Образ Ленина в кино — Лениниана СССР и России
Образ Ленина в кино (советском, а затем и российском) представлен в целом историческом цикле художественных фильмов Ленинианы, хотя с первых лет революции 1917 года все ленты о вожде были поначалу только документальными.
В этом отношении советская Кинолениниана проходила в своем развитии такой же путь, что и все историко-революционное кино страны. Отчасти это было связано:
- с самими возможностями киноиндустрии начала века,
- с возможностями молодой российской кинематографии
Но преимущественное объяснение здесь – это глобальность самой ленинской темы как практически «иконической» для наследников Великого Октября, так и отсутствие опыта и принципов исследования личности посредством языка кино.
Ленинская тема в первых советских фильмах
Впервые образ Ленина был запечатлен, как мы указали, в кадрах советской хроники. В архивах присутствуют ряд прижизненных съемок Владимира Ильича, среди которых известны:
- Первомай 1918 года
- Прогулка по Кремлю после ранения (1918)
- На открытии памятника на площади Революции
- На похоронах Свердлова и т.д.
Вождя тогда снимали как советские, так и зарубежные операторы для своих журналов и киновыпусков.
В этих документальных лентах можно отметить первые попытки мастеров кадра вычленить главное в изображении этой личности, а также создать единый и обобщенный образ Ленина как вождя. Делалось это в основном посредством:
- Композиционных решений
- Смещения точки съёмки
- Изменения ракурсов
Иными словами, даже в хронике первые ленты из Ленинианы строились по законам жанра кино: с использованием его средств выразительности и со своими конкретными задачами.
К слову, именно первые хроникальные съемки вождя явились бесценным материалом для поисков художников уже зрелого советского кинематографа, которые легли в основу ряда документальных фильмов о Владимире Ильиче разных лет:
«Ленинская Кино-Правда» (Вертов, 1925)
«Владимир Ильич Ленин» (Ромм и Беляев, 1948)
«Живой Ленин» (Ромм и Славинская, 1960)
«Три весны Ленина» (Л.Кристи, 1964)
А также научно-популярных лент:
- «Рукописи Ленина» (Тяпкин,1960)
- «Знамя партии» (он же, 1961)
- «Ленин. Последние страницы» (он же, 1963)
Первый художественный образ Ленина в кино
Документальная ленинская хроника привлекалась также и в качестве материала для создания первых игровых фильмов этой тематики.
Так, уже в 1919 году во время выступления вождя с грузовика режиссер В.Гардин снимает постановочную сцену своей агитленты «Девяносто шесть».
А детское кино 1925 года «Как Петюнька ездил к Ильичу» постановщик завершает реальными кадрами похорон вождя.
Можно увидеть, что первые попытки освоения ленинской тематики в игровом кино выражались поначалу в прямом использовании хроникальных сцен с его участием и не более.
Так, документальные эпизоды, например, похорон Владимира Ильича были задействованы и в ленте «Его призыв» (Протазанов).
«Октябрь» Эйзенштейна явил первую попытку создания образа вождя в художественной сцене – встреча Ленина на Финляндском вокзале решена была уже игровыми средствами. Фигура вождя возникала на броневике, окруженном тысячной массовкой, в лучах прожекторов. Кстати, эта сцена была отчасти решена в стиле плаката и запомнилась многим как достоверный документ истории.
Эйзенштейн создал, таким образом, художественное кинополотно, где образ Ленина:
- Был центром всей эпический композиции
- Являлся частью всего общего идейного замысла картины
Но уже в 30-е гг. тематика и поэтика Ленинианы претерпевает содержательные, стилевые и выразительные изменения. Изображение вождя перемещается из плоскости элемента эпики в плоскость отображения индивидуальности.
К этому времени кинохудожникам удалось явить миру ярких и выразительных человеческих личностей в кино – Максима, Щорса, Чапаева, Полежаева. Они, в свою очередь, стали подготовкой в создании уже полностью игрового образа Ленина.
арт. Б.В.Щукин
Так, в 1937 и 1938 года соответственно — на экранах появляется Б.Щукин в двух первых лентах о вожде в его образе:
«Ленин в Октябре»
«Ленин в 1918 году»
А в 1938 – актер М. Штраух — «Человек с ружьем»
Эти фильмы стали возможными, в том числе из-за уже наработанного опыта изображения индивидуального характера на экране в революционных лентах тех лет.
Главными чертами «экранного Ильича» того периода стали:
- Органическое соединение душевности человека и огромного масштаба всей его исторической значимости
- Гениальные навыки мобилизовывать и вдохновлять массы
- Выражать их волю и организовывать их жизнь
В 30-40-х гг. киномастера СССР обращаются к ленинской теме в связи с изображением кульминационных точек в историях о своих героях:
- «Выборгская сторона»
- «Яков Свердлов»
- «Его зовут Сухэ-Батор» и др.
Лениниана в советском кинематографе
Послевоенный советский кинематограф обращается к образу Ленина уже с другими посылами, а именно – начинается так называемая «аналитическая» часть Ленинианы.
Кинохудожники пытаются исследовать сам образ этого человека в корреляции с его мыслью, с движением ленинской идеи, которая нашла такое отражение в истории страны.
арт. М.М.Штраух
Ленина в этих советских фильмах воплощали:
«Рассказы о Ленине» (1958), «Ленин в Польше» (1966)
«Синяя тетрадь» (1964)
«Сердце Матери» (1966), «Верность матери» (1967)
«Ленин в Париже» (1981) «Шестое июля» (1968), «В начале века» (1961), «Исход» (1968), «Кремлевские куранты», «Почтовый роман» (1970), «Посланники вечности» (1971).
Ленин в российском кино
Судьба ленинской темы подверглась еще одному кардинальному изменению уже в новом российском кинематографе. Можно сказать, что образ вождя здесь постепенно перестает быть «каноничным», однако не «сдвигается» полностью со своих исторических позиций. Потребность понимания как личности вождя, так и сделанного им в стране в революцию 1917 года остается насущной, но требует коренных переоценок в целом, а не только в их кинематографическом выражении.
И что интересно – российское кино идет в своей «Лениниане» точно таким же путем, как и первое советское. По документальным лентам. С той лишь разницей, что:
- в советском случае – это были новые фильмы хроник,
- а в российском – материалы киноархивов.
Так, появлялись на экране новые документальные исследования образа вождя:
«Музы Ленина» (2014), «Ленин – красный император» (2014), «Кремль: история в болезнях. Ленин: вождь и пациент (1996), «Ленин. Тайна ненаписанной биографии века» (2017)
В 90-е представление этой темы в кино было даже комедийным, так Сухоруков появляется в необычном кинорешении Ильича в фильмах:
«Комедия строгого режима» (1992 г.)
«Все мои Ленины» (1997 г.)
Из значительных художественных явлений за эти годы — российский кинематограф имеет фильм Сокурова «Телец» (2001), который посвящается последним дням жизни вождя. Образ Ленина в нем – это абсолютно новая трактовка как индивидуальности Ильича, так и его исторического значения. Повторимся, новое кино из ленинской темы может появиться лишь с возникновением ее нового понимания.
В год столетия Октябрьской революции «активация» киноленинианы – закономерна. Так, на экранах появится Е.Миронов в новом кинообразе вождя в фильме «Демон революции».
Следом выходит и еще одна документальная драма «Ленин» с британским исполнителем роли Ильича и ряд проектов телевидения.
Осталось дождаться, каким в них и с какой задачей переосмысления получится образ Ленина и представление всей сделанной им революции 1917-го.
Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость — поделитесь
Образ Ленина в кино
Первым роль Ленина в советском кино исполнил непрофессиональный актёр — рабочий Василий Никандров в фильме Сергея Эйзенштейна «Октябрь» (1927), отмечает РИА Новости.
Неоднократно вождя играли выдающиеся актеры Борис Щукин («Ленин в Октябре», «Ленин в 1918 году»), Максим Штраух («Выборгская сторона», «Человек с ружьём», «Рассказы о Ленине», «Ленин в Польше»), Борис Смирнов («Балтийская слава», «Коммунист», «Именем революции»), Юрий Каюров («Кремлёвские куранты», «Хождение по мукам», «Маршал революции»), Михаил Ульянов («Штрихи к портрету В. И. Ленина», «На пути к Ленину»), Кирилл Лавров («Доверие», «20-е декабря»).
К юбилейной дате в эфир в двух главных федеральных каналов вышли сериалы «Троцкий» режиссеров Александра Котта и Константина Статского и «Демон революции» Владимира Хотиненко — о «сером кардинале» Октябрьского переворота Александре Парвусе.
ВОЖДЬ И ЧЕЛОВЕК
Роль Ленина в «Демоне революции» сыграл актер Евгений Миронов, с которым Хотиненко работал неоднократно.
«Мне был интересен тот период жизни Ленина — дореволюционный — и те обстоятельства. Мне интересен Владимир Ильич в его человеческих проявлениях. Как он не показывал своего огромного желания прорваться через Германию в Россию. Как проявлял себя в отношениях со своими женщинами. Он твердо постановил: Арманд — товарищ, Крупская — семья. Я хотел раскрыть много новых фактов…» — рассказал Миронов.
По словам режиссера Владимира Хотиненко, снимая сериал про революцию, он чувствовал себя «бегущим по лезвию бритвы».
«Картина сложная, наверное, самая сложная из того, что я делал. Тема очень интересная, но опасная, но меня не пугает вопрос дискуссионности», — сказал Хотиненко на пресс-конференции, посвященной фильму.
По поводу юбилея революции режиссер отметил, что «праздновать, конечно, нечего, учитывая последствия переворота – гражданская война, голод, репрессии, но не заметить, не проанализировать нельзя».
ПРИЩУР ИЛЬИЧА
В сериале, посвященном одному из главных идеологов революции, основателю Коминтерна Льву Троцкому, Ленина сыграл актер Евгений Стычкин.
«Мы хотели обойтись без грима, искали максимально похожего актера, думали о Стычкине. На пробах Жене очень хорошо удалось поймать знаменитый лукавый с хитрицой взгляд Ильича. Мы не знаем, каким был Ленин на самом деле, но в голове у меня был некий советский образ вождя. Мы исходили из максимально подходящего архетипа. Женя хороший актер, умеет перевоплощаться», — рассказал один из режиссеров сериала Александр Котт.
Продюсер телефильма Константин Эрнст на пресс-конференции, посвященной сериалу, рассказал почему главным героем картины к юбилею революции стал не Ленин, а Троцкий.
«Мы понимали, что тема столетия Октябрьской революции, с одной стороны, очевидная, а с другой, понимали, что гиперинтереса у аудитории проговаривание этих событий так или иначе не вызывает», — сказал Эрнст.
По его словам, создатели решили, что, «надо в качестве героя выбрать не Ленина, а исполнительного продюсера Октябрьской революции – Льва Троцкого».
«Во-первых, мы реально знаем, что во время самого переворота Владимир Ильич сидел на конспиративной квартире, а потом, когда уже все разрешилось, подтянулся в Смольный. Во-вторых, вся фигура Троцкого вполне рок-н-ролльная, причем на протяжении всей жизни, дает повод для сериала», — отметил Эрнст. Роль Троцкого сыграл Константин Хабенский
Эрнст отметил, что Троцкий «позиционировался еще активно как поп-герой, хотя культура тогда не апеллировала такими терминами», и создатели рассчитывают, что молодежная аудитория, которая воспринимает революцию как тоску, должна фильм посмотреть.
©
Photo : Продюсерская компания «Среда» по заказу АО «Первый канал»
Евгений Стычкин в роле Ленина, в сериале «Троцкий»
ОТ ВЕЛИКОГО ДО СМЕШНОГО
После распада СССР, в 1992 году, в российский прокат вышел фильм Юрия Мамина «Комедия строгого режима», где впервые роль Ленина была комедийной, ее сыграл актер Виктор Сухоруков.
«Комедия строгого режима» снималась по фрагменту «Зоны» Сергея Довлатова, сценарий написали ученики Юрия Мамина — Владимир Студенников и Михаил Григорьев. Фильм создавался в сложное время — после распада СССР. Шел 1991 год. Мня пригласили на роль заключенного Зуева, которого тюремное начальство назначило играть роль вождя в спектакле самодеятельности к 100-летию Ленина. Пахан играл Дзержинского, фрайер — Свердлова, а я «человек у параши» — вождя революции», — рассказал Сухоруков.
Он отметил, что это была гротесковая комедия и «первый случай в стране, когда шутили над такими персонажами, как Ленин».
«Но надо сказать, что готовился я к роли по каноническим идеологически выдержанным образцам воплощения в кино образа вождя, созданным Борисом Щукиным, признанным лучшим исполнителем Ленина. За эту работу я был удостоен приза «За лучшую мужскую роль» на фестивале в Онфлёре во Франции в 1992 году», — сказал Сухоруков.
КРАСНЫЙ ДЕНЬ КАЛЕНДАРЯ
Праздник, который в СССР носил официальное название День Великой Октябрьской социалистической революции, отмечался 7 ноября. В этот день (25 октября по старому стилю) в Петрограде произошло одно из крупнейших событий XX века – большевистская революция, главными организаторами которой стали Владимир Ленин, Лев Троцкий, Яков Свердлов и другие. В Смольном было свергнуто Временной правительство, к власти пришло правительство большевиков.
В результате революции в России началась гражданская война, поделившая русских на «белых» и «красных».
Для одних революция была — национальной катастрофой, приведшей к войне, голоду, разрухе и тоталитарному режиму, для других — величайшим событием в истории человечества, оказавшим влияние на весь мир, которое принесло народу «свободу, равенство и братство».
В 2004 году красный день календаря 7 ноября был отменен. Вместо него 4 ноября учредили другой праздник — День народного единства в память о народном восстании в Москве под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского.
образы Ленина, Сталина, Хрущева, Брежнева в кино.
Одна из самых ответственных актерских ролей — это роль главы государства. Пока мировая общественность теряется в догадках, сыграет ли в кино Леонардо ДиКаприо роль Владимира Путина, мы решили вспомнить актеров, которые в разные годы воплотили на экране образы первых лиц страны.
Александр Потапов в роли Хрущева. Кадр из фильма «Чудо»
Первым исполнителем роли Ленина в кино был непрофессиональный актер — рабочий Василий Никандров. В 1927 году к десятой годовщине революции Сергей Эйзенштейн и Григорий Александров снимали фильм «Октябрь». Стал вопрос о том, кому же доверить роль Ильича. Жена Ленина Надежда Крупская и его сестра Мария Ульянова почему-то были категорически против того, чтобы в этом образе снимался профессиональный актер. Нужен был человек, внешне похожий на вождя. В это время режиссер Борис Чайковский снимал фильм «В тылу у белых» в Новороссийске, в съемках массовых сцен принимали участие местные рабочие, и один из них поражал внешним сходством с Лениным. Чайковский проявил режиссерскую солидарность и тут же телеграфировал Эйзенштейну. Кандидатура Никандрова устроила всех: и режиссеров, и родственников вождя. И кстати, во время съемок Василия Никандрова практически не гримировали, так он был похож на своего героя. В дальнейшем он снялся еще в двух картинах, сыграв роль Ленина. Это фильмы «Великий путь» и «Москва в Октябре».
Потом все-таки роль Ленина доверяли профессиональным актерам. Кинолениниана насчитывает множество фильмов, и многие известные актеры принимали участие в создании кинообраза вождя. Некоторые даже по несколько раз. Шесть раз сыграл Ленина актер Максим Штраух. Это фильмы «Выборгская сторона», «Человек с ружьем», «Яков Свердлов», «Его зовут Сухэ-Батор», «Рассказы о Ленине», «Ленин в Польше». Но больше всего ленинских ролей у Юрия Каюрова, в его фильмографии целых 16 картин, в которых он предстал в образе вождя, среди которых «В начале века», «Шестое июля», «Хождение по мукам», «Ленин в Париже». Играл Ленина и Иннокентий Смоктуновский («На одной планете», «Первый посетитель»), и Михаил Ульянов («Штрихи к портрету В.И. Ленина», «На пути к Ленину»).
А вот Андрей Мягков и Виктор Сухоруков сыграли роль вождя даже в комедиях. Мягков в картине «На Дерибасовской хорошая погода, на Брайтон-Бич опять идут дожди» (его герой, главарь русской мафии по кличке Артист, постоянно менял образы, и одним из них как раз и был образ Ленина). А Сухоруков в картине «Комедия строгого режима» по мотивам прозы Сергея Довлатова сыграл роль заключенного, которому в самодеятельной театральной постановке на зоне достается роль Ленина, и он вживается в нее на все сто процентов.
Читайте также:
Образ Сталина в кино тоже воплотила достаточно внушительная плеяда актеров. И среди них есть свои рекордсмены. Актер Андро Кобаладзе сыграл Сталина в 15 фильмах. Чуть отстает от него Михаил Геловани, в его кинокопилке — 13 сталинских ролей («Ленин в 1918 году», «Член правительства», «Клятва», «Падение Берлина», «Вихри враждебные» и др.). Играли Сталина и Сергей Шакуров («Враг народа — Бухарин»), и Евгений Жариков («Троцкий»), и Игорь Кваша («Под знаком Скорпиона», «В круге первом»), и Александр Збруев («Ближний круг»).
Михаил Геловани в роли Сталина
Богдан Ступка в роли Брежнева
Ролан Быков в роли Хрущева
Меньше повезло Никите Хрущеву: снято не так уж много фильмов, где он является одним из героев. В те годы, когда он был лидером Советского государства, таких картин вообще не было, и в основном в кино о нем вспомнили уже после того, как его давно не было в живых. И пожалуй, самым выразительным кино-Хрущевым можно назвать актера Александра Потапова, сыгравшего его в фильме «Чудо» (2009 год) и в сериале «Жуков» (2012 год). Хотя нельзя не вспомнить и Ролана Быкова в роли Хрущева в картине «Серые волки».
А вот Леониду Брежневу довелось увидеть себя в кино. В 1975 году в фильм Юрия Озерова «Солдаты свободы» на роль советского лидера был утвержден актер Евгений Матвеев. Надо сказать, что актер внешне очень подходил на эту роль, было у него сходство с Леонидом Ильичем. Второй раз Брежнева Матвеев сыграл в картине «Клан». Борис Сичкин стал Брежневым в фильме Оливера Стоуна «Никсон», Александр Белявский — в фильме «Серые волки». В сериале «Брежнев» образ героя воплотили два актера: молодого Брежнева сыграл Артур Ваха, а пожилого — Сергей Шакуров. А самый трогательный Брежнев получился у Богдана Ступки в фильме «Заяц над бездной». В этой лирической, вымышленной киноистории Брежнев влюбляется в английскую королеву. Как говорил Богдан Ступка: «Необычный там этот Брежнев, его мечта. У каждого человека есть мечта. Мы знаем Брежнева, как нам его преподносят. И вдруг он поехал в Англию, встретил там королеву. Он же видный мужик был! И она на него глаз положила, а он подумал: «А почему я не могу жениться на королеве?»
Лениниана как история образа идеального правителя — T&P
Смерть Ленина и прощание с ним стали одним из краеугольных эпизодов русской истории XX века, а образ Ленина одним из канонических образов советского кинематографа, основанным не столько на документах, сколько на мифах официальной пропаганды и представлениях советских людей о вожде революции. И именно посредством кино внедрялись связанные с образом Ленина мифологемы — для миллионов кинозрителей миф о Ленине неотделим от образов, созданных в игровых фильмах советской киноленинианы. С 21 по 24 января в кинотеатре им. Моссовета идет программа Музея кино «Памяти Ленина», цель которой проследить основные вехи трансформации образа идеального правителя социалистического государства. T&P попросили киноведа Артема Сопина, специалиста по Лениниане, рассказать подробнее об этих процессах.
Артем Сопин, киновед, научный сотрудник Музея кино, редактор журнала «Киноведческие записки»
В 1960-е годы критик английского журнала Sight & Sound Ричард Роуд написал об одном из советских ленинских фильмов фразу, которая могла бы стать эпиграфом ко всей Лениниане: «Был ли Ленин действительно таким, каким он показан в фильме, — другой вопрос; во всяком случае, хорошо, если бы он был таким». Попытка представить, каким должен быть идеальный образ правителя социалистического государства, — основная цель всей Ленинианы.
Каноническая Лениниана начала формироваться к концу 1930-х годов. Попытки 1920-х же были слишком близки к описываемым событиям, как, например, выпуски «Киноправды», в которых Вертов создает портрет вождя на материале хроники, а также фиксирует общественный отклик на его смерть. Здесь черты мифологизации были еще очень тесно связаны с конкретным переживаемым моментом. В фильме Эйзенштейна «Октябрь» (1927) образ Ленина встраивается в обширную мозаику событий 1917 года, и здесь Ленин с одной стороны является эмблематическим знаком, с другой — винтиком истории.
Лениниана в том виде, в каком мы в ней привыкли, стала складываться во второй половине 1930-х годов в фильмах Михаила Ромма и Сергея Юткевича.
Картины Ромма в известной степени сформировали принципы подхода к образу Ленина: во-первых, Ленин был показан в этих фильмах с человеческой точки зрения: вождем, которому были не чужды естественные бытовые проявления. Так подчеркивалась трогательность образа — зритель должен был полюбить его благодаря человеческим чертам. Как вспоминал сценарист Алексей Каплер, они с Роммом старались поставить акцент на гуманности Ильича, надеясь, что Сталин, посмотрев эту картину, увидит, что вождь должен быть человечным. В фильмах «Ленин в Октябре» (1937) и «Ленин в 1918 году» (1939) были показаны основные события революции и первого послереволюционного года, и эти фильмы во многом закрепили в сознании общества визуальный образ этих событий.
-
кадр из фильма «Ленин в 1918 году»
-
«Ленин в октябре»
-
«Шестое июля»
Юткевич на протяжении многих лет обращался к образу Ленину и почти каждое десятилетие снимал по картине, которые, как правило, были не очень близки к канону, как государственному, так и сформированному другими режиссерами. Фильмы Юткевича — это своеобразное и интересное явление, где Ленин предстает отчасти политиком, отчасти философом, отчасти литератором, отчасти лириком. Можно сказать, что эти фильмы составляют отдельный цикл внутри Ленинианы — яркий, но не очень характерный для Ленинианы в целом.
Лениниана делится на два основных течения: это фильмы, показывающие Ленина до революции, когда он еще боролся за власть и был сам гоним царским правительством, — эти фильмы показывают романтику подполья, конспиративных квартир, погонь и так далее, то есть романтизируют образ борца против власти; другая часть Ленинианы показывает Ленина устанавливающим диктатуру пролетариата, то есть, наоборот, человека обличенного властью. В каком-то смысле эти картины противостоят друг другу. Можно сказать, что дилогия Ромма, посвященная событиям до и после Октября, но связанная одним образом, показывает Ленина в обеих ипостасях.
Образ героя-правителя по-новому возникнет в фильме Юлия Карасика «Шестое июля» (1968): в данном случае в Ленине нет жесткости, идущей от реалий 1930-х годов, но нет и «утепляющих» черт. В фильме Карасика Ленин — жесткий политик, который все время следит за историческим моментом, контролирует происходящие события и должен предпринимать точные шаги внутри постоянно меняющейся ситуации. В каком-то смысле ответом на «Шестое июля» является «Доверие» (1975) Виктора Трегубовича, где Ленин, будучи правителем, наоборот проявляет гибкость и даже в споре с Пятаковым объясняет, что если тот или иной народ, как в данном случае Финляндия, выбирает буржуазно-демократический путь, значит надо мириться с волей этого народа.
Позднее, в 1980–2000-е годы, либо фильмы о Ленине относились к поверхностному фарсу, либо фигура Ленина становилась объектом для размышления на интересующие авторов темы, как, например, тема смерти в фильме Сокурова «Телец» (2001).
Но советская Лениниана не утратила своей актуальности. Во-первых, она затрагивает широкий спектр политических, социальных, культурологических вопросов, остро вставших в начале XX века — на рубеже между прошлым и настоящем. Во-вторых же, в ней крупные художники предлагали целый ряд различных представлений об идеальной модели образа революционного лидера и правителя, что остается актуальным в любых контекстах».
Жил, жив и будет жить. Актёры, которые играли Ленина в кино (16 ФОТО)
94 года назад умер вождь мирового пролетариата, архитектор Октябрьской революции Владимир Ленин. Последователи коммунистической идеологии по сей день уверены, что дело его живёт, а президент Владимир Путин на днях сравнил мумию Владимира Ильича с мощами православных святых.
«Я люблю кино» вспоминает актёров, которые на экране оживляли образ Ленина на протяжении десятилетий.
Василий Никандров
Первым исполнителем роли Владимира Ленина стал токарь Василий Никандров, которого привлёк к съемкам фильма «Октябрь» Сергей Эйзенштейн. Никандров обладал потрясающим внешним сходством с Лениным, но не имел актёрского образования, из-за чего Маяковский язвительно писал, что «Никандров похож не на Ленина, а на все статуи с него».
Тем не менее, после выхода картины Эйзенштейна Никандров ещё несколько лет играл Ильича в постановках Малого театра.
Максим Штраух
Бывший ассистент Сергея Эйзенштейна, Максим Штраух, впервые сыграл Ленина в фильме «Человек с ружьем», вышедшем в 1938 году. Вдова вождя революции Надежда Крупская считала, что Штраух изображал Ильича наиболее близко к оригиналу. Актёр возвращался к роли Ленина ещё пять раз, последние появление его в этом образе состоялось в 1965 году в фильме «Ленин в Польше».
Борис Щукин
Борис Щукин, именем которого назван один из самых известных российских театральных институтов, сыграл Ильича в снятом ко второму юбилею Великой октябрьской революции фильме «Ленин в Октябре». Щукин создал образ энергичного, подвижного и обаятельного Ленина, который полюбился зрителям.
Константин Мюффке
Константин Мюффке изображал Владимира Ильича в вышедшем в 1938 году фильме «Великое зарево», представлявшем собой кинематографический панегирик товарищу Сталину. Таким образом, основной задачей Мюффке было не отсвечивать и не в коем случае не затмевать собой великого Иосифа Виссарионовича, с чем он вполне удачно справился.
Борис Смирнов
Бориса Смирнова называли «главным Лениным страны»: он снялся в роли Ильича в шести картинах, играл его во МХАТе и даже разъезжал по Советскому Союзу с мастер-классами, на которых учил провинциальных актёров правильно изображать эту историческую персону.
Владимир Коровин
Перед Владимиром Коровиным стояло серьёзное испытание: в фильме «Семья Ульяновых», вышедшем в 1957 году, ему предстояло сыграть молодого Володю Ленина, который ещё не обзавёлся узнаваемой блестящей лысиной и не отрастил бородку клинышком. Актёру оставалось полагаться только на ленинскую картавость и знаменитый ехидный прищур.
Юрий Каюров
Самым «долгоиграющим» исполнителем роли Ленина стал Юрий Каюров: впервые он появился в образе Ильича в 1961 году в фильме «В начале века», а в общей сложности снялся в 18 картинах. Последняя из них, «В Крыму не всегда лето», увидела свет в 1987 году.
Михаил Ульянов
Однофамилец вождя, Михаил Ульянов, вошёл в историю советского кинематографа как главный исполнитель роли маршала Жукова. Однако за продолжительную актёрскую карьеру ему трижды довелось сыграть Ленина: в сериале «Штрихи к портрету» и фильмах «На пути к Ленину» и «Несмотря ни на что».
Рассказывают, что Ульянов получал письма от поклонников, в которых те просили его не соглашаться на роли отрицательных персонажей: не может человек, который был Лениным, играть злодея!
Патрик Стюарт
Патрик Стюарт известен нам прежде всего как капитан Жан-Люк Пикар из «Звёздного пути» (Star Trek) и профессор Чарльз Ксавье из «Людей Икс» (X-men), и только самые преданные поклонники знают, что в 1974 году ему довелось сыграть Владимира Ленина в британском мини-сериале «Падение орлов» (Fall of Eagles).
Бен Кингсли
Ещё одним известным западным актёром, сыгравшим Владимира Ильича, стал Бен Кингсли, который воплотил вождя мирового пролетариата в фильме «Ленин.Поезд» (Il treno di Lenin). По сюжету картины, Ленин идёт на сделку с немецкой разведкой, чтобы получить шанс вернуться в Россию и совершить революцию.
Иннокентий Смоктуновский
Великий Смоктуновский показал Ленина так, как его не изображал никто в истории советского кино: без ужимок и нарочитой картавости, с глубокой рефлексией. Ленин Смоктуновского, сыгранный им в 1985 году в фильме «На одной планете», предстаёт перед зрителем серьёзным, вдумчивым и мудрым политиком, который не стал бы брататься с матросами и носить бревно на субботнике.
Андрей Мягков
Андрей Мягков упорно отказывался играть Ленина в спектаклях МХАТа, но согласился на роль Ильича в фильме Марка Донского «Надежда» — после того, как режиссёр убедил его, что играть нужно будет не историческую фигуру, а влюблённого мужчину. Мягков, которому в театре в основном доверяли однообразные «героические» роли, ухватился за возможность сыграть нечто более лирическое.
Через 20 лет после выхода «Надежды» персонаж Мягкова в фильме «На Дерибасовской хорошая погода, на Брайтон-бич опять идут дожди» также примерит на себя образ Ленина, впервые в советской истории изобразив на большом экране пародию на вождя.
Леонид Мозговой
Леонид Мозговой сыграл совершенно особенного Ленина. Вышедшая в 2000 году картина «Телец», в которой он снялся, посвящена последним дням жизни вождя, и Ленин Мозгового это умирающий Ленин, переживающий о том, что сделал и чего не успел. Фильм получил «Нику» в 7 номинациях из 9, а также был номинирован на Золотую пальмовую ветвь в Каннах.
Виктор Сухоруков
В 1992 году Виктор Сухоруков снялся в картине «Комедия строгого режима», по сюжету которой заключенные колонии ставят спектакль к очередному юбилею Октябрьской революции. Персонажу Сухорукова, зеку Григорию Зуеву, выпадает честь играть Ленина, и он начинает чувствовать с Ильичом духовное родство. Зуев становится вождём революции, происходящей в одной отдельно взятой колонии, и помогает им освободиться от реальных, а не экономических цепей.
Евгений Миронов
2017 год, год столетия революции, подарил нам ещё два запоминающихся образа Ленина. Первым стал человечный Ильич из сериала «Демон революции», вополщённый на экране Евгением Мироновым. Создатели сериала проделали значительную работу над демифологизацией образа Владимира Ильича: перед зрителем предстал не титан революции и даже не добрый, понимающий «дедушка Ленин» из советских легенд, а обычный человек, со своими страстями и потребностями, волей судьбы оказавшийся у руля.
Евгений Стычкин
В сериале «Троцкий» Ленина сыграл Евгений Стычкин, которому ранее довелось примерять на себя образы Сталина и Гитлера. Поскольку в «Троцком» мы видим Ленина таким, каким его запомнил Лейба Бронштейн, Стычкину довелось сыграть, пожалуй, самого неприятного Ильича за всю историю кинематографа: нервного, дёрганого, жадного до власти и относящегося к соратникам по партии как к фигурам на шахматной доске.
Образ Ленина в кино
Первое воплощение лидера революции в кино
В 1927 году близилась десятая годовщина революции. Молодым режиссерам С. Эйзенштейну и Г. Александрову поручили создать к юбилею новый фильм. Задача была не из легких, тем более что впервые в кино решили воссоздать образ В. И. Ленина. Н. К. Крупская и М. И. Ульянова высказались против того, чтобы роль Ильича играл профессиональный актер. Эпизоды с Лениным могли бы войти в задуманный фильм в том случае, если бы нашелся человек, внешне похожий на Владимира Ильича.
В это время в Новороссийске находилась киногруппа во главе с режиссером Б. Чайковским, снимавшим картину « В плену у белых». Для участия в массовых сценах были приглашены жители города, среди них — рабочий Василий Никандров. Чайковский обратил внимание на феноменальное сходство Никандрова с Лениным и тотчас же отправил телеграмму Эйзенштейну.
Знакомство с Никандровым оставило у Эйзенштейна самое лучшее впечатление : сходство в чертах лица почти совершенное, примерно тот же возраст, тот же рост. Н. К. Крупская и М. И. Ульянова поддержали кандидатуру Никандрова.
Во время съемок фильма «Октября» гримом почти не пользовались. Никандров пробыл в группе четыре месяца.
Какова же биография этого первого исполнителя роли Ленина в кино? Василий Николаевич Никандров родился в Ярославле. Работал на Путиловском заводе в Петербурге. Переехал с семьей на Урал. Был одним из организаторов ревкома в городе Урал- Невьянске. Затем перебрался в Новороссийск, где работал механиком на буксире. После съемок в фильме «Октябрь» три месяца играл роль Ленина в спектакле «1917 год», поставленном режиссером И. Платоном в Малом театре. Никандров появлялся в финальных эпизодах, и каждый раз его появление вызывало овацию. Потом исполнял роль Ленина в фильмах «Великий путь» и «Москва в Октябре». Умер В. Н. Никандров в 1945 году в Ростове-на-Дону.
На заметку: в игровом клубе PlayGaminatorSlots можно играть бесплатно без регистрации в игровые автоматы. Здесь представлено большое количество игровых слотов. В PlayGaminatorSlots вам не потребуется регистрация или подтверждения по смс.
< Предыдущая | Следующая > |
---|
«Рассказы о Ленине» (1957) — смотреть фильм бесплатно онлайн в хорошем качестве 720 HD на портале «Культура.РФ»
К моменту работы над «Рассказами о Ленине» вождь мирового пролетариата уже вошел в фольклор и представал на сцене и экране этаким вездесущим, разговорчивым, обаятельным персонажем. «Пожалуй, один только Юткевич мог додуматься до такой гениальной идеи: взять, казалось бы, уж самую официозную, сакрально-железобетонную тему и найти для этой темы сверхсовременное, даже модное решение, — пишет историк кино Петр Багров («Сеанс», № 21–22, 2004). — Причем Юткевич вовсе не рвался в Пигмалионы: он собирался делать современное кино про того самого, набившего оскомину монументального Ленина. Монумент был отлит еще в конце 1930-х стараниями Михаила Ромма и Бориса Щукина».
Фильм состоит из двух новелл: «Подвиг солдата Мухина» (по сценарию Николая Эрдмана и Михаила Вольпина) и «Последняя осень» (по сценарию Евгения Габриловича). Первая новелла посвящена событиям августа-сентября 1917 года, когда Ленин укрывался от ареста в Финляндии. Вторая — последнему периоду жизни революционера, когда он уже был сильно болен и постоянно находился в подмосковных Горках. «Было понятно, как трудно осуществить задуманное. Ведь возникала необходимость показать Ильича больным, тяжко больным, — вспоминал позже Габрилович. — Да и вообще тема сама по себе была беспримерной и сулила бездну административных препятствий. К тому же она сразу ставила вопрос об отказе от доскональности фактографической: свидетели говорили о том, что в последние месяцы жизни В.И. Ленин лишился речи». В итоге авторы погрешили против правды и сделали Ленина той поры способным говорить. Правда художественная подчас отличается от фактической — и воздействует на человека сильнее. «Новелла «Последняя осень» при всех своих недостатках содержала драгоценнейшее для искусства качество — она не была ни информационной, ни иллюстративной, она была буквально переполнена волнением, — писала в журнале «Искусство кино» (№ 12, 1967) критик Людмила Погожева. — Присущий ей ток сердечности вызывал сопереживание зрителей. И хотя, пожалуй, слишком красивы были пейзажи, слишком много было музыки и не было строгой точности в изображении окружения Ленина, но сам Ленин в исполнении М. Штрауха был правдив, глубок, человечен, мудр и прост. Эта работа была серьезным достижением 50-х годов».
В этом фильме Юткевича актер Максим Штраух сыграл Ленина в пятый раз (только в кино!). В 1966-м они с Юткевичем представят еще один образ вождя — в фильме «Ленин в Польше». Такой перерыв между фильмами «ленинианы» случился потому, что «Рассказы о Ленине» не понравились лениноведам. Юткевич и его сценаристы забыли посоветоваться со специалистами, и те устроили фильму разнос. На несколько лет режиссер был отстранен от ленинской темы.
Владимир Ленин обращается к толпе | Знай своего мема
О
Владимир Ленин обращается к толпе — это макрос изображения по мотивам картины Владимира Серова.
Происхождение
В 1947 году Владимир Серов написал картину «Ленин провозглашает Советскую власть в Смольном дворце, Петроград, 1917» (см. Ниже).
16 апреля 2016 года веб-сайт Me.me извлек самую раннюю известную версию мема из удаленного сообщения Facebook (показано ниже).
Разворот
9 апреля 2019 года Redditor DemonicMonkeyMan опубликовал изображение с ложной цитатой, приписываемой Ленину: «Большевистская революция не завершится, пока каждый человек в этом кампусе колледжа не будет вынужден использовать обозначенные нами гендерные местоимения.»Сообщение получило более 235 баллов (98% голосов) менее чем за год (показано ниже, слева).
Месяцы спустя, 7 августа, Redditor Rick0wens опубликовал изображение с речевым пузырем Ленина, говорящего: «Привет, я Владимир Ленин. Он / он. Для привилегии, пожалуйста, выйдите из комнаты, если вы используете спрей для тела Axe. Аромат напоминает некоторым людям о завитушках в старшей школе и мешает им чувствовать себя в безопасности «. В течение шести месяцев пост получил более 1100 баллов (99% голосов) и 70 комментариев (показано ниже в центре).
28 ноября Redditor IbanPrau опубликовал вариант мема с меткой объекта, в котором толпа помечена как «мои друзья пытаются отдать мне заказ в Макдональдсе», а Ленин — «я, наименее пьян». Сообщение получило более 48000 баллов (97% голосов) и 200 комментариев менее чем за неделю (показано ниже справа).
Различные примеры
Поисковый интерес
Нет в наличии .
Внешние ссылки
.
PPT — Soviet Montage PowerPoint Presentation, скачать бесплатно
Soviet Montage 1924-1930
Советское кино в 1920-е годы • Яркая кинокультура после русской революции • Ленин: кино было бы самым важным из искусства в попытке воссоединить свою нацию • способность привлекать и обучать / внушать • Влиятельные достижения в теории кино: • Характер и общество • Образование / пропаганда • Эффект Кулешова • Монтаж монтажа
Теория советского кино: характер и общество • Преуменьшение отдельных персонажей • Персонажи показаны как члены общества и разных социальных классов
Теория советского кино: образование / пропаганда • Национализированная киноиндустрия, создана национальная киношкола • Всероссийский государственный университет кинематографии ( ВГИК) • при Наркомпросе • Политические лидеры увидели фильм как ключ к вовлечению зрителей в политическую и интеллектуальную революцию • Ограничено одной основной сюжетной линией: победа народа над буржуазным угнетением «Искусство — не зеркало, отражающее историческую борьбу, но оружие этой борьбы» — Дзига Вертов (современник Эйзенштейна)
Теория советского кино: Эффект Кулешова • Лев Кулешов, учитель во ВГИКе • Центральное убеждение: реакция зрителя в кино меньше зависит от отдельного кадра и больше от монтажа или монтажа • Знаменитый эксперимент с совмещением кадров: • Первый снимок: с / с актера с нейтральным выражением лица, затем к этому кадру присоединились: • с / с тарелки супа • с / с гроба с трупом • с / с маленькой девочки, играющей
… Эффект Кулешова • Тестовая аудитория высоко оценила способность актера демонстрировать голод, печаль и гордость, несмотря на то, что его кадр каждый раз оставался неизменным • Хичкок • Определение: Один из ба Основные теоретические принципы монтажа заключаются в том, что смысл, создаваемый объединением двух кадров вместе, превосходит визуальную информацию, содержащуюся в каждом отдельном кадре (A + B = C)
Теория советского кино: монтаж • Вера в силу монтажа фрагментировать и повторно собирать отснятый материал, чтобы манипулировать восприятием и пониманием зрителя • Аудитория может извлечь эмоциональный смысл из сопоставления двух совершенно несвязанных кадров
… Монтаж • Значение создается путем сопоставления кадров, а не содержания отдельных изображений • Звук и изображение можно обрабатывать независимо или использовать вместе • кадры в кино и музыкальные фразы можно синхронизировать вместе, чтобы усилить эффект ключевого кадра • ритм музыки может усилить ритм монтажа / монтажа (например)
Сергей Эйзенштейн • Забастовка (1924 г.) • Линкор «Потемкин» (1925 г.) • Октябрь (1927 г.) • Генеральная линия (1928 г.) • равно т o Гриффит как гений-первопроходец • финансировался советским правительством
Сергей Эйзенштейн • рассматривал монтаж фильма как творческий и художественный процесс: • один кадр (тезис) сталкивается с другим кадром противоположного содержания (антитезис), создавая новая идея (синтез) • заставляет зрителя делать выводы о взаимодействии кадров
.