Десять фильмов Годара, которые стоит увидеть
Его первый полнометражный фильм «На последнем дыхании» с Жаном-Полем Бельмондо и Джин Сиберг буквально перевернул представление о кино, сделав 1960 год точкой отсчета в истории «новой французской волны». Французский историк кино Анри Ланглуа, после выхода этого фильма сказал: «отныне существует кино «до» и «после Годара». Поклонники и последователи Годара пытались копировать манеру съемок этого фильма, а иногда и просто цитировали некоторые сцены, например, ту, где Патриция продает New York Herald Tribun. Не так давно фильм «На последнем дыхании» вошел в десятку лучших кинодебютов всех времен и народов по версии американских кинокритиков.
«Женщина есть женщина» (1961) – один из ярких примеров «новой волны» с одной стороны, с другой эта картина — неординарный пример музыкальной комедии. Легкий и смешной фильм, который смотрится на одном дыхании (даже если оно последнее). Рассказывают, что даже сам Годар (человек с весьма тяжелым характером) смеялся на съемках, наблюдая за реакцией парижских прохожих, которых герой фильма (Жан-Клод Бриали) вежливо спрашивал, не могут ли они сию минуту сделать ребенка его жене Анджеле (Анна Карина). Кстати, Анна Карина — тогдашняя жена Годара, ставшая «символом» его фильмов 60-х годов.
«Жить своей жизнью» (1962) – Годар продолжает «препарировать» проблемы буржуазного общества. Фильм состоит из 12 новелл, в центре которых одна героиня – Нана (Анна Карина) – парижская продавщица, которая пытается стать актрисой, но становится проституткой.
«Презрение» (1963) – кино о кино, одна из знаковых работ для «киномана-синефила» Годара. На Капри снимается кино: режиссер ругается с продюсером, а сценарист ревнует к тому же продюсеру свою жену, которую играет Брижит Бардо, так что грех не ревновать. Во время съемок «Презрения» Годар, чувствовавший себя неуютно среди кинозвёзд, папарацци и эгоистичных продюсеров, сублимировал свое презрение на кинопленке.
«Карабинеры» (1963) – один из самых странных фильмов Годара, снятый по нереализованному проекту Роберто Росселини. Антивоенная сатирическая притча о маленьких людях, которых заманили на войну возможностью безнаказанно грабить и убивать.
«Банда аутсайдеров» (1964) – драма-нуар, о которой сам Годар сказал так: «Алиса в стране чудес встречает Франца Кафку». Этот фильм, который некоторые называют любим фильмом Тарантино, стал источником цитат. Так эпизод, в котором троица героев бежит через Лувр, повторяют герои фильма Бернардо Бертолуччи «Мечтатели» — ярые поклонники кинематографа.
«Безумный Пьеро» (1965) – один из самых жестких фильмов Годара, и один из самых кассовых (если к его творчеству можно применить этот термин). После просмотра «Безумного Пьеро» французский писатель Луи Арагон спрашивал: «Что такое искусство? Я сражаюсь с этим вопросом с тех пор, как посмотрел «Пьеро» Жан-Люка Годара, фильм, в котором сфинкс Бельмондо задает американскому кинорежиссеру вопрос «Что такое кино?» Я уверен в одном… искусство сегодняшнего дня — это Жан-Люк Годар».
Многие критиковали Годара за «злоупотребление» насилием в фильме — крови и трупов там действительно предостаточно. В ответ Годар парировал: «Это не кровь, просто красное».
Жан-Люк Годар / Jean-Luc Godard / Биография и фильмография
Дата рождения:
Место рождения:
Париж, Франция
Фильмография: Режиссер
- Социализм (2010) /Socialism/
- Une catastrophe (2008)
- Vrai faux passeport (2006)
- Наша музыка (2004) /Notre musique/
- Moments choisis des histoire(s) du cinema (2004)
- На десять минут старше: Виолончель (эпизод «Во тьме времени») (2002) /Ten Minutes Older: The Cello (partie Dans le noir du temps)/
- Хвала любви (2001) /Еloge de l’amour/
- Ради истории XXI века (2000) /L’Origine du XXIe siecle/
- Старые места (1998) /The Old Place/
- История кино (1997-1999) /Histoire(s) du cinema/ (V)
- Моцарт — навсегда (1996) /For Ever Mozart/
- ЖЛГ — автопортрет в декабре (1995) /JLG — Autoportrait de decembre/
- Сто лет французского кино (1995) /Deux fois cinquante ans de cinema francais/
- Увы, мне (1993) /Helas pour moi/
- Дети играют в русских (1993) /Enfants jouent a la Russie, Les/
- Германия, девять — ноль (1991) /Allemagne 90 neuf zero/
- Забвенью вопреки (1991) /Contre l’oubli/
- Новая волна (1990) /Nouvelle Vague/
- Histoire(s) du cinema: Une histoire seule (1989) (V)
- Rapport Darty, Le (1989)
- Сила слова (1988) /Puissance de la parole/
- Береги правую (1987) /Soigne ta droite/
- Король Лир (1987) /King Lear/
- Ария (фрагмент «Армида») (1987) /Aria (partie Armide)/
- Встреча с Вуди Алленом (1986) /Meetin’ WA/
- Мягко стелет (1986) /Soft and Hard/
- Детектив (1985) /Detective/
- Приветствую тебя, Мария (1985) /Je vous salue, Marie/
- Имя: Кармен (1983) /Prenom Carmen/
- Письмо Фредди Буаш (1981) /Lettre a Freddy Buache/
- Страсть (1982) /Passion/
- Спасайся кто может (1980) /Sauve qui peut (la vie)/
- Как дела? (1978) /Comment ca va?/
- Здесь и всегда (1978) /Ici et ailleurs/
- Номер два (1975) /Numero deux/
- Письмо Джейн (1972) /Letter to Jane/
- Все хорошо (1972) /Tout va bien/
- В час ночи (1972) /One P.M./
- Лотта в Италии (1970) /Lotte in Italia/
- Восточный фланг (1970) /Vent d’est, Le/
- Звуки Британии (1970) /British Sounds/
- Правда (1970) /Pravda/
- Владимир и Роза (1970) /Vladimir et Rosa/
- Радость познания (1969) /Gai Savoir, Le/
- Любовь и гнев (эпизод «Любовь») (1969) /Amore e Rabbia (sketch L’Amour)/
- Дьявольское очарование (1968) /Sympathy for the Devil/
- Фильм, как фильм (1968) /Un film comme les autre/
- Уик-энд (1967) /Week end/
- Далеко от Вьетнама (1967) /Loin du Vietnam/
- Китаянка (1967) /Chinoise, La/
- Древнейшая профессия в мире (1967) (эпизод «Предвидение, или какой будет любовь в 2000 году») /Le Plus Vieux Metier du monde (sketch Anticipation, ou l’amour en l’an 2000)/
- Две или три вещи, которые я знаю о ней (1967) /2 ou 3 choses que je sais d’elle/
- Сделано в США (1966) /Made in U.S.A./
- Мужское — женское (1966) /Masculin feminin: 15 faits precis/
- Безумный Пьеро (1965) /Pierrot le fou/
- Париж глазами…(1965) (эпизод «Монпарнас-Леваллуа») /Paris vu par… (sketch Montparnasse-Levallois)
- Альфавиль (1965) /Alphaville, Une etrange aventure de Lemmy Caution/
- Замужняя женщина (1964) /Une femme mariee: Suite de fragments d’un film tourne en 1964/
- Самые красивые мошенники мира (1964) /Plus Belles Escroqueries du monde, Les (sketch Le Grand Escroc)/
- Посторонние (1964) /Bande a part/
- Репортаж из Орли (1964) /Reportage sur Orly/
- Презрение (1963) /Mepris, Le/
- Карабинеры (1963) /Les Carabiniers/
- РоГоПаГ (1963) (эпизод «Новый мир») /Ro.Go.Pa.G. (sketch Il nuovo mondo)/
- Маленький солдат (1960) /Petit Soldat, Le/
- Жить своей жизнью (1962) /Vivre sa vie/
- Семь смертных грехов (1962) (эпизод «Лень») /Sept Peches capitaux, Les (sketch La Paresse)/
- История воды (1961) /Une histoire d’eau/
- Шарлотта и ее хахаль (1960) /Charlotte et son Jules/
- На последнем дыхании (1960) /A bout de souffle/
- Все парни по имени Патрик (1959) /Charlotte et Veronique, ou Tous les garcons s’appellent Patrick/
- Кокетка (1955) /Une femme coquette/
- Операция бетон (1954) /Operation beton/
Фильмография: Актер
- Apres la reconciliation (2000)
- История кино (1997) /Histoire(s) du cinema/ (V)
- Мы все еще здесь (1997) /Nous sommes tous encore ici/
- Rapport Darty, Le (1989)
- Береги правую (1987) /Soigne ta droite/
- Ария (фрагмент «Армида») (1987) /Aria (partie Armide)/
- Король Лир (1987) /King Lear/
- Мягко стелет (1986) /Soft and Hard/
- Имя: Кармен (1983) /Prenom Carmen/
- Ne (1975)
- Восточный фланг (1970) /Vent d’est, Le/
- Владимир и Роза (1970) /Vladimir et Rosa/
- Радость познания (1969) /Gai Savoir, Le/
- Cine-girl (1969)
- Две или три вещи, которые я знаю о ней (1967) /2 ou 3 choses que je sais d’elle/
- Сделано в США (1966) /Made in U.S.A./
- Замужняя женщина (1964) /Une femme mariee: Suite de fragments d’un film tourne en 1964/
- Самые красивые мошенники мира (1964) /Plus Belles Escroqueries du monde, Les (sketch Le Grand Escroc)/
- Посторонние (1964) /Bande a part/
- Маленький солдат (1960) /Petit Soldat, Le/
- История воды (1961) /Une histoire d’eau/
- Fiances du pont Mac Donald ou (Mefiez-vous des lunettes noires), Les (1961)
- Шарлотта и ее хахаль (1960) /Charlotte et son Jules/
- На последнем дыхании (1960) /A bout de souffle/
Фильмография: Сценарист
- Une catastrophe (2008)
- Vrai faux passeport (2006)
- Наша музыка (2004) /Notre musique/
- Moments choisis des histoire(s) du cinema (2004)
- Ради истории XXI века (2000) /L’Origine du XXIe siecle/
- История кино (1997 — 1998) /Histoire(s) du cinema/ (V)
- Старые места (1998) /The Old Place/
- Моцарт — навсегда (1996) /For Ever Mozart/
- ЖЛГ — автопортрет в декабре (1995) /JLG — Autoportrait de decembre/
- Сто лет французского кино (1995) /Deux fois cinquante ans de cinema francais/
- Дети играют в русских (1993) /Enfants jouent a la Russie, Les/
- Новая волна (1990) /Nouvelle Vague/
- Histoire(s) du cinema: Une histoire seule (1989) (V)
- Береги правую (1987) /Soigne ta droite/
- Ария (фрагмент «Армида») (1987) /Aria (partie Armide)/
- Король Лир (1987) /King Lear/
- Встреча с Вуди Алленом (1986) /Meetin’ WA/
- Письмо Фредди Буаш (1981) /Lettre a Freddy Buache/
- Страсть (1982) /Passion/
- Спасайся кто может (1980) /Sauve qui peut (la vie)/
- Лотта в Италии (1971) /Lotte in Italia/
- Восточный фланг (1970) /Vent d’est, Le/
- Правда (1970) /Pravda/
- Владимир и Роза (1970) /Vladimir et Rosa/
- Фильм, как фильм (1968) /Un film comme les autre
- Жить своей жизнью (1962) /Vivre sa vie/
Премии и награды
КАННСКИЙ КИНОФЕСТИВАЛЬ
Номинирован на «Золотую пальмовую ветвь» за фильмы:
2001 — Хвала любви /Еloge de l’amour/
1990 — Новая волна /Nouvelle Vague/
1987 — Ария /Aria/
1985 — Детектив /Detective/
1982 — Страсть /Passion/
1980 — Спасайся кто может /Sauve qui peut (la vie)
БЕРЛИНСКИЙ КИНОФЕСТИВАЛЬ
Победитель в категориях:
1966 — Лучший художественный фильм для молодежи — Мужское — женское /Masculin feminin: 15 faits precis/
1961 — Особый приз — Женщина есть женщина /Une femme est une femme/
1960 — Лучший режиссер — На последнем дыхании /A bout de souffle/
СЕЗАР
Номинирован в категориях:
Лучший режиссер
1982 — Страсть /Passion/
1980 — Спасайся кто может /Sauve qui peut (la vie)/
Лучший фильм
1982 — Страсть /Passion/
1980 — Спасайся кто может /Sauve qui peut (la vie)/
ВЕНЕЦИАНСКИЙ КИНОФЕСТИВАЛЬ
1983 — Обладатель награды «Золотой лев» за фильм «Имя: Кармен» /Prenom Carmen/
Номинирован на «Золотого льва» за фильмы:
1996 — Моцарт — навсегда /For Ever Mozart/
1991 — Германия, девять — ноль /Allemagne 90 neuf zero /
1967 — Китаянка /Chinoise, La/
1965 — Безумный пьеро /Pierrot le fou/
1962 — Жить своей жизнью /Vivre sa vie/
Победитель в категориях:
1967 — Специальный приз жюри — Китаянка /Chinoise, La/
1983 — Обладатель награды «Золотой лев» за фильм «Имя: Кармен» /Prenom Carmen/
Жан-Люк Годар — фото, биография, личная жизнь, фильмы, новости 2020
Биография
Жан-Люк Годар – знаковый французский и швейцарский режиссер, один из участников кинематографического движения «Новая волна». Фильмы, снятые им, в 1960-е годы отразились на последующей истории мировой кинематографии, особенно сильный след оставив в европейском кино.
Детство и юность
Жан-Люк Годар родился в Париже 3 декабря 1930 года. Будущий режиссер был вторым из четверых детей. Отец мальчика, профессиональный врач, до этого успел пожить как во Франции, так и в Швейцарии. Мать происходила из старинной династии Моно, восходящей к женевскому протестантскому богослову Жану Моно. Через 3 года после рождения Жан-Люка отец нашел место в швейцарской клинике, и семья уехала из Франции. Начальное образование Годар получил в Ньоне.
Жан-Люк Годар
В молодости Жан-Люк увлекался спортом, особенно его привлекали футбол, баскетбол и катание на лыжах. Еще одним важным моментом детства и юности режиссера стал протестантизм – семья была верующей.
Переходный возраст проходил тяжело: Годар, несмотря на обеспеченность семьи, начал воровать. Привычка переросла в болезненную манию, и мальчик начал красть даже у родственников и друзей. Когда это вскрылось, Жан-Люку было 17 лет, и семья такое «увлечение» не одобрила.
Жан-Люк Годар в молодости
В 1946 году юноша уехал в Париж, где продолжил образование в лицее Буффон. Семейные связи помогли ему стать вхожим в элитные круги столицы Франции, а жил Годар в это время у писателя Жана Шлюмберже. Не сдав в 1948 году экзамен на степень бакалавра, Жан-Люк вернулся в Швейцарию, где вместе с родителями поселился в Лозанне.
В тот период старшая сестра научила юношу рисовать, и Годар с увлечением начал писать картины в абстрактном стиле. Через год юноша вернулся в Париж, где все же сумел получить степень бакалавра. В этот период биографии в его жизнь и вошло киноискусство. Новыми друзьями Годара стали молодые кинокритики, которые встречались в киноклубах.
Фильмы
Годар стал частью поколения, для которого кино имело особенное значение. По его словам, в 1950-е фильмы были столь же важны, как и хлеб, а его сверстники думали, что кино станет инструментом познания, подобно микроскопу или телескопу. Сначала Жан-Люк увлекся кинокритикой. Совместно с Морисом Шерером он даже основал журнал «Gazette du cinéma», выпустивший 5 номеров. В то время Годар не делал фильмы – он был зрителем, который писал о них и помогал их снимать.
Режиссер Жан-Люк Годар
Осенью 1952 года Жан-Люк покинул Францию и вернулся в Швейцарию, к маме – брак родителей к тому моменту распался. В этот период он подружился с любовником матери, работавшим на гидрокомплексе Клезон-Диксенс, и благодаря ему устроился туда строителем. Тогда же Годар задумал снять о гидрокомплексе документальный фильм. В 1954 году ленту «Операция бетон», снятую на 35-миллиметровую кинокамеру, купила управляющая компания, чтобы затем использовать в рекламных целях. После этого до 1960 года Годар снимал короткометражное кино.
В 1960-м Жан-Люк выпустил первый полнометражный фильм «На последнем дыхании» с Жан-Полем Бельмондо в главной роли, ставший одной из картин «Новой волны» кинематографа. Лента сочетала в себе различные элементы актуальной в те годы культуры, в частности – жанровые особенности нуара.
Жан-Люк Годар на съемках фильма «На последнем дыхании»
С этого периода Годар начинает включать в фильмы отсылки к творчеству коллег. В «На последнем дыхании», например, можно заметить постер картины «Тем тяжелее падение» с Хамфри Богартом в главной роли. Также в ленте можно обнаружить визуальные цитаты из фильмов Ингмара Бергмана, Фрица Ланга и других режиссеров.
Еще один фильм Годара 1960-го, «Маленький солдат», сначала был запрещен к показу цензурой и увидел свет только в 1963 году. Ленту, жестко и правдиво рассказывающую о войне в Алжире, обвинили в чрезмерном детализировании сцен насилия. Однако есть предположения, что причиной запрета стало неприглядное отображения Франции и ее роли в Алжирской войне.
Фильм Жан-Люка Годара «Маленький солдат»
Главную женскую роль в «Маленьком солдате» исполнила начинающая франко-германская актриса Анна Карина. Неопытность девушки перед кинокамерами была использована режиссером для придания картине еще большей реалистичности. Совместная работа привела к тому, что к моменту окончания съемок между Жан-Люком и Анной начался роман.
В 1963 году Годар снял свой самый коммерчески успешный фильм – «Презрение», в котором главную роль исполнила главная звезда французского кино – Брижит Бардо. Картину признали вершиной модернизма в кинематографии. Следующий год для Жан-Люка ознаменовался выходом картины «Посторонние» (она же – «Банда аутсайдеров»), которую сам Годар в интервью охарактеризовал так:
«Алиса в Стране Чудес встречает Франца Кафку».
Фильм Жан-Люка Годара «Презрение»
После этого, в 1965 году, режиссер снял «Альфавиль» — фантастическую нуарную дистопию, поднимающую вопросы тоталитарной власти и освещающую негативные стороны технократии.
На волне социальных изменений в мировом сообществе Жан-Люк Годар начал затрагивать в работах политическую тему. В 1967 году он снял фильм «Китаянка», который, не будучи самой известной картиной режиссера, считается одним из лучших в его фильмографии. Лента является вольной адаптацией романа Федора Михайловича Достоевского «Бесы» и пытается художественно переосмыслить учение Мао Цзэдуна.
Фильм Жан-Люка Годара «Китаянка»
К 1980-м, оставив политико-социальную тематику, Жан-Люк вернулся к нейтральному кинематографу и творчеству ради искусства. В этот период сняты такие картины, как «Спасай, кто может (свою жизнь)», «Страсть» и очередная экспериментальная экранизация шекспировского «Короля Лира».
За 10 лет – с 1988 по 1998 годы – Годар снял свой, пожалуй, наиболее объемный и монументальный труд: документальный сериал «История кино: только история».
Фильм Жан-Люка Годара «Наша музыка»
В 2004-м в искусство режиссера вновь вернулась социальная тема – Жан-Люк снял фильм «Наша музыка», посвященный арабо-израильскому конфликту и вообще теме современных войн. Стилистической особенностью картины является то, что она состоит из 3 частей, названных, как в «Божественной комедии», «Адом», «Чистилищем» и «Раем». Причем «Рай» выглядит как побережье, которое неустанно патрулируют морпехи США.
2010-е годы в творчестве Годара – период экспериментов. Благодаря 3D-фильму «Прощай, речь» режиссера наградили призом жюри Каннского фестиваля. За 3 года до этого заслуги Жан-Люка перед мировой киноиндустрией были отмечены премией «Оскар» за вклад в развитие кинематографа.
Личная жизнь
Личная жизнь режиссера неоднократно оказывалась под пристальным вниманием прессы и общественности. Первой женой Годара стала Анна Карина, творческий союз с которой привел к созданию наиболее популярных фильмов Жан-Люка. В 1960-е годы Карина и Годар считались одной из самых знаменитых пар кинематографа, фото супругов регулярно мелькали в прессе. После развода супруги прекратили общение.
Жан-Люк Годар и Анна Карина
В 1967 году на съемках «Китаянки» Жан-Люк встретил Анну Вяземски, актрису, которая приходилась внучкой Франсуа Мориаку, известному французскому писателю. Брак продлился до 1979-го и также закончился разводом. Детей у режиссера нет.
Жан-Люк Годар и Анна Вяземски
В начале 80-х Годар познакомился с Анн-Мари Мьевиль, которая фактически стала его третьей женой, пусть и без официальной брачной церемонии. Как и остальные женщины, оставившие след в жизни Жан-Люка, Анн-Мари имеет отношение к кино — она режиссер и неоднократно помогала Годару в работе.
Политические и личные воззрения Годара также неоднократно вызывали интерес журналистов, публики и коллег по цеху. С 1970-х годов Жан-Люк занял пропалестинскую позицию, что отразилось в фильмах «Наша музыка» и «Здесь и там».
Жан-Люк Годар и Анн-Мари Мьевиль
В мае 2018 года режиссер присоединился к бойкоту израильского кино. Годар отрицает факт холокоста, а в 1978 году признался, что в его семье откровенно симпатизировали нацистам. Про своего деда Жан-Люк сказал, что тот был антисемитом, а свое мнение о государстве Израиль выразил, назвав страну
«раковой опухолью Ближнего Востока».
Сомнительной сочли и поддержку Годаром опального режиссера Романа Полански, в 2009 году арестованного по обвинению в изнасиловании 13-летней Саманты Геймер.
Жан-Люк Годар сейчас
Сейчас режиссер продолжает творческую работу, несмотря на возраст – в 2018 году Годару исполнилось 88 лет. Причем вскоре после этого Жан-Люка едва не «похоронили» — в Интернете появилась ложная информация о смерти режиссера.
Жан-Люк Годар в 2018 году
Позже выяснилось, что аккаунт в «Твиттере», удачно стилизованный под официальную страницу Министерства культуры Швейцарии, принадлежал скандальному итальянцу Томмасо Дебенедетти, который до этого неоднократно публиковал фейковые заявления от лица популярных персон.
Фильмография
- 1954 — «Операция бетон»
- 1960 — «На последнем дыхании»
- 1960 — «Маленький солдат»
- 1963 — «Карабинеры»
- 1963 — «Презрение»
- 1964 — «Посторонние»
- 1965 — «Альфавиль»
- 1966 — «Сделано в США»
- 1967 — «Китаянка»
- 1972 — «Письмо Джейн»
- 1980 — «Спасай, кто может (свою жизнь)»
- 1982 — «Страсть»
- 1987 — «Король Лир»
- 1987 — «Ария» (фрагмент «Армида»)
- 1996 — «Моцарт — навсегда»
- 2004 — «Наша музыка»
- 2010 — «Социализм»
- 2014 — «Прощай, речь 3D»
- 2018 — «Книга образа», или «Образ и речь»
биография, личная жизнь, фильмы / Актеры
Годар – яркое явление в мире кинематографа, легенда, признанный гений, снимающий фильмы, непохожие ни на какие другие, в которых намешаны самые разные жанры. Он не боится сочетать элементы игрового и документального кино ради того, чтобы зритель почувствовал и понял его переживания. Для Жана-Люка Годара неважны премии, он не признает кинофестивали, которые не раз номинировали его на различные награды, многие из которых он так и не получил потому, что ему было жалко времени на перелеты.
Биография Жана-Люка Годара
Будущий режиссер родился в обеспеченной парижской семье в декабре 1930 года. Его мать принадлежала к семье швейцарских банкиров, а ее родственниками были такие известные личности, как композитор Жак-Луи Моно, ученый Теодор Моно, лауреат Нобелевской премии Жак Моно. Отец Жан-Люка Поль был врачом, практиковавшем в собственной клинике.
В четырехлетнем возрасте родители перевезли Годара в Швейцарию, где он пошел в школу, а в шестнадцать Жан-Люк поступил в парижский Лицей Бюффона, но увлечение кино поставило крест на его учебе в лицее.
На фото: Жан-Люк Годар в молодости
Это привело к тому, что он провалился на экзамене, не получил степень бакалавра и возвратился в Швейцарию. Продолжить обучение Жан-Люк Годар решил в Сорбонне, и во время учебы стал настоящим киноманом, не вылезавшим из киноклубов.
Там он обзавелся новыми знакомыми, среди которых оказались Жак Риветт, Франсуа Трюффо, Эрик Ромер, кинокритик Андре Базен. Годар увлекся литературной деятельностью и начал писать заметки о кино для основанной вместе с новыми знакомыми газеты.
Первым фильмом в творческой биографии Жана-Люка Годара стала короткометражка «Операция бетон», снятая в 1954 году. Деньги на этот фильм Годар заработал, работая на строительстве дамбы.
Кадр из фильма «На последнем дыхании»
Спустя шесть лет вышел его первый большой метр — картина «На последнем дыхании», в котором снялись Жан-Поль Бельмондо и Джин Сиберг. Американские кинокритики включили этот фильм в рейтинг десяти лучших кинодебютов за всю историю кино.
После этого фильма Жана-Люка стали называть пионером «новой волны». Это течение возникло в пятидесятые годы, а его основателями стали режиссеры, не желавшие снимать коммерческие фильмы, в основе которых лежали уже готовые стандарты.
К концу шестидесятых «новая волна» перестала интересовать Годара, а его новым увлечением стал марксизм. Еще один фильм Годара, ставший одним из ярких примеров «новой волны», «Женщина есть женщина» был снят в 1961 году, а главную роль в нем сыграла жена Жана-Люка Годара Анна Карина.
На фото: рабочий момент съемок фильма «Женщина есть женщина»
Во времена социального кризиса во Франции, вылившегося в студенческие демонстрации и массовые беспорядки, Жан-Люк Годар начал снимать пропагандистские фильмы и стал одним из идейных вдохновителей левого движения. Вместе с Жан-Пьером Горином Годар создал группу, занимавшуюся съемками политического кино, и назвали ее «Дзига Вертов». Группа просуществовала до 1972 года.
«Это был индивидуальный бунт, и с большим опозданием я понял, что должен теснее связать себя с великими социальными движениями», — писал Жан-Люк Годар.
Возвращение к большому кино в 1980 году было ознаменовано выходом фильмов «Спасай, кто может (свою жизнь)», «Имя: Кармен», «Страсть». В 2010 году Годар снял картину «Социализм», сюжет которого разворачивается на круизном лайнере.
Режиссер не собирался останавливаться, и в 2014 году он снял фильм-эксперимент «Прощай, речь» 3D. Лента снималась очень долго, а потом не менее долго монтировалась и обрабатывалась. Фильм был удостоен приза кинофестиваля в Каннах и еще нескольких наград.
На фото: Годар снимает «Прощай, речь»
«Прощай, речь» был признан одним из лучших фильмов 2014 года.
Личная жизнь Жана-Люка Годара
Режиссер был женат трижды, и два первых раза его женами становились актрисы, которых он снимал в своих фильмах.
На фото: Жан-Люк Годар и Анна Карина
Анну Карину, актрису датского происхождения, Годар пригласил в свой фильм «Маленький солдат». Позже она сыграла главные роли еще в семи картинах режиссера.
Первое предложение Годара сняться в его ленте «На последнем дыхании» Анна не приняла, потому что не хотела сниматься обнаженной. Жан-Люк испытывал симпатию к молодой актрисе, но сначала она этого не замечала.
Первое свидание актрисе Годар назначил запиской, в которой признался девушке в любви. Это произошло, когда съемки уже шли полным ходом, и Анна Карине понимала, что и сама влюбляется в режиссера.
Со съемок «Маленького солдата» они вернулись уже влюбленной парой, а в марте 1961 года сыграли свадьбу, а спустя шесть лет разошлись.
Благодаря фильмам Годара Анна Карина стала олицетворением и символом «новой волны». Следующей женщиной, с которой связал личную жизнь Жан-Люк Годар, стала Анна Вяземски, потомок русских эмигрантов, внучка нобелевского лауреата писателя Франсуа Мориака.
На фото: Жан-Люк Годар и Анна Вяземски
Режиссер пригласил Анну на роль Вероник в свой фильм «Китаянка», и с этой картины начался их роман.
Режиссеру было тридцать пять лет, когда он познакомился с восемнадцатилетней студенткой философского факультета. Он уже был одним из самых известных режиссеров, лидером «новой волны», кумиром молодежи и любимцем кинокритиков, а она только начинала свой путь в кинематографе.
Жена Жана-Люка Годара Анна Вяземски в фильме «Китаянка»
Впервые Годар увидел Анну на снимке, когда был в гостях у своих знакомых, и был покорен ее красотой и молодостью. В тот период у него был роман с актрисой Мариной Влади, снявшейся в роли проститутки в его картине «Две или три вещи, которые я знаю о ней», но эти отношения не имели будущего, и место Марины в сердце Жана-Люка заняла юная аристократка.
К тому времени Вяземски успела сняться в качестве непрофессиональной актрисы в картине «Наудачу, Бальтазар» Робера Брессона, который, несмотря на то, что она годилась ему во внучки, был сильно увлечен Анной, но она не отвечала ему взаимностью.
Брессон сам познакомил Годара с Вяземски, однако Анна не воспринимала серьезно знаки внимания со стороны нового знакомого, и Жану-Люку пришлось пустить в ход все свое обаяние и приложить немало усилий, чтобы девушка начала отвечать ему взаимностью.
Он умел нравиться женщинам, и это умение не подвело его и в этот раз – Анна влюбилась в Годара, и через год после начала знакомства они начали встречаться, а в 1967 году поженились. Их свадьба была более чем скромной, в присутствии только двух свидетелей.
Вяземски ввела мужа в круг радикалов-маоистов, под влиянием которых из киномана он превратился в политического радикала и отрекся от всех своих фильмов, которые начали казаться ему слишком буржуазными.
Женой Жана-Люка Годара Анна Вяземски была двенадцать лет, а после развода также продолжала сниматься в его фильмах. Третьей женой Жана-Люка Годара стала Анн-Мари Мьевиль, являющаяся не только супругой режиссера, но и соавтором его последних фильмов.
На фото: Годар и Анн-Мари Мьевиль
Они живут в маленьком доме, который одновременно является съемочной площадкой, студией и технической лабораторией, где на стенах висят репродукции картин, а на полу стоят стопки книг. В доме много современной техники, огромных плазменных экранов, различных видеокамер и компьютеров, всего, что необходимо для создания новых шедевров.
Жан-Люк Годар не раз подвергался критике за антисионистские взгляды и осуждение действий государства Израиль в отношении Палестины. В 1976 году он снял документальный фильм «Здесь и там», в котором запечатлел подробности своего путешествия на Ближний Восток.
Путеводитель по фильмам Жан-Люка Годара, «первого философа» кино
Любовь к цитированию, «мертвецы в отпуске» и другие особенности антикинематографа живого классика французского кино.
16 ноября в российский прокат выходит новый фильм Мишеля Хазанавичуса «Молодой Годар», основанный на мемуарах актрисы Анн Вяземски. Лента рассказывает о ее совместной жизни и работе с Жан-Люком Годаром в один из самых интересных периодов творчества режиссера. На экране разворачивается детальная реконструкция всего того, чем жило поколение французских бунтарей 1968 года, о чем они говорили, что чувствовали и что пытались совершить. Тем зрителям, для которых эти события не пустой звук, обязательно стоит посмотреть фильм Хазанавичуса.
По просьбе КиноПоиска киновед Владимир Виноградов, автор книги «Антикинематограф Ж.-Л. Годара, или „Мертвецы в отпуске“», составил путеводитель по творчеству «первого философа» кино.
Юный Годар: Кинокритик
Послевоенная кинокритическая жизнь Парижа буквально бурлила: все жаждали рождения чего-то нового, отличного от ставшего традиционным «поэтического реализма» Марселя Карне, «ирреального реализма» Жана Кокто или «психологического реализма» Жана Деланнуа. И хотя первые ростки нового уже появились (кинематограф Робера Брессона или зачатки авторской теории кино в статьях Александра Астрюка), до революции было еще далеко. Именно в этот момент из Швейцарии в Париж — в очередной раз — вернулся юный Годар.
Жан-Люк Годар / Фото: Getty Image
Поступив в Сорбонну на факультет этнологии, Годар вскоре бросил его ради подготовки к экзаменам в киношколу IDHEC (сейчас она называется La Fémis). Попытка не увенчалась успехом, однако Годар не оставил свое увлечение кино и продолжил самообучение на просмотрах в Синематеке Анри Ланглуа и Киноклубе Латинского квартала. Именно там он познакомился с еще тремя киноманами — будущими режиссерами Франсуа Трюффо, Жаком Риветтом и Эриком Ромером.
Молодым синефилам было мало только лишь посещать сеансы и участвовать в диспутах. В конце 1949 года Ромер начал издавать La Gazette du cinéma. Издание продержалось недолго, всего пять выпусков, и закрылось из-за финансовых проблем. Но это было ярким началом кинодеятельности непримиримых молодых критиков, которые впоследствии получили прозвище «молодые турки». Статьи, опубликованные в этом издании, стали для Годара первыми шагами на пути к кинематографу.
Молодой Годар: Вор, строитель, начинающий режиссер
В конце 1952 года Годар, мечтая снять свое кино, украл деньги из редакции недавно открывшегося журнала о кино Les Cahiers du cinéma и вернулся в Швейцарию, где мать помогла ему устроиться на работу на местное ТВ. Кража раскрылась, и Годара отправили в тюрьму, но благодаря вмешательству отца неудачливого преступника-киномана перевели в психиатрическую клинику.
После двухнедельного пребывания на лечении он вышел на свободу и, поддавшись на уговоры матери, устроился на строительство плотины. Работая на стройке, Годар нанял оператора и снял свою первую короткометражную картину под названием «Операция „Бетон“» (1954).
Затея Годара оправдалась: строительная компания купила этот небольшой ролик. Он бросил работу не задумываясь. Теперь у него была небольшая сумма, достаточная, для того чтобы начать режиссерскую карьеру. Переехав в Женеву, Годар снял еще одну короткометражную, но уже игровую работу «Кокетка» (1955) по новелле Ги де Мопассана «Знак». И вот с таким багажом из двух короткометражек да еще со сценарием о своей матери, недавно погибшей в автокатастрофе, в 1956 году он снова отправился в Париж, где через несколько лет поразил всех своим полнометражным дебютом.
Дебютный фильм Годара оказался для кинематографа эпохальным, этапным, знаковым, он стал олицетворением французской новой волны. Картина создавалась в период, когда ее режиссер увлекался американским нуаром, в котором часто переплетались элементы самых разных жанров — детектива, психологической драмы, даже комедии. Годару хотелось придумать нечто похожее.
В его задачу входило не только рассказать детективную историю, но и создать образ молодого французского бунтаря без причины, своего рода стихийного анархиста, «мертвеца в отпуске», как его называет в фильме сам режиссер. С одной стороны, движущийся «на последнем дыхании» Пуакар (Жан-Поль Бельмондо) воплощал образ благородного антигероя, человека, презирающего этот мир и обреченного в силу этого на гибель. С другой — ему ничего не стоило стянуть деньги у своей знакомой, что явно мелковато для героя, напоминавшего знаменитых американских бунтарей и персонажей Хамфри Богарта.
Картина потрясла зрителей необычайной степенью документальности, созданной репортажным стилем съемки: камера Рауля Кутара неотступно следила за персонажем. Не менее поразительной была и совершенно непривычная для того времени модель авторского повествования. Свободный принцип построения фильма включал в себя все что угодно, любые отступления и любые повороты.
После удачного проката дебютной картины Годар заявил, что ищет актрису на главную роль в своей следующей картине. В журнале La Cinématographie Française появилось объявление о том, что Жан-Люк Годар собирается снимать фильм «Маленький солдат» и ищет молодую женщину от 18 до 27 лет, которая «станет его актрисой и другом».
Жан-Люк Годар и Анна Карина / Фото: Getty Image
Это была попытка вернуть Анну Карину, отказавшуюся сниматься топлес в одном из эпизодов годаровского полнометражного дебюта. После этого объявления он послал Карине телеграмму: «Мадемуазель, на этот раз на главную роль». С этого шага начались бурные отношения между одним из ведущих режиссеров французской новой волны и его главной актрисой.
Карина приняла ухаживания режиссера, и 3 марта 1961-го состоялась их свадьба. Они прожили вместе четыре года и сняли совместно восемь картин. Они продолжат работать вместе даже после официального развода, а некоторые фильмы будут носить явные отпечатки их былых отношений: «Безумный Пьеро», «Альфавиль» и другие.
Главная черта стиля: Любовь к цитированию
Главная черта стиля Годара — любовь к цитированию — стала заметной уже в его самых ранних работах. Но за этим стояло не только желание блеснуть перед зрителями своими энциклопедическими знаниями или расписаться в синефильской любви к кумирам прошлого. Прежде всего Годар опирался на художественную традицию, схожую с тем, чем занимался на театральной сцене великий немецкий режиссер и драматург Бертольд Брехт.
Годар часто использует в качестве цитат всем хорошо известный материал (например, недавно вышедший фильм). Делая явную ссылку на него, режиссер добивается эффекта брехтовского «очуждения», когда между зрителем и действием создается необходимая критическая дистанция. Используя приемы «очуждения», Брехт и Годар не дают публике забыть, что она смотрит фильм или присутствует на спектакле. В дебютном фильме Годара актеры обращались с экрана к зрителям и комментировали происходящее, разрушая кинематографическую иллюзию. Одним из самых остроумных годаровских воплощений подобной стратегии стал почти анекдотический эпизод из «Уик-энда», когда герои останавливают машину и спрашивают сидящих в ней: «Вы настоящие или из фильма?» — «Из фильма!»
На съемках фильма «Уик-энд»
Благодаря этим приемам зритель начинает слышать авторский голос, понимать механизм авторского конструирования картины. Произведение лишается той самой иллюзии, характерной для жанрового кинематографа, и становится полем явного авторского высказывания.
Зрелый Годар: Убежденный брехтианец
К концу 1960-х повествование у Годара уже полностью напоминает брехтовское. Действие его фильмов часто прерывается комментарием — как текстовым, так и визуальным (например, фотографией), — разрушая иллюзию непрерывного развития события. Во многих своих лентах Годар применяет принцип членения действия на короткие эпизоды (часто не связанные друг с другом), которым он дает афористичные названия. Эти приемы становятся основой нового метода Годара. «Что такое кино?» — спрашивал в названии своей книги учитель Годара, известный французский кинокритик Андре Базен, основатель журнала Les Cahiers du cinéma. Работы Годара тех лет содержат ответ: кино — это способ аналитического постижения мира.
Жан-Люк Годар
«Кино — это правда 24 кадра в секунду», — любил прежде говорить Годар. Постепенно увлеченность демонстрацией этой правды отходит в его творчестве на второй план, уступая место попыткам вырваться из пут самых разных идеологий. Разрушая привычную модель кино, воюя всеми доступными средствами против волшебства обольщения, иллюзии, эффекта реальности, Годар создает свой собственный антикинематограф, с помощью которого он пытается дистанцироваться от любой идеологической ангажированности.
Новая муза: Анн Вяземски
Жан-Люк Годар и Анн Вяземски на съемках фильма «Один плюс один» / Фото: Getty Image
Новым предметом увлечения режиссера стала восемнадцатилетняя Анн Вяземски (представительница известного русского аристократического рода Вяземских, внучка нобелевского лауреата Франсуа Мориака), только что снявшаяся у Робера Брессона в фильме «Наудачу, Бальтазар». Интерес девушки и 36-летнего режиссера был взаимным. Для нее Годар был модным леворадикальным художником, а она для него представительницей нового поколения молодых французских бунтарей — последователей маоизма и анархизма. Благодаря этому союзу родились годаровские революционные фильмы: «Китаянка», «Уик-энд», «Один плюс один», «Ветер с Востока», «Владимир и Роза».
Став членом киногруппы «Дзига Вертов» (так звали известного советского кинодокументалиста 1920—1930-х годов), состоявшей из радикально настроенной студенческой молодежи, Годар демонстративно убрал собственную фамилию из титров. Замена ее названием группы, по мнению режиссера, свидетельствовала о приоритете коллективного социалистического, а не индивидуального капиталистического.
Жан-Люк Годар, 1968 год / Фото: Getty Image
Для достижения своей главной цели — осуществления культурной революцию и победы над буржуазной идеологией — члены группы «Дзига Вертов» решают создать новый кинематограф, который должен решать сугубо политические задачи. С одной стороны, они хотят осмыслить итоги мая 1968 года, с другой — подтолкнуть зрителей к практическим действиям. Группа отбрасывает традиционную повествовательную модель кинематографа и погружает зрителя в аналитический процесс. Ее ленты создаются в эстетике агитплаката: «Правда» — анализ политической ситуации после событий в Чехословакии; «Ветер с Востока» — размышление о теории революции; «Владимир и Роза» — пародия на правосудие; «Письмо к Джейн» — об идеологической репрезентации реальности в СМИ.
Немолодой Годар: Мыслю, следовательно снимаю на видео
В 1974 году после распада группы «Дзига Вертов» Годар вместе с новым сорежиссером Анн-Мари Мьевиль создал домашнюю экспериментальную видеостудию в Гренобле. Студия называлась Sonimage («son» — звук, «image» — изображение), а ее первой работой стала картина «Здесь и там», частично снятая на видео.
Обращение Годара к съемке на видео было вполне закономерно. Во-первых, для режиссера, отказавшегося от коммерческой модели кинематографа, вопрос себестоимости фильма стал важнейшим. Благодаря этому ему удается через 16 лет после своего дебюта «На последнем дыхании» снова снять картину с тем же бюджетом.
Во-вторых, видеотехнологии предоставили режиссеру широкое поле для деятельности. То, что было весьма затруднительно или невозможно сделать с помощью кинотехнологий, теперь становилось вполне достижимым. «Видео научило меня видеть кино и обдумывать работу в кино по-другому, — говорил Годар. — Занимаясь видео, возвращаешься к более простым элементам. Особенно важно то, что изображение и звук едины. Для людей кино они существуют раздельно».
Пришествие видео стало для режиссера явлением того же порядка, что и появление ручных камер в 1950-е годы, когда новая техника дала возможность передать ощущение потока жизни, подсмотренности, репортажности, естественности всего происходящего.
В 90-х годах ХХ века, когда отмечалось 100-летие кинематографа, критики и режиссеры часто задавались вопросами: кино умерло, умирает или у него все-таки есть будущее? Ответы на них пытался найти и Годар в своем многосерийном фильме «История(и) кино».
Режиссер погружает зрителей в бесконечный круговорот образов, которые напоминают о словах героя романа Джойса «Улисс»: «История — это кошмар, от которого я пытаюсь проснуться». Образы — это власть, о которой будет неустанно напоминать Годар, а кино — это фабрика по их производству. Они захватывают власть и создают то, что становится одновременно отечеством режиссера и его проклятием.
«История(и) кино»
Скрытое обращение Годара в «Истории(ях) кино» к Джойсу и другому его роману, «Поминки по Финнег
Режиссер Жан-Люк Годар фильмография, список фильмов Жан-Люк Годар | Актеры и роли
Jean-Luc Godard Filmography
- Дата рождения: 3 декабря, 1930
- Место рождения: Париж, Франция
- Рост: 170 см
- Карьера: Режиссер (110), Сценарист (93), Актер (28), Актер: Играет самого себя (62), Монтажер (53), Продюсер (16), Оператор (7), Актер: Хроника, В титрах не указан (15)
- Всего фильмов: 384
- Лучший год: 2004 (8)
- Худший год: 1955 (1)
Фильмография и список ТВ-, кино проектов, в которых принимал участие или участвует сегодня режиссер Жан-Люк Годар, содержит порядка 384 работ. Среди фильмов, передач и ТВ-шоу режиссера, которые стоит посмотреть, можно выделить: Жить своей жизнью (1962) /Vivre sa vie: Film en douze tableaux/, Мужское-женское (1966) /Masculin féminin/ и На последнем дыхании (1960) /À bout de souffle/. Жан-Люк Годар появляется в сериалах и кино проектах в качестве режиссера, а также сценариста, актера, монтажера, продюсера, оператора, начиная с 1950 по 2018 годы. Первые ТВ-шоу и фильмы с участием режиссера: Операция бетон (1954) /Opération ‘Béton’/, Кокетка (1955) /Une femme coquette/ и Шарлота и ее Жюль (1958) /Charlotte et son Jules/. Последние на сегодня фильмы и проекты, где задействован режиссер Жан-Люк Годар — это Образ и речь (2018) /Le livre d’image / — Режиссер, Слова, прощайте! (2013) /Adieu au langage/ и 3x3D (2013).
Список фильмов Жан-Люк Годар (Jean-Luc Godard)
2018
- Образ и речь / Le livre d’image
Режиссер (Режиссер), Сценарист (Сценарист), Актер (Narrator)
2013
2012
2010
- Фильм-социализм / Film socialisme
Режиссер, Сценарист
- Tribute to Éric Rohmer
Режиссер, Сценарист (в титрах не указан), Монтажер, (Жан-Люк Годар, в титрах не указан)
- Godard Made in USA
(Жан-Люк Годар, хроника)
- Двое из волны / Deux de la Vague
(Жан-Люк Годар, хроника)
- Жиль Жакоб, гражданин Канн / Gilles Jacob, l’arpenteur de la croisette
(Жан-Люк Годар, хроника)
- Accomplice
(Жан-Люк Годар, хроника)
2009
2008
2007
2006
- Four Short Films
Режиссер, Сценарист, (рассказчик)
- Ecce Homo
Режиссер, Сценарист, Монтажер, Продюсер
- Vrai faux passeport
Режиссер, Сценарист, Монтажер, Продюсер, (рассказчик, озвучка)
2005
2004
- Prières pour Refusniks
Режиссер, Сценарист, Монтажер, Продюсер, Оператор
- Наша музыка / Notre musique
Режиссер, Сценарист, Монтажер, (Жан-Люк Годар)
- Moments choisis des histoire
Режиссер, Сценарист, Монтажер, Продюсер
- The Dream Studio
(Жан-Люк Годар, хроника)
- The Making of «Rocky Road to Dublin» / The Making of ‘Rocky Road to Dublin’
(Жан-Люк Годар)
- Le fantôme d’Henri Langlois
(Жан-Люк Годар)
- Испытание артистов / Épreuves d’artistes
(Жан-Люк Годар, хроника)
- Axensprung
(Жан-Люк Годар, хроника)
2002
2001
2000
1999
1998
1997
1996
1995
1994
1993
- Король рекламы / The King of Ads
Режиссер
- Дети играют в Россию / Les enfants jouent à la Russie
Режиссер, Сценарист, Монтажер, Актер (The idiot: Prince Mishkin)
- Добро пожаловать, Сараево / Je vous salue, Sarajevo
Режиссер, Сценарист, Монтажер, Актер (рассказчик)
- Увы, мне… / Hélas pour moi
Режиссер (в титрах не указан), Сценарист (в титрах не указан), Монтажер
1992
1991
1990
- Metamorphojean
Режиссер, Сценарист, Монтажер, Продюсер
- Новая волна / Nouvelle vague
Режиссер (в титрах не указан), Сценарист (в титрах не указан), Монтажер
1989
1988
- Сила слова / Puissance de la parole
Режиссер, Сценарист
- On s’est tous défilé
Режиссер, Сценарист
- Closed
Режиссер, Сценарист, Монтажер
- История / Histoire(s) du cinéma: Toutes les histoires
Режиссер (в титрах не указан), Сценарист (в титрах не указан), Монтажер
- Французы глазами… / Les Français vus par
Режиссер, Сценарист
1987
- Ария / Aria
Режиссер, Монтажер
- Closed Jeans
Режиссер, Сценарист, Монтажер
- Король Лир / King Lear
Режиссер, Сценарист (в титрах не указан), Монтажер, Продюсер (исполнительный продюсер), Актер: Хроника, В титрах не указан (Professor Pluggy, в титрах не указан)
- Береги правую / Soigne ta droite
Режиссер, Сценарист (в титрах не указан), Монтажер, Актер (L’idiot et le prince, (в титрах: Monsieur Godard))
1986
1985
1984
1983
1982
1981
1980
1979
1978
1977
1976
- Здесь и там / Ici et ailleurs
Режиссер, Сценарист, Продюсер, (рассказчик, озвучка)
- Ночь Сезара / La nuit des Césars
(Жан-Люк Годар — CГ©sar d’honneur)
1975
- Номер два / Numéro deux
Режиссер, Сценарист, (Жан-Люк Годар)
- Ne
Актер
1972
- Письмо Джейн / Letter to Jane: An Investigation About a Still
Режиссер, Сценарист, (Жан-Люк Годар — рассказчик, озвучка)
- Всё в порядке / Tout va bien
Режиссер, Сценарист
- В час ночи / 1 P.M.
Режиссер, Сценарист, Оператор, (Жан-Люк Годар, в титрах не указан)
1971
- Schick After Shave
Режиссер, Сценарист, Монтажер
- Владимир и Роза / Vladimir et Rosa
Режиссер (в титрах не указан), Сценарист (в титрах не указан), Монтажер, Оператор, Актер: Хроника, В титрах не указан (Vladimir Lenin, в титрах не указан)
- Борьба в Италии / Lotte in Italia
Режиссер (в титрах не указан), Сценарист (в титрах не указан), Монтажер
- Ciné-girl
Актер: Хроника, В титрах не указан (Lui-même, в титрах не указан)
1970
1969
- Весёлая наука / Le gai savoir
Режиссер, Сценарист, Актер (рассказчик, озвучка)
1968
1967
1966
- Две или три вещи, которые я знаю о ней / 2 ou 3 choses que je sais d’elle
Режиссер, Сценарист, Актер (рассказчик, озвучка)
- Сделано в США / Made in U.S.A
Режиссер, Сценарист, Актер: Хроника, В титрах не указан (Richard Politzer в титрах не указан, озвучка)
- Мужское-женское / Masculin féminin
Режиссер, Сценарист
- Шпион / L’espion
Актер: Хроника, В титрах не указан (Orlovsky’s Friend, в титрах не указан)
- Карл Т. Дрейер / Carl Th. Dreyer
(Жан-Люк Годар, в титрах не указан)
1965
1964
1963
- Презрение / Le mépris
Режиссер, Сценарист (в титрах не указан), Актер: Хроника, В титрах не указан (Lang’s Assistant Director, в титрах не указан)
- Карабинеры / Les carabiniers
Режиссер, Сценарист
- Шехерезада / Shéhérazade
Актер
1962
- Рогопаг / Ro.Go.Pa.G.
Режиссер, Сценарист
- Жить своей жизнью / Vivre sa vie: Film en douze tableaux
Режиссер, Сценарист, Монтажер, Актер: Хроника, В титрах не указан (Voix de l’amant lisant Poe в титрах не указан, озвучка)
- Семь смертных грехов / Les sept péchés capitaux
Режиссер, Сценарист
- Солнце в глаза / Le soleil dans l’oeil
Актер
- Клео от 5 до 7 / Cléo de 5 à 7
Актер: Хроника, В титрах не указан (L’homme aux lunettes noires / Actor in silent film, в титрах не указан)
1961
1960
1959
1958
- История воды / Une histoire d’eau
Режиссер, Сценарист, Монтажер, Актер (рассказчик)
- Шарлота и ее Жюль / Charlotte et son Jules
Режиссер, Сценарист, Монтажер, Актер: Хроника, В титрах не указан (Jean в титрах не указан, озвучка)
- Париж принадлежит нам / Paris nous appartient
Актер (Un homme à la terrasse (в титрах: Hans Lucas))
1956
1955
- Кокетка / Une femme coquette
Режиссер, Сценарист, Монтажер, Оператор
1954
- Операция бетон / Opération ‘Béton’
Режиссер, Сценарист, Монтажер, (рассказчик, озвучка)
1950
Жан-Люк Годар – великий режиссер, которому мы должны быть благодарны
Уже почти пять лет назад Жан-Люк Годар снял картину с патетично-ироничным названием «Прощай, речь» – кинематографическое эссе в 3D, где, в частности, трава начинает шевелиться, если зритель помотает своею непокорной головой. Иронично то, что слово «речь» заставляет думать в первую очередь про слова, хотя Годар, конечно, подразумевает и видеоряд. Пресловутый киноязык. Вдвойне иронично, что речь пропадает, когда наступает пора поговорить про самого Годара – свидетеля, активную фигуру и священное чудовище кинематографа последних без малого шестидесяти лет. Иронично в кубе – и это мэтр тоже закладывал в названии, – что в Швейцарии, где проживает режиссер, Adieu используют как приветствие. Однако здравствуйте.
Последние годы в сводках с Каннского кинофестиваля Жан-Люка Годара упоминают дежурно – будто бы в роли уже столетия как покойного хозяина разрушенного замка, где недавно закатили вечеринку какие-то кутилы на хайпе. С последнего смотра, где режиссер получил Специальный приз жюри, все вообще с восторгом писали, что Годар хоть и не приехал, но вышел на связь онлайн, что, кажется, вытеснило из информационного поля саму картину «Образ и речь». К концу девятого десятка мэтр стал совсем неуловим, даже его старшая соратница Аньес Варда, которой полгода назад исполнилось девяносто, не смогла застать неистового режиссера дома. В документальной ленте «Лица деревни» она приходит к нему в гости, а вместо встречи получает мерзкую записку, которая доводит ее до слез.
Последние годы про Годара также дежурно сообщают, что он то ли сошел с ума, то ли снова раздвинул грани понимания кино. Оценивать полет его мысли в прямом эфире, безусловно, задачка не из простых. Гораздо проще постфактум снимать шляпу перед тридцатилетним наглецом, синефилом и кинокритиком, который в 1960 году одним выстрелом убил «папочкино кино» и создал самый заразительный портрет «новой волны». Да, «На последнем дыхании» не первый фильм этого неоднородного и разношерстого движения, но, как и любой неубиваемый миф, – заразительный донельзя. Настолько, что даже «400 ударов» Трюффо, где тема отцов и детей звучит в полный рост, уступает ему в ранге постера движения.
Годар вообще преуспел в мифотворчестве: из тех, про кого хочется написать банальное «великий и ужасный», он максимально близок к статусу Гудвина. История с пресс-конференцией через скайп – фантастически подходящая для этого образа деталь, хотя что-то магическое виднеется и в портретах молодого Жан-Люка. Черные очки, пижонская шляпа, сосредоточенное, будто у скульптуры, лицо; на половине фотографий – он где-то сбоку, с того краю, возле оператора, частично спрятан за стеной. Хотя Годар, конечно, не Уолдо и не затворник Терренс Малик, избегающий фото намеренно. Опять-таки – красивый жест, ускользающая красота.
Про Жан-Люка Годара времен «новой волны» говорить чуть проще: в «На последнем дыхании» энергично преломляются две ключевые темы, которые за следующие почти шестьдесят лет уже не обретут такого романтического воплощения, как в лице и фигуре Жан-Поля Бельмондо. Раз: бунт против всего окаменелого – в кино, в политике, в жизни. Два: нескончаемое исследование (кино)языка как проводника обеих парадигм – законсервированной и бунтующей. «Социальное бытие людей определяет строй их мыслей», – писал он о том, как снимать кино политически. И тут одно перестает быть отделимо от другого, как форма – от содержания.
Потому когда идеологическое ядро в фильмах Годара стало перевешивать поэтическое, публика тут же разделилась, а сейчас и вовсе пребывает в смятении. Помимо исторической и концептуальной важности в «новой волне» присутствовала чарующая эстетика, романтический образ бунтаря с причиной. Она очаровывала – и правдой жизни, и хлесткостью (кино)языка, и красотой этой пижонской неприкаянности.
Этот эстетико-идейный заряд, накопленный французскими синефилами за просмотром преимущественно американских фильмов, оказал на кинематограф колоссальное влияние – от Нового Голливуда до «нового немецкого кино» (Фассбиндер даже охотно заимствовал у Годара артистов), от французского необарокко (Дюмон, Каракс и ранний Бессон) до «Догмы 95» – и далее, до Ксавье Долана.
Последний, к слову, разделил с мэтром приз жюри Каннского кинофестиваля 2014. Долану дали за «Мамочку», Годару – как раз за «Прощай, речь». В интервью живой классик заметил, что его наградили как старого режиссера, который снял молодой фильм, а канадского вундеркинда – как молодого постановщика, который снял старый (картину он не видел, но предположил с чужих слов). Впрочем, этот парадокс современного кинематографа, стремящего пересказать величие прошлого, а не смело ринуться в неопознанное будущее, требует отдельного разговора. Не при великих. Неумолимый, как некоторые экспериментаторы-пенсионеры, Жан-Люк Годар с уверенностью локомотива движется вперед. Хочется верить – все еще не на последнем дыхании. Adieu.
Фото: Getty Images
Часто проверяете почту? Пусть там будет что-то интересное от нас.
Знакомство с инновационным кинопроизводством Жан-Люка Годара с помощью пяти видеоочерков
Несмотря на то, что Жан-Люку Годару в минувшую субботу исполнилось 86 лет, киновед Дэвид Бордвелл, несомненно, по-прежнему называл бы его «самым молодым режиссером на работе сегодня» — как он это сделал всего два года назад в эссе о последней картине Годара Goodbye на Язык . За свою более чем 65-летнюю карьеру, которая началась с кинокритики и, возможно, никогда не покидала ее, человек, снявший такие фильмы, как Breathless , Alphaville и Weekend в свое первое десятилетие кинопроизводства, сохранил его работа новаторская в интеллектуальном и эстетическом плане, когда большинство фильмов кажутся смиренными и даже довольными, чтобы снова и снова исследовать один и тот же участок творческого пространства кино.
«Годар был освободителем странностей», — написал New Yorker кинокритик и биограф Годара Ричард Броуди по случаю 82-летия автора. «Он всегда был впереди всех с точки зрения кино-безумия, осознавая, что привычка мыслить образами и звуками не отвлекала его от эмоционального взаимодействия со своими объектами, но добавляла к этому новое измерение».
Он обеспечил себе творческую свободу с самого начала, когда «подобрал любителей вместе с профессионалами, смешанные жанры и тона, привлек внимание к искусству фильмов, которые он любил, и жанров, которые он возродил, перевернул условности с анархической яростью и аналитической страстью.«
Годар, заключает Броуди, «не просто переосмыслил фильмы; он переосмыслил кинематограф как практику и как опыт». Но как это выглядит для публики? Эти пять видеоэссе посвящены творчеству Годара, выделяя и отмечая элементы, заслуживающие нашего пристального внимания синефилов. В верхней части поста у нас есть краткий эстетический обзор «Годара во фрагментах», спонсируемого Criterion Collection, в котором видеоэссеист Когонада (создатель произведений, ранее представленных здесь, о Весе Андерсоне, Альфреде Хичкоке, Стэнли Кубрике, Андрее Тарковском и неореализм) тратит шесть с половиной минут мне
.
Jean-Luc Warsmann — Wikipédia
Un article de Wikipédia, l’encyclopédie libre.
Жан-Люк Варсманн | |
Jean-Luc Warsmann en 2016. | |
Fonctions | |
---|---|
Député français | |
En fonction depuis le (24 часа, 8 месяцев и 25 дней) | |
Выбор | 28 марта 1993 г. (заменяющая) |
Выбор | 1 er июн 1997 9 июн 2002 10 июн 2007 10 июн 2012 18 июн 2017 |
Обращение | 3 e des Ardennes |
Législature | X e , XI e , XII e , XIII e , XIV e , XV e ( V e République) |
Политическая группа | RPR (1995-2002) UMP (2002-2015) LR (2015-2017) LC (2017) UAI (2017-2019) UDI (2019) UAI (заместитель 2019) |
Prédécesseur | Клод Виссак |
Conseiller régional de Champagne-Ardenne, d’Alsace-Champagne-Ardenne-Lorraine puis du Grand Est | |
En fonction depuis le (10 месяцев, 5 месяцев и 11 дней) ) | |
Выбор | 21 марта 2010 г. (Арденнское шампанское) |
Выбор | 13 декабря 2015 г. (Эльзас-Шампань-Арденны-Лотарингия) |
Президент | Жан-Поль Баши Филипп Ришер Жан Роттнер |
Президент национальной комиссии по национальной ассамблее | |
— (4 часа, 8 месяцев и 1 день) | |
Législature | XIII e |
Prédécesseur | Philippe Houillon |
Successeur | Жан-Жак Урвоа |
Генеральный советник Арденн | |
— (14 человек, 4 месяца и 23 дня) | |
Обращение | Canton de Grandpré |
Prédécesseur | Жак Сурдиль |
Successeur | Доминик Арно |
Maire de Douzy | |
— (18 лет, 9 месяцев и 12 дней) | |
Prédécesseur | Мишель Годе |
Successeur | Charline Closse |
Биография | |
Date de naissance | (54 чел.) |
Lieu de naissance | Villers-Semeuse (Арденны) |
Nationalité | Française |
Политическая партия | RPR, UMP, puis LR |
Diplômé de | IEP de Paris |
Профессия | Directeur de la MGEL |
модификатор |
Жан-Люк Варсманн , урожденный в Виллер-Семёз (Арденны), est un homme politique français.
Jusqu’en 1996, Jean-Luc Warsmann dirige la Mutuelle générale des étudiants de l’Est.
Муниципальный советник Дузи в Партире 1989 г., в период с 1995 по 2014 год. Последний советник в Арденнах в 1996 году.
Заявитель Клода Виссака о законодательных выборах 1993 года в 3 и Circonscription des Ardennes, il devient député le ; à la suite du décès de celui-ci. Il est rélu député en 1997, 2002, 2007, 2012 и 2017 [1] , [2] .Это могут быть последовательные стороны групп RPR, UMP, LR, LC и UAI.
Вице-президент национальной ассамблеи с 2005 по 2007 год, с собственной ванной комнатой, lors de la XIII и législature, президент комиссии Луа. En 2009; il est rapporteur d’une loi qui supprime notamment de l’Eglise de Scientologie pour ce grouce [3] .В 2010 году, я действительно принял законное право на возможность конфискации мошенничества по справедливости. Депутаты, подозреваемые в совершении преступления, совершенного в соответствии с законом, в настоящее время имеют законное право. Ces biens peuvent ensuite être vendus au profit de l’État. L’année suivante, AGRASC начало работы с номером [4] . В сентябре 2017 года был назначен президентом группы трудящихся-преобразователей национального собрания.
Tête de liste UMP aux élections régionales de 2010 en Champagne-Ardenne, il obtient au niveau régional 38,5% голосов во втором туре в треугольном кадре [5] , [6] .Региональный советник по региональным спискам Филиппа Ришер в 2015 году в Эльзас-Шампань-Арденны-Лотарингия, вице-президент регионального консалтинга с 2016 по 2017 год.
Comme d’autres personnalités de son parti, il renonce à soutenir le кандидата LR в l’élection présidentielle de 2017, François Fillon, impliqué dans des affaires judiciaires [7] .
- ↑ « Résultats des élections législatives dans la 3 e Circonscription des Ardennes », sur Ministère de l’Intérieur (см. От 11 июля 2012 г.)
- ↑ Ministère de l’Intérieur, « Élections législatives 2017 », на выборах.interieur.gouv.fr, (консультироваться с 19 мая 2018 г.) .
- ↑ «La Scientologie ne pourra pas être disoute», Le Figaro , 14 сентября 2009 г.
- ↑ Матье Делаусс, «Les confiscateurs», Vanity Fair n ° 12, июнь 2014 г., страницы 116-123 и 174-175.
- ↑ Les résultats aux primaires régionales »
- ↑ « Résultats des élections régionales 2010 », на https://www.interieur.gouv.fr/Elections/Les-resultats/Regionales/elecresult__regionales_2010 (см. 30 июля 2020 г.) .
- ↑ Орели Марсиро, «Affaire Fillon: Bruno Le Maire dénonce le non-уважение« de la parole donnée »и démissionne de l’équipe de campagne», lelab.europe1.fr, 1 er mars 2017.
.