фильмография, фото, биография. Актер, Режиссер, Сценарист.
Николас родился 21 мая 1959 года в Нью-Йорке. Отцом мальчика был известный пионер греко-американского кинематографа, актер, сценарист и режиссер Джон Николас Кассаветис. Принято считать, что его киноработы оказали огромное влияние на творчество Жана-Люка Годара, Жака Риветта, Мартина Скорсезе, Нанни Моретти и ряда других кинематографистов. Матерью Николаса был знаменитая американская актриса, обладательница престижных премий «Золотой глобус», «Эмми» и «Серебряный медведь», Джина Роулендс. Кроме Ника в семье росли еще два ребенка, его младшие сестры Зои и Александра. Впоследствии Александра Кассаветис стала актрисой и режиссером, а Зои Кассаветис – режиссером и сценаристом. Ник впервые появился на экране в довольно раннем возрасте. Это были киноработы его отца: комедийная драма 1970 года «Мужья», повествующая о четырех друзьях, осознавших собственную уязвимость в результате ранней смерти одного из них и пустившихся во все тяжкие, а также арт-хаусная мелодрама 1974 года «Женщина под влиянием», рассказывающая историю домохозяйки Мейбл с ее мужем и детьми. В этой картине мальчик сыграл вместе со своей матерью, Джиной Роулендс. Изначально, проведя большую часть детства в эпицентре киноиндустрии, Николас был твердо уверен, что не последует по стопам родителей. Вместо этого он поступил в Сиракузский университет, подаривший миру нескольких профессиональных баскетболистов высокого ранга. Тогда мечтой Николаса была баскетбольная карьера. Вскоре Кассаветису пришлось отказаться от нее из-за полученной серьезной травмы. В итоге он все же направил усилия на создание карьеры в кинематографе и поступил в Нью-Йоркскую академию драматического искусства, где когда-то учились родители Ника.
Среди актерских работ Николаса были роли в боевике Джона Ву «Без лица», где он играл вместе с Джоном Траволтой и Николасом Кейджем; в мистическом триллере Майка Мервина «Дух мщения», главные роли в котором сыграли Мартин Шин и Шерилин Фенн; в криминальной комедии Теда Демме «Пожизненно», где партнером Ника стал Эдди Мерфи; вместе с актером русско-еврейского происхождения Сашей Митчеллом в фильме ужасов Марка Л. Лестера «Класс 1999: Новый учитель»; в драме Руперта Хитцига и Джейсона О’Мэлли «Мечты на задворках», главную роль в которой исполнила Брук Шилдс; в фантастической ленте Рэнда Рэвича с Джонни Деппом и Шарлиз Терон «Жена астронавта». В 1996 году Кассаветис дебютировал в качестве режиссера. Его первой работой стала драма, основанная на его собственном сценарии, «Отцепись от звезд». Главные роли в фильме исполнили его мать, Джина Роулендс, и Мариса Томей. Через год Николас взялся за создание фильма по сценарию своего ушедшего из жизни отца. Проект получил название «Она прекрасна», а главные роли сыграли Джон Траволта, Шон Пенн и Робин Райт Пенн. Фильм был удостоен технического гран-при на Каннском кинофестивале и завоевал «Золотую пальмовую ветвь». В 2001 году Кассаветис стал соавтором сценария ленты, основанной на реальных событиях из жизни контрабандиста Джорджа Джанга «Кокаин». Через год режиссер снял триллер «Джон Кью», рассказывающий об отчаявшемся отце семейства, готовом на все, чтобы спасти жизнь больного сына.
В 2004 году Ник снова обратился к актерскому таланту матери при экранизации бестселлера Николаса Спаркса «Дневник памяти». Режиссер Кассаветис, которого так привлекали биографические сюжеты, подарил зрителям еще один фильм, основанный на реальных событиях, драму «Альфа дог», рассказывающую о похищении и убийстве подростка молодым наркоторговцем. В 2009 году свет увидела драма «Мой ангел-хранитель», созданная по роману Джоди Пиколт. Это история о родителях, которые зачали в пробирке второго ребенка с целью поддерживать жизнь в тяжело больной первой дочери. В настоящее время Николас работает над съемками комедии «Другая женщина», выход которой запланирован на 2014 год.
90 лет Джону Кассаветису. Михаил Трофименков о новаторе, мифе и бунтаре
В чем же новаторство Джона Кассаветиса (и можно ли вообще употреблять это слово по отношению к кому-либо, кроме Гриффита, Эйзенштейна, Уэллса, Годара и Антониони — услышал я внутренний голос с явственными интонациями Олега Ковалова) — человека, 35 лет прожившего в любви и согласии со своей актрисой-фетишем Джиной Роулендс? Человека, воспринимавшего свою съемочную группу как семью (но только без «семейных» разборок Фассбиндера), тоже живущую в любви и согласии? Человека, не гнушавшегося в самом начале и в самом конце своей карьеры работать в Голливуде, но выстроившего дом напротив Беверли Хиллз как знак вечного противостояния (и снимавшего в этом доме многие свои фильмы)? Если говорить о, так сказать, «организационной» стороне независимого кинопроизводства, то Кассаветису принадлежит «авторство» по меньшей мере двух жестов, достойных войти в воображаемый учебник «Как сделать фильм, если очень хочется, а денег нет».
Участвуя в 1957 году в радиопередаче Джин Шепард «Ночной народ» ради промоушена картины Мартина Ритта «Городская окраина», он обратился в прямом эфире к слушателям с призывом: «Зрители, которым действительно хочется увидеть фильм о настоящих людях, должны помочь этому своими деньгами». И хотя призыв принес только $2000 из $40 000, составивших в конце концов бюджет «Теней», в истории кино нет другого фильма (кроме «Марсельезы» Жана Ренуара, финансировавшейся по подписке Всеобщей конфедерации труда), стартовавшего на подлинно народные средства.
Второй эпизод свидетельствует о той же непреодолимой жажде снимать и о героической солидарности «семьи» Кассаветиса. Съемки «Лиц» — лучшей, возможно, наряду с «Убийством китайского букмекера» (1976) работы Кассаветиса — закончились в 1965 году. Лишенный в свое время продюсером Стэнли Крамером права на финальный монтаж своего голливудского фильма «Ребенок ждет» (1963), Кассаветис более всего — почти болезненно — дорожил именно этим — отцовско-ремесленным подходом к кино. Фильм — ребенок, но и штучный товар, сработанный собственными руками от А до Я. На протяжении двух с половиной (!) лет сменявшие друг друга команды монтажеров работали в гараже Кассаветиса со 125 часами отснятого материала «Лиц». В воспоминаниях его соратников хватает трагикомических эпизодов, когда мелкие домашние проблемы — ну, например, расстройство желудка у пуделя тещи Кассаветиса, забравшегося в гараж-лабораторию и погубившего часть материала, — чуть не приводили к истерическому (от перенапряжения) разрыву отношений. Впрочем, достойный Книги рекордов Гиннесса монтажный марафон «Лиц» настолько значим эстетически, что мы к нему еще вернемся.
Любители поверхностных и потому неопровержимых метафор обычно сравнивают режиссерскую манеру Кассаветиса с джазовой импровизацией. Причина не только и не столько в его любви к джазу и умении снимать джаз. Достаточно пересмотреть «Тени», «Лица» или «Запоздалый блюз» (1962), чтобы убедиться: никто из режиссеров эпохи Чарли Паркера или Аллена Гинзберга не умел так фиксировать атмосферу задымленных подвальчиков, куда жизненные драмы приводили и молодых людей «при андерграунде» («Тени»), и утомленных экзистенцией представителей «высшего среднего класса» («Лица»). Дело в другом. Фильмы Кассаветиса производят — всегда — впечатление, что мы присутствуем не только при становлении разворачивающейся на экране истории, но и при становлении самого фильма. Точно рассчитанное впечатление, что актеры, полностью слившиеся с персонажами, сами не знают, что скажут и что сделают (какую ноту возьмут) в следующую минуту. И съемочная группа словно плывет по воле волн, то ли импровизируя, то ли ведя документальный репортаж. Тьерри Жюсс очень красиво и точно определяет эту особенность кинематографа Кассаветиса как «дестабилизацию наррации», как «введение неопределенного или неожиданного элемента существования как модуля рассказа».
«Неопределенный элемент» — тоже метафора. Фильм «Убийство китайского букмекера» многие соратники Кассаветиса, основываясь на его собственных словах, интерпретируют как метафору борьбы независимого режиссера (по фильму — хозяина ночного клуба) за выживание против всевластия Голливуда (по фильму — организованной преступности). Космо Вителли, запутавшись в карточных долгах, вынужден согласиться в качестве расплаты на убийство некоего «китайского букмекера». Получив от гангстеров подробнейшие инструкции о том, как следует выполнять «контракт» (режиссерскую разработку!), он нарушает буквально все приказы по вине того самого — непредсказуемого — момента существования. На полдороге к дому китайца ломается машина, и Вителли вынужден добираться туда кружным путем, на такси. Зайдя в бар купить гамбургеры для сторожевых собак, он вынужден выслушивать не имеющий никакого отношения к сюжету рассказ хозяина бара. Он зачем-то звонит по телефону-автомату в свой клуб — узнать, какой номер сейчас идет на сцене… И так далее. «Контракт» он тем не менее выполняет. Шедевр трагикомического абсурда — слова смертельно раненного старика китайца: «Извините меня. Я плохо себя чувствую». В роли режиссеров, чьи сценарии ломаются под напором жизненной стихии, оказываются и многие другие персонажи Кассаветиса (что, кстати, унаследовал от него Абель Феррара): и «женщина под влиянием» (героиня одноименного фильма 1974 года), пытающаяся заставить друзей и коллег своего мужа-дальнобойщика петь за обеденным столом; и запившие бизнесмены из «Лиц», дурачащиеся напропалую со случайной знакомой.
Джон Кассаветис (John Cassavetes) (Актер, Режиссер): фото, биография, фильмография, новости
Джон Кассаветис – американский актер, режиссер, продюсер, сценарист. Джон Кассаветис больше всего запомнился своими актерскими работами: «Ребенок Розмари», «Коломбо», «Человек ростом в 10 футов». Сын Джона Кассаветиса — Ник Кассаветис, пошел по стопам отца, став известным актером.
Биография Джона Кассаветиса/John Cassavetes
Джон Кассаветис родился 9 декабря 1929 года в семье греческих иммигрантов Кэтрин и Николаса Джона Кассаветисов. До 7 лет актер жил в Греции и не умел говорить по-английски. Затем вся семья переехала в Нью-Йорк. Там же он в 1950 году окончил Американскую академию драматического искусства.
Карьера Джона Кассаветиса/John Cassavetes
Джон Кассаветис сразу же после Академии играл в театрах Нью-Йорка, а затем начал сниматься в кино в роли «жестких» детективов и гангстеров в криминальных драмах. Иногда даже появлялся на телевидении. Первая картина с его участием вышла на экраны в 1951 году: «14 часов».
В 50-х годах Джон Кассаветис снимался в остросюжетных и социальных драмах — «Ночь приносит ужас», «Преступление на улицах», «Человек ростом в 10 футов».
Джон Кассаветис выступал и в качестве режиссера. Зрители и критики высоко оценили фильмы «Лица» (1968), «Женщины под воздействием» (1974), «Глория» (1980), «Потоки любви» (1983).
Джон Кассаветис номинировался на «Оскар» как актёр, режиссёр и сценарист.
Призы и награды Джона Кассаветиса/John Cassavetes
- Премия Пазинетти на МКФ в Венеции, 1960, Италия
- Премия NSFC, 1969, США
- Премия на МКФ в Сан-Себастьяне, 1974, Испания
- «Золотой лев» МКФ в Венеции, 1980, Италия
- Главный приз «Золотой медведь» и приз ФИПРЕССИ на МКФ в Западном Берлине, 1984
- Премия «Серебрянная лента», 1984, Италия
- Премия кинокритиков Лос-Анджелеса, 1986 — за карьеру
Фильмография Джона Кассаветиса/John Cassavetes
- Роли в кино
- 1982 Буря | Tempest (США) :: Филип Димитриус :: главная роль
- 1981 Чья это жизнь, в конце концов? | Whose Life Is It Anyway? (США) :: Майкл Эмерсон доктор
- 1978 Ярость | The Fury (США)
- 1977 Премьера | Opening Night (США) :: Морис Аарон :: главная роль
- 1975 Капоне | Capone (США) :: Френки Йейл
- 1972 Коломбо: Этюд в черном | Columbo: Étude in Black (США) :: Алекс Бенедикт
- 1970 Мужья | Husbands (США) :: Гас :: главная роль
- 1969 Если сегодня вторник, то это должна быть Бельгия | If It’s Tuesday, This Must Be Belgium (США) :: Стив
- 1968 Ребенок Розмари | Rosemary’s Baby (США) :: Гай Вудхаус :: главная роль
- 1967 Грязная дюжина | The Dirty Dozen (США, Великобритания) :: Виктор Франко
- 1964 Убийцы | Killers, The (США) :: Джонни Норт :: главная роль
- 1958 Оседлай ветер | Saddle the Wind (США) :: Тони Синклер
- 1957 Театр-90 | Playhouse 90 (США) :: Декстер
- 1957 Зимние мечты | Winter Dreams | 34-я серия
- Режиссер
- 1986 Большие неприятности | Big Trouble (США)
- 1984 Потоки любви | Love Streams (США)
- 1980 Глория | Gloria (США)
- 1977 Премьера | Opening Night (США)
- 1974 Женщина под влиянием | Woman under the influence, A (США)
- 1970 Мужья | Husbands (США)
- 1968 Лица | Faces (США)
- 1959 Тени | Shadows (США)
- Сценарист
- 1980 Глория | Gloria (США)
- 1977 Премьера | Opening Night (США)
- 1974 Женщина под влиянием | Woman under the influence, A (США)
- 1970 Мужья | Husbands (США)
- 1968 Лица | Faces (США)
- 1959 Тени | Shadows (США)
- Оператор
- 1968 Лица | Faces (США)
- Продюсер
- 1968 Лица | Faces (США)
Ник Кассаветис
Актер
Режиссер
Сценарист
Исполнительный продюсер
-film. ru
6,55зрители
6,2IMDb
-film.ru
6,75зрители
6,0IMDb
4film.ru
7,04зрители
6,4IMDb
-film.ru
6,95зрители
6,7IMDb
-film.ru
6,97зрители
8,4IMDb
9film. ru
7,38зрители
7,6IMDb
-film.ru
-зрители
6,0IMDb
-film.ru
7,08зрители
5,4IMDb
-film.ru
-зрители
2,9IMDb
Без лицаFace/Off1997, боевик, триллер, фантастика
-film. ru
7,76зрители
7,2IMDb
-film.ru
7,00зрители
-IMDb
-film.ru
-зрители
4,4IMDb
-film.ru
-зрители
5,5IMDb
-film.ru
-зрители
6,0IMDb
-film. ru
-зрители
4,3IMDb
-film.ru
7,27зрители
4,7IMDb
-film.ru
6,55зрители
4,2IMDb
-film.ru
6,91зрители
5,0IMDb
-film.ru
-зрители
4,5IMDb
-film. ru
-зрители
3,5IMDb
-film.ru
-зрители
5,1IMDb
-film.ru
-зрители
5,8IMDb
-film.ru
-зрители
6,9IMDb
-film.ru
7,09зрители
6,4IMDb
-film. ru
7,27зрители
6,8IMDb
-film.ru
-зрители
4,8IMDb
-film.ru
-зрители
4,8IMDb
-film.ru
-зрители
8,7IMDb
-film.ru
7,09зрители
5,7IMDb
-film. ru
7,00зрители
6,0IMDb
-film.ru
-зрители
5,5IMDb
-film.ru
7,00зрители
7,2IMDb
-film.ru
-зрители
6,2IMDb
-film.ru
6,50зрители
7,3IMDb
-film. ru
6,30зрители
-IMDb
-film.ru
5,91зрители
-IMDb
5film.ru
7,23зрители
6,0IMDb
-film.ru
-зрители
5,4IMDb
-film.ru
7,22зрители
7,3IMDb
Альфа ДогAlpha Dog2006, биографический, драма, триллер
-film. ru
7,59зрители
6,9IMDb
-film.ru
6,74зрители
7,1IMDb
-film.ru
-зрители
5,9IMDb
-film.ru
-зрители
6,6IMDb
8film.ru
7,77зрители
7,8IMDb
-film. ru
-зрители
5,4IMDb
-film.ru
7,22зрители
7,3IMDb
Альфа ДогAlpha Dog2006, биографический, драма, триллер
-film.ru
7,59зрители
6,9IMDb
9film.ru
7,38зрители
7,6IMDb
-film. ru
-зрители
6,6IMDb
-film.ru
6,90зрители
6,6IMDb
Джон Кассаветис
Актер
Режиссер
Сценарист
Продюсер
Монтажер
-film. ru
-зрители
6,9IMDb
-film.ru
-зрители
7,6IMDb
-film.ru
-зрители
7,4IMDb
-film.ru
-зрители
8,5IMDb
-film.ru
-зрители
5,9IMDb
-film.ru
-зрители
-IMDb
-film.ru
-зрители
7,7IMDb
-film.ru
-зрители
6,9IMDb
-film.ru
-зрители
-IMDb
БуряTempest1982, комедия, драма, мелодрама
-film.ru
-зрители
6,5IMDb
-film.ru
-зрители
7,3IMDb
-film.ru
-зрители
6,5IMDb
8film.ru
-зрители
6,3IMDb
-film.ru
-зрители
5,9IMDb
-film.ru
-зрители
8,0IMDb
-film.ru
-зрители
7,6IMDb
-film.ru
-зрители
7,4IMDb
-film.ru
-зрители
6,2IMDb
КапонеCapone1975, биографический, драма, триллер
-film.ru
-зрители
5,7IMDb
-film.ru
6,45зрители
7,0IMDb
-film.ru
-зрители
7,3IMDb
-film.ru
7,71зрители
8,3IMDb
-film.ru
6,50зрители
7,3IMDb
-film.ru
-зрители
6,3IMDb
-film.ru
-зрители
6,1IMDb
-film.ru
-зрители
6,0IMDb
-film.ru
7,61зрители
8,0IMDb
-film.ru
-зрители
6,5IMDb
-film.ru
-зрители
5,3IMDb
-film.ru
-зрители
7,0IMDb
-film.ru
7,53зрители
7,7IMDb
-film.ru
-зрители
5,0IMDb
-film.ru
-зрители
7,0IMDb
-film.ru
7,18зрители
7,5IMDb
-film.ru
-зрители
7,4IMDb
-film.ru
-зрители
8,0IMDb
-film.ru
-зрители
7,2IMDb
-film.ru
-зрители
8,5IMDb
-film.ru
-зрители
6,9IMDb
-film.ru
-зрители
8,3IMDb
-film.ru
7,27зрители
7,3IMDb
-film.ru
-зрители
8,3IMDb
-film.ru
-зрители
5,9IMDb
-film.ru
-зрители
6,6IMDb
-film.ru
-зрители
7,8IMDb
-film.ru
-зрители
5,6IMDb
-film.ru
-зрители
7,2IMDb
-film.ru
-зрители
6,6IMDb
-film.ru
-зрители
6,2IMDb
-film.ru
6,91зрители
7,4IMDb
-film.ru
-зрители
7,1IMDb
-film.ru
-зрители
7,9IMDb
-film.ru
7,00зрители
5,2IMDb
-film.ru
-зрители
7,7IMDb
-film.ru
-зрители
7,1IMDb
-film.ru
-зрители
8,0IMDb
10film.ru
6,45зрители
7,4IMDb
-film.ru
7,54зрители
8,2IMDb
-film.ru
-зрители
7,3IMDb
-film.ru
7,71зрители
8,3IMDb
-film.ru
6,50зрители
7,3IMDb
10film.ru
-зрители
7,6IMDb
-film.ru
7,18зрители
7,5IMDb
-film.ru
-зрители
7,2IMDb
-film.ru
-зрители
7,0IMDb
-film.ru
-зрители
6,9IMDb
-film.ru
7,27зрители
7,3IMDb
-film.ru
-зрители
8,3IMDb
-film.ru
-зрители
6,7IMDb
-film.ru
7,00зрители
5,2IMDb
-film.ru
-зрители
5,9IMDb
-film.ru
-зрители
7,7IMDb
-film.ru
-зрители
7,1IMDb
-film.ru
-зрители
8,0IMDb
10film.ru
6,45зрители
7,4IMDb
-film.ru
7,54зрители
8,2IMDb
-film.ru
-зрители
7,3IMDb
-film.ru
6,50зрители
7,3IMDb
10film.ru
-зрители
7,6IMDb
-film.ru
7,18зрители
7,5IMDb
-film.ru
-зрители
6,9IMDb
-film.ru
7,27зрители
7,3IMDb
10film.ru
-зрители
7,6IMDb
-film.ru
-зрители
6,9IMDb
10film.ru
-зрители
7,6IMDb
-film.ru
7,27зрители
7,3IMDb
«В этом весь Джон» — Джармуш, Богданович и Рефн о Кассаветисе – Журнал «Сеанс»
В Москве стартовал Non/fiction, где можно приобрести нашу новую книгу о Джоне Кассаветисе (в магазинах она появится чуть позднее), вошедшую в серию «Сеанс. Лица» (чуть раньше открыл серию томик о Делоне). Специально к выходу издания Руслан Ахметов перевел письма и высказывания Джима Джармуша, Питера Богдановича и Николаса Виндинга Рефна о Джоне Кассаветисе и его кинематографе.
Сеанс. Лица. Джон Кассаветис
купить
Джим Джармуш
Открытое письмо Джону Кассаветису
Предвкушение — вот что я чувствую всякий раз перед просмотром одного из ваших фильмов. Это чувство неистребимо, причем не важно, видел ли я его раньше (на данный момент я по несколько раз посмотрел кажется все ваши картины). Я страстно жду, что с экрана на меня снизойдет некое кинематографическое озарение. Будучи киноманом и режиссером (строгой границы между двумя этими понятиями для меня больше не существует), я надеюсь получить мощный заряд вдохновения. Кроме того, я испытываю жажду просвещения. Мне хочется постичь секрет джамп-ката. Я хочу узнать, как небрежность ракурсов или зернистость пленки становятся переменными одного эмоционального уравнения. Герои фильма помогут мне узнать больше об актерской игре, а места действий и освещение — о том, как создается атмосфера. Я готов внимать правде со скоростью 24 кадра в секунду.
Но как только фильм начинается, погружая меня в свой мир, я каждый раз теряюсь. От ожиданий откровения не остается и следа. Я остаюсь один, в темноте. Тем временем, люди начинают обживать экранное пространство. Они тоже выглядят потерянными и одинокими. Я тщательно слежу за их мимикой, движениями, реакциями. Я вслушиваюсь в каждое слово, в шероховатость чьего-то голоса, затаенное в ритме речи озорство. И перестаю следить за игрой актеров, диалогами, операторской работой.
«Лица». Реж. Джон Кассаветис. 1968
Джина Роулендс часто говорила ему: «Ты можешь хоть раз не бежать впереди паровоза? Вечно ты куда-то спешишь, Джон».
То откровение, которого я ждал, не происходит. Но случается другое, новое, которое не имеет никакого отношения к анализу и подробному разбору, а зиждется на интуиции и наблюдении. Это озарение не научит грамотно выстраивать сцену, зато откроет глаза на тончайшие нюансы человеческой души.
Ваши фильмы о любви, доверии и недоверии, одиночестве, радости, печали, восторге и глупости. Они о неуемности, пьянстве, стойкости и похоти, юморе, упрямстве, недоразумениях и страхе. Но, прежде всего, они о любви. Эта тема раскрывается так глубоко, что все разговоры о структуре повествования отходят на второй план. Вы — один из самых любимых мной режиссеров. Ваше величие в том, что вы во всей полноте показали следующее: пленка — это одно, а красота, непостижимость и сложность человеческого опыта — нечто совсем другое.
Снимаю перед вами шляпу, господин Кассаветис. И держу ее возле самого сердца.
Джим Джармуш
Сентябрь 2000 года
«Мужья». Реж. Джон Кассаветис. 1970
Питер Богданович
Постижение жизни
Джон Кассаветис, без всякого сомнения, самый выдающийся и самобытный американский режиссер со времен Орсона Уэллса. Его незримое влияние колоссально. В фильмах Кассаветиса потрясающее чувство реальности соседствует с поэтическим взглядом на природу человека, достойным Ренуара.
Джон диктовал сценарии своим ассистентам. Это редкость, хотя Престон Стерджес, чьи работы он высоко ценил, поступал так же. В диалогах из его фильмов чувствуется свободный ритм живой речи. Он умел добиваться от актеров потрясающей убедительности игры. Как-то раз я спросил Питера Фалька о том, были ли фильмы Кассаветиса чистой импровизацией. «Как, черт побери, можно сымпровизировать такие диалоги?», — ответил он. (Джон говорил мне, что Питер импровизировал, произнося «Да» и «Привет».)
Миф о том, что фильмы Кассаветиса были сплошной импровизацией (а ею в действительности был только его режиссерский дебют «Тени») столь живуч, потому что их структура обманчиво хаотична. В них как будто нет композиционного стержня, они словно растут сами по себе, подпитываемые ежедневным вдохновением. Джон обладал редкостным даром передавать непринужденную атмосферу и чувство новизны. Он — подлинный мастер, чей творческий метод можно назвать «Постижением жизни».
Было забавно: Джон говорил, Орсон слушал.
С возрастом я стал лучше понимать его картины. После первого просмотра «Мужья» показались мне работой грубой выделки. Годы спустя я пересмотрел фильм и понял, как ладно и крепко он скроен. Я сказал об этом Джону, и он ответил: «Да, мне тоже всегда так казалось», подразумевая, что наконец-то я его «догнал». Все фильмы Кассаветиса опережали свое время. Джина Роулендс часто говорила ему: «Ты можешь хоть раз не бежать впереди паровоза? Вечно ты куда-то спешишь, Джон».
Джина Роулендс и Джон Кассаветис
Впервые я встретился с Джоном Кассаветисом в офисе у Дона Сигела. Это была мимолетная встреча, она произошла в 1968-м. По-настоящему мы познакомились года три-четыре спустя, после того, как я снял фильм «В чем дело, док?» Он пришел на один из первых показов в Нью-Йорке и я помню, как он смеялся от всей души. Людей в зале было немного, так что его смех был весьма кстати. Один раз он даже громко сказал вслух: «Вы только гляньте, что он творит!» Я до сих пор считаю, что это был лучший отзыв на фильм.
Время от времени мы с ним виделись. Однажды у себя дома я познакомил его с Орсоном Уэллсом. Мне показалось, Джон немного стеснялся, что он компенсировал своим бесконечным монологом. Было забавно: Джон говорил, Орсон слушал. Кассаветис целиком пересказал сюжет «Убийства китайского букмекера». А Орсон ответил: «Это очень интересно, Джон».
Джон пригласил меня сыграть небольшую роль в самом конце «Премьеры». Я согласился. Потом я сам предложил ему помочь со съемками, поскольку он выбился из графика и бюджета. Я снял три плана для сцены в подземном гараже с участием Джины Роулендс и Джоан Блонделл. Джон был приятно удивлен. Он позвонил мне: «Неужели ты снял все так быстро?» Я ответил ему, что работы было совсем немного. «Да я бы весь день над этим провозился», — отшутился Джон.
Джон предлагал мне снять «Глорию» — сценарий изначально был написан «на продажу».
На съемочной площадке «Премьеры» состоялось мое знакомство с Беном Газзарой, которого я пригласил на главную роль в «Святом Джеке». Во время перерыва на обед Бенни вел себя как хозяин. «Налетай, ешь, сколько влезет — Джон платит за все», — говорил он. Он был похож на Джека Флауэрса, главного героя «Святого Джека».
В 1977-м или 1978-м мы с Джоном собирались сделать фильм «Танцы» по его сценарию. Прекрасный был сценарий про двух моряков (Джон и Питер Фальк) и двух девушек (Рэкел Уэлч и Сибилл Шепард). Я не хотел садиться в режиссерское кресло, а зря (таких ошибок было немало). Позвал снимать фильм Ивана Пассера, но с Джоном он не поладил.
Джон предлагал мне снять «Глорию» — сценарий изначально был написан «на продажу». Он считал, что этот фильм — мелодрама — как раз для меня. Спустя годы Джина рассказала мне, что Джону было по-настоящему страшно снимать начальную сцену с убийством целой семьи. Мне бы тоже было не по себе.
«Потоки любви» мне особенно дороги. Сначала Джон стал режиссером небольшой театральной постановки «Потоков» в Голливуде. Это был один из лучших спектаклей, мной виденных. Джон Войт был просто великолепен в своей роли, но принимать участие в фильме отказался. Он хотел сам быть режиссером, на что Джон ответил примерно так: «Даже не думай!»
Это очень грустный фильм. Джону и Джине удалось на редкость хорошо показать, что такое родственная близость. Брат игнорирует внутренние проблемы до тех пор, когда уже поздно, а его сестра тяжело переживает свои — хотя для нее уже слишком поздно. Она переполнена эмоциями, а он не чувствует почти ничего. Это самый бескомпромиссный взгляд на процесс распада современной семьи. Накал страстей в фильме достоин произведений Юджина О’Нила и Достоевского. Кассаветис никогда еще не рисовал портрет общества, потерявшего все ориентиры, в столь мрачных тонах.
«Потоки любви». Реж. Джон Кассаветис. 1984
Он вынес мне благодарность в титрах фильма, но на самом деле это я ему должен быть благодарен.
Но фильм дорог мне не только поэтому. В 1980 году моя невеста Дороти Страттен была убита. Джон был среди тех немногих, кто позвонил мне, чтобы выразить свои соболезнования. Этим его помощь не ограничилась. Я говорил ему, что больше не буду снимать кино. Несколько лет я, по большей части, провел дома. Как-то раз Джон позвонил мне и сказал, что ему требуется помощь на съемках «Потоков любви».
— Я снимаю у себя дома, приезжай завтра, я жду.
— Не могу, Джон. Ты сам себе и актер, и режиссер, ты и раньше сам себя снимал, я тебе не нужен.
— Тебе что, трудно оказать мне маленькую услугу?
— Чем же я могу помочь?
— Есть сложности со сценой с участием Дайэнн Эбботт. И ты хочешь сказать, что тебе трудно приехать и снять одну, мать ее, сцену? Мне действительно нужна твоя помощь. Это важно.
На следующий день я приехал на съемочную площадку. Все были очень приветливы со мной. «С нами Питер, уж теперь-то мы быстро управимся», — шутили они.
Джону никаких указаний я не давал, а Дайэнн предложил вручить ему цветок. Джону эта идея понравилась. Я снял пару планов на пороге дома. Джон поблагодарил меня. Я впервые снял что-то с тех пор, как умерла Дороти. Потом я понял, что Джон устроил все таким образом ради того, чтобы я хоть как-то развеялся и вышел из дома.
С его стороны это был очень благородный жест. Он вынес мне благодарность в титрах фильма, но на самом деле это я ему должен быть благодарен. Я позвонил ему, чтобы сказать «спасибо», а он ответил:
— Да брось ты. Я пытался указать тебя в качестве второго режиссера, но Гильдия не разрешила.
В этом весь Джон.
«Убийство китайского букмекера». Реж. Джон Кассаветис. 1974
Николас Виндинг Рефн
Чему меня научил мистер Кассаветис
Я считаю, что у истоков американского независимого кино стоят два режиссера — Джон Кассаветис и Пол Моррисси. В «Убийцах» Дона Сигела есть сцена, в которой Рональд Рейган, будущий американский президент крайне правых взглядов, которого обожал Моррисси, стреляет в Кассаветиса — самого влиятельного независимого режиссера в американском кино. Как иронично!
Главным моим уроком стало то, что мистер Кассаветис практиковал всю свою жизнь — делай, как сам знаешь.
Впервые я познакомился с его фильмами, когда мне было девятнадцать. В ту пору я крепко подсел на итальянское жанровое кино, но вдруг решил пойти посмотреть «Убийство китайского букмекера» в Датском музее кино. До этого я мало что знал о творчестве мистера Кассаветиса: кое-что слышал о нем, видел его в фильмах в качестве актера, а когда он умер, то не уделил этому событию особого внимания. Так было до тех пор, пока я не посмотрел потрясающий фильм «Убийство китайского букмекера». Сценарий, режиссура, игра актеров (в большинстве своем) — придраться не к чему. Вот такой уровень актерской игры я хочу видеть в своих фильмах, подумал я тогда. Поэтому я поступил именно в Американскую академию драматических искусств, где в свое время обучался Джон Кассаветис. Вдруг меня научат тому же, что и его? Но мне там совсем не понравилось, почти ничего я оттуда не вынес и через год был отчислен. Главным моим уроком стало то, что мистер Кассаветис практиковал всю свою жизнь — делай, как сам знаешь.
«Убийство китайского букмекера». Реж. Джон Кассаветис. 1974
К 24 годам я посмотрел практически все фильмы мистера Кассаветиса. «Лица» нравились мне больше всего. Как раз тогда я собирался дебютировать в кино с фильмом «Дилер», сюжет и атмосфера которого была вдохновлена «Убийством китайского букмекера». Отчим дал мне почитать одну из книг про Джона Кассаветиса, и, поскольку я понятия не имел о том, как снимать кино, то буквально взгрызся в нее. В основном она состояла из рассчитанных на интеллектуалов эссе о творчестве мистера Кассаветиса, так что я смог осилить только пару страниц. Но кое-чему я все-таки научился: я узнал, что он снимал свои фильмы строго в хронологическом порядке. Я понял, что это единственный верный способ выстроить целостный характер персонажа. Поэтому я снимал «Дилера» в хронологическом порядке. Актерам пришлось естественным образом реагировать на происходящее по сюжету, ведь никто не знал, каким фильм получится в итоге. Никаких «правильно» или «неправильно», только то, что видно с точки зрения персонажей фильма. А я, как в свое время делал мистер Кассаветис, стал кукловодом. Свой следующий фильм, «Истекающий кровью», я также снял в хронологическом порядке, и с тех пор всегда придерживаюсь этого метода. Вот чему меня научил мистер Кассаветис.
Перевод Руслана Ахметова
Читайте также
Кинопоказ «Лица»
Коллапс 14-летнего брака и веха в американском независимом кино. Фильм будет показан с 35-мм пленки из коллекции Госфильмофонда России.
Несчастные в браке, но мучительно привязанные друг к другу супруги — бизнесмен Ричард и домохозяйка Мария — заводят связи на стороне с людьми моложе (он — с проституткой Дженни, она — с плейбоем Четом), но все равно не могут расстаться. Четвертый полнометражный — и первый за десять лет независимый — фильм Джона Кассаветиса о любовном четырехугольнике между поколением Синатры и потерянной молодежью 1960-х принес режиссеру номинацию на «Оскар» за лучший сценарий и закрепил за ним статус одного из самых оригинальных голосов в американском кинематографе.
Карьера Кассаветиса всегда балансировала между студийными актерскими и личными режиссерскими проектами. Воспользовавшись гонорарами, полученными за исполнение ролей в пяти голливудских картинах, таких как «Грязная дюжина» (1967) и «Ребенок Розмари» (1968), Кассаветис впервые после революционных «Теней» (1958) сумел обеспечить себе полную режиссерскую свободу. «Лица» снимались на протяжении полугода в 1965-м — преимущественно в доме самого Кассаветиса в Лос-Анджелесе, — а в течение следующих трех лет режиссер занимался монтажом. Оригинальная версия фильма длилась шесть часов и теперь доступна лишь в виде сценария; для премьерного показа в Торонто Кассаветис урезал ее до трех часов, а длина прокатной версии фильма составляет 130 минут.
Несмотря на то, что внешний облик подчеркнуто неряшливого черно-белого фильма, снятого на 16-мм пленку, явно вдохновлен французской новой волной, Кассаветис, в отличие от Годара или Трюффо, искал вдохновение не в кинотеории и не в философии. (Если в его картинах и упоминаются модные режиссеры, то только ради колкостей: «— Тут сегодня неподалеку показывают фильм Бергмана. — Что-то я не в настроении для депрессии».) Как утверждает один из главных исследователей кинематографа Кассаветиса Рэй Карни, корни его фильмов лежат в американском течении прагматизма — а следовательно, в действии в противоположность мысли. Интеллектуальным упражнениям Кассаветис предпочитает маниакальную энергию, которой бурлят его несимпатичные, но глубоко эмпатические фильмы.
Будучи актером сам и настаивая на искоренении штампов, связанных с американской школой метода, Кассаветис искал в актерах — и в первую очередь в активном взаимодействии между ними — малоприятные, сложнопереносимые, а иногда и откровенно уродливые чувства. Как можно догадаться по названию, в «Лицах» камера «врезается» в актеров, которых она снимает — в оспины Джона Марли, в заплаканное лицо Джины Роулендс, — и это не просто неуважение, а оскорбление голливудских условностей. Вопреки стереотипам и легендам, сложившимся вокруг съемочного процесса этого фильма, его сценарий был тщательно прописан, хотя Кассаветис и оставлял место для импровизации.
Шероховатый, зябкий и упоительный фильм принес Джону Марли Кубок Вольпи Венецианского кинофестиваля, постоянному соавтору Кассаветиса Сеймуру Касселу — награду Национального сообщества кинокритиков США, а Линн Карлин — бывшей секретарше, для которой эта роль стала дебютом в кино, — номинацию на «Оскар». Кроме того, «Лица» обозначили новое сотрудничество Кассаветиса со своей женой, легендарной актрисой Джиной Роулендс, появившейся в восьми его картинах. Создание Кассаветисом пространства для эксперимента и его утверждение, что фильм является результатом работы коллектива людей, а не одного лишь режиссера-автора (вплоть до отказа объяснять своим актерам мотивации их персонажей), как никогда актуальны и продолжают оказывать влияние на кинематографистов будущего.
Фильм демонстрируется на английском языке с русскими субтитрами.
«Лица»
Режиссер Джон Кассаветис
США, 1968. 130 мин. 18+
фильмов Джона Кассаветиса: 12 величайших фильмов в порядке от худшего к лучшему
Хотя его имя могло быть незнакомо молодому поколению кинозрителей, Джон Кассаветис был гигантом в повышении авторитета независимого кино в Америке. В молодости, после зачисления в Американскую академию драматических искусств, он играл небольшие роли в фильмах и появлялся в эпизодических телепрограммах, пока не взял камеру и не ворвался на сцену инди-фильмов со своим фильмом 1959 года «Тени».Оттуда он продолжил писать и направлять «Лица» (1968), которые были трижды номинированы на «Оскар», и, в конечном итоге, снял фильм 1974 года «Женщина под влиянием», в котором снялась его жена Гена Роулендс (с которой он познакомился в американском театре). Academy) в ее, пожалуй, самом триумфальном исполнении. Кассаветис — настолько важная фигура в независимом кино, что каждый год Independent Spirit Awards присуждает премию Джона Кассаветиса лучшему фильму года стоимостью менее 500 000 долларов.
В то время как он был режиссером, Кассаветис продолжил свою актерскую карьеру, сорвав джекпот в период 1967-68, заработав свою первую номинацию на премию Оскар, а также свою первую номинацию на Золотой глобус за роль в фильме Роберта Олдрича «». Грязная дюжина », за которым последовал мегахит, Роман Полански « Ребенок Розмари »в 1968 году.Кассаветис будет номинирован на два других Оскара — за сценарий «Лица» 1968 года и за режиссуру фильма 1974 года «Женщина под влиянием». Он также получил бы номинацию на «Золотой глобус» за сценарий фильма 1970 года «Мужья», а также за сценарий и постановку «Женщины под влиянием».
Несмотря на то, что он работал сам по себе, его самые запоминающиеся фильмы были с его женой Роулендс. Вместе они составляли мощную команду, которая действительно проявляла друг в друге лучшее, партнерство, которое длилось вплоть до смерти Кассаветиса в 1989 году.Посетите нашу фотогалерею, чтобы прославить этого актера / сценариста / режиссера и легенду независимого кино, оценив его 12 лучших фильмов от худшего к лучшему, как перед камерой, так и за ней.
— Исходный текст и галерея опубликованы в декабре 2019 года.
тухлых помидоров: фильмы | Телешоу | Трейлеры фильмов | Отзывы
Наивысший рейтинг:
100%
Потоки любви (1984)
Самый низкий рейтинг:
17%
Большой переполох (1986)
День рождения:
9 декабря 1929 г.
Место рождения:
Нью-Йорк, Нью-Йорк, США
Вначале известный как актер в начале своей карьеры, Джон Кассаветис позже будет считаться одним из самых смелых и влиятельных режиссеров 20-го века, которого многие считают художником, сформировавшим нынешнее определение независимого кино.Как молодой исполнитель, Кассаветис находил свои ранние роли в таких массовых постановках, как «Край города» (1957), творчески неудовлетворительными. Стремясь доказать, что может добиться большего, он отправился в трехлетнюю одиссею, в результате которой он дебютировал как сценарист-режиссер — драму о расовой идентичности «Тени» (1959). Хотя «Тени» и не стали коммерческим хитом, Кассаветис заслужил признание критиков, чтобы привлечь внимание Голливуда, хотя в результате фильмов он нервничал под контролем студийной системы. В ответ Кассаветис создал свою собственную систему, в которой он будет играть в таких крупных постановках, как «Грязная дюжина» (1967) и «Младенец Розмари» (1968), чтобы финансировать собственные независимые усилия.В течение следующих 15 лет Кассаветис писал, руководил и иногда играл в таких заставляющих задуматься произведениях, как «Лица» (1968), «Мужья» (1970), «Минни и Московиц» (1971), «Женщина под натиском». Влияние »(1974),« Убийство китайского букмекера »(1976),« Глория »(1980) и« Потоки любви »(1984). В каждом фильме участвовали его частые актеры, в том числе жена Гена Роулендс, Питер Фальк, Бен Газзара и Сеймур Кассель. В то время как профессиональная игра была просто средством для достижения цели, Кассаветис преследовал свою художественную правду и давал зрителям новый опыт в своих глубоко личных фильмах.
тухлых помидоров: фильмы | Телешоу | Трейлеры фильмов | Отзывы
Наивысший рейтинг:
92%
Без лица (1997)
Самый низкий рейтинг:
15%
Жена космонавта (1999)
День рождения:
21 мая 1959 г.
Место рождения:
Нью-Йорк, Нью-Йорк, США
Ник Кассаветис начал свою карьеру как актер кино и телевидения, но оказал большее влияние, когда обнаружил свой писательский и режиссерский талант.Он родился в семье независимого кино как сын номинированного на «Оскара» сценариста, режиссера и актера Джона Кассаветиса и номинированной на «Оскар» актрисы Джены Роулендс. Семейные слёзки Кассаветиса «Дневник» (2004) и «Хранитель моей сестры» (2009) были далеки от стиля cinéma vérité, который предпочитал его отец, хотя он разделял тематический интерес к невидимым мирам, скрывающимся за пейзажем американской мечты. в «Она такая милая» (1997) и «Альфа-пес» (2007). Верный своей фамилии, Кассаветис посвятил себя созданию сериала с участием персонажей и привнесению эмоций на экран.
Джон Кассаветис, актер, кинорежиссер, сценарист, умер по адресу 59
Джон Кассаветис, режиссер-новатор, которым одни глубоко восхищаются, но презирают другие за такие нецентральные фильмы, как «Женщина под влиянием» и «Лица», умер в пятницу в Cedars-Sinai Medical Center. Ему было 59 лет.
Актриса Джена Роулендс, на которой он был женат с 1958 года и которая снималась в большинстве его фильмов, была с ним, когда он умер около 10 лет.м., — сообщила его публицист Эсме Чандли.
Чандли сказала, что Кассаветис умер от осложнений цирроза печени. Она сказала, что у него было слабое здоровье в течение трех лет.
Кассаветис, который когда-то называл себя «профессиональным актером» и «режиссером-любителем», был опытным актером, известным по таким ролям, как амбициозный муж-актер в «Младенце Розмари», фильме 1968 года, в котором снялась Миа Фэрроу.
Он также появился с Роулендс, Сьюзен Сарандон и Молли Рингуолд в фильме Пола Мазурски «Буря» по пьесе Шекспира.
Чандли сказала, что Кассаветис был одним из немногих, кто когда-либо номинировался на премию Оскар в трех категориях — за лучший сценарист за его сценарий «Лица» (1968), за лучшего актера второго плана в «Грязной дюжине» (1967) и за лучшего режиссера. за фильм «Женщина под влиянием» (1974).
Последний фильм, по словам Чандли, был самой коммерческой работой Кассаветиса и фаворитом Кассаветиса и Роулендса, его звезды. Чандли процитировала режиссера, сказавшего, что он видел это 30 раз и больше не может смотреть, потому что это было «слишком сильное впечатление.
В интервью 1980 года Кассаветис сказал: «Я всегда чувствую себя обделенным в большинстве фильмов. Они не имеют ко мне никакого отношения ». Он добавил, что чувствовал, что он и его соратники «изменили мир» в создании фильмов. «Я не думаю, что фильмы такие же, как когда мы только начинали», — сказал он.
Кассаветис, конечно, не стеснялся своей работы. «Я бы поставил свои фотографии против всех в этом мире», — сказал он в интервью. «Конечно, в свое время я никому не кланяюсь. Я не думаю, что в мире есть другой режиссер, который усерднее работает над созданием лучших фильмов, чем я.
1960 Дебют в режиссуре
После того, как он снимался в кино и на телевидении с 1953 года, в 1960 году он обратился к режиссуре в экспериментальном «Тени» о чернокожей девушке, живущей в Нью-Йорке со своими двумя братьями. Снятый с ограниченным бюджетом (40 000 долларов), «Shadows» не имел сценария и был импровизирован группой протеже Кассаветиса.
Он был грубым и грубым, но получил премию критиков на Венецианском кинофестивале 1960 года и принес Кассаветису огромное признание в Европе как пионер реализма в американских фильмах.
Кассаветис затем снял два неудачных голливудских фильма, «Слишком поздно блюз» с Бобби Дарином и «Ребенок ждет» с Джуди Гарланд и Бертом Ланкастером, прежде чем написать, продюсировать и направить свой второй независимый фильм «Лица», исследующий брак двух людей, неспособных общаться друг с другом.
Как и «Тени», он был снят в черно-белом формате 16 миллиметров, а затем увеличен до 35 миллиметров. У него был сценарий, но Кассаветис позволял своим актерам много импровизировать.Роулендс был одним из звезд «Лиц». Он получил пять наград на Венецианском кинофестивале 1968 года и три номинации на «Оскар».
Рецензент Алекс Росс, пишущий в журнале Maclean’s, назвал его «самым длинным, самым амбициозным и самым блестящим домашним фильмом из когда-либо созданных».
Автор Los Angeles Times, с другой стороны, назвал это «головной болью от Excedrin, слишком долгим, резким, снисходительным, грубым, но эмоционально ясным взглядом на брак, не более деформированным, чем большинство других, но чреватым всеми сигналами. экзистенциальные ужасы современной жизни.”
В 1969 году Кассаветис снял фильм «Мужья», который он написал и поставил. В нем снимались Питер Фальк, Бен Газзара и сам Кассаветис. В нем речь идет о трех мужчинах, которые в пьяном виде сталкиваются с собственной смертностью, когда умирает друг.
«Мятежное извращение»
Фальк сказал репортеру в то время, что Кассаветис «обладает бунтарской извращенностью, но это интеллигентных бунтарских извращенцев. . . Он здоров. . . самый здоровый мужчина, которого я знаю ».
Кассаветис также снял такие фильмы, как «Убийство китайского букмекера» (1976), «Премьера» (1978), «Глория» (1980) и «Большой переполох» (1985).
Он был актером в 20 фильмах, включая «Такси» (1953), «Дело в Гаване» (1957), «Убийцы» (1964), «Если сегодня вторник, то это должна быть Бельгия» (1969), «Ярость» (1978) и «Медная мишень» (1978).
Кассаветис родился в Нью-Йорке и был сыном греческих иммигрантов. В детстве он был большим поклонником кино и изучал актерское мастерство в Нью-Йоркской академии драматических искусств. Наконец, он получил эпизодическую роль в фильме «Такси» и получил главную роль задумчивого молодого тореадора в драматической виньетке телешоу «Омнибус».
Эта роль привела к другим в «Playhouse 90», «Studio One», «Kraft Theater», «Alcoa Theater» и других.
У него и Роулендса трое детей: Николас, Александра и Зоя.
Частные панихиды пройдут в понедельник в Мемориальном парке Вествуд.
«Зачем кому-то смотреть фильм о сумасшедшей даме средних лет?» | Film
Трудно представить, чтобы двое самых уважаемых актеров Голливуда столкнулись с проблемами с полицией из-за того, что посреди ночи расклеили афиши своего последнего фильма.Но это был единственный способ, которым Джон Кассаветис и Джена Роулендс могли вызвать интерес к фильмам, которых избегала массовая индустрия.
Джон Кассаветис умер в 1989 году в возрасте 59 лет, все еще борясь за то, чтобы показать свои фильмы, потому что он все еще был индивидуалистом, резким режиссером, чьи работы люди либо любили и ценили как часть канона великого американского кино, либо ненавидели и высмеивали как потакание своим желаниям. Сейчас Национальный кинотеатр демонстрирует все его фильмы, начиная с самого первого, «Тени», почти ничего не сделанного в 1961 году, до самых известных его работ, таких как отмеченная наградами «Женщина под влиянием» в 1974 году и «Убийство человека». китайский букмекер в 1976 году.Новое поколение, которому, возможно, никогда не доводилось видеть его работы на экране кинотеатра, теперь сможет судить сам.
Плакаты к двум его фильмам, «Глория» и «Потоки любви», висят по обе стороны от камина в доме, который он делил с Дженой Роулендс высоко в Голливудских холмах, доме, который одновременно служил их студией. Другие плакаты, сами по себе небольшие произведения искусства, обрамляют дверь в гостиную, где Роулендс рассказывает о работе своего покойного мужа. «Они были в офисе Джона, когда он умер, и я собирался положить их на хранение, а потом подумал, что нет — черт возьми, это вся наша жизнь там — я собираюсь повесить их, чтобы мне об этом напомнить.Выглядит опасно, как бульвар Сансет … »
Когда люди упоминают работы Кассаветиса, они в основном называют его великим импровизатором — заблуждение, с которым знаком Гена Роулендс. «Многие люди считают, что все сценарии Джона были импровизированы, а это неправда. Существует множество разных мнений о том, что такое импровизация — многие думают, что это означает, что вы просто говорите все, что хотите, тогда как обычно это основано на сюжетной линии: вы знаете, в чем суть сцены, затем она отрепетируется и повернута. во что-то.Так они работали в Shadows. Когда Джон показал фильм в первый раз, ему не понравилась часть фильма, поэтому он вернулся и снял еще несколько. Я думаю, он бы продолжал переснимать и редактировать до конца своей жизни! »
«Женщина под влиянием», широко известный как лучший фильм Кассаветиса, был номинирован на «Оскар» как лучший режиссер и за его захватывающее изображение женщины, находящейся на самом краю. «Это было полностью по сценарию. Джон написал это как пьесу — он написал две пьесы, и они обе были замечательными, — но я сказал: «Джон, я бы умер через две недели, если бы я играл ее на сцене каждый вечер.Поэтому он сказал: «Я сниму это в кино». И это то, что он сделал ». Но хотя актерский состав мог работать по сценарию, всегда было место для их собственных импровизаций, будь то риффы Сеймура Касселя в «Лицах» (1968) или Бен Газзара, Питер Фальк и Кассаветис, пьяные в «Мужьях» (1970). Итак, как актеры относились к работе таким образом? «Питер [Фальк, а также Роулендс, Кассель и Газзара, входившие в ансамбль лояльных Кассаветиса] вначале немного колебались. Питер часто говорил: «Я не знаю, я не понимаю, о чем он говорит.«Потом он увидел результаты и стал верующим».
Эсме Чандли, которая работала публицистом с Роулендсом и Кассаветисом с первых дней, сидит на интервью в этот странно серый полдень в Лос-Анджелесе. Она вспоминает, что Джоан Блонделл, одно из величайших имен старого Голливуда, сыгравшая драматурга в «Вечере премьеры» незадолго до своей смерти, также сначала была озадачена тем, как работает Кассаветис. «Она выросла в студийной системе и сказала:« Знаешь, Эсме, я никогда раньше так не работала.Я не знаю, правильно ли я поступаю ». Я сказал:« Все, что вы считаете правильным, просто поговорите с Джоном об этом, и все будет ». Примерно через неделю она сказала:« Я так чувствую. бесплатно, все, что я прошу его, он слушает. У меня никогда не было такого опыта ».
« Чтобы привыкнуть к свободе, нужно время, — говорит Роулендс, которая была успешной актрисой до того, как снялась в фильмах своего мужа. Кассаветис сделал себе имя, сыграв главную роль в телевизионном детективном сериале «Джонни Стаккато», и снялся почти в 30 фильмах, включая «Ребенок Розмари» и «Грязная дюжина», в основном для финансирования собственных фильмов.«В моем представлении о будущем мы играли вместе, как Лунц [самая известная театральная пара Америки, Альфред Лант и Линн Фонтанн]. Меня застало врасплох, когда он заинтересовался режиссурой и писательством, но когда он начал, у него уже не было интереса к актерскому мастерству, который у него был раньше; он смотрел на это просто как на способ заработать деньги, чтобы мы могли снимать наши фильмы ».
Но она считает, что его собственный актерский опыт сделал его восприимчивым к чувствам других актеров. «Если бы актер сказал:« Я бы хотел еще один дубль », он ответил бы« Конечно », потому что он бы сделал все, что захотят актеры.И я думаю, что отчасти причина того, что люди думают обо всем как о импровизации, заключается в том, что актер преобладал. На большинстве изображений это не так. На полу не было никаких следов, и мы носили батарейные микрофоны, чтобы мы могли передвигаться. Они были на начальной стадии, были не очень удобными, и иногда вы теряли немного качества звука, но мы посчитали, что это того стоило из-за той свободы, которую они нам дали.
«Вы никогда не прекращали съемку, что бы ни случилось. Если бы вы что-то уронили, вы бы просто продолжили.Эта свобода добавляла импровизационной репутации. И Джон писал свои сценарии не так, как люди должны говорить, а так, как люди говорят — уличные разговоры, общие разговоры — это придавало фильму такое естественное ощущение, что люди думали, что они импровизированы ». Он также советовался со своими актерами, спрашивая их мнение, когда показывались ежедневные газеты или ролики, многолюдные мероприятия, на которых даже человека, убирающего в монтажной студии, просили высказать свое мнение.
После критического успеха «Теней» Кассаветиса пригласили в студию и сняли два фильма: «Слишком поздно» (1961) о джазовом музыканте и драму «Ребенок ждет» (1963) о детях с трудностями в обучении.Ни то, ни другое не увенчались успехом, и он вернулся к независимому кинопроизводству.
«Он написал Too Late Blues для Монти — Монтгомери Клифт — и Paramount сказала:« Абсолютно нет, вы, должно быть, сошли с ума », поэтому они переделали его вместе с Бобби Дарином. Он проделал прекрасную работу, но внезапно у вас отняли вещи, которые, как вы думали, были вашими. Джон был заинтригован всем оборудованием [во время работы в студии], но он не привык к существующему здесь обычаю, когда люди хвалят вас и говорят: «Да, да», а затем забирают у вас фотографию.Он поссорился со Стэнли Крамером [легендарный продюсер-режиссер, который умер на прошлой неделе], потому что Стэнли взял фильм [Ребенок — это ожидание] и переделал его, но не сказал ему. Я не думаю, что Джон имел представление о том, что кто-то может что-то сказать о версии, кроме режиссера. Мы были такими невиновными ».
Возвращение в независимый мир означало неизбежное возвращение к проблемам финансирования. «Невозможно было собрать деньги вне студии. Мы полностью профинансировали все фильмы сами, кроме «Женщины под влиянием», за которую Питер Фальк и его жена заплатили половину.После того, как Джон написал сценарий к нему, все спросили: «Почему кто-то хочет увидеть картину о сумасшедшей даме средних лет?» Но нам повезло больше, чем многим молодым режиссерам сейчас, потому что мы оба были признанными актерами и заканчивались деньги, а это было все время, мы останавливались и каждый снимал фильм. Молодым писателям и режиссерам сейчас труднее, если только они не очень богаты, потому что тому, кто вкладывает деньги, всегда есть что сказать ».
Роулендс настаивает на том, что, несмотря на свой аутсайдерский характер, Кассаветис не интересовался политикой, однако часто считается, что он отражал взгляды раннего феминистского движения.Я цитирую строки Линн Карлин, обеспокоенной жены в «Лицах»: «Мне есть что сказать — ты хочешь испытать меня». Но как отвечает Роулендс: «Вы слышите обе стороны — многие феминистки нападают на него. Он очень интересовался женщинами и очень сочувствовал им. Он считал, что общество сводит с ума женщин — и не только мужчин. Их матери половину времени сводили их с ума. Он сказал, что во всем виноваты мужчины, но их матери говорили им, как действовать, и притворяться, что они не чувствовали, и говорить то, чего не имели в виду, чтобы раздуть мужское эго.. . Я просто подумал, что он видел много игр.
«У него было ненасытное любопытство и сострадание к обычным людям, очень часто к людям рабочего класса, художникам или женщинам. В Faces были пожилые женщины, которые выражали свои желания и разочарования, а в то время этого просто не было видно. Для пожилой женщины считалось неловким говорить что-либо о чем-то эмоциональном ».
Распространение информации было настолько сложным, что однажды вечером Кассаветис пошел в ночной газетный киоск и купил все загородные газеты в Сент-Луисе, Торонто и Чикаго, чтобы посмотреть, в каких кинотеатрах идут фильмы того сорта. понравилось; Затем он звонил им и спрашивал, возьмут ли они его фильмы.Иногда это даже срабатывало.
«Джон был совершенно бесстрашным, почти неестественным. Я никогда не видел его подавленным, я видел его злым, что, как говорят, является оборотной стороной депрессии, но он был очень уверен и не особо находился под влиянием того, что кто-либо говорил. Наши фотографии большую часть времени заставляли людей чувствовать себя очень неуютно. Персонажи были очень эмоционально обнажены, и люди к этому не привыкли. Все не было прописано. Старая традиция заключалась в том, что вы готовили публику, но с нашими фильмами вам нужно было просто сидеть и держаться за свои места.Кому-то это нравится, а кому-то нет «.
Кассаветиса часто называли «европейско-американским» режиссером, потому что его работа была похожа на некоторые из фильмов новой волны того периода в Европе. Его собственный вкус в фильмах и режиссерах включал в себя таких американских мастеров, как Джон Форд, Орсон Уэллс и Фрэнк Капра. Роулендс вспоминает, как однажды он сказал: «Может быть, не было Америки, может быть, был только Фрэнк Капра». Он также восхищался более близкими современниками, такими как Мартин Скорсезе, который часто хвалит работы Кассаветиса.Когда Роулендс и Кассаветис впервые встретились в качестве студентов Американской академии драматических искусств в Нью-Йорке, он восхищался Роберто Росселлини и Витторио Де Сика.
Так каким из собственных фильмов он гордился больше всего? «Когда он был болен, мы однажды разговаривали, и он сказал:« Ну, я сделал три картины, за которые буду жить или умереть ». А теперь не думаете ли вы, что я скажу:« Какие это были картинки, Джон? » Но я чувствовал, что знаю. Теперь я не знаю и не могу сказать наверняка, потому что не хочу говорить за Джона.Она надеется, что женщина, находящаяся под влиянием, была одной из них, и подозревает, что Лики и его первая, Тени, могли быть другими. Их последним совместным фильмом были «Потоки любви» в 1984 году: «Джон Войт должен был это сделать, но в последнюю минуту он не смог — одно из тех обязательств, — и Джон сказал:« О, черт, я сделаю это ». Я так рада, что он это сделал, не потому, что я не люблю Джона Войта, а потому, что это была наша последняя совместная фотография ».
Смотрит ли она когда-нибудь фильмы, которые сняла с Кассаветисом? «Мне действительно не нужно — когда я хочу, я мысленно могу прокрутить их от первого кадра до самого конца.
Сезон Джона Кассаветиса продлится в Национальном кинотеатре, Лондон, SE1 (020-7928 3232), до 30 марта.
Джон Кассаветис, главный режиссер американского кинотеатра Verite, умер на 59
Мистер Кассаветис немного приземлился. снялся в фильме «14 часов» в 1951 году и дебютировал на телевидении в эпизоде программы «Омнибус» в 1953 году. В последующие три года он сыграл 80 значительных телевизионных ролей в «Studio One». » » Театр Крафт, » ‘Театр 90’ и ‘Театр Алкоа.Он воссоздал некоторые из этих ролей, особенно молодых преступников, в фильмах «Ночь сдерживает ужас» и «Преступление на улицах». В конце 1950-х у него был свой собственный еженедельный детективный сериал. «Джонни Стаккато» на телевидении.
Актер начал проводить уроки актерского мастерства по методу в 1956 году, и на его основе появился его первый фильм «Тени». Ему захотелось снять фильм во время импровизационного упражнения, и в течение двух лет он снимался. фильм на улицах Нью-Йорка по его собственному голому плану, позволяя его неизвестным актерам позволить истории разворачиваться их собственными словами.Фильм о расовых отношениях был смелым для своего времени.
Черно-белая 16-миллиметровая пленка была увеличена до 35-миллиметровой, что придало ей зернистость, которая заставила некоторых критиков и публику восхищаться ее «истинным жизненным» видом, в отличие от гладкого студийного вида. большинства голливудских фильмов. «Тени» стали хитом Венецианского кинофестиваля, и в последующие годы г-н Кассаветис почти неизменно получал высокую оценку своих фильмов среди европейских кинематографистов, считавших его главным режиссером новой волны.Агонизирует над монтажом
Его первоначальный успех принес мистеру Кассаветису контракты на постановку и написание контрактов для двух голливудских фильмов, «Слишком поздно блюз» и «Ребенок ждет», но потому, что он снял так много фильмов и бесконечно мучился над монтажом , студии вывели их из-под его контроля. Оба были коммерческими неудачами.
После этого г-н Кассаветис снимался в фильмах других режиссеров, чтобы заработать деньги на финансирование собственных кинопроектов. Среди фильмов, в которых он снимался, были «Майки и Ники», «Медная мишень», «Чья это жизнь?» И римейк «Убийц» 1964 года, в котором Рональд Рейган принимал участие в съемках. -отмечен.
«Лица», которые г-н Кассаветис писал и снимал в течение восьми месяцев, задокументировали распад брака. Фильм получил пять призов на Венецианском фестивале 1970 года, а также имел коммерческий успех, заработав более 10 миллионов долларов, что в 10 раз больше его стоимости.
За «Лицами» последовал «Мужья», в котором Кассаветис снялся вместе со своими друзьями Питером Фальком и Беном Газзара. Речь шла о трех мужчинах в возрасте около 40 лет, которые присутствовали на похоронах друга. Они размышляют о собственной смертности, впадают в панику и пускаются в недельную запойную пьянку, шутки, песни и, наконец, полет в Лондон.Хотя «Мужья» получили похвалу, они также подверглись критике как потакание своим желаниям и безупречность. Готовый сценарий был новинкой
Журнал DGA | Январь 2003 г. | Джон Кассаветис
Чарльз Чамплин
Начиная с актерского мастерства, положившего начало своей замечательной карьере, Джон Кассаветис был очень независимым человеком. Даже в тех ролях, которые он мог выбрать не для себя, но которые оплачивали аренду, Кассаветис передавал страсть, вызов и гнев с неистовой энергией, скрытой прямо под поверхностью — если она вообще скрывалась.У него был такой же, казалось бы, навязчивый драйв, как, например, у молодого Марлона Брандо. Но его собственная страсть никогда не утихала, и он умер таким же яростно независимым творцом, каким был всегда.
Его фильмов было слишком мало и часто грубовато. У них было что-то вроде гневного видения, как будто их эмоциональная энергия выходила за рамки размеров и возможностей экрана.
В «Мужьях» есть последовательность, в которой трое приятелей одновременно заболевают после возмутительной прогулки.Это было причудливо смешно и содержало своего рода заслуживающее доверия наблюдение — и оно все еще кажется чистым Кассаветисом (если чистое — подходящее слово).
Кассаветис впервые получил широкое признание как самобытный, сердитый и талантливый актер, особенно в таких фильмах, как Край города и Убийцы . Он использовал свою игру, чтобы помочь профинансировать свои первые усилия в качестве независимого режиссера. Его первые фильмы — « теней», «Слишком поздно блюз» и «Ребенок ждет », последний с Джуди Гарланд в главной роли в последние дни ее карьеры — не раскрыли полностью индивидуального стиля Кассаветиса.
Его последующие фильмы, начиная с «Лица» (1968), по иронии судьбы вызвали неоднозначные критические комментарии из-за силы весьма индивидуального стиля Кассаветиса. Тем не менее, «Лица» имели замечательный популярный успех благодаря убедительности и интенсивности работ Линн Карлин и Сеймура Касселя.
Мужья (1970) отражали противоречия подхода Кассаветиса, иногда балансируя на грани баловства. Питер Фальк, Бен Газзара и сам Кассаветис сыграли трех друзей, пытающихся сыграть своего рода игру в конце концов со своей собственной смертностью.Кассаветис остро размышлял о смерти, но критики и зрители чувствовали, что отчаяние вышло из-под контроля. С другой стороны, слишком упорное стремление к истине имело для Кассаветиса как свои плоды, так и свои издержки. Юмор никогда не был сильной стороной Кассаветиса. То, что часто было грубым домашним разнообразием. И все же « Минни и Московиц» (1971) — одна из его самых увлекательных работ с прекрасным исполнением двух основных игроков акционерной компании Кассаветиса, его жены Джены Роулендс и Сеймура Касселя.
Благодаря мучительно трогательной характеристике Роуленда, Женщина под влиянием (1974) является одной из вершин достижений Кассаветиса. Портрет женщины, которая начинает рушиться под давлением своей жизни, в том числе замужества, одновременно трудно и неотразимо смотреть. Это похоже на подслушивание истории болезни друга.
Убийство китайского букмекера , прекрасное название, если оно когда-либо существовало, представляет собой любопытную смесь хорошего Кассаветиса и плохого Кассаветиса.Это кажется удивительно нерешительным, что редко для Кассаветиса. В нем отсутствует обычное для Кассаветиса чередование стремительного драйва и замедленной задумчивости. Но, как всегда, есть интерес к эпизодам сеттинга и персонажей, даже несмотря на то, что сюжету не хватает срочности, которую вы могли бы ожидать от материала.
После всех ролей угнетенных и осажденных женщин Кассаветис попросил сыграть свою жену Гину Роулендс, он наградил ее в Глории персонажем, который забавен, торжествует, обаятелен, привлекателен и является звездой в зале, который на много оттенков светлее, чем ее обычная среда обитания. .В роли гангстера, выжигающего огонь из некоторых бывших неприятных приятелей, а затем успешно вызывающего такси, Роулендс удивительно соблазняет; «Глория» — один из самых успешных фильмов Кассаветиса, если не сказать легче других.
Фактически, одна из самых сильных сторон фильмов Кассаветиса — это присутствие Роулендса. Нелегко вспомнить других актрис, которые могли бы так трогательно передать тоску творений Кассаветиса. Работа Роулендса во всех фильмах Кассаветиса представляет собой мозаичный портрет современной женщины, жены, матери и страдальца.Кассаветис и Роулендс были одним из тех удачных взаимно обогащающих партнерств, в которых Кассаветис создает роли, которые нелегко представить кому-либо, кроме Роулендса, выступающего так хорошо, так ярко и так трогательно.
Кассаветис был удивительным составом ингредиентов. Он всегда был сам себе человеком, обычно вызывающе. И он неизменно интересен и провокационен, как любой американский режиссер, о котором вы только можете подумать, независимый или какой-либо другой. Он может ненадежно балансировать на грани потворства своим слабостям, и все же вы всегда чувствуете его скрытую способность поднять ад с нашими ожиданиями.
Кассаветис был даже более независимым, чем большинство независимых режиссеров. Он не только использовал пленку, но и как-то атаковал ее, требуя, чтобы она давала большую интенсивность, чем обычно. Он был режиссером, который, казалось, всегда бросал вызов ограничениям кино, выходил за рамки речи и, конечно, далеко за пределы любой салонной вежливости.
Говорят, что некоторые режиссеры прирожденные рассказчики. Можно сказать, что Джон был прирожденным конвейером эмоций. Есть короткое стихотворение, в котором целиком говорится: «Стихотворение не должно означать, но быть.«В творчестве Кассаветиса есть своего рода эквивалент, в котором фильм — это не повествование истории, а передача чувств и эмоций, зачастую более мощная, чем экран, для обработки которого используется экран.
Тонкость никогда не была сильной стороной Кассаветиса как актера. Обычно на это больше походили грубая энергия и гнев. Как и его собственная игра, портреты получаются грубоватыми, если можно так выразиться, как если бы они были созданы на белом огне. Своеобразная творческая команда окружала Кассаветиса, в основном включая его жену, но также в значительной степени включая Питера Фалька, Бена Газзара и Сеймура Касселя.Благодаря чуткой близости игроков фильмы имеют ауру импровизации, хотя импровизация иногда бывает обманчива. Сцены могут быть настолько хорошо написаны, что они играют так, как будто они импровизированы, и только осознание того, что материал формируется рукой писателя, показывает, что большинство импровизаций имеют форму, а не случайны.
Фильмы Кассаветиса часто казались незавершенными, как будто было что сказать больше или требовалось какое-то завершение. Какими бы ни были их сильные и слабые стороны, они остаются уникальными и самобытными произведениями искусства.
В последний раз я видел Джона Кассаветиса однажды днем в его доме на Вудро Вильсон Драйв в Голливудских холмах. Он сидел на диване в гостиной, рядом с ним Роулендс. Для них обоих это были тяжелые дни. Меня не предупредили, и я обнаружил, что живот Джона раздут в результате неоперабельной злокачественной опухоли. Было очевидно, что он и его жена должны были созерцать его приближающуюся смерть. Но сознательно не упоминая о своей болезни, Джон с неослабевающей страстью рассказывал о своих фильмах.Некоторые, такие как Gloria , он особенно любил; другие, сказал он, он не возражал бы попробовать еще раз.
Было бы слишком банально говорить, что он был индивидуалистом. Это заставляет его походить на надоедливого подростка, а не на замечательную творческую силу в фильмах и на сцене. Он был одним из настоящих независимых специалистов в отрасли, которой никогда не бывает достаточно. Он никогда не носил мужской ошейник, за исключением, я полагаю, в те дни, когда он был исключительно актером, играя роли, чтобы финансировать свои стремления к сцене и экрану.Иногда игра была эстетически очень полезной, как, например, его роль в «Младенце Розмари». Но были и другие, менее запоминающиеся роли, просто чтобы поддерживать кипение кастрюли и сохранять тот факт, что это был его собственный котел, который должен был кипеть.
Он жил, чтобы работать, действовать, но желательно режиссировать, создавая фильмы, которые нельзя было идентифицировать ни с какими другими. Иногда это означало как к лучшему, так и к худшему. Иногда казалось, что ему лучше сниться сны, чем воплощать их в жизнь. Его энергия была не столько сфокусированной, сколько волнующей струей.Но больше, чем многие авторы в индустрии, он знал, что риск — это все. Это название игры, и оно, вероятно, более верно для фильмов, чем для любой другой индустрии, что ничего не предпринято, ничего не выиграно. Кинематографисты подобны артистам на трапеции. Если вы установите успешную связь с аудиторией, результаты будут потрясающими. Если вы не сделаете соединение, это будет долгое падение на землю. В любой отдельно взятый год случается больше падений, чем успешных связей, но людей заставляет стараться то, что когда все работает, это, скорее всего, будет приносить удовлетворение как искусство и удивительно обнадеживающее, как коммерция.