Михаэль Ханеке (Michael Haneke) (Актер, Режиссер): фото, биография, фильмография, новости
Михаэль Ханеке – австрийский режиссёр и сценарист, обладатель множества престижных премий. Ханеке снимает фильмы на немецком, французском и английском языках, работает в театре и преподаёт режиссуру в Венской киноакадемии.
Михаэль Ханеке родился в Мюнхене, в семье актёра и режиссёра Фрица Ханеке и актрисы Беатрикс фон Дегеншильд. Провёл детство в городе Винер-Нойштадт, после окончания школы изучал философию, психологию и драматическое искусство в Венском университете.
Закончив университет, Ханеке работал кинокритиком, а также редактором и сценаристом на одном из немецких телеканалов. Режиссёрский дебют Ханеке на телевидении состоялся в 1974 году.
Свой первый полнометражный художественный фильм «Седьмой континент» Ханеке снял в 1989 году. В дебютной картине режиссёра присутствует всё то, что получит развитие в других его работах: серьёзная социальная проблематика, жёсткий и узнаваемый стиль. Фильм о буднях обычных австрийцев, принадлежащих к среднему классу, был представлен на кинофестивале в Локарно и получил премию «Бронзовый леопард».
Через три года выходит фильм «Видеоплёнки Бенни», который приносит Ханеке определённую известность. В этой картине речь идёт о последствиях популяризации насилия массовой культурой. Герой «Видеоплёнок», заурядный школьник Бенни, родители которого обращают на него слишком мало внимания, ни с того ни с сего совершает жестокое убийство, записывая его на видеокамеру…
Настоящий успех приходит к Ханеке после выхода фильма «Пианистка» (2001), который является экранизацией нашумевшего романа австрийской писательницы Эльфриды Елинек. Картина завоевала Гран-при Каннского фестиваля. Исполнители главных ролей – Бенуа Мажимель и Изабель Юппер – получили награды фестиваля как лучшие актёры года.
«Пианистка» – история отношений учительницы музыки Эрики Кохут (Юппер), старой девы, живущей с полусумасшедшей авторитарной матерью, и её молодого ученика – Вальтера Клеммера (Мажимель). Эрика предаётся болезненным мазохистским фантазиям и не способна к близкому контакту с другим человеком. Весёлый студент Вальтер, воспылавший романтической страстью к Эрике, кажется всем, в том числе и самому себе, воплощением «нормальности». Но отношения с «ненормальной» женщиной, которая не понимает условностей и не реагирует на стандартные сигналы, вскоре показывают, кем является Вальтер на самом деле…
В дальнейшем Мажимель и Юппер продолжают сотрудничать с Ханеке. Также режиссёр дважды снимал в своих фильмах французскую актрису Жюльетт Бинош («Код неизвестен», «Скрытое»). В нескольких картинах Ханеке снялись немецкие актёры Ульрих Мюэ и Сюзанна Лотар.
Фильм Ханеке «Белая лента» (2009) был удостоен главной награды Каннского кинофестиваля, а также номинировался на «Оскар» как лучший неанглоязычный фильм. Действие картины, снятой на чёрно-белой плёнке, происходит в 1913 году в тихой пуританской деревне – маленьком замкнутом обществе с крайне суровыми законами.
«Фирменный стиль» Михаэля Ханеке – длинные эпизоды, снятые одной неподвижной камерой, отсутствие музыки, яркие и жестокие сцены насилия.
Интересно, что в центре большинства фильмов Ханеке («Седьмой континент», «Видео Бенни», «Забавные игры», «Время волков», «Скрытое») – обычная буржуазная супружеская пара, Георг / Жорж и Анна. Иногда звучит фамилия супругов – Лоран.
Михаэль Ханеке: «Своими фильмами я полемизирую с американским фастфудным кино, стараюсь развенчать его в глазах зрителя. Кино должно честно ставить вопросы, а не бросаться быстрыми фальшивыми ответами. Я считаю, что нужно показывать существующие проблемы, не предлагая искусственных решений. Самое важное в фильме – провокация и диалог. Если вам нужен однозначный ответ на вопросы – это не ко мне».
Фильмография
Белая лента / Das weisse Band — Eine deutsche Kindergeschichte (2009)
Забавные игры / Funny Games (США) (2007)
Скрытое / Caché (2005)
Время волков / Le temps du loup (2003)
Пианистка / La pianiste (2001)
Код неизвестен / Code inconnu: Récit incomplet de divers voyages (2000)
Забавные игры / Funny Games (1997)
Замок / Das Schloß (1997) (TV)
Люмьер и компания / Lumière et compagnie (1995) (фрагмент «Михаэль Ханеке / Вена»)
71 фрагмент хронологической случайности /71 Fragmente einer Chronologie des Zufalls (1994)
Видеоплёнки Бенни / Benny’s Video (1992)
Седьмой континент / Der siebente Kontinent (1989)
Интервью — Михаэль Ханеке, режиссер
Досье:
1942
23 марта родился в Мюнхене в австрийской семье.
1989
Первый кинофильм «Седьмой континент» получает приз в Локарно.
2006
Ставит «Дон Жуана» Моцарта в Парижской опере.
2009
Получает «Золотую пальмовую ветвь» за драму «Белая лента».
Все, что я снял, объединяет мое желание оставить глубокое воспоминание; чтобы публика не могла стряхнуть с себя мой фильм после просмотра
Австриец Михаэль Ханеке – единственный режиссер, который получил две высшие награды Каннского кинофестиваля за два фильма подряд: «Белую ленту» и «Любовь», выходящую в российский прокат. Новый фильм мастера – камерная драма о двух стариках, Жорже и Анне, преподавателях музыки на пенсии, живущих в своей парижской квартире. Анну настигает инсульт, но она просит Жоржа не отправлять ее в больницу, и тот ухаживает за женой дома, наблюдая изо дня в день за ее медленным угасанием. Жесткая, бескомпромиссная, простая, пронзительная, но отнюдь не сентиментальная драма о любви и смерти разыграна выдающимися европейскими артистами, каждому из которых перевалило за восемьдесят: это Жан-Луи Трентиньян и Эмманюэль Рива. О работе с ними и о самом фильме с Михаэлем Ханеке поговорил обозреватель «Пятницы».
– Что было в начале – сюжет или название?
– Название пришло в самом конце. Не хочу сравнивать себя с Моцартом, но и он написал увертюру к «Дон Жуану» ночью накануне премьеры. Вообще-то назвать фильм «Любовь» предложил Жан-Луи Трентиньян, когда посмотрел первую сборку. Я сразу согласился. У сценария было десять рабочих заголовков, но все они никуда не годились.
– Когда-то вы сказали, что без Изабель Юппер не сняли бы «Пианистку». А возможна ли «Любовь» без Трентиньяна?
– Нет. Сценарий писался специально для Трентиньяна, без него я бы за это не взялся. Эмманюэль Рива я знал только по самой знаменитой ее работе – «Хиросима, любовь моя» Алена Рене. Так что она появилась обычным путем, на кастинге. Она пришла, я увидел и услышал ее, и сразу понял, что без нее не смогу.
– Почему именно Трентиньян?
– Он обладает удивительной человеческой теплотой, которую у актеров нечасто встретишь. Особенно у пожилых, а я собирался снимать фильм о стариках. Я всегда очень высоко ценил Трентиньяна: в нем есть какая-то загадка, которую не выразить словами, – тоже редчайшее качество, свойственное только великим актерам. Из современников – пожалуй, одному лишь Даниэлю Отою. Но я считаю, что и Трентиньян, и Рива сыграли просто потрясающе. Какими бы ни были мои ожидания, им удалось их превзойти.
– «Любовь» – фильм о поколении, представители которого уходят?
– Я этого в виду не имел. Те, кто уходят, всегда принадлежат предыдущей эпохе, они – уходящая натура. Мои Анна и Жорж – не исключение.
– Кстати, почему все ваши герои носят эти имена?
– Мне фантазии не хватает! (Смеется.)
– Я вам не верю.
– Снимая один из ранних телевизионных фильмов, я думал, как бы назвать героя и героиню, чтобы имена были предельно простыми. Мне на ум пришли Георг и Анна. Так с тех пор и повелось. Разумеется, читая Томаса Манна, вы встретите более изобретательные и колоритные имена – но жизнь банальнее и скучнее прозы Манна. Да и кинематограф тоже.
– Многие Жоржи и Анны из ваших фильмов представляют определенный социальный срез. Но не в «Любви».
– Я выбрал тему, которая будет близка каждому. Кому не доводилось сталкиваться со страданиями и смертью близких, родственника или друга? Вы наблюдаете за тем, как он мучается, и чувствуете собственное бессилие. С этой мысли для меня началась работа над фильмом. Возраст моих героев здесь – лишь один из компонентов, отчасти навязанный реальным возрастом Жан-Луи Трентиньяна, с которым я давно хотел поработать. По сути, тот же фильм можно было бы снять и о тридцатилетней паре, чей десятилетний ребенок умирает от рака. Но, конечно, в этом случае акценты были бы расставлены иначе. Рак – это индивидуальная судьба конкретного больного, трагедия преждевременной смерти. Старость же – то, с чем столкнется каждый, болезнь и смерть в старости универсальны. Однако для меня главный герой здесь – не тот, кому суждено страдать и умереть, а тот, кто переживает свою неспособность помочь. И, конечно, «Любовь» – не фильм о старости.
– Этот сюжет был вызван к жизни вашим личным опытом?
– Разумеется.
– И преодолением персональных фобий?
– Для этого искусство и существует.
– Тем не менее социальный комментарий, хоть и косвенно, здесь присутствует: герои живут в огромной квартире в престижном районе Парижа…
–…и могут позволить себе роскошь умирать дома. Это правда, старики из других слоев общества вынуждены проводить последние месяцы жизни в хосписах. Недавно умерла мать моего близкого друга: последние пять лет он жил с ней и платил пять тысяч евро ежемесячно докторам и сиделкам. Такое по карману далеко не каждому. Но я сделал моих героев преуспевающими людьми из среднего класса именно потому, что хотел избежать любой социальности. Да, они имеют возможность болеть и умирать дома. Да, у них есть деньги на сиделку. Ну и что? Это не спасает их от боли, страдания и смерти, на которые обречены все, вне зависимости от положения в обществе.
– В «Любви» есть редкие для ваших фильмов качества: нежность, тепло. Вы осознанно к этому стремились?
– Того требовала тема – любовь и страдание! Хотя мне казалось, что нежность есть во многих моих фильмах. Просто иногда она спрятана под поверхностных слоем.
– Как вы работали со звуком? Фильм озвучивали потом или диалоги писались сразу?
– Я ненавижу саму идею озвучивания фильмов. Мне кажется, искусственно наложенный звук убивает ощущение подлинности. Но я работаю с лучшими звукорежиссерами на земле – Жан-Пьером Лафорсом и Гийомом Скьяма, которые сделали со мной уже много фильмов, они – настоящие виртуозы, которым удается идеально уловить каждый нужный мне шорох. Я действительно считаю звук важнейшим компонентом, я даже немного сдвинут на этом вопросе. Помню, монтаж «Пианистки» занял три недели, а звук мы монтировали три месяца!
– К разговору о пианистах: в «Любви» они вновь в центре внимания. Для вас они – особенные люди?
– (Смеется. ) Лет в четырнадцать я мечтал стать пианистом, наверное, в этом дело… Квартира из «Любви» напоминает ту, в которой я вырос: мой отчим был дирижером и композитором.
– Оттуда же ваша любовь к классической музыке?
– Почему в «Любви» звучит Шуберт?
– У меня три любимых композитора – Бах, Моцарт и Шуберт, я все время их использую! Третий экспромт Шуберта сразу задал нужное настроение. Вещь Баха – это псалом, исполнение которого в фильме прерывается на середине.
– Но Моцарта тут нет?
– Нет, зато я сейчас ставлю его оперу «Так поступают все» в Мадриде! Все мечтаю о «Свадьбе Фигаро» – моя любимая опера, но пока не возьмусь: слишком сложно.
– Часто ли вы пересматриваете свои старые фильмы?
– Нет, я ненавижу пересматривать свои фильмы. Как, я полагаю, и большинство серьезных режиссеров. Ошибки видишь неизбежно, а изменить-то уже ничего не можешь; крайне неприятное ощущение. Я уж лучше чужой фильм посмотрю.
– Кстати, есть ли какой-то эталонный лично для вас фильм о любви?
– Ну вы спросили! Никогда не задавал себе этот вопрос. Наверное, «Женщина под влиянием» Джона Кассаветиса.
– Эта картина в вашем списке десяти лучших фильмов всех времен. Там же «Сало, или 120 дней Содома» Пьера Паоло Пазолини. Ставите ли вы сходные задачи – вывести зрителя из состояния комфорта?
– Я действительно хочу, чтобы мой зритель не был простым потребителем, пришедшим в кино ради удовольствия: мне важно вызвать в публике интенсивное переживание. Все, что я снял, объединяет мое желание оставить глубокое воспоминание, чтобы публика не могла стряхнуть с себя мой фильм после просмотра, чтобы он застрял в памяти.
– Ладно, ваш зритель согласен чувствовать себя дискомфортно. А как насчет актеров? Им с вами комфортно?
– Их и спросите!
– А вам как кажется?
– Я стараюсь создать атмосферу доверия, чтобы актеры чувствовали себя на площадке спокойно и расслабленно. Работа должна быть продуктивной, самоотдача актеров необходима… и поэтому им должно быть хорошо! С профессионалами уровня Трентиньяна и Рива это, честно говоря, задача несложная. Да, я знаю, что у меня репутация упрямца с неразумно высокими запросами и требованиями, и я действительно снимаю эпизод со стольких дублей, сколько мне понадобится: иногда этот процесс отнимает много времени. Но вообще-то актеры до сих пор не жаловались. И с удовольствием возвращаются, чтобы сняться у меня вновь.
Биография Михаэля Ханеке — РИА Новости, 23.03.2017
В начале 1970-х годов как театральный режиссер поставил ряд спектаклей в Баден-Бадене, Дюссельдорфе, Франкфурте, Мюнхене, Вене.
В январе 2006 года в Париже поставил оперу «Дон Жуан» Вольфганга Амадея Моцарта.
В кино Михаэль Ханеке известен скандальными и шокирующими фильмами. По мнению режиссера, шок выводит обывателя из равновесия, заставляя зрителей воспринимать происходящее с максимумом эмоций.
Его первый полнометражный фильм «Седьмой континент» (Der Siebente Kontinent, 1989) получил премию «Бронзовый леопард» Локарнского кинофестиваля.
В 1992 году картина Михаэля Ханеке «Видео Берни» (Benny’s Video) произвела сенсацию в Канне, хотя демонстрировалась вне конкурса.
Его следующий фильм «71 фрагмент хронологической случайности» (71 Fragmente einer Chronologie des Zufalls, 1994) завоевал «Золотого Хьюго» на Международном кинофестивале в Чикаго.
Известность принесла режиссеру картина «Забавные игры» (Funny Games, 1997), за которую Ханеке получил приз «Серебряный Хьюго».
Его драма «Код неизвестен: Неоконченные истории нескольких путешествий» (Code inconnu: Récit incomplet de divers voyages, 2000) с Жюльет Бинош в главной роли был отобран в конкурсную программу Каннского кинофестиваля и получил Приз экуменического жюри.
Широкий резонанс в прессе вызвал фильм Ханеке «Пианистка» (Pianiste, 2001) с Изабель Юппер в главной роли. На Каннском кинофестивале фильм получил три награды — Гран-при, призы за лучшие женскую и мужскую роли.
В 2003 году режиссер снял фильм «Время волков» (Time of the Wolf), сценарий к которому был написан еще в начале 1990-х годов. Картина была показана на Каннском кинофестивале вне конкурса, заслужив противоречивые отзывы.
В 2005 году Ханеке представил в Канне свой фильм «Скрытое» (Caché). Фильм получил приз ФИПРЕССИ, Приз экуменического жюри, Ханеке стал лучшим режиссером киносмотра. В конце года Европейская киноакадемия подвела итоги: «Скрытое» был признан лучшим фильмом 2005 года.
Фильм Ханеке «Белая лента» (Weisse Band, 2009) был удостоен Золотой пальмовой ветви Каннского кинофестиваля.
В 2012 году Михаэль Ханеке получил Золотую пальмовую ветвь 65-го Каннского кинофестиваля за фильм «Любовь» (Amour) с Жаном-Луи Трентиньяном и Эммануэль Ривой в главных ролях. В 2013 году на 85-й церемонии Академии киноискусств и наук этот фильм завоевал золотую статуэтку «Оскар» в номинации лучший фильм на иностранном языке. Картина была представлена также в номинациях «Лучший фильм года», «Лучшая режиссерская работа» и «Лучшая женская роль» для актрисы Эммануэль Ривы. Фильм «Любовь» стал лауреатом премий Британской киноакадемии и «Золотой глобус» как лучший фильм на иностранном языке, удостоился высших наград премии «Сезар» и Европейской киноакадемии.
Ко всем своим фильмам Михаэль Ханеке написал сценарии.
Он ведет преподавательскую деятельность, являясь профессором режиссерского отделения Венской киноакадемии.
Ханеке был удостоен таких престижных наград, как премии Каннского международного кинофестиваля (2000, 2001, 2005 (три), 2009 (четыре), 2012), «Оскар» (2013), «Золотой глобус» (2013), «Сезар» (2013), BAFTA (2013) и др.
В 2010 году режиссер был награжден французским орденом Искусств и литературы.
В 2012 году он был удостоен французского ордена Почетного легиона.
Михаэль Хайнеке женат вторым браком. Его сын от первого брака Дэвид Хайнеке, 1965 года рождения, — режиссер короткометражных фильмов и видеоинсталляций, а также видеотрансляций театральных, оперных и музыкальных постановок.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников
15 режиссерских советов Михаэля Ханеке
1Смешное и страшное — это, зачастую, одно и то же
Кадр из фильма «Пианистка» (2001) / Фото: Canal+
В «Пианистке» много сцен, которые кажутся зрителю ужасными и пугающими и одновременно забавными. Существует два типа смеха. Смех, связанный с радостью узнавания, когда ты видишь что-то знакомое тебе и смеешься в итоге над собой. И смех истерический. С его помощью мы справляемся с ситуациями, которые нас расстраивают. Такой смех — неотъемлемая часть нашей повседневной жизни.
2Шокируйте зрителя визуальными средствами
Благодаря телевидению мы привыкли, что сцена дает мгновенную информацию. Зритель смотрит и думает: «Я увидел, я понял, давайте дальше». Из-за этого добиться, чтобы зритель прочувствовал ситуацию, почти невозможно. Но если вы все-таки хотите воздействовать на аудиторию, старайтесь играть с привычками смотрения.
3Зритель необходим. Но не ценой ваших принципов
На съемках фильма «Пианистка» (2001) / Фото: Canal+
Если режиссер заявляет, что ему безразлично, сколько человек посмотрело его фильм, я сразу понимаю, что он лукавит. Это или лжец, или лицемер. Иначе зачем бы он вообще стал снимать этот фильм? Онанизм какой-то получается. Я убежден, что любой автор ищет аудиторию. Это уравнение из двух частей: один творит, другой воспринимает. Разве живописцы пишут для того, чтобы никому не показывать свои картины? Однако если в погоне за более широким зрителем вы предадите свои принципы, это будет так же фатально.
4Любой фильм насилует зрителя
Я считаю, что цель драмы — не позволить вам вернуться домой спокойным. Это цель искусства со времен греческой трагедии. Любой фильм — манипулятивен, насилует зрителя. Поэтому главный вопрос, который должен задать себе режиссер: «Зачем я насилую зрителя?». Я делаю это, чтобы пробудить в зрителе рефлексию, чтобы сделать его интеллектуально независимым. Я верю в силу интеллекта. Лучшие фильмы должны работать как трамплины. Они должны давать зрителю возможность взлететь, но сам вопрос — взлетать или не взлетать — остается за зрителем.
5Лучший способ научиться писать хорошие сценарии — анализировать плохие
Кадр из фильма «Хэппи-энд» (2017) / Фото: Les Films du Losange
Когда вы читаете хороший сценарий, вы оказываетесь слишком увлечены, чтобы разобрать, как он устроен. Поэтому плохой сценарий проще анализировать, проще понять, почему что-то в нем не работает. А это и есть обучение.
6Учиться режиссуре лучше всего с небольшой группой актеров. Причем средних актеров
Работа с актерами — самый сложный, самый страшный и самый важный навык режиссера. На австрийском телевидении в свое время было мало актеров, и они были далеко не великими. Это подтолкнуло к поиску путей работы с ними, к поиску способов добиться от них наилучшего исполнения.
7Режиссер — самая переоцененная фигура в киноиндустрии
На съемках фильма «Хэппи-энд» (2017) / Фото: Sony Pictures Classics
Если у вас есть хороший сценарий и хорошие актеры, надо быть очень плохим режиссером, чтобы снять плохой фильм. Все начинается со сценария. Если вы режиссер и сами не пишете сценарии, но ставите хорошие чужие сценарии, ваша работа вовсе не такая сложная, как принято считать.
8День на площадке — день работы над раскадровкой
Производство любого фильма начинается с раскадровки. В начале карьеры раскадровки лишний раз страхуют от ошибок. Потом это становится привычкой. Над раскадровками нужно проводить столько же времени, сколько планируется потратить на съемки. То есть, если съемки будут длиться восемь недель, то и над раскадровками надо просидеть тоже восемь недель.
9Главный орган режиссера — уши
Кадр из фильма «Белая лента» (2009) / Фото: Les Films du Losange
Уши важнее глаз. Во всяком случае, для кинематографиста. Потому что кино — это ритм. Чувство ритма диктует работу с актерами. Во время проб не обязательно смотреть на актера, достаточно вслушиваться в его интонацию.
10Репетиции — лучший способ загубить исполнение
Репетиции дают актерам ложное чувство защищенности, уверенности, что их исполнение удачное. Кроме того, во время репетиций у актера формируется личное мнение о характере героя, и в итоге он играет это мнение, а не характер. Особенно это касается сцен, в которых герой лжет. Из-за этого зритель сразу понимает, что герой лжет. Какой смысл?
11Саундтрек или внутрикадровая музыка
Кадр из фильма «Любовь» (2012) / Фото: Darius Khondji / Sony Pictures Classics
Внутрикадровая музыка делает кино более реалистичным, ведь жизнь в действительности не сопровождается саундтреком. Если снимать жанровое кино, вроде вестерна, то саундтрек нужен, но музыка должна находиться в гармонии с атмосферой и жанром фильма.
12Саунд-дизайн — один из самых важных и самых приятных этапов создания фильма
Работа над саунд-дизайном может занимать в среднем два месяца. Это завершающий этап, когда сделано все остальное, когда кино смонтировано и точно понятно, что за история получилась. После этого можно посвятить себя тонкостям звука. Они могут добавить истории новое измерение и даже изменить актерское исполнение.
13Зритель может не видеть, но он чувствует
На съемках фильма «Любовь» (2012) / Фото: Sony Pictures Classics
Лучше снимать в павильоне, чем в локациях. Потому что тщательный препродакшн позволяет точно понять, что именно необходимо для данной истории. Хаос жизни лучше воссоздается в павильоне. Но при этом все должно быть абсолютно убедительно, максимально близко к реальной жизни. Потому что зритель может не увидеть подмены, но он обязательно почувствует ее.
14Две самые сложные вещи для актера
Открывать двери так, чтобы это казалось естественным. И короткие реплики, вроде «Да» или «Нет».
15Задача наставников в кино — помочь ученику найти собственное творческое «Я»
На съемках фильма «Скрытое» (2002) / Фото: Canal+
И это самая трудная из всех задач. Художник должен обрести внутреннюю силу, чтобы создать что-то действительно уникальное. Мы всегда оглядываемся на других авторов, но пытаться имитировать их — значит заведомо обрекать себя на провал, вне зависимости от наличия таланта. Найти собственное творческое «Я» — самая важная и самая сложная задача, и наставник должен помочь справиться с ней.
Источник: Film School Reject, Mentorless.
Обложка: на съемках фильма «Хэппи-энд» (2017) / Sony Pictures Classics
ИГРЫ МИХАЭЛЯ ХАНЕКЕ: РАННЕЕ ТВОРЧЕСТВО
Насилие на экране – одна из ключевых тем творчества Михаэля Ханеке; он считает, что оно порождает насилие и в реальной жизни. «Видео Бенни» начинается с демонстрации кадров забоя свиньи. Режиссёр заигрывает со зрителем и его эмоциями – убийство животных было запечатлено на пленку и в «Седьмом континенте», где крупным планом постановщик показывал смерть аквариумных рыбок. От рыбок – к свиньям, а от свиней – к людям. По сюжету молодой парень Бенни учится в школе и любит снимать видео на любительскую камеру. Видеокассеты со второсортными ужасами и боевиками дома он засматривает до дыр. Бенни приглашает к себе домой незнакомую девушку, пока родителей нет дома, и… хладнокровно убивает её пистолетом для убоя скота. Важная деталь: во время убийства зритель наблюдает процесс на мониторе в комнате Бенни, который записывает происходящее. В дальнейшем Бенни снимает мёртвую жертву на свою любительскую камеру.
Ханеке не страшится эпатажа: 16-летний актёр Арно Фиш предстаёт в фильме обнажённым и размазывает по своему телу кровь убитой незнакомки. Режиссёр не столько рассказывает истории, сколько запечатлевает образы: формально успешная, но несчастливая семья убивает себя в «Седьмом континенте»; подросток Бенни, привыкший к насилию на экране, не чувствует угрызений совести из-за совершенного им реального убийства. Когда отец узнаёт о случившемся и спрашивает сына – «Почему ты это сделал?» — тот отвечает: «Не знаю. Просто так». Пик низости достигается в финале ленты – Бенни приходит в полицейский участок и подставляет родителей, предоставляя фальшивые доказательства их виновности в убийстве. Ханеке работает на контрастах: конфликте любящих родителей и хладнокровного убийцы-сына.
Череда эпизодов из жизни персонажей переплетается в монтажных склейках и подводит к шокирующей развязке: один из героев, ничем не выделяющийся девятнадцатилетний студент, заходит в здание банка, внезапно открывает огонь, а затем совершает самоубийство. Ханеке говорит, что в его картинах всегда несколько смысловых пластов, как и в картине «71 фрагмент хронологии случайностей»: причина бессмысленного убийства кроется в ответной агрессии, непонимании между людьми – персонаж пытается заплатить за бензин картой, но её не принимают и грубят в ответ; так как машина загораживает проезд, то студент в спешке идёт в банк и хочет снять деньги вне очереди, но ввязывается в драку. В ленте развернута документальная хроника мировых конфликтов, которую вещают по телевизору: глобальная тревога на всех телеэкранах страны также способна вызвать нервный рецидив, приводящий к неадекватному поведению и немотивированным убийствам.
Смех в творчестве Михаэля Ханеке
«Хэппи-энд» Ханеке, своеобразный сиквел «Любви» — пожалуй, самой эмоциональной и проникновенной картины режиссера, получившей «Золотую пальмовую ветвь». Связывает их лишь фигура Жоржа Лорана (Жан-Луи Трентиньян), лишившегося жены в фильме «Любовь». Здесь он, скорее, второй по значимости персонаж после своей внучки, 13-летней Евы (замечательная Фантин Ардуин). Девочка вынуждена жить под одной крышей с дедушкой, в новой семье своего отца (Матьё Кассовиц) — мать Евы лежит в больнице после попытки отравления. Сразу оговоримся: тема смерти поднимется в фильме еще не раз.
Все несчастливые семьи несчастны по-своему, и семью Лоран счастливой точно не назовешь. Отец девочки, успешный врач, тайком от жены ведет непристойную переписку со своей любовницей в аналоге фейсбука. Тетя Евы, Анна (нестареющая Изабель Юппер), настоящая железная леди, возглавляющая семейный бизнес, готовится к свадьбе с британским адвокатом (Тоби Джонс). В то же время у нее на работе случается несчастный случай, а ее сын Пьер (дублированный на французский язык немец Франц Роговский) мучается от осознания своей никчемности. Страдающий от болезни Альцгеймера дедушка просит всех, кто подвернется под руку, достать ему пистолет, чтобы покончить с собой. Напрашивающиеся аналогии с «Теоремой» Пьера Паоло Пазолини и «Крысятником» Франсуа Озона не совсем верны — Ева не является ангелом-истребителем, сеющим хаос в благополучном семействе. Хаос там был задолго до ее появления.
Несмотря на кажущуюся безрадостность, это, пожалуй, единственный фильм Ханеке, который можно назвать, пусть и с натяжкой, комедией или, скорее, даже фарсом. Однако, если поискать, отблески комичного найдутся и в некоторых других творениях 75-летнего австрийского моралиста.
Сначала вспомним несколько фактов из его жизни. Ханеке родился в Мюнхене, но вырос в Австрии. Он изучал философию, психологию и театральную режиссуру в Венском университете, до своего кинодебюта в 47 лет писал и ставил на сцене пьесы. Теперь он сам преподает в Венском университете музыки и исполнительского искусства. Среди повлиявших на него режиссеров называет воспевшего отчуждение Микеланджело Антониони (не зря первые картины Ханеке объединены в условную «трилогию замораживания») и Пьера Паоло Пазолини, Андрея Тарковского и Робера Брессона, Аббаса Киаростами и Жан-Мари Штрауба. Ханеке терпеть не может фильмы с постмодернистским кровопусканием, блокбастеры и кино, дающее очевидные ответы на сложные вопросы — отчасти, наверное, потому что постановка сложных вопросов для него гораздо важнее. Как он сам говорит, «объяснения скучны». Он любит статичные кадры, длинные планы, визуальную скупость и холодность. Еще режиссер часто ставит своих героев перед сложным моральным выбором и заставляет их проживать мучительные ситуации.
Среди самых популярных фильмов Ханеке неизбежно упоминают «Забавные игры», где парочка обаятельных садистов врывается в дом образцовой семьи и превращает ее жизнь в кошмар. Фильм, как и снятый режиссером десять лет спустя американский авторемейк, никак не назовешь смешным, но появление пульта от видеомагнитофона в знаковой сцене и та легкость, с которой подонки расправляются с несчастным семейством и подмигивают в камеру, производит несколько двоякое впечатление. Да, Ханеке пытается вызвать у зрителя дискомфорт, по его собственному признанию, «изнасиловать его до состояния независимости», без прикрас и экивоков показывая ему, что же такое насилие. Да, на премьере в Каннах многие были шокированы и покинули зал, в том числе и Вим Вендерс, приехавший на фестиваль с картиной с подходящим случаю названием «Конец насилия». Однако при этом ощущение забавной игры со зрителем не покидает до самого закономерного финала. Слишком сильно переживать не получается при всем желании — это скорее ироничный конструкт, призванный нас разбудить, чем честный и в итоге более изматывающий эксплотейшн. В этом кроется и определенное противоречие: Ханеке критиковал насилие в фильмах Квентина Тарантино и Оливера Стоуна, но, надо признаться, находит в смерти и разрушении некую красоту и часто чуть ли не со смакованием фиксирует на них свою статичную камеру.
Перебравшись на французскую землю и получив международное финансирование, Ханеке берет тему home invasion, которую так любят американские режиссеры, и расширяет ее до размера социального комментария — теперь это не просто страх перед незнакомцем, который ломится в твой дом, а перед чужим как таковым, фактически перед любым иммигрантом, топчущим чистые европейские улицы. Во «Времени волков» в твой дом не просто могут пожаловать незваные гости с ружьем наперевес — вся страна превращается в зону тревоги и незащищенности, и помощи теперь ждать не от кого. В картине «Код неизвестен» судьбы рушатся из-за брошенной в подол попрошайки бумажки, но неправильно будет сказать, что Ханеке пытается вызвать жалость к неимущим — его рациональная холодность не дает свести анализ к однозначной интерпретации. Есть в «Коде» и особенно интересная для нас сцена: ребенок того и гляди упадет с балкона, пока его мать, героиня Жюльет Бинош, плещется в бассейне. Зритель уже затаил дыхание, но, оказывается, просто идут съемки фильма, ведь Бинош играет актрису кино. Нас опять одурачили. Думается, так же кинематографично над зрителями и их ожиданиями мог бы подшутить Альфред Хичкок.
В фильме «Скрытое», где добропорядочных буржуа терроризируют видеокассетами, а грех детства накладывается на национальный комплекс вины, можно увидеть еще один элемент комического. Один из гостей, пришедших на ужин к семье Лоран, рассказывает анекдот про собаку. Смех работает как контрапункт и должен лишь подчеркнуть незащищенность хозяев и их гостей — в следующую секунду раздается звонок в дверь, и улыбки вмиг слетают с лиц четы Лоран. Но анекдот в самом деле сделал бы честь любой комедии, не только французской.
Показательно и то, что одним из ранних фильмов Ханеке была экранизация «Замка» Франца Кафки, полная сухого абсурдистского юмора. Да и сам режиссер считает себя оптимистом, и с ним не хочется спорить. В качестве подтверждения подойдет показательная история с журналистом Бенджамином Ли, который от лица Ханеке запустил в 2012 году фейковый твиттер с фотографиями смешных котиков, хвастовством «Золотыми пальмовыми ветвями» и «lol» в конце каждого предложения. Аккаунт привлек десятки тысяч подписчиков. Когда в финале интервью с режиссером для The Guardian он признался в своем авторстве твиттера, Ханеке расхохотался и сказал: «Поздравляю! Я очень много над ним смеялся. По-моему, это очень умно».
Код известен «Скрытое», режиссер Михаэль Ханеке
Не нарушая традицию, последний Каннский фестиваль опять представил материал, позволяющий обобщить главные особенности мирового кино сегодняшнего дня. Рубрика «Разборы» предлагает аналитические версии этих особенностей, а рецензии, собранные в рубрике «Репертуар», рассматривают основные фильмы конкурсной программы.
«Скрытое» (Cache)
Автор сценария и режиссер Михаэль Ханеке
Оператор Кристиан Бергер
Художник Эмманюэль де Шовиньи
В ролях: Даниель Отёй, Жюльетт Бинош, Морис Бенишу, Анни Жирардо
Les Films du Losange, Wega Film, Bavaria Film, BIM Distribuzione
Франция — Австрия — Германия — Италия
2005
Фильм «Скрытое» знаменует новый виток художественно-исследовательской работы Михаэля Ханеке, который давно и фанатично занят диагностикой болезней европейского общества, закамуфлированных комфортабельным фасадом. Это один из двух современных режиссеров (Тарантино второй), кто обнаруживает связь между насилием и его экранным изображением — связь, далекую от причинно-следственной, насмешливую, мистическую и несомненную. Две последние работы Ханеке — «Пианистка» и «Время волков» — представляли собой два шага в сторону. Один — в психоанализ, другой — в социальную футурологию. Первый из этих фильмов стал триумфом, второй — провалом, но оба работали на расширение. «Скрытое» — возвращение к исходной точке и углубление уже освоенной скважины.
Ханеке отказывается от патологических экстримов «Пианистки» и от философского глобализма «Времени волков». Он опять, как во времена молодости, делает локальный фильм без литературной и мифологической основы. Единственная уступка традиции «большого кино» — на главные роли выбраны статусные французские звезды. Даниель Отёй играет яппи-телеведущего, Жюльетт Бинош (она уже работала с Ханеке в фильме «Код неизвестен» — прелюдии «Скрытого») — его жену, работницу издательства, Анни Жирардо — его живущую в деревне мать.
Неизвестный подбрасывает в парижский дом героев видеопленки, из коих следует, что за семьей следят. Следят перманентно, подобно камерам скрытого наблюдения, установленным ныне во многих общественных местах. Постепенно выходят из тени призраки прошлого и скелеты, хранящиеся в шкафу больного подсознания героев. Однако ничего сексуального! Жорж, хозяин дома, в детстве предал алжирского мальчика Маджида, родителей которого расстреляли во время волнений. Семья Жоржа хотела усыновить его. Но ему самому не хотелось делиться детской комнатой, положением любимого сыночка — и он с детской жестокой изобретательностью, не чураясь лжи и навета, сделал все, чтобы арапчонка сплавили в детдом. Теперь прошлое настигает главного героя: Маджид вырос без образования, чувствует себя изгоем и считает виновным в жизненном крахе не кого-нибудь, а Жоржа.
Иллюзия благополучной жизни, которая разрушается вторжением чего-то постороннего, была популярна в этом году в Канне. Знаком опасности, приходящей извне, мог быть проникший в водопроводные трубы французского загородного дома скандинавский зверек лемминг (символ неопознанных тайных желаний) или письмо в розовом конверте с сообщением о том, что у героя растет ненароком зачатый ребенок (сигнал к банальной мелодраме, пускай и подписанной именем Джармуша). Фильм Михаэля Ханеке, как и «Лемминг» Доминика Моля, можно причислить к психотриллерам. Но он замешан на совершенно другом тесте.
Ханеке из тех режиссеров, чья слава закалялась в Канне. Символом юбилейного 50-го фестиваля 1997 года остались его «Забавные игры». Зрителей предупреждали о наличии почти непереносимых сцен. Последний раз подобные предупреждения в Канне печатались на билетах перед показом «Бешеных псов». Все начинается с визита на виллу соседей, заглянувших одолжить четыре яйца для омлета, а оборачивается тотальным истреблением целого семейства. Когда одна из жертв хватает ружье и стреляет в одного из насильников, зал ликует. Но это всего лишь всплеск «фильмического» воображения; пленка отматывается назад, действительное вытесняет желаемое, и мы опять видим безнаказанную оргию изощренных зверств. Жизнь — это не кино, и удача никогда не сопутствует жертвам, не обращает их в героев и победителей.
«Забавные игры», по словам Ханеке, не триллер, а «фильм о триллере». Таковы же «Видеопленки Бенни», ставшие сенсацией Каннского фестиваля еще в 1992 году. Молодой парнишка, сын добропорядочных родителей, балуется с видео то наедине, то в компании сверстников. Гогочут над страшилками и порнушками — всего-то делов. Так думают мама с папой, занятые извлечением доходов с загородной свинофермы. А парнишка тем временем изучил технику убийства с помощью электрошока (так забивают на ферме скот) и решил опробовать ее на подружке. Зачем? Хотел посмотреть. Убийство совершено, родители поставлены перед фактом. Сына надо срочно спасать — и вот мама увозит его в Египет, к пирамидам, а папа тем временем расчленяет труп и хоронит останки. Гадкий эпизод вычеркнут из реальности, стабильный быт восстановлен, будущее юного отпрыска вновь безоблачно и полно перспектив. Однако Бенни поистине поганый мальчишка: он тащится в полицию и предъявляет видеопленку с записью убийства (ради этого шедевра документальной режиссуры, возможно, все и делалось).
В пространстве фильмов Ханеке витает нечто настолько болезненное и монструозное, что их холодный протокольный стиль становится физически непереносимым. Исследуя синдром насилия в современном мире, режиссер отказывается от любых его трактовок, которые услужливо подсовывает мейнстрим с постмодернистской начинкой. Насилие у Ханеке интригует и парализует загадочностью, ускользающей от оценок иррациональной природой — при внешне сухой педантичности изложения истории. В новом фильме еще больше, чем в прежних, страха и саспенса: здесь уже впору сопоставлять Ханеке не с Тарантино, а с Хичкоком.
Ханеке описывает постиндустриальное мультимедийное общество с его комплексом вины и агрессии. В «Скрытом» он погружает свой скальпель в тело ХХI века, которое лишено спокойных снов и содрогается от призраков шахидов, бомбистов и просто лиц некоренной национальности. Это тело чувствует себя под прицелом невидимого ока, которое фиксирует каждое движение, каждую судорогу. То может быть око террористов или спецслужб — не важно. Страх — питательная среда тоталитаризма и сбывающихся предсказаний Оруэлла. В 1984 году казалось, что они остались в прошлом, теперь ясно, что именно тогда, на излете коммунизма, все только началось. Кино как часть системы Global Media провоцирует вуайеризм и эксгибиционизм. О частной жизни, где существует нечто «скрытое», отныне можно только мечтать. В какой-то момент в «Скрытом» вообще стирается грань между тем, что происходит реально, и тем, что отобразилось на загадочных кассетах. Все тайное давно стало явным, но тем самым еще более загадочным. Наше воображение не идет дальше примитивных теорий заговора либо представлений о том, что за нами, ловя кайф, наблюдают боги или инопланетяне.
Австриец Ханеке впервые выступает как практически французский режиссер. Действие фильма происходит в Париже, в центре сюжета — французский «алжирский комплекс», в главных ролях те, кто олицетворяет «средних французов», даже Бинош, похожая здесь не на диву, а на обывательницу-гусыню. Один из самых ярких эпизодов картины сыгран Анни Жирардо, героиня которой доживает одинокую старость, сознательно вытеснив из памяти позорный эпизод своей биографии — предательство мальчика-сироты. Другой кульминационный момент картины — когда отвергнутый алжирец Маджид режет себе горло бритвой на глазах у Жоржа и незримой видеокамеры.
Конечно, не все, особенно во Франции, приняли столь резкий тон. Можно ли винить шестилетнего мальчишку в том, что он из эгоизма отверг соперника? Правомерно ли шить ему ответственность за судьбу Алжира, а возможно, и Ирака, и всего третьего мира? Оппоненты говорили, что Ханеке, выпуская левацкие стрелы в общество потребления, предлагает ему билет в одну сторону на «тур тотальной вины». Однако стоит вспомнить, что французское кино — даже в горько-сладких «Шербурских зонтиках» — традиционно использовало Алжир как код, чтобы обозначить столкновение конформизма с «не-приятной реальностью». И Ханеке успешно пользуется тем же самым известным кодом, чтобы приоткрыть дверь в сегодняшний глобальный мир.
Его квинтэссенцией становится финальная сцена фильма. Мы видим молодежь, толпящуюся у дверей лицея. Ничего не происходит, камера бесстрастно фиксирует «реальность как она есть» — примерно как она зафиксировала исполнителей недавнего лондонского теракта, когда они садились в поезд, нагруженные рюкзаками со взрывчаткой. На втором плане внимательный глаз замечает юношу-араба и подростка-француза, которые о чем-то беседуют. Всматриваемся: это сыновья антагонистов — Маджида и Жоржа.
Финал допускает как минимум три толкования. Первое: пока родители изживают застарелые конфликты прошлого, дети уже нашли общий язык и ощущают себя частью интегрированного общества. Второе: дети, сговорившись, и организовали видеокассетный террор. Третье: это просто ложный код, а истины мы так и не узнаем.
Михаэль Ханеке: Нет простого способа сказать это… | Amour
Майкл Ханеке любит говорить, что его фильмы легче снимать, чем смотреть. Актеры и съемочная группа развлекаются, но он ожидает, что его аудитория будет обеспокоена, оскорблена или даже обеспокоена. «На съемочной площадке я шучу», — сказал он, когда мы встретились в Париже, чтобы обсудить Amour , который заслуженно принес ему Золотую пальмовую ветвь в Каннах в этом году. «Я не могу слишком увлекаться, иначе это превратится в сентиментальный суп. Я стараюсь, чтобы он был легким».
То, что он пытался облегчить при изготовлении Amour , было мрачной анатомией пожилой слабости и слабоумия, полной недержания мочи, принудительного кормления и возможного запаха гниения.Фильм рассказывает о закате восьмидесятилетнего музыканта, которого после инсульта ухаживает дома ее обожающий, но все более сердитый и сбитый с толку муж. Роли, как сказал Ханеке, исполняют «два великих актера, выходящих за рамки актерского мастерства. Они оба знали, что в ближайшем будущем эта ситуация коснется их собственной жизни». Эммануэль Рива сейчас 85 лет, Жан-Луи Трентиньяну 81 год; потому что фильмы 1950-х годов сохраняют их юную молодость — Рива в постели со своим японским любовником в Хиросима Mon Amour , Тринтиньян поклоняется груди Бардо в И Бог создал женщину — это тревожно видеть их сейчас с жесткими, но хрупкими конечностями и потертые, обвисшие лица. Их тревога не притворяется, их травмы не действуют. Риве пришлось раздеться догола для сцены, в которой ее купает властная медсестра; она не верила, пока не настал момент, что Ханеке действительно собирался заставить ее раздеться. Тяжелая хромота Трентигана — напоминание о мотоциклетной аварии, и в довершение всего он сломал руку во время съемок.
Amour суров и иногда жесток, как и следовало ожидать от режиссера, специализирующегося на эмоциональной крайности. Ханеке «Седьмой континент » повествует о жестоком самоубийстве всей семьи, «Веселые игры » — о пытках и резне в другом доме; Учитель по игре на фортепиано изучает помешательства героини, которая режет бритвой свои гениталии и просит, чтобы ее пороли.Но в новом фильме есть глубокое сострадание, которого раньше не было в его творчестве. Его тема, как выразился Ханеке, — «Как мне справиться с тем фактом, что тот, кого я люблю, страдает?», А частный источник — агония тети, воспитавшей Ханеке, когда его беспомощные родители, оба актера, поняли, что не имел таланта к воспитанию детей. В возрасте 92 лет у его тети, страдающей ревматизмом, была передозировка снотворного. Ханеке вовремя нашел ее и доставил в больницу. Ранее она умоляла его помочь ей умереть; он указал, что, поскольку он был ее наследником, он мог оказаться в тюрьме.Через год после первой попытки она проглотила еще таблеток и избавилась от страданий. Хотя обстоятельства в Amour отличаются, Ханеке передает свою личную дилемму Трентиньяну, который справляется своим безумным, героическим путем.
В предыдущих фильмах Ханеке речь шла о случайном, беспричинном убийстве в Видео Бенни и беспорядочной стрельбе по толпе в 71 Фрагменты хронологии шанса . Но Amour исследует умирать, процесс, который более длительный и гораздо более неприятный для наблюдения.Здесь меньше драмы, потому что распад предсказуем и постепенно постепенен. Тем не менее, кульминация Amour — это сцена, которая застает вас врасплох и оставит в тупике.
Наверное, вы, как и я, не будете знать, возмущаться или плакать от увиденного. Ханеке не доверяет идее катарсиса и считает, что голливудские фильмы проституировали его, предоставив «ложные [потому что слишком быстрые] ответы». Вот почему его собственные сюжеты остаются нерешенными: Hidden — это детектив, который оставляет нас неуверенными, кто что и с кем сделал, а его адаптация «Замок » Кафки обрывается, как незаконченный роман, на середине предложения.В конце Амур, дочь Ривы и Трентиньяна, которую играет Изабель Юппер, возвращается в квартиру своих родителей, чтобы сидеть и молча размышлять о том, что произошло. Она представляет нас; возможно, сказала мне Ханеке, она воплощает «нашу нечистую совесть», поскольку мы заплатили, чтобы засвидетельствовать боль вымышленных персонажей. Испытывает ли она катарсис, своего рода очищение? Это зависит от того, что вы проецируете на ее застывшее лицо; все, что я знаю, это то, что мои собственные чувства по поводу Amour , когда я достаточно успокоился, чтобы разобраться в них, в равной степени состояли из ужаса и жалости, которые Аристотель считал следствием трагедии.
Человек, придумавший эти мучения, мимолетно похож на истощенных святых Эль Греко. Ханеке одевается исключительно в черный цвет, который компенсируется водопадом белых волос. Хотя он отказывается сниматься в своих фильмах — вместо этого он называет свою жену Сюзанну, торговца антиквариатом, в качестве статиста — он сказал, что ему нравится играть монаха-капуцина, поскольку они носят такие стильные капюшоны. В этом замечании улавливается сочетание аскетизма и элегантности: американский журналист однажды назвал его «Гэндальфом от кутюр», волшебником, который слишком привередлив в своем гардеробе.
Ханеке сделал себе имя, осуждая самодовольство и амнезию своей родной Австрии и высмеивая глянцевый расточительный потребительский стиль американских фильмов: он наслаждался скандалом в Каннах в 1998 году, когда зрители высмеивали его семью в The Seventh Continent , который разбился. их предметы домашнего обихода, смывали пачки денег в унитаз. Тем не менее, враг буржуазии — безупречный буржуа, и когда я приехал на нашу встречу в шикарный отель недалеко от Триумфальной арки, я обнаружил, что Ханеке — совсем рядом с рейсом из Вены, где он живет — завтракает в ресторане. .Недовольный тем, что его заметили в ситуации, когда он не контролировал ситуацию, он поспешил наверх в свой номер и затем, после некоторого перерыва, вошел в комнату, отведенную для нашего интервью.
Я ожидал, что он будет отстраненным, даже надменным. Хупперт, у которого Ханеке извлек такой резкий перформанс в «Учитель фортепиано », однажды назвал его «любопытной комбинацией Роберта Брессона и Альфреда Хичкока». Брессон в таких фильмах, как Карманник или Человек сбежал наблюдает за душами, стремящимися к искуплению; Хичкок в Psycho или Vertigo исследует неизлечимо невротический ум.Ханеке смешивает созерцание одного с озорством и злобой другого. Подобно богу, он изучает мир на расстоянии, не в силах вмешаться, возможно, забавляется маленькими, незначительными бедствиями, которые он наблюдает. Отсюда его любовь к размещению камеры подальше от объектов съемки: Hidden хладнокровно наблюдает, как маленький мир ребенка разваливается на части, его крики заглушаются промежуточным пространством; и Код неизвестен. завершается демонстрацией того, как жизнь, которую Ханеке сравнил с блошиным цирком, безразлично разворачивается на парижском бульваре.
Лично он достаточно приветлив, но предпочитает, чтобы его контакт с реальностью опосредовался камерой. На этот раз его буфер был переводчиком; хотя английский Ханеке пригоден, он настаивал на посредничестве. Он бесстрастно слушал, как я рассказывал ему, как меня поразила кульминация Amour . Ему не потребовался перевод, но он ответил с нежным венским акцентом вопросом: « Was ist die Frage? » (в чем вопрос?) Затем он сел, чтобы насладиться своей властью и моим возбужденным бессилием.Я начал понимать дискомфорт его актеров, которые обязаны играть по его правилам. У Хупперта случилась истерика, когда он отказался позволить ей определиться с мотивами ее персонажа в его апокалиптической басне Время волка . Наоми Уоттс, которую он снял в американском римейке Веселые игры , расплакалась и возразила, что она не марионетка, когда он властно поставил сцену, в которой она суетилась по кухне. Идеальным переводчиком Ханеке была покойная Сюзанна Лотар, сыгравшая роль Уоттса в роли мучительной жены в оригинальной австрийской версии Funny Games .«Она, должно быть, была мазохисткой», — одобрительно сказал Ханеке, вспомнив, что Лотар провел полчаса, рыдая в ее гримерной, готовясь к одной сцене насилия.
Ханеке лукаво и скептически осознает, как кино манипулирует нами, выдавая пропаганду или рекламу за реальность. Однако он также является манипулятором дуги. Получив уведомление, что это должна была быть инквизиция, а не беседа, я перефразировал свои комплименты и задал ему вопрос о поразительной кульминации Amour .Он принципиально отказался отвечать. «Ах, — сказал он, ухмыляясь, когда я попал в ловушку, — вы просите меня интерпретировать, а я не буду. Все значения в порядке, все интерпретации в порядке. Я не выбираю между ними, потому что не люблю объяснения. Так случилось с Жюльет Бинош в Hidden . Она спросила меня, есть ли у женщины, которую она играла, роман со своим коллегой по работе. С этим мужчиной было две сцены: я сказал ей сыграть одну так, как будто они были вовлечены, другой, как будто их не было.Я сомневаюсь, что она нашла этот совет полезным.
«Мы должны разрешить, — сказал он, — сложности и противоречия». Когда меня спрашивают о таких вещах, я обычно говорю, что не знаю ответа, потому что у меня нет таких хороших отношений с автором ». Он, конечно, сам автор, или автор, поскольку он пишет все свои фильмы, а также режиссировать их, поэтому он сослался на недостаток самопознания.Он наблюдал, как я киплю на мгновение, затем хихикнул — повторяющаяся манера поведения, возможно, извинение за его отказ от сотрудничества, возможно, сигнал его временного триумфа.
За этой игрой в прятки стоит теория. Его фильмы выступают против «бесправия зрителя», поэтому Amour начинается с фортепианного концерта, когда мы изучаем публику в Театре Елисейских полей, но никогда не видим пианиста. «Я даю зрителю возможность участвовать», — сказал Ханеке. «Зрители заканчивают фильм, думая о нем; те, кто смотрит, не должны быть просто потребителями, глотающими изображения с ложечки». Мне вспомнилась сцена из Amour , когда Тринтиньян кормит Риву с ложечки, что может быть еще одной из маленьких притч Ханеке: она выплевывает жидкость ему в лицо, и он дает ей пощечину.«Фильм не может останавливаться на экране», — сказал Ханеке, повторяя одну из своих мантр. «Кино — это диалог». Но это не тот диалог, в котором он хочет участвовать: расширяя права и возможности зрителей, он предпочитает сбивать с толку интервьюеров или сбивать их с толку. Когда я начал снова, тишину наполнила очередная очередь хихиканья.
Я процитировал комментарий Трентиньяна в фильме, когда прибывает Хупперт и обнаруживает, что ее заперли в комнате больного Ривы. Трентиньян резюмирует жуткую сцену внутри и говорит: «Ничто из этого не заслуживает показа.«Если его нельзя показать дочери пациента, как Ханеке оправдал показ его толпе незнакомцев в кинотеатре?» Фильм может показать все », — сказал он, отступая к непроверенному обобщению.« Другое дело, если кто-то из членов семьи говорит это. Вам нужно только не выдавать своих представлений о человеческом поведении и не добавлять страданий к тому, что на самом деле происходит ». Мне это не показалось ответом, поскольку Трентиньян говорит не о посещении постели больного, а о приличиях. из разложения и смерти сделать зрелище.Нежелание Ханеке продолжать хихикать было еще больше.
Я начал понимать причины его непостоянства. Amour расширяет нарушения табу Хичкоком в Psycho , которым Ханеке очень восхищается. Отсюда и суровое испытание Ривы в ванной, и еще один почти не поддающийся наблюдению момент, который соответствует открытию гниения миссис Бейтс в подвале с фруктами. (По крайней мере, Рива все еще могла действовать, что дало ей способ защитить себя; в отличие от Ханеке, Ханеке представил Энни Жирардо как уклончивую матриархат в Hidden в то время, когда болезнь Альцгеймера оставила ее неуверенной в том, кто она такая.) Ханеке заставляет нас свидетельствовать то, от чего мы обычно отводим глаза. Делает ли он это, чтобы угодить нашей похоти, как, когда Хупперт посещает пип-шоу в The Piano Teacher и нюхает запекшуюся спермой ткань, которую она выбирает из мусорного ведра, пока смотрит грубое, ворчащее видео совокупления? Или он наказывает нас, заставляя противостоять смертности, как молодой мальчик в The White Ribbon , когда изучает труп?
Ханеке ожидает, что фильмы будут вызывать кошмары. Когда его впервые привели в кино в возрасте шести лет, чтобы увидеть «Гамлет » Лоуренса Оливье, он начал кричать от ужаса, и его пришлось вывести.Посмотрев Садеанский эпос Сало, или 120 дней Содома, , Пазолини вспоминает, как его тошнило в течение месяца: это был высший комплимент, который он мог сделать для антологии извращенных и отталкивающих сексуальных сцен фильма. В прошлом он без сожаления признавал свои садистские мотивы. «Меня обвиняли в« изнасиловании »зрителей, — сказал он в 2006 году, — и я открыто признаю это. Все фильмы так или иначе нападают на зрителя». Он добавил довольно хитро: «Я пытаюсь заставить зрителя добиться независимости.»
Когда Ханеке поставил Дон Жуана в Парижской Опере в 2007 году, он превратил беспечного соблазнителя Моцарта в насильника-психопата, который сорвал одежду с одной из своих жертв и насиловал ее на сцене. Ханеке объяснил этот поступок метафорически: его Дон Жуан был накаченным финансистом в офисной башне, поэтому мы наблюдали, как Уолл-стрит трахает маленьких людей мира. Но я не могу не размышлять о его увлечении безжалостным распутником, тем более что в актерском составе Amour есть оперный баритон, который когда-то был известным Дон Жуаном: Уильям Шимелл играет мужа Хупперта, музыканта-развратника.«Мы встретились после того, как я увидел его в роли Дона Альфонсо в Cosí Fan Tutte », — сказал Ханеке. «Роль в фильме небольшая, я подумал, что это будет забавно. Почему бы и нет? И он будет петь Альфонсо, когда я буду снимать Cosí в Мадриде в следующем году». Это тоже красноречиво, поскольку Альфонсо в опере Моцарта — манипулятор, неподвижный движитель, который осмеливается двумя молодыми друзьями-мужчинами соблазнять невест друг друга. Вместо того чтобы расспрашивать Ханеке о его самоидентификации с этим пожилым циником, я спросил, почему Рива на ранней стадии болезни содрогается от отвращения к тому, что она называет «британским чувством юмора Шимелла».Легко представить, как ее зять подбадривает ее, поднимает ее моральный дух, дразня ее. Было бы это так неправильно? «Не могу сказать», — пренебрежительно фыркнув, ответил Ханеке. «Я не британец». На этот раз его хихиканье было совершенно бессмысленным.
Провалив мои попытки узнать о его обращении с людьми, я упомянул его смертельную историю с домашним скотом. Трентиньян ловит голубя в Amour , и после того, как кажется, что задушил его, он решает в красивом порыве эмоциональной разрядки ласкать и ласкать птицу.Я подозреваю, что Ханеке предпочел бы свернуть себе шею, поскольку голубь, как методичный актер, игнорировал его направление. «Ах, это было ужасно! Были маленькие семена, которые направляли его, но он шел своим путем по квартире, всегда по-разному». Однако он выжил, в отличие от своих собратьев из предыдущих фильмов о Ханеке. Семейная собака — первая жертва в Funny Games , нескольким лошадям перерезали горло в The Time of the Wolf , а Benny’s Video начинается с резни визжащей свиньи — перфекционизм Ханеке потребовал принесения в жертву трех свиней. .Конечно, у него была готовая теория, объясняющая эту бойню. «Это иерархия власти», — сказал он. «Мужчины наверху, затем женщины, затем дети, затем животные на самом низу. Это они должны терпеть это».
Но сколько на самом деле пришлось вынести этим невольным исполнителям? Я рассказывал Ханеке об аквариуме в «Седьмой континент », перевернутом, когда семья разрушила свой дом как прелюдия к самоубийству: тропические рыбы хлопают и барахтаются в море разбитого стекла.«Мы сделали все возможное, чтобы защитить рыбу», — сказал он, что не совсем то же самое, что заявление «Ни одно животное не пострадали», которого требует RSPCA. «Если честно, мы снимали эту сцену много раз. Вся студия была затоплена, и команда пыталась схватить рыбу и опустить ее в ведра с водой каждый раз, когда я кричал« вырезать ». К концу один или два плыли с их животы вверх. Я думаю, они умерли от шока «. На этот раз у него хватило приличия, чтобы не хихикать.
Блокируя мои попытки вовлечь его в свои фильмы, он возобновил свои теоретические рассуждения.«Вы можете использовать свои средства как в хорошем, так и в плохом смысле. В немецкоязычном искусстве у нас был такой плохой опыт с Третьим рейхом, когда истории и изображения использовались для лжи. После войны литература старалась не делать этого. то же самое, поэтому писатели начали размышлять над рассказами, которые они рассказывали, и делать читателей частью своих текстов. Я делаю то же самое ». Фильм, согласно этой логике, существует только в глазах или уме смотрящего; Ханек, сохраняя свое собственное моральное превосходство, не несет никакой ответственности, если кто-то видит Забавных Игры как нюхательный фильм или Пианистки порнографии, и он остается непорочным, если мы рассматриваем Amour как прохладный эксперимент, vivisects его пожилые актеров .
Ханеке — самый проницательный аналитик из тех уклонений, которые он практикует в интервью: по его мнению, это равносильно национальному психозу. Венские родители в Видео Бенни скрывают доказательства убийства, которое их сын совершил дома, а немецкий пастор в Белой ленте с негодованием отказывается признавать ужасы — включая распятие домашней птицы — которые изобилуют. его домочадцы. Ханеке имеет дело, как он часто говорил, с подавленным чувством вины Австрии, ее отказом признать свое позорное недавнее прошлое.Он родился в 1942 году и вырос с этим коллективным отрицанием, которое стало для него второй натурой; ему не нужно переживать за военные преступления, но иногда его должны тревожить более темные, более грубые порывы своего воображения. Я не спрашивал его об этом, потому что он уже дал мне свой универсальный обструктивный ответ: он знаком с автором только кивком, так что сомнительные мотивы, которые я ему приписываю, должны быть моими собственными.
Его скользкость вызвала у меня разочарование, и, когда я уходил, я услышал отголоски его надоедливого хихиканья, звуковой версии улыбки Чеширского кота. Затем я вспомнил, какое влияние на меня оказал Amour — дань блаженной грации его актеров, их физическому и моральному мужеству, а также безжалостному поиску Ханеке правды о том, как мы живем и умираем. Режиссер имеет право оставаться невидимым; выведенный из укрытия маркетологами, он имеет право скрывать или заявлять о незнании побуждений, лежащих в основе его работы. Но легче смотреть фильмы Ханеке, какими бы мучительными они ни были, чем встретить человека, который их снял.
Amour выйдет 16 ноября
Оскароносный режиссер Майкл Ханеке снимет сериал из 10 частей | Майкл Ханеке
Майкл Ханеке стал последним высокопоставленным кинорежиссером, который повернулся к маленькому экрану после того, как рассказал, что работает над англоязычным сериалом из 10 частей.
Австрийский режиссер, получивший Золотую пальмовую ветвь в Каннах и лучший иностранный Оскар в 2012 году за свой фильм «Амур», подтвердил, что работает над Книгой Кельвина, антиутопической историей, действие которой происходит в ближайшем будущем.
Ханеке, который является одним из самых знаменитых авторов современного кино и хорошо известен своими беспощадно мрачными триллерами, такими как «Веселые игры», «Учитель фортепиано» и «Каше», сказал, что этот шаг дал ему возможность работать в более широком формате.
«После 10 телефильмов и 12 фильмов я захотел хоть раз рассказать более длинную историю», — сказал Ханеке. «Книга Кельвина» будет сниматься на английском языке, подтвердила немецкая продюсерская компания UFA, которая стояла за Deutschland 83, немецкоязычным триллером «Штази», который был одним из лучших телешоу Guardian в 2016 году.
«Ни один современный режиссер не вдохновил меня больше, чем Михаэль Ханеке», — сказал исполнительный директор UFA Нико Хофманн. «Книга Кельвина — необычайно богатая, захватывающая и амбициозная история. С современными темами и отражением цифровой эпохи, в которой мы живем, сейчас самое лучшее время для этого проекта ».
Книга Кельвина звучит так, как будто это будет совсем другая перспектива по сравнению с недавней работой Ханеке. Его последний фильм, «Счастливый конец», посвящен буржуазной семье в Кале, у которой десенсибилизированный взгляд на мир, что означает, что их не волнует кризис беженцев на пороге их дома.
Амур, получивший наибольшее количество наград за фильм 75-летнего спортсмена, представлял собой тонкий портрет пожилой французской пары, которая смирилась со своей собственной смертностью. Мало что известно о Книге Кельвина, помимо антиутопии ближайшего будущего, и что в ней будет участвовать группа молодых людей, которые пытаются выжить в бескомпромиссном мире.
Ханеке присоединился к длинному списку режиссеров, перешедших из кино на телевидение. Спайк Ли (Она должна получить это), Николас Виндинг Рефн (Слишком стар, чтобы умереть молодым), братья Коэн (Баллада о Бастере Скраггсе) и итальянский режиссер Паоло Соррентино (Молодой Папа) объединились с Netflix, HBO , Sky и Amazon для создания амбициозных телепроектов.
Книга Кельвина еще не запущена в производство и не имеет партнера по трансляции или стримингу.
Тяжелые раскопки современного общества режиссера Михаэля Ханеке
Австрийский кинорежиссер Михаэль Ханеке построил свою карьеру, исследуя искаженный моральный компас современного общества. Тщательно задокументировав распад современных систем ценностей, он стал одним из самых уважаемых авторов в мировом кино.
Ханеке родился в Мюнхене в 1942 году, в семье австрийской актрисы и немецкого актера и режиссера.После изучения драмы, психологии и философии в Венском университете он нашел работу кинокритика и редактора на немецком телевидении.
Ханеке дебютировал в качестве режиссера в фильме « Седьмой континент » (1989), городской домашней драме о семье среднего класса со зловещими наклонностями к самоуничтожению. Он познакомил аудиторию с тем, что стало главной заботой режиссера: скрытым насилием и сводящей с ума изоляцией современного общества.Это оказалось ключевым опусом в блестящем исследовании Ханеке психики среднего класса.
Видео Ханеке Бенни (1992), закрепившее его статус, представляет собой жестокое и хорошо организованное визуальное повествование о подростке, который внимательно изучает и записывает свою собственную жизнь, а также жизнь своих богатых родителей с помощью портативной видеокамеры. Искаженные цифровые изображения усилили одержимость Бенни крайне жестокими фильмами, создав невыносимое напряжение, поскольку история принимает мрачный оборот.Захватывающее и интересное видео Benny’s Video продемонстрировало способности Ханеке своим сложным и стилистически красивым повествованием.
В фильме рассказывается история учительницы фортепиано Эрики, которая живет в Вене со своей стареющей матерью. Жизнь Эрики — это сексуальное подавление, увечья, садомазохизм и одержимость. Он принес Ханеке его третью Золотую пальмовую ветвь (ранее присуждаемую за Веселые игры и Code Unknown ) в Каннах.
Ханеке получил дополнительную похвалу от критиков и еще одну Золотую пальмовую ветвь за модель Caché (Hidden) в 2005 году и еще раз в 2009 году за свою карьеру The White Ribbon . Белая лента , основанный на серии странных происшествий в деревне на севере Германии в начале 20-го века, представляет собой жестокий фильм, действие которого происходит в протофашистской среде, где местные дети подвергаются безжалостным наказаниям, что приводит к множеству странных смертей. . The White Ribbon , рассказанная со стилистическим контролем и опытом повествования, — это работа настоящего мастера.
Amour Ханеке (2012) — это история пожилой пары, чья совместная жизнь подходит к концу.Представляя диалог между любовью и трагедией, насилием и добротой, физическим и эмоциональным упадком, фильм Amour получил признание критиков и принес режиссеру пятую пальмовую ветвь. Он также получил премию «Оскар» за лучший иностранный язык на 85-й церемонии вручения награды Академии.
Воплощая безграничную природу воображения и снятые через философскую призму, фильмы Ханеке бросают вызов своим зрителям и побуждают их подвергнуть сомнению свои представления о добре и зле. Ханеке действительно добавил новое измерение в кинематографическое повествование.В отличие от любого другого режиссера своего поколения, он неуклонно исследует подавляемое насилие, которое лежит в основе современного общества.
Michael HANEKE — Каннский фестиваль 2020
AMOUR
ЛЮБЛЮ
2012 г.
Золотая пальмовая ветвь
Директор
, Сценарий / диалог
DAS WEISSE BAND
БЕЛАЯ ЛЕНТА
2009 г.
Золотая пальмовая ветвь
Директор
, Сценарий / диалог
КАШЕ
СКРЫТЫЙ
2005 г.
Премия за лучшую режиссуру
Директор
, Сценарий / диалог
LA PIANISTE
2001 г.
Гран При
Директор
, Сценарий / диалог
Кинорежиссеру Майклу Ханеке исполняется 75 лет | Фильм | DW
Вначале ничто не указывало на выдающуюся карьеру. Никто не мог предположить, что человек, который когда-то снял несколько телевизионных фильмов для немецкого вещателя, окажется среди очень немногих режиссеров, выигравших две Золотые пальмы в Каннах. Затем последовал Оскар. И Золотой глобус. И почти десяток призов европейского кино.
За последние годы Михаэль Ханеке был ошеломлен наградами. Только когда он начал работать режиссером на большом экране в 1989 году, он действительно нашел свой собственный стиль.
С тех пор он снял 11 фильмов.Незабытый: его дебютный фильм «Седьмой континент», наполненный неумолимой силой, граничащей с невыносимым о семье, которая сознательно покончила жизнь самоубийством. Это совершенно беспокоит.
Его следующие фильмы также характеризуются интенсивностью ледникового покрова и острым как бритва анализом. Кажется, он не жалеет главных героев. Майкл Ханеке рассказывает на экране истории, как патологоанатом препарирует тела. «Вот на что это похоже, взгляни», — как бы говорит он зрителю.«Жизнь бывает такой, какой я ее тебе показываю».
Отвлечение внимания и бегство от реальности — не его дело, равно как и глянцевая поверхностность.
Восприятие реальности
В 2007 году Ханеке отправился в Голливуд, чтобы снять римейк своего фильма 1997 года «Веселые игры», но не раньше, чем он удостоверился, что ему также будет предоставлена финальная версия. Никто не вмешивается в дела таких, как Ханеке, — это было предварительным условием для австрийского режиссера в связи с его пребыванием в США. Ремейк психологического триллера не входит в число лучших фильмов режиссера.Возможно, это не было таким разочарованием, потому что в 2013 году австрийский режиссер немецкого происхождения получил «Оскар» за «Амур», увлекательную романтическую драму о пожилой паре.
За несколько лет до того, как он получил «Оскар», его фильм «Белая лента» о семье в северной Германии перед Первой мировой войной произвел фурор на фестивалях, церемониях награждения и в кассах.
Ханеке — один из немногих режиссеров, получивших «Золотые пальмы» на Каннском кинофестивале не один, а дважды. Он обязан гордиться множеством наград, но вряд ли режиссер рассчитывает на блестящие награды. Интеллигент с острым аналитическим складом ума, вероятно, найдет больше удовлетворения в энтузиазме искушенной киноаудитории, чем в прогулке по красной ковровой дорожке.
Новый фильм в разработке
Новый фильм Ханеке «Счастливый конец» с Изабель Юппер, Жан-Луи Трентиньяном и Матье Кассовиц в главных ролях выйдет на экраны 12 октября в Германии и 18 октября во Франции.В фильме рассказывается история пары, которая столкнулась с кризисом европейских беженцев в северном французском городе Кале.
Михаэль Ханеке снимет сериал «Книга Кельвина»
Оскароносный австрийский режиссер Михаэль Ханеке работает над сериалом под названием «Книга Кельвина», как объявила в понедельник телекомпания FremantleMedia.
Действие англоязычного шоу из 10 частей будет происходить в мрачном будущем и повествовать историю группы молодых людей, самолет которых вынужден совершить вынужденную посадку.
В выпуске новостей г-н Ханеке сказал: «После 10 телефильмов и 12 фильмов я хотел хоть раз рассказать более длинную историю».
Французский фильм г-на Ханеке «Амур» о стареющей паре получил в 2012 году премию Американской киноакадемии за лучший фильм на иностранном языке и самую высокую награду Каннского кинофестиваля в том же году. Известный режиссер ранее получил Золотую пальмовую ветвь за свой фильм «Белая лента» в 2009 году.
Г-н Ханеке начал свою кинематографическую карьеру на телевидении и снимал фильмы для телевидения в Западной Германии в 1970-х и 80-х годах. в виде мини-сериала «Лемминги», состоящего из двух частей, 1979 г.В 1997 году он адаптировал «Замок» Франца Кафки для австрийской общественной телерадиокомпании ORF.
Г-н Ханеке снял свой первый художественный фильм «Седьмой континент» в 1989 году. Большинство фильмов г-на Ханеке сняты на немецком и французском языках, хотя в 2007 году он переделал свой немецкий фильм 1997 года «Веселые игры» на английском языке. и его последний фильм «Happy End», хотя в основном на французском языке, содержал некоторые диалоги на английском языке.
Продюсерская компания, работающая над «Книгой Кельвина», UFA Fiction, также стояла за немецким шпионским сериалом «Deutschland 83», который был показан в 2015 году.
«Ни один другой нынешний режиссер не заострил и не возбудил мое восприятие своими фильмами, как Майкл Ханеке», — сказал Нико Хоффман, исполнительный директор UFA Fiction. «Книга Кельвина» — это необычайно богатая, захватывающая и амбициозная история. С современными темами и отражением цифровой эпохи, в которой мы живем, сейчас самое лучшее время для этого проекта ».
Подробных сведений о партнере по вещанию или платформе потокового вещания для сериала нет.
Известный австрийский режиссер Михаэль Ханеке: Дикие игры — Культура — Еженедельник Аль-Ахрам
Панорама европейского кино должна была состояться где-то в этом месяце.Но, хотя кинофестиваль в Эль-Гуна (23–31 октября) был проведен всего через месяц после намеченной даты, а международный кинофестиваль в Каире планируется, Covid отложил мероприятие на 13–22 января, поскольку Zawya Art House, его организаторы, объявленные на этой неделе.
А пока, чтобы подбодрить нас, с 13-30 проходит ретроспективная программа фильмов австрийского режиссера Михаэля Ханеке. На первой неделе были показаны четыре культовых фильма: «Веселые игры» (2007), «Амур» (2012), «Учитель фортепиано» (2001) и «Каше» (2005).
Amour
Родился в 1942 году в семье немецкого театрального режиссера и австрийской актрисы. Ханеке изучал философию, драму и психологию в Венском университете и работал театральным режиссером до своего дебюта «Седьмой континент» в 1989 году.
С тех пор он был признан одним из величайших художников, которых знало кино. Его фильмы, снятые на французском и английском, а также на немецком языках, посвящены социальной изоляции, меланхолии, отстраненности, жестокости и дисфункции, являются одновременно реалистичными драмами и провокационными, тревожными заявлениями о современном состоянии человека.
В «Веселых играх» состоятельную американскую семью — Энн (Наоми Уоттс), Джордж (Тим Рот) и их малолетний сын Джорджи (Девон Гирхарт) — сопровождает их золотистый ретривер, а их причудливый полноприводный автомобиль буксирует лодки, они направляются в свой дом отдыха на Лонг-Айленде.
Казалось бы, идеальное существование, семейный отдых прерывается, когда двое молодых людей, Пол (Майкл Питт) и Питер (Брэди Корбетт), появляются в дверях и спрашивают, могут ли они занять четыре яйца.Энн видела их в саду дома некоторых друзей, и хотя эти друзья вели себя странно, нет причин не верить, что они молодые игроки в гольф, принадлежащие к тому же классу, и что они имеют в виду то, что говорят. Вежливые и приветливые, они одеты в белые шорты, свитера, парусиновые туфли и почему-то белые перчатки.
Веселые игры
Вскоре то, что началось как короткая ссора с Джорджем, которая привела к серьезной травме ноги, переросло в ситуацию заложника, в которой два мальчика терроризируют и мучат семью часами напролет в интересах «веселья и игр» только чтобы оставить всех троих мертвыми и перейти к следующей семье.Они отказываются от предложения денег и, по всей видимости, руководствуются явным злом.
В отличие от фильмов ужасов или криминальных фильмов, «Веселые игры» разворачиваются как драма и накапливают невероятное напряжение не столько из-за неизвестности, сколько из увлечения самим злом. Ханеке никогда не объясняет причин зла, которое он изображает, предоставляя зрителям разобраться в происходящем.
Его Золотая пальмовая ветвь, получившая награду «Белая лента» (2009), действие которой происходит в маленькой немецкой деревушке во время Первой мировой войны, разоблачает ужас, лежащий в основе патриархального общества, посредством ссылки на грядущий ужас.Рассказанная школьным учителем, который был свидетелем событий в детстве, эта история не поддается объяснению даже со стороны рассказчика. Когда деревенский врач падает с лошади из-за того, что кто-то натянул растяжку, начинается серия преступлений — поджоги сараев, убийства детей — и зло, лежащее в основе очевидно стабильной и безопасной жизни, является прообразом нацизма.
Точно так же Cache с Жюльет Бинош и Даниэлем Отёй в главных ролях: его предпосылка заключается в том, как мирную пару можно терроризировать серией видеозаписей наблюдения, найденных на их пороге.Но, возможно, самым простым заявлением Ханеке на сегодняшний день является его вторая обладательница Золотой пальмовой ветви, Amour (2012), действие которой происходит в Париже и посвящено пожилой французской паре.
Фильм с участием двух блестящих актеров, Жана-Луи Трентиньяна и Эммануэль Рива, открывается шокирующей сценой: дверь квартиры взламывается, входят пожарные и оглядываются по сторонам, пока, пораженные запахом, они не находят труп женщины в постели.
Белая лента
Действие возвращается, чтобы показать бывших учителей музыки Жоржа и Анны, завтракающих вместе.Во время разговора со своей женой Жорж внезапно замечает, что она полностью застыла в кресле: когда она подходит к Анне, она не может вспомнить, что произошло, и позже становится ясно, что проблема серьезна, когда она, например, наливает чай из своей чашки.
Даже когда он изображает любовь Жоржа к Анне, Ханеке показывает холодность в отношениях пары и особенно то, насколько отчуждена от них их эгоцентричная дочь, отказываясь проявлять какую-либо привязанность даже во время операции матери. Вот так, когда ситуация становится все более и более невыносимой, Жорж принимает невозможное решение — покончить с жизнью своей жены.