Ларс фон Триер — фото, биография, личная жизнь, новости, фильмы 2020
Биография
В интервью, данном Ксении Собчак весной 2019-го, Ларс фон Триер признался, что обожает манипулировать людьми. Каждый фильм режиссера — это не масскульт и не мейнстрим. Это парадокс, разрушение границ, шок, восторг и провокация. Если кино не вызывает эмоций, в нем нет смысла.
«Я всю свою жизнь делал так, чтобы ближайшему окружению было сложнее меня ценить. Предметом творчества может быть что угодно. Все, что можно вообразить, может быть воплощено в искусстве. Но это во мне художник говорит. А в обычной жизни я не такой демократичный».
Детство и юность
Ларс Триер родился весной 1956 года в столице Дании. В Копенгагене прошли его детские и юношеские годы. Здесь же началась триумфальная карьера талантливого режиссёра, имя которого нередко сопровождается скандалами.
Родители Ларса не были людьми искусства. Ингер и Ульф Триер трудились на государственной службе. Примечательно, что мать придерживалась коммунистических взглядов, а отец считал себя социал-демократом.
Сын воспитывался в духе полной свободы, вследствие чего ему пришлось бросить школу: Ларс не смог «вписаться» в жесткие дисциплинарные правила учебного заведения. Зато он научился самостоятельности.
Интерес к кинематографу возник у Триера рано. В 11 лет он снял крошечный мультфильм длительностью в несколько минут. Увлечение ребенка поддержала мама — подарила камеру. Её родной брат и дядя Ларса Бёрге Хёст — известный датский кинодокументалист. На старых плёнках, которые он приносил с работы, будущий новатор жанров и нравственных подходов учился монтажу.
Embed from Getty ImagesЛарс фон Триер в молодости (слева)
В 12 лет Ларс Триер дебютировал в качестве актёра в картине «Тайное лето». Но актёрство не увлекло подростка, куда больше интересовала техническая сторона съёмочного процесса.
В 17-летнем возрасте Триер попытался стать студентом Копенгагенской киношколы. После неудачи он не отступил и сумел попасть в ассоциацию кинолюбителей Filmgrupp-16. Дядя помог племяннику стать редактором в кинофонде Дании. Здесь в конце 1990-х Ларсу Триеру удалось снять две короткометражные ленты. Затем он совершил первый акт провокации — придумал рекламный ролик предельно эротического содержания для желтого таблоида Ekstra Bladet. Эти работы и стали фундаментом, на котором строилась творческая биография режиссера.
Молодость Ларс посвятил поискам себя. Юноша считал, что в его жилах течёт иудейская кровь, так как отец Ульф — наполовину еврей. Триер даже некоторое время посещал синагогу. Но за несколько лет до кончины мама призналась, что его истинным родителем является немец Фриц Хартман.
Фильмы
В титрах короткометражных фильмов, снятых в период работы в датском кинофонде, Ларс начал добавлять к своему имени аристократическую приставку «фон». Оправдывая псевдоним, режиссёр любит указывать на основоположника шведского театра, драматурга Августа Стриндберга, который подписывал некоторые документы не иначе как Король (Rеx). Дворянские титулы использовали и голливудские кинематографисты Штернберг и Штрогейм. А образцом самопиара стал Дэвид Боуи, который окружил собственную личность стеной мифов, равноценных музыке. Так появился Ларс фон Триер.
Официальный дебют молодого датского режиссёра в кинематографе состоялся в конце 1970-х. Это была короткометражная лента, которая, впрочем, не оставила след в памяти зрителей. Однако дипломный проект обратил на себя внимание критиков. Он назывался «Картины освобождения» и завоевал главный приз кинофестиваля, проходившего в Мюнхене в 1984 году.
Двери в большое кино Ларс фон Триер открыл полнометражной картиной «Элемент преступления». Этот фильм завоевал награды сразу трёх кинофестивалей — в Каннах, Чикаго и Мангейме. Примечательно, что в этом проекте фон Триер выступил не только в качестве режиссёра, но и как сценарист, оператор и даже актёр.
Широкую известность датчанину принесли картины «Эпидемия» и «Европа». Вместе с «Элементом» они объединены в трилогию. Все три проекта сняты в разных стилях и не имеют общего сюжета, но через них прошла тема некоего бедствия, охватившего Европу и похожего на апокалипсис.
С «Европой» Ларс приехал в Канны в полной уверенности, что главный приз принадлежит ему. Но «Ветвь» забрали братья Коэн. Обиженный фон Триер оскорбил председателя жюри Романа Полански и пообещал впредь не появляться на Лазурном берегу.
Следующий крупный успех пришел к датскому режиссёру с выходом на экраны фильма «Рассекая волны». В сюжетной линии драмы рассказывается о самопожертвовании женщины, обрёкшей себя на позор и изгнание из-за любви к парализованному мужу. В этом фильме состоялся дебют юной актрисы Эмили Уотсон. Картина получила вторую по значимости награду Каннского фестиваля — Гран-при жюри. Сам Ларс сдержал слово и киносмотр проигнорировал, прислав вместо себя фотографию, на которой он облачен в шотландский килт.
Если трилогия сделала имя режиссёра узнаваемым, то популярным Ларс фон Триер стал после выхода в середине 1990-х сериала «Королевство», прозванного «европейским ответом» на американский «Твин Пикс». Многосерийная лента настолько полюбилась по обе стороны Атлантики, что фон Триер был вынужден выпустить 280-минутную киноверсию ленты.
Середина 1990-х ознаменовалась тем, что Ларс фон Триер и его соотечественник Томас Винтерберг написали нашумевший манифест, названный «Догма 95». Идея документа — разрыв входящих в моду традиций нового кинематографа, среди которых растущие до заоблачных высот бюджеты фильмов, яркие спецэффекты, заменяющие или затмевающие смысловую нагрузку сюжета, и опора на именитых звёзд с миллионными гонорарами.
Интервью Ларса у Ксении Собчак
В рамках манифеста режиссёр снял картину «Идиоты», вызвавшую громкий скандал. Это фильм о группе молодых людей, которые симулируют умственную отсталость с целью преодоления общественного табу. Особый резонанс вызвала крайне натуральная сцена группового секса. Фильм, показанный на Каннском фестивале, остался без наград.
Фон Триер к такому повороту отнесся спокойно. Поговаривают, что, вернувшись в Данию, он сделал собственную студию Zentropa первой европейской кинокомпанией, занявшейся съемками порно класса hardcore, чем еще больше упрочил репутацию провокатора. Лента «Розовая тюрьма» — якобы часть фильмографии Ларса, хотя в титрах перечислены только исполнители ролей, а о режиссере ни слова. Zentropa выкупила и права на комедию «Кафе Донс Плам» с Леонардо Ди Каприо, о которой звезда Голливуда рад был бы забыть, но не вышло.
2000-й ознаменовался для Ларса фон Триера очередной волной успеха. Картина «Танцующая в темноте», где в главных ролях снялись Катрин Денёв и Бьорк, удостоена «Золотой пальмовой ветви» Каннского фестиваля. При этом фон Триер снова объединил три проекта («Рассекая волны», «Идиоты» и «Танцующая в темноте») в один, назвав его «Золотое сердце».
Embed from Getty ImagesЛарс фон Триер и Бьорк
Певица, получившая приз за лучшую женскую роль, заявила, что работала с фон Триером в первый и последний раз, поскольку не намерена терпеть шовинистические выпады и бездушное отношение. Позднее на фоне развернувшейся кампании по борьбе с харассментом Бьорк скажет, что «некий датский режиссер» домогался ее. О ком шла речь, догадаться не составило труда. Ларс отверг обвинения, а продюсер «Танцующей» отметил, что самой невыносимой и капризной на съемочной площадке была как раз Бьорк.
В начале 2000-х датчанин начал снимать новую трилогию под названием «США — страна возможностей». В первом фильме «Догвилль» задействована Николь Кидман. Она же должна была сняться и во втором — «Мандерлей», но отказалась, и её заменила Брайс Даллас Ховард. Третья, заключительная, лента трилогии должна была выйти под названием «Вашингтон», но фон Триер забросил работу, потеряв к ней интерес.
Очередной громкий проект режиссёр представил в 2009-м. Он получил название «Антихрист» и также был показан в Каннах. И снова скандал. Творение Ларса фон Триера обвинили в садизме, демонстрации слишком откровенных сексуальных сцен и использовании антихристианской символики. Фильм даже получил антинаграду за женоненавистничество, однако на официальной премьере зал взорвался аплодисментами. Но эпатаж — любимый стиль поведения датчанина.
«Мне все равно. Лично я, наоборот, считаю себя феминистом. Этому меня научила мама, которая была председательницей феминистского движения в Дании. Я считаю, что религию придумали мужчины. Потому и сделал антихристом женщину. Просто потому, что она противостоит религиозному мужскому началу».
Embed from Getty ImagesЛарс фон Триер вместе с Кирстен Данст и Шарлоттой Генсбур
Резонанс и неоднозначное восприятие вызывают и следующие работы Ларса. Правда, фильм «Меланхолия» с Кирстен Данст и Шарлоттой Генсбур в главных ролях сам по себе не такой уж скандальный. Хотя первый звонок, после которого уже стоило бы напрячься, прозвенел, когда отказалась сниматься Ева Грин — ее агенты пришли в ужас от сценария. А соответствующий фон картине сделал сам автор, рассказав на пресс-конференции в Каннах о своих немецких корнях и приверженности к эстетике нацизма.
Ларс договорился до того, что заявил о понимании и сочувствии к Адольфу Гитлеру. Совет директоров кинофестиваля объявил фон Триера персоной нон грата, и этим фактом он очень гордился — подобного в истории еще не было. Правда, в той же беседе с Собчак режиссер признался, что с Гитлером перегнул палку.
Эротическая драма «Нимфоманка», премьера которой состоялась в 2013 году, вызвал много шума из-за обилия сцен несимулированных половых актов, снятых с помощью профессиональных порноактёров. Отдельные критики рекомендуют к просмотру не купированную продюсерскую версию, а полную режиссерскую. То, что так пугает во втором случае, и есть эмоциональное зерно фильма, триеровский метод «никого не жалеть», наглядно продемонстрированный в диалоге хаоса и порядка, подсознательного и чистого разума, женского и мужского.
Личная жизнь
Первой супругой знаменитого датчанина стала коллега — постановщик детских фильмов Сесилия Хольбек. В браке с ней у Ларса родились две дочери — Агнес и Сельма. Пара прожила 8 лет и рассталась в 1995 году. Примечательно, что личная жизнь фон Триера наладилась сразу после развода с женой, можно даже сказать — в процессе, потому как вторая супруга Бенте Фрёге — воспитательница старшей дочери. Предложение выйти замуж она получила, когда младшей едва исполнилось 3 недели. В 1997 году в новой семье родились сыновья — близнецы Людвиг и Беньямин.
Embed from Getty ImagesЛарс фон Триер с женой Бенте Фрёге
Ларс живет отшельником в пригороде Копенгагена, посещает группу анонимных алкоголиков. Выросшие дети бывают у отца наездами. Режиссер откровенно говорил, что боится летать на самолетах и находиться в закрытом пространстве, принимает кучу антидепрессантов. Всевозможные фобии передались ему от матери, «но делать что-то необычное с камерой — точно не одна их них».
Ларс фон Триер сейчас
«Дом, который построил Джек» — отнюдь не строчка из английского стихотворения в переводе Самуила Маршака. Это фильм, исполненный в узнаваемом стиле Ларса, одновременно шокирующем и, видимо, гениальном, если на премьере вновь раздавались аплодисменты. Правда, организаторы Каннского фестиваля не рискнули включать его в конкурсную программу: фон Триер перешагнул через очередное табу – демонстрирует жестокое убийство детей и издевательства над телами.
Сейчас мысли режиссера заняты необычным арт-перформансом, в котором задействованы названия его картин и драгоценные камни — алмазы. Первая выставка Melancholia: The Diamond прошла в феврале 2019 года в Антверпене.
Embed from Getty ImagesЛарс фон Триер в 2018 году
Кинозрителей Триер планирует порадовать (или вновь шокировать) проектом «Этюды», состоящим из 10 короткометражек. Снимать в полном метре он больше не хочет — настолько вымотал процесс создания «Дома», после которого Ларс начал пить.
Фильмография
- 1984 — «Элемент преступления»
- 1987 — «Эпидемия»
- 1991 — «Европа»
- 1994 — «Королевство»
- 1996 — «Рассекая волны»
- 1998 — «Идиоты»
- 2000 — «Танцующая в темноте»
- 2003 — «Догвилль»
- 2005 — «Мандерлей»
- 2006 — «Самый главный босс»
- 2007 — «У каждого своё кино»
- 2009 — «Антихрист»
- 2011 — «Меланхолия»
- 2013 — «Нимфоманка»
- 2018 — «Дом, который построил Джек»
скандаломания и война с Тарковским
Правильное решение – вообще не смотреть «Дом, который построил Джек». Или уйти из кинотеатра минут через двадцать. Тот, кто просидел дольше, только потерял время. Это кино для тех, кого заводят насилие и цинизм, и критиков, которым платят за продвижение извращений.
Валерий Рокотов, драматург
Вместо «иного кино»
При большом желании картину Ларса фон Триера можно расценить как издёвку. Над модными фестивалями, где в зал не пустят без галстука, но выкатят на экран беспредел. Над звёздами, которые соглашаются участвовать в дикости. Над критиками, которые ищут смыслы там, где их нет. И над обычными зрителями, которые платят за созерцание жути.
Трезвомыслящий публицист не станет разбирать фильм про Джека, отделавшись парой строк. Копаться в поделке Триера начнёт либо всеядный фанат кино, либо хитрый лис Постмодерна, продвигающий дикий артхаус.
Сегодня целая армия пропагандирует шокирующую дребедень, изобретая трактовки и пытаясь красиво упаковать мерзость. Она стремится придать маргинальности респектабельность. Она связывает «иное кино» с дикостью, просто вытесняя здоровую альтернативу мейнстриму. Когда мы последний раз смотрели реально авангардный фильм – эстетически прорывной и дающий пищу для размышлений? Вспомнить трудно. А вот диким артхаусом мы уже сыты по горло. Итог – нет искусства, идущего впереди, открывающего новые горизонты. Впереди плывёт субстанция, направляющая киноискусство в канализацию.
Если коротко (чтобы читатель понимал, о чём речь), Триер состряпал кино про бездарного архитектора, чей психоз на почве неспособности к творчеству находит кровавый выход. Он утверждает себя убийствами, которые причисляет к искусству. Никакого искусства нет даже близко. Герой убивает беззащитных людей и длит садистское удовольствие. Изображён он фальшиво – так, как это может сделать лишь взрослый ребёнок, капризный и не знающий жизни. Сама картина скучна, неряшлива и натуралистична до тошноты. Её конструкция примитивна. Маньяк сеет смерть и ведёт беседу с кем-то или чем-то незримым по имени «Вёрдж». Эта отсылка к Вергилию и сошествию в ад привела в восторг многих критиков.
Мы не собираемся попадаться в ловушку. Пусть мерзость Триера разбирают отчаянные киноманы или манипуляторы. Автор этих строк на середине сеанса вышел из зала. Как написал один из поклонников режиссёра, «Триер снимает кино для себя». Отлично. Пусть сам всё это и созерцает.
Фильм про Джека интересен не как произведение, а как автопортрет. По сути, маньяк – это Триер и есть. Сдвиг у героя ровно тот же, что и у режиссёра. Триер трагически не способен создать кино вне провокации, создать глубокий фильм в рамках культуры, и поэтому бесится.
От нуара до тёмной стороны «Догмы»
Когда изучаешь Триера, ловишь себя на мысли, что изучаешь психоз. Перед тобой самовыражение пустоты, которая копирует чужие приёмы, изобретает собственный стиль и находит себя в провокации, натурализме и карикатуре. Пустоте необходимо оправдание. Она хочет выглядеть круто, а потому соединяет себя с философией, объясняющей её творчество. Пустота всегда антагонистична высокому содержательному искусству. Она хищно всматривается в него, подражая и профанируя. Произведения такого художника – это история болезни. Осознание своей второсортности, спекулятивности своего творчества, невозможности приблизиться к высшим образцам киноискусства вызывает депрессию, справиться с которой позволяет очередной шокирующий замысел.
Дебютом Триера стал нуар «Элемент преступления», состоящий почти сплошь из заимствований. В своей антиутопии режиссёр обворовал Тарковского, Уэллса и других классиков и в финале своего детектива заявил, что искомый «элемент преступления» – это человеческая природа. Кого он хотел удивить? Нуар долбил в эту точку с сороковых.
Следующий фильм – «Эпидемия» – абсолютно ничтожен. Это просто творческий брак под видом альтернативного кино. Он интересен лишь иллюстрацией метода. Режиссёр показывает, как конструирует фильм. Триер рисует на стене черту и говорит, в каком месте нужно разместить шокирующую сцену, чтобы зритель не заскучал. Его героям (режиссёру и сценаристу) наплевать, что снимать. Сценарий «Полицейский и шлюха» оказался утерян, и в спешке они стряпают другой из того, что само плывёт в руки. Слышат беседу историков о чуме и берутся за эту тему, поскольку она неизбежно взволнует зрителя.
Нелепая полудокументальная картина просто испещрена цитатами из «Зеркала», «Сталкера» и «Андрея Рублева». Подражание Тарковскому столь неуместно и неумело, что воспринимается как карикатура. В этом кино Триер прикалывается над живыми эмоциями одного из героев (человека толпы, типичного зрителя) и почти не скрывает своего равнодушия и вульгарности. В одной из сцен режиссёр проводит эксперимент: разрезает тюбик зубной пасты «Сигнал», чтобы выяснить, как появляется красная полоска. То есть пародирует поиски ответов на вопросы, которые ставит перед художником жизнь.
«Медея» могла стать великим фильмом, если бы её снял Карл Дрейер. Триер испортил замысел классика. Чтобы он там не химичил с изображением, намеренно ухудшая его, результат оказался убог по иной причине. Это была не его песня. Он не шёл к этой картине, не мечтал её снять. Он сляпал её, не вдаваясь в смыслы. Похоже, единственное, что его привлекло – это шокирующая сцена убийства детей. В последующем демонстрация гибели детей, доставляющая боль зрителю, станет визитной карточкой Триера.
«Европа» – это, без сомнений, лучшее произведение режиссёра. Картина снята изощрённо, умело, но по сути своей это экранизация ненависти. Триер смотрел на Германию глазами тех, кого в ней уничтожали. В те годы он считал себя евреем и не жалел чёрной краски. Вскоре всё резко изменится. Он узнает, что его биологический отец – немец, снимет ермолку, и его отношение к нацизму начнёт меняться.
Сериал «Королевство» не характеризует Триера как новатора или оригинала. Это чисто коммерческая поделка и вульгарное подражание «Твин Пикс».
По-настоящему он удивил всех картиной «Рассекая волны» и затем – манифестом «Догмы». Тогда многие сочли, что произошло что-то важное, переломное.
«Догма», действительно, оказалась суперсобытием. Она быстро сгинула, но оказала очевидное влияния на кино. В основном, на его язык. Возникло целое направление – аскетичное, дерзкое, максимально приближенное к реальности. Оно было крайне интересно своими правдоискательством и неоднородностью. Его сильной стороной была демонстрация человечности в условиях, когда она, казалось, уже избыта, растоптана. Но в «Догме» сразу же проявилось и нечто лукавое – то, что выдавало себя за человечность, а на деле было её противоположностью. И эта, тёмная, сторона была представлена именно Триером.
«Догма» формально открылась «Торжеством» Винтерберга, но было понятно, что её исток – «Рассекая волны».
Сегодня, пересматривая картину, уже не пленяешься необычностью режиссуры. Съёмки ручной, трясущейся камерой и неряшливость монтажа уже стали банальностью. Сейчас это уже не может отвлечь и ясно видится суть. В фильме всё предельно расчётливо – как на нарисованной линии в «Эпидемии». Искусственность, натянутость чувствуется в каждом эпизоде, несмотря на усердную имитацию достоверности.
Здесь Триер впервые обращается к драме. Вот только драма абсолютно надуманная. Он создаёт образ девушки не от мира сего, воспитанной в общине заматерелых ортодоксов. Она выходит замуж за удалого нефтяника, который сразу после свадьбы получает увечье. Обездвиженный, он требует, чтобы жена отдавалась другим, а потом рассказывала ему о своих похождениях. Это как-то странно связывает его с жизнью. Молодая долго сопротивляется, но потом пускается во все тяжкие. Униженная и измученная, она решает принести себя в жертву – обслужить моряков-садистов, которые живой её не отпустят. В итоге её насилуют до смерти, и случается чудо – муж выздоравливает. Ужасные ортодоксы, в чьём храме нет колоколов, хотят похоронить героиню как грешницу, чьё место – в аду. Но парни-нефтяники крадут её тело и хоронят в океане, у своей буровой. Утром с небес раздаётся звон. Божественные колокола звенят по усопшей.
Триер не только профанирует жертвоприношение как великий сюжет и указывает на последнюю картину Тарковского. Он прикалывается над зрителем. Зритель понимает идею так: бог не с ортодоксами, а с живыми людьми. Где любовь, там и бог. Но идея же – в другом совершенно. Режиссёр говорит своим фильмом: «Я решаю, что богоугодно, а что – нет. Не бог, а я, чудила из нудистской тусовки».
Было бы иначе, Триер не снимал бы дальше чисто эпатажной фигни. Он бы начал искать странное проявление благодати в мире. А он двинул в прямо противоположную сторону. Заявляя о новом кино, отбрасывающем всё, что мешает прорваться к правде, он начал эстетическое обслуживание одной из самых радикальных идеологий.
Его «Идиоты» связали надежду с дурью, дикостью, попыткой найти альтернативу тупой обывательской жизни в идиотизме. Идиотизм был заявлен как дорога свободы, самоутверждения, героизма. И при этом было сказано, что счастливая, созданная чудаками коммуна, обречена развалиться. Здесь только лидер готов идти до конца. Остальные просто проводят время. В коммуне зреют конфликты, а её циничный основатель очевидно впадает в безумие. А значит, надежды нет. Альтернативы пошлому буржуазному прозябанию не существует.
В этом фильме Триер ясно указал, куда летят его стрелы. Он метил не только в надежду. Он метил в трагедию. Главной героиней он сделал мать, потерявшую ребёнка. Она присоединилась к идиотской компании и даже пошла дальше других: по призыву лидера переступила точку невозвращения – устроила гадкую, эпатажную сцену перед своей убитой горем роднёй. То есть режиссёр видел героизм в отказе от трагического переживания, неотделимого от человечности. Он видел героизм в расчеловечивании.
После «Идиотов» стало ясно, что Триер будет рисовать гностические карикатуры и по этой дорожке дойдёт до абсолютной мерзости. Он и дошёл.
По направлению к Джеку
Триер снял одну из самых фальшивых драм в истории кино – «Танцующую в темноте». Он очень удачно выдал творческий брак за оригинальность.
Трагедию не шьют белыми нитками. Ими шьют фарс, карикатуру, но не реальную драму. Если ты, как постановщик, культивируешь реализм, имитируешь документальность, то зачем создаёшь заведомо неправдоподобные ситуации, приводящие героиню на виселицу? Так действует в искусстве только мошенник.
Сегодня «Танцующую» смотреть невозможно. Её даже Бьёрк не спасает. Картина кажется примером псевдооригинальности, дурного вкуса и пошлой расчётливости.
Она во многом напоминает «Рассекая волны». В обеих картинах Триер пытается извлечь проникновенную ноту – проявить себя гуманистом. Он понимает, что без этого его кинематограф будет восприниматься как поток грязи, а он сам – как враг рода людского.
К этому приёму прибегают авторы, вынужденные до поры скрывать свои взгляды. Они создают гуманистические произведения, пробуждающие доверие зрителя, а затем – чисто идеологические поделки. Они действуют именно так, потому что иначе будут записаны в идеологи, исполнители политического заказа. В России, к примеру, так действовали Солженицын и Герман. Один продвигал идею приравнивания коммунизма к фашизму. Другой шёл дальше. Представляя советский мир мерзостью и обесценивая Победу, он утверждал главенство Танатоса. Как можно было не верить утверждениям Солженицына? Ведь он написал «Матрёнин двор» и «Один день Ивана Денисовича». Как можно было не верить утверждениям Германа? Ведь он снял «Проверки на дорогах» и «Двадцать дней без войны».
«Догвилль» с его пошлейшими аллюзиями и устрашающим идеологическим примитивом появился сразу после того, как слезливо-фальшивые песни были пропеты. «Догвилль» и его продолжение, «Менделей», – это безнадёжные путешествия к человеческой сути, какой её видит автор. А видит он гниль. Взяв у коммуниста Брехта эстетику, Триер создал произведения, прямо противоположные ему по духу – холодные, надменные, безнадёжные. В его дилогии действовали картонные персонажи киноспектакля, где уже очевидно пованивало фашизмом.
Мало кто обращает внимание на документальный фильм «Пять препятствий», снятый по заказу Триера Йоргеном Летом. А это не просто совместная забава известных людей. В нём Триер прикалывается над коллегой-авангардистом, заставляя его профанировать собственное творчество.
Отдыхая от мрачных карикатур, Триер попробовал себя и в комическом жанре. В фильме «Самый главный босс» немало смешного, но он получился невыносимо длинным и был нацелен, по признанию самого автора, на «высмеивание высокой культуры». То есть от «высокой культуры» датский режиссёр решительно дистанцировался. В одном из эпизодов он снова приплёл Тарковского. Герои смотрели «Зеркало» и их комичный диалог сопровождали стихи из знаменитой сцены у дома. Чуть позже мы разберёмся, чем вызвано это высмеивание и при чём здесь Тарковский, не дающий режиссёру покоя.
«Антихриста» Триер считает своим лучшим творением. Эстетически фильм, действительно, очень силён. Но его красота и изощрённость служат для иллюстрации кричаще банальных идей. В нём женщина одновременно и тревожится за собственного ребёнка, и истязает его. Она не останавливает малыша, когда он пробирается к открытому окну. После его гибели она манипулирует мужем-психоаналитиком, а потом сбрасывает маску и обнажает свою сатанинскую суть. Картина утверждает, что природа – это храм сатаны, женщины – ведьмы, а мир создан дьяволом. Любые более сложные трактовки нацелены на то, чтобы обмануть зрителя и набить цену этому чисто гностическому высказыванию.
В «Антихристе» Триер упорно стилизуется под Тарковского (даже использует его тревожные звуковые акценты). Перед съёмками он с оператором и артистами смотрит «Зеркало», чтобы настроиться, уловить нужное настроение. И сам фильм посвящает Тарковскому. Но при этом (что весьма показательно) требует от актрисы подражать героине «Ночного портье», утверждающего, что садисты-эсэсовцы и их жертвы – это одного садомазохистского поля ягоды.
«Меланхолия» снята в привычной манере «Догмы», но с целым рядом изящных кадров. Её метафора очевидна. Таинственная планета, уничтожающая Землю, – это воплощение смертельной болезни души человеческой. А идея извлечена из того же гностического ящика: мир как творение дьявола лучшего не заслуживает. О последнем Триер прямо объявляет журналистам, добавляя, что «понимает Гитлера». Он не шутит (как потом заявит, перепугавшись). Он и не может не понимать Гитлера. Они оба гностики.
«Нимфоманка» – это роскошный букет мерзостей и утверждений, возбуждающих лис Постмодерна. Это пятичасовое погружение в интимную жизнь женщины, которая впадает в сексуальное сумасшествие. Здесь с бунта всё начинается и бунтом заканчивается. В начале истории это бунт против любви, а в финале – против цепей, против технологий излечения от нимфомании и сдерживания чёрной страсти. Если в начале мы видим милую, усердную шлюху, у которой «онемела вагина»… то в финале – пламенную революционерку, кричащую, что она обожает свою «дыру» и свою грязную похоть. Картина очевидно гротескная, со всеми натяжками, которые автору свойственны. Некой отдушиной в этом утомительном путешествии выглядит сцена с Умой Турман в роли матери трёх мальчишек, стремящейся вырвать мужа из лап юной развратницы. В ней есть что-то, похожее на реальную жизнь, реальную боль и реальное отчаяние.
Пустая болтовня занимает в фильме немалое место. Автор ей наслаждается, и не случайно его герой заявляет, что пустая книга иногда кажется лучшей и даже меняет мировоззрение. Это фраза как зеркало, отражающее суть творчества.
Сквозной эпизод картины – ночная беседа нимфоманки с асексуальным евреем, человеком культуры, в котором она видит первого в своей жизни друга. Добряк, увы, не оправдывает надежд – оказывается таким же, как все. Выслушав исповедь, он требует секса, за что героиня его и прихлопывает.
Триер привычно цитирует Тарковского и указывает на Кубрика. Своими карикатурностью и скандальностью картина напоминает «Заводной апельсин», который Полин Кейл разнесла как псевдоинтеллектуальное зрелище, рассчитанное на сидящих в зале ублюдков. А главный вдохновитель здесь – это, конечно, любимчик де Сад.
«Нимфоманка» во многом повторяет «Антихриста», что говорит об исчерпании извращённости и кризисе, выходом из которого будет нечто предельно мерзкое.
Так Триер до Джека своего и дошёл. Всё очень логично.
При чём здесь Тарковский
В принципе, Джек вовремя появился. Пора наконец разобраться с тем, что представляет собой это творчество. Пора отделить его от авангарда, к которому оно упорно привязывается, и заодно отодрать от Тарковского.
По сути, всё творчество Триера после того, как он снял ермолку, порождено одной идеей: мир – это злое творение. В этом пустота и патология режиссёра (его скандалозависимость) нашли философское оправдание. Не я мерзок, как бы говорит он, а мир человеческий.
Авангард не гасит надежд и не проповедует дикость. Это делает его мутация – превращённая форма. Именно это и представляет собой кинематограф Триера – фатальную мутацию авангарда. Лисы Постмодерна напишут иначе, но на то они и лисы, чтобы пудрить мозги и втаскивать в культуру то, что её разрушает.
Тарковский в глазах Триера – это недостижимая высота. Он его изучает всю жизнь и не может понять, как, из чего рождалось чудо этого творчества? Триер осознаёт, что оно не только исполнено красоты, но и сверхсодержательно. И это его раздражает.
Сам он ничего похожего создать не в состоянии. Он воспитан как пофигист и наполнен модными установками, как его пофигисты-родители. У него нет своего слова, своей ностальгии, своей раны, своих любви и поэтики. А здесь всего этого – через край. Творчество Тарковского порождено тем, что европейскому режиссёру осознать крайне трудно. Не говоря уже о том, чтобы повторить. Этого не смог сделать даже Бергман, признавшийся, что всю жизнь искал ключи от той двери, за которой существовал Тарковский.
Не найти от неё ключа никому. Ключ от этой двери находит русский интеллигент, созданный русской судьбой и культурой. Его находит художник, осознающий свой дар как инструмент сопротивления энтропии и соединяющий красоту с любовью и восходящими смыслами.
Триер может у Тарковского только воровать, только использовать его художественные приёмы. Нужно ему это для эстетизации своих провокаций. Это относится и к другим классикам: Уэллсу, Брехту, Рене, Кубрику. Усиливая свои карикатуры, он грабит многих. Просто Тарковский здесь явно первый в силу его масштаба и непонятности.
Его постоянные комплименты русскому режиссёру («воплощённый святой дух») и посвящение ему «Антихриста» вполне объяснимы. Он демонстрирует правоту утверждения о бессилии культуры, не способной изменить человека к лучшему. Триер как бы говорит: «Вот смотрю я Тарковского и мажу свои полотна с их неимитированными половыми актами, кровищей и жуткими утверждениями».
Это не любовь и не ученичество, а война. С Тарковским, с культурой, с авангардом, с социальной мечтой, с интеллигентностью и поэзией – то есть со всем, что не даёт говорить о мире как о порождении сатаны и пробуждает чувство стыда за граничащее с безумием творчество.
Found a typo in the text? Select it and press ctrl + enter
Любимые фильмы Ларса фон Триера : philologist — LiveJournal
Режиссер №1 современности гениальный Ларс фон Триер составил список своих любимых фильмов с соответствующими комментариями.
1. «Дети капитана Гранта» («В поисках потерпевших кораблекрушение») (Роберт Стивенсон, 1962)
Этот фильм мне безумно нравился. И я признаю, что многое оттуда позаимствовал. Там есть сцена, где героям удалось спастись от наводнения, забравшись на огромный баобаб. Это незабываемые кадры, вроде воплощенной детской фантазии. Я сам в детстве строил шалаши на ветках и отлично умел лазить по деревьям. Просто обожал. Так что эта сцена вдохновляла меня и при создании «Элемента преступления», и при работе над последней сценой «Европы».
2. «Билли–лжец» (Джон Шлезингер, 1963)
Ещё один старый фильм, который мне запомнился. Я был тогда уже чуть постарше, но это действительно один из лучших фильмов, которые я видел. Я ещё раз посмотрел его на видео несколько дней назад. Потрясающая вещь — фантазии, бунтарский характер мечтаний главного героя. Вдруг он стоит с гранатой в руке и кидает её вслед старушке. При этом он работает в похоронном бюро и должен раздавать календари своей фирмы, но ему на это наплевать. Во время обеденного перерыва он спускает их в унитаз. Я в восторге от этого. Немногие фильмы так прочно осели в моей памяти.
3. «Гертруда» (Карл Теодор Дрейер, 1964)
В «Гертруде» совершенно гипнотическое настроение. Восхитительная картина, которую в Дании терпеть не могли. Один из моих самых любимых фильмов.
4. «Совершенный человек», «Добро и зло» (Йорген Лет; 1967, 1975)
«Совершенный человек» и «Добро и зло» — это те фильмы, к которым я все время возвращаюсь. Я смотрел их раз двадцать. Они были нетрадиционным, не ставили целью рассказать историю в привычном смысле. В то время меня очень интересовали рекламные образы, как у Йоргена Лета. Или на фотографиях из «Вога» и других подобных журналов. Своего рода натюрморты из людей. А фильмы Йоргена Лета были сделаны в той же эстетике. Но я не хотел бы определять их в узком смысле, ограничиваясь этой эстетикой, — фильмы Лета для меня значат нечто большее. Они передают настроение, опыт, впечатления не только чисто эстетического характера. Я был впечатлен, увидев фильмы, которые так отличались от датской кинопродукции того времени. То, что снимали в Дании в середине семидесятых, было, на мой взгляд, сплошной скучищей.
5. «Зеркало» (Андрей Тарковский, 1974)
«Зеркало» Тарковского — вероятно, мой самый мощный эмоциональный опыт в кино. Я смотрел этот фильм раз двадцать и дошел до того, что не могу больше его пересматривать. Сильнейшее эмоциональное воздействие, которое я испытал от «Зеркала», сравнимо с неким откровением, то был почти что религиозный опыт. Я себе сразу же признался: «Вот на что я хочу употребить свою жизнь. Я хочу умереть за такой тип изображения, во имя такого опыта!». Это даже не было связано с фильмом в целом, а только с одним странным эпизодом: доктор что-то обсуждает с женщиной, они сидят на заборе, потом падают, и он говорит: «Как приятно упасть с интересной женщиной». Такая, по идее, обыденная сцена кажется фантастичной и будто пришедшей из иного мира. А про что этот фильм, что там за сюжет, я не знаю, я даже не уверен, что все понял. Но крохотные моменты откровения, как в этой сцене, меня потрясли.
6. «Ночь» (Микеланджело Антониони, 1961)
Величественная вещь со своей неповторимой атмосферой. Чего стоит один туман над полем для игры в гольф. Поразительный, своеобразный и глубоко личный фильм.
7. «Сало, или 120 дней Содома» (Пьер Паоло Пазолини, 1975)
Я одно время увлекался Пазолини и много времени потратил на его изучение. Мне очень нравилась его поздняя трилогия, в которую входят «Цветок тысячи и одной ночи» и «Кентерберийские рассказы». И «Теорема» — тоже отличный фильм. «Сало» тоже интересный. Он сильно рисковал с ним: это по-настоящему радикальный фильм. Здорово, что в кино были такие яркие личности, как Пазолини. Без них история кино была бы беднее.
8. «Ночной портье» (Лилиана Кавани, 1973)
Меня потряс «Ночной портье» со всеми его символами и намёками. Пожалуй, я многое позаимствовал из него, когда снимал «Королевство». Несмотря ни на что, он очень своеобразный. Показательный суд над бывшим начальником концлагеря даёт понять, насколько глубоко укоренился нацизм. Дирк Богарт гениально сыграл свою роль. Лилиана Кавани плохо умеет работать с актёрами, но Богарту удалось создать характер вопреки ей. Этот фильм много для меня значит. Я тогда сильно увлекался Дэвидом Боуи, а он-то частенько расхаживал в нацистской форме. И я старался ему подражать.
Я один раз пересекался с Лилианой Кавани. После выхода «Элемента преступления». В Париже собирались проводить какой-то большой общеевропейский киноконгресс, и я получил приглашение от Жака Ланга, тогдашнего министра культуры Франции, приехать в качестве представителя от датского кино. Я жил в гостинице неподалеку, и мой номер находился как раз над Лилианой Кавани. Однажды утром я сбегал на цветочный рынок, находившийся поблизости, и купил букет белых лилий на все свои датские командировочные, а потом постучал к ней и поблагодарил за «Ночного портье». Но она пришла в ярость. Она сказала, что это была коммерческая поделка, дрянной империалистический фильм, который она сделала просто из-за нехватки денег. Позднее она стала снимать настоящие левацкие фильмы на свой вкус. А «Ночного портье» она действительно считала полнейшим дерьмом. Букет она взяла, но без малейшего энтузиазма.
9. «Индийская песнь» («Песня Индии») (Маргерит Дюрас, 1975)
«Индийская песнь» стала для меня просто открытием. Это один из немногих фильмов, которые действительно на меня повлияли. Когда создаётся впечатление, что это фильм из ниоткуда, что он не мог быть сделан здесь, на Земле — вот тогда это действительно потрясающе. Хочу подчеркнуть гипнотический эффект «Индийской песни» — это необыкновенно атмосферный фильм, сюжет там не так важен. Можно сказать, что фильм переполнен символикой. Но мне совершенно не хочется искать толкований в данном случае. Фильм просто волшебный, и настроение в нём передано великолепно.
10. «Провидение» (Ален Рене, 1977)
Мне нравятся фильмы, вроде «Провидения» Алена Рене, где действие происходит в нескольких измерениях. Пожалуй, этот фильм отчасти утратил эффект, но я помню, какое впечатление он произвёл на меня, когда я его увидел в первый раз. Он по-прежнему оказывает на меня положительное воздействие, а Джон Гилгуд и Дирк Богарт там великолепны, каждый в своей роли.
11. «Берлин, Александрплац» (Райнер Вернер Фассбиндер, 1980)
Меня восхищали многие фильмы Фассбиндера, и я считаю, что «Берлин, Александрплац» — это шедевр.
12. «Головокружение» (Альфред Хичкок, 1958)
Я люблю Хичкока. Его «Головокружение» — один из моих любимых фильмов, во многом из-за музыки Бернарда Херрманна.
13. «Леди из Шанхая» (Орсон Уэллс, 1947)
Еще я питаю слабость к «Леди из Шанхая», наверное, из-за всех этих фокусов с зеркальными отражениями. Сцена в зале с зеркалами просто гениальна. И Рита Хейворт там неподражаема.
14. «Вестсайдская история» (Роберт Уайз, Джером Роббинс; 1961)
По моему мнению, это самый удачный мюзикл в кино. Возможно, потому, что этот фильм вывел мюзикл на улицы.
15. «Пять лёгких пьес» (Боб Рейфелсон, 1970)
Чудный фильм! Великолепный! В нём чувствуется спонтанность и лёгкость. Такое ощущение, что все участники картины взяли и сказали: «Ок, давайте вместе снимем кино», — и сделали «Пять лёгких пьес» быстро, легко и с удовольствием.
16. «Барри Линдон» (Стэнли Кубрик, 1975)
Смотреть «Барри Линдона» Стэнли Кубрика — это чистое наслаждение, как есть очень хороший суп. Фильм абсолютно стилизованный, однако, через эту стилизацию неожиданно пробиваются эмоции. Их не много, но тем они сильнее. Кроме того это очень атмосферное кино. И в нем фантастическая работа оператора, делающая каждый кадр похожим на работы старых мастеров живописи. Кстати, структура «Мандерлея», «Догвилля» и «Рассекая волны» была вдохновлена именно «Барри Линдоном». В фильме есть ощущение деления на главы, и я это позаимствовал.
17. «Солярис» (Андрей Тарковский, 1972)
Когда я хочу позволить себе момент полного наслаждения, мне достаточно посмотреть «Солярис» Тарковского, — он вызывает у меня восторг, и на душе становится теплее.
Источники: Сьюзен Бродхерст — Liminal Acts: A Critical Overview of Contemporary Performance and Theory, Антон Долин — «Ларс фон Триер: Контрольные работы», Стиг Бьоркман — «Ларс фон Триер. Интервью», Нильс Торсен — «Меланхолия гения. Ларс фон Триер. Жизнь, фильмы, фобии», The Independent.
http://tvkinoradio.ru/article/article2846-nado-videt-lyubimie-filmi-larsa-fon-triera
Вы также можете подписаться на мои страницы:
— в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy
— в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky
— в контакте: http://vk.com/podosokorskiy
— в инстаграм: https://www.instagram.com/podosokorsky/
— в телеграм: http://telegram.me/podosokorsky
— в одноклассниках: https://ok.ru/podosokorsky
Фон Триер, Ларс — Википедия
Ларс фон Три́ер (дат. Lars von Trier; имя при рождении — Ларс Три́ер, дат. Lars Trier; род. 30 апреля 1956, Копенгаген, Дания) — датский кинорежиссёр и сценарист, соавтор киноманифеста «Догма 95». Неоднократный призёр международных кинофестивалей, в том числе лауреат главной награды Каннского кинофестиваля (2000).
Биография
Ранние годы
Ларс Триер родился 30 апреля 1956 года в Копенгагене в семье государственных служащих Ульфа и Ингер Триер. Родители придерживались левых взглядов, отец был социал-демократом, мать — коммунисткой. Ингер Триер разделяла идеи «свободного воспитания», результатом последнего стало то, что, с одной стороны, Ларс рано научился ответственности и самостоятельности, с другой — бросил среднюю школу, не сумев вписаться в её жёсткие рамки. Ульф Триер был наполовину евреем, и интерес к еврейским корням определял личную идентификацию юного Ларса, пару раз он даже посещал синагогу. Позднее, уже в зрелом возрасте, режиссёр узнал, что в нём нет ни капли еврейской крови. Ингер Триер незадолго до смерти призналась сыну, что его настоящий отец — немец Фриц Михаэль Хартман, который когда-то был её работодателем. Попытки Триера наладить контакты с биологическим отцом не увенчались успехом.[4]
У Ларса рано возник интерес к кино, свой первый фильм — минутную мультипликационную ленту «Путешествие в Тыквенную страну» (Turen til Squashland, 1967) — он создал в 11 лет. Ингер Триер, чей брат Бёрге Хёст (Børge Høst, 1926—2010) был известным в стране документалистом, поддерживала увлечение сына. Она отдала ему свою восьмимиллиметровую камеру и приносила с работы старые плёнки, с помощью которых Триер учился монтажу. Однажды среди кинообрывков ему попался фрагмент фильма Карла Теодора Дрейера «Страсти Жанны д’Арк» (фр. La passion de Jeanne d’Arc, 1928), сильно его поразивший.[5] В 12 лет Триер снялся в фильме Томаса Виндинга «Тайное лето» (Hemmelig sommer, 1969), во время работы над которым его «больше всего интересовала техническая сторона». Когда через полгода он вернулся на студию, ему «разрешили поучаствовать в [производственном] процессе — ставить свет и так далее».[6] В 17 лет Триер хотел поступить в Копенгагенскую киношколу, но ему отказали. Тогда он записался в ассоциацию кинолюбителей «Группа фильм-16» (Filmgrupp-16) и одновременно по протекции дяди устроился редактором в Датский кинофонд. Там в свободное от основной работы время им были созданы короткометражные картины «Садовник, выращивающий орхидеи» (1977) и «Блаженная Менте» (1979). Представленные на приёмном экзамене эти ленты позволили Триеру наконец поступить в Киношколу.[7]
Начиная с «Садовника», Триер стал добавлять к своей фамилии в титрах аристократическую приставку «фон». Псевдоним возник из семейного анекдота: дедушка режиссёра Свен Триер, живший в Германии, подписывался «Св. Триер» (Sv. Trier), окружающие неверно интерпретировали это сокращение и стали обращаться к нему «господин фон Триер».[8] Говоря о своём псевдониме, Триер также указывает на Стриндберга, подписывавшего свои письма «Rex» («Король»), американских джазменов, использовавших в качестве имён дворянские титулы, и кинематографистов Штернберга и Штрогейма, которым «частица „фон“ совсем не повредила в Голливуде».[9]
Начало карьеры
Триер окончил Национальную датскую киношколу в 1983 году. В кино Ларс фон Триер дебютировал в 1976 году короткометражным фильмом Orchideengärtnereien. Его дипломной работой был короткометражный фильм «Картины освобождения» (Befrielsesbilleder), который завоевал Главную награду на Мюнхенском кинофестивале в 1984. Первой работой в «большом» кино стал фильм «Элемент преступления» (1984), получивший призы на кинофестивалях в Каннах, Чикаго и Мангейме. В этом же фильме Ларс фон Триер впервые выступил в качестве актёра, сценариста и оператора. Ларс фон Триер стал известен публике по фильмам «Эпидемия» (1987) и «Европа» (1991). «Европу», в которой американец путешествует по полуразрушенной Германии 1945 года, отличали яркие визуальные и аудио- решения — мрачные чёрно-белые декорации железных дорог, мостов и тоннелей, наложения кадров, зеркальные отражения, широкоугольные деформации[10]. Фильм участвовал в основном конкурсе Каннского кинофестиваля 1991 года. «Элемент преступления», «Эпидемия» и «Европа» образовали трилогию, для каждой из составляющих которой фон Триер написал свой манифест[11]. Трилогия была задумана, когда фон Триер работал над «Элементом преступления» и решил развить его идеи[12]. Фильмы трилогии не имеют общего сюжета и сделаны в разном стиле, однако объединены общей темой: Европа оказывается охвачена каким-то бедствием, напоминающим пост-апокалиптические сценарии, а главный герой пытается разобраться со своим собственным прошлым[13].
В 1992 году фон Триер и продюсер Петер Ольбек Енсен основали кинокомпанию «Zentropa» (по названию фильма «Европа» в американском прокате)[14]. В дальнейшем с помощью Zentropa снимались как фильмы фон Триера, так и других датских режиссёров.
В начале 1990-х вместе со своим постоянным сценаристом Нильсом Вёрселем фон Триер анонсировал необычный проект «Измерение». Этот фильм планировалось снимать до 2024 года, по две минуты каждый год[15]. Но в конце 1990-х режиссёр забросил эту идею. В 2010 году были выпущены 25 минут «Измерения», которые фон Триер успел отснять[16].
Славу по обеим сторонам Атлантики принёс фон Триеру телесериал «Королевство» (1994), прозванный «европейским ответом на „Твин Пикс“» и настолько полюбившийся зрителям, что была даже выпущена 280-минутная киноверсия.
«Золотое сердце» и Догма 95
Крупным успехом для фон Триера стал фильм «Рассекая волны» (1996), в котором главная героиня, движимая своей верой и любовью к парализованному мужу, обрекает себя на позор, изгнание из общины, физические мучения и в конце концов на гибель, за что получает вознаграждение только на небесах. Религиозная тематика и этическое послание, заложенное фон Триером, принесло ему сравнения со знаменитым соотечественником и автором фильмов с ясным и всеобъемлющим христианским содержанием Карлом Теодором Дрейером[17][18]. Также критики единодушно отмечали убедительную, наивную и откровенную игру актрисы-дебютантки Эмили Уотсон. Лента была представлена на Каннском фестивале, где получила приз жюри. При этом сам Триер на фестиваль не приехал, эпатажно прислав фотографию себя в килте[19].
20 марта 1995 года в парижском кинотеатре «Одеон», где проходила посвящённая столетию кинематографа конференция, фон Триер зачитал манифест «Догма 95». Идеей этого манифеста был разрыв с традицией мейнстримного кинематографа, который отличали растущие бюджеты, спецэффекты и опора на «звёзд»[20]. К манифесту, составленному фон Триером и его соотечественником Томасом Винтербергом, прилагался «Обет целомудрия» — список из десяти правил, по которым должны были сниматься фильмы «Догмы 95».
По правилам «Догмы» фон Триер снял фильм «Идиоты» (1998 год). Фильм рассказывает о группе молодых людей, симулирующих на публике умственную отсталость, чтобы преодолеть общественные табу через поиски «внутреннего идиота»[21]. «Идиоты» вызвали скандал откровенными сценами, включая сцену группового секса с несимулированным половым актом[22]. Премьера фильма состоялась на Каннском кинофестивале 1998 года, где «Идиоты» остались без наград, однако приз жюри на том же фестивале получил другой фильм «Догмы», «Торжество» Винтерберга.
В 2000 году фон Триер выпустил на экраны музыкальную драму «Танцующая в темноте», в котором главные роли исполнили Катрин Денёв и исландская певица Бьорк. Фильм был удостоен главного приза Каннского кинофестиваля — «Золотой пальмовой ветви», а Бьорк получила приз фестиваля как лучшая актриса. «Рассекая волны», «Идиотов» и «Танцующую в темноте» фон Триер объединил в «трилогию о золотом сердце» — это взятое из детской сказки название относится к простым и искренним главным героиням этих фильмов, готовым жертвовать собой ради близких[23][24].
Через несколько лет после «Идиотов» фон Триер повторил эксперимент с созданием фильма в соответствии с заданными условиями и ограничениями. Он предложил датскому кинодокументалисту-экспериментатору и своему учителю и кумиру Йоргену Лету сделать пять ремейков своего фильма 1967 года «Совершенный человек», каждый раз формулируя условия и запреты, которые должен был соблюсти режиссёр. При этом Триер специально задавал такие ограничения, которые противоречили бы привычному стилю Лета. Совместный фильм, в аллегорической манере изображавший процесс творчества, получил название «Пять препятствий» и вышел в 2003 году[25].
2000-е годы
После трилогий о Европе и о Золотом сердце Триер начал работу над очередной трилогией, которая носит название «США — страна возможностей». Первым фильмом в ней стал «Догвилль» (2003) с Николь Кидман в главной роли, а вторым — «Мандерлей» (2005), где Кидман в роли Грейс заменила Брайс Даллас Ховард. Оба фильма, создававшиеся под влиянием театральных постановок Бертольда Брехта, предельно стилизованы, актёры играли в пустом павильоне, в котором нет других декораций кроме разметки мелом по полу[26][27]. Планировалось, что так же будет снят и заключительный фильм трилогии, который будет называться «Вашингтон», где должны были играть Кидман и Ховард одновременно, однако он не был реализован, после полугодовой работы фон Триер забросил сценарий[28][29]
К американской тематике Триер вернулся, написав сценарий фильма «Дорогая Венди» (2005), который поставил Томас Винтерберг. В 2006 году режиссёр снял комедию «Самый главный босс» с датскими актёрами.
В 2009 году Триер представил на Каннском кинофестивале фильм «Антихрист», в котором главные роли сыграли Шарлотта Генсбур (она сыграла главные роли и в двух следующих фильмах Триера) и Уиллем Дефо. «Антихрист» рассказывал о семейной паре, которая после трагической гибели ребёнка уезжает в уединённый дом в лесу, чтобы пережить несчастье, но вместо этого в супругах пробуждаются жажда насилия и ненависть друг к другу. Садизм, откровенные сексуальные сцены и антихристианская символика фильма вызвали скандал. Экуменическое жюри фестиваля, которое обычно отмечает фильмы, пропагандирующие гуманистические и общечеловеческие ценности, даже дало «Антихристу» специальную антинаграду за женоненавистничество, выразившееся в изображении женщины «как существа без лица и без души, как ведьмы, достойной сожжения на костре»[30].
2010-е годы
С 22 июля по 8 сентября 2010 года проходили съёмки психологической драмы о конце света «Меланхолия». Её премьера состоялась в рамках основного конкурса на Каннском кинофестивале 2011 года[31]. 18 мая на каннской пресс-конференции, посвящённой фильму, отвечая на вопрос критика The Times Кейт Муир о своих немецких корнях и интересу к эстетике нацизма, Триер упомянул, что долгое время считал себя евреем, а рассуждая о своём немецком происхождении, в шутку назвал себя «нацистом» и добавил, что с пониманием и сочувствием относится к Гитлеру[32][33][34]. Совет директоров фестиваля немедленно запросил у режиссёра объяснений, и фон Триер опубликовал заявление, в котором просил извинений и пояснял, что не является ни нацистом, ни антисемитом. Тем не менее совет директоров объявил фон Триера персоной нон грата, пояснив, что его слова были «неприемлемы, нетерпимы и противоречили идеалам человечности и благородства»[33][35]. Высказывание фон Триера на пресс-конференции стало также предметом расследования прокурора французского города Грас. В декабре 2011 года было объявлено о закрытии дела, поскольку в выступлении режиссёра не нашли «оправдания военных преступлений»[36].
Несмотря на этот скандал Кирстен Данст, исполнившая главную роль в «Меланхолии», получила на Каннском кинофестивале приз за лучшую женскую роль. Критики отмечали эстетическое совершенство фильма, сочетание глянцевой картинки, актёрской игры Данст и Шарлотты Генсбур и музыки Вагнера[37][38]. Основной темой фильма стала смена ролей в преддверии катаклизма, несущего неизбежную гибель: «нормальная» героиня Генсбур, привычный уклад которой рушится, оказывается слабой и беспомощной, а находящаяся в глубокой депрессии героиня Данст с её фатализмом оказывается самым разумным и достойно выглядящим человеком[38][39].
Премьера нового фильма Триера «Нимфоманка» состоялась в конце 2013 года. В главной роли снова была занята Шарлотта Генсбур, героиня которой рассказывает историю своей жизни. Кроме Генсбур в фильме снялись многие из постоянных актёров фон Триера: Удо Кир, Стеллан Скарсгорд, Жан-Марк Барр и Уиллем Дефо[40]. Отличительной чертой «Нимфоманки» стало обилие несимулированных половых актов, которые снимались с дублёрами — профессиональными порноактёрами. Затем с помощью цифровых технологий на экране совмещались тела дублёров и лица актёров[41]. Для кинотеатрального проката «Нимфоманка» вышла в виде двух двухчасовых фильмов. Полная режиссёрская версия длится пять с половиной часов; её первая часть была показана в феврале 2014 года на Берлинском кинофестивале, премьера второй части полной режиссёрской версии состоялась на 71-м Венецианском кинофестивале[42].
В 2018 году во внеконкурсной программе Каннского кинофестиваля состоялась премьера триллера Ларса фон Триера «Дом, который построил Джек». Главную роль сыграл Мэтт Диллон.
Личная жизнь
Ларс фон Триер женился в первый раз в 1987 году на Сесилии Хольбек (датск.)русск., режиссёре детских фильмов. У Ларса и Сесилии родились дочери Агнес и Сельма. В 1995 году пара развелась; Сесилия оставила себе двойную фамилию Хольбек-Триер[43]. В 1997 году фон Триер женился на Бенте Фрёге, которая в том же году родила близнецов Людвига и Беньямина[44].
Фон Триер — дальний родственник норвежского режиссёра Йоакима Триера[45].
Фильмография
Год | Русское название | Оригинальное название | Роль | |
---|---|---|---|---|
1977 | кор | Садовник, выращивающий орхидеи | Orchidégartneren | режиссёр, сценарист, актёр, оператор |
1979 | кор | Блаженная Менте | Menthe — la bienheureuse | режиссёр, сценарист, актёр, оператор |
1980 | кор | Ноктюрн | Nocturne | режиссёр, сценарист, актёр |
1981 | кор | Последняя деталь | Den sidste detalje | режиссёр |
1982 | кор | Картина освобождения | Befrielsesbilleder | режиссёр, сценарист |
1984 | ф | Элемент преступления | Forbrydelsens element | режиссёр, сценарист, актёр |
1987 | ф | Эпидемия | Epidemic | режиссёр, сценарист, актёр |
1988 | тф | Медея | Medea | режиссёр, сценарист |
1991 | ф | Европа | Europa | режиссёр, сценарист, актёр |
1994—1994 | с | Учительская | Lærerværelset | режиссёр, сценарист |
1994—1994 | с | Королевство | Riget | режиссёр, сценарист, актёр |
1996 | ф | Рассекая волны | Breaking the Waves | режиссёр, сценарист |
1997—1997 | с | Королевство II | Riget II | режиссёр, сценарист, актёр |
1998 | ф | Идиоты | Idioterne | режиссёр, сценарист, актёр, оператор |
2000 | ф | День «Д» | D-Dag — Lise | режиссёр |
2000 | ф | Танцующая в темноте | Dancer in the Dark | режиссёр, сценарист |
2003 | ф | Догвилль | Dogville | режиссёр, сценарист |
2003 | док | Пять препятствий | De Fem benspænd | режиссёр, актёр |
2004 | ф | Дорогая Венди | Dear Wendy | сценарист |
2004 | с | Королевский госпиталь | Kingdom Hospital | сценарист |
2005 | ф | Мандерлей | Manderlay | режиссёр, сценарист |
2006 | ф | Самый главный босс | Direktøren for det Hele | режиссёр, сценарист, актёр |
2007 | ф | У каждого своё кино | Chacun son cinéma ou Ce petit coup au coeur quand la lumière s’éteint et que le film commence | режиссёр, актёр |
2009 | ф | Антихрист | Antichrist | режиссёр, сценарист |
2011 | ф | Меланхолия | Melancholia | режиссёр, сценарист |
2013 | ф | Нимфоманка | Nymphomaniac | режиссёр, сценарист |
2018 | ф | Дом, который построил Джек | The House that Jack Built | режиссёр, сценарист |
Примечания
- ↑ SNAC
- ↑ Encyclopædia Britannica
- ↑ Discogs — 2000.
- ↑ Долин, 2004, с. 13—14.
- ↑ Долин, 2004, с. 14.
- ↑ Бьоркман, 2008, с. 36.
- ↑ Долин, 2004, с. 14—15.
- ↑ Долин, 2004, с. 15.
- ↑ Бьоркман, 2008, с. 12.
- ↑ Плахов, 1999, с. 293-294.
- ↑ Плахов, 1999, с. 293.
- ↑ Michel Ciment, Philippe Rouyer. A conversation with Lars von Trier // Positif. — Декабрь 1988. — Вып. 334.. Цитируется по: Lars Von Trier: Interviews. P. 59.
- ↑ Linda Badley Lars Von Trier. Pp 21-22.
- ↑ Долин, 2004, с. 230.
- ↑ Долин, 2004, с. 63.
- ↑ Jensen, J. P. Unfinished Lars von Trier film Dimension headed to DVD. Screen Daily (19 августа 2010). Проверено 10 мая 2013. Архивировано 10 мая 2013 года.
- ↑ Плахов, 1999, с. 296.
- ↑ J. Rosenbaum. Essential Cinema: On the Necessity of Film Canons. — JHU Press, 2004. — P. 95. — 445 p. — ISBN 9780801878404.
- ↑ Плахов, 1999, с. 294.
- ↑ Mette Hjort. Small nation, global cinema: the new Danish cinema. — University of Minnesota Press, 2005. — P. 34. — 312 p. — ISBN 9780816646494.
- ↑ Плахов, 1999, с. 298.
- ↑ Williams, Rhys Group sex film passed by censor. The Independent (17 февраля 1999). Проверено 13 апреля 2012. Архивировано 23 июня 2012 года.
- ↑ Долин, 2004, с. 178.
- ↑ Лунгин, А. Тупик совершенства // Искусство кино. — 2001. — № 1. — ISSN 0130-6405.
- ↑ Долин, 2004, с. 144-147.
- ↑ Holden, S. An America Where Gangsters Free Slaves Not Keen for Liberation. The New York Times (27 января 2006). Проверено 13 июля 2013.
- ↑ Абдуллаева, З. Триер и Брехт. Диалектический кинотеатр // Театр. — 2012. — № 8. — ISSN 0131-6885.
- ↑ John Sundholm, Isak Thorsen, Lars Gustaf Andersson, Olof Hedling, Gunnar Iversen. Historical Dictionary of Scandinavian Cinema. — Scarecrow Press, 2012. — P. 399. — 482 p. — ISBN 9780810855243.
- ↑ Badt, K. At War with Myself. Bright Lights Film Journal (август 2005). Проверено 5 мая 2013. Архивировано 10 мая 2013 года.
- ↑ Плахов, А. С. Сказки датского леса // Коммерсантъ-Власть. — 2009. — № 27 (831).
- ↑ ‘Ларс фон Триер рассказал журналистам о «Меланхолии»’ — новости кино на Синематеке
- ↑ Higgins, Ch. Lars von Trier provokes Cannes with ‘I’m a Nazi’ comments. The Guardian (18 мая 2011). Проверено 13 июля 2013. Архивировано 15 июля 2013 года.
- ↑ 1 2 Плахов, А. Он позорит наш фестиваль. Коммерсантъ (20 мая 2011). Проверено 13 июля 2013.
- ↑ Триер объявлен персоной нон грата на Каннском фестивале. Искусство кино (19 мая 2011). Проверено 12 июля 2013. Архивировано 15 июля 2013 года.
- ↑ Choard, C. Cannes film festival bans Lars von Trier. The Guardian (19 мая 2011). Проверено 13 июля 2013. Архивировано 15 июля 2013 года.
- ↑ Семендяева, М. Фон Триера не будут судить. Коммерсантъ (7 декабря 2011). Проверено 13 июля 2013.
- ↑ Roger Ebert. Melancholia. Chicago Sun Times (9 ноября 2011). Проверено 29 марта 2012.
- ↑ 1 2 Абдуллаева, З. Сумерки эстетизма // Искусство кино. — 2011. — Вып. 6. — С. 31—35. — ISSN 0130-6405.
- ↑ Richard Corliss Lars von Trier’s Melancholia: The End of the World as He Knows It. Time (10 ноября 2011). Проверено 29 марта 2012. Архивировано 23 июня 2012 года.
- ↑ Roxborough, S. Lars von Trier Veterans Willem Dafoe, Udo Kier Complete ‘Nymphomaniac’ Cast. The Hollywood Reporter (17 октября 2012). Проверено 13 июля 2013. Архивировано 15 июля 2013 года.
- ↑ Lanxon, N. Hardcore sex in ‘Nymphomaniac’ puts porn actor genitals on cast’s bodies. Wired (22 мая 2013). Проверено 2 августа 2014.
- ↑ Ларс фон Триер снимет сериал для британского телевидения. ИТАР ТАСС (1 сентября 2014). Проверено 17 сентября 2014.
- ↑ Долин, 2004, с. 17.
- ↑ Lumholdt, 2003, pp. xxii-xxiii..
- ↑ Dana Stevens. Hip Scandinavian Gloom (англ.). Slate (16 May 2008). Проверено 22 ноября 2017. Архивировано 22 ноября 2017 года.
Литература
- Долин А. Ларс фон Триер: Контрольные работы. Анализ, интервью. — М.: «Новое литературное обозрение», 2004. — 454 с. — (Кинотексты). — ISBN 5-86793-312-1.
- Бьоркман С. Ларс фон Триер: Интервью = Trier om von Trier / Пер. с швед. Ю. Колесовой. — СПб.: ИД «Азбука-классика», 2008. — 352 с. — (Арт-хаус). — 7000 экз. — ISBN 978-5-91181-674-2.
- Плахов А. С. Ларс фон Триер // Режиссёры настоящего. Том 2. Радикалы и минималисты. — СПб., 2008. — С. 210—241. — 320 с. — (Дом кино). — 4000 экз. — ISBN 978-5-367-00806-7.
- Плахов, А. С. Ларс фон Триер. Кинематограф как религия без морали // Всего 33. Звезды мировой кинорежиссуры. — Винница: АКВИЛОН, 1999. — С. 287—302. — 464 с. — ISBN 966-95520-9-5.
- Торсен Н. Меланхолия гения. Ларс фон Триер. Жизнь, фильмы, фобии / Пер. с дат. Я. Палеховой. — М.: РИПОЛ классик, 2013. — С. 704. — (Мир кино). — 2000 экз. — ISBN 978-5-386-06464-8.
- Tiefenbach, Georg. Drama und Regie: Lars Von Triers Breaking the Waves, Dancer in the Dark, Dogville. — Königshausen & Neumann, 2009. — 252 p. — (Film — Medium — Diskurs). — ISBN 978-3-8260-4096-2.
- Lumholdt, Jan. Lars Von Trier: Interviews. — Univ. Press of Mississippi, 2003. — 218 p. — ISBN 9781578065325.
- Badley, Linda. Lars Von Trier. — University of Illinois Press, 2001. — 216 p. — ISBN 9780252077906.
Ссылки
Lars von Trier — Wikipedia
Lars von Trier (n. 30 апреля 1956) este regizor de film danez asociat cu mișcarea Dogma 95.
Este fiul unui tată comunist și mame socialiste. Абсолютная кинематографическая школа в Стокгольме ( Den Danske Filmskole ) в 1983 году. Lucrarea deiplomă, Imagini в рельефе — первый предварительный фестиваль киношколы Мюнхена. Primul său film de lung metraj, Forbrydelsens element (Elementul Crimei, 1984), câtigă Marele Premiu pentru Tehnică la Cannes.
Pentru televiziune, von Trier regizează Medea (1988) уход за премьер-министром Жана д’Арси во Франции. Breaking the Waves просмотров Мареле Премия аль-Юриулуи Канн, премьера Сезара Пентру Чел май бун фильм, премьера EFA, большая часть фильма европейская актриса Эмили Уотсон, которая была назначена первым актером в этом сезоне.
În 1995 se convertește la catolicism după Religia tatălui său biologic, un act făcut mai degrabă ca o provocare pentru massa protestantă a danezilor.Марксистско-ленинистская идеология в манифесте «Догмы95» содержит явное сексуальное поведение в нескольких фильмах, которые продаются в рамках официального закона о преобразовании.
в 2000 году — первая премьера музыкальной драмы Танцовщица в темноте в начале своей карьеры на острове Бьорк. Filmul a obținut Palme d’Or la Cannes 2000. В 2003 году появилась трилогия «SUA: tărîmul tuturor posibilităților» cu filmul Dogville
- Forbrydelsens Element / Elementul Crimei (1984, трилогия „Europe” prima parte)
- Эпидемия (1987, трилогия «Европа», часть а II-а)
- Европа (1991, трилогия «Европа» partea a III-a)
- Разбивая волны / Abisul sufletului (1996, трилогия «Золотое сердце» прима партии)
- Idioterne / Idioții (1998, трилогия «Золотое сердце» partea a II-a)
- Танцовщица в темноте / Dansând cu noaptea (2000, трилогия «Золотое сердце» partea a III-a)
- Dogville (2003, трилогия «SUA: tărîmul tuturor posibilităților» prima parte)
- Мандерлей (2005, трилогия «SUA: tărîmul tuturor posibilităților» partea a II-a)
- Direktøren for det hele / The Boss of It All « (2006)
- Antikrist / Антикристул (2009)
- Wasington (neprecizat, трилогия „SUA: tărîmul tuturor posibilităților” partea a III-a)
- Меланхолия (2011)
- Нимфоманка (2013)
Filme pentru televiziune [изменить | modificare sursă]
- Медея (1988)
- Riget / Regatul (мини-сериал, 1994)
- Riget II / Regatul II (мини-сериал, 1997)
- Д-Даг (2000)
- Elefant (2004)
Scurt metraje [изменение | modificare sursă]
- Orchidégartneren / Grădina de orhidee (1977)
- Menthe — La bienheureuse (1979)
- Ноктюрн (1980)
- Последние детали / The Last Detail (1981)
- Befrielsesbilleder / Изображение рельефа (1982)
- De fem benspænd / Cele cinci obstrucții (2003; împreună cu Jørgen Leth)
.
Ларс фон Триер — Sinemalar.com
Ларс фон Трир , Danimarkalı yönetmen. 1995 yılında kurucularından olduğu Dogma 95 hareketiyle tanınan yönetmen, çektiği aykırı filmlerle ve yaptığı açıklamalarla tartışmaların hep odağında oldu.
Lars Trier adıyla Kopenhag’ın Kongens Lyngby bölgesinde, Yahudi kökenli Ulf ve Inger Trier’in çocuğu olarak doğdu. Anne ve babası Nüdist olan Trier, çocukluğunda zaman zaman çıplaklar kamplarında bulundu.Gelişiminde ‘duygular, inanç ve zevk’ gibi özelliklere pek yer verilmeyen Trier, sonradan kendi yaptığı açıklamalara göre; genç yaşında, sinemayı, birçok şeyi öğrenmek üzere dış dünyaya açılan bir kapı olarak gördü. Kendisine hediye edilen «Super 8» камера для 11 yaşında kendi filmlerini çekmeye başladı ве лиза öğrenimi boyunca bağımsız фильм kariyerine devam etti.
1979’da Danimarka Ulusal Film Okulu’na kabul edildi. Buradaki arkadaşları tarafından kibirli ve soylu biri gibi görüldüğünden Ларс фон Трир оларак анилмая башланды, Трир даха сын Эрих фон Штрохейм ве Йозеф фон Штернберг гиби исимлереми дуйдуган баисюйа1989’da annesi ölmeden önce biyolojik babasının Ulf Trier değil, o zamanlar patronu olan Alman kökenli, Фриц Майкл Хартманн, olduğunu söyledi, ancak Lars, biyolojik babasıyla birkaç kees templas on körüraştü.
1984’te Avrupa üçlemesinin ilk filmi Стихия преступления, Каннский кинофестиваль, nde teknik dalda ödül kazandı. Daha sonra Epidemic (1987) и Europa (1991) filmleri takip etti.
1995’te Thomas Vinterberg ile yayınladığı манифеста Dogma 95 hareketini başlattı.1996’da Dalgaları Aşmak, 1998’de The Idiots ve 2000’de Dancer in the Dark ile Altın Kalp (Золотое сердце) üçlemesini tamamladı. 2003 yapımı Dogville ve 2005 yapımı Manderlay, Amerika’da gerçekleştirdiği prodüksiyonlar oldu.
2008 yapımı Antichrist ile Bunalım Üçlemesinin ilk filmini çekti. 2010 yapımı Melankoli bu filmi takip etti. Bu filmle katıldığı 64. Каннский кинофестиваль и гитлер сэмпати duyduunu ve onu anladıını söylemesiyle büyük tepki toplayan Trier, daha sonra yaptığı açıklamalardan ötürü özür diledi.Ancak von Trier festivalden uzaklaştırıldı. Buna ramen Melancholia filminin başrol oyuncusu Кирстен Данст, En İyi Kadın Oyuncu seçildi. фон Триер Даха сонра düzenlediği basın toplantısında Yahudilerle hiçbir sorunu olmadığını, açıklamalarının çarpıtıldıını söylese de istenmeyen adam olarak görülmeye devam etti.
2013’te iki parça halinde çektiği, Bunalım Üçlemesi’nin son filmi нимфоманка ise çok büyük tartışmalar yarattı. Bir kadının doğduğu günden 50 yaşına kadar yaşadığı tüm cinsel deneyimleri aktaran film içerdiği sahneler nedeniyle Türkiye’de gösterime giremedi.
Von Trier’in Cæcilia Holbek ile 1987-95 arasında evli kaldı, 1997’den beri Bente Frøge ile evlidir. İki Evlilikten toplam 4 çocuğu bulunan Von Trier’in, uçak korkusu başta olmak üzere birçok fobisi olduğu bilinmektedir. Von Trier 1997’de kendisine layık görülen Danimarka şovalyelik nişanı Dannebrogordenen’i 2007’de iade etti.
.