Читать онлайн электронную книгу Мифы Древней Греции — Судьба Медеи бесплатно и без регистрации!
155. Смерть Пелия
Одним осенним вечером аргонавты вновь пристали к навсегда им запомнившемуся берегу Пагасейского залива, но увидели, что никто их не встречает. В Фессалии действительно поговаривали, что аргонавтов уже нет в живых. Пелий даже осмелился убить родителей Ясона — Эсона и Полимелу — и их маленького сына Промаха, родившегося уже после отплытия «Арго». Эсон испросил разрешения лишить себя жизни самому и, получив его, выпил бычьей крови и испустил дух. При виде мертвого супруга Полимела зарезалась или, как некоторые говорят, повесилась, успев проклясть Пелия, безжалостно разбившего голову Промаха об пол дворца1.
b. Ясон, услышав эту скорбную историю от одинокого лодочника, запретил ему сообщать о возвращении «Арго» и созвал военный совет. Все его товарищи были того мнения, что Пелий заслуживает смерти, но, когда Ясон потребовал немедленно пойти на приступ Иолка, Акаст сказал, что он вряд ли сможет пойти против своего отца; тогда другие заметили, что лучше будет разойтись по домам, а потом, если возникнет необходимость, собрать отряды для войны на стороне Ясона. Иолк действительно имел слишком большой гарнизон, чтобы его мог взять приступом такой небольшой отряд, как аргонавты.
c . Медея же пообещала взять город в одиночку. Она велела аргонавтам спрятать корабль и спрятаться самим на каком-нибудь лесистом и пустом берегу в пределах видимости Иолка. Если над крышей дворца в Иолке станут размахивать факелом, то это будет означать, что Пелий мертв, ворота открыты и они могут делать с городом все, что угодно.
d. Во время посещения Анафы Медея обнаружила полую статую Артемиды и погрузила ее на «Арго». Теперь она одела своих двенадцать феакийских рабынь в довольно странные одежды и пошла во главе их к Иолку, причем статую Артемиды рабыни несли по очереди. Подойдя к городским воротам, Медея, придавшая себе вид дряхлой старухи, потребовала от стражей пропустить их. Она кричала пронзительным голосом, что богиня Артемида явилась из туманной земли гипербореев в колеснице, запряженной крылатыми змеями, чтобы принести счастье Иолку. Озадаченные стражи не посмели ослушаться, а Медея со своими рабынями стала носиться по улицам, подобно менадам, приводя жителей в религиозное неистовство.
e. Пробудившись ото сна, Пелий со страхом спросил, что хочет от него богиня. Медея ответила, что Артемида хочет отблагодарить его за благочестие и вернуть ему молодость, чтобы он смог зачать наследников вместо блудного сына Акаста, который недавно утонул вместе с кораблем у берегов Ливии. Когда Пелий засомневался в правдивости ее слов, Медея, стерев с лица следы старости, вновь стала юной на его глазах. «Такова сила Артемиды!» — вскричала она. Затем Пелий стал свидетелем того, как она на его глазах разрезала на тринадцать кусков старого барана и сварила его в котле. С помощью колхидских заклинаний, которые царь принял за гиберборейские, и торжественных призывов в помощницы Артемиды Медея сделала вид, что омолодила мертвого барана, а на самом деле ей удалось спрятать резвого ягненка внутри полого изваяния богини. Пелий, теперь уже полностью поверивший обману, согласился лечь на ложе, где под чарами Медеи он погрузился в глубокий сон. Затем она приказала его дочерям, Алкестиде, Эвадне и Амфиноме, разрезать его на куски так же, как она только что разрезала барана, и сварить все куски в том же котле.
f . Алкестида отказалась пролить кровь родного отца, какими бы благими ни были намерения Медеи, но та, еще раз продемонстрировав свою магическую силу, убедила Эвадну и Амфиному решительно взяться за ножи. Когда все было сделано, она отправила их на крышу с факелами в руках и объяснила, что они должны взывать к луне, пока вода в котле закипит. Из своего укрытия аргонавты увидели свет факелов и, обрадовавшись сигналу, ринулись в Иолк, где не встретили никакого сопротивления.
g . Ясон, боясь мести со стороны Акаста, оставил ему трон и не оспаривал решение совета Иолка изгнать его, поскольку у него была надежда найти себе где-нибудь трон побогаче2.
h. Кое-кто отрицает, что Эсон был вынужден лишить себя жизни, утверждая, что, наоборот, Медея, выпустив из него старую кровь, с помощью волшебного эликсира вернула ему молодость, как она вернула молодость Макриде и ее сестре — нимфе с острова Коркира. Представив его крепким и бодрым перед Пелием у ворот дворца, она убедила царя сделать с собой то же самое, но обманула его, пропустив нужные заклинания, и он умер жалкой смертью3.
i . На погребальных играх в честь Пелия, состоявшихся на следующий день, Эвфем выиграл в состязании колесниц, запряженных парой лошадей, Полидевк стал победителем в кулачном бою, Мелеагр дальше всех метнул копье, Пелей победил в борьбе, Зет — в беге на короткие расстояния, его брат Калаид или, как некоторые считают, Ификл победил на длинной дистанции, а Геракл, к тому времени вернувшийся от Гесперид, выиграл бой на выносливость. Но в состязаниях на квадригах победителем стал колесничий Геракла Иолай. Главк, сын Сисифа, был пожран его же лошадьми, которых богиня Афродита лишила рассудка с помощью гиппомана4.
j . Что до дочерей Пелия, то Алкестида вышла замуж за Адмета из Фер, которому она давно была обещана; Эвадну и Амфитриону Акаст изгнал в Мантинею, что в Аркадии, где после очищения они нашли себе почтенных мужей5.
1Диодор Сицилийский IV.50.1; Аполлодор I.9.16 и 27; Валерий Флакк I.777.
2Аполлодор I.9.27; Диодор Сицилийский IV.51.1—53.1; Павсаний VIII.11.2; Плавт. Псевдол III.868 и сл.; Цицерон. О старости XXІІІ.83; Овидий. Метаморфозы VII.297—349; Гигин. Мифы 24.
3Краткое содержание «Медеи» Еврипида; Овидий. Цит. Соч. VII.251—350.
4Павсаний V.17.9; Гигин. Цит. соч. 278.
5Диодор Сицилийский IV.53.2; Гигин. Цит. соч. 24; Павсаний VIII.11.2.
* * *
1. Критяне и микенцы использовали сильно разведенную бычью кровь как магическое средство для повышения урожая хлебов и деревьев. Не боясь отравиться, бычью кровь без разведения могли пить только жрицы матери-земли (см. 51.4).
2. Мифографы классической эпохи не могли для себя решить, что было в Медее от иллюзионистки, что от надувательства, а что от магии. «Котел омоложения» встречается повсеместно в кельтских мифах (см. 148.5—6). Вот почему Медея называет себя гиперборейской богиней, т.е. богиней с Британских островов.
3. Запряженная змеями — змеи обитают в подземном мире — колесница Медеи была крылатой потому, что Медея одновременно была и богиней земли, и богиней луны. Здесь она появляется в виде триады Персефона — Деметра — Геката, т.е. трех дочерей Пелия, умерщвляющих своего отца[276]Предположение о том, что дочери Пелия — это сама Медея, а также о том, что здесь она является в виде триады Персефона — Деметра — Геката, необоснованно. Вообще непонятно, зачем Медее представляться кем-то, если она сама — внучка Гелиоса и (по версии Диодора IV.45) дочь Гекаты, т.е. занимает достаточно высокое положение.. В классическую эпоху запряженная змеями колесница была уже бесспорной собственностью Гелиоса, и в поздних мифах о Медее и Тесее (см. 154. d ) Гелиос на время отдает ее своей внучке Медее, да и то потому, что ей угрожает смерть (см. 156. d ).
4. Каллимах склонен был отдать первенство в беге на погребальных играх в честь Пелия охотнице Кирене (см. 82. a ).
156. Медея в Коринфе
Ясон сначала отправился в беотийский Орхомен, где повесил золотое руно в храме Зевса Лафистия; затем он причалил на «Арго» к берегу у коринфского Истма, где принес корабль в жертву Посейдону.
b. Теперь Медея была единственной из оставшихся в живых детей Ээта, законного наследника коринфского трона, который он, переселившись в Колхиду, оставил некоему Буну[277]Бун — сын Гермеса и Алкидамии, получивший Коринф от Ээта при его отъезде в Колхиду на том условии, что по возвращении Ээта или его наследников Коринф будет им тут же возвращен.. Поскольку Коринф, сын Марафона, называвший себя «сыном Зевса» и захвативший коринфский трон, умер, не оставив наследников, Медея предъявила свои права на трон, и жители Коринфа признали Ясона царем. Но, просидев на троне десять удачных и счастливых лет, Ясон стал подозревать, что Медея добыла ему этот трон, отравив Коринфа. Поэтому он решил развестись с ней и жениться на Главке Фиванской, дочери царя Креонта.
c. Хотя Медея и не отказалась от совершенного ею преступления, но напомнила Ясону о том, как в Эе он клялся ей в верности всеми богами. Когда же он заявил, что силой вырванная клятва недействительна, она заметила, что коринфский трон также достался ему с ее помощью. На что он ответил: «Это правда, но жители Коринфа привыкли уважать меня, а не тебя». Видя, что он упорствует, Медея с притворным покорством отправила Главке свадебный подарок, изготовленный руками царских детей — ведь к тому времени Медея родила Ясону семерых сыновей и семерых дочерей, — золотую корону и длинное белое одеяние. Стоило Главке надеть их на себя, как незатухающее пламя охватило не только ее (хотя она с головой бросилась в дворцовый фонтан), но и царя Креонта, многих других уважаемых гостей из Фив и всех других, оказавшихся во дворце. Самому Ясону удалось спастись, выпрыгнув из окна верхнего этажа.
d. Зевс, оценивший мужество Медеи, влюбился в нее, но она отвергла его домогательства. Гера была рада: «Я сделаю твоих детей бессмертными, — заявила она, — если ты положишь их на жертвенный алтарь моего храма». Медея так и поступила, а потом бежала на колеснице, запряженной крылатыми змеями, которую ей одолжил ее дед Гелиос. Перед тем как скрыться, она завещала трон Сисифу1.
e. Сохранилось имя только одной дочери Медеи и Ясона — Эриопида. Ее старший сын Мед, или Поликсен, учившийся у Хирона на горе Полион, стал впоследствии правителем Мидии. Правда, отцом Меда иногда называют Эгея2. Остальных сыновей звали Мермер, Фер, или Фессал, Алкимен, Тисандр и Арг. Всех их побили камнями коринфцы, возмущенные убийством Главки и Креонта. В искупление этого преступления семь девушек и семеро юношей в черных одеждах и с бритыми головами провели целый год в храме Геры на холмах, где было совершено убийство3. По велению Дельфийского оракула трупы умерщвленных детей были погребены в храме, а их души стали бессмертными, как и обещала Гера. Есть и такие, кто обвиняет Ясона в том, что он потворствовал убийству детей, но добавляют в его оправдание, что он был безмерно опечален ужасным поступком Медеи4.
f. Другие же, ошибочно следуя за драматургом Еврипидом, которого коринфцы подкупили, заплатив пятнадцать талантов серебром, верят, что Медея убила только двоих своих детей5, а остальные погибли в огне подожженного ею дворца. В живых остались только Фессал, который потом бежал и правил Иолком (его именем стала называться вся Фессалия), и Ферет, сын которого Мермер унаследовал от Медеи искусство отравления6.
1Диодор Сицилийский IV.54; Аполлодор I.9.16; Овидий. Метаморфозы VII.391—401; Птолемей Гефестион II; Апулей. Золотой осел I.10; Цец. Схолии к Ликофрону 175; Еврипид. Медея.
2Гесиод. Теогония 981 и сл.; Павсаний II.3.7 и III.3.7; Гигин. Мифы 24 и 27.
3Аполлодор I.9.28; Павсаний ІІ.3.6; Элиан. Пестрые рассказы V.21; Схолии к «Медее» Еврипида 9 и 264; Филострат. Диалог о героях XX.24.
4Диодор Сицилийский IV.55; Схолии к «Медее» Еврипида 1387.
5Гигин. Цит. соч. 25; Еврипид. Медея 1271; Сервий. Комментарий к «Буколикам» Вергилия VIII.45.
6Диодор Сицилийский IV.54; Гомер. Одиссея I.255 и сл. и схолии.
* * *
1. Количество детей у Медеи похоже на количество титанов и титанид (см. 1.3 и 43.4), но четырнадцать мальчиков и девочек, которые круглый год содержатся в храме Геры, могут обозначать четные и нечетные дни первой половины священного месяца[278]Относительно числа детей Медеи и Ясона у мифографов единства нет. Называемое обычно число 14, очевидно, завышено (чтобы объяснить обычай пребывания детей в храме Геры)..
2.Смерть Главки, возможно, была навеяна изображением ежегодного сожжения жертв в храме Геры, наподобие того, который Лукиан описал в Гиераполе («О сирийской богине» 49). Но Главка должна была быть жрицей, украшенной диадемой, которая руководила сожжением, а не жертвой. Источник служил для ритуального омовения. Лукиан объясняет, что сирийская богиня была в целом такой же, как Гера, хотя кое-что в ней напоминало Афину и других богинь (там же 32). В данном случае Эриопида («большеглазая») указывает на волоокую Геру, а Главка («сова») — на совоокую Афину. Во времена Лукиана домашних животных вешали на ветки деревьев, сложенных кучами во дворе храма в Иерополе, и сжигали живьем. Однако смерть четырнадцати детей Медеи и искупительный обряд, совершаемый в связи с этим, говорят о том, что первоначально в жертву приносились люди. Меликерт, критский бог, который председательствовал на Истмийских играх в Коринфе (см. 70. h и 96.5), был Мелкартом («защитник города»), т.е. финикийским Гераклом, в честь которого, как можно с уверенностью утверждать, в Иерусалиме сжигали живых детей (Лев. 18.21 и 20.2; 3 Цар. 11.7; 4 Цар. 23.10; Цар. 32.35). Огонь был священной стихией, делавшей жертвы бессмертными, как он сделал бессмертным самого Геракла, взошедшего на костер на горе Эта и поглощенного пламенем (см. 145. f ).
3. Кто принес в жертву детей — Медея, Ясон или жители Коринфа, — этот вопрос обрел значимость позже, когда Медею перестали отождествлять с Ино, матерью Меликерта, а человеческие жертвы стали символом варварства. Поскольку любая драма, завоевывавшая приз на афинском празднике в честь Диониса, тут же приобретала религиозное значение, не исключено, что коринфяне хорошо заплатили Еврипиду за то, что он нужным образом изменил позорный для них миф.
4. Любовь Зевса к Медее, как и любовь Геры к Ясону (Гомер. Одиссея XІІ.72; Аполлоний Родосский III.66), говорит о том, что «Зевс» и «Гера» были титулами царя и царицы в Коринфе (см. 43.2 и 68.1). Коринф, будучи сыном Марафона, называл себя «сын Зевса», а у отца Марафона Эпопея («всевидящий») жену звали так же, как и жену Зевса (Павсаний II.1.1).
157. Медея в изгнании
Медея сначала бежала к Гераклу в Фивы, где он обещал укрыть ее, если Ясон изменит ей. В этом городе она излечила Геракла от безумия, когда он убил своих детей. Однако фиванцы не разрешили ей поселиться в их городе потому, что Креонт, которого она убила, был их царем. Тогда она отправилась в Афины, и царь Эгей с радостью на ней женился. Когда ее изгнали из Афин за попытку отравить Тесея, она поплыла в Италию и научила марубов[279]Марубы — жители города Маррувий на Фуцинском озере в средней Италии, принадлежали к племени марсов. заклинать змей. Они до сих пор поклоняются ей как богине Ангитии1. После короткой остановки в Фессалии, где Медея потерпела неудачу, попытавшись сравниться красотой с Фетидой, о чем судил Идоменей Критянин, она вступила в брак с царем из Азии, имя которого не сохранилось и которого считают настоящим отцом Меда.
b . Узнав, наконец, о том, что принадлежавший Ээту колхидский трон захвачен ее дядей Персом, Медея отправилась вместе с Медом в Колхиду. Мед убил Перса, вновь посадил на трон Ээта и расширил царство колхов, присоединив к нему Мидию. Кое-кто считает, что к этому времени Медея уже примирилась с Ясоном, но история Медеи, конечно, была приукрашена и искажена выдумками многих авторов трагедий2. На самом деле Ясон, злоупотребив благосклонностью к нему богов, чьи имена он всуе назвал, нарушив клятву, данную Медее, бродил бездомным из города в город, презираемый людьми. В старости он еще раз побывал в Коринфе, прилег в тени «Арго», вспоминая былую славу и обрушившиеся на него несчастья. Он уже было повесился на носу судна, но нос рухнул и придавил его. Корму «Арго» Посейдон поместил среди звезд, поскольку на ней не было вины в убийстве человека3.
c. Медея не умерла, а стала бессмертной и правит на Островах Блаженных; некоторые утверждают, что это она, а не Елена, вышла замуж за Ахилла4.
d. Что же касается Афаманта, оказавшегося неспособным принести в жертву Фрикса, что и стало причиной плавания аргонавтов, то его самого чуть было не принесли в жертву в Орхомене во искупление греха, как того потребовал оракул Зевса Лафистия, но вовремя вернувшийся из Эи его внук Китиссор спас его. Это обидело Зевса, который объявил, что отныне старший сын Афамантидов под угрозой смерти не должен входить в пританей (совет), и это требование соблюдается до сих пор5.
e . Возвращение аргонавтов породило много рассказов. Но самый поучительный из них — это рассказ о кормчем Большом Анкее. Пройдя через множество невзгод и опасностей, он вернулся в свой дворец в Тегее, где прорицатель предсказал, что ему никогда не испить вина из того винограда, который родит ранее посаженная им лоза. В день возвращения Анкея его слуга уже собрал первые грозди и приготовил вино. Анкей наполнил этим вином кубок, поднес его к губам и призвал прорицателя, чтобы опровергнуть его за неверное предсказание. Прорицатель ответил: «Господин мой, вино не во рту, пока губ не утру!» В этот момент вбежал слуга Анкея с криком: «Господин, дикий вепрь портит твой виноградник!» Анкей отставил нетронутый кубок, схватил рогатину и побежал. Притаившийся в кустах вепрь напал на него и убил6.
1Диодор Сицилийский IV.54; Аполлодор I.9.28; Плутарх. Тесей 12; Сервий. Комментарий к «Энеиде» Вергилия VII.750.
2Диодор Сицилийский IV.55—66; Гигин. Мифы 26; Юстин XLII.2; Тацит. Анналы VI.34.
3Диодор Сицилийский IV.55; Схолии к краткому содержанию «Медеи» Еврипида; Гигин. Поэтическая астрономия II.XXXV.
4Схолии к «Медее» Еврипида 10 и к Аполлонию Родосскому IV.814.
5Геродот VII.197.
6Схолии к Аполлонию Родосскому I.188.
* * *
1. Аттический культ Деметры как земли-богини породил рассказ о пребывании Медеи в Афинах (см. 97. b ). Аналогичные культы объясняют ее пребывание в Фивах, Фессалии и Малой Азии. Правда, марубы могли эмигрировать в Италию из Ливии, где псиллы хорошо владели искусством заклинания змей (Плиний. Естественная история VII.2). То, что Медея царствует на Островах Блаженных, вполне понятно: как богиня, владеющая «котлом омоложения», она может предоставить возможность героям прожить вторую жизнь (см. 31. c ). Елена («луна») — это, возможно, одно из ее имен (см. 159.1).
2. Вероятно, в героическую эпоху царя Орхомена по окончании срока его правления вели на вершину горы Лафистий для принесения в жертву. Такой царь был одновременно жрецом Зевса Лафистия, причем эта должность передавалась по наследству в матрилинейном клане миниев. Согласно Геродоту (VII.197), во время Персидских войн предводитель клана все еще должен был находиться в пританее, когда его призывали присутствовать при жертвоприношениях. Правда, никто не настаивал, чтобы он следовал этим призывам и, судя по рассказу Геродота, вместо него всегда присутствовал его представитель, кроме тех случаев, когда случались бедствия, например чума или засуха, и он считал своим долгом присутствовать при обряде жертвоприношения лично.
Смерть Ясона и Анкея — это притчи, подчеркивавшие опасность излишней славы, процветания или гордости. Но Анкей умирает как царь в своем родном городе от клыков напавшего на него вепря (см. 18.7), тогда как Ясон, наподобие Беллерофонта (см. 75. f ) и Эдипа (см.105. k ), бродит от города к городу, ненавидимый всеми и в конце концов погибает от несчастного случая. В Истме, где правил Ясон, по обычаю, царствующего фармака сбрасывали со скалы в море, где его поджидала лодка, после чего его изгоняли, обрекая на жизнь безымянного нищего, уносившего из города все несчастья (см. 89.5 и 98.6).
3. Исаак Ньютон, насколько мне известно, был первым, кто указал на связь между знаками зодиака и плаванием «Арго». В Александрии на формирование легенды вполне могли оказать влияние знаки зодиака: Овен — Фрикс, Телец — Ээт, Диоскуры — небесные Близнецы, Лев — Рея, Весы — Алкиной, Водолей — Эгина, Геракл — Стрелец, Медея — Дева и Козерог — символ распутства, как напоминание о привольной жизни на Лемносе. Если использовать египетские знаки зодиака, то появятся недостающие элементы: змей — для Скорпиона и Скарабей, символ возрождения, — для Рака.
Ясон и аргонавты – древнегреческий миф о походе за золотым руном
26 июля 2020 в 15:58
Редактор Astromeridian.ru
Аргонавты («плывущие на корабле “Арго“») — это группа героев, которые отправились в плавание за золотым руном в далекую Колхиду.
Краткое содержание мифа об аргонавтах
Странствие началось с того, что Пелий, сын Посейдона, убив правителя, захватил власть в фессалийском Полке. Сын убитого Ясон, явившись к Пелию в одном сандалии (второй он потерял при переправе через реку), потребовал вернуть ему царство. Перепуганный Пелий, который в свое время получил предсказание, что ему следует остерегаться того, кто обут на одну ногу, обещал вернуть Ясону царство, если тот добудет в Колхиде шкуру некогда уведенного туда золотого барана. Ясон, заручившись помощью богини Афины, построил корабль, набрал команду из известнейших героев Эллады, включая Геракла, и отправился в путь.
Сначала аргонавты достигли острова Лемнос, где незадолго перед тем женщины уничтожили всех мужчин. Их царица предложила Ясону стать ее мужем и остаться со всеми спутниками на острове. Юноша готов был согласиться, и только уговоры Геракла заставили его отправиться в путь.
Во время пира в одном из городов близ Геллеспонта на корабль аргонавтов напали шестирукие чудовища, в битве с которыми отличился опять-таки именно Геракл. А вскоре на одном из островов, когда Геракл отправился в лес, чтобы найти замену для сломанного весла, его спутник был захвачен в плен очарованными им нимфами. Геракл долго искал юношу, а корабль с аргонавтами тем временем отправился дальше без него. На рассвете взволнованные аргонавты обнаружили пропажу и готовы были повернуть назад, но перед ними появился морской бог Главк и сказал, чтобы они этого не делали, ибо Геракл не должен участвовать в их походе — такова воля Зевса.
Следуя дальше, корабль «Арго» достиг Вифинии, царь которой захотел помериться силой с кем-нибудь из его экипажа. Вызов принял Полидевк, который и убил царя в кулачном бою. На очередном острове аргонавты спасли слепого старика, которого одолевали страшные птицы гарпии, отнимавшие у него пищу. В благодарность старик дал им несколько полезных советов, в частности, о плавучих островах-скалах. Наученные им аргонавты выпустили вперед себя голубку, которая сумела пролететь между скалами, оторвавшими у нее лишь кончик хвоста. Сочтя это благоприятным предзнаменованием, аргонавты смело направились вперед и проскочили между скалами, которые только чуть повредили корму их корабля и после этого навсегда стали недвижимыми.
Миф о Медее и Ясоне
Достигнув Кавказа, аргонавты увидели прикованного к скале Прометея и услышали его стоны. Войдя через устье реки в Колхиду, они оказались во владениях царя Ээта. В то время покровительствовавшая им Афродита попросила своего сына Эроса, чтобы он воспламенил в сердце дочери Ээта волшебницы Медеи любовь к Ясону. И когда Ясон со спутниками пришел во дворец, увидевшая его Медея мгновенно воспылала к нему страстью. Ээт, узнав о цели путешественников, рассвирепел и предложил им сначала вспахать священное поле на огнедышащих быках бога войны Ареса и засеять его зубами дракона. Ясон справился с этой задачей. Но не успел он закончить работу, как из зубов дракона стали на его глазах вырастать вооруженные воины.
По наущению Медеи Ясон бросил в них камень, а сам затаился. Воины начали сражаться друг с другом, Ясон уничтожил оставшихся и вместе с бежавшей к нему Медеей, которую он пообещал взять в жены, отправился на корабле к тому месту, где страшный змей охранял золотое руно. Медея усыпила змея, и Ясону удалось похитить руно. В погоню за аргонавтами бросился сын Ээта, требовавший вернуть Медею. Аргонавты были готовы оставить ее в храме богини Артемиды на одном из островов, но Медея напомнила Ясону о его обещании и решила заманить корабль брата в ловушку. Кончилось дело тем, что Ясон предательски убил сына Ээта, за что навлек на себя гнев Зевса, который пригрозил, что аргонавты не вернутся назад, пока их не очистит от злодеяния Цирцея.
Достигнув того района Средиземного моря, где жила Цирцея, некогда целый год державшая в плену Одиссея, они добились от нее очищения. По пути назад аргонавты оказались близ острова поющих сирен и спаслись только тем, что в их команде был сладкозвучный Орфей, который своей песней заглушил голос сирен. Затем они, как и Одиссей, благополучно миновали узкий пролив между Сциллой и Харибдой, но здесь их достиг еще один корабль, посланный Ээтом. Тогда Ясон и Медея обвенчались на близлежащем острове, воспользовавшись помощью его гостеприимного правителя, но и после этого долго еще блуждали по отмелям Ливии, затем в районе озера Тритона, который помог им выбраться к морю. Когда аргонавты вернулись домой, они встретили отпор со стороны коварного Пелия, уверенного, что Ясон не вернется. Конфликт кончился тем, что сам Пелий погиб, а его сын сумел изгнать Ясона и Медею из Иолка.
Интерпретация мифа об аргонавтах Еврипидом
На этом история аргонавтов, по фабуле напоминающая «Одиссею», вроде бы и завершилась. Герои путешествия вернулись домой, выполнив порученное им дело и проявив при этом чудеса храбрости и выносливости. Как и в повествовании о приключениях Одиссея, здесь великое множество чудес, иногда тех же самых либо похожих, активное вмешательство божественных сил, интереснейшие сюжеты, вошедшие в тезаурус мировой культуры (одни зубы дракона чего стоят!). Казалось бы, на этом можно поставить точку. Однако история Ясона и Медеи не закончилась.
Более того, эпическое сказание, прервавшись на своем благополучном финале, плавно перетекло в совсем иное русло. На его основе выросла подлинно человеческая трагедия, почти лишенная мифологических чудес. Суть ее в том, что, поселившись в Коринфе и обзаведясь двумя детьми, Ясон надумал жениться на дочери местного правителя. Узнав об этом, Медея (а в ее сердце все еще ярким пламенем горела страсть, попавшая туда вместе со стрелой Эроса!), будучи женщиной с сильным характером, пришла в ярость и уничтожила не только соперницу, но и обоих своих детей, рожденных от Ясона.
Покинув Коринф, она, по одной из версий, некоторое время жила в Афинах, а затем вернулась на родину. Далее версии расходятся, но главное уже сказано: страстно полюбившая женщина наказывает мужа тем, что убивает рожденных от него детей. Такой финал потрясает воображение. Неудивительно, что написанная Еврипидом на этот сюжет драма стала одной из наиболее ярких трагедий, которыми увлекались любившие театр афиняне, да и остальные эллины.
Медея — Энциклопедия мифов
Меде́я (др.-греч. Μήδεια; возможно, происхождение связано с μήδομαι «замышлять, придумывать», μῆδος «мысль, замысел») — в древнегреческой мифологии колхидская царевна, волшебница и возлюбленная аргонавта Язона.
Влюбившись в Ясона, она помогла ему завладеть золотым руном и бежала с ним из Колхиды в Грецию, когда же он впоследствии задумал жениться на другой, Медея погубила соперницу, убила двух своих детей от Язона и скрылась на крылатой колеснице, посланной её дедом богом Гелиосом.
Медея была дочерью колхидского царя Ээта и океаниды Идии<ref> Аполлоний Родосский. Аргонавтика III 241; Гигин. Мифы 25 </ref>, внучкой бога Гелиоса, племянницей Цирцеи (либо дочерью Ээта и Клитии<ref> Гигин. Мифы. Введение 37 </ref>), волшебницей<ref>Медея — БСЭ — Яндекс.Словари</ref>, а также жрицей (или даже дочерью) Гекаты.
Встреча с Язоном[править]
Полюбив предводителя аргонавтов Ясона, она с помощью волшебного зелья помогла ему завладеть золотым руном и выдержать испытания, которым его подверг её отец. Вначале Ясон должен был вспахать поле упряжкой огнедыщащих волов и засеять его зубами дракона, которые выросли в армию воинов. Предупрежденный Медеей, Ясон бросил в толпу камень, и воины начали убивать друг друга (ср. Кадм). Затем Медея с помощью своих трав усыпила дракона, охранявшего руно, и её возлюбленный, таким образом, смог его похитить. (Некоторые версии мифа утверждают, что Медея влюбилась в Ясона только благодаря прямому приказу Геры Афродите — богиня хотела, чтобы герою, которому она покровительствовала, кто-нибудь помог добыть руно). Пиндар называет её спасительницей аргонавтов<ref> Пиндар. Олимпийские песни XIII 54 </ref>.
Плавание на «Арго»[править]
После похищения руна Медея бежала с Ясоном и аргонавтами и взяла с собой своего младшего брата Апсирта; Когда корабль отца начал настигать «Арго», Медея убила брата, и расчленила его тело на несколько кусков, побросав их в воду — она знала, что Ээту придется задержать судно, чтобы подобрать остатки тела сына. (другой вариант: Апсирт не бежал с Медеей, а возглавил колхов, гнавшихся за аргонавтами. Колдунья заманила брата в ловушку, и Ясон убил его.)
Излечила аргонавта Аталанту, которая была серьёзно ранена. На борту корабля вышла замуж за Ясона, так как феаки требовали выдать беглянку, если только она ещё не стала его супругой. Затем судно сделало остановку на острове тетки Медеи Цирцеи, которая провела обряд их очищения от греха убийства. Напророчила Евфему, кормчему «Арго», что однажды в его руках окажется власть над Ливией — предсказание осуществилось через Батта, его потомка. В Италии Медея научила марсов заклинаниям и лекарствам от змей (см. Ангиция).
Затем корабль попытался причалить к острову Крит, который охранялся бронзовым человеком по имени Талос. У него была одна-единственная вена, которая проходила от лодыжки до шеи и затыкалась бронзовым гвоздем. По Аполлодору, аргонавты убили его так: Медея опоила Талоса травами, и внушила ему, что сделает его бессмертным, но для этого ей надо вынуть гвоздь. Она его вынула, весь ихор вытек, и гигант умер. Вариант — Талоса убил из лука Пеант, другая версия — Медея свела Талоса с ума волшебством, и он сам выдернул гвоздь. Таким образом, корабль наконец смог причалить.
Когда аргонавты наконец добрались до Иолка, ради трона которого Ясон добывал золотое руно, там все ещё правил его дядя Пелий. Он отказался уступить племяннику власть. Дочери Пелия, обманутые Медеей, убили своего отца. Обман был такой: волшебница сказала царевнам, что они могут превратить старика в молодого человека, если разрежут его и бросят в кипящий котел (и продемонстрировала им это, зарезав и воскресив козла). Они поверили ей, убили своего отца и разрезали его, но Пелия Медея воскрешать, в отличие от демонстрационного козленка, уже не стала.
Овидий подробно описывает, как она готовила зелье для Эсона, которому всё же вернула молодость<ref> Овидий. Метаморфозы VII 171—291 </ref>. По просьбе Диониса вернула молодость его кормилицам<ref> Гигин. Мифы 182, из Эсхила; Первый Ватиканский мифограф II 86, 3 </ref>. По версии, вернула молодость также Ясону<ref> Ликофрон. Александра 1315; схолии к Еврипиду. Медея, предисл. по Ферекиду и Симониду // Комментарий Д. О. Торшилова в кн. Гигин. Мифы. СПб, 2000. С.45 </ref>. Согласно рационалистическому истолкованию мифа, Медея изобрела краску для волос, что омолаживало стариков<ref> Палефат. О невероятном 43; Климент. Строматы I 76, 1 </ref>.
После убийства Пелия Ясон и Медея были вынуждены сбежать в Коринф.
В Коринфе[править]
Дальше у мифа существует несколько версий.
В Коринфе она прекратила голод, принеся жертвы Деметре и лемнийским нимфам, её полюбил Зевс, но она отвергла его, за что Гера обещала бессмертие её детям, которых коринфяне почитали как миксобарбаров (полуварваров). Феопомп рассказывал о любви Медеи и Сисифа<ref> Схолии к Пиндару. Олимпийские песни XIII 74 // Комментарий Д. О. Торшилова в кн. Гигин. Мифы. СПб, 2000. С.47 </ref>. Согласно поэме Евмела, Ясон и Медея царствовали в Коринфе. Когда у Медеи рождались дети, она скрывала их в святилище Геры, думая сделать их бессмертными. Она была изобличена Ясоном, тот уехал в Иолк, и Медея удалилась, передав власть Сисифу<ref> Павсаний. Описание Эллады II 3, 11 </ref>. По Еврипиду и Сенеке, она убила своих двоих детей, которых они не называют по имени<ref> Еврипид. Медея 1316—1322 </ref>.
Согласно одному из подвариантов (историку Дидиму), царь Коринфа Креонт решил выдать за Ясона свою дочь Главку (вариант: Креусу) и убедил его оставить Медею. В свою очередь, Медея отравила Креонта, и сбежала из города, но своих детей захватить с собой не смогла, и они были из мести убиты коринфянами.
Согласно более распространённому варианту, Ясон сам захотел жениться на Главке. Брошенная Медея пропитала волшебными травами роскошный пеплос и послала отравленный подарок сопернице. Когда царевна надела его, платье немедленно вспыхнуло, и Главка сгорела заживо вместе с отцом, который пытался её спасти. Затем Медея собственноручно убила своих сыновей от Ясона (Мермера и Ферета) и скрылась на посланной её дедом Гелиосом (или Гекатой) крылатой колеснице, запряжённой драконами<ref> Сенека. Медея 1024 </ref>.
Этот сюжет был популяризирован Еврипидом: драматург внес психологическую мотивацию в убийство Медеей своих детей, показав, что она не была ни варваром, ни сумасшедшей, а совершила этот поступок, потому что это было лучшим способом причинить Ясону боль. (Современные писателю злые языки утверждали, что Еврипид приписал убийство мальчиков их матери, а не коринфянам, как было раньше, за огромную взятку в 5 талантов, нацеленную на очищение доброго имени города).
Сбежав от Ясона, Медея направилась в Фивы, где она исцелила Геракла (также бывшего аргонавта) от безумия после убийства им детей<ref> Диодор Сицилийский. Историческая библиотека IV 55, 4 </ref>. В благодарность герой разрешил ей остаться в городе, но разъяренные фиване против его воли изгнали волшебницу и убийцу из своих стен.
В Афинах[править]
Затем Медея оказалась в Афинах и стала женой царя Эгея. В Афинах она была привлечена к суду Гиппотом, сыном Креонта из Коринфа, и оправдана<ref> Диодор Сицилийский. Историческая библиотека IV 55, 5 </ref>. Она родила Эгею сына Меда.
Их семейная идиллия была разрушена появлением Тесея — наследника царя, зачатого им втайне и выросшего в Трезене. Тесей приехал к отцу инкогнито, и тот не знал, кем ему приходится юноша. Медея, почувствовав угрозу наследия своему сыну, убедила Эгея убить гостя. Царь угостил Тесея кубком с отравленным вином, но прежде чем гость успел поднести его к губам, Эгей увидел у него на поясе свой меч, который он оставил матери Тесея для своего первенца. Он выбил кубок с ядом из рук сына. Медея вместе с сыном Медом скрылась из Афин прежде, чем начались неприятности.
Дальнейшая судьба Медеи[править]
Затем Медея вернулась на родину, в Колхиду (либо изгнана из Афин некоей жрицей Артемиды, уличенная как колдунья), на упряжке драконов. По пути она освободила город Абсориду от змей<ref> Гигин. Мифы 27 </ref>.
На родине она обнаружила, что её отец свергнут своим братом Персом, захватившим власть. Волшебница быстро устраняет эту несправедливость, убив родного дядю-убийцу руками своего сына Меда, и восстанавливает царство своего отца во главе с Медом. Затем Мед впоследствии завоевывает значительную часть Азии. (Вариант: Мед погиб в походе против индов, Медея убивает Перса сама и возвращает на престол своего отца Ээта).
По другому рассказу, уличенная в злоумышлении против Тесея, она бежала из Афин и с сыном Медом явилась в страну Ария, дав название её жителям — меды<ref> Геродот. История VII 62; Павсаний. Описание Эллады II 3, 8 </ref>. По Гелланику, этого сына (от Ясона) звали Поликсен<ref> Павсаний. Описание Эллады II 3, 8 </ref>.
По некоторым данным она царствовала в Мидии вместе с Ясоном и ввела ношение одежды, закрывающей тело и лицо<ref> Страбон. География XI 13, 10 (стр.526) </ref>.
После смерти[править]
Некоторые легенды рассказывают о том, что на Островах Блаженных Медея вышла замуж за Ахилла<ref> Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека Э V 5; Ликофрон. Александра 173 </ref> (эту версию упоминали Ивик (фр.291 Пейдж), Симонид (558 Пейдж) и схолиаст Аполлония<ref> Примечания Н. А. Чистяковой в кн. Аполлоний Родосский. Аргонавтика. М., 2001. С.213 </ref>). Другие повествуют о том, что богиня Гера наделила Медею даром бессмертия за то, что она сопротивлялась ухаживаниям Зевса.
Жрец в Сикионе, принося жертвы ветрам над четырьмя ямами, произносил заклинания Медеи<ref> Павсаний. Описание Эллады II 12, 1 </ref>. Её стал почитать богиней Гесиод<ref> Гесиод, подложный фр.376 М.-У. </ref>.
Две Медеи[править]
Хронологические несостыковки позволяют предположить некоторым исследователям, что в древнегреческой мифологии могло быть два женских персонажа с этим именем. Это связано, в первую очередь, с взаимоотношениями Медеи с Тесеем:
- Медея появилась в Греции после похода за Золотым Руном
- Тесей был аргонавтом, и ушёл в поход за Золотым Руном после того, как Эгей признал его сыном (и Медея попыталась его убить)
Таким образом, оказывается, что Медея присутствовала в Афинах до похода за Золотым Руном. Или же это была другая Медея. Противоречие сглаживается, если принять, что Тесей не принимал участие в походе аргонавтов (многие классики и не включают его в список) и, таким образом, сначала был поход, а потом прибытие Тесея в Афины.
Толкование образа[править]
Мифы, повествующие о судьбе Ясона, неотъемлемо связаны с женским образом Медеи. Согласно одной из концепций, специалисты считали их частью мифологического пласта, являющегося частью легенд, рассказывавших об эллинах далекого героического века (до Троянской войны), столкнувшихся с догреческими пеласгическими культурами материковой Греции, побережья Эгейского моря и Анатолии. Ясон, Персей, Тесей и, прежде всего, Геракл, явились такими пограничными фигурами, балансировавшими между старым миром шаманов, хтонических божеств земли, архаического матриархата, Великой Богини, и — наступающим в Греции новым бронзовым веком.
Такие черты образа Медеи, как её способность оживлять мертвых, летать по небесам и так далее, позволяют предположить, что первоначально она почиталась как богиня. Вероятно, в её образе слились следующие черты:
- почитавшейся в Колхиде солнечной богини
- колдуньи фессалийских сказок (Иолк, Фессалия — родина Ясона и центр рассказов о нём)
- героини коринфского эпоса, в котором Медея и её отец Ээт считались выходцами из Коринфа
Интересные факты[править]
- «Комплекс Медеи» — иногда употребляемое название для матерей, в особенности разведённых, убивающих или причиняющих боль своим детям.
- Генетическая манипуляция Maternal effect dominant embryonic arrest (аббревиатура Medea) названа в честь этого мифического персонажа.
- В честь Медеи назван астероид (212) Медея, открытый в 1880 году.
Мифы и факты. Объясняем рационально древнегреческие мифы — Нож
Дедал и Икар: как важно быть умеренным
Сюжет мифа:
Миф гласит, что Дедал был выдающимся скульптором и зодчим древности. За преступление в родных Афинах его приговорили к смерти, и он бежал на Крит, к царю Миносу. Там Дедал создал множество произведений искусства и построил Лабиринт, в который заключили Минотавра.
В конце концов Дедал затосковал и захотел уехать с Крита, но Минос его не отпускал. Тогда умелец соорудил из перьев, скрепленных воском, большие крылья, которые можно было надеть на руки и полететь.
Дедал и его сын Икар надели крылья и улетели с Крита. Отец предупредил мальчика, что тот не должен подниматься слишком высоко, чтобы солнце не растопило воск. Но Икар, увлекшись полетом, забыл наставления отца, воск растопился, крылья разлетелись, мальчик упал в море и погиб.
Как объяснялся:
Дедал, родоначальник всех ремесел, для греков был реальной исторической фигурой, а вот полет на крыльях вызывал у них оправданные сомнения и считался неосуществимым чудом. В конце концов они пришли к выводу, что Дедал изобрел первый парус (кто-то ведь должен был его изобрести?), с помощью которого быстро и с комфортом убрался с острова.
Вот как античный географ и писатель Павсаний пытался объяснить этот миф в своем «Описании Эллады»:
«Когда он бежал из Крита, устроив себе и сыну своему Икару маленькие суда и приделав к ним, что до тех пор было неизвестно, паруса, то, пользуясь попутным ветром, он намного обогнал флот Миноса, шедший на веслах. Таким образом, сам Дедал спасся, а у Икара, который менее искусно управлял своим судном, оно у него, говорят, перевернулось. Икар утонул».
История о Дедале — прародитель всех современных историй о гениальном ученом, который не смог совладать со своими собственными изобретениями, о технологиях, вышедших из-под контроля (например, в «Терминаторе») и трагедии научного ума.
Миф об Икаре, который изначально был историей о том, что надо знать меру и не подниматься слишком высоко или опускаться слишком низко, в современной культуре стал романтической легендой о стремлении к невозможному (например, «Фауст» Гете или «Космическая одиссея» Кубрика).
Кадр из фильма «Космическая одиссея 2001 года»
Медея: берегись мести брошенной женщины
Сюжет мифа:
Медея была дочерью царя Колхиды и помогла Ясону добыть золотое руно. Ясон, покидая Колхиду, забрал полюбившую его Медею с собой. Долго прожили они вместе, но потом Ясон решил жениться на дочери коринфского царя. Медея в гневе, но притворяется, что смирилась, чтобы отомстить. Будучи могущественной колдуньей, она отправляет сопернице подарок: великолепное платье и головной убор. Не в силах устоять перед подарками, девушка их надевает. Внезапно наряд вспыхивает огнем, невеста гибнет, и отец ее вместе с ней.
Как объяснялся:
В античные времена люди уже были знакомы с нефтью и знали ее горючие свойства. Так появилось предположение, что Медея смазала свои подарки не таинственным колдовским зельем, а нефтью, и наряд царевны вспыхнул не сам по себе, а от попавшей на него искры. Ситуация правдоподобная, если помнить, что открытый огонь непрерывно окружал людей того времени, будь то алтарь, очаг, факел или треножник, освещавший жилище.
«Некоторые люди, стремясь примирить предание с истиной, весьма правдоподобно утверждают, что именно нефть была тем зельем, которым Медея смазала воспетые в трагедиях венок и пеплос», — пишет Плутарх, описывая путешествие Александра Македонского по Вавилонии и то, как местные жители поджигали нефть, чтобы развлечь царя.
Греки не испытывали к Медее сочувствия: чувства обманутой и страдающей от ревности женщины не трогали их, а, скорее, пугали, поскольку воспринимались как иррациональная, неуправляемая и разрушительная сила.
Причиной совершившихся бедствий древние видели не предательство Ясона, а дурной нрав колдуньи Медеи.
В современной культуре этот миф — прообраз всех историй о мести преданных женщин (вроде «Убить Билла» Тарантино или корейской трилогии о мести Пак Чхан-ука), где месть героини оправдана современной этикой взаимоотношения полов.
Кадр из фильма «Сочувствие госпоже Месть»
Троянская война: главный миф о войне
Сюжет мифа:
В классической версии мифа троянский царевич Парис при помощи благоволящей ему Афродиты похищает Елену Прекрасную, жену царя Менелая. Менелай и его старший брат, микенский царь Агамемнон, собирают со всей Греции войско, осаждают Трою и спустя 10 лет сжигают ее дотла. Парис и вся его семья убиты, Елена возвращается домой с мужем.
Как объяснялся:
В античной литературе существует множество интерпретаций этого мифа и не меньше попыток понять, что в сказаниях троянского цикла правда, а что — выдумка. Но самый, пожалуй, оригинальный взгляд на эту историю принадлежит оратору, философу и историку Диону Златоусту.
Дион последовательно и остроумно доказывал, что победа ахейцев — не более чем выдумка Гомера. Причем однажды сделал это в речи, произнесенной на месте исторической Трои (тогда уже это был небольшой городок).
Согласно Диону, родители Елены сами выдали ее за Париса, предпочтя богатого восточного царевича греческим женихам. Те обиделись и пошли на Трою войной. «Конечно, каждый был оскорблен за себя; за обиду одного лишь Менелая они бы и пальцем не шевельнули», — резонно замечает философ. Далее он доказывает, что войско ахейцев было немногочисленным, а война для них — абсолютно безуспешной.
Более того, от руки Гектора на самом деле гибнет главный ахейский герой Ахилл, а историю про то, что погиб якобы его друг Патрокл, надевший ахилловы доспехи, выдумал Гомер, чтобы грекам было не так обидно.
«Но кто же поверит, чтобы Ахилл послал своего лучшего друга на верную смерть? Кто поверит, что Патрокл пал в бою, если курганы всех героев Троянской войны до сих пор стоят недалеко от Трои, а кургана Патрокла среди них нет?» — вопрошает Дион, добавляя, что знаменитый троянский конь — не более чем дар Афине, воздвигнутый ахейцами во искупление неправедной войны.
«Наконец, посмотрим, как вели себя греки и троянцы после войны. Греки отплывают из Трои наспех, в бурную пору года, не все вместе, а порознь: так бывает после поражений и раздоров. А что ждало их на родине? Агамемнон был убит, Диомед — изгнан, у Одиссея женихи разграбили все имущество, — так встречают не победителей, а побежденных.
Недаром Менелай на обратном пути столько мешкал в Египте, а Одиссей — по всем концам света: они просто боялись показаться дома после бесславного поражения.
А троянцы? Проходит совсем немного времени после мнимого падения Трои — и мы видим, что троянец Эней с друзьями завоевывает Италию, троянец Гелен — Эпир, троянец Антенор — Венетию (область на северо-востоке Италии, будущая Венеция. — Прим. авт.). Право же, они совсем не похожи на побежденных, а скорее на победителей», — заключает Дион Златоуст. Логично? Еще как!
Сюжеты, в которых военная верхушка и политики лгут о блестящих победах в то время, когда простые солдаты погибают ни за что, распространен в антивоенной литературе и кинематографе. Яркий пример — фильмы о вьетнамской войне, правда о бессмысленности которой и истинном количестве жертв открылась американцам только после Уотергейта.
Кадр из фильма «Апокалипсис сегодня»
Беллерофонт и Химера: покорение природы
Сюжет мифа:
Беллерофонт был сыном царя Коринфа. В юности он случайно убил человека и вынужден был отправиться в изгнание. В конце концов судьба занесла его к Иобату, царю Ликии. Тот поручил Беллерофонту убить Химеру — чудовище с головой льва, телом козы и хвостом дракона, разорявшее ликийские поля. Герой с блеском выполнил задание, предварительно изловив крылатого коня Пегаса. В дальнейшем Беллерофонт совершил и другие подвиги, однако обещанной награды от Иобата не получил, а потому обиделся и попросил Посейдона наказать ликийцев. Тогда огромная волна затопила их землю.
Как объяснялся:
О том, как греки толковали историю Беллерофонта, мы узнаем у Плутарха: «Иные, пытаясь устранить сказочность этого предания, перетолковывают его так, что Беллерофонт не заклятием навел море на поля, а прорвал каменистую гряду, отделявшую море от низменной плодородной равнины… Говорят также, что так называемая Химера — это устремленный к солнцу утес, который летом вызывает вредоносное преломление солнечных лучей и тяжелые испарения, губящие посевы. Беллерофонт же понял причину бедствия и устранил его, обрубив гладкую поверхность утеса».
Миф о Беллерофонте не относится к числу популярных античных сюжетов, а имя этого героя ничего не скажет большинству современных людей. А вот слово «химера» стало нарицательным.
В Средние века химерами называли фантастических существ, объединявших в себе части тела разных животных; такие существа во множестве украшали стены храмов и страницы книг.
Современные биологи называют химерами организмы, состоящие из генетически разнородных тканей.
Минотавр
Сюжет мифа:
Еще один миф, связанный с Критом, гласит, что жена царя Миноса Пасифая воспылала страстью к быку и родила от него Минотавра — чудовище с телом человека и головой быка. Минос запер чудище в Лабиринте и раз в год скармливал ему семь юношей и семь девушек, которых критяне забирали из Афин в качестве дани.
Сын афинского царя Тесей решил избавить город от позорной дани и отправился на Крит в качестве одной из жертв, намереваясь убить Минотавра. На Крите Тесея увидела дочь царя Ариадна, влюбилась в него и решила помочь. Тайком она дала герою меч и клубок ниток. Тесей вошел в Лабиринт, разматывая клубок, убил Минотавра и вышел обратно, следуя за нитью. Затем Тесей покидает Крит вместе с Ариадной, однако оставляет ее на острове Наксос, поскольку во сне ему является Дионис и говорит, что девушка должна стать его женой и богиней.
Как объяснялся:
Историческое объяснение мифа относится к тому времени, когда минойский Крит был главной политической и культурной силой в Эгейском море. Поскольку неоперившиеся Афины (и, возможно, другие континентальные греческие города) были данниками Крита, можно предположить, что такая дань включала молодых мужчин и женщин, приносимых в жертву минойским богам. Эта церемония совершалась священником, замаскированным бычьей головой или маской, что объясняет образ Минотавра.
Убийство Минотавра афинянином Тесеем в этом случае указывает на освобождение Афин от колониальной зависимости.
Как только континентальная Греция стала свободна от господства Крита, миф о Минотавре нужен был, чтобы дистанцировать формирующееся религиозное сознание эллинов от древних минойских верований.
Образ минотавра особенно вдохновлял модернистов первой половины прошлого века, в частности Пабло Пикассо. Но они видели в нем отображение не древней истории, а мрачных фрейдистских фантазий о сексуальном влечении и смерти.
Попытки интерпретировать античные мифы продолжают и современные авторы, причем не только в научной, но и в художественной литературе. Хороший пример такой работы — произведения английской писательницы Мэри Рено. В романе «Царь должен умереть» (1958) она описывает молодость Тесея. Наследник афинского царя отправляется на Крит с группой своих ровесников — вот только предназначается эта «дань» не чудовищу с головой быка, а настоящему быку.
Юношей и девушек селят в царском дворце, огромном и со множеством ходов, в которых легко потеряться, как в Лабиринте. Там их тренируют для «танцев с быком». Это любимое развлечение критян: группа атлетов перепрыгивает через быка, а разъяренное животное пытается насадить прыгунов на рога.
Благодаря археологическим находкам, в частности фрескам из Кносского дворца, мы знаем, что традиция прыгать через быка действительно существовала, хотя и неясно, было ли это религиозным ритуалом или просто развлечением.
Минотавр в версии Рено предстает человеком, хоть и очень неприятным. Это сын царицы Пасифаи, которого она родила от чемпиона по прыжкам через быка, с которым изменяла мужу Миносу. Тесей участвует в «танцах с быком» и заводит роман с Ариадной, дочерью царя. Она подбивает любовника убить ненавистного ей Минотавра, а затем помогает ему и его друзьям бежать. Тесей забирает Ариадну с собой, но на Наксосе она участвует в вакхической оргии, включающей ритуальное убийство. Тесей понимает, что с такой женщиной ему не по пути, и оставляет ее на острове, где Ариадна становится жрицей Диониса.
Родоначальник хорроров и слэшеров о чудовищах, миф о Минотавре можно при желании найти даже в Кубриковском «Сиянии» с его погонями по снежному лабиринту и коридорам отеля-дворца
«Амур — Финист и Марьюшка — Психея»
Миф о любви Эрота (Амура) и Психеи гласит, что Психея была младшей из трех дочерей царя и столь прекрасной, что люди поклонялись ей, как Афродите (Венере). Богиня, узнав об этом, разгневалась и решила наказать девицу: приказала своему сыну Амуру, насылающему любовь стрелами, сделать так, чтобы Психея влюбилась в самого убогого мужчину на свете. Однако Амур сам влюбился в Психею, похитил ее и поселил в роскошном дворце. Влюбленный бог являлся к девушке исключительно по ночам и предупредил ее, что, если она попытается посмотреть на него при свете, он ее навсегда покинет.
Между тем сестры Психеи, прознав о ее счастье, позавидовали и подговорили простодушную девушку подсмотреть, как выглядит ее муж. А тот, как и обещал, немедленно от нее сбежал. После этого Психея пускается в дальнюю дорогу и после многих испытаний все-таки находит Амура и возвращает себе его расположение.
***
Сюжет, в котором девушка из-за козней злых сестер лишается волшебного супруга и возвращает его, преодолев множество испытаний, повторяется в сказках самых разных народов: итальянских, испанских, норвежских, греческих, мексиканских. Есть такая сказка и в русском фольклоре — «Финист — Ясный сокол».
«Добрый молодец» является к Марьюшке в виде сокола (тоже крылатый!), который покидает ее из-за козней двух старших сестер. Как и Психея, Марьюшка отправляется в далекий путь, так же работает служанкой и побеждает могущественную соперницу (правда, в русской сказке это царица, влюбленная в Финиста, а в античном мифе — свекровь-богиня). Еще одна маленькая деталь: в обеих историях девушка случайно обжигает голое плечо своего возлюбленного; Психея маслом из лампы, а Марьюшка — горячей слезой.
54 фотографии Honey Myth — бесплатные и лицензионные фотографии из Dreamstime
Камень медового агата на черной каменной доске. Крупный план. Вид сбоку
Крупный план кавказских пчел с медом на альпийской астре. Крупным планом вид сверху с крыльями волосатых альпийских медоносных пчел, собирающих нектар на розовом цветке астра альпийская
Scavuratielli, рождественские сладости итальянской традиции.Чиленто еда. Жареные пончики в меде
Scavuratielli, рождественские сладости итальянской традиции. Чиленто еда. Жареные пончики в меде
Scavuratielli, рождественские сладости итальянской традиции. Чиленто еда. Жареные пончики в меде
Scavuratielli, рождественские сладости итальянской традиции. Чиленто еда.Жареные пончики в меде
Scavuratielli, рождественские сладости итальянской традиции. Чиленто еда. Жареные пончики в меде
Scavuratielli, рождественские сладости итальянской традиции. Чиленто еда. Жареные пончики в меде
Scavuratielli, рождественские сладости итальянской традиции. Чиленто еда. Жареные пончики в меде
Scavuratielli, рождественские сладости итальянской традиции.Чиленто еда. Жареные пончики в меде
Scavuratielli, рождественские сладости итальянской традиции. Чиленто еда. Жареные пончики в меде
Scavuratielli, рождественские сладости итальянской традиции. Чиленто еда. Жареные пончики в меде
Scavuratielli, рождественские сладости итальянской традиции. Чиленто еда.Жареные пончики в меде
Scavuratielli, рождественские сладости итальянской традиции. Чиленто еда. Жареные пончики в меде
Scavuratielli, рождественские сладости итальянской традиции. Чиленто еда. Жареные пончики в меде
Scavuratielli, рождественские сладости итальянской традиции. Чиленто еда. Жареные пончики в меде
Scavuratielli, рождественские сладости итальянской традиции.Чиленто еда. Жареные пончики в меде
Scavuratielli, рождественские сладости итальянской традиции. Чиленто еда. Жареные пончики в меде
Scavuratielli, рождественские сладости итальянской традиции. Чиленто еда. Жареные пончики в меде
Scavuratielli, рождественские сладости итальянской традиции. Чиленто еда.Жареные пончики в меде
Scavuratielli, рождественские сладости итальянской традиции. Чиленто еда. Жареные пончики в меде
Scavuratielli, рождественские сладости итальянской традиции. Чиленто еда. Жареные пончики в меде
Scavuratielli, рождественские сладости итальянской традиции. Чиленто еда. Жареные пончики в меде
Scavuratielli, рождественские сладости итальянской традиции.Чиленто еда. Жареные пончики в меде
Scavuratielli, рождественские сладости итальянской традиции. Чиленто еда. Жареные пончики в меде
Scavuratielli, рождественские сладости итальянской традиции. Чиленто еда. Жареные пончики в меде
Scavuratielli, рождественские сладости итальянской традиции. Чиленто еда.Жареные пончики в меде
Scavuratielli, рождественские сладости итальянской традиции. Чиленто еда. Жареные пончики в меде
Scavuratielli, рождественские сладости итальянской традиции. Чиленто еда. Жареные пончики в меде
Scavuratielli, рождественские сладости итальянской традиции. Чиленто еда. Жареные пончики в меде
Scavuratielli, рождественские сладости итальянской традиции.Чиленто еда. Жареные пончики в меде
Scavuratielli, рождественские сладости итальянской традиции. Чиленто еда. Жареные пончики в меде
Scavuratielli, рождественские сладости итальянской традиции. Чиленто еда. Жареные пончики в меде
Scavuratielli, рождественские сладости итальянской традиции. Чиленто еда.Жареные пончики в меде
Scavuratielli, рождественские сладости итальянской традиции. Чиленто еда. Жареные пончики в меде
Scavuratielli, рождественские сладости итальянской традиции. Чиленто еда. Жареные пончики в меде
Scavuratielli, рождественские сладости итальянской традиции. Чиленто еда. Жареные пончики в меде
Scavuratielli, рождественские сладости итальянской традиции.Чиленто еда. Жареные пончики в меде
Scavuratielli, рождественские сладости итальянской традиции. Чиленто еда. Жареные пончики в меде
Крупный план кавказской пчелы на альпийской астре. Макро вид на волосатые верхние альпийские медоносные пчелы, собирающие нектар на розовых и белых цветках альпийской астры
Scavuratielli, рождественские сладости итальянской традиции.Чиленто еда. Жареные пончики в меде
Scavuratielli, рождественские сладости итальянской традиции. Чиленто еда. Жареные пончики в меде
Scavuratielli, рождественские сладости итальянской традиции. Чиленто еда. Жареные пончики в меде
Scavuratielli, рождественские сладости итальянской традиции. Чиленто еда.Жареные пончики в меде
Scavuratielli, рождественские сладости итальянской традиции. Чиленто еда. Жареные пончики в меде
Scavuratielli, рождественские сладости итальянской традиции. Чиленто еда. Жареные пончики в меде
Любовное зелье с травами. Ингредиенты из трав и розовых цветов для волшебных любовных зелий на фоне дубовой древесины
Макро крупных красных кавказских пчел, спрятанных под цветком крапивы Лам.Макро, вид сбоку больших красных полосатых кавказских пчел, собирающих нектар под белым цветком
Статуэтка деда-хомлина. Бронзовая миниатюрная скульптура деда хомлина на медовом мосту
Макро-вид брюшка и крыльев пчелы дикого кавказского бархатца. Макро вид брюшка и крыльев дикой мохнатой кавказской пчелы, собирающей пыльцу и
Крупным планом вид сбоку кавказской дикой полосатой пчелы на оранжево-красных бархатцах.Крупным планом вид сбоку диких полосатых, пушистых, серых кавказских пчел с крыльями и усиками
Крупным планом вид сбоку кавказской дикой пчелы на оранжево-красных бархатцах. Крупным планом вид сбоку диких лохматых серых кавказских пчел, собирающих пыльцу и нектар на ярком
Крупный план кавказских диких пчел на бархатцах. Макро вид сверху и сбоку кавказской дикой лохматой серой пчелы, собирающей нектар на оранжевых бархатцах
Кавказская дикая пчела на бархатцах, вид сбоку.Крупным планом вид сбоку диких лохматых кавказских пчел с серыми крыльями, собирающими пыльцу и нектар на ярком
.
стоковых иллюстраций о медовых мифах — 17 стоковых иллюстраций, векторных изображений и клипарт о медовых мифах
Мультяшные единороги. Набор милый волшебный единорог. Фэнтези младенца лошади очаровательны мед вектор животных. Иллюстрация из мифа о волшебном единороге, полет на пони
Раскраска
Дюймовочка. Страница раскраски с Дюймовочкой среди цветов и ягод
Милый дракончик с новым годом 2012.Сидящий милый зеленый дракончик
Рисунок фантастического шмеля с птичьими крыльями. Рука рисунок эскиз фантастического вида сверху насекомого шмеля с птичьими крыльями
Волшебная любовь. Абстрактная волшебная шляпа и палочка с сердечком любви
Фея и пчела на белом фоне. Ручной обращается вектор
Серия иллюстраций, сделанных текстурными кистями.Сестры принцессы фавны, посреди лесного города
Вектор сатир. Медовый сатир сидит на дереве и смотрит на бабочку
Золотая овца, изолированных на белом фоне, 3D визуализация. 3D иллюстрации.
Золотая овца, изолированных на белом фоне, 3D визуализация. 3D иллюстрации.
Золотая овца, изолированных на белом фоне, 3D визуализация.3D иллюстрации.
Фантастическая золотая овца из сказок. Фантастическая скульптура горного барана с коброй на голове. Мифическое животное. Вымышленная скульптура
Фантастическая золотая овца из сказок. Фантастическая скульптура горного барана с коброй на голове. Мифическое животное. Вымышленная скульптура
Фантастическая золотая овца из сказок.Фантастическая скульптура горного барана с коброй на голове. Мифическое животное. Вымышленная скульптура
Фантастическая золотая овца из сказок. Фантастическая скульптура горного барана с коброй на голове. Мифическое животное. Вымышленная скульптура
Милая маленькая фея и пчелка. Объекты чертежа руки на белой предпосылке. Векторная иллюстрация
Медицина, путешествия, правосудие и другие веб-иконки.Медицина, путешествия, правосудие и другие иконки в черном стиле. Спорт, искусство, финансы иконки в коллекции наборов
.
Миф об органическом меде в Швейцарии — и как пчелы расплачиваются за это
В Швейцарии и во всем мире пчелы умирают. Почему нас это волнует? Не только потому, что мы любим мед. Бесчисленные фрукты и другие растения, от которых мы зависим, не могут расти без опыления пчелами.
© Петр Перуцкий | Dreamstime
По словам исследователей и пчеловодов, в гибели медоносных пчел в значительной степени виноваты два виновника.
Один злодей — клещ Варроа. Этот паразит высасывает жизненно важные соки и жиры пчелы, заражая ее болезнями.Как объясняет пчеловод Фрэнсис Соси, пчеловод Фрэнсис Сауси, который разводит пчелиные ульи в кантоне Фрибург, прежде чем рабочие пчелы поместят личинку пчелы в свою соту, клещ тоже заползает внутрь. «После того, как ячейка закрывается пчелиным воском, клещ начинает воспроизводиться», — говорит он. Во время развития личинки молодые клещи также развиваются, и «когда молодые пчелы появляются, молодые клещи прикрепляются к ним и питаются». Такое заражение может уничтожить большую часть или всю колонию, говорит Соси.
Фрэнсис Соси, биолог по образованию, говорит, что свою первую зарплату после университета потратил на ульи.Но пчеловодство остается его «хобби». Его дневная работа — руководитель отдела статистики занятости Федерального статистического управления в Невшателе.
Фрэнсис Соси со своими пчелами — © Francis Saucy
Другая смертельная проблема для медоносных пчел — это пестициды, в частности группа под названием неоникотиноиды, которые атакуют нервную систему насекомых, согласно отчету журнала Science.
Увы, эти пестициды попадают и в мед, потому что пчелы переходят с растения на растение, опрысканного пестицидами, собирая зараженную пыльцу и нектар и возвращаясь с ними в улей.
Клише «занят как пчела» — правда. Чтобы собрать пыльцу и нектар, из которых они делают мед, пчелы могут летать на расстояние до 6 км от своего улья.
По словам пчеловода Сауси, только 13 процентов швейцарских ферм сертифицированы как органические. Вот почему пчелам так сложно производить действительно «органический» мед. «Органический мед не невозможен. Это просто недоступно для большинства пчеловодов », — говорится в статье в Science, в которой отмечается, что медоносные пчелы посещают около миллиона цветов, чтобы произвести стандартную банку меда.
Для того, чтобы банка швейцарского меда была помечена как «органический», только 50 процентов земли в пределах 3 км от ульев должны быть свободны от пестицидов. Следовательно, многое из того, что считается органическим, может быть таковым лишь частично.
Загрязнение улья усугубляется накоплением пестицидов в воске, который образует соты.
В Швейцарии, как и везде, защитить пчел от пестицидов просто — и сложно.
Высокогорные ульи возле Энгельберга_ © Стефано Эмбер — Dreamstime
Ульи необходимо создавать вдали от сельскохозяйственных угодий, где распыляются пестициды, говорит Соси.В Швейцарии это в основном означает на альпийских лугах, где единственными «урожаями» обычно являются сено и полевые цветы. Но именно эта удаленность делает коммерческое пчеловодство более дорогим. «В Швейцарии одна из самых высоких плотностей ульев и пчеловодов в мире, но самое низкое производство меда», отчасти из-за короткого летнего сезона в горах, — говорит Соси. Еще одна сложность: даже эти удаленные пчеловоды часто покупают пчелиный воск для сотворения закваски, пчелиный воск с остатками пестицидов.
Необходимость держать ульи вне досягаемости сельскохозяйственных угодий, где используются пестициды, является причиной того, почему Соси оспаривает выводы исследования, проведенного швейцарским федеральным сельскохозяйственным агентством Agroscope, которое рекомендует обеспечить больше мест обитания пчел в виде полос цветов среди полей с посевами.Эти цветочные полосы привлекут больше пчел и помогут колониям процветать, говорится в сообщении.
© Серрновик — Dreamstime
Хорошая идея, но Дерзкий говорит, что это игнорирует главную проблему. «Эти« цветочные полоски »смехотворно малы по сравнению с местами, которые обычно кормят медоносные пчелы», — говорит пчеловод. «Пчелы обязательно будут посещать эти узкие полоски цветов, но поскольку медоносные пчелы кормятся в основном гораздо более крупными культурами, они, тем не менее, пострадают от пестицидов на соседних полях».
А как насчет борьбы с заражением клещом Варроа? Наука еще не разработала волшебную пулю, и пестициды — это «обычный ленивый ответ», говорит Соси, потому что они «оставляют осадок в воске и меде и в конечном итоге вызывают у клещей сопротивление». По словам Соси, даже органические кислоты, предложенные Швейцарским исследовательским центром пчеловодства Agroscope, могут негативно повлиять на маток.
Вот почему, хотя он до сих пор использует органическую кислоту в своих ульях, Дерзкий мечтает полностью избавиться от химических средств лечения.«В Юго-Восточной Азии, откуда происходит варроа, местные пчелы выработали гигиеническое поведение, которое позволяет им сосуществовать с паразитом», — говорит он. «Программы селекции таких толерантных пчел в Европе очень многообещающие». Он надеется в конечном итоге разработать такой проект в Швейцарии.
Между тем Соси, которого ужалили более тысячи раз, чтобы развить иммунитет, сохраняет оптимизм: «Пчелы нас выживут».
Билл Харби
Подробнее об этом:
Швейцарские правила органического пчеловодства (на французском языке) — Пройдите 5-минутный тест по французскому языку сейчас
Блог о медовых пчелах Фрэнсиса Соси (на английском и французском языках)
Чтобы увидеть больше подобных историй в Швейцарии, подпишитесь на нас в Facebook и Twitter.
.
Утро понедельника Миф: медоносные пчелы не любят малиновый клевер
Это просто случай ошибочной идентификации, но он широко распространен. Я слышу это не реже одного раза в год, и совсем недавно в одном из пчелиных журналов было напечатано следующее заявление: « Красный клевер (малиновый клевер) обычно считается плохим кормом для пчел. ”Проблема с этим предложением заключается в том, что автор не мог решить, имел ли он в виду клевер красный ( Trifolium pratense ) или малиновый клевер ( Trifolium incarnatum). Более того, он не сказал, какие пчелы. Он имел в виду медоносных пчел или каких-то других пчел? Неудивительно, что люди запутались.
Красный клевер и малиновый клевер даже не похожи друг на друга. И дело не только в их цвете — формы растений, особенно цветов, совершенно разные. Но если вы хотите, чтобы зависел от цвета, цветы красного клевера даже близко не станут малиновыми, тогда как цветы малинового клевера поразительно, безошибочно похожи на кровь. Фактически, название вида малинового клевера, incarnatum , означает «кроваво-красный».”
Красный клевер — не фаворит медоносных пчел
Это на самом деле красный клевер, который не является лучшим пчелиным растением. Это происходит из-за глубоких цветов, в которые медоносная пчела не может добраться. Есть и другие пчелы — с более длинными языками — которым нетрудно окунуться в красный клевер. Таким образом, хотя медоносные пчелы могут не предпочитать красный клевер, другие пчелы думают, что это кошачье мяуканье.
И вопреки слухам, малиновый клевер — превосходный медоносный пчелиный завод, который часто дает урожай меда хорошего качества.В то время как все соцветие у малинового клевера более удлиненное, каждый отдельный цветок короче — как раз подходящего размера для языка медоносной пчелы.
Ржавый
Honey Bee Suite
Trifolium pratense . Цветочные головки красного клевера более или менее розовые и круглые. Фотография Nordique на Flickr. Trifolium incarnatum . Цветки малинового клевера имеют удлиненную форму и имеют глубокий кроваво-красный цвет. Фотография Flickr Кайла Кручука.
Связанные
.