Киёси Куросава
Актер
Режиссер
Сценарист
Монтажер
-film.ru
5,91зрители
7,4IMDb
-film.ru
-зрители
6,7IMDb
-film. ru
-зрители
6,5IMDb
-film.ru
-зрители
7,4IMDb
-film.ru
-зрители
7,2IMDb
-film.ru
-зрители
6,4IMDb
-film.ru
-зрители
6,5IMDb
-film. ru
-зрители
5,7IMDb
-film.ru
-зрители
6,3IMDb
-film.ru
-зрители
5,5IMDb
-film.ru
6,87зрители
7,2IMDb
-film.ru
6,67зрители
7,5IMDb
КрикиSakebi2006, детектив, триллер, ужасы
-film. ru
7,09зрители
6,3IMDb
-film.ru
-зрители
5,7IMDb
-film.ru
-зрители
6,4IMDb
-film.ru
-зрители
6,8IMDb
ПульсKairo2001, ужасы, детектив, триллер
-film. ru
7,14зрители
6,6IMDb
-film.ru
-зрители
6,9IMDb
-film.ru
-зрители
6,6IMDb
-film.ru
-зрители
7,1IMDb
-film.ru
6,93зрители
7,4IMDb
Дверь 3Doa 31996, драма, ужасы, фантастика
-film. ru
-зрители
6,2IMDb
-film.ru
-зрители
6,4IMDb
-film.ru
-зрители
6,5IMDb
-film.ru
-зрители
5,7IMDb
-film.ru
-зрители
6,3IMDb
-film. ru
-зрители
5,5IMDb
-film.ru
6,87зрители
7,2IMDb
-film.ru
6,67зрители
7,5IMDb
КрикиSakebi2006, детектив, триллер, ужасы
-film.ru
7,09зрители
6,3IMDb
ПульсPulse2006, ужасы, фантастика
-film. ru
6,02зрители
4,8IMDb
-film.ru
-зрители
5,7IMDb
-film.ru
-зрители
6,4IMDb
-film.ru
-зрители
6,8IMDb
ПульсKairo2001, ужасы, детектив, триллер
-film. ru
7,14зрители
6,6IMDb
-film.ru
-зрители
6,9IMDb
-film.ru
-зрители
6,6IMDb
-film.ru
6,93зрители
7,4IMDb
-film.ru
-зрители
6,4IMDb
-film. ru
-зрители
6,8IMDb
«Не люблю ни смотреть кровавые сцены, ни снимать их»
Вас называют и в России, и в других странах «крестным отцом джей-хоррора». Вы согласны с этим определением?
Честно говоря, удивлен, что меня так называют и в России, но я слышал подобное в других странах. Вы знаете, я с этим согласен, но лишь наполовину. В 1990-е годы снималось очень много джей-хорроров, и я – один из режиссеров, связанных с этим жанром. Но, наверное, меня называют крестным отцом, потому что я – самый старший по возрасту из джей-хоррор-постановщиков, тут уж ничего не поделаешь. Хотя гораздо более известны как мастера жанра Хидео Наката, снявший «Звонок» (1998), и Такаси Симидзу, снявший «Проклятие» (2002). Это – более молодое поколение, и, хотя их не называют крестными отцами, мы все дружны.
В ваших хоррорах очень небольшое количество gore-сцен. Вы считаете, что такие сцены могут разрушить атмосферу или на то есть иные причины?
Причина очень проста: я сам не люблю кровавые сцены, ни смотреть их, ни снимать. Чрезмерная жестокость и агрессия – это не мое. С другой стороны, многие герои моих фильмов – это привидения. Будучи мертвыми, они находят способы воздействия в нашем материальном мире, и в такой ситуации дополнительный gore уже не требуется.
Говоря о фильме «Пульс» (2001) – он посвящен эпохе, когда у нас был диалапный интернет и коммутируемый доступ. Как вы считаете, с изменением технологий стал ли фильм менее значимым или же актуальность месседжа не зависит от технического прогресса?
Если говорить о современных технологиях, то, конечно, «Пульс» уже устарел. С другой стороны, способы коммуникации на расстоянии существовали и раньше: радио, телевидение, телефония. Суть страха здесь — в расстоянии, в боязни того, что может оказаться на другом конце провода, и с этой точки зрения основные идеи фильма не изменились. Они универсальны.
Закрывая тему хорроров: ранее вы сказали, что не любите кровавые сцены. А какой у вас любимый фильм ужасов, если не секрет?
Вообще мне нравятся очень многие хорроры, но больше всего – классические японские истории о привидениях. В частности – «Ёцуя кайдан». Это – пьеса театра кабуки, у которой существует несколько экранизаций [речь идет о «Квайдан: повествование о загадочном и ужасном» (1964) и «Ёцуя кайдан» (1965) – прим. Kinomania.ru]. Правда, не знаю, знакомы ли эти картины российскому зрителю, но все они очень страшные.
В последних ваших фильмах «Пока мы здесь» и «Предчувствие» изображена картина потенциального конца света. Какой сценарий Апокалипсиса лично вам кажется наиболее вероятным?
Об этом говорят сами персонажи «Предчувствия»: мир хрупок и может разрушиться в любую минуту. Если подумать, то у конца света может быть очень банальный сценарий, например, когда некий человек, занимающий высокое положение в какой-нибудь стране, нажимает на красную кнопку на ядерном чемоданчике.
А хотели бы вы сами быть проводником для инопланетян, готовящих вторжение на Землю, как в упомянутых фильмах?
Не уверен, что хотел бы стать именно проводником, но если предположить, что на Землю действительно прибыли инопланетные существа в человеческом обличии и с ними можно поговорить, то я бы о многом их расспросил.
Я заметил, что в самых разных ваших фильмах – «Чердак» (2005), «Крики» (2006), то же «Предчувствие» – особое место в кадре занимают зеркала. Они для вас что-то значат или это некая общая метафора?
Мне очень приятно, что вы так внимательно смотрите мои фильмы. Дело в том, что, когда снимаешь фильм, ты воспринимаешь его через камеру. А зрители видят на экране прямоугольную картинку, хотя мир вокруг – объемен и не ограничен рамками этого прямоугольника. Но, к сожалению, камера не может показать все. Поэтому у меня всегда остается некоторое неудовлетворение – хочется показать больше. Конечно, можно по-разному вращать камеру, чтобы показать, что мир существует не только в одной картинке, но и на 360 градусов. Но я предпочитаю использовать зеркало, чтобы показать зрителю, что за его спиной тоже что-то есть, что мир не ограничен рамками камеры. Правда, иногда в зеркале отражается съемочная группа, но я все равно люблю этот прием. А если говорить о хоррорах, то когда зритель смотрит в прямоугольный экран, то он понимает, что это – кино, и не испытывает в этот момент страха. Но задействовав зеркало, а особенно, когда в нем отражается что-то страшное, мы лишаем зрителя зоны комфорта.
События «Пока мы здесь» и «Предчувствия» происходят в одной и той же вселенной, а зритель получает возможность прочувствовать разные оттенки истории, потому что один фильм выдержан в мажорном ключе, а другой – строго минорный. А в чем именно ваш интерес снять две похожие истории в разных ракурсах?
Дело в том, что для меня это совершенно новый опыт. Я уже заканчивал съемки «Пока мы здесь», когда продюсер предложил мне снять фильм в той же вселенной, но уже с другими оттенками и нюансами. Мне это показалось интересным, потому что раньше я подобного не делал, и я задумался, как бы это реализовать. Получилось «Предчувствие» – похожая история, но уже с другим финалом и совсем не оптимистичная. Уже после съемок фильма мне пришло в голову, что его стоило бы выпустить первым, потому что по своей структуре он представляет достаточно ортодоксальный взгляд на вторжение инопланетян с грустным финалом. А «Пока мы здесь» я специально снимал так, чтобы он не выглядел традиционной жанровой кинолентой.
Во многих сайфай-фильмах режиссеры изображают любовь как последнее оружие человечества. Согласны ли вы с этим и считаете ли любовь чувством, уникальным только для людей?
В общем и целом – да. По крайней мере, я хотел бы в это верить. На Землю являются пришельцы, и с этой силой человеку одному не справится, и тогда любовь становится всепобеждающим оружием – это оптимистичный взгляд, конечно, но мне бы хотелось, чтобы так оно и было. Хотя в реальности, наверное, все гораздо сложнее. В Голливуде снимают много крупнобюджетных фантастических фильмов про противостояние инопланетян и земных войск, с масштабными битвами и коллизиями, и в конце земляне побеждают. Но бюджет этих картин не сопоставим с бюджетом фильмов, которые я снимаю в Японии, поэтому моя задача – это показать противостояние конкретных людей.
Как вы оцениваете современное положение японского кинематографа? И можете ли порекомендовать три фильма, которые нужно посмотреть всем гайдзинам?
Сейчас в Японии снимается очень большое количество фильмов – ежегодно выходит порядка 500 кинолент. Бюджет у них небольшой, и далеко не все картины становятся известными, тем не менее выпуск такого количества фильмов – это прекрасно. Основная причина для такого объема кинопродукции заключается в том, что пока в Японии еще есть люди, которым интересно снимать кино. Однако много ли людей хочет смотреть все эти фильмы? Количество зрителей уменьшается, и уже впору говорить о кризисе.
Что касается рекомендаций, то каких-то новых фильмов я вам сейчас назвать не смогу. А из старых – ох, их так много, и я так все люблю. Жаль, что вы мне три дня назад не прислали этот вопрос, у меня как раз было бы время подумать и вам складно ответить [смеется]. Ели брать моих любимых режиссеров, то это, конечно, Ясудзиро Одзу – у него очень много отличных фильмов, и если уж нужно остановиться на каком-то одном, то пусть это будет «Вкус сайры» (1962), который он снял незадолго до смерти. Еще один известный режиссер (он тоже уже скончался) – Нагиса Осима и его работа «Исследование непристойных песен Японии». Тоже очень люблю этот фильм. И третий… Не знаю, насколько он известен в России – Киндзи Фукасаку. Он в 70-е снял «Борьбу без правил» (1973). Конечно, есть еще огромное количество отличных фильмов, но вы так внезапно задали мне этот вопрос, и вот это – первое, что пришло в голову.
Лучшие жанровые работы Киёси Куросавы:
«Исцеление» (1997)
Детективный триллер о серийном убийце под воздействием месмеризма и гипноза превращается в липкое и напряженное повествование, в котором реальность от иллюзии не могут отличить не только персонажи, но и зрители.
«Харизма» (1999)
Стоминутный рассказ о большом дереве, стоящем посреди затерянной в горах лаборатории. Подключая к своей фирменной «иллюзорной» реальности символизм, Куросава сталкивает персонажей и их (полу)правды друг с другом, изящно уходя от односложных ответов.
«Пульс» (2001)
Квинтэссенция технофобии джей-хоррора. В сюжете доминируют призраки и диалапный интернет, саспенс настолько густой, что его можно почитать за эталон, а такой тяжелой атмосферы вы не найдете ни у Хидео Накаты, ни у Такаси Симидзу, ни даже в «Одном пропущенном звонке» Такаси Миике.
«Крики» (2006)
Детектив расследует убийство девушки, но, как ни странно, все улики указывают на него самого. И чем дальше идет расследование, тем запутаннее становится дело. Здесь Куросава снова налегает на смешение реальностей, вещие сны и гнетущую атмосферу. Не самое простое произведение с удивительно богатым послевкусием.
«Пока мы здесь» (2017)
Инопланетяне готовят полномасштабное вторжение на Землю, параллельно собирая принципы и концепции, по которым живет все человечество. Не желая играться с чужими лекалами, Куросава создает прихотливый сайфай, ощетинивающийся то лихими гэгами, то концентрированным драматизмом. Результат экспериментов режиссера лучше всего характеризует эпитет «уникальный».
Киёси Куросава – Интервью о личном
— Всегда ли получается сделать полностью фильм так, как вы хотите?
— В молодости часто было, что что-то идёт не так. Допустим, актёр играет не так, как мне хотелось бы. А в последнее время начал замечать, что многие актёры стали играть лучше, чем я хотел или операторы снимают лучше, чем я видел. Я стараюсь полностью доверять тем специалистам, с которыми работаю. Думаю, что всё, что они сделали — это именно то, как я хотел и вижу, как много у них получается.
— Никогда не хотелось сменить фамилию?
— Да нет вообще-то.
Дело в том, что в Японии фамилия Куросава — очень распространённая. Поэтому в Японии никто не удивляется. Когда я начал ездить за границу, меня это очень удивляло, потому что все меня спрашивали, не родственник ли я Акира Куросава, не сын ли его?
Я не жалею, если бы у меня была какая-то другая японская фамилия, то возможно, что за рубежом её было бы сложно запомнить.
— О чём вы мечтаете?
— Снять фильм, в котором мне ни в одном кусочке не будет стыдно. Совершенный, идеальный фильм. Скорее всего, до самой смерти эта мечта не исполнится.
— Какие у вас требования к самому себе?
— Смотрите, когда я готовлю фильм, то на подготовку могу потратить много времени. Но сам процесс съёмки связан с определённым количеством бюджета, с определённым количеством съёмочных дней. Поэтому все решения на съёмочной площадке нужно принимать моментально. Практически за несколько секунд нужно принимать очень важные решения. Мне не хватает интуитивного подхода, когда нет времени на принятие решения, нужно решать сразу.
— Никогда не хотелось бросить снимать фильмы?
— Нет.
В последнее время я снимаю по одному фильму в год. Был такой период, когда не снимал пять лет. Можно было подумать, что я бросил или больше не буду снимать фильмы. Но ситуация складывалась таким образом, что я смог найти необходимую группу единомышленников, с которыми смог снять фильм.
Призраки жизни – Weekend – Коммерсантъ
В Москве стартует 52-й фестиваль японского кино, главным гостем которого станет Киёси Куросава, 63-летний классик, постоянный участник и трижды лауреат Каннского фестиваля. Режиссер, которого называют японским Тарковским, которого цитирует Дэвид Линч в третьем сезоне «Твин-Пикса», представит две своих новые картины: «Предчувствие» о незаметном вторжении инопланетян на Землю и «Седьмой код» — часовой шпионский триллер, снятый во Владивостоке
Может ли интернет сам познакомиться с пользователем? Сегодня-то мы знаем, что он только этим и занимается. Однако в 2001 году, когда этот вопрос прозвучал из уст юного героя фильма режиссера Киёси Куросавы «Пульс», он мог послужить только сигналом к началу модного японского хоррора, завершающегося полномасштабным концом света.
«Пульс» стал участником каннской конкурсной программы «Особый взгляд» и позже занял особое место в сердцах поклонников фильмов ужасов по всему свету. 20-летняя популярность Куросавы сосредоточена в этих двух столь разных аудиториях. Он — культовый; его премьеры проходят в Канне, иногда в основном конкурсе, иногда он становится призером, его ленты скачивают адепты J-хоррора. Иногда это одни и те же ленты, как было с «Пульсом», но чаще фанатам достаются истории с призраками и серийными убийствами, а Канну — социально-психологические драмы. Но все фильмы Куросавы роднит общая концепция. То, от чего люди в жизни и авторы в обычном повествовательном кино отмахиваются — вещие сны, провалы в памяти, отключки, галлюцинации, состояние гипноза,— в повествовательном режиме Куросавы занимает равноправное место с событиями, увековеченными в судебных протоколах и телевизионных новостях. Куросава оставляет смерти, коль скоро она так неумолимо стучится в любую жизнь, право на обытовление, включение в обиход, и наблюдает — обогатит ли жизнь такое сосуществование или же смерть поглотит ее? Или, может, наоборот?
«Предчувствие», 2017
Фото: Wowow Films
«Предчувствие», 2017
Фото: Wowow Films
«Предчувствие», 2017
Фото: Wowow Films
«Предчувствие», 2017
Фото: Wowow Films
«Предчувствие», 2017
Фото: Wowow Films
Одна из его недавних картин «Путешествие к берегу» (2015) рассказывала о женщине, составляющей компанию призраку мужа, утонувшего три года назад, в его визитах к важным для него людям, с которыми он не успел проститься. Довольно скоро мы уже не вполне уверены, где находимся в данный момент: еще здесь или уже среди умерших, так как многие знакомые мужа, информированные о его смерти, похоже, не удивлены его появлением, а среди других он становится известен как специалист в областях, которых не знал при жизни. Фильм безнаказанно и бесшовно пересекает мир мертвых и живых туда и обратно, и это не единственный пример у Куросавы, просто здесь на этом приеме базируется основной сюжет. Такой подход к повествованию в кино — это все равно как жить, равно относя к сфере реальности и все, что с нами произошло в действительности, и все, что нам снилось.
Причем Куросава не признает превосходства ни за реальностью, ни за миром сверхъестественного. Так, в хорроре о гипнозе «Исцеление» (1997), с показа которого на Роттердамском фестивале началась мировая слава японца, героем является полицейский, вырывающийся из окружившего его психоделического тумана: он расстреливает гипнотизера и сдает в психиатрическую лечебницу любимую жену. Финальные титры идут на фоне мирно функционирующей закусочной, где одиноко — зато здраво! — ужинает главный герой. Спустя 20 лет точно таким же кадром закончит несколько серий третьего сезона «Твин-Пикса» Дэвид Линч — так он отвесит поклон самому гипнотичному финалу фильма о победе над гипнозом и его создателю.
Сам Куросава среди своих любимых режиссеров называет американцев, отдавших дань нервному, брутальному, жесткому кино: Дона Сигела, Пекинпа, Олдрича, Тоуба Хупера. Он не упоминает Тарковского, подражание которому ему шьют уже много лет, но почти в любом из его фильмов вы найдете аналогичные съемкам Зоны в «Сталкере» виды заброшенного бетонного здания, снятые через поле некошеной, шевелящейся на ветру травы, отражения в залитых водой темных коридорах. Было бы странно не использовать опыт Тарковского, когда пытаешься поверить жизнь логикой сна. Однако, чтобы понять диалектику отношений Куросавы с русским гением, воспользуемся кадром из его, возможно, лучшего и уж точно самого проникновенного фильма «Ордер на жизнь» (1998), рассказывающего о 24-летнем пареньке, который десять лет провел в коме и, выйдя из больницы, отстраивает фамильное ранчо, чтобы заново собрать там распавшуюся за время его отсутствия семью и совершить невозможное — восстановить детство. Над узкой тинистой речкой на склоне стоит по пояс в осоке мужчина в интеллигентных очках. Ракурс — сзади, слева и немного свысока. Один в один повторенный кадр прощания Криса с речкой своего детства перед полетом на Солярис у Куросавы имеет продолжение: мужчина поднимается на склон, нагибается, достает из осоки два полиэтиленовых пакета из универмага и несет еду домой. Куросава неизменно снижает пафос повседневностью, так работает его особенный юмор. Величественную заторможенность его гипнотизеров, инопланетян, призраков он всегда предлагает увидеть глазами спешащих по своим делам людей, отчего возникают те неповторимые моменты комического недоразумения, которые стали главными в его безупречной картине о нашествии инопланетян «Пока мы здесь» (2017).
В этом фильме, чтобы совершить вторжение максимально эффективно, инопланетяне сначала подселили на Землю агентов в людском обличье, которые должны похитить из голов отдельных представителей человечества жизненные принципы: принцип семьи, работы, чести и так далее. Здесь юмор Куросавы работает в духе Годара и Роб-Грийе: этим мастерам вставлять в фильм стандартные, заезженные стилистические единицы жанрового кино Куросава тоже не чужой. Действительно, мы так привыкли жить по понятиям, которые к реальности не имеют отношения, являются продуктом чистой философии, что, лиши их нас, вынь их у нас из головы — и драться не придется, мы свихнемся и сдадимся. А ведь, казалось бы, не хлеб, не вода, всего лишь иллюзии, созданные для удобства управления обществом.
Перечисляя режиссеров, из опыта которых складывается коллажированный стиль Киёси Куросавы, невозможно обойтись и без его соотечественника Ясудзиро Одзу, которого Куросава в интервью всегда зачисляет в свой пантеон. Одна из отличительных особенностей фильмов Одзу — все события в них увидены камерой с точки зрения играющего на полу младенца. Есть свой особый ракурс и у Куросавы — сверхобщий дальний план. Если он снимает в квартире, то, показывая события в одной комнате, камеру он непременно расположит в другой, так, чтобы в кадр попал дверной проем, или поставит за кадку с цветами или стеллаж — так, будто смотрит глазами домового или призрака, пришедшего взглянуть, как там его домашние справляются без него. И так комическая, казалось бы, обстановка снова наполняется тревогой из-за того, что за ней наблюдает кто-то невидимый и посторонний.
«Седьмой код», 2013
Фото: Nikkatsu
«Седьмой код», 2013
Фото: Nikkatsu
«Седьмой код», 2013
Фото: Nikkatsu
Если собрать все эти приемы вместе, то получится что-то вроде комедии с тревожным расстройством, живущей по логике сна и показанной призраку. Это и есть уникальный киновзгляд Куросавы. Собранный из противоположно заряженных элементов, он позволяет ускользать от однозначных выводов, не подлежащих обжалованию приговоров. Но иногда диктат кинообраза бывает необорим — и та или иная трактовка происходящего на экране становится, вопреки воле автора, доминирующей. Тогда Куросава прибегает к еще одному своему ноу-хау: он снимает два фильма подряд с одной и той же сюжетной предпосылкой.
Его самый свежий фильм «Предчувствие», который режиссер привезет в Москву, представляет собой 2,5-часовой киновариант пятисерийного телефильма, который делался параллельно с «Пока Земля еще вертится» — на тот же сюжет, но с другими героями. Разницу между двумя историями проще всего объяснить так: «Пока Земля еще вертится» — это мелодия, сыгранная в мажоре, а «Предчувствие» — в миноре. Второй фильм свободен от юмора первого, его особой картинки мира, словно увиденного через солнцезащитные очки, от величественных кадров, экспортированных из американской фантастической и полицейской классики 1970–1980-х годов, от насмешливых и прекрасных рирпроекций за окнами машин, в которых едут герои. В «Предчувствии» все упрощено до предела, как в стандартной японской драме, часто выглядящей и сыгранной как хоум-видео.
К таким же, на первый взгляд необязательным экспериментам относится и фильм «Седьмой код» — второй фильм Куросавы, который покажут в Москве. Айдол (это такие японские телевизионные развлекательницы вроде наших выпускниц «Фабрики звезд») Ацуко Маэда играет здесь типичную суматошную девчонку из ромкома: подвыпивший парень как-то пригласил ее поужинать, она месяц ждала звонка и, не дождавшись, стала его разыскивать — и так оказалась с чемоданом на колесиках во Владивостоке. Нашим кинодеятелям стоит поучиться тому, как Куросава преображает пейзаж одним-единственным движущимся цветовым пятном вылизанной до блеска голубой ретро-«Волги», которая своим постоянным мельтешением придает городу чуть ли не альмодоварскую нарядность. Сюжет потом вывернет к международному шпионажу и ядерной бомбе, но проглотит ответы на вопросы, которые были бы краеугольными в любом шпионском триллере, пусть и комедийном. Это тоже своего рода вариант «похищения понятий» — только не из головы землянина, а из традиционного киножанра. Впрочем, эффект от просмотра в том как раз и состоит, что как будто все на месте, все колесики вертятся, но из фильма вынули что-то, без чего он не работает, а просто взрывается перед глазами, как пузырь бабл-гама.
Две картины, с которыми приедет Куросава в Москву, адресованы скорее его упрямым фанатам, знатокам и ценителям и не слишком-то пригодны для знакомства с режиссером. Но, с другой стороны, все его творчество — это и есть гротески и арабески, причуды из арсенала Эдгара Аллана По. Вот уж имя, которому в творческом генеалогическом древе японца пристало бы стоять первым в списке.
«Предчувствие». Цифровое деловое пространство, 19 ноября, 19.00 «Седьмой код». Цифровое деловое пространство, 19 ноября, 22.00 Полное расписание показов на сайте фестиваля
«Фильм — это цельное существо» – Журнал «Сеанс»
Откуда пришла идея фильма?
У этого фильма есть литературная основа, так что идею придумал не я. Но я уже создавал фильмы про людей, которые пришли из потустороннего мира. Мне нравится, когда на экране появляется человек во плоти — и лишь потом мы узнаем, что он вообще-то призрак.
Когда я впервые прочитал это произведение, то подумал, что смогу снять нестрашный фильм о призраках. Да, если вы вдруг встречаетесь с человеком, который уже ушел в мир иной, то это страшно. Но если этот человек был вам близок — например, то был ваш возлюбленный, или ваша бабушка — то это может вызывать иные чувства.
Есть ли в этом фильме нечто, связанное сугубо с японскими традициями и непонятное стороннему зрителю?
Не думаю, что русскому зрителю эта история может быть непонятна. Рассказы о призраках — это не чисто японская история. Да, я японец и это кино про Японию, там могут быть отдельные моменты, которые трудно трактовать. Но этот фильм вполне следует жанру, он сделан по общей грамматике кино, которая должна быть понятна всем. Я думаю, что фильм — это цельное существо, и в основе своей он понятен любому зрителю.
В этом фильме вы не использовали особых эффектов, чтобы отделить призрака от человека. В сравнении с некоторыми вашими предыдущими фильмами, например «Пульсом» (Kairo), ощущается сдержанность, даже бережность по отношению к зрителю. Вы пришли к этому с возрастом, или этого требовал сюжет?
Когда я был молодым, мне казалось, что умирают только пожилые. А сейчас мои ровесники, друзья и знакомые умирают. Смерть стала ближе. С годами мы, конечно, становимся мудрее, и я думаю, что с момента фильма Kairo мне вообще больше стало понятно. Но дело не только в возрасте. В 2000-х годах были популярны фильмы ужасов, и я отвечал запросу аудитории. Сейчас ситуация изменилась. Но фанатом спецэффектов я никогда не был.
В фильме очень много героев, и трудно поделить их на персонажей первого и второго плана. Есть ли среди них те, кто наиболее близок вам и вызывает особую нежность?
Для меня самого это первый подобный опыт. Там все-таки есть два главных героя, которые много путешествуют и потому встречают разных персонажей, живущих в разных местах. Это довольно трудная задача для режиссера. В фильме я попытался оставить чувство недосказанности: герои не успевают исчерпать то место, в котором оказались, как мы вслед за ними уже перемещаемся дальше.
Сказать, что мне кто-то ближе, трудно. Наверное, это последний персонаж, довольно страшный, который пытается увести с собой жену в иной мир. Мне кажется, чем-то он похож на меня.
Вы когда-нибудь сталкивались с потусторонним?
Сам, к великому сожалению, с призраками не общался.
Какие фильмы на вас повлияли?
В детстве я часто ходил в кино. А что смотрел мальчик в 1960-е? Конечно, фильмы про Годзиллу. Мне нравилось это ощущение, когда близко к тебе происходит что-то страшное, но сам ты находишься в безопасности.
В России боятся говорить о смерти. Мы делали выставку с кукольным кладбищем, где были представлены маленькие могилки. И выяснилось, что люди боятся приходить к нам, потому что им кажется, что с ними самими, вероятно, что-то плохое случится, может, они умрут, если это увидят.
О, это хорошая идея для моей следующей картины.
Читайте также
объявлена программа Венецианского кинофестиваля — РТ на русском
Организаторы Венецианского кинофестиваля опубликовали программу смотра. В основном конкурсе заявлена лента Андрея Кончаловского «Дорогие товарищи». В разных секциях фестиваля будут показаны картины таких режиссёров, как Энн Хуэй, Абель Феррара, Киёси Куросава и Алекс Гибни. Фильмы российских постановщиков представлены и в независимой программе «Дни Венеции» — это «Китобой» Филиппа Юрьева и «Конференция» Ивана Твердовского.
Со 2 по 12 сентября на итальянском острове Лидо пройдёт 77-й Венецианский международный кинофестиваль. Он станет первым крупным событием в мире кино, которое пройдёт не в виртуальном пространстве после снятия ограничений из-за пандемии коронавируса. Сроки его проведения не переносились. Изменения коснулись в основном программы: по словам организаторов, конкурсная часть несколько сократилась, также отменили секцию Sconfini («Без границ»). Такая мера позволит организовать больше сеансов в рамках других программ и одновременно обеспечить соблюдение социальной дистанции на площадках.
Президентом жюри в этом году станет австралийская актриса, обладательница «Оскаров» и BAFTA Кейт Бланшетт. Фильмы основной программы также будут оценивать австрийский режиссёр Вероника Франц, британская постановщица и сценаристка Джоранна Хогг, итальянский писатель Никола Ладжойа, режиссёр и сценарист из Германии Кристиан Петцольд, актриса Людивин Санье (Франция) и постановщик Кристи Пую (Румыния).
Жюри программы «Горизонты» возглавит режиссёр, сценаристка и актриса Клер Дени. Премию Луиджи де Лаурентиса вручит коллектив под руководством постановщика Клаудио Джованнези. Одним из судей программы Venice Virtual Reality стал гейм-дизайнер Хидео Кодзима, а руководит секцией Селин Трикар.
Основной конкурс
В основном конкурсе Венецианского кинофестиваля представлены 18 картин: «Дорогие товарищи» Андрея Кончаловского, «Между смертью» Хилала Байдарова, «Сёстры Малакузо» Эммы Данте, «Мир грядущий» Моны Фастволд, «Новый порядок» Мишеля Франко, «Любовники» Николь Гарсии, «Ночь в Хайфе» Амоса Гитая, «А завтра весь мир» Юлии фон Хайнц, «Жена шпиона» Киёси Куросавы, «Солнечные дети» Маджида Маджиди, «Фрагменты женщины» Корнеля Мундруцо, «Мисс Маркс» Сузанны Никкьярелли, «Наш отец» Клаудио Ноче, «Ночь» Джанфранко Рози, «Снега больше не будет» Малгожаты Шумовска и Михала Энглерта, «Ученик» Чайтанья Тамхане, «Куда ты идёшь, Аида?» Ясмилы Жбанич и «Земля кочевников» Хлои Чжао.
Участником фестиваля в этом году стал российский режиссёр Андрей Кончаловский с исторической драмой «Дорогие товарищи».
В ленте рассказывается о забастовке рабочих электровозостроительного завода, которая произошла в июне 1962 года в Новочеркасске и вошла в историю как новочеркасский расстрел. Во время разгона протестующих погибли 26 человек, 87 получили ранения. Вся информация об этих событиях долгое время была засекречена.
Главную роль в картине исполнила жена Кончаловского — актриса Юлия Высоцкая. Также в фильме снялись Сергей Эрлиш, Юлия Бурова и Андрей Гусев.
Съёмки фильма проходили в Новочеркасске, а также в Москве. В работе над проектом приняли участие внуки очевидцев трагических событий.
«Дорогие товарищи» — шестой фильм Андрея Кончаловского, отобранный в программу Венецианского кинофестиваля. В прошлые годы он представлял на смотре ленты «Первый учитель», «Возлюбленные Марии», «Дом дураков», «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына» и «Рай». Последние три были удостоены наград фестиваля.
- Режиссёр Андрей Кончаловский
- РИА Новости
- © Екатерина Чеснокова
Ещё одну историческую драму, «Жена шпиона», представит японский режиссёр Киёси Куросава. События в фильме разворачиваются в 1940 году. Главный герой Юсаку управляет торговой компанией. Во время командировки он узнаёт об ужасной государственной тайне. Герой решает рассказать о своём открытии всему миру, в результате чего его обвиняют в государственной измене. Ему верит только жена, готовая быть с Юсаку до конца.
Главную роль исполнил известный в Японии актёр и певец Иссей Такахаси. Его супругу сыграла Ю Аои, ранее уже работавшая с Куросавой. Она сыграла эпизодические роли в его мини-сериале «Искупление» и полнометражной ленте «Путешествие к берегу».
Также на фестивале состоится премьера третьего полнометражного фильма Хлои Чжао Nomadland («Земля кочевников». — RT) с Фрэнсис Макдорманд в главной роли. Она сыграла женщину, пострадавшую во время экономической катастрофы. Героиня отправляется на своём фургоне в путешествие по американскому Западу и, живя как современный кочевник, исследует жизнь с новой стороны.
Директор фестиваля Альберто Барбера назвал ленту Чжао трогательным путешествием в мир, «который существует под радаром господствующего общественного сознания». По его словам, фильм особенно важен сегодня, во время уединения, вызванного пандемией: он доказывает, что взаимная поддержка и сильное чувство общности могут спасти от одиночества, неудач и отчаяния.
Венгерский режиссёр Корнель Мундруцо привезёт в Венецию эмоциональную драму «Фрагменты женщины», рассказывающую о сложных отношениях семейной пары. Герои фильма пошли на смелый шаг и решились на домашние роды, в результате которых ребёнок не выжил.
На экране в непривычном драматическом образе предстанет актёр Шайа Лабаф, известный преимущественно по блокбастерам. Его супругу сыграла Ванесса Кирби.
Норвежский режиссёр Мона Фастволд представит на фестивале драму «Мир грядущий», основанную на одноимённом рассказе Джима Шепарда. Среди задействованных в фильме актёров — Кэтрин Уотерстоун, Ванесса Кирби, Кейси Аффлек и Кристофер Эбботт.
События картины разворачиваются в середине XIX века на границе зоны освоения Дикого Запада. В центре сюжета — соседи, которые поддерживают тёплые отношения, несмотря на вынужденную изоляцию друг от друга.
По словам режиссёра, «Мир грядущий» — это богатый и захватывающий портрет четырёх американцев во втором поколении, сражающихся с окружающими проблемами и в конечном итоге — друг с другом.
«Горизонты»
Фильмом открытия программы «Горизонты» станет лента Кристоса Никоу Mila («Яблоки»), снятая в копродукции Греции, Польши и Словении.
Заметной картиной секции может стать лента Джиа Копполы «Мейнстрим» — о мире шоу-бизнеса, где снялись Майя Хоук, Эндрю Гарфилд, Крис Мессина и Нат Вулф.
Также в конкурсе «Горизонтов» — фильм «Жёлтая кошка» казахстанского режиссёра Адильхана Ержанова. По сюжету юноша Кермек вернулся из тюрьмы домой, где свои порядки установила банда. Вместе со своей девушкой он пытается любой ценой вырваться из криминального мира.
Всего программа «Горизонты» в этом году насчитывает 19 полнометражных картин и 14 короткометражных, включая две вне конкурса.
Вне конкурса
Во внеконкурсную программу художественного кино, которая состоит из восьми лент, входит фильм открытия Lacci («Узы»), снятый итальянским режиссёром Даниэле Лукетти. Эта история о том, как супружеская пара решила разойтись из-за измены. При этом героев удерживают вместе общие дети. Центральные роли исполняют популярные итальянские актёры Альба Рорвахер, Луиджи Ло Кашио и Сильвио Орландо.
Ещё одна важная лента секции — «Любовь после любви» гонконгской постановщицы Энн Хуэй. Уже известно, что режиссёр получит почётного «Золотого льва». По сюжету молодая девушка отправляется из Шанхая в Гонконг, чтобы получить образование, однако в итоге ей предстоит работать на родственницу и соблазнять влиятельных мужчин.
- Гонконгский кинорежиссёр Энн Хуэй
- AFP
- © Philippe Lopez
Британская лента «Герцог» режиссёра Роджера Мишелла примечательна актёрским составом: роли исполняют Хелен Миррен, Джим Бродбент, Финн Уайтхед и другие знаменитости.
Внеконкурсная секция документального кино откроется за день до начала фестиваля фильмом венецианского режиссёра Андреа Сегре «Молекулы». В фильме собраны визуальные свидетельства карантина, введённого в том числе в Венеции из-за пандемии коронавируса. Сегре признался: во время съёмок он даже не отдавал себе отчёта в том, что создаёт фильм.
Другой актуальной теме посвящён фильм Нэйтана Гроссмана «Грета», повествующий о поездке активистки Греты Тунберг из Европы в Америку. Гроссман задокументировал двухнедельное плавание на парусном катере от берегов Британии до Нью-Йорка. Сообщалось, что Тунберг выбрала данный вид транспорта, поскольку посчитала его наиболее безопасным для окружающей среды.
Также в секции документального кино — «Спортивная жизнь» от лауреата фестиваля Абеля Феррары при участии Уиллема Дефо и лента оскароносного Алекса Гибни «Безумный, но не псих» — об исследованиях психиатра Дороти Отноу Льюис. Кроме того, в программу вошли восстановленный фильм Орсона Уэллса с Деннисом Хоппером «Хоппер/Уэллс» и фильм-посвящение музыканту Паоло Конте «Паоло Конте ушёл со мной» от режиссёра Джорджио Верделли с Роберто Бениньи в главной роли. Всего в программе представлено десять наименований.
Ещё три ленты составляют внеконкурсную программу спецпоказов: это «Принцесса Европа» Камиля Лотто, «Попробуй, крестьянин» Аличе Рорвахер, а также первый эпизод сериала-хоррора «30 сребреников», который снял испанский режиссёр Алекс де ла Иглесиа.
«Дни Венеции»
Ранее были объявлены фильмы, отобранные в независимую программу Giornate degli autori («Дни Венеции». — RT), которая проходит совместно с Венецианским кинофестивалем. В секцию вошли два российских фильма — «Конференция» Ивана Твердовского и «Китобой» Филиппа Юрьева.
- Кадр из фильма «Конференция»
- © kinopoisk.ru
В центре сюжета ленты «Конференция» — героиня Натальи Павленковой, ставшая свидетельницей теракта в Театральном центре на Дубровке в октябре 2002 года. Ей удалось спастись, однако её семья осталась в заложниках. После случившегося женщина много лет прожила в монастыре. Спустя 18 лет она возвращается в Москву в надежде исправить главную ошибку своей жизни.
По словам режиссёра, авторы не пытались воссоздать события, которые произошли в Театральном центре. Они сосредоточились на внутренних проблемах героини и её попытках справиться с посттравматическим синдромом.
Приключенческая драма Филиппа Юрьева «Китобой» создана в копродукции России, Бельгии и Польши. Съёмки фильма прошли на Чукотке, а главные роли сыграли непрофессиональные актёры — местные жители Владимир Онохов и Владимир Любимцев. Также в картине задействована Кристина Асмус.
По сюжету главный герой влюбляется в девушку, с которой познакомился в видеочате. После этого он отправляется в опасное путешествие через Берингов пролив, чтобы встретить возлюбленную.
Пульс (фильм, 2001) — смотреть онлайн трейлер, описание и список актеров
Культовый японский хоррор о призраках из интернета, проникающих в реальный мир.
Действие фильма происходит в Токио, где начинает происходить какая-то чертовщина. Молодая девушка Мити Кудо переживает смерть своего коллеги Тагути — талантливый программист сошел с ума и покончил с собой. Мити достается диск с пугающими изображениями, а вскоре ее жизнь меняется — она понимает, что призраки действительно существуют. Студент-экономист Ресуке Кавасима тоже сталкивается со странными изображениями в интернете, а вскоре его знакомая пропадает. Пути Ресуке и Мити пересекутся, когда молодые люди будут пытаться спасти свои жизни. Фильм снял Киёси Куросава, чьи ужастики и драматические картины нередко попадают в конкурсы крупнейших кинофестивалей мира. «Пульс» считается одной из лучших работ режиссера.
Сюжет
«Пульс» рассказывает о призраках, которые проникают в наш мир при помощи интернета. Фильм состоит из двух новелл. Героиня первой истории — Мити Кудо (Кумико Асо), недавно переехавшая в Токио. Один из ее коллег Тагути (Кэндзи Мидзухаси) несколько дней не выходит на связь. Девушка отправляется домой к программисту, где застает его в странном отчужденном состоянии, а посреди разговора парень кончает жизнь самоубийством.
После его смерти остается таинственный диск с пугающими изображениями, включая фотографию самого Тагути с бесконечной рекурсией и изображением призрака. Вскоре один из друзей покойного Тошио Ябе (Масатоси Мацуо) попадет в какое-то странное пространство, после чего его характер меняется навсегда.
Вторая история повествует о студенте экономического факультета Ресуке Кавасима (Харухико Като). Он натыкается в интернете на необычный сайт, где показаны изображения людей со странным поведением, находящихся одних в затемненных комнатах. Ночью Ресуке просыпается от того, что его компьютер включился самостоятельно, снова открыв те же изображения. Он просит помощи у программистки Харуэ Карасавы (Коюки).
Вскоре с ней начинается происходит что-то странное. А ее приятель-студент Есидзаки (Синдзи Такэда) рассказывает Ресуке свою теорию по поводу этих паранормальных явлений — ему кажется, что призрачный мир исчерпал свои лимиты, поэтому теперь души умерших хотят проникнуть в человеческую реальность.
Токио охватывает паника из-за многочисленных исчезновений людей, а Ресуке предстоит встретиться с Мити Кудо. Смогут ли они выжить в мире, который начинает рассыпаться по частям?
Причины посмотреть
▪ «Пульс» занял первое место в списке лучших хорроров XXI века по версии издания Slant Magazine.
▪ Рейтинг фильма на портале Rotten Tomatoes — 74%.
▪ Режиссер — постоянный участник международных фестивалей Киеси Куросава.
▪ Фильм снят на пленку 35-мм.
Интересные факты
▪ Большое количество сцен в фильме было снято через окна.
▪ Киеси Куросава также создал новеллизацию «Пульса».
Осторожно, спойлеры!
▪ Кадр женщины, прыгающей со здания, представляет собой относительно простую комбинацию тщательного монтажа, компьютерной графики и каскадерской работы. Как объясняет режиссер Киеси Куросава, каскадерша была снята прыгающей с крыши на тарзанке, за ней следовал манекен, одетый в такую же одежду. Оба кадра были смонтированы вместе, а шнур тарзанки был удален при помощи цифровой обработки.
Киёси Куросава — Тухлые помидоры
Наивысший рейтинг:
100%
Жена шпиона (2020)
Самый низкий рейтинг:
50%
Двойник (2003)
День рождения:
19 июля 1955 г.
Место рождения:
Кобе, Япония
Своей фирменной темной, интуитивной эстетикой кинорежиссер Киёси Куросава помог создать репутацию уже получившего признание жанра ужасов в Японии.Куросава начал снимать в 1980-х годах малобюджетные фильмы, которые так и не получили широкого распространения. Лишь после выхода полнометражного фильма 1997 года «Cure» он получил признание критиков во всем мире, что помогло продвинуть его карьеру. После успеха фильма «Лекарство» Куросава получил возможность попробовать себя в творчестве: в 1998 году он снял криминальные фильмы «Змеиный путь» и «Глаза паука», два фильма, которые начинаются с одной и той же предпосылки, но затем превращаются в очень разные истории. Следующий фильм Куросавы, «Харизма», имел еще один успех у критиков и в коммерческой сфере: в 2001 году он получил премию «Лучший фильм» на церемонии награждения Japan Professional Movie Awards.Позже в том же году Куросава вернулся к жанру ужасов с угрюмым «Пульсом», который укрепил его тревожную эстетику и вызвал критические сравнения с легендарным Стэнли Кубриком. Основанный на собственном романе режиссера, фильм был столь же своевременным, сколь и тревожным: современное обновление стандартной истории о привидениях, оно частично касается самоубийств молодых студентов, просматриваемых через Интернет через веб-камеру. Куросава продолжал писать сценарии и снимать фильмы в течение 2000-х, включая «Призрачный полицейский», «Лофт» и чрезвычайно успешную драму «Токийская соната», отход от фильмов ужасов и триллеров, на которых он построил свое имя.
Пять лучших фильмов «Мастера ужасов» Киёси Куросавы
Когда Киёси Куросава возвращается домой с Венецианского кинофестиваля с тяжелым чемоданом, AnOther оглядывается на некоторые важные моменты карьеры, которые проложили ему путь к победе
«Мастер ужасов» традиционно не является наградой, признаваемой ведущими мировыми киноконкурсами, но для Киёси Куросава это оказалось своего рода благом.
С тех пор, как в 1999 году он оказался в уникальном положении, когда в Берлине, Каннах и Венеции проходили разные показы фильмов (для License to Live , Charisma и Barren Illusion соответственно), он становился все сильнее и сильнее. на цепи кинофестиваля. А 13 сентября этого года он мог бы одержать свою самую крупную победу. Получив Серебряного льва за лучшую режиссуру в Венеции за новый исторический триллер « Жена шпиона », Куросава теперь добавляет желанную награду в шкаф трофеев, уже хорошо укомплектованный призами Канн, Чикаго и Японской киноакадемии.Мало кто мог поспорить с этими полномочиями.
Смоделировав свои ранние фильмы по произведениям Джона Кассаветиса, Альфреда Хичкока и Джона Карпентера, Куросава в конце 1990-х стал известен благодаря осязаемым предчувствиям в серии бросающих вызов жанрам криминальных и хоррор-фильмов. Поднявшись после молодой карьеры в розовых фильмах и прямо в видео, его напряженная операторская работа и методичный темп в этих фильмах превратили простые мистические рассказы в нечто гораздо более жуткое и заставляющее задуматься.Наполняя его фильмы сохраняющимся чувством беспокойства, минималистичные работы, такие как « Cure » и « Pulse », станут культовой классикой японского кино 2000 года, поскольку их тонкие исследования уязвимых мест человека находят отклик у зрителей в стране и за рубежом.
Работая менее регулярно в жанрах криминал и ужасов с конца 2000-х (несмотря на фаворит фанатов 2013 года Creepy ), в последние годы Куросава максимально увеличил свою привлекательность в глазах критиков, применив свое скрупулезное мастерство к семейным драмам и философским романам. работает.Но это золотые годы, которые остаются самыми запоминающимися для Куросавы, и когда режиссер возвращается домой с первого крупного кинофестиваля после Covid-19 с тяжелым чемоданом, AnOther оглядывается на некоторые моменты карьеры, которые проложили его путь к победе.
Милый дом , 1989
Для режиссера, которого впоследствии почитали за мастерство в преодолении озноба, первый настоящий проект Куросавы представляет собой что-то вроде любопытства. Наполненный клише фильм ужасов B, который восходит к классике 1960-х годов, такой как The Haunting, Sweet Home , — это шаблонная и предсказуемая, но, тем не менее, приятная история о доме с привидениями посреди туманного леса.Стилистически он имеет мало общего с более поздними шедеврами Куросавы, но впечатляющие спецэффекты от дизайнера макияжа The Exorcist Дика Смита, чьи физические эффекты плавления плоти и чудовищные гули впечатляют и по сей день, делают это улюлюканье.
Что делает Sweet Home действительно достойным внимания, так это его маловероятное наследие. Созданная вместе с одноименной игрой (также под руководством Куросавы), Sweet Home в конечном итоге послужит основой для одной из самых влиятельных видеоигр середины 1990-х годов.Оригинальный Resident Evil , оригинал для PlayStation, который был продан более 2,75 миллиона экземпляров на момент выпуска в 1996 году, был прямым ремейком оригинальной адаптации Sweet Home , с игровым окружением особняка Спенсера среди множества переработанных элементов, вдохновленных произведениями Куросавы.
Cure, 1997 (Кадр из фильма)
Cure , 1997
Усовершенствовав свой режиссерский стиль в начале 1990-х годов в японском секторе «V-cinema» прямого просмотра видео, Куросава в 1997 году выпустил свой мейнстримный прорыв Cure. Темный детективный фильм, также написанный режиссером, в этом году получил премию за лучшую мужскую роль на Токийском международном кинофестивале для ведущего актера Кодзи Якушо (опора Куросавы), а также номинацию на лучшую режиссуру для человека, стоящего за камерой.
Цитируется режиссером « Parasite» Бон Джун Хо как один из величайших фильмов всех времен в 2012 году. Эта жуткая драма исследует серию подражательных убийств, совершенных преступниками, которые не помнят своих мотивов.Направляя мрачные элементы нуара Seven , в то же время демонстрируя сложного злодея в стиле Silence of the Lambs , тревожное очарование Cure растет по мере того, как дуги главного героя и антагониста судьбоносно переплетаются.
Снимок, сделанный с использованием медленных, минимальных длинных кадров и лишенный какой-либо музыкальной партитуры, кроме расплывчатого и зловещего грохота, Cure вызывает постоянное чувство задержки дыхания, создавая гипнотическую атмосферу. По мере того, как он достигает своей мрачной кульминации, используя приглушенные цвета, чтобы вызвать образ выцветших фотографий и туманных воспоминаний, этот сон о Линчианской лихорадке начинает все больше и больше походить на кошмар.
Змеиный путь, 1997 (Кадр из фильма)
Змеиный путь , 1997
Снятый рядом с Глаза паука в течение двух недель, этот малобюджетный раритет разделяет как главного актера, так и предпосылку со своим собратом, поскольку Шо Айкава ( Gozu, Dead or Alive ) дважды жаждет мести. виновник ужасного детского убийства. Разница в тональности, сюжете и структуре обеспечивает два совершенно разных фильма, и именно двойное повествование Serpent’s Path , похожее на головоломку, предлагает дополнительный уровень интриги, поскольку ряд, возможно, невинных людей оказываются скованными цепями. заброшенный склад.
Уникальная композиция
Куросавы усиливает элемент таинственности в этой скудной 80-минутной головокружительной работе, поскольку долгие блуждания проходят как передний, так и задний план в серии замысловатых сцен, почти как в пьесе. Звездная кинематография помогает скрасить эту в основном серую картину, но в конечном итоге жестокие попытки сыщиков фильма разгадать все более и более странную тайну приводят их в все более темное ментальное пространство.
Импульс, 2001 (Фотопленка)
Импульс , 2001
В 1998 году телеканал Ring Хидео Накаты вызвал ужас у зрителей во всем мире перед их собственными телевизорами.Три года спустя модель Куросавы Pulse заставила людей бояться звука их коммутируемого подключения к Интернету.
На рубеже веков технофобия была широко распространена, поскольку в новостях преобладала широко распространенная истерия по поводу «ошибки тысячелетия», которая может нанести ущерб глобальным компьютерным системам. В конце концов, все это оказалось кучей мешанины, но Куросава с апломбом уловил паранойю в этой навязчивой истории о вторжении призраков через персональные компьютеры.
Самая нервирующая работа Куросавы — шедевр экзистенциального террора, приближающийся к апокалиптическому завершению, в котором главный страх — не смерть, а возможность вечной чистилища загробной жизни, построенной на одиночестве и запустении.Улучшенный саундтреком, который напоминает ужасные тайны Альфреда Хичкока и использует темную и выцветшую кинематографию, Pulse предлагает видение обреченной вселенной с небольшой надеждой на спасение.
Tokyo Sonata, 2008 (Кадр из фильма)
Tokyo Sonata , 2008
В 1950-х годах Ясудзиро Одзу захватил умы зрителей своими интимными «домашними драмами», которые изображали нежную, идеалистическую версию традиционных японских семейных ценностей.Такие фильмы, как « Tokyo Story », с их сложной аранжировкой кадров и плавным темпом, будут считаться одними из величайших фильмов всех времен.
Куросава Tokyo Sonata сочетает в себе образы и темы шедевров Одзу и с поразительным эффектом переносит их в современную Японию. Покой усадьбы соседствует с шумным офисным пространством во время первых сцен, поскольку патриарх семьи Сасаки уволен со своей руководящей должности. Пока в фильме наблюдаются меняющиеся ценности в японском обществе, Сасаки скрывает свой позор от своей семьи, продолжая одеваться в костюм, каждое утро уходя «на работу» и возвращаясь каждый день, симулируя истощение, направляясь прямо в постель.Все это время его старший сын жаждет присоединиться к армии США, чтобы он мог «защитить» свою семью так, как его отец был не в состоянии, в то время как его младший брат мечтает научиться играть на пианино — желание, которое отвергает его отец. .
Обеденный стол, метафора сообщества в творчестве Одзу, остается центральным в деконструкции Куросавы, победившей в деконструкции «Особый взгляд». Но в Tokyo Sonata, этот мощный символ постоянно скрывается за посудой, полками и перилами лестницы, в то время как шумный поезд постоянно проезжает мимо окна.Это мощное заявление об изменяющемся состоянии мира, но когда фильм подходит к своему волнующему завершению, отмеченному увлекательной интерпретацией романа Дебюсси Clair de Lune , зрителю напоминают, что между старыми способами можно найти гармонию. и новый.
To the Ends of the Earth Трейлер: дебют в Metrograph Киёси Куросавы
Эксклюзив: последний режиссерский фильм «Pulse» и «Cure» открывается виртуально через Metrograph в пятницу, 11 декабря.
Японский режиссер Киёси Куросава, возможно, наиболее известен своими культовыми фаворитами, такими как «Пульс», «Лечение» и «Токийская соната», но на протяжении четырех десятилетий он неуклонно выкладывал фильмы на фестивалях и в арт-хаусы.Его последний фильм, который попал в США, — это дорожная одиссея «To the Ends of the Earth», получившая признание на кинофестивалях в Локарно, Торонто, Нью-Йорке и AFI в 2019 году. Эксклюзивный виртуальный показ фильма начинается в пятницу, декабрь. 11 через Metrograph, а IndieWire делится эксклюзивным первым трейлером. Смотрите ниже.
Вот синопсис: «Йоко (бывший идол J-pop Ацуко Маэда) путешествует с небольшой командой в Узбекистан (захватывающий дух запечатленный ветераном DP Акико Ашизава), чтобы снять эпизод своего реалити-шоу о путешествиях.Перед камерой ее образ беззаботен и беспечен, но за кадром она осторожна и замкнута. Несмотря на все ее усилия, съемки телесериала заканчиваются неудачно, и расстроенная неудачей, она отправляется в загадочную страну. Заблудившись на улицах Ташкента, она оказывается брошенной на произвол судьбы и одна, сталкиваясь со своими глубочайшими страхами и скрытыми чаяниями. Блестящее сочетание черной комедии, путешествий, драмы и сатиры шоу-бизнеса, пронизанной приключениями, «На край Земли», созданное в ознаменование 25-летия установления дипломатических отношений между Японией и центральноазиатской республикой Узбекистан, рассказывает о путешествии молодая женщина от перемещения до самопознания.”
Связанные
Связанные
Writing for Variety, Джессика Кианг описала «К краям земли» как «проницательный и неоднозначный вопрос о странном и часто компрометирующем опыте, которым является культурный туризм в эпоху средств массовой информации».
Куросава также произвел фурор на фестивалях в этом году своим хичкоковским триллером «Жена шпиона». Дэвид Эрлих из IndieWire написал на Венецианском кинофестивале: «Лучшие моменты фильма переливаются тревогой и неясностью, которую так хорошо использовал Куросава.”
Начиная с 11 декабря, «To the Ends of the Earth» Куросавы будет открываться на недельных билетных просмотрах Metrograph, которые будут доступны для публики и для участников по сниженной цене. Презентацию также будут сопровождать недельные выступления Куросавы «Яркое будущее» 2003 года о светящейся, но грозной медузе и «Жуткий» 2016 года, детективного детективного жанра J-ужастик.
«To the Ends of the Earth» — это релиз компании KimStim. Национальное расширение планируется после предстоящего дебюта Metrograph.
Подпишитесь: Будьте в курсе последних последних новостей кино и телевидения! Подпишитесь на нашу рассылку новостей по электронной почте здесь.
10 великих фильмов Киёси Куросавы
Киёси Куросава — уникальный случай режиссера, даже для такой разнообразной индустрии, как японская, и не только из-за его дополнительных ролей кинокритика и профессора Токийского университета искусств. Начав с Pink Film и малобюджетного V-cinema, он был номинирован на премию Осима на кинофестивале PIA, работал с Синдзи Сомаи и выиграл стипендию для Института Сандэнс, представив свой оригинальный сценарий для фильма «Харизма». .Это конкретное достижение позволило ему учиться в США, несмотря на то, что он уже был директором почти десять лет, что привело его к его первому крупному международному успеху с «Cure». Фильм положил начало пути, который привел его к вершине J-хоррора, хотя в его фильмах реализован уникальный подход — «медленный террор». Несколько лет спустя он заново изобрел себя, когда начал с особым успехом сниматься в семейных драмах. «Токийская соната» принесла ему приз жюри конкурса «Особый взгляд» в Каннах в 2008 году.Его разнообразие продолжалось: он снимал научно-фантастические и криминальные триллеры, в то время как в 2016 году он возглавил французскую постановку «Дагерротипа», а в 2019 году — совместную японско-узбекскую постановку «На край земли». Наконец, его сериалы «Покаяние» и «Жена шпиона» в конечном итоге привели к театральным версиям, последний из которых выиграл «Серебряного льва» в Венеции в этом году.
По случаю специальной выставки MUBI «Страшная вселенная Киёси Куросавы» мы представляем десять величайших работ японского мастера в хронологическом порядке.
* нажав на заголовки, можно прочитать отзывы полностью
«Страж из подполья» — это фильм, в котором показаны многие из более поздних товарных знаков ужаса Киёси Куросавы. Великолепный кинематограф, великолепная музыка и освещение наверняка найдут поклонников среди любителей J-ужастиков и атмосферных фильмов в целом. Конечно, по сравнению с более поздними работами в этом фильме много недостатков, упущенных возможностей, тем более что его вторая половина слишком укоренилась в условностях слэшера.Однако фильм — это больше, чем просто обещание, и в рамках работы Куросавы это небольшая, но значимая работа. (Рувен Линнарц)
«Cure» — это настоящий шедевр, который выходит за рамки J-хоррора, комбинируя его с рядом философских комментариев, в то время как черта Куросавы по созданию внушительной атмосферы находит здесь свой апогей. Обязательно посетите каждый фанат кино. (Панос Коцатанасис)
«Змеиный путь» — интересный, минималистичный и напряженный фильм Киёси Куросавы, представляющий путь к мести как путь к безумию и кровопролитию.Учитывая его структуру и тематику, это может быть лучший фильм из двух, даже если вы считаете его шедевром — это вопрос перспективы. (Рувен Линнарц)
«Пульс» — это фильм, в котором нигилистический философский ужас По, Лавкрафта и современного мастера Томаса Лиготти взаимодействует с современными технологиями, и возникает апокалипсис. С самого начала самоубийство и кризис влияют на жизнь молодой женщины из рабочего класса, а в неопрятной студенческой жизни навязываются странности.Совершенно приземленная обыденность их городской дислокации — характерная черта. Мрачные, унылые и унылые городские интерьеры и экстерьеры пронизывают «Пульс», навязывая свою волю на протяжении всего фильма, нагнетая отчуждение и отчаяние. Киёси Куросава — умный скептик, создающий меланхоличный кинематографический опыт, но с юмором. «Пульс» — это зрелище ужаса, пронизанное великой грустью, и оно сверхъестественно жутко! (Джонатан Уилсон)
№
«Светлое будущее», возможно, не самая доступная работа Киёси Куросавы, но это произведение таинственной красоты и глубины.Несмотря на то, что некоторые действия могут быть нелогичными, в результате получится фильм, который станет аналогом часто апокалиптических концовок его фильмов ужасов, таких как «Пульс» и «Лечение». (Рувен Линнарц)
Знаменитый режиссер ужасов копает зверства в реальной жизни Японии
ТОКИО — Режиссер Киёси Куросава наиболее известен фильмами ужасов, изображающими темные подводные течения жизни в современной Японии и мстительных призраков, которые ее преследуют.
Но злые духи, скрывающиеся на заднем плане его последнего фильма, — это настоящий ужас из прошлого страны — испытания Имперской армией биологического и химического оружия на людях в Маньчжурии до и во время Второй мировой войны.
Фильм «Жена шпиона» в прошлом месяце получил г-на Куросаву награду как лучший режиссер на Венецианском кинофестивале. Когда в этом месяце фильм выйдет в Японии, он, вероятно, вызовет ажиотаж в стране, где зверства военного времени остаются предметом интенсивных споров и редко появляются на большом экране.
Получение главного приза на международном кинофестивале — большая победа для Японии, которая вложила значительные средства в продвижение своей культурной индустрии в рамках своей программы Cool Japan.Но честь г-на Куросавы может оказаться неудобной; нация, изображенная в «Жене шпиона», — это та страна, которую активное правое крыло Японии, включая членов верхних эшелонов правительства, предпочло бы забыть, и над тем, чтобы ее стереть, старались стереть.
Японские миссии за границей регулярно критикуют изображения системы публичных домов Имперской армии во время войны, где женщин часто принуждали к сексуальному рабству. В Токио черные фургоны часто рыщут по улицам, распространяя пропаганду, которая меняет роль страны в войне.А издатели выпускают книги, в которых оспариваются самые элементарные факты о зверствах.
Вне зависимости от идеологической точки зрения японские фильмы о войне в значительной степени игнорировали жертвы японского империализма. Правые фетишизируют боевой дух страны и спокойную стойкость, в то время как левые склонны сожалеть о страданиях солдат в полевых условиях и мирных жителей дома.
В недавнем интервью 65-летний Куросава, не связанный со знаменитым режиссером Акирой Куросавой, сказал, что ему трудно понять, почему военные преступления Японии остаются почти табу для кинематографистов страны через 75 лет после окончания конфликта.
Другие страны снимают «много фильмов, в которых умело рассказывают о войне, не игнорируя произошедшие ужасные события», — сказал он в арендованном токийском офисе, где измученные помощники дрались с телевизионными группами и фотографами.
«Жена шпиона», — добавил он, — «абсолютно не фильм, который пытается разжечь полемику или создать что-то скандальное, но вы не можете снять фильм, который пытается заставить историю исчезнуть».
Г-н Куросава был привлечен к эпохе войны, сказал он, потому что она представляет собой идеальную палитру для исследования противоречий между потребностями людей и требованиями общества.Это частая тема в его фильмах, в которых персонажи часто оказываются во власти социального давления, которое они не могут ни понять, ни контролировать.
«В наше время существует конфликт, своего рода соперничество между обществом и индивидуумом, но, по крайней мере, на поверхности есть свобода поступать так, как вам нравится», — сказал он. Но в эпоху войны требования соответствовать «принимают форму, которую вы можете ясно видеть. Вы не можете этого сделать. Вы должны это сделать. Вы должны носить такую одежду, иметь такую прическу.
В «Жена шпиона» этот конфликт принимает форму извилистой драмы того периода, которая больше обязана триллерам Альфреда Хичкока, чем собственному ужасному творчеству Куросавы.
Фильм, действие которого начинается в преддверии войны, рассказывает о попытках японской женщины помочь своему мужу-купцу разоблачить эксперименты военных над людьми, наткнувшиеся на них во время деловой поездки в Китай.
Тысячи жертв, в первую очередь китайцев, которых эвфемистически называют «бревнами», погибли в результате ужасающих исследований биологического оружия, проводившихся армейским подразделением 731.Некоторые были намеренно заражены патогенами, такими как чума, а затем подверглись вивисекции без анестезии для изучения результатов. После войны Соединенные Штаты помогли скрыть исследования отчасти потому, что им были нужны данные.
Фильм г-на Куросавы оставляет большую часть этого ужаса за кадром. Свидетельства злодеяний ограничиваются короткой речью, парой медицинских файлов и короткой пленкой, на которой изображены улыбающиеся японские врачи, руководящие бесчеловечными сценами, напоминающими нацистские концентрационные лагеря.
Как и в реальной жизни, усилия никогда не раскрываются, пока они еще продолжаются. Попыткам этой пары разоблачить на каждом шагу противодействует безжалостный офицер тайной военной полиции Японии. Но их присутствие ощущается в более глубоком повествовании, которое пронизывает перипетии сюжета и говорит о том, что для души нации приходится скрывать свои ужасы.
Частью привлекательности фильма во время войны, по словам г-на Куросавы, было создание фильма, в котором зрители уже знают финал: Япония побеждена и горит.
Заключение фильма покажется знакомым поклонникам произведений г-на Куросавы, которые часто заканчиваются апокалипсисом. Однако для режиссера это разрушение не обязательно означает конец света, а скорее начало нового.
Перед лицом сцены хаоса и разрушения, более адской, чем все, что изображено в фильмах ужасов Куросавы, героиня видит страну, очищенную огнем, и заявляет, что это «прекрасная вещь».
Успех «Жены шпиона» в Венеции принес мистеруКуросава, которого хорошо уважают в Японии, но никоим образом не нарицательное имя, новый мерило славы.
Его начало в кинобизнесе не давало намек на то, что его ждет впереди. Его первым фильмом, снятым в 1983 году, было мягкое порно под названием «Войны извращенцев Кандагавы». В течение многих лет он зарабатывал себе на жизнь телевизионной рекламой и написанием журналов, параллельно снимая фильмы.
В 1990-х, в возрасте 40 лет, он начал выпускать фильмы для прямой трансляции. К концу десятилетия он заработал репутацию рабочего режиссера, специализирующегося на таких картинах, которые не часто воспринимаются всерьез в таких местах, как Канны.
Тем не менее, его артистизм получил признание. В конце 90-х он завоевал международное внимание своим фильмом «Лекарство», пугающе мрачным детективным рассказом о серии ужасных убийств, которые распространились по Токио, как вирус.
Фильм хвалили за задумчивую атмосферу и тревожное звуковое оформление, которые теперь считаются фирменными знаками стиля г-на Куросавы. В 2001 году он дебютировал в Каннах с фильмом «Пульс» — невероятно прозорливой историей о мире, который сводят с ума мстительные призраки, бродящие по Интернету.В 2006 году последовал американский римейк.
За прошедшие с тех пор годы г-н Куросава в значительной степени отказался от жанра ужасов, получив признание в Каннах за свою работу в семейной драме 2008 года «Токийская соната» и «Путешествие к берегу». «Призрачная история любви», выпущенная в 2015 году.
Но «Жена шпиона», которая еще не получила американского дистрибьютора, может рассматриваться как своего рода приквел к фильмам ужасов Куросавы, действие многих из которых происходит в разлагающийся Токио, где призраки прошлых грехов оказывают призрачное разрушительное влияние на настоящее.
Впервые он серьезно задумался об исследовании эпохи войны, работая над фильмом ужасов «Возмездие» 2006 года, в котором исследуется, как дух подавленной трагедии оживляет современное насилие.
Хотя действие фильма происходит в современном Токио, г-н Куросава сказал, что он не мог избавиться от ощущения, что история «в основе своей действительно о войне».
Как развлечение, проект «провалился на многих уровнях», — сказал он, но привел к прозрению. «Если бы я хотел написать о войне, ее последствиях, я не мог бы втиснуть ее в современную обстановку, я должен был поместить эпоху в ее эпоху», — сказал он.
Поклонники г-на Куросавы считают его фильмы наполненными смыслом. Но в душе он считает себя артистом, а не художником. Его истинное стремление — создать блокбастер в американском стиле, что-то с таким заоблачным бюджетом, который редко доступен японским режиссерам.
Он хотел бы снять фильм, который просто позволяет зрителям «веселиться, плакать и смеяться», — сказал он. Но «никогда не бывает так просто».
Когда вы делаете драму о «определенных реалиях», — сказал он, — «неизбежно проявляются социальные и политические аспекты, которые всегда существовали в тот период, его люди, его события.
Он добавил: «Вы не можете сделать что-то, что скрывает это».
85 К краям земли | 11 декабря 2020 г. | Режиссер / Сценарист | 7.3 |
64 Прежде чем мы исчезнем | 2 февраля 2018 г. | Режиссер / Режиссер / Сценарист / Сценарист / Сценарий / Сценарий | 6.6 |
подлежит уточнению Дагерротип | 7 ноя.2017 | Режиссер / Сценарий | подлежит уточнению |
76 Жутко | 21 октября 2016 г. | Режиссер / Сценарий | 6.7 |
79 Хичкок / Трюффо | 2 декабря 2015 г. | Сам | 8.0 |
58 Покаяние | 14 ноя.2014 | (Имя персонажа) / (Имя персонажа) | 6.9 |
67 Мистер Икс | 15 августа 2014 г. | Литой | подлежит уточнению |
80 Токийская соната | 13 марта 2009 г. | Режиссер / Сценарист | 8.8 |
27 Пульс | 11 августа 2006 г. | 2001 Сценарий Кайро | 8.5 |
70 Пульс | 12 августа 2005 г. | Режиссер / Режиссер / Сценарист / Сценарист | 6.6 |
64 Светлое будущее | 12 нояб.2004 г. | Режиссер / Режиссер / Сценарист / Сценарист | подлежит уточнению |
70 Излечивать | 27 июля 2001 г. | Режиссер / Сценарист | 8.2 |
52 Путешествие к берегу | TBA | Режиссер / Сценарист | подлежит уточнению |
78 Жена шпиона | TBA | Режиссер / Сценарист | подлежит уточнению |
Киёси Куросава о том, почему он надеется, что «Жена шпиона» вызовет споры дома, в Японии | Возможности
Действие первого исторического фильма Киёси Куросавы происходит в городе Кобе в первые дни Второй мировой войны, когда Япония только что подписала трехсторонний пакт с Италией и Германией.Местный купец едет в Маньчжурию, регион Китая, в то время оккупированный Японией, и становится свидетелем зверств, которые вынуждают его действовать, сначала заставляя жену относиться к нему с подозрением, хотя позже она пытается помочь ему. квест.
Но Куросава, который ранее занимался целым рядом жанров, включая хоррор ( Pulse ), научную фантастику ( Before We Vanish ) и романтику ( Journey to the Shore ), настаивает, что это не фильм о войне. В самом деле, мы никогда не видим ни войн, ни зверств на камеру, только через кадры, снятые торговцем и его помощником, что делает нашу реакцию на эти события намного более сложной и убедительной.
Вместо этого фильм исследует такие вопросы, как доверие, узы с близкими и страной, а также то, как мы реагируем на предательство. Несмотря на то, что действие происходит в Японии 1940-х годов, оно актуально сегодня, когда в разгар пандемии, протестов и торговых войн мы все просто пытаемся держать голову, в то время как все вокруг нас, кажется, потеряли свою. Он нашел отклик на Венецианском кинофестивале, где жюри конкурса во главе с Кейт Бланшетт присудило Куросаве награду за лучшую режиссуру.
«Хотя во всех моих прошлых фильмах была современная обстановка, повторяющейся темой было то, как устроено наше общество и как человек либо соглашается с системой, либо борется с ней», — говорит Куросава, получивший награду от Токио, когда он не смог приехать в Венецию из-за ограничений на поездки.
«Так уж получилось, что история начала 1940-х годов в Японии привела к тому, что конфликт между личностью и обществом был гораздо сильнее. Как люди поддерживают свои свободы, когда они находятся во власти социальных систем? Как они осуществляют свои надежды и мечты? Я надеюсь, что это послание, которое международная аудитория вынесет из фильма ».
Куросава написал фильм в соавторстве с двумя своими бывшими учениками — Рюсукэ Хамагути ( Asako I & II ) и Тадаси Нохара, которые первоначально представили ему проект.В нем есть расширенные диалоги, типичные для стиля Хамагути, мастерски обработанные Ю Аой, который играет жену, и Иссей Такахаши, как торговец. Но это также захватывающий фильм, больше напоминающий Хичкока, чем предыдущие работы Хамагучи.
Эти два сценариста придумали историю, когда японская общественная телекомпания NHK заявила, что хочет снять фильм в Кобе с помощью камер 8K. По совпадению Куросава вырос в Кобе, портовом городе, который когда-то был воротами Японии в Китай, хотя он говорит, что никогда не снимался там раньше и чувствовал себя «щекотливо» из-за того, что изображал своих земляков, поэтому снял четырех главных персонажей из Иокогамы.
Что оказалось более сложной задачей, так это исследование истории японских военных действий в Маньчжурии, а также воссоздание той эпохи в Японии. Куросава говорит, что, хотя нет никаких сомнений в том, что японская армия делала в Китае в то время, «от этого периода осталось не так много материала, поэтому нам пришлось воссоздать эти сцены самостоятельно».
Съемки старинного произведения в Кобе, ныне ультрасовременном промышленном городе, также были трудными из-за ограниченных ресурсов производства.«У нас не было бюджета на создание декораций и почти не было бюджета на использование компьютерной графики, поэтому нам пришлось искать декорации и места в современной Японии».
Многие сцены происходят в доме пары, вилле в западном стиле, отражающей их иностранные вкусы и привычки, что в конечном итоге делает их мишенью для местной полиции. «Было чудом найти такой дом в Кобе», — говорит Куросава. «В этом районе есть и другие дома в западном стиле, но они очень аккуратно сохранились, почти как музеи, а в этом жилое ощущение, что сделало его более реалистичным.”
Ирония заключалась в том, что, когда Куросава создавал декорации эпохи, он снимал с использованием технологий будущего, камер 8K Super Hi-Vision, которые NHK разрабатывает, поэтому стремится поэкспериментировать и продемонстрировать их. Хотя NHK транслирует фильм на своем канале 8K в Японии, большинство зрителей в менее технически продвинутых странах, вероятно, увидят его в версии 2K, которая была показана в Венеции.
«Во время съемки нет большой разницы между съемкой на 8K и обычными цифровыми камерами, но на этапе постпродакшна трудно добиться постоянного уровня визуального качества, когда вы раскрашиваете и т. Д.», — объясняет Куросава.
Затем, конечно же, камеры 8K делают все изображения чрезвычайно четкими и четко очерченными: «Нам пришлось проделать большую работу в постпечатной печати, чтобы всегда убрать эту реалистичность и сделать ее более исторической. Но, к счастью, это дало хорошие результаты, так как это почти как если бы вы смотрели движущееся произведение искусства или картину «.
В то время как вопрос о действиях японской армии в Маньчжурии является деликатным, Куросава говорит, что не ожидает патриотической реакции со стороны японской аудитории. На самом деле он хотел бы, чтобы фильм вызвал споры, но не ожидает, что это произойдет, потому что «в Японии, кажется, нет особого желания возвращаться к прошлому — так что я предполагаю, что этого не произойдет. будет много дискуссий по этому поводу.