Немецкий фильм про отголоски нацизма претендует на премию ″Оскар″ | Культура и стиль жизни в Германии и Европе | DW
Мировая премьера фильма «Работа без авторства» («Werk ohne Autor») немецкого режиссера Флориана Хенкеля фон Доннерсмарка (Florian Henсkel von Donnersmarсk) состоялась 4 сентября 2018 года на Венецианском международном кинофестивале. Как отметил режиссер в интервью DW, этот фестиваль является для него самым важным в мире. Флориан Хенкель фон Доннерсмарк считает кинофорум в Венеции зеркалом истории: долгие годы он был связан с фашизмом, а в 1960-е годы стал символом нового начала в кинематографе, которое ознаменовалось, в частности, вручением «Золотого льва» немецкому режиссеру Александру Клуге (Alexander Kluge) в переломном 1968 году.
Из жизни Герхарда Рихтера
В 2007 году Флориан Хенкель фон Доннерсмарк прославился своим дебютом, получив «Оскара» в категории «Лучший неанглоязычный фильм» за драму о тотальной слежке в ГДР «Жизнь других» («Das Leben der Anderen»). «Работа без авторства», представленная в этом году в Венеции, — третий по счету фильм режиссера. Если постараться коротко описать его содержание, то можно сказать, что картина рассказывает об отголосках нацизма в послевоенной Германии и новых течениях в искусстве 1960-х.
Кадр из фильма «Работа без авторства»
В ключевых моментах новый фильм фон Доннерсмарка основывается на фактах из биографии одного из известнейших немецких художников современности Герхарда Рихтера (Gerhard Richter). Его альтер эго в фильме зовут Курт Барнерт (Kurt Barnert). Во время Второй мировой войны будущий художник живет в Дрездене и еще ребенком посещает одну из организованных нацистами выставок «дегенеративного искусства». Интерес к искусству мальчику прививает его любимая тетя. Психически лабильная, она становится жертвой нацистской программы эвтаназии, и ее убивают.
История любви и творческого становления
Затем, годы спустя, зрители видят Курта Барнерта уже студентом-художником в ГДР. Его мало привлекают примитивные идеалы социалистического искусства. Утешение он находит в любви к девушке Элли (Ellie). При этом Курт Барнерт и не подозревает о том, что отец Элли, бывший врач-нацист, который успешно приспособился к новым политическим реалиям в ГДР, несет ответственность за убийство его тети.
Сцена из фильма «Работа без авторства»
Следующий этап в жизни художника начинается с его бегства вместе с возлюбленной в Западную Германию. Там он продолжает учебу в Дюссельдорфской академии художеств. В ключевой сцене фильма профессор Антониус ван Вертен окончательно побуждает молодого художника к тому, чтобы сойти с протоптанного эстетического пути. Отныне Курт Барнерт воплощает в своем творчестве личные воспоминания. Он обращается к судьбе своей убитой нацистами тети. Не случайно картины, которые зритель видит на экране, формально и по содержанию очень похожи на работы Герхарда Рихтера.
Флориан Хенкель фон Доннерсмарк на Венецианском кинофестивале
Как сказал Флориан Хенкель фон Доннерсмарк, изображая своих героев, он «воспользовался свободой», необходимой для того, чтобы рассказать эту историю. Режиссер не собирался снимать фильм, строго следующий фактам той или иной биографии. В то же время параллели очевидны. В фильме можно не только проследить даты из жизни Герхарда Рихтера, но и встретить персонажи, вплоть до деталей срисованные с исторических личностей. Так, например, профессор искусств Антониус ван Вертен — это не кто иной, как известный немецкий художник-авангардист Йозеф Бойс (Joseph Beuys).
Что мешает восприятию фильма
Флориану Хенкелю фон Доннерсмарку удалось создать киноэпопею об истории Германии. Есть у нее и слабые стороны. Некоторые сцены, как, например, сцена в Дюссельдорфской академии художеств кажутся как будто снятыми по учебнику: в них слишком отчетливо ощущается стремление автора наиболее полно отразить тогдашние дебаты в искусстве. Фильм, который длится более трех часов, кажется в целом перегруженным. Мешают восприятию и слишком «стерильные» декорации, которые типичны для многих немецких кино- и телеэпопей. Они скорее попахивают студийным антуражем, чем отражают реалии эпохи.
А жаль. Ведь в фильме «Работа без авторства», который от Германии номинировали на премию «Оскар», есть и великолепные сцены, которые берут за душу. Одна только история мальчика Курта Барнерта и его тети заслуживает того, чтобы о ней создали фильм. Эмоциональной, захватывающей является сцена, в которой молодой художник встречается с бывшим нацистским врачом, который становится его тестем. Грандиозна и игра актеров, в первую очередь Тома Шиллинга (Tom Schilling), исполнителя главной роли. Он выглядит очень убедительно, демонстрируя на экране многообразные оттенки эмоций: тонкую чувствительность, молчаливый гнев и меланхолию.
«Фильм «Работа без авторства» — это отличное кино о Германии, сделанное в Германии для зрителей во всем мире», — говорит Ян Мойто (Jan Mojto), один из продюсеров фильма. В некотором смысле это высказывание объясняет, почему эта лента в целом не кажется убедительной. Фильм хочет рассказать слишком многое. После его премьеры для журналистов на Венецианском кинофестивале последовали лишь сдержанные аплодисменты. Это, правда, еще ничего не говорит о том, как оценит этот фильм жюри. И уж никто не может предугадать, как встретит «Работу без авторства» кинопублика.
Смотрите также:
10 незабываемых дебютов немецкого кино
-
10 незабываемых дебютов немецкого кино
1951: «Потерянный» (Der Verlorene)
«Потерянный» — единственная режиссерская работа Петера Лорре. Настоящее имя этого замечательного актера — Ласло Левенштайн. До прихода нацистов к власти в Германии в 1933 году играл в немецких театрах, в частности, у Бертольта Брехта, много снимался в кино. После эмиграции вернулся из Голливуда в Германию. «Потерянный» стал одним из самых впечатляющих фильмов первого послевоенного десятилетия.
-
10 незабываемых дебютов немецкого кино
1966: «Молодой Тёрлес» (Der junge Törless)
«Молодой Тёрлес» — режиссерский дебют Фолькера Шлендорфа, одного из самых известных немецких кинорежиссеров, обладателя «Оскара».
Основа сюжета — роман Роберта Музиля «Душевные смуты воспитанника Тёрлеса». Шлендорф нашел адекватную кинематографическую форму для сложной книги. Почти все его последующие фильмы также являются экранизациями литературных произведений.
-
10 незабываемых дебютов немецкого кино
1966: «Прощание с прошлым» (Abschied von Gestern)
Со своим первым полнометражным фильмом «Прощание с прошлым» Александр Клуге завоевал один из главных призов Венецианского кинофестиваля. Клуге был инициатором «Оберхаузенского манифеста», в котором 26 молодых режиссеров заявили о смерти старого кино. «Прощание с прошлым» — яркий пример нового немецкого кино с его провокационной эстетикой, соседством факта и фикции, наслоением ассоциаций и смыслов.
-
10 незабываемых дебютов немецкого кино
1967: «Обеды» (Mahlzeiten)
Еще один «оберхаузеновец» — Эдгар Райц — также удостоился награды в Венеции. Премию за лучший дебют завоевал его фильм «Обеды».
Впоследствии Райц станет автором получившего мировую известность многосерийного эпоса «Родной край: хроники Германии». А дебютная картина режиссера рассказывыла о нравах послевоенной Германии и ее шестидесятниках.
-
10 незабываемых дебютов немецкого кино
1969: «Любовь холоднее смерти» (Liebe ist kälter als der Tod)
В столь значимое для немецкого кино десятилетие представил свой полнометражный дебют и Райнер Вернер Фассбиндер. «Любовь холоднее смерти» — это стилизация под французские и американские гангстерские фильмы, их аскетическое переосмысление. Этот фильм Фассбиндер снял быстро и дешево: всего за 24 дня, с бюджетом 95 тысяч марок. Лента дала мощный креативный импульс немецкому кино.
-
10 незабываемых дебютов немецкого кино
1993: «Смертельная Мария» (Die tödliche Maria)
В 1993 году дебютировал Том Тыквер, один из самых успешных немецких режиссеров нашего времени. Его первый полнометражный художественный фильм «Смертельная Мария» демонстрирует многое из того, что отличает более поздние, знаковые работы Тыквера: завораживающий визуальный стиль и радикальную эстетику.
Жизнь героини протекает ровно, в рамках обывательского миропорядка. И вдруг она влюбляется.
-
10 незабываемых дебютов немецкого кино
1995: Nach fünf im Urwald
Дебют Ханса Кристиана Шмида пришелся на очередной кризис в немецком кино и впервые был показан по телевидению. Милый фильм о тинейджерских проблемах, «После пяти в джунглях» занимает почетное место в истории кинематографа. Он стал первым из тонко прописанных режиссером психологических портретов своих современников. И первым фильмом будущей «Лолы», тогда еще неизвестной Франки Потенты.
-
10 незабываемых дебютов немецкого кино
1996: «За гранью тишины» (Jenseits der Stille)
Номинацию на «Оскар» Каролине Линк получила уже за свой дебютный полнометражный фильм «За гранью тишины» – лирический портрет девушки-музыканта, выросшей в семье с глухонемыми родителями. Снятый спустя пять лет фильм Каролине Линк «Нигде в Африке» был удостоен премии Американской киноакадемии.
-
10 незабываемых дебютов немецкого кино
1998: «Быстро и без боли» (Kurz und Schmerzlos)
Новую тональность дал немецкому кино Фатих Акин, сын эмигрантов из Турции. Его дебютный полнометражный фильм — гангстерская баллада «Быстро и без боли» — рассказывает с эмоциональной мощью о дружбе и предательстве, о мафиозном прошлом, о бессилии мечты и о жестокой реальности. Действие разворачивается в родном для Акина Гамбурге.
-
10 незабываемых дебютов немецкого кино
2006: «Жизнь других» (Das Leben der Anderen)
Трудно в это поверить, но удостоенная в 2007 году «Оскара» драма «Жизнь других» является дебютом режиссера и сценариста Флориана Хенкеля фон Доннерсмарка. Фильм рассказывает о тотальном контроле «штази» (министерства государственной безопасности бывшей ГДР) над культурной жизнью Восточного Берлина.
Автор: Йохен Кюртен, Элла Володина
рецензия на сериал «Германия 89»
8 ноября 1989 года. Некогда шпион Мартин Раух (Йонас Нэй) давно разочаровался в политических играх и вот уже несколько лет наслаждается спокойной жизнью отца-одиночки. Ее внезапно прерывают: Мартина просят экстренно вернуться к обязанностям ради важного дела, намекая, что молодому папаше лучше не отказываться от работы. Цель — отравить главу ГДР Эгона Кренца, задумавшего принять радикально либеральную реформу и предоставить гражданам свободу передвижения по Берлину. Миссия, очевидно, проваливается — в течение суток Берлинская стена «падает». После фиаско на Мартина выходят главные международные спецслужбы и ясно дают понять, что выйти из игры просто так не получится: либо он вернется к шпионажу, либо его арестуют, либо на худой конец убьют.
Кадр из сериала «Германия 89»
Еще до успеха «Бумажного дома» — самого показательного кейса европейского сериала, который без энтузиазма был принят на родине, но получил международное признание после покупки стриминговым сервисом — была «Германия 83», частично повторившая судьбу испанского хита. Ее по достоинству оценили в США, несмотря на то что это был первый немецкий сериал на американском ТВ, который к тому же транслировали с ненавидимыми американцами субтитрами, а вот в Германии ее приняли прохладно. Более того, из-за низких зрительских рейтингов немецкая газета Bild назвала «Германию 83» «главным провалом года». Тогда казалось, что амбициозному проекту из трех мини-сериалов с разницей в три года (83-86-89), раскрывающему финальный этап холодной войны, не суждено сбыться. Благо, все обошлось: после первого сезона проект выкупил Amazon Prime, взял его под свое крыло и увеличил бюджет — словом, сделал все, чтобы создатели больше не волновались о рейтингах. Сейчас, пять лет спустя после премьеры сериала, нужно сделать то, что в свое время не смогли немецкие зрители, — дать уже законченной «Германии» шанс и в своем темпе начать смотреть сериал.
Кадр из сериала «Германия 89»
Говорить о «Германии 89» вне контекста предыдущих сезонов бессмысленно, смотреть ее отдельно от них — тем более. Здесь все как в обычной трилогии: лучше не рисковать и начинать по порядку. По сюжету обычного пацана из ГДР вербует родная тетя из Штази и отправляет на опасное задание в ФРГ, там он знакомится с ужасами капитализма и втихую спасает мир от ядерной войны. Выглядит это нисколько не тяжеловесно, никаких глубоких экскурсов в историю и политику периода. Напротив, «Германия 83» — это такая комедийная смесь «Жизни других» и сериала «Американцы»: вроде бы строгий шпионский боевик с типичными для жанра напряженными эпизодами, когда герой выполняет миссию в последние секунды, но в то же время много внимания уделено личным историям героев, воссозданию быта и нравов сложной эпохи, а еще здесь есть место юмору и поп-культурным отсылкам.
Кадр из сериала «Германия 89»
В конфликте двух идеологических систем создатели сериала сохраняют удобный нейтралитет, но только для того, чтобы катком пройтись и по капитализму, и по социализму. Выпущенная через три года «Германия 86» окончательно вышла за рамки соседского конфликта: главного героя бросали по миру, в том числе отправляли и в дружественную Анголу, а за игровым столом появилось так много международных спецслужб и новых игроков, что в какой-то момент стало трудно следить, кто на кого работает и почему это важно. Неудивительно, что несколько скомканный, тяжеловесный и чересчур масштабный сезон многим зрителям пришелся не по душе.
Другое дело — заключительная часть этого триптиха. «Германия 89» — это, возможно, лучший сезон проекта: смелый, многосторонний и, что особенно важно, злободневный. «Падение» Берлинской стены, с которого начинается новый сезон, было, как известно, абсолютно стихийным и случайным результатом мирных протестов — таких в наше время хватает, куда ни ткни пальцем. Оттого, наверное, и появляется какой-то неподдельный интерес следить за тем, как требующий демократии народ внес свои коррективы в безумное идеологическое противостояние и вызвал незапланированный хаос. К тому же в новых эпизодах есть все, за что в свое время полюбили «Германию 83», это такое возвращение к корням: есть где погрызть ногти от напряжения, посмеяться или покачать головой в такт немецкой попсе 80-х. Все очень исторически доступно и не перегружено политикой — наверное, «Коллапс» Мэри Саротт или учебник по истории новый сезон не заменит, но станет приятной иллюстрацией статьи из Википедии. Наконец, получилось просто очень трогательное прощание с героями, как в финале фильма «Гуд бай, Ленин!»: кто-то умер убежденным социалистом, а кто-то впервые в жизни выходит на улицу свободным, спрашивая себя: «А дальше что?»
Сериал доступен для просмотра на More.tv.
От Алехандро Ходоровски до братьев Коэн. Главные фильмы «Ночи кино»
29 августа в Москве пройдет ежегодная акция «Ночь кино». В этом году показы начнутся раньше, чем обычно, в 13:00, и продлятся до 00:30. Они состоятся более чем на 150 городских площадках.
Изучить расписание и пройти регистрацию можно на посвященном акции сайте. В материале mos.ru — фильмы, на которые стоит обратить особенное внимание.
«Москва 1941–1945. Хроники будней» (2020), авторы Алиса Насртдинова и Маргарита Захарова, 0+
Где и когда смотреть: кинотеатр «Космос», 16:00
Открытием «Ночи кино» станет созданный к 75-летию Победы монтажный фильм «Москва 1941–1945. Хроники будней». Киновед Алиса Насртдинова выбрала фрагменты кинохроники из архива кино и фотодокументов в Красногорске, а режиссер документального кино Маргарита Захарова смонтировала из них 50-минутный фильм о жизни столицы в годы войны.
Как выглядели москвичи в самое тяжелое время ХХ века? Какие книги читали, как гуляли в парках и какое смотрели кино? На экране — лето, осень, зима, весна и снова лето. Многие из использованных в фильме кинохроник ранее не демонстрировались широкой публике.
Премьера пройдет с живым музыкальным сопровождением: специально для фильма музыканты Евгений Горбунов, Феликс Микенский под руководством Саши Елиной сплели воедино электронные композиции, голоса дикторов советского радио и церковные песнопения.
«Транзит» (2018), режиссер Кристиан Петцольд, Германия, Франция, 18+
Где и когда смотреть: летний кинотеатр «Москино Музеон», 20:00
Кристиан Петцольд — один из главных режиссеров современной Германии. С его именем прежде всего ассоциируется так называемая берлинская школа — направление, сформировавшееся в немецком кинематографе на рубеже ХХ и ХХI века. Трое его наиболее ярких представителей — Кристиан Петцольд, Томас Арслан и Ангела Шанелек — учились в Берлинской академии кино и телевидения, а в начале карьеры в конце 1990-х снимали телевизионные фильмы.
«Транзит» — экранизация одноименного романа немецкой писательницы Анны Зегерс, написанного в 1944 году. Действие его разворачивается во время нацистской оккупации Франции. Главный герой, сбежавший из концлагеря радиотехник Георг, уезжает из Парижа в Марсель. Оттуда по документам погибшего у него на глазах человека он может отправиться на корабле в Мексику. Однако французский портовый город становится для Георга не спасением, а ловушкой: здесь его ждет только абсурдный морок безвременья.
Действие романа Зегерс режиссер условно перенес в наши дни: улицы Марселя разрисованы граффити, по ним ездят современные автомобили, но смартфонов и компьютеров в кадре нет. Карательные операции вермахта выглядят похожими на облавы на нелегалов в сегодняшней Франции. При этом происходящее на экране комментирует закадровый голос, читающий отрывки из романа, — не всегда впопад. Эта условность, делающая фильм похожим на телеспектакль, с одной стороны, акцентирует внимание на том, что ужасы прошлого — не просто глава из учебника истории, а с другой — напоминает о том, что «берлинская школа» начиналась с телевидения.
Премьера фильма состоялась на 68-м Берлинском международном кинофестивале. Главную роль в «Транзите» исполнил Франц Роговский.
«Видение» (2018), режиссер Наоми Кавасэ, Япония, Франция, 18+
Где и когда смотреть: площадка «Цифровое деловое пространство», 14:00
Мистическое путешествие в японскую префектуру Нара совершает французская журналистка Жанна (Жюльет Бинош). В поисках полумифического растения-эндемика, которое может исцелять все человеческие горести и беды, она приходит в лес. Путь к растению ей помогут преодолеть местный то ли колдун, то ли знахарь Томо и пророчица Аки, его наставница. С момента встречи японских экстрасенсов и французской гостьи время начнет течь нелинейно — будут появляться новые персонажи и сюжетные линии, разобраться в которых не так просто. Главный герой здесь — волшебный многовековой лес, живущий по своим законам.
Наоми Кавасэ — одна из главных деятелей современного кинематографа Японии. Она снимает очень личные фильмы, часто используя в них документальную съемку: ее дебютом стала лента «Объятия» (1992), посвященная отцу Кавасэ, а одной из самых известных работ — трилогия, посвященная бабушке, воспитавшей будущего режиссера.
Мировая премьера «Видения» состоялась на Международном кинофестивале в Торонто в 2018 году. Чуть позже фильм был показан на кинофестивале в Сан-Себастьяне — он был номинирован на главный приз, но уступил драме «Между двумя водами» испанского режиссера Исаки Лакуэсты.
«Бесконечная поэзия» (2016), режиссер Алехандро Ходоровски, Чили, Франция, Великобритания, 18+
Где и когда смотреть: площадка «Цифровое деловое пространство», 20:30
К истории своей жизни обращается и Алехандро Ходоровски — живой классик и легенда чилийского кинематографа. В «Бесконечной поэзии» режиссер, которому на момент съемок было за 80 (сегодня Ходоровски 91 год), вспоминает себя двадцатилетним. Время действия — конец 1940-х и начало 1950-х, место — Сальвадор, а объекты пристального внимания главного героя — поэты-авангардисты, с которыми его сталкивает судьба, и, конечно, женщины. Ссоры и примирения с друзьями, любовные увлечения происходят на фоне усиления режима диктатуры в Чили и прощания Алехандро Ходоровски с детством. Юного Ходоровски сыграл его сын Адан, сам режиссер тоже появляется на экране.
Алехандро Ходоровски известен не только как режиссер и актер, он также пишет книги и пьесы, создает комиксы и музыку, исследует карты Таро. Известен он и в мире психотерапии как создатель собственного уникального метода «психомагия», нацеленного на излечение травм, полученных в раннем детстве.
«След зверя» (2017), режиссер Агнешка Холланд, Польша, Германия, Чехия, Швеция, Словакия, 18+
Где и когда смотреть: Государственная Третьяковская галерея, 17:00
Еще один фильм живого классика, на этот раз польского. Агнешка Холланд, которой сегодня 71 год, начинала ассистенткой Кшиштофа Занусси и Анджея Вайды. В начале 1990-х она приняла участие в создании сценариев «цветной» трилогии Кшиштофа Кесьлевского («Три цвета: синий», «Три цвета: белый» и «Три цвета: красный»), а в 1995-м сняла один из самых скандальных фильмов того времени — «Полное затмение» с Леонардо Ди Каприо. С байопика, посвященного странным и болезненным отношениям Поля Верлена и Артюра Рембо, началась ее слава режиссера-новатора, которая не угасает и по сей день.
Главная героиня фильма «След зверя» — пенсионерка, живущая на лесной опушке (ее играет Агнешка Мандат-Грабка). Женщина очень любит зверей, поэтому увещевает охотников, забредающих на ее территорию, не стрелять, но ее никто не слушает. Однажды она находит убитыми двух своих собак, и с этого момента начинается самое интересное (и страшное). В округе то и дело появляются тела охотников. Судя по ранам, нападает на них зверь какой-то невероятной силы — гораздо сильнее и яростнее всех обитателей леса. Кто он? Откуда взялся? Обитательница лесной избушки берется за самостоятельное расследование.
Впервые фильм был показан на Берлинском международном кинофестивале в 2017 году и получил специальную премию как фильм, «открывающий новые пути в киноискусстве».
«Перекресток Миллера» (1990), режиссеры Итан Коэн и Джоэл Коэн, США, 18+
Где и когда смотреть: кинотеатр «Космос», 21:30
Возвращаемся в 1990 год и смотрим одну из первых и лучших работ братьев Коэн — гангстерский фильм, выдержанный в неонуарном духе. «Перекресток Миллера» часто ставят в один ряд с «Крестным отцом» Фрэнсиса Форда Копполы. Увидеть его на большом экране (особенно впервые) — настоящая удача.
США, 1930-е, сухой закон. В одном из американских городов разыгрывается настоящая война между гангстерами и мафией. В кровавый замес попадают все, кроме одного человека — подручного главаря ирландских гангстеров Тома Ригана (Гэбриел Бирн). Он не герой, скорее — антигерой, но именно ему удается справиться со всеми соблазнами и испытаниями, уйти живым с «перекрестка Миллера» (место в лесу, куда гангстеры отвозят своих жертв) и ни разу не нарушить профессиональной этики.
Фильм был снят в одном из городов Нового Орлеана, где сохранилась архитектура конца 1920-х. Впервые «Перекресток Миллера» был показан на Международном кинофестивале в Сан-Себастьяне, где получил приз за лучшую режиссуру.
«Преступный человек» (2019), режиссер Дмитрий Мамулия, Грузия, Россия, 18+
Где и когда смотреть: Новая Третьяковка, 19:00
Грузия, наши дни. Молодой человек Георгий (Гиорги Петриашвили) случайно оказывается в неподходящем месте в неподходящее время и становится свидетелем убийства известного спортсмена. Оставшийся незамеченным он возвращается домой и решает позвонить в полицию. Но что-то его останавливает — и вместо того, чтобы принять участие в торжестве справедливости, он постепенно переходит на темную сторону. Георгий начинает следить за родственниками убитого, потом — за другой обнаружившейся свидетельницей, которая, в отличие от него, дала показания. Он снова и снова прокручивает в воспоминаниях то, что увидел, но ни с кем не делится своими переживаниями.
До Высших курсов сценаристов и режиссеров Дмитрий Мамулия окончил философский факультет Тбилисского государственного университета. Известность пришла к нему в 2010 году после дебютной картины «Другое небо», показанной на Международном кинофестивале в Карловых Варах и получившей на «Кинотавре» премию «Открытие года». Премьера «Преступного человека» состоялась на Венецианском кинофестивале в 2019 году.
«Бабай» (2020), режиссеры Артем Айсагалиев, США, Россия, 18+
Где и когда смотреть: Государственная Третьяковская галерея, 20:30
За загадочным «бабай», которым издавна в славянской культуре пугают непослушных детей, скрывается тюркское слово «дед», «старик». Об этом значении страшного слова детям обычно не говорят, да и самого бабая не описывают — детская фантазия легко рисует жуткого бабайку, который «придет и заберет». Герои фильма «Бабай», мальчики Марк и Геша, живущие с чрезмерно строгим отцом, который то и дело одергивает их, тоже фантазируют. И бабай из страшной сказки прорывается к ним в обычную городскую квартиру. Вместе с камерой, выхватывающей то детские затылки, то испуганно поднятые плечи, зритель отправляется в жутковатое путешествие.
65-минутный фильм — дебют москвича Артема Айсагалиева, выпускника Калифорнийского института искусств. Режиссер снял в фильме своих родственников, но подчеркивает — это не документалистика, у фильма был сценарий. «Бабай» впервые был показан на Роттердамском кинофестивале в программе Bright Future.
Германия, Дармштадт | Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения
Программа академического обмена с Университетом прикладных наук г. Дармштадта (г. Дармштадт, Германия)
В 2019/2020 учебном году проходит академический обмен студентами с Университетом прикладных наук г. Дармштадт (Германия). С 1 марта по 31 июля студенты факультета телевидения, дизайна и фотографии (3 человека) будут изучать технологии телевизионного производства в Германии.
В 2013/2014 состоялся годовой академический обмен студентами с Университетом прикладных наук г. Дармштадта (Германия) — в течение одного семестра в СПбГУКиТ прошел обучение студент Университета прикладных наук г. Дармштадта Сергей Жемков по направлению «режиссура кино и телевидения», в Дармштадте по специальности «продюсерство» в течение учебного года обучалась студентка СПбГУКиТ Дарина Мамонова.
Отзыв об обучении по обмену в СПбГУКиТ
Сергей Жемков
Меня зовут Сергей, я родился в России, но закончил школу, учусь и живу в Германии, в городе Франкфурт-на-Майне. Там я учусь на кафедре «Digital Media — Video», учусь снимать фильмы. В Петербург я решил приехать, чтобы провести тут иностранный семестр по специальности «Режиссура игрового кино», чтобы набраться знаний, познакомиться с новыми людьми и сменить на полгода обстановку.
Почему именно Петербург? Потому что я из этих краёв, близкие родственники неподалёку, и потому что Петербург — потрясающий город. Это огромный город и в 2 (!) раза больше Берлина, как если бы соединить Берлин, Мюнхен, Гамбург и Франкфурт-на-Майне вместе. Я уже не говорю про роль города в культуре, ну про это Вы и сами в курсе.
Так как я знаю русский язык на «очень-даже-пойдёт», то языкового барьера не было абсолютно, что мне по сравнению с другими иностранцами значительно облегчило обучение. Студентам по обмену предоставляется возможность выбирать предметы по выбору и это также был огромнейший плюс, т.к. я мог сам выбирать, что мне интересно и что мне нужно.
Проживал здесь я в общежитии, довольно не плохом, топили хорошо зимой и особых нареканий на комфорт у меня нет. Бывало только, что иногда соседи по крылу шумели, но беруши решали эту проблему моментально. Сначала жил один, но на 3-ий месяц переселили в двухместную комнату к другому студенту, и должен сказать, что вдвоём жить (как это для некоторых не парадоксально звучит) — веселее. Наверное, с соседом повезло.
Общее впечатление — замечательно! В моём университете большую роль уделяют практическим занятиям, а теорию и такие важные вещи, как к примеру, драматургия — не «рассматривают», так детально и интенсивно. Это важные вещи, которые мне не только пригодятся, а просто необходимы в будущем. Я получил то, за чем я сюда ехал!
НОВОЕ НЕМЕЦКОЕ КИНО – 2019
РАСПИСАНИЕ ФЕСТИВАЛЯ:
Киев, кинотеатр «Жовтень» 10–16 октября
Мариуполь, кинотеатр «Победа» 14–17 ноября
Одесса, кинотеатр «Синема Сити» 14–18 ноября
Черновцы, Буковинский Медиа-Центр Belle Vue 15–19 ноября
Днепр, кинотеатр «Мост» 21–25 ноября
Львов, кинотеатр «Планета кино» в ТРЦ Форум 22–26 ноября
Харьков, кинотеатр «8 1/2» 21–25 ноября
НОВОЕ НЕМЕЦКОЕ КИНО – 2019
C 10 Октября 2019
Фестиваль Новое Немецкое Кино – это углубленный экспресс-курс по последним событиям в кино Германии, подборка лучших немецких премьер и кинофестивальных хитов за прошедший год. Проводится Гете-институтом совместно с компанией Артхаус Трафик.
Является одним из старейших фестивалей в Украине, представляющих кинематограф своей страны: в 2019 году будет проходить в 25-й раз.
Программа:
Золотая перчатка / Der goldene Handschuh
Золота рукавичка
Страна: Германия, Франция, 2019
Хронометраж: 115 мин.
Жанр: триллер
Режиссер: Фатих Акин («Головой о стену», «На пределе»)
В ролях: Йонас Дасслер, Маргарете Тизель, Марк Хоземанн
Западная Германия, 70-е годы. Фриц Хонка — типичный неудачник средних лет, так ничего и не достигший в жизни. Он коротает унылые вечера в кабаке «Золотая перчатка».
вся информация о фильме
Гундерманн / Gundermann
Ґундерманн
Страна: Германия, 2018
Хронометраж: 128 мин.
Жанр: биографическая драма
Режиссер: Андреас Дрезен
В ролях: Бьярне Медел, Александр Шеер, Милан Пешель
Музыкальная карьера Герхарда Гундерманна, простого водителя экскаватора, началась в Восточной Германии, когда он стал известен своей умной, часто грустной лирикой на социальные темы.
вся информация о фильме
В моей комнате / In My Room
У моїй кімнаті
Страна: Германия, Италия, 2018
Хронометраж: 119 мин.
Жанр: драма
Режиссер: Ульрих Кёлер
В ролях: Ганс Лёв, Елена Радоничич, Михаэль Виттенборн
Армин – фрилансер, у которого мало денег, но много свободного времени. Он несчастен, но не помышляет о другой жизни. Однажды он просыпается и обнаруживает, что всё человечество исчезло с лица земли.
вся информация о фильме
Дух Баухауса / Vom Bauen der Zukunft: 100 Jahre Bauhaus
Дух Баугаузу
Страна: Германия, 2018
Хронометраж: 95 мин.
Жанр: документальный фильм
Режиссер: Нильс Больбринкер, Томас Тильш
Фильм, созданный как часть мультимедийного проекта к 100-летию Баухауса, рассказывает о том, как создать доступное жилье, чему можно научиться у фавел, что общего у геометрии и танца.
вся информация о фильме
Работа без авторства / Werk ohne Autor
Робота без авторства
Страна: Германия, Италия, 2018
Хронометраж: 189 мин.
Жанр: драма
Режиссер: Флориан Хенкель фон Доннерсмарк («Жизнь других»)
В ролях: Том Шиллинг, Себастьян Кох («Жизнь других», «Черная книга»), Паула Бер («Франц», «Транзит»)
История немецкого художника Герхарда Рихтера, детство которого пришлось на нацистские годы, что повлияло не только на его жизнь, но и на его творчество.
вся информация о фильме
На церемонии открытия PÖFF покажут немецкий фильм «Фассбиндер» | Кино
Ежегодно «Темные ночи» выбирают приоритетный регион, киноискусству которого уделяется особое внимание. В этот раз зрители смогут ближе познакомиться с современным киноискусством Германии, которое отражает изменения последнего времени. Программа «Новое немецкое кино» включит рекордные пятнадцать фильмов. Кроме того, ожидаются два специальных кинопоказа – «Берлин, Александерплац» (реж. Райнер Вернер Фассбиндер, 1980) и «Свинцовые времена» (реж. Маргарете фон Тротта, 1981).
Традиционно фестиваль открывается именно фильмом из программы приоритетного региона. В этом году PÖFF откроется 13 ноября посвящением Оскара Рёлера режиссеру Райнеру Вернеру Фассбиндеру, который является одним из лидеров «нового немецкого кино».
Фильм «Фассбиндер» рассказывает историю Райнера Вернера Фассбиндера (Оливер Мазуччи), который в возрасте 22 лет дебютирует со своей постановкой в небольшом Антитеатре в Мюнхене и без долгих разговоров «захватывает» сцену, впоследствии становясь одним из самых знаковых немецких режиссеров послевоенного времени. Его увлеченность и целеустремленность завоевывают внимание многих поклонников. Несмотря на ранние неудачи, многие из его фильмов получают признание на самых известных кинофестивалях и вызывают резонанс среди критиков, коллег по цеху и публики.
Программа «Новое немецкое кино»:
«Фассбиндер» (Enfant Terrible), 2020, Германия, режиссер: Оскар Рёлер | Фильм, открывающий фестиваль.
«Фассбиндер». Автор: PÖFF
«Птицы в клетке» (Bis wir tot sind oder frei), 2020, Германия/Швейцария, режиссер: Оливер Рихс | Главная конкурсная программа.
«Кокон» (Kokon), 2020, Германия, режиссер: Леони Криппендорфф.
«Изгнанник» (Exile), 2020, Германия/Бельгия/Косово, режиссер: Висар Морина.
«Модель Олимпа» (Modell Olimpia), 2020, Германия, режиссер: Фредерик Хамбалек | Конкурсная программа дебютов.
«Соперник» (Rivale), 2020, Германия, режиссер: Маркус Ленц.
«Соперник» . Автор: PÖFF
«Вальхензее навсегда» (Walchensee Forever), 2020, Германия, режиссер: Жанна Джи Уондерс.
«Вальхензее навсегда». Автор: PÖFF
«Кручёный» (Curveball), 2020, Германия, режиссер: Йоханнес Набер.
«Дом» (Home), 2020, Германия/Франция/Нидерланды. режиссер: Франка Потенте.
«Черное молоко» (Schwarze Milch), 2020, Германия/Монголия, режиссер: Борхуугийн Уйзэнмаа.
«Кортекс» (Cortex), 2020, Германия, режиссер: Мориц Бляйбтрой | Конкурсная программа «Бунтари не без причины».
«Берлин, Александерплац» (Berlin Alexanderplatz), 2020, режиссер: Бурхан Курбани.
«А завтра весь мир» (Und morgen die ganze Welt), 2020, Германия, режиссер: Юлия фон Хайнц.
«А завтра весь мир». Автор: PÖFF
«Ундина» (Undine), 2020, Германия/Франция, режиссер: Кристиан Петцольд.
«Мэдисон – дружба на повышенной скорости!» (Madison), 2020, Германия, режиссер: Ким Стробл | Конкурсная программа детских фильмов на Just Film.
Специальные показы:
«Берлин, Александерплац» (Berlin Alexanderplatz), 1980, Германия (ФРГ), режиссер: Райнер Вернер Фассбиндер | Спецпоказ.
«Берлин, Александерплац». Автор: PÖFF
«Свинцовые времена» (Die bleierne Zeit), 1981, Германия (ФРГ), режиссер: Маргарете фон Тротта | Спецпоказ.
Кинофестиваль «Темные ночи» пройдет с 13 по 29 ноября как в кинотеатрах Таллинна и Тарту, так и онлайн по всей Эстонии. Параллельно с PÖFF пройдут субфестивали Just Film, PÖFF Shorts и KinoFF, а также кинорынок для профессионалов киноиндустрии Industry @ Tallinn & Baltic Event.
Мечты о свободе. Романтизм в России и Германии 6+
«Мечты о Свободе. Романтизм в Германии и России» — крупнейший в истории Третьяковской галереи международный выставочный проект, посвященный этой теме, был разработан в сотрудничестве с Государственными художественными собраниями Дрездена. Это первая масштабная попытка сопоставить на одной площадке искусство эпохи романтизма в России и Германии. Экспозиция, разработанная специалистами из Третьяковской галереи и музеев Дрездена, объединяет работы крупнейших художников первой четверти XIX века: Каспара Давида Фридриха, Филиппа Отто Рунге, Иоганна Овербека, Александра Иванов, Алексея Венецианова, Ореста Кипренского, Карла Брюллова и других. Многолетняя дружба связывала русского поэта В.А. Жуковского и немецкого живописца К.Д. Фридриха, чьи картины украшали личные покои императорской семьи. Прежде всего художник прославился своими философскими пейзажами — «ландшафтами души», в которых воплотилось философское постижение мира. Другой герой выставки, гениальный русский живописец Александр Иванов, на протяжении всей жизни пытался создать новый язык религиозного искусства и стремился выразить в нем глубокое погружение и проникновение в суть евангельской истории.
Более 150 живописных произведений, дополненных архивными материалами и уникальными экспонатами из десятков немецких и российских собраний, раскроют это сложное художественное направление во всей многогранности, обозначив точки сближения и различия.
Эпоха романтизма определяет новый этап развития искусства и связана с поисками духовной и творческой свободы: многие исследователи определяют этот период как точку отсчета в формировании современного мировоззрения. Такая интерпретация позволила кураторам придать неожиданный поворот всей концепции выставки: благодаря расширению традиционных хронологических рамок выстраивается диалог между полотнами мастеров XIX века и проектами художников, в творчестве которых импульс романтизма воплотился особенно ярко. Работы Гвидо ван дер Верве, Джеймса Тарелла, Николая Полисского, Хироси Сугимото, Андрея Кузькина, Сьюзен Филипс, Вольфганга Тильманса помогут зрителям увидеть романтизм глазами человека XXI века и лучше осознать уникальность этого явления — его вневременной характер.
Особым элементом и отдельным этапом в работе над предстоящей выставкой стала сама экспозиция, уникальное архитектурное решение которой было предложено всемирно известным архитектором Даниэлем Либескиндом.
Проект включает в себя две вставки, одна из которых будет показана в Москве, а другая в Дрездене. К выставке будут приурочены серия образовательных мероприятий, кинопоказы, лекции, концерты, а также международная научная конференция.
Проект проходит в рамках года Германии в России 2020–2021 под патронатом Министерства иностранных дел Германии и Министерства иностранных дел Российской Федерации.
Немецкое кино, 1920-1930 — Лаборатория модернизма
от Эйке Кроншаге
Начало немецкого кино очень часто приходится на 27 февраля 1920 года: премьера «Кабинета доктора Калигари » Роберта Виена (см. Кракауэр 65-66; Эйснер 17-26; Отт 52). Раньше критики часто заявляли, что в Германии не было собственной киноиндустрии (Кракауэр 15). Как показывает наводящее на размышления название книги Зигфрида Кракауэра о немецком кино « От Калигари до Гитлера », это развитие окончательно завершилось в 1933 году, когда Гитлер стал немецким «рейхсканцлером».С зарождением немецкого экспрессионистского кино в 1920 году и окончательным концом в 1933 году короткий период высокопродуктивного немецкого кинопроизводства почти полностью совпадает со временем Веймарской республики и поэтому часто называется «веймарским кинематографом»
.
В кино того периода можно выделить две основные ветви: одна в высшей степени «романтическая», а другая — по-настоящему «современная». А романтическая ветвь черпает вдохновение в основном в фантастической романтической литературе (в основном у Э.Т.А. Hoffmann, EAPoe, Bram Stoker, но также и у Рихарда Вагнера) современная ветвь проявляет приверженность литературе и начинает формулировать собственные темы, такие как рост городов, социальные различия послевоенного периода, инфляция, подъем европейского фашизма, технический прогресс или развитие сексуальности. Наиболее известные немецкие режиссеры того периода, а именно Фридрих Вильгельм Мурнау, Фриц Ланг и Георг Вильгельм Пабст, снимали фильмы в романтических традициях в начале 1920-х годов, но полностью переключились на современную ветвь в конце 1920-х годов.
Романтические традиции
Влияние романтизма на раннее немецкое экспрессионистское кино проявляется во всех сферах кинопроизводства. Примерно девять из десяти фильмов до 1924 года не только более или менее основаны на романтической литературе и широко используют наиболее распространенные романтические топои, такие как Доппельгангер или мотив безумного гения, но и используют очень романтичный обрамление, вдохновленное романтикой. такие художники, как Каспар Давид Фридрих (ср. Eisner 106-109).Натурные снимки захватывающих пейзажей чередуются с сильно искусственными студийными снимками геометрически абсурдных декораций, таких как ушные лестницы, опасно наклоненные здания, нарисованные тени и свет, увеличенные двери и окна и т. Д. Кроме того, они использовали чисто кинематографические приемы, такие как двойная экспозиция , замедленное движение и пошаговые трюки для создания атмосферы нереализма, воплощая в жизнь фантастические, жуткие и гипнотические картинки. Их подлинно кинематографические элементы сочетаются с элементами романтизма и создают фильмы, которые впоследствии повлияли на целые жанры, такие как фильм нуар или фильм ужасов.
Современный филиал
Однако коммерчески успешная ветвь экспрессионизма просуществовала недолго. Уже в названиях наиболее важных фильмов второй половины 1920-х годов указываются новые темы, такие как, например, растущее значение города: Die Freudlose Gasse Пабста [ Joyless Streets ] (1925), Metropolis Ланга ( 1927), или Вальтера Руттмана Берлин: Die Symphonie der Großstadt [ Берлин: Симфония большого города ; со-режиссером молодой Сэмюэл Билли Уайлдер] (1927).За одним примечательным исключением — Faust Мурнау. Eine deutsche Volkssage [ Faust. Немецкая народная сказка ] (1926) почти нет фильмов периода с 1925 по 1930 год, посвященных романтическим темам. В то время в немецкой литературе можно увидеть параллельное развитие. Рост городов, рост фашизма в Германии и общий рост скорости оказывают свое влияние как на литературу, так и на кино: формальные эксперименты становятся более радикальными, как в фильме Альфреда Дёблина Berlin Alexanderplatz (1929) (изображено в 1931 году с сценарий, написанный самим Дёблином), Der Mann ohne Eigenschaften Роберта Музиля (1931) или Symphonie Руттмана; социально-политические и экзистенциальные вопросы становятся все более важными, как, например, в « Fabian » Эриха Кестнера, « Mario und der Zauberer » Томаса Манна (1929 г.), « Sein und Zeit » Мартина Хайдеггера (1927 г.) или в Der Letzte Mann Мурнау; и, наконец, технологический прогресс становится важным вопросом и бросает вызов как в литературе, так и в кино, как, например, в Ланге Метрополис , Ланге Die Frau im Mond [ Девушка на Луне ] (1929) или Эрих Мария Книга Ремарка Im Westen nichts Neues (1929) [ На западном фронте все тихо, ].
Романтическая традиция возрождается впервые у нацистов (с такими фильмами, как Münchhausen (1943) Йозефа фон Баки (1943), Die Feuerzangenbowle (1944) Гельмута Вайса или даже с фильмом Triumph des Willens (1935) Лени Рифеншталь). , использующий эллинистические и неоклассические образы). Фильм после поглощения целиком является предметом «Рейхсфильмкамеры», которая была частью «Рейхскультуры», президентом которой был Йозеф Геббельс. Кто хотел снимать фильмы, должен был стать членом РФК.Впоследствии большинство режиссеров, за одним заметным исключением Пабста, покинули Германию и продолжили свою работу в Голливуде.
Цитируемые работы:
Кракауэр, Зигфрид. От Калигари до Гитлера. Психологическая история немецкого кино. 1947. Princeton: Princeton University Press, 1974.
Эйснер, Лотте. Экран с привидениями. Экспрессионизм в немецком кино и влияние Макса Рейнхардта. 1952. Беркли и Лос-Анджелес: Калифорнийский университет Press, 1969.
Отт, Фредерик. Великие немецкие фильмы. Secaucus, Нью-Джерси: Citadel Press, 1986.
кинотеатров в Германии — Cinema Treasures
- Кинотеатры
- Германия
-
BerlinFrankfurt утра MainHamburgKölnMunich — AachenAugsburgBacknangBad BerleburgBad ReichenhallBaden SoellingenBerlinBielefeldBitburgBochumBonnBraunschweigBremenBruhlBuerChemnitzCloppenburgCottbusDarmstadtDessauDetmoldDettelbachDillingenDortmundDresdenDuisburgDusseldorfEberstadtEssenFalkenseeFlorsheimFrankfurt Я MainFreiburgGarmisch-PartenkirchenGelsenkirchenGiessenGluckstadtGothaHagenHalleHamburgHannoverHeidelbergHelmstedtHildesheimHollfeldItzehoeKaiserslauternKarbenKarlsruheKasselKielKirch-GoensKronachKölnLehrteLeipzigLeonbergLubeckLudenscheidLudwigshafenMannheimMarburgMunchengladbachMunichNeu-AnspachNeumünsterNeuwiedNienburgNurembergOberhausenOberstdorfOldenburgOlpeOsnabruckPfungstadtPotsdamPulheimRadebeulRamsteinRavensburgRosenheimSchwabisch GmundSiegenSolingenSt.
Петер-ОрдунгШтутгарт
Показано 1-30 из 352 открытых кинотеатров
↑ Название | Место нахождения | Статус | Экраны |
---|---|---|---|
Адмиралы-Паласт |
Берлин, Германия | Открыть | 1 |
Алабама Кино |
Гамбург, Германия | Открыть | 1 |
Альгамбра 14 |
Мангейм, Германия | Открыть | 14 |
Аллее театр |
Гамбург, Германия | Открыть | 1 |
Аполлон Студия меха Filmkunst |
Ганновер, Германия | Открыть | 1 |
Кинотеатр Astor Lounge |
Мюнхен, Германия | Открыть | 1 |
Кинозал Astor Film Lounge |
Берлин, Германия | Открыть | 1 |
Astor Film Lounge Брауншвейг |
Брауншвейг, Германия | Открыть | 8 |
Astor Film Lounge Hafencity |
Гамбург, Германия | Открыть | 3 |
Кинотеатр Astor Film Lounge в ARRI |
Мюнхен, Германия | Открыть | 3 |
Кинотеатр Astor Film Lounge в My Zeil |
Франкфурт-на-Майне, Германия | Открыть | 5 |
Ателье Кино |
Мюнхен, Германия | Открыть | 2 |
Ателье в театре Савойи |
Дюссельдорф, Германия | Открыть | 1 |
Autokino Alte Messe Leipzig |
Лейпциг, Германия | Открыть | 2 |
Autokino Chemnitz |
Хемниц, Германия | Открыть | 2 |