Философия нуара: Город.: shmandercheizer — LiveJournal
«Хемингуэй однажды написал: «Мир прекрасен.
За него стоит бороться.»Со второй фразой я согласен»
из фильма «Семь»
2. Город.
Город, его смысловая и визуальная составляющие в нуаре становятся воплощением двух традиционных для искусства и философии идей. Первая – идея среды, социума, которые формируют индивида. Всякий герой и всякое место здесь – это ставшее, то, что несет в себе прошлое как исток своей самости. Вторая – идея объективности зла, его реальности, способной въедаться в вещи и явления мира.
Сложные связки этих идей с образом города можно найти едва ли не в Античности и Возрождении, хотя в нуар они приходят через экспрессионизм от символистов и декадентов fin de siecle. Впрочем, в истоках его мрачного урбанизма следует также упомянуть американскую сельскую готику и всех урбанистов от модерна (от Золя и Бодлера и до Джойса и конструктивизма).
Визуально город для нуара – это некоторый аналог моральной амбивалентности. Типичный film noir cityscape – это одновременно небо и гнетущие стены, дома, асфальт, одновременно ночь и множество огней, одновременно туман, облака и контрастные силуэты или рельефы кирпичных стен, одновременно пустынные улицы и толпа или напряженные фигуры людей, одновременно узнаваемость и странность (необычная тень, труп на мостовой, символичная надпись на стене или вывеске, роскошная машина в порту или нищем квартале). Собственно особая любовь к мотиву воды, я думаю, объясняется не только фрейдистскими реминисценциями, но и визуальной пластичностью воды: дождь, лужи, гладь воды, мокрые стены при работе с освещением и углом съемки могут создавать эффект тьмы и блеска, контраста и мутной пелены (дождь). Заимствованные у экспрессионистов косые и вертикальные линии в кадре и полумрак тоже в некотором смысле намекают на город.
Город классического film noir с осыпанными огнями высотками Чикаго и Лос-Анджелеса прямо противопоставлен традиционной одноэтажной Америке, получившей визуальное воплощение в фильмах Гриффита и Форда (там в кадре преобладают горизонтали). Горизонталь идеально подходит, например, для вестерна, подчеркивая не только широту просторов в прерии, но и своего рода оптимизм американской нации, направленный вперед, вдаль на покорение новых территорий. Приход вертикали очень точно обозначил тупик горизонтальной символики: Великая депрессия не только сбила тысячи людей в города, но и пронизала саму атмосферу городов жесткой конкуренцией и клаустрофобией. Вертикали и косые дестабилизируют кадр, внося в него напряжение и нервозность, свет в такой среде падает причудливыми формами и линиями, словно от него пытаются защититься. Особенно это заметно в темных интерьерах, где жалюзи опущены, стекла матовые или мутно-грязные, а лампы расположены низко и дают слабый свет (абажур или непрозрачная атмосфера с табачным дымом, пылью в воздухе) – все как будто рассчитано против вторжения внешнего мира в убежище персонажа. Стоит также заметить, что нео-нуар показал пластичность этой стилистики: то же настроение могли создавать и заснеженные городские пейзажи (Макс Пейн, Город Грехов), и калифорнийская зелень (Кирпич).
В социальном плане Город – это паранойяльный объект, который одновременно и абсолютно равнодушен к герою, и что-то хочет от него. Поэтому город в нуаре – прежде всего отдельный персонаж, впервые получивший едва ли не полную свободу действий. По крайней мере, на уровне освещения герой редко выделен из городской среды, поэтому до конца не ясно сам ли он действует или строго по правилам, диктуемым средой. Город – уже не декорации и подмостки, это символ того, что люди делают/готовы сделать друг с другом. Город жесток и циничен словно супер-Эго – этот темный двойник Закона. Пожалуй, именно здесь складывается критика американской идеологии успеха: темная сторона города удачно рифмуется с негласным императивом к выживанию и доминированию (подобно императиву супер-Эго «Наслаждайся!»), который оставляет след на каждом. Даже сны в нуаре часто становятся не сообщением о внутреннем и сокровенном, а скорее иллюстрацией истины того, что действительно происходит с героем в обществе.
Однако в большей степени город интересует нуар как нечто материальное. Отсюда внимание к архитектуре и деталям (все эти водостоки, трубы, решетки, статуи, и любая иная барочная избыточность), которое затем будет подхвачено не только в нео- и пост-нуарах, но и в смежных с ними антиутопиях, киберпанке и т.д. Поэтому среда – это еще и инерция, материальная сила, мешающая или очаровывающая (соблазн зла), способная довести до отчаяния и безвыходности. Поэтому в нуаре город – это и те правила, что превращают людей в конформистов, трусов и пособников зла, и в то же время, некая объективная сила, подобно року или закону кармы, которая гораздо быстрее любой власти приводит героев к расплате. И если первая оставляет герою момент выбора (а возможно и борьбы), то вторая обеспечивает неустранимый флёр безнадёги.
Нуар-Сити — Posmotre.li
Типичный жилой район Нуар-Сити. Вид на деловой центр прилагается (пока) бесплатно
Нуар-Сити — место действия в жанре нуар, а также всех ему подобных, от киберпанка до «детектива» девяностых в мягком переплёте. Нуар-Сити — это локализованный вариант мира-помойки.
См. также Мерзкий Улей.
Внешние атрибуты Нуар-Сити[править]
- Состоит из:
- делового центра, застроенного подавляющими чёрными небоскрёбами;
- злачных кварталов, освещённых неоновыми рекламами, полных проституток, паршивой выпивки и наркоты;
- ржавых промзон, состоящих из давно остановившихся заводов и полузаброшенных складов, излюбленного места перестрелок мафии;
- района огороженных особняков, где живут хозяева этого города; иногда, впрочем, они живут в пентхаусах над деловым центром;
- битком набитых спальных районов, где проживают апатичные, заезженные честные люди и терроризирующие их мелкие бандиты и гопники;
- зловещего метро, полного заброшенных тоннелей, неиспользуемых станций и выходов в забытые и секретные подземные коммуникации.
- Всегда плохая погода. В лучшем случае — пасмурно, с низкими облаками. Чаще — унылый дождь. Если солнечно, то город накаляется до невозможности и заполняется дымом.
- Ночь. От 50 до 90 % приключений происходит в ночное время. А иногда и днем от тех самых давящих небоскребов и дыма промзон видно ничуть не лучше, чем ночью.
- Фоновые звуки — завывающие где-то вдали сирены, плохая музыка из машин и окон заведений, в особо небезопасных районах — звуки стрельбы.
- Достопримечательности, позволяющие идентифицировать город (или его источник вдохновения), варьируют в зависимости от эпохи. В XIX в. это скорее всего будет Лондон, в 1930-е — Нью-Йорк или Чикаго, с 1990-х до наших дней — Москва 1990-х или Гонконг, иногда — Детройт или Сиэтл.
Комплексные франшизы[править]
- Готэм-Сити. Из комиксистов педаль до пола выжимает Фрэнк Миллер, из кинематографистов — Бёртон и Нолан. В то же время в сериале и фильме 1960х полнейшая аверсия, тут в Готэм даже по ночам светло и совсем не страшно. Аналогичная ситуация и в киносериалах 1940х, но тут жизнь пишет сюжет — кино черно-белое, а с какого раза получатся ночные сцены более-менее смотрибельными, тоже проблема.
- Во вселенной «The New 52» образ Готэм-Сити стал несколько светлее и мягче — авторы решили, что нужно же объяснить читателю, почему люди едут жить в Готэм, а не бегут оттуда любой целой.
- Sin City, как комикс Миллера, так и экранизация Родригеса.
- Star Wars. Много такого на Корусанте, особенно на нижних уровнях, а Кольцо Кафрены в «Изгое-один» было вдохновлено «Бегущим по лезвию».
- Нал Хатта, Нар Шаддаа, да и вообще, любая планета под властью хаттов. Продажная поголовно полиция, наркота и охотники за головами прилагаются.
Литература[править]
- Нью-Йорк из очерка Максима Горького «Город Жёлтого Дьявола». И вся пошедшая от него традиция изображения инфернальных капиталистических городов в советской литературе.
- Анк-Морпорк из «Плоского мира» — фэнтезийный вариант. Особенно в начале цикла, когда городская стража была добросовестной, но слабой. (Анк-Морпорк до Ветинари был слишком стрёмным местом для этого тропа, а Анк-Морпорк с Ветинари и коммандером Ваймсом — пожалуй, наоборот, слишком приличным.)
- Многие города из произведений Филипа Дика или Уильяма Гибсона. Или из любых других произведений стиля «киберпанк».
- Лондон из «Теодосия и Магия Египта».
- Дилогия «Город Осень» Павла Корнева.
- Танфейр из серии Глена Кука про детектива Гаррета — ещё один фэнтезийный вариант. Затяжная война в бэкграунде прилагается.
- Ярослав Фоглар, «Тайна головоломки» — действие повести происходит во враждебных и неуютных трущобах неназванного чешского города, преимущественно ненастными вечерами, в сгущающихся сумерках, либо в подземных ходах. В ассортименте заброшенный костел, дневники мертвеца, непонятные артефакты за неизвестно кем запертыми дверями и бесстрашные юные журналисты.
Кино[править]
- «Тёмный Город» — в котором ещё постоянно пасмурно и постоянно ночь.
- Нью-Йорк, Лос-Анджелес, Детройт из франшизы «Ворон».
- Детройт из «Робокопа» — настолько плох, что в третьей части его решили снести и перестроить как Дельта-Сити.
- Реальный Детройт тоже один в один нуар-сити. И мысли о том, чтобы его бросить тоже витают в американском обществе.
- Лос-Анджелес в «Бегущем по лезвию» — один из эталонов киберпанка и антиутопии в кино.
- Викторианский Лондон из «Суини Тодд: демон-парикмахер» Тима Бёртона — педаль в пол: кругом пыль и грязь, убитая в ноль экология, пар из канализации, вечный мрак, множество мерзавцев всех мастей… Удивительно, как тут люди умудряются жить?
- Город из «Бразилии» Терри Гиллиама — бюрократия, антиутопия, железобетон и мусор во все поля.
- Неназванный, но неимоверно гнетущий город, в котором происходит действие фильма «Семь».
- Отечественный вариант — Тиходонск из первого «Антикиллера» (как киноверсии, так и сериальной). В «Антикиллере-2» как-то поменьше. В других экранизациях Д.Корецкого Тиходонск — практически обычный город 1990-х. Что касается книг, то в принципе каждый читатель волен представлять этот город так, как ему больше нравится.
- «Голова-ластик» Дэвида Линча — педаль в земную кору.
- «Ренессанс» — Париж образца 2051 года.
- Мини-сериал «Алиса в Стране чудес» (2009) — спустя 150 лет так выглядит Страна чудес, точнее, её столица. Многоэтажные трущобы на трущобах (почти что город-здание) с многоярусными тротуарами и мостами без перил, а также всевозможные деловые и административные здания, хоть и чистые внутри, но не очень приятные. Есть и общественный транспорт — гибрид лифта с автобусом. Хотя ночь почти не показана, но все время пасмурно. Настолько, что обычные люди, попав в Страну чудес, зеленеют и получают узор на коже.
Телесериалы[править]
- «Улицы разбитых фонарей» (по крайней мере «классические» сезоны по сценарию Кивинова) — Санкт-Петербург.
- «В поле зрения» — Нью-Йорк, огромный город, в котором всегда плохая погода, тёмные переулки, полупустые бары, сомнительные ночные клубы и нелегальные игровые притоны. Большинство персонажей вооружены, опасны и плевать хотели на права человека.
- «Вавилон-Берлин» — архитектурный облик старушки-Европы, конечно же, не чета американским пейзажам с небоскрёбами, однако и Веймарский Берлин способен нагнать атмосферы. Особенно его предместья Кройцбург и Веддинг.
Мультсериалы[править]
Аниме[править]
- The Big O: Парадайм-Сити, город, поражённый амнезией. На самом деле этот город — циклопическая сцена, а все его жители — роботы.
Видеоигры[править]
- Лос-Анжелес в Vampire: The Masquerade — Bloodlines. Даже разработчики как бы намекают на нуарность города: в Санта-Монике, куда ГГ попадает в начале игры, есть картинная выставка «Gallery Noir». Впрочем, вампиры волей-неволей будут действовать по ночам, так что ничего удивительного.
- Final Fantasy VII — Мидгар.
- Нью-Йорк в Max Payne — один из лучших примеров в играх.
- Город из игры Thief.
- Нью-Йорк и Гонконг из Deus Ex.
- Детройт из Deus Ex: Human Revolution.
- Нью-Рино из Fallout 2.
- Либерти-Сити в серии GTA. Прототипом немного предсказуемо послужил Нью-Йорк.
- Alice: Madness Returns — Лондон.
- Hitman — ну, куда же без них игре с такой мрачной стилистикой? Каноничными Нуар-Сити в игре представлены Новый Орлеан, Гонконг и Роттердам. Последний давит педаль в пол в Codename 47 — это апокалиптическое зрелище обязательно нужно увидеть самому.
- Дануолл из Dishonored — полуфэнтезийный вариант тропа. Прообразом послужил мрачный викторианский Лондон.
- The Wolf Among Us — стилистика Нью-Йорка.
- Strider (2013) — Казах-сити, он же Казахград, якобы столица Казахстана(а заодно и всего мира) будущего. В оригинальной игре был похожий город но с более советской тематикой и именовался почему-то Санкт- Петербург(фишка в том что там это тоже была столица Казахстана!).
- Серия игр «Tex Murphy»: постапокалиптический Сан-Франциско будущего. Причем тут еще и педаль в пол — из-за истощения озонового слоя в мире сильная радиация, поэтому городская жизнь возможна только ночью, днем же царит адская жара, которую практически невозможно выдержать.
- Bear With Me — Бумажный город. Игра построена как нуарная история о живых игрушках, так что город образцово нуарен и отдаленно похож на Нью-Йорк и Лос-Анджелес одновременно.
- Фрибург из белорусской This is the Police (2016) — абсолютно классический Нуар-сити.
- Vampyr — Лондон 1918 года, с учётом того, что мы видим его только ночью. Дополнительного «шарма» добавляют зримые признаки бушующей в городе эпидемии «испанки» в виде валяющихся на улицах трупов.
- Garfield: Caught in the Act — пародия на троп в уровне Catsablanca. Действие разворачивается в каком-то криминальном районе, выполненным в чёрно-белых тонах. Гарфилд в этом этана носит шляпу-федору, которая частично прикрывает ему глаза.
- Tex Murphy — Сан-Франциско отыгрывает сабж. Помогает ещё то, что почти всё действие происходит ночью из-за отсутствия озонового слоя (не-мутанты перешли на ночной образ жизни, ибо меньше шансов полчить смертоносный загар когда над головой нет солнца).
Настольные игры[править]
- Практически любой мир-улей в Warhammer 40000, но особенно Некромунда и Нострамо. Последний мрачен настолько, что там в принципе не бывало солнца, на дворе круглый год стояла ночь, банды правили им в открытую, а героем-спасителем выступал Ночной Призрак, любящий сдирать с преступников кожу и развешивать их кишки по стенам в назидание другим преступникам.
- Колода карт «Karnival Fatal» (авторы фирма « Big Blind Media») оформлена в нуарном стиле. В оформлении лиц и рубашек присутствуют роковые женщины и темы города, в котором всегда ночь.
- Мир Тьмы. Что Старый, что Новый. В принципе, любой город в линейке вампи… эм… то есть, любой город в этом сеттинге вообще.
Музыка[править]
- Французский ретровейв-проект Carpenter Brut — песня «Anarchy Road» живописует эталонный Нуар-Сити недалёкого будущего (пополам с мерзким ульем)
Реальная жизнь[править]
- Нью-Йорк первой половины XX в. — один из кодификаторов: нависающие небоскрёбы, вечный смог, трущобы, зашкаливающая преступность, крайне влиятельная мафия, коррумпированные власти и полиция…
- Чикаго в то же время.
- Лондон XIX века — викторианский нуар-сити.
- Шанхай до Второй мировой (Второй японо-китайской) войны. Не зря его называли «самым большим борделем мира». Наркотики, проституция, рабство, постоянные кражи, коррупция, серый кардинал из Триад при мэре… А также перенаселение (много мигрантов, ищущих работу) и, как следствие, — трущобы. В некоторой степени Шанхай остаётся таковым и сейчас.
- Многие, если не все, города восточной Европы и пост-СССР в 1990-е: сочетание (потихоньку сыплющейся) архитектуры и инфраструктуры коммунистических времён, ржавых тачек из 1980-х (плюс зачастую отсутствие как деталей, так и средств на их ремонт), специфического климата местности, бума на уличную торговлю, множества рекламы и рэперов, а также растущий бандитизм, коррупция и хаос — ну вы помните…
- Субверсия: хотя Глазго (город в Великобритании) внешне чуть менее чем полностью подходит под описание, особенно зимой… его жители — одни из самых жизнерадостных в Британии и страшно гордятся своим городом. бгггг То-то «улыбка Глазго» именно Глазго.
- Петербург Достоевского, Некрасова и Гоголя. Впрочем, Питер эпохи «лихих 90-х» тоже вполне подходит.
Сеттинг | |
---|---|
Место действия | Мир: Астрал • Вселенная за кадром • Вымышленная вселенная • Другой мир • Загадочная белая цивилизация • Земля • Зеркальная вселенная • Микромир • Миниатюрный мир • Мир загадок • Не совсем нормальный мир (Альтернативная реальность (Жуткая альтернативная реальность • Странная альтернативная реальность • Чужеродное место) • Искусственная реальность/Машина лотофагов • Это был только сон/Между бредом и реальностью/Приключения в Комаляндии/Твист Амброза Бирса/Твист Найта Шьямалана) • Мир без людей • Мир снов • Мир четвёртой стены • Не космос • Страна еды • Тот свет • Цивилизация • Чуждая геометрия • Экологическая катастрофа (Мёртвые земли • Мир-помойка/приглаженная помойка • Мордор • Порча • Тёмная электроника) Другие локации: Архитектурная доминанта • Библиотека • Бродячая локация • Великая стена • Вулкан • Гадская больница • Грибной лес • Горячие источники • Живописные руины • Заброшенная фабрика • Катакомбы • Круизный лайнер • Лабиринт • Лаборатория • Лепрозорий • Макгаффин-место • Мегаподземелье/Избыточно большое подземелье • Музей всякой всячины • Небесный океан • Обречённый корабль • Пересохший водоём • Планетарий • Пляж • Преступная корпорация • Приграничье/Фронтир • Пустота между мирами • Секретная база • Сидеть на крыше • Территория перемирия • Тёмный лес/Чудесный лес • Торговый центр/Рынок рабов • Фальшивый пейзаж |
Время действия | Додревняя тьма • Давным-давно • Пещерное человечество • Эпоха кровавых оргий/Древний Грим • Тёмные Века • Средневековье (Романтическое Средневековье vs Навозные века) • Плащи и шпаги • Именные годы • Ревущие двадцатые • Великая депрессия • Где-то в наше время (Ковидная эпоха) • Через недельку нашей эры • Наше время + 20 • Нескоро-нескоро • Далёкое будущее (Забытые звёзды • Эра гаснущих звёзд) • Эклектичное будущее Вне времени: Доисторическое Средневековье • Золотой век • Конец Эпохи vs Рассвет новой Эпохи • Легендарная реальность • Мир вне эпох • Мифическая эра • Начало конца • Полночь без пяти • Час Быка • Человечество на испытании • Эпоха тьмы … |
Эстетика | Прошлое: Стилистика декаданса/Стиль модерн • Art Deco • Пар и плазма • Белый заборчик • Контркультура шестидесятых • Китч восьмидесятых/Интернет-кафе, эротические триллеры и конец истории/Бесславные девяностые/Эстетика девяностых • … Другое: Герилья • Костёр в бочке • Кругом одни качки/Кругом одни красавцы • Люди везде • На динозавра с каменным топором • Народы моря/Романтика парусов • Пейзажное порно (Прекрасная Зима) • Пейзажное гуро • Смертельный спорт (Бой насмерть • Гонки на выживание • Королевская битва • Кровавый спорт • Тактика космических рейнджеров) • Цифровое ретро • Чернуха • Эклектика … |
Страны и континенты | Не-государства Антарктида • Арктика • Атлантида • Граница проходит по Андуину • Декоративная локация • Затерянный мир • Оазис • Облачная страна • Остров (Зловещий остров) • Сказочный мир • Страна Чудес • Страна чудовищ • Тортуга • Эдем Государства • Восточная сказка • Единая Европа • Китай захватит мир • Клюква-лэнды (Банановая республика • Булунги • Верхняя Вольта с ракетами • Древний Грим • Испексика • Коммилэнд • Курак • Руритания/Убервальд vs Франглиспания • Утай) • Полярные медведи и пингвины • Россия (Белая Россия • Красное будущее • Медведь снова зол • Россия — часть Запада) • США (Америка захватит мир • Дикий Запад • Довоенный Юг • Разъединённые Штаты Америки vs Расширенные Штаты Америки) • Япония (Бакумацу • Япония захватит мир) |
Государственное устройство | Альянс • Анархия ( — мать порядка • — это бардак) • Балканизация (Кто сколько унесёт суверенитета • Разъединённые Штаты Америки) • Вольный город (Город-государство) • Демократия (Демократия — это хорошо • Демократия — это плохо) • Единый мировой порядок • Замок-государство • Иллюминократия • Капиталисты плохие • Кастовое сообщество (Иерархия улья) • Конституция • Королевство (Королевства — плохо, а республики — хорошо • Королевства — хорошо, а империи — плохо • Королевства — хорошо, а республики — плохо • Крохотное королевство • Личная уния • Правитель что-то делает) • Корпоратократия • Загнивающий Запад • Магократия • Марионеточное государство • ООН — сверхдержава/Альтернативная ООН • Племя • Пиратское братство • Республика (Аристократическая республика • Олигархическая республика • Республиканская Империя • Тиранская Народно-Демократическая Республика)• Сволочи бывают разные… (Буржуазно-коричневая сволочь • Красно-буржуазная сволочь • Красно-коричневая сволочь) • Теократия • Триумвират • Федеративная монархия • Федерация Суперимперия захватит мир: Америка • Германия • Китай • Россия • Япония |
Мирография | Безводный океан • Дисбаланс полушарий • Карта • Колония (Забытая колония) • Космический океан • Мир тысячи островов • Море на западе, земля на востоке • Пангея • Пара континентов • Символическая география • Три сверхдержавы… |
Остановки на дорогах и тропах | Великая река • Горы Слёз • Замороженный Север • Место передышки (Город Приключенск • Деревня со зловещим секретом • Избушка каннибалов • Остров Удовольствий) • Мордор • Пустыня Смерти • Река Безумия • Тёмный лес • Ширские холмы • … |
Погода и климат | Аномальная погода • Благое солнце • Осенняя хандра (Вечная осень) • Гроза • Война под дождём • Драматический ветер • Драматический гром • Зловещая луна vs Прекрасная луна • Конец осени • Крайне долгая зима • Многозначительный туман • Надвигающаяся буря • Низкая облачность, возможен кратковременный рок • Очистительный дождь (Потоп смывает зло) vs Унылый дождь • Прекрасная Зима (Романтический снег) • Просвет в тучах • Роковой туман • Снег означает смерть • Солнечное затмение • … |
Небесные тела | Однообразные планеты: Вулканическая • Радиоактивная (Выжженная радиацией) • Ледяная • Мир смерти • Болотная • Водяная • Планета Луна • Планета Небо • Пустынная • Райская • Раскалённая • Токсичная • Экуменополис Конкретные миры: Боги Солнца и Луны • Венера • Луна • Марс • Фаэтон |
Прочее | Ангелы, демоны и кальмары/Ангелы, демоны и эльфы • Антисеттинг (Идиотский сеттинг) • Географический сеттинг vs Героецентричный сеттинг vs Идеецентричный сеттинг vs Мироцентричный сеттинг vs Семьецентричный сеттинг vs Фракциоцентричный сеттинг • Земля — поле боя • История по-голливудски • Маскарад (Влипнуть в маскарад vs Просочиться в маскарад) • Мозаика сверхспособностей • Мультивселенная • Неудобных точек зрения нет • Общая вселенная • Планы бытия (Три мира) • Повседневность • Стандартный фэнтези-сеттинг • Стандартная христианская мифология • Статичный сеттинг • Хроноцентризм • Шкала технических уровней сеттинга |
← | Основы • Море |
Город-нуар, город-призрак в оттенках черного
Когда на уставший город опускается вечер и добропорядочные граждане закрываются в своих уютных чистеньких квартирах, в подворотнях и глухих улочках оживают тени. Одинокий прохожий, затерявшийся в мрачных трущобах, спешит выйти на ярко освещенные проспекты, смешаться с толпой пешеходов. И поскорее, потому что наступило время, когда царствует нуар.
Смысловая и визуальная составляющая города в жанре нуар воплощается через монохромную палитру. Здесь нет жизнерадостной радуги, только разные тона, оттенки и полутона черного цвета. Даже свет фонаря, если внимательно присмотреться к нему, ослепительно серый. Какой же он, город нуар?
Классический нуар невозможен без городского мотива. Естественная среда обитания главных героев — темные улицы с многоэтажными зданиями, неоновыми огнями рекламных вывесок, мостами и роскошными автомобилями. Именно поэтому город нужно рассматривать как отдельного персонажа, получившего от автора картины полную свободу действий. Если в других жанрах город используют в качестве подмостков и декораций, то здесь он выступает на равных с человеком. Он жесток, груб, циничен и зол. И символизирует то, что люди делали, делают и будут делать друг с другом для достижения своих целей и выгоды.
Как у каждого героя, у города-нуар есть художественные черты и особенности характера:
- все сцены происходят либо в темное время суток, либо на специально затемненных участках;
- панорама выстроена на косых и вертикальных линиях, благо, геометрия городских сооружений оставляет большой простор для этой игры;
- освещение выстроено таким образом, чтобы растворить человека в тени мостов, домов, автобусных остановок, чтобы сделать его единым целым с мрачной атмосферой;
- статичность персонажей помогает «впаять» их в структуру неподвижного города.
Любые резкие движения, попытки изменить ситуацию бессмысленны — город как омут затягивает человека, уничтожает все его усилия, приводит к ощущению абсолютной обреченности. Город равнодушен к персонажам и при этом диктует им, что и как делать, куда идти, что чувствовать. И поэтому в нуар особое внимание уделяют архитектуре, максимально точно прорисовывая отдельные детали.
Вот фонарь выхватил из темноты изгиб водосточной трубы, а вот проступил из тумана силуэт ветвистого дерева. Из лужи на брусчатке показался канализационный люк, отблескивая идеальными гранями. А на крыше небоскреба вот-вот растворится в темноте решетка и город, наконец-то, задушит в своих объятиях девушку, застывшую в раздумьях на краю пустоты.
отрывок из книги «Пули, кровь и блондинки»
В нуаре данный аспект урбанистической среды показан при помощи подчеркнуто насыщенного пессимизма, что в свою очередь проявляется в брошенных на произвол судьбы людях. В кинонуарах история строится на типичном горожанине, экзистенциальном герое-одиночке, который духовно искалечен безликим и безразличным городом. Можно увидеть, как подобные персонажи, закутавшись в плащи, уныло бредут под уличными фонарями, меряя шагами метры влажных от дождя улиц, или сидят по темным комнатам — испуганные и одинокие. Эти киногерои настолько отличаются от действующих лиц традиционных голливудских фильмов, что может показаться, будто бы под тротуарами американских мюзиклов кроется еще один город, город греха и преступлений. У залитых солнечным светом американских сити есть альтер-эго, уродливые сводные братья, которые скрываются либо в тени, либо в канализации, проложенной много ниже яруса радостных пейзажей. Например, в фильме Фрэнка Капры «Эта замечательная жизнь» (1946) совершенно нуаровский городок Поттерсвилль не просто кажется порождением кошмарной фантазии, он предстает как полная антитеза в принципе вполне милого и дружелюбного местечка Бедфорд Фоллс. Если говорить о симптоматичных оценках кинокритиков, то Майкл Уолкер в своей «Кинокниге нуар-фильмов» обратил особое внимание на жанровый город как опасный, неприветливый, холодный и отчужденный. «Герой тревожно выходит на улицы, где чувствует себя совершенно посторонним».
<…>
Наверное, самой принципиальной работой, посвященной анализу изображения городской среды в кинонуаре, является книга Николаса Кристофера «Где-то ночью: фильмы нуар и американские города» (1997). Кристофер характеризует отношения кинонуара и города следующим образом: «Каждый, кто предпринимал попытки характеризовать или трактовать нуар, всегда приходит к такому общему знаменателю, как город. Они неотделимы друг от друга. Крупный, распростершийся американский город, находящийся всегда в движении, увлекательный и отвратительный, со всеми его удивительными точками роста, как отдельного человека, так и ландшафта, с его весьма текстурной ночной жизнью, которая может быть обольстительным, потусторонним лабиринтом мечтаний или же пошлым рынком потерянных душ: город как пахотное поле для произрастания нуара».
Использование в приведенном выше отрывке из книги Кристофера архетипичного символа «лабиринт» является совершенно неслучайным. С одной стороны, лабиринт как образ подразумевает фактический лабиринт города, с его улицами, переулками, тоннелями, доками, вереницей офисных зданий и грязными «китайскими стенами». С другой стороны, лабиринт как нельзя лучше характеризует человеческое бытие в нуаре, когда жизнь человека комкается уловками, хитростями, заговорами, превращающими ее в сложную спираль из пространства, времени, возможностей и упущенных шансов. Есть еще и третий уровень понимания этого символа. Это изучение внутренних установок главного героя, которые несут на себе отпечаток городской жизни: манеры, жесты, привычки, жаргон и т. д. В качестве классического примера можно привести фильм «Печать зла», в котором Орсон Уэллс, показав причудливые переулки и заброшенные комнаты, создал ощущение присутствия в пограничном городе. В качестве психологического лабиринта можно привести первые сцены из фильма Мервина Лероя «Джонни Игер» (1941). Буквально на глазах бывший заключенный, досрочно освобожденный из тюрьмы и поставленный работать таксистом, превращается в лощеного гангстера и преуспевающего теневого воротилу. Дело даже не том, что герой Роберта Тейлора носит маски; куда более важно, что избавление от этих масок связано с топологией здания. Герой проходит через несколько офисов, минует массу пролетов, после чего открывает стальную дверь, где располагается фешенебельная квартира. Именно в этом «лабиринте», расположенном на объекте для собачьих бегов, Джонни Игер превращается из «раскаявшегося таксиста» во франтоватого преступника. Зритель понимает, что находится в сердце «лабиринта», тайном центре преступной империи, после чего делается вывод, что первое впечатление в нуаре весьма обманчиво («всё не то, чем кажется на первый взгляд»).
10 лучших отелей в городе Пуэнт-Нуар, Гваделупа (от € 74)
Выберите язык. Мы говорим на русском и на 43 других языках.
Популярные языки среди пользователей в Нидерландах
Nederlands
English (UK)
English (US)
Deutsch
简体中文
Español
Все языки
English (UK)
English (US)
Deutsch
Nederlands
Français
Español
Español (AR)
Español (MX)
Català
Italiano
Português (PT)
Português (BR)
Norsk
Suomi
Svenska
Dansk
Čeština
Magyar
Română
日本語
简体中文
繁體中文
Polski
Ελληνικά
Русский
Türkçe
Български
العربية
한국어
עברית
Latviski
Українська
Bahasa Indonesia
Bahasa Malaysia
ภาษาไทย
Eesti
Hrvatski
Lietuvių
Slovenčina
Srpski
Slovenščina
Tiếng Việt
Filipino
Íslenska
Кинофестиваль NOIR CITY — Фонд Film Noir
Фонд «Нуар фильмов» представляет
NOIR CITY: INTERNATIONAL II
18-й ежегодный фестиваль нуаров фильмов в Сан-Франциско
Америка не имеет монополии на чванливых гангстеров, воровских любовников, угрюмых бывших заключенных, коррумпированных полицейских и интриганов роковых женщин . Спустя шесть лет после первого NOIR CITY: INTERNATIONAL — Фонд Film Noir снова за дело: представляет множество классических фильмов со всего мира, обширное тематически связное погружение в грязный мир зловещих и сексуальных отношений, включая мировые премьеры двух новых реставраций от Film Noir Foundation! Да, «Это горький маленький мир» — но на десять дней и ночей в величественном театре Кастро NOIR CITY будет cinema paradiso ! Как всегда, фестиваль организован и организован Эдди Мюллером, всемирно известным «царем нуара» и ведущим популярного сериала классических фильмов Тернера Noir Alley .
Для опытных киноманов это шанс снова увидеть заветные кинематографические шедевры в кинотеатре bona fide . Для тех, кто только начинает свое кинематографическое путешествие, NOIR CITY — идеальное введение в широкий мир международных кинематографистов и звезд на большом экране, большем, чем жизнь. Десятидневная экскурсия проходит через горячие ночные клубы мексиканских кабаре , неоновые улочки японских триллеров якудза , стильный парижский преступный мир, итальянских палаццо , скрывающих преступления всех социальных слоев, кафкианская Прага, как и предполагалось «Чешская Новая волна» — даже редкий фильм о серийных убийцах, действие которого происходит в нацистской Германии, снятое лучшим голливудским режиссером нуар Роберт Сиодмак.Гиды включают в себя некоторых из самых уважаемых кинематографистов мира: Микеланджело Антониони, Андзрей Вайда, Жюльен Дювивье, Жан-Пьер Мелвиль, Роберто Гавальдон, Иржи Вайс и Масахиро Шинода.
«Сейчас, более чем когда-либо, важно противостоять страху и паранойе современности, выходя за рамки наших различий», — говорит Мюллер. «Давайте оценим дух нуара за творчество, которое он вдохновляет, и за то, что он давно мелькал на экранах по всему миру. Нуар не имеет национальных границ.Повсюду одна и та же история ».
Пятница, 24 января АРГЕНТИНА
ЗВЕРЬ ДОЛЖЕН УМЕРТЬ / ЛА БЕСТИА ДЕБЕ МОРИР 7:30
ЧЕРНЫЙ ВАМПИР / ЭЛЬ ВАМПИРО НЕГРО 9:45
Суббота, 25 января, Matinée FRANCE
ПАНИКА / ПАНИКА 1:30
РАЗЗИЯ / РАЗЗИЯ СУР-ЛА-ШНУФ 3:30
Суббота, 25 января, вечер ФРАНЦИЯ
FINGER MAN / LE DOULOS 7:00
ЛЮБОЙ НОМЕР МОЖЕТ ВЫИГРАТЬ / MÉLODIE EN SOUS-SOL 9:15
Воскресенье, 26 января ЮЖНАЯ КОРЕЯ
THE HOUSEMAID / HANYO 2:00, 7:00
BLACK HAIR / GEOMEUN MEORI 4:20, 9:00
Понедельник, 27 января ИТАЛИЯ
ИСТОРИЯ ЛЮБВИ / CRONACA DI UN AMORE 7:00
ФАКТЫ УБИЙСТВА / UN MALEDETTO IMBROGLIO 9:00
Вторник, 28 января ЧЕХОСЛОВАКИЯ
… И ПЯТЫЙ ВСАДНИК — СТРАХ /…A PÁTY JEZDEC JE STRACH 7:00
90 DEGREES IN THE SHADE / TRICET JEDNA VE STINU 9:00
Среда, 29 января, АНГЛИЯ
ДЛИТЕЛЬНЫЙ ПУТЬ 7:00
НИКОГДА НЕ ОТПУСКАЙТЕ 9:00
Четверг, 30 января ЯПОНИЯ
БЛЕДНЫЙ ЦВЕТОК / КАВАИТА ХАНА 7:00
РЖАВЫЙ НОЖ / САБИТА НАИФУ 9:00
Пятница, 31 января ЗАПАДНАЯ ГЕРМАНИЯ
ДЬЯВОЛ УДАР НОЧЬЮ / НАХТС, ВЕНН ДЕР ТЕУФЕЛЬ КАМ 7:00
ЧЕРНЫЙ ГРАВИЛЬ / ШВАРЦЕР КИС 9:00
Суббота, 1 февраля, Matinée MEXICO
ЕЩЕ ОДИН РАССВЕТ / DISTINTO AMANECER 1:30
СУМЕРКИ / CREPÚSCULO 3:40
Суббота, 1 февраля, вечер МЕКСИКА
НОЧНОЙ ПАДЕНИЕ / LA NOCHE AVANZA 7:30
SALÓN MÉXICO 9:15
Воскресенье, 2 февраля ШВЕЦИЯ / ПОЛЬША
ЖЕНСКОЕ ЛИЦО / RU КВИННАС АНСИКТЕ 2:00, 7:00
ЯСЕНЬ И БРИЛЛИАНТЫ / POPIOL I DIAMENT 4:00, 9:00
Все, что вам нужно знать о кинофестивале NOIR CITY — наслаждайтесь!
Окружите себя миазмами тьмы социальных сетей: присоединяйтесь к нам в Facebook, Tumblr и Twitter, чтобы полностью погрузиться в мир нуар-фильмов с помощью кадров из фильмов, постеров, видеоклипов, ярких идей и многого другого.Может быть, по пути вы встретите опасного незнакомца.
.
Нуар Сити
Америка не имеет монополии на чванливых гангстеров, воровских любовников, угрюмых бывших заключенных, коррумпированных полицейских и коварных роковых женщин. В выпуске Noir City 2020 года будет представлено множество классических фильмов со всего мира — обширное, тематически связное погружение в грязный мир зловещих и сексуальных отношений, представленное ведущим TCM и царем нуара Эдди Мюллером.
Пропуска и индивидуальные билеты в кино уже в продаже!
Купить карты
«Сейчас, более чем когда-либо, важно противостоять страху и паранойе современности, не обращая внимания на наши различия.Давайте оценим дух нуара за творчество, которое он вдохновляет, и за то, что он давно мелькал на экранах по всему миру. Нуар не имеет национальных границ. Повсюду одна и та же история »- Эдди Мюллер
РАСПИСАНИЕ ФЕСТИВАЛЯ
Пятница, 14 февраля
18:30 — Премьера фильма: Зверь должен умереть (La bestia debe morir) * 35 мм *
21:15 — Черный вампир (El vampiro negro) )
Суббота, 15 февраля
Винс и Розмари Кинан, которые проживают в Сиэтле и пишут для журнала Noir City Magazine, возьмут на себя обязанности хозяина Эдди Мюллера в субботу, 15 февраля.
12:30 — Паника (Panique)
15:00 — Razzia (Razzia sur la chnouf)
18:00 — Человек с пальцами (Le doulos)
20:30 — Любое число может выиграть (Mélodie en sous-sol) * 35 мм *
Воскресенье, 16 февраля
12:30 — Кольт — мой паспорт (Koruto wa Ore no Pasupōto)
15:00 — Фирменный на убийство (Koroshi no rakuin)
6:00 PM — Бледный цветок (Kawaita hana) * 35 мм *
20:30 PM — Ржавый нож (Sabita naifu)
Понедельник, 17 февраля
12:30 — Факты убийства (Un Maledetto Imbroglio)
15:15 — Женское лицо (En kvinnas ansikte)
18:00 — Never Let Go * 35 мм *
20:30 — Жертва * 35 мм *
Вторник, 18 февраля
18:00 — … и Пятый всадник — это страх (… a páty jezdec je Strach) * 35mm *
20:30 PM — 90 градусов в тени (Třicet jedna ve stínu)
Среда, 19 февраля
18:00 – Горничная (Ханьо)
20:30 – Черные волосы (Геомеун Меори)
Четверг, 20 февраля
18:00 — Заключительный вечер Фильм: Дьявол наносит удар ночью (Nachts, wenn der Teufel kam) * 35 мм *
20:30 — Black Gravel (Schwarzer киес)
Загрузить программу (PDF) Посмотреть руководство по программе
.