Глазами младенца – Weekend – Коммерсантъ
В Москве проходит самая полная за 20 лет ретроспектива Ясудзиро Одзу, японского классика, чьи фильмы неизменно занимают первые строки опросов лучших фильмов всех времен и народов среди критиков и режиссеров всего мира. Программа из 33 фильмов продлится в Третьяковской галерее до 12 декабря — дня рождения и одновременно смерти Одзу — и завершится показом документальной картины «Токио-Га» Вима Вендерса, посвятившего ему свое «Небо над Берлином»
Японский режиссер Ясудзиро Одзу умер в день своего шестидесятилетия, 12 декабря 1963 года. Последние 10 лет жизни он был председателем ассоциации японских кинорежиссеров — на родине его превосходство было неоспоримо. За ее пределами его никто не знал. Сами японцы предполагали, что его просто невозможно экспортировать. Фильмы Одзу казались сугубо японским удовольствием — подобно воспетым им барным стойкам Гиндзы, где мама-сан наливает подогретый сакэ постоянным клиентам, исправно напивающимся после работы в компании хостес, которым можно доверить все свои заботы, оставляя женам единственную — штопать носки.
Через 10 лет после смерти Одзу американский 25-летний кинокритик Пол Шрёдер сделал его героем своей исследовательской работы о трансцендентном кино. Вскоре Шрёдер сам стал модным сценаристом («Таксист») и режиссером («Американский жиголо»), в чьих работах навязчиво прослеживался японский след (сценарий «Якудзы», постановка «Мисимы»). Вместе с популярностью его фильмов вошла в моду и его теория. Через 15 лет после выхода той публикации Вим Вендерс посвятил Одзу фильм «Небо над Берлином» (1987), встраивая своих навестивших Берлин ангелов в те же мизансцены, что Одзу — пожилую супружескую пару, навещавшую закружившихся в столичных заботах взрослых детей в «Токийской повести» (1953).
«Токийская повесть», 1953
Фото: Shochiku Eiga
«Токийская повесть», 1953
Фото: Shochiku Eiga
«Токийская повесть», 1953
Одзу, Ясудзиро — это… Что такое Одзу, Ясудзиро?
У этого термина существуют и другие значения, см. Одзу.
Ясудзиро Одзу (яп. 小津 安二郎 Одзу Ясудзиро:?) (12 декабря 1903, Токио — 12 декабря 1963, там же) — один из общепризнанных классиков японской и мировой кинорежиссуры.[1][2]
Биография
Родился в семье торговца удобрениями; родители расстались, когда мальчику было 9 лет. Воспитывался в провинции. В школьные годы любил смотреть голливудские фильмы, особенно с участием Чаплина, Ллойда и Инграма. Некоторое время работал учителем в школе.
Одзу пришёл в киноискусство в 1923 году, начинал как помощник оператора при режиссёре Тадамото Окубе на киностудии «Сётику». Окуба стал учителем Одзу, оказав заметное влияние на его творчество, особенно на комедии. В 1926 г., отслужив год в армии, Одзу вернулся на «Сётику» уже как ассистент режиссёра. Дебютировал в немом кино самурайской драмой «Меч покаяния» (1927). В 1936 году одним из последних японских кинорежиссёров начал использовать звук. Участвовал в японско-китайской и Второй мировой войнах, в 1945 г. шесть месяцев провёл в британском лагере для военнопленных.
После войны режиссёрский почерк Одзу претерпевает слом, он отходит от комедийных и криминальных сюжетов и вообще от драматизации событий в сторону изображения повседневного семейного быта, избегая прямого комментария, вытесняя многое в подтекст. Как пишет Дж. Розенбаум, действующие лица фильмов Одзу заняты, на первый взгляд, ничем не примечательными домашними занятиями, однако режиссёр фиксирует их с такой значительностью, как если бы то были религиозные обряды.[3]
Ясудзиро Одзу вёл холостяцкий образ жизни в доме матери, иногда посещал дома терпимости, любил выпить с друзьями.[4] Предпочитал работать с одними и теми же актёрами, такими как Тисю Рю и Сэцуко Хара. Умер в день своего 60-летия и похоронен в священном городе Камакура. На надгробье режиссёра начертан символ Му.
Характеристика творчества
Одзу черпал сюжеты своих фильмов из повседневной жизни японской семьи в эпоху послевоенной трансформации (вестернизации) традиционного общества. В отличие от А. П. Чехова и Джейн Остин, с которыми его иногда сравнивают[5], картина мира и способ её представления на экране у Одзу завязаны на специфической культурной традиции, восходящей к буддизму и синтоизму.[4] Отношения между близкими людьми показаны с тонким психологизмом, без критических оценок и сентиментальности[3].
Одзу на съемках фильма Токийская повесть
В послевоенные годы Одзу выработал уникальную режиссёрскую технику со следующими отличительными чертами:
- Крайняя низкая точка съёмки, словно бы с точки зрения человека, который сидит на циновке, при практически полной неподвижности камеры. У зрителя создаётся впечатление, что он находится в одной комнате с персонажами.
- Переходы между сценами решаются не традиционными наплывами и затемнениями, а за счёт демонстрации мест действия до и после появления в них действующих лиц. Музыка, если и звучит, то лишь во время этих переходов.
- Лаконизм повествования приводит к тому, что из него выпускаются драматические события (свадебная церемония, приступ тяжёлой болезни), которые могли бы вызвать у зрителя всплеск эмоций.
С другим классиком японского кино, Кэндзи Мидзогути, Одзу сближает бесстрастная фиксация кинокамерой незначительных, на первый взгляд, происшествий, а также сведение к минимуму роли монтажа.[6]
Признание
В 1954 году Одзу был избран председателем Ассоциации японских кинорежиссёров, в 1958 году награждён орденом «Мурасаки дзю хосе». За пределами Японии до 1970-х гг. был практически неизвестен. Местные киностудии старались не показывать фильмы «бога кино» за рубежом из опасений, что они не будут поняты, ибо запечатлевают «домашний» образ Японии, уклад повседневной жизни. На Западе известность к Одзу пришла посмертно, после публикации в 1972 г. монографии Пола Шредера.
К 1992 году международная репутация Одзу выросла до такой степени, что по результатам глобального опроса кинокритиков, проведённого британским изданием Sight & Sound, картина Одзу «Токийская повесть» 1953 года вошла в тройку величайших фильмов в истории кинематографа — наряду с «Гражданином Кейном» и «Правилами игры».[7]
В 1985 году немецкий режиссёр Вим Вендерс снял фильм «Токио-га» о поисках японской столицы, какой она предстала ему в фильмах Ясудзиро Одзу. Ему же он посвятил (наряду с Тарковским и Трюффо) свой фильм «Небо над Берлином».[4] Вендерс называет творчество японца «продолжительной истиной, которая длилась от первого до последнего кадра»:
Такого представления действительности, такого искусства в кино больше нет. Это было однажды.[2]
Фильмография
Фильмография Ясудзиро Одзу | ||||
---|---|---|---|---|
Год | Название | Оригинальное название | Название на ромадзи | Примечания |
Немые фильмы | ||||
1927 | Клинок покаяния | 懺悔の刃 | Zange no yaiba | единственный фильм Одзу в жанре дзидайгэки; утерян |
1928 | Мечты юности | 若人の夢 | Wakodo no yume | утерян |
Пропавшая жена | 女房紛失 | Nyobo funshitsu | утерян | |
Тыква | カボチャ | Kabocha | утерян | |
Пара в разъезде | 引越し夫婦 | Hikkoshi fufu | утерян | |
Красивое тело | 肉体美 | Nikutaibi | утерян | |
1929 | Гора сокровищ | 宝の山 | Takara no yama | утерян |
Дни юности | 学生ロマンス 若き日 | Wakaki hi | самый ранний из сохранившихся фильмов Одзу | |
Дерущиеся друзья | 和製喧嘩友達 | Wasei kenka tomodachi | сохранилось 14 минут | |
Университет-то я окончил… | 大学は出たけれど | Daigaku wa detakereda | сохранилось 10 минут | |
Жизнь служащего | 会社員生活 | Kaishain seikatsu | утерян | |
Непосредственный мальчик | 突貫小僧 | Tokkan kozô | короткометражный | |
1930 | Курс супружеской жизни | 結婚学入門 | Kekkongaku nyûmon | утерян |
Бодро шагая | 朗かに歩め | Hogaraka ni ayume | ||
На экзамене-то я провалился… | 落第はしたけれど | Rakudai wa shitakeredo | ||
Этой ночи жена | その夜の妻 | Sono yo no tsuma | ||
Мстительный призрак Эроса | エロ神の怨霊 | Eroshin no onryo | утерян | |
Упущенная удача | 足に触った幸運 | Ashi ni sawatta koun | утерян | |
Молодая дама | お嬢さん | Ojosan | утерян | |
1931 | Девушка и борода | 淑女と髭 | Shukujo to hige | |
Печали красавицы | 美人と哀愁 | Bijin aishu | утерян | |
Токийский хор | 東京の合唱 | Tôkyô no kôrasu | ||
1932 | Весну приводят девушки | 春は御婦人から | Haru wa gofujin kara | утерян |
Родиться-то я родился… | 大人の見る繪本 生れてはみたけれど | Umarete wa mita keredo | ||
Где же мечты юности? | 靑春の夢いまいづこ | Seishun no yume imaizuko | ||
До новой встречи | また逢ふ日まで | Mata au hi made | утерян | |
1933 | Женщина из Токио | 東京の女 | Tôkyô no onna | |
Подставная девушка | 非常線の女 | Hijosen no onna | ||
Каприз | 出来ごころ | Dekigokoro | ||
1934 | Маму нужно любить | 母を恋はずや | Haha wo kowazuya | |
История о плывущих водорослях | 浮草物語 | Ukigusa monogatari | ||
1935 | Невинная девушка | 箱入娘 | Hakoiri musume | утерян |
Танец льва | 菊五郎の鏡獅子 | Kagamijishi | документальный | |
Токийская ночлежка | 東京の宿 | Tôkyô no yado | ||
1936 | Колледж — хорошее место | 大学よいとこ | Daigaku yoitoko | утерян |
Звуковые, чёрно-белые фильмы | ||||
1936 | Единственный сын | ひとり息子 | Hitori musuko | первый звуковой фильм Одзу |
1937 | Что забыла дама? | 淑女は何を忘れたか | Shukujo wa nani o wasureta ka | |
1941 | Братья и сёстры семьи Тодо | 戸田家の兄妹 | Todake no kyodai | |
1942 | Был отец | 父ありき | Chichi ariki | |
1947 | Рассказ домовладельца | 長屋紳士録 | Nagaya shinshiroku | |
1948 | Курица на ветру | 風の中の牝鶏 | Kaze no naka no mendori | |
1949 | Поздняя весна | 晩春 | Banshun | первый фильм Одзу с Сэцуко Харой |
1950 | Сёстры Мунэката | 宗方姉妹 | Munekata kyoudai | |
1951 | Раннее лето | 麥秋 | Bakushû | |
1952 | Вкус риса с зелёным чаем | お茶漬けの味 | Ochazuke no aji | на основе отвергнутого сценария 1939 года |
1953 | Токийская повесть | 東京物語 | Tôkyô monogatari | |
1956 | Ранняя весна | 早春 | Sôshun | |
1957 | Токийские сумерки | 東京暮色 | Tôkyô boshoku | |
Цветные фильмы | ||||
1958 | Цветы праздника Хиган / Ликорисы | 彼岸花 | Higanbana | первый цветной фильм Одзу |
1959 | Доброе утро | お早よう | Ohayô | ремейк фильма «Родиться-то я родился…» |
Плывущие водоросли | 浮草 | Ukigusa | ремейк фильма «История о плывущих водорослях» | |
1960 | Осенний день | 秋日和 | Akibiyori | |
1961 | Осень в семье Кохаягава | 小早川家の秋 | Kohayagawa-ke no aki | |
1962 | Вкус сайры | 秋刀魚の味 | Sanma no aji | последний фильм Одзу |
Примечания
Литература
На могилу Ясудзиро Одзу поклонники приносят его любимый напиток — саке
- Schrader P. Transcendental Style In Film: Ozu, Bresson, Dreyer. Berkeley: University of California Press, 1972
- Richie D. Ozu. Berkeley: University Of California Press, 1974
- Yasujiro Ozu: a critical anthology / John Gillett, David Wilson, eds. London: British Film Institute, 1976
- Bordwell D. Ozu and the Poetics Of Cinema. London: BFI; Princeton: Princeton UP, 1988
- Ishaghpour Yu. Formes de l’impermanence: le style de Yasujiro Ozu. Tours: Farrago; Paris: L. Scheer, 2002
- Вендерс В. История истины // Киноведческие записки, 2005, вып. 75, с.113-115.
- Ричи Д. Ясудзиро Одзу и грамматика его фильмов // Там же, с. 116—122
- Шредер П. Одзу и дзэн // Там же, с. 123—136
Ссылки
Одзу Ясудзиро
Ясудзиро Одзу — японский режиссер. Фильмы «Родиться-то я родился…» (1932), «Повесть о плавучей траве» (1934), «Поздняя весна» (1949), «Токийская повесть» (1953), «Ранняя весна» (1956), «Токийские сумерки» (1957), «Осень в семействе Кокаягава» (1961) и др.
Ясудзиро Одзу родился 12 декабря 1903 года в Токио. Когда мальчику было десять лет, отец, торговавший удобрениями, отправил его к родственникам в провинцию. Вырос Ясудзиро с матерью. Это обстоятельство сказалось на творчестве режиссера.
Одзу дважды проваливался на экзаменах в университет Васэда. Проработав несколько месяцев учителем в сельской школе, он вернулся в Токио и в 1923 году благодаря семейным связям устроился ассистентом оператора в крупнейшую кинокомпанию «Сётику». К этому решению Одзу подтолкнул грандиозный фильм Томаса Инса «Цивилизация» (1916).
В 1926 году он уже ассистент режиссера, а еще через год начинает снимать фильмы самостоятельно. Его работы — явное подражание голливудским образцам. Снимал Ясудзиро много. Только в 1930 году он выпустил семь картин.
Вначале его любимым жанром были сатирические комедии. Редкое чувство юмора молодого Одзу проявилось в «студенческих» лентах «Дни молодости» (1929), «Университет-то я окончил…» (1929), «Экзамен-то я провалил…» (1930). Ироническое название картины «Университет-то я окончил…» стало крылатой фразой в Японии, которую не миновал экономический кризис. А в фильме подчеркивалось, что для юношей, получивших образование, но не имеющих денег и связей, работы нет.
Хотя в юности Одзу удачно экспериментировал во многих жанрах, наибольший успех снискали его семейные драмы. Грустные и лирические, окрашенные мягким юмором фильмы «Токийский хор» (1931), «Родиться-то я родился…» (1932), «Повесть о плавучей траве» (1934), «Токийская ночлежка» (1935), «Мать нужно любить» (1934) вводили зрителей в круг повседневной жизни японской семьи, рассказывали о непростых отношениях родителей и детей.
После того как Япония вступила в войну с Китаем, Ясудзиро в течение двух лет служил в армии. Когда же возвратился домой, то получил задание ставить военные картины, «опираясь на личный опыт». Но Одзу продолжал создавать бытовые драмы.
Цензура в это время была очень жесткой. В сценарии картины «Вкус простой пищи» (1939) есть такой эпизод призывник садится со своей опечаленной женой за скромную трапезу. Цензура указала, что праздничное блюдо из риса с красными бобами было бы более подходящим. Режиссер не подчинился и отложил сценарий до конца войны.
Печальной исповедью Одзу стал фильм «Был отец» (1942). Смерть отца в апреле 1934 года в возрасте 67 лет явилась для него страшным ударом. Ясудзиро рассказывает простую историю юноши, его учебы, женитьбы… Фильм заканчивается смертью отца. После похорон и кремации сын везет в поезде урну с прахом, но вместо того, чтобы согласно обычаю торжественно держать ее в руках, ставит на багажную полку.
В этом поступке был не только сознательный отказ от «героических традиций», но и намек на то, что в годы войны притупляются чувства. «Одзу, — пишет киновед Ивасаки, — хотел показать японцев, которые в то время огрубели, потеряли свой обычный облик, утратили выработанные веками манеры и привычки». Многие были возмущены фильмом, в особенности финальным эпизодом.
История жизни Ясудзиро Одзу
Вскоре Одзу снова мобилизовали и послали в Сингапур снимать военные ленты. Когда Япония капитулировала, он провел несколько месяцев в английском лагере для военнопленных.
В своих послевоенных фильмах Одзу занялся исследованием семьи, в которой все задаются вопросом «Мы столь чужды друг другу — почему же мы должны жить вместе» Режиссер дает простой и гениальный ответ «Потому, что человеку слишком грустно и тоскливо жить одному».
Именно в этот период, начиная с фильма «Поздняя весна» (1949) с Сэцуко Харой в главной роли, Одзу приобретает статус классика, сначала у себя на родине, а затем и за ее пределами.
Ясудзиро, который провел всю жизнь холостяком и не имел детей, искренне и с болью рассказывает о том, как сыновья и дочери уходят из родительского дома, как возникает отчуждение между супругами, как люди теряют свои последние иллюзии, а главное — как общество утрачивает хотя бы видимость единой семьи.
В «Раннем лете» (1951) пожилые родители тщетно пытаются выдать замуж дочь, старую деву, не замечая, что тем самым заставляют ее страдать. Тем же занимается вдовый отец в «Поздней весне» и «Поздней осени» (1960). Одзу констатирует отчуждение, проникшее во все сферы человеческих отношений.
В отличие от исполненных страсти и драматизма работ Мидзогути или Куросавы, персонажи Одзу обычно спокойны, неторопливы и разговаривают с легкой улыбкой. Когда в его фильме «Конец лета» снимался Хисая Морисигэ, актер энергичный, Одзу раздражало, что тот делает все слишком быстро, и после съемки каждой сцены повторял с иронией «Да, хорошо сыграно, хорошо сыграно. А теперь дайте, пожалуйста, мистеру Морисигэ наш сценарий».
Одзу выработал свой собственный уникальный кинематографический стиль, для которого характерны статуарность персонажей, фронтальность композиций, широкоугольные и длиннофокусные объективы, затемнения и наплывы, отсутствие крупных планов. Ясудзиро снимал в ультранизком ракурсе (чтобы воспроизвести точку зрения человека, сидящего на татами).
Шесть последних фильмов Ясудзиро Одзу сняты в красочном цвете, хотя режиссер и стремился, по его словам, «сузить цветовую гамму, приглушить тона». Он развивает собственные традиции довоенного «семейного водевиля» в лентах «Цветы праздника Хиган» (1958), затем возвращается к истокам ранней эксцентрики в «Добром утре!» (1959), вольном римейке картины «Родиться-то я родился…». Однако в названиях последующих работ «Поздняя осень» (1960) и «Осень в семействе Кохаягава» (1961) содержится намек на приближающуюся старость.
В Японии Одзу называли «Богом кино», а на Западе долгое время не понимали и не показывали. Так было почти до самой смерти режиссера, которая наступила в день его шестидесятилетия, 12 декабря 1963 года.
Ясудзиро Одзу был похоронен на кладбище у железнодорожной станции Китакамакура. На надгробном камне выбит иероглиф, который можно перевести как «Ничто». Он умер всего лишь через 22 месяца после того, как скончалась в возрасте 86 лет его мать, с которой он прожил рядом всю свою жизнь…
Посмертная слава Ясудзиро Одзу превзошла прижизненную. Знаменитый американский критик, сценарист и режиссер Пол Шрейдер причислил его к лику режиссеров «божественного» стиля, а Вим Вендерс посвятил Одзу фильм «Токио-га» (1981). По мнению Вендерса, «произведения Одзу — как один-единственный длинный фильм на сто часов проекции, и эти сто часов — самое святое сокровище мирового кино».
Одзу, Ясудзиро — Википедия (с комментариями)
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
У этого термина существуют и другие значения, см. Одзу.
Ясудзиро Одзу (яп. 小津 安二郎 Одзу Ясудзиро:?, 12 декабря 1903 года, Токио — 12 декабря 1963 года, там же) — один из общепризнанных классиков японской и мировой кинорежиссуры.[1][2]
Биография
Родился в семье торговца удобрениями; родители расстались, когда мальчику было 9 лет. Воспитывался в провинции. В школьные годы любил смотреть голливудские фильмы, особенно с участием Чаплина, Ллойда и Инграма. Некоторое время работал учителем в школе.
Одзу пришёл в киноискусство в 1923 году, начинал как помощник оператора при режиссёре Тадамото Окубе на киностудии «Сётику». Окуба стал учителем Одзу, оказав заметное влияние на его творчество, особенно на комедии. В 1926 г., отслужив год в армии, Одзу вернулся на «Сётику» уже как ассистент режиссёра. Дебютировал в немом кино самурайской драмой «Меч покаяния» (1927). В 1936 году одним из последних японских кинорежиссёров начал использовать звук. Участвовал в японско-китайской и Второй мировой войнах, в 1945 г. шесть месяцев провёл в британском лагере для военнопленных.
После войны режиссёрский почерк Одзу претерпевает слом, он отходит от комедийных и криминальных сюжетов и вообще от драматизации событий в сторону изображения повседневного семейного быта, избегая прямого комментария, вытесняя многое в подтекст. Как пишет Дж. Розенбаум, действующие лица фильмов Одзу заняты, на первый взгляд, ничем не примечательными домашними занятиями, однако режиссёр фиксирует их с такой значительностью, как если бы то были религиозные обряды.[3]
Ясудзиро Одзу вёл холостяцкий образ жизни в доме матери, иногда посещал дома терпимости, любил выпить с друзьями.[4] Предпочитал работать с одними и теми же актёрами, такими как Тисю Рю и Сэцуко Хара. Умер в день своего 60-летия и похоронен в священном городе Камакура. На надгробье режиссёра начертан символ Му.
Характеристика творчества
Одзу черпал сюжеты своих фильмов из повседневной жизни японской семьи в эпоху послевоенной трансформации (вестернизации) традиционного общества. В отличие от А. П. Чехова и Джейн Остин, с которыми его иногда сравнивают[5], картина мира и способ её представления на экране у Одзу завязаны на специфической культурной традиции, восходящей к буддизму и синтоизму.[4] Отношения между близкими людьми показаны с тонким психологизмом, без критических оценок и сентиментальности[3].
В послевоенные годы Одзу выработал уникальную режиссёрскую технику со следующими отличительными чертами:
- Крайняя низкая точка съёмки, словно бы с точки зрения человека, который сидит на циновке, при практически полной неподвижности камеры. У зрителя создаётся впечатление, что он находится в одной комнате с персонажами.
- Переходы между сценами решаются не традиционными наплывами и затемнениями, а за счёт демонстрации мест действия до и после появления в них действующих лиц. Музыка, если и звучит, то лишь во время этих переходов.
- Лаконизм повествования приводит к тому, что из него выпускаются драматические события (свадебная церемония, приступ тяжёлой болезни), которые могли бы вызвать у зрителя всплеск эмоций.
С другим классиком японского кино, Кэндзи Мидзогути, Одзу сближает бесстрастная фиксация кинокамерой незначительных, на первый взгляд, происшествий, а также сведение к минимуму роли монтажа.[6]
Признание
В 1954 году Одзу был избран председателем Ассоциации японских кинорежиссёров, в 1958 году награждён орденом «Мурасаки дзю хосе». За пределами Японии до 1970-х гг. был практически неизвестен. Местные киностудии старались не показывать фильмы «бога кино» за рубежом из опасений, что они не будут поняты, ибо запечатлевают «домашний» образ Японии, уклад повседневной жизни. На Западе известность к Одзу пришла посмертно, после публикации в 1972 г. монографии Пола Шредера.
К 1992 году международная репутация Одзу выросла до такой степени, что по результатам глобального опроса кинокритиков, проведённого британским изданием Sight & Sound, картина Одзу «Токийская повесть» 1953 года вошла в тройку величайших фильмов в истории кинематографа — наряду с «Гражданином Кейном» и «Правилами игры».[7]
В 1985 году немецкий режиссёр Вим Вендерс снял фильм «Токио-га» о поисках японской столицы, какой она предстала ему в фильмах Ясудзиро Одзу. Ему же он посвятил (наряду с Тарковским и Трюффо) свой фильм «Небо над Берлином».[4] Вендерс называет творчество японца «продолжительной истиной, которая длилась от первого до последнего кадра»:
Такого представления действительности, такого искусства в кино больше нет. Это было однажды.[2]
Фильмография
Напишите отзыв о статье «Одзу, Ясудзиро»
Примечания
- ↑ [www.bfi.org.uk/sightandsound/topten/poll/critics-directors.html BFI | Sight & Sound | Top Ten Poll 2002 — The Critics’ Top Ten Directors]
- ↑ 1 2 [www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=211922 Ъ-Газета — Ведомости]
- ↑ 1 2 [www.jonathanrosenbaum.com/?p=17014 JonathanRosenbaum.com » Blog Archive » On Ozu]
- ↑ 1 2 3 [www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=1166478 Ъ-Weekend — Дети любых возрастов]
- ↑ [www.criterion.com/current/posts/301-tokyo-story Эссе Д. Бордуэлла] на диске Criterion Collection
- ↑ [rogerebert.suntimes.com/apps/pbcs.dll/article?AID=/19721016/REVIEWS/210160301 Tokyo Story :: rogerebert.com :: Reviews]
- ↑ [www.bfi.org.uk/sightandsound/topten/history/1992.html BFI | Sight & Sound | Top ten | Archive]
Литература
- Schrader P. Transcendental Style In Film: Ozu, Bresson, Dreyer. Berkeley: University of California Press, 1972
- Richie D. Ozu. Berkeley: University Of California Press, 1974
- Yasujiro Ozu: a critical anthology / John Gillett, David Wilson, eds. London: British Film Institute, 1976
- Bordwell D. Ozu and the Poetics Of Cinema. London: BFI; Princeton: Princeton UP, 1988
- Ishaghpour Yu. Formes de l’impermanence: le style de Yasujiro Ozu. Tours: Farrago; Paris: L. Scheer, 2002
- Вендерс В. История истины // Киноведческие записки, 2005, вып. 75, с.113-115.
- Ричи Д. Ясудзиро Одзу и грамматика его фильмов // Там же, с. 116—122
- Шредер П. Одзу и дзэн // Там же, с. 123—136
- Ричи Д. Одзу / Пер. с англ. М. Л. Теракопян. — М.: Новое литературное обозрение, 2014. — 264 с.: ил. (Кинотексты) ISBN 978-5-4448-0159-8
Ссылки
- [www.umich.edu/%7Eiinet/cjs/publications/cjsfaculty/Bordwell.html Ozu and the Poetics Of Cinema] (англ.) Электронная версия монографии об Одзу (автор: David Bordwell, 1988)
- www.ozuyasujiro.com (англ.)
- www.sensesofcinema.com/2003/great-directors/ozu/ (англ.)
- www.filmref.com/directors/dirpages/ozu.html (англ.)
- [www.youtube.com/watch?v=aapd2g-Guuc/ OZU Yasujiro Story]
Отрывок, характеризующий Одзу, Ясудзиро
– Господи, Иисус Христос, Никола угодник, Фрола и Лавра, господи Иисус Христос, Никола угодник! Фрола и Лавра, господи Иисус Христос – помилуй и спаси нас! – заключил он, поклонился в землю, встал и, вздохнув, сел на свою солому. – Вот так то. Положи, боже, камушком, подними калачиком, – проговорил он и лег, натягивая на себя шинель.
– Какую это ты молитву читал? – спросил Пьер.
– Ась? – проговорил Платон (он уже было заснул). – Читал что? Богу молился. А ты рази не молишься?
– Нет, и я молюсь, – сказал Пьер. – Но что ты говорил: Фрола и Лавра?
– А как же, – быстро отвечал Платон, – лошадиный праздник. И скота жалеть надо, – сказал Каратаев. – Вишь, шельма, свернулась. Угрелась, сукина дочь, – сказал он, ощупав собаку у своих ног, и, повернувшись опять, тотчас же заснул.
Наружи слышались где то вдалеке плач и крики, и сквозь щели балагана виднелся огонь; но в балагане было тихо и темно. Пьер долго не спал и с открытыми глазами лежал в темноте на своем месте, прислушиваясь к мерному храпенью Платона, лежавшего подле него, и чувствовал, что прежде разрушенный мир теперь с новой красотой, на каких то новых и незыблемых основах, воздвигался в его душе.
В балагане, в который поступил Пьер и в котором он пробыл четыре недели, было двадцать три человека пленных солдат, три офицера и два чиновника.
Все они потом как в тумане представлялись Пьеру, но Платон Каратаев остался навсегда в душе Пьера самым сильным и дорогим воспоминанием и олицетворением всего русского, доброго и круглого. Когда на другой день, на рассвете, Пьер увидал своего соседа, первое впечатление чего то круглого подтвердилось вполне: вся фигура Платона в его подпоясанной веревкою французской шинели, в фуражке и лаптях, была круглая, голова была совершенно круглая, спина, грудь, плечи, даже руки, которые он носил, как бы всегда собираясь обнять что то, были круглые; приятная улыбка и большие карие нежные глаза были круглые.
Платону Каратаеву должно было быть за пятьдесят лет, судя по его рассказам о походах, в которых он участвовал давнишним солдатом. Он сам не знал и никак не мог определить, сколько ему было лет; но зубы его, ярко белые и крепкие, которые все выкатывались своими двумя полукругами, когда он смеялся (что он часто делал), были все хороши и целы; ни одного седого волоса не было в его бороде и волосах, и все тело его имело вид гибкости и в особенности твердости и сносливости.
Лицо его, несмотря на мелкие круглые морщинки, имело выражение невинности и юности; голос у него был приятный и певучий. Но главная особенность его речи состояла в непосредственности и спорости. Он, видимо, никогда не думал о том, что он сказал и что он скажет; и от этого в быстроте и верности его интонаций была особенная неотразимая убедительность.
Физические силы его и поворотливость были таковы первое время плена, что, казалось, он не понимал, что такое усталость и болезнь. Каждый день утром а вечером он, ложась, говорил: «Положи, господи, камушком, подними калачиком»; поутру, вставая, всегда одинаково пожимая плечами, говорил: «Лег – свернулся, встал – встряхнулся». И действительно, стоило ему лечь, чтобы тотчас же заснуть камнем, и стоило встряхнуться, чтобы тотчас же, без секунды промедления, взяться за какое нибудь дело, как дети, вставши, берутся за игрушки. Он все умел делать, не очень хорошо, но и не дурно. Он пек, парил, шил, строгал, тачал сапоги. Он всегда был занят и только по ночам позволял себе разговоры, которые он любил, и песни. Он пел песни, не так, как поют песенники, знающие, что их слушают, но пел, как поют птицы, очевидно, потому, что звуки эти ему было так же необходимо издавать, как необходимо бывает потянуться или расходиться; и звуки эти всегда бывали тонкие, нежные, почти женские, заунывные, и лицо его при этом бывало очень серьезно.
Попав в плен и обросши бородою, он, видимо, отбросил от себя все напущенное на него, чуждое, солдатское и невольно возвратился к прежнему, крестьянскому, народному складу.
– Солдат в отпуску – рубаха из порток, – говаривал он. Он неохотно говорил про свое солдатское время, хотя не жаловался, и часто повторял, что он всю службу ни разу бит не был. Когда он рассказывал, то преимущественно рассказывал из своих старых и, видимо, дорогих ему воспоминаний «христианского», как он выговаривал, крестьянского быта. Поговорки, которые наполняли его речь, не были те, большей частью неприличные и бойкие поговорки, которые говорят солдаты, но это были те народные изречения, которые кажутся столь незначительными, взятые отдельно, и которые получают вдруг значение глубокой мудрости, когда они сказаны кстати.
Часто он говорил совершенно противоположное тому, что он говорил прежде, но и то и другое было справедливо. Он любил говорить и говорил хорошо, украшая свою речь ласкательными и пословицами, которые, Пьеру казалось, он сам выдумывал; но главная прелесть его рассказов состояла в том, что в его речи события самые простые, иногда те самые, которые, не замечая их, видел Пьер, получали характер торжественного благообразия. Он любил слушать сказки, которые рассказывал по вечерам (всё одни и те же) один солдат, но больше всего он любил слушать рассказы о настоящей жизни. Он радостно улыбался, слушая такие рассказы, вставляя слова и делая вопросы, клонившиеся к тому, чтобы уяснить себе благообразие того, что ему рассказывали. Привязанностей, дружбы, любви, как понимал их Пьер, Каратаев не имел никаких; но он любил и любовно жил со всем, с чем его сводила жизнь, и в особенности с человеком – не с известным каким нибудь человеком, а с теми людьми, которые были перед его глазами. Он любил свою шавку, любил товарищей, французов, любил Пьера, который был его соседом; но Пьер чувствовал, что Каратаев, несмотря на всю свою ласковую нежность к нему (которою он невольно отдавал должное духовной жизни Пьера), ни на минуту не огорчился бы разлукой с ним. И Пьер то же чувство начинал испытывать к Каратаеву.
Платон Каратаев был для всех остальных пленных самым обыкновенным солдатом; его звали соколик или Платоша, добродушно трунили над ним, посылали его за посылками. Но для Пьера, каким он представился в первую ночь, непостижимым, круглым и вечным олицетворением духа простоты и правды, таким он и остался навсегда.
Платон Каратаев ничего не знал наизусть, кроме своей молитвы. Когда он говорил свои речи, он, начиная их, казалось, не знал, чем он их кончит.
Когда Пьер, иногда пораженный смыслом его речи, просил повторить сказанное, Платон не мог вспомнить того, что он сказал минуту тому назад, – так же, как он никак не мог словами сказать Пьеру свою любимую песню. Там было: «родимая, березанька и тошненько мне», но на словах не выходило никакого смысла. Он не понимал и не мог понять значения слов, отдельно взятых из речи. Каждое слово его и каждое действие было проявлением неизвестной ему деятельности, которая была его жизнь. Но жизнь его, как он сам смотрел на нее, не имела смысла как отдельная жизнь. Она имела смысл только как частица целого, которое он постоянно чувствовал. Его слова и действия выливались из него так же равномерно, необходимо и непосредственно, как запах отделяется от цветка. Он не мог понять ни цены, ни значения отдельно взятого действия или слова.
Получив от Николая известие о том, что брат ее находится с Ростовыми, в Ярославле, княжна Марья, несмотря на отговариванья тетки, тотчас же собралась ехать, и не только одна, но с племянником. Трудно ли, нетрудно, возможно или невозможно это было, она не спрашивала и не хотела знать: ее обязанность была не только самой быть подле, может быть, умирающего брата, но и сделать все возможное для того, чтобы привезти ему сына, и она поднялась ехать. Если князь Андрей сам не уведомлял ее, то княжна Марья объясняла ото или тем, что он был слишком слаб, чтобы писать, или тем, что он считал для нее и для своего сына этот длинный переезд слишком трудным и опасным.
В несколько дней княжна Марья собралась в дорогу. Экипажи ее состояли из огромной княжеской кареты, в которой она приехала в Воронеж, брички и повозки. С ней ехали m lle Bourienne, Николушка с гувернером, старая няня, три девушки, Тихон, молодой лакей и гайдук, которого тетка отпустила с нею.
Ехать обыкновенным путем на Москву нельзя было и думать, и потому окольный путь, который должна была сделать княжна Марья: на Липецк, Рязань, Владимир, Шую, был очень длинен, по неимению везде почтовых лошадей, очень труден и около Рязани, где, как говорили, показывались французы, даже опасен.
Во время этого трудного путешествия m lle Bourienne, Десаль и прислуга княжны Марьи были удивлены ее твердостью духа и деятельностью. Она позже всех ложилась, раньше всех вставала, и никакие затруднения не могли остановить ее. Благодаря ее деятельности и энергии, возбуждавшим ее спутников, к концу второй недели они подъезжали к Ярославлю.
В последнее время своего пребывания в Воронеже княжна Марья испытала лучшее счастье в своей жизни. Любовь ее к Ростову уже не мучила, не волновала ее. Любовь эта наполняла всю ее душу, сделалась нераздельною частью ее самой, и она не боролась более против нее. В последнее время княжна Марья убедилась, – хотя она никогда ясно словами определенно не говорила себе этого, – убедилась, что она была любима и любила. В этом она убедилась в последнее свое свидание с Николаем, когда он приехал ей объявить о том, что ее брат был с Ростовыми. Николай ни одним словом не намекнул на то, что теперь (в случае выздоровления князя Андрея) прежние отношения между ним и Наташей могли возобновиться, но княжна Марья видела по его лицу, что он знал и думал это. И, несмотря на то, его отношения к ней – осторожные, нежные и любовные – не только не изменились, но он, казалось, радовался тому, что теперь родство между ним и княжной Марьей позволяло ему свободнее выражать ей свою дружбу любовь, как иногда думала княжна Марья. Княжна Марья знала, что она любила в первый и последний раз в жизни, и чувствовала, что она любима, и была счастлива, спокойна в этом отношении.
Но это счастье одной стороны душевной не только не мешало ей во всей силе чувствовать горе о брате, но, напротив, это душевное спокойствие в одном отношении давало ей большую возможность отдаваться вполне своему чувству к брату. Чувство это было так сильно в первую минуту выезда из Воронежа, что провожавшие ее были уверены, глядя на ее измученное, отчаянное лицо, что она непременно заболеет дорогой; но именно трудности и заботы путешествия, за которые с такою деятельностью взялась княжна Марья, спасли ее на время от ее горя и придали ей силы.
Как и всегда это бывает во время путешествия, княжна Марья думала только об одном путешествии, забывая о том, что было его целью. Но, подъезжая к Ярославлю, когда открылось опять то, что могло предстоять ей, и уже не через много дней, а нынче вечером, волнение княжны Марьи дошло до крайних пределов.
Когда посланный вперед гайдук, чтобы узнать в Ярославле, где стоят Ростовы и в каком положении находится князь Андрей, встретил у заставы большую въезжавшую карету, он ужаснулся, увидав страшно бледное лицо княжны, которое высунулось ему из окна.
– Все узнал, ваше сиятельство: ростовские стоят на площади, в доме купца Бронникова. Недалече, над самой над Волгой, – сказал гайдук.
ОДЗУ Ясудзиро — это… Что такое ОДЗУ Ясудзиро?
- ОДЗУ Ясудзиро
-
ОДЗУ Ясудзиро (12. 12. 1903 — 12. 12. 1963), японский режиссер.
С 1923 — ассистент оператора студии «Камата» в кинокомпании «Сетику», затем ассистент режиссера. Дебютировал в жанре «дзидайгэки» фильмом «Меч покаяния» (1927), но в дальнейшем снимал только ленты о современности. Первые работы Одзу испытали влияние американской комедии: «Потеря жены», «Дурнушка», «Переезд супругов» (все 1928), «Дни юности», «Сокровище в горах» (обе 1929) и др. Но картины «Университет-то я окончил…», «Жизнь служащего», «Парень, идущий напролом» (все 1929) ознаменовали переход к зрелой, с элементами сатиры, комедии, в которой звучит тема социального неравенства. Режиссер обратился к традиционному жанру «семингэки», бытописующему жизнь рядовой семьи, и поэтому редко выводил действие за ее пределы. В фильме «На экзамене-то я провалился…» (1930) впервые у Одзу в главной роли снялся актер Тисю Рю, присутствие которого на экране в дальнейшем сыграло важную роль в создании своеобразной атмосферы лент Одзу. Последующие работы, грустные и лирические, окрашенные мягким юмором, вводили зрителей в круг повседневной жизни мелкой буржуазии, показывали взаимоотношения родителей и детей. Лучшие картины немого кино: «Токийский хор» (1931), «Родиться-то я родился…» (1932), «Повесть о плавучей траве» (1934), «Токийская гостиница» (1935).
Одзу выработал свой режиссерский стиль, тесно связанный с традиционной эстетикой японского искусства. Для его фильмов характерны отсутствие острых драматических коллизий, спокойная композиция, линейное развитие времени, простейший монтаж, замедленность действия, долгие общие планы (снятые неподвижной, фронтально низко расположенной камерой), четкость и ясность кадров, отсутствие затемнений и наплывов. Первая звуковая лента Одзу — «Единственный сын» (1936). В 1937—1939, в связи с японо-китайской войной, находится в рядах армии. Среди работ в годы второй мировой войны — «Брат и сестра Тода» (1941) и «Был отец» (1942), последняя из них входит в число классических фильмов японского кино.
После войны режиссер создает картины, причисленные к шедеврам мирового кино — «Поздняя весна» (1949) о преданной любви взрослой дочери к отцу и «Токийская повесть» (1953) — о стариках-родителях, нашедших сочувствие не у родных детей, занятых собственной жизнью, а у вдовы погибшего на фронте сына.
Главная тема послевоенных работ Одзу — распад традиционной семьи. Фильмы опираются на несколько сюжетных каркасов, но в них одна главная мысль — жизнь такова и таков порядок вещей. Режиссер продолжает исследование жизни японской семьи в лентах «Время сбора урожая» (1951), «Вкус простой пищи» (1952), «Ранняя весна» (1956), «Токийские сумерки» (1957), «Цветы Хиган» (1958, его первый цветной фильм), «С добрым утром» (1959), «Плавучая трава» (1959), «Бабье лето» (1960), «Осень в семье Кохаягава» (1961), «Вкус сайры» (1962). В своих пронизанных печалью фильмах Одзу воспел привычные семейные ценности, с грустью отмечая их постепенное обесценивание. С 1954 — председатель Ассоциации японских кинорежиссеров, в 1958 награжден высокой наградой — орденом «Мурасаки дзю хосе», в 1962 первым среди кинематографистов стал членом Академии искусств.
Инна Генс
1927 ZANGE NO YAIBA АНГЛ. SWORD OF PENITENCE режиссер
1928 HIKKOSHI FUFU АНГЛ. COUPLE ON THE MOVE, A режиссер
1928 KABOCHA АНГЛ. PUMPKIN режиссер
1928 NIKUTAIBI АНГЛ. BODY BEAUTIFUL режиссер
1928 NYOBO FUNSHITSU АНГЛ. WIFE LOST режиссер
1928 WAKODO NO YUME АНГЛ. DREAMS OF YOUTH режиссер
1929 DAIGAKU WA DETA KEREDO АНГЛ. I GRADUATED BUT.. режиссер
1929 KAISHAIN SEIKATSU АНГЛ. LIFE OF AN OFFICE WORKER, THE режиссер
1929 TAKARA NO YANA АНГЛ. TREASURE MOUNTAIN режиссер
1929 TOKKAN KOZO АНГЛ. STRAIGHTFORWARD BOY, A режиссер
1929 WAKAKI HI АНГЛ. DAYS OF YOUTH режиссер
1929 WASEI KENKA TOMODACHI АНГЛ. FIGHTING FRIENDS режиссер
1930 HOGORAKA NI AYUME АНГЛ. WALK CHEERFULLY режиссер
1930 KEKKONGAKU NYUMON режиссер
1930 RAKUDAI WA SHITA KEREDO режиссер
1930 SONO YO NO TSUMA АНГЛ. THAT NIGHT»S WIFE режиссер
1930 OJOSAN АНГЛ. YOUNG MISS режиссер
1930 ASHI NI SAWATTA KOUN режиссер
1930 EROGAMI NO ONRYO АНГЛ. REVENGEFUL SPIRIT OF EROS, THE режиссер
1931 TOKYO NO GASSHO АНГЛ. TOKYO CHORUS режиссер, сценарий
1931 BIJIN AISHU АНГЛ. BEAUTY»S SORROWS режиссер
1931 SHUKUJO TO HIJE АНГЛ. LADY AND HER FAVORITE, THE режиссер
1932 HARU WA GOFUJIN KARA АНГЛ. SPRING COMES FROM THE LADIES режиссер
1932 MATA AU HI MADE АНГЛ. UNTIL THE DAY WE MEET AGAIN режиссер
1932 SEISHUN NO YUME IMAIZUKO АНГЛ. WHERE ARE THE DREAMS OF YOUTH? режиссер, сценарий
1932 UMARETE WA MITA KEREDO АНГЛ. I WAS BORN BUT.. режиссер
1933 DEKIGOKORO АНГЛ. PASSING FANCY режиссер
1933 HIJOSEN NO ONNA АНГЛ. DRAGNET GIRL режиссер
1933 TOKYO NO ONNA АНГЛ. WOMAN OF TOKYO режиссер
1934 HAHA O KOWAZUYA АНГЛ. MOTHER SHOULD BE LOVED, A режиссер, сценарий
1934 UKIGUSA MONOGATARI АНГЛ. STORY OF FLOATING WEEDS, A режиссер
1935 HAKOIRI MUSUME АНГЛ. INNOCENT MAID, AN режиссер
1935 TOKYO NO YADO АНГЛ. INN IN TOKYO, AN режиссер
1935 TOKYO YOITOKO АНГЛ. TOKYO IS A NICE PLACE режиссер
1936 DAIGAKU YOITOKO АНГЛ. COLLEGE IS A NICE PLACE режиссер, сценарий
1936 HITORI MUSUKO АНГЛ. ONLY SON, THE режиссер
1937 SHUKUJO WA NANI O WASURETA KA АНГЛ. WHAT DID THE LADY FORGET? режиссер, сценарий
1941 TODAKE NO KYODAI АНГЛ. BROTHERS AND SISTERS OF THE TODA FAMILY, THE режиссер, сценарий
1942 CHICHI ARIKI АНГЛ. THERE WAS A FATHER режиссер, сценарий
1947 NAGAYA SHINSHIROKU АНГЛ. RECORD OF A TENEMENT GENTLEMAN, THE режиссер, сценарий
1948 KAZE NO NAKA NO MENDORI АНГЛ. HEN IN THE WIND, A режиссер, сценарий
1949 BANSHUN АНГЛ. LATE SPRING режиссер, сценарий
1950 MUNEKATA KYODAI АНГЛ. MUNEKATA SISTERS, THE режиссер, сценарий
1951 BAKUSHU АНГЛ. EARLY SUMMER режиссер, сценарий
1952 OCHAZUKE NO AJI АНГЛ. FLAVOR OF GREEN TEA OVER RICE режиссер, сценарий
1953 TOKYO MONOGATARI АНГЛ. TOKYO STORY режиссер, сценарий
1956 SOSHUN АНГЛ. EARLY SPRING режиссер, сценарий
1957 TOKYO BOSHOKU АНГЛ. TOKYO TWILIGHT режиссер, сценарий
1958 HIGANBANA АНГЛ. EQUINOX FLOWER режиссер, сценарий
1959 OHAYO АНГЛ. GOOD MORNING режиссер, сценарий
1959 UKIGUSA АНГЛ. DRIFTING WEEDS режиссер, сценарий
1960 AKIBIYORI АНГЛ. LATE AUTUMN режиссер, сценарий
1961 KOHAYAGAWAe no aki англ. Autumn for the Kohayagawa Family — режиссер, сценарий
1962 SANMA NO AJI АНГЛ. AUTUMN AFTERNOON, AN режиссер, сценарий
Энциклопедия кино.
2010.
- ОДЗЕЛИ Михаил
- ОДИАР Жак
Смотреть что такое «ОДЗУ Ясудзиро» в других словарях:
Одзу, Ясудзиро — Ясудзиро Одзу 小津 安二郎 Дата рождения … Википедия
ОДЗУ Ясудзиро — (12.12.190312.12.1963), японский режиссёр. В кино с 1923. Дебютировал фильмом в жанре «дзидайгэки» «Меч покаяния» (1927). Первые ленты Одзу испытали влияние американской комедии. Последующие фильмы, грустные и лирические, окрашенные мягким… … Кино: Энциклопедический словарь
Одзу Ясудзиро — (1903–1963) японский режиссер, один из трех отцов японского кинематографа (Одзу, Куросава, Мидзогути). Родился в семье торговца удобрениями в Токио. С 1913 г. по настоянию отца жил в провинции Миэ. В 1922 г. Одзу начал трудовую карьеру… … Вся Япония
Одзу, Ясудзиро — Я. Одзу. Кадр из фильма Вкус сайры (1962). ОДЗУ Ясудзиро (1903 63), японский кинорежиссёр. Певец повседневной жизни, простых человеческих чувств, ставил фильмы грустные и лирические, окрашенные мягким юмором: “Токийский хор” (1931), “Брат и… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
Одзу Ясудзиро — Ясудзиро Одзу 小津 安二郎 Одзу на съемках фильма Токийская повесть Имя при рождении: Yasujiro Ozu Дата рождения: 12 декабря 1903 … Википедия
Одзу Ясудзиро — (1903 1963), японский кинорежиссёр. В кино с 1927. Фильмы: «Университет то я окончил…» (1929), «Повесть о плакучей траве» (1934), «Единственный сын» (1936), «Брат и сестра Тода» (1941), «Цветы Хиган» (1958), «Вкус сайры» (1962) и др. Для… … Энциклопедический словарь
Одзу Ясудзиро — (19031963), японский кинорежиссёр. В кино с 1927. Снял фильмы: «Университет то я окончил…» (1929), «Повесть о плакучей траве» (1934), «Единственный сын» (1936), «Брат и сестра Тода» (1941), «Цветы Хиган» (1958), «Вкус сайры» (1962) и др.… … Большой Энциклопедический словарь
Одзу — многозначный термин. Одзу, Ясудзиро (1903 1963) один из общепризнанных классиков японской и мировой кинорежиссуры. Одзу (город) город расположенный на острове Сикоку в префектуре Эхимэ региона Сикоку. Одзу (посёлок) посёлок расположен на острове… … Википедия
Ясудзиро Одзу — 小津 安二郎 Одзу на съемках фильма Токийская повесть Имя при рождении: Yasujiro Ozu Дата рождения: 12 декабря 1903 … Википедия
Одзу Я. — Ясудзиро Одзу 小津 安二郎 Одзу на съемках фильма Токийская повесть Имя при рождении: Yasujiro Ozu Дата рождения: 12 декабря 1903 … Википедия
Книги
- Одзу, Дональд Ричи. От издателя:Ясудзиро Одзу — один из наиболее своеобразных и глубоких режиссеров в истории не только японского, но и миро вого кино, умевший просто и ясно гово рить осамом важном для человека:… Подробнее Купить за 265 грн (только Украина)
- Одзу (изд. 2014 г. ), Дональд Ричи. Ясудзиро Одзу — один из наиболее своеобразных и глубоких режиссеров в истории не только японского, но и миро вого кино, умевший просто и ясно гово рить о самом важномдля человека: рождении и… Подробнее Купить за 233 грн (только Украина)
Ясудзиро Одзу — это… Что такое Ясудзиро Одзу?
- Ясудзиро Одзу
Ясудзиро Одзу (англ. Yasujiro Ozu, 12 декабря 1903, Токио — 12 декабря 1963, там же) — японский кинорежиссер.
Биография
Родился в богатой купеческой семье в 1903 году, воспитывался в провинции. Родители расстались, когда мальчику было 9 лет. Одзу пришел в киноискусство в 1923 году, работал помощником оператора. Дебютировал в немом кино самурайской драмой «Меч покаяния» (1927), с 1936 года снимал звуковые фильмы, с конца 1950-х («Цветы праздника Хиган», 1958) использовал цвет. Испытал влияние американского кино — как комедий и мелодрам, так и социальных фильмов: его любимый кинофильм — «Гражданин Кейн» Орсона Уэллса. Участвовал в японско-китайской и Второй мировой войнах.
Похоронен в г. Камакура. На надгробье могилы режиссёра написан символ Му.
Произведения
- Мечты о юности (1928)
- Потеряная жена (1928)
- Жизнь офисного работника (1929)
- Дни молодости (1929)
- Токийский хор (1931)
- Родиться-то я родился… (1932)
- Повесть о плавучей траве (1934)
- Токийская гостиница (1935).
- Был отец (1942)
- Рассказ домовладельца(1947).
- Поздняя весна (1949)
- Раннее лето (1951)
- Вкус простой пищи (1952)
- Токийская повесть (1953)
- Ранняя весна (1956)
- Токийские сумерки (1957)
- Цветок равноденствия (1958)
- Плавучая трава (1959)
- Бабье лето (1960)
- Вкус сайры (1962)
Характеристика творчества
Материал и тема Одзу — повседневная жизнь японской семьи, его фильмы стали историей трансформации японского общества на протяжении жизни нескольких поколений. Образ мира и способ его представления на экране связаны у Одзу с глубокими традициями японской культуры, буддистским образом природы и человека в ней.
Признание
С 1954 года — председатель Ассоциации японских кинорежиссёров, в 1958 году награждён орденом «Мурасаки дзю хосе». Фильмы Одзу признаны мировой классикой, они повлияли на творчество Иштвана Сабо, Вима Вендерса. В 1985 году Вим Вендерс снял фильм о поисках Токио, каким он видел его в фильмах Ясудзиро Одзу
Литература о кинорежиссере
- Schrader P. Transcendental Style In Film: Ozu, Bresson, Dreyer. Berkeley: University of California Press, 1972
- Richie D. Ozu. Berkeley: University Of California Press, 1974
- Yasujiro Ozu: a critical anthology / John Gillett, David Wilson, eds. London: British Film Institute, 1976
- Bordwell D. Ozu and the Poetics Of Cinema. London: BFI; Princeton: Princeton UP, 1988
- Ishaghpour Yu. Formes de l’impermanence: le style de Yasujiro Ozu. Tours: Farrago; Paris: L. Scheer, 2002
- Вендерс В. История истины // Киноведческие записки, 2005, вып. 75, с.113-115.
- Ричи Д. Ясудзиро Одзу и грамматика его фильмов // Там же, с. 116—122
- Шредер П. Одзу и дзэн // Там же, с. 123-136
Ссылки
Wikimedia Foundation.
2010.
- Ясудзо Масумура
- Ясукуни
Смотреть что такое «Ясудзиро Одзу» в других словарях:
Одзу, Ясудзиро — Ясудзиро Одзу 小津 安二郎 Дата рождения … Википедия
Одзу Ясудзиро — Ясудзиро Одзу 小津 安二郎 Одзу на съемках фильма Токийская повесть Имя при рождении: Yasujiro Ozu Дата рождения: 12 декабря 1903 … Википедия
Одзу Я. — Ясудзиро Одзу 小津 安二郎 Одзу на съемках фильма Токийская повесть Имя при рождении: Yasujiro Ozu Дата рождения: 12 декабря 1903 … Википедия
ОДЗУ Ясудзиро — (12.12.190312.12.1963), японский режиссёр. В кино с 1923. Дебютировал фильмом в жанре «дзидайгэки» «Меч покаяния» (1927). Первые ленты Одзу испытали влияние американской комедии. Последующие фильмы, грустные и лирические, окрашенные мягким… … Кино: Энциклопедический словарь
ОДЗУ Ясудзиро — (12. 12. 1903 12. 12. 1963), японский режиссер. С 1923 ассистент оператора студии «Камата» в кинокомпании «Сетику», затем ассистент режиссера. Дебютировал в жанре «дзидайгэки» фильмом «Меч покаяния» (1927), но в дальнейшем снимал только ленты о… … Энциклопедия кино
Одзу — многозначный термин. Одзу, Ясудзиро (1903 1963) один из общепризнанных классиков японской и мировой кинорежиссуры. Одзу (город) город расположенный на острове Сикоку в префектуре Эхимэ региона Сикоку. Одзу (посёлок) посёлок расположен на острове… … Википедия
Одзу Ясудзиро — (1903–1963) японский режиссер, один из трех отцов японского кинематографа (Одзу, Куросава, Мидзогути). Родился в семье торговца удобрениями в Токио. С 1913 г. по настоянию отца жил в провинции Миэ. В 1922 г. Одзу начал трудовую карьеру… … Вся Япония
Одзу, Ясудзиро — Я. Одзу. Кадр из фильма Вкус сайры (1962). ОДЗУ Ясудзиро (1903 63), японский кинорежиссёр. Певец повседневной жизни, простых человеческих чувств, ставил фильмы грустные и лирические, окрашенные мягким юмором: “Токийский хор” (1931), “Брат и… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
Одзу Ясудзиро — (1903 1963), японский кинорежиссёр. В кино с 1927. Фильмы: «Университет то я окончил…» (1929), «Повесть о плакучей траве» (1934), «Единственный сын» (1936), «Брат и сестра Тода» (1941), «Цветы Хиган» (1958), «Вкус сайры» (1962) и др. Для… … Энциклопедический словарь
Одзу Ясудзиро — (19031963), японский кинорежиссёр. В кино с 1927. Снял фильмы: «Университет то я окончил…» (1929), «Повесть о плакучей траве» (1934), «Единственный сын» (1936), «Брат и сестра Тода» (1941), «Цветы Хиган» (1958), «Вкус сайры» (1962) и др.… … Большой Энциклопедический словарь
Книги
- Одзу, Дональд Ричи. От издателя:Ясудзиро Одзу — один из наиболее своеобразных и глубоких режиссеров в истории не только японского, но и миро вого кино, умевший просто и ясно гово рить осамом важном для человека:… Подробнее Купить за 265 грн (только Украина)
- Одзу (изд. 2014 г. ), Дональд Ричи. Ясудзиро Одзу — один из наиболее своеобразных и глубоких режиссеров в истории не только японского, но и миро вого кино, умевший просто и ясно гово рить о самом важномдля человека: рождении и… Подробнее Купить за 233 грн (только Украина)
фильмография, фото, биография. , Режиссер, Сценарист.
Краткая биография
Ясудзиро родился в богатой семье, принадлежавшей к древнему купеческому клану Японии, 12 декабря 1903 года в Токио. Однако в 10 лет его отец и мать разошлись. Глава семьи, торговавший удобрениями, отправил Ясудзиро с мамой к родственникам в провинцию, где мальчик и вырос. Одзу пытался поступить в университет Васэда, однако никак не мог сдать экзамен. Несколько месяцев он проработал учителем в сельской школе, а затем решил уехать из глухого села в бурлящий Токио. К этому моменту молодой человек уже посмотрел фильм Томаса Инса «Цивилизация» (1916) и решил во что бы то ни стало связать свою жизнь с кинематографом. В столице не без помощи семейных связей он устроился ассистентом оператора в крупнейшую японскую кинокомпанию «Сетику». Так, в свои 20 лет он впервые пришел на съемочную площадку. Ясудзиро недолго проработал помощником оператора. Спустя четыре года он уже снял собственный фильм в качестве режиссера и соавтора сценария. Это была немая самурайская драма «Меч покаяния» (1927). На следующий год он снял уже пять немых фильмов, большинство из которых были созданы по его сценариям, – «Сны молодых», «Потерянная жена», «Тыква», «Переселившиеся супруги», «Прекрасное тело» (1928). Когда появилось звуковое кино, Одзу быстро адаптировался к этим новым принципам в киниематографе. С 1936 года он уже создавал звуковые картины, а с появлением цветных фильмов — с конца 1950-х, стал снимать и цветные картины. Ясудзиро привлекал внимание как режиссер, который мог с подчеркнутой значительностью показывать самые повседневные дела семейного быта. Да и сами сюжеты своих фильмов он черпал из самой жизни. Лаконизм его повествования тем не менее завораживает. Драматическое напряжение Одзу передает не с помощью оригинальных сюжетных ходов, а показывая тонкий психологизм в отношениях между героями.
Во время Второй Мировой войны режиссер оставил камеру и отправился служить родине на фронте. После войны Одзу вновь стал создавать фильмы и приобрел популярность на этом поприще («Курица на ветру»,1948, «Вкус зеленого чая после риса», 1951, «Токийская повесть», 1953). В 51 год его избрали на почетную должность председателя Ассоциации японских кинорежиссеров. А в 55 лет Одзу наградили орденом «Мурасаки дзю хосе». Между тем за рубежом японский режиссер был почти неизвестен. Говорят, что японские киностудии специально не стремились показывать его фильмы иностранцам, чтобы те не узнали их повседневного быта.
Поэтому в его арсенале нет престижных зарубежных наград. Только номинация на главный приз Берлинского кинофестиваля за фильм «Осень в семействе Кохаягава» (1961), повествующий о взаимоотношениях отца с тремя дочерьми, которые не хотят, чтобы он возвращался к бывшей жене. Ясудзиро Одзу умер в 1963 году ровно в день своего 60-летия. Он похоронен в священном городе Камакура. Мировая известность пришла к нему спустя девять лет после смерти, в 1972 году, когда была опубликована монографии Пола Шредера. Мир запоем стал смотреть ранее скрытые фильмы японца. Довольно быстро режиссер приобрел репутацию настоящего мастера. Его фильмы стали включаться в рейтинги лучших творений кино. Так, по версии британского издания Sight & Sound, фильм «Токийская повесть» вошла в тройку величайших фильмов в истории кинематографа. Большим фанатом Одзу является выдающийся немецкий кинорежиссер Вим Вендерс.
Ясудзиро Одзу — биография — IMDb
Обзор (3)
Мини-био (1)
Ясудзиро Одзу, родившийся в Токио, с детства был большим поклонником кино и часто играл в школу, чтобы посмотреть голливудские фильмы в своем местном кинотеатре. В 1923 году он устроился ассистентом оператора в Shochiku Studios в Токио. Три года спустя его назначили помощником режиссера, и в следующем году он снял свой первый фильм «Клинок покаяния» (1927). Одзу снял тридцать пять немых фильмов, а трилогия молодежных комедий с серьезным подтекстом, созданная им в конце 1920-х — начале 1930-х годов, поставила его в первые ряды японских режиссеров.Свой первый звуковой фильм он снял в 1936 году, «Единственный сын» (1936), но в следующем году его призвали в японскую армию, отправили в Китай на два года, а затем в Сингапур, когда началась Вторая мировая война. Незадолго до окончания войны он был схвачен британскими войсками и провел шесть месяцев в военном отряде. объект. В конце войны он вернулся в Сочику, и его опыт во время войны привел к тому, что он снимал более серьезные, вдумчивые фильмы в гораздо более медленном темпе, чем раньше. Его самый известный фильм «Токийская история» (1953) обычно считается критиками и любителями кино как его «шедевр», и многие считают его не только одним из лучших фильмов Одзу, но и одним из лучших фильмов, когда-либо созданных.Он также снял такие классические японские фильмы, как «Вкус зеленого чая над рисом» (1952), «Плавающие сорняки» (1959) и «Осенний полдень» (1962).
Озу, который никогда не был женат и всю жизнь жил со своей матерью, умер от рака в 1963 году, через два года после ее смерти.
— Мини-биография IMDb Автор:
Товарный знак (13)
Строгое использование статической камеры, расположенной всего в нескольких футах от пола
Наличие красного цвета в его цветных пленках
Персонажи смотрят прямо в камеру
Кадры, нарушающие правило 180 градусов (правило гласит, что камеры, снимающие разговор, должны оставаться по одну сторону от воображаемой линии, проведенной между двумя людьми, разговаривающими, иначе непрерывность будет нарушена).
Выстрелы начинаются до того, как их кто-нибудь займет
Обычно используется кадр в кадре пленки
Семья, брак, родители, уход из семьи и путешествия — главные темы его фильмов.
Сосредоточьтесь на отношениях между поколениями
Картины открытых ландшафтов (часто с изображением железнодорожных линий или станций)
Использование многоточия в качестве повествовательного средства
Сушка белья на улице
Его стационарная камера обычно находится на высоте 90 см от земли.
Общая информация (25)
Ретроспектива на 53-м Берлинском международном кинофестивале. [2003]
Ретроспектива 2003 года на 27-м Международном кинофестивале в Сан-Паулу
Биография в Джоне Уэйкмане, редакторе, World Film Director, Volume One, 1890-1945, pp. 850-858. Нью-Йорк: H.W. Компания Wilson, 1987.
Ретроспектива из 34 фильмов в 2005 году на Северо-Западном кинофоруме в Сиэтле.
Многие кинокритики и теоретики считают его величайшим режиссером мира.
Часто думают, что он поместил камеру на уровне глаз человека, стоящего на коленях на татами. На самом деле, он часто ниже, всего на 1-2 фута от земли.
Его могила не имеет имени, только иероглиф «му» («ничто»).
Всю жизнь оставался холостым и бездетным и жил один со своей матерью, которая умерла менее чем за два года до его собственной смерти.
Кинематографист «Плавающих сорняков» Кадзуо Миягава сказал, что у Одзу был определенный стиль режиссуры. Камера всегда располагалась низко, близко к полу. Он никогда не использовал краны, движущуюся камеру, снимки с высоты птичьего полета. Несколько раз он пробовал их в начале своей карьеры, но отказался от них. Когда он редактировал, он никогда не использовал наложений, вайпов, плавных переходов. Он был полон решимости создать ощущение обычной повседневной жизни без уловок и манер. Для Одзу камера была не более чем сторонним наблюдателем.Это никогда не было частью действия. Он никогда не комментировал действие. Именно через повторение коротких путей, переходящих от одного персонажа к другому, Одзу создавал ощущение реальной жизни.
Когда в 1917 году он увидел фильм «Цивилизация» (1916), он решил, что хочет стать кинорежиссером.
Был выбран десятым величайшим режиссером всех времен по результатам опроса BFI, проведенного Sight & Sound среди десяти лучших режиссеров Critics.
Изобрел «снимок татами», в котором камера размещается на небольшой высоте, предположительно на уровне глаз человека, стоящего на коленях на татами.
Умер в день своего рождения.
В опросе 2012 года по выбору режиссеров «величайшего фильма всех времен» его фильм «Токио моногатари» (1953) возглавил список.
Вим Вендерс снял документальный фильм под названием Tokyo-Ga, чтобы исследовать мир Одзу.
К столетию со дня его рождения кинокомпания Shochiku Film Company выпустила фильм Café Lumière. [2003]
Его работами восхищаются Андрей Тарковский, Аббас Киаростами, Мартин Скорсезе, Нури Бильге Джейлан, Аки Каурисмяки, Клэр Дени, Джим Джармуш и Вим Вендерс.
Финский автор Аки Каурисмяки выразил свое восхищение им, сказав: «Озу-сан, я Аки Каурисмяки из Финляндии, я снял одиннадцать паршивых фильмов, и это все ваша вина».
Японские власти в области кино сочли фильм «слишком японским», чтобы его поняла западная публика.
По словам известного кинокритика Роджера Эберта, «любить кино, не любя Озу, невозможно».
Изобрел «выстрел в подушку», который, по сути, представляет собой способ перехода от страданий персонажа к несвязанному натюрморту.
Помимо как можно более частого использования одних и тех же актеров и актрис, он когда-либо работал с двумя операторами, Шигехара Хидео и Ацута Юхара.
Трудовую деятельность начал помощником оператора.
Он учился у Тораджиро Сайто.
Он был курильщиком и умер от рака горла.
Личные цитаты (7)
Я сформировал в голове свой режиссерский стиль, действуя без ненужного подражания другим.
Посмотрев «Фантазию» (1940), я понял, что мы никогда не выиграем войну. «Кажется, этим людям нравятся сложности», — подумал я.
Примерно в это же время [конец 1950-х] стал популярен CinemaScope. Я не хотел иметь с этим ничего общего, поэтому снимал больше крупным планом и использовал более короткие снимки.
Я попытался изобразить крах японской семейной системы через взросление детей.
Я сознательно отказался от плавных переходов и заменил их сокращением.С тех пор я никогда больше не использовал такие техники редактирования. Фактически, ни растворение, ни нарастание, ни затухание нельзя рассматривать как «грамматику пленки», они не более чем характеристики камеры.
Хотя я могу казаться другим людям таким же, для меня каждая вещь, которую я создаю, является новым выражением, и я всегда делаю каждую работу исходя из нового интереса. Это как художник, который всегда рисует одну и ту же розу.
[о своих режиссерских способностях] Я ничего об этом не знаю.Я умею только тофу. Я могу приготовить жареный тофу, вареный тофу, фаршированный тофу.
.
Ясудзиро Одзу — Награды — IMDb
Списки пользователей
Связанные списки от пользователей IMDb
список из 30 человек
создан 2 недели назад
список из 22 человек
создано 1 неделю назад
список из 29 человек
создано 02 июля 2012 г.
список из 33 человек
создано 2 месяца назад
список из 29 человек
создано 15 окт.2018 г.
.