Ханеке, Михаэль — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Михаэ́ль Ха́неке (нем. Michael Haneke, род. 23 марта 1942, Мюнхен, Германия) — австрийский кинорежиссёр и сценарист, обладатель множества престижных кинематографических наград. Кроме кино, работает на телевидении и в театре. Его фильмы отличаются мрачным стилем повествования и исследуют насилие во всех проявлениях. Двукратный обладатель «Золотой пальмовой ветви» Каннского кинофестиваля, а также четырёхкратный обладатель премии Европейской киноакадемии (2005, 2009 (дважды), 2012) за достижения в режиссуре.
За драму «Любовь» удостоен наград «Оскар» и BAFTA за лучший иноязычный фильм. На обеих премиях также выдвигался на призы за режиссуру и оригинальный сценарий.
Биография
Сын режиссёра и актёра Фрица Ханеке и актрисы Беатрисы фон Дегеншильд, Михаэль Ханеке провёл детство в городке Винер-Нойштадт. Окончил Венский университет (там он изучал философию, психологию и театр). После выпуска стал кинокритиком, три года работал на телеканале «Зюдвестфунк» монтажёром. В 1973 году дебютировал как телережиссёр.
Полнометражный дебют Ханеке состоялся в 1989 году фильмом «Седьмой континент», получившем приз на фестивале в Локарно. Уже в этой ранней ленте проявились характерные черты стиля режиссёра, которые были развиты в следующих его фильмах[5]. Шокирующая картина «Видеоплёнки Бенни» (1992) об угрозе популяризации насилия в массовой культуре была номинирована на премию «European Film Awards» в категории «Лучший фильм». «Забавные игры» были представлены на 50-м Каннском кинофестивале, причём программка фильма содержала предупреждение о наличии шокирующих сцен. Фильм, который киновед Андрей Плахов назвал самым запоминающимся в программе того фестиваля[5], не получил, тем не менее, на нём ни одной награды. Впоследствии, в 2008 году, Ханеке осуществил в США авторемейк «Забавных игр» под тем же названием. Для телевидения в том же 1997 году режиссёр поставил экранизацию романа Франца Кафки «Замок».
Успех ожидал снятый на французском языке фильм «Пианистка», который в 2001 году в Каннах принёс режиссёру «гран-при» (вторую по значимости награду), а исполнителям главных ролей Изабель Юппер и Бенуа Мажимелю — актёрские премии фестиваля. Лента «Скрытое» (2005), ещё один франкоязычный фильм Ханеке, подтвердила его репутацию крупного европейского режиссёра, а чёрно-белая философская картина «Белая лента» о природе человеческого насилия в 2009 году принесла ему «Золотую пальмовую ветвь», главный приз Каннского фестиваля. Награду Ханеке вручила председатель жюри фестиваля — Изабель Юппер. Также Ханеке впервые за свою карьеру был номинирован на премию «Оскар».
В 2012 году картина «Любовь», одна из самых камерных в фильмографии Ханеке, повторила успех его предыдущей работы, взяв главный приз киносмотра.[6]
Она же стала главным триумфатором премии Европейской киноакадемии, принеся Ханеке третью рекордную статуэтку за лучшую режиссёрскую работу[7]. Режиссёр был удостоен премии «Оскар» за лучший иноязычный фильм, а также выдвигался на награды за режиссуру и написание оригинального сценария.
Фильмография
Любимые фильмы Ханеке
Примечания
Ссылки
Премии Михаэля Ханеке | |
---|---|
Михаэль Ханеке: биография, личная жизнь
Содержание:
Михаэль Ханеке – Фильмы
— Михаэль Ханеке – «Любовь»
— Михаэль Ханеке – «Хэппи-энд»
— Михаэль Ханеке – «Пианистка»
Михаэль Ханеке – Личная жизнь
Михаэль Ханеке родился 23 марта 1942 года в Мюнхене в творческой семье. Его родителями были актриса Беатриса фон Дегеншильд и режиссер Фриц Ханеке. Режиссер рос очень замкнутым и держал дистанцию, он неоднократно говорил в интервью, что до сих пор таким остается. Ханеке окончил Венский университет, где изучал философию, психологию и театр, затем работал кинокритиком, видеоинженером и сценаристом на телевидении. К режиссуре он пришел далеко не сразу, его карьера началась в 32 года с телефильмов «После Ливерпуля», «Три пути к морю» и «Крупные отходы».
Михаэль Ханеке – Фильмы
Свой первый полнометражный кинофильм режиссер снял в 1989 году. Картина «Седьмой континент» рассказывает о кризисе преуспевающей австрийской семьи, которая на фоне благополучия и будничных проблем решает все бросить и улететь, куда глаза глядят – например, в Австралию. В 1992 году Ханеке выпускает шокирующую ленту «Видео Бенни» о мальчике, на которого родители не обращают внимания, и он полностью погружается в свое увлечение кровавыми сценами из кино. Подросток так далеко заходит в своем интересе, что пересматривает снятую им сцену забоя свиньи, а позже и вовсе стреляет в человека. Насилие в самом эксцентричном и неожиданном виде становится одной из основных тем режиссера. Всемирную известность обрела картина «Забавные игры» 1997 года, в которой двое парней приходят в дом супружеской пары и их 10-летнего сына и начинают садистски издеваться над ними. В 2001 году на экраны вышла «Пианистка», а в 2005 – «Скрытое», еще один фильм режиссера на французском языке о литературном критике Жорже Лоране (Даниэль Отей), которому начинают приходить по почте личные видеозаписи его и его семьи. В 2009 году фильм «Белая лента» получает «Золотую пальмовую ветвь» в Каннах. Этот черно-белый фильм посвящен детской жестокости и зловещим тайнам в отдаленной немецкой деревне накануне Первой мировой войны.
Михаэль Ханеке – «Любовь»
Золотая пальмовая ветвь Каннского фестиваля в 2012 году и «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке. Пронзительная камерная картина Ханеке почти полностью снята в специально спроектированной на киностудии квартире. Пожилая пара учителей музыки Жорж (Жан-Луи Трентиньян) и Анн (Эммануэль Рива) идут на концерт своего бывшего ученика, где у Анн случается паралич половины тела. После возвращения домой из больницы ей во всем необходима помощь Жоржа, и он со всей любовью ухаживает за ней, только чтобы ей не пришлось ехать обратно в больницу. Тем временем их дочь Ева (Изабель Юппер) хлопочет не о матери, а только о вопросах недвижимости. Состояние Анн становится все хуже, и она постепенно превращается в овощ.
Михаэль Ханеке – «Хэппи-энд»
Фильм 2017 года о несчастливом буржуазном семействе Лоран во французском Кале на фоне миграционного кризиса в Европе. Пожилой отец Жорж (Жан-Луи Трентиньян) не видит в жизни смысла и помышляет о самоубийстве, но никак не может довести дело до конца. Его дочь Анна (Изабель Юппер) – безэмоциональная и холодная владелица строительной компании, сын которой Пьер (Франц Роговски) стал слабым и бесхребетным. Брат Анны Том (Матье Кассовиц) забирает к себе дочь от первого брака Еву (Фантина Ардуин), которая теперь оказывается в этом неприветливом доме, где все несчастны и ненавидят друг друга.
Михаэль Ханеке – «Пианистка»
Картина, получившая на Каннском фестивале 2001 года рекордные 3 награды, включая Гран-при. 40-летняя пианистка Эрика Кохут преподает в Венской консерватории. Она очень высокомерна по отношению к своим ученикам, и когда к ней поступает чрезвычайно одаренный и восхищающийся ею музыкант-любитель по имени Вальтер (Бенуа Мажимель), она стремится завалить его на экзамене. Но он все равно проходит в ее класс благодаря голосам других членов комиссии, и явно испытывает сильное влечение к Эрике. Сама она до сих пор живет с матерью, и даже спит с ней в одной кровати, а так же в ванной наносит себе порезы бритвой. Нездоровое психическое состояние Эрики становится очевидным, когда она подсыпает битое стекло в карман пальто своей лучшей ученицы Анны.
Михаэль Ханеке – Личная жизнь
Со своей женой Сюзанной режиссер в браке в 1983 года, у них четверо детей. Семья Ханеке далека от публичности, он не распространяется о ней в интервью.
Ханеке, Михаэль — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Михаэ́ль Ха́неке (нем. Michael Haneke, род. 23 марта 1942, Мюнхен, Германия) — австрийский кинорежиссёр и сценарист, обладатель множества престижных кинематографических наград. Кроме кино, работает на телевидении и в театре. Его фильмы отличаются мрачным стилем повествования и исследуют насилие во всех проявлениях. Двукратный обладатель «Золотой пальмовой ветви» Каннского кинофестиваля, а также четырёхкратный обладатель премии Европейской киноакадемии (2005, 2009 (дважды), 2012) за достижения в режиссуре.
За драму «Любовь» удостоен наград «Оскар» и BAFTA за лучший иноязычный фильм. На обеих премиях также выдвигался на призы за режиссуру и оригинальный сценарий.
Биография
Сын режиссёра и актёра Фрица Ханеке и актрисы Беатрисы фон Дегеншильд, Михаэль Ханеке провёл детство в городке Винер-Нойштадт. Окончил Венский университет (там он изучал философию, психологию и театр). После выпуска стал кинокритиком, три года работал на телеканале «Зюдвестфунк» монтажёром. В 1973 году дебютировал как телережиссёр.
Полнометражный дебют Ханеке состоялся в 1989 году фильмом «Седьмой континент», получившем приз на фестивале в Локарно. Уже в этой ранней ленте проявились характерные черты стиля режиссёра, которые были развиты в следующих его фильмах[5]. Шокирующая картина «Видеоплёнки Бенни» (1992) об угрозе популяризации насилия в массовой культуре была номинирована на премию «European Film Awards» в категории «Лучший фильм». «Забавные игры» были представлены на 50-м Каннском кинофестивале, причём программка фильма содержала предупреждение о наличии шокирующих сцен. Фильм, который киновед Андрей Плахов назвал самым запоминающимся в программе того фестиваля[5], не получил, тем не менее, на нём ни одной награды. Впоследствии, в 2008 году, Ханеке осуществил в США авторемейк «Забавных игр» под тем же названием. Для телевидения в том же 1997 году режиссёр поставил экранизацию романа Франца Кафки «Замок».
Успех ожидал снятый на французском языке фильм «Пианистка», который в 2001 году в Каннах принёс режиссёру «гран-при» (вторую по значимости награду), а исполнителям главных ролей Изабель Юппер и Бенуа Мажимелю — актёрские премии фестиваля. Лента «Скрытое» (2005), ещё один франкоязычный фильм Ханеке, подтвердила его репутацию крупного европейского режиссёра, а чёрно-белая философская картина «Белая лента» о природе человеческого насилия в 2009 году принесла ему «Золотую пальмовую ветвь», главный приз Каннского фестиваля. Награду Ханеке вручила председатель жюри фестиваля — Изабель Юппер. Также Ханеке впервые за свою карьеру был номинирован на премию «Оскар».
В 2012 году картина «Любовь», одна из самых камерных в фильмографии Ханеке, повторила успех его предыдущей работы, взяв главный приз киносмотра.[6]
Она же стала главным триумфатором премии Европейской киноакадемии, принеся Ханеке третью рекордную статуэтку за лучшую режиссёрскую работу[7]. Режиссёр был удостоен премии «Оскар» за лучший иноязычный фильм, а также выдвигался на награды за режиссуру и написание оригинального сценария.
Фильмография
Любимые фильмы Ханеке
Примечания
Ссылки
Премии Михаэля Ханеке | |
---|---|
Михаэль Ханеке — фильмы с актером, биография, сколько лет
Михаэль Ханеке родился в актёрской семье Фрица Ханеке и Беатрис фон Дегеншильд. Вторая Мировая Война вынуждала к смене места жительства, неспокойный Мюнхен был покинут в пользу тихого австрийского городка Винер Нойштадт. Студенческие годы Михаэль проводит в Венском университете, занимаясь психологией, философией и театральным искусством. Получив высшее образование, начинает работать (с 1967 по 1970г.) редактором одного из германских телеканалов. С 1970 года пишет сценарии для телевизионных фильмов. На малом экране Ханеке дебютирует работой «After Liverpool» (1974). С 1974 по 1986 год режиссёр снимает восемь телефильмов, параллельно с этим работая на театральных подмостках Вены, Мюнхена, Берлина, Гамбурга.
В 1989 году Ханеке представляет на суд зрителей свой первый полнометражный фильм «Седьмой континент». Картина участвовала в конкурсной программе Локарнского кинофестиваля. В свойственной для Ханеке манере отчуждения зрителю не рассказывается, а показывается жизнь семьи. Ячейка общества из трёх человек (папа, мама, дочь) переживает не лучшие времена, совместное времяпрепровождение проходит почти в абсолютной тишине. Причины молчания не разглашаются. Всё заканчивается тем, что семейство кончает жизнь самоубийством. Стандартный для подобных сюжетов вопрос о причинах в данном случае неуместен. Режиссёр и не собирался что-то пояснять зрителю, он просто показывает, констатирует, фиксирует кинематографическую реальность на целлулоид. Сегодня такой подход можно без сомнения назвать фирменным стилем Михаэля Ханеке, тогда же он только начинал реализовывать собственное видение окружающей действительности посредствам кинематографа.
Если «Седьмой континент» можно рассматривать в качестве серьёзной заявки, то следующую работу режиссёра – «Видео Бенни» (1992) – можно признать полноценным авторским произведением без всяких скидок на профессиональную молодость Ханеке в большом кино. Главный герой фильма – юноша Бенни – схож с кроненберговским Никки Брендом из «Видеодрома». Комната Бенни оборудована не хуже телевизионной студии, в ней ютятся дисплеи мониторов, телевизор, видеомагнитофон, видеокамеры. У подростка существует лишь одна страсть – бесконечный просмотр второсортных американских ужастиков и любительских съёмок в стиле home-movie. Наибольший интерес Бенни вызывает момент убийства свиньи на ферме. В результате своих видеобдений, когда грань между убийством на экране и реальным насилием стирается окончательно, Бенни становится виновником смерти едва знакомой девочки. Законопослушные родители подростка пытаются скрыть все улики, отправляя сына в туристическое путешествие. Вернувшись из тура, Бенни без особых эмоций сдаётся в руки полиции, сведя на нет все усилия «предков». В отличие от «Седьмого континента» проблематика второй картины Ханеке значительно шире. Тема и контекст фактически те же, но к скрытой критике буржуазного мироустройства здесь плюсуется предостережение, связанное с усилившемся в 90-х годах влиянием теле- и видеопродукции на неокрепшие умы подрастающего поколения. Только через два года на экранах появятся стоуновские Микки и Мэлори («Прирожденные убийцы»), спустя ещё пять молодой француз Матье Кассовиц снимет близкий по духу и настроению «Убийца/Убийцы». Фильм Ханеке не прошёл незамеченным. «Видео Бенни» был удостоен приза ФИПРЕССИ Европейской Киноакадемии.
Следующей работой режиссёра становится «71 фрагмент хронологической случайности» (1994), повествующий о жизни австрийского студента в одночасье превратившегося (как всегда у Ханеке, без внятного объяснения причин) в убийцу. Если в «Седьмом континенте» и «Видео Бенни» объектом своего рассмотрения режиссёр делал родную Австрию, то здесь он вводит в повествование эмигрантов, беженцев из Югославии, пытаясь выйти за рамки внутринационального кинематографа. Картина завершает своеобразную трилогию первого периода творчества Ханеке, трилогию предельной холодности Автора к своим персонажам, и самих персонажей к своему окружению. «71 фрагмент» побеждает на Каталонском международном кинофестивале в номинациях «Лучший фильм» и «Лучший сценарий».
В 1997 году Михаэль Ханеке впервые ступает на знаменитую красную дорожку Каннского кинофестиваля в ранге режиссёра конкурсного фильма. Его «Забавные игры» становятся одной из самых обсуждаемых картин французского киносмотра. Во время показа вместе со многими зрителями зал покидает и Вим Вендерс, привёзший в тот год на фестиваль свой «Конец насилия». Этот эпизод выглядит весьма символично, признанный мэтр европейского кино не смог досмотреть картину набирающего обороты соотечественника. Восемь лет спустя они вновь «столкнутся» в Каннах. Ханеке будет представлять «Скрытое», Вендерс презентует «Входите без стука».
После «Забавных игр» режиссёр преступил к работе над фильмом «Время волков», сценарий к которому был написан ещё в начале 90-х. Но планам Ханеке не суждено было сбыться, в последний момент возникли проблемы с финансированием, и стало ясно, что проект в очередной раз повисает в воздухе. Во время вынужденного простоя режиссёру позвонила Жюльетт Бинош, выразив желание поработать вместе. Так стал вырисовываться замысел следующего фильма – «Код неизвестен: Неоконченные истории нескольких путешествий» (2000) – где режиссёр продолжает апробировать приемы, использованные им до этого в «Хронологической случайности». Ханеке выстраивает фрагментарное повествование, где каждая сцена приравнивается к одному плану (временная протяжённость которого зависит от длительности самой сцены). Несколько историй рассказанных «вразброд» под конец сливаются в единую картину современной Франции, современной Европы. Впервые режиссёр говорит не столько о проблемах конкретного человека, сколько о проблемах общества. Фильм был отобран в конкурсную программу Каннского кинофестиваля (после «Забавных игр» иначе и быть не могло), получив в итоге приз Экуменического Жюри.
Уже через год Ханеке вернётся на Лазурный берег с экранизацией книги Эльфриды Елинек «Пианистка», и увезёт из Канн целых три награды – Гран-При, приз за лучшую мужскую (Бенуа Мажимель) и женскую (Изабель Юппер) роли. Если до этого Ханеке был известен в широких фестивальных кругах, то после каннского триумфа его имя становится известно не только в Европе, но и в США. «Пианистка» идёт в кинотеатрах по всему миру, что для арт-кино является безоговорочным успехом. Получив не только высокие награды, но и возможность выбирать будущие проекты, не особо беспокоясь о финансировании, Ханеке приступает к долгожданным съёмкам «Время волков».
Анна (Изабель Юппер) с семьёй приезжает в свой загородный дом, где их ожидает неприятный сюрприз. Там поселились чужаки, не желающие уходить с насиженного места. В итоге муж гибнет от шальной пули, а Анна с сыном и дочерью вынуждена скитаться по окрестностям. Фильм не смог принять участие в конкурсной программе Каннского КФ по причине того, что возглавлявший в 2003 году Жюри фестиваля Патрис Шеро сыграл во «Времени волков» одну из ролей. Картина была показана вне конкурса, заслужив (как это почти всегда бывает с работами Ханеке) противоречивые отзывы. Кто-то жалел об отсутствии фильма в конкурсе, другие говорили о режиссёрском топтании на месте.
В 2005 году Ханеке представляет в Каннах свою последнюю на сегодняшний день работу – «Скрытое». Перед нами снова семья, конечно же, сытые и довольные жизнью буржуа. И вновь режиссёр наглядно демонстрирует призрачность и хрупкость видимого «счастья», когда забытый эпизод прошлого может болезненно ударить по настоящему. Картина стала фаворитом критиков, многие предрекали «Золотую Пальмовую Ветвь», но Жюри решило иначе. Фильм получил приз ФИПРЕССИ, приз Экуменического жюри, Ханеке стал лучшим режиссёром киносмотра. В конце года Европейская Киноакадемия подвела итоги: «Скрытое» был признан лучшим фильмом года, также получив приз ФИПРЕССИ. Очевидно, Ханеке попал в цель.
«Вопрос не в том к а к я показываю насилие, — говорит режиссёр, — а скорее к а к я показываю зрителю его положение относительно насилия». К этой формулировке можно свести всё творчество Ханеке. Изучая насилие, он изучает зрителя. Изучая зрителя, он делает выводы о современном социуме. Вглядываясь в общество, он обнаруживает в нём насилие. Круг замыкается. А этот тонкий психолог и философ от кино продолжает выносить свой неутешительный вердикт всем нам.
Михаэль Ханеке и европейское кино: мои размышления | Блогер mar_adentro на сайте SPLETNIK.RU 31 января 2018
Зачем смотреть фильмы Михаэля Ханеке? Ровно за тем же, зачем некоторые из нас смотрят Тарковского, Бергмана, Вендерса, Кесьлёвского, Бертолуччи и других пропагандистов анти-развлекательного кино.
Фильм «Пианистка», с которого началось моё знакомство с австрийским режиссёром, триумфально заявил о себе в Каннах в 2001 году.
Если вы до сих пор не понимаете, какие картины получают награды на этом кинофестивале, то «Пианистка» тем более обязательна к вашему просмотру, так как она представляет собой квинтэссенцию всех принципов и приёмов, приносящих кино-деятелям золотые пальмовые ветви и гран-при. Почему очень часто европейское кино получает этикетку «интеллектуального»? Потому что Европа, вопреки предсказаниям современных оракулов о её скорейшем загнивании, ещё не отучилась видеть в искусстве дидактическое предназначение. Однако мы, зрители, даже при осязаемой свободе выбора, оказываемся невольными заложниками голливудской кино-индустрии. Нас приучили к формату фильмов, при просмотре которых мы сравниваемся с аудиторией Древнего Рима, наблюдавшей в экстазе за гладиаторскими боями. Зрелищность не сдаёт своих позиций. Поэтому, когда европейский режиссёр-аскет, отказавшийся от спец-эффектов и экшена, пытается заглянуть в человеческое нутро, высветить социальные пороки и указать на болячки, то большинству — скучно или неприятно. Чтобы прослыть скучным и неприятным, фильму нужна самая малость — быть реалистичным.
Вот «Пианистка» до боли реалистичное кино. Я ни в коем разе не намекаю на то, что все милые, скромные, анти-гламурные дамы, работающие в стенах консерватории, имеют сексуальные отклонения и в душе являются поклонницами порнографии. Реализм Ханеке в том, что он не стесняется снимать фильмы о не-любви, её истоках и последствиях. В этом смысле наш соотечественник Звягинцев — его прямой ученик. Почему не все воспринимают их фильмы? Потому что страшно. Если на экране бензопилой «шинкуют» человека, льются реки крови, если из шкафа вываливается скелет или кукла Чаки творит невообразимое, то спровоцированный этим страх может укладываться в лаконичное «пощекотать нервы». А когда мальчик уходит из дома, в котором взрослые не могут нащупать любовь, понимание и заботу, или, когда взрослая, состоявшаяся женщина не способна в буквальном смысле отдаться мужчине из-за своих, унаследованных из детства, травм, то зрителю неловко и тоже страшно. Но страшно не как от куклы Чаки. Кино, которое производит Ханеке, не будешь смотреть каждые выходные.
После просмотра «Пианистки» может показаться, что только что вы стали свидетелем беседы пациентки с Зигмундом Фрейдом, которая проходила под звуки музыки Шуберта. Такая ассоциация возникает не на ровном месте. Перед тем, как сесть в режиссёрское кресло, Михаэль Ханеке изучал философию, психологию и театр в Венском Университете. Быть может, в этом кроется успех его фильмов в определённых академических кругах. Он размышляет на многие темы не как любитель, а как профессионал. Особенно поражает его подход к музыке. По его собственному признанию, он слишком уважает музыку, чтобы разбрасываться ею в своих картинах. Она никогда не звучит у него по инерции, просто ради того, чтобы звучать. В «Пианистке» романтические сонаты Шуберта служат антагонистом мазохистских привычек героини Изабель Юппер и её склонности к вуайеризму. Фильм изобилует кадрами, которые заставляют недоумевать, морщиться от неловкости и неприязни. И тем сильнее оказывается успокаивающий эффект музыки. Она становится анальгетиком.
Другой фильм Ханеке «Любовь», безусловно, — вызов. Не столько зрителям (хотя Ханеке провоцирует нас любым своим фильмом), сколько всем кино-режиссёрам, спекулирующим на этом чувстве. Не слишком ли часто снимают фильмы, концовка которых является лишь вариацией на присказку «и жили они долго и счастливо»? Много ли фильмов, показывающих нам это «долго и счастливо»? «Любовь» Ханеке — ответ про «долго», а вот про «счастливо» — судить зрителям.
Романтизировать старость крайне сложно. И как небезосновательно сейчас подумают многие — надо ли? Старость как последняя земная остановка не привлекательна для широкой аудитории, а значит — коммерчески проигрышна. Зачем поколению, считающему дни до выхода новой франшизы Marvel, променивать фантастичный вымысел на фаталистичную реальность? Максимум, который может предложить Голливудская кузница, — наизусть заученный школьницами «Дневник памяти»? И хотя фильм открывается сценами про непростые будни старости, на самом деле он — про молодость.
Если отринуть романтические порывы человеческой души, то воспоминания о красивой юношеской любви не помогут сохранившему ясный ум и память старичку смириться с болезнью его жены, ровно как и не помогут самой жене стряхнуть с себя деменцию. Сцены из молодого прошлого, где романтика — это яркие ссоры, глупые выходки, растрепавшиеся волосы и промокшее под дождём голубое платье, первая физическая близость в необжитом доме — всё это показано для нас, зрителей, а не для самих героев. Смотреть на старость через воспоминания о молодости — ловкий, хорошо продаваемый, фокус.
Для тех, кто готов рассматривать кино не как проекцию иллюзий и сказок, и создаётся «Любовь». Михаэль Ханеке — не шарлатан, он — доктор, который, глядя пациенту в глаза, может честно и трезво рассказать о том, что ждёт человека после поставленного диагноза.
Когда видишь фотографии Ханеке, понимаешь, что этот мужчина не будет жалеть своего зрителя. И, согласно свидетельствам со съёмочной площадки, актёров, занятых в своих фильмах, он тоже не щадит.
Я долгое время откладывала просмотр «Любви». Помню, что больше года назад даже решила подготовиться к нему и посмотреть наконец-то «Хиросима, любовь моя» (1959) и воочию убедиться, какой необыкновенной была Эммануэль Рива.
Потом я снова нашла для себя отговорки, чтобы избежать историю о 80-летней паре. А когда увидела фильм, поняла всю глупость своих опасений. Первый слой восхищения безусловно связан с актёрской игрой. Хотя, пожалуй, в данном случае было бы уместнее использовать проживание роли. Жан-Луи Трентиньяну и Эммануэль Рива не нужен был грим, чтобы превратиться в стариков Анну и Жоржа, им самим на момент съёмок было больше 80 лет. Их герои так пронзительны ещё и потому, что сами актёры уже познали все подножки старости, а усталость в их взгляде — лишь выразительное тому подтверждение.
После фильма я прочитала в какой-то статье, что даже хромота Трентиньяна является не частью его роли, а настоящим последствием аварии на мотоцикле.
Я понимаю, почему во многих рецензиях на этот фильм постоянно значатся слова сложный и тяжёлый. Мало сказать, что он про жизнь. Надо быть честным и добавить: он про умирание. Ханеке доказывает, что эта тема не может быть запретной для кинематографа. В этом контексте мне вспоминаются слова одного из самых христианских писателей XX века, К.С. Льюиса (автора «Хроник Нарнии» и друга Дж. Р.Р. Толкиена), о том, что «горе после потери супруга не есть конец любви, а её очередная фаза, как медовый месяц». Эти слова с небольшой корректировкой применимы к фильму «Любовь» — процесс потери супруга как один из этапов любви.
Помимо серьёзного эмоционального заряда, фильм просто потрясает с технической точки зрения. Мне кажется, что Ханеке создаёт самые уникальные, самые нескучные долгие планы в современном кино. И, как всегда, он припасает загадки и неоднозначности. Он строг к своему зрителю, потому что считает его избалованным Голливудской манерой подачи картинки, при которой не остаётся места для неоднозначности. Не показывая определённые вещи, он заставляет нас думать о них, тем самым вовлекая в действие ещё сильнее. Невнимательный зритель только в середине фильма поймёт, что в квартире старой пары есть фортепиано, а внимательный узрел его ещё в самом начале фильма. Почему оно важно? Потому что это единственный атрибут, напоминающий и зрителям, и самим героям, что до болезней, до вынужденного затворничества в парижской квартире была полноценная профессиональная жизнь, связанная с музыкой. Только когда стариков навещает известный музыкант, мы понимаем, что героиня Эммануэль Рива являлась его учительницей, и это ей он обязан своим успехом. Его игру на рояле мы слышали ещё в самом начале фильма, когда режиссёр намеренно ограничил зону охвата кадра и показал нам только сидящую в зале Театра Елисейских Полей публику, а саму концертную сцену и музыкантов оставил за кадром. В этом приёме легко считывается бережное отношение Ханеке к расстановке акцентов. Он как бы подсказывает: «Разглядите-ка лучше среди десятков слушателей одну пожилую пару, о ней и пойдёт речь в моей истории.»
А дальше происходит самое необычное — часть кульминации фильма мы видим в самом начале. Это сразу ввергает нас в состояние шока и служит топливом для создания саспенса.
Эффект от «Любви» я бы назвала прибиванием к земле. Но опустошения нет. Отнюдь. В голове начинают роиться мысли о важном. Такой фильм лучше смотреть с мужем или претендентом на этот пост, чтобы потом в качестве шутки взять с него обещание — в случае подобной ситуации он не сделает то, что сделал герой Трентиньяна. Шутка чёрная, но вписывается в настроение после увиденного.
При более глобальном рассмотрении, появление фильма «Любовь» можно расценивать как дань кинематографу домиллениумного периода, когда европейские режиссёры выступали «инженерами человеческих душ» и снимали по-настоящему глубокое кино, вовлекающее зрителя не только визуальной картинкой, но и стоящими за ней смыслами. Недавно (буквально один за другим) посмотрела «Зеркало» Тарковского, «Персону» Бергмана и «Небо над Берлином» Вендерса. И после обдумывания у меня возник вопрос — почему современные режиссёры в основной своей массе утратили способность снимать такое метафизическое кино?
Михаэля Ханеке часто критикуют за его беспощадность к зрителю и за чувство тревоги и беспокойство, которые оставляют в качестве послевкусия его картины. Собственно, ровно поэтому не всем приходится по вкусу и Звягинцев. Мало того, что своими фильмами они не гладят своих зрителей по голове, так они ещё и в схожей стилистике любят умалчивать, оставлять какие-то пункты недосказанными. Короче, лезут на рожон. И как же мне это нравится! В этом и есть сила искусства — бередить сознательное и бессознательное, выводить зрителя из равнодушия и онемения. Вообще, я склоняюсь к тому, что, если бы Ханеке снимал в России, то это бы он снял и «Елену», и «Левиафана», и «Нелюбовь».
Зрители, которые знакомы с творчеством австрийского режиссёра, должны быть удивлены названием его нового, только что вышедшего на экраны фильма — Happy End. Открытый, озадачивающий финал, далёкий от хэппи-энда всегда считался одной из фишек Ханеке. И вдруг он обещает нам нечто обратное.
На постере к фильму изображена сцена семейного обеда на фоне лазурного моря. Идиллия? Лица героев практически карикатурно выражают удивление. Комедия?
Смеяться, конечно, мне не пришлось, но должна признать, что фильм по своему ритму и динамике получился самым задорным по сравнению с предыдущими. В центре — 13-летняя девочка Ева, которая после попытки матери свести счёты с жизнью, вынуждена переехать в роскошный особняк своего отца, живущего новой жизнью со своей новой молодой женой и новым сыном-младенцем.
Так, Ева попадает в холодный мир буржуазного семейства Лоран и, по сути, впервые знакомится со своим теряющим память 84-летним дедушкой Жоржем (Жан-Луи Трентиньян) и деловитой тётей Энн (Изабель Юппер).
Ни одного из членов семьи нельзя назвать счастливым. Своей атмосферой сдержанного напряжения обстановка напоминает «Скрюченный домишко» Агаты Кристи. А девочка Ева является кинематографическим отражением маленькой Жозефин из детективного романа. Обе имеют склонность внимательно наблюдать за происходящим, шпионить и на равных разговаривать со взрослыми. Зная, что сотворила Жозефин, я всё время ощущала беспокойство и недоверие к Еве. Она оказалась менее жестокой, но не стану утверждать, что в её крови нет примеси льда. Справедливости ради, я буду вторить многим критикам, которые высоко оценили игру 13-летней Фантины Ардуин.
По некоторым сюжетным линиям «Хэппи-энд» можно косвенно считать продолжением «Любви». Дед Жорж в чистосердечном диалоге со своей внучкой вдруг признаётся в своём действии, которое ошеломило смотревших «Любовь».
Запасы своей строгости Ханеке тратит в «Хэппи-энде» на высвечивание нравственных и моральных пороков современного французского общества. Но то ли режиссёр с годами стал мягче, то ли нас чужими рентгенами уже не удивишь.
Правдиво ли название фильма и стоит ли ждать «счастливый конец»? Режиссёр не обманывает. Он заканчивает свою картину максимально счастливой развязкой для несчастливой семьи. Пожалуй, последние 5 минут – трагикомедия в её лучшем виде. Ханеке не отказывается от своего любимого приёма играть на нервах зрителя. Просто в данном случае он делает зрителю подарок — на смену шоку приходит смех.
Спасибо за внимание!
Михаэль Ханеке снял свой самый простой фильм — Новости на КиноПоиске
Многие журналисты выходили с утреннего показа драмы Михаэля Ханеке «Любовь» с заплаканными глазами. Мэтр снял, пожалуй, свой самый нежный фильм о любви — настоящей и неподдельной, проходящей суровое испытание старостью. Ради Ханеке на экран возвращается легенда французского кинематографа Жан-Луи Трентиньян, герой одного из самых романтичных фильмов «Мужчина и женщина».
Спецназ врывается в запертую парижскую квартиру. Взломав замок входной двери, полицейские обнаруживают, что одна из комнат в огромной квартире опечатана и заклеена. Там в импровизированном мавзолее лежит труп женщины.
Несколькими месяцами ранее Анна и Жорж, пожилые преподаватели музыки, возвращаются домой из консерватории. Он делает ей комплимент: «Ты сегодня особенно прекрасно выглядишь». Она просыпается среди ночи: «Ничего страшного, просто так». На следующее утро Анна внезапно застынет за завтраком. Жорж попытается достучаться до нее, но бесполезно. Глаза супруги пусты. Через несколько минут она очнется. Инсульт. Еще один инсульт. Паралич правой стороны тела. «Не оставляй меня в больнице», — просит Анна. Пока еще в ней теплится жизнь, но разум постепенно покидает ее. Жорж с ужасом наблюдает, как от его любимой женщины остаются лишь воспоминания. Он будет сам ухаживать за ней, вынося гневные отповеди дочери (Изабель Юппер), обвиняющей его в бездействии.
Во время одного из диалогов с женой герой Трентиньяна рассказывает о том, как в детстве бегал в кинотеатр, видел один фильм, который произвел на него сильнейшее впечатление. Вот только он не помнит, о чем он был. Некоторым образом это перекликается с «Любовью»: в фильме, по сути, ничего не происходит, но процесс угасания Анны показан с беспощадной к зрителю реалистичностью, а отношение заботливого Жоржа к жене настолько трогательное и нежное, что сразу понятно: вот она, настоящая любовь. Вот что такое «Они жили долго и счастливо и умерли в один день», но с поправкой на фамилию режиссера.
Австриец Михаэль Ханеке не щадит зрителя. Он скрупулезно показывает все стадии мучительной агонии, в которой находится героиня Эмманюэль Рива. У Жоржа много забот. Переносить жену из кровати в коляску. Поменять подгузники. Накормить, даже если у нее с трудом открывается рот. Выносить ее стоны. Не сдаваться, даже когда она впадает в детство и начинает звать мать.
В зале во время первого пресс-просмотра стояла гробовая тишина, не нарушаемая даже постоянным спутником фестивальных кинокритиков кашлем. Подавляемые всхлипы ближе к финалу стали саундтреком фильма в сочетании с Шубертом, Бахом и Бетховеном, чья музыка звучит в картине.
Как и в «Белой ленте», в «Любви» нашлось место птице — в квартиру супругов пару раз залетают голуби. Жорж ловит крылатых нарушителей спокойствия и выпускает в окно. «Голубь оказался плохим актером, — шутил Трентиньян на пресс-конференции. — Михаэль пытался работать с ним как режиссер, но ничего не вышло. Кажется, нам даже пришлось найти второго голубя!» Как ни странно, режиссер и актеры отвечали на вопросы журналистов в ироничном ключе, избегая ненужного пафоса.
«Страдали ли актеры на съемках? Нет, конечно. Страдать будет зритель», — улыбаясь, сказал режиссер, добавив, что совсем не обязательно, что грустное кино автоматически накладывает отпечаток печали на съемочный процесс. «Я знаю много комедий, съемки которых превращались в очень грустное мероприятие!» — сообщил Ханеке.
Ради Ханеке в кино после девятилетнего перерыва возвращается Жан-Луи Трентиньян. «Мне вообще больше не хотелось сниматься в кино, но я сделал исключение для одного из величайших режиссеров мира. Но это одноразовая акция! Кажется, я гораздо лучше на сцене, где я себя не вижу, в отличие от кино. Но в этом фильме впервые за долгое время я был рад видеть себя на экране».
Эмманюэль Рива, сыгравшая Анну, дебютировала в кино в мелодраме «Хиросима, моя любовь», премьера которой состоялась на Каннском кинофестивале. Новый фильм режиссера «Хиросимы» Алена Рене «Вы еще ничего не видели» принимает участие в этом году в конкурсной программе Канна. И еще одно совпадение: в 1962-м Рива получила Кубок Вольпи Венецианского кинофестиваля за роль в драме «Тереза Дескейру», а в этом году новая экранизация романа Франсуа Мориака «Тереза Д.» закрывает Каннский фестиваль. «Михаэль сказал мне: „Не будь сентиментальной“. И я поняла, как надо играть Анну», — говорит Эмманюэль. — Все страхи моментально ушли. Кроме одного. Я боялась врезаться в стену на своем кресле-каталке, думала, что не справлюсь с управлением!»
Михаэль Ханеке рассказал, что ему на съемочной площадке важнее всего не изображение, а звук: «Мы работали с эмоциями. Если эмоции отражены верно, то и голоса актеров будут правильными». Режиссера спросили, почему он решил снимать фильм о стариках. «Я не собирался специально поднимать эту тему. Я вообще никогда не пишу фильмы с целью что-то доказать, — ответил Ханеке. — Когда достигаешь определенного возраста, неизбежно сталкиваешься со страданиями. Мне не хотелось показывать ничего более. Именно поэтому я снял весь фильм в квартире, а не в больничной палате, которые уже примелькались на экране. В конце концов, я рад, что снял такой простой фильм».
«Любовь» куплена для российского проката. Релиз намечен на 25 октября.
Ханеке, Михаэль — Википедия. Что такое Ханеке, Михаэль
Михаэ́ль Ха́неке (нем. Michael Haneke, род. 23 марта 1942, Мюнхен, Германия) — австрийский кинорежиссёр и сценарист, обладатель множества престижных кинематографических наград. Кроме кино, работает на телевидении и в театре. Его фильмы отличаются мрачным стилем повествования и исследуют насилие во всех проявлениях. Двукратный обладатель «Золотой пальмовой ветви» Каннского кинофестиваля, а также четырёхкратный обладатель премии Европейской киноакадемии (2005, 2009 (дважды), 2012) за достижения в режиссуре.
За драму «Любовь» удостоен наград «Оскар» и BAFTA за лучший иноязычный фильм. На обеих премиях также выдвигался на призы за режиссуру и оригинальный сценарий.
Биография
Сын режиссёра и актёра Фрица Ханеке и актрисы Беатрисы фон Дегеншильд, Михаэль Ханеке провёл детство в городке Винер-Нойштадт. Окончил Венский университет (там он изучал философию, психологию и театр). После выпуска стал кинокритиком, три года работал на телеканале «Зюдвестфунк» монтажёром. В 1973 году дебютировал как телережиссёр.
Полнометражный дебют Ханеке состоялся в 1989 году фильмом «Седьмой континент», получившем приз на фестивале в Локарно. Уже в этой ранней ленте проявились характерные черты стиля режиссёра, которые были развиты в следующих его фильмах[5]. Шокирующая картина «Видеоплёнки Бенни» (1992) об угрозе популяризации насилия в массовой культуре была номинирована на премию «European Film Awards» в категории «Лучший фильм». «Забавные игры» были представлены на 50-м Каннском кинофестивале, причём программка фильма содержала предупреждение о наличии шокирующих сцен. Фильм, который киновед Андрей Плахов назвал самым запоминающимся в программе того фестиваля[5], не получил, тем не менее, на нём ни одной награды. Впоследствии, в 2008 году, Ханеке осуществил в США авторемейк «Забавных игр» под тем же названием. Для телевидения в том же 1997 году режиссёр поставил экранизацию романа Франца Кафки «Замок».
Успех ожидал снятый на французском языке фильм «Пианистка», который в 2001 году в Каннах принёс режиссёру «гран-при» (вторую по значимости награду), а исполнителям главных ролей Изабель Юппер и Бенуа Мажимелю — актёрские премии фестиваля. Лента «Скрытое» (2005), ещё один франкоязычный фильм Ханеке, подтвердила его репутацию крупного европейского режиссёра, а чёрно-белая философская картина «Белая лента» о природе человеческого насилия в 2009 году принесла ему «Золотую пальмовую ветвь», главный приз Каннского фестиваля. Награду Ханеке вручила председатель жюри фестиваля — Изабель Юппер. Также Ханеке впервые за свою карьеру был номинирован на премию «Оскар».
В 2012 году картина «Любовь», одна из самых камерных в фильмографии Ханеке, повторила успех его предыдущей работы, взяв главный приз киносмотра.[6]
Она же стала главным триумфатором премии Европейской киноакадемии, принеся Ханеке третью рекордную статуэтку за лучшую режиссёрскую работу[7]. Режиссёр был удостоен премии «Оскар» за лучший иноязычный фильм, а также выдвигался на награды за режиссуру и написание оригинального сценария.
Фильмография
Любимые фильмы Ханеке
Примечания
Ссылки
Премии Михаэля Ханеке | |
---|---|
Майкл Ханеке — Биография — IMDb
Обзор (2)
Мини-био (1)
Истинный мастер своего дела, Майкл Ханеке — один из величайших кинохудожников, работающих сегодня, и тот, кто бросает вызов своим зрителям каждый год и работа проходит, создавая фильмы, отражающие реальные стороны жизни реалистично, тревожно и незабываемо. Один из самых искренних создателей мирового кино, Ханеке написал и снял фильмы на нескольких языках: французском, немецком и английском, работая с самыми разными актерами, такими как Жюльет Бинош, Изабель Юппер, Жан-Луи Трентиньян, Тоби Джонс, Юльрих Мухе, Арно Фриш и этот список можно продолжить.
Эта великая фигура из австрийского кинематографа родилась в Германии 23 марта 1942 года от отца-немца и матери-австрийки, причем оба родителя были из артистического мира и работали актерами. Майкл тоже пытался, но без особого успеха. В Венском университете он изучал драму, философию и психологию, а после окончания учебы стал кинокритиком и телередактором. Его карьера за камерой началась с фильма «После Ливерпуля» (1974), который он написал и снял. Он снял еще пять телевизионных фильмов и два эпизода из мини-сериала «Лемминг» (1979) _.
Годы, потраченные на работу на телевидении, побудили его, наконец, снять свою первую кинематографическую картину, когда ему было за 40, что несколько необычно для режиссеров. Но ждать стоило. В «Седьмом континенте» (1989) Ханеке закладывает основу того, о чем будет его будущее кино: кино, которое не дает ответов, но которое осмеливается задавать все больше и больше вопросов, кино, которое отражает и анализирует состояние человека в его самые мрачные и неожиданные пути вне всякой голливудской формулы.Фильмы, которые существуют, чтобы противостоять зрителям, а не утешать их. В нем Ханеке имеет дело с двойственностью социальных ценностей и внутренних ценностей, демонстрируя при этом очевидную идеальную семью, которая по неизвестным причинам сталкивается с физическим и материальным распадом. Это был первый раз, когда его фильм был отправлен на Каннский кинофестиваль (вне конкурса), но ему удалось вызвать некоторый ажиотаж в аудитории полемическими сценами, которые должны были вызвать всевозможную реакцию публики.
Его следующие предприятия на рубеже десятилетия были связаны с обеспокоенной молодежью и отчуждением, которое они испытывают, отделяя реальность от вымысла, пытаясь пересечь оба
.
Михаэль Ханеке | Биография, фильмы и факты
Михаэль Ханеке (родился 23 марта 1942 года, Мюнхен, Германия), австрийский режиссер и сценарист, чьи резкие и провокационные фильмы сделали его ведущей фигурой в европейском кино в конце 20 — начале 21 века. . Большая часть его работ исследует тенденции к социальному отчуждению и жестокости в среде современного среднего класса.
Британская викторина
Готово, готово, действие!
Кто голос Антона Эго в Рататуй ?
Ханеке, родившаяся в семье немецкого театрального режиссера и австрийской актрисы, выросла в основном у тети в Винер-Нойштадте, Австрия.В 1967 году, после изучения философии, психологии и драмы в Венском университете, он нашел работу по разработке сценариев для общественного телевидения в Баден-Бадене, Западная Германия. Три года спустя Ханеке стал режиссером сцены, что дало возможность снимать и фильмы для небольших экранов. Десять таких постановок, почти все из которых он также написал, транслировались по немецкому или австрийскому телевидению в период с 1974 по 1997 год; они варьируются от оригинальных историй из жизни конца 20 века до адаптации романов Джозефа Рота и Франца Кафки.В частности, состоящий из двух частей Lemminge (1979; Lemmings ), исследование взросления его поколения, показал, что Ханеке строгий наблюдатель за социальными недугами и дисфункциями.
Карьера Ханеке в кино началась с фильма Der siebente Kontinent (1989; Седьмой континент ), сценарий которого был отклонен для телевидения. Основанный на реальном событии, фильм изображает утомительную рутину и, в конечном итоге, совместное самоубийство венской семьи среднего класса.За первой частью трилогии, которую Ханеке назвал бы своей трилогией эмоционально Vergletscherung («эмоциональное оледенение»), за ней последовало видео Бенни (1992), в котором одержимый фильмом подросток совершает убийство из праздного любопытства, и 71 Fragmente einer Chronologie des Zufalls (1994; 71 Fragmente einer Chronologie des Zufalls ), фрагментарная мозаика обыденных моментов, кульминацией которых является случай случайного насилия. Хотя некоторые критики считали его фильмы просто упражнением в нигилизме, Ханеке считал их попытками настроить зрителей на то, как структуры современного буржуазного общества подавляют моральное сочувствие и межличностное общение.
В фильме « Веселые игры » (1997), в котором двое молодых людей садистски истязают отдыхающую семью ради спорта, Ханеке предложил сценарий, напоминающий о популярных развлечениях ужасов. Однако его отказ заквасить мрачный рассказ возбуждающими трепетами или моментами катарсиса стал сигналом сознательной критики голливудских практик. Отчасти из-за споров, которые он спровоцировал, « Funny Games » расширила международную аудиторию Ханеке. Он снял французскую звезду Жюльетт Бинош в фильме Code inconnu (2000; Code Unknown ), в котором эпизодически прослеживаются судьбы нескольких жизней, пересекающихся на мультикультурном парижском углу.Затем Изабель Юппер продемонстрировала психосексуальные расстройства женщины средних лет в фильме La Pianiste (2001; The Piano Teacher ), который Ханеке адаптировал по роману австрийской писательницы Эльфриды Елинек. Оба фильма получили высокую оценку.
Получите эксклюзивный доступ к контенту из нашего первого издания 1768 с вашей подпиской.
Подпишитесь сегодня
Продолжая работать на французском, Ханеке снял « Le Temps du loup » (2003; «Время волка» ), эллиптический рассказ о постапокалиптическом хаосе.Тем не менее, он добился большего успеха с Caché (2005; Hidden ), в котором таинственное появление видео наблюдения на пороге семьи приводит в движение вуайеристский триллер, который также служит размышлением о постколониальной напряженности. Фильм получил три приза Каннского кинофестиваля, в том числе приз за лучшую режиссуру.
В 2007 году Ханеке, признав, что американцы всегда были его целевой аудиторией для Funny Games , выпустил пошаговый англоязычный римейк фильма; Однако существенного впечатления в прокате она не произвела.Впоследствии Ханеке исследовал корни фашизма в фильме Das weisse Band (2009; The White Ribbon ), который изображает серию непостижимых жестокостей и неудач в деревне на севере Германии незадолго до Первой мировой войны. Фильм показан в строгом черном цвете. и белый, получил Золотую пальмовую ветвь в Каннах и был номинирован на премию Оскар в категориях фильмов на иностранных языках и лучшей кинематографии. Вторая Золотая пальмовая ветвь досталась Amour (2012), необычно ласковому — хотя и явно несентиментальному — портрету пожилой пары, столкнувшейся со смертью.Он получил пять номинаций на «Оскар», в том числе за лучший фильм, лучший режиссер и лучший оригинальный сценарий, и получил награду за лучший фильм на иностранном языке.
После того, как Ханеке снял фильм « Così fan tutte » (2013), он вернулся на большой экран с фильмом « Happy End » (2017), который он также написал. Драма рассказывает о богатой неблагополучной семье во Франции.
.
Майкл ханеке — Википедия, вольна энциклопедия
Z Wikipedii, wolnej encyklopedii
Przejd do nawigacji
Przejdź do wyszukiwania
W Wikipedii nie ma jeszcze artykułu o takiej nazwie. Możesz:
- utworzyć go ,
- zaproponować, eby inni go napisali,
- poszukać tekstu «Michael haneke» w artykułach,
- poszukać strony o tym tytule na jednym z siostrzanych projektów Wikipedii:
-
Commons
Wikiźródła
Wikisłownik
Wikicytaty
Wikibooks
Wikinews
Ródło: „https: // pl.wikipedia.org/wiki/Michael_haneke »
.