Кто играл Ленина в кино: dubikvit — LiveJournal
В СССР было снято множество фильмов о Ленине. В советское время возможность сыграть Ленина в кино считалась для актёра знаком высокого доверия, оказанного со стороны руководства партии. А вот после перестройки во многих фильмах образ Ленина существенно изменился
Первым исполнителем роли Ленина в Советском кино стал непрофессиональный актёр, рабочий Василий Никандров в фильме С. М. Эйзенштейна «Октябрь», 1927
Максим Штраух создал образ вождя в фильмах «Выборгская сторона», 1938, «Человек с ружьём», 1938, «Яков Свердлов», 1940, «Его зовут Сухэ-Батор», 1942, «Рассказы о Ленине», 1957, «Ленин в Польше», 1966
Борис Щукин сыграл его в фильмах «Ленин в Октябре», 1937, «Ленин в 1918 году», 1939
Константин Мюффке в фильме «Великое зарево», 1938
Николай Колесников в фильме «Свет над Россией», 1947
Владимир Честноков в фильмах «В дни Октября», 1958, «Первороссияне», 1967
Павел Молчанов в фильме «Незабываемый 1919-й», 1952
Михаил Кондратьев в фильмах «Вихри враждебные», 1953, «Они были первыми», 1956, «По путёвке Ленина», 1958, «В едином строю», 1959
Николай Плотников в фильме «Пролог», 1956
Владимир Коровин сыграл молодого Ильича в фильме «Семья Ульяновых», 1957
Борис Смирнов играл Ленина в шести фильмах — «Балтийская слава», 1957, «Коммунист», 1957, «Лично известен», 1957, «Аппассионата», 1963, «Именем революции», 1963, «Кремлёвские куранты», 1967
Глеб Юченков в фильмах «Правда», 1957, «День первый», 1958
Юрий Каюров играл Ленина наверное больше всех — «В начале века», 1961, «Сквозь ледяную мглу», 1965, «Исход», 1967, «Шестое июля», 1968, «Почтовый роман», 1969, «Кремлёвские куранты», 1970, «Угол падения», 1970, «Когда женщина оседлает коня», 1974, «Хождение по мукам», 1974—1977, «Маршал революции», 1978, «Поэма о крыльях», 1979, «Ссыльный № 011», 1979, «Умри на коне», 1979, «Государственная граница. Фильм № 1 „Мы наш, мы новый…“», 1980, «Ленин в Париже», 1980, «В Крыму не всегда лето», 1987
Михаил Кузнецов в фильмах «Синяя тетрадь», 1963, Залп «Авроры», 1965
Дмитрий Масанов в фильме «Пятеро из Ферганы», 1963
Иннокентий Смоктуновский в фильмах «На одной планете», 1965, «Первый посетитель», 1965
Михаил Ульянов в фильмах «Штрихи к портрету В. И. Ленина», 1969, «На пути к Ленину», 1969, «Trotz alledem!», 1972 (ГДР)
Александр Калягин игра вождя на сцене в спектакле «Так победим!»
Родион Нахапетов играл молодого Ленина в фильмах «Сердце матери», 1965, «Верность матери», 1967
Аркадий Трощановский в фильме «Семья Коцюбинских», 1970
Сергей Яковлев в фильме «Красная площадь», 1970
Андрей Мягков играл молодого Ильича в фильме «Надежда», 1973,
а также в него гримировался его герой в комедии Гайдая «На Дерибасовской хорошая погода…», 1992
Кирилл Лавров в фильмах «Доверие», 1975, «20-е декабря», 1981, «Возрождение Польши» / Polonia restituta, ПНР, 1981
Анатолий Устюжанинов в фильме «Красные колокола», 1983
Вадим Романов в фильме «Раскол», 1993
Александр Гудков («Деревня Хлюпово выходит из союза», 1992, «Вперёд за сокровищами гетмана» (Украина), 1993, «Пол ту пол», Англия, 1993, «Пуля в Пекин», 1995, «Веконачалие», 2001, «Жизнь как икона», «Встречи без расставаний» и др
Виктор Сухоруков в фильмах «Комедия строгого режима», 1992, «Все мои Ленины», 1997
Рим Аюпов в фильме «Под знаком Скорпиона», 1995
А ещё попалось вот такое фото
Здесь запечатлены фотопробы на роль Ленина разных актёров
1. Владимир Ленин. 2 Леонид Броневой.3. Олег Табаков. 4. Родион Нахапетов. 5. Николай Губенко. 6. Андрей Мягков. 7. Юрий Каюров. 8. Кирилл Лавров. 9. Борис Галкин. 10. Евгений Шутов. 11. Владимир Трошин.
А кто по вашему создал лучший образ Ленина в кино?
Смотрите также:
Ленин в отечественном кино — Статьи на КиноПоиске
Ленин-красавчик, Ленин на грани нервного срыва, демон революции и другие трактовки образа вождя революции в нашем кино.
В ноябре 2017-го к 100-летию революции на российском телевидении одновременно вышли два новых исторических сериала — «Троцкий» и «Демон революции». Они вернули на экран одного из самых популярных персонажей отечественного кино XX века — Владимира Ильича Ленина. Изучив историю эволюции образа вождя мирового пролетариата в нашем кино, КиноПоиск обнаружил, что Евгений Миронов и Евгений Стычкин, играя Ленина, явно опирались на работы своих коллег и предшественников.
В СССР впервые показать на экране вождя мирового пролетариата решились лишь в 1927 году. В год первого большого юбилея революции на экраны вышли «Октябрь» Сергея Эйзенштейна и «Москва в Октябре» Бориса Барнета. Исполнять роль Ленина в обеих картинах был назначен бывший токарь путиловского завода, пенсионер Василий Никандров, изумлявший современников разительным сходством с покойным вождем. На съемках «Октября» появление отчаянно жестикулирующего Никандрова неизменно вызывало бурный ажиотаж подогретой массовки. Азам актерского мастерства пенсионера обучал ассистент Эйзенштейна Максим Штраух, которому через 10 лет предоставится шанс примерить на себя образ вождя. Но попытка показать фотографически точного Ленина имела обратный эффект: новая картина Эйзенштейна вызвала немало критики в свой адрес, в том числе из-за формального подхода к образу. На эту тему известна цитата Маяковского:
«Октябрь» (1927)
«Пользуюсь случаем при разговоре о кино еще раз всяческим образом протестовать против инсценировок Ленина через разных похожих Никандровых. Отвратительно видеть, когда человек принимает похожие на Ленина позы и делает похожие телодвижения — и за этой внешностью чувствуется полная пустота, полное отсутствие мысли. Совершенно правильно сказал один товарищ, что Никандров похож не на Ленина, а на все статуи с него».
«Москву в Октябре» и вовсе почти никто не заметил. Долгое время фильм считался частично утерянным в годы войны. Пока совсем недавно, в сентябре 2017 не появилась информация о том, что фильм все-таки будет полностью восстановлен на основе сохранившихся фрагментов в зарубежных киноархивах.
Несмотря на Маяковского, Малый театр предложил актеру-любителю Никандрову контракт и тот на протяжении еще двух лет с неизменным успехом изображал Ленина в спектакле «1917».
Второго явления ленинианы пришлось ждать десять лет. Заочный спор, который состоялся между режиссерами Сергеем Юткевичем и Михаилом Роммом вокруг постановки юбилейных фильмов на революционную тему, немного напоминал игру в поддавки. Что легко объяснить — шел 1937 год, и цена ошибки была весьма высока. Только что под раздачу попал сам Эйзенштейн, чей «Бежин луг» был подвергнут сначала публичной порке, а затем уничтожен.
Крайне осторожный Юткевич, которому выпала возможность создать на «Ленфильме» фильм к юбилею, тянул с постановкой пьесы Николая Погодина «Человек с ружьем» как мог. В это же самое время сразу несколько картин «Мосфильма» не вышли в прокат, в перспективе студии грозила финансовая катастрофа, за что, конечно, пришлось бы отвечать руководителю кинематографии Борису Шумяцкому. Чтобы спасти положение, тот предложил Ромму взяться за постановку сценария на ленинскую тему. Условия были экстремальные: шел май, успеть нужно к ноябрю, однако сценарий был не готов, а главный исполнитель Борис Щукин оказался плотно занят в театре и подписан на участие в картине Юткевича.
«Ленин в 1918 году» (1939)
Прикинув, что его коллега намеренно не торопится с постановкой, Михаил Ромм решил переманить актера в свою картину. Сценарий ленты «Ленин в Октябре» (1937) дорабатывался и утверждался еще полгода — никто не хотел брать на себя риски. Когда лето стало медленно переходить в осень, а ситуация с юбилейным фильмом начала напоминать катастрофу, ржавые аппаратные механизмы закрутились, и Щукина, наконец, передали в полное распоряжение Ромма. Сергей Юткевич, надо полагать, вздохнул с облегчением: «Человек с ружьем» вышел только в 1938 году, а роль Ленина в нем исполнил бывший ассистент Эйзенштейна, тот самый Максим Штраух.
Чутье Ромма не подвело: Щукин создал образ, который понравился абсолютно всем. Обаятельный, талантливый, приятно картавый, энергичный, подвижный и внимательный Ленин напоминал скорее любимого дедушку, а вовсе не титана революции. По одной из версий, происхождению фирменной ленинской стремительности мы обязаны кадрам хроники: на ускоренной проекции Ленин действительно выглядит энергичным, суетливым и несколько эксцентричным персонажем. Именно этим свойством одарил своего персонажа гениальный актер. Версия Щукина стала эталоном актерского исполнения роли вождя. Ей подражали, к ней апеллировали и с ней спорили.
На фоне практически былинного героя Щукина интеллигентный Ленин Максима Штрауха выглядит совсем не так эффектно. Зато гораздо более достоверно, во всяком случае вдова вождя Надежда Крупская считала именно так. Впоследствии Штрауху еще пять раз довелось побыть Лениным, тогда как Щукин появился в этой роли лишь один раз — два года спустя в сиквеле «Ленин в 1918 году».
В 1938 году свет увидела «Краткая история ВКП(б)» — учебник по истории партии большевиков, который утвердил официальный взгляд на историю страны. В том же году вышел фильм «Великое зарево», экранизирующий его основные тезисы. Роль лидера большевиков исполнил актер Тбилисского русского театра им. Грибоедова Константин Мюффке. «Великое зарево» можно назвать первым кирпичиком сталинианы. На идеологическом уровне это был своего рода симметричный ответ «Ленину в Октябре»: степенный, рассудительный персонаж Иосифа Сталина в трепетном исполнении Михаила Геловани опекал нервного и склонного к эксцентрике молодцеватого Ильича.
В послевоенном кино движение в сторону экранной «мумиизации» вождя набирало свою силу. Независимо от ранга или таланта актера каждый последующий исполнитель пытался повторить удачливых предшественников, отрабатывая и закрепляя найденные ими внешние черты образа, более-менее удачно копируя эталонных Штрауха и Щукина. Ключевым оказывалось портретное сходство. В работе над образом вождя советские гримеры достигли формального совершенства: кажется, Ленина мог сыграть кто угодно.
Пользуясь сравнением Маяковского, экранный Владимир Ильич все больше напоминал памятник самому себе. В кино его все чаще можно было видеть в компании Сталина и все реже панибратствующим с матросом или распивающим чай с рабочими. А если он и выказывал желание пообщаться с народом, то выражался преимущественно длинными цитатами из собственных трудов, неважно, было это выступление на съезде или неформальный разговор в коридоре Смольного.
Явно получая удовольствие от каждой минуты пребывания в ленинском гриме, в картине «Балтийская слава» (1957) явил себя зрителям Борис Смирнов. За год до этой работы он перешел в МХАТ как раз-таки на «должность» штатного Ленина. И хотя роль в фильме была эпизодической — впервые Смирнов появляется только на сороковой минуте и задействован всего-то в паре сцен — актер был удостоен заметного упоминания в титрах. Роль вождя затмила для него все прочие. Как потом вспоминал еще один Ленин, актер Михаил Ульянов, Смирнов настолько основательно перевоплотился в роль вождя пролетариата, что и в жизни стал вести себя как вождь, всерьез планируя передвигаться из дома до работы с сопровождением.
Параллельно картинам, сохранявшим консервативную традицию изображения образа вождя, в конце 50-х стали появляться фильмы, предпринимавшие попытки радикального переосмысления киноленинианы. В первом случае Ленин обычно должен был обладать портретным сходством с оригиналом и оставаться в рамках канона. Картины другого склада стремились взглянуть на известный образ с новых ракурсов: авторы обращались к молодым годам Ульянова, где он был пламенным революционером, а не политическим андердогом, молодым человеком с признаками алопеции, а не полноватым дедушкой. Этот новый Ленин был рожден как кумир молодежи, поджарым мужчиной в самом расцвете сил, тем более что на момент революции «дедушке» было всего-то сорок семь лет.
Сдвиг во времени естественным образом меняет и физический облик Ильича. В фильме «Семья Ульяновых» (1957) главный герой по сценарию гимназист, следовательно, не обязан иметь лысины и характерной растительности на лице. Владимира Ульянова во Владимире Коровине можно распознать только по условному портретному сходству с изображением на значке «Ленин-гимназист» и несколько утрированной картавости. И хотя большой славы ни фильм, ни сам Владимир Коровин не снискали, молодое поколение заявило о праве на собственного Ильича. И он появился три года спустя — дерзкий, хлесткий, энергично стреляющий хитрыми глазами, абсолютно новый Ильич в исполнении Юрия Каюрова.
На момент дебюта в картине «В начале века» (1961) Каюрову уже исполнилось тридцать четыре года, но если этого не знать, кажется что его Ленину чуть-чуть за двадцать. На эту роль актера Саратовского театра утвердил Иван Пырьев, который всегда славился чутьем на большие таланты. Так с легкой руки директора «Мосфильма» началась долгая лениниана Каюрова, сыгравшего Ленина в восемнадцати фильмах.
Первое появление Каюрова на экране в образе Ленина — почти эротический эпизод. Революционер, отбывающий ссылку в Шушенском, после долгого перерыва встречается с будущей женой. Ленин хитро стреляет раскосыми глазами, невеста Надежда К. в ответ томно моргает. И хотя сцена встречи после долгой разлуки предсказуемо заканчивается товарищескими объятиями, было ясно, что у этого Ленина большой потенциал.
Поджарый, современный и стремительный — такой Ильич отвечал запросу времени. Юрий Иванович Каюров вообще с большим тщанием относился к своему амплуа. Его Ленин не только взрослел вместе с актером, он менялся психологически в зависимости от политической коньюктуры. Самой известной работой Каюрова считается политический триллер Юлия Карасика «Шестое июля». Здесь Ленин предстает как рассудительный и точный политик, лишенный ужимок и нарочитой щукинской картавости. Не удивительно, что большим поклонником таланта Каюрова стал Брежнев — актеру даже доверили чтение на радио биографической повести генсека.
Параллельно с Каюровым, который воплощал Ленина официального, существовало множество героев поколения, метафорически воплощавших в себе все знаковые образы эпохи — от Идиота до Гамлета. Лениным мог стать кто угодно. Например, Родион Нахапетов.
Родион Нахапетов в роли молодого Ленина
Сценарий дилогии Марка Донского («Сердце матери» и «Верность матери») охватывал тридцатилетний период жизни вождя — с 1884 по 1917 год, поэтому на лицо студента ВГИК Нахапетова пала вся тяжесть пластического грима. По словам актера, мэтр режиссуры Донской лениво пресекал попытки молодого актера сыграть Ленина. Режиссеру нужен был прежде всего физически достоверный схематичный образ будущего вождя, желательно в исполнении красавчика с наивным взглядом. Ленин Нахапетова не поражает актерским размахом, зато очень точно выполняет то, что от него требует режиссер. В Нахапетове взыграла актерская гордость, и больше он у Донского не снимался и Ленина не играл.
По общепринятой версии, Смоктуновского к роли Ленина в фильме «На одной планете» (1965) принудил Ленинградский обком партии. Этот анекдот, который разные источники приписывают Смоктуновскому, едва ли соответствует действительности. Потому что, во-первых, принудить Иннокентия Смоктуновского к чему бы то ни было довольно непросто. А во-вторых, едва ли от его исполнения можно было ожидать того Ленина, которого хотели бы видеть в обкоме.
Ленин Смоктуновского сильно отходил от канона. В первой же сцене фильма задается диспозиция: все, что мы увидим и услышим, происходит в его, Ленина, голове. Это Ленин играет сам с собой в сложную шахматную партию, изредка оглядываясь по сторонам, чтобы с удивлением обнаружить вокруг каких-то людей, которые к тому же что-то от него хотят. Грезящий наяву интеллектуал был равно далек как от рабочих с матросами, так и от собственных соратников. Люди вообще занимали его не больше шахматных фигур или абстрактных формул. В общем, это был портрет гения в период творческого кризиса. Ленин Миронова из «Демона революции» — наследник по прямой именно этого образа.
Ленин-политик: Михаил Ульянов
Помимо канонического Жукова, Михаил Ульянов также был довольно успешным Лениным. Его полноценный дебют в знаковой роли состоялся в сериале «Штрихи к портрету» (1967) — неспешном политическом детективе о буднях кабинетной борьбы и подковерных интриг. Смоктуновский одарил Ленина холодной рефлексией, Ульянов одним из первых — за год до «Шестого июля» — показал в кино действующего политика. Жесткого, хитрого, рационального и чрезвычайно деятельного. Но если лента «Шестое июля» прозвучала в унисон ноте времени, то «Штрихи» пережили всего один показ по телевидению, после чего на 20 лет легли на полку.
Это не удивительно: подобная трактовка образа скорее напоминала зарубежные постановки. Ленин в исполнении Патрика Стюарта в «Падении орлов» (1974) — энергичный, умный, рациональный политик, противостоящий не очень умному и совсем не рациональному Николаю II. Если бы советские зрители имели возможность посмотреть британский сериал, они бы обнаружили, что без картавости и ужимок персонаж Ленина обретает совершенно новое и неожиданное звучание. В этом чужом пересказе русская история вдруг лишалась мифологической составляющей, став просто хроникой борьбы за власть, в которой побеждает тот, кто больше хочет победить.
С этих же позиций показывает революционера Бен Кингсли, у которого Ленин — рисковый игрок. Сюжетом телефильма «Ленин. Поезд» (1988) — задолго до современных российских сериалов — стала секретная операция немецких спецслужб по переправке из Швейцарии в Россию подрывного элемента. Герою Кингсли предстоит сделать выбор: войти в историю непризнанным гением революции или пойти на сделку с немецкой разведкой, чтобы получить уникальный шанс осуществить мечту всей жизни.
Лавров дебютировал в роли Ленина в советско-финском фильме с многозначительным названием «Доверие» (1975), а потом повторил ее еще несколько раз. В своих интерпретациях актер пытался снять Ленина с постамента и обнаружить в нем сомнение, рефлексию и все прочие родовые черты нормального советского интеллигента. Лавров считал роль Ленина настоящим подарком для любого артиста и в свой восьмидесятилетний юбилей, кажется, вполне искренне сожалел о том, что Ильича ему больше не сыграть.
Когда в репертуарном плане стоит пьеса о Ленине, кому-то неизбежно придется взять на себя главную роль. И вот глава МХАТ Олег Ефремов решил, что этим кем-то должен стать Мягков, чье портретное сходство с вождем давно замечали гримеры. Актер играть вождя наотрез отказался, наметился конфликт, который счастливо разрядил один из добровольцев. Но судьбы не избежать.
«Надежда»
После отказа Нахапетова Марку Донскому позарез был нужен актер на роль молодого Ильича для фильма «Надежда» (1973). Мэтр убедил Мягкова, что играть нужно не вождя мирового пролетариата, а обычного влюбленного, к тому же — в Наталью Белохвостикову. Как ни странно, но именно роль Ленина помогла открыть для кино лирического Мягкова, который до того момента отрабатывал остродраматические и откровенно героические роли. В 1990 году Мягков еще раз примерит ленинский грим, впервые в истории советского кино спародировав образ Ильича в комедии Гайдая «На Дерибасовской хорошая погода, на Брайтон-бич опять идут дожди».
Руководство колонии решает силами заключенных поставить революционный спектакль к 100-летию Ленина. Заключенные, войдя в роль, начинают думать и действовать подобно своим историческим персонажам. Сюжет довлатовского рассказа, перенесенный в «Комедию строгого режима» (1992), точно отражает мифоборческие настроения времени. Главную роль играет главный трикстер российского кино Виктор Сухоруков.
Самым, пожалуй, радикальным прочтением образа вождя мирового пролетариата мы обязаны Александру Сокурову — никогда еще темой ленинианы не становилось умирающее тело вождя. Ленин существовал как образ, как символ, как идея и идеология. И даже физические признаки, по которым зритель безошибочно идентифицировал вождя — характерная лысина, усы и бородка, — работали как знак. В «Тельце» (2000) Сокуров редуцирует персонажа до состояния тела. Ленин в исполнении Леонида Мозгового — ничто и никто, только гниющее и смердящее тело.
Стоит заметить, что применительно к Ленину тема гниения и умирания странным образом берет свою культурную традицию в 80-е: ее можно обнаружить в песнях «Гражданской обороны» и, например, в знаменитой лекции-шутке Сергея Курехина «Ленин-гриб».
В каком-то смысле по этому пути пошел Алексей Девотченко, для которого роль Ленина оказалась последней в биографии. В картине «Моя бабушка Фанни Каплан» (2016) угадать в его персонаже Ленина не всегда просто. При полном отсутствии физического сходства и довольно приблизительном гриме, Девотченко старательно копирует внешний рисунок роли, подсмотренные в хронике его выражения и жесты, но объясняет их через болезнь.
(Не)Демоны революции: Миронов и Стычкин
Забавно, что Ленин Смоктуновского и Миронова сделан из того же актерского материала, что Гамлет и Идиот 60-х. Не являясь, разумеется, ни тем, ни другим. В сериале «Демон революции» (2017) Миронов проделывает серьезную работу по редукции образа Ленина до человеческого состояния. Его Ленин имеет минимально необходимое портретное сходство с оригиналом и его многочисленными копиями, у него есть личная жизнь, он ошибается и его можно обмануть. Этому Ленину решительно отказано в демонизме — звучное прозвище, ставшее названием сериала, относится вовсе не к нему.
«Троцкий»
Все демоны — в «Троцком» (2017). Выбор на роль Ленина мастера экранных перевоплощений Евгения Стычкина, успевшего раньше сыграть Гитлера и Сталина, — очевидный шаг в пользу инфернальной трактовки темы власти. Шарлатанская, мефистофелевская харизма Стычкина отсылает к персонажам Достоевского. Инфантильный, нервный, алчный и агрессивный, Ленин в исполнении Стычкина — это хромой бес, алчный до власти игрок в рулетку, которому внезапно выпал крупный выигрыш. Будь Виктор Сухоруков лет на двадцать моложе, не исключено что, эта роль досталась бы именно ему.
Ленин в кино. Актёры, сыгравшие вождя мирового пролетариата | Фото | Культура
22 апреля исполняется 146 лет со дня рождения Владимира Ильича Ленина. В СССР о нём было снято множество фильмов. В советское время возможность сыграть Ленина в кино считалась для актёра знаком высокого доверия, оказанного со стороны руководства КПСС. После перестройки во многих фильмах образ Ленина существенно изменился. Образ создателя СССР также активно эксплуатировался и в зарубежном кино. В день рождения вождя АиФ.ru предлагает вспомнить актёров, сыгравших Ленина в кино.
Первым исполнителем роли Ленина в Советском кино стал непрофессиональный актёр, рабочий Василий Никандров в фильме Сергея Эйзенштейна «Октябрь», 1927.
Кинофильм «Человек с ружьём», 1938 год. Максим Штраух в роли Ленина, Михаил Геловани в роли Сталина. Штраух сыграл Ленина также в фильмах «Выборгская сторона», «Яков Свердлов», 1940; «Его зовут Сухэ-Батор», 1942; «Рассказы о Ленине», 1957 и «Ленин в Польше», 1966.
Борис Щукин — в фильмах «Ленин в Октябре», 1937 и «Ленин в 1918 году», 1939.
Павел Молчанов в фильме «Незабываемый 1919-й», 1952.
Михаил Кондратьев — в фильмах «Вихри враждебные», 1953; «Они были первыми», 1956; «По путёвке Ленина», 1958; «В едином строю», 1959.
Владимир Честноков — в фильмах «В дни Октября», 1958 и «Первороссияне», 1967.
Борис Смирнов играл Ленина в шести фильмах — «Балтийская слава», 1957, «Коммунист», 1957, «Лично известен», 1957, «Аппассионата», 1963, «Именем революции», 1963, «Кремлёвские куранты», 1967.
Пожалуй, больше всех играл Ленина Юрий Каюров — фильмы «В начале века», 1961; «Сквозь ледяную мглу», 1965; «Исход», 1967; «Шестое июля», 1968; «Почтовый роман», 1969; «Кремлёвские куранты», 1970; «Угол падения», 1970; «Когда женщина оседлает коня», 1974; «Хождение по мукам», 1974—1977; «Маршал революции», 1978; «Поэма о крыльях», 1979; «Ссыльный № 011», 1979; «Умри на коне», 1979; «Государственная граница. Фильм № 1 „Мы наш, мы новый…“», 1980; «Ленин в Париже», 1980; «В Крыму не всегда лето», 1987.
Михаил Ульянов в фильмах «Штрихи к портрету В. И. Ленина», 1969, «На пути к Ленину», 1969, «Trotz alledem!», 1972.
Родион Нахапетов сырал молодого Ленина в фильмах «Сердце матери», 1965 и «Верность матери», 1967.
Первым исполнителем роли Ленина в Советском кино стал непрофессиональный актёр, рабочий Василий Никандров в фильме Сергея Эйзенштейна «Октябрь», 1927.
Кинофильм «Человек с ружьём», 1938 год. Максим Штраух в роли Ленина, Михаил Геловани в роли Сталина. Штраух сыграл Ленина также в фильмах «Выборгская сторона», «Яков Свердлов», 1940; «Его зовут Сухэ-Батор», 1942; «Рассказы о Ленине», 1957 и «Ленин в Польше», 1966.
Борис Щукин — в фильмах «Ленин в Октябре», 1937 и «Ленин в 1918 году», 1939.
Павел Молчанов в фильме «Незабываемый 1919-й», 1952.
Михаил Кондратьев — в фильмах «Вихри враждебные», 1953; «Они были первыми», 1956; «По путёвке Ленина», 1958; «В едином строю», 1959.
Владимир Честноков — в фильмах «В дни Октября», 1958 и «Первороссияне», 1967.
Борис Смирнов играл Ленина в шести фильмах — «Балтийская слава», 1957, «Коммунист», 1957, «Лично известен», 1957, «Аппассионата», 1963, «Именем революции», 1963, «Кремлёвские куранты», 1967.
Пожалуй, больше всех играл Ленина Юрий Каюров — фильмы «В начале века», 1961; «Сквозь ледяную мглу», 1965; «Исход», 1967; «Шестое июля», 1968; «Почтовый роман», 1969; «Кремлёвские куранты», 1970; «Угол падения», 1970; «Когда женщина оседлает коня», 1974; «Хождение по мукам», 1974—1977; «Маршал революции», 1978; «Поэма о крыльях», 1979; «Ссыльный № 011», 1979; «Умри на коне», 1979; «Государственная граница. Фильм № 1 „Мы наш, мы новый…“», 1980; «Ленин в Париже», 1980; «В Крыму не всегда лето», 1987.
Михаил Ульянов в фильмах «Штрихи к портрету В. И. Ленина», 1969, «На пути к Ленину», 1969, «Trotz alledem!», 1972.
Родион Нахапетов сырал молодого Ленина в фильмах «Сердце матери», 1965 и «Верность матери», 1967.
Самые интересные статьи АиФ в Telegram – быстро, бесплатно и без рекламы |
описание, содержание, интересные факты и многое другое о фильме
Берлин, остров Шваненвердер, 1924 год. В своем особняке Александр Парвус спускается с лестницы, размахивая зажатой в руке газетой. От кричит по-немецки: умер! Парвус велит своему слуге: Гриша, шампанского тащи! Самое лучшее. А другого у меня и нет. Парвус перечитывает статью о смерти Ленина: радость-то какая – сдох. Григорий интересуется: шампанское в кабинет подавать? Парвус: а куда же еще? И проектор подключи. Парвус устраивается перед экраном и смотрит хронику, предаваясь воспоминаниям.
Берлин, 1916 год, кинотеатр «Moviemento». За сидящим в зрительном зале Парвусом ведет слежку агент русской контрразведки. За ним входят еще двое, устраиваются сзади. Потом появляется куратор Парвуса от немцев Макс Майер, садится на соседнее кресло. Парвус интересуется результатом его переговоров со статс-секретарем Германии Готтлибом фон Яговым: так он отказал? Решил, что это будет самоубийством для Германии? Майер: он согласился и даже одобрил выделение вам первого миллиона марок. Вам нужно подготовить список лиц, которых можно привлечь к реализации вашего плана. Как только его превосходительство увидит, что вы начали работать – деньги будут.
Люди Майера накидывают на шею русского агента удавку, душат его.
Майер: сегодня исторический день, нас с вами запомнят именно благодаря этому дню. Поздравляю! Парвус: вот вам готовый сюжет. В маленьком зале «Moviemento» решалась судьба Российской империи…
Служащий кинотеатра проверяет покинутый зрителями зал, обнаруживает человека, которого принимает за спящего. Он пытается его разбудить и видит, что тот мертв.
Парвус приходит в отель «Бристоль» к своей любовнице Софье Рудневой. После постельных развлечений Парвус говорит, что ему нужна партия, которая полностью возьмет на себя работу в России. Но кто это? Вот Троцкий был бы хорош, если бы не его тупая статья: Парвус больше не существует, Парвус – политический Фальстаф… А ведь я ему деньги давал на его лживый парижский листок. Софья: а анархисты? Парвус: они раздроблены, Кропоткин агитирует за Антанту. Эсеры? Полностью дискредитировали себя, с ними и немцы работать не будут. Парвусу приходит идея: Ленин! А что? Большевики сохранили организацию, у них есть люди и здесь, и в России, сохранились каналы поставки литературы, оружия, денег. Знаешь, как они его называют? Старик. Софья: Ленин – вещь в себе. Никто не знает, что он думает и что сделает в следующий момент. Парвус: он – прагматик, всегда оставляет дверь приоткрытой. И я влезу в эту дверь.
Цюрих, Швейцарская конфедерация, 1916 год. Владимир Ульянов (Ленин) и Надежда Крупская поселяются в районе, который облюбовали дадаисты. Ленин таким соседством доволен: прекрасное будет место для встречи революционеров. Где лучше спрятать дерево? Конечно, в лесу.
В «Кабаре Вольтер» Ленин знакомится с руководителем дадаистов в Цюрихе Тристаном Тцарой. Они разыгрывают шахматную партию, Ленин объявляет шах. Тцара берет короля и выбрасывает его: как вам такой ход? Ленин отвечает: а как вам такой? Он сметает все фигуры с доски на пол. Тцара в восторге: добро пожаловать в «Кабаре Вольтер», герр Ульянов. Торжественно объявляю вас истинным дадаистом.
Восточный фронт. Солдат Парфенов засел в окопе и отстреливается от своих. Ротмистр Алексей Мезенцев кричит ему: сдавайся, Парфенов, и так уже дел наворотил. Прапорщик говорит Мезенцеву: да не сдастся он, гранату туда бросить – и дело с концом. Ротмистр возражает: а ты его живым возьми, умник. Веди с ним разговор. Прапорщик начинает увещевать солдата: Пасха на дворе, а ты вон, что учудил. Ты, Парфенов, хуже немчуры, хоть и наш, православный. Тем временем Мезенцев подкрадывается к Парфенову сзади, обезоруживает его, бьет кулаком по лицу и берет под арест.
Во время допроса ротмистр стыдит арестованного: что ж ты, Парфенов, вроде справный солдат, а антиправительственные газетки своим товарищам вслух читаешь. Против царя, Отечества, веры православной. Тот возражает: против веры и отечества там ничего не написано. Мезенцев: а стрелял-то зачем, дурья ты башка? Тебе ж за это военно-полевой суд светит, присудят расстрел за измену присяге. Парфенов: воля ваша. Только газеток этих, знаете, сколько по всему фронту? Это ж сколько вам солдатов пострелять придется? Мезенцев: а ты, я смотрю, философ. Думай теперь, Сократ, что дальше делать будешь. Уведите его! Капитан интересуется: ну что, назвал он агитаторов? Или сам вызвался? Мезенцев: сам да не сам. Вы, капитан, не заметили, как у вас в батальоне большевик шуровал. Капитан: и что вы теперь собираетесь с этим солдатом делать? В военно-полевой суд отдам. А может, не надо? Ну расстреляете вы его, но газет этих поганых все равно меньше не станет. Согласен, не станет. Прапорщик: а по мне, так даже веселее. Пусть все летит в тартарары. Вот пойдем мы в наступление – нас все равно всех поубивают. Капитан: так господина Мезенцева здесь уже не будет. Вы когда расположение покидаете? Завтра утром. А на счет Парфенова предписание напишете? Да не буду я ничего писать, пускай дальше стреляет, вы только объясните ему – куда. И то правильно. Капитан протягивает ротмистру крашеное яйцо: Христос воскресе! Воистину. Офицеры трижды целуются. Перед уходом Мезенцев дает совет: вы только отныне солдатам спины не подставляйте.
Контрразведывательное отделение главного управления генерального штаба. Мезенцев в парадном мундире входит в кабинет начальника контрразведки, полковника жандармерии князя Василия Туркестанова. Тот говорит: что это вы, Мезенцев, вырядились не ко времени и не к месту? Ко мне, как к невесте заявились. Мезенцев: я к вам не напрашивался. Куда определили, туда и явился. Мне сказали, что у вас кадров не хватает. Туркестанов: да, людей не хватает. Вот только человек человеку рознь. Был у меня Ухтомский – золото, а не агент. Я сам его всему научил, столько труда было вложено. И что же? Удавили в берлинском синематографе, средь бела дня. А еще говорят – нация Бетховена и Гете. Дикари. Ладно, чего уж там… Попробуем работать вместе. Вот блокнот Ухтомского, его последний набросок с натуры. Мезенцев: кто изображен, известно? Парвус. Это по латыни? Кличка его. Маленький незначительный человечек? Ему хотелось бы представить себя таковым, с юмором господин. Настоящее имя Израиль Лазаревич Гельфанд. Революционер, эмигрант, в 1905 году проходил по охранному ведомству. В поле зрения контрразведки не попадал. До сего дня. Чем же теперь он стал интересен? Ухтомский ходил за ним, пока сам себя не выдал, и тут же был убит. Вот вам и маленький незначительный человечек.
Ленин говорит соратникам: черт, это меня дьявол искушает. Карл Радек: если Парвус здесь появится, нужно выслушать его предложение. Григорий Зиновьев: слышал, он сделал состояние в Турции на торговле оружием. Радек: домыслы, и потом – лучше еврей с деньгами, чем еврей без них. Парвус фигура противоречивая, но он был в революции с 1905 года, такого человека нельзя просто так сбросить с корабля современности. Зиновьев: если не сбросить – он всех нас потопит, Парвус дискредитировал себя. Ходят слухи, будто он связан с немцами.
Мезенцев просматривает дело Парвуса, находит служебную записку: бежал из ссылки, объявился в Германии, где приобрел печальную славу среди социал-демократов.
Ленин и Инесса Арманд совершают велосипедную прогулку по лесу. Арманд интересуется: так ты хочешь встретиться с Парвусом?И хочу, и не хочу – такая вот диалектика. Это Троцкий всех запутал: Парвус – политический Фальстаф. Он погрешил хорошей метафорой против истины. Парвус – не Фальстаф, это очень опасный человек. И умный. Арманд: ходят слухи, что он связан с немцами. Ленин: а вот это плохо, нас не поймут. Впрочем, на одной чаше весов мы имеем умного авантюриста, который хочет использовать прозябающего в Швейцарии теоретика, а на другой – мое понимание реальной ситуации и возможность воспользоваться этим умником. Голод, разруха, война, Россия шатается. Что мне предпринять? Арманд: заправить ушки. Давно хотела сказать, Володя, что тебе очень идет эта кепка, нужно только заправить эти смешные ушки. Арманд поправляет головной убор Ленина. Тот бормочет: да, ушки на макушке… Все-таки мне нужен этот Парвус, черт бы его побрал. И что самое гадкое – он мне нужен больше, чем я ему. Хотя иной мерзавец может быть нам полезен именно тем, что он – мерзавец.
Ленин возвращается домой, мурлыкая под нос романс «Нас венчали не в церкви». Крупская интересуется: что у тебя с кепкой? Инесса сказала, что мне так идет. Крупская дуется: я, конечно, ничего не имею против Инессы, она хороший человек. Но уже столько лет… У вас чувства? Ленин раздражен, он упрекает жену в буржуазности: мы с ней просто катались и обсуждали Парвуса. Крупская: а нас как раз венчали в церкви, ты под венцом стоял. Забыл? Вот это – по-буржуазному. Грешен, стоял. Но это все твоя матушка, царство ей небесное, настояла. Странно, но я даже скучаю по ней.
Флешбэк. Село Шушенское, Енисейская губерния, 1898 год. Проходит таинство венчания. Когда священник произносит слова «венчается раб божий Владимир», Ленин недовольно бурчит себе под нос что-то про раба. Теща его одергивает.
Парвус отправляет Софью в сопровождении Григория в банк, куда они должны доставить полученные от немцев деньги. Пару провожает пристальным взглядом Якуб Ганецкий. Парвус спрашивает: вас что больше интересует – девушка или саквояж? Ганецкий: я от Старика, меня зовут Куба.
Ленин встречается с Парвусом. Он говорит: война – лучший хворост для революции. Ленин: война с Германией нам не поможет, нет такого боя, который был не вытерпел русский народ. А если Николашка и правда подпишет сепаратный мир, нам с вами не с кем будет говорить о революции. Парвус соглашается: но подтолкнуть лавину можно только деньгами. А вы сейчас единственный русский социалист, у которого есть силы, темперамент, опыт, чтобы возглавить революцию. Давайте готовить ее прямо сейчас. Я привез вам деньги. Немецкие деньги? Да, немецкие. Я убедил этих идиотов оплатить нам все. От вас потребуется лишь то, что вы сами всеми силами приближали: активировать ячейки большевиков в Петрограде, сказать, где, кому, сколько платить, куда отправлять оружие, кто будет принимать листовки и прокламации, кто будет руководить. Не бойтесь испачкаться, всю грязь я беру на себя. Парвус, вы меня искушаете, словно демон Христа в пустыне. Считаете себя Христом, Владимир Ильич? Ну что вы, Александр Львович! Вы же тоже не дьявол. Так каким будет ваш ответ? Связаться с немецкими деньгами – это похоронить себя как политика. Не надо с ними связываться, я все возьму на себя. Так мы договорились? Скажем так: ваше предложение меня заинтересовало.
Туркестанов и Мезенцев проводят у адвоката Лунца обыск, во время которого полковник подбрасывает карту дислокации частей Юго-Западного фронта. Контрразведчики вынуждают адвоката стать их осведомителем, информировать их о деятельности Парвуса.
Туркестанов и Мезенцев присутствуют при извлечении из проруби тела Григория Распутина, философствуют по этому поводу.
Крупская и Ленин слушают оперу Вагнера. К ним в ложу приходит Парвус. Крупская просит подождать с обсуждением дел: Володя очень любит Вагнера. Ленин говорит: изумительная музыка. Но часто я ее слушать не могу – раздражает. Хочется милые глупости говорить, гладить по головкам людей, которые, живя в этом грязном аду, могут создавать такую красоту. А сегодня гладить нельзя – руку откусят по локоть, Надо бы бить по головкам, бить безжалостно. Хотя в идеале мы против всякого насилия. Парвус сообщает: оружие будет отправлено сегодня в Россию кораблем. Ленин: свяжитесь с двумя нашими товарищами, они помогут наладить бесперебойный канал. И нам с вами не обязательно видеться лично, только в самых крайних случаях.
Ганецкий организует поставку оружия.
Туркестанов и Мезенцев приходят к Лунцу: до нас дошли слухи об оружии, которое закупают большевики. Лунц подтверждает, что ожидается крупная партия, которая закуплена на деньги Парвуса. Контрразведчикам этой информации недостаточно, они требуют от осведомителя больше фактов.
Партию оружия удается перехватить. В перестрелке погибают три большевика, двое ранены, трое взяты под арест.
Руководитель ячейки большевиков добивается от Лунца признания, что тот был завербован контрразведкой. Он убивает предателя.
Ленин в «Кабаре Вольтер» играет в шахматы с Тцарой. Зачем вам эта революция? А зачем вам ваша дада? Вы хотите славы, власти? Я хочу мести старому миру, всем тем, кто убил моего брата. Революция из мести? Парадокс! А я люблю парадоксы. Ну, не надо так сильно упрощать. Неужели вы не верите, что я хочу построить новый мир? Но в этом же нет смысла. Если я выиграю у вас партию – мне удастся обыграть Николашку. Не получится, вам шах. Жертвую королеву. Принимаю вашу жертву. Ленин: вам мат, я пожертвовал крупную фигуру, но выиграл партию.
В феврале 1917 года в Петрограде происходит буржуазная революция.
Ленин возмущается: это не революция, а заговор англо-французских империалистов. Нужно возвращаться сейчас же! Зиновьев: это невозможно! Ленин: мне нужен шведский паспорт. Крупская: но ты же не говоришь по-шведски. Я буду изображать глухонемого шведа. Зиновьев: это несерьезно. Радек: можно перейти границу при помощи контрабандистов. Зиновьев предлагает пересечь границу на самолете. Крупская говорит, что это неприемлемые варианты: Владимир Ильич не может вернуться в Россию один, ему требуется сопровождение. Зиновьев и Радек говорят, что подберут варианты.
Петроград. В контрразведке революционеры разоряют архив. Мезенцев крадет личное дело Парвуса. Появляется депутат Шульгин. Он требует отдать ему дело Парвуса. Мезенцев отказывается. Шульгин ему угрожает:вы еще пожалеете о своем поступке.
Парвус приходит в «Кабаре Вольтер», разговаривает с Лениным. Он обещает отправить его в Россию на поезде через Германию. Ленин ставит свои условия: оплата проезда будет произведена на партийные средства. Кроме того, он поедет не один, с ним будет целый вагон эмигрантов. Парвус соглашается. Ленин интересуется: почему я, а не Троцкий? Парвус: я много думал об этом. Вы – неизбежность для России.
По улице Петрограда идет колонна людей с красными бантами и с транспарантами в руках, они скандируют революционные лозунги. За шествием наблюдает переодетый в штатское Туркестанов. От колонны отстает один человек, он подходит к Туркестанову: вы меня не помните? Нет. А ведь это вы взяли меня с подельником в 1913 году. Причем я получил больше, чем он. Ничего, он потом умер в заключении. Трукестанов: я просто выполнял свою работу. А наказание вам назначил судья. Человек бьет Туркестанова ножом в живот, тот сползает на землю. Человек вытирает лезвие ножа о пальто Туркестанова и догоняет ушедшую вперед колонну.
Станция Дно, 1 марта 1917 года. К Николаю II проходит лейб-хирург императорской семьи Сергей Федоров. Николай: у меня к вам всего один вопрос. Прошу ответить правду. Выживет ли мой сын? Федоров: будет большое чудо, если наследник доживает до своего шестнадцатилетия. Николай подписывает акт об отречении от престола.
Парвус пьет водку, закусывает огурцами. К нему из спальни выходит Софья. Она говорит: наступает ключевой момент в твоей революции, а у тебя нет человека в Петрограде. Отправь тудаменя. Парвус: я не могу так рисковать. Софья: это прагматичнее, чем рисковать твоей революцией. Я хочу сделать это для нас.
Софья приходит в «Кабаре Вольтер» и сообщает Ленину, что хочет поехать с ним в Россию.
Мезенцев пьет водку перед портретом покойного Туркестанова. Он обещает остановить революционеров.
Мезенцев приходит к Шульгину, избивает его, добивается информации о том, где и когда будут транспортировать эмигрантов. Шульгин: на днях будет поезд из Германии.
Политэмигранты в Цюрихе на вокзале стоят на перроне. Звучат крики: предатели! Ленин призывает товарищей не поддаваться на провокации. Крупская указывает Арманд на Софью: говорят, она ушла от Парвуса. Та обещает присмотреть за любовницей Парвуса. Арманд подходит к Софье, знакомится с ней.
В купе сидят Арманд и Софья. Приходит Крупская. Женщины разговаривают о любви. Крупская рассказывает о начале своих отношений с Лениным. Она резюмирует: любовь – это верность. Арманд добавляет: его интересам, а не своим. Софья: а если они не совпадают? Крупская: значит, это не спутник, а попутчик. Софья: в поезде трудно угадать, кто спутник, а кто попутчик.
Мезенцев приходит в приемную к Милюкову, просит предотвратить приезд в Россию Ленина. Милюков отвечает отказом. Мезенцева арестуют приведенные Шульгиным дружинника Петросовета, его помещают в тюрьму, жестоко избивают. Шульгин требует рассказать, куда делось досье на Парвуса.
На границе Швейцарии и Германии немецкие офицеры разъясняют эмигрантам правила проезда в пломбированном вагоне по территории Германии. Им запрещено выходить на станциях. Эмигранты погружаются в вагон.
Вечером Ленин в своем купе работает с Крупской. Арманд организует эмигрантов, те хором исполняют для Старика русскую народную песню.
В Стокгольме встречаются Парвус и Радек. Парвус просит о свидании с Лениным. Радек объясняет, что Ленин теперь не может дискредитировать себя общением с германским агентом. Революцию надо делать только чистыми руками.
Радек говорит соратникам: вы бы видели его лицо! Как у мужа, заставшего жену с любовницей. Ленин: надо поручить «Правде» его отхлестать. Радек: вся ирония в том, что «Правда» сейчас печатается на его деньги. Зиновьев: а еще вы увозите его любовницу. Все смеются. Софья слышит это.
Поезд прибывает в Швецию. Эмигранты пересаживаются в сани и едут на российскую станцию. Софья принимает решение остаться в Швеции.
В 1924 году Парвус просматривает кадры выступления Ленина. Он сокрушается: я – царь Мидас наоборот. Все золото, к которому я прикасаюсь, превращается в дерьмо. А еще у меня ослиные уши. Парвус хватается за сердце. В кабинет входит Григорий: шампанское подавать? Григорий обнаруживает, что Парвус скончался. Слуга вздыхает: эх, хозяин. Это ведь старая газета, его нет уже почти год.
Закадровый текст. После революции Парвус все еще ждал от Ленина приглашения в новую Россию, но о нем забыли. Он считал себя игроком, а оказался разменной фигурой в чужой игре. Парвус умер от сердечного приступа 12 декабря 1924 года. Ленин обыграл всех: победил в революции, стал основателем пролетарского государства, победил в Гражданской войне. В 1922 году на фоне тяжелой болезни стал угасать его блестящий ум. Ленина мучили кошмары. Он умер от атеросклероза 21 января 1924 года.
Финальные титры. Из 32 пассажиров пломбированного вагона 10 были расстреляны или погибли в лагерях.
Интернет обсуждает фейковые постеры к фильму «Ленин» с Леонардо Ди Каприо в главной роли
Роль вождя мирового пролетариата досталась оскароносному (наконец-то) Леонаро Ди Каприо. Подругу его суровых дней Надежду Крупскую должна была сыграть Cкарлетт Йоханссон, а Инессу Арманд — Пенелопа Крус.
Зато появились плакаты с Дэниелом Рэдклиффом в роли Троцкого и Робертом Дауни-младшим в роли Свердлова. Но не торопись искать фильм в списке ближайших кинопремьер. При детальном рассмотрении оказалось, что все это всего лишь фейк, хоть и весьма мастерски сделанный.
В списке фильмов вплоть до 2021 года, над которыми работает Спилберг, не IMDb не значится ни одного проекта, хотя бы отдаленно напоминающего картину про Ленина. То же самое можно увидеть и на личных страницах заявленных актеров.
Правда, Ди Каприо в интервью немецкому изданию Welt в 2016 году говорил, что русская история — благодатная почва для кинематографа, и он бы с удовольствием сыграл хоть Владимира Путина, хоть Георгия Распутина, хоть Владимира Ленина.
Это заявление актера, разумеется, не осталось без внимания, и пресс-секретарь «Ленфильма» Валерий Карпов заявил тогда же, в 2016 году «Радио-Балтика», что они готовы снять Ди Каприо в роли Ленина, тем более что все декорации у студии есть. Дальше этого, увы, дело не пошло. Более того, петербургская ячейка Компартии тогда же была крайне возмущена посягательством капиталистического Ди Каприо на светлый образ вождя, и по такому поводу члены партии даже сожгли фотографию актера на одной из площадей Санкт-Петербурга.
Издание FactWatch при помощи технологии TinEye проследило, откуда же растут ноги у постера. Оказалось, что первоисточником стал «Твиттер» российского журналиста Ивана Сафронова. Он разместил фотографии еще в октябре 2017 года и сразу же в комментариях сообщил, что это фейк. Тем не менее призрак фильма о вожде мирового коммунизма бродит по Европе (и не только) уже второй год.
А жаль, фильм мог бы получиться занятным!
Директив о кинобизнесе
Ленин: Директивы о кинобизнесе
Директивы о кинобизнесе
Продиктовано: 17 января 1922 г.
Опубликовано:
Впервые опубликовано в 1925 году в журнале Кинонеделя №4.
Отпечатано по записям Горбунова Н.П. (машинописная копия).
Источник:
Ленин
Собрание сочинений , г.
Издатели Прогресс,
1971 г.,
Москва,
Том 42,
страницы 388 b -389 a .
Переведено: Бернард Айзекс
Транскрипция \ Разметка:
Р. Цымбала и Д. Уолтерс
Общественное достояние:
Ленинский Интернет-архив
(2003).
Вы можете свободно копировать, распространять,
отображать и выполнять эту работу; а также сделать производную и
коммерческие работы. Пожалуйста, укажите «Марксистский Интернет.
Архив »в качестве источника.
• ПРОЧТИ МЕНЯ
Наркомат просвещения должен организовать надзор за
все кинопоказы и систематизировать это дело.Все фильмы, показанные в
R.S.F.S.R. должны быть зарегистрированы и пронумерованы в Комиссариате по
Образование. Для каждого кинопоказа должна быть установлена определенная пропорция.
программа:
а) развлекательные фильмы, специально для рекламы или получения дохода (
конечно, без матов и контрреволюции) и
б) в рубрике «Из жизни народов всех
стран »- изображения со специальным пропагандистским посланием, например:
Колониальная политика Великобритании в Индии, работа Лиги Наций,
голодающие берлинцы и т. д.и др. Помимо фильмов, фотографии агитационного характера.
должны быть показаны с соответствующими субтитрами. Частные кинотеатры должны
приносить государству достаточный доход в виде ренты,
правообладателям увеличивать количество фильмов и показывать новые
подлежат цензуре Комиссариатом просвещения и при условии надлежащего
сохраняется соотношение развлекательных и пропагандистских фильмов.
в рубрике фильмов «Из жизни народов всех»
стран », чтобы у кинематографистов был стимул для
создание новых картинок.Им должна быть предоставлена широкая инициатива в рамках этих
пределы. Фотографии пропагандистского и просветительского характера следует проверять старым
Марксистам и писателям, чтобы избежать повторения многих печальных случаев, когда
пропаганда
с нами победила собственная цель. Особое внимание следует уделить
организация кинопоказов в деревнях и на Востоке, где они находятся
новинки и где наша пропаганда, следовательно, будет тем более
эффективный. [1]
Банкноты
[1]
Управляющий отдел C.ПК. направил этот документ в
Комиссариат просвещения 27 января 1922 г. со следующими
сопроводительное письмо: «Посылаю Вам для руководства указ Владимира Ильича.
директивы по кинобизнесу ». Комиссариат просвещения был
поручил:
«1) На основании этих директив составить программу действий и
немедленно направить его в Управляющий отдел C.P.C. для отчета
Владимиру Ильичу.
2) Подать в Управляющий отдел C.P.C. в течение одного месяца
сообщать о том, что было фактически сделано в соответствии с этими директивами и
какие результаты были достигнуты.3) Немедленно сообщить, какие функции были сохранены за
Комиссариат просвещения после обнародования последнего решения
Совет Труда и Обороны по кинобизнесу и кто непосредственно
отвечает за выполнение этих функций »(Центральный партийный архив,
Институт марксизма-ленинизма ЦК. КПСС).
В разговоре с А. В. Луначарским в феврале 1922 г. Ленин «однажды
более подчеркивал необходимость установления определенной пропорции между
развлекательные и научные фильмы ».Владимир Ильич, Луначарский
пишет в своих воспоминаниях, сказал, что производство новых фильмов проникнуто
коммунистических идей и отражения советских реалий надо начинать с
кинохроника
поскольку, по его мнению, время для производства таких
фильмы. «Если у вас хорошая кинохроника, серьезные и поучительные картинки, то это
не имеет значения, если вы покажете какой-нибудь бесполезный фильм с более
или менее обычный тип для привлечения публики. Цензура, конечно, будет
необходимо.Контрреволюционные и аморальные фильмы должны быть запрещены ». К этому
Ленин добавил: «Когда вы встанете на ноги, то при правильном обращении с
бизнес, и получить определенные ссуды для продолжения, в зависимости от общих
улучшение положения страны, вам придется расширять производство,
и особенно продвигать полезные фильмы среди масс в
города, и тем более в сельской местности …. Вы должны всегда помнить, что
из всех искусств самое важное для нас — кино »( Советское
Кино No.1-2, 1933, с. 10).
.
Владимир Ленин | Биография, факты и идеология
Создание революционера
Трудно выделить какие-либо конкретные события в его детстве, которые могли бы предвосхитить его поворот на пути профессионального революционера. Владимир Ильич Ульянов родился в Симбирске, который в его честь переименовали в Ульяновск. (Он принял псевдоним Ленин в 1901 году во время своей подпольной партийной работы после ссылки в Сибирь.) Он был третьим из шести детей, родившихся в дружной, счастливой семье высокообразованных и культурных родителей.Его мать была дочерью врача, а отец, хотя и был сыном крепостного, стал школьным учителем и дослужился до инспектора школ. Ленин, интеллектуально одаренный, физически сильный, выросший в теплой, любящей семье, рано проявил ненасытную страсть к учебе. Он окончил среднюю школу, заняв первое место в своем классе. Он отличился латинским и греческим языками и, казалось, был предназначен для жизни классического ученого. Когда ему было 16 лет, ничто в Ленине не указывало на будущего бунтаря, тем более профессионального революционера — кроме, пожалуй, его поворота к атеизму.Но, несмотря на комфортные условия их воспитания, все пятеро достигших зрелости ульяновских детей присоединились к революционному движению. Это не было редкостью в царской России, где даже высокообразованной и культурной интеллигенции было отказано в элементарных гражданских и политических правах.
Значок «Октябрьский» Значок «Октябрьский» с портретом молодого Владимира Ильича Ленина. Gertha
Подростком Ленин получил два удара, которые, несомненно, повлияли на его последующее решение встать на путь революции.Во-первых, его отцу незадолго до его безвременной смерти пригрозило преждевременным выходом на пенсию реакционное правительство, которое стало опасаться распространения государственного образования. Во-вторых, в 1887 году его любимый старший брат, Александр, студент Санкт-Петербургского университета (позже переименованного в Ленинградский государственный университет), был повешен за сговор с революционной террористической группой, которая планировала убить императора Александра III. Внезапно в 17 лет Ленин стал главой семьи, которую теперь клеймили как воспитавшего «государственного преступника».”
Получите эксклюзивный доступ к контенту нашего 1768 First Edition с подпиской.
Подпишитесь сегодня
Популярные вопросы: Владимир Ленин Вопросы и ответы о русском революционере Владимире Ленине. Encyclopædia Britannica, Inc. Посмотрите все видео к этой статье
К счастью, доход от пенсии его матери и наследства поддерживал семью в комфортных условиях, хотя и не мог предотвратить частое заключение в тюрьму или ссылку ее детей. Более того, директор Ленинской средней школы (отец Александра Керенского, который впоследствии возглавил Временное правительство, свергнутое ленинскими большевиками в ноябре [октябрь, О.С.] 1917) не отвернулся от «преступной» семьи. Он отважно написал характеристику персонажа, которая облегчила поступление Ленина в университет.
Осенью 1887 года Ленин поступил на юридический факультет Императорского Казанского университета (позже переименованного в Казанский государственный университет [В.И. Ленина]), но в течение трех месяцев был исключен из училища по обвинению в участии в незаконном студенческом собрании. . Он был арестован и сослан из Казани в имение своего деда в селе Кокушкино, где милиция уже приказала проживать его старшей сестре Анне.Осенью 1888 года власти разрешили ему вернуться в Казань, но отказали в повторном приеме в университет. В течение этого периода вынужденного безделья он встречался с ссыльными революционерами старшего поколения и с увлечением читал революционную политическую литературу, особенно «Das Kapital » Маркса. Он стал марксистом в январе 1889 года.
.