«Медея» Пьера Паоло Пазолини |, Postcriticism
Трудно найти, легко потерять
Медея (Medea), 1969, Пьер Паоло Пазолини
Илья Кугаевский – о классической картине Пьера Паоло Пазолини
Ooh, ooh love hurts
Nazareth
Если уподобить развитие культуры траекториям небесных светил и принять популярный тезис, будто у всякой эпохи есть свои классика, модерн и даже постмодерн, то автор “Медеи” Еврипид, вероятно, окажется одним из первых литературных постклассиков. В самом деле, он очень рано почувствовал тот легкий ветерок, что обратится бурей и символически разметает по побережью сначала миф, затем логос, а после всю цивилизацию великих греков. Античная трагедия была крепким жанровым сооружением с опорными тематическими колоннами, в смысловом центре всякого текста располагались судьба и справедливость – сертифицированные (как минимум, Эсхилом и Софоклом) по критерию глубины вопросы. Еврипид подходит к делу с нахальной дионисийской ухмылкой, превращает рок в случайность, топит мораль в песках релятивизма. На передний же план выходит такая странная штука, как чувства между мужчиной и женщиной – казалось тогда, проблема нулевого экзистенциального градуса, безынтересная бытовая подробность вроде фасона сандалий. С некоторой точки “Медея” – это вообще первая серьезная литература о любви, если, конечно, не учитывать тот нелепый гормональный всплеск, из-за которого якобы случилась Троянская война. По крайней мере, первое произведение, где достоверно изложена неаристотелева логика семейной ссоры.
Кадр из фильма “Медея”
Спустя тысячелетия в игру вступает Пазолини, по-марксистски грубо распрямляет античный уроборос циклического времени в ленту гегельянского соцпрогресса. Итоговый результат – двойное преломление классического мифа о любимой внучке Гелиоса. Поначалу Медея в этом фильме не имеет почти ничего общего с человеческим родом, главная героиня влетает в кадр антропоморфным аспектом божественной силы, кропит окрестности диким пламенем, под ней клокочет и пузырится сама земля, позднее для этого придумают изящный термин с полярно ласковой фонетикой – genius loci. Прибывший из-за моря Ясон не без помощи Эроса укрощает горячую женщину и, как водится, предлагает переехать к нему, только вместо ромкомовского хэппи-энда здесь откроется новая мифологема. Троп о примордиальных гигантах, о существах, что приходят в наш мир из глубокой древности и вдруг перестают в нем умещаться, затухая отзвуками домифологических эпох. И текстуальный вопль героини, что, покидая родную Колхиду, теряет память о теургических практиках, а после не может обжиться в Коринфе, изображен закипающим в кинорамке взглядом прекрасной Марии Каллас. Взгляд прожигает кинопленку, страницы, любую реальность – и реальность стонет от боли. Медея – единственный персонаж, восставший против автора.
Хотя, казалось бы, здесь должен был сработать старый трюк: точно как подлинные сумерки идолов начались с вульгарного очеловечивания, с нарративных кандалов, выкованных религиозными текстами для языческих божеств, прирученная, обновившая гардероб Медея могла стать примерной женой и даже простить своему неблагодарному, до жути нарциссичному супругу полигамные склонности. Однако вспомним, перед нами двойной временной излом. Античная смыслообразующая машина сопит и скрежещет, все вокруг слишком изменилось. Распались миф, логос, с ними чувства и даже материя. А ведь когда-то была идея неделимости. Ясон, лаская Медею, перемещаясь по локусам женского тела, от шеи к ногам, точно знал, что перед ним весь небесный космос, вместилище трансцендентного. Пазолини снимает в эпоху, когда сакральная сексуальность уже разбита на эрогенные зоны, в эпоху пластических операций и всего за несколько десятилетий до того, как второсортные певички начнут страховать излишки плоти на миллионы долларов. Пути назад нет. Да, конструкт романтической любви здорово переоценен – то, что считали бозоном Хиггса западной культуры, оказывается исторической вспышкой. Убийственно красивой, но вспышкой.
Пазолини снимал в эпоху, когда сакральная сексуальность уже разбита на эрогенные зоны. Пути назад нет. Да, конструкт романтической любви здорово переоценен – то, что считали бозоном Хиггса западной культуры, оказывается исторической вспышкой. Убийственно красивой, но вспышкой
Далеко не во всех европейских языках сохранилось хорошее глагольное обозначение происходившего с Медеей, лингвистическая редукция – дама беспощадная. Но кое-что осталось, например, tomber amoureux или to fall in love. “To fall”, yep, все предельно просто, настоящая love неотделима от fall, от падения в бездну – не ницшеанскую, не юнгианскую; ту самую, из старейших теогоний, где хтонические порождения, рыча и извиваясь, будут трепать внутренности до кроваво-алых лоскутов души. Все, что кроме – банальное crush, робкие поцелуи у школьной стены и тушь, размазанная под идиотскую песню престранного жанра “поп-панк”; счастливым парам никогда не выдадут онтологический паспорт. Здесь изнанка больших рассказов; невозможная топология, здесь Авраам зарежет сына просто так, ни для чего, и сгинет в бессобытийной тишине, а роза Парацельса останется горсткой колючего пепла. Здесь Росс, черт возьми, не встретит Рейчел. Фильм Пазолини, помимо очевидного запуска серии левацких сказок про культурную апроприацию, шлет мрачное письмо в будущее для незаметно осиротевших детей двадцатого века. Мы родились в мире, где любовь еще была, и уходим в мире, где любви уже никогда не будет. Лишь вечное ожидание, что солярный бог спустит с небес колесницу. Но ее вырезали монтажные ножницы.
У могил миллениалов не цветет терновник.
«Медея» Пьера Паоло Пазолини — Кинократия
Пазолини известен своим неординарным подходом к экранизациям классических сюжетов мировой культуры («Евангелие от Матфея», «Декамерон», «Царь Эдип»). Свои взгляды он выражал в яркой художественной и драматургической форме, которая подчас пребывала на грани провокации. Будучи идейным марксистом и атеистом, Пазолини часто критиковал католическую церковь. В 1962 году ему даже дали условный срок за участие в съемках скандального фильма «РоГоПаГ». В съемках также снимались другие известные режиссеры: Роберто Росселлини, Жан-Люк Годар и Уго Грегоретти, но именно короткометражка Пазолини «Овечий сын» вызвала наибольший протест католической общественности.
Съемки фильма проходили в заброшенном мужском монастыре в Турции
В этой ленте Пазолини обличает современное христианское общество, обвинив его в ханжестве и лицемерии. В картинах Пазолини телесность и животные инстинкты берут верх над христианской моралью, поэтому мастер обращается к дохристианским мифам, в которых нет места привычной современному обществу этике. Так вышло и с «Медеей», которую режиссер снял в 1969 году.
На роль Медеи Пазолини позвал великую оперную диву Марию Каллас. И, несмотря на то, что сама певица была не в восторге от картин режиссера, она все же согласилась поработать с ним. Пазолини в очередной раз отказался от классической трактовки сюжета трагедии Еврипида, но это не стало преградой в сотрудничестве двух великих творцов. Если обратиться к биографии Марии Каллас, то можно провести ряд жизненных параллелей между судьбой легендарной певицы и перипетиями античного сюжета о Медее.
Мария Каллас в этом фильме не исполняет ни одной песни
Ее жизненный путь был таким же страстным и трагическим как и у экранной героини: в 1950−60-х Каллас была главной звездой мировой оперной сцены. Ее партии издавались на виниле, а личная жизнь была не менее бурной, чем у Медеи. За свои пятьдесят с лишним лет Мария Каллас стала музой избранных мира сего. Она превратила оперу в настоящий драматический театр, заставляя даже «трели и гаммы выражать радость, беспокойство или тоску». Пазолини смог разглядеть драматический талант Каллас и, самое главное, убедить ее в этом. Она настолько органично вписалась в новопрочтенный миф Пазолини, что остается загадкой, почему Каллас снялась лишь в одном фильме.
В «Медее» Пазолини оживил античные полотна итальянских художников, уделив визуальной составляющей значительное внимание. Как заметил один из историков кино, Пазолини был «тотально зависим от живописи». Картина полна знаков и кодов, указывающих на архаическое начало мира, воссозданного режиссером. Пазолини буквально «приземлил» древнегреческий миф, сотворив при этом свой собственный. Мир до возникновения морали, который невозможно оценивать по современным меркам, с его кровавыми жертвоприношениями и иррациональностью, сталкивается с якобы цивилизованным западным миром — выхолощенным и лицемерным в лице Ясона и его банды аргонавтов. Пазолини деконструировал привычный образ положительного героя Ясона и смелых путешественников, выставив их обычными бандитами. По мнению режиссера, они оказываются ничуть не лучше жителей жестокого колхидского племени, за которым им пришлось наблюдать до того момента, когда Медея похищает золотое руно — символ царства.
Столкновение двух цивилизаций Европы и Азии становится ключевым в понимании режиссера. Медея — архаическое божество Азии, находящейся на «перекрестке цивилизаций», олицетворяет собой иррациональный и эмоциональный подход к жизни. Оказавшись на чужбине в выхолощенном Креонте, Медея теряется и страдает. Ее стихия осталась в живописных горах Каппадокии, где люди безропотно идут на самопожертвование, ради сохранения привычного уклада жизни. Там ее влияние на массы безгранично.
Рабочее название картины — «Visioni della Medea» («Видения Медеи»)
Однако, в мире Ясона царица и колдунья теряет свою первородную мощь. Ее резкий демарш никак нельзя объяснить, поскольку это выходит за рамки понимания европейского человека. Любовь? Возможно, но зрителям остается только гадать, что стало истинной причиной. Спонтанные действия и жестокость — вот ее жизненное кредо, отсюда она черпает свои силы. Именно поэтому убийство невесты Ясона Главки и своих сыновей можно объяснить одним лаконичным словом — месть. Только так она могла причинить истинную боль своему бывшему возлюбленному. Мотивы Медеи — человека из потустороннего мира, полубожества нам до конца остаются не известны, а значит тайна остается до конца, не отпуская зрителя до последнего кадра.
Видеофрагмент:
Цитаты из фильма:
1. «Мы переезжали с места на место, Мария слушала музыку на магнитофоне. Она подпевала Битлз»
2. «Так созданы — на доброе без рук, да злым зато искусством всех мудрее»
Медея (фильм, 1969) — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
«Меде́я» (итал. «Medea») — фильм Пьера Паоло Пазолини 1969 года по мотивам одноименной трагедии Еврипида.
Сюжет
Фильм является вольным изложением цикла древнегреческих мифов об аргонавтах и их плавании в Колхиду за золотым руном. Царство Медеи показано как обиталище безропотных жертв, занятых в кровавом культе, представляющим собой явную отсылку к христианской евхаристии. Аргонавты, напротив, предстают бандой насильников, скорее зверей, чем людей.
Отношения Медеи и Ясона после возвращения в Элладу показаны сообразно трагедии Еврипида. Пазолини дважды изображает историю мести Медеи, убившей Главку — новую жену Ясона и своих сыновей от него, с различных точек зрения, так что невозможно понять: сон ли это оставленной Медеи или же мифологизированное отражение ужасной человеческой трагедии. В первой версии Медея смертельно ранит Ясона, и он не в состоянии воспрепятствовать убийству детей и отправке Главке отравленного одеяния. Во второй версии, Главка, получив жреческое одеяние Медеи, как бы перевоплощается в неё саму, и, устрашась своей судьбы, кончает жизнь самоубийством.
Роли
Интересные факты
- Съёмки фильма происходили в Каппадокии, Турция, причем разогнанный турками православный мужской монастырь «играл роль» колхидского поселения и царского дворца;
- Оперная певица Мария Каллас сыграла в этом фильме свою единственную роль в кино.
- Рабочее название на итальянском — «Visioni della Medea» («Видения Медеи»), на русском языке иногда упоминается как «Колдунья Медея».
Ссылки
Теорема: 7 легендарных фильмов Пьера Паоло Пазолини
5 марта 1922 года родился выдающийся итальянский кинорежиссёр, поэт и прозаик Пьер Паоло Пазолини.
Знаменитым Пазолини стал ещё до того, как начал снимать фильмы. В возрасте 17 лет он начал писать стихи, а два года спустя они были впервые опубликованы. Поэзией он занимался до самой смерти. После Второй мировой войны Пазолини вступил в коммунистическую партию, откуда через некоторое время был исключён за гомосексуальные наклонности. Несмотря на это, он до конца жизни оставался убеждённым коммунистом. Одной из главных тем юного уроженца Болоньи была жизнь римских трущоб — его первая новелла «Шпана» (1955) живо рисовала жизнь улиц римских закоулков. Основанная на том же материале новелла «Жестокая жизнь» (1959) послужила основой для дебютного фильма «Аккатоне» (1961), снискавшего высокие оценки критиков.
В 1962 году начинающий режиссёр был арестован и приговорён к условному заключению за участие в съёмках киноальманаха «РоГоПаГ». Причиной послужил эпизод под названием «Овечий сыр», в котором Пазолини предпринял попытку обличения современного общества — внешне христианского, но по сути лицемерного и ханжеского. Несмотря на то, что режиссёр вырос в католической семье, он называл себя атеистом и впоследствии нередко критиковал Римско-Католическую Церковь. По своим политическим взглядам он являлся марксистом и коммунистом, что также находило отражение в его литературных и кинематографических творениях.
В таких фильмах, как «Евангелие от Матфея», «Царь Эдип», «Декамерон», «Кентерберийские рассказы», «Медея» и «Сало, или 120 дней Содома» Пазолини использовал классические литературные произведения, эпатируя публику их оригинальными прочтениями — часто он предлагал зрителям будоражащий коктейль из «Капитала», Библии и человеческой сексуальности в самых неожиданных её проявлениях. Снимая Эти картины, Пазолини пытался противостоять как излишней политизации левых партий, так и нереальности массовой культуры: «В моих фильмах вы можете найти естественное чувство тела, то физическое начало, которое было давно утрачено», — говорил он.
1 марта 1968 года в Риме состоялась так называемая «Битва на Валле Джулия», считающаяся первой крупной акцией «свинцовых семидесятых» — боевики радикальных студенческих организаций пытались оккупировать помещение Архитектурного факультета Римского университета, что привело к жестоким столкновениям с полицией. В результате стычки, инициаторами которой выступили анархисты и неофашисты, были ранены около 150 полицейских и почти 500 студентов. Пазолини заявил, что симпатизирует полиции, так как они «дети бедняков», в то время как студенты были «молодыми представителями буржуазии». Своё отношение к столкновениям он выразил в стихотворении «Компартия — молодёжи!» — одном из самых обсуждаемых стихотворений поэта. Произведение сразу же вызвало резкую критику в левой и студенческой среде, и впоследствии стало одной из возможных причин кровавой расправы над режиссёром.
В 1975 года Пазолини задумал снимать «Трилогию смерти», первым фильмом которой должна была стать картина «Сало, или 120 дней Содома». Друзья режиссёра не раз признавались, что в процессе подготовки к съёмкам он получал многочисленные угрозы от неофашистов. 2 ноября тело мастера было обнаружено в луже крови в местечке Остия недалеко от Рима. У режиссёра было переломано 10 рёбер, раздавлено сердце, разбита челюсть, сломана левая рука и наполовину вырваны уши. Кроме того, по его трупу несколько раз проехала машина. По подозрению в совершении убийства были арестованы три человека, но на данный момент преступление так и остаётся нераскрытым. 11 января 1976 года фильм «Сало, или 120 дней Содома» был показан в Милане, что повлекло за собой ряд громких скандалов, запретов и судебных разбирательств. Это означало только одно — дело Пазолини продолжило жить и после его трагического ухода. Годы спустя одна из самых страшных и откровенных картин в истории кинематографа была признана критиками ярчайшим антифашистским манифестом.
«Вечерняя Москва» предлагает вам вспомнить главные фильмы убеждённого разрушителя канонов.
«Мама Рома» (Mamma Roma, 1962)
Бывшая проститутка по прозвищу «Мама Рома» (Анна Маньяни) пытается начать новую жизнь. Она торгует овощами, в чём ей помогает её шестнадцатилетний сын Этторе. Казалось бы, всё должно наладится, но вскоре сын узнаёт о тайне матери. Сорвавшись, он совершает кражу и попадает в тюрьму… Картина основана на личных драматических переживаниях режиссёра и воспоминаниях о его первом приезде в Рим. В одном из интервью он рассказывал, что в вечном городе его поразила не величественная красота античного центра, а жестокие нравы обитателей окраин, на которых и сосредоточен сюжет.
[OBJ Фрагмент из фильма «Мама Рома» (1962, на итальянском языке)]
«Евангелие от Матфея» (Il Vangelo secondo Matteo, 1964)
Картина, описывающая жизнь Иисуса с марксистско-католической точки зрения, является как одним из самых критикуемых, так и одним из самых известных исторических фильмов. Для экранизации Пазолини выбрал Евангелие от Матфея, потому, что посчитал, что Евангелие от Иоанна слишком мистическое, от Марка — слишком вульгарное, а от Луки — слишком сентиментальное. Неожиданно для режиссёра фильм стал очень популярен в Италии, завоевал две премии Венецианского кинофестиваля, премию Национального совета кинокритиков США и другие престижные награды. «Евангелие от Матфея» также было отмечено Большим призом экуменистического жюри, действующего от имени Ватикана.
[OBJ Фрагмент из фильма «Евангелие от Матфея» (1964, на итальянском языке)]
«Теорема» (Teorema, 1968)
В фильме, который допустимо интерпретировать в качестве марксистской притчи и религиозной аллегории, Пазолини проиллюстрировал свой излюбленный тезис о тождестве христианского вероучения, революционно-антибуржуазной проповеди и сексуального влечения. Сюжет картины незатейлив — в богатом миланском доме появляется безымянный гость с небесно-голубыми глазами (Теренс Стэмп), постепенно совращающий всех его обитателей — служанку, сына, дочь, мать и даже самого отца. Название фильма оправдывает геометрическая точность его построения. Многие сцены повторяются дважды; строгой симметрии подчинена и сама вилла. «В общих чертах, я превратил Теренса Стэмпа в метафизического небожителя. В нём можно видеть дьявола, а можно — сочетание бога с дьяволом. Важно то, что он представляет нечто столь же неподдельное, сколь и неодолимое», — говорил Пазолини. Процесс по обвинению «Теоремы» в непристойности закончился оправдательным вердиктом. Судья обосновал своё решение следующим образом: «Волнение, которое я испытал при просмотре, носило не сексуальный, а исключительно идеологический и мистический характер. Поскольку речь, бесспорно, идет о произведении искусства, оно не может быть непристойным».
[OBJ Трейлер фильма «Теорема» (1968, на английском языке)]
«Медея» (Medea, 1969)
Вольное изложение цикла древнегреческих мифов об аргонавтах и их плавании за золотым руном, в котором царство Медеи (оперная дива Мария Каллас) показано как обиталище безропотных жертв, занятых в кровавом культе. Аргонавты же предстают в качестве вызывающей отвращение банды насильников. Историю мести Медеи Пазолини изобразил с различных точек зрения, дав зрителям массу поводов для размышления — в том числе и о пороках буржуазного общества.
[OBJ Трейлер оцифрованной версии фильма «Медея» (1969, на английском языке)]
«Декамерон» (Il Decameron, 1971)
Первая часть так называемой «Трилогии жизни», в которую также входят «Кентерберийские рассказы» (1972) и «Цветок тысячи и одной ночи» (1974), состоит из семи новелл, поставленных по мотивам бессмертного произведения Джованни Боккаччо. Единственным связующим звеном является сам режиссёр в образе художника Джотто, странствующего по дорогам Италии эпохи Ренессанса в поисках гармонии и истины. «Декамерон» Пазолини — это гимн гуманизма, воспевание человека, тонкая и всесторонняя характеристика человеческой жизни — от уморительно смешной комедии до пронзительной трагедии.
[OBJ Трейлер фильма «Декамерон» (1971, на английском языке)]
«Кентерберийские рассказы» (Racconti di Canterbury, 1972)
В основу сюжета картины положены восемь из 24 новелл романа Джеффри Чосера. Многие из них, были существенно дополнены социальной сатиры в духе Пазолини. Многие сюжеты фильма изобилуют фривольными моментами и грубоватым юмором, а также заимствованиями из Боккаччо. В 1972 году фильм был удостоен «Золотого медведя» Берлинского кинофестиваля.
[OBJ Трейлер фильма «Кентерберийские рассказы» (1972, на английском языке)]
«Сало, или 120 дней Содома» (Salò o le 120 giornate di Sodoma, 1975)
Древнее изречение гласит: «Имеющий уши да услышит, имеющий глаза да увидит». Непосредственное отношение оно имеет и к самому скандальному фильму Пазолини, поставленному по мотивам «120 дней Содома» Маркиза де Сада. Режиссёр снимал свой антифашистский манифест именно для тех, кто «видит и слышит» — лишним людям в пространстве этого беспощадного кино делать решительно нечего. Действие картины разворачивается в Республике Сало на севере Италии, куда отправляются недобитые фашистские лидеры: президент, судья, герцог и епископ. Они женятся на дочерях друг друга, после чего приказывают солдатам похитить несколько десятков молодых людей, из которых отбирают 9 девушек и 9 юношей. На изолированной вилле они посвящают пленников в правила игры, построенной на всевозможных унижениях, издевательствах и сексуальных извращениях. Картина была запрещена в Италии на протяжении почти трёх лет — 15 февраля 1978 года Кассационный суд дал распоряжение на восстановление ранее изъятых эпизодов, мотивируя это тем, что фильм «является произведением искусства», однако » последний крик» мастера до сих пор запрещён в ряде стран мира.
[OBJ Трейлер фильма «Сало, или 120 дней Содома» (1975, на английском языке)]
Поделиться в FBПоделиться в VKПоделиться в TWПоделиться в OK
Пазолини, Пьер Паоло — Википедия
Пьер Па́оло Пазоли́ни (итал. Pier Paolo Pasolini; 5 марта 1922, Болонья, Италия — 2 ноября 1975, Остия[en], Италия) — итальянский кинорежиссёр, поэт и прозаик. По своим политическим взглядам являлся марксистом и коммунистом, что находило отражение в его литературных и кинематографических творениях, в которых он с антибуржуазных позиций высказывался на темы политики, религии и идеологии, эпатируя публику оригинальными прочтениями классических мифов и сочетая марксизм с учением Христа и человеческой сексуальностью в самых разнообразных и неожиданных её проявлениях.
Биография
Пазолини вырос в католической семье, однако сам называл себя атеистом и нередко критиковал Римско-католическую церковь.
В 1939 году Пазолини окончил школу и поступил в Литературный колледж Болонского университета. Пазолини стал знаменитым задолго до того, как начал снимать фильмы. Он начал писать стихи в 17 лет, впервые опубликовался в 19-летнем возрасте и признавался, что поэзия — это его первая любовь. В 1956 году опубликовал роман «Шпана» (Ragazzi di vita) о люмпен-пролетарской молодёжи Рима. В 1957 году сборник стихов «Пепел Грамши» удостоился премии Виареджо.
Стихи Пазолини входят в школьную программу в Италии.
До съёмок своего первого фильма Пазолини регулярно работал в качестве сценариста (1954—1960). Так, он написал сценарий к фильмам «Женщина реки» Марио Солдати (совместно со знаменитым итальянским писателем Джорджо Бассани, в главной роли снялась Софи Лорен), «Пленник гор» Луиса Тренкера (также совместно с Бассани), «Горбун» Карло Лидзани (первая версия сценария, совместно с Серджо Читти, также сыграл в этом фильме роль). Особо стоит отметить его содружество с Мауро Болоньини, к фильмам которого Пазолини писал сценарии, среди них — «Кокетка Мариза» (1957; итал. Marisa la civetta), «Молодые мужья» (1958; итал. Giovani mariti), «Бурная ночь» (1959; итал. La Notte brava), «Прекрасный Антонио» (1960; итал. Il bell’Antonio), «Дурацкий день» (1960; итал. La giornata balorda). Также он участвовал в написании сценариев фильмов: «Смерть друга» Франко Росси (1959), «Танк 8 сентября» Джанни Пуччини (1960), «Длинная ночь 1943 года» Флорестано Вачини (1960; итал. La lunga notte del ’43; экранизация произведения того же Бассани), «Кантата сточной канавы» Чечилия Маньини (1960), «Девушка на витрине» Лучано Эммер (1961).
В это же время сдружился с Федерико Феллини и принял участие в написании сценариев к фильмам «Ночи Кабирии» и «Сладкая жизнь» (совместно с Серджо Читти написал несколько сцен: диалоги гомосексуалов-проституток, участвующих в оргии). С Феллини Пазолини разошёлся во время начала съёмок «Аккатоне»: снятые сцены не понравились Феллини.
В сентябре 1958 года по приглашению Союза советских писателей состоялся визит Пазолини в СССР, в Москву, где он принял участие в конференции, посвящённой проблемам поэзии.
Первый фильм Пазолини «Аккатоне» (1961), основанный на его собственном романе, в духе неореализма рассказывал о жизни римских трущоб. В 1962 году Пазолини был арестован за участие в съёмках фильма «РоГоПаГ» и приговорён к условному заключению.
По собственным сценариям в 60-е годы Пазолини снял фильмы «Мама Рома», «Теорема», «Птицы большие и малые», «Свинарник».
В своих дальнейших киноработах Пазолини в основном использовал классические литературные произведения («Евангелие от Матфея», «Царь Эдип», «Декамерон», «Кентерберийские рассказы», «Медея», «Сало, или 120 дней Содома»). При этом он мог придавать им современную политическую трактовку, изображая Иисуса как революционера или перенеся действие «120 дней Содома» в фашистскую Республику Сало.
После Второй мировой войны Пазолини вступил в коммунистическую партию, откуда через некоторое время был исключён за развращение малолетних, реальная причина была в том, что он не скрывал своей гомосексуальности. Несмотря на это, он до конца жизни оставался убеждённым коммунистом.
Снимался в своих фильмах в эпизодических ролях. Также привлекал к съёмкам непрофессиональных актёров, часто родственников и друзей. Так, Деву Марию в «Евангелии от Матфея» сыграла мать режиссёра.
В начале семидесятых годов XX века Пазолини путешествовал по странам Востока — Ирану, Йемену, Непалу — чтобы собрать материал для «Трилогии жизни[it]», состоящей из «Декамерона» (1971), «Кентерберийских рассказов» (1972) и «Цветка 1001 ночи» (1974). В этих фильмах Пазолини пытался, по его словам,
противостоять как излишней политизации и утилитаризму левых партий, так и нереальности массовой культуры, создавая фильмы, где вы можете найти естественное чувство тела, то физическое начало (élan vital[en][1]), которое было давно утрачено.
Стихотворение 1968 года «Компартия — молодёжи!»
Поздние 1960-е и ранние 1970-е были эрой всплеска рабочего и студенческого движения. Зачастую 1968 год называют годом студенческой революции из-за произошедших в это время массовых радикальных выступлений молодёжи, сопровождавшихся значительными столкновениями с полицией[2]. Пазолини касательно Битвы Валле Джулия, имевшей место в Риме в марте 1968, заявил, что симпатизирует полиции, так как они «дети бедняков», в то время как студенты были «молодыми представителями буржуазии». Своё отношение к столкновениям полиции и студентов он выразил в стихотворении «Компартия — молодёжи!», одном из «самых обсуждаемых, самых известных, самых упоминаемых»[3] стихотворений поэта. При этом Пазолини не отрицал того, что студенты вдохновлялись левыми идеями, сторонником которых он сам был. Пазолини сочувствовал полицейским, вынужденным подавлять восстания и позднее признавался, что восстание это было восстанием мелких буржуа против крупных буржуа.
Для него принципиальным моментом было то, что большинство студентов были выходцами из буржуазных семей и весь их бунт был лишь бунтом против отцов, бунтом внутри буржуазного строя за его видоизменение, за получение для себя дополнительных благ. Стихотворение сразу же вызвало резкую критику в левой и студенческой среде, что неудивительно, учитывая, что студенческие выступления, наполненные яростной антикапиталистической риторикой, были тогда на пике своего развития. Более того, каждому было понятно, что «никто не противостоял полицейскому как люмпен-пролетарию. Студентов не устраивала та функция и роль, которую играли силы правопорядка во всей системе»[4]. С другой стороны, сам Пазолини в ходе дискуссий неоднократно заявлял, что это стихотворение нельзя воспринимать прямолинейно, что это лишь «провокация»[5], цель которой — заставить студентов проанализировать своё положение и сделать нужный выбор: от бунта к Революции.
Даже в самом стихотворении он призывает молодёжь не к примирению, а к другим действиям, действиям внутри ИКП, а значит, более организованным и с более ясной конечной целью. В 2008 году в Свободном марксистском издательстве вышла брошюра «„Компартия — молодёжи!“ Стихотворение 1968 года и дискуссия о нём», в которой, кроме самого стихотворения, представлены материалы, отражающие как мнение критиков, так и мнение самого Пазолини и его сторонников.
Убийство
Пьер Паоло Пазолини был убит 2 ноября 1975 года в Остии близ Рима. Его тело было найдено утром в луже крови. У него было сломано десять рёбер, раздавлено сердце, разбита челюсть, сломана левая рука и наполовину вырваны уши. По его трупу несколько раз проехала машина. 17-летний Джузеппе Пелози[it] был арестован и осуждён за убийство, но 7 мая 2005 года он отказался от своего добровольного признания в убийстве, и расследование было возобновлено. В преступлении участвовали сразу четыре убийцы, а не один Пелози. По данным журнала Oggi, помимо Пелози в убийстве Пазолини принимали участие ещё два подростка, братья-неофашисты Франко и Джузеппе Борселино.[6]. Личность четвёртого злоумышленника не установлена[6].
Это преступление (наряду с делом Вильмы Монтези) продолжает оставаться одной из самых больших нераскрытых тайн Италии XX века. После смерти Пазолини Пелози признавался, что он не убивал его и видел трёх парней с южным акцентом, сидящих в машине около машины Пазолини, которые потом и убили его с криками «Поганый коммунист» и т. д. Друзья Пазолини не раз признавались, что в процессе подготовки фильма «Сало, или 120 дней Содома» Пьер получал многочисленные угрозы от фашистов. По другой версии, Пазолини убили за то, что ему стали доступны некие секреты итальянской нефтегазовой компании ENI, о которой он писал в последней своей работе[7].
Память
В сентябре 2014 года в основной конкурсной программе Венецианского кинофестиваля состоялась мировая премьера биографического фильма «Пазолини» (режиссёр — Абель Феррара), посвящённого последним дням жизни режиссёра и его загадочному убийству. Роль Пьера Паоло Пазолини исполнил дважды номинант на премию «Оскар» Уиллем Дефо.
В 2016 г. бывшим ассистентом и другом Пьера Паоло Пазолини Давидом Греко был снят художественный фильм «Козни. Последний сюжет Пазолини» (итал. La macchinazione), рассказывающий о нескольких последних месяцах жизни режиссера и его убийстве. Картина участвовала в конкурсе ММКФ 2016 года. В роли Пазолини — Массимо Раньери.
Фильмография
Художественные фильмы
Эпизоды в киноальманахах
Документальные
- 1963 — Гнев / La Rabbia (первая часть)
- 1964 — Стены Саны / Le mura di Sana
- 1965 — Il Padre selvaggio
- 1965 — Comizi d’amore
- 1965 — Выбор натуры в Палестине для «Евангелия от Матфея» / Sopraluoghi in Palestina per il vangelo secondo Matteo
- 1968 — Заметки к фильму об Индии / Appunti per un film sull’India (телевизионный)
- 1970 — Наброски романа о нечистотах / Appunti per un romanzo dell’immondeza
- 1970 — Заметки в поисках африканского Ореста / Appunti per un’Orestiade africana
- 1972 — 12 декабря / 12 dicembre
Кинонаграды и номинации
Актёры, снимавшиеся у Пазолини
Отзывы современников о Пазолини
Поэт Евгений Евтушенко, лично знакомый с Пазолини, так отзывался о нем и его творчестве:
«Автор гениального цикла стихов «Пепел Грамши», Пазолини бросил писать стихи, потому что круг читателей в Италии был, в его понимании, оскорбительно мал для самой поэзии. Он выбрал, как впоследствии другой талантливый поэт – Бернардо Бертолуччи, кино, показавшееся ему средством завоевания миллионов душ. Но жестокий мир кино, неотделимого от рынка, начал разрушать его. Его первые суровые, неприкрашенно жесткие фильмы – «Аккатоне» или «Евангелие от Матфея» – получили признание только узкого круга зрителей. Тогда, может быть, от душераздирающего «Вы хотите другого? Нате вам!» он бросился в эротические аттракционы «Кентерберийских рассказов», «Цветка тысячи и одной ночи». Его последний фильм «Сало, или 120 дней Содома», показывающий садистские эксперименты фашистов над подростками в провинциальном городке, был особенно саморазрушителен, ибо при всей антифашистской направленности там есть мазохистское смакование жестокостей.»[9]
Библиография
- Пьер Паоло Пазолини Стихи в Казарсе: стихотворения 1942[10]
- Пьер Паоло Пазолини Лихие ребята (роман). 1955
- Пьер Паоло Пазолини Пепел Грамши: стихотворения . 1957 (премия Виареджо)
- Пьер Паоло Пазолини Жестокая жизнь (Una vita violenta) (роман). 1959
- Пьер Паоло Пазолини Нефть (Petrolio), (роман. не закончен). 1992
- Пьер Паоло Пазолини Письма. 1940-54
- Пьер Паоло Пазолини Избранное: Стихи. — М.: Молодая гвардия, 1984.
- Пьер Паоло Пазолини Стихи (двуязычное англо-итальянское издание). 1996
- Пьер Паоло Пазолини Теорема. — М.: Ладомир, 2000. — ISBN 5-86218-375-2
- Пьер Паоло Пазолини Шпана (Ragazzi di vita) — М.: Глагол, 2006. — ISBN 5-87532-066-4
- Пьер Паоло Пазолини Почти завещание. Три текста 1975 года. — Свободное марксистское издательство, 2007.
- Пьер Паоло Пазолини «Компартия — молодёжи!» Стихотворения 1968 года и дискуссия о нём. — Свободное марксистское издательство, 2008. — ISBN 978-5-98063-010-2
- Пьер Паоло Пазолини Неверная заря: стихотворения. / Пер. и вступ. статья А. Ткаченко-Гастев. СПб.: Своё издательство, 2013. — 96 с. — ISBN 978-5-4386-0150-0
- Пьер Паоло Пазолини Новая молодёжь: Избранные фриульские стихи. / Пер. К. Медведев, Д. Пилаш. — М.: Свободное маррксисткое издательство, 2017. — 316 с. ISBN 978-5-9907-904-7-7
Книги о Пазолини
- Сичилиано Э. Жизнь Пазолини / Пер. с ит. И. Соболевой. СПб.: Лимбус-пресс; Издательство К. Тублина, 2012. 715 с.
В музыке
- Coil, альбом Horse Rotorvator (1986), трек 04 — Ostia (The Death of Pasolini)
Источники
Ссылки
См. также
Пьер Паоло Пазолини — фото, биография, режиссер, личная жизнь, фильмы, причина смерти
Биография
Итальянец Пьер Паоло Пазолини прожил недолгую жизнь, но память о нем сохранилась в стихах, фильмах и атмосферных черно-белых фото, на которых запечатлен творческий путь знаменитости.
Детство и юность
Пьер Паоло Пазолини родился 5 марта 1922 года в Болонье, Италия. Рос в семье учительницы начальных классов и военного вместе с младшим братом Гуидальберто.
Пьер Паоло Пазолини в молодости
После того как отца мальчиков арестовали за долги, мать решила переехать в Касарса-делла-Делицию. Чтобы отвлечься от проблем в семье, маленький Пьер Паоло начал интересоваться творчеством. Уже в 7 лет он написал первый стих, вдохновленный творчеством Артюра Рембо.
В период учебы в средней школе Пазолини организовал литературный кружок, куда входили его друзья. А после выпуска решил поступать в Болонский университет, где увлекся филологией и изобразительным искусством.
Личная жизнь
Режиссер не скрывал информацию о личной жизни. Еще в молодости он признал себя гомосексуалистом, а в 1963 году встретил актера Нинетто Даволи, которого считали любовником знаменитости. Несмотря на невысокий рост (167 см), мужчина пользовался успехом у женщин, включая Марию Каллас, которая надеялась изменить ориентацию поэта и стать его женой.
Литература
В 19 лет поэт опубликовал первый сборник стихов, который был высоко оценен литературными критиками. Вскоре юношу настигла Вторая мировая война, и семье пришлось укрыться в Касарса-делла-Делиции. После переезда он присоединился к клубу молодых энтузиастов, которые боролись за признание фриульского языка в качестве второго государственного.
Embed from Getty ImagesПьер Паоло Пазолини и Нинетто Даволи
В 1945-м в биографии Пьера Паоло произошла трагедия — убили его брата Гвидо. Поэт был опустошен, он продолжил поддерживать связь с участниками клуба, но находил спасение только в написании стихов и вскоре опубликовал второй сборник.
Когда война закончилась, молодой человек работал учителем в средней школе и участвовал в политической жизни региона, но вскоре потерял должность из-за конфликта с церковью. После сексуального скандала с его участием Пазолини переехал в Рим.
На новом месте мужчина продолжил заниматься творчеством. Он опубликовал роман «Шпана», основанный на наблюдениях за римской молодежью. Работа прозаика была положительно воспринята читателями, но подверглась цензуре из-за откровенных сцен.
Фильмы
На ранних этапах карьеры в кино Пьер Паоло писал сценарии для фильмов. Благодаря ему мир увидел «Женщину реки» с Софи Лорен в главной роли, «Бурную ночь» и «Девушку на витрине». После знакомства с Федерико Феллини Пазолини участвовал в создании сцен для картин «Сладкая жизнь» и «Ночь Кабирии».
Вскоре мужчина решил снимать собственные фильмы. Его дебютная работа «Аккатонне» основана на историях проституток, сутенеров и воров, которые показаны на фоне экономических реформ Италии. Критик Ник Барбаро назвал ленту самой мрачной из всех, которые он видел. Несмотря на скандал, вспыхнувший вокруг сюжета, Пазолини продолжил режиссерскую карьеру.
Новая картина «Мама Рома» тоже была снята в духе неореализма и повествует о бывшей проститутке, которая пытается начать новую жизнь. Но уже при создании сценария для следующего фильма автор решил отойти от привычного стиля. Он взял за основу библейский сюжет, который экранизировал в ленте «Евангелие от Матфея». Драма получила награду Венецианского кинофестиваля и была отмечена премией Национального совета кинокритиков США.
Embed from Getty ImagesПьер Паоло Пазолини, Мария Каллас и Клод Помпиду
В последующие годы Пьер Паоло неоднократно обращался к мифам и творчеству драматургов прошлых эпох. Фильмографию пополнил «Царь Эдип», в котором действия трагедии Софокла перенесены в реалии 20-го века. Позже вышла притча «Медея», основанная на вольном толковании работы Софокла.
Успех режиссеру принесла комедия «Декамерон», в которой использовались новеллы Джованни Боккаччо. Картина выиграла приз Берлинского кинофестиваля. В качестве продолжения вышли «Кентерберийские рассказы» и «Цветок тысячи и одной ночи».
Последний фильм звезды «Сало, или 120 дней Содома» получил спорные оценки критиков и был запрещен в прокате нескольких стран из-за обилия насилия, сексуальных сцен и извращений.
Смерть
2 ноября 1975 года Пьера Паоло нашли убитым на пляже в Остии. Причиной смерти стал разрыв внутренних органов в результате наезда автомобиля, который проехался по телу Пазолини несколько раз. Виновников в гибели режиссера так и не нашли. Изначально в содеянном признался Джузеппе Пелоси, но он отказался от своих слов в 2005 году.
Фильмография
- 1961 — «Аккатоне»
- 1962 — «Мама Рома»
- 1964 — «Евангелие от Матфея»
- 1966 — «Птицы большие и малые»
- 1967 — «Царь Эдип»
- 1968 — «Теорема»
- 1969 — «Свинарник»
- 1969 — «Медея»
- 1971 — «Декамерон»
- 1972 — «Кентерберийские рассказы»
- 1974 — «Цветок тысячи и одной ночи»
- 1975 — «Сало, или 120 дней Содома»
Пазолини, Пьер Паоло — Википедия с видео // WIKI 2
Пьер Па́оло Пазоли́ни (итал. Pier Paolo Pasolini; 5 марта 1922, Болонья, Италия — 2 ноября 1975, Остия[en], Италия) — итальянский кинорежиссёр, поэт и прозаик. По своим политическим взглядам являлся марксистом и коммунистом, что находило отражение в его литературных и кинематографических творениях, в которых он с антибуржуазных позиций высказывался на темы политики, религии и идеологии, эпатируя публику оригинальными прочтениями классических мифов и сочетая марксизм с учением Христа и человеческой сексуальностью в самых разнообразных и неожиданных её проявлениях.
Энциклопедичный YouTube
1/1
Просмотров:
1 753
✪ Обсуждение фильма «Двойная жизнь Вероники» | Ури Гершович и Олег Аронсон
Содержание
Биография
Пазолини вырос в католической семье, однако сам называл себя атеистом и нередко критиковал римско-католическую церковь.
В 1939 году Пазолини окончил школу и поступил в Литературный колледж Болонского университета. Пазолини стал знаменитым задолго до того, как начал снимать фильмы. Начал писать стихи в 17 лет, впервые опубликовался в 19-летнем возрасте и признавался, что поэзия — его первая любовь. В 1956 году опубликовал роман «Шпана» (Ragazzi di vita) о люмпен-пролетарской молодёжи Рима. В 1957 году сборник стихов «Пепел Грамши» удостоился премии Виареджо.
Стихи Пазолини входят в школьную программу в Италии.
До съёмок своего первого фильма Пазолини регулярно работал в качестве сценариста (1954—1960). Так, он написал сценарий к фильмам «Женщина реки» Марио Сольдати (совместно со знаменитым итальянским писателем Джорджо Бассани, в главной роли снялась Софи Лорен), «Пленник гор» Луиса Тренкера (также совместно с Бассани), «Горбун» Карло Лидзани (первая версия сценария, совместно с Серджо Читти, а также сыграл в этом фильме роль). Особо стоит отметить его содружество с Мауро Болоньини, к фильмам которого Пазолини писал сценарии, среди них — «Кокетка Мариза» (1957; итал. Marisa la civetta), «Молодые мужья» (1958; итал. Giovani mariti), «Бурная ночь» (1959; итал. La Notte brava), «Прекрасный Антонио» (1960; итал. Il bell’Antonio), «Дурацкий день» (1960; итал. La giornata balorda). Также участвовал в написании сценариев фильмов: «Смерть друга» Франко Росси (1959), «Танк 8 сентября» Джанни Пуччини (1960), «Длинная ночь 1943 года» Флорестано Вачини (1960; итал. La lunga notte del ’43; экранизация произведения того же Бассани), «Кантата сточной канавы» Чечилии Манджини (1960), «Девушка на витрине» Лучано Эммера (1961).
В это же время сдружился с Федерико Феллини и принял участие в написании сценариев к фильмам «Ночи Кабирии» и «Сладкая жизнь» (совместно с Серджо Читти написал несколько сцен: диалоги гомосексуалов-проституток, участвующих в оргии). С Феллини Пазолини разошёлся во время начала съёмок «Аккатоне»: снятые сцены не понравились Феллини.
В сентябре 1958 года по приглашению Союза советских писателей состоялся визит Пазолини в СССР, в Москву, где он принял участие в конференции, посвящённой проблемам поэзии.
Первый фильм Пазолини «Аккатоне» (1961), основанный на его собственном романе, в духе неореализма рассказывал о жизни римских трущоб. В 1962 году Пазолини был арестован за участие в съёмках фильма «РоГоПаГ» и приговорён к условному заключению.
В 1963 году Пазолини встретил «великую любовь своей жизни», пятнадцатилетнего Нинетто Даволи, которого он позже снял в своем фильме 1966 года «Uccellacci e uccellini» (буквально «Птицы большие и малые», но переведенном на английский язык как «Ястребы и воробьи»). Пазолини стал наставником и другом юноши. «Хотя их сексуальные отношения продолжались всего несколько лет, Нинетто продолжал жить с Пазолини и был его постоянным компаньоном, а также появлялся ещё в шести фильмах Пазолини»[5].
По собственным сценариям в 1960-е годы Пазолини снял фильмы «Мама Рома», «Теорема», «Птицы большие и малые», «Свинарник».
В своих дальнейших киноработах Пазолини в основном использовал классические литературные произведения («Евангелие от Матфея», «Царь Эдип», «Декамерон», «Кентерберийские рассказы», «Медея», «Сало, или 120 дней Содома»). При этом он мог придавать им современную политическую трактовку, изображая Иисуса как революционера или перенеся действие «120 дней Содома» в фашистскую Республику Сало.
После Второй мировой войны Пазолини вступил в коммунистическую партию, откуда через некоторое время был исключён за развращение малолетних, реальная причина была в том, что он не скрывал своей гомосексуальности. Несмотря на это, он до конца жизни оставался убеждённым коммунистом, тем не менее говоря, что является, даже будучи атеистом, религиозным человеком, поскольку религия — часть народной жизни.
Снимался в своих фильмах в эпизодических ролях. Также привлекал к съёмкам непрофессиональных актёров, часто родственников и друзей. Так, Деву Марию в «Евангелии от Матфея» сыграла мать режиссёра.
В начале 1970-x годов Пазолини путешествовал по странам Востока — Ирану, Йемену, Непалу — чтобы собрать материал для «Трилогии жизни[it]», состоящей из «Декамерона» (1971), «Кентерберийских рассказов» (1972) и «Цветка 1001 ночи» (1974). В этих фильмах Пазолини пытался, по его словам,
противостоять как излишней политизации и утилитаризму левых партий, так и нереальности массовой культуры, создавая фильмы, где вы можете найти естественное чувство тела, то физическое начало (élan vital[en][6]), которое было давно утрачено.
Стихотворение 1968 года «Компартия — молодёжи!»
Поздние 1960-е и ранние 1970-е годы были эрой всплеска рабочего и студенческого движения. Зачастую 1968 год называют годом студенческой революции из-за произошедших в это время массовых радикальных выступлений молодёжи, сопровождавшихся значительными столкновениями с полицией[7]. Пазолини касательно Битвы Валле Джулия, имевшей место в Риме в марте 1968 года, заявил, что симпатизирует полиции, так как они «дети бедняков», в то время как студенты были «молодыми представителями буржуазии». Своё отношение к столкновениям полиции и студентов он выразил в стихотворении «Компартия — молодёжи!», одном из «самых обсуждаемых, самых известных, самых упоминаемых»[8] стихотворений поэта. При этом Пазолини не отрицал того, что студенты вдохновлялись левыми идеями, сторонником которых он сам был. Пазолини сочувствовал полицейским, вынужденным подавлять восстания и позднее признавался, что восстание это было восстанием мелких буржуа против крупных буржуа.
Для него принципиальным моментом было то, что большинство студентов были выходцами из буржуазных семей и весь их бунт был лишь бунтом против отцов, бунтом внутри буржуазного строя за его видоизменение, за получение для себя дополнительных благ. Стихотворение сразу же вызвало резкую критику в левой и студенческой среде, что неудивительно, учитывая, что студенческие выступления, наполненные яростной антикапиталистической риторикой, были тогда на пике своего развития. Более того, каждому было понятно, что «никто не противостоял полицейскому как люмпен-пролетарию. Студентов не устраивала та функция и роль, которую играли силы правопорядка во всей системе»[9]. С другой стороны, сам Пазолини в ходе дискуссий неоднократно заявлял, что это стихотворение нельзя воспринимать прямолинейно, что это лишь «провокация»[10], цель которой — заставить студентов проанализировать своё положение и сделать нужный выбор: от бунта к Революции.
Даже в самом стихотворении он призывает молодёжь не к примирению, а к другим действиям, действиям внутри ИКП, а значит, более организованным и с более ясной конечной целью. В 2008 году в Свободном марксистском издательстве вышла брошюра «„Компартия — молодёжи!“ Стихотворение 1968 года и дискуссия о нём», в которой, кроме самого стихотворения, представлены материалы, отражающие как мнение критиков, так и мнение самого Пазолини и его сторонников.
Убийство
Пьер Паоло Пазолини был убит 2 ноября 1975 года в Остии близ Рима. Его тело было найдено утром в луже крови. У него было сломано десять рёбер, раздавлено сердце, разбита челюсть, сломана левая рука и наполовину вырваны уши. По его трупу несколько раз проехала машина. 17-летний Джузеппе Пелози[it] был арестован и осуждён за убийство, но 7 мая 2005 года он отказался от своего добровольного признания в убийстве, и расследование было возобновлено. В преступлении участвовали сразу четверо убийц, а не один Пелози. По данным журнала Oggi, помимо Пелози в убийстве Пазолини принимали участие ещё два подростка, братья-неофашисты Франко и Джузеппе Борселино[11]. Личность четвёртого злоумышленника не установлена[11].
Это преступление (наряду с делом Вильмы Монтези) продолжает оставаться одной из самых больших нераскрытых тайн Италии XX века. После смерти Пазолини Пелози признавался, что он не убивал его и видел трёх парней с южным акцентом, сидящих в машине около машины Пазолини, которые потом и убили его с криками «Поганый коммунист» и т. д. Друзья Пазолини не раз признавались, что в процессе подготовки фильма «Сало, или 120 дней Содома» Пьер получал многочисленные угрозы от фашистов. По другой версии, Пазолини убили за то, что ему стали доступны некие секреты итальянской нефтегазовой компании ENI, о которой он писал в последней своей работе[12].
Пазолини похоронен на кладбище коммуны Казарса-делла-Делиция.
Память
В сентябре 2014 года в основной конкурсной программе Венецианского кинофестиваля состоялась мировая премьера биографического фильма «Пазолини» (режиссёр — Абель Феррара), посвящённого последним дням жизни режиссёра и его загадочному убийству. Роль Пьера Паоло Пазолини исполнил дважды номинант на премию «Оскар» Уиллем Дефо.
В 2016 году бывшим ассистентом и другом Пьера Паоло Пазолини Давидом Греко (ит.) был снят художественный фильм «Козни. Последний сюжет Пазолини» (ит.), рассказывающий о нескольких последних месяцах жизни режиссёра и его убийстве. Картина участвовала в конкурсе ММКФ 2016 года. В роли Пазолини — Массимо Раньери.
Фильмография
Художественные фильмы
Эпизоды в киноальманахах
Документальные
- 1963 — Гнев / La Rabbia (первая часть)
- 1964 — Стены Саны / Le mura di Sana
- 1965 — Il Padre selvaggio
- 1965 — Comizi d’amore
- 1965 — Выбор натуры в Палестине для «Евангелия от Матфея» / Sopraluoghi in Palestina per il vangelo secondo Matteo
- 1968 — Заметки к фильму об Индии / Appunti per un film sull’India (телевизионный)
- 1970 — Наброски романа о нечистотах / Appunti per un romanzo dell’immondeza
- 1970 — Заметки в поисках африканского Ореста / Appunti per un’Orestiade africana
- 1972 — 12 декабря / 12 dicembre
Кинонаграды и номинации
Актёры, снимавшиеся у Пазолини
Отзывы современников о Пазолини
Поэт Евгений Евтушенко, лично знакомый с Пазолини, так отзывался о нем и его творчестве[14]:
Автор гениального цикла стихов «Пепел Грамши», Пазолини бросил писать стихи, потому что круг читателей в Италии был, в его понимании, оскорбительно мал для самой поэзии. Он выбрал, как впоследствии другой талантливый поэт — Бернардо Бертолуччи, кино, показавшееся ему средством завоевания миллионов душ. Но жестокий мир кино, неотделимого от рынка, начал разрушать его. Его первые суровые, неприкрашенно жёсткие фильмы — «Аккатоне» или «Евангелие от Матфея» — получили признание только узкого круга зрителей. Тогда, может быть, от душераздирающего «Вы хотите другого? Нате вам!» он бросился в эротические аттракционы «Кентерберийских рассказов», «Цветка тысячи и одной ночи». Его последний фильм «Сало, или 120 дней Содома», показывающий садистские эксперименты фашистов над подростками в провинциальном городке, был особенно саморазрушителен, ибо при всей антифашистской направленности там есть мазохистское смакование жестокостей.
Библиография
- Пьер Паоло Пазолини Стихи в Казарсе: стихотворения 1942[15].
- Пьер Паоло Пазолини Лихие ребята (роман). 1955.
- Пьер Паоло Пазолини Пепел Грамши: стихотворения. 1957 (премия Виареджо).
- Пьер Паоло Пазолини Жестокая жизнь (Una vita violenta) (роман). 1959.
- Пьер Паоло Пазолини Нефть (Petrolio), (роман. не закончен). 1992.
- Пьер Паоло Пазолини Письма. 1940—54.
- Пьер Паоло Пазолини Избранное: Стихи. — М.: Молодая гвардия, 1984.
- Пьер Паоло Пазолини Стихи (двуязычное англо-итальянское издание). 1996.
- Пьер Паоло Пазолини Теорема. — М.: Ладомир, 2000. — ISBN 5-86218-375-2.
- Пьер Паоло Пазолини Шпана (Ragazzi di vita) — М.: Глагол, 2006. — ISBN 5-87532-066-4.
- Пьер Паоло Пазолини Почти завещание. Три текста 1975 года. — Свободное марксистское издательство, 2007.
- Пьер Паоло Пазолини «Компартия — молодёжи!» Стихотворения 1968 года и дискуссия о нём. — Свободное марксистское издательство, 2008. — ISBN 978-5-98063-010-2.
- Пьер Паоло Пазолини Неверная заря: стихотворения. / Пер. и вступ. статья А. Ткаченко-Гастев. СПб.: Своё издательство, 2013. — 96 с. — ISBN 978-5-4386-0150-0.
- Пьер Паоло Пазолини Новая молодёжь: Избранные фриульские стихи. / Пер. К. Медведев, Д. Пилаш. — М.: Свободное марксистское издательство, 2017. — 316 с. ISBN 978-5-9907-904-7-7.
- Пьер Паоло Пазолини Отрывки из романа «Нефть», рецензии и публицистика. Перевод Владимира Лукьянчука. «Митин журнал» № 68. ISBN 978-5-98144-203-2.
В музыке
«По ночам снится мне столько киноснов!
В них со мною рядом — ну просто нет слов! —
Маэстро Пазолини,
Господин Феллини
И Никита Михалков!».
См. также
- Трилогия жизни[it]
- Трилогия смерти[it]
- Порно-Тео-Колоссаль[it]
Примечания
- ↑ 1 2 Пазолини Пьер Паоло // Большая советская энциклопедия: [в 30 т.] / под ред. А. М. Прохорова — 3-е изд. — М.: Советская энциклопедия, 1969. Проверено 28 сентября 2015.
- ↑ 1 2 Bibliothèque nationale de France идентификатор BNF (фр.): платформа открытых данных — 2011. Проверено 10 октября 2015.
- ↑ 1 2 Pier Paolo Pasolini
- ↑ Benezit Dictionary of Artists (англ.) — 2006. — ISBN 978-0-19-977378-7, 978-0-19-989991-3 Проверено 9 октября 2017.
- ↑ Ireland, Doug. Restoring Pasolini, LA Weekly (англ.)русск., LA Weekly, LP (4 августа 2005). Дата обращения 29 августа 2010.
- ↑ Термин предложил французский философ Анри Бергсон в своей книге «Творческая эволюция», 1907.
- ↑ Революции 1968 года: общество и культура.
- ↑ Франческо Барили. Июнь 1968 — «Компартия — молодёжи!» (История плохо понятого и неудачно использованного стихотворения…) // «Компартия — молодёжи!» Стихотворение 1968 года и дискуссия о нём. — М.: Свободное марксистское издательство, 2008.
- ↑ Анжела Мольтени. Пьер Паоло Пазолини. «Компартия — молодёжи!» // «Компартия — молодёжи!» Стихотворение 1968 года и дискуссия о нём. — М.: Свободное марксистское издательство, 2008.
- ↑ П. П. Пазолини. Апология // «Компартия — молодёжи!» Стихотворение 1968 года и дискуссия о нём. — М.: Свободное марксистское издательство, 2008.
- ↑ 1 2 Коняев А. Римская шпана // Lenta.ru. — 2010. — 4 июня.
- ↑ Найден фрагмент неоконченного романа Пазолини // Lenta.ru, 03.03.2010.
- ↑ Извне, издалека или оттуда / Новости кино и телевидения / Russia.tv
- ↑ Евтушенко Е. А. Падение диктатуры пляжа (Из итальянского дневника).
- ↑ Биография Пьера Паоло Пазолини (Pier Paolo Pasolini).
Литература
Ссылки
Пьер Паоло Пазолини — Тухлые помидоры
Наивысший рейтинг:
100%
Accattone (Procurer) (The Scrounger) (1961)
Самый низкий рейтинг:
56%
Кентерберийские рассказы (1971)
День рождения:
5 марта 1922 г.
Место рождения:
Болонья, Эмилия-Романья, Италия
Пьер Паоло Пазолини был одним из самых противоречивых и провокационных режиссеров, когда-либо оказавших влияние на международное кинематографическое сообщество.Возникнув в 1960-х годах, Пазолини порвал со своими сверстниками, вдохновленными Новой волной, оказывая влияние на свои работы не из других кинематографических источников, а из искусства, литературы, фольклора и музыки. Он также был одним из немногих режиссеров своей эпохи, которые уделяли меньше внимания процессу кинопроизводства, чем своей теме, выводя на экран суровое отчаяние жизни на периферии. Пазолини родился в Болонье, Италия, 5 марта 1922 года. Сын армейского офицера, он рос в разных уголках страны и начал писать стихи в возрасте семи лет.Изучая искусство в Болонском университете, он опубликовал свой первый сборник стихов Poesie a Casarsa в 1942 году. Годом позже его призвали на службу в вооруженные силы в последние месяцы Второй мировой войны и после капитуляции Италии. его полк попал в плен к немцам. Вскоре Пазолини сбежал и бежал в небольшой городок Касарса, где оставался несколько лет. Он вступил в коммунистическую партию в 1946 году, но был исключен через три года после ареста за «моральное унижение».Тем не менее, он оставался под влиянием марксистской доктрины, находя особое вдохновение в трудах Антонио Грамши и его вере в революционную силу итальянского крестьянства. В конце 40-х годов Пазолини возобновил учебу в университете, а в 1950 году переехал. в Рим, живя в городских трущобах, работая учителем. Гомосексуалист, он попал в местный преступный мир проституток, проституток, сутенеров и воров. Сам Пазолини часто арестовывался в их компании — однажды он пытался ограбить заправочной станции, а затем помог разыскиваемому преступнику бежать от полиции — и в 1955 году этот опыт соединился в его первом романе, скандальном Ragazzi di vita.Публикация книги побудила итальянские суды привлечь к ответственности Пазолини по обвинению в непристойности, что стало первой из многих подобных стычек с властями. Тем не менее, римская криминальная культура оставалась на переднем крае его более поздних работ, и его вторая книга, Una Vita Violenta 1959 года, также подробно описывала жизнь ребенка из трущоб. Примерно в то же время Пазолини также получил известность как поэт, а его сборник 1957 года Le Ceneri di Gramsci получил премию Виареджо. С 1955 по 1958 год он также редактировал авангардный журнал Officina, который позже был вынужден прекратить публикацию после того, как стихотворение Пазолини напало на Папу Пия XII на его смертном одре.Участие Пазолини в кино началось довольно тихо, со сценария 1954 года для оперы Марио Солдати «Донна дель Фьюме». В течение следующих нескольких лет он также сотрудничал над сценариями для проектов Федерико Феллини, Мауро Болоньини и Луиса Тренкера, но в свете его другой, более скандальной работы его материал для фильма не получил особой известности. Однако к началу 60-х годов кино стало центром внимания Пазолини. Отменив законченный сценарий для проекта под названием La Commare Secca (который он затем передал Бернардо Бертолуччи), он написал еще один сценарий, Accatone, который он направил в трущобах с непрофессиональным составом в 1961 году.Как и в случае с его литературным дебютом, его дебют в кино стал предметом многочисленных споров, причем моралисты выдвинули эту картину как доказательство необходимости более строгих правил цензуры. За границей этот фильм получил награды на кинофестивалях в Монреале и Карловых Варах, а за его второкурсник «Мама Рома» 1962 года он выиграл как приз международных критиков на Венецианском кинофестивале, так и серебряную ленту Италии. Затем Пазолини вместе с Роберто Росселлини, Жан-Люком Годаром и Уго Грегоретти присоединился к антологии RoGoPaG 1962 года.В его отрывке «La ricotta» Орсон Уэллс снялся в роли режиссера, ставшего режиссером фильма о жизни Христа. Хотя это произведение было задумано как атака на вульгаризацию духовности, оно было привлечено к ответственности за «публичное оскорбление религии государства» и запрещено, а Пазолини получил
.
Pier Paolo Pasolini — Wikipédia, a enciclopédia livre
Pier Paolo Pasolini (Болонья, 5 марта 1922 — Эстия, 2 ноября 1975) foi um cineasta, поэта и итальянский escritor. Em seus trabalhos, Пазолини демонстрирует разностороннюю культурную сущность и экстраординацию, que serviu para transformá-lo numa figura controversa. Embora seu trabalho продолжает политику политики и контроля até hoje, enquanto era vivo, seus trabalhos foram tidos como obras de arte segundo muitos pensadores da cultura italiana [1] [2] .
Era filho de Carlo Alberto Pasolini (1892–1958), bolonhês, militar de carreira, e de Susanna Colussi (1891–1981), фрилан, профессор примарии. Teve um irmão chamado Guidalberto «Guido» Pasolini (1925-1945), que morreu numa emboscada lutando na Segunda Guerra Mundial. Em 1926, o pai de Pasolini foi preso por dívidas de jogo, e sua mãe mudou-se para a casa de sua família em Casarsa della Delizia, onde havia nascido [1] .
Começou a escrever poesias aos sete anos. [3] Em 1939, Pasolini Gradu-se em literatura pela Universidade de Bolonha. Era homossexual assumido e um artista solitário. Antes de ficar famoso como cineasta, Pasolini havia trabalhado também como Professor, поэта и новеллист. Entre seus livros mais conhecidos, estão Meninos da Vida , Uma Vida Violenta и Petróleo . De porte atlético e estatura média, Pasolini usava óculos com lentes muitorossas.
Em 26 de janeiro de 1947, Pasolini escreveu uma declaração polêmica para a primeira página do jornal Libertà : «Em nossa opinião, pensamos que, atualmente, só o comunismo é capaz de fornecer uma nova cultura.»Контроль за частным девидо в рамках итальянской коммунистической партии, PCI. Принятие участия в работе PCI, участие в различных манифестациях 1949 года, участие в Конгрессе в Париже в Париже». как lutas dos trabalhadores e camponeses, e vendo os confrontos dos manifestantes com a polícia italiana, ele começou a criar seu primeiro romance.
No entanto, em outubro do mesmo ano, Pasolini foi acusado de correpção de menores e atos obscenos em lugares públicos.Como resultado, foi expulso pela seção de Udine do Partido Comunista e perdeu seu emprego de Professor que tinha obtido no ano anterior em Valvasone, ficando em uma situação Difícil.
Em janeiro de 1950 Pasolini mudou-se para Roma com sua mãe.
Realizou estudos para filmes sobre an ndia, a Palestina e sobre a Oréstia, de Ésquilo, que pretendia filmar na África ( Apontamento para uma Oréstia Africana ). Seus filmes são muito conhecidos por criticalarem a estrutura do Governo italiano (na época fortemente ligado à igreja católica), que promovia a alienação e hábitos conservadores na sociedade.Além disso, seu cinema foi marcado por uma constante ligação com o arcaísmo prevalecente no homem moderno. Prova disso é a obra Teorema , em que um indivíduo entra na vida de uma família e a desestrutura por inteiro (cada member da família submita uma instituição da sociedade).
Dirigiu os filmes da Trilogia da Vida com context erótico e político: Il Decameron , I racconti di Canterbury e Il fiore delle mille e una notte . Пазолини, эм эм determinado моменто да зиа Вида, renegou Esses Filmes, afirmando дие Eles Foram apropriados erroneamente Пела Indústria культурный, дие ОС classificava Como pornográficos.
Essa trilogia foi filmada na Etiópia, ndia, Irã, Nepal e Iêmen. Os filmes eram dublados em italiano. Pelo context pretensamente classificado como erótico, foi proibido nos Estados Unidos e só chegou a ser exibido ali na década de 80. No Brasil, só foi exibido após a abertura política. Em Accattone , de 1961, Pasolini pôs em prática sua visão sobre a class do proletariado na sociedade italiana da época. Gostava de trabalhar com atores amadores e do povo.
Na madrugada entre 1º e 2 de novembro de 1975 Pasolini foi brutalmente assassinado, em local próximo ao hidro-aeródromo de stia.O cadáver foi encontrado por uma senhora à 6h40min. Foi seu amigo Ninetto Davoli que reconheceu o corpo [1] . Джузеппе «Пино» Пелоси, época com dezessete anos, já conhecido pela polícia por roubos de veículos, teno sido detido na mesma noite por estar guiando o carro de Pasolini, cumpriu pena como assassino confesso. Pelosi afirmou que abordou Pasolini nas cercanias da Estação Termini, no Bar Gambrinus da Piazza dei Cinquecento , quando foi convidado a entrar em seu veículo (uma Alfa Romeo 2000 GT Veloce) mediante promessa de um [1] [4] .
Depois de um jantar oferecido pelo escritor, na trattoria Biondo Tevere [5] próximo à Basílica de São Paulo Extramuros, os dois se dirigiram à periferia de stia. A tragédia, de acordo com a sentença judica, teria tido início depois de uma Discusao sobre as pretensões sexuais de Pasolini às quais Pelosi estaria relutante, e teria acabado por se excitar numa altercação fora do veículo. O jovem teria sido ameaçado com um pau que depois teria consguido tomar de Pasolini, teno-lhe golpeado diversas vezes até fazê-lo cair gravemente ferido mas ainda com vida [1] .Então Pelosi teria entrado no veículo e atropelado o escritor diversas vezes, destruindo-lhe a caixa torácica e causando-lhe a morte. [6] Pelosi foi condenado em primeira instância por homicídio doloso em 4 dezembro de 1976, sentença confirmada pela Corte de Apelo [1] . Em 2005, pena cumprida, Pelosi afirmou que não matou Pasolini e que confessou por ter sido ameaçado. Hoje já foram divulgados diversos documentos que desautorizam a versão constante da sentença judicare.Fica Claro, no mínimo, a Participação de mais pessoas no assassinato. [7]
Pino Pelosi morreu em 20 de julho de 2017 aos 59 anos.
Ливрос [редактор | editar código-fonte]
- Поэмы
- Ragazzi di vita (Meninos da Vida, 1955)
- Una vita violenta ( Uma Vida Violenta , 1959)
- Il sogno di una cosa (1962)
- Amado Mio — Atti Impuri (опубликовано в 1982 году, оригинальное письмо в 1948 году)
- Али dagli occhi azzurri (1965)
- Теорема (1968)
- Реальность (1979)
- Petrolio (1992, неполное)
Poesias [editar | editar código-fonte]
- La meglio gioventù (1954)
- Le ceneri di Gramsci (1957)
- L’usignolo della chiesa cattolica (1958)
- Темная религия (1961)
- Поэзия в розовой форме (1964)
- Trasumanar e Organzar (1971)
- La nuova gioventù (1975)
- Римские стихи .(1986)
Ensaios [редактор | editar código-fonte]
- Passione e ideologia (1960)
- Итальянская песня, итальянская популярная поэзия (1960)
- Empirismo eretico (1972)
- Леттер лютеран (1976)
- Le belle bandiere (1977)
- Descrizioni di descrizioni (1979)
- Il caos (1979)
- La pornografia è noiosa (1979)
- Scritti corsari (1975)
- Леттере (1940–1954) ( Letters, 1940-54 , 1986)
Teatro [editar | editar código-fonte]
- Оргия (1968)
- Porcile (1968)
- Кальдерон (1973)
- Affabulazione (1977)
- Пилад (1977)
- Bestia da stile (1977)
- Ganhou o Grande Prémio do Júri no Festival de Cannes, «Il fiore delle mille e una notte» (1974).
- Ganhou o Prémio de Melhor Argumento no Festival de Cannes, на «Джовани Марити» (1958).
- Ganhou o Urso de Ouro no Festival de Berlim, на «Кентерберийские слова» (1972).
- Ganhou o Urso de Prata no Festival de Berlim, «Il Decameron» (1971).
- Ганху-о-Леан-де-Прата-но-Фестиваль в Венеции, «Второе сердце Маттео» (1964).
- Ganhou o Prémio OCIC no Festival de Veneza, «Il vangelo secondo Matteo» (1964).
Ссылки
.
Пьер Паоло Пазолини — Википедия, вольна энциклопедия
Z Wikipedii, wolnej encyklopedii
Przejd do nawigacji
Przejd do wyszukiwania
W Wikipedii nie ma jeszcze artykułu o takiej nazwie. Możesz:
- utworzyć go ,
- zaproponować, eby inni go napisali,
- poszukać tekstu «Pier paolo pasolini» w artykułach,
- poszukać strony o tym tytule na jednym z siostrzanych projektów Wikipedii:
-
Commons
Wikiźródła
Wikisłownik
Wikicytaty
Wikibooks
Wikinews
Ródło: „https: // pl.wikipedia.org/wiki/Pier_paolo_pasolini »
.