«Кабинет доктора Калигари» (1920) — смотреть фильм онлайн без регистрации
Сидя на садовой скамейке, молодой человек по имени Франц рассказывает своему знакомому жуткую историю. В его город на ярмарку со своим аттракционом приехал загадочный старик по имени Калигари (Вернер Краус). Он заставлял сомнамбулу Чезаре (Конрад Фейдт) отвечать на самые неожиданные вопросы публики. В это же время в городе начинают происходить загадочные убийства. Франц подозревает Калигари. После расследования оказывается, что Калигари — директор психиатрической больницы, который ставит на сомнамбуле чудовищные опыты, заставляя убивать людей. Директора арестовывают и помещают в лечебницу. Франц заканчивает свой рассказ и ведет приятеля в вестибюль больницы. Появляется директор, Франц бросается на него с криком, но его хватают санитары. Оказывается, Франц — пациент больницы, все рассказанное было плодом его бредовой фантазии. Директор, услышав о Калигари, радостно восклицает: «Теперь я понял, что у него за болезнь, и смогу ее вылечить».
Режиссер фильма Роберт Вине отважился на крайне смелый эксперимент — с помощью визуальных средств создать на экране ощущение внутреннего хаоса, безумия, передать измененное состояние человеческой психики. Расстройство, внутренняя нестабильность главного героя воплощается на экране при помощи съемки с острого угла и так называемой субъективной (шатающейся) камеры. Игра актеров экзальтирована, их мимика и жестикуляция утрированы, изобилуют крупные планы.
Кроме того, художники группы Der Sturm нарисовали практически все декорации — город, ярмарку, дома, деревья, тропинки — в нарочито схематичном виде и с нарушенными пропорциями. Крыши заваливались набок, деревья были похожи на скелеты, улицы города напоминали лабиринт для мышей. Настоящими были только персонажи и отдельные интерактивные объекты. Даже мысли героев авторы попытались визуализировать: надписи в воздухе призваны отразить безумные идеи персонажа, поток сознания умалишенного Франца. Стены его палаты также искривлены, а их пропорции нарушены — значит, кошмар продолжается (на это намекает схожесть доктора с безумцем Калигари в последнем кадре).
Выходу фильма в Берлине в 1920 году предшествовала оригинальная рекламная кампания: по всему городу были развешаны плакаты с надписью «Ты должен стать Калигари!» без каких бы то ни было дополнительных пояснений.
Советские кинематографисты категорически не приняли «Кабинет доктора Калигари», выступая за реализм в искусстве. Стилистика картины заставила пространно высказаться тогда еще малоизвестного Сергея Эйзенштейна: «В этом варварском празднике самоуничтожения здорового человеческого начала в искусстве, в этой братской могиле здоровых кинематографических начал, в этом сочетании немой истории действия, ассортименте раскрашенных холстов, намалеванных декораций, расписанных улиц, противоестественных изломов и поступков, чудовищных химер собрались все тенденции экспрессионизма». Сделаем скидку на идейную подоплеку, допустим, что молодой кинематографист в СССР 1920 года просто не имел права положительно оценить дерзкий экранный эксперимент своих германских коллег. Если поменять в этой цитате знак с «минуса» на «плюс», становится ясно, что восхищение звучит в каждой строчке.
Фильм до сих пор производит сильнейшее впечатление. Можно спорить, стал ли он родоначальником жанра «хоррор» или балансирует между ужасами и триллером. Но для кинематографистов всего мира эти «игры с разумом» навсегда стали источником вдохновения.
«Кабинет доктора Калигари» смотреть онлайн
Первый полноценный фильм ужасов, ставший началом немецкого киноэкспрессионизма. Фрэнсис — молодой человек, который рассказывает жуткую историю. Оказывается, он сам, его возлюбленная и лучший друг попали к доктору Калигари. Приятели стали невинными жертвами ужасного эксперимента, который придумал и осуществил сам же злодей.
Сюжет
В саду на лавочке сидят двое грустных и понурых мужчин, один из которых старый, а второй — молодой. Старик говорит второму, которого зовут Франц (Фридрих Фейер), что сад наполнен духами. Именно они не позволяют ему вернуться в родной дом, где его ждут супруга и дети.
Но тут в саду появляется девушка Джейн (Лиль Даговер) с отрешённым и безучастным взглядом. Она закутана в белый саван, а Франц рассказывает старику, что эта девушка была его невестой, но им пришлось пережить страшные события.
Что же произошло с возлюбленными? Об этом Франц повествует дальше. Оказывается, в городке Хостенвилле появился загадочный доктор Калигари (Вернер Краус). Он захотел показать свою диковинку на ежегодной ярмарке, куда отправился Франц со своим другом. Там Калигари демонстрирует сомнамбулу Чезаре (Конрад Фейдт), который спит 23 года и просыпается лишь по приказу доктора. К тому же Чезаре умеет предсказывать события и говорит приятелю Франца, Алану, что жить ему осталось лишь до рассвета. Вот только сбудется ли пророчество? И как это отразится на девушке Джейн, в которую оба друга влюбились на ярмарке?
Причины посмотреть
▪ Первый фильм в истории мирового кинематографа, в котором показывалось изменённое человеческое сознание.
Интересные факты
▪ Немой фильм имел своей целью продемонстрировать на экране изменённые состояния сознания человека.
▪ Премьерный показ картины состоялся в Берлине в 1920 году, после чего эта работа оказала колоссальное влияние на развитие киноискусства во всём мире.
▪ Идея сценария принадлежит Гансу Яновицу и Карлу Майеру для метафорической демонстрации безумия власти.
▪ Большое влияние на сценарий оказали фильмы «Голем» и «Гомункулус», произведения Стивенсона и Гофмана, а также германская мифология.
▪ Но основа сценария — личный опыт, жизненные события и собственные переживания сценаристов. Сам Карл Майер жил с психически больным отцом, некоторое время занимался бродяжничеством и сталкивался с армейскими врачами-психиатрами.
▪ Изначально планировалось, что режиссурой займётся Фриц Ланг, но он был задействован в съёмках другой картины. Поэтому его место занял Роберт Вине. Однако именно Ланг предложил закольцевать сюжет, что полностью изменило его интерпретацию.
▪ Само имя доктора Калигари сценаристы заимствовали из переписки Стендаля.
▪ Художественным оформлением картины занимались художники-экспрессионисты. Декорации группы Der Sturm созданы так, что фильм выглядит подобно ожившим рисункам.
▪ Чтобы сорвать демонстрацию картины в США, конкуренты фирмы-прокатчика организовали массовые протесты ветеранов войны, которые призывали не смотреть фильмы врага Америки.
▪ Роль главной героини Джейн сценарист Ганс Яновиц писал для своей возлюбленной Гильды Лангер. Однако она умерла ещё до начала съёмочного процесса.
рождение немецкого кино, пророческий образ Гитлера, оскал капитализма
Картина «Кабинет доктора Калигари» была снята в Берлине в 1919 году. В прокат она вышла в 1920-м. Сотрудники Государственного киноархива ФРГ восстановили фильм в том виде, в каком он предстал перед тогдашними зрителями. Копия, которую мы увидели, вирирована — каждый кадр ее своеобразно окрашен. (Именно такими и были некоторые ранние немые фильмы.) Показ «Калигари» сопровождался исполнением музыки, специально написанной композитором Джузеппе Беге и вступающей с изображением в особое взаимодействие. Функцию тапера взял на себя отличный, высокопрофессиональный коллектив — камерный оркестр Молодой немецкой филармонии (дирижер Марк Андреас).
Я, наверное, один из немногих, кому довелось присутствовать на первом просмотре «Кабинета доктора Калигари» в нашей стране. Произошло это в 1922 году. Таким образом, я прожил больше 60 лет под впечатлением от этой картины.
Фильмы стареют быстрее, чем произведения других видов искусства. Зрителям, которые собрались на просмотр сегодня (зал был переполнен, и это очень отрадно), многое могло показаться в картине наивным, топорным и даже нелепым, потому что «Кабинет доктора Калигари» был сделан почти 70 лет назад. Это отчасти имело место, но только отчасти.
На проходившем в 1956 году в Брюсселе форуме кинематографистов «Калигари» был признан одним из 12 лучших фильмов мира. Я считаю, что это даже не одна из 12, а одна из пяти поворотных картин в истории мирового киноискусства. Я подчеркиваю — поворотных, а не самых значительных. Такими фильмами, кроме «Калигари», с моей точки зрения, являются «Нетерпимость» Гриффита, «Золотая лихорадка» Чаплина, «Броненосец «Потемкин» Эйзенштейна и «Сладкая жизнь» Феллини. Повторяю: только поворотными, а не лучшими, на мой взгляд. Были фильмы не менее, а, может быть, даже более значительные. Например, «Чапаев» братьев Васильевых, «Правила игры» Ренуара и его же «Великая иллюзия», «Гражданин Кейн» Уэллса, «Расёмон» Куросавы.
Однако, как мне представляется, именно пять названных мною фильмов, противореча друг другу, споря друг с другом, определили свои направления в киноискусстве. И без «Калигари» не существовало бы современного кинематографа — так же, как его не было бы без «Нетерпимости» или «Потемкина».
Кабинет доктора Калигари, 1920 — Фильмы
Сюжет картины рассказывает загадочную историю молодого человека по имени Фрэнсис, ставшего жертвой ужасного эксперимента доктора Калигари. Некий гипнотизер использует человека-сомнамбулу как совершенное орудие убийства. Смогут ли Фрэнсис и его невеста Джейн помешать зловещим планам безумного ученого?
Черно-белый немой фильм Кабинет доктора Калигари является образцом немецкого экспрессионистского кино. Также причисляется к одним из первых фильмов-ужасов. Слоган гласит: Самая удивительная история из когда-либо показанных на экране. Картине характерен мрачный визуальный стиль с заостренными формами, наклонными и изогнутыми линиями, искаженными структурами и пейзажами.
Подобный стиль основан как на малобюджетной практичности, так и на творческом вдохновении и экспрессионизме. В послевоенной Германии было строго нормировано электричество, поэтому режиссер Роберт Вине в итоге просто нарисовал световые лучи на заднем фоне. Ограниченное пространство съемочных площадок заставило создателей использовать необычные ракурсы. В 1958 году декорации фильма были воссозданы и выставлены как в Мюнхене, так и в Восточном Берлине.
Внешний облик Калигари был вдохновлен портретами немецкого философа Артура Шопенгауэра. Лента раскрывает контраст между безумием и здравомыслием, субъективным восприятием реальности и двойственности человеческой природы. Доктор Калигари помог привлечь внимание всего мира к художественным достоинствам немецкого кино и оказал большое влияние на американские фильмы, особенно в жанрах ужасов и нуар.
Сюжет картины рассказывает загадочную историю молодого человека по имени Фрэнсис, ставшего жертвой ужасного эксперимента доктора Калигари. Некий гипнотизер использует человека-сомнамбулу как совершенное орудие убийства. Смогут ли Фрэнсис и его невеста Джейн помешать зловещим планам безумного ученого?
Черно-белый немой фильм Кабинет доктора Калигари является образцом немецкого экспрессионистского к
КАБИНЕТ ДОКТОРА КАЛИГАРИ: ТРИУМФ КИНОЭКСПРЕССИОНИЗМА
Приставку «кино» экспрессионизм получил, когда болезненные и изуродованные трагедиями XX века визуальные миры таких немецких художников, как М. Бекман и Э.Л. Кирхнер, перенеслись на экран. Первым и образцовым произведением киноэкспрессионизма стал «Кабинет доктора Калигари» Роберта Вине. В книге «От Калигари до Гитлера» кинотеоретик Зигфрид Кракауэр приводит слова художника-постановщика «Кабинета …» Германа Варма: «Фильмы должны быть ожившими рисунками». Картина Вине стала новаторской в использовании крайне стилизованных и полностью рисованных декораций, в том числе теней, которые не обозначались светом, а были нарисованы, – так проявлялся тотальный уход в пространство фантазий и кошмаров. Чрезмерная контрастность света и тени, позднее названная «калигаризмом», не только резала глаз зрителя, но, как и подобает настоящему фильму ужасов, нарушала его внутреннее спокойствие.
Все в этом фильме неживое. Сюжет повествует о загадочном докторе Калигари (Вернер Краус), и ему одному подвластной сомнамбуле Чезаре (Конрад Фейдт), которая днем развлекает толпу на ярмарке, а ночью убивает по приказу хозяина; Франц (Фридрих Фейер), разоблачивший маньяка Калигари, отправился за ним в психиатрическую больницу, где тот по слухам скрывался, и в ужасе обнаружил его не в смирительной рубашке, а в докторском халате!
Чезаре слеплен с угнетенного, обезволенного немецкого народа. Гипноз, вампиризм и прочие мотивы порабощения воли в экспрессионизме являются аллюзией на германский народ, по чиновничьей прихоти вступившую в войну, и эксплуатируемую собственным правительством. Персонажи экспрессионистических фильмов – вроде укушенного вампиром Дракулы, оживленной статуи – Голема, Орлака с пришитыми руками убийцы или загипнотизированного Чезаре – монстры поневоле, неспособные сопротивляться приказу убивать, прямо как солдаты под началом жестоких командиров. Власть безумна в своем гегемонистическом насилии. Недаром безумный доктор Калигари становится в конце фильма директором клиники.
Кабинет доктора Калигари — это… Что такое Кабинет доктора Калигари?
«Кабине́т до́ктора Калига́ри» (нем. Das Cabinet des Dr. Caligari) — знаменитый немой фильм, положивший начало немецкому киноэкспрессионизму. Первый в истории кино фильм, передающий на экране изменённые состояния человеческого сознания. Премьера фильма состоялась в Берлине 26 февраля 1920 года. Он пользовался грандиозным успехом во всём мире.
Сюжет
В саду на лавочке сидят двое довольно унылых мужчин. Один из них, пожилой, сообщает своему более молодому собеседнику, Францу (Фридрих Фейер), что их окружают духи, которые не дают ему вернуться домой, к жене и ребёнку. На садовой дорожке появляется девушка (Лиль Даговер) в свободном белом платье, похожем на саван, и отрешённо проходит мимо. Франц рассказывает, что это была его невеста и что на их долю выпали ужасные переживания, рассказ о которых следует далее.
Всё началось в маленьком городке Хостенвилле на ежегодной ярмарке, на которой впервые появился таинственный доктор Калигари (Вернер Краус). Он пришёл в городскую управу за разрешением показать на ярмарке свою диковинку — сомнамбулу. Чиновник заставляет доктора долго ждать, а затем высокомерно выдаёт разрешение. Ночью происходит первое таинственное убийство — чиновника находят зарезанным в его спальне.
Молодой человек по имени Алан (Ханс Генрих фон Твардовски) соблазняется на призывы ярмарочных листовок и уговаривает своего приятеля Франца пойти с ним. На ярмарке они заходят в балаган под названием «Кабинет доктора Калигари», где доктор показывает публике сомнамбулу Чезаре (Конрад Фейдт), который спит вот уже 23 года и просыпается только по приказу Калигари. Калигари утверждает, что Чезаре ясновидящий и может предсказывать будущее, и предлагает публике задавать ему вопросы. Алан спрашивает у Чезаре, сколько ему осталось жить. Чезаре отвечает, что Алану осталось жить лишь до рассвета.
Вечером приятели возвращаются с ярмарки и встречают красавицу Джейн, в которую оба немедленно влюбляются. Они договариваются, что кого бы из них девушка ни предпочла, они останутся друзьями. Ночью неизвестный пробирается в спальню Алана и убивает его. Узнав о гибели друга, потрясённый Франц вспоминает о пророчестве Чезаре. Он сообщает полиции о своих подозрениях. Затем он идёт к Джейн и рассказывает о гибели Алана ей. Отец Джейн, доктор Олсен, обещает добиться разрешения на допрос Чезаре.
На следующую ночь на месте преступления пойман убийца, и все решают, что предыдущие преступления совершены им же. Сообщение об этом прерывает затеянное Францем и доктором Олсеном расследование, когда они уже пришли к Калигари и пытаются разбудить сомнамбулу. Оставив Калигари и Чезаре в покое, они отправляются в полицейский участок, чтобы присутствовать при дознании. Однако пойманный убийца утверждает, что он не имеет отношения к первым двум убийствам — наоборот, он рассчитывал, что его преступление также спишут на таинственного ночного убийцу.
Джейн, не дождавшись возвращения Франца и отца, сама отправляется на ярмарку. Калигари приглашает её в шатер и пугает, показывая проснувшегося Чезаре. Джейн убегает. Ночью Франц пробирается на ярмарку, заглядывает в окошко фургончика и видит Калигари, который спит, сидя рядом с неподвижно лежащим Чезаре. Франц остаётся дежурить возле фургончика.
Но в это же самое время Чезаре крадётся по улицам города, сливаясь с тенями. С ножом в руке он пробирается в спальню к Джейн. Однако вместо того, чтобы убить её, он, поражённый её красотой, похищает её и уносит по крышам домов. Крики Джейн будят доктора Олсена. Тот поднимает тревогу. Спасаясь от погони, обессиленный Чезаре бросает девушку и затем сам теряет сознание.
Узнав от Джейн, что на неё напал Чезаре, Франц никак не может ей поверить — ведь он всё это время следил за Калигари и Чезаре. Он убеждается, что пойманный убийца по-прежнему сидит в тюрьме, и возвращается с полицейскими на ярмарку. Они требуют, чтобы Калигари предъявил им сомнамбулу. Оказывается, что в ящике лежит не Чезаре, а изображающая его кукла. Калигари убегает и скрывается от преследующего его Франца в психиатрической лечебнице. Франц осведомляется у врачей, есть ли у них пациент по имени Калигари. Ему предлагают поговорить с директором клиники, которым оказывается сам Калигари.
Франц рассказывает врачам о том, что произошло в городе. Ночью они обыскивают кабинет директора клиники и находят старинный трактат о сомнамбулизме, где рассказана история о докторе Калигари, который в 1703 году в Северной Италии организовал серию убийств руками сомнамбулы Чезаре, а также дневник директора, где тот пишет об опытах с сомнамбулой и о том, что спящего можно заставить делать всё что угодно против его воли. Узнав тайны сомнамбулизма, мечтает в дневнике директор, он сможет стать новым Калигари.
В этот момент приходит санитар и сообщает, что сомнамбулу нашли мёртвым в лесу. Франц предъявляет Чезаре директору клиники и требует, чтобы тот признался, что Калигари — это он. Директор впадает в буйство, на него надевают смирительную рубашку. «С тех пор, — заканчивает Франц свой рассказ, — безумец так и сидит в своей клетке».
Франц и его собеседник входят в общую залу психиатрической клиники, где находятся Джейн, Чезаре и другие душевнобольные. Франц спрашивает Джейн, когда же она выйдет за него замуж, но девушка отвечает, что «королевы не должны следовать велениям своих сердец», она безумна. В залу спускается директор клиники, которого Франц обвиняет в том, что он — тот самый Калигари. На Франца надевают смирительную рубашку. Он — сумасшедший, и весь его рассказ — бредовые видения.
Директор клиники говорит, что теперь, поняв характер мании Франца, он может ему помочь. Директор надевает очки и становится похож на Калигари.
В ролях
- Вернер Краус — доктор Калигари
- Конрад Фейдт — Чезаре
- Фридрих Фейер — Франц
- Лиль Даговер — Джейн Олсен, невеста Франца
- Ханс Генрих фон Твардовски — Алан
- Рудольф Леттингер — доктор Олсен
До начала съёмок
Сценарий
Сценарий фильма был задуман Карлом Майером и Гансом Яновицем как метафора безумия власти, которая ввергает подчинённый ей «спящий» народ в страшные бедствия, — имелась в виду, конечно, проигранная Германией мировая война. Кроме того, на сценарий оказали влияние произведения Гофмана и Стивенсона, фильмы «Гомункулус» и «Голем», германская мифология. Имя «Калигари» было заимствовано из переписки Стендаля.
Также в основу сценария были положены личные переживания сценаристов, их жизненные события и опыт. Например, Яновиц осенним вечером 1913 года в Гамбурге случайно забрёл в плохо освещённый парк развлечений. Увидев красивую девушку, он направился за ней и пришёл в безлюдное место, девушка же исчезла в зарослях кустов. Когда он решил, что уже потерял её, из кустов быстро вышел и сразу скрылся человек в тёмной одежде. На следующий день в газетах сообщалась новость, что именно в этом месте была зверски убита молодая девушка. Некоторые элементы этой истории впоследствии были использованы в сценарии.[1]
Карл Майер также вложил в сценарий элементы своего жизненного опыта: его психически больной отец покончил жизнь самоубийством, некоторое время он был бродягой, работал в театре, также ему приходилось сталкиваться с армейскими врачами-психиатрами. [1]
Работа над фильмом
Первоначально режиссёром фильма должен был стать Фриц Ланг, но он к началу съёмок оказался занят в другом проекте. Однако именно Лангу принадлежит идея «закольцевать» сюжет фильма эпизодами в сумасшедшем доме и тем самым кардинально изменить его трактовку[2].
Фильм снимался целиком в далёких от реальности декорациях с искажёнными пропорциями, что объясняется стремлением изобразить на экране сознание психически больного человека, неадекватно воспринимающего действительность. От актёров по тем же причинам требовали гротескно преувеличенной жестикуляции и мимики.
Протесты против фильма в США
В США, чтобы сорвать демонстрацию фильма, конкуренты компании, которая занималась прокатом, даже организовали марши протеста ветеранов войны под лозунгом «не будем смотреть фильмы, снятые врагами Америки».[3]
Отзывы
Весь этот фильм — декорация, не что иное, как натюрморт, в котором живые элементы уничтожены взмахом кисти.
— Жан Эпштейн[1]
этом варварском празднике самоуничтожения здорового человеческого начала в искусстве, в этой братской могиле здоровых кинематографических начал, в этом сочетании немой истории действия, ассортименте раскрашенных холстов, намалёванных декораций, расписанных улиц, противоестественных изломов и поступков, чудовищных химер.
— Сергей Эйзенштейн[4]
- Кеннет МакГоуэн, американский кинокритик:
Этот фильм гораздо более захватывающий и пленяющий, чем вся наша бесчисленная кинопродукция.[5]
- Уиллард Хантингтон Райт, американский искусствовед:
«Кабинет доктора Калигари» представляет ту неизбежную линию, по которой будет развиваться кино… Первый же американский продюсер, который поймёт это и, набравшись ума и храбрости, двинется в этом направлении… не только финансово преуспеет, но и войдёт в историю как по-настоящему значительная фигура американской кинопромышленности. [5]
Фильм в популярной культуре
- Группа Bauhaus поместила кадр из фильма на обложку своего сингла «Bela Lugosi’s Dead»[6], считающегося первой готик-роковой записью.[7]
- Группа Rainbow использовала стилистику фильма в своем клипе «Can’t Let You Go».
- В одной из сцен фильма «Правила секса», когда один из главных героев Шон пришёл к музыканту-наркоману требовать свой долг в 500 долларов, позади Шона по телевизору демонстрировался данный фильм.
- В мультфильме «Смешарики. Начало» главного злодея в телешоу зовут Калигари.
Интересные факты
- Уникальное художественное оформление фильма и использованные в нём декорации создали художники-экспрессионисты из группы «Der Sturm» — Герман Варм, Вальтер Рёриг и Вальтер Райман, которые выдвинули новаторскую идею, что фильмы должны смотреться как «ожившие рисунки».
- Тим Бёртон признался, что этот фильм (наряду с «Франкенштейном» Джеймса Уэйла (1931) и «Колодцем и маятником» Роджера Кормана (1961) и др. ) очень повлиял на него в детстве.
Примечания
- ↑ 1 2 3 Янина Маркулан. «Киномелодрама. Фильм ужасов». Издательство «Искусство», Ленинград, 1978. стр. 130
- ↑ Fritz Lang — Movie and Film Biography and Filmography — AllRovi.com
- ↑ Дэвид. Дж. Скал. Книга ужаса: История хоррора в кино / СПб.: Амфора, 2009. — С. 34-35.
- ↑ Эйзенштейн С. Избранные произведения в 6-ти томах. М., 1968, т.5, с.135
- ↑ 1 2 Дэвид. Дж. Скал. Книга ужаса: История хоррора в кино / СПб.: Амфора, 2009. — С. 36.
- ↑ Becker, Matthew P. The edge of darkness: Youth culture since the 1960s. — ProQuest, 2007. — 230 p. — ISBN 9780549204251
- ↑ Steel, Valerie; Park, Jennifer. Gothic: Dark Glamour. — Yale University Press, 2008. — 179 p. — ISBN 0300136943
Ссылки
«Кабинет доктора Калигари» — самый первый фильм ужасов?
26 февраля 1920 года в берлинском кинотеатре «Марморхаус» прошла премьера «Кабинета доктора Калигари» — немого прототриллера, поднявшего настоящую бурю в мировом кинематографе. Первый фильм немецкого экспрессионизма, первый фильм о психических расстройствах, первый фильм, где статичное пространство говорит громче действий, и еще много разных «первый» и «самый», которые трудно оспорить. Попробуем разобраться, почему снятый 100 лет назад фильм до сих пор актуален для кинематографистов и зрителей. Материал проиллюстрировала Екатерина Заславская.
На скамейке в саду (привет, «Форест Гамп») ведут беседу двое — Фрэнсис, главный герой фильма, и его безымянный седой собеседник. «Духи… Они всюду вокруг нас, — начинает старик, на секунду застыв в позе святого с иконы. — Они отняли у меня дом, жену и ребенка». Его прерывает безмолвно вошедшая бледная девушка в белом — Джейн, невеста Фрэнсиса. Она проходит мимо мужчин, не глядя отводит голые ветки деревьев, останавливается поодаль и смотрит вверх слепыми глазами. Слово переходит к Фрэнсису, и, пока он говорит, его лицо выглядит таким же бескровным, как у его невесты.
В вымышленный городок Хольстенвалле на ярмарку приезжает некий Калигари со своим «живым» аттракционом — сомнамбулой Чезаре. Калигари утверждает, что Чезаре спит уже 23 года и просыпается только по его приказу, и каждый может спросить его о своем будущем. Сразу же после прибытия кибитки Калигари в городе одно за другим происходят убийства. Первым находят труп чиновника, высмеявшего приезжего, а на следующее утро в своей постели мертвым будет найден Алан, друг Фрэнсиса. Накануне сомнамбула пообещала Алану, что тот не доживет до рассвета, поэтому Фрэнсис подозревает новых гостей. Ночью он прокрадывается к шатру Калигари и там не сводит глаз с куклы, которая на самом деле лежит в гробу сомнамбулы, а в это время настоящий Чезаре пытается похитить его невесту Джейн. Ее успевают спасти, Чезаре погибает, а Калигари сбегает из города и прячется в ближайшем бедламе.
Пока все выглядит как еще одна страшная сказка, выросшая из традиций немецкой фантастической литературы (вроде Гоффмана или Шамиссо), динамичная и ладно скроенная история раскладывается на стандартные тропы. На поверхности лежит традиционный мотив двойника: легко предположить, что Чезаре — это не просто инструмент в руках Калигари, а его подавленные желания и эмоции, та часть расколотой личности, которую Калигари буквально приходится прятать в деревянный гроб, пока не сядет солнце. В копилку к общеупотребимым приемам также попадает любовная линия (Алан тоже был влюблен в невесту своего друга), плавно перетекающая в довольно предсказуемое «девушка в беде». Вскользь обозначаются даже конфликт отцов и детей и прочие варианты неподчинения авторитетам — иначе почему Чезаре в последний момент не решается убить Джейн?
Но, если все это уже где-то было, то как «Кабинет» стал не просто кассовым хитом, а знаковым для мирового кинематографа фильмом? Можно назвать две причины: визуальное оформление и развязка сюжета. Так что возвращаемся к воротам лечебницы.
Полиция, Фрэнсис и отец Джейн просят персонал лечебницы выдать им Калигари, но те недоуменно отвечают, что Калигари — никакой не ярмарочный артист, а психиатр и директор бедлама. Тут замыкается рамочная композиция фильма: мы снова оказываемся в саду у той же скамьи. Фрэнсис и седой старик встают со своих мест, шагают по саду и оказываются во дворе лечебницы. Среди пациентов, вышедших на прогулку, видны Чезаре и Джейн. Когда во двор выходит еще и Калигари, Фрэнсис меняется в лице и требует схватить его, но вместо этого санитары надевают на Фрэнсиса смирительную рубашку и уводят в палату под крики: «Это он безумен, а не я!» Заканчивается фильм фразой доктора: «Теперь я знаю, как его лечить».
Киновед Ноэль Кэрролл предлагает рассматривать фильмы ужасов через традиционную нарративную структуру из трех глав: начальная фаза, фаза открытия и фаза разрушения. В «Кабинете» легко выделить границу первых двух этапов, но с третьим все непросто: здесь структуру осложняют открытый финал и смена ролей. Именно эти компоненты делают фильм произведением, которое отвергает существующие схемы. Конечно, сегодня таким поворотом сюжета никого не удивишь, но в 1920-м кинематограф был самым молодым видом искусств. «Кабинет доктора Калигари» резко выделялся на фоне «хроникальных» и «театральных» кинолент: оказалось, что со зрителем можно и нужно разговаривать на особом языке, не стесняясь иносказательности и выразительности. Чтобы считать этот код, правильнее всего будет рассматривать фильм в его историческом контексте.
Экономические санкции и повсеместная нехватка ресурсов в Германии после Первой мировой войны привели к тому, что более 700 тысяч немцев умерли от голода. Обессиленный народ чувствовал себя обманутым. Следом за фрустрацией начался этап поиска новых ценностей среди руин, и кинематограф Веймарской республики, перешедший от государственного финансирования к частным владельцам, мог позволить себе экспериментальное осмысление сложившейся ситуации.
Над сценарием к «Кабинету» работали два ярых пацифиста, сформировавшие свои убеждения в окопах. Опираясь на собственные воспоминания, Карл Майер и Ганс Яновиц задумали фильм-сатиру на прусский милитаризм. Каждый из них мог вспомнить много чудовищных эпизодов военных преступлений и ошибочных психиатрических диагнозов. Майер, не желая «учиться убивать во имя родины, которая сама обезумела, превысив данную ей власть», пытался симулировать душевное расстройство. Он настолько хорошо изучил психиатрию, что в итоге успешно сдал экзамены и был призван в качестве военного психиатра. Так что сцены в лечебнице и сам образ Калигари можно считать достоверными.
Образ персонажа, безнаказанно убивающего и скрывающегося в ночном городе, предложил Яновиц. Однажды во время прогулки он наткнулся на внезапно выскочившего из кустов человека. Хорошо одетый мужчина появился будто из ниоткуда и тут же исчез в темноте. На следующий день Яновиц прочитал в газете, что на том же месте была найдена изнасилованная и убитая девушка. Будущий сценарист связал два этих эпизода, долго не мог выкинуть их из головы и даже посетил похороны девушки, где снова встретил того же мужчину. Полиция преступника так и не нашла. Кажется, ничего не ассоциируется с войной больше, чем способный оказаться рядом с тобой в любой момент убийца, которого некому остановить.
Литературными источниками сценария Майер и Яновиц называли новеллу Эдгара По «Система доктора Смоля и профессора Перро» и «Неизвестные письма» Стендаля — именно оттуда, по словам сценаристов, было взято имя Калигари. Хотя, учитывая, что существование этих писем не доказано, возможно, это была выдумка ради красного словца. Примечательно, что в первоначальном сценарии в названии фильма использовалось именно английское, а не немецкое написание слова «кабинет».
Свой сценарий Майер и Яновиц предложили Эриху Поммеру, работавшему над многими коммерчески успешными фильмами. С этого момента история создания «Кабинета» будто бы развивалась «вопреки», а не «благодаря». Прагматичный продюсер предложил стать режиссером Фрицу Лангу. Прочитав сценарий, Ланг посоветовал добавить рамочную композицию и финальный твист, рассудив, что в таком виде история станет более привлекательной для публики. Позже Ланг отказался от «Кабинета» ради съемок другого фильма, но назначенный вместо него Роберт Вине поддержал все изменения. По задумке Майера и Яновица, кино начинается с рассказа Фрэнсиса во время вечеринки на террасе их с Джейн виллы.
Оригинальный сценарий считался утерянным до тех пор, пока Вернер Краусс, сыгравший Калигари, не признался, что у него остались копии. До самой смерти он отказывался продавать или передавать их кому бы то ни было. С 1978 года они находятся в архиве Музея кино и телевидения Германии, для широкой публики копии были опубликованы только в 1995 году.
Майер и Яновиц были против новой редакции, существенно меняющей смысл фильма. Они считали, что в таком виде история выглядит слишком клишированно и теряет всякое политическое значение. По некоторым данным, сценаристам даже не показывали финальный вариант до прогона перед студийными боссами, после которого что-то менять было уже поздно. Но, как показало время, политический месседж стал лишь громче. Согласно самой знаменитой трактовке «Кабинета», фильм не просто ткнул носом в преступления прошлого, но и предсказал приход к власти Гитлера — через фигуру обладающего неограниченной властью безумца, внушающего свою волю другим. Социолог Зигфрид Кракауэр предположил, что «методы [Калигари] — целью и содержанием — предвосхищают те опыты с народной душой, которые первым провел Гитлер в гигантском масштабе».
Но что Майеру и Яновицу все же удалось отстоять, так это визуальное оформление своей истории. Несмотря на заверения Ланга о том, что экспрессионизм только отпугнет зрителя (забавно, наверное, слышать такое от будущего автора «Метрополиса»), сценаристы нашли подход к продюсеру и оставили за собой право контролировать декорации. То, что выглядело для Поммера как дикость и откат к примитивным театральным уловкам, Майер и Яновиц преподнесли как способ неплохо сэкономить. Чтобы добиться эффекта кьяроскуро (глубоких и контрастных главному объекту теней), перекочевавшего в кино из живописи, предлагалось не использовать осветительную технику, а буквально прорисовать нужные детали в декорациях. Особенно актуальным для съемочной группы это стало после того, как студийной техники стало не хватать для нужного освещения. Расписывая выгоды своей идеи, Майер и Яновиц не соврали, и фильм обошелся всего в 18 тысяч долларов с поправкой на курс 1959 года (тогда было опубликовано интервью с Поммером, откуда взяты эти цифры). По курсу 2020 года это примерно 160 тысяч долларов.
В качестве художника декораций предлагали Альфреда Кубина, но, будь он нанят, возможно, «Кабинет доктора Калигари» лишился бы своей угрожающей угловатости, хотя, несомненно, остался бы достаточно пугающим. Продюсер решил доверить декорации штатным художникам, входившим в экспрессионистское объединение Der Storm: Вальтеру Рёригу, Герману Варму и Вальтеру Райману. С ними Поммер познакомился еще в армии, так что эти участники проекта также имели полное представление об ужасах Первой мировой и могли поймать ту же волну, что и сценаристы.
Декорации задумывались такими, чтобы максимально увести зрителя от реального мира: сюжетом служит рассказ человека, чья вменяемость под вопросом. На деле декорации будто лишний раз напоминали о том, что многие предпочли бы забыть: дисгармоничные нарочито заостренные контуры и наклонные линии создавали ощущение тревоги и опасности. Особенно это заметно в сцене с подозреваемым, которого посадили в камеру вместо Чезаре. Диагональные линии на стенах нависают над сидящим на полу в неудобной позе человеком — вспоминается пытка древних кочевых племен, где приговоренного сажали в очень узкую конусообразную клеть и бросали одного посреди степи. Небольшие отличия интерьеров и улиц не позволяют зрителю сделать передышку: ни одно пространство в фильме не выглядит безопасно. В какой-то момент начинает казаться, что во всех комнатах, где оказываются герои, постоянно завывает ветер. Исключение — дом Джейн, где Фрэнсис чувствовал себя спокойно.
Деревья, больше похожие на трещины на стекле, и сужающиеся улицы, которые будто пытаются взять в тиски любого прохожего, рифмуются то ли с ножом сомнамбулы, то ли вовсе с траншеями и окопами. Один лишь Чезаре, тонкий и одетый во все черное, не кажется отвергнутым этой реальностью, а, наоборот, почти с ней сливается. Его органичность с окружающим миром, впрочем, может быть объяснена и с другой точки зрения. На стиль декораций явно повлияли некогда популярные музеи человеческих мутаций (опять же, увечья часто ассоциируются с войной), лунапарки и другие дешевые развлечения с легендарной Курфюнстердамм, популярные в конце XIX века. Логично, что посетитель гротескных шатров и аттракционов — это чужеродный элемент, а принадлежащий этому миру артист (как принадлежит ярмарке и городу Чезаре) воспринимается как его часть.
Пика напряжения фильм достигает в сцене с врезанными прямо в кадр интертитрами. «ТЫ ДОЛЖЕН СТАТЬ КАЛИГАРИ!» — внушают герою таинственные внешние силы, и эта мысль буквально материализуется вокруг него и не позволяет скрыться. Это абсолютно прямая, но невероятно впечатляющая метафора силы слова, которая заставляет вспомнить трактовку Кракауэра.
Актеры, участвовавшие в съемках, прониклись важностью визуальной составляющей фильма. Вернер Краус сам предложил изменить свой макияж для большей выразительности и дополнить образ шляпой и тростью. К слову, облик Калигари был вдохновлен внешностью Шопенгауэра, с которым персонажа роднят еще и явная мизантропия и тяга к мистицизму. Отдельного упоминания заслуживает облик Чезаре, одного из самых узнаваемых и популярных персонажей в кино: монолитная черная фигура с яркими, но пустыми глазами. Всех актеров просили двигаться будто в танце и жестикулировать на театральный манер, чтобы усилить ирреальность происходящего. При этом костюмы в фильме не давали четкого представления о времени действия, еще больше усиливая впечатление абстрактных людей без прошлого, у которых, согласно сюжету, отберут и будущее. Для усиления шокового эффекта использовалось чередование крупных и средних планов, а для углубления теней (и для отображения времени суток) применялся окрашенный кадр. В тех сценах, где особенно нужно было подчеркнуть субъективный взгляд, поступали просто, но гениально — сужали пространство рамками на линзе.
Перед премьерой фильма по городу стали появляться плакаты, а в газетах — объявления с текстом «ТЫ ДОЛЖЕН СТАТЬ КАЛИГАРИ». Никаких пояснений почтенная публика не получила, потому что, по задумке создателей, она должна была быть напугана и заинтригована. Кажется, это можно считать первой вирусной рекламной кампанией. Эрих Поммер до последнего не верил, что фильм окупится, но в Германии «Кабинет» стал коммерческим хитом. Что до остальной Европы, то дело продвигалось не так споро. Например, во Франции из-за опасений насчет импорта немецких фильмов первый показ состоялся только через год. Зато после того, как публика распробовала непривычный подход, в одном из парижских кинотеатров «Кабинет» крутили еще семь лет (этот рекорд был побит только эротическим фильмом «Эммануэль»).
В СССР фильм подарил кинокритикам новый ругательный термин «калигаризм». Режиссер Сергей Эйзенштейн вовсе считал его «братской могилой здоровых кинематографических начал».
В США принять фильм долго мешала послевоенная ксенофобия. 15 марта 1921 года, примерно через месяц после американской премьеры, в Лос-Анджелесе у театра Миллера перед сеансом собрались голливудское отделение Американского легиона, Ассоциация кинорежиссеров и матросы Тихоокеанского флота. Возмущенные граждане, многие из которых были участниками Первой мировой (кто-то даже вернулся инвалидом), отказывались поддерживать немецкий фильм: они считали, что деньги пойдут напрямую в казну бывшему врагу. Начались беспорядки, полетели тухлые яйца, и в дело пришлось вмешаться полиции. Этот эпизод даже попал в роман Эптона Синклера «Меня называют плотником». Во «Всеобщей истории кино» Жоржа Садуля приведена такая цитата одного из американских кинокритиков: «Ни один другой фильм, даже “Рождение нации”, не вызывал за месяц стольких комментариев, дискуссий и вопросов, сколько “Кабинет доктора Калигари”». Чаще всего кинокритики США пели в унисон с общественными настроениями, а также недоумевали, зачем вообще в Америке нужно иностранное кино, если оно, несомненно, хуже американского. Но даже те, кто не решался хвалить очередной пример «бошской пропаганды» прямым текстом, признавали его технические и художественные достоинства.
И все же никто не обошелся с «Кабинетом доктора Калигари» жестче, чем сменившееся немецкое правительство. Геббельс, не выдержав прямого взгляда в такое зеркало, изъял «Кабинет» из проката, и практически все участники съемок были вынуждены покинуть Германию.
Роберт Вине умер в 1938 году в Париже во время съемок фильма «Ультиматум». В свое время Вине выкупил права на «Калигари» и хотел снять звуковой ремейк на манер французского сюрреализма, но проект, в котором должен был поучаствовать Жан Кокто, так и не был осуществлен. В 1944 году уехавшие в США Эрих Поммер и Ганс Яновиц также пытались выкупить права на фильм, и Яновиц даже написал сценарий продолжения, но проект стопорил неясный юридический статус, во-первых, немых фильмов, во-вторых, немецких фильмов, хранящихся на другом континенте. Самая же скандальная версия фильма могла выйти в 1947 году, если бы Пол Конер и Эрнст Матрей осуществили свой проект, в котором Калигари был бывшим нацистским офицером. Возможно, оно и к лучшему — слишком уж прямолинейно.
В разные десятилетия XX века вышло несколько ремейков «Кабинета», но все они имели мало общего с сюжетом и, главное, идеей первоисточника. Например, в фильме 1962 года акцент смещен на сексуальные расстройства, а действие разворачивается вокруг молодой девушки, оказавшейся запертой в особняке местного Калигари. О фильме Стивена Саядьяна говорить сложнее, но он точно не разочарует тех, кому понравилось его же «Кафе “Плоть”». Последнее перевоплощение Калигари произошло в 2005 году, когда Дэвид Фишер практически покадрово переснял кино перед зеленым экраном, замененным после монтажа на фоны из оригинального фильма. Роль Чезаре сыграл Даг Джонс, тот самый Бледный человек из «Лабиринта Фавна». В 2014 году «Кабинет доктора Калигари» был отреставрирован в 4K, а фестивальная премьера отреставрированной версии состоялась на Imagine Film Festival в 2016 году. Влияние «Кабинета доктора Калигари» нефтяным пятном расползлось не только на кинематограф, но и на всю поп-культуру — от комиксов до музыки. Кстати, Конрад Фейдт после Чезаре сыграл еще одного примечательного персонажа — Гуинплена из «Человека, который смеется» (1928), с которого позже срисовывали Джокера.
Вслед за «Кабинетом» поднялась волна фильмов, объединенных термином «немецкий киноэкспрессионизм»: «Метрополис», картины о докторе Мабузе, «М», «Носферату». Очевидно, что кроме визуального оформления эти фильмы имеют общий идейный стержень, и многие из них также были признаны «дегенеративными» и запрещены в нацистской Германии. Любой из них отталкивается от чувства тревоги, которое исходит от зловещей фигуры психопата, обладающего самой сильной из возможных мотивацией. Точнее всего это помешательство раскрыто в книге, которую перед самым крахом Веймарской республики доктор Мабузе пишет в своей камере-палате: «Истинный смысл преступлений — установление неограниченной власти».
Сомнамбулизм, образ зловещего доктора и актерские находки вроде «парящей» походки (как у Джейн в открывающей сцене) перекочевали в классические юниверсаловские фильмы ужасов, а оттуда расползлись по всему жанру. Если говорить о конкретных сюжетных, операторских или стилистических находках, то следы Калигари в кинематографе обнаруживаются до сих пор, причем не только в жанровых фильмах. Даже в Советском Союзе, несмотря на официальное неприятие, вышли напитанные калигаризмом «Аэлита» (1924) и «Шинель» (1926). Главное — не увлекаться поиском аналогий, ведь так можно добраться даже до «Диснея».
Когда-то глубокие тени и диагональные линии стали каноном в классическом американском нуаре, на эту территорию не гнушался заходить король триллера Хичкок. Браунинг, Бергман, Франжю, Бёртон, Скотт, Шьямалан, Финчер, Лайн, Сигел — список режиссеров, черпавших вдохновение из косых улиц Хольстенвалле, кажется, бесконечен. Яркие преемники последних лет — это «Бабадук» и «Маяк».
«Кабинет доктора Калигари» до сих пор остается одним из самых влиятельных и цитируемых фильмов мирового кинематографа, и очевидно, что статус великого произведения искусства ему присвоен не просто за выслугу лет. На правах того, кто изобрел собственный язык, но не обнародовал всех ключей, «Кабинет» еще долго будет открыт для поисков новых смыслов (например, в 2010 году он был упомянут в книге о немецком квир-кинематографе Элис Кузниар). И мы уверены, что еще не раз почувствуем на себе взгляд горящих безумием глаз, смотрящих из темноты.
Рецензия на фильм «Кабинет доктора Калигари» (1920)
фильм открывается в немецком городке Хольстенвалл, изображенном на рисунке как дома, подобные
кричит, поднимаясь на крутой холм. После пролога рассказывается история: Интермедия
оператор по имени Калигари (Вернер Краусс) прибывает на ярмарку, чтобы продемонстрировать
Сомнамбул, мужчина, который, как он утверждает, спал с момента своего рождения 23 года назад.
Эта фигура по имени Чезаре (Конрад Вейдт) спит в гробу, и ее кормит из рук
сумасшедший доктор, который утверждает, что может ответить на любой вопрос.
герой, Фрэнсис (Фредерих Фехер), посещает шоу со своим другом Аланом (Ганс
Хайнц фон Твардовски), который смело спрашивает: «Когда я умру?» Ответ
пугает: «На рассвете!» На рассвете Алан мертв. Подозрение падает
на Чезаре. Фрэнсис всю ночь смотрит в окно, пока Калигари спит
рядом с закрытым гробом. Но на следующее утро его невеста Джейн (Lil
Даговер), был похищен. Это проясняет врачу и сомнамбулу
от подозрений?
В
Сам по себе это не потрясающий сюжет.Дизайн фильма превращает его во что-то
очень странно, особенно когда Чезаре несет бессознательную Джейн и
преследуемый толпой. Погоня несет их по улицам ярких огней и
тени и вверх по зигзагообразной горной тропе. Между тем, за Калигари следует
Фрэнсис, когда он возвращается туда, где он, по-видимому, живет — сумасшедший дом, где
он … директор! Доказательства обнаружены Фрэнсисом и местной полицией.
что Калигари под влиянием оккультной средневековой рукописи стремился найти
сомнамбулу и поместите его под гипнотическое заклинание, подчинив его своей воле.
А
Можно утверждать, что «Калигари» был первым настоящим фильмом ужасов.
Были и более ранние истории о привидениях и жуткий сериал «Фантомас».
сделаны в 1913-1914 годах, но их персонажи населяли узнаваемый мир.
«Калигари» создает пространство разума, субъективную психологическую фантазию.
В этом мире возможен невыразимый ужас.
«Калигари»
считается первым примером немецкого экспрессионизма в кино, визуального
стиль, в котором не сочетаются не только персонажи, но и сам мир.я
не знаю другого фильма, в котором использовались бы его крайние искажения и диссонанс
углов, но его общее отношение определенно расчистило путь для «The
Голем »,« Носферату »,« Метрополис »и« М. »
В одной из самых известных книг, когда-либо написанных о кино, От Калигари до Гитлера, искусствовед Зигфрид Кракауэр.
утверждал, что рост нацизма был предсказан предшествующими годами немецкого
фильмы, которые отразили мир под неправильным углом и потеряли ценности. В этом
читая, Калигари был Гитлером, а немецкий народ был лунатиком под его руководством.
заклинание.
Amazon.com: Кабинет доктора Калигари (восстановлен в формате 4K) [Blu-ray]: Вернер Краусс, Конрад Вейдт, Фридрих Фехер, Роберт Виен: фильмы и телевидение
Кабинет доктора Калигари представляет собой потрясающий визуальный шедевр с (для того времени) новаторским повествованием. Многие современные кинематографисты в долгу перед этим фильмом.
Визуальный стиль захватывающий и тревожный, триумф немецкого экспрессионизма. Каждый набор — весь город, лес, приют — все в невероятно странных ракурсах.Здесь нет прямого угла. Подумайте о декорациях к фильму Тима Бертона «Кошмар перед Рождеством», и вы поймете идею. Сегодня это выглядит как задняя часть мультфильма. Еще в 1920 году это должно было стать большим сюрпризом для кинозрителей. Помимо декораций, используются необычные снимки с камеры, необычные ракурсы, необычное освещение, которые только добавляют ощущение сюрреалистической мечты.
Сама история — это рассказ о человеке, почти автомате, чья воля полностью подчинена злому Калигари.Это шаблон, который Хаммер много раз копировал в своих фильмах о Франкенштейне. Калигари прибывает на ярмарку в маленьком городке с таинственным кабинетом. Внутри находится Чезаре, сомнамбул, который спит 23 года и полностью контролируется Калигари. Вскоре совершается серия загадочных убийств, и Чезаре, находящийся под влиянием Калигари, является очевидным подозреваемым.
На протяжении всего фильма есть небольшие повороты сюжета и неправильное направление — есть убийца-подражатель, который заставляет Чезаре казаться невиновным на некоторое время, и как может герой сказки, Фрэнсис, наблюдать, как Чезаре ничего не делает в комнате Калигари, когда его жених быть похищенным указанным сомнамбулом? Но это завершается большим поворотом в конце.Фрэнсис следует за Калигари в сумасшедший дом, где выясняется, что Калигари является директором, а также совершенно безумным. Затем следует последний захватывающий поворот — глазурь на торте (которую я не буду баловать здесь для новичков). Вероятно, это первый случай столь любимого М. Найт Шейламана финала в истории кино.
Есть научные эссе, которые расскажут вам, что основная часть фильма — это аллегория состояния Германии на момент съемок, а также история начальной и последней сцен, которые позже были прикреплены к фильму. .Я никогда не был слишком заинтересован в рисовании этих намеков, и хотя я считаю его интересным историческим документом с точки зрения истории и развития кино, он уступает моему удовольствию от него как от потрясающе хорошей пряжи, а также как развлекательного и захватывающего фильма. .
Эта версия от Eureka — достойный релиз. Отпечаток пленки более чем приемлемый. Для фильма старше 90 лет он в замечательной форме. Это намного лучше, чем некоторые другие релизы, которые я видел за эти годы.Есть интересная музыка, достойный и интересный комментарий, а также небольшой вампирский фильм режиссера Вайна в качестве дополнения. Это не совсем то же самое, что сериал Эврики «Мастера кино», но это довольно хорошая версия. В общем, достойный релиз абсолютной классики, который понравится каждому любителю кино, который любит творческие повороты и тревожные декорации.
фильм, вдохновивший Вирджинию Вульф, Дэвида Боуи и Тима Бертона
Берлин. 26 февраля 1920 г.Новый немой фильм «Кабинет доктора Калигари» был выпущен для ничего не подозревающей немецкой аудитории и быстро стал мировой сенсацией. «Когда я умру?» спрашивает один персонаж другому. «На рассвете» — леденящий кровь ответ.
Вернер Краусс играет доктора Калигари, сумасшедшего гипнотизера, который использует сомнамбула Чезаре (Конрад Вейдт) для совершения ужасных убийств. Но ждать! Все не так, как кажется. В по-прежнему потрясающем поворотном конце фильма вся история раскрывается как безумные бредни психически больного заключенного в сумасшедшем доме.
Итак, 100 лет спустя, почему Кабинет доктора Калигари продолжает шокировать?
Духи окружают нас со всех сторон
Яркий 75-минутный шедевр Роберта Винэ, ставший важной вехой в развитии жанра ужасов, продемонстрировал новый кинематографический стиль: немецкий экспрессионизм.
Находясь под сильным влиянием новых теорий о субъективности искусства, архитектуры и визуальной культуры и являясь симптомом того, что нация примирилась со своими послевоенными неврозами, такие фильмы, как Калигари, изображали сильно стилизованное, искаженное видение мира, полное зазубренных камер. углы, гипер-искусственные декорации и рывки, действия роботов.
Все, что мы видим, кажется необычным, от чрезмерного макияжа до сильно стилизованных титульных листов и отталкивающих снимков крупным планом. Темы кошмара, паранойи, безумия и убийства вызывают большие опасения по поводу современной дегуманизации и ошеломляющей власти.
Конрад Вейдт в роли Чезаре, невольного убийцы.
Декларация Биоскоп АГ
В самом начале угрожающий кадр с радужной оболочкой (маленький черный кружок, открывающийся, чтобы показать всю сцену) телеграфирует о грядущем страхе, маня нас в этот кошмарный мир.
Отчасти страшный фильм, отчасти авангард, отчасти мечта о сюрреалистической лихорадке, Калигари по-прежнему чувствует себя глубоко современным.
Художники-постановщики Вальтер Рейман, Вальтер Рериг и Герман Варм создали душераздирающий мир темных переулков, внушительных крыш и головокружительных лестниц. Крупные тени и оккультные символы, нарисованные на побеленных стенах, напоминают причудливую смесь Пикассо, Дали и Мунка.
Дизайн постановки перекликается с Пикассо, Дали и Мунк.
Декларация Биоскоп АГ
Использование в фильме ненадежных рассказчиков, ретроспективных кадров и закрученных концовок напоминает нам об Эдгаре Аллане По и искаженных сказках Гримм.Центральная фигура тирана, эксплуатирующая общество, стремящееся подчиниться его воле, является подходящей аллегорией для немецкой психики того времени. Чезаре — это мы — обычный человек, слепо подчиняющийся приказам, убивающий по приказу других.
Неудивительно, что фильм вызвал отклик у измученной войной публики по всей Европе.
Судите сами
С тех пор у критиков был полевой день. Зигфрид Кракауэр убедительно доказывал, что Калигари и другие фильмы ужасов, выпущенные в Веймарской Германии, такие как «Носферату» (1922) и Waxworks (1924), подсознательно заложили основу для подъема фашизма и Гитлера.
Вирджиния Вульф удивилась тому, как декорации отражают эмоции, испытываемые персонажами и аудиторией: «казалось, что мысль может быть передана формой более эффективно, чем словами». Дэвид Томсон утверждает, что это самый первый фильм о «сумасшедшем психиатре».
Прочитайте больше:
Почему настоящие фильмы ужасов — это больше, чем просто о том, что происходит в ночи
Голливуд также принял к сведению: ранние фильмы ужасов Universal, такие как «Дракула» (1931) и «Франкенштейн» (1931), явно обязаны визуальной структуре Калигари и задумчивой угрозе.Классические нуарные фильмы 1940-х годов имеют одну и ту же ДНК — город — это место паранойи и скрытых опасностей, где повсюду тени, а лестницы никуда не ведут.
Фильм Тода Браунинга 1931 года «Дракула» был в большом долгу перед Кабинетом доктора Калигари.
Универсальные картинки
Кабинет доктора Калигари находит отклик и в других форматах.
Он был адаптирован для сцены, превращен в оперу и был показан в Музее Виктории и Альберта в рамках выставки Дэвида Боуи в 2013 году.Судя по всему, Боуи настолько полюбил фильм, что попросил, чтобы декорации для его тура Diamond Dogs 1974 года передавали дух оригинала.
Сценография турне Дэвида Боуи 1974 года была основана на постановке «Кабинета доктора Калигари».
Хантер Деспортес / flickr, CC BY
В культовом эротическом сиквеле 1989 года доктор Калигари, внучка первоначального Калигари, проводит незаконные эксперименты над своими пациентами в ЦРУ — Психиатрической больнице Калигари.
Фильм Вине продолжает звучать в современном кинематографе.Его сказочные городские пейзажи просочились практически в каждый фильм Тима Бертона, от Бэтмена (1989) до Трупа невесты (2005). Неслучайно Эдвард Руки-ножницы Джонни Деппа придуман, чтобы быть похожим на Чезаре.
Макияж для Эдварда Руки-ножницы был основан на Чезаре.
20 век Фокс
И не является ли сильно недооцененный «Остров проклятых» Мартина Скорсезе современным римейком, вплоть до финала, нестабильного повествования и призрачного психиатра Бена Кингсли?
Темы безумия, тирании в маленьком городке и зомби-подобного послушания оставались основой фильмов ужасов, от «Экзорциста» (1973) и «Сияние» (1980) до таких телесериалов, как «Ганнибал» и «Твин Пикс».
И очевидно, что зрители продолжают откликаться: «Калигари» остается одним из немногих фильмов со 100% -ным рейтингом на «Тухлых помидорах».
Господин директор, снимите с себя маску
Великие немецкие кинематографисты-экспрессионисты со временем разойдутся.
Ф.В. Мурнау эмигрировал в Голливуд в поисках более крупных бюджетов и более технически амбициозных фильмов. Фриц Ланг и Билли Уайлдер сбежали в Париж, чтобы избежать подъёма нацизма, и в итоге оказались в Америке, где прожили долгую и выдающуюся карьеру.
Виене повезло меньше. Он умер от рака в возрасте 65 лет в 1938 году, навсегда скованный наследием своего самого известного фильма. Но спустя столетие ужасающие глаза Чезаре по-прежнему устрашают.
100 лет Кабинету доктора Калигари: почему мы все еще живем в его тени
Спустя сто лет после первого выпуска Кабинет доктора Калигари остается вехой немого кино и вехой в его развитии фильма как носитель. Одна из самых обсуждаемых картин всех времен, классика Роберта Вина, премьера которой состоялась в Берлине 26 февраля 1920 года, была названа «первым настоящим фильмом ужасов» (не меньше, чем американский критик Роджер Эберт).Он также был провозглашен одним из первых «художественных» фильмов кинематографа, помогая всерьез воспринимать молодой медиа как вид искусства.
Как однажды сказал Пол Рота, Калигари попал на экран «как капля вина в океане соленой воды». Здесь мы рассмотрим некоторые из причин, по которым фильм произвел потрясающее впечатление.
Получите последние новости от BFI
Подпишитесь на новости, функции, видео и подкасты BFI.
Она запечатлела дух своего времени
После унизительного поражения от рук врагов во время Первой мировой войны Германия пережила беспрецедентный экономический кризис, вызванный ценой войны и огромными репарационными выплатами, требуемыми Союзные державы.Страна, опустошенная смертью и обезображиванием своих солдат, погрузилась в послевоенное недомогание — недомогание, которое прекрасно отражалось в мрачных и мрачных тонах Калигари.
Фильм рассказывает о Францисе (Фридрих Фехер), студенте из небольшого немецкого городка, чей друг становится жертвой массового убийства сомнамбула Чезаре (Конрад Вейдт), который убивает, находясь под контролем местного выставочного артиста и гипнотизера. , Калигари (Вернер Краусс). Как сказал продюсер Эрих Поммер: «Таинственная и мрачная атмосфера Большого Гиньоля в настоящее время была в моде в немецких фильмах, и эта история идеально подходила.
Для страны, все еще омраченной тенью войны, смертельные случаи на экране не могли не вспомнить тех, что были на поле битвы, а позже критики указывали на Чезаре как на замену храбрым молодым солдатам, которые были посланы. сражаться, убивать и умирать по приказу бездушного правительства.
Тем не менее, когда война закончилась, международные территории начали снимать ограничения на показ немецких фильмов, и Калигари извлек выгоду из удачного выбора времени для его выхода. Кроме того, в более ранних фильмах, таких как «Голем» (1915), все ссылки на их немецкое происхождение были удалены, когда они играли в союзных странах, таких как Америка.Таким образом, «Калигари», как однозначно немецкий фильм, стал новатором для немецкой индустрии в целом.
Кабинет доктора Калигари (1920)
Он основан на популярном искусстве
Если бы история Калигари была наполнена эмоциональными потрясениями того времени, ее визуальный стиль пошел бы еще дальше, радикально оторвавшись от реальности и создав мир светотени. искривленные углы и острые неровные края. Чрезвычайно новаторский и влиятельный, созданный студией экспрессионистский дизайн декораций выделил Калигари как «художественный» фильм, а также связал его с популярным движением дня, что придало фильму сильную коммерческую привлекательность.
В то время, когда был создан Калигари, экспрессионизм, который стремится представить внешний мир как переживаемый внутренними, субъективными эмоциями, был устоявшимся движением в искусстве, охватывающем живопись, литературу, архитектуру, музыку и театр. Это было очень модно в современных художественных кругах, часто использовалось художниками для выражения недовольства и депрессии послевоенного общества.
Решение использовать этот стиль для Калигари было продиктовано не только художественными, но и экономическими соображениями. Руководитель производства Рудольф Майнерт утверждал, что экспериментальный стиль вызовет сенсацию среди публики, независимо от того, как он будет воспринят прессой.Калигари не был первым фильмом, в котором использовался экспрессионизм, но он был одним из первых, кто использовал его в такой всеобъемлющей манере.
Ведущие актеры фильма, Вернер Краусс (Калигари) и Конрад Вейдт (Чезаре), оба работали под руководством легендарного импресарио театра экспрессионистов Макса Рейнхардта, и их движения, наряду с движениями других актеров, сливаются с декорациями, образуя геометрические формы. паттерны — идеальное сочетание экспрессионистского дизайна:
Чувство беспокойства и страха, вызванное искаженными изображениями Калигари, окажет огромное влияние не только на веймарское кино, но и на будущие поколения создателей фильмов ужасов.
У него новаторская, неоднозначная структура.
Центральное повествование Калигари окружено рамочной историей: сидящий на скамейке Францис рассказывает о своих приключениях, только для того, чтобы позже выяснилось — в новаторском поворотном финале, — что Францис и есть сокамерник психиатрической больницы. Главный врач института? Сам Калигари!
Таким образом стилизованный вид фильма становится оправданным как бредовые видения сумасшедшего, отражающие его внутренние мысли — чистый экспрессионизм.
Некоторые теоретики, в частности Зигфрид Кракауэр, раскритиковали историю кадра, утверждая, что она подрывает антиавторитарный посыл фильма, восстанавливая Калигари в качестве авторитетной фигуры и сводя его преступления к заблуждениям сумасшедшего. Однако при более внимательном рассмотрении можно обнаружить кое-что более неоднозначное: убежище, как видно в рамочной истории (то есть в объективном «реальном» мире), имеет тот же экспрессионистский вид, что и в «субъективном» мире истории Франциса, что создает проблемы. разделение между истиной и заблуждением.Это еще больше усугубляется зловещим последним утверждением Калигари о том, что он знает, как «вылечить» Франциса. Не скрывается ли еще какое-то зло под этой респектабельной, авторитетной личиной?
Один-два удара драматического поворота и глубоко укоренившаяся неопределенность этого финального эпизода, несомненно, являются одним из многих факторов, которые способствуют завораживающей силе Калигари и делают его таким захватывающим, загадочным и резонансным фильмом даже через 100 лет после этого. это было сделано.
Откройте для себя выдающиеся фильмы по запросу
Бесплатная пробная версия, тогда всего 4 фунта стерлингов.99 в месяц или 49 фунтов в год.
Получите 14 дней бесплатно
Кабинет доктора Калигари — Немецкие фильмы
Немногие фильмы в истории кино имели такое влияние, как Кабинет доктора Калигари , и длинные тени этого классического немецкого экспрессионизма остаются яркими сегодня.
Роберт Хортон
Зрители 1920 года никогда не видели ничего подобного Кабинет доктора Калигари . Некоторые зрители упали в обморок.Рецензенты спорили о его преувеличенном стиле. Автор статьи Variety провозгласил: «Так называемые культурные люди, которые не видят этого, пренебрегают своим образованием». Другие создатели фильма обратили внимание на то, что границы возможного в кино внезапно расширились.
Как получился этот необычный фильм? Два друга, разочарованные Первой мировой войной, Карл Майер и Ганс Яновиц, посетили берлинский аттракцион с участием гипнотизера. Зрелище вдохновило их написать рассказ о влиянии власти на пассивное население, и, хотя они были неизвестными писателями, их сценарий был принят Эрихом Поммером, главой киностудии «Декларация».Сама история проста: двое друзей, влюбленные в одну и ту же девушку, приходят на карнавал. Они встречают гипнотизера доктора Калигари и его помощника по лунатизму Чезаре. В трансе Чезаре предсказывает смерть одного из молодых людей, что создает в городе атмосферу нарастающего ужаса.
Собственный стиль
Что отличает Caligari , так это то, как его жуткое повествование представлено поразительно искусственным образом. Следуя движению экспрессионистов, которое уже наэлектризовало немецкое искусство и театр, создатели фильма решили, что такой подход лучше всего подходит для смелой истории.Экспрессионизм соответствовал интересам арт-директора Германа Варма, декораторов и художников по костюмам Вальтера Рорига и Вальтера Реймана, которые были связаны с авангардным дизайнерским журналом Der Sturm . Они создали искаженные формы и геометрические узоры, которые сформировали фантастически нереальные декорации для фильма. Как заметил в 1921 году автор газеты « New York Times », этот стиль «придает пространству измерения и значения, делая его активной частью повествования.»
Фильм был ненадолго передан Фрицу Лангу, который тогда находился в начале одной из величайших режиссерских карьер в кино; его заменил Роберт Вин. объясняет, почему все кажется ненормальным. Вине заставлял актеров — особенно Вернера Краусса в роли Калигари и Конрада Вейдта в роли Чезаре — изображать свои выступления в искаженном экспрессионистском стиле (Краусс оставался успешным в Германии в годы нацизма, а Вейдт бежал страна и нашла известность в Англии и Голливуде.)
Тень Калигари
Кабинету доктора Калигари приписывают начало золотого века немецкого кино, в которое вошли такие мрачные шедевры, как Nosferatu (1922), Metropolis (1926) и M (1931). Использование декора и дизайна для выражения идей и эмоций персонажей повлияло на голливудский стиль фильмов ужасов и нуар.
Как и Чезаре, этому фильму приписывают предсказание будущего.Социолог и теоретик кино Зигфрид Кракауэр, писавший после Второй мировой войны, в своей знаменитой книге От Калигари до Гитлера: Психологическая история немецкого кино развил идею о том, что Кабинет доктора Калигари предсказал подъем Третий рейх. Как сказал Кракауэр, «Калигари — очень специфическое предчувствие в том смысле, что он использует гипнотическую силу, чтобы навязать свою волю своему инструменту, — техника, предвещающая, по содержанию и цели, то манипулирование душой, которое Гитлер первым применил на практике. гигантский масштаб.«
Возможно, из-за своего искусственного, почти галлюциногенного дизайна фильм постарел лучше, чем многие немые классические произведения. Он был задуман после одной мировой войны и, возможно, предсказал другую, но спустя столетие после его создания, Кабинет доктора Калигари перешел в безвременье. Как заметил американский критик Роджер Эберт: «Сегодня фильм по-прежнему очаровывает».
автор
© Роберт Хортон
Роберт Хортон — кинокритик журнала Seattle Weekly и частый автор комментария к фильму .Он является членом Национального общества кинокритиков и выпускником программы обмена Берлинской комиссии RIAS. Он курировал программу фильмов «Волшебный фонарь» в Художественном музее Фрая в Сиэтле. Он является автором двух книг по фильмам и соавтором графического романа. Сайт: roberthorton.wordpress.com; Twitter: @citizenhorton
100 лет назад: Премьера «Кабинета доктора Калигари» | Культура | Репортажи об искусстве, музыке и образе жизни из Германии | DW
Сильные контрасты черного и белого, мир теней и черноты.Угловатые здания-студии и чудовищные вывески на стене. Косые углы и перспективы. Мир сошел с рельсов. Артисты вздрагивают по комнатам, охваченные паникой, ведомые видимыми и воображаемыми ужасами. Это фильм «Кабинет доктора Калигари», впервые показанный 100 лет назад, 27 февраля 1920 года, в берлинском кинотеатре «Марморхаус».
Премьера, должно быть, была тревожной. На экране мелькал немой фильм, которого раньше никто не видел: пугающий и сюрреалистический, мрачный и, казалось бы, безнадежный.Это было знаменательное событие — еще и потому, что этот немецкий немой фильм многое изменил. «Кабинет доктора Калигари» оказался одним из самых влиятельных фильмов, когда-либо созданных.
Острые края и контуры: «Кабинет доктора Калигари»
Работы режиссера Роберта Виена считаются ранней вершиной экспрессионизма в современном кино. Экспрессионизм уже утвердился в изобразительном искусстве несколькими годами ранее, и многие немецкие живописцы и графики, такие как Эрнст-Людвиг Кирхнер и Макс Пехштейн, оказали влияние на стиль.Экспрессионистское искусство было контрискусством: против натурализма, против импрессионизма, против мягких линий. В то время также были развиты экспрессионисты в литературе и музыке, театре и танцах.
Подробнее: Как немецкий фильм предвосхитил Гитлера
Экспрессионистское кино нанесло Германию на карту
Кино и кино из Германии установили стандарты, и 1920-е годы стали расцветом экспрессионизма в кинотеатрах. Кроме «Кабинета доктора В.Калигари », такие произведения, как« Носферату — Симфония ужаса »,« Голем и как он пришел в мир »и« Доктор. Мабузе »стали классикой на все времена. Фриц Ланг, Фридрих Вильгельм Мурнау и комедийный режиссер Эрнст Любич были самыми известными немецкими режиссерами, которые катапультировали местное кино к мировой славе, оказав влияние на европейские и особенно голливудские фильмы. Как и многие другие немецкие художники, три режиссера позже
Нынешняя выставка в Берлине демонстрирует успех и влияние знаменитого фильма
Режиссер Роберт Вине, возможно, не стал таким известным, но «Кабинет доктора Др.Калигари »оказал сильное влияние на фантастическое кино, фильмы ужасов и нуар, и его влияние ощущается даже сегодня. В 1960-х материал был повторно снят в США, а американские режиссеры более позднего поколения, такие как Дэвид Линч и Тим Бертон были под влиянием «Калигари».
Эстетика фильма Калигари повлияла на Голливуд
Как это можно объяснить? Это было слияние формы и содержания: резкие контрасты, неровные линии и здания, которые продолжаются в подзаголовках, отражают главных героев душевное состояние.Драматично выглядящие киностудии можно было рассматривать как психограммы персонажей. В те дни кинематографист не мог бы рассказать лучшей истории. Ему даже не нужны были язык и звук, только изображения и музыка.
Что касается содержания, «Кабинет доктора Калигари» сложен; Основа истории связана с доктором Калигари, ученым, который выставляет лунатика на ярмарках, «контролирует» его по таинственным каналам и заставляет убивать людей.
Подробнее: Премьера Венецианского кинофестиваля: Кино предсказало приход Гитлера к власти?
Ярмарочная турбулентность в фильме
В конце концов возникает вопрос: кто здесь безумен?
Двое молодых людей и женщина наблюдают за происходящим.Один убит лунатиком. Полиция и врачи пытаются поймать Калигари, который оказывается директором психиатрической больницы. Остальные безумны? Или это Калигари, который вероломно пренебрегает разумом и рациональностью и манипулирует миром ради собственной выгоды?
Даже сегодня «Кабинет доктора Калигари» можно смотреть сколько угодно, не вдаваясь в подробности, что делает фильм таким привлекательным. Критики и эксперты часто скрипят зубами над работами Роберта Вина, а самые известные публицисты и историки кино выдвигают бесчисленные смыслы и интерпретации.
В конце концов возникает вопрос: кому принадлежит смирительная рубашка?
Сколько стоит Гитлер в Калигари?
«От Калигари до Гитлера» — так называлась, вероятно, самая известная, а иногда и влиятельная немецкая кинокнига первой половины 20 века. Написанный Зигфридом Кракауэром, он впервые появился на английском языке в 1947 году. Тезис Кракауэра: В начале 1920-х годов Вин и его сценаристы предвидели подъем национал-социалистов. В таких фильмах, как «Калигари», представлены нацистские персонажи и методология.Бессознательно другие режиссеры и сценаристы также создавали персонажей, похожих на тех, которые стали мрачной реальностью после 1933 года. Некоторые части этого тезиса позже были опровергнуты.
Выставка Калигари в Берлине демонстрирует влияние на кино, искусство и культуру
Тем не менее, невозможно не заметить, как немецкое кино, в частности, наполняло экран фигурами ужаса и террора в те годы и как убийцы и тираны в фильмах подстрекали других к насилие и разрушение.Все еще можно спорить о том, узнаваемы ли черты доктора Калигари в Адольфе Гитлере и как его лунатик символизирует немецкий народ, который за несколько лет направился к массовым убийствам.
Фильм о Калигари, несомненно, оказал влияние на работы более поздних режиссеров. Выставка, открывшая свои двери незадолго до начала 70-х годов Берлинале, также подтверждает это. «Ты должен быть Калигари! — Виртуальный кабинет» будет показан до 20 апреля в Deutsche Kinemathek / Museum für Film und Fernsehen.
Интернет-публикация об архитектуре и кино
Роберта Виена Кабинет доктора Калигари (1920) начинается с того, что Фрэнсис (Фридрих Фехер) рассказывает об ужасном событии. В своем рассказе он обсуждает доктора Калигари (Вернер Краусс), человека, изображающего сомнамбула Чезаре (Конрад Вейдт), которого доктор хранит в шкафу, похожем на гроб, и контролирует его гипнотически. Фрэнсис вспоминает смерть своего близкого друга Алана (Ганс Генрих фон Твардовски) и полагает, что Чезаре убил его при докторе Дж.Контроль Калигари.
Кабинет доктора Калигари использует экспрессионистскую архитектуру и выражает внутреннюю реальность через внешние средства с использованием крайних искажений в своем производственном дизайне. В результате фильм представляет нам мрачный и искривленный мир с искаженными формами и углами. Этот выразительный стиль представляет собой гротескное мировоззрение: здания наклонены, двери и окна необычной формы, а стены и полы состоят из шизофренических узоров и узоров.Коридоры, перекрестки и здания в фильме искусственные и неестественные. Помимо оформления декораций, чрезмерная стилизация распространяется и на интертитры фильма. Текстура, подчеркивание определенных слов и фраз и букв подчеркивают шизофреническое состояние ума.
Кабинет доктора Калигари еще больше ограничивает аудиторию клаустрофобной обстановкой за счет использования освещения. Окружающее пространство лица объекта крупным планом часто затемняется.Это видно из вступления Чезаре — его ужасная внешность подчеркивается, потому что рамка состоит только из его лица. Убийство Алана также использует резкие тени и сдержанное освещение как способ усилить драматизм и пространственно дезориентировать публику. Аудитория никогда не видит фактического убийства — вместо этого мы сосредотачиваемся на ближайшей стене в тенях, которые борются за свою жизнь.
Пространство, которое мы проанализировали на нашей диаграмме, является самым приватным из помещений, это дом доктора Калигари, в сцене, где Фрэнсис и доктор приходят к нему домой и требуют, чтобы он разбудил Чезаре.Дом доктора Калигари становится важным центром на протяжении всего фильма. Это его личное жилище, место, где он дистанцируется от общества и где он держит Чезаре в гробу. В ходе нашего исследования мы заметили, что фотографии интерьера и экстерьера его дома не совпадают. Ширина дома снаружи кажется не более шести футов в длину, в то время как внутреннее пространство кажется немного шире.
Форма и форма дома доктора Калигари, по сути, передают извращенную природу его существа.Дом необычайно маленький по размеру и представляет собой не более чем однокомнатную комнату.