За кадром. Легендарные китайские режиссёры
Китай с его постоянно растущим средним классом и поп-культурным отставанием от Запада лет на 50, только недавно занял своё место в списке крупнейших кинорынков планеты. А в 2017 году на короткое время даже обошёл США, собрав в период Китайского Нового года в прокате на несколько миллионов долларов больше. Говорить в очередной раз о том, что количество фильмов, снятых на совместные с Голливудом деньги, постоянно растёт, мы не будем.
Но только ли кассовые успехи отечественных и зарубежных фильмов на внутреннем рынке дают Поднебесной право считаться одной из ведущих кинематографических держав мира? Или у неё есть другие основания считать себя равной среди первых? Исторически сложилось, что китайская история искусств и ремесел сильно персонализирована. За каждым из них обязательно стоит человек, основавший, либо существенно развивший то или иное искусство, будь то каллиграфия, игра на эрху или чечётка. Нередко эти персонажи настолько идеализируются, что становятся частью народного эпоса.
Возможно, что эта практика сохранится и в отношении великих деятелей кино. Проверить в это пока сложно, т.к. кинематограф довольно молодое искусство, но вполне возможно, что лет через сто в среде патриотично настроенной китайской молодёжи будут ходить легенды о том, что Чарли Чаплин был на самом деле китайцем по имени Чха Ер Ли, а все сценарии к основным западным блокбастерам были подло украдены из Пекинского «Храма Кино» группой американских лазутчиков. Предлагаем вам разобраться в будущих героях китайских легенд. Сегодня мы поговорим о режиссёрах.
Чжан Имоу «Первый покоритель Запада»
Скорее всего, именно так в XXII веке будут называть Чжан Имоу, режиссёра континентального Китая, который вывел фильмы своей родины на мировую кинематографическую орбиту. Первой «Белкой и Стрелкой» мастера стал фильм «Красный гаолян», получивший «Золотого медведя» на Берлинском Кинофестивале в 1988 году. В 1991 году выходит его главный и самый прославленный на данный момент киношедевр «Подними красный фонарь» (大红灯笼高高挎), борьба за Оскар которого с картиной Никиты Михалкова «Урга – территория любви» может привести к возникновению микро-легенды о «Битве китайского дракона с советским шмелём», правда победителем тем не менее вышел итальянский фильм «Средиземное море», но это уже ненужные уточнения.
Чжан Имоу был из тех мастеров, которые не только видели всю сложность и многослойность китайской культуры/истории, но и пытались передать и расшифровать её красоту для западного зрителя. В его последующих киношедеврах: «Жить» — 1994 года, «Шанхайская триада» — 1995 года и «Дорога домой» — 1999 года. Режиссёр обращается к разным эпохам долгой китайской истории, тем не менее, не опускаясь до лубочного повествования, когда во главу угла становится развитие того или иного устоявшегося стереотипа. Его мастерство универсально и интернационально.
Чжан Имоу был из тех мастеров, которые не только видели всю сложность китайской культуры, но и пытались передать и расшифровать её красоту для западного зрителя
В 2000-х годах Чжан Имоу, неоднократно подтвердив своё мастерство режиссёра «серьёзного кино», уходит в своей стилистике ещё дальше, теперь полагаясь больше на визуальную насыщенность картины. Несмотря на то, что «поздний» Имоу кодирует свои картины, делая их менее понятными западному зрителю, именно с его «Героя» — 2002 года начался настоящий кассовый успех режиссёра, который был подкреплён в 2004 году, пожалуй, его самым известным популярным — «Дом летающих кинжалов».
В последние годы Чжан Имоу снимает для отечественного зрителя, делая всё более костюмированные, практически театрализованные картины, которые вряд ли способны заинтересовать западного киномана. Но, тем не менее, мы, как бы предвосхищая будущее, без какой-либо иронии можем назвать господина Имоу «Первым покорителем Запада» уже сейчас.
Вонг Кар-Вай «Соблазнитель»
Гонконг – лишь микроскопическое родимое пятнышко на теле континентального Китая, но его вклад в кинематограф значительно серьёзнее, чем у большого соседа. Если Чжан Имоу родился и вырос в КНР, то Вонг Кар-Вай, появившись на свет в Шанхае, уже в возрасте пяти лет вместе с родителями перебрался в Гонконг, где и был сформирован как режиссёр. Вонг Кар-Вай будет назван своими почитателями «Соблазнителем», т.к. именно в его картинах полуобнажённые молодые китайские тела стали появляться не только в сценах героических переходов через реки, но и в постелях. Конечно, гонконгские режиссёры и до господина Кар-Вая поняли все прелести обнажёнки, но именно он, получивший мировую славу, сделал это нормой для китайского кино. Скажите, вы ведь тоже не можете представить себе китайскую психологическую драму без сцены, где отрешённые от мира и суеты любовники что-то немногословно обсуждают?!
Вонг Кар-Вай будет назван своими почитателями «Соблазнителем», т.к. именно в его картинах полуобнажённые молодые китайские тела стали появляться не только в сценах героических переходов через реки, но и в постелях
Среди ранних работ мастера особенно выделяются три: «Пока не высохнут слезы» – 1988 года, где довольно оригинально показана жизнь молодого гонконгского мафиози, «Прах времен» — 1994 года, завоевавший приз в Венеции за лучшую работу оператора, и главная картина режиссёра — «Чунгкингский экспресс», того же 1994 года.
Среди более поздних фильмов Кар-Вая особый интерес у публики вызвало «Любовное настроение» 2000 года, которое считается практически безупречным экземпляром мелодраматического артхауса. Именно после релиза этой картины режиссёр стал известен в России.
Карвай, как и его вышеупомянутый коллега, к началу XXI века тоже стал всё больше уделять внимания визуальной составляющей своих картин, поэтому «Любовное настроение» — это не только глубина взаимоотношений двух, как оказалось преданных людей, но и внешняя красота отношений как таковых.
Последний фильм Кар-Вая «Великий мастер» 2013 года рассказывает нам о знаменитом мастере кунг-фу Ип Мане (том самом учителе Брюса Ли), который тоже уже приобрёл статус легенды, а его жизненный путь, неоднократно экранизированный, воспринимается как осовремененный героический эпос. Что в свою очередь подтверждает мысль о том, что китайцы склонны к идеализации.
Чжон Ву «Великий эмигрант»
Когда смотришь на официальную фильмографию Джона Ву, родившегося в Гуанчжоу, и уехавшего в пятилетнем возрасте в Гонконг вместе с родителями, сложно вообще поверить в то, что он приехал в США только в начале 90-х годов. Среди его боевиков, которые стали классикой этого жанра и существенно обогатили арсенал киноделов экш-фильмов, значатся: «Трудная мишень» 1993 года выпуска с Жан-Клод Ван Даммом в главной роли, «Сломанная стрела» 1995 года с Джоном Траволтой и Кристианом Слэйтером, «Без лица» 1997 года с тем же Траволтой и Николасом Кейджем, а также «Миссия: невыполнима 2» 2000 года, ставшая его самым кассовым хитом и собравшая в мировом прокате более полумиллиарда долларов.
Несмотря на финансовые неудачи, режиссёр не перестал творить, а наоборот — лишь увеличил профессиональную активность
В дальнейшем коммерческие успехи Джона Ву пошли на спад, а вместе с ними и голливудская карьера мастера. Но несмотря на финансовые неудачи, режиссёр не перестал творить, а наоборот — лишь увеличил профессиональную активность, вернувшись в континентальный Китай — с его практически бесконечными бюджетами, которые он способен выделить прославленным режиссёрам, готовым обратиться к темам, воспевающим величие древнего или коммунистического Китая. Поэтому на свет появились такие фильмы, как: «Битва у Красной скалы» 2008 года, «Битва у Красной скалы 2» 2009, «Переправа» 2014 и «Переправа 2» 2015 года.
Тем не менее, Джон Ву, как и «наш» Андрей Кончаловский, долгое время работавший в Голливуде, не сможет «скрыть» свой американский этап, и это вряд ли забудут его почитатели из будущего, поэтому «Великий эмигрант» именно то героическое прозвище, которое подойдёт для него больше остальных. И мне кажется, что ключевое в нем слово — «Великий».
Энг Ли «Цвет небес»
Сейчас это не столь очевидно, но есть довольно большая вероятность того, что Тайвань спустя некоторое время официально станет частью «Большого Китая» и уроженец Тайваньского города Пиндун – знаменитый режиссёр Энг Ли, вполне законно будет считаться деятелем исключительно китайской культуры. Тайвань упорно отстаивает свою независимость уже более 60-ти лет. Такой же неутомимостью отличается и мистер Ли. Он, будучи выпускником Нью-Йоркского университета (по специальности кинопроизводство), около шести лет проживал в США и не имел возможности снимать фильмы, писать и продавать сценарии киностудиям. Только в начале девяностых, когда режиссёру было уже ближе к сорока, нашлись инвесторы, которые поверили в его талант.
Мастер Ли уже в первом своём фильме затронул темы, которые с его точки зрения должны были заинтересовать максимально широкую аудиторию как в родном ему Тайване, так и в коммерчески привлекательных США: уродство коммунистического режима, проблемы «отцов и детей» и, конечно же, — межнациональные браки.
«Толкающие руки» 1992 года не приобрёл особой популярности, но позволил амбициозному режиссёру продолжить творческий процесс. В своей первой относительно успешной с коммерческой точки зрения картине «Свадебный банкет» 1993 года Энг Ли пошёл ещё дальше и расширил список цепляющих тем, рассказав о взаимоотношениях двух гомосексуалистов, которые вынуждены скрывать свою ориентацию от родителей одного из героя. Фильм удостоился приза «Золотой медведь» на берлинском кинофестивале, и был отмечен номинацией на Оскар и Золотой глобус. Не смог завоевать Оскар и следующий фильм режиссёра «Ешь, пей, мужчина, женщина» 1995 года. Но авторитет мастера только креп, что позволило ему в скором времени «пустить корни» на Западе, осваивать крупные бюджеты и приносить киностудии хорошие деньги.
Особыми хитами с коммерческой точки зрения стали: «Разум и чувства» 1995 года, «Крадущийся тигр, затаившийся дракон» 2000 года, «Горбатая гора» 2005 года и «Жизнь Пи» 2012 года
Наибольшую шумиху вызвал его самый провокационный фильм «Горбатая гора», который, как вы помните, поведал историю об однополой любви двух молодых людей, весело проводящих время на американской природе. Скорее всего, годы спустя, когда визуальная составляющая «Жизнь Пи» будет казаться топорной, а «Крадущийся тигр, затаившийся дракон» станет нафталиновой классикой, «Горбатая гора» по-прежнему будет эпатировать своих зрителей. Поэтому вполне вероятно, что «Цвет небес» будет ассоциироваться именно с мастером Ли и никем другим.
Топ китайских боевиков, топ китайских фильмов, лучшие фильмы Китая, список фильмом
Фильмы, снятые режиссерами из Поднебесной, успешно конкурируют в мировом прокате и кинематографе с европейскими и голливудскими. Китайские картины всегда вызывают интерес у зрителей, которые знают, что фильмы из КНР отличаются лихо закрученным сюжетом, невероятными поворотами событий, динамикой и интересными концовками.
Китайские киноработы снимаются в разных жанрах и стилях – от фэнтези до боевиков, приключений, детективов. Присутствуют элементы драмы, психоделического кино, трагедии, комедии, мелодрамы. Очень много китайцы снимают о своей истории и культуре.
Китайская классика
Есть два фильма, которые обязательно смотрят все поколения жителей Поднебесной. Кино «Ангел с улицы» сняли в 1937 г., совместив в картине три жанра – драму, комедию, мюзикл. Сюжет строиться вокруг судеб двух сестер Сяо Юнь и Сяо Хо. Первая стала проституткой, а вторая – певицей, выступающая в публичном доме. Жизнь сестер сложная и невеселая, но помогают им справиться со сложностями новые друзья.
Вторая картина из разряда «классика» называется «Весна в городке», была выпущена на экраны в 1948 г. Фильм считается мелодрамой, рассказывает о жизни героини Чоу Юйвэнь, которая живет с нелюбимым мужем. Он тоже перестал испытывать любовь к своей супруге. При этом они продолжают заботиться друг о друге. Потом героиня встречает друга детства по имени Чжан Чжичэнь. Ей предстоит сделать сложный выбор – пойти за велением сердца или остаться с мужем, которого она не любит.
ТОП кинокартин 1980-х гг.
Активнее всего кинематограф в Китайской Народной Республике начал развиваться в 1980-е гг. и эта тенденция продолжается до этих пор. Смещаются только акценты в кинопроизводстве. К самым лучшим картинам 1980-х годов относятся:
- «Зу: Воины с волшебной горы», 1983 год, жанр средневекового фэнтези. Кино рассказывает о боевых искусствах, магии, власти, традиционных искусствах Китая. Понравится картина тем, кто хочет глубже познакомиться художественной культурой китайского общества.
- «Последний император», 1987 год, жанр история. Снимали китайцы совместно с другими странами. Посвящена картина жизни последнего китайского императора.
- «Лай Чи, последний китайский евнух», 1988 год, историческое кино. В картине рассказывается о такой группе китайского общества, как евнухи, которые были жертвами периода феодализма. Многие китайцы считали, что попадая в евнухи, мужчины обеспечивают себе богатство и статус в обществе. За кулисами оставалась жестокость и реальное положение дел при дворе императора.
В 1980-е гг. кинопроизводство в КНР находилось в упадке, поскольку надо было искать новые жанры, снимать более качественное кино и конкурировать все время с другими видами развлечениями. Перечисленные картины, как и многие другие, снятые в то время, демонстрировали, что общество переживает психологические травмы. Они были вызваны различными периодами истории, кино стало инструментом, рассказывающее и о травмах, и о национальной культуре китайцев.
Какие фильмы 1990-х годов китайцы считают лучшими?
В этот период киноиндустрия находилась под влиянием так называемого «шестого поколения режиссеров из КНР». Это были люди, которые снимали фильмы, как кинолюбители. В 1990-е гг. не было постоянного финансирования со стороны государства или других источников поступления денег на снятия картин. Поэтому режиссеры снимали малобюджетные картины, используя довольно дешевую технику. Это были первые цифровые камеры или аппарат, заправленный 16-тимиллиметровой пленкой.
Денег на оплату гонораров у режиссеров не было, поэтому главные роли играли непрофессиональные актеры. Часто картины 1990-х годов были экспериментальными площадками, на которых совмещались разные киножанры. Более качественное кино получалось во время сотрудничества с режиссерами из Америки и Европы. Несмотря на определенный упадок индустрии кино в 1990-е, «золотой фонд» китайского кинематографа был пополнен многими картинами. К ним относятся:
- «Прощай, моя наложница», 1993 год, жанр – драма, мелодрама, музыкальный фильм. Фильм о двух друзьях, которые стали актерами и играют всю свою жизнь в одном драме. За это время они ссорились, мирились, но все равно оставались друзьями. Картина – центральное произведение режиссеров 5-го поколения, получила большое количество наград на международных и европейских фестивалях, в том числе «Золотую пальмовую ветвь».
- «Зажги красный фонарь», 1991 год, жанр – драма. Кино рассказывает о 1920-х гг., главная героиня Сунлянь учится в университете, пока не умирает ее отец. Потом ее выдают замуж за человека, у которого уже есть три жены. Сунлянь – самая молодая из всех жен, из-за чего последние начинают ревновать супруга к молодой девушке. Примечательна картина тем, что рассказывает о самых разных традициях, существующих в тех или иных регионах Китая.
- «Виртуоз», 1990 год, жанр – боевые искусства (уся). Отличная картина, которая переносит зрителя в мир борьбы на мечах и традиционных китайских боевых искусств.
- «Жить», 1994 год, жанр – история. Эпическое кино о тома, как одна семья в Китае в 1950-х гг. оказалась в эпицентре масштабных событий. Сначала они стали свидетелями гражданской войны, а потом Культурной революции. Фильм сняли с кинопроката, поскольку в нем звучит критика коммунистического правительства и политики, которую оно проводило. В Каннах на кинофестивале картина получила три премии.
- «Под жарким солнцем», 1994 год, жанр – мелодрама. Режиссер Цзян Вэнь пытался показать события культурной революции глазами подростка, которого совсем не заботят политика и то, что происходит в Китае. Основные аспекты – жаркое лето, разборки на улицах, влюбленность, дух свободы.
- «Чукингский экспресс», 1994 год, жанр – криминал, мелодрама и драма. Снимал режиссер Вонг Карвай, работа которого сильно впечатлила Квентина Тарантино, поэтому он способствовал прокату картины в США. Фильм состоит из двух частей. Первая рассказывает о страданиях молодого полицейского, который потерял любовь. Вторая часть – тоже о молодом полицейском со своими проблемами. В картине присутствуют наркодилерша, официантка закусочной. Карвай показывает встречи, которые меняют судьбы людей, об одиночестве, нежности, расставаниях, мечтах.
- «Цю Цзю идет в суд», 1992 год, жанр – комедия и драма. По сути, фильм о борьбе за справедливость. У крестьянки Цю Цзю есть муж, которого избил староста деревни, поэтому не смог работать до полного выздоровления. Чиновник заставляет выплатить виновника компенсацию, но староста при этом вину не признал. Из-за этого Цю Цзю начинает бороться против главы деревни, сталкиваясь с многими проблемами на своем пути.
Фильмы нового китайского кино
В 2000-х гг. производство стало меняться в сторону улучшения. Способствовало этому передача Португалией и Британией Гонконга и Макао в состав Китайской Народной Республики. Появились совместно снятые картины, которые позволили китайцам и жителям других стран увидеть другие стороны общества и страны.
В рейтинг популярных фильмов входят:
- «Двойная рокировка», 2002 год, жанр – криминал, триллер, драма. Рассказывает о мафии Гонконга, куда внедрили полицейского. Остросюжетный фильм с тонкой актерской игрой и психологической напряженностью.
- «Ип Манн», 2008 год, жанр – драма и боевик. Кино основано на биографии Ип Мана, который тренировал и наставлял Брюса Ли. Ип Ман создал первую школу, где преподавали искусство вин-чунь. Одновременно с этим проводится линия о противостоянии героя японским оккупантам во Второй мировой войне.
- «Любовное настроение», 2000 год, жанр – драма и мелодрама. Картина рассказывает о любви мужчины и женщины, которые встретились случайно. Режиссер Вонг Карвай сумел передать все жесты, эмоции, чувства влюбленных, печальную и лирическую атмосферу тонкой и мимолетной любви. События происходят в Гонконге 1960-х гг., который тогда находился под контролем Британии.
- «Сити 24», 2008 год, жанр – драма. В городе Чэнду власти решают снести старый завод, чтобы на его месте построить современный элитный жилой комплекс. Режиссер Цзя Чжанкэ совместил в картине документальные кадры и настоящие интервью, которые идут по очереди со сценами, снятыми в псевдодокументальном стиле. Кино «Сити 24» показывает и реакцию людей – пожилых, среднего возраста, молодых – на решение построить новый комплекс на месте завода, на котором работали когда-то многие жители Чэнду.
- «Город жизни и смерти», 2009 год, жанр – история, драма, военный. Снимал кино режиссер Лу Чуань, сумевший рассказать о резне в Нанкине в 1937 году. Особенность картины – события показаны через рассказы жителей и защитников Нанкина, а также через восприятие солдата, служившего в японской армии. Полного реализма удалось достичь с помощью черно-белой съемки, которая очень напоминает документальную хронику.
- «Крадущийся тигр, затаившийся дракон», 2000 год, жанр – фэнтези, мелодрама, боевик. Кино получило четыре «Оскара» от Американской Киноакадемии, а также множество других призов и премий на фестивалях и конкурсах. Сюжет о приключениях, которые случаются с главными героями во время поиска артефакта с волшебными свойствами. Любовная драма переплетенная с восточной философией, боевыми трюками, полетами держит зрителей в напряжении до конца просмотра.
- «Вожделение», 2007 год, жанр – военный, мелодрама, драма и триллер. События происходят в 1938 году, когда Китай оккупировала японская армия. В результате чего, группа студентов начинают планировать освобождение страны от оккупантов. Они хотят убить коллаборациониста по имени господин И., который пользуется в китайском обществе огромным влиянием и авторитетом. Его доверие должна завоевать девушка Цзячжи, входящая в группу борьбы с оккупантами. Она должна заманить господина И. в ловушку, чтобы там его убили ее друзья. Тем не менее, события в какой-то момент начинают разворачиваться не так, как планировалось.
- «Герой», 2002 год, жанр – драма, боевик, фэнтези. Это притча, которая знакомит зрителей с основами конфуцианства, в том числе с понятиями «справедливость», «долг», «мудрость», «доблесть». Герой без имени приезжает к императорскому двору династии Цинь и говорит, что он сам смог победить трех врагов, которые угрожали жизни императору. Правду правителю, как и зрителям, предстоит узнать не сразу. Будут показаны три версии событий, о которых идет речь в фильме. Сюжет отличается глубиной, захватывающим характером, а также прекрасным визуальным рядом. Для настоящих эстетов фильм принесет настоящее удовольствие и наслаждение.
С 2010-х гг. количество китайских фильмов, снятых самостоятельно или при сотрудничестве режиссеров из Европы, США, других стран Азии, увеличилось. Украшением кинематографа являются такие картины, как «Землетрясение» (2010), «Охота на монстра», «Кайли-блюз», «Меч дракона», «Тотем волка» (все фильмы вышли в прокат и на телеэкраны в 2015 году).
Таким образом, кинопроизводство Китая активно развивается, что видно по картинам, получающие большое количество положительных отзывов от критиков и ценителей качественного кино. Киноискусство отмечено и многочисленными призами, премиями, многомиллионными начислениями от продажи билетов.
Жанровое разнообразие – огромное. Нельзя сказать, что китайские режиссеры придерживаются только одного стиля или жанра. Есть фэнтези, классические боевики, трагедии и боевики. Но лучшие фильмы сняты в жанрах, где соединена психоделика, история, боевые искусства, традиционное китайское общество, приключения и фэнтези. ТОП-20 лучших фильмов – это возможность познакомиться с Поднебесной, ее жителями, традициями и культурой. Для многих зрителей и иностранцев стало открытием, что такая коммунистическая страна, как Китай, способна делать качественное и остросюжетное кино, на которое люди с удовольствием ходят в кинотеатры в разных странах мира.
15 лучших китайских фильмов — Лайфхакер
Герой
- Фэнтези, боевик, драма, 2002 год.
- Длительность: 96 минут.
- IMDb: 7,9.
Притча, иллюстрирующая конфуцианские представления о справедливости и долге, мудрости и доблести. Безымянный герой прибывает ко двору правителя династии Цинь и рассказывает, как он победил трёх врагов, угрожающих жизни правителя. Однако истина открывается не сразу: мы увидим сразу три варианта событий, о которых идёт речь.
Захватывающий и глубокий сюжет дополняет прекрасный визуальный ряд: фильм непременно доставит вам эстетическое удовольствие.
Смотреть в iTunes →
Прощай, моя наложница
- Драма, мелодрама, 1993 год.
- Длительность: 156 минут.
- IMDb: 8,1.
Фильм о том, как искусство становится жизнью, а жизнь — искусством. Это история двух актёров Пекинской оперы и бывшей куртизанки, которая оказалась тесно с ними связана. Представления на сцене и закулисные события проходят на фоне политических потрясений, и это сочетание дарит динамичный сюжет, эмоциональную глубину и возможность погрузиться в атмосферу Пекина первой половины XX века.
Картина считается одним из центральных произведений так называемого пятого поколения китайских режиссёров и удостоилась «Золотой пальмовой ветви» и множества других зарубежных кинонаград.
Землетрясение
- Драма, 2010 год.
- Длительность: 136 минут.
- IMDb: 7,6.
Таншаньское землетрясение 1976 года унесло жизни сотен тысяч людей и стало вторым по смертоносности в истории человечества. Именно этой катастрофе посвящён фильм режиссёра Фэн Сяогана.
Маленькие дочь и сын Ли Юаньни попали под завал. У матери был шанс спасти только одного ребёнка, иначе погибли бы оба. Женщине пришлось сделать самый тяжёлый выбор — и жить с этим дальше.
Смотреть в iTunes →
Жить
- Драма, военный, история, 1994 год.
- Длительность: 133 минуты.
- IMDb: 8,3.
Эпическая сага Чжана Имоу о том, как одна семья, когда-то богатая и влиятельная, переживала масштабные исторические события середины XX века: гражданскую войну в Китае и «культурную революцию».
На родине фильм попал под запрет за критику политики коммунистического правительства. Однако за рубежом картину оценили по достоинству и наградили тремя премиями на Каннском кинофестивале 1994 года.
Двойная рокировка
- Триллер, драма, криминал, 2002 год.
- Длительность: 101 минута.
- IMDb: 8,1.
Босс гонконгской мафии внедряет в полицию своего человека. Однако среди его приближённых тоже есть «крот» — полицейский под прикрытием. Обе стороны стремятся разоблачить друг друга, и начинается смертельно опасная игра.
Если завязка кажется вам знакомой, то, вероятно, вы смотрели «Отступников» Скорсезе, получивших четыре «Оскара». Это ремейк «Двойной рокировки», которую по психологической напряжённости, выверенности сюжета и тонкости актёрской игры мало что может превзойти.
Смотреть в iTunes →
Подними красный фонарь
- Драма, мелодрама, история, 1991 год.
- Длительность: 125 минут.
- IMDb: 8,2.
Действие этой камерной драмы происходит в поместье богатого китайского феодала. Юную Сунлянь продают ему в жёны, и девушка становится младшей, четвёртой госпожой. Все обитатели поместья обязаны соблюдать разнообразные традиции и ритуалы, а за внимание господина изощрёнными способами ведётся война, скрытая от глаз посторонних.
Ип Ман
- Боевик, драма, 2008 год.
- Длительность: 106 минут.
- IMDb: 8,1.
Фильм основан на реальных событиях из жизни мастера боевых искусств Ип Мана — наставника легендарного Брюса Ли. Ип Ман первым открыл школу стиля вин-чунь и тщательно отбирал достойных учеников. А в картине показано его противостояние японским оккупантам во время Второй японо-китайской войны. Рекомендуется к просмотру всем любителям боевых искусств и историй о силе духа, доблести и чести.
Смотреть в iTunes →
Любовное настроение
- Драма, мелодрама, 2000 год.
- Длительность: 98 минут.
- IMDb: 8,1.
Умение превратить самый банальный сюжет в произведение искусства — это свидетельство истинного мастерства художника. Старая как мир история о мужчине и женщине, которых случайно свела судьба, становится лёгкой и лиричной, печальной и мимолётной, как летние вечера. Вонг Карвай не упускает ни одной детали, и в результате взгляды и жесты, музыка, цвет и атмосфера Гонконга 60-х создают настоящее волшебство.
Сити 24
- Драма, 2008 год.
- Длительность: 107 минут.
- IMDb: 7,1.
Власти города Чэнду принимают решение снести старый завод и построить на его месте элитный жилой комплекс. Чтобы показать, как это событие повлияло на жизни людей разных поколений и социальных слоёв, режиссёр Цзя Чжанкэ использует необычную форму: документальные кадры и настоящие интервью сочетаются со сценами в стиле псевдодокументалистики.
Под жарким солнцем
- Драма, история, 1994 год.
- Длительность: 140 минут.
- IMDb: 8,3.
Ещё одно художественное осмысление «культурной революции» в Китае, только теперь глазами подростка, которого мало заботит происходящее в стране. Жаркое лето, дух свободы, уличные разборки и первая влюблённость — в этом фильме нет политики, только ностальгия по прекрасной юности. Режиссёр фильма Цзян Вэнь говорил, что многие события фильма основываются на его воспоминаниях.
Город жизни и смерти
- Драма, военный, история, 2009 год.
- Длительность: 133 минуты.
- IMDb: 7,7.
Работа режиссёра Лу Чуаня, посвящённая нанкинской резне, которая происходила зимой 1937 года. События показаны не только глазами защитников и жителей города, но и с точки зрения солдата армии японских оккупантов, а чёрно-белая съёмка напоминает о документальной хронике и придаёт реализма. Фильм берёт за живое и несёт явный гуманистический посыл: война — это только ужас, потери и боль.
Крадущийся тигр, затаившийся дракон
- Фэнтези, боевик, мелодрама, 2000 год.
- Длительность: 120 минут.
- IMDb: 7,9.
Этот фильм, заслуженно любимый критиками и зрителями, собрал целый ворох премий, в том числе четыре «Оскара», и был очень успешен в прокате. Иначе и быть не могло: динамичный приключенческий сюжет, закрученный вокруг волшебного артефакта, замечательная актёрская игра, восточная философия, любовная драма и, конечно, свойственные жанру боевые трюки и полёты. Отличный выбор, если хочется качественного и зрелищного экшена, а американские фильмы про супергероев уже поднадоели.
Смотреть в iTunes →
Чунгкингский экспресс
- Драма, мелодрама, криминал, 1994 год.
- Длительность: 102 минуты.
- IMDb: 8,1.
Ещё одна уникальная по своему стилю картина из раннего творчества Вонга Карвая. Она состоит из двух историй: первая — о молодом полицейском, страдающем из-за потерянной любви, а вторая… о другом молодом полицейском, у которого в личной жизни тоже всё совсем не гладко. В наличии загадочная наркодилерша и чудна́я официантка закусочной, странные привычки, судьбоносные встречи и расставания, одиночество и нежность, мечты и много-много настоящих человеческих чувств.
В качестве ещё одного довода, почему фильм стоит посмотреть: Квентина Тарантино он настолько впечатлил, что режиссёр самостоятельно организовал его прокат в США.
Вожделение
- Триллер, драма, мелодрама, военный, 2007 год.
- Длительность: 157 минут.
- IMDb: 7,6.
1938 год. На территории, оккупированной японской армией, группа китайских студентов планирует внести свой вклад в освобождение родной страны — убить влиятельного коллаборациониста господина И. У юной и привлекательной Цзячжи своя роль в этом плане — завоевать доверие господина И и заманить того в ловушку. Однако, как можно предугадать, всё окажется совсем не так просто.
Смотреть в iTunes →
Смотреть в Google Play →
Цю Цзю идёт в суд
- Драма, комедия, 1992 год.
- Длительность: 101 минута.
- IMDb: 7,6.
Муж крестьянки Цю Цзю пострадал от рук деревенского старосты и не мог работать, пока травма не зажила. Хотя местный чиновник убедил старосту выплатить компенсацию за лечение, тот отказался признавать свою вину. Это, по мнению Цю Цзю, совершенно возмутительно, и она готова пройти все круги бюрократического ада, чтобы восстановить справедливость.
Многие уличные сцены снимались скрытой камерой, так что фильм даёт редкую возможность понаблюдать за повседневной жизнью китайской глубинки начала 90-х годов — и происходящее на экране нередко вызывает какое-то иррациональное узнавание.
Смотреть в iTunes →
Читайте также
История кинематографа Китая • Новостной портал PRC.today – бизнес в Китае и актуальная полезная информация О Китае
Фильмы, созданные творческими деятелями государства Восточной Азии по своему уникальны и способны вызывать интерес и любопытство у зрителей. Но для того, чтобы выйти на мировой уровень, стране и режиссерам пришлось пройти долгий тернистый путь…
История происхождения кино в Китае
Зарождение киноиндустрии
Во втором тысячелетии до нашей эры в Китае был создан театр теней. Представление включало в себя движущиеся изображения, которые сопровождались повествовательным рассказом актеров и музыкальной игрой оркестра. Именно такой вид искусства стал прародителем будущего кино.
Необычным новшеством для людей стала первая демонстрация западных кинолент. Она состоялась в одном из парков Шанхая 11 августа 1896 года. А в 1905 году Жэнь Цинтай (пекинский фотограф) создал первый короткий фильм. Фотохудожник снял на движущуюся ленту сцены из спектакля музыкальной драмы «Гора Динзцюнь». Так началась эпоха кино в Китае.
Более профессиональный подход к созданию кино начался с появления в 1909 году первой кинокомпании под названием «Азия фильм». На этой студии было снято несколько кинолент, однако ни одна из них не имела успеха. Компания понесла убытки, а с началом первой мировой войны окончательно закрылась. Фильмы перестали сниматься.
Подъем кинематографа начал проявляться, благодаря стараниям сотрудников новой студии – «Минсин». Компания была образована двумя компаньонами – Чжан Шичуань и Чжэн Чжэнцю в 1922 году. Владельцы студии ориентировались на создание картин с глубокой моралью. Так, вышедшая кинокартина «Сирота спасает деда» покорила публику. Наравне с «Минсин» выстроились в ряд студии «Тяньи» и «Ляньхуа». Эти три компании были доминирующими на рынке кино в стране, несмотря на появившиеся позже другие киностудии. Это время можно считать периодом расцвета китайской киноиндустрии.
Военное время
Из-за начала военных действий между Японией и Китаем, для всей страны и для искусства в том числе начался сложный период.
Государство усилило контроль по отношению к киноиндустрии и использовало ее в пропагандистских целях.
Многие кинокомпании на этом фоне закрылись, а специалисты в области кино бежали из города. Те, кто остались, находились не в лучшем положении.
Давление власти не давало возможности создавать кино в полной мере и раскрывать желаемый замысел. Развитие киноиндустрии продолжилось после 1945 года. На месте бывших успешных киностудий возникли новые.
Эпоха 1950-1960 годов
После образования КНР, кинопроизводству власти стали уделять особое внимание.
Начали сниматься фильмы, сосредоточенные на жизни рабочих, солдат и крестьян.
История частных кинокомпаний завершилась, так как в середине пятидесятых годов они были объединены в Шанхайское кинопроизводство. В этот же период открывается Пекинская киноакадемия. Она стала толчком для людей, желающих обучаться киноискусству.
Этап неустойчивого развития
Культурная революция, которая возникла из-за разлада в отношениях между СССР и КНР, привела к кризису и спровоцировала появление ограничений для кинематографа.
Большинство фильмов подверглись запрету, а определенные режиссеры были репрессированы.
К началу семидесятых годов кинопроизводство возродилось, но находилось под строгим контролем государства.
Окончание культурной революции привело к тому, что создаваемые фильмы несли в себе тяжелый посыл и отражали полученные психологические травмы людей от пережитого непростого времени.
Современная ситуация
С середины восьмидесятых годов начался период нового кино. Стало возможным сотрудничество с иностранными режиссерами.
На сегодняшний момент существует большое количество как совместных проектов кинокомпаний восточного государства с другими странами, так и самостоятельных китайских фильмов, не отличающихся по масштабу и зрелищности от кинопроизведений всего мира.
Особенности культуры кино в Китае
Государство Восточной Азии имеет большой опыт художественного, политического и философского развития и является родиной одной из самых древних цивилизаций мира.
Несомненно, эти знания отражаются и в киноискусстве, что делает фильмы особенными. Кинематограф Поднебесной отличается от киноиндустрии западного мира. Его смело можно рассматривать в качестве источника изучения местного менталитета.
Воспитательный процесс
Для китайского зрителя большое значение имеют нравственные и семейные ценности. Чтобы фильмы были востребованы, в них должен быть включен жизненный сюжет, поставлена проблема, имеющая положительный смысл, и желательна хорошая концовка.
Любая кинокартина, которая выходит в стране, проходит цензуру. Таков регламент китайского законодательства.
Сцены жестокости и сексуального характера не допускаются к воспроизведению.
Боевые искусства
Важной отличительной особенностью китайского кино является демонстрация боевых искусств в исполнении профессиональных каскадеров и опытных актеров.
Эти сцены умело вписываются в сюжет. Все элементы взаимосвязаны между собой и каждый момент боя продуман и органично смотрится в кадре.
Вкупе с интересным художественным замыслом и талантливым исполнением боевых техник специалистами, картины производят завораживающий эффект.
Отображение традиций
Создатели кинолент также считают важным включать в сюжет образы легенд и преданий; иллюстрировать традиционность быта страны.
Красота природы
Окружающий мир и его образность являются предметом любования для любого режиссера востока, поэтому природа – неотъемлемая часть фильмов в Китае.
Фильмы
«Крадущийся тигр, затаившийся дракон»
Кинокартина включает в себя лихо закрученный сюжет.
Все начинается с похищения магического меча злоумышленниками, который в состоянии вернуть лишь мастер Ли Мубай. Драма, переплетенная с восточной философией и боевыми трюками.
Данный фильм – своеобразная головоломка, построенная на канонах и традициях страны. Каждый персонаж отображает определенный символ.
Одного просмотра недостаточно, чтобы понять многогранность картины и заметить все детали.
Фильм получил множество наград, в том числе четыре Оскара от Американской киноакадемии.
«Петля времени»
Этот научно-фантастический фильм является успешным проектом совместного производства КНР и США. Кинокартина интересна сочетанием нескольких жанров: боевик, с элементами философской драмы и триллера.
В фильме существует несколько сюжетных линий, что может вызвать особый интерес у зрителя.
«Под ветвями боярышника»
Действие фильма происходит после культурной революции.
Сюжет повествует о непростой судьбе юноши и девушки и демонстрирует строгость правил того времени. Влюбленная пара встает перед выбором между чувствами и жизненными обстоятельствами, а также проходит иные испытания.
Кинематограф Китая прошел долгий путь от становления до сегодняшнего дня. Несмотря на это, киноиндустрия страны активно развивается и имеет огромное жанровое разнообразие.
Зрители и критики по всему миру принимают работы государства Восточной Азии. Это видно по картинам, которые получают положительные оценки и международные награды.
Благодарим за прочтение! Поделитесь своим мнением об этой статье в комментариях.
Читайте также на нашем сайте:
Города Китая: Чанчунь
Туристический город Тайбэй
Центральный банк за повышение уровня макро-левереджа
10 шедевров китайского кинематографа XXI века
В этом веке китайский кинематограф продолжает свой триумфальный взлёт, начавшийся в 1990-х годах. Успеху новых интересных релизов из материкового Китая, Гонконга и Тайваня способствуют мультиплексы, присутствие на ведущих кинофестивалях и распространение через специализированные DVD-лейблы. У китайского кино есть очарование, привлекающее широкую международную аудиторию, которой интересно всё – от сурового реализма до фантастического эскапизма.
Итак, вот список лучших лент из материкового Китая, Гонконга и Тайваня, созданных за последние 15 лет. Поскольку начало века считается с 2001 года, в перечень не попали такие несомненные шедевры как «Любовное настроение», «Река Сучжоу» и «Один и два», вышедшие на экраны годом ранее.
«Вдоль моста Блю Гэйт» (2002)
Режиссёр: Чи-йен Йи
Сюжет этой нежной молодёжной драмы разворачивается вокруг невинного любовного треугольника. Девушка по имени Юэчжэнь влюбляется в звезду школы – пловца Чжана. Она просит лучшую подругу Мэн помочь ей привлечь внимание объекта своей страсти. И не подозревает, что Чжана больше интересует Мэн, а та на самом деле испытывает чувства к Юэчжэнь. Героиня принимает случайное внимание своего возлюбленного за знаки любви, а Мэн приходится быть посредницей в совершенно нежеланном деле.
Кадр из фильма «Вдоль моста Блю Гэйт» (2002).
«Вдоль моста Блю Гэйт» выделяется из других любовных историй, прежде всего, чутким отношением режиссёра к своим героям, которые ещё не умеют выражать свои чувства. А также его поиском нежной красоты в, казалось бы, обыденном поведении подростков. Более десятилетия спустя Чи-йен Йи вернулся к подростковым комедиям, сняв сатирический фильм «Салют, Сунь Ятсен!» (2015).
«Двойная рокировка» (2002)
Режиссёры: Эндрю Лау и Алан Мак
Затейливая игра в кошки-мышки на фоне ярких урбанистических пейзажей Гонконга. Главные герои-антиподы «Двойной рокировки» – пара «кротов». Первый – член триады Лау Киньмин (его роль исполнил сорежиссёр фильма Энди Лау), который проник в полицию и быстро продвигается по службе. Второй – офицер Чань Винъянь, внедрившийся в преступную организацию под прикрытием. Зная друг о друге немногое, они участвуют в битве умов, которая достигает потрясающей кульминации на крыше.
Кадр из фильма «Двойная рокировка» (2002).
У «Двойной рокировки» есть значительное наследие – этот фильм лёг в основу криминальной драмы Мартина Скорсезе «Отступники» (2006), а также стал движущей силой для китайских криминальных триллеров, таких как «Признания боли» (2006) и «Осведомитель» (2010).
«Глухая шахта» (2003)
режиссёр Ян Ли
Отчасти соцреализм, отчасти фильм-нуар и отчасти чёрная комедия. «Глухая шахта» – это обвинительный акт отсутствию морали на обоих концах экономического спектра Китая. Ян Ли рассказывает историю гнусной парочки – шахтёров по имени Сун и Тан. Они придумали аферу со страховкой: найти деревенского парнишку, выдать его за члена семьи, устроить на работу в шахте, а затем выдать его убийство за несчастный случай и потребовать компенсации от администрации во избежание огласки. Оба готовы пойти до конца, чтобы избавиться от своего «родственника» – наивного 16-летнего Юаня. Однако ситуация начинает усложняться…
Кадр из фильма «Глухая шахта» (2003).
«Выборы» и «Выборы 2» (2005 – 2006)
Режиссёр: Джонни То
Эти две высококлассные ленты от Джонни То составляют один из величайших эпосов современного китайского кино. Первая рассказывает о предвыборной кампании двух кандидатов на лидерство в мощной гонконгской триаде Вошинво. Один из них, Лэм Лок – спокойный и уравновешенный стратег, который обращается к традиционным ценностям старейшин-«избирателей». Его антагонист Большой Ди вспыльчив и агрессивен. Лок выходит победителем, но во втором фильме отчаянно добивается перевыборов на второй срок, что противоречит обычаям преступной организации. В то же время его коллега Джимми, высокообразованный член клана, пытается организовать легальный бизнес в материковом Китае.
Кадр из фильма «Выборы 2» (2006).
Премьеры обоих фильмов прошли на Каннском фестивале. Сцены жестокого насилия, снятые в натуралистичной манере, не только развеивают зачастую романтические мифы о триадах, но и представляют политическую аллегорию передачи Гонконга Китаю. В первом фильме членам организации приходится делать выбор между достоинством (Лок) и звонкой монетой (Большой Ди), а сиквел подчёркивает возрастающее влияние материка на предприятия в Гонконге.
«Три времени» (2005)
Режиссёр: Хоу Сяосянь
Блестящий триптих Хоу Сяосяня, в котором одна и та же история повторяется трижды – в 1911-м, 1966-м и 2005 годах. Режиссёр показывает, как социально-политическая ситуация разобщает людей, независимо от уровня личных свобод. Во всех трёх эпизодах главные роли исполняет одна пара актёров – Шу Ци и Чан Чэнь.
Кадр из фильма «Три времени» (2005), эпизод «1966».
Каждый эпизод сработан «на отлично», но 1966-й выделяется особо. Рассказ о солдате, который перед долгим возвращением на базу ужинает с возлюбленной под музыку «Дождь и слёзы» группы «Дитя Афродиты», считается одним из самых вдохновляющих в творчестве Хоу.
«Натюрморт» (2006)
Режиссёр: Цзя Чжанкэ
Строительство плотины «Три ущелья», которое потребовало переселения 1,3 миллиона человек, стало метафорой преобразований Китая в наблюдениях Цзя Чжанкэ за быстро меняющимся пейзажем. Он показывает эти сейсмические сдвиги через истории двух людей, которые приехали в обречённый на затопление город на реке Янцзы в поисках исчезнувших супругов.
Кадр из фильма «Натюрморт» (2006).
Цзя использует гипнотические широкие панорамы, длинные планы и медленное движение камеры за актёрами. Сюрреализма добавляют элементы научной фантастики (мужчины в костюмах химзащиты на сносе зданий, попытка подстрелить НЛО в небе) и магического реализма (канатоходец, идущий между двумя зданиями, предназначенными на снос). Всё это создаёт абстрактные связи между прошлым, настоящим и будущим этого региона.
«Летний дворец» (2006)
Режиссёр: Лоу Е
«Летний дворец» – это эмоциональный портрет молодёжной неудовлетворённости, воплощённый в тревожной эстетике Лоу Е и смелой игре актрисы Лэй Хао. Она исполняет роль студентки Юй Хун, которая уехала из родной деревни в конце 80-х и поступила в столичный университет (вымышленный институт, прототипом которого является Пекинский университет). Девушка вяло реагирует на студенческие протесты того времени, предпочитая искать свободу в сексуальных авантюрах с Чжоу Вэем, который испытывает пределы её тела и души.
Кадр из фильма «Летний дворец» (2006).
Травма – часто встречающаяся тема в современном азиатском кино. И значительная часть «Летнего дворца», когда Ю, Чжоу и членов их компании носит по Китаю и Европе, посвящена непрерывным негативным последствиям трагических событий на площади Тяньаньмэнь 4 июня 1989 года. Этот фильм – бескомпромиссный рассказ о жизнях, ощутивших мимолётную полноту, но в итоге проигравших государству, которое перекраивает современную историю.
«Город жизни и смерти» (2009)
Режиссёр: Лу Чуань
«Город жизни и смерти» воссоздаёт события резни в ходе Второй японо-китайской войны 1937 года. Японские войска захватили Нанкин, который тогда был столицей Китая. Из персонажей с обеих сторон Лу Чуань складывает душераздирающую мозаику, в которой крупномасштабные бои сменяются личными драмами – следствием варварства, отчаяния, паники и героизма.
Изначально «Город жизни и смерти» (2009) был снят в цвете, но стал чёрно-белым при монтаже.
Главные персонажи «Города жизни и смерти» – проститутка Сяо Цзян, учительница мисс Цзян и солдат Лу Цзяньсюн. Человечный подход режиссёра к изображению японских солдат Кадокавы и Иды вызвал возмущение в Китае. Однако его акцент на внутреннем конфликте героев по отношению к царящим зверствам иллюстрирует психологическое воздействие такой свирепости на агрессора. Ещё одно действующее лицо Джон Рабе показан как порядочный человек, чья совесть скомпрометирована необходимостью поддерживать политические связи в интересах бизнеса.
Этот чёрно-белый фильм с точными диалогами передаёт моральные дилеммы и мимолётные моменты надежды на фоне ужасов разорённого войной Нанкина.
«Великий мастер» (2013)
Режиссёр: Вонг Карвай
Сага Вонг Карвая – одна из многих кинематографических попыток воспроизвести биографию легендарного мастера боевых искусств вин-чунь Ип Мана, хотя, безусловно, самая блистательная. Режиссёр уже снимал в жанре «уся» (китайское фэнтези с упором на восточные единоборства), но теперь переместился на новую территорию. «Великий мастер» – рафинированное историческое произведение, которое построено на известных фактах из жизни своего героя (хотя, как и в других лентах, остальная часть выдумана). Здесь ощутима тема одиночества – повторяющийся мотив в творчестве Вонг Карвая.
Кадр из фильма «Великий мастер» (2013).
Режиссёр рассказывает о пути Ип Мана к известности на фоне бурлящего Китая ХХ века. Особое внимание уделено роману главного героя с Гун Эр (её сыграла Чжан Цзыи – одна из самых популярных китайских актрис нашего времени), которая воплощает эзотерические боевые традиции Северного Китая и оказывается инь-янь Ип Мана.
«Бродячие псы» (2013)
Режиссёр: Цай Минлян
«Бродячие псы» представляет собой скорее набор обстоятельств, а не повествование. Мужчина и двое его маленьких детей, сын и дочь, остались без крова в Тайбэе. Отец пытается наскрести хоть немного денег, стоя с рекламной табличкой на оживлённой транспортной магистрали. В это время дети торчат в супермаркетах, где могут съесть бесплатные образцы продуктов, или блуждают по безлюдным пейзажам. Семья ютится в заброшенных зданиях и моется в общественных уборных.
Кадр из фильма «Бродячие псы» (2013).
Фильм не предполагает реального начала и конца, а прошлое трёх героев остаётся неопределённым. Лента смонтирована как серия бессловесных эпизодов, продолжительностью иногда более десяти минут: отец, работающий под проливным дождём, поедающий капусту, которую его дочь превратила в куклу; празднование дня рождения в заброшенном месте. Используя почти невыносимые паузы и неподвижные композиции, позволяющие в деталях разглядеть все подробности убогого быта «отбросов общества», Цай заставляет зрителя задуматься над тем, что чувствуют эти люди.
По материалам статьи Джона Берра.
Кино за Великой стеной: история китайского кинематографа
Почему в России не смотрят китайское кино? Ответ прост: потому что о нем ничего не известно. Нет, все знают Джеки Чана. Но забавные трюки и кунфу — не основа китайского кинематографа. Во многих фильмах нет боевых искусств, либо они преподнесены совсем иначе. И всё же это Китай. О таком кино мне бы и хотелось рассказать.
В Китае кино появилось в 1905 году, когда был снят первый китайский фильм «Битва при Динцзюньшане» (“定军山”). По сути это был отрывок из пекинской оперы на несколько минут. Немой. В то время такие фильмы назывались 影戏 (yǐngxì)。
После этого начали активно выпускать фильмы. Если в России был Александр Ханжонков, то в Китае первопроходцами кинопромышленности считаются Чжэн Чжэнцю (郑正秋 Zhèng Zhèngqiù) и Чжан Шичуань (张石川 Zhāng Shíchuān), «первое поколение» режиссеров. Конечно, они еще не понимали, что такое кино с точки зрения искусства. Оно было всего лишь аттракционом, как и во всем мире в то время.
“定军山”
В 30-е годы ХХ века происходит перелом. Снимается множество фильмов, кино обретает язык. В 1934 году выходит фильм «Песнь рыбака» (“渔光曲”) режиссера 蔡楚生 (Cài Chǔshēng). Это первый китайский фильм, который выходит на международный кинорынок и получает награду за рубежом. Легко найти в интернете и «Богиню» (“神女”), режиссера 吴永刚 (Wú Yǒnggāng). Это история о матери, которая вынуждена пойти на панель. Игра 阮玲玉 (Ruǎn Língyù) завораживает.
“渔光曲”
В 40-е, несмотря на японскую агрессию, фильмы продолжают выпускаться. В это время выходит известный всем любителям пекинской оперы «Ненависть не на жизнь, а на смерть» (“生死恨” shēngsǐhèn),где главную роль исполняет Мэй Ланьфан (梅兰芳 Méi Lánfāng)。К слову, это первый китайский фильм, снятый в цвете.
“神女”
С основанием Республики развитие кинематографа набирает темпы. Мао Цзэдун в рамках политики “双方”(shuāngfāng) активно поощряет производство кино. Единственное, у фильмов социалистическая окраска. Остановка происходит в годы Культурной революции (1966-1976). Этот период в учебниках отмечается как 空白 (kòngbái – пробел): кино не снимают, пара шаблонных фильмов не считается.
По окончании культурной революции производство кино возобновляется. Бюджеты небольшие, поэтому фильмы по большей части снимаются на природе вместо павильонов. Появляется много выдающихся режиссеров: 谢飞 (Xiè Fēi),黄蜀芹 (Huáng Shǔqín),张暖忻 (Zhāng Nuǎnxīn),吴贻弓 (Wú Yígōng),吴天明 (Wú Tiānmíng) и др. К сожалению, фильмов этих режиссеров «четвертого поколения» почти нет в переводе на русский язык.
Фильм «Любовь за могилой» (“人·鬼·情”)режиссера 黄蜀芹 (Huáng Shǔqín) рассказывает о девочке, которая родилась в семье бродячих артистов пекинской оперы. Её родители не желали, чтоб она повторила их судьбу – тяжко тренировалась и странствовала из города в город, не имея собственного дома. Но девочка с детства впитала любовь к пекинской опере…
“人·鬼·情”
Фильм «Жертвы юности» (“青春祭”) повествует о городской девушке, которая оказывается в деревне. Местные её сторонятся. Она не может найти с ними общий язык. Но наступает момент, когда героиня меняет однотипную суньятсеновку на традиционное платье, которое носят в этой деревне. Трогательное и красивое кино.
“青春祭”
Очень известен фильм «Женщина из хорошей семьи» (“良家妇女”), режиссер 黄健中 (Huáng Jiànzhōng). Девушку лет двадцати выдают замуж за ребенка. Мальчик привязывается к ней, она к нему, но кто знал, что внезапно придет любовь к парню ее возраста?..
“良家妇女”
Один из самых знаменитых режиссеров «четвертого поколения» – это 吴天明 (Wú Tiānmíng). Его последний фильм «Песня феникса» (“百鸟朝凤”) вышел в прокат в 2016 году, уже после смерти режиссера. «Песня феникса» — это картина о сохранении культурных ценностей. Есть такой традиционный инструмент зурна (唢呐 suǒnà). Именно на нем старик-мастер учит играть двух ребятишек. Трудно научиться хорошо играть: и слух надо иметь, и сердце, и физическая подготовка должна быть хорошей. Но найдется ли место традиционному инструменту в мире популярной музыки и европейских оркестров?
“百鸟朝凤”
«Пятое поколение» режиссеров более известно российскому зрителю. В 80-е годы ХХ века в кино приходят Чжан Имоу (张艺谋 Zhāng Yìmóu),Чэнь Кайгэ (陈凯歌 Chén Kǎigē),Тянь Чжуанчжуан 田壮壮 (Tián Zhuàngzhuàng) и др.
По всему миру прогремели такие фильмы Чжана Имоу как «Герой» (“英雄”) и «Дом летающих кинжалов» (“十面埋伏”). В декабре 2016 года на экраны вышел голливудский проект «Великая стена» (“长城”), основанный на древней легенде о причинах возникновения Великой стены. Много спецэффектов, звездный состав поражает. Несмотря на примитивную голливудскую манеру излагать историю, фильм впечатляет. Чжан Имоу мастерски владеет цветом, с операторской точки зрения его фильмы безупречны. Сейчас он снимает крупномасштабные проекты и считается самым известным режиссером Китая. А когда-то в 80-х, не имея денег на спецэффекты, Чжан Имоу снимал «Красный Гаолян» (“红高粱”),«Цзюй Доу» (“菊豆”), «Цю Цзюй подает в суд» (“秋菊打官司”) и т.д. Эти фильмы были сделаны на самом высоком уровне и получили множество наград на фестивалях, в том числе международных.
“英雄”
Соперником Чжана Имоу называют Чэня Кайгэ. Этот режиссер также начинал с «авторских фильмов»,затем стал заниматься дорогими проектами. Но до сих пор его картины «Желтая земля» (“黄土地”),«Большой парад» (“大阅兵”), «Царь детей» (“孩子王”),«Прощай, моя наложница» (“霸王别姬”), «Луна- соблазнительница» (“风月”) считаются классикой. Наиболее знаменит «Прощай, моя наложница», получивший приз на Каннском фестивале. На первом плане история актера пекинской оперы, искусство для которого более реально, чем сама жизнь. Фоном картины служит история Китая ХХ века.
“霸王别姬”
Новое «шестое поколение» режиссеров появляется в конце 90-х. В это время все крупные проекты достаются «пятому поколению», уже ставшему знаменитым и популярным. «Шестому поколению» ничего не остается, как снимать «маленькие» картины про маленьких людей. Они стремятся к естественности, излагают реальные факты из реальной жизни.
Самый яркий представитель «шестого поколения» режиссеров — Цзя Чжанкэ ( 贾樟柯 Jiǎ Zhāngkē). В фильме «И горы сдвигаются с места» (“山河故人”) двое мужчин ухаживают за девушкой. Она выбирает одного, рожает ему сына. Проходят годы, и они расстаются. Муж выбился в люди, стал бизнесменом. Он забирает сына через суд и вскоре увозит его за границу. Мать не спорит. Она думает, это обеспечит будущее ее ребенка. Проходят годы, мальчик вырастает. Поедет ли он искать свою мать?
“山河故人”
Еще один современный режиссер — Ван Сяошуай (王小帅 Wáng Xiǎoshuài). В его фильмах есть небольшая доля триллера, детективные элементы, что придает его стилю неповторимый аромат. «Чунцинский блюз» (“日照重庆”) рассказывает об отце, который из газетной статьи узнает, что его сын совершил убийство. Он возвращается к жене, которую бросил несколько лет назад, и пытается выяснить, что двигало его сыном. Почему обычный мальчик, у которого были друзья и любимая девушка, вдруг устроил стрельбу в супермаркете?
“日照重庆”
«Красная амнезия» (“闯入者”)– история китайской старушки, которой вдруг начинает казаться, что за ней следят. А вдруг это не иллюзии?
“闯入者”
На Новый 2015 год в кинотеатрах Китая шел фильм «Мистер Шесть» (“老炮儿”) режиссера 管虎 (Guǎn Hǔ). По мнению китайцев, это один из самых ярких фильмов за последние годы. Динамичный сюжет, знаменитый режиссер 冯小刚 (Féng Xiǎogāng) в главной роли, симпатичные молодые актеры, крутые машины и атмосфера старого Пекина. Это фильм об уважении, чести и благородстве. Об этих понятиях, что ушли в прошлое в мире, где правят деньги. Последняя сцена на озере – квинтэссенция этих понятий. Снято изумительно.
“老炮儿”
К «шестому поколению» режиссеров также причисляют 娄烨 (Lǒu Yè),张元 (Zhāng Yuán),陆川 (Lù Chuān),宁浩 (Níng Hào) и др.
Надеюсь, посмотрев приведенные выше фильмы, вы сможете лучше понять Китай. А здесь можно прочесть про кинематограф Гонконга и Тайваня: Кино Гонконга и Тайваня
Ульяна Полтинкина
Литературный институт им. А.М.Горького (проза)
Пекинский кинематографический институт (годовая стажировка)
Красотки-оборотни и призраки по Фрейду — Статьи на КиноПоиске
Главное о современном китайском кино: подъем индустрии, квоты, цензура, отношения с Голливудом, а также самые популярные жанры — от уся и сянься до хоррора и научной фантастики.
Что такое китайское кино?
Сегодня никто точно не знает, где начинается и где заканчивается китайское кино. То кино, которое мы называем китайским, состоит как минимум из трех индустрий — материкового Китая, Гонконга и Тайваня. Эти индустрии активно сотрудничают, но существуют в разных политических и экономических условиях и даже своих кандидатов на «Оскар» выдвигают по отдельности. Синоязычные фильмы также производятся в Сингапуре, Малайзии, Таиланде. Но ориентация на язык не вносит ясности в силу того, что единого китайского языка не существует; в разных регионах фильмы могут производиться на мандарине, кантонском и других диалектах. Кроме того, в китайских фильмах может звучать несколько языков, как, например, в картинах Чжан Имоу «Цветы войны» (2012) и «Великая стена» (2015).
«Великая стена»
Наконец, есть фильмы, снимающиеся просто на английском языке, вроде «Крадущийся тигр, затаившийся дракон: Меч судьбы» (Юэнь Ву-Пин, 2015). Чжан Инцзинь в статье «Китайское кино и транснациональная кинотеория» утверждает, что «китайское кино можно определить как распыленное — исторически, политически, территориально, культурно, этнически и лингвистически».
В этой статье речь пойдет только о фильмах материкового Китая и связанных с ним копродукциях. Кинематографии Гонконга, Тайваня и Сингапура требуют отдельного разбора.
«Крадущийся тигр, затаившийся дракон: Меч судьбы»
История успеха
На первый взгляд, кино материкового Китая движется от одного триумфа к другому. Еще 20 лет назад это была провинциальная кинематография, находящаяся на государственном содержании и способная рассчитывать лишь на фестивальные призы для артхаусных фильмов. В 2002 году сборы в китайском прокате составили всего 130 млн долларов, а по количеству кинотеатров на душу населения Китай находился на последнем месте в мире.
Именно в 2002 году китайское правительство озаботилось реформами в области кино, разом переведя производство, прокат и дистрибьюцию на рыночные правила игры. Поставленные перед необходимостью работать по законам рынка, китайские кинематографисты не стали закатывать истерики и требовать возвращения госзаказа, а начали учиться снимать жанровое, зрительское кино, причем у всех сразу — от Голливуда до Гонконга. А переживающее бурное развитие и социальное расслоение китайское общество дарило им множество интересных сюжетов.
«Война волков 2»
На протяжении 15 лет сборы от кино в Китае ежегодно росли на треть, и каждый день в стране открывался новый мультиплекс примерно с 10—15 экранами. Появилось множество частных киностудий, которые сегодня и производят основные прокатные хиты. В 2012 году по сборам от кинопроката Китай вышел на второе место в мире после США. В первом квартале 2018 года кинопрокат Китая впервые в истории опередил североамериканский (прокат США и Канады вместе взятых). По итогам 2018 года китайский кинопрокат заработал 8,9 млрд долларов, причем в двадцатке самых кассовых китайских фильмов года почти половина сборов (41%) пришлась на картины начинающих режиссеров. Это говорит о том, что у китайцев правильно поставлено кинообразование: молодые режиссеры тяготеют к жанровому кино и успешно его делают. Из трех самых кассовых фильмов года один снят дебютантом.
За считанные годы китайская кинематография перевоплотилась в мощную коммерческую индустрию, производящую картины всех мыслимых жанров, от хоррора до мюзикла, существующую за счет частных инвестиций и привлекающую миллионы зрителей, причем далеко не только китайских.
Кассовым сборам китайских жанровых картин может позавидовать любой голливудский блокбастер. В 2017 году китайцы произвели один из самых коммерчески успешных фильмов в истории кино — «Война волков 2», чьи сборы превысили 870 млн долларов при бюджете в 30 миллионов. В 2018 году милитари-экшен «Операция в Красном море», в котором небольшой отряд китайских десантников сражается с полчищами исламских террористов в вымышленной арабской стране, собрал в прокате без малого 600 млн долларов.
«Операция в Красном море»
Противовесом брутальной «Операции в Красном море» является другой хит прошлого года «Умираю, как хочу жить», снятый за смешные 13 млн долларов и собравший в прокате более 450 млн долларов. Это история мошенника, который контрабандой ввозит из Индии дешевое, но эффективное лекарство для раковых больных. Можно только позавидовать способности китайских фильмов быть не просто эффектным развлечением, но и нести социальный месседж.
Минувший год также оказался успешным для интернет-фильмов, коих в Китае было произведено около полутора тысяч. Из них более тридцати сумели преодолеть планку сборов в 1,5 миллиона на интернет-платформах.
Успехи китайской киноиндустрии являются отражением общего экономического развития страны, ее стремительной урбанизации и роста среднего класса, который по численности уже превосходит все население США. Но еще в большей степени это результат обучаемости и гибкости китайских кинематографистов.
Проблемы
Главной бедой остается цензура, печально известная своей непредсказуемостью. Вопреки распространенному заблуждению, большинство цензурных запретов связано не с идеологией, а с тем, что в Китае отсутствует система возрастных ограничений и дети могут смотреть любые фильмы. Консервативная политика председателя КНР Си Цзиньпина привела к тому, что в кино теперь трудно показать не только гомосексуальные отношения, но даже обычный адюльтер. В телесериалах супружескую измену показывать вообще нельзя, в кино пока еще можно, но непременно с осуждением, иначе цензура не пропустит. И это лишь один из многих абсурдных запретов, сковывающих развитие кинематографа.
«Убить императора»
Другой удар по киноиндустрии нанесло ужесточение налоговой политики. Годами китайское кино практиковало уход от уплаты налогов через систему двойных контрактов инь-ян: один контракт указывает небольшую сумму гонорара, и он идет в налоговую, а второй, неофициальный — настоящую сумму. Разница между этими контрактами могла составлять несколько миллионов долларов. В прошлом году, после того как в прессе всплыли такие контракты актрисы Фань Бинбин, правительство объявило о масштабной проверке сферы энтертейнмента и предложило кино- и телекомпаниям, не дожидаясь визита аудиторов, самим посчитать и возвратить недоплаченные налоги. Многие так и сделали, заплатив в общей сложности 1,7 млрд долларов, но при этом было остановлено производство целого ряда картин, а некоторые уже законченные не были выпущены в прокат.
«Проклятие золотого цветка»
В итоге рост сборов в минувшем году по сравнению с 2017 годом составил всего 9% — по китайским понятиям это не рост, а слезы. Под конец года власти нарушили собственные квоты, допустив в прокат 41 голливудский блокбастер вместо положенных 34. Стало понятно, что квоты надо отменять или сильно расширять, причем еще вчера. А в первом квартале 2019 года сборы упали на 30%, фактически вернувшись на уровень 2015 года.
Квоты
В России распространено представление, что в китайский прокат ежегодно может выйти только 34 иностранных фильма. На самом деле число иностранных фильмов в китайском прокате не ограничено. Протекционистская квота в 34 картины касается лишь фильмов, покупающихся на основе revenue sharing (25% от сборов которых должны возвращаться студии-производителю). Если же иностранный фильм покупается за фиксированную сумму, он не подпадает под квоты, и таких фильмов может быть сколько угодно. Разумеется, Голливуд заинтересован в проценте от сборов, поэтому квота в 34 картины как раз и заполняется голливудскими блокбастерами. Американская ассоциация кинопроизводителей и прокатчиков (MPAA) уже много лет сражается за расширение этой квоты. Оно планировалось в прошлом году, однако торговая война с США прервала переговоры об этом.
«Бомбардировка»
Копродукции
Копродукции в КНР делятся на три вида. Первый – это фильмы, просто финансирующиеся китайскими компаниями. Примером тут является «Миссия невыполнима: Последствия» (2018), главным инвестором которого выступила частная китайская киностудия Alibaba Pictures. Второй вид — картины, снимающиеся при участии китайских студий и на территории Китая, но имеющие иностранные съемочные группы и источники финансирования. Третий — фильмы, где не менее трети съемочной группы и актерского состава представляют китайцы, а сюжет так или иначе связан с китайской историей или культурой. К такому роду копродукций относится «Великая стена» Чжан Имоу с Мэттом Дэймоном в главной роли, произведенная голливудской компанией Legendary, владельцем которой является китайский мультимиллиардер Ван Цзяньлинь.
«Великая стена»
Все копродукции облегчают попадание фильма в китайский кинопрокат, но только картины третьего типа рассматриваются властями КНР как национальное кино. Лидером по части копродукций такого рода является Гонконг, а среди западных стран — США и Австр
Список китайских режиссеров
«Ниже приводится список известных режиссеров из материкового Китая».
B
* Бу Ванькан (1903–1974)
C
* Джоан Чен (род. 1961), китайская актриса и режиссер.
* Чен Дамин, актер, ставший режиссером.
* Чен Кайге (родился в 1952 г.), крупная фигура пятого поколения, его эпопея «Прощай, моя наложница» была первым китайским фильмом, получившим желанную Каннскую пальмовую ветвь.
* Чэн Бугао (1893–1966)
* Цай Чушэн (1906–1968), главный левый кинорежиссер 1930-х годов, позже стал жертвой Культурной революции.
* Цай Шанцзюнь, китайский сценарист и режиссер
D
* Дай Сиджи (1954 г.р.), французский писатель и режиссер, родился в Китае.
* Диао Инань (род. 1969), сценарист и режиссер.
* Ду Хайбинь, китайский режиссер-документалист
F
* Фэн Гун (1957 г.р.), комедийный актер, а иногда и режиссер.
* Фэн Сяонин (1954 г.р.), художественный дизайнер, ставший режиссером, участник выпускного класса 1982 г. Пекинской киноакадемии.
* Фэн Сяоган (род. 1958), режиссер популярных фильмов, в том числе нескольких фильмов «Новогоднего» жанра.
* Фей Му (1906–1951), главный режиссер 1930-х и 1940-х годов, прославившийся своим шедевром «Весна в маленьком городке».
G
* Ган Сяо’эр, китайский кинорежиссер, специализирующийся на христианстве.
* Гу Чанвэй (1957 г.р.), китайский кинематографист на протяжении многих лет, снял два фильма.
* Го Сяолу (1973 г.р.), китайский кинорежиссер и писатель.
H
* Хэ Цзяньцзюнь (1960 г.р.), директор шестого поколения.
* Хе Пин (род. 1957), режиссер, известный смешиванием китайских и западных традиций.
* Хэ Цюнь, режиссер «Деревенских учителей», обладатель «Золотого петуха» 1994 года.
* Хоу Сяо-Сянь (род. 1947), ведущая фигура тайваньского кинематографа «Новая волна».
* Хоу Юн, оператор Чжан Имоу и др .; директор «Жасмин женщин».
* Ху Бинлю, (1940 г.р.), режиссер «Живите в мире», обладатель Золотого петуха 1998 года.
* Ху Мэй, режиссер пятого поколения.
* Хуан Цзяньсинь (родился в 1954 г.), режиссер пятого поколения, возможно, наиболее известный по фильму «Инцидент с черной пушкой».
* Анн Хуэй (род. 1947), крупная женщина-режиссер из Гонконга и ведущая фигура Гонконгской Новой волны.
* Хо Цзяньци (1958 г.р.)
J
* Цзя Чжанке (1970 г.р.), ведущая фигура шестого поколения Китая.
* Цзян Вэнь (род. 1963), известный китайский ведущий человек, ставший режиссером.
* Джин Чен, директор в шестом поколении.
L
* Лу Йе (род. 1965), режиссер шестого поколения, чьи многочисленные стычки с властями штата ограничили его возможности в создании фильмов.
* Ли Шаохун (род. 1955), китайская женщина-режиссер.
* Ли Ян (1959 г.р.), режиссер шестого поколения, известный своим фильмом «Слепой вал».
* Ли Ю (1973 г.р.), одна из немногих женщин-режиссеров Китая.
* Лю Бинцзянь (род. 1963), режиссер шестого поколения
* Лю Фендоу (род. 1969), в основном сценарист Чжан Яна, Лю недавно занялся продюсированием и режиссурой (для фильма 2004 года «Зеленая шляпа»).
* Лю Хао (р. 1968).
* Лу Чуан (1970 г.р.), режиссер шестого поколения, известный благодаря драме об окружающей среде «».
* Лу Сюэчан (род. 1964), директор шестого поколения.
* Лю Юэ (1957 г.р.), кинематографист пятого поколения, ставший режиссером.
M
* Ма-Сю Вэйбан (1905–1961)
* Ма Ливен, женщина-директор из Китая.
N
* Нин Хао (1977 г.р.)
* Нин Инь (1959 г.р.)
P
* Пэн Сяолянь (1953 г.р.), китайский режиссер, известный своими шанхайскими фильмами
* Шен Фу (1905–1994), главный режиссер, который появился в послевоенном Китае с такими важными фильмами, как «Мириады огней».
* Шэнь Силин (1904–1940), важный режиссер 1930-х годов.
* Ши Дуншань (1902-1955), директор кинокомпании Ляньхуа, работавший в 1930-х и 1940-х годах.
* Ши Хуэй (1915–1957), главный режиссер 1950-х годов.
* Шуй Хуа (1915–1995), главный режиссер 1950-х и 1960-х годов.
* Ши Рунцзю (род. 1969), молодой режиссер, представитель шестого поколения.
* Сунь Даолинь (1921-2007), ветеран-актер и режиссер.
* Сунь Юй (1900–1990), один из самых важных первых режиссеров китайского кино.
* Сунь Чжоу (род. 1954), китайский кинорежиссер с большим опытом работы на телевидении; известен своим сотрудничеством с Гун Ли.
T
* Тянь Чжуанчжуан (родившийся в 1952 г.), главный режиссер пятого поколения, его фильм 1993 года «Синий змей» был запрещен Китаем, а Тиан был вынужден уйти из кинопроизводства почти на десять лет, прежде чем он вернулся с фильмом «Весна в маленьком» Город »в 2001 году.
W
* Братья Ван, аниматоры.
** Ван Лаймин (1900–1997)
** Ван Гучан (1900–1995)
** Ван Чаочен (1906–1992)
** Ван Дихуань (род. 1900-е)
* Ван Бин (1967 г.р.), Режиссер-документалист .
* Ван Чао (род. 1964), кинорежиссер шестого поколения.
* Ван Фэнь, женщина-режиссер из Китая, дебютировавшая в фильме 2007 года «Дело».
* Ван Гуанли (родился в 1966 году), современный китайский режиссер, работает с 1997 года.
* Ван Пин (родился в 1916 году)
* Ван Цюаньань (родился в 1965 году), режиссер шестого поколения и обладатель премии «Золотой медведь 2007 года» за свой фильм , «Женитьба Туи».
* Ван Шо (родился в 1958 г.), известный писатель, сценарист и одно время режиссер фильма «Отец».
* Ван Сяошуай (род. 1966), ведущий режиссер шестого поколения.
* Вэй Шию Луиза, женщина из Гонконга, китайская кинорежиссер, переводчик сценариев, продюсер и педагог.
* Вонг Кар-Вай (род. 1958), гонконгский кинорежиссер, родился в Шанхае.
* У Тяньминь (родился в 1939 г.), член так называемого «четвертого поколения», его роль главы Сианьской киностудии означала, что он часто курировал работы нескольких своих преемников, в частности Чжан Имоу и Чен Кайге. .
* У Вэнгуан (род. 1956), режиссер-документалист.
* У Игун (род. 1938), режиссер, работавший в 1980-х — начале 1990-х, также кинопродюсер.
* У Юнган (1907–1982), крупный режиссер 1930-х годов, возможно, наиболее известный своим немым фильмом «Богиня».
* Ву Цзинью (1953 г.р.), директор пятого поколения.
X
* Сяо Цзян (род. 1972), молодая женщина-режиссер, дебютировала в фильме «Электрические тени».
* Се Фэй (род. 1942)
* Се Цзинь (род. 1923), ветеран-режиссер, работающий с 1960-х годов.
* Сюй Цзинлей (род. 1974), популярная актриса и режиссер.
Y
* Эдвард Ян (1947–2007), крупная фигура тайваньского кинематографа «Новая волна», наиболее известный по фильму «И Йи».
* Ян Фэнлян, китайский кинорежиссер 1980-х и 1990-х годов.
* Е Дайин
* Инь Ли
* Инь Личуань (1973 г.р.), женщина-режиссер.
* Ин Лян (род. 1976), независимый кинорежиссер.
* Юсинь Ян, женщина-режиссер из Китая.
* Юань Мужи (1909–1978), актер и режиссер, получивший известность в 1930-е годы.
Z
* Чжан Гуоли (род. 1955), актер, ставший режиссером.
* Чжан Цзюньсян (1911–1996)
* Чжан Нуаньсин (1941–1995), женщина-режиссер из Китая, наиболее известная своей работой «Жертвоприношение молодежи» (1985).
* Чжан Шичуань (1890–1954)
* Чжан Ян (1967 г.р.)
* Чжан Ибай (1963 г.р.)
* Чжан Имоу (род. 1951), один из самых успешных режиссеров пятого поколения, последние фильмы Чжана отражают сдвиг к крупнобюджетным историческим эпосам.
* Чжан Юань (род. 1963), крупная фигура шестого поколения
* Чжэн Цзюньли (1911–1969)
* Чжэн Чжэнцю (1889–1935), которого часто считают одним из отцов-основателей китайского кино, связанного с фильмом Минсин Компания.
* Чжоу Сяовэнь (1954 г.р.), директор пятого поколения.
* Чжу Шилин (1899–1967)
* Чжу Вэнь (родился в 1969 г.) Директор шестого поколения.
Фонд Викимедиа.
2010.
.
Список китайских директоров
Сортировать по: Порядку в списке по умолчанию Обратный порядок в списке Их наивысший рейтинг Их самый низкий рейтингСписок лучших рейтинговСписок последних рейтинговСамый перечисленныйПоследний в списке Название заголовка A-Z Название заголовка Z-A Недавно выпущенныйПервый выпущенныйПервый добавленный в списокПоследний добавленный в список
Показано 5 товаров
Рейтинг: Все Без рейтинга1 или выше2 или выше3 или выше4 или выше5 или выше6 или выше7 или выше8 или выше9 или выше10 / 109/108/107/106/105/104/103/102/101/10
Тип списка: AllRatedListedNot Listed
8.1
0
Вэнь Цзян
рейтинг хаохая:
6.1
0
Сяоган Фэн
рейтинг хаохая:
6.8
0
Джинглей Сюй
рейтинг хаохая:
6.5
0
Чжэн Сюй
7.8
0
Стивен Чоу
рейтинг хаохая:
.