Кроненберг, Дэвид — это… Что такое Кроненберг, Дэвид?
В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Кроненберг.
Дэ́вид Кро́ненберг (англ. David Cronenberg, родился 15 марта 1943 года[1] в Торонто) — канадский кинорежиссёр и сценарист, один из крупнейших представителей американского независимого кино. Изредка снимается в фильмах других режиссёров. В 1999 году возглавлял жюри Каннского кинофестиваля.
Личная жизнь
Дэвид Кроненберг родился 15 марта 1943 года в Торонто. Он происходит из прогрессивной еврейской семьи[2][3], его мать была музыкантом, а отец писателем[1]. Настоящая фамилия деда Кроненберга по отцовской линии — Форман, он уроженец Литвы, оттуда с семьёй эмигрировал в США. Там он взял фамилию самого богатого человека в Литве[4]. По собственным словам, Кроненберг атеист[5] и не верит в жизнь после жизни[6].
Карьера
Во время обучения в местном университете он снял два экспериментальных фильма: «Стерео» (1969) и «Преступления будущего» (1970). Первый коммерческий фильм Кроненберга, «Мерзость», вышел на экраны в 1975 году. Широкое внимание привлёк к режиссёру вышедший в 1982 году «Видеодром» — один из стилеобразующих фильмов десятилетия.
До начала 2000-х годов Кроненберг специализировался на жанре «боди-хоррор» (буквально, «ужас тела», источник ужаса — необъяснимые мутации человеческого тела).[7] Многие из его картин поднимают проблему того, что принято считать нормальным, а что — ненормальностью, зыбкость грани между этими понятиями.[8]
Всю свою карьеру, начиная с любительских научно-фантастических картин, Кроненберг живо интересовался единственной темой — деформацией человека ХХ века, его превращением в животное, механизм или компьютерную программу. Любимые герои режиссера — мутанты.
— Антон Долин («Ведомости»)[9]
После фантастического триллера «Экзистенция» (1999, «Серебряный медведь» Берлинского фестиваля), вышедшего на экраны за несколько месяцев до «Матрицы» и поднимающего сходную философскую проблематику, внимание режиссёра стало смещаться от ненормальностей телесных к ненормальностям общественным.
В фильмах 2000-х годов, которые получили высокую оценку критиков, Кроненберг в нуаровых красках рисует беспросветно мрачный мир, где царит коренящееся в самой человеческой природе насилие.
Фильмография
- Короткометражные
- 2007 — «У каждого своё кино» (эпизод «Самоубийство последнего еврея на земле в последнем кинотеатре на земле») / Chacun son cinéma ou Ce petit coup au coeur quand la lumière s’éteint et que le film commence (segment At the Suicide of the Last Jew in the World in the Last Cinema in the World)
Примечания
Литература
- Mark Browning (2007): David Cronenberg: Author or Filmmaker? (ISBN 978-1-84150-173-4)
- Thomas J. Dreibrodt (2000): Lang lebe das neue Fleisch. Die Filme von David Cronenberg — von ‘Shivers’ bis ‘eXistenZ’. (academic; in German) (ISBN 978-3-932872-05-1)
- Serge Grünberg, ed. (2006): David Cronenberg (interviews) (ISBN 978-0-85965-376-3)
- Piers Handling (1983): The Shape of Rage: The Films of David Cronenberg (ISBN 978-0-7736-1137-5)
- Kim Newman (1989): Nightmare Movies: A Critical History of the Horror Film 1968–1988 (ISBN 978-0-517-57366-2)
- Drehli Robnik, Michael Palm, eds. (1992): Und das Wort ist Fleisch geworden. Texte über Filme von David Cronenberg. Vienna, PVS: 1992. ISBN 978-3-901196-02-7
- Chris Rodley, ed. (1996): Cronenberg on Cronenberg (ISBN 978-0-571-19137-6)
Ссылки
фильмография, фото, биография. Актер, Режиссер, Продюсер, Сценарист.
Краткая биография
Дэвид Кроненберг родился 15 марта 1943 года в Торонто, Канада. Его отец владел книжной лавкой и вел колонку в газете «Торонто Телеграмс», а мать была музыкантом в Национальном балете. Еще в период обучения в университете Дэвид снял два полнометражных фильма — «Стерео» (1969) и «Преступления будущего» (1970). Но первой серьезной работа стала лента «Мерзость», увидевшая свет в 1975-м году. В 1980-м хорошие оценки критиков получила его картина «Сканнеры», повествующая о новой сверхрасе людей-телепатов, возникших в результате неудавшегося эксперимента. Первая широкая известность к Дэвиду пришла вместе с выходом в 1982-м ставшего культовым фильма «Видеодром», в котором рассказывалось о последствиях воздействия телевидения на человека. Следом выходит удачная экранизация одного из произведений Стивена Кинга – фильм «Мертвая зона». А в 1986-м очередная лента Дэвида Кроненберга — «Муха», являющаяся ремейком одноименного фильма 1958-го года, номинируется на ряд престижных наград и получает одну статуэтку «Оскар». Но, несмотря на пришедший успех, Кроненберг продолжает снимать авторское кино, не озадачиваясь кассовой выручкой. Так, в 1988-м выходит очередная его работа – «Связанные насмерть», снятая по роману «Близнецы». В 90-х годах выходит ряд успешных картин, снятых Дэвидом Кроненбергом, таких как «М.Баттерфляй» (1993), «Автокатастрофа» (1996) и «Экзистенция» (1999), отмеченная наградой Берлинского кинофестиваля. В 2002-м году выходит очередная лента Кроненберга – «Паук», получившая высокие оценки критиков, а в 2005-м Каннскому фестивалю был представлен снятый по роману Джона Вагнера и Винса Локка триллер «Оправданная жестокость», который также был номинирован на премии «Оскар» и «Золотой глобус». К наградам была представлена и очередная лента Дэвида – «Порок на экспорт», получившая высокие отзывы как критиков, так и зрителей. А последними картинами Дэвида Кроненберга стали фильмы «Опасный метод», снятый по биографиям основоположников психоанализа Зигмунда Фрейда и Карла Юнга, и вышедший летом 2012-го триллер «Космополис», включенный в конкурсную программу Каннского кинофестиваля.
Кроненберг, Дэвид — Википедия с видео // WIKI 2
В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Кроненберг.
Дэ́вид Пол Кро́ненберг (англ. David Paul Cronenberg, род. 15 марта 1943[6], Торонто) — канадский кинорежиссёр и сценарист, один из крупнейших представителей американского независимого кино. В 1999 году возглавлял жюри Каннского кинофестиваля.
6 сентября 2018 года на 75-м Венецианском кинофестивале Дэвид Кроненберг получил почётного «Золотого льва» за вклад в кинематограф[7].
Энциклопедичный YouTube
1/5
Просмотров:
121 521
1 352
33 507
16 213
1 386
✪ Опасный метод. Русский трейлер ‘2011’. HD
✪ 🎬 ДЖОН КАРПЕНТЕР (TOP 10 FILMS JOHN CARPENTER)
✪ ТОП 8 ФИЛЬМОВ УЖАСОВ ПО КЛАЙВУ БАРКЕРУ
✪ Опасный метод .Русский трейлер 2011
✪ Космополис_Эрик и Элиз_2
Содержание
Биография
Дэвид Кроненберг родился 15 марта 1943 года в Торонто в реформистской еврейской семье[8][9]. Его мать была музыкантом, а отец — писателем[6]. Настоящая фамилия деда Кроненберга по отцовской линии — Форман, он уроженец Литвы, оттуда с семьёй эмигрировал в США. Там он взял фамилию Леопольда Кроненберга, самого богатого человека в Литве[10].
Карьера
Во время обучения в местном университете он снял два экспериментальных фильма: «Стерео» (1969) и «Преступления будущего» (1970). Первый коммерческий фильм Кроненберга, «Мерзость», вышел на экраны в 1975 году. Широкое внимание привлёк к режиссёру вышедший в 1982 году «Видеодром» — один из стилеобразующих фильмов десятилетия.
До начала 2000-х годов Кроненберг специализировался на жанре «боди-хоррор» (буквально, «ужас тела», источник ужаса — необъяснимые мутации человеческого тела)[11] Многие из его картин поднимают проблему того, что принято считать нормальным, а что — ненормальностью, зыбкость грани между этими понятиями.[12].
После фантастического триллера «Экзистенция» (1999, «Серебряный медведь» Берлинского фестиваля), вышедшего на экраны за несколько месяцев до «Матрицы» и поднимающего сходную философскую проблематику, внимание режиссёра стало смещаться от ненормальностей телесных к ненормальностям общественным.
В фильмах 2000-х годов, которые получили высокую оценку критиков, Кроненберг в нуаровых красках рисует беспросветно мрачный мир, где царит коренящееся в самой человеческой природе насилие.
В 2014 году был выпущен его первый печатный роман «Употреблено» (Consumed)[13], получивший неоднозначные, но в целом положительные оценки критиков.
Личная жизнь
В 1972 году Кроненберг женился на Маргарет Хиндсон и у них родилась дочь Кассандра. В 1979 году они развелись, причём развод сопровождался тяжёлым судебным разбирательством по поводу опеки над их дочерью. Кроненберг женат вторым браком на Кэролайн Зейфмен. У пары двое детей: дочь Кейтлин и сын Брендон, тоже режиссёр.
Кроненберг атеист[14] и не верит в жизнь после смерти[15].
Фильмография
- Короткометражные
- 2007 — «У каждого своё кино» (эпизод «Самоубийство последнего еврея на Земле в последнем кинотеатре на Земле») / Chacun son cinéma ou Ce petit coup au coeur quand la lumière s’éteint et que le film commence (segment At the Suicide of the Last Jew in the World in the Last Cinema in the World)
Примечания
- ↑ Encyclopædia Britannica (англ.)
- ↑ filmportal.de — 2005.
- ↑ Internet Speculative Fiction Database (англ.) — 1995.
- ↑ Немецкая национальная библиотека, Берлинская государственная библиотека, Баварская государственная библиотека, Австрийская национальная библиотека Record #119114852 // Общий нормативный контроль (GND) — 2012—2016.
- ↑ Museum of Modern Art online collection (англ.)
- ↑ 1 2 David Cronenberg Biography (1943–) (неопр.).
- ↑ Дэвид Кроненберг получил почётную награду Венецианского фестиваля (неопр.). Евроньюс (6 сентября 2018). Дата обращения 6 сентября 2018.
- ↑ The Film Reference Library (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 22 сентября 2010. Архивировано 26 сентября 2007 года.
- ↑ David Cronenberg Georgia Straight (неопр.). Дата обращения 22 сентября 2010. Архивировано 27 ноября 2012 года.
- ↑ Эксперименты Дэвида Кроненберга (неопр.). Дата обращения 9 февраля 2012.
- ↑ George Melnyk. One Hundred Years of Canadian Cinema. University of Toronto Press, 2004. ISBN 0-8020-8444-3. Page 148.
- ↑ Mark Browning. David Cronenberg: Author or Film-maker? Intellect Books, 2007. ISBN 1-84150-173-5. Page 10.
- ↑ Афиша Воздух: «Употреблено» Дэвида Кроненберга: первый роман великого режиссёра — Архив
- ↑ Guttsman, Janet, Reuters.com (September 10, 2007). Cronenberg gets down and dirty with Russian mob (неопр.). Дата обращения 4 октября 2017. Архивировано 27 ноября 2012 года.
- ↑ «I’m simply a nonbeliever and have been forever. … I’m interested in saying, ‘Let us discuss the existential question. We are all going to die, that is the end of all consciousness. There is no afterlife. There is no God. Now what do we do.’ That’s the point where it starts getting interesting to me.» — Interview, Esquire, February 1992.
Литература
Ссылки
Награды Дэвида Кроненберга | |
---|---|
Эта страница в последний раз была отредактирована 7 августа 2020 в 08:38.
Мифология Дэвида Кроненберга
В последнее время кинематографический мир все больше делится на группы по интересам. Малая форма становится радикальным ответом форме большой. Кинематограф личностный противостоит кинематографу зрелищному. А кино как искусство (пожалуй, слово арт-хаус сегодня выглядит уже едва ли не как дурацкое клише), кажется, навеки отвергает кино как зрелище. Новый мессия, таким образом, оказывается лишен зрителя, а режиссер со зрителем больше не имеет право быть новым мессией.
Но вместе с тем, все еще остаются режиссеры, которые, находясь в своих поисках на пограничных территориях, умудряются оставаться одновременно интересными всем лагерям. К ним относится Дэвид Линч и ранний Тарантино, и именно к ним можно смело отнести и Дэвида Кроненберга.
Выйдя из низкобюджетного канадского кино, своими работами Кроненберг постепенно создал собственную вселенную, где любой из фильмов может быть опознан исключительно по одному режиссерскому росчерку. О легитимности его места в истории кино говорят и последователи, режиссеры, которые в разные периоды своей работы вдохновлялись лентами Кроненберга (что, вспоминая слова Риветта, кажется не менее важным факторов, чем фестивальная успешность). Так, фильмы Дэвида Кроненберга наследуют или цитируют Оливье Ассаяс и Клер Дени («Демон-любовник» во многом вышел из «Видеодрома», а «Что ни день, то неприятности» – из «Бешеной»), ему признаются в любви Бертран Бонелло и Антонио Кампос – и это лишь имена, которые первыми всплывают в памяти.
Вселенная Дэвида Кроненберга являет собой грамотно сконструированную парадигму. Подобно Набокову, который утверждал, что произведение искусства должно быть вымыслом, он создает одну сплошную фантазию, в которой находятся отсылки к социальной проблематике, к страхам и фобиям, свойственным человеку на протяжении последнего полувека. Кинематограф Кроненберга очень кстати оказывается защищенным своей вневременностью – изоляцией от настоящего момента. Любой из его фильмов имеет лишь формальную привязку ко времени его создания (что, впрочем, не помешало некоторым критикам увидеть в «Судорогах» и «Бешеной» предпосылки к эпидемии СПИДа и политический подтекст в виде изолированности франкофонской Канады). В этом Кроненбергу помогает его умышленная провинциальность: из всех его работ только в той же «Бешеной» и «Пороке на экспорт» он переносит действие в большой город (Монреаль и Лондон соответственно), в остальных же все происходит в пригородах или небольших городках.
Однако эта временная утрированность, как правило, с определенным намеком на будущее, всегда была важной чертой научной фантастики. А факт, что его кинематограф вышел из научной фантастики и хоррора, Кроненберг никогда не скрывал (к этому он добавляет еще и нью-йоркский андеграунд). Так, научная фантастика базируется на страхах перед неизведанным, на выходе за грани, будь то безумные научные открытия, мутации и т.п. Хоррор же концентрируется на социальных страхах и имевших место событиях, умышленно утрированных и доведенных до высшей степени кипения. В хорроре на первых ролях всегда было противостояние чудовищного и нормального, в научной фантастике – рационального и неизведанного. В своем кинопути Кроненберг обращался к каждому из этих жанров, порой и вовсе совмещая их. Может даже показаться, что на протяжении своей карьеры он работает над одним большим проектом, где, находясь между двумя жанровыми векторами, неизменным остается тематический триумвират: разум – тело – сексуальность.
При этом Кроненберг изначально отталкивается от двух ключевых мифов – мифе о Франкенштейне и Джекилле и Хайде.
Миф о Франкенштейне, берущий свое начало в романе Мэри Шелли, повествует о сотворении научным путем монстра, выходящего из-под контроля. В 70-80-х этот мотив как раз и является для Кроненберга доминирующим. В его студенческих фильмах ученые обсуждают возможности выведения нового вида человека, в «Судорогах», «Бешеной» и «Выводке» – испытания новых методов лечения вызывают мутацию у своих пациентов. Во всех случаях их вмешательство приводит к фатальным последствиям – созданный ими монстр несет разрушение.
Что же касается Джекилла и Хайда, теория Стивенсона о том, что в одном человеке содержатся сразу несколько личностей, которые при определенных условиях могут выйти наружу, находит свое отражение едва ли не во всех лентах режиссера – начиная «Бешеной» и заканчивая «Пороком на экспорт».
Вместе с тем большинство своих основных тем Кроненберг проговаривает уже в двух ранних работах – «Стерео» и «Преступления будущего». Оба эти фильма имеют схожий хронометраж (чуть более часа), структуру (все действие происходит в замкнутом помещении некого медицинского центра) и набор действующих лиц (как правило, знакомые режиссера). Они сняты без звука (все диалоги и звуковые эффекты накладывались отдельно), лишены четкого сюжета, напоминая скорее набор зарисовок и представляя собой довольно хрупкое упражнение в стиле, где сам Кроненберг, помимо режиссера и сценариста, выступает оператором и монтажером. И если на визуальном уровне эти фильмы носят экспериментальный характер (Кроненберг экспериментирует со светом, с глубиной кадра, рапидом, фокусом, крупными планами и т.д), то в закадровом монологе мы уже слышим основные мотивы того, что станет главной составляющей мира Дэвида Кроненберга.
Кадр из фильма «Судороги»
Мутации
«Судороги» – «Бешеная» – «Выводок»*
Все три первых фильма Кроненберга построены на мутации, вызванной медицинским вмешательством. Во всех случаях это приводит к агрессии и выходу зла наружу. В этом Кроненберг одновременно следует и Фрейду и Юнгу. У первого либидо вызывало прирост сексуальной энергии, у второго – энергии физической. Кроме того, все зло здесь зарождается в пригородах, переходя постепенно в большой город, а его главным носителем становится женщина.
В «Судорогах» (изначально Кроненберг хотел назвать фильм «Оргия кровавых паразитов», в американском прокате фильм вышел под названием «Они идут изнутри») все происходит на острове повышенного комфорта Старлайн. Здесь из-за эксперимента ученого, который создал паразита, способного заменять человеческие органы, начинается эпидемия. Ее разносчиком оказывается молодая девушка, которая через сексуальный контакт дает начало инфекции. В результате во всех зараженных высвобождается сексуальная и физическая энергия. Причем в этой сексуальной агрессии у Кроненберга нет четких половых признаков или каких-либо табу. Заражение высвобождает всех демонов, все скрытые личности и наклонности — гомосексуализм, педофилия, инцест. «Извращенные стремления образуют симптомы при психоневрозах», – утверждал Фрейд. Репрессивное общество, по Кроненбергу, только и жаждет их выхода наружу.
Нечто похожее происходит и в «Бешеной». Кроненберг вновь использует схему: постороннее вмешательство в тело – мутация – заражение. После автокатастрофы главной героине (Мэрлин Чемберс) делают экспериментальную операцию по пересадке кожи. После чего у нее под мышкой появляется жало, которое питается людской кровью. У всех же ее жертв (в основном, мужчин) после проявляются симптомы бешенства. Героиня Чемберс оказывается и жертвой и монстром, который помнит только одну из своих личностей (смотри аналогию с Джекиллом и Хайдом) и которая не в силах противостоять своему второму началу. Таким образом, к вопросу тела Кроненберг добавляет еще и вопрос пола: зловещая личность героини, во многом напоминающая мужское начало, делает из нее агрессивного самца, который уже не в силах контролировать свои действия.
В «Выводке», своем самом утопическом и бескомпромиссном фильме, Кроненберг уходит от демонстрации общества в целом, концентрируясь на его ключевой ячейке – семье. Подобием чумы из предыдущих двух лент здесь становится деторождение. А главной причиной выхода «зла» — очередной доктор, в рамках своего метода преобразовывающий психологические расстройства в реальные физические всплески насилия. Его пациентка выплескивает весь свой гнев на отца и мужа в создание бесполых монстров, убивающих людей, в которых она видит угрозу. Но если ранее Кроненберг ставил в центр истории непосредственно «разносчика» инфекции, то в «Выводке» он показывает его со стороны, через взгляд мужа. Здесь ключевым моментом становится их встреча, сцена, где он обнаруживает ее мутацию, в которой изменение психики уже влечет за собой изменение тела.
Кадр из фильма «Видеодром»
Сверхсила и герой
«Сканеры» – «Видеодром» – «Мертвая зона» – «Муха»
Постепенно Кроненберг уходит от хоррора в сторону научной фантастики. В его следующих фильмах уже четко проявляется герой, носитель определенной сверхсилы, которому противостоит вполне осязаемый враг. В «Сканерах» и «Мертвой зоне» он также переходит от вопроса тела к вопросу разума, усиливая при этом болезненный вопрос изолированности своих героев.
Герой «Сканеров» способен считывать мысли других людей, а также убивать силой мысли. Герой «Мертвой зоны», снятой по роману Стивена Кинга (первая адаптация для Дэвида Кроненберга), может предсказывать будущее. Таким образом, полученная сила впервые у режиссера направлена не только на разрушение. А учитывая, что сила эта находится не на физическом уровне, герои способны ее контролировать.
Кроненберг вновь обращается к теме семьи, показывая в обоих случаях довольно разные, но одинаково утопичные модели, основанные на главенствовании отца и полном исключении матери. В «Сканерах» в основе истории мы фактически видим противостояние отца и двух его сыновей, первый из которых принимает его, второй – выступает против. В результате после смерти отца его дети буквально сливаются в единое целое, что, по Юнгу, которому наряду с Фрейдом Кроненберг отдавал должное на протяжении своего пути, является финальной стадией слияния индивидуализации и интеграции.
Однако куда более тонко к своим основным вопросам Кроненберг обращается в «Видеодроме» — первом признанном шедевре режиссера. Здесь сверхсилой становится телевидение, а Макс Рейн (Джеймс Вудс) – владелец одного из пиратских кабельных каналов – хозяином, а впоследствии и рабом этой силы. При этом Макс Рейн (также как и главный герой «Сканеров» и «Мертвой зоны») становится для Кроненберга новым архетипом героя. Изначально он представляется субъектом, лишенным какой-либо философии или идеологии. Его главной задачей является продвижение телеканала и поиск все более откровенных фильмов для своей аудитории. Только открытие Видеодрома (в «Сканерах» — умения контролировать свое сознание, в «Мертвой зоне» — появления дара) позволяет ему полностью изменить/открыть себя. В «Видеодроме» Кроненберг вводит несколько степеней этой трансформации: изменение разума, плоти и слияния их с видео, где финальным аккордом является появление «новой плоти». Таким образом, на первый план выносится противостояние сознательного и бессознательного, и влияния внутренних и внешних сил. Оказавшись под воздействием, герой Джеймса Вудса становится пешкой в борьбе двух конкурирующий компаний, каждая из которых использует его в своих целях, в то время как Видеодром практически поглощает его сознание.
В «Видеодроме», оставаясь в рамках своего ключевого триумвирата (разум – тело – сексуальность) Кроненберг в очередной раз обращается к теории эволюции, показывая на примере профессора О’бливиона, создателя Видеодрома, ее следующий этап в технологическом мире. Кроме того, он рассуждает о порнографии и влиянии телевидения, а также обрисовывает тему слияния мужского и женского начал, к которой он вернется в «Связанных насмерть».
До этого же Кроненберг снимает «Муху», римейк ленты 1958 года. Взяв за основу идею фильма Курта Ноймана, он создает свою собственную историю профессора Брандла. Но если у Наймана был научно-фантастический фильм ужаса, у Кроненебрга – драма с элементами ужаса и фантастики. Он фокусируется на борьбе звериного и человеческого, на телесном уровне и уровне разума. У Ноймана в результате неудачного эксперимента профессор и муха в буквальном смысле менялись головами (после чего жена профессора разыскивала муху с головой мужа), у Кроненберга муха и человек становятся единым целым. Для исследования этой мутации Кроненберг вводит в фильм персонаж Джины Девис, глазами которой мы как раз и видим перемены, происходящие с Брандлом (Джефф Голдблюм), а также выводит цепочку реакции его героя. В этом Кроненберг повторяет теорию принятия смерти Элизабет Кабблер Росс, согласно которой человек, зараженный неизлечимой болезнью, проходит пять основных этапов: отрицание – гнев – торг – депрессия – принятие.
Кадр из фильма «Автокатастрофа»
Вопрос пола и сексуальность
«Связанный насмерть» – «Обед нагишом» – «М. Баттерфляй» – «Автокатастрофа» – «Экзистенция»
Примечательно, что снять «Муху» Дэвида Кроненберга заставили обстоятельства. Еще в 1982 году он загорелся историей двух врачей-близнецов, покончивших с собой. Он долго не мог найти финансирование, продолжительное время искал актера на главную роль, боролся с продюсерами за род деятельности героев (те желали видеть в братьях юристов, Кроненберг же настаивал исключительно на гинекологах), согласился в промежутки между своими поисками взяться за «Муху» и в конечном счете снял такую желанную для себя картину на собственные деньги.
Но, как это часто бывает, за множеством проблем в результате появляется гениальное творение. В «Связанных насмерть» — тот извечный триумвират, что пронизывают всю фильмографию Кроненберга, сливается воедино и перерастает в вопрос контроля (генетического, телесного, сексуального, умственного). Кроненберг здесь впервые не бросается в крайности, не прячется за спецэффектами, метафорами или хоррор-приемами. Он создает очень замкнутый и выверенный мир, находя мутации и ненормальности в повседневной реальности (что делает историю куда более жуткой, чем его ранние фильмы).
При этом вопрос контроля и пола (один из близнецов носит женское имя, а их союз напоминает союз сексуальных партнеров; влияние на них Клер, которая фактически представляет мужское начало) в последствии найдет свое отражение в адаптации пьесы «М. Баттерфляй». В то же время «Обед нагишом» по одноименному роману Берроуза позволяет Кроненбергу создать целую феерию из своих излюбленных тем и безумных образов книги. Это же, впрочем, относится и к «Автокатастрофе» (экранизация романа Балларда). Однако если в первом случае Кроненберг создает историю скорее по мотивам, то во втором – отталкивается от оригинала, визуализирует целые куски текста, отбрасывает за ненадобностью второстепенные детали (к примеру, он отказывается от навязчивой идеи Вона убить актрису Элизабет Тейлор – линии, которая в оригинале во многом объясняла его действия). Вместо этого Кроненберг буквально вылавливает из историй такие важные для себя элементы, как плоть, сексуальность, сознание. И именно в «Автокатострофе» у него происходит ключевое изменение в отношении к вопросу тела. Так, если раньше тело изменялось в результате каких-либо экспериментов, то теперь, в новом мире, его изменение превращено в сознательный культ, подвластный человеку. Шрамы и тату становятся новым видом модификации тела. Шрам вызывает возбуждение героя Джеймса Спейдера во время секса с героиней Розанны Аркетт, тату становится источником искушения Вона, позволяющим ему преодолеть «проблему пола».
В этом смысле очень важным шагом становится «Экзистенция». Здесь Кроненберг вновь возвращается к теме «Видеодрома», показывая слияние технологии и человеческого тела. При этом если в «Видеодроме» это было на уровне сознания, то в «Экзистенции» – на физическом уровне. Кроненберг создает другую реальность. Дабы избежать сходства с настоящим, он изменяет все технологические средства (компьютер, мобильные, телевизоры). Он также отказывается от прямого показа сексуальности. Но вместе с тем, мир «Экзистенции», как оказывается, и вовсе не нуждается в подобном. Эволюция по Кроненбергу приводит человека к полному контролю над своим сознанием. Игра создает любой воображаемый мир, а в человеческом теле появляется новое отверстие для ее подключения. Причем это отверстие, которое необходимо вне зависимости от половой принадлежности, фактически становится источником к наслаждению. Вопрос пола, таким образом, больше не имеет значения – в игре возможно все, включая и другой сексуальный контакт. Именно на новом изобретении секса как части новой культуры тела Кроненберг был сконцентрирован в баллардовской «Автокатосрофе», именно об этом он говорит в «Экзистенции», называя в своих интервью все это термином «нео-секс».
«… В сексе сейчас масса возможностей, можно даже изобрести его заново. В нем всегда были элементы политики, моды, удовольствия, искусства. Но теперь всё это странным способом практически превратилось в неотъемлемую часть сексуальности. Так почему бы тогда не сказать: «хорошо, а как насчёт новых сексуальных органов?». Они не должны быть репродуктивными. Они не должны делать этих сложных делений хромосом и всего такого, что нужно для настоящего воспроизводства. Так почему бы им не иметь прямой доступ к вашей нервной системе и не создать новые отверстия, которые делают бог знает что?»
Кадр из фильма «Оправданная жестокость»
Насилие
«Паук» – «Оправданная жестокость» – «Порок на экспорт»
С «Паука» начался новый этап творчества Кроненберга. Он окончательно уходит от прямого показания физических трансформаций и сексуальности, уделяя куда большее внимание вопросу разума и психологии, выводя при этом на первый план исследование насилия.
Вместе с оператором Питером Сушицки, с которым Кроненберг работает, начиная со «Связанных насмерть», он создает стилистически выверенный и зловещий мир, где любой кадр становится фотографически точным, а любой всплеск эмоций выливается в неконтролируемую жестокость. При этом Кроненберг, опираясь ранее на хоррор или научную фантастику, теперь выбирает территорию триллера с отсылками к старым b-movie.
Так, в «Пауке» главный герой, выйдя из психиатрической лечебницы, возвращается в места своего детства, чтобы воскресить в памяти причины своей психологической травмы. Существуя в двух реальностях, – прошлого и настоящего, – он воссоздает шаг за шагом убийство своей матери – случая, который полностью изменил его сознание.
В следующем фильме Кроненберга все имеет несколько схожую структуру. Есть прошлое и настоящее, есть насилие и есть вопрос возможности забыть о прошлом, начав новую жизнь. «Оправданная жестокость» рисует портрет одноэтажной Америки, где зло может скрываться в обычной семье и где «все счастливые семьи похожи друг на друга…». В очередной раз обращаясь к подобной теме, Кроненберг фокусируется на главе семейства – герое Вигго Мортенсона, вынося на первый план рассуждение о самоидентификации и вновь обращаясь к мифу о Джекилле и Хайде. Одним из ключевых здесь становится вопрос о том, способен ли человек сам изменить свое прошлое, или социум исключает успешность подобной попытки? Кроненберг — не первый, кто задается подобным вопросом и не первый, кто обращается к теме насилия. Однако его лента несет в себе нечто значительно большее – именно в ней, наряду со «Связанными насмерть», режиссер вплотную приближается к тому понятию, под которым мы подразумеваем словосочетание «совершенный фильм». Насилие здесь рассматривается под множеством углов: сексуальное, бытовое, насилие как неизбежность, как освобождение или как удовольствие. Кроненберг находит к каждому из этих эпизодов особый подход, заряжает их скрытой энергетикой. Он также создает диаметрально противоположные сцены-связки: сдержанность в нападении на кафе, напряженность в сцене в магазине или во время драки сына в школе, жестокую холодность в убийстве Флаэрти и т.д.
В «Оправданной жестокости» лишь один момент выбивается из этой стилистической безукоризненности – поездка героя Мортенсона в Филадельфию. Здесь Кроненберг не сдерживается и переходит к некой карикатурности – карикатурности персонажей, действа и финальной перестрелки, что, впрочем, можно сразу же объяснить «другой» жизнью и его «другой» личиной.
Эту двойственность персонажа Кроненберг оставляет в центре следующего фильма – в «Пороке на экспорт». В отличие от «Паука», где герой переживал насилие в прошлом, и «Оправданной жестокости», где пытался от него убежать, в «Пороке…» персонаж, которого вновь играет Вигго Мортенсон, добровольно идет на это насилие, становясь его частью, во имя некой высшей цели (разоблачения русской мафии в Лондоне). То есть буквально принимает и дает выход наружу своему второму «я» — впервые осознанно у Кроненберга. Также осознано он принимает изменение своего тела через татуировки, на чем Кроненберг акцентирует особое внимание.
Примечательно, что этот фильм часто критикуют за поверхностность, за избитый сюжет или за очередное западное высказывание о «русских». Но в этом как раз и кроется важная составляющая кинематографа Дэвида Кроненберга с его необходимостью опираться в своих поисках на определенные мифологии. И в этом смысле инфекция, сумасшедший ученый, создающий монстра, одноэтажная Америка или русская мафия – это тот идеальный предлог, некая базисная величина, на основе которой можно выстроить собственную историю определенного общества или индивида. И именно там, отталкиваясь от мифа, можно попытаться осмыслить те или иные мотивы поведения человека – то есть то, что Юнг во многом и подразумевал под аналитической психологией.
* в промежутке между «Бешеной» и «Выводком» Кроненберг снял фильм «Беспутная компания» – традиционный b-movie о гонках.
Кроненберг, Дэвид — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Кроненберг.
Дэ́вид Пол Кро́ненберг (англ. David Paul Cronenberg, род. 15 марта 1943[5], Торонто) — канадский кинорежиссёр и сценарист, один из крупнейших представителей американского независимого кино. В 1999 году возглавлял жюри Каннского кинофестиваля.
6 сентября 2018 года на 75-м Венецианском кинофестивале Дэвид Кроненберг получил почётного «Золотого льва» за вклад в кинематограф[6].
Биография
Дэвид Кроненберг родился 15 марта 1943 года в Торонто в прогрессивной еврейской семье[7][8]. Его мать была музыкантом, а отец писателем[5]. Настоящая фамилия деда Кроненберга по отцовской линии — Форман, он уроженец Литвы, оттуда с семьёй эмигрировал в США. Там он взял фамилию Леопольда Кроненберга, самого богатого человека в Литве[9].
Карьера
Во время обучения в местном университете он снял два экспериментальных фильма: «Стерео» (1969) и «Преступления будущего» (1970). Первый коммерческий фильм Кроненберга, «Мерзость», вышел на экраны в 1975 году. Широкое внимание привлёк к режиссёру вышедший в 1982 году «Видеодром» — один из стилеобразующих фильмов десятилетия.
До начала 2000-х годов Кроненберг специализировался на жанре «боди-хоррор» (буквально, «ужас тела», источник ужаса — необъяснимые мутации человеческого тела)[10] Многие из его картин поднимают проблему того, что принято считать нормальным, а что — ненормальностью, зыбкость грани между этими понятиями.[11].
После фантастического триллера «Экзистенция» (1999, «Серебряный медведь» Берлинского фестиваля), вышедшего на экраны за несколько месяцев до «Матрицы» и поднимающего сходную философскую проблематику, внимание режиссёра стало смещаться от ненормальностей телесных к ненормальностям общественным.
В фильмах 2000-х годов, которые получили высокую оценку критиков, Кроненберг в нуаровых красках рисует беспросветно мрачный мир, где царит коренящееся в самой человеческой природе насилие.
В 2014 году был выпущен его первый печатный роман «Употреблено» (Consumed)[12], получивший неоднозначные, но в целом положительные оценки критиков.
Личная жизнь
В 1972 году Кроненберг женился на Маргарет Хиндсон и у них родилась дочь Кассандра. В 1979 году они развелись, причём развод сопровождался тяжёлым судебным разбирательством по поводу опеки над их дочерью. Кроненберг женат вторым браком на Кэролайн Зейфмен. У пары двое детей: дочь Кейтлин и сын Брендон.
Кроненберг атеист[13] и не верит в жизнь после смерти[14].
Фильмография
- Короткометражные
- 2007 — «У каждого своё кино» (эпизод «Самоубийство последнего еврея на Земле в последнем кинотеатре на Земле») / Chacun son cinéma ou Ce petit coup au coeur quand la lumière s’éteint et que le film commence (segment At the Suicide of the Last Jew in the World in the Last Cinema in the World)
Примечания
- ↑ Encyclopædia Britannica
- ↑ SNAC
- ↑ filmportal.de
- ↑ Немецкая национальная библиотека, Берлинская государственная библиотека, Баварская государственная библиотека и др. Record #119114852 // Общий нормативный контроль (GND) — 2012—2016.
- ↑ 1 2 David Cronenberg Biography (1943–).
- ↑ Дэвид Кроненберг получил почётную награду Венецианского фестиваля. Евроньюс (6 сентября 2018). Проверено 6 сентября 2018.
- ↑ The Film Reference Library. Проверено 22 сентября 2010. Архивировано 26 сентября 2007 года.
- ↑ David Cronenberg Georgia Straight. Проверено 22 сентября 2010. Архивировано 27 ноября 2012 года.
- ↑ Эксперименты Дэвида Кроненберга. Проверено 9 февраля 2012. Архивировано 27 ноября 2012 года.
- ↑ George Melnyk. One Hundred Years of Canadian Cinema. University of Toronto Press, 2004. ISBN 0-8020-8444-3. Page 148.
- ↑ Mark Browning. David Cronenberg: Author or Film-maker? Intellect Books, 2007. ISBN 1-84150-173-5. Page 10.
- ↑ Афиша Воздух: «Употреблено» Дэвида Кроненберга: первый роман великого режиссёра — Архив
- ↑ Guttsman, Janet, Reuters.com (September 10, 2007). Cronenberg gets down and dirty with Russian mob. Проверено 4 октября 2017. Архивировано 27 ноября 2012 года.
- ↑ «I’m simply a nonbeliever and have been forever. … I’m interested in saying, ‘Let us discuss the existential question. We are all going to die, that is the end of all consciousness. There is no afterlife. There is no God. Now what do we do.’ That’s the point where it starts getting interesting to me.» — Interview, Esquire, February 1992.
Литература
Ссылки
Кроненберг Дэвид — это… Что такое Кроненберг Дэвид?
- Кроненберг Дэвид
Дэвид Кроненберг David Cronenberg Дэвид Кроненберг на Каннском кинофестивале 2002 года Дата рождения: 15 марта 1943
Место рождения: Торонто
Гражданство: Канада
Профессия: режиссёр
Карьера: 1969 — по сей день
IMDb: ID 0000343
Дэ́вид Кро́ненберг (англ. David Cronenberg, родился 15 марта 1943 года в Торонто) — канадский кинорежиссёр и сценарист, иногда снимается в фильмах других режиссёров.
Биография
Дэвид Кроненберг родился 15 марта 1943 года в Торонто. Закончил университет Торонто. Ещё во время обучения Дэвид Кроненберг создает два экспериментальных короткометражных фильма: «Стерео» (1969) и «Преступления будущего» (1970). Первый коммерческий фильм Кроненберга, «Shivers», вышел на экраны в 1975 году. Режиссёр снимал немало, и из его фильмов особого упоминания заслуживают «Сканнеры», «Муха», «Мертвая зона», «Обед нагишом». Предпоследняя лента Дэвида Кроненберга, «Автокатастрофа» (1996), снятая по роману Дж. Г.Балларда, наделала немало шума, вызвала споры и удостоилась признания на нескольких кинофестивалях. В 1999 году на киноэкраны вышел новый фильм Кроненберга, ознаменовавший его возвращение в кинофантастику, — «ExistenZ» (у нас это название переводят как «ЭкзистенЦия», «СуществованиЕ», «БытиЕ», «ЭкзистанЦ»), — посвященный популярной нынче теме компьютерных игр и виртуальной реальности. Три года спустя Кроненберг всё там же в Каннах представляет своё новое творение – «Оправданная жестокость».
Фильмография
Ссылки
Фильмы Дэвида Кроненберга
Wikimedia Foundation.
2010.
- Кроненпробка
- Кронес
Смотреть что такое «Кроненберг Дэвид» в других словарях:
КРОНЕНБЕРГ Дэвид — КРОНЕНБЕРГ (Cronenberg) Дэвид (р. 15 марта 1943), американский кинорежиссер, актер, сценарист, продюсер. Родился в Канаде. Первые фильмы поставил, будучи студентом университета в Торонто. Признанный мастер фильмов ужасов: «Паразиты… … Энциклопедический словарь
Кроненберг, Дэвид — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Кроненберг. Дэвид Кроненберг David Cronenberg … Википедия
КРОНЕНБЕРГ Дэвид — КРОНЕНБЕРГ (Cronenberg) Дэвид (р. 15. 03. 1943), канадский режиссер, актер, сценарист, продюсер. Еще учась в университете Торонто, Кроненберг поставил две экспериментальных короткометражки «Стерео»(Stereo, 1969) и «Преступления будущего» (Crimes… … Энциклопедия кино
Кроненберг, Дэвид — (Cronenberg, David) Американский и канадский режиссер, актер, сценарист, продюсер. Родился 15 марта 1943 г. в Торонто (Канада), Мать пианистка, отец журналист. Дэвид любил фантастическую литературу, с 9 лет сам писал рассказы этого жанра. В… … Режиссерская энциклопедия. Кино США
Кроненберг — Места Кроненберг (Лаутереккен) коммуна в Германии, в земле Рейнланд Пфальц Кроненберг (Нидерланды) en:Kronenberg (Netherlands) Кроненберг (Германия) en:Cronenberg, Wuppertal Люди Кроненберг, Дэвид канадский кинорежиссёр Кроненберг,… … Википедия
Дэвид Кроненберг — David Cronenberg Дэвид Кроненберг на Каннском кинофестивале 2002 года Дата рождения: 15 марта 1943 Место рождения … Википедия
Кроненберг Д. — Дэвид Кроненберг David Cronenberg Дэвид Кроненберг на Каннском кинофестивале 2002 года Дата рождения: 15 марта 1943 Место рождения … Википедия
Кроненберг, Дениз — Дениз Кроненберг Denise Cronenberg Место рождения: Торонто, Онтарио, Канада Гражданство … Википедия
Дэвид Кроненберг — Биография Дэвида Кроненберга Канадский режиссер и актер Дэвид Пол Кроненберг (David Paul Cronenberg) родился в Торонто 15 марта 1943 года. Отец Кроненберга был владельцем книжной лавки в Торонто и журналистом Торонто Телеграмс . Мать работала… … Энциклопедия ньюсмейкеров
ЭКЗИСТЕНЦИЯ — «ЭКЗИСТЕНЦИЯ» (eXistenZ), Канада, 1999, 93 мин. Фантастика, триллер. Гениальная Аллегра Геллер изобретает интерактивную игру Экзистенция , основанную на биотехнологиях: специальный биодрайвер подключается прямо к мозгу игрока. Но фантастические… … Энциклопедия кино
Книги
- Употреблено, Дэвид Кроненберг. Первый роман знаменитого кинорежиссера Дэвида Кроненберга доказал, что читателя он умеет держать в напряжении не хуже, чем зрителя. Аннотация: Наоми и Натан — любовники и коллеги, они оба… Подробнее Купить за 370 руб
- Употреблено, Дэвид Кроненберг. Наоми и Натан — любовники и коллеги, они оба журналисты, разъезжают по всему миру в поисках захватывающих сюжетов, а встречаются только в отелях при аэропортах или… Подробнее Купить за 321 грн (только Украина)
- Темный аншлаг, Кристофер Фаулер. ТЕМНЫЙ АНШЛАГ — мировой бестселлер, бесспорно, самая известная книга модного английского писателя Кристофера Фаулера. Фаулер, автор четырнадцати романов и девяти сборников рассказов, живет и… Подробнее Купить за 260 руб
Другие книги по запросу «Кроненберг Дэвид» >>
Дэвид Кроненберг, кинорежиссёр и сценарист: биография, творчество
Пожалуй, о фильмах ужасов известный в мире режиссер Дэвид Кроненберг знает все. Он — человек вдохновенный и творческий.
С начала своей кинематографической деятельности (1975 год) Дэвид один за другим снял девятнадцать уникальных по замыслу полнометражных фильмов, в каждом из которых дотошными кинокритиками не было замечено ни одного режиссерского штампа, унаследованного из предыдущих работ. Признанием гениальности одного из самых самобытных режиссеров независимого кино стало поручение ему возглавлять жюри Каннского кинофестиваля 1999 года.
Впрочем, рассказ о нем мы традиционно начнем с биографии.
Эмигрант в третьем поколении
Родился Дэвид Кроненберг 15.03.1943 г. в Торонто. Его дед, эмигрант в первом поколении, литовский еврей, носил фамилию Форман. Однако, приплыв в Канаду, предок сразу же поменял ее на Коненберг. Возможно, хотел обмануть судьбу? Ведь самого богатого жителя его родины звали Леопольд Кроненберг. Предприимчивый дед на новом месте создал небольшой семейный бизнес (книжную лавку), который передал отцу Дэвида. Тот, получая оход от лавки, работал также в газете «Торонто Телегамс» журналистом. Мама будущего режиссера по образованию была музыкантом. Она аккомпанировала танцорам в Канадском балете.
Учеба. Увлечение кино
После школы Дэвид Кроненберг поступил в университет родного города. Там проявилась его гуманитарная направленность. По ходу учебы студент перевелся с факультета, где изучали точные науки, на факультет английской литературы, который окончил в 1967 году.
В университете Дэвид увлекся кинематографом. Помог случай. Один из его друзей снял короткометражный фильм об однокурсниках. Кроненберг смотрел его как завороженный. Его привлекала возможность трансформации реальности при помощи кино.
Вначале он срежессировал и снял два короткометражных фильма: «Из водостока» (1967 г.) и «Перемещение» (1969 г.).
Самобытная философия творчества
Дэвид был атеистом, он не желал принять за догму божественную природу человека. Творческую личность притягивали запредельные мутации разума и тела людей. Развивая придуманное собой уникальное направление в киноискусстве, молодой режиссер, очевидно, исходил из принципа «не верь глазам своим».
Студент Дэвид Кроненберг подвергал сомнениям очевидное в знаниях о человеке, дофантазировал видимое, придавая ему загадочную и таинственную природу. Он сформулировал краеугольную идею своего будущего творчества, гласившую, что любой человек подобен ученому-безумцу, а жизнь, его окружающая, представляет собой лабораторию для экспериментов.
Адепт кино
Следующие его два короткометражных фильма — «Стерео» (1969) и «Преступления будущего» (1970) — создавались уже согласно задуманной концепции. Дэвид развивал тему мутаций человека, открытия в нем непознанных способностей, деформаций его психики. Отклонение от нормы упорно ставил в центр своего творчества начинающий канадский кинорежиссер, и это, с одной стороны, походило на безумие.
Но с другой, согласитесь, одному Богу известно, где проложена граница между гениальностью и психическим заболеванием. Еще Платон называл человеческую мысль бредом, дарованным свыше. По воспоминаниям учеников, этот древнегреческий философ сам подолгу беседовал с кем-то невидимым. Достаточно вспомнить биографии некоторых людей творчества. Ведь, по современным научным данным, психически больными признаны Достоевский (тяжелая форма эпилепсии), Гоголь (шизофрения). Периодически от безумия (это подтверждают интервью) лечится и литературный король ужасов Стивен Кинг.
Одно не вызывает сомнения: начинающий режиссер Дэвид Кроненберг создавал свои миры, причудливо отражая в кривом зеркале сценариев человеческую сущность.
Первый полнометражный фильм
1975 год знаменует новый этап творчества режиссера. На киноэкраны выходит его первый полнометражный фильм «Судороги». Дэвид Кроненберг (охота пуще неволи) накопил средства на бюджетный фильм. Его сценарий повествует о полоумном ученом-генетике, выведшем новых человеческих паразитов, влияющих на усиление половой функции человека. Он проживает на одном из жилых островов, находящихся вблизи Монреаля. Первый опыт по вживлению паразитов горе-ученый производит над своей любовницей. Однако вскоре ситуация выходит из-под контроля — на острове вспыхивает целая эпидемия, превращающая добропорядочных горожан в жестоких сексуальных маньяков.
Фильмография маэстро Кроненберга
С этой не лишенной недостатков киноленты фактически берут свое начало фильмы Дэвида Кроненберга. Список их в настоящий момент, как мы уже упоминали, насчитывает девятнадцать наименований: от «Судорог» (1975) до «Звездной карты» (2014).
Однако уже в «Судорогах» он проявил себя, как настоящий режиссер. Диалоги выверены. Ощущается лейтмотив фильма: ирония. Видны старания актеров. Все, что только можно было предпринять по наращиванию качества дешевого фильма, сделал Дэвид Кроненберг. Фильмография режиссера действительно впечатляет. Как видно, после успеха первого фильма молодой режиссер не стал почивать на лаврах, а искал новые стилистические находки, оригинальные выразительные средства.
Затем последовал поиск стиля в трех последующих бюджетных картинах. И, наконец, в 1981 году творческий поиск принес автору результат. Последовала очевидная удача: фильм «Сканнеры», созданный по написанному самим режиссером сценарию, принес ему признание в мире кино. Жанр картины специалисты квалифицировали неоднозначно, называя гремучей смесью детектива, фильма ужасов, научной фантастики, шокового хоррора (сценарий повествовал о случайном создании новой человеческой расы в результате фармацевтического эксперимента).
Забегая наперед, представим полную фильмографию режиссера. О ней мы будем рассказывать далее.
№ п/п | Оригинальное название | Название в прокате | Год создания |
1 | Shivers | «Судороги» | 1975 |
2 | Rabid | «Бешенство» | 1977 |
3 | Fast Company | «Беспутная компания» | 1979 |
4 | The Brood | «Выводок» | 1979 |
5 | Scanners | «Сканнеры» | 1981 |
6 | Videodrome | «Видеодром» | 1982 |
7 | The Dead Zone | «Мёртвая зона» | 1983 |
8 | The Fly | «Муха» | 1986 |
9 | Dead Ringers | «Связанные насмерть» | 1988 |
10 | Naked Lunch | «Обед нагишом» | 1991 |
11 | M. Butterfly | «М. Баттерфляй» | 1993 |
12 | Crash | «Автокатастрофа» | 1996 |
13 | eXistenZ | «Экзистенция» | 1999 |
14 | Spider | «Паук» | 2002 |
15 | A History of Violence | «Оправданная жестокость» | 2005 |
16 | Eastern Promises | «Порок на экспорт» | 2007 |
17 | A Dangerous Method | «Опасный метод» | 2011 |
18 | Cosmopolis | «Cosmopolis» | 2012 |
19 | Maps to the Stars | «Звёздная карта» | 2014 |
Фильмы 80-х. Знаковая лента «Мертвая зона»
Режиссер Дэвид Кроненбергстал узнаваем в своих работах по звучащей в них актуальной проблематике. НТР реально начала влиять на человеческую жизнь. Зрители откровенно ждали новых работ от креативного канадца примерно так же, как нынче российская читающая публика ожидает очередного романа от Виктора Пелевина. И автор их не разочаровывал. Следующая его кинолента, «Видеодром», удивила глубиной видения режиссером социальных проблем, привносимых в общество коммерческим телевидением и прессой. В глубине раскрытия проблематики просматривался почерк мастера. Кинокритика, пораженная таким уровнем предвидения, оказалась в состоянии перегруженного компьютера.
А уже в следующем году «Мертвая зона», фильм Кроненберга по роману Стивена Кинга, завоевывает два международных приза на кинофестивалях. Критика называет эту киноработу лучшим фильмом ужасов 1984 года. Кратко изложим сюжет этого замечательного произведения. Преподаватель начальных классов Джонни Смит, житель штата Мэн, попадает в тяжелую автокатастрофу. Он пребывает в коме пять лет. Наконец, придя в себя, Смит обнаруживает в себе Дар: будущее других людей представляется ему четко и понятно.
Медсестре, ухаживавшей за ним, Джонни указывает на смертельную опасность, угрожающую ее дочери. Немедленно вернувшейся домой матери удается спасти ребенка от пожара.
Смит психически не готов к такому своему преображению. Лечащий врач подозревает усугубившееся психическое расстройство, он осматривает больного, тот берет его за руку… и видит прошлое. Он видит войну, молодую женщину, отдающую ребенка эвакуирующимся людям в уезжающую машину. Доктор потрясен, это — его мать, и она жива (дотоле он считал ее погибшей)!
Джонни не знает, как ему жить со своим даром. К нему возвращается его девушка, по-прежнему влюбленная в него. Однако следующая приключившаяся с ним история окончательно выводит его из зыбкого психического равновесия. Полицейские задействуют его как экстрасенса в расследовании серийных убийств молодых женщин. Внезапно посреди следственного эксперимента, помощник шерифа уезжает. Джонни Смиту представляется лицо отбывшего, и он с шерифом едет к тому домой. В приехавших с порога дома стреляет мать помощника, но промахивается, а ответный выстрел шерифа оказывается верен. Ворвавшись в дом вместе с шерифом, Джонни видит проткнувшего себя ножницами ее сына — маньяка, творившего дотоле эти жуткие убийства.
Он потрясен тем, что стал орудием судьбы… Смит становится затворником, поселяется в хибаре. Но людская слава не дает ему покоя, к нему люди идут за советом. Предсказателю удается предупредить еще одно несчастие: мужчина, изменив свое решение, спасает своего сына, который должен был провалиться под лед.
Зрителя действительно затягивает и увлекает «Мертвая зона». Фильм, созданный в результате совместной работы Стивена Кинга и Дэвида Кроненберга, получился увлекательным и неординарным.
Но заканчивается он трагически. Сара, любимая Джонни, становится волонтером в предвыборной компании претендента на пост президента США. Приехавший на встречу с избирателями кандидат Стилсон здоровается с людьми за руку, при этом касаясь и главного героя фильма. Тот видит его будущее: став президентом, кандидат развяжет III мировую войну.
Джон понимает, что его миссия теперь глобальна — спасти мир. Но для этого следует убить Стилсона. Т. е. ему, учителю детей, предстоит нарушить Заповедь Божью («не убий!») Предсказатель переживает душевный кризис, но решается на такой шаг. Тем более он знает: его попытка будет удачной. Но он не видит деталей…
Впрочем, выстрела не последовало. Когда Джон достал пистолет, Стилсон прикрылся ребенком Сары. Это удается заснять репортеру, и опубликованный снимок разрушает карьеру претендента, подтолкнув его потом к самоубийству.
Учителя опережает охрана кандидата. Они открывают по нему огонь и смертельно ранят. Джон умирает, не успев объяснить любимой случившегося.
Рост популярности, рост бюджетов фильмов
Это был успех! Посудите сами: при бюджете «Мертвой зоны» в 10 млн долларов, кассовые доходы только в США составили более 20 млн! Мировой же зритель, как известно, уплатил еще 20 млн. долларов. Фильм назван лучшей лентой ужасов за год, имеет награды международных киноконкурсов.
После этой киноленты другой режиссер бы почил на лаврах. Однако неудержим в своем творчестве Дэвид Кроненберг. Фильмы для него — это его жизнь. Полученный доход он рассматривает не как источник обогащения, а как способ заполучить средства для создания новых фильмов. По меркам обывателей он — просто одержимый… Полученный доход от «Метвой зоны» режиссер-фанатик дотла «сжигает» при производстве нового блокбастера «Муха». Уж этот фильм, кажется, посмотрел весь мир… Вы думаете (по аналогии с КПД прошлого фильма), что доход от «Мухи» составил 40 млн долларов? А 60 не хотите?!
90-е годы. Признание, награды
После «Мухи» имя Дэвида Кроненберга становится брендом в мире. В последнее десятилетие двадцатого века режиссер-самоучка вошел признанным и маститым. Ему удавалось все! Он начал экспериментировать в жанрах, и удачно. Уильям Берроуз дал высокую оценку экранизации своей антиутопии «Голый завтрак». В 1990 году мастер попробовал себя в экранизации пьесы Д. Хванга. Ему удалось снять рейтинговый фильм «Мадам Баттерфляй», признанный специалистами. Конечно же, творит он и в любимом жанре фильмов ужасов. Кинолента «Автокатастрофа», созданная по мотивам произведения Джеймса Балларда, приносит режиссеру награду Каннского фестиваля.
В 1999 году режиссером № 1 в мире был признан Дэвид Кроненберг. Фильмография мэтра пополнилась культовым фильмом «Экзистенция». Автору удалось показать процесс, как человеческое сознание попадает в ловушку виртуальной компьютерной реальности и начинает подменять ею реальный мир.
Ему поручают возглавлять жюри Каннского кинофестиваля. И он проводит самое скандальное награждение за всю историю конкурса, обойдя наградами мэтров и вручив их новичкам. Ведь для Кроненберга, начавшего свой путь с бюджетных фильмов, существует всего один критерий творчества: талант в чистом виде. Так что “священным коровам от кинематографа” ничего не оставалось, как сделать хорошую мину при плохой игре.
Фильмы нового века от Кроненберга
В 2002 году камерный минималистичный триллер “Паук” задал тон всей конкурсной пограмме Каннского фестиваля. Мастер со скрупулезностью Достоевского погрузил зрителей в недра человеческой психики. Снедаемый шизофренией Деннис Клег глобально подвержен эдиповому комплексу. Фильм оставляет впечатление полной безнадежности жизненной ситуации главного героя.
Неисповедимы пути творчества. Криминальная драма “Оправданная жестокость” (2005 г.) по мотивам романа Д. Вагнера номинировалась на “Оскар”. Последующие фильмы режиссера были кассовыми, но лишь в 2014 фильм-аллегория “Звездная карта” был награжден “Оскаром”. Как показывает творчество мастера последних лет, он постепенно отошел от темы генных мутаций, акцентируясь на сюжетах с философским вторым дном.
Талантливый режиссер проявил себя и как писатель. Не устает удивлять многогранностью своего творческого дара Дэвид Кроненберг. “Употреблено” — всего лишь стартовый его роман, но при прочтении остается впечатление пера классика. Читатели убедились: не одним лишь языком кинематографа канадец владеет в совершенстве. Его роман захватывает и держит читателей в напряжении с начала и до последней страницы.
Вместо заключения
Чем интересен для широкой публики режиссер Дэвид Кроненберг? По сути он — самоучка. Не готовят выпускников литературных вузов снимать фильмы. Помешало ли ему это? Скорей всего, нет. Помогло. Именно потому, что никто не рассказывал Дэвиду, как и что следует снимать, он шел в творчестве своим уникальным путем.
Напрашивается аналогия с А. С. Пушкиным, который был нелюбимым ребенком в семье, а потому до 9 лет был предоставлен самому себе (в это же время его брата “муштровал” отец, а сестру — мать). Этого оказалось достаточно, чтобы заложились основы гениальности…
Давид Кроненберг — Эволюция — выставка Прага
Эта выставка была организована и распространена TIFF. Курировали Пирс Хэндлинг и Ноа Коуэн.
Вступительное слово Art Movement, продюсеры Катержина Райли и Маркета Матушкова
В 2011 году мы задумались о том, что было бы здорово увидеть проекты международных выставок фильмов не только в Париже, Лондоне, Вене или Нью-Йорке, но и в Праге — чтобы представить избранные иконы мирового кинематографа и местной публике. .Мы рады, что после выставки Тима Бертона в 2014 году ассоциация Art Movement может познакомить чешских зрителей со значительным и уважаемым во всем мире канадским режиссером Дэвидом Кроненбергом. У них будет возможность заглянуть в его кинематографический разум с помощью фотографий, эскизов, рисунков, реквизита или редких, невидимых видеоклипов, а также посмотреть его ранние и культовые фильмы в специально построенном кинотеатре. Человеческое развитие и трансформации идут рука об руку с довольно тревожными идеями и видениями самих зрителей, часто унося нас в мир наших собственных желаний или страхов, которые мы никогда не выражаем…
Эта выставка была организована и распространена TIFF. Курируется Пирсом Хендлингом и Ноа Коуэном.
Вступительное слово Art Movement, продюсеры Катержина Райли и Маркета Матушкова
В 2011 году мы задумались о том, что было бы здорово увидеть проекты международных выставок фильмов не только в Париже, Лондоне, Вене или Нью-Йорке, но и в Праге — чтобы представить избранные иконы мирового кинематографа и местной публике. . Мы рады, что после выставки Тима Бертона в 2014 году ассоциация Art Movement может познакомить чешских зрителей со значительным и уважаемым во всем мире канадским режиссером Дэвидом Кроненбергом.У них будет возможность заглянуть в его кинематографический разум с помощью фотографий, эскизов, рисунков, реквизита или редких, невидимых видеоклипов, а также посмотреть его ранние и культовые фильмы в специально построенном кинотеатре. Человеческое развитие и преобразования идут рука об руку с довольно тревожными идеями и видениями самих зрителей, часто унося нас в мир наших собственных желаний или страхов, которые мы никогда не выражаем …
Вы также можете с нетерпением ждать наших будущих выставочных проектов из мира кино, которые мы уже начали интенсивно готовить для вас.
Желаем вам ярких впечатлений!
Искусство движения
www.artmovement.cz
Вступительное слово директора Пражской городской галереи Магдалены Юржиковой
Выставка канадского режиссера Дэвида Кроненберга, вошедшего в историю кино своими сюрреалистическими образами и фантастическими сюжетами, войдет в число самых заметных событий 2016 года в Пражской городской галерее. Таким образом, Галерея развивает свое предыдущее сотрудничество с некоммерческой организацией Art Movement в очень успешном проекте «Тим Бертон и его мир», который в 2014 году стал самым посещаемым культурным событием в Чешской Республике.
Выдающийся канадский режиссер входит в число художников, наделенных богатым художественным воображением, что является основной основой этого запланированного проекта, посвященного его прижизненным творчеству. Сюрреалистические видения Кроненберга, сопровождающие боевики из его фильмов с их характерной научно-фантастической атмосферой, будут представлены аутентичными артефактами и моделями, созданными для отдельных фильмов, а также динамическими аудиовизуальными элементами. Кинематографическая карьера Кроненберга часто начинается с интерпретации эволюционных идей и их влияния на человечество.Выставка включает в себя даже такие темы, как человеческая сексуальность и ее последствия, а также сохранение собственной идентичности, и она внимательно отслеживает тесные отношения режиссера с наукой и научной фантастикой.
ДЭВИД КРОНЕНБЕРГ: ЭВОЛЮЦИЯ
Кураторы Пирс с Ноа Коуэном
Первая крупная оригинальная выставка TIFF «Дэвид Кроненберг: Эволюция» параллельна эволюции Дэвида Кроненберга как кинорежиссера с его давним увлечением возможностями и опасностями самой человеческой эволюции.Куратор выставки — директор и генеральный директор TIFF Пирс Хэндлинг и художественный руководитель Ноа Коуэн. Выставка разделена на три основных раздела, дающих в общих чертах хронологический обзор карьеры Кроненберга. Выставка прослеживает развитие эволюционных тем режиссера в его фильмографии более чем на 300 оригинальные артефакты, фантастический дизайн и редкие и невидимые кадры.
КТО МОЙ СОЗДАТЕЛЬ?
В первом разделе выставки рассматриваются ранние фильмы Кроненберга — от раннего короткометражного фильма « Stereo » до его главного открытия, «Видеодром » — , и делается акцент на поисках его героев фигур отца, когда они сталкиваются с новыми, зачастую ужасающими эволюционными возможностями. .В разделе также исследуется, как этот патриархальный поиск мастерства сопровождается соответствующей потерей контроля над телами и сексуальными импульсами субъектов, а также социально-политическим резонансом исследования Кроненбергом таких вопросов, как вирусология и репродуктивные права.
КТО Я?
Охватывая «средний период» Кроненберга, от Videodrome до eXistenZ , этот раздел исследует, как персонажи Кроненберга распространяют свои ренегатские эволюционные эксперименты на свое собственное тело и себя, будь то с помощью науки и технологий, наркотиков, искусства или секса.
Специальное пространство, посвященное Naked Lunch , прослеживает сходство Кроненберга с другими важными мыслителями 20-го века, среди которых, разумеется, Уильям С. Берроуз.
КТО МЫ?
Начиная с Spider и до настоящего момента с Maps to the Stars , в этом третьем разделе главные герои Кроненберга выходят за рамки своих личных одиссеев в социальный мир.
На выходе из выставки в кинозале проецируются пугающие, метакритические автобиографические шорты Кроненберга, отражающие беспокойство художника по поводу эволюции, смертности и его собственной художественной идентичности.
.
Брэндон Кроненберг — Биография — IMDb
Мини-био (1)
Общая информация (5)
Окончила программу кинематографии Университета Райерсона.
Личные цитаты (6)
Предположение, что меня снимут люди, которых я не знаю, оттолкнуло меня. Когда мне было 24 года, я решил, что это, возможно, не лучший повод избегать занятий тем, что мне интересно.Итак, я поступил в киношколу в Райерсоне.
[о включении фотографии Мэрилин Монро на плакат Каннского кинофестиваля 2012] Знаменитость — это культурная конструкция, не имеющая отношения к человеку и продолжающая существовать независимо от жизни и смерти человека. Это своего рода ирония, но в то же время какое место лучше для обсуждения знаменитостей?
[становясь режиссером] Фильм — интересный вид искусства: он объединяет все эти элементы — визуальные элементы, музыкальные элементы, элементы письма.Это казалось хорошим способом сосредоточить всю эту рассеянную энергию на одном деле.
Я думаю, что мания знаменитостей — это что-то более древнее, более широкое, человеческое — если вы посмотрите на обожествление святых и людей, возведенных почти до статуса богов, повторяющуюся иконографию, физический фетишизм: вы знаете, это желание пальца конкретного святого, мощи. Я не думаю, что проблема нова и что мы все должны впадать в истерику по этому поводу, но я действительно думаю, что мания, которая движет этой отраслью, крайне нездорова, потому что она представляет собой потерю перспективы.
[о работе его отца] Я видел его фильмы только позже. Я рос рядом с ними и вокруг него, и мне кажется, я был слишком близок к ним, чтобы на меня повлияли обычным образом … Мое самое раннее воспоминание о любых его сетах было на съемках «Мухи» (1986) одновременно. точка.
В детстве я не особо интересовался фильмами ужасов. Даже сейчас я
.
Cronenberg ▷ Русский перевод — Примеры использования Cronenberg в предложении на английском языке
кроненберг (3)
кроненберга (3)
.
Обзор обладателя: Брэндон Кроненберг рождает кровавый техно-триллер
Сандэнс: Андреа Райзборо похищает тело Кристофера Эбботта в ужасном триллере Брэндона Кроненберга об идентичности в эпоху цифровых технологий.
Тошнотворный и интригующий техно-триллер с элементами ужасов, затерянный где-то в Бермудском треугольнике между «Мэнди», «Начало» и «Призрак в доспехах», «Обладатель» Брэндона Кроненберга настолько опьянен собственным болезненным потенциалом, что у него нет времени (или баланса), необходимого для реализации большей части этого.С другой стороны, 90 минут, в течение которых Андреа Райзборо и Кристофер Эбботт участвуют в кровавой психической войне за контроль над телом последнего, приносят больше удовлетворения, чем то, что предлагают большинство нынешних номинантов на лучшую картину, так что, возможно, было бы разумно не выглядеть подарочный конь в рот.
Хотя действие происходит в альтернативном 2008 году, это немного больше аналогично нашему собственному миру (сдержанная настройка, которая представляет, как будет выглядеть 21 век, если мы сохраним 90-е на жизнеобеспечении и построим будущее по образу Трента Резнора) , «Владелец» трепещет от таких явно неотложных проблем, как пол, конфиденциальность и грехи корпоративной гегемонии.Также: белые люди похищают тела черных женщин и используют их в качестве подружек для целенаправленных публичных убийств — такими темпами я бы не стал останавливаться на достигнутом.
Связанные
Связанные
Холодно убедительный пролог кладет все на стол. Холли (Габриель Грэм) сидит одна в затхлом гостиничном номере и втыкает металлический электрод в макушку черепа; ее плоть хлюпает и плачет, чтобы не возникло сомнений, что Брэндон Кроненберг — сын Дэвида. Позже, в ресторане в Торонто, который оператор Карим Хуссейн и художник-постановщик Руперт Лазарус погрузили в желтую оргию неоновых огней и агрессивных геометрических форм, Холли подходит к какой-то маслянистой VIP-персоне и наносит ему удар в шею много, много, в раз больше, чем необходимо, чтобы убить человека его размера.Кровь залила ее спортивный костюм кровью. Затем она кладет пистолет жертвы в рот, но Холли, кажется, не может нажать на курок. Когда через мгновение появляются копы, они слишком хотят оказать честь.
«Собственник»
В барокамере на другом конце города женщина по имени Тася Вос (Райзборо) просыпается, как будто ее вывели из Матрицы. Еще одна хорошо сделанная работа. Не ждите, что вы узнаете много нового о таинственной компании, которая проводит этот научный эксперимент наемников; Кроненберг сублимирует построение мира до такой абстракции, что «Обладатель» часто больше похож на пилот нового телесериала, чем на замкнутый опыт (хотя небольшой научно-фантастический жаргон имеет большое значение, и Дженнифер Джейсон Ли фактически дразнит наше любопытство своей краткой ролью менеджера среднего звена, который после каждого концерта возвращает Тасю к ее исходной идентичности).Все, что вам действительно нужно знать, это то, что наша жесткая героиня находится в авангарде какого-то жестокого прыжка по телу, и что каждое задание, кажется, оставляет ее все более и более беспокойной в ее собственной шкуре. Следует напомнить Тасе, что они с мужем разлучены; ей нужно репетировать, что она ему скажет, когда зайдет навестить их маленького сына. Учитывая, что Ризборо стала самым ярым хамелеоном современного кинематографа, весело (и мучительно) наблюдать, как она играет кого-то, кто теряется между ролями.
Увы, Райзборо не будет на экране надолго. Тася, которая всегда была хорошим солдатом, вскоре получает новое тело, и нет никакой гарантии, что она вернется в свое собственное целое. Имя жертвы — Колин (Эбботт), тлеющие развалины человека, чей отец подруги (Шон Бин) случайно оказался генеральным директором оруэлловского конгломерата интеллектуального анализа данных. Клиент Таси хочет смерти магната, чтобы они могли взять на себя управление бизнесом, и возложить убийство на его потенциального зятя было бы идеальным преступлением.У нашего телесного хакера есть всего три дня до того, как психика хозяина отвергнет ее, но будет нелегко сохранить ее самоощущение, в то же время населяя Колина достаточно убедительно, чтобы обмануть его подружку-наркоману (Таппенс Миддлтон), заставив думать, что он все еще здесь.
«Собственник»
«Обладатель» проявляет себя наилучшим образом, когда внутренне очищает душу от ее тела, а Кроненберг полностью владеет материалом всякий раз, когда он может визуализировать абсолютную еблю разума двух призраков, соревнующихся за контроль только над одной оболочкой.Какие бы логистические вопросы ни возникли в процессе имплантации Таси в тело Колина, все это затушевывается грубым зрелищем, поскольку Кроненберг превращает трансфигурацию в ужасную симфонию трюков с освещением в камере и кошмарных практических эффектов, любезно предоставленных руководителем протезирования Дэниелом. Мартин. Тела растворяются в жидкой плоти; тысяча лиц кричат единым первобытным криком; камера проезжает через туннель из розовых органов. Это цифровой опыт нашего собственного аватаразированного общества, превращенный в агонизирующую физическую форму, и поэзия видения этого переноса в движении намного выразительнее, чем все, что «Обладатель» может сделать со своим неискренним сюжетом.
Захватывающе смотреть, как Эбботт позволяет ядру женской энергии разрушить его ярко-маскулинный экранный образ ядром женской энергии, дисфорическое присутствие Таси слишком часто скрывается за общей пеленой замешательства, поскольку «Колин» пытается не попасться . Лихорадочная психодрама всей ситуации резко контрастирует с чистыми линиями городского пейзажа Торонто, и появляется густой смог беспокойства, когда меняющаяся идентичность Таси сталкивается с работой алгоритмического мира, но Кроненберг, кажется, парализован всем этим. возможности, которые он хочет реализовать.Со временем «Обладатель» начинает терять самоощущение — странно, что такой наклонный фильм может быть настолько предсказуемым — и перерастает в третий акт, который, кажется, борется за свою идентичность так же отчаянно, как и Тася.
Но если его фильм изо всех сил пытается сформулировать, почему стабильность быть кем-то слишком ценна, чтобы ее можно было обменять на свободу быть кем-то , Кроненберг только все лучше и лучше иллюстрирует ту же точку зрения. Являемся ли мы самими собой, или свободны ли мы только для того, чтобы каждое утро вставать с постели? Есть злобно дестабилизирующие сцены, где голоса Эбботта и Райзборо многослойны, а в других их тела сливаются в ужасную латексную химеру, а рты вылезают из глазниц.И само собой разумеется, что научно-фантастический фильм, столь одержимый телами, по своей природе чертовски возбужден, поскольку Кроненберг превращает секс в акт умышленного самоотрицания. «Владыке» никогда не удается вырвать контроль над вашим разумом, но он невероятно хорош в том, чтобы попасть вам под кожу.
Класс: B-
Премьера фильма «Обладатель» состоялась на кинофестивале Сандэнс 2020 года в рамках Всемирного конкурса драматических фильмов. В настоящее время он ищет распространение в США.
Зарегистрируйтесь: Будьте в курсе последних последних новостей кино и телевидения! Подпишитесь на нашу рассылку новостей по электронной почте здесь.
.