения Сергею Афанасьеву. Двухметровый мужик, от одного его взгляда люди падали в обморок. «Кто передал коньяк? – грозно спрашивает на совещании. – Никто не выйдет из кабинета, пока не узнаю». Я и сознался. Министр немного смягчился. И тут за нас вступился генеральный конструктор: «Сергей Александрович, на борту газоанализаторы такие, что опасную концентрацию паров спирта учуяли бы и сразу сообщили на Землю…» – «А закуску они чуют?» – спрашивает министр. «Вот чего не чуют, так это запаха закуски, как мы ни старались», – ответил генеральный. Все засмеялись.
20 марта 2015 г., «Факты»
Сейчас говорят, что через 10 лет мы высадимся на Луне, но уже с другими параметрами: там будет легче жить, чем на орбитальной станции. Но пока это разговоры. Для того чтобы это сделать, нужно, как и раньше, серьезное постановление правительства. Тогда все будет сделано.
12 апреля 2017 г., Russia Today
Несмотря на то что сейчас делает Обама, даже у него не поворачивается язык сказать о сворачивании наших космических проектов. Они как брали у нас «Кузнецовские» двигатели, так они их и берут. И никаких санкций на это нет. Я думаю, надо быть сумасшедшим, чтобы свернуть эту программу.
Июнь 2015 г., ТВЦ, программа «Орбита интересов»
Предательство – когда человек страдает напрасно. Королев это пережил. И нигде не ныл, не винил окружающих, среду, судьбу-злодейку. Многие о его судьбе даже не знали – руководитель и руководитель. А он молча делал свое дело…
12 января 2017 г., «Аргументы и факты»
Чем занимается пилот?
Чем занимается пилот?
В зависимости от того, в какой сфере промышленности работает пилот, он может нести ответственность за перевозку гражданских лиц, военнослужащих, частных грузов, коммерческих товаров или других типов грузов. Тип используемого самолета зависит от специализации пилота. Некоторые пилоты летают на вертолетах, а другие — на более крупных коммерческих самолетах для перевозки десятков или даже сотен пассажиров. Другие пилоты летают на грузовых самолетах для перевозки больших объемов почты, автомобилей, промышленного оборудования и других товаров из одного района в другой.
Самые известные пилоты — это те, кто работает в авиакомпании, летающие пассажиры, которые едут на работу или отдыхают. Их основная обязанность — управлять самолетом, но их день состоит из многих часов выполнения других задач. Пилоты проверяют погоду и подтверждают планы полета перед вылетом. Они также проводят предполетный осмотр и проверяют полетные журналы перед вылетом. Во время полета пилоты несут ответственность за безопасность всего экипажа и пассажиров на борту.Им часто приходится принимать решения за доли секунды и они находятся в постоянном контакте с Федеральным управлением гражданской авиации (FAA), чтобы быть в курсе изменений в плане полета или проблемах безопасности. Пилоты коммерческих грузовых автомобилей работают примерно так же, с единственным существенным изменением, заключающимся в том, что они перевозят грузы, а не людей.
Карьера также доступна в армии, где пилоты перевозят военный персонал, солдат, оборудование или товары для правительства. Военные пилоты управляют самолетами, бомбардировщиками и вертолетами в боевых, спасательных или разведывательных миссиях.Некоторые военные работают в качестве летчиков-испытателей, оценивая новые и экспериментальные прототипы самолетов.
В частном секторе пилоты обычно летают на небольших самолетах, таких как реактивные или легкие. Их нанимают бизнесмены или знаменитости, и они предоставляют услуги по запросу для удовлетворения всех потребностей своих клиентов в поездках. Частный авиатор может работать в качестве независимого подрядчика и предлагать услуги по найму многим клиентам или наниматься исключительно корпорацией или состоятельным человеком.
Пилоты с достаточным опытом работы в отрасли могут в конечном итоге решить работать в авиационной школе или основать ее.В качестве инструктора в школе пилоты обучают будущих авиаторов основам полета. Темы частных уроков включают безопасность, историю авиации и процедуры полетов. Они работают со студентами и позволяют им получить сертификат частного пилота или рейтинг по приборам.
Каково рабочее место пилота?
Пилоты редко соблюдают стандартную 40-часовую рабочую неделю. Из-за постоянных изменений в маршрутах авиакомпаний и частых смен графиков из-за погодных условий и неисправностей оборудования пилоты могут работать поздно ночью, в выходные и даже в праздничные дни.В случае пилотов коммерческих авиакомпаний правила FAA требуют восьмичасового перерыва между сменами, что может привести к ночевке в отдаленных городах или странах. Большинство пилотов будут летать от 75 до 80 часов в месяц. Они ограничены 100 часами в месяц или 1000 часами в год.
Пилоты также известны как:
Капитан авиакомпании
Пилот авиалинии
Пилот авиатранспорта
Пригородный пилот
Пилот самолета
Авиатор
Описание работы пилота: зарплата, навыки и многое другое
Профессиональные пилоты управляют самолетами, вертолетами и другими типами самолетов.Пилоты авиакомпаний работают на определенные компании, перевозя людей и грузы по фиксированному графику, в то время как коммерческие пилоты работают на компании, которые предлагают чартерные рейсы, спасательные операции или аэрофотосъемку.
Современные самолеты обслуживаются экипажем кабины, состоящим из капитана и второго пилота или первого помощника. Вместе они разделяют ответственность за выполнение полетных обязанностей, таких как управление самолетом, связь с авиадиспетчерами и приборы мониторинга. В старых планах также может быть бортинженер, в то время как в более новых самолетах эта роль автоматизирована.
Обязанности и ответственность пилота
Хотя должностные обязанности могут варьироваться в зависимости от типа пилота, некоторые из них распространены среди пилотов. Помимо безопасного управления самолетом, в задачи и обязанности пилота может входить следующее:
- Проведение предполетного и послеполетного осмотра ВС
- Выбор безопасных и эффективных маршрутов полета
- Определение возможных рисков
- Ведение точного учета для целей соответствия
- Связь с необходимыми ведомствами и персоналом
- Обеспечение безопасности и комфорта пассажиров, экипажа и воздушного судна
Зарплата пилота
По данным У.S. Бюро статистики труда (BLS), средняя заработная плата пилотов, вторых пилотов и бортинженеров составляет:
- Средняя годовая зарплата: 140 340 долларов (67,47 долларов в час)
- Верхняя 10% годовая зарплата: более 208 000 долларов (100 долларов в час)
- Нижняя 10% годовая зарплата: Менее 65 690 долларов (31,58 долларов в час)
Источник: Бюро статистики труда США, 2018 г.
Образование, обучение и сертификация
Чтобы стать пилотом, вам необходимо выполнить несколько различных требований, включая образование, обучение и лицензирование:
- Обучение: Пилоты проходят подготовку в армии или в университете U.Летные школы, сертифицированные Федеральным авиационным управлением США (FAA).
- Образование: Большинство работодателей предпочитают нанимать кандидатов со степенью бакалавра, хотя минимальное требование к образованию — два года обучения в колледже. Курсовая работа должна включать английский язык, математику, физику и авиационную технику.
- Лицензия: Для работы пилотом необходима лицензия коммерческого пилота.
- Сертификация: Капитанам и старшим помощникам авиакомпаний необходимо иметь сертификат транспортного пилота.Чтобы получить его, пилот должен быть в возрасте 23 лет, иметь налет 1500 часов и сдать письменные и летные экзамены.
Кроме того, чтобы стать пилотом, вы также должны соответствовать ряду других требований. Вы должны быть не моложе 18 лет, иметь опыт полета 250 часов, зрение, которое можно исправить до 20/20, и отсутствие физических недостатков, которые могут повлиять на производительность труда. Вам также необходимо будет сдать физические и письменные экзамены в дополнение к летному экзамену, во время которого вы продемонстрируете свои летные способности экзаменатору, назначенному FAA.
Навыки и компетенции пилотов
Наряду со способностью управлять самолетом пилотам также необходимы определенные навыки межличностного общения или личные качества, в том числе следующие:
- Коммуникация: У вас должны быть отличные коммуникативные навыки и навыки решения проблем, а также быть внимательным к деталям.
- Работа в команде: Умение работать в команде жизненно важно. Помимо работы со своим экипажем, вы также должны работать с авиадиспетчерами и авиадиспетчерами.
- Навыки межличностного общения: Исключительные навыки межличностного общения с умением ладить с другими жизненно важны.
- Управление задачами: У вас должна быть возможность расставлять приоритеты задач и проектов
- Профессиональное поведение: Всегда важно вести бизнес профессионально и вести себя хорошо.
- Приспособляемость: Вы должны обладать способностью адаптироваться к необычным рабочим часам и условиям труда.
Работа Outlook
По состоянию на 2016 год было доступно около 124800 рабочих мест.BLS ожидает, что отрасль продолжит рост на 4% до 2026 года, что намного ниже, чем в среднем 7% для других рабочих мест. Вакансии станут доступны, когда люди уйдут из отрасли. Это означает, что конкуренция в этой области будет сильной, поскольку к 2026 году будет больше пилотов, чем вакансий.
Условия труда
Карьера пилота может показаться заманчивой и увлекательной, поскольку дает возможность побывать в других местах. Однако это также может быть утомительным, изолированным и стоить вам времени вдали от близких.Вы будете проводить много времени в самолете, но в зависимости от маршрута полета вы можете провести недели вдали от дома, живя в отелях. Прежде чем вкладывать время и силы в такую карьеру, убедитесь, что вы полностью проинформированы об этом, чтобы принять лучшее решение для себя и своей семьи.
График работы
Пилоты авиакомпаний тратят в среднем 75 часов в месяц на полеты и 150 часов на выполнение служебных обязанностей. Коммерческие пилоты летают от 30 до 90 часов в месяц.У обоих нерегулярный график, включающий в себя работу по несколько дней подряд, а затем несколько выходных.
Согласно требованиям FAA, пилоты авиакомпаний должны иметь не менее восьми часов отдыха между рейсами. Они часто бывают вне дома хотя бы на несколько дней. Те, кто имеет стаж работы в авиакомпании, получают предпочтительные маршруты, поэтому новые пилоты могут не выбирать, куда им лететь.
Как устроиться на работу
ПОЛУЧИТЬ ОПЫТ
Закончите летную школу или научитесь летать, получив военный опыт.
ПОЛУЧИТЬ ЛИЦЕНЗИЮ
Пройдите тесты на получение лицензии пилота и любые сертификаты, которые помогут вам получить желаемую работу пилота, например, частный или коммерческий пилот или летный инструктор.
ПРИМЕНИТЬ
Подавайте заявки на пилотные вакансии напрямую в отдельные авиакомпании или используйте ресурсы поиска работы, такие как Indeed.com, Monster.com и Glassdoor.com, чтобы найти доступные вакансии.
Сравнение похожих вакансий
Вы также можете рассмотреть другие должности, которые требуют некоторых из тех же навыков, что и пилот, например, эти должности с указанием их годовой заработной платы:
Источник: У.S. Бюро статистики труда, 2018 г.
Пилоты
Получите все необходимое на портале для пилотов. Здесь вы найдете информацию о сертификации, обучении, правилах и других аспектах полета. Вы также можете искать информацию о самолетах, перерегистрировать свой самолет и выполнять другие задачи.
Сертификат пилота
Сертификаты
Запросить копии
Дополнительная информация об летчиках
Медицинское свидетельство
Сертификаты
Дополнительная информация о сертификате
Тестирование на наркотики и алкоголь
Авиационный медицинский эксперт
FAA Программа BasicMed
Самолет
Регистрация и номера
Техническое обслуживание самолетов
Обучение
Ресурсы
Направляющие
Школы
Тестирование
Ресурсы
Центры проверки знаний
Полет
Дополнительная информация о рейсе
Найти офисы
Офисы головного офиса
Аэропорты Организация воздушного движенияАудит и оценкаАвиационная безопасностьГлавный советникГражданские праваКоммерческий космический транспортКоммуникацииФинансы и менеджментПравительство и промышленностьУправление персоналомСледующееГенПолитика, международные отношения и окружающая средаБезопасность и безопасность опасных материаловПерейти к основному контенту
Полевые и региональные офисы
Офисы сертификации самолетов (ACO) Региональные офисы аэропортов Районные офисы стандартов полетов (FSDO) Районные офисы производства и инспекции (MIDO) Отдел оценки воздушных судов (AED) Международные полевые офисы и подразделения (IFO) (IFU) Офисы управления сертификатами (CMO) Международные офисы FAA Региональные офисы и офисы по опасным материалам.Технический центр Хьюза
Найти уполномоченных
Найти документы
Публикации
Данные
Все еще не нашли то, что искали? Попробуйте индекс от А до Я.
Последнее изменение страницы:
Стать пилотом — Требования к сертификату студента-пилота
Когда мне нужен сертификат пилота-студента?
Прежде чем вы сможете летать в одиночку.Чтобы брать уроки полетов, не требуется свидетельство пилота-студента.
Имею ли я право на получение свидетельства пилота-студента?
Вы имеете право, если:
- Вам исполнилось 16 лет. Если вы планируете пилотировать планер или воздушный шар, вам должно быть не менее 14 лет.
- Вы умеете читать, говорить и понимать по-английски
Как мне получить свидетельство пилота-студента?
Вы должны заполнить заявку через веб-сайт Integrated Airman Certification and Rating Application (IACRA) или в бумажном виде, используя форму FAA 8710-1, и подать ее в Окружное управление по полетным стандартам (FSDO), назначенному FAA инспектору пилотов, сертифицированному пилоту. представитель, связанный с летной школой, часть 141, или сертифицированный летный инструктор.Уполномоченное лицо обработает вашу заявку и отправит необходимые документы в отдел сертификации пилотов. После проверки в отделе сертификации пилотов, сертификат пилота-студента будет отправлен по адресу, указанному вами в заявлении.
Через какое время я получу по почте свой сертификат пилота-студента?
Примерно через три недели. Использование интегрированного приложения для сертификации и оценки пилотов (IACRA) позволит минимизировать это время.
Как получить медицинскую справку?
Авиационные медицинские эксперты (AME) продолжат выдачу авиационных медицинских справок. Список AME в вашем районе можно найти на сайте www.faa.gov/licenses_certificates/medical_certification.
Как долго действительны мое свидетельство пилота-студента и медицинское свидетельство?
Пилот-студент и медицинское свидетельство больше не являются одним и тем же документом, поэтому см. 14 CFR 61.23 для получения полной информации о сроке действия медицинского свидетельства.
После 1 апреля 2016 г. срок действия свидетельства пилота-студента не истекает; сертификат будет сдан и заменен после успешного завершения более высокого сертификата. Сертификаты пилотов-студентов, выданные до 1 апреля 2016 г., истекают в соответствии с датой истечения срока их действия — через 24 или 60 месяцев с даты выдачи.
Могу ли я обновить свое студенческое свидетельство или медицинскую справку?
Нет, но можно купить новый.
При наличии нового сертификата пилота-студента, должен ли мой летный инструктор делать на нем отметки?
№Все индивидуальные одобрения заносятся в студенческий журнал и больше не требуются в свидетельстве пилота-студента. Любые предыдущие подтверждения в бумажном свидетельстве пилота-студента должны сохраняться как часть требуемой записи об обучении.
Если я использую самолеты более чем одной марки или модели, должен ли я иметь подтверждение каждой из них в моем бортовом журнале?
Да. Ваш летный инструктор должен сделать это одобрение перед тем, как вы будете самостоятельно управлять самолетами каждой марки или модели.Список одобрений можно найти в текущей редакции Консультативного циркуляра 61.65.
Позволяет ли мне совершать одиночные перелеты по пересеченной местности?
Нет. Вы также должны получить разрешение на полеты по пересеченной местности от вашего летного инструктора.
Должен ли я иметь при себе свидетельство пилота-студента и медицинское свидетельство, когда я пилотирую самолет в одиночном полете?
Да.
Взимается ли плата за свидетельство пилота-студента?
За подачу заявления непосредственно в районное управление стандартов полетов (FSDO) плата не взимается.Тем не менее, назначенный FAA пилот-экзаменатор, представитель по сертификации пилотов, связанный с летной школой по части 141, или сертифицированный летный инструктор могут взимать разумную плату за обработку заявки на получение сертификата пилота-студента.
Последнее изменение страницы:
Pilot’s Bill of Rights
Из-за изменений в процессе, вступающих в силу 17 февраля 2015 года, вы больше не сможете использовать эту веб-страницу и адрес электронной почты airmendatarequest @ faa.gov подавать запросы на данные о воздушном движении в соответствии с Биллем о правах пилота. В соответствии с новым процессом лица, имеющие право на доступ или иным образом получать данные о воздушном движении в соответствии с Биллем о правах пилотов, должны направлять такие запросы следователю FAA , который предоставил им письменное уведомление о расследовании.
Фон
22 августа 2012 г. FAA опубликовало Уведомление Федерального реестра (77 FR 52107), в котором указывается, как и где летчик, в отношении которого проводится расследование FAA , может подать запрос в соответствии с Биллем о правах пилота, Pub.L. 112-153 (3 августа 2012 г.), чтобы получить данные о воздушном движении, принадлежащие государственному подрядчику. В частности, в Уведомлении летчикам предписывалось щелкнуть гиперссылку «Билль о правах пилота» на веб-странице FAA , чтобы узнать, какую информацию им необходимо включить в свой запрос для получения данных о воздушном движении, находящихся в распоряжении государственного подрядчика. . Уведомление также предписывало летчикам отправлять запросы по электронной почте на адрес [email protected].
FAA установил адрес электронной почты airmendatarequest @ faa.gov в качестве централизованного контактного лица для эффективной обработки этих запросов. Однако на адрес электронной почты загружено множество других типов запросов (например, неопределенные запросы «любых данных о воздушном движении», запросы другой информации агентства или запросы отдельных лиц, которые не являются предметом расследования, связанного с утверждением. , отказ, приостановление действия, изменение или аннулирование свидетельства пилота). Поскольку адрес электронной почты больше не является эффективным средством обработки запросов, для которых он был предназначен, мы больше не будем его использовать.
Вы можете найти информацию выше в Уведомлении Федерального реестра (80 FR 2276) ( PDF ) , опубликованном 20 января 2015 г.
Последнее изменение страницы:
Жизнь летчика | ACPA
Рабочий день
Новые пилоты имеют самый низкий уровень стажа и могут начать работу «в резерве», что означает, что они находятся на связи, как правило, около 20 дней в месяц.Они заполняются, если пилот не может явиться на службу или если требуются новые рейсы. Резервное дежурство требует, чтобы пилот был доступен и был готов к полету в кратчайшие сроки.
Пилот обычно имеет право летать только на одном типе воздушного судна за раз. Это означает, что полетные задания зависят от конкретного самолета, то есть пилотов Boeing 777 назначают только на маршруты, на которых работают Boeing 777.
Рабочий день может варьироваться от дальних международных рейсов до ряда более коротких внутренних рейсов.Пилоты, являющиеся членами Ассоциации пилотов Air Canada, часто начинают свою карьеру в качестве старшего помощника на внутренних самолетах или в качестве вспомогательного пилота на дальних международных рейсах.
Время полета в зависимости от рабочего времени
Время, которое пилот проводит «на работе», не означает просто время, которое он или она проводит в кабине экипажа, управляя самолетом.
В месяц наши пилоты-участники могут летать на самолете до 118 часов. Это время полета — когда они на самом деле находятся за штурвалом — также известно как «время задержки».«Но фактическое время полета не соответствует фактическому времени, в течение которого пилот может находиться на дежурстве.
Пилоты несут ответственность за выполнение множества трудоемких обязанностей до и после полета, включая оценку погоды, составление планов полета, выполнение предполетных проверок самолетов и составление отчетов после полета, чтобы гарантировать, что каждый полет выполняется с максимальным уровнем безопасности. . Дежурный день, который включает в себя предполетные и послеполетные мероприятия, помимо фактического полетного времени, может превышать 14 часов, особенно в случае плохой погоды.
Наши пилоты также должны следить за тем, чтобы они были в курсе изменений в руководствах по оборудованию и операционных процедурах, которые они получают в бюллетенях. Они также проходят тщательную переподготовку и квалификацию.
Для получения более подробной информации об обучении пилотов щелкните здесь
Отдых пилота критичен
Полноценный отдых — одна из основных задач всех пилотов авиакомпаний.
Пилоты работают круглосуточно, 7 дней в неделю, 365 дней в году.Они часто отправляются на работу, поскольку большинство людей идут домой на день или собираются спать.
Одной из самых серьезных проблем для наших пилотов может быть адаптация к смене часовых поясов и обеспечение адекватного отдыха как до, так и после долгого рабочего дня, особенно после полетов за границу и / или работы в ночное время.
По прибытии в пункт назначения обстановка в отеле для экипажа может быть критически важным элементом для пилота, получающего достаточный отдых перед тем, как он или она явится на следующий рейс.
Семьи наших пилотов прекрасно понимают, насколько важен полноценный сон дома.
Дома
Чтобы стать пилотом, необходимы тяжелая подготовка, целеустремленность и многолетний опыт строительства. Когда пилот работает в авиакомпании, его жизнь обязательно будет включать много времени вдали от семьи и друзей. Это включает в себя праздники, которые могут быть одними из самых загруженных для авиакомпаний времени по перевозке пассажиров, что приводит к более высокому спросу на пилотов для выполнения этих рейсов.
Даже то, где они живут, может быть определено требованиями работы. Прежде чем стать членом Ассоциации пилотов Air Canada, средний пилот мог переходить до четырех раз, чтобы получить работу в качестве летчика. От пилотов могут потребовать работать вне базы, назначенной авиакомпанией. Назначения пилотов обычно определяются в зависимости от стажа работы.
Для членов ACPA это может означать переезд их самих или их семей на одну из четырех баз операций — Монреаль, Торонто, Виннипег или Ванкувер.
Некоторые пилоты могут решить не изгонять таким образом свои семьи, и они могут жить в других городах и ездить на работу.
10 главных преимуществ работы пилотом авиакомпании
Быть пилотом авиакомпании — наверное, лучшая работа в мире! Узнайте о преимуществах пилота.
Быть пилотом авиакомпании — наверное, одна из лучших профессий в мире, но это непростая задача. Вы будете нести ответственность за управление коммерческими рейсами, перевозку пассажиров на дальние и ближние расстояния, в то же время наслаждаясь офисом над облаками и путешествуя по миру.
Обычно на каждый самолет приходится по два пилота; капитан и первый помощник. Вы будете по очереди управлять самолетом; один будет управлять средствами управления, а другой будет поддерживать связь с авиадиспетчерской службой и оформлять документы.
Давайте узнаем о преимуществах пилота и о том, чего вы можете ожидать, если начинаете карьеру пилота коммерческой авиакомпании.
1. Кто не любит путешествовать?
Путешествие — одно из главных преимуществ этой карьеры.Быть пилотом авиакомпании означает, что у вас есть возможность побывать в местах, где вы никогда не были! Имея свободное время между рейсами, у пилотов есть возможность исследовать новые города и проводить время, знакомясь с разными культурами. Нет двух одинаковых рабочих дней, и это может быть одним из лучших моментов.
2. Обзор не может быть лучше
Немногие люди в мире могут сказать, что у них есть офис в облаках. Большинство пилотов авиакомпаний говорят, что это вид, от которого они никогда не устают. Легко понять, почему — от наблюдения за грозой в далеких облаках до взгляда на бескрайнее бескрайнее голубое небо.
3. Скидки на поездки для семьи и друзей
Хотя пилоты часто путешествуют, не всегда весело делать это в одиночку. Будучи пилотом авиакомпании, вполне вероятно, что у вас будет доступ к билетам на самолет со скидкой (а иногда и бесплатным) для семьи и друзей, что означает выгодные предложения на отличном отпуске. И помимо авиабилетов, ряд отелей также предоставляет скидки!
4. Карьера
Если вы ищете работу, приносящую большое удовлетворение, вы ее нашли.Управлять самолетом, заполненным пассажирами, и безопасно доставить их из пункта А в пункт Б — это настоящее удовольствие. Одно из главных преимуществ пилота — это то, что вы можете рассчитывать на очень успешную карьеру; от вашего первого полета в одиночку, совершения первой посадки, полета к новому пункту назначения и преодоления трудностей — каждый день в качестве пилота в кабине будет вознагражден.
5. Работа остается на работе
Никто не любит брать с собой работу домой, и, помимо подготовки к ежегодным тестам, пилоты оставляют работу в самолете.Когда вы закончите свой день и закроете дверь кабины, вам нечего будет забирать домой. У вас остается больше времени, чтобы исследовать последний город недели, провести время с теми, кого вы любите, или найти новое хобби.
6. Гибкая работа
Гибкая работа всегда была главным преимуществом пилота. это не обычная работа с 9 до 5 с понедельника по пятницу. Большинство пилотов работают в среднем 2-3 недели в месяц, а это значит, что у вас есть остаток месяца, чтобы развлечься. Большинство пилотов используют это время, чтобы пообщаться со своей семьей, отдохнуть или просто расслабиться.Пилоты могут проводить свои дни так, как они хотят, и с бесплатным проездом по всему миру их возможности практически безграничны.
7. Испытайте себя
Быть пилотом означает постоянно учиться. Хотя важно знать особенности и правила, в этой работе обучение выходит за рамки учебников. Обучение в реальном времени происходит за штурвалом самолета, но, к счастью, пилоты могут учиться у всех вокруг. Все может случиться, когда самолет оторвется от земли, и пилоты бросают вызов себе, входя в рабочий день и не зная точно, как он пойдет, но все равно заставляют его работать.
8. Знакомьтесь с новыми людьми
В качестве пилота у вас будет возможность постоянно знакомиться с новыми людьми. От вашего летного экипажа до пассажиров и жителей городов, которые вы посещаете, вы познакомитесь с людьми и культурами, с которыми в противном случае не имели бы возможности познакомиться.
9. Заработная плата и пособия по здоровью
Авиация — это карьера, которая дает значительные возможности для роста. Почти все авиакомпании предлагают стандартные годовые надбавки, а также льготы для здоровья.Фактически, пилоты авиакомпаний и коммерческих пилотов могут рассчитывать на получение шестизначного среднего годового дохода.
Узнайте, сколько вы можете заработать в качестве пилота в Великобритании
10. Делайте то, что любите
Самое главное, что стать пилотом позволяет вам заниматься любимым делом. Пилоты обожают летать высоко в небе, и нет ничего более полезного, чем брать с собой в поездку людей.