Образ Ленина в кино — Лениниана СССР и России
Образ Ленина в кино (советском, а затем и российском) представлен в целом историческом цикле художественных фильмов Ленинианы, хотя с первых лет революции 1917 года все ленты о вожде были поначалу только документальными.
В этом отношении советская Кинолениниана проходила в своем развитии такой же путь, что и все историко-революционное кино страны. Отчасти это было связано:
- с самими возможностями киноиндустрии начала века,
- с возможностями молодой российской кинематографии
Но преимущественное объяснение здесь – это глобальность самой ленинской темы как практически «иконической» для наследников Великого Октября, так и отсутствие опыта и принципов исследования личности посредством языка кино.
Ленинская тема в первых советских фильмах
Впервые образ Ленина был запечатлен, как мы указали, в кадрах советской хроники. В архивах присутствуют ряд прижизненных съемок Владимира Ильича, среди которых известны:
- Первомай 1918 года
- Прогулка по Кремлю после ранения (1918)
- На открытии памятника на площади Революции
- На похоронах Свердлова и т. д.
Вождя тогда снимали как советские, так и зарубежные операторы для своих журналов и киновыпусков.
В этих документальных лентах можно отметить первые попытки мастеров кадра вычленить главное в изображении этой личности, а также создать единый и обобщенный образ Ленина как вождя. Делалось это в основном посредством:
- Композиционных решений
- Смещения точки съёмки
- Изменения ракурсов
Иными словами, даже в хронике первые ленты из Ленинианы строились по законам жанра кино: с использованием его средств выразительности и со своими конкретными задачами.
К слову, именно первые хроникальные съемки вождя явились бесценным материалом для поисков художников уже зрелого советского кинематографа, которые легли в основу ряда документальных фильмов о Владимире Ильиче разных лет:
«Ленинская Кино-Правда» (Вертов, 1925)
«Владимир Ильич Ленин» (Ромм и Беляев, 1948)
«Живой Ленин» (Ромм и Славинская, 1960)
«Три весны Ленина» (Л. Кристи, 1964)
А также научно-популярных лент:
- «Рукописи Ленина» (Тяпкин,1960)
- «Знамя партии» (он же, 1961)
- «Ленин. Последние страницы» (он же, 1963)
Первый художественный образ Ленина в кино
Документальная ленинская хроника привлекалась также и в качестве материала для создания первых игровых фильмов этой тематики.
Так, уже в 1919 году во время выступления вождя с грузовика режиссер В.Гардин снимает постановочную сцену своей агитленты «Девяносто шесть».
А детское кино 1925 года «Как Петюнька ездил к Ильичу» постановщик завершает реальными кадрами похорон вождя.
Можно увидеть, что первые попытки освоения ленинской тематики в игровом кино выражались поначалу в прямом использовании хроникальных сцен с его участием и не более.
Так, документальные эпизоды, например, похорон Владимира Ильича были задействованы и в ленте «Его призыв» (Протазанов).
«Октябрь» Эйзенштейна явил первую попытку создания образа вождя в художественной сцене – встреча Ленина на Финляндском вокзале решена была уже игровыми средствами. Фигура вождя возникала на броневике, окруженном тысячной массовкой, в лучах прожекторов. Кстати, эта сцена была отчасти решена в стиле плаката и запомнилась многим как достоверный документ истории.
Эйзенштейн создал, таким образом, художественное кинополотно, где образ Ленина:
- Был центром всей эпический композиции
- Являлся частью всего общего идейного замысла картины
Но уже в 30-е гг. тематика и поэтика Ленинианы претерпевает содержательные, стилевые и выразительные изменения. Изображение вождя перемещается из плоскости элемента эпики в плоскость отображения индивидуальности.
К этому времени кинохудожникам удалось явить миру ярких и выразительных человеческих личностей в кино – Максима, Щорса, Чапаева, Полежаева. Они, в свою очередь, стали подготовкой в создании уже полностью игрового образа Ленина.
арт. Б.В.Щукин
Так, в 1937 и 1938 года соответственно — на экранах появляется Б.Щукин в двух первых лентах о вожде в его образе:
«Ленин в Октябре»
«Ленин в 1918 году»
А в 1938 – актер М. Штраух — «Человек с ружьем»
Эти фильмы стали возможными, в том числе из-за уже наработанного опыта изображения индивидуального характера на экране в революционных лентах тех лет.
Главными чертами «экранного Ильича» того периода стали:
- Органическое соединение душевности человека и огромного масштаба всей его исторической значимости
- Гениальные навыки мобилизовывать и вдохновлять массы
- Выражать их волю и организовывать их жизнь
В 30-40-х гг. киномастера СССР обращаются к ленинской теме в связи с изображением кульминационных точек в историях о своих героях:
- «Выборгская сторона»
- «Яков Свердлов»
- «Его зовут Сухэ-Батор» и др.
Лениниана в советском кинематографе
Послевоенный советский кинематограф обращается к образу Ленина уже с другими посылами, а именно – начинается так называемая «аналитическая» часть Ленинианы.
Кинохудожники пытаются исследовать сам образ этого человека в корреляции с его мыслью, с движением ленинской идеи, которая нашла такое отражение в истории страны.
арт. М.М.Штраух
Ленина в этих советских фильмах воплощали:
«Рассказы о Ленине» (1958), «Ленин в Польше» (1966)
«Синяя тетрадь» (1964)
«Сердце Матери» (1966), «Верность матери» (1967)
«Ленин в Париже» (1981) «Шестое июля» (1968), «В начале века» (1961), «Исход» (1968), «Кремлевские куранты», «Почтовый роман» (1970), «Посланники вечности» (1971).
Ленин в российском кино
Судьба ленинской темы подверглась еще одному кардинальному изменению уже в новом российском кинематографе. Можно сказать, что образ вождя здесь постепенно перестает быть «каноничным», однако не «сдвигается» полностью со своих исторических позиций. Потребность понимания как личности вождя, так и сделанного им в стране в революцию 1917 года остается насущной, но требует коренных переоценок в целом, а не только в их кинематографическом выражении.
И что интересно – российское кино идет в своей «Лениниане» точно таким же путем, как и первое советское. По документальным лентам. С той лишь разницей, что:
- в советском случае – это были новые фильмы хроник,
- а в российском – материалы киноархивов.
Так, появлялись на экране новые документальные исследования образа вождя:
«Музы Ленина» (2014), «Ленин – красный император» (2014), «Кремль: история в болезнях. Ленин: вождь и пациент (1996), «Ленин. Тайна ненаписанной биографии века» (2017)
В 90-е представление этой темы в кино было даже комедийным, так Сухоруков появляется в необычном кинорешении Ильича в фильмах:
«Комедия строгого режима» (1992 г.)
«Все мои Ленины» (1997 г.)
Из значительных художественных явлений за эти годы — российский кинематограф имеет фильм Сокурова «Телец» (2001), который посвящается последним дням жизни вождя. Образ Ленина в нем – это абсолютно новая трактовка как индивидуальности Ильича, так и его исторического значения. Повторимся, новое кино из ленинской темы может появиться лишь с возникновением ее нового понимания.
В год столетия Октябрьской революции «активация» киноленинианы – закономерна. Так, на экранах появится Е.Миронов в новом кинообразе вождя в фильме «Демон революции».
Следом выходит и еще одна документальная драма «Ленин» с британским исполнителем роли Ильича и ряд проектов телевидения.
Осталось дождаться, каким в них и с какой задачей переосмысления получится образ Ленина и представление всей сделанной им революции 1917-го.
Разгадать кроссворд по кинолениниане СССР и просмотреть видеокроссворд о фильмах про Ленина можно здесь
Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость — поделитесь
Владимир Ленин в кино и политической современности
Советская лениниана 1960-х и в меньшей степени двух последующих десятилетий (важно отметить, что процесс оттепельной «либерализации» Ленина замедлился, но не прекратился с началом застоя) предлагает нам самых сочных, самых неожиданных Лениных. Есть популярный Ленин — интеллектуал и пацифист, последовательно выступающий против войны («Ленин в Польше», 1965, приз за лучшую режиссуру в Канне; с Максимом Штраухом). Есть Ленин жовиальный и праздный — балагур, принимающий крестьян, благоговейно на него глазеющих («Кремлевские куранты», 1967; с Борисом Смирновым), и в более поздней экранизации той же пьесы Николая Погодина — Ленин-молчун, Ленин-дауншифтер, снедаемый сомнениями и озаряемый прозрениями («Кремлевские куранты», 1970; с Юрием Каюровым).
Ленин — откровенный манипулятор и интриган, убеждающий коллег голосовать так, как нужно ему, и не скупящийся ради этого на «инсайдерскую информацию», более чем наполовину выдуманную («Штрихи к портрету», 1967; с Михаилом Ульяновым). Ленин-либертен («Почтовый роман», 1969; с Каюровым) и Ленин — влюбленный романтик («Надежда», 1973; с Андреем Мягковым). Ленин — невыносимый полемист-холерик («Синяя тетрадь», 1963; с Михаилом Кузнецовым) и Ленин томно-расслабленный, как будто подшофе, готовый в самый критический момент заниматься самыми незначительными делами («Первый посетитель», 1965; по Даниилу Гранину; со Смоктуновским). Ленин, погруженный одновременно и в философию, и в природную стихию («Сквозь ледяную мглу», 1965; с Каюровым). И Ленин вымотанный и почти разочарованный; Ленин, который знает, что ему — как Моисею было не суждено вступить на Землю обетованную — не дожить не только до коммунизма, но даже до мировой революции, и что его молодому собеседнику предстоит, в сущности, тот же тернистый путь, что прошел и он сам («На пути к Ленину», в оригинале Unterwegs zu Lenin, 1969; с Ульяновым). Это Ленин уже совершенно сверхчеловеческой, по-хайдеггеровски бесконечной исторической глубины, что отражено и в названии, подразумевающем и буквальное, и метафорическое прочтения.
Но даже на этом пестром фоне неформальных Ильичей Ленин в фильме «На одной планете» отличается какой-то особой ершистостью и непредсказуемостью. Разумеется, и здесь немало сцен патетических, прямо возвеличивающих протагониста. Вообще, надо иметь в виду, что обсуждаемый нами процесс очеловечивания в советском кино мог происходить лишь до известных пределов. Все-таки Ленин не просто оставался фигурой, требующей безусловного пиетета, но и, что немаловажно, идейным ориентиром, автором по-прежнему священных текстов, критике не подлежащих, если только она не исходила, что бывало редко, от самого Ленина. Тем не менее Ленин сценариста Саввы Дангулова — режиссера Ильи Ольшвангера — актера Иннокентия Смоктуновского — это действительно Ленин мыслящий. Ленин, «который не имеет готового решения на ежеминутно возникающие проблемы» (Дмитрий Лихачев), который «мыслит, спорит, убеждает» (Борис Чирсков) и, как можно осторожно допустить, теоретически способен на ошибку. И еще это мастер стендапа, смертельно уставший, меланхоличный, но неумолимый весельчак, пойманный объективом камеры в момент захвата беспредельной власти, с которой ни ему, ни кому-либо на планете пока еще не понятно, что делать. Именно эта странная атмосфера вполне будничного, затрапезного, но притом совершенно нового, как бы обнулившегося мира, когда случилось нечто невозможное, во что никто не верил, и теперь все можно и нужно создавать заново и все кажется так или иначе возможным, — и есть главная удача Ольшвангера.
Ленин в отечественном кино — Статьи на КиноПоиске
Ленин-красавчик, Ленин на грани нервного срыва, демон революции и другие трактовки образа вождя революции в нашем кино.
В ноябре 2017-го к 100-летию революции на российском телевидении одновременно вышли два новых исторических сериала — «Троцкий» и «Демон революции». Они вернули на экран одного из самых популярных персонажей отечественного кино XX века — Владимира Ильича Ленина. Изучив историю эволюции образа вождя мирового пролетариата в нашем кино, КиноПоиск обнаружил, что Евгений Миронов и Евгений Стычкин, играя Ленина, явно опирались на работы своих коллег и предшественников.
В СССР впервые показать на экране вождя мирового пролетариата решились лишь в 1927 году. В год первого большого юбилея революции на экраны вышли «Октябрь» Сергея Эйзенштейна и «Москва в Октябре» Бориса Барнета. Исполнять роль Ленина в обеих картинах был назначен бывший токарь путиловского завода, пенсионер Василий Никандров, изумлявший современников разительным сходством с покойным вождем. На съемках «Октября» появление отчаянно жестикулирующего Никандрова неизменно вызывало бурный ажиотаж подогретой массовки. Азам актерского мастерства пенсионера обучал ассистент Эйзенштейна Максим Штраух, которому через 10 лет предоставится шанс примерить на себя образ вождя. Но попытка показать фотографически точного Ленина имела обратный эффект: новая картина Эйзенштейна вызвала немало критики в свой адрес, в том числе из-за формального подхода к образу. На эту тему известна цитата Маяковского:
«Октябрь» (1927)
«Пользуюсь случаем при разговоре о кино еще раз всяческим образом протестовать против инсценировок Ленина через разных похожих Никандровых. Отвратительно видеть, когда человек принимает похожие на Ленина позы и делает похожие телодвижения — и за этой внешностью чувствуется полная пустота, полное отсутствие мысли. Совершенно правильно сказал один товарищ, что Никандров похож не на Ленина, а на все статуи с него».
«Москву в Октябре» и вовсе почти никто не заметил. Долгое время фильм считался частично утерянным в годы войны. Пока совсем недавно, в сентябре 2017 не появилась информация о том, что фильм все-таки будет полностью восстановлен на основе сохранившихся фрагментов в зарубежных киноархивах.
Несмотря на Маяковского, Малый театр предложил актеру-любителю Никандрову контракт и тот на протяжении еще двух лет с неизменным успехом изображал Ленина в спектакле «1917».
Второго явления ленинианы пришлось ждать десять лет. Заочный спор, который состоялся между режиссерами Сергеем Юткевичем и Михаилом Роммом вокруг постановки юбилейных фильмов на революционную тему, немного напоминал игру в поддавки. Что легко объяснить — шел 1937 год, и цена ошибки была весьма высока. Только что под раздачу попал сам Эйзенштейн, чей «Бежин луг» был подвергнут сначала публичной порке, а затем уничтожен.
Крайне осторожный Юткевич, которому выпала возможность создать на «Ленфильме» фильм к юбилею, тянул с постановкой пьесы Николая Погодина «Человек с ружьем» как мог. В это же самое время сразу несколько картин «Мосфильма» не вышли в прокат, в перспективе студии грозила финансовая катастрофа, за что, конечно, пришлось бы отвечать руководителю кинематографии Борису Шумяцкому. Чтобы спасти положение, тот предложил Ромму взяться за постановку сценария на ленинскую тему. Условия были экстремальные: шел май, успеть нужно к ноябрю, однако сценарий был не готов, а главный исполнитель Борис Щукин оказался плотно занят в театре и подписан на участие в картине Юткевича.
«Ленин в 1918 году» (1939)
Прикинув, что его коллега намеренно не торопится с постановкой, Михаил Ромм решил переманить актера в свою картину. Сценарий ленты «Ленин в Октябре» (1937) дорабатывался и утверждался еще полгода — никто не хотел брать на себя риски. Когда лето стало медленно переходить в осень, а ситуация с юбилейным фильмом начала напоминать катастрофу, ржавые аппаратные механизмы закрутились, и Щукина, наконец, передали в полное распоряжение Ромма. Сергей Юткевич, надо полагать, вздохнул с облегчением: «Человек с ружьем» вышел только в 1938 году, а роль Ленина в нем исполнил бывший ассистент Эйзенштейна, тот самый Максим Штраух.
Чутье Ромма не подвело: Щукин создал образ, который понравился абсолютно всем. Обаятельный, талантливый, приятно картавый, энергичный, подвижный и внимательный Ленин напоминал скорее любимого дедушку, а вовсе не титана революции. По одной из версий, происхождению фирменной ленинской стремительности мы обязаны кадрам хроники: на ускоренной проекции Ленин действительно выглядит энергичным, суетливым и несколько эксцентричным персонажем. Именно этим свойством одарил своего персонажа гениальный актер. Версия Щукина стала эталоном актерского исполнения роли вождя. Ей подражали, к ней апеллировали и с ней спорили.
На фоне практически былинного героя Щукина интеллигентный Ленин Максима Штрауха выглядит совсем не так эффектно. Зато гораздо более достоверно, во всяком случае вдова вождя Надежда Крупская считала именно так. Впоследствии Штрауху еще пять раз довелось побыть Лениным, тогда как Щукин появился в этой роли лишь один раз — два года спустя в сиквеле «Ленин в 1918 году».
В 1938 году свет увидела «Краткая история ВКП(б)» — учебник по истории партии большевиков, который утвердил официальный взгляд на историю страны. В том же году вышел фильм «Великое зарево», экранизирующий его основные тезисы. Роль лидера большевиков исполнил актер Тбилисского русского театра им. Грибоедова Константин Мюффке. «Великое зарево» можно назвать первым кирпичиком сталинианы. На идеологическом уровне это был своего рода симметричный ответ «Ленину в Октябре»: степенный, рассудительный персонаж Иосифа Сталина в трепетном исполнении Михаила Геловани опекал нервного и склонного к эксцентрике молодцеватого Ильича.
В послевоенном кино движение в сторону экранной «мумиизации» вождя набирало свою силу. Независимо от ранга или таланта актера каждый последующий исполнитель пытался повторить удачливых предшественников, отрабатывая и закрепляя найденные ими внешние черты образа, более-менее удачно копируя эталонных Штрауха и Щукина. Ключевым оказывалось портретное сходство. В работе над образом вождя советские гримеры достигли формального совершенства: кажется, Ленина мог сыграть кто угодно.
Пользуясь сравнением Маяковского, экранный Владимир Ильич все больше напоминал памятник самому себе. В кино его все чаще можно было видеть в компании Сталина и все реже панибратствующим с матросом или распивающим чай с рабочими. А если он и выказывал желание пообщаться с народом, то выражался преимущественно длинными цитатами из собственных трудов, неважно, было это выступление на съезде или неформальный разговор в коридоре Смольного.
Явно получая удовольствие от каждой минуты пребывания в ленинском гриме, в картине «Балтийская слава» (1957) явил себя зрителям Борис Смирнов. За год до этой работы он перешел в МХАТ как раз-таки на «должность» штатного Ленина. И хотя роль в фильме была эпизодической — впервые Смирнов появляется только на сороковой минуте и задействован всего-то в паре сцен — актер был удостоен заметного упоминания в титрах. Роль вождя затмила для него все прочие. Как потом вспоминал еще один Ленин, актер Михаил Ульянов, Смирнов настолько основательно перевоплотился в роль вождя пролетариата, что и в жизни стал вести себя как вождь, всерьез планируя передвигаться из дома до работы с сопровождением.
Параллельно картинам, сохранявшим консервативную традицию изображения образа вождя, в конце 50-х стали появляться фильмы, предпринимавшие попытки радикального переосмысления киноленинианы. В первом случае Ленин обычно должен был обладать портретным сходством с оригиналом и оставаться в рамках канона. Картины другого склада стремились взглянуть на известный образ с новых ракурсов: авторы обращались к молодым годам Ульянова, где он был пламенным революционером, а не политическим андердогом, молодым человеком с признаками алопеции, а не полноватым дедушкой. Этот новый Ленин был рожден как кумир молодежи, поджарым мужчиной в самом расцвете сил, тем более что на момент революции «дедушке» было всего-то сорок семь лет.
Сдвиг во времени естественным образом меняет и физический облик Ильича. В фильме «Семья Ульяновых» (1957) главный герой по сценарию гимназист, следовательно, не обязан иметь лысины и характерной растительности на лице. Владимира Ульянова во Владимире Коровине можно распознать только по условному портретному сходству с изображением на значке «Ленин-гимназист» и несколько утрированной картавости. И хотя большой славы ни фильм, ни сам Владимир Коровин не снискали, молодое поколение заявило о праве на собственного Ильича. И он появился три года спустя — дерзкий, хлесткий, энергично стреляющий хитрыми глазами, абсолютно новый Ильич в исполнении Юрия Каюрова.
На момент дебюта в картине «В начале века» (1961) Каюрову уже исполнилось тридцать четыре года, но если этого не знать, кажется что его Ленину чуть-чуть за двадцать. На эту роль актера Саратовского театра утвердил Иван Пырьев, который всегда славился чутьем на большие таланты. Так с легкой руки директора «Мосфильма» началась долгая лениниана Каюрова, сыгравшего Ленина в восемнадцати фильмах.
Первое появление Каюрова на экране в образе Ленина — почти эротический эпизод. Революционер, отбывающий ссылку в Шушенском, после долгого перерыва встречается с будущей женой. Ленин хитро стреляет раскосыми глазами, невеста Надежда К. в ответ томно моргает. И хотя сцена встречи после долгой разлуки предсказуемо заканчивается товарищескими объятиями, было ясно, что у этого Ленина большой потенциал.
Поджарый, современный и стремительный — такой Ильич отвечал запросу времени. Юрий Иванович Каюров вообще с большим тщанием относился к своему амплуа. Его Ленин не только взрослел вместе с актером, он менялся психологически в зависимости от политической коньюктуры. Самой известной работой Каюрова считается политический триллер Юлия Карасика «Шестое июля». Здесь Ленин предстает как рассудительный и точный политик, лишенный ужимок и нарочитой щукинской картавости. Не удивительно, что большим поклонником таланта Каюрова стал Брежнев — актеру даже доверили чтение на радио биографической повести генсека.
Параллельно с Каюровым, который воплощал Ленина официального, существовало множество героев поколения, метафорически воплощавших в себе все знаковые образы эпохи — от Идиота до Гамлета. Лениным мог стать кто угодно. Например, Родион Нахапетов.
Родион Нахапетов в роли молодого Ленина
Сценарий дилогии Марка Донского («Сердце матери» и «Верность матери») охватывал тридцатилетний период жизни вождя — с 1884 по 1917 год, поэтому на лицо студента ВГИК Нахапетова пала вся тяжесть пластического грима. По словам актера, мэтр режиссуры Донской лениво пресекал попытки молодого актера сыграть Ленина. Режиссеру нужен был прежде всего физически достоверный схематичный образ будущего вождя, желательно в исполнении красавчика с наивным взглядом. Ленин Нахапетова не поражает актерским размахом, зато очень точно выполняет то, что от него требует режиссер. В Нахапетове взыграла актерская гордость, и больше он у Донского не снимался и Ленина не играл.
По общепринятой версии, Смоктуновского к роли Ленина в фильме «На одной планете» (1965) принудил Ленинградский обком партии. Этот анекдот, который разные источники приписывают Смоктуновскому, едва ли соответствует действительности. Потому что, во-первых, принудить Иннокентия Смоктуновского к чему бы то ни было довольно непросто. А во-вторых, едва ли от его исполнения можно было ожидать того Ленина, которого хотели бы видеть в обкоме.
Ленин Смоктуновского сильно отходил от канона. В первой же сцене фильма задается диспозиция: все, что мы увидим и услышим, происходит в его, Ленина, голове. Это Ленин играет сам с собой в сложную шахматную партию, изредка оглядываясь по сторонам, чтобы с удивлением обнаружить вокруг каких-то людей, которые к тому же что-то от него хотят. Грезящий наяву интеллектуал был равно далек как от рабочих с матросами, так и от собственных соратников. Люди вообще занимали его не больше шахматных фигур или абстрактных формул. В общем, это был портрет гения в период творческого кризиса. Ленин Миронова из «Демона революции» — наследник по прямой именно этого образа.
Ленин-политик: Михаил Ульянов
Помимо канонического Жукова, Михаил Ульянов также был довольно успешным Лениным. Его полноценный дебют в знаковой роли состоялся в сериале «Штрихи к портрету» (1967) — неспешном политическом детективе о буднях кабинетной борьбы и подковерных интриг. Смоктуновский одарил Ленина холодной рефлексией, Ульянов одним из первых — за год до «Шестого июля» — показал в кино действующего политика. Жесткого, хитрого, рационального и чрезвычайно деятельного. Но если лента «Шестое июля» прозвучала в унисон ноте времени, то «Штрихи» пережили всего один показ по телевидению, после чего на 20 лет легли на полку.
Это не удивительно: подобная трактовка образа скорее напоминала зарубежные постановки. Ленин в исполнении Патрика Стюарта в «Падении орлов» (1974) — энергичный, умный, рациональный политик, противостоящий не очень умному и совсем не рациональному Николаю II. Если бы советские зрители имели возможность посмотреть британский сериал, они бы обнаружили, что без картавости и ужимок персонаж Ленина обретает совершенно новое и неожиданное звучание. В этом чужом пересказе русская история вдруг лишалась мифологической составляющей, став просто хроникой борьбы за власть, в которой побеждает тот, кто больше хочет победить.
С этих же позиций показывает революционера Бен Кингсли, у которого Ленин — рисковый игрок. Сюжетом телефильма «Ленин. Поезд» (1988) — задолго до современных российских сериалов — стала секретная операция немецких спецслужб по переправке из Швейцарии в Россию подрывного элемента. Герою Кингсли предстоит сделать выбор: войти в историю непризнанным гением революции или пойти на сделку с немецкой разведкой, чтобы получить уникальный шанс осуществить мечту всей жизни.
Лавров дебютировал в роли Ленина в советско-финском фильме с многозначительным названием «Доверие» (1975), а потом повторил ее еще несколько раз. В своих интерпретациях актер пытался снять Ленина с постамента и обнаружить в нем сомнение, рефлексию и все прочие родовые черты нормального советского интеллигента. Лавров считал роль Ленина настоящим подарком для любого артиста и в свой восьмидесятилетний юбилей, кажется, вполне искренне сожалел о том, что Ильича ему больше не сыграть.
Когда в репертуарном плане стоит пьеса о Ленине, кому-то неизбежно придется взять на себя главную роль. И вот глава МХАТ Олег Ефремов решил, что этим кем-то должен стать Мягков, чье портретное сходство с вождем давно замечали гримеры. Актер играть вождя наотрез отказался, наметился конфликт, который счастливо разрядил один из добровольцев. Но судьбы не избежать.
«Надежда»
После отказа Нахапетова Марку Донскому позарез был нужен актер на роль молодого Ильича для фильма «Надежда» (1973). Мэтр убедил Мягкова, что играть нужно не вождя мирового пролетариата, а обычного влюбленного, к тому же — в Наталью Белохвостикову. Как ни странно, но именно роль Ленина помогла открыть для кино лирического Мягкова, который до того момента отрабатывал остродраматические и откровенно героические роли. В 1990 году Мягков еще раз примерит ленинский грим, впервые в истории советского кино спародировав образ Ильича в комедии Гайдая «На Дерибасовской хорошая погода, на Брайтон-бич опять идут дожди».
Руководство колонии решает силами заключенных поставить революционный спектакль к 100-летию Ленина. Заключенные, войдя в роль, начинают думать и действовать подобно своим историческим персонажам. Сюжет довлатовского рассказа, перенесенный в «Комедию строгого режима» (1992), точно отражает мифоборческие настроения времени. Главную роль играет главный трикстер российского кино Виктор Сухоруков.
Самым, пожалуй, радикальным прочтением образа вождя мирового пролетариата мы обязаны Александру Сокурову — никогда еще темой ленинианы не становилось умирающее тело вождя. Ленин существовал как образ, как символ, как идея и идеология. И даже физические признаки, по которым зритель безошибочно идентифицировал вождя — характерная лысина, усы и бородка, — работали как знак. В «Тельце» (2000) Сокуров редуцирует персонажа до состояния тела. Ленин в исполнении Леонида Мозгового — ничто и никто, только гниющее и смердящее тело.
Стоит заметить, что применительно к Ленину тема гниения и умирания странным образом берет свою культурную традицию в 80-е: ее можно обнаружить в песнях «Гражданской обороны» и, например, в знаменитой лекции-шутке Сергея Курехина «Ленин-гриб».
В каком-то смысле по этому пути пошел Алексей Девотченко, для которого роль Ленина оказалась последней в биографии. В картине «Моя бабушка Фанни Каплан» (2016) угадать в его персонаже Ленина не всегда просто. При полном отсутствии физического сходства и довольно приблизительном гриме, Девотченко старательно копирует внешний рисунок роли, подсмотренные в хронике его выражения и жесты, но объясняет их через болезнь.
(Не)Демоны революции: Миронов и Стычкин
Забавно, что Ленин Смоктуновского и Миронова сделан из того же актерского материала, что Гамлет и Идиот 60-х. Не являясь, разумеется, ни тем, ни другим. В сериале «Демон революции» (2017) Миронов проделывает серьезную работу по редукции образа Ленина до человеческого состояния. Его Ленин имеет минимально необходимое портретное сходство с оригиналом и его многочисленными копиями, у него есть личная жизнь, он ошибается и его можно обмануть. Этому Ленину решительно отказано в демонизме — звучное прозвище, ставшее названием сериала, относится вовсе не к нему.
«Троцкий»
Все демоны — в «Троцком» (2017). Выбор на роль Ленина мастера экранных перевоплощений Евгения Стычкина, успевшего раньше сыграть Гитлера и Сталина, — очевидный шаг в пользу инфернальной трактовки темы власти. Шарлатанская, мефистофелевская харизма Стычкина отсылает к персонажам Достоевского. Инфантильный, нервный, алчный и агрессивный, Ленин в исполнении Стычкина — это хромой бес, алчный до власти игрок в рулетку, которому внезапно выпал крупный выигрыш. Будь Виктор Сухоруков лет на двадцать моложе, не исключено что, эта роль досталась бы именно ему.
Лениниана Анатолия Солоницына
Если эти снимки увидят сотрудники музея В.И.Ленина – их ждет большое потрясение. Неизвестные фотографии вождя? Да ещё в год 130-летия со дня рождения – мировая сенсация! Спешу внести ясность. Это материал для другого музея – музея кино. И, конечно, для тех, кто помнит, любит и знает выдающегося российского актера Анатолия Солоницына.
Но пора рассказать две истории. Одна из них – история находки снимков спустя тридцать лет после того, как они были сделаны. И, разумеется, история самих этих фотографий.
…Новосибирцев Халиных – Валерия и Марию – я знаю давно. Он – ведущий телеоператор, патриарх, можно сказать, сибирского телевидения. Мария, или Маша, как все её зовут (притом, что у них с Валерием два внука) – режиссер кино и телевидения, талантливая художница, работающая в редком жанре коллажа.
На этот раз я пришел к ним по заданию одной из местных газет – взять у Маши интервью «за жизнь». Попили чаю, поговорили, я записал всё, что нужно, и перед тем как распрощаться, попросил поискать в семейном альбоме снимок для иллюстрации статьи.
Валерий полез в тумбочку и после недолгих поисков извлек пачку фотокарточек. Вместе начали перебирать. В горе снимков на столе моё внимание привлек сверток: так скручивается фотобумага, если её долго не расправлять.
— Кстати, можешь посмотреть, – предложил Валерий.
Я с трудом расправил тугую, неподдающуюся трубку. Не скрою – опешил.
Со снимков смотрел живой Ильич! Так, во всяком случае, показалось в первую минуту. Ленин читает газету… Задумался, ушел в себя… Сидит за столом с группой товарищей.
И Ленин, такой молодой…
— Это Толя, – сказала хозяйка.
—Солоницын, – уточнил хозяин дома. – В образе Ленина.
— Солоницын?! Где, когда, почему? – Валерий задумался. – Надо вспомнить… Конец шестидесятых, скорее всего. Столетие Ленина когда было? Точно! Тогда все ставили ленинские пьесы, и мы тоже – на Новосибирском телевидении. Только не помню, какую именно… Михаила Шатрова, наверное. Он тогда очень популярный был. Сколько лет прошло? Тридцать, даже больше, да… Вот режиссер – Вадя, то есть Вадим Федорович Сюмаков, он сейчас в Минске. Пробы грима сделали – сами обалдели, до чего Солоницын на Ленина похож!
— Спектакль вышел?
— Нет, даже трактовых репетиций не было, я бы запомнил. Запретили. Кто? Обком, наверное. Но как, по каким причинам – не скажу. Спроси у Светланы Михайловой, она редактором литдрамы была.
Но и Светлана Михайлова рассказала немногое.
—Разговор с Толей помню… Я почему его Толей называю? Не для того, чтобы знакомством щегольнуть. Мы все тогда были – Толя, Света, молодые. Так вот, он как-то сказал: «Ребята, мне под Ленина и гримироваться особенно не надо». Залысины, и вообще похож, правда. К чему этот разговор – нет, не помню… Давно дело было.
И посоветовала сходить в музей Дома актера.
Персональное дело А.А.Солоницына
—Материалов о Солоницыне у нас мало, – посетовала заместитель директора Ольга Степановна. – Актеры, знаете, какой народ? У всех домашние музеи, ни у кого программки старой не допросишься…
За этими разговорами она порылась в каких-то бумажках на полке, обрадованно воскликнула: «Вам повезло!» и положила передо мной обычную канцелярскую папку серого картона, на обложке которой было старательно выведено «Персональное дело». И пониже – «Солоницын А.А.»
Чем же проштрафился Анатолий Солоницын в Новосибирске, за что на него завели «персоналку»?
Выяснить это не удалось, так как никакого криминала в папке не обнаружилось. Хранилось там десятка полтора фотографий, пара газетных вырезок и брошюра «Ветвь», написанная Алексеем Солоницыным, братом актера.
Перебирая материалы, я узнал, что в Сибирь Анатолия Солоницына пригласил режиссер Арсений Сагальчик. Он ставил в «Красном факеле» – театре с историей и хорошей репутацией – «Бориса Годунова». Соблазнил, естественно, главной ролью.
В Сибирь Солоницын приехал после съемок «Андрея Рублева» у Тарковского. Фильм лежал на полке и о нем Солоницын-Рублев мог только рассказывать.
Постановка «Бориса Годунов», как и исполнение роли Солоницыным вызвали разноречивые отклики. Один из местных критиков в рецензии, хранящейся в музейной папке, утверждал, что работа «закончилась крахом», а сам Годунов походит не на царя, а на «захудалого боярина». В книжке «Ветвь» говорится, со ссылкой на театральные журналы тех лет, прямо противоположное.
Кроме «Бориса Годунова», в Новосибирске Солоницын сыграл еще в нескольких спектаклях – «Беге» по Булгакову, «Маленькой докторше» Симонова, «Моем друге» Погодина, а один спектакль – «Жизнь Сент-Экзюпери» Малюгина – даже поставил как режиссер.
Никаких сведений о работе на телевидении и, естественно, о ленинском спектакле, в музее не оказалось. Как я, собственно, и предполагал.
Какой актер откажется заработать?
Пришлось отправиться по новым адресам – к людям, которые тридцать лет назад помогали встать на ноги юной музе телевидения. Московские программы в Сибири в ту пору не принимали, до всего доходили своей головой.
Вадим Суховерхов был тогда режиссером литературно-драматической редакции.
— Помню ли я Солоницына? Да Толина жена Лариса – крестная моего сына Сени! Я у них потом и в Таллинне, и в Питере останавливался… Мы с ним несколько передач сделали, причем не худших. Он поэзию очень любил, стихи мог читать часами – память профессиональная, актерская. Пушкинская была передача, потом моноспектакль «Слово о полку Игореве», но особенно удалась постановка «Асеев о Маяковском». У нас с Толей возник контакт чисто человеческий, хотя как актер он меня, режиссера, устраивал не всегда. Это сложно объяснить, если коротко. Ленин? Не помню, не моя работа.
Режиссер Виталий Гоннов приехал в Новосибирск после ВГИКа в тот же год, когда в «Красном факеле» появился новый актер. Они оказались хорошо знакомы – оба начинали в одном драмкружке во Фрунзе. Вскоре Солоницыну дали квартиру, приехала жена Лариса, Гоннов же мотался по частным углам. Анатолий пригласил пожить к себе, где Виталий и застрял на год.
— Мы столько на кухне переговорили! После спектаклей он возвращался поздно, Лариса уже спала, а мы жарили картошку и обменивались информацией. О «Рублеве», Тарковском много рассказывал. Конечно, надо бы записывать, но ведь мы никогда не живем будущим. Почему Толя пришел на телевидение? Во-первых, ему это дело нравилось. Во-вторых, какой же актер откажется заработать, если есть возможность? Особых денег ни у кого тогда не было. Помню, обсуждали цикл «Антология советской поэзии». Заголовок придумали такой: «Да здравствует революция!» Ни больше, ни меньше. Ленинские передачи тогда косяком шли, к столетию готовились. Но с Толей… нет, не помню. Сюмакова надо спросить.
Проверка на дороге к Ленину
Всё свелось к необходимости отыскивать в Белоруссии Сюмакова. Я набрал какой-то сложный многозначный номер – заграница! – и объяснил цель звонка. Услышал в ответ: «Для меня все эти события как вчера были!»
И он рассказал следующее. Для постановки выбрали роман Афанасия Коптелова «Возгорится пламя», точнее одну из его частей. Материал книги – молодой Ленин, сибирская ссылка, готовящийся в глубинке съезд РСДРП. Вещь была идеологически безупречная – автор только что получил Государственную премию. Автором инсценировки был Анатолий Никульков, в ту пору главный редактор журнала «Сибирские огни», основанного Горьким. Такое количество авторитетов понадобилось для того, чтобы обезопаситься со всех сторон: ленинский спектакль, к ленинскому юбилею – дело нешуточное.
Естественно, встал вопрос об исполнителе главной роли. Новосибирск – город театральный, режиссер еще раз посмотрел все идущие на сценах спектакли, но так никому и не решился предложить ответственную роль.
— Я поехал в другие сибирские города, слетал в Алма-Ату. Там нашелся очень хороший актер, но его не отпустил главный режиссер – хорошие актеры самим нужны. Здесь-то и осенило!
Солоницын отнесся к предложению с большим энтузиазмом. Знаменитый гример «Красного факела» Тимохин, которого все актеры любили и звали не иначе, как «дядя Боря», сделал грим, очень удачный. Актер мгновенно преобразился, а когда с характерной картавостью произнес несколько фраз, все облегченно вздохнули – Ленин!
Похож – не похож…
Однако это ничего не означало без мнения ‘Главного Худсовета, каковым в ту пору являлся, конечно же, обком партии. Директор студии Глеб Никодимович Шляк отнес фотопробы. Они понравились. «Добро» было получено.
Подготовительные работы закипели. Группа из четырех человек – режиссер Вадим Сюмаков, оператор Борис Шарин, художник Саша Антропов и заведующая постановочной частью Валя Девятова – отправились в поездку по ленинским местам Сибири: в Красноярск, Минусинск и, конечно же, Шушенское. Снимали фотографии, из которых потом получилась целая выставка, делали зарисовки, а Валя даже выторговывала у местных крестьян предметы быта, похожие на те, которые окружали Ленина в ссылке – вязаные половички, глиняные кринки, чугунки и ухваты. Всё это должно было, по замыслу, придать ощущение подлинности происходящего на экране.
Вернувшись в Новосибирск, Сюмаков принялся разрабатывать с Солоницыным концепцию будущей постановки, обещавшей стать событием. Ходульность персонажа, свойственную, впрочем, всем заказным произведениям тех лет, договорились закамуфлировать, придав Ленину черты фанатика. С обкомом партии свой тонкий творческий замысел согласовывать не стали, справедливо рассудив, что он вряд ли будет там поддержан.
Окрыленный Солоницын в эти дни жил Лениным. Изменилась, как вспоминают актеры, даже походка, жесты. Он любил пугать друзей, внезапно заговорив «по-ленински».
Наступило время трактовых репетиций в павильоне. Но тут случилось непредвиденное.
Поток ленинских постановок в стране рос, как снежный ком и в ЦК спохватились – во многих спектаклях периферийных театров и студий вождь превращался в карикатуру. Было приказано каждую такую роль согласовывать на самом верху. Директор студии Шляк с фотопробами срочно вылетел в Москву. Снимки в Гостелерадио понравились.
— Похож! – оценил большой начальник. – Молодцы, хорошо артиста подобрали, вылитый Ильич, – сказал он так, как будто лично делал с Лениным революцию. – К нам сейчас такое везут! Кстати, кто артист?
— Солоницын, – с гордостью сказал Шляк.
— Какой Солоницын? Который Рублева играл? С этим ещё, как его… Тарковским дружит?
И еще раз взял в руки фотографии.
— Вчера, значит, монах, а завтра – Ленин? Ну-у… – Директор студии заскучал. – А знаете, не так уж и похож. Это мне сначала показалось, тут света мало. То есть ничего общего с Лениным. Нет, это дело мы разрешить не можем…
Солоницын страшно расстроился. Как, впрочем, и вся группа. Вскоре другой режиссер сделал передачу по другой книге, также сибирского писателя. Естественно, с другим актером в роли Ленина. Менее похожим на вождя, но обладавшим безупречной, с точки зрения властей, личной и творческой биографией.
Анатолий Солоницын вскоре уехал из Новосибирска – сначала в Таллинн, потом в Ленинград.
Впереди были «Проверка на дорогах», «Зеркало», «Любить человека», «Солярис», «Сталкер», «Восхождение»…
Новосибирск
Лениниана | В.И. Ленин | Кино, фильмы
Ленин в Октябре
Историко-революционный биографический художественный фильм.
Режиссер: Михаил Ромм. В главных ролях: Борис Щукин, Николай Охлопков.
Киностудия «Мосфильм». Длительность: 105 минут. Страна: СССР. Язык: русский. Год выпуска: 1937.
Фильм о В.И. Ленине и его роли в революции 1917 г. был снят к 20-летнему юбилею Великой Октябрьской социалистической революции. Первая часть дилогии М. Ромма о Ленине, вторая часть — «Ленин в 1918 году».
Ленин в 1918 году
Историко-биографический художественный фильм.
Режиссер: Михаил Ромм. В главных ролях: Борис Щукин, Николай Охлопков.
Киностудия «Мосфильм». Длительность: 130 минут. Страна: СССР. Язык: русский. Год выпуска: 1939.
Фильм рассказывает о событиях в Советской России 1918 года. Вторая часть дилогии М. Ромма о Ленине, первая часть «Ленин в Октябре».
Человек с ружьем
Историко-революционный художественный фильм.
Режиссер: Сергей Юткевич. В главных ролях: Максим Штраух, Борис Тенин.
Киностудия «Ленфильм». Длительность: 103 минут. Страна: СССР. Язык: русский. Год выпуска: 1938.
Одна из наиболее известных картин в советской кинолениниане. События фильма происходят в России во время Октябрьской революции 1917 г.
Свет над Россией
Историко-революционный художественный фильм.
Режиссер: Сергей Юткевич. В главных ролях: Михаил Геловани, Николай Охлопков, Николай Крючков.
Киностудия «Мосфильм». Длительность: 68 минут. Страна: СССР. Язык: русский. Год выпуска: 1947.
Основной темой фильма является воплощение в жизнь большевистской партией под руководством В.И. Ленина и И.В. Сталина плана электрификации всей страны (ГОЭЛРО). Фильм в прокат не вышел.
Три песни о Ленине
Документальный агитационный кинофильм.
Режиссер: Дзига Вертов.
Киностудия «Межрабпомфильм». Длительность: 59 минут. Страна: СССР. Язык: русский. Год выпуска: 1934.
Фильм о безграничной любви и уважении советского народа к В.И. Ленину. Снят к 10-летию смерти Ленина. Фильм переведен на английский язык и перевыпущен в 1970 г. (добавлены субтитры).
Лениниана М. Ромма. «Ленин в 1918 году»
Природа этого фильма парадоксальна: история 1918 года показана здесь тенденциозно и идеологически безапелляционно, однако применительно ко второй половине 30-х кинокартина оказывается ценным историческим источником: она фиксирует агрессивно параноидальную атмосферу этого периода. Ромм как режиссёр обладал особым даром чувствовать и отражать основные политические веяния эпохи.
«Подстрекателей и агентов контрреволюции расстреливать на месте, не взирая на чины и звания. В.И. Ленин» – настукивает телеграфистка правительственный приказ в самом начале фильма. Лейтмотивом «Ленина в 1918 году» становится тема уничтожения «врагов революции». Этот фильм был призван оправдать открытые судебные процессы и репрессии 1936-37 годов. Идеологическая сетка и потребности 30-х переносятся на 1918 год – время действия в фильме. Покушение на Ленина было очень сильным аргументом в пользу существования и продолжения сулебных процессов. Так в фильме появляется сюжет с Н. Бухариным, участвующим в подготовке убийства Ленина. В фильме это предстаёт как часть истории, тогда как этот «факт» был озвучен прокурором Вышинским на Третьем открытом процессе 1938 года (за год до появления фильма). Бухарин, «любимец всей партии», как назвал его когда-то Ленин, оказался тогда на скамье подсудимых вместе с бывшим главой НКВД Г. Ягодой, А. Рыковым другими членами партии. «Правотроцкистский антисоветский блок» признался в заговоре против Ленина и Сталина, убийстве Кирова, Куйбышева и Горького, в саботаже и измене родине. Все главные обвиняемые были расстреляны.
В том, что новой власти необходима жестокость, Ленин убеждает М. Горького, когда тот приходит в Кремль просить за ученых и арестованных. «Пойдите к Дзержинскому – у него необыкновенное чутье на правду. Он по глазам вычисляет провокатора,» – уклончиво советует Ленин в ответ на его просьбу освободить очередного арестованного интеллигента. В финале фильма, возле кровати раненого Ленина, Горький расстается со своими «несвоевременными мыслями» (в реальности разногласия с ленинской политикой заставили писателя в 1921 г. эмигрировать; «светлые крылья юной нашей свободы обрызганы невинной кровью» — писал он в одной из своих статей 1917-1918 годов, которые составили затем сборник «Несвоевременные мысли»).
Фильм отражает тот факт, что ко второй половине 30-х годов был сформирован особый советский язык, призванный описывать мир, разделенный на «своих» и «чужих». Нейтральные ранее слова приобрели новые значения. «Принципиальность», «сознательность» и «суровость» стали означать подозрительность и жестокость по отношению ко всем инакомыслящим. «Жалость» стала синонимом «слабости» и антонимом «правды». («Вы опутаны цепями жалости. Прочь жалость – она мешает видеть правду», — говорит Горькому Ленин).
При этом благодаря сценаристу А. Каплеру актуальные идеологические лозунги сочетаются в фильме с занимательным детективно-приключенческим сюжетом. Убийцы выслеживают Ленина, ВЧК во главе с Дзержинским – убийц. В среду врагов чекисты внедряют преданного Ленину большевика, среди чекистов оказывается вражеский агент… Вскоре имя сценариста исчезло из титров фильма – в 1943 году он был сослан в Воркуту (после того, как стал ухаживать за семнадцатилетней Светланой Аллилуевой, дочерью Сталина).
В этой картине М. Ромма Ленин и Сталин строят советский строй вместе: один из кремлевского кабинета, второй на полях сражений, руководя взятием Царицына. В последующих историко-революционных фильмах Сталин становится главным героем, а Ленину все больше отводится вторичная роль «кремлевского затворника», добродушного и немного эксцентричного.
В 1957 году М. Ромм сделал вторую редакцию фильма, вырезав эпизод с предательством Бухарина и некоторые эпизоды со Сталиным. После смерти Сталина он один из первых отказался от многих своих художественных и политических убеждений. Оттепельные фильмы М. Ромма стали не менее знамениты и социально значимы. По гражданскому пафосу и попаданию в атмосферу 60-х его фильм «Девять дней одного года» был назван «самой шестидесятнической картиной».
В 90-е годы вышла «Последняя книга» (М., 1996) писателя и драматурга Е. Габриловича, по сценариям которого в годы оттепели было снято четыре картины о Ленине («Коммунист» Ю. Райзмана, «Рассказы о Ленине», «Ленин в Польше» и «Ленин в Париже» режиссера С. Юткевича). Он признается, что информация о подлинном Ленине была ему недоступна. Кроме того, на страже «Ленина с нимбом» стояла цензура, которая отсекала любое отступление от канона. «Завещано полагать, что он был как бы ёлочным дедом – добрым, заботливым, мягким…» В своей книге Е. Габрилович пишет, что на самом деле «это был не святочный, а упрямый дед. Беспощадный и жестокосердый. С родимыми, чисто российскими умильными всплесками доброты среди расстрелов». Те, кто не был согласен с Лениным, были ему физически омерзительны. И партия наследовала его характер и стиль власти. «Его натура всосалась в натуру партии, а постепенно и всей огромной страны, создав именно то, чем мы жил десятки лет, да и живем, скажу откровенно, сейчас».
Дополнительные материалы:
Ольга Романова
Много культов одной личности – Weekend – Коммерсантъ
Организаторы ретроспективы пошли каноническим «ленинским путем»: все фильмы — хрестоматийные. Одновременно классика не только советского, но и мирового киноискусства — достаточно сказать, что «Ленин в Польше» (1966) Сергея Юткевича получил приз за режиссуру в Канне,— и классика пропагандистского кино. Можно заметить, что кинолениниана была гораздо разнообразнее. Что интересно было бы пересмотреть «Великое зарево» (1938) Михаила Чиаурели, где Ленин низведен до роли чуть ли не мальчика на побегушках при Сталине, или «Надежду» (1973) Марка Донского, где влюбленного в Наденьку Крупскую юного Ульянова сыграл Андрей Мягков, «оттепельный» фильм Ильи Ольшвангера «На одной планете» с Лениным-Смоктуновским и даже «Красные колокола» (1982) Сергея Бондарчука о Джоне Риде… Но это были бы уже изыски: ведь даже ту классику, что вошла в программу, уже многие годы не увидеть на телеэкране. А между тем это Дзига Вертов, Сергей Эйзенштейн, Михаил Ромм, Юткевич, Юлий Карасик.
На основе фильмов ленинианы можно написать вообще исчерпывающую историю не только советского кино, но и Советского Союза. Одного, раз и навсегда утвержденного, идеологически правильного образа Ленина не существовало. А было множество Лениных, столь же непохожих друг на друга, как непохожи рабочий Василий Никандров, фактически «манекен», «тело», натурщик, сыгравший Ленина у Эйзенштейна (1927) из-за своего уникального сходства с вождем, и, скажем, Олег Янковский, игравший Ленина в театре практически без грима.
Культ Ленина в советском искусстве уникален, поскольку развивался вопреки всем законам культа личности. Ведь как обычно бывает? Культовая фигура постепенно все больше отдаляется от реального «святого», все больше бронзовеет. В СССР же все было наоборот. В двадцатые годы, когда Ленин еще казался живым, как кажется любой только что ушедший человек, в кино никто не решался показать живого Ильича. Ленин был возможен лишь как оживший монумент: рабочий Никандров на броневике. В конце же тридцатых годов, ассоциирующихся как раз с тотальной регламентацией идеологии, напротив, кино впервые очеловечивает Ленина. Режиссеры ритуально повторяли, что им важнее всего сделать героем фильмов не столько самого вождя, сколько его мысль. Ну что же, в эксцентричном исполнении Бориса Щукина в фильмах Ромма «Ленин в Октябре» (1937) и «Ленин в 1918 году» (1938), да и Максима Штрауха в «Человеке с ружьем» (1938) Сергея Юткевича, в котором Ленин указывает заплутавшему в коридорах Смольного фронтовику, где набрать кипяточку, он действительно приближается к стереотипу чудака-ученого, рассеянного в быту, совершенно не сознающего свое всемирно-историческое значение, поскольку весь он поглощен осмыслением — неважно чего, теории относительности или плана вооруженного восстания. Собственно говоря, и все советские антисоветские анекдоты о Ленине — они ведь не столько о Ленине, сколько о Ленине в исполнении Щукина… Шестидесятым годам потребовался иной Ленин — интеллектуал, современник «шестидесятников». Если продолжить сравнение образа Ленина с образами ученых в кино, то актуален стал этакий Ленин-ядерщик, старший товарищ героев «Девяти дней одного года» (1961) того же Ромма, как раз вырезавшего из своих шедевров эпизоды со Сталиным. С воплощением такого образа никто не мог справиться лучше, чем Юткевич. С одной стороны, ортодоксальный коммунист, с другой — интеллектуал европейского уровня, «старый парижанин», как он сам себя называл, упрекая не кого-то, а самого Жан-Люка Годара в том, что тот не знает Франции. Пользуясь кондовым языком пропаганды, Юткевич оставался «формалистом», увлеченным идеей интеллектуального, синтетического кино. Собственно говоря, и Годару он пенял, скорее всего, из ревности, потому, что хотел говорить тем же языком коллажа, что и Годар, и был уверен, что сумеет говорить на нем лучше Годара. Его «Ленин в Польше» (1966) и «Ленин в Париже» (1981) — яркие формальные эксперименты. Внутренний монолог сидящего в австрийской тюрьме Ленина и накладывающиеся на него зримые воспоминания. И эксперимент с «машиной времени», в которой перемещается вечно живой Ильич, а картины современного Парижа перемежаются отменными стилизациями под немое кино.
Впрочем, внутри каждой эпохи тоже существовали разные Ленины. Ленин Юрия Каюрова в «Шестом июля» (1968) Юлия Карасика — не тот, что у Юткевича. Не европейский интеллектуал, а русский интеллигент, наследник декабристов и народовольцев, отягощенный бременем неожиданно свалившейся на него власти. Вынужденный, как бывают вынуждены вожди любой революции, вступать в войну со вчерашними соратниками — в экранизации пьесы Михаила Шатрова речь шла о мятеже левых эсеров, вместе с большевиками делавших революцию.
После падения СССР Ленин как историческая фигура практически исчез с киноэкрана, далеко не исчерпав всех возможных интерпретаций образа. Остался анекдотический Ленин в «Комедии строгого режима» Владимира Студенникова и Михаила Григорьева (1992), да полумертвое тело Ленина в «Тельце» (2001) Александра Сокурова. И пожалуй, за последнюю четверть века единственным достойным продолжением киноленинианы может считаться «Железная пята олигархии» (1998) Александра Баширова, где главный эксцентрик российского кино сыграл святого и юродивого Николая Петровича, тщетно призывающего к мятежу хмурых рабочих Выборгской стороны и проституток — тоже своего рода Ленин.
Ленин о важнейшем из искусств — семнадцать моментов советской истории
Возможности кино как средства пропаганды, агитации и просвещения в стране повсеместной неграмотности заинтриговали советских лидеров. Возможно, этому способствовало их увлечение новыми технологиями в целом. Ленин продиктовал эту записку в комиссариат просвещения, ведавший кинематографом, с просьбой составить программу действий на основе его указаний.В феврале Луначарский имел беседу с Лениным, в которой, по воспоминаниям первого, Ленин сделал часто цитируемое заявление «что из всех искусств для нас самое важное — это кино».
Первоисточник: Впервые опубликовано в Kinonedelia No. 4 (1925).
Наркомату просвещения организовать контроль всех кинопоказов и систематизировать это дело. Все фильмы, показываемые в РСФСР, должны быть зарегистрированы и пронумерованы в Наркомате просвещения.Для каждой кинопрограммы должна быть установлена определенная пропорция:
а) развлекательные фильмы, специально для рекламы или получения дохода (разумеется, без непристойности и контрреволюции) и
б) в рубрике «Из жизни народов всех стран» — картинки с особым пропагандистским посланием, например: колониальная политика Великобритании в Индии, работа Лиги Наций, голодающие берлинцы и т. Д. И т. Д. Помимо фильмов, следует демонстрировать фотографии, представляющие пропагандистский интерес, с соответствующими субтитрами.Кинотеатры, находящиеся в частной собственности, должны приносить государству достаточную прибыль в виде арендной платы, а владельцам должно быть разрешено увеличивать количество фильмов и представлять новые, подлежащие цензуре Комиссариатом просвещения и при условии соблюдения надлежащей пропорции. поддерживается между развлекательными фильмами и пропагандистскими фильмами, входящими в категорию фильмов «Из жизни народов всех стран», чтобы у кинематографистов был стимул для создания новых картин. В этих пределах им должна быть предоставлена широкая инициатива.Старые марксисты и писатели должны проверять изображения пропагандистского и просветительского характера, чтобы избежать повторения многих печальных случаев, когда пропаганда с нами побеждала сама собой. Особое внимание следует уделить организации кинопоказов в деревнях и на Востоке, где они являются новинками и где наша пропаганда, следовательно, будет тем более эффективной.
Источник: В. И. Ленин, Собрание сочинений (Нью-Йорк: International Publishers, 1934), Vol. XLII, стр.388-389.
ЭКРАН; Русские продолжают свою биографию революционера «Лениным в 1918 году» в камео
Советская кинобиография Ленина, так хорошо начавшаяся в прошлом сезоне «Ленин в Октябре», во второй главе грозит выродиться (резко) в забитая мелочами личная и партийная история почти исключительно партизанского интереса. Возможно, в прошлом году мы должны были догадаться, что первый ленинский фильм — человеческий, простой, неформальный — был лишь прелюдией, что русские не позволят своему великому национальному герою долго идти своим бесславным путем.«Ленин в 1918 году», которую Камея представила вчера вечером, находит его биографов в гораздо более почтительном настроении. О нем спешат рассказывать легенды: какой он был простым, как добр к маленькому беспризорнику, как он просил совета у старого крестьянина, как не подчинился предписаниям врача и вернулся к своему столу, как он похлопал Сталина по руке, как он никогда не похлопал предателя Троцкого по руке. Настоящее и апокриф прекрасно переплетаются. Картина — рудник Ленинианы (если можно так сказать). Но почему-то в своем благочестивом рвении биографы забыли сделать это драматичным.Одно дело — пренебречь повествовательным или драматическим единством в короткометражном фильме, представленном как полудокументальный; совсем другое дело, когда продолжительность фильма, как у этого, составляет два часа пятнадцать минут. Есть несколько неопределенных жестов в сторону рассказа — эпизод о нехватке хлеба и намёках на кулацкий заговор, другой — о контрреволюционном заговоре с целью взятия Кремля. Ни за одним из них не следят очень далеко. Ленин застрелен (и выздоравливает), Сталин исправляет тенденцию Советской Армии к отступлению. На этом картина заканчивается, и остается еще шесть лет Ленина.Фильм обещает быть долгой и тщательно задокументированной. За исключением нескольких ярких сцен — разгрома Белой армии, сцены мафии после съемок Ленина — фильм необычайно статичен, что свидетельствует о том, что режиссер Михаил Ромм был больше озабочен партийным дежурством, чем дежурством камеры. То, что осталось, и это, к счастью, является ценным активом, — это неизменно отличное исполнение его броска. Во главе его, конечно же, стоит Борис Щукин, который блестяще побеждает своих восхищенных сценаристов, сохраняя человечность и понятность Ленина, несмотря на их попытки превратить его в полубога.Также наиболее впечатляющими являются «Горький» Николая Черкасова, Н. Охлопов в роли помощника хаски, В. М. Марков в роли Дзержинского и В. В. Ванин в роли Матвеева. Такой выдающийся состав заслуживает многого от своего режиссера и сценаристов; по крайней мере, они должны были иметь компактный и драматический сценарий. А этого как раз и не хватает «Ленину в 1918 году».
ЛЕНИН В 1918 г. по пьесе А. Каплера и Т. Златагоровой; партитура Николая Крюкова; режиссер Михаил Ромм; производство «Мосфильм», Москва, США; выпущенный здесь Amkino Corp.На Камее. И. Ленин. . . . . Борис В. ЩукинL. В. Сталин. . . . . М. Г. Геловани, Воршилов. . . . . Николай БоголюбовМаксим Горький. . . . . Николай ЧеркасовF. Э. Дзержинский. . . . . Марков В. М. М. Свердлов. . . . . Любашевский Л. С. Крупская. . . . . Добина З. В. Василий. . . . . Николай Охлопков Его жена. . . . . Коробова К.В.Матвеев. . . . . В. В. Ванин Евдокия Икановна. . . . . Э. Н. МузилДоктор. . . . . Толчанов И.М.Профессор. . . . . Хохлов А.Е. Рабочий, Коробов.. . . . Орлов Д. Н. Кулак. . . . . Плотников Н.С.Рутковский. . . . . Н. К. Свободин, Вобилиев. . . . . Козьминский С. П. Новиков. . . . . Третьяков В.А.Фанни Каплан. . . . . Н. Эфрон Константинов. . . . . ШатовСинцов А.П. . . . . Соловьев В. Р. Балеринас. . . . . Артисты Московского балета
Списки, связанные с Лениным в Польше
список 1708 наименований
создан 09 апр 2013
список 1981 названий
создано 14 января 2012 г.
список из 66 наименований
создано 4 июля 2016 г.
список из 1870 наименований
создано 17 мая 2017 г.
список из 96 наименований
создано 26 июня 2016 г.
список из 8128 наименований
создано 28 января 2017 г.
список из 65 наименований
создано 22 окт.2018 г.
список из 316 наименований
создано 11 июля 2016 г.
список из 387 наименований
создано 23 марта 2014 г.
список из 876 наименований
создан 16 мая 2015 г.
список из 5555 наименований
создан 06 Dec 2015
список из 318 наименований
создан 10 мая 2020 г.
список из 389 наименований
создан 10 месяцев назад
список из 44 наименований
создан 10 месяцев назад
список из 9 наименований
создан 5 месяцев назад
список из 114 наименований
создано 12 апр 2019
список из 411 наименований
создан 11 месяцев назад
список из 4057 наименований
создано 26 мар.2020 г.
список из 462 наименований
создано 28 мар.2019 г.
список из 330 наименований
создано 08 фев 2020
список из 35 наименований
создано 13 дек.2019 г.
список из 65 наименований
создан 22 мая 2019 г.
список из 61 названия
создано 5 января 2015 г.
список из 9 наименований
создано 02 янв.2019 г.
список из 16 наименований
создано 19 июля 2018 г.
список из 129 наименований
создано 28 окт.2018 г.
список из 166 наименований
создано 13 августа 2012 г.
список из 64 наименований
создано 18 января 2012 г.
список из 110 наименований
создано 29 января 2018 г.
список из 208 наименований
создан 15 апр 2018
список из 63 наименований
создан 03 мар 2015
список из 185 наименований
создано 27 сентября 2015 г.
список из 62 наименований
создан 11 фев 2017
список из 62 наименований
создано 26 сентября 2015 г.
список из 208 наименований
создан 07 февраля 2014 г.
список из 25 наименований
создано 1 августа 2016 г.
список из 111 наименований
создано 23 июня 2016 г.
список из 1666 наименований
создано 10 апреля 2014 г.
список из 753 наименований
создано 13 марта 2015 г.
список из 25 наименований
создан 05 апр 2013
% PDF-1.@ m & -QF # d (NscPop> 6 «f / * & Vb.N = k!; ij # _G> #r; B> e, m]) f! P: sHrq» 1A63KRcQ9Zp7YiF-B63KRcB & M = 6 +: SE & X & V8eApqEW5dMG # PqCPotl7j8A’N \> T3 $ CgAE? +: & P.MuMpXlM5P-Xqj; 7KFP_Sb — = / s & 0 «(UVrL424 & cN.3Xj50C`- * 9.! _; =? Ei] 1uI’fhEcK3Hu4feR] .Oq> Tip! 7 + IpN, c) oeST3 & L + D0P «4; \> J # G / r5 +) b!] Y! C =, l; u) JjAe \ $ scDCRq7L: sMe $ # F! UeQc (U * C (1m @ 4SA6>! JXObCQpsT $ Pst + :. Ei (0,17% s & TX * LR # *: OV @ l98 $ q7SY6RC + Qja? .JAtmF2L- / U: Q7EXF0ZSS89! [Tt% ms6n! `2, f + BTR / VCOR; Sa (HWVJ [IVPJ7> 4t6.B; \ Meaq \ 5f + cB2 = 7gRbiLCf + RQPNAXYoMLHrN, s ^ _JIedVC_GaFSBNnGkC / A3Prc \ o4fp5SbFIi_h 6 = fY-7729JBU: S ‘& lG \ 32TB’V-) P] = 9S>’ 3, C / ^ # $ Vl2p679!? Z? & 00 [p9e! XS_2J>; VJSs9 (> $ eVMq5VZmART \ «` #PtWt? T5 , — @ TKO & jF * ^ * PQs @ $ H ^ LTAk / 9 [\ TDl] 6FO61F = 1Q! [/ Ajj $ a7? (? JX7jc (bYRBUqR2p68iI3RN1pZd.