«Бульвар Сансет» — фильм, к которому Голливуд был не готов
Случаен ли случай?
Как назло, у Джо Гиллиса не было денег, его автомобиль собирались отнять за долги, а разве можно жить в Лос‐Анджелесе без автомобиля?! Нет, остаться без автомобиля все равно что без рук или, точнее, без ног. Джо пытался хоть до кого‐нибудь дозвониться по телефону, чтобы одолжить денег, но безуспешно. Мы не слышим, с кем и что именно он говорит, но видим его в телефонной будке в аптеке, причем пространство разделено вертикальной перегородкой, отделяющей Джо от телефона‐автомата.
Как будто случайно в тот момент, когда любой ценой Джо пытается сохранить автомобиль, он оказывается в особняке Нормы Дезмонд. Как будто случайно у его машины спускает колесо именно перед ее особняком на бульваре Сансет. Будто случайно попадает он в гараж Нормы. А когда через несколько месяцев он попытается выйти из игры, выбраться из особняка звезды немого кино, его как будто случайно настигает пуля. И не одна. Слепой случай?
Случай для нуара неслучаен; «случайность в центре мира нуара»Porfirio R. No Way Out: Existential Motifs in the Film Noir // Film Noir. Reader. Edited by Alain Silver and James Ursini. N.Y.: Limelight, 2006. P. 89. Мы говорим, в частности, о случае, произошедшем на бульваре Сансет, и мы говорим о случае фильма «Бульвар Сансет». Принципиально важно понятие случая и в психоанализе. Во‐первых, место психиатрических историй болезни, которые по определению связаны с медициной, диагностикой, нозологией, занимает понятие случай (Fall, Case). Это понятие отмечает не типичное, общее, универсальное, а уникальное, неповторимое, сингулярное. Фрейд строит психоанализ не на типичном, а на исключениях, на случайностях. Каждый случай — исключение. Если в психоанализе речь идет о сингулярности субъекта, попросту говоря, о том, что каждый человек уникален, то в нашем случае речь идет о сингулярности каждого фильма, в том числе и «Бульвара Сансет».
Во‐вторых, слово «случай» заставляет задаваться вопросом о случайном и необходимом. Фрейд считает, что психические события не столько детерминированы, сколько сверхдетерминированы, то есть множественно обусловлены. К тому же следствие всегда ставит вопрос о причине, тем самым причина конституируется задним числом, после следствия. Случайность и необходимость здесь диалектически переплетены.
Что касается действительности, то Фрейд пишет:
«Я верю во внешний (реальный) случай, но не верю во внутреннюю (психическую) случайность»Фрейд З. Психопатология обыденной жизни // Фрейд З. Психология бессознательного. М.: Просвещение, 1989. С. 297.
Случайность не случайна, например, в свободных ассоциациях (Einfall).
Лакан в свою очередь в XI семинаре разбирается со случаем и необходимостью через два понятия Аристотеля — тюхе и автоматон: первое указывает на столкновение с реальным, а второе — на символическую сеть означающих. Автоматон связан с автоматизмом, необходимостью, навязчивым повторением одних и тех же мыслей, переживаний, поступков. Символическая вселенная работает и воспроизводит себя автоматически; и без навязчивого повторения здесь дело не обходится. Буквы, слова, цифры, образы — все распознается за счет бесконечной повторяемости. Автоматон — машина. Машина, которой подчинен субъект. Объясняя в своем втором семинаре, как устроена символическая вселенная, в которую погружены человеческие субъекты, Лакан прибегает в своих рассуждениях к помощи играющих машин, кодирующих последовательность плюсов и минусов, тем самым выстраивая определенный порядок символов, символический порядок. Порядок этот детерминирован, а вот тюхе — сбой в заведенной программе символического порядка. Тюхе — случай, то, что ускользает от символизации. Тюхе — ничем не обусловленное, непредвиденное вторжение судьбы, случай, несчастный случай. Тюхе — травма. Вокруг нее и плетется история, формируется повествование; а навязчивое повторение — бесконечная попытка вписать травму тюхе в порядок автоматона. Без травмы кино‐нуар не обходится, в том числе и «Бульвар Сансет».
У Нормы Дезмонд травма звукового кино.
С чем она не может примириться, так это с закатом своей звезды на исходе эпохи немого кино. Знает ли она, что живет в своем замкнутом мире, который не соприкасается с миром других людей? Бессознательное мало интересуется внешним миром, звуковым кино и прочими современными изобретениями. Вокруг травмы тюхе формируется свой мир, обеспеченный нарциссическими желаниями.
Замкнутый на себя зеркальный мир Нормы Дезмонд бесконечно удваивается, умножается в зеркалах и фотографиях Нормы Дезмонд, которые камера то и дело показывает. Норму Дезмонд окружают Нормы Дезмонд и по большому счету больше никто. Нарциссическая идентичность не знает пределов. Другой человек, человек из другой реальности, такой как Джо Гиллис, может войти в ее мир только при условии, что он займет в этом мире то место, которое предпишет она, ее воображаемый космос, призванный скрывать травму. Фантазматический космос буквально обеспечивает ее жизнью. Какое место отведено Джо в фантазме звезды?
Бульвар Сансет (фильм) — Википедия
«Бульвар Са́нсет»[1] (англ. Sunset Boulevard, 1950) — фильм-нуар американского режиссёра Билли Уайлдера о трагедии забытых «звёзд» Голливуда. Был восторженно встречен критиками и публикой. Получил три премии Американской киноакадемии (номинирован на одиннадцать).
Главные роли исполняют Уильям Холден и Глория Свенсон. «Бульвар Сансет» снискал репутацию одного из лучших фильмов Б. Уайлдера[2], «лучшей кинокартины в истории о „подводных камнях“ Голливуда»[3] и периодически включается в списки лучших фильмов всех времён[4], например, по версии IMDb[5].
Сюжет
Фильм начинается с кадра тела Гиллиса, плавающего в бассейне на бульваре Сансет, после чего его же закадровый голос рассказывает историю, которая привела к его гибели. Изначально планировалось показать, что труп Гиллиса рассказывает эту историю другим трупам в морге. Однако на тестовых просмотрах эта сцена вызывала хохот в зале, и её убрали[6].
Молодой сценарист Джо Гиллис безуспешно пытается найти своё место в Голливуде, но его работа остаётся невостребованной. Случайно он попадает в заброшенный с виду особняк на бульваре Сансет; хозяйкой особняка оказывается знаменитая в прошлом «звезда» немого кино Норма Десмонд[7]. Стареющая актриса отказывается признавать, что она давно забыта публикой и не нужна в современном кино: она живёт в иллюзорном мире, где по-прежнему остаётся великой актрисой и кумиром миллионов; мечтает сыграть Саломею и пишет для себя сценарий. В поддержании иллюзий Норме Десмонд помогает дворецкий Макс, регулярно посылающий ей письма от мнимых поклонников. По ходу действия выясняется, что Макс — некогда знаменитый режиссёр немого кино и первый муж актрисы.
Неохотно уступая воле деспотичной звезды, Гиллис остаётся жить в особняке на её содержании и помогает работать над безнадёжным сценарием. Однако вскоре у него завязывается роман с молодой девушкой, работающей на киностудии, Бетти Шефер. Альфонс поневоле, Гиллис всё больше тяготится своим положением и в конце концов решает уйти от Нормы. Актриса убивает его. К моменту приезда полиции и тележурналистов Норма окончательно теряет связь с реальностью; чтобы выманить её из дома и избежать при этом применения силы, Макс сообщает, что сейчас начнутся съёмки «Саломеи», сцены на лестнице. В образе Саломеи Норма спускается по лестнице — к камерам, которых ей так не хватало, к зрителям, в которых она так нуждалась.
В ролях
Сесил Б. Де Милль и Глория Свенсон
Работа над фильмом
Как утверждает Скотт Эйман в своей книге, посвящённой Луису Б. Майеру, характер Нормы Десмонд был списан главным образом с исключительно скандальной «звезды» немого кино Мэй Мюррей, от которой немало натерпелся и Штрогейм в процессе работы над фильмом «Весёлая вдова»[8].
Название фильма как бы нанесено на бордюрный камень бульвара
Уайлдер, будучи давним поклонником постановщика Штрогейма, буквально напичкал «Бульвар Сансет» многочисленными отсылками к его работам: старый фильм, который Норма Десмонд смотрит в своём домашнем кинотеатре (вспоминая лучшие годы), — не что иное, как «Королева Келли» с Глорией Свенсон в главной роли, а в некоторых сценах мелькает герань — цветок, внимание которому Штрогейм уделял едва ли не в каждой своей ленте[9].
Доподлинно известно, что на закрытом показе фильма на киностудии Paramount Pictures маститый продюсер Луи Майер категорически его не принял, придя в ярость: «Ты ублюдок, ты опозорил индустрию, которая тебя вырастила и кормит. Тебя надо вымазать дегтем, облепить перьями и выгнать из Голливуда!» — кричал он Уайлдеру[9].
На роль Нормы Десмонд приглашались настоящие кумиры экрана периода немого кино: Мэй Уэст, Пола Негри, Грета Гарбо, Мэри Пикфорд. После их отказа роль досталась Глории Свенсон. В результате «Бульвар Сансет» стал её триумфальным возвращением в кинематограф[10], чего так и не дождалась героиня фильма.
Режиссёр картины Билли Уайлдер стремился биографически сблизить своих актёров с их персонажами. Поэтому участие в фильме «звёзд» прошлого не ограничивается Глорией Свенсон. В ролях второго плана и в эпизодах заняты великие режиссёры немого кино — Эрих фон Штрогейм (играет первого мужа Нормы, из любви к ней унизившегося до роли дворецкого), Сесил Б. Де Милль (играющий самого себя буквально, его называют по имени и герои, и сотрудники студии) и легендарный комик, соперник Чарлза Чаплина, Бастер Китон (гость на игре в бридж, пасующий «смокинг»). Самих себя в фильме играют также легендарная светская хроникёрша Хедда Хоппер, кинодива Анна Нильсон и др.[11]
Премии
«Бульвар Сансет» был номинирован на премию «Оскар» как лучший фильм, лучшая режиссёрская работа (Уайлдер), лучшая мужская роль (Холден), лучшая женская роль (Свенсон), лучшая мужская роль второго плана (Штрогейм), лучшая женская роль второго плана (Нэнси Олсон), лучшая операторская работа (Джон Зейтц), лучший монтаж (Артур Шмидт, Доэйн Харрисон), однако большая часть этих наград досталась другому фильму о превратностях актёрской славы — «Всё о Еве» Джозефа Манкевича.
Адаптации
Интересные факты
- Герой Эриха фон Штрогейма носит белые перчатки, явная отсылка к фильму Великая иллюзия.
Примечания
- ↑ Дословно название улицы, где происходит основное действие фильма, переводится как «Бульвар заходящего солнца». Это название выбрано не случайно, так как и главная героиня Норма Десмонд, и бывший режиссёр, а ныне дворецкий Макс фон Майерлинг, и гости Нормы Десмонд — это «зашедшие солнца» кинематографа, «звёзды» немого кино.
- ↑ Фильм-Престиж :: «Бульвар Сансет» /Sunset Blvd./
- ↑ Sunset Boulevard (1950) (англ.). Rotten Tomatoes. Проверено 16 июля 2013.
- ↑ Sunset Blvd. | BFI | British Film Institute
- ↑ IMDb Top 250
- ↑ Sunset Boulevard (1950) — Trailers, Reviews, Synopsis, Showtimes and Cast — AllMovie
- ↑ Имя Нормы Десмонд является сочетанием имён актёров Мэйбл Норманд и Уильяма Дезмонда Тейлора, замешанных в начале 1920-х годов в скандале, связанном с убийством последнего. См.: Staggs, Sam: Close-up on Sunset Boulevard: Billy Wilder, Norma Desmond and the Dark Hollywood Dream. St. Martin’s Griffin Books, 2002. Звучащие в фильме имена «Норма», «Десмонд» и «Гордон Коул» использованы в сериале «Твин Пикс», который снял Дэвид Линч, называющий «Бульвар Сансет» своим любимым фильмом.
- ↑ Scott Eyman. Lion of Hollywood: The Life and Legend of Louis B. Mayer. — Simon & Schuster, 2005. — ISBN 0-7432-0481-6. (англ.)
- ↑ 1 2 Анна Наринская. Резать по немому (рус.). Коммерсантъ (14 декабря 2012). Проверено 16 июля 2013.
- ↑ Сансет бульвар (Sunset Blvd., 1950). Фильм. Ру
- ↑ Sunset Boulevard (1950)
См. также
- Что случилось с Бэби Джейн? — фильм, в котором обыграны многие мотивы и темы «Бульвара Сансет»
- Малхолланд Драйв — другой фильм о превратностях голливудской славы, названный в честь одной из главных улиц Лос-Анджелеса
Литература
- Кукаркин А. Бульвар заходящего солнца // Кукаркин А., Бояджиев Г., Шнеерсон Г., Чегодаев А. Кино, театр, музыка, живопись в США. — М.: Знание, 1964. — С. 13—42. — 348 с. — 100 000 экз.
- Фильм также упоминается в одной из книг Себастьяна Жапризо
Ссылки
Бульвар Сансет (фильм) — Википедия
«Бульвар Са́нсет»[1] (англ. Sunset Boulevard, 1950) — фильм-нуар американского режиссёра Билли Уайлдера о трагедии забытых «звёзд» Голливуда. Был восторженно встречен критиками и публикой. Получил три премии Американской киноакадемии (номинирован на одиннадцать).
Главные роли исполняют Уильям Холден и Глория Свенсон. «Бульвар Сансет» снискал репутацию одного из лучших фильмов Б. Уайлдера[2], «лучшей кинокартины в истории о „подводных камнях“ Голливуда»[3] и периодически включается в списки лучших фильмов всех времён[4], например, по версии IMDb[5].
Сюжет
Фильм начинается с кадра тела Гиллиса, плавающего в бассейне на бульваре Сансет, после чего его же закадровый голос рассказывает историю, которая привела к его гибели. Изначально планировалось показать, что труп Гиллиса рассказывает эту историю другим трупам в морге. Однако на тестовых просмотрах эта сцена вызывала хохот в зале, и её убрали[6].
Молодой сценарист Джо Гиллис безуспешно пытается найти своё место в Голливуде, но его работа остаётся невостребованной. Случайно он попадает в заброшенный с виду особняк на бульваре Сансет; хозяйкой особняка оказывается знаменитая в прошлом «звезда» немого кино Норма Десмонд[7]. Стареющая актриса отказывается признавать, что она давно забыта публикой и не нужна в современном кино: она живёт в иллюзорном мире, где по-прежнему остаётся великой актрисой и кумиром миллионов; мечтает сыграть Саломею и пишет для себя сценарий. В поддержании иллюзий Норме Десмонд помогает дворецкий Макс, регулярно посылающий ей письма от мнимых поклонников. По ходу действия выясняется, что Макс — некогда знаменитый режиссёр немого кино и первый муж актрисы.
Неохотно уступая воле деспотичной звезды, Гиллис остаётся жить в особняке на её содержании и помогает работать над безнадёжным сценарием. Однако вскоре у него завязывается роман с молодой девушкой, работающей на киностудии, Бетти Шефер. Альфонс поневоле, Гиллис всё больше тяготится своим положением и в конце концов решает уйти от Нормы. Актриса убивает его. К моменту приезда полиции и тележурналистов Норма окончательно теряет связь с реальностью; чтобы выманить её из дома и избежать при этом применения силы, Макс сообщает, что сейчас начнутся съёмки «Саломеи», сцены на лестнице. В образе Саломеи Норма спускается по лестнице — к камерам, которых ей так не хватало, к зрителям, в которых она так нуждалась.
В ролях
Сесил Б. Де Милль и Глория Свенсон
Работа над фильмом
Как утверждает Скотт Эйман в своей книге, посвящённой Луису Б. Майеру, характер Нормы Десмонд был списан главным образом с исключительно скандальной «звезды» немого кино Мэй Мюррей, от которой немало натерпелся и Штрогейм в процессе работы над фильмом «Весёлая вдова»[8].
Название фильма как бы нанесено на бордюрный камень бульвара
Уайлдер, будучи давним поклонником постановщика Штрогейма, буквально напичкал «Бульвар Сансет» многочисленными отсылками к его работам: старый фильм, который Норма Десмонд смотрит в своём домашнем кинотеатре (вспоминая лучшие годы), — не что иное, как «Королева Келли» с Глорией Свенсон в главной роли, а в некоторых сценах мелькает герань — цветок, внимание которому Штрогейм уделял едва ли не в каждой своей ленте[9].
Доподлинно известно, что на закрытом показе фильма на киностудии Paramount Pictures маститый продюсер Луи Майер категорически его не принял, придя в ярость: «Ты ублюдок, ты опозорил индустрию, которая тебя вырастила и кормит. Тебя надо вымазать дегтем, облепить перьями и выгнать из Голливуда!» — кричал он Уайлдеру[9].
На роль Нормы Десмонд приглашались настоящие кумиры экрана периода немого кино: Мэй Уэст, Пола Негри, Грета Гарбо, Мэри Пикфорд. После их отказа роль досталась Глории Свенсон. В результате «Бульвар Сансет» стал её триумфальным возвращением в кинематограф[10], чего так и не дождалась героиня фильма.
Режиссёр картины Билли Уайлдер стремился биографически сблизить своих актёров с их персонажами. Поэтому участие в фильме «звёзд» прошлого не ограничивается Глорией Свенсон. В ролях второго плана и в эпизодах заняты великие режиссёры немого кино — Эрих фон Штрогейм (играет первого мужа Нормы, из любви к ней унизившегося до роли дворецкого), Сесил Б. Де Милль (играющий самого себя буквально, его называют по имени и герои, и сотрудники студии) и легендарный комик, соперник Чарлза Чаплина, Бастер Китон (гость на игре в бридж, пасующий «смокинг»). Самих себя в фильме играют также легендарная светская хроникёрша Хедда Хоппер, кинодива Анна Нильсон и др.[11]
Премии
«Бульвар Сансет» был номинирован на премию «Оскар» как лучший фильм, лучшая режиссёрская работа (Уайлдер), лучшая мужская роль (Холден), лучшая женская роль (Свенсон), лучшая мужская роль второго плана (Штрогейм), лучшая женская роль второго плана (Нэнси Олсон), лучшая операторская работа (Джон Зейтц), лучший монтаж (Артур Шмидт, Доэйн Харрисон), однако большая часть этих наград досталась другому фильму о превратностях актёрской славы — «Всё о Еве» Джозефа Манкевича.
Адаптации
Интересные факты
- Герой Эриха фон Штрогейма носит белые перчатки, явная отсылка к фильму Великая иллюзия.
Примечания
- ↑ Дословно название улицы, где происходит основное действие фильма, переводится как «Бульвар заходящего солнца». Это название выбрано не случайно, так как и главная героиня Норма Десмонд, и бывший режиссёр, а ныне дворецкий Макс фон Майерлинг, и гости Нормы Десмонд — это «зашедшие солнца» кинематографа, «звёзды» немого кино.
- ↑ Фильм-Престиж :: «Бульвар Сансет» /Sunset Blvd./
- ↑ Sunset Boulevard (1950) (англ.). Rotten Tomatoes. Проверено 16 июля 2013.
- ↑ Sunset Blvd. | BFI | British Film Institute
- ↑ IMDb Top 250
- ↑ Sunset Boulevard (1950) — Trailers, Reviews, Synopsis, Showtimes and Cast — AllMovie
- ↑ Имя Нормы Десмонд является сочетанием имён актёров Мэйбл Норманд и Уильяма Дезмонда Тейлора, замешанных в начале 1920-х годов в скандале, связанном с убийством последнего. См.: Staggs, Sam: Close-up on Sunset Boulevard: Billy Wilder, Norma Desmond and the Dark Hollywood Dream. St. Martin’s Griffin Books, 2002. Звучащие в фильме имена «Норма», «Десмонд» и «Гордон Коул» использованы в сериале «Твин Пикс», который снял Дэвид Линч, называющий «Бульвар Сансет» своим любимым фильмом.
- ↑ Scott Eyman. Lion of Hollywood: The Life and Legend of Louis B. Mayer. — Simon & Schuster, 2005. — ISBN 0-7432-0481-6. (англ.)
- ↑ 1 2 Анна Наринская. Резать по немому (рус.). Коммерсантъ (14 декабря 2012). Проверено 16 июля 2013.
- ↑ Сансет бульвар (Sunset Blvd., 1950). Фильм. Ру
- ↑ Sunset Boulevard (1950)
См. также
- Что случилось с Бэби Джейн? — фильм, в котором обыграны многие мотивы и темы «Бульвара Сансет»
- Малхолланд Драйв — другой фильм о превратностях голливудской славы, названный в честь одной из главных улиц Лос-Анджелеса
Литература
- Кукаркин А. Бульвар заходящего солнца // Кукаркин А., Бояджиев Г., Шнеерсон Г., Чегодаев А. Кино, театр, музыка, живопись в США. — М.: Знание, 1964. — С. 13—42. — 348 с. — 100 000 экз.
- Фильм также упоминается в одной из книг Себастьяна Жапризо
Ссылки
Самые крутые бродвейские мюзиклы: от «Анастасии» до «Сансет бульвара»
Анастасия и другие русские
«Анастасия» (Anastasia) Broadhurst Theatre. 2 номинации Tony, 9 номинаций Drama Desk, 13 номинаций и одна премия Outer Critics’Circle.
Совсем новое шоу, задуманное в России и стартовавшее на Бродвее буквально на днях. Мюзикл основан на известном диснеевском мультфильме о русской царевне Анастасии, выжившей после расстрела семьи Романовых. Композитор Стивен Флаэрти дописал для него большое количество музыкального материала, развивающего интонации знаменитого вальса из этого мультфильма «Once upon a December». Номинацию Tony за лучшую женскую роль второго плана получила обаятельнейшая, аристократичная Мэри Бет Пейл (императрица Мария Федоровна), а также художница китайского происхождения Линда Чо за великолепные костюмы. По версии премии Drama Desk, которая охватывает не только Бродвей, но и off, «Анастасия» — и лучший мюзикл, и лучшая партитура Флаэрти, и лучшее либретто Теренса Макнелли, и лучшие артисты, и лучший саунд-дизайн, и лучшие видеопроекции, которые выглядят реальнее самой реальности. Ну а 13 номинациями Outer Critics’Circle можно гордиться особо: столь явное расположение критики — это серьезно.
Дизайнер костюмов использовала в своем решении образы Русского бала 1903 года, приуроченного к 290-летию Дома Романовых, ставшего грандиозным культурным событием начала ХХ века. Русские придворные, наряженные в допетровские костюмы, обошедшиеся им в целые состояния, поучаствовали в фотосессии. На основе этих фото были созданы игральные карты «Русский стиль», которые до сих пор продаются в любой книжной лавке. Кстати, этот последний факт не был известен артистам мюзикла, с которыми обозреватель «МК» встретилась после премьеры. Да и вообще надо отметить, что в брифинге с участием представителей российской прессы и кастом мюзикла «Анастасия» больше говорили россияне, нежели американцы: артистам было ужасно интересно, как первые русские зрители восприняли американское виденье нашей истории, культуры, характеров. А виденье это оказалось очень уважительным, трогательным и увлекательным. Во-первых, никакого Распутина! Исторические события 1917–1918 годов разъяснены аккуратно и мягко. Чекист Глеб в исполнении Рамина Каримлу (один из лучших Призраков в мюзикле «Призрак оперы») хоть и злодей, но весьма обаятелен. Комическая пара графиня Лили и авантюрист Влад (Кэролайн О’ Коннор и Джон Болтон) будто влетели в этот спектакль из старой доброй оперетты. Спектакль завершается хеппи-эндом: Анастасия (дебютантка Бродвея Кристи Алтомар), которой удается доказать свое царское происхождение, предпочитает любовь и личное счастье сомнительной и рискованной исторической миссии. А на мой вопрос молодому актеру Дереку Клене, игравшему роль Дмитрия, бойфренда несостоявшейся царевны, о том, куда, по его мнению, отправились герои искать свое счастье, он, слегка задумавшись, предположил: «В Америку?..»
Мэри Бет Пейл — исполнительница роли русской императрицы. Фото: Мария Гордова
В 2018 году этот мюзикл будет поставлен в Москве. Причем артисты, режиссура, хореография — все (или почти все) будет нашим собственным. Кроме России это шоу появится в Испании, Германии, Франции, Мексике, Японии, Южной Корее — где-то в виде точной реплики, где-то в оригинальной версии. В чем же секрет такой востребованности? Скорее всего, в безусловной трогательности истории и в яркости музыкального материала, доступного и жанрово определенного — вальсы, польки, танго и романсы.
«Наташа, Пьер и Большая комета 1812 года» (Natasha, Pierre & Great Comet of 1812). Imperial Theatre. 12 номинаций Tony, 2 премии Outer Critics’Circle, 4 номинации Drama Desk (оценивались только измененные элементы — данная премия отметила это шоу в прошлом сезоне, когда оно еще было офф-бродвейским).
«МК» уже писал об этом шоу и его авторе Дэйве Маллое, который весьма радикально обработал Льва Толстого. Добавлю, что «Большая комета» — серьезная композиторская работа. Здесь нет разговорных диалогов, музыкальная драматургия построена на сквозном развитии, язык основан на синтезе самых различных стилей — от кантри и шотландской баллады до псевдорусской гармошечной «умца-умца» в ее балканском варианте. Композитор явно любит Тома Уэйтса, а также (сам в этом признавался) наслушался Владимира Высоцкого. Ну а тот факт, что «Комету» заценил сам великий Стивен Сондхайм, очень многое говорит о ее партитуре.
«Американ пай» с человечинкой
«Суини Тодд: демон-парикмахер с Флит-Стрит» (Sweeney Todd: The Demon Barber of Fleet Street). Barrow Street Theatre. 7 номинаций Drama Desk.
Шедевр Стивена Сондхайма Drama Desk номинировала как лучший ревайвл (возобновление), а также отметила режиссуру Билла Бакхерста и многое другое. Сам Сондхайм за свой мюзикл, написанный в 1979 году, все свои награды, в том числе Tony, давно уже отхватил. Это типичный офф-бродвейский спектакль (если даже не офф-офф). Напомню: классификация нью-йоркских театров изначально чисто количественная. Театры Бродвея — более 500 мест, офф-Бродвей 100-499. Офф-офф — менее 100. Однако вот уже полвека бродвейский театр как художественное явление — это пример коммерческого искусства, ориентированного на массового зрителя, покупающего дорогие билеты. Это высококачественный театр, нередко поднимающий серьезные темы, но все же находящийся на территории entertainment, то есть развлечения. Впрочем, офф- и офф-офф-бродвейские шоу тоже не дешевы. К примеру, билет на этот самый «Суини Тодд», поставленный в театре на Barrow Street в Гринвич Хаусе очень камерно, с акустическим звуком, при участии всего восьмерых актеров и трех музыкантов, стоит 160 долларов. Правда, за эти деньги вы не только станете участником жутких событий в «Харрингтонском Пай энд Маш Шоп», но съедите мясной пирог (не забывая, что, согласно сюжету этого музыкального триллера, фарш для пирогов готовился из убитых людей) с нежным картофельным пюре и запьете его стаканчиком вина. Но главное — увидите поразительный спектакль, в котором слились драматизм, черный юмор, эксцентрика, хоррор, фантастическая музыкальность артистов и артистичность инструментального ансамбля, помноженные на атмосферу задрипанного дома культуры (шоу идет в здании Гринвич Хаус, построенного в 1902 году, — это американский вариант советских ДК с большим количеством социально-культурных миссий) и дух отнюдь не респектабельного лондонского паба.
Впрочем, публика на этом шоу собралась весьма респектабельная. Но не совсем такая, как на бродвейских шоу. О нью-йоркской публике — отдельно.
Такая публика ходит на бродвейские премьеры. Фото: Мария Гордова
Антракт
Ну, во-первых, залы везде полны. На новых спектаклях, на старых, дневных (по субботам, воскресеньям и средам есть дневные представления), вечерних. Аудитория почти вся не случайная: люди точно знают, на что идут. Возрастная на «Сансет Бульваре», молодежная на «Дне сурка», фрики и профессионалы на «Суини Тодде». Непривычно много мужчин, которые, согласно статистике, составляют треть бродвейской публики. Но не офф-бродвейской: здесь как раз мужчин больше половины. Правда, не совсем традиционных. Что всех объединяет — манера поведения: свободная, открытая, искренняя. Почти детская. Вот маленький герой мюзикла «Школа рока», закомплексованный, неуклюжий, жалкий, признается учителю: «Я не крутой…» И весь зал (взрослый!) громко и сочувственно реагирует не поддающимся описанием возгласом: «Ууооааоуу!» А когда учитель объясняет ребенку, что он не прав — конечно, он крут, — эта самая публика разражается овацией. Слез не стесняется никто — ни женщины, ни мужчины. Мои соседи справа на мюзикле «Сансет Бульвар» — муж и жена — плакали вместе со мной на последнем появлении Глен Клоуз. А уж что творится на «Мисс Сайгон», сказать нельзя. На поклоне артистов все сразу встают и аплодируют только стоя. У нас такое можно наблюдать в провинции, где непосредственность еще не задавлена напряженным высокомерием. Такой прием публики вовсе не является свидетельством всеядного идиотизма. Все наоборот: эта публика способна адекватно оценить высокое качество зрелища. Или забраковать его. Моя соседка справа рассказала, что живет в Индианаполисе. Она — фанат Бродвея (так и сказала — fan), приезжает в Нью-Йорк регулярно, чтобы посмотреть все новинки. Таких там очень много.
День сурка, старая актриса и вундеркинды
«День сурка» (Groundhog Day. The musical.) August Wilson Theatre. 7 номинаций Tony, 1 номинация Drama Desk, 5 номинаций и одна премия Outer Critics’Circle.
Мюзикл, поставленный по известной голливудской кинокомедии с Биллом Мюрреем в главной роли — пример нового поколения бродвейских шоу. Никаких видеопроекций в сценографии, никаких банальных танцев в хореографии, никаких жанровых стандартов в музыке — сумасшедший темп развития событий, драматургический драйв, от которого захватывает дух, и обилие трюков, которым может позавидовать самый крутой иллюзионист. Прекрасный актер Энди Карл, номинированный всеми премиями и уже получивший Outer Critics’Circle, — один из тех, о ком можно сказать: образцовый бродвейский артист, равно хорошо владеющий актерским мастерством, вокалом, пластикой и обладающий мощной харизмой. В какой-то момент обнаружила себя сидящей со слегка приоткрытым ртом. Это случилось в эпизоде, когда герой, замучившись заново проживать один и тот же день, решает покончить с собой. Сцена построена как единый музыкальный номер, в котором Фил Коннорс (Энди Карл) пробует разные способы самоубийства, но снова и снова обнаруживает себя в своей кровати. В тот момент, когда он, не переставая петь, залез в ванну, бросил туда включенный тостер и задернул штору, а ровно через секунду вылез из-под одеяла кровати, стоявшей за три метра от ванны, рот у меня и открылся. Второй раз он открылся, когда на сцене была погоня: за машиной, в которой наш пьяный герой мчался по улицам, гнались две полицейские машины. Все это мы, зрители, видели как бы с высоты птичьего полета: крыши домов, маленькие машины, сирены, фары… А сделано это было при помощи черного кабинета, нескольких актеров, держащих на палочках бутафорские крыши домиков и машинки, гениального света и очень точного понимания людей на сцене, что, как и в какой момент они делают. Так что, если вам будут говорить про дорогостоящую технику, которая делает на Бродвее чудеса, не верьте. Чудеса там делают люди, которые являются настоящими профессионалами, уважающими бродвейскую публику, которой невозможно впарить некачественный продукт. Она просто перестанет покупать билеты. И тогда ваше шоу умрет никем не оплаканное, а вы будете ломать голову, что вам делать с инвесторами.
«Сансет Бульвар» (Sunset Boulevard) Palace Theatre. 1 номинация Outer Critics’Circle, 1 номинация Drama Desk.
Не отказала себе в удовольствии посмотреть классический «Сансет Бульвар» с изумительной музыкой Ллойда Уэббера и живой Глен Клоуз в главной роли. 70-летняя актриса выходит ежедневно на сцену (по субботам — дважды) и выкладывается в полной мере, не щадя своих сил и психики. И хотя ни спектакль, ни ее работа не слишком впечатлили экспертов премий, публика голосует за него по-своему: ежедневные аншлаги, овации, слезы на глазах зрителей.
И еще один чудесный спектакль с музыкой Ллойда Уэббера — «Школа рока». Это совсем не детский мюзикл, в котором играют дети. Много детей. И все они — вундеркинды, поющие, танцующие, играющие на музыкальных инструментах — виолончели, рояле, гитаре, бас-гитаре, ударных. Что убеждает: у Бродвея есть неисчерпаемый человеческий ресурс.
Нельзя не упомянуть мюзикл, который мне так и не довелось посмотреть: феноменальный «Hamilton», идущий не первый сезон, все премии уже получивший. Попасть на него невозможно. Билеты проданы больше чем на год вперед. Самый дешевый стоит 350 долларов. Теоретически. В продаже их нет. О нем говорят все — иронизируют, завидуют, восторгаются. После «Большой кометы» актеры провели благотворительный аукцион. Прозвучала шутка: если все мы скинемся по 10 долларов, нам, может быть, хватит на один билет на «Hamilton». На офф-Бродвее даже запустили пародию под названием «Спамильтон». Пожалуй, после «Призрака оперы» Бродвей (и не только — спектакль будут ставить в Лондоне, так вот билеты на 2018 год уже заканчиваются) впервые переживает такой невероятный бум вокруг мюзикла.
Еще мне очень хотелось рассказать о том, какой звук в бродвейских театрах. И в офф-бродвейских. О звуковых дизайнерах, о художественных задачах, которые они решают, об аппаратуре и работе с ней. Об акустических эффектах. О технологии «ведения» индивидуального микрофона артиста через все пространство зала. Но — не буду. Это опасно: тот, кому это понятно, может застрелиться от зависти, а тот, кому это безразлично, не впечатлится. И еще спросит: а зачем все это? У нас и так все хорошо…
Как Бродвей выполняет госзадание
Если бы у Бродвея, как у российских государственных театров, было госзадание, то отчет по нему выглядел бы так:
За минувший сезон бродвейские театры приняли 13 миллионов 300 тысяч зрителей. Билетов продано на 1 миллиард 367 миллионов долларов. Выпущено 39 новых спектаклей. Прирост зрителей составил 7,2% за год. 63% публики — это туристы, преимущественно (45%) — американцы, которые являются основным потребителем бродвейской продукции. 18% — иностранцы. Огромное количество американских туристов специально приезжают в Нью-Йорк для посещения бродвейских спектаклей. Каждый день под знаменитой лестницей на Тайм-сквер собирается огромная очередь — здесь можно купить билет за полцены на хорошие места в день представления. Полцены на хорошие места — это не менее 90 долларов. Потому что полная цена такого удобного места — 200–300 долларов. В начале проката нового шоу американцев в зале большинство. Затем процентное соотношение смещается в сторону иностранных туристов, которые также приезжают специально для просмотра бродвейских шоу. Впрочем, когда спектакль идет долго или возобновляется (как «Призрак оперы», «Отверженные», «Мисс Сайгон», «Cats» и др.), то появляется очередное поколение американцев, которому интересны не только новые форматы, но и старая добрая классика. Есть огромные отели, расположенные возле Бродвея, заполненные бродвееманами, которые тратят немалые деньги не только на билеты, сувенирную продукцию и недешевое шампанское в антракте, но и на свое пребывание в этом огромном городе. Так театр приносит прибыли не только создателям шоу, но и многоликому мегаполису, одно из лиц которого — театральная маска.
Сансет бульвар (фильм) — это… Что такое Сансет бульвар (фильм)?
- Сансет бульвар (фильм)
«Бульвар Сансет» (англ. Sunset Blvd, 1950) — американский художественный фильм Билли Уайлдера о трагедии забытых «звёзд» киноэкрана. Создан в стилистике фильма-нуар. Был восторженно встречен критиками и публикой. Получил три премии Американской киноакадемии (номинирован на одиннадцать). Считается одним из лучших фильмов Б. Уайлдера[1] и периодически включается в «списки лучших фильмов всех времён».
Сюжет
Молодой сценарист Джо Гиллис безуспешно пытается найти своё место в Голливуде, однако его работа остаётся невостребованной. Как-то раз он случайно попадает в особняк на Бульваре Сансет. Хозяйкой особняка оказывается знаменитая в прошлом «звезда экрана» Норма Десмонд. Стареющая Десмонд не желает признавать, что она полностью забыта публикой и не нужна в современном кино. Она живёт в иллюзорном мире, где она по-прежнему великая актриса и кумир миллионов. В поддержании этих иллюзий ей помогает камердинер Макс, который шлёт ей многочисленные мнимые письма от поклонников. Гиллис остаётся жить в особняке на содержании Нормы Десмонд. Однако вскоре у него завязывается роман с молодой девушкой, работающей на киностудии. Ему становится невыносимым его унизительное положение, и Гиллис разрывает связь с Десмонд. Актриса убивает его. К моменту приезда полиции она окончательно безумна.
В ролях
Интересные факты
- Фильм начинается с кадра тела Гиллиса, плавающего в бассейне, и его же закадровый голос рассказывает историю его гибели.
- Дословно название улицы, где происходит основное действие фильма, переводится как «Бульвар заходящего солнца». Это название выбрано не случайно, так как и главная героиня Норма Десмонд, и бывший режиссёр, а ныне дворецкий Макс фон Майерлинг, и гости Нормы Десмонд — это «зашедшие солнца» кинематографа, «звёзды» немого кино.
- На роль Нормы Десмонд приглашались настоящие кумиры экрана периода немого кино: Мэй Уэст, Пола Негри, Грета Гарбо, Мэри Пикфорд. После их отказа роль досталась Глории Свенсон. В результате «Бульвар Сансет» стал триумфальным возвращением её на экраны[2], чего так и не дождалась героиня фильма.
- Режиссёр картины Билли Уайлдер стремился биографически сблизить своих актёров с их персонажами. Поэтому участие в фильме «звёзд» прошлого не ограничивается Глорией Свенсон. В ролях второго плана и эпизодах заняты великие режиссёры немого кино Эрих фон Штрогейм, Сесил Б. Де Милль и легендарный комик Бастер Китон. Саму себя в картине также играет Хедда Хоппер, актриса и журналистка, специализирующаяся на светских сплетнях[3].
- «Бульвар Сансет» был номинирован на премию «Оскар» как лучший фильм, лучшая режиссёрская работа (Уайлдер), лучшая мужская роль (Холден), лучшая женская роль (Свенсон), лучшая мужская роль второго плана (Штрогейм), лучшая женская роль второго плана (Нэнси Олсон), лучшая операторская работа (Джон Сайтц), лучший монтаж (Артур Шмидт, Доэйн Харрисон), однако большая часть этих наград досталась фильму «Всё о Еве» Джозефа Манкевича
Премии
Примечания
Источники
Ссылки
См. также
Ссылки
Wikimedia Foundation.
2010.
- Санси
- Санси-ле-Шмино
Смотреть что такое «Сансет бульвар (фильм)» в других словарях:
Бульвар Сансет (фильм) — У этого термина существуют и другие значения, см. Бульвар Сансет (значения). Бульвар Сансет Sunset Boulevard … Википедия
Бульвар Сансет (значения) — Бульвар Сансет улица в Лос Анджелесе, Калифорния Бульвар Сансет (фильм) фильм Билли Уайлдера (1950), действие которого происходит в особняке на бульваре. Бульвар Сансет (мюзикл) мюзикл 1993 года, написанный на основе сценария… … Википедия
Бульвар Сансет (мюзикл) — У этого термина существуют и другие значения, см. Бульвар Сансет (значения). Бульвар Сансет Sunset Boulevard … Википедия
Бульвар Сансет — У этого термина существуют и другие значения, см. Бульвар Сансет (значения). Бульвар Сансет (англ. … Википедия
Фильм-нуар — У этого термина есть другие значения: см. Нуар (значения) Нуар (фр. noir «чёрный») направление в американском кинематографе 1940 х 1950 х годов, позднее распространившееся в ряде европейских стран, а также в Японии. Единого общепринятого… … Википедия
Фильм нуар — У этого термина есть другие значения: см. Нуар (значения) Нуар (фр. noir «чёрный») направление в американском кинематографе 1940 х 1950 х годов, позднее распространившееся в ряде европейских стран, а также в Японии. Единого общепринятого… … Википедия
Потерянный уикэнд (фильм) — У этого термина существуют и другие значения, см. Потерянный уикэнд. Потерянный уикэнд The Lost Weekend … Википедия
Премия «Оскар» за лучший фильм — престижная награда Американской академии киноискусства, присуждаемая ежегодно. Ниже перечислены фильмы, удостоенные этой награды с момента учреждения премии, а также картины номинанты. Содержание 1 Интересные факты 2 Победители и номинанты … Википедия
Пролетая над гнездом кукушки (фильм) — Пролетая над гнездом кукушки One Flew Over the Cuckoo’s Nest … Википедия
Титаник (фильм, 1997) — Это статья о фильме 1997 года, возможно, вы искали статью о фильме другого года. См. Титаник (значения). Титаник Titanic … Википедия
Бульвар Сансет (фильм) — Википедия. Что такое Бульвар Сансет (фильм)
«Бульвар Са́нсет»[1] (англ. Sunset Boulevard, 1950) — фильм-нуар американского режиссёра Билли Уайлдера о трагедии забытых «звёзд» Голливуда. Был восторженно встречен критиками и публикой. Получил три премии Американской киноакадемии (номинирован на одиннадцать).
Главные роли исполняют Уильям Холден и Глория Свенсон. «Бульвар Сансет» снискал репутацию одного из лучших фильмов Б. Уайлдера[2], «лучшей кинокартины в истории о „подводных камнях“ Голливуда»[3] и периодически включается в списки лучших фильмов всех времён[4], например, по версии IMDb[5].
Сюжет
Фильм начинается с кадра тела Гиллиса, плавающего в бассейне на бульваре Сансет, после чего его же закадровый голос рассказывает историю, которая привела к его гибели. Изначально планировалось показать, что труп Гиллиса рассказывает эту историю другим трупам в морге. Однако на тестовых просмотрах эта сцена вызывала хохот в зале, и её убрали[6].
Молодой сценарист Джо Гиллис безуспешно пытается найти своё место в Голливуде, но его работа остаётся невостребованной. Случайно он попадает в заброшенный с виду особняк на бульваре Сансет; хозяйкой особняка оказывается знаменитая в прошлом «звезда» немого кино Норма Десмонд[7]. Стареющая актриса отказывается признавать, что она давно забыта публикой и не нужна в современном кино: она живёт в иллюзорном мире, где по-прежнему остаётся великой актрисой и кумиром миллионов; мечтает сыграть Саломею и пишет для себя сценарий. В поддержании иллюзий Норме Десмонд помогает дворецкий Макс, регулярно посылающий ей письма от мнимых поклонников. По ходу действия выясняется, что Макс — некогда знаменитый режиссёр немого кино и первый муж актрисы.
Неохотно уступая воле деспотичной звезды, Гиллис остаётся жить в особняке на её содержании и помогает работать над безнадёжным сценарием. Однако вскоре у него завязывается роман с молодой девушкой, работающей на киностудии, Бетти Шефер. Альфонс поневоле, Гиллис всё больше тяготится своим положением и в конце концов решает уйти от Нормы. Актриса убивает его. К моменту приезда полиции и тележурналистов Норма окончательно теряет связь с реальностью; чтобы выманить её из дома и избежать при этом применения силы, Макс сообщает, что сейчас начнутся съёмки «Саломеи», сцены на лестнице. В образе Саломеи Норма спускается по лестнице — к камерам, которых ей так не хватало, к зрителям, в которых она так нуждалась.
В ролях
Сесил Б. Де Милль и Глория Свенсон
Работа над фильмом
Как утверждает Скотт Эйман в своей книге, посвящённой Луису Б. Майеру, характер Нормы Десмонд был списан главным образом с исключительно скандальной «звезды» немого кино Мэй Мюррей, от которой немало натерпелся и Штрогейм в процессе работы над фильмом «Весёлая вдова»[8].
Название фильма как бы нанесено на бордюрный камень бульвара
Уайлдер, будучи давним поклонником постановщика Штрогейма, буквально напичкал «Бульвар Сансет» многочисленными отсылками к его работам: старый фильм, который Норма Десмонд смотрит в своём домашнем кинотеатре (вспоминая лучшие годы), — не что иное, как «Королева Келли» с Глорией Свенсон в главной роли, а в некоторых сценах мелькает герань — цветок, внимание которому Штрогейм уделял едва ли не в каждой своей ленте[9].
Доподлинно известно, что на закрытом показе фильма на киностудии Paramount Pictures маститый продюсер Луи Майер категорически его не принял, придя в ярость: «Ты ублюдок, ты опозорил индустрию, которая тебя вырастила и кормит. Тебя надо вымазать дегтем, облепить перьями и выгнать из Голливуда!» — кричал он Уайлдеру[9].
На роль Нормы Десмонд приглашались настоящие кумиры экрана периода немого кино: Мэй Уэст, Пола Негри, Грета Гарбо, Мэри Пикфорд. После их отказа роль досталась Глории Свенсон. В результате «Бульвар Сансет» стал её триумфальным возвращением в кинематограф[10], чего так и не дождалась героиня фильма.
Режиссёр картины Билли Уайлдер стремился биографически сблизить своих актёров с их персонажами. Поэтому участие в фильме «звёзд» прошлого не ограничивается Глорией Свенсон. В ролях второго плана и в эпизодах заняты великие режиссёры немого кино — Эрих фон Штрогейм (играет первого мужа Нормы, из любви к ней унизившегося до роли дворецкого), Сесил Б. Де Милль (играющий самого себя буквально, его называют по имени и герои, и сотрудники студии) и легендарный комик, соперник Чарлза Чаплина, Бастер Китон (гость на игре в бридж, пасующий «смокинг»). Самих себя в фильме играют также легендарная светская хроникёрша Хедда Хоппер, кинодива Анна Нильсон и др.[11]
Премии
«Бульвар Сансет» был номинирован на премию «Оскар» как лучший фильм, лучшая режиссёрская работа (Уайлдер), лучшая мужская роль (Холден), лучшая женская роль (Свенсон), лучшая мужская роль второго плана (Штрогейм), лучшая женская роль второго плана (Нэнси Олсон), лучшая операторская работа (Джон Зейтц), лучший монтаж (Артур Шмидт, Доэйн Харрисон), однако большая часть этих наград досталась другому фильму о превратностях актёрской славы — «Всё о Еве» Джозефа Манкевича.
Адаптации
Интересные факты
- Герой Эриха фон Штрогейма носит белые перчатки, явная отсылка к фильму Великая иллюзия.
Примечания
- ↑ Дословно название улицы, где происходит основное действие фильма, переводится как «Бульвар заходящего солнца». Это название выбрано не случайно, так как и главная героиня Норма Десмонд, и бывший режиссёр, а ныне дворецкий Макс фон Майерлинг, и гости Нормы Десмонд — это «зашедшие солнца» кинематографа, «звёзды» немого кино.
- ↑ Фильм-Престиж :: «Бульвар Сансет» /Sunset Blvd./
- ↑ Sunset Boulevard (1950) (англ.). Rotten Tomatoes. Проверено 16 июля 2013.
- ↑ Sunset Blvd. | BFI | British Film Institute
- ↑ IMDb Top 250
- ↑ Sunset Boulevard (1950) — Trailers, Reviews, Synopsis, Showtimes and Cast — AllMovie
- ↑ Имя Нормы Десмонд является сочетанием имён актёров Мэйбл Норманд и Уильяма Дезмонда Тейлора, замешанных в начале 1920-х годов в скандале, связанном с убийством последнего. См.: Staggs, Sam: Close-up on Sunset Boulevard: Billy Wilder, Norma Desmond and the Dark Hollywood Dream. St. Martin’s Griffin Books, 2002. Звучащие в фильме имена «Норма», «Десмонд» и «Гордон Коул» использованы в сериале «Твин Пикс», который снял Дэвид Линч, называющий «Бульвар Сансет» своим любимым фильмом.
- ↑ Scott Eyman. Lion of Hollywood: The Life and Legend of Louis B. Mayer. — Simon & Schuster, 2005. — ISBN 0-7432-0481-6. (англ.)
- ↑ 1 2 Анна Наринская. Резать по немому (рус.). Коммерсантъ (14 декабря 2012). Проверено 16 июля 2013.
- ↑ Сансет бульвар (Sunset Blvd., 1950). Фильм. Ру
- ↑ Sunset Boulevard (1950)
См. также
- Что случилось с Бэби Джейн? — фильм, в котором обыграны многие мотивы и темы «Бульвара Сансет»
- Малхолланд Драйв — другой фильм о превратностях голливудской славы, названный в честь одной из главных улиц Лос-Анджелеса
Литература
- Кукаркин А. Бульвар заходящего солнца // Кукаркин А., Бояджиев Г., Шнеерсон Г., Чегодаев А. Кино, театр, музыка, живопись в США. — М.: Знание, 1964. — С. 13—42. — 348 с. — 100 000 экз.
- Фильм также упоминается в одной из книг Себастьяна Жапризо
Ссылки
Бульвар Сансет (фильм) — Википедия. Что такое Бульвар Сансет (фильм)
«Бульвар Са́нсет»[1] (англ. Sunset Boulevard, 1950) — фильм-нуар американского режиссёра Билли Уайлдера о трагедии забытых «звёзд» Голливуда. Был восторженно встречен критиками и публикой. Получил три премии Американской киноакадемии (номинирован на одиннадцать).
Главные роли исполняют Уильям Холден и Глория Свенсон. «Бульвар Сансет» снискал репутацию одного из лучших фильмов Б. Уайлдера[2], «лучшей кинокартины в истории о „подводных камнях“ Голливуда»[3] и периодически включается в списки лучших фильмов всех времён[4], например, по версии IMDb[5].
Сюжет
Фильм начинается с кадра тела Гиллиса, плавающего в бассейне на бульваре Сансет, после чего его же закадровый голос рассказывает историю, которая привела к его гибели. Изначально планировалось показать, что труп Гиллиса рассказывает эту историю другим трупам в морге. Однако на тестовых просмотрах эта сцена вызывала хохот в зале, и её убрали[6].
Молодой сценарист Джо Гиллис безуспешно пытается найти своё место в Голливуде, но его работа остаётся невостребованной. Случайно он попадает в заброшенный с виду особняк на бульваре Сансет; хозяйкой особняка оказывается знаменитая в прошлом «звезда» немого кино Норма Десмонд[7]. Стареющая актриса отказывается признавать, что она давно забыта публикой и не нужна в современном кино: она живёт в иллюзорном мире, где по-прежнему остаётся великой актрисой и кумиром миллионов; мечтает сыграть Саломею и пишет для себя сценарий. В поддержании иллюзий Норме Десмонд помогает дворецкий Макс, регулярно посылающий ей письма от мнимых поклонников. По ходу действия выясняется, что Макс — некогда знаменитый режиссёр немого кино и первый муж актрисы.
Неохотно уступая воле деспотичной звезды, Гиллис остаётся жить в особняке на её содержании и помогает работать над безнадёжным сценарием. Однако вскоре у него завязывается роман с молодой девушкой, работающей на киностудии, Бетти Шефер. Альфонс поневоле, Гиллис всё больше тяготится своим положением и в конце концов решает уйти от Нормы. Актриса убивает его. К моменту приезда полиции и тележурналистов Норма окончательно теряет связь с реальностью; чтобы выманить её из дома и избежать при этом применения силы, Макс сообщает, что сейчас начнутся съёмки «Саломеи», сцены на лестнице. В образе Саломеи Норма спускается по лестнице — к камерам, которых ей так не хватало, к зрителям, в которых она так нуждалась.
В ролях
Сесил Б. Де Милль и Глория Свенсон
Работа над фильмом
Как утверждает Скотт Эйман в своей книге, посвящённой Луису Б. Майеру, характер Нормы Десмонд был списан главным образом с исключительно скандальной «звезды» немого кино Мэй Мюррей, от которой немало натерпелся и Штрогейм в процессе работы над фильмом «Весёлая вдова»[8].
Название фильма как бы нанесено на бордюрный камень бульвара
Уайлдер, будучи давним поклонником постановщика Штрогейма, буквально напичкал «Бульвар Сансет» многочисленными отсылками к его работам: старый фильм, который Норма Десмонд смотрит в своём домашнем кинотеатре (вспоминая лучшие годы), — не что иное, как «Королева Келли» с Глорией Свенсон в главной роли, а в некоторых сценах мелькает герань — цветок, внимание которому Штрогейм уделял едва ли не в каждой своей ленте[9].
Доподлинно известно, что на закрытом показе фильма на киностудии Paramount Pictures маститый продюсер Луи Майер категорически его не принял, придя в ярость: «Ты ублюдок, ты опозорил индустрию, которая тебя вырастила и кормит. Тебя надо вымазать дегтем, облепить перьями и выгнать из Голливуда!» — кричал он Уайлдеру[9].
На роль Нормы Десмонд приглашались настоящие кумиры экрана периода немого кино: Мэй Уэст, Пола Негри, Грета Гарбо, Мэри Пикфорд. После их отказа роль досталась Глории Свенсон. В результате «Бульвар Сансет» стал её триумфальным возвращением в кинематограф[10], чего так и не дождалась героиня фильма.
Режиссёр картины Билли Уайлдер стремился биографически сблизить своих актёров с их персонажами. Поэтому участие в фильме «звёзд» прошлого не ограничивается Глорией Свенсон. В ролях второго плана и в эпизодах заняты великие режиссёры немого кино — Эрих фон Штрогейм (играет первого мужа Нормы, из любви к ней унизившегося до роли дворецкого), Сесил Б. Де Милль (играющий самого себя буквально, его называют по имени и герои, и сотрудники студии) и легендарный комик, соперник Чарлза Чаплина, Бастер Китон (гость на игре в бридж, пасующий «смокинг»). Самих себя в фильме играют также легендарная светская хроникёрша Хедда Хоппер, кинодива Анна Нильсон и др.[11]
Премии
«Бульвар Сансет» был номинирован на премию «Оскар» как лучший фильм, лучшая режиссёрская работа (Уайлдер), лучшая мужская роль (Холден), лучшая женская роль (Свенсон), лучшая мужская роль второго плана (Штрогейм), лучшая женская роль второго плана (Нэнси Олсон), лучшая операторская работа (Джон Зейтц), лучший монтаж (Артур Шмидт, Доэйн Харрисон), однако большая часть этих наград досталась другому фильму о превратностях актёрской славы — «Всё о Еве» Джозефа Манкевича.
Адаптации
Интересные факты
- Герой Эриха фон Штрогейма носит белые перчатки, явная отсылка к фильму Великая иллюзия.
Примечания
- ↑ Дословно название улицы, где происходит основное действие фильма, переводится как «Бульвар заходящего солнца». Это название выбрано не случайно, так как и главная героиня Норма Десмонд, и бывший режиссёр, а ныне дворецкий Макс фон Майерлинг, и гости Нормы Десмонд — это «зашедшие солнца» кинематографа, «звёзды» немого кино.
- ↑ Фильм-Престиж :: «Бульвар Сансет» /Sunset Blvd./
- ↑ Sunset Boulevard (1950) (англ.). Rotten Tomatoes. Проверено 16 июля 2013.
- ↑ Sunset Blvd. | BFI | British Film Institute
- ↑ IMDb Top 250
- ↑ Sunset Boulevard (1950) — Trailers, Reviews, Synopsis, Showtimes and Cast — AllMovie
- ↑ Имя Нормы Десмонд является сочетанием имён актёров Мэйбл Норманд и Уильяма Дезмонда Тейлора, замешанных в начале 1920-х годов в скандале, связанном с убийством последнего. См.: Staggs, Sam: Close-up on Sunset Boulevard: Billy Wilder, Norma Desmond and the Dark Hollywood Dream. St. Martin’s Griffin Books, 2002. Звучащие в фильме имена «Норма», «Десмонд» и «Гордон Коул» использованы в сериале «Твин Пикс», который снял Дэвид Линч, называющий «Бульвар Сансет» своим любимым фильмом.
- ↑ Scott Eyman. Lion of Hollywood: The Life and Legend of Louis B. Mayer. — Simon & Schuster, 2005. — ISBN 0-7432-0481-6. (англ.)
- ↑ 1 2 Анна Наринская. Резать по немому (рус.). Коммерсантъ (14 декабря 2012). Проверено 16 июля 2013.
- ↑ Сансет бульвар (Sunset Blvd., 1950). Фильм. Ру
- ↑ Sunset Boulevard (1950)
См. также
- Что случилось с Бэби Джейн? — фильм, в котором обыграны многие мотивы и темы «Бульвара Сансет»
- Малхолланд Драйв — другой фильм о превратностях голливудской славы, названный в честь одной из главных улиц Лос-Анджелеса
Литература
- Кукаркин А. Бульвар заходящего солнца // Кукаркин А., Бояджиев Г., Шнеерсон Г., Чегодаев А. Кино, театр, музыка, живопись в США. — М.: Знание, 1964. — С. 13—42. — 348 с. — 100 000 экз.
- Фильм также упоминается в одной из книг Себастьяна Жапризо
Ссылки
Cast — Sunset Boulevard the Musical
Телевизионные кредиты: Торчвуд (BBC), Когда Эрик встретил Эрни (Режиссер: Виктория Вуд, BBC), Монологи стенокардии (Sky One), Life & Debt (HTV), For One Night Only С Риа Джонс (BBC Wales), Showstoppers (BBC).
Театральные кредиты: Дороти Брок на 42-й улице, (Театр дю Шатле, Париж), резерв для Гленн Клоуз на бульваре Сансет, (ENO), Jerrys Girls (театр на Джермин-стрит и театр Сент-Джеймс), Запад End Women (тур по Великобритании), Диана в рядом с нормальным (Драматический центр Сингапура), Дороти на 42nd Street (Кривая, Лестер), Алекс в Ведьмы Иствика (тур по Великобритании), Миссис в целом в Желудь Антиквариат Музыкальный! (тур по Великобритании), Рино в Anything Goes (тур по Великобритании), Лиз в High Society (театр Шафтсбери и тур по Великобритании), Гризабелла в Cats (Нью-Лондон, Хельсинки и Осло), Светлана и Флоренция в Шахматы (Театр принца Эдуарда), Ева Перон в Evita (Оперный театр Манчестера), Фантина в Les Misérables (Palace Theater и тур по Великобритании), Рассказчик в Джозеф и The Amazing Technicolor Dreamcoat (тур по Лондону и Великобритании) , Норма Десмонд в Sunset Boulevard (Сидмонтонский фестиваль), Виктор Виктория в Виктор Виктория (театр Брайдвелл), Некрофор в Девять (склад Донмар).
Радио: Friday Night is Music Night (BBC Radio 2), Magic of the Musicals (BBC Wales), Showstopper (BBC).
Концертные кредиты: Best of Broadway (Royal Albert Hall), Sondheim Gala (Theater Royal Drury Lane), Missleading Ladies (St David’s Hall Cardiff), Voices of a Nation (Welsh Assembly Cardiff) , Вечер с Риа и друзьями (Большой театр Суонси), Роджерс и Хаммерштейн (Бирмингем и Глазго), Музыка Эндрю Ллойда Уэббера (Театр Принца Эдварда), Фантазия в Отверженных (Кардиффский замок), Анита в West Side Story (Копенгаген), Ева Перон в Evita (Челмсфорд), Мария Магдалина в Jesus Christ Superstar (Барбакан).
.
Sunset Boulevard Тексты песен — Sunset Boulevard мюзикл
Бульвар Сансет
ДЖО
Конечно, я пришел сюда, чтобы сделать свое имя
Хотел мой бассейн, моя доза славы
Требуется мое парковочное место у Warner’s
Но через год одна комната ад
Кровать мерфи, прогорклый запах
Обои шелушение на углах
Sunset Boulevard, извилистый бульвар
Скрытный и богатый, немного пугающий
Бульвар Сансет, соблазнительный бульвар
Ожидание там, чтобы проглотить неосторожных
Мечты недостаточно, чтобы выиграть войну
Здесь всегда счет
Под загаром бушует битва
Улыбнись арендованной улыбкой, налей чей-нибудь стакан
Поцелуй чью-то жену, поцелуй чью-то задницу
Мы делаем все, что платим зарплату
бульвар Сансет, бульвар заголовок
Попасть сюда — это только начало
Бульвар Сансет, бульвар джекпотов
После того, как вы выиграли, вы должны продолжать выигрывать
Думаете, я продался?
Совершенно верно, я продал!
Я просто жду подходящего предложения
Комфортные помещения, нормальный рацион
Круглосуточное обслуживание пятизвездочных номеров
И если честно, мне нравится леди
Я не могу не тронуть ее глупость
Я топчу воду, беру деньги
Наблюдая за ее закатом… Ну я писатель!
Лос-Анджелес сильно изменился за годы
С тех самых смелых пионеров золотой лихорадки
Приехали в своих скрипучих крытых вагонах
Как далеко они могли зайти, конец линии
Их мечты были твоими, их мечты были моими
Но в этих снах скрывались драконы
бульвар Сансет, бешеный бульвар
Завалены всякими ложными эмоциями
Бульвар Сансет, Брутальный бульвар
Так же, как и ты, мы в океане окажемся
Она быстро тонула, я кинул веревку
Теперь у меня есть костюмы, а у нее есть надежда
Казалось элегантным решением
Однажды это должно закончиться, это ненастоящее
Тем не менее я буду наслаждаться сытной едой
Перед завтрашней казнью
Бульвар Сансет, Бульвар безжалостного
Место для беззаботных
Бульвар Сансет, Бульвар смертоносных
Все забыли, как начинали
Здесь, на бульваре Сансет…!
Последнее обновление: 23 декабря 2013 г.
.
Sunset boulevard (мюзикл) — Википедия, la enciclopedia libre
Википедия todavía no tiene una página llamada «Бульвар Сансет (мюзикл)».
Busca Sunset boulevard (мюзикл) en otros proyectos hermanos de Wikipedia:
Wikcionario (diccionario) | |
Wikilibros (обучающие / руководства) | |
Викицитатник (цитаты) | |
Wikisource (biblioteca) | |
Викинотики (нотиции) | |
Wikiversidad (contenido académico) | |
Commons (изображения и мультимедиа) | |
Wikiviajes (viajes) | |
Викиданные (данные) | |
Викивиды (особые) |
- Comprueba si имеет кодовое обозначение правильного художественного оформления, в Википедии, на котором размещена информация о автобусах.Si el título es righto, a la derecha figuran otros proyectos Wikimedia donde quizás podrías encontrarla.
- Буска «Бульвар Сансет (мюзикл)» en el texto de otras páginas de Wikipedia que ya existen.
- Проконсультируйтесь с листом произведений искусства на бульваре Сансет (мюзикл).
- Busca las páginas de Wikipedia que tienen объединяет «бульвар Сансет (мюзикл)».
- Si ya habías creado la página con este nombre, limpia la caché de tu navegador.
- También puede que la página que buscas haya sido borrada.
Si el artículo incluso así no existe:
- Crea el artículo utilizando nuestro asistente o solicita su creación.
- Puedes traducir este artículo de otras Wikipedias.
- En Wikipedia únicamente pueden include enciclopédicos y que tengan derechos de autor Совместимые с Licencia Creative Commons Compartir-Igual 3.0. Никаких текстовых текстов, которые не используются в веб-сайтах, и не предусмотрены специальные условия.
- Ten en cuenta también que:
- Artículos vacíos o con información minima serán borrados —véase «Википедия: Esbozo» -.
- Artículos de publicidad y autopromoción serán borrados —véase «Википедия: Lo que Wikipedia no es» -.
.