Метанарратив (Чубарьян, 2014) | Понятия и категории
МЕТАНАРРАТИВ (метарассказ) — фр. metarecit, англ. metanarrative — термин, введенный Ж.-Ф. Лиотаром [1]. Один из ключевых терминов постмодернизма (под которым, в свою очередь, согласно Лиотару, «следует понимать недоверие к метарассказам») [1, с. 7]. Этим термином и его производными («метарассказ», «метаповествование», «метаистория», «метадискурс») Лиотар обозначает все те «объяснительные системы», которые, по его мнению, организуют буржуазное общество и служат для него средством самооправдания — религию, историю, науку, психологию, искусство (иначе говоря, любое «знание») [6, с. 229]. Лиотар определяет модернизм как культуру «больших нарраций» («метаиарративов»), как определенных социокультурных доминант, своего рода властных установок, объективирующихся не только в социальных институтах и структурах, но задающих легитимизацию того или иного (но обязательно одного) типа рациональности и языка. В качестве основных идей, организующих культуру модернизма, согласно Лиотару, выступают такие «великие истории» («метарассказы»), как идея прогресса, идеалы Просвещения, гегелевская диалектика духа, эмансипация личности, просветительское представление о знании как о средстве установления всеобщего счастья и т. д. Постмодерн, в свою очередь, отвергает «все метаповествования, все системы объяснения мира», заменяя их плюрализмом «фрагментарного опыта» (И. Хассан). В отличие от «эпохи больших нарраций», постмодерн — это «эпоха комментариев, которой мы принадлежим» (Фуко) [5].
Для Лиотара «век постмодерна» в целом характеризуется эрозией веры в «великие метаповествования», в «метарассказы», легитимирующие, объединяющие и «тотализирующие» представления о современности. Сегодня, утверждает Лиотар, «мы являемся свидетелями раздробления», расщепления «великих историй» и появления множества более простых, мелких, локальных «историй-рассказов»; смысл этих «крайне парадоксальных», по своей природе, повествований — не узаконить знание, а «драматизировать наше понимание кризиса» [1, с. 95] и прежде всего кризиса детерминизма, который сохранился только в виде «маленьких островков» в мире всеобщей нестабильности, когда все внимание концентрируется на «единичных фактах», «несоизмеримых величинах» и «локальных» процессах [6, с. 229-230]. Веру в метанарратив «взорвали» чудовищные события первой трети XX века. Согласно Лиотару, «проект современности не был «забыт» — он был уничтожен: для обозначения этого события Лиотар воспользовался словом-символом «Освенцим». После Освенцима никакая вера в метанарративы уже невозможна: постсовременность открывается этим чудовищным преступлением. Но это не означает, что все без исключения нарративы утрачивают доверие: множество разнообразных микронарративов продолжают плести ткань повседневной жизни. Они избегают «кризиса делегитимации», но как раз потому, что не обладают никакой легитимирующей силой» [3, с. 304].
Если обратиться к сообществу историков, то внутри него проблема недоверия к метанарративам и макроистории наиболее радикально была поставлена американским историком Хейденом Уайтом [4]. История XX века, — утверждает X. Уайт в ряде работ последнего времени, — кардинально отлична от всей предшествующей истории. Тот травматический опыт, который повлекли за собой ни с чем не сравнимые события теперь уже ушедшего века, не укладывается ни в одну привычную форму репрезентации, традиционно используемую историками для сообщения о событиях прошлого. Любая попытка представить их в форме традиционного нарратива всегда будет означать «убийство» реальности, ее «одомашнивание», особо недопустимое в тех случаях, когда речь заходит о таких неправдоподобных событиях, как Холокост. Эти события, настаивает Уайт, «не только не могли случиться до XX. столетия, но саму их природу и размах ни один из предшествующих веков не мог даже помыслить» [2, с. 20]. В результате, в поздних работах X. Уайта настойчиво высказывается мысль о том, что макроистории, в принятом смысле слова, после XX века, больше не существует (термин «макроистория» означает здесь попытку постижения историком исторической целостности). Вместо нее может быть только множество микроисторий, каждая из которых будет лишь более или менее приближенной попыткой постижения травмирующего опыта прошлого.
Наиболее общее определение термина «метанарратив» содержится в словаре «Энциклопедия эпистемологии и философии науки», где М. определяется как универсальная система понятий, знаков, символов, метафор и т. д., направленная на создание единого типа описания [7].
В настоящее время проблема метанарратива наиболее полно обсуждается в аналитической философии и методологии науки, наиболее яркие представители которой (Т. Кун, П. Фейерабенд, А. Данто, Ф. Анкерсмит и др.) также считают невозможным создание метанарратива и считают естественным состоянием (в частности, истории) сосуществование различных способов описаний и языков.
М. А. Мисик
Определение понятия цитируется по изд.: Теория и методология исторической науки. Терминологический словарь. Отв. ред. А.О. Чубарьян. [М.], 2014, с. 267-270.
Литература:
1) Lyotard J.-F. La condition postmodeme: Rapport sur la savoir. Paris, 1979. Рус. перевод: Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна/ Перевод с франц. Н. А. Шматко. М.; СПб, 1998; 2) White Я The Modernist Event// The Persistence of History: Cinema, Television and the Modem Event. N.Y, 1996). P. 17-38; 3УГараджаА. Предисловие к публикации статьи Ж.-Ф. Лиотара «Ответ на вопрос: что такое постмодерн?» // Ad Marginem’93. М.: Ad Marginem, 1994. С. 303-323; 4) Мисик М. А. Историописание «постсовременности»: несколько слов о причинах недоверия к метанарративам и макроистории И Вестник Томского государственного университета. № 281, Март 2004. Томск, 2004. С. 120- 124; 5) Новейший философский словарь. 2009. URL: http://dic.academic.ru/dic. nsf/dic new philosophy [февраль, 2014]; 6) Современное зарубежное литературоведение (страны Западной Европы и США): концепции, школы, термины. М.: Интрада, ИНИОН, 1996; 7) Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация», 2009. URL: http://epistemology_ of science.academic.ru/415/метанарратив [февраль, 2014].
разговоры к единству или разногласиям
История невероятно важна. У каждого человека или группы людей есть своя история. Даже если мы не осознаем этого, история помогает сформировать нас как личность. Великие истории, метаистории, которые формируют наше самосознание и способ, с помощью которого мы смотрим на мир, по-другому называют метанарративом. Когда речь идёт о группах и сообществах, этот метанарратив передаётся из поколения в поколение. Охват этого влияния может чувствоваться в будущих поколениях, даже если сам метанарратив или его часть утеряны.
Великая история и метанарративы Божьего народа
Один из примеров того, как метанарратив формирует идентификацию, мы можем найти в Библии. Каждое поколение детей в Израиле слышало и читало невероятную историю Пасхи. Дети пребывали в трепете, как и их родители, когда бабушка и дедушка рассказывали о событиях, которые привели их предков к открытию, что они — избранный Богом народ. Они поражались всему, что сделал Бог, когда выводил их из-под порабощающей руки Фараона. И это в камне высекло их самоидентификацию как народа. Они были народом Бога и никогда больше не будут ничьими рабами, независимо от обстоятельств, которые порой могут наводить на совсем другие мысли.
В Иоанна 8:32 Иисус бросает вызов самоидентичности евреев, созданной метанарративом о Пасхе. Он говорит, что детям Авраама необходимо освобождение, и это вызывает ряд протестов и эмоциональных ответов.
Иоанна 8:33 «Они ответили: «Мы семя Авраамово и не были рабами никому никогда! Как же Ты говоришь: сделаетесь свободными?»
Любая другая группа людей, вероятно, не придала бы высказыванию о необходимости освобождения такого большого значения, тем более когда Иисус объяснил, что речь идёт об универсальном рабстве греха (Иоанна 8:34). Но метанарратив и чувства тождественности с ним очень сильны. Мы храним чувства идентичности глубоко в сердцах и лелеем их, как правило, полностью не понимая, насколько они важны. Метанарратив о Пасхе зацементировал в уме израильского народа понимание о том, что они дети Бога. Неважно, с какими временными обстоятельствами они сталкиваются, будь то оккупация их страны Римской империей или что-то ещё, они все ещё являются Божьей Семьей и никогда не будут ничьими рабами. Иисус бросает вызов этим бережно хранимым основополагающим убеждениям. В разговоре ощущаются противоборство и сарказм.
Конфликт неизбежен
Каждый раз, когда д
что такое в Энциклопедии эпистемологии и философии наук
МЕТАНАРРАТИВ — универсальная система понятий, знаков, символов, метафор и т.д., направленная на создание единого типа описания. С помощью М. соединяются различные языки, а также культурные и смысловые дискурсы. В этой связи, М., как правило, состоит из наиболее общих понятий и создается преимущественно в процессе философского осмысления.
Проблема М. была поставлена уже в философии науки античности, когда Платон и Аристотель доказали необходимость универсального метафизического языка, на котором мудрый человек может рассуждать об идеях. Тезис Аристотеля о сущностном характере М. составил одну из основ классической эпистемологии и был впоследствии усилен в философии Средневековья и Нового времени.Напр., по И. Канту, предмет и язык науки является априорным, что позволяет охватить все явления в пределах сферы возможного опыта.
Несмотря на долгую предысторию, проблема М. была поставлена только в середине 20 в. в ходе идейной борьбы сторонников и противников теории идеального языка. Сторонники этой теории (Дж.Э. Мур, Б. Рассел, А. Уайтхед, А. Тарский, К. Поппер, А. Айер и др.) доказывают, что все возможные описания можно свести к атомарным предложениям, однозначно описывающим соответствующие факты. Противники этой теории (Л. Витгенштейн, У Куайн, Дж. Остин, Д. Дэвидсон и др.) полагают, что все описания зависят от правил и структуры языка; поэтому они не могут быть унифицированы.
В настоящее время проблема М. наиболее полно обсуждается в аналитической философии, особенно в школах неопрагматизма и анализа языка историков. Большинство представителей этой точки зрения (Т. Кун, П. Фейерабенд, Т. Рокмор, А. Данто, Ф. Анкерсмит и др.) считают невозможным создание М., выступая за плюрализм различных способов описаний и языков. Вместе с тем подобная позиция может вести к эпистемологическому скептицизму и даже релятивизму, что создает значительные трудности при языковой коммуникации.
СВ. Никоненко
Смотреть больше слов в «Энциклопедии эпистемологии и философии науки»
МЕТАТЕОРИЯ →← МЕТАЛОГИКА
метанарратив — это… Что такое метанарратив?
метанарратив — МЕТАНАРРАТИВ универсальная система понятий, знаков, символов, метафор и т.д., направленная на создание единого типа описания. С помощью М. соединяются различные языки, а также культурные и смысловые дискурсы. В этой связи, М., как правило … Энциклопедия эпистемологии и философии науки
Метанарратив — ♦ (ENG metanarrative) термин, используемый постмодернистскими мыслителями для обозначения систем мифов, к рые поддерживают социальные отношения в обществе и формируют основу его легитимности. Постмодернисты считают, что М. находятся в упадке … Вестминстерский словарь теологических терминов
metanarrative — Метанарратив … Вестминстерский словарь теологических терминов
ПОСТСТРУКТУРАЛИЗМ — (неоструктурализм) обобщающее название ряда философско методол. подходов к осмыслению культурной деятельности и интерпретации текстов культуры, сложившихся в 70 90 х гг. на основе преодоления и отрицания структуралистского подхода … Энциклопедия культурологии
легитимация знания — ЛЕГИТИМАЦИЯ ЗНАНИЯ тема современных социальных дисциплин, касающаяся вопросов признания и принуждения, произвола оснований и их исторической определенности, оправдания и обоснования, производства доксы и эффектов всеобщего. Тем самым тема … Энциклопедия эпистемологии и философии науки
нарратив — сущ., кол во синонимов: 3 • метанарратив (1) • описание (45) • повествование (17) … Словарь синонимов
ПОСТМОДЕРНИСТСКОЕ СОСТОЯНИЕ: ДОКЛАД О ЗНАНИИ — ( La condition postmoderne. Rapport sur le savoir , 1979) программная работа Лиотара , посвященная анализу состояния знания в наиболее развитых обществах . Лиотар, характеризуя такое состояние культуры как постмодерн , основывается на концепции… … Социология: Энциклопедия
НАУКА — специализированная деятельность по созданию системы знания о природе, обществе и человеке, позволяющей адекватно описывать, объяснять природные или общественные процессы и прогнозировать их развитие. Научному дискурсу свойственны претензия на… … Большая актуальная политическая энциклопедия
метанарратив
МЕТАНАРРАТИВ — универсальная система понятий, знаков, символов, метафор и т.д., направленная на создание единого типа описания. С помощью М. соединяются различные языки, а также культурные и смысловые дискурсы. В этой связи, М., как правило, состоит из наиболее общих понятий и создается преимущественно в процессе философского осмысления.
Проблема М. была поставлена уже в философии науки античности, когда Платон и Аристотель доказали необходимость универсального метафизического языка, на котором мудрый человек может рассуждать об идеях. Тезис Аристотеля о сущностном характере М. составил одну из основ классической эпистемологии и был впоследствии усилен в философии Средневековья и Нового времени. Напр., по И. Канту, предмет и язык науки является априорным, что позволяет охватить все явления в пределах сферы возможного опыта.
Несмотря на долгую предысторию, проблема М. была поставлена только в середине 20 в. в ходе идейной борьбы сторонников и противников теории идеального языка. Сторонники этой теории (Дж.Э. Мур, Б. Рассел, А. Уайтхед, А. Тарский, К. Поппер, А. Айер и др.) доказывают, что все возможные описания можно свести к атомарным предложениям, однозначно описывающим соответствующие факты. Противники этой теории (Л. Витгенштейн, У Куайн, Дж. Остин, Д. Дэвидсон и др.) полагают, что все описания зависят от правил и структуры языка; поэтому они не могут быть унифицированы.
В настоящее время проблема М. наиболее полно обсуждается в аналитической философии, особенно в школах неопрагматизма и анализа языка историков. Большинство представителей этой точки зрения (Т. Кун, П. Фейерабенд, Т. Рокмор, А. Данто, Ф. Анкерсмит и др.) считают невозможным создание М., выступая за плюрализм различных способов описаний и языков. Вместе с тем подобная позиция может вести к эпистемологическому скептицизму и даже релятивизму, что создает значительные трудности при языковой коммуникации.
СВ. Никоненко
metanarrative — это… Что такое metanarrative?
Metanarrative — A metanarrative (from meta grand narrative), in critical theory and particularly postmodernism, is an abstract idea that is thought to be[who?] a comprehensive explanation of historical experience or knowledge. According to John Stephens, it is a … Wikipedia
metanarrative — noun A grand story that is self legitimizing … Wiktionary
metanarrative — /ˈmɛtənærətɪv/ (say metuhnaruhtiv) noun an underlying storyline behind the surface narrative in which there are elements reinforcing cultural norms … Australian English dictionary
МЕТАДОКТРИНА — (metanarrative) см. Великая доктрина и метадоктрина … Большой толковый социологический словарь
Bibliography — As the scope of the dictionary entries and extent of this bibliography make clear, there is a huge range of literature on shamans, from introductory works, general discussions on such topics as definition, and culture specific ethnographic… … Historical dictionary of shamanism
Postmodernity — (also spelled post modernity or the pejorative postmodern condition) is generally used to describe the economic and/or cultural state or condition of society which is said to exist after modernity. Some schools of thought hold that modernity… … Wikipedia
Jean-François Lyotard — Infobox Philosopher region = Western Philosophy era = 20th century philosophy color = #B0C4DE name = Jean François Lyotard birth = birth date|1924|8|10 Versailles, France death = April 21, 1998 Paris, France school tradition = Postmodernism main… … Wikipedia
French philosophy — French philosophy, here taken to mean philosophy in French language, has been extremely diverse and has influenced both the analytic and continental traditions in philosophy for centuries, from René Descartes through Voltaire and Henri Bergson to … Wikipedia
The Postmodern Condition — Infobox Book name = The Postmodern Condition title orig = La condition postmoderne: rapport sur le savoir author = Jean François Lyotard translator = Geoffrey Bennington and Brian Massumi image caption = illustrator = cover artist = country =… … Wikipedia
literature — /lit euhr euh cheuhr, choor , li treuh /, n. 1. writings in which expression and form, in connection with ideas of permanent and universal interest, are characteristic or essential features, as poetry, novels, history, biography, and essays. 2.… … Universalium
Библия и метанарратив модерна — Духовный Миллионщик
Библия представляет из себя
явление совершенно отличное от модернистского метанарратива и
постмодернистского нарратива. Вообще, каждая из сторон может спорить,
представляя Библию как нарратив и как метанараттив, что в действительности и
происходит. Парадокс, однако, заключается в том, что Библия является и тем и
другим, одновременно не являясь ни тем, ни другим.
Традиционное для современности
противопоставление нарратива и метанарратива как прямо противоположных
категорий не находит места в Библии, где эти противоположности не являются
противоречивыми и взаимоисключающими. Библия целиком состоит из отдельных
нарративов, обретающих или раскрывающих свой динамический смысл во
взаимодействии с другими нарративами. В Библии нет ни хаоса постмодерна, ни
структурной, схематической заданности модерна. Метанарратив неотделим от
нарратива и наоборот. «Неразрешимая» проблема решается как всегда почти слишком
просто – в другом измерении.
Подобного рода явление с одной
стороны обусловлено невыразимым превосходством «Божиих мыслей» и «Божиих путей»
над путями и мыслями человеческими. С другой же стороны парадоксальное по
отношению к нарративу и метанарративу устроение Библии не может не оказывать
влияние на мировоззрение и поведение верующего, проникшегося Библией
человека.
Соблазн вернуться в модернистское
общество господства метанарратива не будет преследовать человека, увидевшего в
Библии единство в многообразии, причем единство естественное, не заданное. Это
означает, что человеку легче будет избегать таких эксцессов метанарратива как
мышление привычными схемами, вещание общими фразами, и попытка объять
необъятное. Человек в смирении сознает себя частью Божьего плана, раскрывает
свои индивидуальные таланты и дары и с уважением относится к другим людям,
являющим собою следудщую страничку нарратива.
Подобным же образом такой человек избежит и постмодернистского нарративного индивидуализма, разъедающего общество на всех его уровнях, равно как и свойственного этому мировоззрению хаосу, виртуальности и отчаяния.
Осознание своей судьбы и своего служения в контексте библейского соотношения метанарратива с нарративом помогает человеку видеть смысл далеко за рамками своего собственного бытия, в общей динамике общечеловеческих событий.
На уровне церкви, общины эти
преимущества скажутся в целом ряде конкретных проявлений. Во-первых, все ереси
и последующие за ними разделения складываются на основе придания отдельным
нарративам статус метанарратива. Например, нарратив о том, что Христос является
полностью человеком, возведенный в ранг метанарратива, привел к ереси
арианства. Нарратив о Христе как о Боге вызвал другой метанарратив, ставший
обратной ересью. И таких примеров можно приводить сколько угодно: до наших дней
в церквах не смолкают споры о природе Христа и о соотнесенности Его природы с
нашей.
Нарративы отдельных библейских
учений должны рассматриваться в своем изначальном единстве, которое одно, в
своем многообразии и в своем парадоксальном непротиворечии противоположностей и
способно создавать уникальный, совершенно иного порядка нежели схоластический, динамический
метанарратив. Это процесс созидательный, общиннообразующий, если можно, так
сказать. Он чужд диктаторства, равно как чужд он разобщенности и
самодостаточности. И если Слово стало плотью, то и люди, подлинно движимые
Словом, образуют общину, Церковь, Тело Христово.
Укрепляйте свои ниточки с Телом Христовым – с другим христианами. Если Духовный Миллионщик – это та ниточка, которая связывает вас со Христом и христианами – держитесь за эту ниточку, тяните ее, укрепляйте.
Поделиться ссылкой:
метанарратив — это … Что такое метанарратив?
МЕТАНАРРАТИВ — универсальная система понятий, знаков, символов, метафор и т.д., направленная на создание единого типа описания. С помощью М. соединяются различные языки, а также культурные и смысловые дискурсы. В этой связи, М., как правило, создается наиболее общих понятий и создается преимущественно в процессе философского осмысления.
Проблема М. была поставлена уже в философии науки античности, когда Платон и Аристотель доказали необходимость универсального метафизического языка, на котором мудрый человек может рассуждать об идеях.Тезис Аристотеля о сущностном характере М. увеличил одну из основ классической эпистемологии и был усилен в философии Средневековья и Нового времени.
Напр., По И. Канту, предмет и язык науки является априорным, позволяет охватить все явления в пределах сферы возможного опыта.
Несмотря на долгую предысторию, проблема М. была поставлена только в середине 20 в. в ходе идейной борьбы сторонников и противников теории идеального языка. Сторонники этой теории (Дж.Э. Мур, Б. Рассел, А. Уайтхед, А. Тарский, К. Поппер, А. Айер и др.) Доказывают, что все возможные описания можно свести к атомарным предложениям, однозначно описывающими соответствующими фактами. Противники этой теории (Л. Витгенштейн, У Куайн, Дж. Остин, Д. Дэвидсон и др.) Полагают, что все описания зависят от правил и структуры языка; поэтому они не могут быть унифицированы.
В настоящее время проблема М. наиболее полно обсуждается в аналитической философии, особенно в школах неопрагматизма и анализа языка историков.Большинство представителей этой точки зрения (Т. Кун, П. Фейерабенд, Т. Рокмор, А. Данто, Ф. Анкерсмит и др.) Делают невозможным создание М., выступая за плюрализм различных способов описаний и языков. Вместе с тем, создает трудности при языковой коммуникации.
СВ. Никоненко
Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М .: «Канон +», РООИ «Реабилитация».И.Т. Касавин.
2009.
.
Метанарратив — Метанарратив — qaz.wiki
Теория, которая дает исчерпывающую интерпретацию событий или опыта, основанную на утверждении универсальной истины.
Метанарратив (также метанарратив и великий рассказ , французский: métarécit ) в критической теории и особенно в постмодернизме рассказом о повествования исторического смысла, опыта или знаний, которое предлагает общество легитимации через ожидаемое нереализованная) мастер-идея.
Этимология
«Мета» по-гречески означает «за пределами»; «Повествование» — это рассказ, который показывает своим рассказом (каким-то образом передается).
Хотя этот термин впервые был использован ранее в 20 веке этот термин получил благодаря Жан-Франсуа Лиотару в 1979 году, заявившему, что постмодерн характеризовался как раз недоверием к «великим нарративам» (Прогресс, Просвещение, Эмансипация, Марксизм). это составляющая существенная часть современности.
Постструктуралистский скептицизм
В книге «Состояние постмодерна: отчет о знании» (1979) Лиотар подчеркивает растущий скептицизм постмодернистского состояния по отношению к тотализирующей природе метанарративов и их опору на некую форму «трансцендентной и универсальной истины»:
Упрощая до крайности, я определяю постмодерн как недоверие к метанарративам. … Повествовательная функция теряет своих функторов, своего великого героя, свои великие опасности, свои великие путешествия, свою великую цель.Он рассеивается облаками повествовательного языка … Где после метанарративов может находиться легитимность?
Лиотар и другие постструктуралистские мыслители (например, Фуко) считают это в целом позитивным событием по ряду. Во-первых, теория построения великие теории чрезмерно игнорировать естественно существ хаос и беспорядок во Вселенной, силу отдельных событий.
Замена великих универсальных повествований небольшими локальными повествованиями
Лиотар предположил, что метанарративы должны уступить место petits récits или более скромным и «локализованным» нарративам, которые могут «отбросить» грандиозное повествование, сосредоточив внимание на единичном событии.Заимствуя из работ Витгенштейна и его теории »модели дискурса», Лиотар конструирует свое видение прогрессивной политики, основанное на сосуществовании целого ряда разнообразных и всегда узаконенных языковых игр.
Постмодернисты пытаются заменить метанарративы, сосредоточить внимание на локальных контекстах, а также на разнообразии человеческого опыта. Они выступают за существование «множественности теоретических точек зрения», а не за грандиозные, всеобъемлющие теории.
Нарратология и общение
По словам Джона Стивенса и Робин МакКаллум, метанарратив «представляет собой глобальную или тотальную схему культурного повествования, которая упорядочивает и объясняет знания и опыт» — рассказ об истории, охватывающий и объясняющий другие «маленькие истории» в концептуальных моделях, которые собирают «Маленькие» рассказы «в единое целое. Постмодернистские нарративы часто сознательно нарушают шаблонные ожидания, которые обеспечивают такие культурные коды, тем самым на возможный пересмотр социального кода.
В коммуникации и стратегической коммуникации основной нарратив (или метанарратив) — это «трансисторический рассказ, глубоко укоренившийся в определенной культуре». Таким образом, основное повествование — это связная система связанных и связанных организованных историй, которые разделяют общее риторическое желание разрешить конфликт, установитья ожидания аудитории в соответствии с известными траекториями его литературной и риторической системы.».
Консорциум стратегических коммуникаций также поддерживает веб — сайт на мастер — нарративов.
Другие связывают метаржетративы с «мастер-сюжетами», «повторяющими историями скелетов, принадлежащими культурм и людям, которые играют важную роль в политике идентичности, ценностей и понимания жизни». Пример этого можно увидеть в истории Эдипа о неизбежном конфликте между свободной волей и его или ее судьбой в жизни. Мастер-сюжеты, похожие на юнгианские архетипы, исследуют поиски смысла жизни или основываются на происхождения и цели.
Критика Лиотара
Пока неясно, является ли Лиотар описывающий в глобальном состоянии в скептицизме по отношению к метанарративам в постмодерне, или предписывать такой скепсис. Его критики на тот неудобный факт, что мета-нарративы явно продолжают играть роль в современном постмодернистском мире.
Критики также утверждали, что, поскольку на основе накопления множества меньших нарративных успехов положено полагается, полагается, что наука распространяется на социальную и эпистемическую проверку.
Смотрите также
Ссылки
Источники
дальнейшее чтение
- Дэвид Карр, Время, повествование и история (штат Индиана, 1986)
- Джеффри Беннингтон, Лиотар: Написание событий (1988)
внешние ссылки
.
Метанарратив — Метанарратив — qaz.wiki
Теория, которая дает исчерпывающую интерпретацию событий или опыта, основанную на утверждении универсальной истины.
Метанарратив (также метанарратив и великий рассказ , французский: métarécit ) в критической теории и особенно в постмодернизме рассказом о повествования исторического смысла, опыта или знаний, которое предлагает общество легитимации через ожидаемое нереализованная) мастер-идея.
Этимология
«Мета» по-гречески означает «за пределами»; «Повествование» — это рассказ, который показывает своим рассказом (каким-то образом передается).
Хотя этот термин впервые был использован ранее в 20 веке этот термин получил благодаря Жан-Франсуа Лиотару в 1979 году, заявившему, что постмодерн характеризовался как раз недоверием к «великим нарративам» (Прогресс, Просвещение, Эмансипация, Марксизм). это составляющая существенная часть современности.
Постструктуралистский скептицизм
В книге «Состояние постмодерна: отчет о знании» (1979) Лиотар подчеркивает растущий скептицизм постмодернистского состояния по отношению к тотализирующей природе метанарративов и их опору на некую форму «трансцендентной и универсальной истины»:
Упрощая до крайности, я определяю постмодерн как недоверие к метанарративам. … Повествовательная функция теряет своих функторов, своего великого героя, свои великие опасности, свои великие путешествия, свою великую цель.Он рассеивается облаками повествовательного языка … Где после метанарративов может находиться легитимность?
Лиотар и другие постструктуралистские мыслители (например, Фуко) считают это в целом позитивным событием по ряду. Во-первых, теория построения великие теории чрезмерно игнорировать естественно существ хаос и беспорядок во Вселенной, силу отдельных событий.
Замена великих универсальных повествований небольшими локальными повествованиями
Лиотар предположил, что метанарративы должны уступить место petits récits или более скромным и «локализованным» нарративам, которые могут «отбросить» грандиозное повествование, сосредоточив внимание на единичном событии.Заимствуя из работ Витгенштейна и его теории »модели дискурса», Лиотар конструирует свое видение прогрессивной политики, основанное на сосуществовании целого ряда разнообразных и всегда узаконенных языковых игр.
Постмодернисты пытаются заменить метанарративы, сосредоточить внимание на локальных контекстах, а также на разнообразии человеческого опыта. Они выступают за существование «множественности теоретических точек зрения», а не за грандиозные, всеобъемлющие теории.
Нарратология и общение
По словам Джона Стивенса и Робин МакКаллум, метанарратив «представляет собой глобальную или тотальную схему культурного повествования, которая упорядочивает и объясняет знания и опыт» — рассказ об истории, охватывающий и объясняющий другие «маленькие истории» в концептуальных моделях, которые собирают «Маленькие» рассказы «в единое целое. Постмодернистские нарративы часто сознательно нарушают шаблонные ожидания, которые обеспечивают такие культурные коды, тем самым на возможный пересмотр социального кода.
В коммуникации и стратегической коммуникации основной нарратив (или метанарратив) — это «трансисторический рассказ, глубоко укоренившийся в определенной культуре». Таким образом, основное повествование — это связная система связанных и связанных организованных историй, которые разделяют общее риторическое желание разрешить конфликт, установитья ожидания аудитории в соответствии с известными траекториями его литературной и риторической системы.».
Консорциум стратегических коммуникаций также поддерживает веб — сайт на мастер — нарративов.
Другие связывают метаржетративы с «мастер-сюжетами», «повторяющими историями скелетов, принадлежащими культурм и людям, которые играют важную роль в политике идентичности, ценностей и понимания жизни». Пример этого можно увидеть в истории Эдипа о неизбежном конфликте между свободной волей и его или ее судьбой в жизни. Мастер-сюжеты, похожие на юнгианские архетипы, исследуют поиски смысла жизни или основываются на происхождения и цели.
Критика Лиотара
Пока неясно, является ли Лиотар описывающий в глобальном состоянии в скептицизме по отношению к метанарративам в постмодерне, или предписывать такой скепсис. Его критики на тот неудобный факт, что мета-нарративы явно продолжают играть роль в современном постмодернистском мире.
Критики также утверждали, что, поскольку на основе накопления множества меньших нарративных успехов положено полагается, полагается, что наука распространяется на социальную и эпистемическую проверку.
Смотрите также
Ссылки
Источники
дальнейшее чтение
- Дэвид Карр, Время, повествование и история (штат Индиана, 1986)
- Джеффри Беннингтон, Лиотар: Написание событий (1988)
внешние ссылки
.
Значение «метанарратив»
Лексическое значение: определение
Общий запас лексики (от греч. Lexikos) — это комплекс всех основных смысловых единиц одного языка. Лексическое значение раскрывает общепринятое представление о предмете, свойстве, действии, чувстве, абстрактном явлении, воздействии, событии и том подобном. Иначе говоря, определяет что обозначает данное понятие в массовом сознании. Как только явление обретает ясность, признаки неизвестны, либо возникает осознание объекта, люди присваивают ему название (звуко-буквенную оболочку), а точнее, лексическое значение.После этого оно попадает в словарь определений с трактовкой содержания.
Словари онлайн бесплатно — открывать для себя новое
Словечек и узкоспециализированных терминов в каждом языке так много, что знать все их интерпретации попросту нереально. В современном мире существует масса тематических справочников, энциклопедий, тезаурусов, глоссариев. Пробежимся по их разновидностям:
- Толковые
Найти слова вы сможете в толковом значении русского языка.Каждая пояснительная «статья» толкователя трактует искомое понятие на родном языке, рассматривает его употребление в контенте. (PS: Еще больше случаев словоупотребления, но без объяснения, вы прочитаете в Национальном корпусе русского языка. Это самая объемная база письменных и устных текстов родной речи.) Под авторством Даля В.И., Ожегова С.И., Ушакова Д.Н . выпущены наиболее известными в нашей стране тезаурусы с истолкованием семантики. Единственный их недостаток — издания старые, поэтому лексический состав не пополняется. - Энциклопедические
В отличии от толковых, академических и энциклопедических онлайн-словари дают более полное, развернутое разъяснение смысла. Большие энциклопедические издания содержат информацию об исторических событиях, личностях, культурных аспектах, артефактах. Статьи энциклопедийные повествуют о реалиях прошлого и расширяют кругозор. Они могут быть универсальными, либо тематичными, рассчитанными на конкретную аудиторию пользователей. К примеру, «Лексикон финансовых терминов», «Энциклопедия домоводства», «Философия.Энциклопедический глоссарий »,« Энциклопедия моды и одежды », мультиязычная универсальная онлайн-энциклопедия« Википедия ». - Отраслевые
Эти глоссарии предназначены для профессионального профиля. Их цель коммерческие термины, толковое значение специфических понятий узкой сферы, отрасли, бизнеса, промышленности. Они издаются в формате словарика, терминологического справочника или научно-справочного пособия («Тезаурус по рекламе, маркетингу и PR», «Юридический справочник», «Терминология МЧС»). - Этимологические и заимствований
Этимологический словарик — это лингвистическая энциклопедия. В нем вы прочитаете версии происхождения лексических значений, от чего образованное слово (исконное, заимствованное), его морфемный состав, семасиология, время появления, исторические изменения, анализ. Лексик установит откуда лексика была заимствована, рассмотрит последующие семантические обогащения в группе родственных словоформ, а так же сферу функционирования. Даст варианты использования в разговоре.В качестве образца, этимологический и лексический разбор понятия «фамилия»: заимствованно из латинского (фамилия), где означало родовое гнездо, семью, домочадцев. С XVIII века используется в качестве второго личного имени (наследуемого). Входит в активный лексикон.
Этимологический словарик также объясняет происхождение подтекста крылатых фраз, фразеологизмов. Давайте прокомментируем устойчивое выражение «подлинная правда». Оно трактуется как сущая правда, абсолютная истина. Не поверите, при этимологом компьютерного пытокнилось, эта иди берет начало от средневекового пыток.Подсудимого били кнутом с завязанными на конце узлом, который назывался «линь». Под линью человек выдавал все начистоту, под-линную правду. - Глоссарии устаревшей лексики
Чем отличаются архаизмы от историзмов?
Какие-то предметы последовательно выпадают из обихода. А следом выходят из употребления лексические единицы. Словечки, которые описывают исчезнувшие из жизни явления и предметы, относят к историзмам. Примеры историзмов: камзол, мушкет, царь, хан, баклуши, политрук, приказчик, мошна, кокошник, халдей, волость и прочие.Узнать значение имеют слова, которые больше не употребляются в устной речи, вам удастся из сборников устаревших фраз.
Архаизмамы — это словечки, которые сохранили суть, изменив терминологию: пиит — поэт, чело — лоб, целковый — рубль, заморский — иностранный, фортеция — крепость, земский — общегосударственный, цвибак — бисквитный коржик, печенье. Иначе их заменили синонимы, более актуальные в современной действительности. В эту категорию попали старославянизмы — лексика из старославянского, близкая к русскому: град (старосл.) — город (рус.), Чадо — дитя, врата — ворота, персты — пальцы, уста — губы, влачиться — волочить ноги. Архаизмы встречаются в обороте писателей, поэтов, в псевдоисторических и фэнтези фильмах. - Переводческие, иностранные
Двуязычные словари для перевода текстов и слов с одного языка на другой. Англо-русский, испанский, немецкий, французский и прочие. - Фразеологический сборник
Фразеологизмы — это лексически устойчивые обороты, с нечленимой структурой и определенным подтекстом.К ним относятся поговорки, пословицы, идиомы, крылатые выражения, афоризмы. Некоторые словосочетания перекочевали из легенд и мифов. Они придают литературному слогу художественную выразительность. Фразеологические обороты обычно употребляют в переносном смысле. Замена какого-либо компонента, перестановка или разрыв словосочетания приводят к речевой ошибке, нераспознанному подтексту фразы, искажению сути при переводе на другие языки. Найдите переносное значение подобных выражений в фразеологическом словарике.Примеры фразеологизмов: «На седьмом небе», «Комар носа не подточит», «Голубая кровь», «Адвокат Дьявола», «Сжечь мосты», «Секрет Полишинеля», «Как в воду глядел», «Пыль в глаза пускать», «Работать спустя рукава», «Дамоклов меч», «Дары данайцев», «Палка о двух концах», «Яблоко раздора», «Нагреть руки», «Сизифов труд», «Лезть на стенку», «Держать ухо востро», «Метать бисер перед свиньями», «С гулькин нос», «Стреляный воробей», «Авгиевы конюшни», «Калиф на час», «Ломать голову», «Души не чаять», «Ушами хлопать», «Ахиллесова пята», «Собаку съел», «Как с гуся вода», «Ухватиться за соломинку», «Строить воздушные замки», «Быть в тренде», «Жить как сыр в масле». - Определение неологизмов
Языковые изменения стимулирует динамичная жизнь. Человечество стремятся к развитию, упрощению быта, инновациям, а это появление новых вещей, техники. Неологизмы — лексические выражения незнакомых предметов, новых реалий в жизни людей, появившихся понятий, явлений. К примеру, что означает «бариста» — это профессия кофевара; профессионала по приготовлению кофе, который разбирается в сортах кофейных зерен, умеет красиво оформить дымящиеся чашечки с напитком перед подачей клиенту.Каждое словцо когда-то было неологизмом, пока не стало общеупотребительным, и не вошло в активный словарный состав общелитературного языка. Многие из них исчезают, даже не попав в активное употребление.Неологизмы бывают словообразовательными, то есть абсолютно новообразованными (в том числе от англицизмов), и семантическими. К семантическим неологизмом уже известные лексические понятия, наделенные свежим содержанием, например «пират» — не только морской корсар, но нарушитель авторских прав, пользователь торрент-ресурсов.Вот лишь некоторые случаи словообразовательных неологизмов: лайфхак, мем, загуглить, флэшмоб, кастинг-директор, пре-продакшн, копирайтинг, френдить, пропиарить, манимейкер, скринить, фрилансинг, хедлайнер, блогер, дауншифтинг, фейковый, брендлизм. Еще вариант, «копираст» — владелец контента или ярый сторонник интеллектуальных прав.
- Прочие 177+
Кроме перечисленных, есть тезаурусы: лингвистические, по различным областям языкознания; диалектные; лингвострановедческие; грамматические; лингвистических терминов; эпонимов; расшифровки сокращений; лексикон туриста; сленга.Школьникам пригодятся лексические словарники с синонимами, антонимами, омонимами, паронимами и учебные: орфографический, по пунктуации, словообразовательный, морфемный. Орфоэпический справочник для постановки ударений и правильного литературного произношения (фонетика). В топонимических словарях-справочниках географические сведения по регионам и названия. В антропонимических — данные о собственных именах, фамилиях, прозвищах.
Толкование слов онлайн: кратчайший путь к знаниям
Проще изъясняться конкретно, и более ёмко выражать мысли, оживить свою речь, — все это осуществимо с расширенным словарным запасом.С помощью ресурса Как все вы определите значение слов онлайн, подберете родственные синонимы и пополните свою лексику. Последний пункт легко восполнить чтением художественной литературы. Вы станете более эрудированным интересным собеседником и поддержите разговор на разнообразные темы. Литераторам и писателям для разогрева внутреннего генератора идей полезно будет узнать, что означают предположим, эпохи Средневековья или из философского глоссария.
Глобализация берет свое.Это сказывается на письменной речи. Стало модным смешанным написание кириллицей и латиницей, без транслитерации: SPA-салон, fashion-индустрия, GPS-навигатор, Hi-Fi или High End акустика, Hi-Tech электроника. Чтобы корректно интерпретировать содержание слов-гибридов, переключайтесь между языками раскладками клавиатуры. Пусть ваша речь ломает стереотипы. Тексты волнуют чувства, проливаются эликсиром на душу и не имеют срока давности. Удачи в творческих экспериментах!
Проект how-to-all.com и пополняется современными словарями с лексикой реального времени. Следите за обновлениями. Этот сайт помогает говорить и писать по-русски правильно. Расскажите о нас всем, кто учится в универе, школе, готовится к сдаче ЕГЭ, пишет тексты, изучает русский язык.
.