Нуар — это… Что такое Нуар?
- У этого термина есть другие значения: см. Нуар (значения)
Нуар (фр. noir — «чёрный») — направление в американском кинематографе 1940-х — 1950-х годов, позднее распространившееся в ряде европейских стран, а также в Японии.
Единого общепринятого определения феномена «нуар» в киноведении не существует. Этот термин применяется к группе фильмов, снятых в Голливуде в военный и послевоенный период, которые являются своего рода эталоном понятия «нуар» в кино. Часто его определяют как особый жанр киноискусства или субжанр драмы (Джеймс Дэмико, Фостер Хирш). Вместе с тем, ряд критиков возражают против этого, отмечая, что фильмы-нуар — это явление внежанровое (Стивен Нил, Пол Шрейдер, Джон Белтон), среди них можно найти не только детективы и криминальные драмы, но и вестерны, и даже комедии.[1][2][3]
Считается, что «нуар» возник из синтеза американского «крутого детектива» (англ. hard-boiled fiction) и немецкого экспрессионизма [4]. Фильмы-нуар появились и были наиболее распространены в Голливуде в 1940-х — 1950-х годах, с 1950-х также популярны во Франции. В существенно изменённой форме фильмы-нуар снимаются в разных странах мира и в настоящее время (так называемый «нео-нуар» или «пост-нуар»). Широко распространены цитаты из классических «чёрных фильмов», в том числе в пародийном контексте.
Подходы к определению фильма-нуар
Единого мнения относительно природы фильма-нуар у киноведов и историков кино не существует. Широкий обзор различных точек зрения на этот вопрос сделан Джоном Белтоном в статье «Рыцари доро́ги фильмов-нуар» для журнала «Брайт Лайтс Филм» (англ. Bright Lights Film). Среди многочисленных исследователей выделяются группы авторов, видящих «нуар» в рамках представлений о жанре; авторов, определяющих его через стилистические, преимущественно изобразительные, особенности; и авторы, пытающиеся определить «фильм-нуар» принципиально иначе[1].
![]() | Я узнаю его, когда увижу, но не могу описать словами. (режиссёр Сидни Поллак о нуаре) | ![]() |
Происхождение термина
Термин «чёрный фильм» или «фильм нуар» был введён французскими критиками в 1946 для обозначения стиля, приобретшего популярность в американском кино в середине 40-х годов[5]. Для него характерны криминальный сюжет, мрачная атмосфера циничного фатализма и пессимизма, стирание грани между героем и антигероем, относительная реалистичность действия, тёмное освещение сцен, как правило, ночных, и значительная степень женоненавистничества.
Несмотря на узкие рамки стилистики, «чёрный фильм» достаточно разнообразен в своих лучших образцах. Одной из первых картин этого направления был детектив Джона Хьюстона «Мальтийский сокол» (1941), который ввёл в американское кино тип жёсткого, циничного героя и образ расчётливой, корыстной женщины, предающей его. И то, и другое резко контрастировало с жизнерадостными голливудскими героями 30-х годов. К концу войны появился один из первых и лучших «чёрных фильмов» — «Двойная страховка» (1944) Билли Уайлдера. Это был фильм «без всяких следов любви или жалости». Сюжет о женщине, обманывающей любовника, чтобы избавиться от богатого мужа, соединял героя и антигероя в одном лице и был весьма жёстким для того времени.
Новая стилистика соответствовала настроениям времени: конец войны и возвращение солдат с фронта заставили американцев посмотреть в лицо реальности. «Чёрные фильмы» использовали, как правило, детективные сюжеты, заимствуя их у таких авторов, как Р. Чандлер («Убийство, моя милая», 1944), Д. Хэммет («Стеклянный ключ», 1942), Д. М. Кейн («Почтальон всегда звонит дважды», 1946), Э. Хемингуэй («Убийцы», 1946) и др.
Их стилистика оказалась выгодной для мелких студий, выпускавших малобюджетные ленты категории «Б», так как снимать можно было ночью, используя минимальное освещение, часто на натуре. Наиболее успешно справлялись с ограничениями бюджета такие режиссеры, как Э. Дж. Улмер («Обьезд», 1945) и Э. Дмитрык («Перекрёстный огонь», 1947). Их картины, так же как и работы Ж. Дассена, Г. Хэтуэя и др., приблизили Голливуд к реальной жизни.
В ряде случаев «чёрный фильм» обращался к канонам психологической драмы, отходя от условностей детектива: лучшие образцы такого рода — «Пленница» (1948, М. Офюльса), «Двойная жизнь» (1948, Д. Кьюкора), «В уединённом месте» (1950, Н. Рея). Изредка стилистика «чёрного фильма» проникала и в другие жанры, как в вестерне «Преследуемый» (1947, Р. Уолша). Элементы этой стилистики перерабатывались американскими режиссерами и позднее («Печать зла», 1958, О. Уэллса). Её использовали французские режиссёры, такие, как Ф. Трюффо («Стреляйте в пианиста», 1960), Ж.-П. Мельвиль («Самурай», 1967), и др.
Среди лучших современных образцов «чёрного фильма» в США — фильмы Дж. Дала «Убей меня снова» (1989), «К западу от Ред-Рока» (1992), «Последнее соблазнение» (1994).
Художественные особенности «чёрного фильма»
Обычно отмечают следующие элементы стиля «нуар»:
- Большинство сцен — ночные или намеренно затемнены.
- В кадре преобладают вертикальные и косые линии (что роднит «нуар» с немецким экспрессионизмом).
- Освещение не выделяет актёра среди обстановки, часто он вообще помещается в тень, что подчеркивает растворение персонажей в среде, в общей мрачной атмосфере[6].
- Передача напряжения через физическое действие избегается; размеренность движений, внешняя сдержанность эмоций актёров, в сочетании с нагнетанием обстановки ближе по духу «чёрному фильму».
- Мотив Города как необходимая деталь, естественная «среда обитания» героев.
- Мотив воды. Дождь, влажные поблескивающие улицы, доки, причалы — частые детали в фильме-нуар.
- Сложная, запутанная хронология действия, создающая впечатление «потерянности во времени», дезориентации.
Фильмы нуар
Классический голливудский нуар (фильмы 1941—1958 годов)
- «Мальтийский сокол»[5], «Ки Ларго»[7] и «Асфальтовые джунгли» Джона Хьюстона
- «Иметь и не иметь» и «Большой сон»[5]Говарда Хоукса
- «Милдред Пирс» Майкла Кёртица
- «Почтальон всегда звонит дважды»[5] Тэя Гарнетта
- «Двойная страховка»[5][8], «Потерянный уик-энд», «Бульвар Сансет»[7] и «Большой карнавал» Билли Уайлдера
- «Леди из Шанхая»[5]Орсона Уэллса
- «Лора», «Падший ангел» и «Там, где кончается тротуар» Отто Премингера
- «Леди-призрак», «Подозреваемый», «Странное дело дяди Гарри», «Убийцы»[5], «Тёмное зеркало» и «Плач города» Роберта Сьодмака
- «Из прошлого» Жака Турнёра[9]
- «Гилда» Чарльза Видора[5][10]
- «Газовый свет» Джорджа Кьюкора
- «Наёмный убийца» Фрэнка Таттла
- «Женщина в окне»[5], «Улица греха» и «Большая жара» Фрица Ланга
- «Заворожённый» Альфреда Хичкока
- «Странная любовь Марты Айверс» Льюиса Майлстоуна
- «Убийство, моя милая»[5] и «Загнанный в угол» Эдварда Дмитрыка
- «Стеклянный ключ» Стюарта Хайслера
- «Тёмный город» Уильяма Дитерле
- «Ночь и город» Жюля Дассена (1950)
- «Целуй меня насмерть» Роберта Олдрича[5][11]
Фильмы-нуар других стран
Нео-нуар
Следующие фильмы иногда с оговорками причисляют к современным формам «нуара» («пост-нуар», «нео-нуар»):
Пародии на нуар
Следующие фильмы целиком построены на пародировании стилистики фильмов-нуар либо содержат эпизоды, отчетливо пародирующие шаблоны такого рода фильмов:
Литература
Примечания
Ссылки
Wikimedia Foundation.
2010.
Нуар — Posmotre.li
Нуар (noir) — это одновременно и жанр литературы и кино, и своеобразная стилистика. Кратко его можно описать словами «мрачный криминальный детектив», но это не передаст всей сути. Или так: нуар — это когда чернуха, но красиво и печально.
Нуар появился в «ревущие» 20-е, отличаясь от крутых детективов своим главным героем — явно асоциальной личностью, непосредственно вовлеченной в преступление — то бишь это был либо преступник, либо свидетель, либо человек, которого подставили. Всего в нуаре есть три способа вляпаться в несовместимые с жизнью обстоятельства — это жажда денег, роковая женщина и «оказался не в том месте, не в то время».
До 50-х годов жанр не знал своего читателя, однако невзрачным «черным» романам повезло оказаться в кино (впоследствии также и комиксах): криминальные драмы начала 1940-х — конца 1950-х были черно-белыми, полными цинизма и безысходности историями; они отражали весь спектр настроений, охвативших американское общество после Великой депрессии и во время Второй мировой войны. Этот стиль кино и породившая его литература являются основой для более поздних жанров, например, киберпанка.
Для сюжета нуарных фильмов характерны расследования убийств, ограбления, мошенничества и ложные обвинения в преступлении, секс, насилие, предательства и двуличность, постоянное курение и пьянство. Сложные сюжеты еще сильнее закручиваются с помощью флэшбэков и флэшфорвардов.
Обычно протагонистом в нуаре является антигерой (или даже откровенный мерзавец, конченый подонок, обладающий, однако, единственной чертой, вызывающей сострадание публики) — человек, обществу чуждый, страдающий от экзистенциального кризиса. Лишенный иллюзий циничный частный сыщик, бандит, коррумпированный полицейский, герой-любовник — персонаж влипает в какое-то дерьмо и обычно половину истории пытается разобраться, какого черта произошло, а вторую — как из этого выбраться. Дело осложняется тем, что на персонажа буквально открыта охота, и сколько он проживет зависит лишь от крепости черепа и наличия патронов. Из-за чего весь сыр-бор? Как обычно — деньги, женщины… Победы случаются редко, и хэппи-энд для нуара — редкость.
(link)
Ненуарный нуар.
Нуар визуально темнее обычного гангстерского кино, изобилует игрой со светом, тенью и необычными ракурсами, создавая тяжелую, гнетущую атмосферу. Часто контраст между светом и тенью отражает разницу между злодеем и протагонистом. В действительности темнота являлась лишь следствием того, что большая часть нуаров являлись малобюджетным кино, и режиссерам приходилось выкручиваться. Альтернатива, где напротив много солнца и цвета при сохранении депрессивной логики происходящего, называется «солей» («Ниагара» с Мэрилин Монро, «На ярком солнце» с Аленом Делоном, «Драйв» с Райаном Гослингом).
Частое место действия — огромный, подавляющий, хмурый город. Темные переулки, полупустые бары, сомнительные ночные клубы, в которых антигерой будет искать информаторов, чтобы затем выбить из них информацию, игровые притоны, расположенные у прибрежных товарных складов. Ночью обязательно будет идти дождь, а антигерой на своей подержанной машине будет перемещаться от заведения к заведению, встречаясь с циничной, исполненной безысходности публикой самого дурного пошиба, сталкиваясь с асоциалами, мизантропами в погоне за своей призрачной и бессмысленной целью.
Персонажи обычно вооружены и плевать хотели на права человека. Они при галстуках, носят костюмы, федоры и плащи, под которыми прячут Томми-ганы[1][2]. Они передвигаются на громоздких машинах 50-х с мягкой подвеской и мощным мотором.
Они никогда не будут счастливы, и в конце фильма ни один из них не получит того, чего желал — такова депрессивная логика стилистики нуара.
Отличия от гангстерского кино[править]
Вообще, сами по себе отличия — дело вкуса. До появления французской serié noir, где выходила подобная литература, нуар называли просто — «криминальное кино категории B».
В первую очередь, в нуаре главный герой редко бывает весельчаком, душой компании и человеком, который широко известен обществу, причем одни им восхищаются, а другие ненавидят — как это часто бывает в гангстерском кино. Скорее главный герой будет мелкой крысой в самых низах общества, никому неизвестной и о которой никто жалеть не будет.
Второе — это стилистика. Гангстерское кино светлее, в нём присутствует элемент драмы, в то время как в нуаре обычно темно и присутствует трагедия.
Третье — это о ком идёт речь. В гангстерском кино повествуется — обычно — о том, как «пацан пришел к успеху», воруя и убивая, жил как король и достойно умер в перестрелке с ФБР[3] (утрировано). Нуар повествует о том, как человек, редко когда являющийся закоренелым преступником (хотя и такие бывают), совершает преступление ради денег или женщины и как пытается уйти от расплаты, но ему это редко удаётся, хотя он изо всех сил пытается выкрутиться. Это наиболее распространённые фабулы сюжетов, хотя бывают и случаи деконструкции жанра или даже попытки изменить манеру подачи сюжета, снимая кино в другой стилистике, нежели классическая. Но мы рассматриваем именно классику, ибо, зная её, можно отличить одно от другого.
Несколько простых способов отличить одно от другого:
- Если в фильме играет Кэгни — это гангстерское кино. Если его там нет, но есть Богарт[4] — это скорее всего нуар (или солей).
- Если в фильме есть роковая женщина — это скорее всего нуар, гангстерское кино сосредоточено на маскулинности главного героя.
- Если в фильме присутствует сцена штурма здания, где засел герой с оружием и твердым намерением умереть — это либо полицейский боевик, либо гангстерское кино. Герои нуара так практически не поступают, они предпочитают тихо сидеть в тюрьме и ждать смертного приговора.
- Если повествование ведётся от первого лица[5] — это скорее всего нуар.
- Если в фильме куча народа с томми-ганами делают кучу дырок в автомобиле с главгероем — это гангстерское кино.
- Если в фильме главгерой в финале стреляет в женщину — это стопроцентный нуар.
- Если в начале фильма главный герой весь в крови надиктовывает на фонограф исповедь во всех своих грехах — это стопроцентный нуар.
…и так далее, продолжать можно вечно.
К концу 1950-х популярность нуара вслед за спадом пессимистичных настроений резко упала. Снова актуальным жанр оказался в первой половине 1970-х, после череды неудач во Вьетнамской кампании, громких политических скандалов и экономической стагнации. Эпоха неонуара привнесла в жанр акцент на тотальной коррупции, политических играх и бесправии честного человека. Закономерным финалом становится в лучшем случае хороший плохой конец, а иногда и просто плохой. Главным героем обычно становится частный детектив или вигилант. Настоятельно рекомендуются к ознакомлению знаковые фильмы той эпохи: «Китайский квартал», «Ночные ходы», «Злые улицы», «параноидальная трилогия» Пакулы («Клют», «Заговор „Параллакс“», «Вся президентская рать»).
Ещё один всплеск популярности жанр пережил в конце 1980-х. В эти годы были выпущены ремейки старых лент, да и в оригинальных наметился некоторый возврат к жанровым условностям классического нуара.
В настоящее время нуар занимает довольно узкую, но стабильную нишу фильмов сильно на любителя: даже знаковые картины редко окупаются в прокате. С другой стороны, и откровенный проходняк снимается редко, а элементы нуара всё чаще встречаются в фильмах других жанров. Загляните на эти страницы: Sin City, Renaissance, Drive, Bad Times at the El Royale.
Впрочем, среди редких шедевров неонуара нашёлся один детективный сериал, который в представлении не нуждается…
Думаете, в Советском Союзе не было не только секса, но и нуара? Был, ещё как был! Более того, именно советский фильм «Западня» 1965 года по мотивам одноименного рассказа Теодора Драйзера во многом предвосхитил жанровые особенности и визуальные приёмы неонуара, который появился почти десятилетие спустя. Увы, для советского зрителя история американского журналиста в мире коррупции оказалась слишком мрачной, и фильм довольно быстро и совершенно незаслуженно забыли.
Ну, то был фильм про загнивающий Запад, а возможен ли нуар в советском антураже? Опять же, да. Фильм «Мой друг Иван Лапшин» именно таковым и является. История подаётся через флешбэки о жизни в провинциальном советском городе 30-х годов: тут и жестокая и хорошо организованная банда, держащая в страхе городок, и очень нуарный милиционер, и безнадёга коммуналок, и роковая женщина — всё по канонам классического нуара. Какие-то нуарные отрывки можно найти и в других фильмах.
Кроме того, заслуживают внимания и эксперименты наших братьев по соцлагерю. Так болгарский «Инспектор и ночь», почти дословно поставленный по роману известного детективщика Богомила Райнова, — это практически стопроцентный нуар с элементами деконструкции.
- ↑ На фотографии справа представлен классический случай позерства — из автомата Томпсона проблематично даже просто стрелять одной рукой из-за большого веса, а уж об эффективной стрельбе и говорить не приходится.
- ↑ Что интересно, на самом деле в нуаре мало кто пользуется револьверами (в основном фигурируют полицейский револьвер Смит-вессон 38 калибра, что логично, и армейский револьвер Colt M1917 45 калибра, поступивший на гражданский рынок — что как раз и вызывает путаницу), основным оружием там всё же является широко распространённый автоматический пистолет Colt M1911 сорок пятого калибра. «Мораторий» на автоматические пистолеты в нуар вошел во многом благодаря Чейзу, ибо у него не всегда можно понять какой именно ствол сорок пятого калибра используется. Есть даже опасение, что он регулярно путает понятия «револьвер» и «автоматический пистолет» (для пилота ВВС времен Второй мировой войны это было бы странно, так что имеющиеся косяки вероятно являются заслугой переводчиков).
- ↑ Или на электрическом стуле.
- ↑ В спорных случаях — например, когда Кэгни, Богарт и О’Брайен снимались в гангстерском кино «Ангелы с грязными лицами», судить следует именно по Кэгни: он в нуарах не снимался.
- ↑ В кино. Обычно обозначается закадровым голосом, озвучивающим мысли главгероя; это штамп жанра.
Что такое «Нуар»? Или в тёмном-тёмном городе
Что такое «Нуар»?
Всем тёмный и мрачный, раздающийся словно эхо, привет. Сомневаюсь, что большинство из читающих эту статью увлечено черно-белыми фильмами 40-х годов. Уж слишком специфический «продукт» — на любителя и ценителя. Но как всем известно, что всё новое-это хорошо забытое старое. Поэтому, я хочу вам рассказать историю такого замечательного и стильного жанра, как нуар. Кто знает, возможно этот жанр «заберёт в свою атмосферу» ещё пару десятков, а то и сотен человек. А какой же нуар без соответствующей музыки, в данном случае песни? Я тут подобрал одну композицию из одного крутого сериала, тоже сделанный под нуар (ну точнее под Нео-нуар). Понеслась!!!
Начало зарождения
Нуар — от французского Noir (черный). «Film noir» — «черный фильм», именно так в 1946 году впервые употребил этот термин французский критик Нико Франк . Впрочем, во Франции подобные фильмы уже снимались, но не в столь больших количествах, как в сороковых-пятидесятых годах в Америке. Определённо, этот термин относится к фильмам, снятые в Голливуде в военный и послевоенный периоды. Вообще в то время шли большие споры насчёт нуара, ведь одни критики считали его жанром, а другие- стилем. Были споры и о том, что в нуаре есть место не только детективам и криминальным фильмам, а также вестернам и комедиям. «Комедия в жанре нуар – вообще в голове не укладывается».
Изобразительный образ нуара настолько мощен и выразителен, что его нельзя спутать с другими фильмами.
А знаменитый режиссёр Си́дни Ирвин По́ллак говорил про нуар следующее: «Я узнаю его, когда увижу, но не могу описать словами».
Лично я считаю, что нуар не ограничивается лишь одним стилем, ведь это особый период, совмещающий в себе множество фактов американской истории 40-х годов.
Такую теорию о нуаре придумал не я, а теоретик кино, сценарист и режиссёр Пол Шрейдер (или Шредер). Я просто поддерживаю его точку мнения. Ибо как он говорит: «Нуар- это особый период в истории кино, как немецкий экспрессионизм или новая волна». Шрейдер считал, что для нуара характерны только 40-е и 50 –е годы, а также фильмы по этому жанру должны быть сняты только в Голливуде. Истоком этого жанра он считал Вторую Мировую Войну. Но со временем нуар обретёт совершенно новые формы стиля, но о них позже.
Начало активности жанра и его характерные особенности. Постепенное «взросление» жанра.
Давайте не будем забывать, что в нуаре запечатлена атмосфера пессимизма, недоверия, разочарования и цинизма. Здесь вообще отсутствуют такие понятия, как «добро» и «наивность». Многие действующие протагонисты- это скорее антигерои, думающие исключительно о себе и преследующие только личные мотивы. Они с лёгкостью переступают закон и их не интересуют принятые нормы морали.
Обычно отмечают следующие элементы стиля «нуара»:
1) Большинство сцен — ночные или намеренно затемнены; дневные сцены появляются крайне редко.
2) В кадре преобладают вертикальные и косые линии, свет падает через жалюзи наподобие тюремной решётки. Лица героев часто отражаются в зеркалах либо показаны через дымчатое стекло. Дабы передать душевные волнения или напряжённое состояние героя, используется специальный ракурс, названный «голландским углом».
3) Освещение не выделяет актёра среди обстановки, часто он вообще помещается в тень.
4) «Чёрному фильму» ближе по духу методичное, размеренное нагнетание напряжения от диалога к диалогу (саспенс), а не суета, погони, потасовки (экшн).
5) Естественная «среда обит
«Нуар» — происхождение и значение слова
Чаще всего под «нуаром» подразумевают голливудские криминальные драмы 1940–50-х годов. Для этих фильмов был характерен пессимистический настрой, а их главные герои, как правило циники, олицетворяли американское общество времен Второй мировой и холодной войн.
Однако ранее, в 1920-е годы, в США нуаром называли разновидность криминального романа. В основе жанра лежали накаленный сюжет и грубая манера повествования. Главным героем нуар-романа всегда была жертва, подозреваемый или преступник.
Само слово «нуар» произошло от французского noir — «черный». Впервые термин film noir (буквально — «черный фильм») появился в 1946 году во Франции. Так местные кинокритики обозначили новое направление в американском кино. Главным цветом таких фильмов был черный: его оттенков в film noir было больше, чем в любых других черно-белых картинах.
Режиссеры фильмов нуар уделяли большое внимание психологическому состоянию героев: сомнениям, фобиям, внутренним монологам. Эти элементы жанра одним из первых использовал австрийский режиссер Фриц Ланг в драматическом триллере 1931 года «М. Город ищет убийцу», основанном на реальном деле маньяка-убийцы из Дюссельдорфа.
В 1940-х годах нуар стал самым востребованным киножанром. Нуарной классикой стал фильм американского режиссера Джона Хьюстона «Мальтийский сокол» по одноименному детективному роману Дэшила Хэммета. Главного героя, частного детектива Сэма Спейда, сыграл голливудский актер Хамфри Богарт.
Еще одним классиком нуара считается американский режиссер Билли Уайлдер — автор комедий «В джазе только девушки», «Сабрина» и «Зуд седьмого года». Его карьера началась именно с драматических фильмов в жанре нуар: «Потерянный уик-энд» 1945 года, «Сансет-бульвар» 1950 года, «Туз в рукаве» 1951 года.
В России же первые попытки снять фильм в этом жанре предприняли Андрей Тарковский и Александр Гордон в короткометражке 1956 года «Убийцы». Другим примером советского нуара можно считать «Случай из следственной практики» Леонида Аграновича.
Последний классический нуар, «Печать зла», снял в 1958 году американский режиссер Орсон Уэллс. Однако эта эстетика продолжает вдохновлять режиссеров на создание мрачных картин и в наши дни. Фильмы «Сиротский Бруклин», «Закатать в асфальт», «Под Сильвер-Лэйк», «Город грехов» а также сериалы «Настоящий детектив» и «Фарго» можно отнести к неонуару.
что это? Film Noir. Жанр нуар
Всем, кому небезразличен кинематограф и его история, безусловно, приходилось слышать о существовании такого жанра, как нуар. Что это такое и в чём особенности фильмов этой стилистики, внятно объяснить могут далеко не все, даже при наличии понимания того, о чём идёт речь. Но кинематографические памятники эпохи великой американской депрессии заслуживают того, чтобы присмотреться к ним внимательнее.
Из истории
Не так просто охарактеризовать, что скрывается под стилистическим определением «нуар». Что это такое, можно понять только при соотнесении с исторической эпохой, породившей эти фильмы. В тридцатые годы прошлого века американское общество переживало один из сложнейших периодов своего развития. Позже в учебниках истории его назовут Великой американской депрессией. Казалось, что страна катится в пропасть, и многие предрекали ей неизбежную гибель. А искусство во все времена и эпохи отображает по своим сложным законам окружающую реальность. Именно такой реакцией на депрессивное состояние американского общества и стал жанр нуар в голливудском кинематографе. Едва ли по фильмам того периода можно изучать историю, но составить представление о моральном состоянии американского социума можно вполне отчётливое.
У истоков жанра
То явление, которое в последующем критики обозначат термином film noir, началось с выхода в свет в 1941 году ленты режиссёра Джона Хьюстона «Мальтийский сокол». Фильм произвёл сильное впечатление на публику отнюдь не ординарной детективной фабулой, а тягостной депрессивной атмосферой, в которой обитают его персонажи. Герои детектива как бы специально провоцируют публику своим неприкрытым цинизмом. Пуританское американское общество к такому изображению нравов в середине века привыкнуть ещё не успело, поэтому жанр нуар многими прогрессивными художниками театра и кино был воспринят как новое модное направление. И этому течению на протяжении двух десятков лет суждено было стать одним из доминирующих в американской кинематографии. Строго говоря, фильмы нуар не вполне оправдано обозначать таким определением как «жанр». Никакого принципиально нового жанра изобретено не было. Но для фильмов этой эпохи характерна своеобразная стилистика, восходящая к немецкому экспрессионизму, и утончённый психологизм в раскрытии характеров персонажей. В этих лентах не так легко изначально предугадать дальнейшее развитие сюжетных линий и финальную развязку интриги.
Классики жанра
Жанр нуар быстро получил признание как профессиональных критиков, так и широкой публики. Режиссёры, продюсеры, сценаристы и прочие творцы кинематографической продукции быстро почувствовали, какие новые творческие горизонты открывает для них эта стилистика. На протяжении двадцати лет было создано всё лучшее, что вошло в историю мировой кинематографии под определением «нуар». Что это за термин — знать необязательно, он из лексикона профессиональных критиков и искусствоведов. Но общепризнанной голливудской классикой середины двадцатого века стали фильмы таких режиссёров, как Рауль Уолш, Джон Хьюстон, Отто Премингер, Фриц Ланг и Роберт Сиодмак.
Выразительные особенности
В фильмах стилистики нуар не бывает простых сюжетных построений с очевидным исходом. Иногда создаётся впечатление, что авторы сами не представляли в начале рассказываемой истории, чем она завершится. Существуют обоснованные сомнения по поводу того, существует ли ярко выраженная сценарная школа фильмов в стилистике нуар. Что это, если не вполне традиционный для Голливуда детектив? Но в характерной криминальной сюжетности фильмов нуар акцентировка в значительной мере смещена от раскрытия преступления к хитросплетению отношений действующих персонажей. Детективная основа здесь — не более чем фон, на котором могут раскрыться главные герои. Парадоксальным образом фильмы жанра нуар значительно ближе к классическим традициям реализма, чем всё, что было до и после них. Действие всегда происходит в городе, причём в той его части, где люди по обыкновению придаются низменным страстям и порокам — в ресторанах, барах, борделях и притонах. События редко излагаются в их хронологической последовательности. Подобная разорванность изложения придаёт действию специфическую атмосферу нестабильности. Этот приём был в последующую эпоху взят на вооружение многими творцами, в частности режиссёром Сержио Леоне в шедевральном фильме «Однажды в Америке».
Звёзды жанра
Множество блистательных голливудских звёзд своей кинематографической карьерой обязаны именно фильмам нуар. Эта стилистика помогла им в полной мере раскрыть своё дарование. У звёзд жанра не было отбоя от предложения ролей как частных сыщиков и детективов, так и разного рода гангстеров. Достаточно вспомнить актёрские работы Берта Ланкастера, Хэмфри Боггарта, Орсона Уэллса и Дэны Эндрюса. Среди актрис, ставших сиволом стилистики нуар, в первую очередь следует отметить Риту Хейворт, Лорен Бэколл, Джин Тирни, Джоан Кроуфорд и Барбару Стэнвик. А при внимательном рассмотрении в этих фильмах можно заметить некоторых актёров, чья профессиональная карьера состоится в последующую кинематографическую эпоху. Их творческий дебют состоялся в ролях второго плана в фильмах, когда в Голливуде доминирующей тенденцией был нуар.
Альфред Хичкок
Говоря о жанре нуар, невозможно не отметить классика психологического триллера Альфреда Хичкока. Его творчество не вписывается в узкие стилистические определения и далеко выходит за рамки нуара. Но дебютные его работы в кино начинались именно с таких фильмов. Они определили доминирующий вектор в развитии мастера «фильмов ужаса». Он прошёл хорошую профессиональную школу и многие изобразительные приёмы взял на вооружение из фильмов нуар. Нагнетать и без того гнетущее напряжение и насыщать атмосферу негативной энергетикой он научился ещё в своих ранних работах.
Взаимовлияния и пересечения
Безусловно, лучшие нуар-фильмы были созданы в Голливуде и стали одной из самых ярких страниц в американской кинематографической классике. Но любые яркие явления в искусстве всегда оказывают влияние на параллельные художественные миры. Так, фильмы нуар оказали сильнейшее влияние на становление и развитие послевоенного итальянского неореализма. Следы этого направления можно отчётливо проследить во многих национальных кинематографических школах западноевропейских стран. Причудливым образом стилистика нуар отразилась во французском кино шестидесятых годов. Название этого явления взято из французского языка, но во Францию оно пришло из Голливуда. А на родине эта стилистика во многом предопределила последующее творчество таких разных мастеров, как Стэнли Кубрик, Орсон Уэллс, Николас Рэй и Билли Уайлдер. Даже последний шедевр Стэнли Кубрика «С широко закрытыми глазами» содержит явный отсыл к истокам традиции нуар.
Аниме нуар
Весьма своеобразно обыграна стилистика нуар в традиционной японской мультипликации, например, в вышедшем на экраны в начале века и быстро завоевавшем популярность 26-серийном фильме в жанре аниме «Нуар». Кстати, это и название сериала, и имя главной героини, и обозначение стилистической традиции, которой это произведение старается следовать безукоризненно. В буквальном переводе с французского «нуар» — это не более чем обозначение чёрного цвета. Но это же и мощный художественный образ. Главная героиня аниме-сериала, помимо прочего, сражается ещё и с мраком собственной амнезии. Отзвуки стилистики нуар можно без труда обнаружить и в других произведениях традиционной японской мультипликации. Аниме и нуар органично дополняют и усиливают друг друга. Именно из этих двух источников произрастает и такое произведение, как бестселлер Квентина Тарантино «Убить Билла». Если внимательнее приглядеться, это не что иное, как аниме плюс нуар. Вот только снят фильм уже по голливудским технологиям начала третьего тысячелетия.
Что такое «Нуар»? | Культура
Нуар — от французского Noir (черный). «Film noir» — «черный фильм», именно так в 1946 году охарактеризовали французские кинокритики направление американского кино. Впрочем, во Франции подобные фильмы уже снимались, но не в столь больших количествах, как в сороковых-пятидесятых годах в Америке.
Основным для этого стиля стал самый пессимистический настрой и общее циничное отношение ко всему, будь то собственная или чужая жизнь. Основным цветом — черный, которого было необычно много даже для черно-белого кино. Основные герои и антигерои — понятие относительное. Это не два полюса, это скорее «Здесь все сволочи и ублюдки, но вот у этого хотя бы есть совесть». Один из шуточных ответов на вопрос «Как определить, кто в нуар-фильме положительный герой» звучит как «тот, кто в конце остается в живых». И это, стоит признать вполне действенный способ, а как иначе определить — можно ли считать убийцу, вора, проститутку или продажного полицейского главным положительным героем? Все относительно.
Именно в этих фильмах стали уделять большее внимание психологическим переживаниям героев, зачастую превращая простую историю об убийстве в шедевр за счет внесения в него сомнений, фобий и мыслей человека, оказывающегося на грани своих возможностей или в одиночестве против общества. И именно эти штрихи к портрету могут стать еще одним признаком относительно положительного героя.
В этом жанре, или стилистике, как вам будет угодно, отсутствие хэппи-энда — это обычное явление. То есть момент, когда виновник всех проблем главного героя наказан, а главный герой находится при смерти, уже можно считать очень счастливым концом. Полная противоположность оптимистическим и мотивирующим фильмам, в которых если уж прощаются с главным героем, так богатым, в его собственном доме и с любящей женщиной в придачу.
Кстати, именно из этих фильмов пошел в жизнь образ женщины-вамп, которая зачастую играла по своим правилам и, обычно, влюбляла в себя главного героя, чтобы потом его использовать. Или использовала, а потом влюблялась.
Как несложно догадаться, в основе большинства фильмов этого стиля лежал криминальный или детективный сюжет, обычно из времен Великой Депрессии с гангстерскими войнами, коррупцией и общим чувством безысходности и неуверенности в будущем. А символом подобных фильмов принято считать частного детектива, который ввязывается в достаточно запутанные истории. Вспомните — темные дома, вечный дождь, крутой парень в плаще и шляпе, натянутой на глаза, стоящий под мерцающим фонарем. Вот именно это и есть Нуар.
В чем же причина популярности этого жанра именно в то время? Ну, точно судить не возьмусь, но, может быть, и в том простом факте, что снимать подобные фильмы можно было без особых затрат — в основном ночью и на натуре, без использования каких-либо ухищрений. Да и общая увлеченность в то время детективами и прочим, как сейчас это называется, «Pulp Fiction» — легким чтивом, сыграла свою роль.
Публике, пережившей ужасы войны, предстояло пережить еще более страшные фобии: преступность, красная угроза из-за рубежа, экономический кризис, что не могло не отразиться на репертуаре кинозалов. Да и цензура после войны стала более «покладистой», пропуская на экраны то, что раньше пройти не могло.
В дальнейшем нуар вышел из своей криминальной направленности, перейдя в соседние жанры, психологические триллеры и драмы. И что самое интересное — он проник и в литературу, все в те же самые детективы. «Снег, похожий на пепел, падал с небес, чтобы тут же быть проглоченным бесконечной тьмой, холодный ветер, словно пришедший из мира мертвых, срывал с костей плоть и уносил с собой частички моей души» — это тоже нуар.
В наше время этот стиль (или течение, как вам будет удобнее) плавно возвращается к жизни. Правда, многие критики уверены, что это нужно называть нео-нуар, мотивируя, что, во-первых, подобные фильмы в цвете уже не столь стилистически чисты, а во-вторых, нынешний зритель привыкший к частой смене кадров, насыщенности картинки и активным действиям, не сможет понять классический нуар, где все подчинено простоте. Впрочем, вышедший на экраны «Город Грехов» в какой-то мере поддерживает эту традицию. Но в этом фильме все сделано так в основном только из-за первоисточника — графических новелл Фрэнка Миллера. Вот уж где простота изображения, так это там. И это тоже нуар.
Как видно, уважаемый читатель, нуар — это не просто жанр кинематографа, как считают многие. Это еще и жанр книг, комиксов, фильмов и даже компьютерных игр — вспомните «Max Payne» — нуар в современном мире со всеми его «достопримечательностями» — безысходностью, криминальными структурами, одиночеством главного героя против огромного замороженного города, цинизмом и несгибаемым желанием простого полицейского под прикрытием докопаться до ответа «Кто стоит за всем этим». Ну, и роковые красавицы тоже там есть, и они тоже играют по своим правилам.
Нуар старой школы
Мальтийский сокол (The Maltese Falcon)
Двойная страховка (Double Indemnity)
Просыпаюсь с криком (I Wake Up Screaming)
Прощай, любимая (Farewell My Lovely)
Живой или мертвый (D.O.A.)
Нео-нуар
Город тьмы (Dark City)
Черная орхидея (Black Dahlia)
Отступники (Departed)
Город Грехов (Sin City)
Графические новеллы Фрэнка Миллера
Серия игр Max Payne
Нуар (литература) — это… Что такое Нуар (литература)?
Обложка нуар-романа К.Адамса
Нуа́р (фр. noir — «чёрный» роман) — субжанр американской массовой литературы 1920-х — 1960-х годов, разновидность «крутого» (или «круто сваренного») криминального романа (англ. hard-boiled fiction). В основу жанра легли напряжённый сюжет и грубоватая манера повествования в духе Э. Хэмингуэя и Д. Дос Пассоса (черта общая для «крутого» и «чёрного» романов)[1]. Однако в отличие от «крутого романа», где главным героем выступал персонаж, расследующий преступление (сыщик, журналист и т. д.), героем романа-нуар является, как правило, жертва, подозреваемый или преступник, то есть лицо, непосредственно вовлечённое в преступление, а не распутывающее историю со стороны[2]. Среди существенных признаков жанра нуар — жёсткий реализм изложения, цинизм, склонность персонажей к саморазрушению, обилие сленга, обязательная сексуальная линия в сюжете[2][3]. Некоторые детали (появление роковых женщин, постоянное курение персонажей и др.) со временем стали литературным штампом этого направления.
Чёрный роман было принято относить к числу «низких» жанров. Советский литературовед Г. Косиков, например, отзывается о нём как об «американской массовой беллетристической продукции, замешанной на жестокости и эротике, при этом умело спекулировавшей на острых социальных проблемах»[4]. В то же время роман-нуар расширял взгляды читателей середины XX века: «предлагая читателям несимпатичных героев с явно девиантной моделью поведения, то есть отклоняющихся от нормы, автоматически фиксировал эту норму со знаком „плюс“»[5].
Появившись в конце 1920-х годов, к концу 1930-х нуар полностью сформировался как субжанр, однако он еще не нашёл своего читателя. Преимущественно сочинения в жанре «нуар» публиковались в журналах, специализирующихся на «бульварном чтиве». Основным среди них был журнал «Чёрная маска» (англ. «Black Mask»). Кроме того, выходили отдельные издания в дешёвом варианте с мягкой обложкой (так называемые «paperback edition»). Настоящий «нуаровый бум» начался в 1950-е годы и продолжался до конца 1960-х. В этот период «чёрный роман» публиковался много, и часто в хороших изданиях.
Многие произведения в жанре «чёрного романа» стали основой для кинофильмов-нуар. При этом, несмотря на некоторые сходные черты, большинство исследователей подчёркивает существенные различия между понятием «нуар» в литературе и кинематографе, где «нуар» является скорее стилем, чем жанром[6].
Происхождение термина
Первоначально термин «roman noir» возник во Франции и совпадал по значению с «крутым романом». С 1946 года «нуаром» стали называть определённую категорию фильмов.
Собственно в США термин «нуар» был перенесён киноведами в 1968 году (уже после заката как «чёрного романа», так и «чёрного фильма»). В 1984 году, когда началась волна переизданий романов 1930-х — 1950-х годов, это название было впервые применено к литературной разновидности этого жанра. Для американцев, в отличие от французов, «нуар» означал только определённую группу «круто сваренных» произведений, где героем был не детектив, а непосредственный участник событий[2].
Представители жанра
Корнелл Вулрич
«Отцом чёрного романа» иногда называют Корнелла Вулрича, автора многочисленных романов и рассказов, печатавшихся на протяжении 1930-х — 1950-х годов и впоследствии определённых как «нуар» [7]. Многие сочинения Вулрича были впоследствии перенесены на экран (причём далеко не все картины по Вулричу являются фильмами-нуар). Среди них такие известные фильмы, как «Человек-леопард» Ж. Турнёра, «Окно во двор» А. Хичкока, «Невеста была в чёрном» и «Сирена с Миссисипи» Ф.Трюффо.
Борис Виан
У истоков направления лежат также произведения писателя и сценариста Уильяма Бернетта, опубликовавшего в 1929 году один из первых «чёрных романов» «Маленький Цезарь»[2].
Кроме того, поскольку границы между «крутым детективом» и «нуаром» не всегда могут быть чётко определены, к основателям жанра также причисляют корифеев «крутого» романа Дэшила Хэммета и Рэймонда Чандлера.
Преподаватель английского языка и литературы Университета Квинс в Белфасте Эндрю Пеппер называет Росса Макдональда одним из трёх отцов-основателей крутого детектива[8], — все вместе, Хэммет, Чендлер и Макдональд стали литературными «отцами» крутого детектива[9]. В жанре крутого детектива их фамилии зачастую ставятся критиками в один ряд — создаётся эдакий литературный триумвират, по которому меряют всех остальных авторов жанра, их современников, и тех, что пришли им на смену[10].
Главные герои-детективы Спейд, Филип Марлоу и Лью Арчер в равной степени известны каждому американскому книговеду и киноведу, так же как Микки Маус и Шерлок Холмс. Ни один из последующих частных сыщиков, не смог и не сможет повторить такого успеха, — отмечается у Бейкера и Нитцеля. Именно по этой причине книги Хэммета, Чендлера и Макдональда постоянно перепечатываются всё новыми и новыми тиражами. Их работы обсуждаются на семинарах и лекциях во всех Соединённых Штатах[11].
В 1946 году на волне успеха «чёрного романа» во Франции на литературную мистификацию решился писатель Борис Виан, выпустивший под псевдонимом «Вернон Салливан» нуар-роман «Я приду плюнуть на ваши могилы» и еще ряд произведений. Роман за короткое время приобрёл огромную популярность, но разоблачение автора привело к крупному скандалу[4].
Примечания
- ↑ Энциклопедия «Британника»
- ↑ 1 2 3 4 George Tuttle What is Noir? (англ.). Архивировано из первоисточника 29 марта 2012. Проверено 26 марта 2009.
- ↑ Александр Гаррос Нуар Европы. Эксперт, № 22 (563) (11 июня 2007). Архивировано из первоисточника 29 марта 2012. Проверено 8 апреля 2009.
- ↑ 1 2 Георгий Косиков О прозе Бориса Виана. Художественная литература (1983). Архивировано из первоисточника 24 октября 2012. Проверено 8 апреля 2009.
- ↑ Лев Гурский Интервью. Новое литературное обозрение (1999).(недоступная ссылка — история) Проверено 8 апреля 2009.
- ↑ Paul Schrader Notes on Film Noir (англ.). Архивировано из первоисточника 26 августа 2011. Проверено 26 марта 2009.
- ↑ Cornell Woolrich, father of noir fiction (англ.) — фан-сайт писателя
- ↑ Kreyling, 2005, p. 3
- ↑ Karydes, 2010, p. 1
- ↑ Howard, 2010, p. 39
- ↑ Baker & Nietzel, 1985, p. 1
Литература
Ссылки
нуар фильм | Определение, фильмы и факты
Кино разочарованных
Ранние примеры стиля нуар включают мрачные стилизованные детективные фильмы, такие как Мальтийского сокола Джона Хьюстона (1941), Фрэнка Таттла This Gun for Hire (1942), Лаура Отто Премингера (1944) и Эдварда Дмитрика. Убийство, моя сладкая (1944). Эти фильмы, запрещенные в оккупированных странах во время войны, стали доступны по всей Европе с 1946 года.Французские кинематографисты восхищались их холодными, циничными персонажами и мрачным, задумчивым стилем, и они предоставили фильмам бурную похвалу во французских журналах, таких как Cahiers du cinéma . Французские критики придумали термин film noir применительно к сдержанному освещению, используемому для стилистического улучшения этих драм, хотя этот термин не стал обычным явлением в международных критических кругах до публикации книги Panorama du film noir americain (1955). ) Раймоном Бордом и Этьеном Шометоном.
В темноте этих фильмов отражалось разочарование времени. Пессимизм и разочарование все больше присутствовали в душе американцев во время Великой депрессии 1930-х годов и последовавшей за ней мировой войны. После войны такие факторы, как нестабильная экономика мирного времени, маккартизм и надвигающаяся угроза атомной войны, проявились в коллективном чувстве неопределенности. Коррумпированный и страдающий клаустрофобией мир нуара воплотил эти страхи. Несколько примеров нуара из фильмов, таких как В углу Дмитрия (1945), Голубой георгин Джорджа Маршалла (1946), Роберта Монтгомери на розовой лошади (1947) и Dead Reckoning (1947) Джона Кромвеля. поделитесь общей сюжетной линией ветерана войны, который возвращается домой и обнаруживает, что того образа жизни, за который он воевал, больше не существует.На его место пришла Америка нуарного кино: модернизированная, бессердечная, холодно эффективная и превозносящая такие вопросы, как политическая коррупция и организованная преступность.
Лэдд, Алан; Лейк, Вероника; Голубой георгин Алан Лэдд и озеро Вероника в фильме Голубой георгин (1946), режиссер Джордж Маршалл и сценарий Рэймонда Чендлера. © 1946 Paramount Pictures Corporation; фотография из частной коллекции
Многие из главных режиссеров нуаров, таких как Хьюстон, Дмитрик, Кромвель, Орсон Уэллс и другие, были американцами.Однако другие голливудские режиссеры, известные своим стилем нуар, родом из Европы, в том числе Билли Уайлдер, Альфред Хичкок, Жак Турнер и Фриц Ланг. Говорят, что темы нуара привлекали европейских режиссеров, которые часто чувствовали себя аутсайдерами в системе голливудских студий. Такие режиссеры были обучены уделять особое внимание кинематографическому стилю, а также игре и повествованию, чтобы передавать мысли и эмоции.
Получите эксклюзивный доступ к контенту нашего 1768 First Edition с подпиской.Подпишитесь сегодня
Определение жанра
Разногласия существуют относительно того, можно ли классифицировать фильм-нуар как жанр или поджанр, или этот термин просто относится к стилистическим элементам, общим для различных жанров. Фильм-нуар не имеет тематической связности: этот термин чаще всего применяется к криминальным драмам, но некоторые критики приводили некоторые вестерны и комедии в качестве примеров фильмов-нуаров. Даже такие сентиментальные комедийные драмы, как «» Фрэнка Капры. Это прекрасная жизнь (1946 г.), были названы критиками «нуарными», которые находят в его суицидальном герое и мрачном изображении деревенской жизни тон, подходящий для нуара. .Такие фильмы также иногда обозначают как «полунуар» или film gris («серая пленка»), чтобы указать на их гибридный статус.
Другие критики утверждают, что фильм-нуар — всего лишь произвольное обозначение множества разнородных черно-белых драм конца 1940-х — начала 1950-х годов. Киновед Крис Фудзивара утверждает, что создатели таких фильмов «не думали о них как о« фильмах нуар »; они думали, что снимают криминальные фильмы, триллеры, детективы и романтические мелодрамы. Отсутствие «нуара» как производственной категории во время предполагаемого расцвета нуара явно проблематизирует историю этого жанра.Тем не менее, нельзя сомневаться в том, что фильм-нуар ассоциируется с определенными визуальными образами и аурой послевоенного цинизма в умах большинства киноманов. В самом деле, несколько общих характеристик объединяют большинство фильмов, определяемых как «нуар».
Изоляция типичного героя нуара от общества подчеркивалась использованием резкого высококонтрастного освещения — наиболее заметной визуальной особенности нуарного фильма. Стиль теневого нуара восходит к немецкому экспрессионистскому кинематографу немой эпохи. Роберта Виена Das Kabinett des Doktor Caligari (1920; The Cabinet of Dr.Caligari ) содержит один из лучших ранних примеров техник освещения, которые вдохновляли этот жанр. Wiene использовал визуальные элементы, чтобы помочь определить безумие главного героя, в том числе наклоненные камеры, чтобы представить искаженные изображения и темную атмосферу, в которой были видны только лица актеров. Этот экспрессионистский стиль позже использовали немецкие режиссеры, такие как Фриц Ланг ( Metropolis , 1927; M , 1931) и Ф. В. Мурнау ( Nosferatu , 1922; Sunrise , 1927).
Эти световые эффекты использовались в Голливуде такими кинематографистами, как Грегг Толанд ( Citizen Kane , 1941), Джон Ф. Зейтц ( Double Indemnity , 1944), Карл Фройнд ( Key Largo , 1948) и Сид Хикокс. ( The Big Sleep , 1948), чтобы усилить мрачный тон фильмов этого жанра. Классические образы нуара включали залитые дождем улицы в ранние утренние часы; уличные фонари с мерцающими ореолами; мигающие неоновые вывески на захудалых тавернах, закусочных и многоквартирных домах; и бесконечные потоки сигаретного дыма, поднимающиеся в тени и выходящие из них.Такие изображения потеряли бы свою неизгладимость при реалистичном освещении или цветной кинематографии.
Орсон Уэллс в Citizen Kane (1941). RKO Radio Pictures Inc.
Всеведущий рассказчик и воспоминания
Присущая экспрессионизму субъективность также очевидна в использовании повествования и воспоминаний в фильмах нуар. Всеведущий, метафорический рассказчик (часто центральный персонаж, уставший от мира частный сыщик) часто проясняет характерно лабиринтный сюжет нуара или предлагает субъективную, пресыщенную точку зрения.В других фильмах, таких как «Гражданин Кейн » Уэллса, «Двойная компенсация » Уайлдера и «Бульвар Сансет » (1950), развязка (часто смерть или падение главного героя) раскрывается в первых сценах; затем ретроспективные кадры рассказывают об обстоятельствах, которые привели к трагическому выводу. Напряжение и неизвестность усиливаются за счет использования всезнающих рассказчиков и ретроспективных кадров, поскольку аудитория всегда знает о надвигающейся гибели.
.
нуар фильм | Определение, фильмы и факты
Кино разочарованных
Ранние примеры стиля нуар включают мрачные стилизованные детективные фильмы, такие как Мальтийского сокола Джона Хьюстона (1941), Фрэнка Таттла This Gun for Hire (1942), Лаура Отто Премингера (1944) и Эдварда Дмитрика. Убийство, моя сладкая (1944). Эти фильмы, запрещенные в оккупированных странах во время войны, стали доступны по всей Европе с 1946 года.Французские кинематографисты восхищались их холодными, циничными персонажами и мрачным, задумчивым стилем, и они предоставили фильмам бурную похвалу во французских журналах, таких как Cahiers du cinéma . Французские критики придумали термин film noir применительно к сдержанному освещению, используемому для стилистического улучшения этих драм, хотя этот термин не стал обычным явлением в международных критических кругах до публикации книги Panorama du film noir americain (1955). ) Раймоном Бордом и Этьеном Шометоном.
В темноте этих фильмов отражалось разочарование времени. Пессимизм и разочарование все больше присутствовали в душе американцев во время Великой депрессии 1930-х годов и последовавшей за ней мировой войны. После войны такие факторы, как нестабильная экономика мирного времени, маккартизм и надвигающаяся угроза атомной войны, проявились в коллективном чувстве неопределенности. Коррумпированный и страдающий клаустрофобией мир нуара воплотил эти страхи. Несколько примеров нуара из фильмов, таких как В углу Дмитрия (1945), Голубой георгин Джорджа Маршалла (1946), Роберта Монтгомери на розовой лошади (1947) и Dead Reckoning (1947) Джона Кромвеля. поделитесь общей сюжетной линией ветерана войны, который возвращается домой и обнаруживает, что того образа жизни, за который он воевал, больше не существует.На его место пришла Америка нуарного кино: модернизированная, бессердечная, холодно эффективная и превозносящая такие вопросы, как политическая коррупция и организованная преступность.
Лэдд, Алан; Лейк, Вероника; Голубой георгин Алан Лэдд и озеро Вероника в фильме Голубой георгин (1946), режиссер Джордж Маршалл и сценарий Рэймонда Чендлера. © 1946 Paramount Pictures Corporation; фотография из частной коллекции
Многие из главных режиссеров нуаров, таких как Хьюстон, Дмитрик, Кромвель, Орсон Уэллс и другие, были американцами.Однако другие голливудские режиссеры, известные своим стилем нуар, родом из Европы, в том числе Билли Уайлдер, Альфред Хичкок, Жак Турнер и Фриц Ланг. Говорят, что темы нуара привлекали европейских режиссеров, которые часто чувствовали себя аутсайдерами в системе голливудских студий. Такие режиссеры были обучены уделять особое внимание кинематографическому стилю, а также игре и повествованию, чтобы передавать мысли и эмоции.
Получите эксклюзивный доступ к контенту нашего 1768 First Edition с подпиской.Подпишитесь сегодня
Определение жанра
Разногласия существуют относительно того, можно ли классифицировать фильм-нуар как жанр или поджанр, или этот термин просто относится к стилистическим элементам, общим для различных жанров. Фильм-нуар не имеет тематической связности: этот термин чаще всего применяется к криминальным драмам, но некоторые критики приводили некоторые вестерны и комедии в качестве примеров фильмов-нуаров. Даже такие сентиментальные комедийные драмы, как «» Фрэнка Капры. Это прекрасная жизнь (1946 г.), были названы критиками «нуарными», которые находят в его суицидальном герое и мрачном изображении деревенской жизни тон, подходящий для нуара. .Такие фильмы также иногда обозначают как «полунуар» или film gris («серая пленка»), чтобы указать на их гибридный статус.
Другие критики утверждают, что фильм-нуар — всего лишь произвольное обозначение множества разнородных черно-белых драм конца 1940-х — начала 1950-х годов. Киновед Крис Фудзивара утверждает, что создатели таких фильмов «не думали о них как о« фильмах нуар »; они думали, что снимают криминальные фильмы, триллеры, детективы и романтические мелодрамы. Отсутствие «нуара» как производственной категории во время предполагаемого расцвета нуара явно проблематизирует историю этого жанра.Тем не менее, нельзя сомневаться в том, что фильм-нуар ассоциируется с определенными визуальными образами и аурой послевоенного цинизма в умах большинства киноманов. В самом деле, несколько общих характеристик объединяют большинство фильмов, определяемых как «нуар».
Изоляция типичного героя нуара от общества подчеркивалась использованием резкого высококонтрастного освещения — наиболее заметной визуальной особенности нуарного фильма. Стиль теневого нуара восходит к немецкому экспрессионистскому кинематографу немой эпохи. Роберта Виена Das Kabinett des Doktor Caligari (1920; The Cabinet of Dr.Caligari ) содержит один из лучших ранних примеров техник освещения, которые вдохновляли этот жанр. Wiene использовал визуальные элементы, чтобы помочь определить безумие главного героя, в том числе наклоненные камеры, чтобы представить искаженные изображения и темную атмосферу, в которой были видны только лица актеров. Этот экспрессионистский стиль позже использовали немецкие режиссеры, такие как Фриц Ланг ( Metropolis , 1927; M , 1931) и Ф. В. Мурнау ( Nosferatu , 1922; Sunrise , 1927).
Эти световые эффекты использовались в Голливуде такими кинематографистами, как Грегг Толанд ( Citizen Kane , 1941), Джон Ф. Зейтц ( Double Indemnity , 1944), Карл Фройнд ( Key Largo , 1948) и Сид Хикокс. ( The Big Sleep , 1948), чтобы усилить мрачный тон фильмов этого жанра. Классические образы нуара включали залитые дождем улицы в ранние утренние часы; уличные фонари с мерцающими ореолами; мигающие неоновые вывески на захудалых тавернах, закусочных и многоквартирных домах; и бесконечные потоки сигаретного дыма, поднимающиеся в тени и выходящие из них.Такие изображения потеряли бы свою неизгладимость при реалистичном освещении или цветной кинематографии.
Орсон Уэллс в Citizen Kane (1941). RKO Radio Pictures Inc.
Всеведущий рассказчик и воспоминания
Присущая экспрессионизму субъективность также очевидна в использовании повествования и воспоминаний в фильмах нуар. Всеведущий, метафорический рассказчик (часто центральный персонаж, уставший от мира частный сыщик) часто проясняет характерно лабиринтный сюжет нуара или предлагает субъективную, пресыщенную точку зрения.В других фильмах, таких как «Гражданин Кейн » Уэллса, «Двойная компенсация » Уайлдера и «Бульвар Сансет » (1950), развязка (часто смерть или падение главного героя) раскрывается в первых сценах; затем ретроспективные кадры рассказывают об обстоятельствах, которые привели к трагическому выводу. Напряжение и неизвестность усиливаются за счет использования всезнающих рассказчиков и ретроспективных кадров, поскольку аудитория всегда знает о надвигающейся гибели.
.
нуар — Викисловарь
английский [править]
Этимология [править]
Из фильмов нуар и французского нуар . Дублет негр .
Произношение [править]
Прилагательное [править]
нуар ( сравнительный больше нуар , превосходный самый нуар )
- (фильм, телевидение) Относящиеся к нуарному фильму или относящиеся к нему, или к атмосфере, связанной с этим жанром
- 2008 , Джерольд Дж.Абрамс и Элизабет Кук, «Обнаружение и логика похищения в Секретных материалах », в Философия TV Noir [1] , → ISBN , стр. 182:
Как нео -Шерлок Холмс, однако, Малдер также является версией классического детектива нуар и (точно так же, как Скалли очень нуар Ватсон).
- 2008 , Джерольд Дж.Абрамс и Элизабет Кук, «Обнаружение и логика похищения в Секретных материалах », в Философия TV Noir [1] , → ISBN , стр. 182:
Производные термины [править]
Существительное [править]
нуар ( исчисляемое и бесчисленное , множественное число нуар )
- (кино и телевидение, бесчисленное множество) Фильм нуар.
- (кино и телевидение, счетно) Постановка в стиле нуар.
- 2007 , 29 января, «Уэнделл Джеймисон», в «За тенью сомнения», «Ночи — нуар в туманном городе» [2] :
Несколько нуаров , включая «Raw Deal, »Были установлены здесь.
- 2007 , 29 января, «Уэнделл Джеймисон», в «За тенью сомнения», «Ночи — нуар в туманном городе» [2] :
Анаграммы [править]
Альтернативные формы [править]
- Нуар (существительное со смыслом «черный человек»)
Этимология [править]
из среднефранцузского нуар , из старофранцузского нуар , neir , из латинского nigrum , винительный падеж от niger .Дублет негр .
Произношение [править]
Прилагательное [править]
нуар ( женский род единственного числа нуар , мужской род множественного числа нуар , женский род множественного числа нуар )
- черного цвета.
Ce chat est noir . — Этот кот черный.
- пьяный; пьяный.
Или более нуар . — Он пьян.
- черный, черной национальности
Или более нуар . — Он черный.
Существительное [править]
нуар м ( множественное число нуар , женский род нуар )
- черный человек
- Человек с темными волосами
- темный; тьма
- Je suis seul dans le noir . — Я один в темноте.
Производные термины [править]
Связанные термины [править]
См. Также [править]
Дополнительная литература [править]
Среднефранцузский [править]
Этимология [править]
Из старофранцузского нуар , neir .
Существительное [править]
нуар м ( бесчисленное количество )
- черный
Прилагательное [править]
нуар м ( женский род единственного числа нуар , мужской род множественного числа нуар , женский род множественного числа нуар )
- черный
Потомки [править]
Старофранцузский [править]
Альтернативные формы [править]
Этимология [править]
От более раннего neir , от латинского nigrum , винительного падежа от niger .
Произношение [править]
Существительное [править]
нуар м ( наклонное множественное число нуар , именительный падеж единственного числа нуар , именительный падеж множественного числа нуар )
- черный (цвет)
Прилагательное [править]
нуар м ( косой и именительный женский род единственного числа нуар )
- черный; имеющие черный цвет
Потомки [править]
.