Картина «Ночной дозор» | Artrue
Дата создания: 1642 год.
Тип: картина маслом.
Местонахождение: Рейксмюсеум, Амстердам.
Ночной дозор
Синопсис
Одна из величайших картин в портретном искусстве 17-го века была создана Рембрандтом на пике славы в Амстердаме. Первоначально названный «Стрелковая рота Франса Баннинга Кока и Виллема ван Рёйтенбюрга», этот милицейский групповой портрет предназначался для великово актового зала мушкетеров. Свое популярное название работа получила в конце 18-го века, из ложного предположения о том, что события сцены происходят ночью. На самом деле, приглушенный свет был вызван преждевременным потемнением многослойного лака. Огромный успех Ночной дозор получил благодаря тому, что представлял милицейский портрет нетривиально, делая стандартные образы невероятно динамичными, что выигрышно выделялось на фоне барочных портретов, изображавших служителей закона, выстроившимися ровными рядами или сидящими на банкете. Рембрандт показывает, что рота полностью снаряжена и готова к работе. Подобный нестандартный подход мастер ранее демонстрировал со знаковым «Уроком анатомии доктора Тульпа«.
Размеры
Полотно известно своими колоссальными размерами (примерно 3.6 на 4.2 метра). Стоит отметить, что ее ранние версии и наброски были значительно меньше по габаритам и имели множество расхождений с картиной 1642 года.
Неточное название
Реставрация картины в 1946–1947 годах показала, что события портрета разворачиваются в дневное время, а солнце освещает фигуры с левого верхнего угла. Традиционное название, датируемое 18-ым веком, соответственно, является некорректным, но абсурдным педантизмом являются предложения изменить его в наше время.
Ключевые показатели
Демонстрируя свое мастерство в работе со светом и тенью, Рембрандт акцентирует внимание зрителя на трех ключевых персонажах — двух офицерах в центре (благодаря которым работа получила свое оригинальное название) и маленькой девочке в центре, на втором плане. Она служит композиции как своего рода изобразительный талисман и несет дорогой рог гильдии на поясе, а также мертвую птицу, которая является эмблемой мушкетеров. Также, традиционным символом для них является дубовый лист, который можно увидеть на шлеме.
Большое количество дополнительных деталей дополняет композицию и дает почву для размышлений и построений различных теорий. «Ночной дозор» известен немалым числом интерпретаций и трактовок некоторых символов
Портрет ополченцев
Милицейские компании проводимые в 16-м веке связаны с голландской войной за независимость, но во времена Рембрандта, эти служители закона не были необходимой военной мощью, да и фигуры на картине скорее вооружились, чтобы позировать художнику, а не использовать ружья и копья по прямому назначению. Вероятно, одна из тем этого ролевого портрета является тема «гражданина с оружием в руках».
Заключение
Представленная картина одного из величайших голландских реалистов, создавшего еще один проникновенный и мощный групповой портрет, совмещая атмосферную работу с освещением, с привнесением новых подходов к решению стандартных задач.
«Ночной дозор» — картина Рембрандта
17 век ознаменовался расцветом голландской школы живописи, что было связано с зарождением среднего класса и отсутствием жесткого диктата церкви. Именно последнее обстоятельство привело к тому, что вместо полотен на религиозные сюжеты живописцы стали писать картины, изображающие сценки из жизни своих современников, натюрморты и пейзажи. Кроме того, многие цеха и организации горожан стали заказывать групповые портреты. В частности, полотно Рембрандта “Ночной дозор” — картина, написанная по просьбе членов Стрелкового общества Нидерландов. Сегодня она признана одним из шедевров мировой живописи, а некоторые ее фрагменты интерпретируются знатоками и специалистами, изучающими историю искусств, самым разным способами.
Автор картины “Ночной дозор”: биография
Рембрандт ван Рейн родился в 1606 году в городе Лейдене. Он получил образование в Латинской школе, действующей при местном университете, а параллельно с этим посещал занятия по живописи, которые проводил известный художник Якоб ван Сваненбюрх. В возрасте 17 лет юноша отправился в Амстердам и 4 года брал уроки у Питера Ластмана, на которых он познакомился с Яном Ливенсом. Закончив обучение, молодые люди решили основать мастерскую в Лейдене, и за несколько лет им удалось добиться определенных успехов.
В 1631 году Рембрандт вернулся в Амстердам, женился на дочери бургомистра города Леуварден и стал писать портреты состоятельных амстердамцев. Однако счастливая семейная жизнь продлилась всего 10 лет: в 1641-м художник похоронил любимую супругу, оставшись с годовалым сыном на руках.
Заказчики “Ночного дозора”
Спустя год после этой утраты Рембрандт получил крупный заказ от восемнадцати стрелков под командованием Франса Баннинга Кока — написать групповой портрет их роты, за который ему обещали, а впоследствии и уплатили 1600 флоринов. Сегодня это полотно известно как “Ночной дозор” — картина, которая считается предтечей таких направлений живописи, как реализм и импрессионизм. К сожалению, современники, включая заказчиков, не оценили это произведение по достоинству, и оно стало причиной охлаждения публики к художнику, что в конечном итоге привело его к нищете.
“Дневной дозор”
Что же изображено на данном полотне, содержание определенных фрагментов которого уже более века вызывает споры у специалистов и любителей живописи? Прежде всего, нужно сказать, что картина “Ночной дозор”, фото которой можно увидеть практически во всех буклетах, посвященных творчеству Рембрандта, изображает сцену подготовки к параду. Это значит, что действие происходит днем. Так почему же художник пожалел красок и изобразил сумерки? Эта загадка долгое время не давала покоя исследователям. Однако разгадка оказалась очень простой, так как при реставрации стало ясно, что недостаток освещенности — это не художественный прием, а обычная копоть. Кроме того, было установлено, что название “Ночной дозор” полотно получило лишь в 19 веке. Как бы то ни было, сегодня этот шедевр Рембрандта предстает перед посетителями Государственного музея Амстердама в своем изначальном виде и неизменно вызывает восхищение у ценителей изобразительного искусства.
Размер полотна
Размеры творения Рембрандта, выполненного по заказу роты стрелков гражданского ополчения, составляет 437 на 363 см. Однако было установлено, что полотно, сегодня известное как “Ночной дозор”, — картина, представляющая лишь большую часть оригинала, изначально имеющего значительно большие параметры. Дело в том, что по неизвестным причинам фрагмент, изображающий Якобса Дирксена де Рой и Яна Брюгмана, впоследствии был вырезан. К счастью, сохранилась копия, сделанная в 17-м веке Герритом Люнденсом, позволяющая судить о том, как оригинал выглядел до повреждения.
“Ночной дозор”: описание картины
На полотне изображена группа мушкетеров под предводительством капитана Кока, который облачен в черный камзол и жестикулирует, отдавая приказ лейтенанту ван Рейтенбюргу. За спиной последнего находится мушкетер Ян Лейдекерс Класен, а на заднем плане в цилиндре изображен копейщик Ян Оккерсен. Еще одна фигура, обращающая на себя внимание, — это облаченный в красный камзол Ян ван дер Хеде, заряжающий мушкет. Всех этих людей окружает множество других персонажей, часть из которых вообще не имеет отношения к стрелкам. Например, и по сей день вызывает споры фигура девочки в роскошном золотистом платье, так как не ясно, с какой целью художник изобразил ребенка среди вооруженных мужчин. Это еще раз подтверждает мнение, что “Ночной дозор” — картина, полная загадок.
Дальнейшая судьба полотна
Когда Рембрандт представил картину стрелкам-членам ополчения, они не могли скрыть своего разочарования, поскольку то, что они увидели, не соответствовало представлениям о групповом портрете, существующим на тот момент. В частности, заказчики надеялись, что они будут изображены примерно так, как сегодня фотографы предлагают расположиться школьникам на традиционных снимках по случаю окончания учебного года. Однако вместо этого художник вручил им полотно, на котором было полно неизвестных персонажей, а некоторые стрелки оказались на заднем плане, и их фигуры почти не заметны. Таким образом, картина, которая признана шедевром всеми, кто уже около 200 лет изучает творчество Рембрандта, не нашла признания у современников. Более того, долгие годы она провисела в одном из дальних углов ратуши, пока ее — в плохом состоянии — не обнаружил художник Ван Дейк, разглядевший под слоем пыли имя автора.
“Ночной дозор”: легенды и мистификации
Сегодня нередко можно натолкнуться на настолько странное описание картины Рембрандта, что остается только удивляться невежеству людей, которые их выдумывают. Например, некоторые псевдо-исследователи недавно высказали версию, что все жесты персонажей указывают на двух знатных амстердамцев, изображенных на левом (от зрителей) краю полотна, которые заказали убийство лейтенанта ван Рейтенбюрга. Более того, они уверяют, что именно эта попытка Рембрандта разоблачить убийц вызвала гнев преступников, и они сделали все, чтобы ввергнуть художника в нищету. Однако надо сказать, что упомянутый офицер ушел из жизни лишь в 1657 году, и художник никак не мог знать о том, что ждет ван Рейтенбюрга через 15 лет после создания “Ночного дозора”.
3D-модель “Ночного дозора”
Творчество Рембрандта, который после написания картины, изображающей стрелков ополчения, перестал получать заказы и умер в нищете, вновь заинтересовало любителей живописи лишь в 19 веке. Сегодня работы и даже наброски, выполненные этим художником, продаются на аукционах за баснословные деньги, а его полотна считаются украшением коллекций крупнейших музеев мира.
Несколько лет назад российские скульпторы М. Дронов и А. Таратынов решили создать 3D–модель “Ночного дозора”. Она представляет собой 22 бронзовые фигуры в человеческий рост, повторяющие в мельчайших подробностях облик персонажей знаменитого полотна. Сегодня эта работа украшает площадь Рембрандта в Амстердаме и пользуется огромной популярностью у туристов.
Когда кто-либо желает рассказать про “Ночной дозор”, описание картины, каким бы полным и подробным оно ни было, не может передать то впечатление, которое охватывает всех, кто оказывается перед этим шедевром в зале Государственного музея Амстердама. А всем остальным остается разглядывать фотографии или ждать, когда 3D-модель “Дозора” снова привезут в Россию.
Ночной дозор (картина, Рембрандт, 1642)
«Ночно́й дозо́р» (нидерл. Nachtwacht) — название, под которым традиционно известна картина Рембрандта «Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рейтенбурга», написанная в 1642 году.
История создания
Картина была написана по заказу Стрелкового общества — мушкетёрского отряда гражданского ополчения Нидерландов. Рембрандт отступил от канона, согласно которому изображение должно было представлять собой статический парадный портрет, и изобразил роту идущей в сторону зрителя (выступает ли она в военный поход или отправляется с какой-то мирной миссией — дискуссионный вопрос). В результате часть изображённых оказались на заднем плане, что вызвало неудовольствие заказчиков, так же как и изображение на картине посторонних лиц (самое заметное из которых — девочка в жёлтом платье в центре полотна). Плату Рембрандту выдали с большой задержкой.
Всего на картине было представлено 34 персонажа, из которых 18 — участники ополчения, они же заказчики картины. В XVIII веке часть полотна с тремя персонажами отрезали, чтобы картина поместилась в новом зале. Сохранилась копия XVII века (предположительно Геррита Лунденса, хранится в Национальном музее в Лондоне), по которой можно судить об утраченной части картины[1].
Сейчас картина хранится в Государственном музее (Rijksmuseum) в Амстердаме. Несмотря на то, что часть полотна утрачена, это одна из самых больших картин музея (363 на 437 см). Как и большинство работ Рембрандта, её лучше всего рассматривать издали.
Картина три раза подвергалась попыткам порчи или уничтожения[2]. Первый раз был вырезан кусок холста, во второй раз картине было нанесено более 10 ударов ножом, в третий раз картина была облита серной кислотой.
«Ночной дозор» или «Дневной»?
Копия картины. Белыми линиями указаны места обреза оригинального полотна.
Вскоре после написания картина была размещена в здании Стрелкового общества, затем провисела в различных залах почти 200 лет и была обнаружена искусствоведами лишь в XIX веке при пробуждении нового интереса к Рембрандту. Поскольку казалось, что фигуры выступают на тёмном фоне, её назвали «Ночной дозор», и под этим названием она и вошла в сокровищницу мирового искусства. Лишь при реставрации, проведённой в 1947 году, обнаружилось, что в зале Общества картина успела покрыться слоем копоти, исказившим её колорит. После расчистки оригинальной живописи окончательно выяснилось, что сцена, представленная Рембрандтом, на самом деле происходит днём: мушкетёры выходят из тёмного дворика на залитую солнцем площадь (это предполагали некоторые искусствоведы и ранее). Стала очевидной и мастерская игра света и тени, характерная для стиля великого голландца.
Самолет «Ночной Дозор»
Офицер — первый командир Squadron самолётов Boeing E-4B — воздушных командных пунктов президента США дал самолёту название «Nightwatch» (Ночной дозор) в честь дозора народной стражи идущего по ночному городу с картины Рембрандта.
В кинематографе
См. также
Примечания
Wikimedia Foundation.
2010.
Ночной дозор (картина) — это… Что такое Ночной дозор (картина)?
«Ночно́й дозо́р» (нидерл. Nachtwacht) — название, под которым традиционно известна картина Рембрандта «Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рёйтенбюрга», написанная в 1642 году.
История картины
Картина была написана по заказу Стрелкового общества — отряда гражданского ополчения Нидерландов, пожелавшего украсить свое новое здание групповыми портретами шести рот. Рембрандту портрет заказала стрелковая рота капитана Франса Баннинга Кока и заплатила 1600 флоринов.
В XVIII веке полотно обрезали со всех сторон, чтобы картина поместилась в новом зале. Больше всего пострадала левая часть картины, где исчезли два стрелка. Сохранилась копия XVII века (Геррита Люнденса, хранится в Лондонской Национальной галерее), по которой можно судить об утраченной части картины[1].
Сейчас картина хранится в Государственном музее (Rijksmuseum) в Амстердаме. Несмотря на то, что часть полотна утрачена, это одна из самых больших картин музея (363 на 437 см). Как и большинство работ Рембрандта, её лучше всего рассматривать издали.
Картина три раза подвергалась попыткам порчи или уничтожения[2]. Первый раз был вырезан кусок холста, во второй раз картине было нанесено более 10 ударов ножом, в третий раз картина была облита серной кислотой.
Загадки картины
Рембрандт нашёл очень удачную композицию: мушкетёры выходят из тёмного дворика через арку на залитую солнцем площадь. Очевидна мастерская игра света и тени, характерная для стиля великого художника.
Рембрандт отступил от канона, согласно которому изображение должно было представлять собой статичный парадный портрет. Он изобразил тот момент, когда капитан Кок отдал приказание о выступлении лейтенанту Рёйтенбюргу, и всё пришло в движение. Прапорщик разворачивает знамя, барабанщик выбивает дробь, на него лает собака, мальчик убегает. На картине движутся даже детали одежды стрелков.
«Ночной дозор». Фрагмент.
Второй новаторский прием Рембрандта заключался в том, что он наполнил картину помимо 18 заказчиков другими персонажами, их 16. Легко объяснимо только появление барабанщика, который не числился в роте, его нанимали для участия в параде. Появление и предназначение других персонажей, символы, связанные с ними, породили десятки вопросов у исследователей, точные ответы на которые знал только сам Рембрандт. Наибольшее число загадок связано с появлением девочки в золотистом платье (в художественном плане она, размещённая в месте золотого сечения, в левой части картины, призвана, по-видимому, компенсировать яркий камзол Рёйтенбюрга в правой). Она окружена символами, традиционно относящимися к мушкетерам. На поясе у нее прикреплены пистолет и курица (или петух), в левой руке рог для вина. У ближайшего мушкетера на шлеме дубовые листья. Поэтому многие исследователи считают её талисманом отряда. Но загадки остаются. Так как в нидерландском языке слово кловенир (от кловен — разновидность мушкета) созвучно слову, обозначающему птичий коготь, то эмблемами стрелков обычно были лапки хищных птиц: соколов, ястребов, но не куриц. Не понятно, почему капитан в правой руке в перчатке держит ещё одну правую перчатку, и многое другое…
Рентгенограмма картины показывает, что наибольшее число переделок в ходе создания полотна коснулось фигуры Рёйтенбюрга и его алебарды, задающей направление движения.
Возможно, Рембрандт изобразил на картине себя за правым плечом Яна Оккерсена, стрелка в цилиндре.
Персонажи
- Капитан Франс Баннинк Кок (Frans Banninck Cocq 1605—1655) — в центре, в черном камзоле с красной перевязью.
- Лейтенант Виллем ван Рёйтенбюрг (William van Ruytenburch 1600—1657) — в центре в золотистом камзоле с белой перевязью.
- Прапорщик Ян Виссер Корнелисен (Jan Visscher Cornelisen 1610—1650) — со знаменем.
- Сержант Рейнир Энгелен (Reijnier Engelen 1588—1651) — сидит на парапете моста.
- Сержант Ромбаут Кемп (Rombout Kemp 1597—1653) — протягивает руку.
- Хармен Якобсен Вормскерк (Harmen Jacobsen Wormskerck 1590—1653) — со щитом.
- Эльберт Виллемсзон Сведенрейк (Elbert Willemszn Swedenrijck 1589—1644) — за Харменом.
- Клас ван Крёйсберген (Claes van Cruijsbergen 1613—1663) — справа от Эльберта.
Копейщики:
- Ян Оккерсен (Jan Ockersen 1599—1652) — в цилиндре.
- Валих Схеллингвау (Walich Schellingwou 1613—1653) — слева от колонны.
- Барент Хармансен (Barent Harmansen Bolhamer 1589—1661) — справа от колонны.
- Паулюс Схонховен (Paulus Schoonhoven 1595—1679) — крайний справа.
Мушкетеры:
- Ян Лейдекерс Класен (Jan Leijdeckers Claesen 1597—1640) — дует на полку мушкета.
- Ян ван дер Хеде (Jan van der Heede 1610—1655) — в красном.
Меченосцы:
- каптенармус Ян Адриансен Кейзер (Jan Adriaensen Keijser 1594—1664) — между Коком и Рёйтенбюргом.
- Ян Петерсен Бронкхорст (Jan Pietersen Bronchorst 1587 — после 1666) — за парапетом.
Барабанщик: Якоб Йорисзон (Jacob Joriszn 1591—1646).
Ещё два персонажа располагались слева от Энгелена и были вырезаны:
- Якоб Дирксен де Рой (Jacob Dircksen de Roy 1601—1659).
- Ян Брюгман (Jan Brughman).
Щит с именами членов роты был дописан уже после смерти Рембрандта.
«Ночной дозор» или «Дневной»?
Копия картины. Белыми линиями указаны места обреза оригинального полотна.
Вскоре после написания картина была размещена в здании Стрелкового общества, затем провисела в различных залах почти 200 лет и была обнаружена искусствоведами только в XIX веке при пробуждении нового интереса к Рембрандту. Поскольку казалось, что фигуры выступают на тёмном фоне, её назвали «Ночной дозор», и под этим названием она и вошла в сокровищницу мирового искусства. И только при реставрации, проведённой в 1947 году, обнаружилось, что в зале Общества картина успела покрыться слоем копоти, исказившим её колорит. После расчистки оригинальной живописи окончательно выяснилось, что сцена, представленная Рембрандтом, на самом деле происходит днём. Положение тени от левой руки капитана Кока показывает, что время действия — не более 14 часов.
В кинематографе
См. также
Примечания
Загадка «Ночного дозора»: picturehistory — LiveJournal
После создания «Ночного дозора» жизнь Рембрандта приняла не благоприятный оборот. Крупные заказчики отвернулись от художника, денег становилось все меньше. В итоге ван Рейн кончил жизнь в нужде и всеми забытый.
Изначально картина носила название «Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кука и лейтенанта Виллема Рейтенбюрга», спустя некоторое время за картиной закрепилось народное название «Ночной дозор».
Рембрандт. «Ночной дозор»
Гильдия голландских стрелков, решив украсить стены нового штаба картинами, прославляющими мушкетёров, заказали шесть групповых портретов. Шесть стрелковых рот, шесть групповых портретов. Все картины писали разные художники.
Франс Хальс. » Собрание офицеров стрелковой гильдии Св. Адриана»
Рота капитана Кука, состоящая из восемнадцати человек, обратилась с заказом к популярному и всеми облюбленному Рембрандту ван Рею. Каждый из стрелков заплатил почти по сто флоринов. Сумма внушительная и, конечно же, заказчики ждали соответственной работы.
Групповой портрет был в моде; компания людей размещалась на переднем плане, все они разодеты в лучшие наряды и блещут тщеславием и важностью. Конечно же, каждый стрелок из роты капитана Кука, заплативший равные суммы, ожидал увидеть себя во всей красе. Но Рембрандт размышлял иначе и сделал все по-своему.
Несмотря на всю патриотичность сюжета и мастерскую работу со светом, заказчики остались не довольными картиной. Вместо статичного парадного портрета, мушкетёры увидели разношерстную толпу людей, выходящих из темной арки. Мало того, что никто не смог узнать себя, так художник еще умудрился добавить на полотно шестнадцать неизвестных человек, которые даже не платили.
Картину все же повесили в здании стрелкового общества, где она провисела до 1750 года. Потом общество распалось и картину перевесили в здание городской ратуши. Полотно оказалось слишком большим для выбранного места, пришлось обрезать его с нескольких сторон.( Сохранилась старая копия, на которой можно увидеть не обрезанную картину). «Ночной дозор» занял на стене не самое завидное место, прямо напротив камина. Долгое время картина покрывалась сажей, копотью и пылью. Со временем она потемнела, собственно, поэтому картину и стали называть «Ночной дозор».
Копия картины
До 1808 картина регулярно меняла свое местоположение, пока не оказалась в государственном музее Амстердама. Во время Второй мировой войны картину хранили в свернутом виде в пещере горы св. Петра.
После войны картину решили отреставрировать и почистить. Убрав вековой слой копоти, обнаружилось, что это вовсе не ночной, а дневной дозор. Вся эта пыль и грязь создавали впечатление полумрака. Кажется, что все действие происходит ночью, но на самом деле дозор выходит из арки, судя по теням, часа в два пополудни.
На долю «Ночного дозора» выпало немало покушений.
В 1911 году неизвестный полоснул пару раз картину сапожным ножом. Спустя шестьдесят с лишним лет произошло второе злоключение. Безработный учитель пришел в музей и несколько раз проткнул полотно ножом. Спустя полгода учитель покончил с собой, а «Ночной дозор» восстанавливали четыре года. Третий инцидент произошёл в 1990 году. Неизвестный облил картину кислотой. Охрана среагировала быстро и успела смыть кислоту, пострадал лишь небольшой слой лака.
Фрагмент со следами повреждений
На протяжении многих лет искусствоведы ломают головы над главной загадкой картины – кто эта девочка в центре картины?
Фрагмент с девочкой
Предполагается, что золотое платье художник для компенсации яркого наряда лейтенанта. Такой художественный прием сохраняет целостность композиции и более приятен для зрительного восприятия.
Не утихают вопросы и вокруг лица девочки, слишком оно не детское. Исследователи творчества ван Рея здесь находят сходство с лицом жены художника Саскией. В те годы, когда Рембрандт писал «Ночной дозор» Саския была смертельно больна, видимо таким образом художник хотел увековечить свою возлюбленную.
Портрет Саскии
Сама девочка окружена некоторыми символами. На поясе у нее курица и мушкет. Некоторые считают, что девочка продавала провизию мушкетёрам, другие считают ее талисманом стрелков. Но есть и те, кто считает все это некой шуткой, якобы когти птицы и оружие это игра слов. Птичьи лапы и мушкет на голландском языке созвучны (klouw-коготь, kloven –мушкет), Мушкетеров называли кловенерами (klovenier) и у них была эмблема в виде лапы хищной птицы, но вот только ни как не курицы.
Фрагмент картины
Может этим каламбуром с курицей и мушкетом художник хотел высмеять мушкетеров, которые уже десять лет не воевали, позабыли как маршировать и стрелять, но продолжают выряжаться и любоваться собой.
Вернемся к девочке и ее свечению. Если она находится в центре картины ради банального сохранения композиции и ради золотого сечения, то почему вместо нее Рембрандт не написал стрелка, который заплатил деньги. Здесь явно что-то другое. Может она и есть смысл всей картины, главный персонаж, ради которой ван Рейн нарушил каноны группового портрета, устроил балаган и решился на новаторство. Может быть, девочка ключ к разгадке всей картины? Над этим искусствоведам придется потрудиться, ведь картина оставляет больше вопросов, чем ответов.
См.также:
5 тайн знаменитых картин Леонардо да Винчи
«Неравный брак»: какую тайну хранит скандальная картина Василия Пукирева.
Странности и капризы великого художника Ильи Репина
Тайны «Последнего дня Помпеи»: Кого из современниц Карл Брюллов изобразил на картине четырежды
Почему две картины Айвазовского по сей день запрещено показывать в России?
«Ночной дозор» Рембрандта ван Рейна: история мирового шедевра
Создание и жизненный путь некоторых произведений искусства напоминает детектив, других — романтическую комедию или триллер, а история «Ночного дозора» Рембрандта — драму-боевик с элементами пародии. Началась она в 1639 году, когда живописцу заказали парадный групповой портрет.
Формально поводом послужил амстердамский визит Марии Медичи в 1638 году, в честь которого были устроены пышные торжества. А неформально — тщеславие, над которым, как полагают эксперты, вволю посмеялся художник. Кстати, название «Ночной дозор» не оригинально — изначально картина, ныне украшающая Rijksmuseum в Амстердаме, называлась иначе, а «Ночным дозором» она стала с легкой руки искусствоведов XIX века.
У группового портрета было несколько заказчиков — мушкетеры стрелковой роты Франса Банинга Кока и Вильхема ван Рейтенбюрха художнику заплатили вскладчину. Каждый из изображенных персонажей выложил по 100 гульденов — сумма внушительная по тем временам. Клиенты с нетерпением ожидали статичный парадный портрет, на котором предстали бы перед зрителем героями во всём блеске славе, но к своему изумлению и разочарованию получили жанровую картину. Мало того, что сами они были изображены на ней «в динамике», так художник умудрился втиснуть в композицию уличный сброд.
К слову, если детально изучить полотно, в нём обнаруживаются совершенно пародийные элементы, бросающие тень на «героизм» изображенных и придающие происходящему карнавальный оттенок.
Примеры: куриная тушка на поясе девушки-карлицы в золотистом (символом стрелков были когти хищных птиц), неправильная конструкция огнестрельного оружия, которое держит явно неумелый стрелок на заднем плане, унизительная двусмысленность в тени от руки сотоварища на одежде желтого мушкетера, две правые перчатки Кока, «шутовская» шестипалость мушкетера в красном…
Скорее всего, эти детали ускользнули от внимания клиентов, и ныне величайшая картина Рембрандта с неудовольствием, но была принята ими, после чего водружена в парадном зале общества стрелков — Kloveniersdoelen.
Там она оставалась до 1750 года, далее была перенесена в ратушу и вывешена в отнюдь не почетном оконном простенке. Увы, полностью в него полотно не поместилось, и картина лишилась фрагментов в верхней, левой и правой частях — это заметно, если сравнивать оригинал «дозора» с копией Геррита Лунденса, хранившейся в Лондоне.
Более того, полотно повесили напротив камина, и оно закоптилось и потемнело. Когда позже картина подверглась реставрации, то каково же было удивление мастеров, обнаруживших, что Рембрандт изобразил на нем ослепительно яркий солнечный день. Кстати, об этом же свидетельствует тень от руки Кока — ее положение указывает, что действие происходит примерно в 2 часа дня. Эти детали выяснились только в 1947 году, до этого картина, однажды уже реставрировавшаяся (кстати, первым реставратором был знаменитый Ван Дейк), считалась «ночной».
В конце XIX века перенесенный в зал государственного музея шедевр лишь однажды покидал его — во время Второй мировой, когда его укрыли в одном из амстердамских замков, спасая от экспроприации нацистами. Приключения «Ночного дозора» на том не кончились.
За свою историю картина еще трижды подвергалась актам вандализма. В 1911-м ее пытались порезать ножом, но попытка не удалась. В 1975-м опять мужчина с ножом — им оказался сумасшедший безработный учитель — нанес полотну 11 ножевых «ранений». А в 1990-м еще один душевнобольной вылил на полотно серную кислоту, незначительно повредив лаковый слой.
Сегодня «Ночной дозор» — жемчужина музейной коллекции Амстердама, величайший мировой шедевр, на который съезжаются посмотреть со всего света. Наконец полотно, пережившее столько приключений, заняло достойное его место. Кстати, в июле нынешнего года администрация музея вновь планирует реставрационные работы «Ночного дозора». Понаблюдать за ними «в прямом эфире» (онлайн) смогут все желающие.
«Ночной дозор» Рембрандта. Что можно делать на фоне шедевра: есть, учиться, играть!
Ночной дозор, или Выступление стрелковой роты капитана
Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рёйтенбюрга. Рембрандт Харменс ван Рейн. 1642
Рейксмузеум может делать все, что угодно со знаменитой картиной Рембрандта,
даже накрыть детский стол перед шедевром, как это произошло в ноябре 2017 года.
Что еще позволяют себе смелые, креативные, но в то же время бдительные музейщики,
и что допустимо для посетителей? Показываем фото с разоблачениями.
Свежий кадр для потенциальных перепостов с гневными комментариями:
дети кушают на фоне «Ночного дозора»! Что, именинник из элитного
семейства пригласил друзей на утренник?
Спокойствие, только спокойствие. В Амстердаме 6 ноября 2017 года проводили акцию, посвященную здоровому образу жизни, и, в частности, полезным завтракам школьников (National School Breakfast). Одно из мероприятий прошло в музее, и эта фотосессия, согласитесь — отличная наглядная агитация! Детей поддерживала популярная нидерландская певица Санне Ханс (Sanne Hans), и трапезой дело не ограничилось: была показана танцевальная программа.
Приведенное ниже фото детей, чье внимание целиком поглощено смартфонами,
постоянно кочует по сети с комментариями о падении нравов в молодежной
среде и о всемирном нашествии гаджетов.
Между тем фотограф запечатлел групповую экскурсию студентов — тот момент,
когда они изучали музейное мобильное приложение с информацией о шедеврах.
Немудрено так увлечься чтением, когда речь идет об этой необыкновенной работе.
«Самая знаменитая и самая большая картина Рембрандта — именно так «Ночной дозор» обозначен на сайте Рейксмузеума, где сейчас хранится. Это еще и один из самых многострадальных старинных шедевров: мало того, что слой сажи изменил первоначальный колорит «Ночного дозора» и ввёл в заблуждение в отношении времени суток, так полотно еще и было урезано по горизонтали и вертикали, страдало от перемещений и неумелых реставраций.
А в 1990-м году душевнобольной посетитель Рейксмузеума плеснул на картину кислотой. Согласитесь, редко какой картине «везёт» утратить и первоначальный колорит, и значительный объём от запланированных художником габаритов, и часть красочного слоя. И при всем при том остаться шедевром, объектом паломничества, подпиткой литературной и киноиндустрии — в общем, продолжать подтверждать свою парадоксальную репутацию».
Наиболее традиционные музейные забавы в Рейксмузеуме — осмотр картины, фото на смартфон, экскурсия с гидом, а также поиски Атоса с помощью напечатанного описания работы.
Список солдат роты Франса Баннинга Кока сохранился на обороте картины,
и сейчас любой интересующийся может установить соответствие между их именами и лицами
на картине, поклонники «Ночного дозора» даже составляют для этого специальные таблицы.
Правда, нужно учитывать, что Рембрандт, чтобы сделать «Ночной дозор» динамичнее,
самовольно добавил туда и вымышленных персонажей…
Между тем музей могут вот так просто взять, да и закрыть на ремонт на 10 лет.
А потом, открывая залы в 2013 году после столь большого перерыва, не только
рапортовать о возвращении стрелков домой, в Рейксмузеум…
… но и «оживить» персонажей картины, устроив сногсшибательное шоу.
На фоне картины можно произнести эффектную речь. Например, если вы — президент США.
Впрочем, даже обычный учитель рисования может шикарно поужинать
и переночевать в зале со знаменитым полотном Рембрандта.
Помните, как чествовали 10-миллионного посетителя Рейксмузеума?
Отсчет посетителей вели с открытия обновленного музея в 2013 году. «Золотой билет» нашел своего обладателя 30 мая 2017 года. 10-миллионным посетителем музея стал Стефан Каспер, школьный учитель и художник из Харлема, города на западе Нидерландов. Ему устроили пышную встречу!
Что же можете позволить себе вы? Например, взять краску и кисточки,
и вместо банального селфи в деталях изобразить сцену своего
свидания с персонажами «Ночного дозора».
Август Йернберг (August Jernberg, 1826-1896).
Посетители перед «Ночным дозором» в Амстердаме. 1885.
А в музейной лавке вас ждет бумажное или же пластиковое воинство:
цена игрушек невелика, зато сколько удовольствия!
И обязательно экипируйтесь зонтом и носками, а то в дозор на возьмут.
Наконец, любой интернет-пользователь может бесплатно скачать полюбившуюся работу с сайта Rijksstudio. А как только музейщики снова объявят открытый конкурс дизайна с призом в 10 тысяч евро, создать на её основе собственное произведение. И, возможно, получить награду.
Между прочим, дизайнер из Беларуси стал победителем «Rijksstudio Award 2017». Маска для сна под названием «Шедевры никогда не спят» принесла дизайнеру сумму в 10 тыс. евро. Создателя вдохновил «Портрет девочки в голубом платье» (1641) Иоганнеса Корнелисзона Верспронка.
Источник: artchive.ru + интернет
Что делает ночной дозор Шедевром Рембрандта
Когда вы думаете о Рембрандте, думаете ли вы в первую очередь о Философ в медитации ? Или The Syndics of the Drapers ‘Guild ? Как насчет Урок анатомии доктора Николаеса Тулпа ? Эти картины вполне могут прийти в голову, как и другие, но только одна требует действительно больших усилий , а не , чтобы думать о ней: Рота ополчения округа II под командованием капитана Франса Баннинка Кокка , более известная как Ночной дозор .Известный своими огромными размерами, которые делают его фигуры почти в натуральную величину и делают картину более полной демонстрацией мастерства художника с тенями и светом, чем какие-либо другие, она олицетворяет не только тело Рембрандта, но и Голландскую золотую монету 17-го века. Возраст живописи тоже.
Но что именно делает «Ночной дозор» шедевром Рембрандта? Вальтер Бенджамин однажды сказал, что каждая великая работа либо растворяет жанр, либо создает новый, но эта картина прекрасно вписывается в устоявшуюся традицию: портрет гражданского стража, гражданская стража — это группы богатых граждан, которые обещали защитить город, если он появится. под угрозой.По мере того, как голландская живопись отошла от религиозной тематики к заказной портретной живописи, гражданская охрана приобрела прекрасных клиентов, обладающих как желанием, так и бюджетом для больших и дорогих групповых сцен. Но даже в рамках жанра все участники, должно быть, подозревали, что, когда мэр Амстердама Франс Баннинк Кок нанял Рембрандта ван Рейна, чтобы нарисовать его и его гражданскую гвардию в конце 1630-х годов, в результате получится нечто впечатляющее.
«Что меня сразу поражает, так это баланс, который Рембрандт устанавливает между хаосом и единством», — говорит Эван Пущак, видеоэссеист, известный как Nerdwriter, в своем анализе «Ночной дозор » выше.«Он явно хотел создать полотно с большим количеством движений, но задача заключалась в том, чтобы сделать это движение — люди, кочующиеся в разных направлениях, выполняющие разнообразные действия — сливаются в единое целое». В этом и заключается секрет превосходства The Night Watch над своим жанром, превосходства, достигаемого благодаря качеству, которое мы теперь можем назвать динамизмом. Рембрандт также использует визуальные техники, более тесно связанные с кинематографом, такие как «глубина резкости», достигаемая путем рендеринга Кока и его лейтенанта с предельной ясностью и постепенного уменьшения этой ясности в фигурах позади.
Как и любой шедевр, чем больше вы смотрите на The Night Watch , тем больше вы замечаете. Вы даже можете почувствовать шутку: « Ночной дозор запечатлел моменты до того, как компания приступила к своей коллективной цели, — говорит Пущак, — но картина почти заставляет нас сомневаться в том, что они когда-либо доберутся до нее». Он отмечает, что к моменту завершения работы над картиной в 1642 году гражданская гвардия имела не столько отношение к реальной защите, сколько к церемониям, «и в определенный момент эти компании стали клубами, в которых мужчины могли играть своим оружием и участвовать в создании причудливых групповых портретов. .Не исключено, что Рембрандт, возможно, втайне высмеивал их ». Возможно, статус шедевра не обязательно требует создания или уничтожения жанра. И, возможно, он не требует абсолютно чувства юмора, но, безусловно, работы, в которых он есть, как Ночной дозор , у вас больше шансов достичь его.
Связанное содержание:
300+ офортов Рембрандта теперь бесплатно онлайн, благодаря библиотеке и музею Моргана
Ожившие поздние Рембрандты: посмотрите анимацию картин, выставленных сейчас в Государственном музее
Последнее желание: неизлечимо больные пациенты в последний раз посещают картины Рембрандта в Рейксмузеуме
Флешмоб воссоздает «Ночной дозор» Рембрандта в голландском торговом центре
Ученые создают новую картину Рембрандта, используя 3D-принтер и анализ данных трудов Рембрандта
Колин Маршалл, базирующийся в Сеуле, пишет и ведет передачи о городах и культуре.Его проекты включают книгу Город без гражданства: прогулка по Лос-Анджелесу 21-го века и сериал Город в кинотеатре . Следуйте за ним в Twitter на @colinmarshall или на Facebook.
.
История создания «Ночного дозора» Рембрандта
«Ночной дозор Рембрандта», 1642 | © Public Domain / WikiCommons
В 1642 году Рембрандт ван Рейн получил заказ от мэра и лидера гражданской гвардии Амстердама Баннинга Кокка для создания группового портрета своей стрелковой компании. Получившаяся картина теперь признана одним из самых важных произведений искусства, когда-либо созданных, и в настоящее время висит в специально построенной комнате в Рейксмузеуме.
Несмотря на то, что на полотне присутствует 34 персонажа, только 16 из них были действующими членами ополчения, и каждый из этих мужчин заплатил 100 голландских гульденов за свой портрет.Два самых старших офицера, капитан Баннинг Кок и его лейтенант Виллем ван Рейтенбурч, стоят в передней части картины с красным поясом и желтой шляпой соответственно. Рембрандт изобразил остальную роту так, как будто они готовились к патрулированию, а несколько человек осматривали свои мушкеты и жестикулировали за кадром.
Рембрандт добавил к картине несколько деталей, чтобы представить символы, связанные с ротой и мушкетерами в целом. Например, женщина, стоящая за Баннинг Кокком, несет кубок ополченцев, а на заднем плане прапорщик машет флагом группы.
В то время для гражданской гвардии или других военных было обычным делом заказывать групповые портреты, которые обычно вешали в их штабах, и многие другие голландские мастера, такие как Франс Хальс, создавали похожие картины.
© Public Domain / The Rijksmuseum © pixabay / Картина Августа Джернберга с изображением Ночного дозора, висящего в Триппенхейсе (1885 г.) | © pixabay
Картина Рембрандта, тем не менее, является одной из крупнейших в своем роде, а предметы, изображенные на этом массивном холсте, почти в натуральную величину.Фактически, когда-то композиция была значительно больше, но была обрезана в 1715 году после того, как она была перенесена из первоначальной арматуры внутри базы гражданской гвардии в Амстердаме в городскую ратушу.
Хотя сегодня шедевр Рембрандта известен как Ночной дозор , изначально он не имел названия и получил свое нынешнее название после того, как был покрыт темным лаком, из-за которого картина создавалась как будто написанная после наступления темноты. Хотя это покрытие было удалено в 1940-х годах, картина по-прежнему в основном называется Ночной дозор, , но также носит более длинное название « Рота милиции округа II под командованием капитана Франса Баннинка Кока».
После перемещения между несколькими местами с 17 по 19 века (включая Королевский дворец и Триппенхейс), Night Watch был наконец установлен в недавно построенном Рейксмузеуме в 1885 году.
.