Восемь с половиной – ИНОЕКИНО
В честь 100-летия Федерико Феллини компания «Иноекино» совместно с «Престиж Кино» выпускает в прокат «Восемь с половиной» — самый личный фильм режиссера и одно из главных в истории «кино про кино». Картина будет демонстрироваться на итальянском языке с русскими субтитрами.
Феллини — исключительный режиссер с богатейшим творческим наследием, продолжающим оказывать влияние на кинематографистов и зрителей по всему миру. Великий экспериментатор и исследователь человеческих страстей, он постоянно двигал кино вперед, сочетая эстетику карнавала, полет воображения и искренность. «Восемь с половиной» венчает поэтическую фантазию ранних фильмов Феллини и с барочным изобилием рассказывает о «творческой кухне» кинопроизводства с бесконечными поисками, кризисами, сомнениями и мечтами. Марчелло Мастроянни играет фактически alter ego Феллини, а многие сцены повторяют личный опыт режиссера. «Восемь с половиной» завораживает бесконечной игрой реальности и иллюзий, окунает в фантасмагорию сновидений и воспоминаний и является, пожалуй, самым смелым и символичным фильмом Феллини.
Синопсис:
Гвидо Ансельми, известный итальянский режиссер, никак не может начать работу над новым научно-фантастическим фильмом. Продюсеры в нетерпении, на декорации потрачены миллионы, выписаны звезды — но у Гвидо творческий и личностный кризис. Он разочарован в работе, жизни и любви, его одолевают тоска, беспокойство, сомнения в своих силах. Будущая картина никак не может сложиться в его голове, и Гвидо в поисках вдохновения постоянно возвращается к событиям своего прошлого и фантазирует о настоящем…
О проекте:
«Восемь с половиной» вместе с предыдущей картиной Феллини «Сладкая жизнь» образуют своеобразную дилогию о невозможности творческого акта в разобщенной среде чужих друг другу людей. Название отсылает к восьми фильмам и одной коллаборации, которые режиссер снял до этого, а главный герой Гвидо олицетворяет самого Феллини и его творческие сомнения. Этот персонаж — одно из величайших погружений в режиссерское сознание, а фильм хоть и в причудливой форме, но правдиво показывает процессы, стоящие за созданием фильма вообще. Феллини привлек к работе весь цвет итальянского кино. Главную роль, как и в «Сладкой жизни» сыграл Марчелло Мастроянни. В его окружении — вновь Анук Эме, а также Клаудия Кардинале, Сандра Мило и королева итальянского хоррора Барбара Стил. Оператором выступил Джанни Ди Венанцо, работавший с главными режиссерами Италии того времени, а музыкальное сопровождение написал Нино Рота, постоянный композитор Феллини. «Восемь с половиной» неизменно входит в списки лучших фильмов всех времен, является обладателем двух «Оскаров» и главного приза ММКФ. Несмотря на сложную структуру, обилие метафор и глубокий символизм, картина наполнена и комедийными эпизодами: не случайно ее всегда одинаково хорошо воспринимали и критики, и рядовые зрители. «Восемь с половиной» — выдающийся фильм о свободе, творчестве и создании кино, который должен увидеть каждый поклонник этого искусства.
«Восемь с половиной» — Признания кинорежиссера – Журнал «Сеанс»
В прокате «Восемь с половиной» Федерико Феллини. Если вы уже купили наш феллиниевский журнал и прочитали статью, написанную о фильме Алексеем Васильевым, самое время обратиться к критике родом из 1960-х. Публикуем перевод едкого классического текста Полин Кейл о том, как Феллини путает самолюбование и креативность.
«Восемь с половиной». Реж. Федерико Феллини. 1963
Несколько лет назад красивый и самовлюбленный актер развлекал меня историями о своих романах с разными девушками и юношами — и в конце концов заявил, соблазнительно улыбаясь: «Иногда у меня столько идей, что я не знаю, которую выбрать». Подталкивая его к дверям, я подумала: какие-то у него странные представления о том, что такое идея.
«Восемь с половиной». Реж. Федерико Феллини. 1963
Герой «Восьми с половиной» — режиссер и центр киновселенной, создатель, чьему слову внемлет каждая тварь, человек, который всем нужен и которому открыты все двери. Гвидо может все, и такое количество возможностей его ошеломляет. Он — как знаменитый кинокутюрье, который никак не может решить, что сшить для весенней коллекции. («Мне страшно нужна идея. Я с ума сойду, если ее не будет. Все зависят от меня».) Боюсь, в своих представлениях о том, что такое идея, Гвидо ушел ненамного дальше, чем мой глупышка-актер. В свою очередь, они до ужаса похожи на представления всех этих кошмарных простофиль, из которых якобы выйдет отличный писатель, — ведь у них уже есть классная история, и ее нужно просто облечь в слова. Режиссер действительно соответствует популярному образу успешного гения, а в наших женских журналах регулярно мелькают рассказы об «утонченном» писателе или режиссере, который ищет идею и находит ее в собственной жизни или любви. «Прими меня таким, какой я есть» — вот финальное и успешное воззвание Гвидо к фигуре жены (хотя именно это она все два часа отказывалась делать).
«Восемь с половиной». Реж. Федерико Феллини. 1963
Этот роскошный цирк на несколько арен имеет крайне мало отношения к напряженной работе, которую даже кинорежиссер выполняет в одиночку.
«Сладкая жизнь» укрепила публику в мысли, что богатые и одаренные люди порочны, а «Восемь с половиной» воспроизводит популярную канву «большого» режиссера: он покорит весь мир, как только найдет свою важную идею (настолько важную, что простофили никогда ей не делятся, чтобы не «украли», — и чем меньше у них идей, тем больше они боятся плагиата). Возможно, несвязанность того, что мы видим на экране (главным образом конфликта между любовью к жене, удовольствием от любовницы, мечтой о невинности и грезами о гареме), с процессом создания произведения искусства можно проиллюстрировать следующим сравнением: легко ли представить, что Достоевский, Гойя, Берлиоз, Гриффит и так далее уладили свою личную жизнь прежде, чем приступать к работе, — или что их проблемы были так уж неразрывно связаны с текущими проектами? Зато мысль, что художник должен «принять себя» или «взять себя в руки» — и только тогда он сможет творить, хорошо знакома нам по популярным биографиям фрейдистского толка.
«Восемь с половиной». Реж. Федерико Феллини. 1963
Возможно, образованной публике проще увидеть в фильме «шаг вперед», когда герой справляется с «творческим кризисом» или «творческим блоком». К этой теме часто обращаются в современных текстах — но применимо ли подобное к фильмам? Какой фильм за полувековую историю кино буксовал на месте из-за «творческого блока» у режиссера? Никакой — если у него были бюджет, съемочная группа, сценаристы и декорации. Разумеется, отсутствие связи между тем, что мы видим на экране, и процессом кинопроизводства можно объяснить фразой «У него срыв, и всё это — мир его фантазий». Фантазии — замечательный киноматериал при условии, что сам фильм — необычный и увлекательный или если фантазии как-нибудь интересно подсвечивают реальную жизнь персонажа. Ничего этого про «Восемь с половиной» сказать нельзя: он удивительно похож на сладкую вату из мечтаний голливудских героинь. Эту вату нанизали на нить фрейдистских понятий «тревога» и «исполнение желаний» в шарлатанской интерпретации. «Восемь с половиной» — невероятно «внешняя» версия «внутренней» жизни художника. Этот роскошный цирк на несколько арен имеет крайне мало отношения к напряженной работе, которую даже кинорежиссер выполняет в одиночку. Это скорее фантазии человека, который хочет быть кинорежиссером и впитал в себя все эти киноверсии жизни художника, где герой вдруг ловит вдохновение в разгар бала или карнавала — и бросается прочь, претворять жизнь в искусство. «О чем твой фильм? О чем ты думаешь?» — спрашивает жена Гвидо. В «Восемь с половиной» это один и тот же вопрос.
У кинорежиссера есть два главных врага: коммерческий провал и коммерческий успех.
Креативность — новый бзик: родителям советуют не бить ее палкой, учителей учат замечать ее в зародыше, ее поощряют разные фонды, а колледжи и государственные санатории пестуют ее в строгой атмосфере порядка. Правительству говорят, что креативность надо уважать. Мы все должны так перед ней благоговеть, что, когда она переживает кризис, никакие конфликты не должны сбивать с нее эту ширму. Но ширма креативности — прекрасный материал для комедии — выглядит крайне нелепо, когда к ней хотя бы наполовину подходят всерьез. Когда сама сатира на большие дорогие фильмы — большой дорогой фильм, как отличить одно от другого? Когда человек делает себя мишенью собственной шутки, смеяться над ней слишком неловко. Эксгибиционизм — сам себе награда.
«Восемь с половиной». Реж. Федерико Феллини. 1963
«Восемь с половиной» намекает на некоторые проблемы Феллини как режиссера, но они лежат не в области фантазий и психоанализа. Одна из главных — гнилая экономика, которая особенно сильно влияет на Феллини из-за коммерческого успеха «Сладкой жизни» и порожденных им надежд на прибыль. У кинорежиссера есть два главных врага: коммерческий провал и коммерческий успех. После провала сложно собрать деньги на следующий фильм; после успеха следующий фильм должен быть больше и «лучше». В последние годы ни один крупный голливудский режиссер, за плечами которого череда крупных хитов, не сумел профинансировать небольшую и недорогую постановку — и дело не в том, что никто не пытался. С точки зрения студий и банков, полумиллионная инвестиция — гораздо больший риск, чем многомиллионные инвестиции в имя и звездный актерский состав, масштабную рекламную кампанию — и почти стопроцентно гарантированную заполняемость залов. О стоимости «Восьми с половиной» (и «Леопарда» Висконти«) Show писал: «В плане количества потраченных лир это почти итальянские „Клеопатры“. Но за эти деньги „Клеопатра“ принесла Голливуду пустые кинотеатры […] тогда как „Восемь с половиной“ принес итальянцам невероятную визуальную красоту и глубокую философию — своего рода зрелище духа, которое более чем окупилось. Шедевр всегда стоит своих денег». «Философия по версии Show» — конечно, достойная цель, как и «идеи по версии Феллини». Но «Восемь с половиной» — это действительно зрелище духа: что еще сделать с духом, когда от тебя ожидают шедевр за шедевром?
«Восемь с половиной». Реж. Федерико Феллини. 1963
Когда фильм превращается в зрелище, мы теряем вовлеченность в его сюжет
По словам Феллини, «чтобы судить об этом фильме, нужны новые критерии оценки». Ага. «В моей картине происходит все», — говорит Гвидо. Это как бы сообщает нам, что он художник-волшебник. Но человек, который верит в алхимию, подобен тому, кто надеется во сне создать шедевр и, проснувшись, обнаружить его рядом, готовеньким. Феллини вбрасывает свои хаотичные идеи — а публика должна разбираться самостоятельно. «Восемь с половиной» — большой, «прекрасный» фильм, но что это? Это правда волшебное произведение искусства? Например, у дома есть оптимальный размер; слишком большой дом превращается в особняк или достопримечательность — и мы уже не чувствуем в нем семейных связей, а комнаты не отражают характеров, привычек и вкусов своих обитателей. Когда фильм превращается в зрелище, мы теряем вовлеченность в его сюжет. Мы можем восхищаться действием и великолепием — или, в случае «Восьми с половиной», декором, остроумной фантасмагорией, непревзойденным «профессионализмом» («А этот Феллини умеет снимать!»). Но фильм стал слишком большим и впечатляющим — и утратил связь с чувствами и жизнями. Последний фильм-«дом» Феллини — это «Ночи Кабирии»; «Восемь с половиной» — это бедлам для режиссера, который живет «Сладкой жизнью», то есть дурдом. «Какой восхитительный кастинг!» — восклицают поклонники, реагируя не на то, как актеры ведут себя в фильме, а на то, как ловко их подобрал режиссер. А больше, собственно, реагировать и не на что, потому что первое же появление «персонажей» сообщает нам о них вообще все. Они застыли — забальзамировались. Актерская игра не нужна: это моментальные живые карикатуры. «Волшебство» режиссера заключается в том, что его кресло для кастинга — весь мир. Он использует «настоящих» аристократов и «настоящих» знаменитостей, которые играют сами себя; он превращает бизнесменов в звезд, а потом признается, что путает искусство и жизнь. Именно эта путаница придает его фильмам особый «профессиональный» шик.
«Восемь с половиной». Реж. Федерико Феллини. 1963
Некоторые филологи хвастаются тем, что их не интересуют события реального мира, а волнует только литература; некоторые критики говорят, что содержание им не важно — только структура; некоторые юные поэты сообщают, что их занимает только их собственное творчество. Вот и Гвидо заявляет: «Мне нечего сказать, но я хочу это сказать». Чем меньше сути, тем больше желания ее выразить? Или, как сказала жена пьяному мужу, «Будь у тебя мозги, ты бы их вынул и начал с ними играться»?
Это — первый (и, смею предположить, не последний) фильм, в котором режиссер озабочен главным образом возвеличиванием самоограничения.
Как показал «Мариенбад», спа — самое место для всего этого. Те, кто отточил свой ум, гадая, что же случилось «В прошлом году в Мариенбаде», теперь трудятся над «Восемь с половиной», отделяя «воспоминания» и фантазии от «реальности». Один профессор-киновед сказал, что несколько раз ходил на «Восемь с половиной», проверяя разные теории о том, как выполнены скачки между этими тремя категориями, — и так и не нашел ответа. Когда я предположила, что он поставил себе нерешаемую задачу, потому что «Восемь с половиной» — целиком фантазия, он разозлился, упрекнул меня в извращенности и в качестве очевидного примера «реальности» привел сцену кинопроб на роли любовницы и жены (один из самых кошмарных эпизодов фильма), а в качестве примера «воспоминания» — танец Сарангины на пляже (который такое же «воспоминание», как, например, чудище на берегу в конце «Сладкой жизни»).
«Восемь с половиной». Реж. Федерико Феллини. 1963
«Восемь с половиной» — С чистого листа
Это — первый (и, смею предположить, не последний) фильм, в котором режиссер озабочен главным образом возвеличиванием самоограничения. И неспособность выйти за рамки, которая традиционно считается артистическим самоубийством — преподносится как важное достижение в киноискусстве людьми, которые путают самолюбование с креативностью.
«Восемь с половиной» начался как своего рода сиквел к «Сладкой жизни», продолжая историю «ангела из Умбрии». Феллини превратил ее в Клаудию Кардинале — весьма корпулентного ангела с сомнительной улыбкой. Прозрачно порхая, она мало чем отличается от Сид Чарисс или Риты Хейуорт в газовой сорочке на очередной площадке MGM или Columbia. Она становится идеалом невинности в глазах хозяина балагана: миловидная чистота, ангелочек-муза в качестве «звезды» (фильма и фильма-в-фильме) — тупик в бесконечно затухающем отражении самого себя.
Перевод Светланы Клейнер
Читайте также
ВОСЕМЬ С ПОЛОВИНОЙ: БИОГРАФИЯ КРИЗИСА
«8 с половиной» – это увлекательный, представленный в виде череды причудливых образов диалог с собственным «я», занимательная, обрамлённая гениальным саундтреком Нино Роты («Ромео и Джульетта», «Крёстный отец») история о поиске музы, привлекающее яркими актёрскими работами рассуждение о творческом процессе.
Фильм многое проиграл бы, если бы не приглашённые актёры. В роли Гвидо Ансельми снялся Марчелло Мастроянни. Картина стала второй после «Сладкой жизни» совместной работой знаменитых постановщика и артиста. Также в фильме приняли участие Анук Эме (жена Гвидо Луиза), Сандра Мило (любовница Карла) и Клаудия Кардинале (актриса Клаудия).
Взаимоотношения Феллини с женщинами – ещё одна важная тема постановки. В своих героинях автор видел источник вдохновения и причину его головной боли. Аллегорически каждая из них на какой-то момент становится для Гвидо музой, его мимолётной – подчас мнимой – спутницей жизни: женщиной-загадкой, женщиной-сказкой, женщиной-кошмаром или женщиной-видением. Впрочем, эротическое в представительницах прекрасного пола у Феллини сочетается с трагическим и даже с комедийным. Например, в фантасмагорическом персонаже Эддры Гэйл, являющейся Гвидо в чарующих сновидениях-мечтаниях, угадывается объект юношеских фантазий, но также она – источник глубинных страхов будущего режиссера: трепет перед чем-то незнакомым, потенциально опасным, но влекущим и соблазнительным.
Такая двойственность добавляет истории глубины. Она возникает в момент адюльтера, когда, лёжа в постели с любовницей, режиссёр не перестаёт быть режиссёром – он невольно превращает их свидание в сцену из фильма. Обнаруживается в действиях давнего друга Гвидо, фокусника, чьи манипуляции неожиданно для всех (прежде всего – для главного героя) – не трюк, но настоящее искусство. Мелькает в эпизодах диалога постановщика и кардинала, оказывающегося не то Господом Богом, не то простым смертным с самыми банальными желаниями и потребностями. Наконец, проявляется в исповедальных словах главного героя: «Я опять смятен, но это смятение — я сам. Я совсем не такой, каким бы мне хотелось быть, и это меня больше пугает. Говорить правду – то, что я не знаю, то, что я ищу, но что я не нашел, – только так я чувствую себя живым».
КАРО.Арт: Восемь с половиной \ 8 1\2 (SUB)
Продолжительность: 139 мин.
Режиссёр: Федерико Феллини
Производство: Италия, Франция
Год выпуска: 1963
В ролях:
Марчелло Мастроянни, Клаудиа Кардинале, Анук Эме, Сандра Мило
Купить билет
В честь 100-летия Федерико Феллини компания «Иноекино» совместно с «Престиж Кино» выпускает в прокат «Восемь с половиной» — самый личный фильм режиссера и одно из главных в истории «кино про кино». Картина будет демонстрироваться на итальянском языке с русскими субтитрами.
Феллини — исключительный режиссер с богатейшим творческим наследием, продолжающим оказывать влияние на кинематографистов и зрителей по всему миру. Великий экспериментатор и исследователь человеческих страстей, он постоянно двигал кино вперед, сочетая эстетику карнавала, полет воображения и искренность. «Восемь с половиной» венчает поэтическую фантазию ранних фильмов Феллини и с барочным изобилием рассказывает о «творческой кухне» кинопроизводства с бесконечными поисками, кризисами, сомнениями и мечтами. Марчелло Мастроянни играет фактически alter ego Феллини, а многие сцены повторяют личный опыт режиссера. «Восемь с половиной» завораживает бесконечной игрой реальности и иллюзий, окунает в фантасмагорию сновидений и воспоминаний и является, пожалуй, самым смелым и символичным фильмом Феллини.
Синопсис:
Гвидо Ансельми, известный итальянский режиссер, никак не может начать работу над новым научно-фантастическим фильмом. Продюсеры в нетерпении, на декорации потрачены миллионы, выписаны звезды — но у Гвидо творческий и личностный кризис. Он разочарован в работе, жизни и любви, его одолевают тоска, беспокойство, сомнения в своих силах. Будущая картина никак не может сложиться в его голове, и Гвидо в поисках вдохновения постоянно возвращается к событиям своего прошлого и фантазирует о настоящем…
О проекте:
«Восемь с половиной» вместе с предыдущей картиной Феллини «Сладкая жизнь» образуют своеобразную дилогию о невозможности творческого акта в разобщенной среде чужих друг другу людей. Название отсылает к восьми фильмам и одной коллаборации, которые режиссер снял до этого, а главный герой Гвидо олицетворяет самого Феллини и его творческие сомнения. Этот персонаж — одно из величайших погружений в режиссерское сознание, а фильм хоть и в причудливой форме, но правдиво показывает процессы, стоящие за созданием фильма вообще. Феллини привлек к работе весь цвет итальянского кино. Главную роль, как и в «Сладкой жизни» сыграл Марчелло Мастроянни. В его окружении — вновь Анук Эме, а также Клаудия Кардинале, Сандра Мило и королева итальянского хоррора Барбара Стил. Оператором выступил Джанни Ди Венанцо, работавший с главными режиссерами Италии того времени, а музыкальное сопровождение написал Нино Рота, постоянный композитор Феллини. «Восемь с половиной» неизменно входит в списки лучших фильмов всех времен, является обладателем двух «Оскаров» и главного приза ММКФ. Несмотря на сложную структуру, обилие метафор и глубокий символизм, картина наполнена и комедийными эпизодами: не случайно ее всегда одинаково хорошо воспринимали и критики, и рядовые зрители. «Восемь с половиной» — выдающийся фильм о свободе, творчестве и создании кино, который должен увидеть каждый поклонник этого искусства.
«Восемь с половиной» (1963) — смотреть фильм онлайн без регистрации
Успешный режиссер Гвидо затеял новый фильм, который будет еще лучше предыдущих. До начала съемок осталось две недели, контракты подписаны, вся группа в сборе. Однако Гвидо до сих пор не понимает, какой фильм он будет снимать. Чтобы выбраться из творческого кризиса, он уезжает отдыхать, надеясь успокоиться и найти верное решение. Но к нему приезжает вся его «свита»: жена, любовница, продюсер, актрисы, друзья, критики и просто сумасшедшие, которые преследуют каждого режиссера. Гвидо все больше погружается в себя, и будущий фильм кажется ему все более иллюзорной затеей.
Среди всех фильмов Федерико Феллини «8½» стоит особняком. Многие другие картины этого режиссера принято считать гениальными, но «8½» перевернула представления о возможностях кино, изменила киноязык. В ней авангардно даже название: не зная, как озаглавить свой новый фильм, Феллини попросту дал ей порядковый номер среди своих работ, посчитав шесть полнометражных фильмов, два короткометражных (принял за один) и добавив «половинкой» свое участие в фильме «Огни варьете» (второй режиссер — Альберто Латтуада).
В своем новом фильме Феллини соединил четыре пласта: реальность, сны, воспоминания и фантазию. Причем соединил их таким образом, чтобы граница была не видна, потому что все показанное дано через восприятие Гвидо, творческого человека, для которого любой опыт, включая воображаемый, имеет большое значение. Очень важны в этом смысле первые кадры фильма: Гвидо (мы пока не знаем его имени) сидит в автомобиле, стоящем в туннеле, вокруг него образовалась пробка. Из соседних машин на героя смотрят странные люди, а потом его машина наполняется газом, и Гвидо начинает задыхаться. Он вылетает из автомобиля и парит над пробкой, улетая в ведомые только ему дали. Этот сон — один из многих, наполняющих фильм, но зритель каждый раз спрашивает себя, не реальность ли это, потому что бесконечные беседы Гвидо со своими друзьями и коллегами носят тоже слишком фантасмагорический характер. Временами зрителю может показаться, что все действие происходит исключительно в голове Гвидо и ничего этого вовсе нет на самом деле.
Если фильмы сюрреалистов можно считать снами на экране, то Феллини предложил киноязык для «потока сознания», где бессознательное, конечно, играло очень важную роль. Режиссер использует уже опробованные прежде методы, гиперболизируя реальность с помощью грима, неожиданных ракурсов, панорам, диалогов, музыкальных сцен и элементов циркового представления. Музыка Нино Рота здесь тоже чем-то напоминает цирковые мелодии. Особое внимание уделено женским образам, которыми Феллини окружает Гвидо на протяжении всего фильма, приводя все это к хрестоматийной сцене, где Гвидо, не выдерживая напряжения, берет хлыст и наводит порядок в своем «гареме».
«8½» считают самым личным фильмом Феллини. Это практически исповедь, а Гвидо в исполнении Марчелло Мастрояни — альтер эго режиссера. Однако стоит отметить, что при всей кажущейся хаотичности образов фильма, он выстроен очень четко и строго, каждое движение камеры имеет свою причину, а каждый персонаж проходит несколько стадий: мы знакомимся с ним, потом он раскрывается перед нами, и, наконец, мы встречаем его интерпретацию в сознании исключительно Гвидо. И если Гвидо в итоге убеждается в бесполезности режиссерской профессии, то Феллини, напротив, активно продолжает снимать кино, и после у него вышло еще множество картин.
Фильм «8½» вызвал восторженный прием и внутренний скандал на Московском международном кинофестивале в 1964 году, где участвовал в конкурсе. Жюри под председательством Григория Чухрая по указке сверху должно было наградить советскую картину «Знакомьтесь, Балуев», но Чухрай и остальные члены жюри воспротивились директиве и присудили главный приз Феллини. Режиссер об интригах так и не узнал, равно как и публика. Говорят, что Никита Хрущев на показе «8½» заснул.
МОСКИНО
С 13 по 27 января мы покажем в Москино Искра ретроспективу сюрреалиста, гуманиста и пересмешника Федерико Феллини, куда войдут шедевры «8 1/2» и «Сладкая жизнь» и документальный фильм «Феллини и духи» о творческом пути мастера и его стремлении познать тайны бытия.
Фильмы демонстрируются на языке оригинала с русскими субтитрами.
МОСКИНО ИСКРА
13 января 20:45
8 с половиной. 1963. 138 мин. Италия, Франция. Реж. Федерико Феллини. 12+
Купить билет
20 января 21:00
Феллини и духи. 2020. 90 мин. Италия, Франция, Бельгия. Реж. Ансельма Делл’Олло. 16+
Купить билет
27 января 20:00
Сладкая жизнь. 1960. 179 мин. Италия, Франция. Реж. Федерико Феллини. 16+
Купить билет
Сладкая жизнь. 1960. 179 мин. Италия, Франция. Реж. Федерико Феллини. 16+
Пресытившийся богемной круговертью светский журналист Марчелло бродит по Вечному городу с одной вечеринки на другую, меняет женщин и встречает американскую красавицу Сильвию (роскошная Анита Экберг), но ничто его не будоражит и не радует. Мастроянни прекрасно идет этот образ – тем более забавно, что режиссер взял его на роль вместо Пола Ньюмана с объяснением: «Ты нужен мне, потому что у тебя обычное, ничем не примечательное лицо». А еще благодаря этому фильму появилось слово «папарацци» – это фамилия фотографа, друга героя Мастроянни.
8 с половиной. 1963. 138 мин. Италия, Франция. Реж. Федерико Феллини. 12+
Замученный режиссёр погружается в водоворот воспоминаний и фантазий, где невозможно отличить вымысел от реальности. Феллини позволил заглянуть себе в голову и заодно навсегда поменял киноязык. Блестящая роль Марчелло Мастроянни.
Феллини и духи. 2020. 90 мин. Италия, Франция, Бельгия. Реж. Ансельма Делл’Олло. 16+
Документальное исследование страсти Феллини к «тайнам бытия». Так он называл эзотерический, невидимый мир, за которым неустанно гнался в поиске других возможностей, иных измерений, путешествий в неизведанное и всего, что может заставить дух и ум летать.
«Не могу передать, как мы все ликовали» – Weekend – Коммерсантъ
Для каждого номера Weekend в рамках проекта «Частная память» мы выбираем одно из событий 1953-2013 годов, выпавшее на эту неделю. Масштаб этих событий с точки зрения истории различен, но отпечатавшиеся навсегда в памяти современников они приобрели общее измерение — человеческое. Мы публикуем рассказы людей, чьи знания, мнения и впечатления представляются нам безусловно ценными.
21 июля 1963 года
Фильм Феллини «Восемь с половиной» получил главный приз III Московского международного кинофестиваля
О том, что среди присланных на конкурс Московского международного кинофестиваля 1963 года картин есть новый фильм Феллини и что будет его просмотр на отборочной комиссии мы, тогда молодые сотрудники Госфильмофонда, узнали заранее. Наш негласный лидер Виктор Демин был «главным феллинистом» Советского Союза — писал о нем, мечтал издать сборник статей и интервью Федерико Феллини. И конечно же, мы бросились узнавать, кто там в комиссии, чтобы нас туда пропустили. Нам помогла Изабелла Германовна Эпштейн, работавшая в международном отделе Союза кинематографистов. Она сказала, что просмотр начнется в такой-то день в 11 утра и чтобы мы приходили, только никому об этом не говорили. Мы прибежали в 10 часов, она нас провела, и вот мы сидели в зале, очень далеко от экрана, и в абсолютном потрясении смотрели «Восемь с половиной».
Когда фильм закончился, встал Ростислав Николаевич Юренев, главный официозный критик страны, и громко, на весь зал, сказал: «Я сделаю все, чтобы этого фильма на фестивале не было!» И дальше про формализм, пропаганду индивидуализма, измену всем традициям неореализма — ни образа народа, ни социальных проблем, одни непрогрессивные внутренние проблемы режиссера. С ним спорили, но мы слышали только его — и понимали, что фильм, скорее всего, не допустят до конкурса. Он был достаточно образованный человек, говоривший по-французски, переводивший в молодости Превера, но всю жизнь боявшийся, что ему припомнят дворянское происхождение, и это определило его позицию: «фильмы Бергмана отмечены упадничеством и безнравственностью» и тому подобное. Наверное, он испытывал от этого внутренний дискомфорт, но на его оценках это не отражалось. У него были подпевалы, совсем бездарные, их все презирали, даже те, кого они поддерживали.
Но были и сторонники Феллини, и их невероятными усилиями фильм все-таки допустили до конкурса. В частности, большую роль сыграл Сергей Аполлинариевич Герасимов. Он был весьма могуществен и, хотя, конечно, был совсем другого направления режиссер и актер, просто молился на Феллини. Позже, когда Феллини уже приехал на фестиваль, Герасимов позвал его в гости и угостил своими замечательными уральскими пельменями — потом долго ходил анекдот, будто Феллини сказал: «Господин Герасимов, я, к сожалению, не видел ваших фильмов, но в пельменях мастер».
Серджо Амидеи и Григорий Чухрай — члены жюри 3 ММКФ, 1963 год
К началу фестиваля в Госфильмофонде вышел очередной — третий выпуск бюллетеня «Кино и время». «Научники» с Витей Деминым во главе решили воспользоваться тем, что во время кинофестиваля его можно было распространять. Мы сказали директору, Виктору Станиславовичу Привато, что готовы пожертвовать репутацией научных работников и продавать эти бюллетени в гостинице «Москва», а главным гостям — дарить. Ну и заодно что-нибудь фестивальное посмотреть — «в порядке повышения квалификации». Как ни удивительно, он согласился.
Когда начался конкурс, мы посменно сидели в гостинице «Москва» с бюллетенями или ходили на фестивальные сеансы. При этом каждый вечер приезжали к Пере Моисеевне Аташевой, вдове Эйзенштейна, которая тогда готовила собрание сочинений Эйзенштейна, а мы ей помогали. И вдруг в ее квартире появился человек по имени Антонелло Тромбадори, знаменитый итальянский кинокритик, герой антифашистского Сопротивления, член Итальянской («ревизионистской») компартии, редактор журнала Rinascita, друг Висконти и Феллини. Он примчался накануне конкурсного показа в Москву, чтобы защитить Феллини — доказать партийным догматикам, что «Восемь с половиной» — это никакой не индивидуализм, а честное и гуманистическое признание в сложности творчества. Битва сторонников и противников Феллини, как мы потом узнали, шла не на жизнь, а на смерть — не столько в жюри, сколько «наверху». Тромбадори рассказывал, что «там» есть партия противников Феллини, но есть и тайные поклонники. Он тогда еще удивлялся, каким образом эти люди из ЦК видели «Сладкую жизнь»: «ее же не было у вас в прокате, неужели они все ездили за границу и смотрели там?!» Он не мог знать, что когда картину прислали на закупку, с нее сделали контратип, и особый отдел Госкино возил пиратскую копию по вельможным дачам, показывая всем этим бонзам и их приближенным.
Джульетта Мазина и Федерико Феллини на 3 ММКФ, 1963 год
Фото: Фото ИТАР-ТАСС
Мы снова попали на показ «Восьми с половиной», уже в программе фестиваля, и еще раз убедились, что фильм гениальный. На следующее утро после просмотра была пресс-конференция Феллини в гостинице «Москва». Мы сидели там в надежде хоть издалека увидеть Феллини и Джульетту Мазину. В фойе Демин встретил Марлена Хуциева. Он объяснил, что пойдет с Феллини, поскольку тот его предупредил, что собирается сказать что-то о «Заставе Ильича» — с ней тогда как раз были трудности, поэтому Феллини хотел ее поддержать. «Оставь бюллетени у дежурной и иди за мной»,— шепнул Демин. Феллини взял за руку Хуциева, Демин схватил Хуциева за плечо, а я взял за руку Демина — и мы таким поездом прошли на пресс-конференцию. Вел ее Василий Захарченко, главный редактор журнала «Техника — молодежи», который кино особо не знал, но, говорят, любил. Он не очень понял фильм, но не был враждебен и задавал вопросы вроде «А что вы хотели сказать вашим фильмом?» или «А вы, синьора Мазини (именно так он назвал ее!), как думаете — он лучше как режиссер или как муж?». Мазина посмотрела на Феллини и сказала с улыбкой: «Пожалуй, как режиссер», и тот просто полез под стол: «Che parla?!» В общем, была совершенно триумфальная пресс-конференция. А вечером у Перы Аташевой я увидел разъяренного Тромбадори, кричавшего: «Я не знаю, что делать! Я хотел их побить! Они ничего не понимают или не слушают!!» Это он пообщался с какими-то нашими руководителями, которые были категорически настроены фильму ничего не вручать.
Сергей Герасимов на 3 ММКФ, 1963 год
Фото: Fotobank.com/ Getty Images
В день присуждения призов откуда-то пришла утечка, что должны обязательно дать главный приз советскому фильму — иначе вообще закроют московский кинофестиваль. Якобы такая угроза исходила от Суслова. И главный приз намеревались вручить картине «Знакомьтесь, Балуев!», абсолютно глупой и неумелой. Но жюри тогда возглавлял Григорий Чухрай, который был не просто крупный режиссер, честный человек и фронтовик, но и лауреат Ленинской премии за «Балладу о солдате», и он не боялся демагогов. Он заявил, что если не сможет наградить фильм Феллини, то подаст в отставку — это был бы скандал на весь свет. В итоге гран-при дали «Восьми с половиной», а советский фильм наградили с издевательской формулировкой типа «за лучшее воплощение образа Балуева».
Не могу передать, как мы все ликовали. Для нас это была не просто победа Феллини — мы думали, что вообще наступил переломный момент. В конце хрущевской эры очень обострилась борьба наверху, и мы все надеялись, что оттепель будет развиваться, что продолжится либерализация. Даже после выступления Хрущева в Манеже на выставке авангардистов, даже после того, как на XXII съезде не были обнародованы обстоятельства убийства Кирова, чего все ждали, мы все равно верили в дальнейшую десталинизацию. И вдруг такая победа. Все надеялись, что эта линия все-таки продолжится. Через год мы уже поняли, как наивны были наши надежды. Но резонанс фильма «Восемь с половиной» действительно вышел за рамки кино, чего Феллини, тогда совсем далекий от политики, совершенно не имел в виду.
Записал Андрей Борзенко
5–10 июня 1967 года
Анатолий Найман о Шестидневной войне
3 июня 1989 года
Анна Наринская о первом концерте Pink Floyd в СССР
май 1985 года
Алексей Левинсон о I Съезде народных депутатов СССР
май 1985 года
Лев Рубинштейн о начале антиалкогольной кампании в СССР
26 апреля 1986 года
Роман Лейбов об аварии на Чернобыльской АЭС
23 апреля 1964 года
Вадим Гаевский о первом спектакле Театра на Таганке
12 апреля 1961 года
Елена Вигдорова о полете Юрия Гагарина
3 и 4 апреля 1953 года
Любовь Вовси о «деле врачей»
29 марта 1971 года
Владимир Буковский о своем четвертом аресте и высылке
27 марта 1991 года
Максим Кронгауз об основании РГГУ
14 марта 2004 года
Григорий Ревзин о пожаре в Манеже
7 марта 1981 года
Михаил Трофименков о ленинградском Рок-клубе
5 марта 1966 года
Анатолий Найман о смерти Анны Ахматовой
27—29 февраля 1988 года
Светлана Ганнушкина о погроме в Сумгаите
15 февраля 1989 года
Олег Кривопалов о выводе советских войск из Афганистана
13 февраля 1964 года
Анатолий Найман об аресте Иосифа Бродского
8 вещей, которых (вероятно) не было бы без Феллини 8 ½
Шедевр Федерико Феллини 8 ½ отмечает на этой неделе свое 50-летие, а это означает, что на определенном уровне особый метатип кино также отмечает на этой неделе свое 50-летие. Если вы не знаете, фильм повествует о режиссере, похожем на Феллини (которого играет Марчелло Мастроянни), который борется с творческим кризисом и множеством романтических и экзистенциальных неврозов.(Милая история: название относится к тому факту, что это будет восемь с половиной фильмов Феллини; он снял шесть полнометражных фильмов и три совместных фильма, которые он посчитал половинами). И это произошло как землетрясение. на международной кинематографической арене в 1963 г .; в отличие от многих других, ставших уже классикой ( Vertigo, Citizen Kane, Правила игры и т. д.), 8 ½ сразу же получил признание публики и критиков. Фактически, его влияние никогда не ослабевает. Чтобы дать вам представление о том, насколько широко это влияние, вот наш список из восьми вещей, которые (вероятно) не существовали бы без 8 ½ .
1. Эти великие фильмы: «Весь этот джаз», «Воспоминания о звездной пыли», «Большая картина», «День за ночью, меня там нет»
8 ½ был не первым фильмом о кинопроизводстве: туда поехал Престон Стерджес с Sullivan’s Travels , Винсенте Миннелли с Плохое и красивое и Две недели в другом городе , Дзига Вертов с Человек с кинокамерой и Джозеф фон Штернберг с The Last Command , просто чтобы назвать несколько.(И в том же году, когда Феллини выпустил 8 ½ , Жан-Люк Годар выпустил основополагающую серию Contempt ). Но фильм Феллини был первым, в котором игривая саморефлексия сочеталась с откровенно конфессиональным качеством, о котором говорилось во многих более поздних фильмах. кинопроизводство и творческие неврозы тоже захватили. Иногда влияние более всепроникающее: All That Jazz Боба Фоссе и Stardust Memories Вуди Аллена — это практически явные римейки, в то время как The Big Picture Кристофера Геста и Day for Night Франсуа Трюффо созданы более просто с любовью.И «Меня там нет» , мета-мета-биографический фильм Тодда Хейнса о Бобе Дилане, лишь частично посвящен кинопроизводству, но он изобилует прямыми ссылками на 8 ½ . (Достойное упоминание: ранний студенческий фильм Мартина Скорсезе « Это не только ты, Мюррей », который в основном заканчивается так же, как и фильм Феллини.)
2. Эти не очень хорошие фильмы: Девять, Падение, Моя жизнь в повороте, CQ
То, что ваш фильм разделяет некую концептуальную ДНК с шедевром Феллини, не означает, что он будет хорошим.Возьмите Девять — провальную звездную попытку Роба Маршалла снять то, что, по общему мнению, было отличным сценическим мюзиклом. Но на экране это выглядело как фильм, который извлек все неправильные уроки из работы Феллини: фетишизирует местность и сеттинг вместо того, чтобы найти способ выразить экзистенциальную и романтическую тоску создателя через форму. В других фильмах гораздо меньшего размера так или иначе использовались риффы на 8 ½ . В книге « Falling Down » Джоэла Шумахера цитируется знаменитая сцена открытия пробок Феллини.Роман Копполы CQ — это рог изобилия отсылок к фильмам шестидесятых, главным из которых является 8 ½ и Джима Макбрайда «Дневник Дэвида Хольцмана » (который сам по себе является своего рода риффом на 8 ½ , если подумать), но ссылки служат лишь для того, чтобы напомнить зрителям обо всех лучших фильмах, которыми CQ не является.
3. Видео R.E.M. «Everybody Hurts»
Это лучший R.E.M. песня? Кто знает? Но это одно из их лучших видео, и, по сути, это целый рифф на вступительную сцену мечты 8 ½ :
4.Чарли Кауфман
Фильм в рамках фильма о создании фильма, который мы и смотрим, и который раскрывает собственные неврозы его создателя в самом процессе его создания, что, по сути, является самим актом его создания. не производится. Звучит знакомо? Действительно, тщательно продуманное качество зеркал 8 ½ ‘ s кормило почти всю работу Чарли Кауфмана — от Быть Джоном Малковичем до Адаптации до, в конечном итоге, Synecdoche, New York (который временами кажется, что это собственный римейк Кауфмана 8 ½ ).Удивительно, но сценарист-режиссер однажды заявил, что никогда даже не видел 8 ½ . Но это может быть неуместно, поскольку влияние –8 ½ настолько широко распространено в культуре, что не нужно было видеть, чтобы оно находилось под его влиянием — или, в случае Кауфмана, чтобы оно было практически желанным.
5. Танцевальная сцена из «Криминальное чтиво»
Квентин Тарантино любит говорить о важности Жан-Люка Годара, и особенно «Группа аутсайдеров », в своем фильме.Но взгляните на это сравнение поворотной сцены из фильма Феллини и поворотной сцены между Джоном Траволтой и Умой Турман в Криминальное чтиво :
6. Терри Гиллиам и Дэвид Линч, кинематографисты
В отличие от Чарли Кауфмана, Гиллиам и Линч определенно видели 8 ½ ; Первый даже представляет издание фильма из коллекции критериев и неоднократно цитировал его в своей работе. Но, пожалуй, наиболее важно то, что Гиллиам и Линч, может быть, больше, чем любые другие режиссеры, в огромном долгу перед Феллини, и, в частности, перед этим фильмом, с его постоянным переплетением мечты и реальности, его комическими полетами сюрреалистической фантазии, его безжалостно огромным масштабом и честолюбие и (конечно) его гротеск, иногда граничащий с ужасающим.Также стоит отметить, что Гиллиам, как и Феллини, начинал как карикатурист. Что подводит нас к…
7. Серио-комический художественный фильм
Перед съемкой 8 ½ Феллини приклеил к камере листок бумаги, который напоминал ему, что его фильм должен быть смешным. И хотя до появления Феллини в их сознании было множество великих, важных комедий с великими, важными темами — все, от работ Чарли Чаплина до работ Жана Ренуара, Жака Тати и Фрэнка Ташлина, — 8 ½ было чем-то по-настоящему новинка для большинства кинозрителей.Это был фильм, в основе которого лежали последовательности снов, тяжелые символы, юнгианские образы — вещи, которые обычно были прерогативой авангарда и подобных Ингмару Бергману и Микеланджело Антониони, — но он сделал это , но при этом был очень, очень забавным . То, что фильм может сделать все это и по-прежнему иметь бешеный успех у зрителей и критиков, было совершенно революционной идеей. Таким образом, 8 ½ , возможно, сделал больше для кинопроизводства в шестидесятые и семидесятые годы, чем, возможно, любой другой фильм, за исключением, может быть, Бездыханного Годара.
8. Финальная сцена фильма Тима Бертона Big Fish
Даже те из нас, кому не нравится Big Fish (а нас — легион), не могут сдержать слезы в конце этого довольно не- Тим Бертон — как фильм Тима Бертона, в котором умирающему отцу, рассказывающему небылицы, его сын показывает всех людей, которых он знал (или делал вид, что знал) на протяжении всей своей жизни. Я имею в виду, клянусь Богом, я плачу прямо сейчас, думая о потрясающей финальной сцене этого (ужасного) фильма.Смотрите сами:
8 ½ Учебное пособие | GradeSaver
Сценарист и режиссер Федерико Феллини, 8 1/2 — итальянский авангардный фильм, выпущенный в 1963 году. Название связано с тем, что он является восьмым с половиной фильмом, поставленным Феллини (если учесть его два короткометражных фильма). фильмов и коллабораций, каждый как «полуфильм»).
Продюсер Анджело Риццоли, фильм получил две награды Американской киноакадемии 1963 года (за лучший фильм на иностранном языке и лучший дизайн костюма) и был номинирован на лучшую режиссуру, лучший оригинальный сценарий и лучшую художественную режиссуру в черно-белом цвете.Кроме того, в том же году он получил призы за лучший режиссер, продюсер, оригинальный сюжет, сценарий, музыку, кинематографию и роль второго плана от Итальянского национального синдиката киножурналистов. Ее выставка на III Московском международном кинофестивале в 1963 году также произвела фурор.
Идея 8 1/2 заняла годы, чтобы полностью развиться в воображении Феллини, но разочарование и абсурдность этого процесса фактически повлияли на фильм в том виде, в котором мы его знаем сегодня, в котором главный герой страдает от писательского тупика во время создания фильма. фильм.По словам друга и биографа Туллио Кезича, Феллини начала 1960-х, получивший широкое признание благодаря своему последнему фильму La Dolce Vita , стал предметом сплетен и зависти. В результате распространились слухи, что Феллини столкнулся с творческим кризисом и у него закончились идеи. Летом 1961 года Феллини отправился в турне по Италии, заявив, что подыскивает места для своего следующего фильма, который он будет снимать в октябре того же года; никто ему не поверил. Когда репортеры стали все активнее расспрашивать Феллини о его следующем проекте, он начал уходить от общественного внимания, даже избегая разговоров с друзьями и коллегами (Кезич 233-34).Даже команда, от которой регулярно зависел Феллини, скептически отнеслась к проекту. Достигнув своего пика разочарования, Феллини даже начал (но разорвал) письмо своему продюсеру, в котором признался, что откажется от фильма (Кезич 238-39).
Согласно Кезичу, прозрение Феллини о структуре и истории фильма пришло с осознанием того, что его главный герой будет режиссером в той же ситуации, что и он. «После этого он мог бы упомянуть эту идею другим сценаристам, но никогда [не говорил] открыто:« Я понял, что я Гвидо Ансельми [его главный герой].Он [станет] признавать это только после того, как фильм [будет] закончен »(Кезич 240).
Этот 8 1/2 был основан на реальных переживаниях Феллини, и личность достаточно выражена, чтобы быть очевидной даже для того, кто не знаком с предысторией режиссера. В поисках актера, который мог бы сыграть его главного героя, пишет Кезич, Феллини на самом деле искал «человеческое зеркало, того, кто может отражать его собственный образ». Таким образом, Феллини выбрал восхищенного актера Марчелло Мастроянни, который уже исполнил главную роль в «Сладкая жизнь» , но нервничал, когда рассказывал Феллини о новых проектах (Кезич 235).Несмотря на его робкое уважение к Феллини, Мастроянни продолжит играть роли еще в четырех своих фильмах и до сих пор ассоциируется с персоной Феллини на большом экране.
Подобно второстепенным персонажам в 8 1/2, Мастроянни понимал, что бесполезно спрашивать своего режиссера о деталях роли или сцены, потому что они всегда менялись непосредственно перед съемкой (Кезич 236). Кезич также пишет, что многие персонажи фильма были созданы по мотивам коллег Феллини; Марио и Глория, например, были основаны на кинопродюсере Карло Понти и его жене, актрисе Софи Лорен.Мадлен, угрюмая французская актриса, которая должна была сыграть в фильме Гвидо, была основана на Луизе Райнер, с которой Феллини работал над La Dolce Vita . Как пишет Кезич: «Важно помнить, что в 8 1/2 объективность и автобиография совпадают, и что правда и ложь — две стороны одной медали» (241).
Изначально знаменитая концовка фильма была снята с намерением использовать ее в трейлере фильма; Однако, осознавая его безудержную мощь, Феллини в конечном итоге использовал эту сцену, чтобы заменить более традиционный, даже мрачный финал фильма.Позже он потерял негативы фильма из-за оригинального финала. Кезич пишет о финале: «Редко художник рассказывал о своем кризисе с такой пышной изобретательностью и образностью, свободой голоса и ассоциаций» (243–45).
После выпуска, 8 1/2 был предметом почти всеобщей похвалы как публикой, так и критиками. Фильм был настолько популярен, что одна компания захотела массово производить черную шляпу, которую носит ее главный герой. По иронии судьбы, несколько критиков действительно раскритиковали фильм, используя аргументы, аналогично использованные противными репортерами в фильме, а именно, что Феллини был «самомифологизатором»…и лжец »(Кезич 246-47).
Сегодня 8 1/2 часто оценивают как одну из лучших работ Феллини и действительно как один из лучших фильмов в мире всех времен. Он остается ценным артефактом итальянского и мирового кино.
Отто и меццо — шедевр Феллини
Творческий кризис породил режиссерский тур de force
Оригинальный рекламный плакат к фильму Феллини 8½ |
Фильм Otto e mezzo (8½) , который некоторые критики считают величайшей работой режиссера Федерико Феллини, был выпущен в Италия в этот день в 1963 году.
Она была классифицирована как авангардная комедийная драма, но описание вряд ли справедливо, учитывая ее необычайную индивидуальность, эволюционирующую от концепции до завершения как переплетение фантазии и реальности, в которой жизнь не столько имитирует искусство, сколько становится одним и тем же. предмет.
К началу 60-х годов Fellini уже был трехкратным обладателем Oscar после успеха La strada , Nights of Cabiria и La dolce vita , последний также выиграл Золотая пальмовая ветвь в Каннах.
Сладкая жизнь сигнализировала об отходе Феллини от неореализма, который характеризовал кино в Италии в первые послевоенные годы, к сюрреалистическим интерпретациям жизни и человеческой природы, которые стали популярными у более поздних режиссеров и стали определять искусство Феллини.
В то время как этот фильм приносил миллионы долларов кассовых сборов и превращал Марчелло Мастроянни и Аниту Экберг в международных звезд, Феллини оказывал давление со стороны своих продюсеров, чтобы они придумали продолжение.
Феллини был вынужден выпустить , продолжение «Сладкая жизнь» |
У него была идея, но это была не более чем расплывчатый набросок, рассказ о человеке, страдающем от творческого затора. Он знал, что речь пойдет о внутренних конфликтах, вызванных творческими и семейными трудностями, и о возможности поразмышлять, вызванной периодом в оздоровительном спа-салоне, восстанавливающимся от того, что сегодня можно было бы интерпретировать как нервное истощение, но у него не было четкого представления о сценарии. , не мог определиться с профессией своего главного героя и даже не имел рабочего звания.
Говорят, что под давлением продюсеров подписать сделку, он выбрал Otto e mezzo на том основании, что он снял шесть полнометражных фильмов, совместно работал над другим и снял два короткометражных фильма, каждый из которых он считал стоит «половины полнометражного фильма», и поэтому его последний фильм станет восьмым с половиной фильмом в его режиссерской карьере.
Когда весной 1962 года ему приказали начать производство, он все еще не разработал внятную идею, но колеса были в движении.Были согласованы даты съемок, построены декорации и наняты актеры, в том числе Мастроянни на главную мужскую роль, но, если не считать имени Гвидо Ансельми для своего главного героя, Феллини едва ли был ближе к какой-либо ясности мысли.
Клаудия Кардинале сыграла главного героя «Идеальной женщины» Гвидо Ансельми в фильме Феллини Отто и меццо |
Фактически, он сказал бы Анджело Риццоли, своему продюсеру, что он отказывался от проекта, если бы его не вызвали присоединиться к команде, чтобы отпраздновать его запуск, как раз в то время, когда он составлял письмо на этот счет.
Феллини позже признался, что, подняв бокал, чтобы произнести тост за фильм, он «почувствовал себя переполненным позором», но затем момент отчаяния стал моментом вдохновения.
«Я был в ситуации, когда не было выхода», — сказал он. «Я был режиссером, который хотел снять фильм, который он больше не помнит. И вот, в тот самый момент все встало на свои места.
» Я сразу подошел к сути фильма. Я рассказывала обо всем, что со мной происходило. Я бы сделал фильм, рассказывающий историю режиссера, который больше не знает, какой фильм он хочет снять ».
В результате получился фильм, в котором сюжетная линия сочетается с фантастическими последовательностями снов, когда персонажи перемещаются между реальностью и воображением Гвидо. Феллини так часто предавался импульсивным импровизациям, что, по сути, создавал фильм по ходу дела. Как это было в то время в итальянских фильмах, диалоги потом перезаписывались, что с точки зрения актеров, пытающихся не отставать, было, вероятно, не хуже.
Марчелло Мастроянни и Анук Эме также снялись в фильме Феллини «Сладкая жизнь» |
.
Тем не менее, конечный результат, в котором Мастроянни в роли Гвидо, французская актриса Анук Эме в роли его жены и две итальянки тунисского происхождения, Сандра Мило и Клаудиа Кардинале , соответственно, были его любовницей и идеальной женщиной его фантазий, был получил почти всеобщее признание.
Критики признали, что зрители могут посчитать его сложной задачей, но в целом приветствовали его как триумф. Один написал, что у него было продвинутое авангардное кино «на 20 лет одним махом, потому что оно одновременно объединяет и превосходит все открытия экспериментального кино».
Другой хвалил его «фантастическую щедрость, полное отсутствие предосторожности и лицемерия, абсолютную бесстрастную искренность, артистическую и финансовую отвагу».
8½ выиграл две премии Academy Awards за лучший фильм на иностранном языке и лучший дизайн костюма (черно-белый), а также номинации на лучшего режиссера, лучший оригинальный сценарий и лучшую художественную режиссуру (черно-белый). белый).
Круг кинокритиков Нью-Йорка также назвал 8½ лучшим фильмом на иностранном языке, в то время как Итальянский национальный синдикат киножурналистов присудил фильму семь премий за режиссера, продюсера, оригинальный сюжет, сценарий и музыку — от Нино Рота — кинематография (Джанни ди Вананзо) и лучшая актриса второго плана (Сандра Мило).
На кинофестивале Сент-Винсент он был удостоен Гран-при за фильм Лукино Висконти Il gattopardo (Леопард), но после показа на Каннском кинофестивале 1963 года его пришлось обойти для получения награды, потому что он был показан вне конкурса.
Также он получил Гран-при 3-го Московского международного кинофестиваля.
Туристический совет:
Феллини родился в 1920 году в Римини, на Адриатическом побережье, который с 15 км (девятью милями) песчаных пляжей является крупнейшим курортом Италии и известен во всей Европе как место отдыха. Говорят, что в нем более 1000 отелей. Вдали от моря находится более старая часть города с реликвиями, отражающими его римское происхождение. Римини гордится своим наследием: Музей Федерико Феллини находится на улице Виа Клементини в историческом центре города, где рассказывается обо всем, что связано с его жизнью и карьерой.
Отели в Римини от Expedia
Памятная доска, посвященная карьере Феллини, найдена на Виа Венето в Риме, задняя часть La dolce vita |