Энциклопедия (иранской) жизни: Шесть фильмов Асгара Фархади
Сегодня на экраны выходят «Лабиринты прошлого» — новый фильм самого известного иранского режиссера, обладателя «Золотого глобуса», «Золотого медведя» и двух «Оскаров». «Кинорепортер» вспоминает главные работы постановщика, а также рассказывает о новинке.
Свои первые полнометражные работы «Танцуя в пыли» (2003) и «Прекрасный город» (2004) Фархади посвящал проблемам иранских бедняков и снимал в духе местной версии неореализма, созданной режиссерами-предшественниками. Но начиная с «Фейерверков по средам» (2006) и вплоть до «Лабиринтов прошлого» (2018) Фархади выпускает «универсалистское» кино, объединяющее иранские традиции c европейскими и даже голливудскими. Режиссер работает с темами брака и развода, самовосприятия и публичности, выплавляя из них линейные сюжеты, которые понятны каждому. При этом по-голливудски симметричное повествование Фархади всегда уплотняет социальными и психологическими деталями, которые выведены из специфического культурного контекста. Это кино с трудом разбирается на запчасти и напоминает документальный театр, точный словно часы.
«Фейерверки по средам» (2006)
Юная Рухи собирается замуж за парня на мотоцикле. Она мерит свадебное платье поверх уличной одежды, а чтобы немного подзаработать, устраивается в агентство домработниц. Накануне праздника фейерверков Рухи нанимает состоятельная семья. В ней не все гладко: жена подозревает мужа в связи с соседкой, а муж измотан ревностью и упреками. Рухи невольно вовлекается в личную жизнь работодателей и даже начинает шпионить для хозяйки. Вплоть до финала как Рухи, так и зритель вынуждены сомневаться, кто из супругов кричит понапрасну.
В одном интервью Фархади объяснил, зачем переключился с героев-бедняков на средний класс. Во-первых, режиссер сам принадлежит к этой группе и лучше чувствует ее опыт. Во-вторых, именно средний класс определяет судьбу современного общества, а значит, через него могут быть показаны и все остальные. «Фейерверки по средам» — третий полный метр Фархади и единственный фильм, где он поровну распределил внимание между двумя социальными классами. Сюжет фокусируется на эмоционально вымотанных состоятельных супругах, которые изводят не только друг друга, но и самых незащищенных людей — собственного ребенка и уборщицу Рухи. Персонажей трудно осудить, ведь режиссер не оценивает героев лишь по социальному статусу. С помощью классовых позиций он создает не персонажей, а динамику отношений между ними. И за каждым вроде бы отталкивающим жестом всегда проступает убедительная причина.
«История Элли» (2009)
Друзья зовут Ахмада отдохнуть в пляжном домике на севере Ирана. Парень недавно развелся, и организаторка поездки приглашает учительницу Элли — незамужнюю девушку с искрящимися глазами. Ахмаду нравится Элли, остальные в восторге от кальяна и волейбола — всем весело, пока одного из детей не уносит в неспокойное море. Ребенка находят и откачивают, но Элли, которая пыталась его спасти, исчезает без следа.
С самого начала в «Истории Элли» меньше всего самой Элли: Таране Алидости играет почти ту же лучезарную девушку, что и в «Фейерверках по средам». Ее персонажа неосознанно объективируют более состоятельные люди. Каждый переживает случившееся исходя из собственного опыта, поэтому на поверхность одновременно всплывают чувство вины и куча вытесненных тревог. Сильный сюжет с рельефными характерами Фархади укрепляет хичкоковским саспенсом, документальной камерой и отсутствием закадровой музыки, благодаря чему фильм работает как тревожная симфония.
Хотя «История Элли» и получила восемь призов на разных фестивалях, в шортлист «Оскара» она не прошла и, в отличие от его следующего фильма «Развод Надера и Симин», не принесла Фархади мировую известность. Но когда режиссера спросили, какую из своих работ он считает лучшей, первой была названа «История Элли».
«Развод Надера и Симин» (2011)
Надер и Симин женаты четырнадцать лет, у них есть дочь и более-менее обеспеченный быт. Симин хочет уехать из Ирана, но Надер отказывается, и жена подает на развод. У каждого своя правда — она мечтает о лучшем будущем для ребенка, он не может бросить больного Альцгеймером отца, дочка хочет, чтобы родители не разводились. Но для закона нет нюансов, и судья отказывает в разводе из-за отсутствия веской причины. Супруги временно разъезжаются и находят сиделку для больного старика. С этой беременной и глубоко верующей женщиной, чей муж не может отбиться от кредиторов, происходит кошмарная случайность, которая, как темная воронка, затягивает всех остальных персонажей.
Две основные линии фильма — развод главных героев и разборка с сиделкой и ее мужем — связаны с судом. И первое, что видит зритель — Надер и Симин объясняют судье свои точки зрения. Эта сцена снята от лица судьи, то есть на его роль буквально назначается зритель. Но вынуждая нас судить, Фархади не оставляет возможности в этом преуспеть. Кого должен выбрать Надер – больного отца или жену? Как поступить мужу сиделки? Разве она могла сказать ему правду? Дублируя первую сцену, финал показывает невозможность вынести вердикт другому человеку или объективно оценить чужую культуру. Поразительно, как с этим месседжем совпала история проката «Надера и Симин». За год до иранской премьеры Фархади публично поддержал преследуемых властями режиссеров Мохсена Махмальбафа и Джафара Панахи. Производство «Надера и Симин» было моментально заморожено, и Фархади пришлось выступать с извинениями за свои слова. Прогремев на фестивалях от Бодиля до Сиднея, собрав 79 наград, пятый фильм режиссера принес ему мировое признание. Получая «Оскар», Фархади сказал, что посвящает награду народу своей страны, чья древняя культура скрылась под транслируемой политиками риторикой устрашения.
«Секреты прошлого» (2013)
Ахмад прилетает во Францию, чтобы развестись с Мари. Женщина просит его остановиться у них дома, чтобы он поговорил с дочерью Мари от первого брака. У Ахмада были хорошие отношения с падчерицей, и он не против помочь. В доме живут еще двое детей — младшая дочка Мари и сын ее нового жениха. Сам жених обещал не приходить и не смущать Ахмада, но тот от этого не чувствует себя более комфортно. Ахмад искренне хочет помочь Мари с дочкой, терпит срывы обеих. От падчерицы он узнает, что жена бойфренда Мари лежит в коме после попытки самоубийства.
«Секреты прошлого» — первый фильм Фархади, снятый вне Ирана. Режиссер работал с более крупной командой и большим бюджетом, чем раньше, и впервые репетировал с актерами, не говорящими на фарси. Но несмотря на это, метод Фархади остался прежним — словно режиссер доказал, что его драматургия подходит не только для иранского контекста.
Как и предыдущие фильмы Фархади, «Секреты прошлого» держатся на напряженном линейном повествовании с основной интригой. Но здесь снова много деталей, подтекстов и реалистично поставленных неловких сцен. Молчание за общим столом и срывы на капризничающих детей не выглядят пустыми приемами, а вырастают из общей атмосферы психологического дискомфорта. Особенно трогает, что маленькие дети здесь тоже эмоционально вовлечены в происходящее, а не просто подыгрывают драме взрослых.
«Коммивояжер» (2016)
После работы школьный учитель Эмад играет в любительском театре. Труппа ставит «Смерть коммивояжера» Артура Миллера: у Эмада главная роль, а его жена Рана исполняет супругу коммивояжера. На спектакль приходят цензоры, и Эмад задерживается для разговора с ними. Рана одна возвращается в новую квартиру, где до них жила проститутка. Пока Рана принимает душ, в гости заходит один из клиентов предыдущей квартиросъемщицы.
Фархади начинал карьеру в театре и впоследствии всегда использовал этот опыт в кино: писал драматургически выверенные сценарии и многократно репетировал с актерами перед съемками. Но в «Коммивояжере» режиссер не только снова задействовал свой театральный бэкграунд, но и использовал театр как мотив, двигающий историю. Пьеса Миллера в постановке персонажей резонирует с тем, как развиваются реальные события. Травмированная Рана срывается во время спектакля, потому что не может чувствовать на себе посторонние взгляды. Эмад прямо на сцене оскорбляет коллегу, который сдал паре злосчастную квартиру. Финальная сцена спектакля, в которой жена стоит над гробом мужа-коммивояжера, метафорически предвосхищает то, что ждет супругов-актеров. Персонаж Раны говорит с горечью: «Теперь мы свободны от всяких долгов, но в доме некому жить». Эта реплика из американской пьесы здесь говорит о буквально и небуквально разрушенных иранских домах. Слова о денежном долге тоже соединяют две культуры: в Коране есть множество объяснений того, что делать с денежными долгами, так что к понятному на западе смыслу добавляется и специфический восточный контекст. Ключевой мотив вторжения и цензуры здесь столь же многослоен: молчаливые взгляды зрителей, изнасилование и страх перед общественным осуждением.
Поразительно, что, как и в случае «Разводом Надера и Симин», реальность снова срезонировала с фильмом Фархади. За «Коммивояжера» режиссер снова был удостоен «Оскара», но не поехал его забирать в знак протеста против антимиграционного проекта Дональда Трампа.
«Лабиринты прошлого» (2018)
Лаура (Пенелопа Круз) приезжает из Аргентины в родную Испанию на свадьбу сестры. С ней маленький сын и дочка-подросток, которая тут же находит друга и сломя голову гоняет с ним на мотоцикле. Шумная свадьба заканчивается тем, что дочку Лауры похищают. Никто не остается в стороне, даже друг семьи (Хавьер Бардем), с которым у Лауры когда-то были отношения, начинает активно участвовать в поисках девочки, точнее — в попытках понять, что делать.
В отличие от первого иностранного фильма Фархади «Секреты прошлого», в новой картине нет ни персонажей-иранцев, ни каких-либо прямых намеков на иранскую культуру. Созвучие названий вышло только в русском переводе, в оригинале новый фильм называется «Все знают». Это название совпадает не только с финальным поворотом сюжета, но и со стремлением Фархади снять абсолютно универсальное кино, в котором персонажи другой культуры (даже для самого режиссера) испытывают то же, что в аналогичных обстоятельствах испытывал бы практически любой зритель. Пенелопа Круз даже отметила, что из-за одновременно понятного и страшного состояния Лауры, которая теряет ребенка и сталкивается с недопониманием родственников, эта роль была самой трудной в ее карьере.
Ради универсализма Фархади, начинавший с классовых проблем, почти бесследно растворяет их в основном конфликте. Кажется, через все свои фильмы режиссер постепенно превращал класс из очевидной темы в «подводное течение». В многослойном кино Фархади невозможно судить персонажей ни по статусу, ни даже по делам. Главное, как многократно отмечал режиссер, — вызвать у зрителя сочувствие к несовершенным людям, кем бы они ни были и где бы ни жили.
Читайте «КиноРепортер»
10 фильмов, с которых стоит начать знакомство с иранским кино — Российская газета
Иранский кинематограф считается на данный момент одним из ключевых в мире среди вдохновляющих, самобытных, сохранивших душевный подход при минимуме спецэффектов и при этом весьма и весьма метафоричным из-за цензуры.
Ниже приведена небольшая подборка лент разного времени, чтобы можно было представить, насколько самобытно развивалось иранское кино, которое по праву считается одним из самых душераздирающих и сильных в мире.
1. «Сезон носорогов» / Fasle kargadan, реж. Бахман Гобади, 2012
Фильм примечателен уже тем, что продюсером числится Мартин Скорсезе, а одну из женских ролей сыграла Моника Беллуччи.
Многострадальный сюжет рассказывает о поэте Сахели, который был осужден режимом на тридцать лет, а его родные и близкие уже успели его похоронить.
Гобади, как и многие ведущие иранские режиссеры, не боится говорить прямо о проблемах прав женщин, ирано-иракских военных конфликтах (так называемый Ирангейт) и т.д.
Известный и популярный на Западе сюжет «Смерти коммивояжера» снова в центре внимания, но уже как сильная метафора в руках художника.
Основное внимание уделено отношениям главных героев Эмада и Раны. Приятная пара с идеальными, как им кажется, отношениями, репетируют по вечерам искомую пьесу, давшую название фильму, за авторством Артура Миллера. Но в один не очень прекрасный момент, после нападения на Рану грабителя, атмосфера в их доме перестает быть тихой, уютной и безопасной, а театральный драматизм потихоньку начинает выходить за пределы лишь сцены.
Несмотря на то, что сюжет очень сильно тяготеет к детективной линии, основной упор все же сделан на разницу между женским и мужским восприятием в современном иранском мире.
Награда за лучшую мужскую роль и лучший сценарий, «Оскар»-2017 за лучший фильм на иностранном языке.
Асгар Фархади твердо держит марку одного из ведущих режиссеров.
3. «История Элли» / Darbareye Elly, реж. Асгар Фархади, 2009
Иранский кинематограф всегда славился своими невероятно красивыми актрисами и еще один фильм Фархади тому подтверждение.
Сюжет играет на поле лучших женских триллеров — Ахмад, отсутствовавший долгое время на родине, возвращается на период отпуска и встречает в компании друзей молчаливую красавицу Элли, воспитательницу в детском садике.
Пока Ахмад пытается разгадать ее тайну, Элли таинственно исчезает.
Разгадка этой тайны позволит ему ответить на вопрос о том, насколько же хорошо он понимает современное иранское общество и женский ум в частности.
Серебряный медведь за лучшую режиссерскую работу, 2009.
4. «Башу — маленький чужой среди своих» / Bashu, gharibeye koochak, реж. Бахрам Бейзаи, 1990
Главному герою, мальчику по имени Башу, не позавидуешь: семья погибла под авиаударами, а он сам отправлен в приемную семью в небольшой деревушке, где нет никого, похожего на него. Но именно через такие трения и зарождается диалог не только между людьми, но и культурами.
Однако режиссер Бейзаи опять-таки не был бы собой, если бы оснащенный тяжелыми эмоциональными поворотами и конфликтами сюжет не наполнил светлым итогом, пусть и не без скорбных элементов. Именно благодаря мастерской руке режиссера сюжет клещами вытаскивает даже из самой циничной и прожженной печки зрительского восприятия самый настоящий одухотворенный катарсис.
5. «Развод Надера и Симин» / Jodaeiye Nader az Simin, реж. Асгар Фархади, 2011
Одна из самых громких картин иранского кинематографа последних лет, первая из иранских лент получившая «Оскар» («Лучший иностранный фильм»), а также несколько наград от Берлинского кинофестиваля.
В центре внимания Фархади исследование проблемы мужа и жены, проживших много лет в браке и столкнувшихся с непростой моральной дилеммой.
Симин хочет уехать из страны и забрать с собой дочь, но та очень любит папу, который уезжать не планирует из-за своего больного отца.
Эмоционально сложная картина, в которой для усиления драматизма режиссер демонстрирует историю с разных сторон (а-ля «Расемон»), чтобы зритель попробовал сам решить, на чьей он стороне.
6. «Девушка возвращается одна ночью домой» / A Girl Walks Home Alone at Night, реж. Ана Лили Амирпур, 2014
Встречайте новое поколение иранских авторов, где находится место не просто женщине-автору (что сложно было бы представить в более ранние периоды), но и весьма тонкому и вместе с тем лиричному постмодернисту.
По сути, перед зрителем медитативно-стильный неовестерн об иранской девушке-вампире. Город-призрак пропитан готическим страхом, но за каждым скрипом ужаса в головах жителей и прочего обязательного антуража наследия Брэма Стокера, Энн Райс и прочих Эдгаров По прослеживается весьма отчетливая метафора положения женщин и ситуации «свой среди чужих».
Имя девушки так и не откроется, но оно и не требуется. Подобного рода визуальные новеллы внушают серьезную надежду на дальнейшее раскрытие автора как самостоятельную страну кинематографической планеты.
К примеру, в недавнем фильме «Плохая партия» у Амирпур уже снимались Джейсон Момоа, Джованни Рибизи, Киану Ривз и Джим Керри.
Вполне многообещающее развитие карьеры.
Фильм был снят на два айфона и видеорегистратор. Режиссер, самолично исполнивший роль водителя такси, общается с пассажирами (их сыграли непрофессиональные актеры, знакомые и друзья режиссера). Они не всегда тактично обсуждают проблемы в социальной структуре страны, системе наказаний, просто бытовые ситуации и т.д.
Председатель берлинского жюри Даррен Аронофски назвал «Такси» любовным письмом кинематографу.
8. «Приходит дракон» / A Dragon Arrives!, реж. Мани Хагиги, 2016
О режиссере Хагиги, как и о почти всех иранских режиссерах, повторимся, можно делать отдельную статью или фильм (или все вместе). Он и в своих работах, и в интервью вальсирует между безумной искренностью страстного поэта с большими амбициями и исповедями постмодерниста с хитрой ухмылкой.
Сюжет картины «Приходит дракон» основан на реальном событии: убийстве премьер-министра Ирана Хасана Али Мансура в 1965 году.
Но Хагиги, с каждым фильмом все увереннее скользя по границе между Вуди Алленом, Дэвидом Линчем и братьями Коэн, в этой работе умудрился совместить сюрреалистичный детектив, псевдодокументальную съемку, исторические метафоры и отсылки в упаковке притчи-рекурсии.
К примеру, это и упомянутая в картине борьба с португальцами и англичанами в XVII в., и «Белая революция», и модернизация города при сохраняющихся архаических оккультных суевериях глубинки, и «золотой» период правления династии Пехлеви, вновь Ирангейт (фраза про погибшего от ракет сына), иранская служба безопасности под названием САВАК (напрямую не называется, но догадаться труда не составит) и т.д.
9. «Где дом друга?» / Khane-ye doust kodjast?, реж. Аббас Киростами, 1987
Герой фильма 8-летний мальчуган пообещал непременно вернуть школьному другу тетрадь с домашним заданием. Наступающий на пятки детский страх — ничто перед долгом, и мальчик шагает в чужое, незнакомое ему селение.
Отдельного упоминания достойны эпизоды с проявлением доброты, мужественности и совершенно недетского чувства ответственности, которые принесли режиссеру и картине заслуженное уважение.
10. «Яблоко» / Sib, Самира Махмальбаф, 1998
Непростая драма, снятая по реальным событиям, — о семье, где незрелость и перезрелая паранойя главы семейства привела к тому, что он решил больше не выпускать из дома своих дочерей.
Об этом прознают соседи и пытаются помочь девочкам, вызвав социальные службы. Те в итоге срочно отправляют дочерей на реабилитацию, подальше от безумного папаши, ибо дети полностью отстали от своих ровесников в развитии.
Несмотря на подобное невменяемое поведение отца девочек, после лечения власти все же решают дать ему еще один шанс с условием, что дочек он больше запирать не будет.
Но тот вскоре нарушает ничего не значащее для него обещание, и семейный ад вновь возвращается на свои места.
Если бы не мужество няни-воспитательницы, присматривавшей за девочками и умудрившейся ради их спасения в один прекрасный момент насильно запереть их отца в комнате, вся картина могла бы превратиться лишь в эпитафию.
Асгар Фархади — Иранский Кинорежиссер
Асгар Фархади родился 1 января 1972 года в городе Хомейнишехр, Иран. В 1996 году окончил Тегеранский университет и университет Тарбиат Модарес. Перед дебютом в полнометражном кино, Фархади снимал короткометражные фильмы на 8 мм и 16 мм плёнку, которые отправлял в «Иранское общество молодых кинематографистов». Работал на радиокомпанию «Голос Исламской Республики Иран», совместно с Эбрахимом Хатамикией написал сценарий для драмы «На низкой высоте».
В 2003 году Фархади снял свой первый полнометражный фильм — драму «Танцуя в пыли», получившую призы на нескольких престижных фестивалях, в том числе на ММКФ — «Святой Георгий» за лучшую мужскую роль — Фарамаз Гарибян. Та же ситуация повторилась и со следующим фильмом Фархади — «Прелестным городом», который не был слишком успешен, но получил несколько наград.
Гораздо большая слава снискала последние проекты Фархади — драмы «О Элли» и «Развод Надера и Симин». За режиссуру первой Асгар Фархади стал обладателем «Серебряного медведя за лучшую режиссёрскую работу» на Берлинском кинофестивале и удостоился положительных отзывов от кинокритиков. Вторая картина стала наиболее прославленной в карьере Фархади и принесла ему статуэтки премий «Золотой глобус» и «Оскар» и номинацию на BAFTA.
Директор Берлинского кинофестиваля Дитер Косслик 19 декабря 2011 года объявил о том, что Асгар Фархади войдёт в состав членов жюри 62-го Берлинского международного кинофестиваля. А в 2013 году он поставил первую в карьере картину на иностранном языке — драму «Прошлое», с триумфом встреченную на 66-м Каннском кинофестивале и удостоенную там двух призов: экуменического жюри и за лучшую женскую роль француженке Беренис Бежо.
В 2016 году на Каннском фестивале был представлен фильм режиссёра Асгара Фархади, где Шахаб Хоссейни получил приз за лучшую мужскую роль, а Фархади — приз за лучший сценарий. Фильм повествует о молодой паре живущей в Тегеране. Они играют в местной постановке известной пьесы Артура Миллера «Смерть коммивояжёра». В это же время они переезжают в новый дом, в котором до этого обитала женщина, по слухам занимавшаяся проституцией.
07.05.2016
Фархади, Асгар — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Фархади.
Асгар Фархади слу́шайте (инф.)(перс. اصغر فرهادی; род. 7 мая 1972 (1972-05-07), Хомейнишехр, Исфахан) — иранский кинорежиссёр, сценарист и продюсер, лауреат премий «Золотой медведь» (2011), «Золотой глобус» (2012) и «Оскар» (2012, 2017), номинант на премию BAFTA (2012).
Биография
Асгар Фархади родился 7 мая 1972 года в небольшом городе Хомейнишехр, что в провинции Исфахан, Иран. В 1996 году окончил Тегеранский и университет Тарбиат Модарес (англ.)русск.. Перед дебютом в полнометражном кино, Фархади снимал короткометражные фильмы на 8 мм и 16 мм плёнку, которые отправлял в «Иранское общество молодых кинематографистов». Работал на радиокомпанию «Голос Исламской Республики Иран», совместно с Эбрахимом Хатамикией (англ.)русск. написал сценарий для драмы «На низкой высоте».
В 2003 году Фархади снял свой первый полнометражный фильм — драму «Танцуя в пыли», получившую призы на нескольких престижных фестивалях, в том числе на ММКФ («Святой Георгий» за лучшую мужскую роль — Фарамаз Гарибян)[1]. Та же ситуация повторилась и с следующим фильмом Фархади — «Прелестным городом» — который был не слишком успешен, но получил несколько наград.
Гораздо большей славы снискали последние проекты Фархади — драмы «О Элли» и «Развод Надера и Симин». За режиссуру первой Асгар Фархади стал обладателем «Серебряного медведя за лучшую режиссёрскую работу» на Берлинском кинофестивале и удостоился положительных отзывов от кинокритиков[2]. Вторая картина стала наиболее прославленной в карьере Фархади и принесла ему статуэтки премий «Золотой глобус» и «Оскар» и номинацию на BAFTA.
19 декабря 2011 года директор Берлинского кинофестиваля Дитер Косслик объявил о том, что Асгар Фархади войдёт в состав членов жюри 62-го Берлинского международного кинофестиваля[3].
В 2013 году поставил первую картину на иностранном языке в карьере — драму «Прошлое», с триумфом встреченную на 66-м Каннском кинофестивале и удостоенную там двух призов: экуменического жюри и за лучшую женскую роль француженке Беренис Бежо.
В 2016 году на Каннском фестивале состоялась премьера фильма «Коммивояжёр», который жюри отметило двумя призами — за лучший сценарий и лучшую мужскую роль (Шахаб Хоссейни). Также фильм получил номинацию на «Золотой глобус» и выиграл «Оскар», что сделало Асгара Фархади единственным ныне живущим режиссёром, имеющим два Оскара в номинации «Лучший фильм на иностранном языке».
Любимые фильмы Асгара Фархади
Фильмография
Год | Русское название | Оригинальное название | Роль | |
---|---|---|---|---|
2003 | ф | Танцуя в пыли | رقص در غبار | режиссёр, сценарист |
2004 | ф | Прелестный город | شهر زیب | режиссёр, сценарист |
2006 | ф | Среда фейерверков | چهارشنبه سوری | режиссёр, сценарист |
2009 | ф | О Элли | درباره الی | режиссёр, сценарист, продюсер |
2011 | ф | Развод Надера и Симин | جدایی نادر از سیمین | режиссёр, сценарист, продюсер |
2013 | ф | Прошлое | Le Passe | режиссёр, сценарист |
2016 | ф | Коммивояжёр | Forushande | режиссёр, сценарист |
2018 | ф | Лабиринты прошлого | Todos lo saben | режиссёр, сценарист |
Примечания
Ссылки
Асгар Фархади
Асгар Фархади родился 7 мая 1972 года в небольшом городе Хомейнишехр, что в провинции Исфахан, Иран. В 1996 году окончил Тегеранский и университет Тарбиат Модарес. Перед дебютом в полнометражном кино, Фархади снимал короткометражные фильмы на 8 мм и 16 мм плёнку, которые отправлял в «Иранское общество молодых кинематографистов». Работал на радиокомпанию «Голос Исламской Республики Иран», совместно с Эбрахимом Хатамикией написал сценарий для драмы «На низкой высоте».
В 2003 году Фархади снял свой первый полнометражный фильм — драму «Танцуя в пыли», получившую призы на нескольких престижных фестивалях, в том числе на ММКФ («Святой Георгий» за лучшую мужскую роль — Фарамаз Гарибян). Та же ситуация повторилась и с следующим фильмом Фархади — «Прелестным городом» — который был не слишком успешен, но получил несколько наград.
Гораздо большей славы снискали последние проекты Фархади — драмы «О Элли» и «Развод Надера и Симин». За режиссуру первой Асгар Фархади стал обладателем «Серебряного медведя» за лучшую режиссёрскую работу на Берлинском кинофестивале и удостоился положительных отзывов от кинокритиков. Вторая картина стала наиболее прославленной в карьере Фархади и была удостоена премий «Золотой глобус» и «Оскар» и номинации на BAFTA.
19 декабря 2011 года директор Берлинского кинофестиваля Дитер Косслик объявил о том, что Асгар Фархади войдёт в состав членов жюри 62-го Берлинского международного кинофестиваля.
В 2013 году поставил первую картину на иностранном языке в карьере — драму «Прошлое», с триумфом встреченную на 66-м Каннском кинофестивале и удостоенную там двух призов: экуменического жюри и за лучшую женскую роль француженке Беренис Бежо.
В 2016 году на Каннском фестивале состоялась премьера фильма «Коммивояжёр», который жюри отметило двумя призами — за лучший сценарий и лучшую мужскую роль (Шахаб Хоссейни). Также фильм получил номинацию на «Золотой глобус» и выиграл «Оскар», что сделало Асгара Фархади единственным ныне живущим режиссёром, имеющим два «Оскара» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке».
список фильмов, фильмография, главные роли
Оповещения от киноафиши
Скоро в прокате «Первая ведьма»
1
Напомним вам о выходе в прокат любимых премьер и главных новостях прямо в браузере!
Asghar Farhadi , 48 лет
Карьера: Режиссёр
Дата рождения: 1 января 1972
Подробнее о Асгар Фархади
Полная фильмография Асгара Фархади: новые и реализованные проекты.
Режиссёр
Оцените фильм
Фархади, Асгар — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Фархади.
Асгар Фархади слу́шайте (инф.)(перс. اصغر فرهادی; род. 7 мая 1972 (1972-05-07), Хомейнишехр, Исфахан) — иранский кинорежиссёр, сценарист и продюсер, лауреат премий «Золотой медведь» (2011), «Золотой глобус» (2012) и «Оскар» (2012, 2017), номинант на премию BAFTA (2012).
Биография
Асгар Фархади родился 7 мая 1972 года в небольшом городе Хомейнишехр, что в провинции Исфахан, Иран. В 1996 году окончил Тегеранский и университет Тарбиат Модарес (англ.)русск.. Перед дебютом в полнометражном кино, Фархади снимал короткометражные фильмы на 8 мм и 16 мм плёнку, которые отправлял в «Иранское общество молодых кинематографистов». Работал на радиокомпанию «Голос Исламской Республики Иран», совместно с Эбрахимом Хатамикией (англ.)русск. написал сценарий для драмы «На низкой высоте».
В 2003 году Фархади снял свой первый полнометражный фильм — драму «Танцуя в пыли», получившую призы на нескольких престижных фестивалях, в том числе на ММКФ («Святой Георгий» за лучшую мужскую роль — Фарамаз Гарибян)[1]. Та же ситуация повторилась и с следующим фильмом Фархади — «Прелестным городом» — который был не слишком успешен, но получил несколько наград.
Гораздо большей славы снискали последние проекты Фархади — драмы «О Элли» и «Развод Надера и Симин». За режиссуру первой Асгар Фархади стал обладателем «Серебряного медведя за лучшую режиссёрскую работу» на Берлинском кинофестивале и удостоился положительных отзывов от кинокритиков[2]. Вторая картина стала наиболее прославленной в карьере Фархади и принесла ему статуэтки премий «Золотой глобус» и «Оскар» и номинацию на BAFTA.
19 декабря 2011 года директор Берлинского кинофестиваля Дитер Косслик объявил о том, что Асгар Фархади войдёт в состав членов жюри 62-го Берлинского международного кинофестиваля[3].
В 2013 году поставил первую картину на иностранном языке в карьере — драму «Прошлое», с триумфом встреченную на 66-м Каннском кинофестивале и удостоенную там двух призов: экуменического жюри и за лучшую женскую роль француженке Беренис Бежо.
В 2016 году на Каннском фестивале состоялась премьера фильма «Коммивояжёр», который жюри отметило двумя призами — за лучший сценарий и лучшую мужскую роль (Шахаб Хоссейни). Также фильм получил номинацию на «Золотой глобус» и выиграл «Оскар», что сделало Асгара Фархади единственным ныне живущим режиссёром, имеющим два Оскара в номинации «Лучший фильм на иностранном языке».
Любимые фильмы Асгара Фархади
Фильмография
Год | Русское название | Оригинальное название | Роль | |
---|---|---|---|---|
2003 | ф | Танцуя в пыли | رقص در غبار | режиссёр, сценарист |
2004 | ф | Прелестный город | شهر زیب | режиссёр, сценарист |
2006 | ф | Среда фейерверков | چهارشنبه سوری | режиссёр, сценарист |
2009 | ф | О Элли | درباره الی | режиссёр, сценарист, продюсер |
2011 | ф | Развод Надера и Симин | جدایی نادر از سیمین | режиссёр, сценарист, продюсер |
2013 | ф | Прошлое | Le Passe | режиссёр, сценарист |
2016 | ф | Коммивояжёр | Forushande | режиссёр, сценарист |
2018 | ф | Лабиринты прошлого | Todos lo saben | режиссёр, сценарист |
Примечания
Ссылки
Асгар Фархади | Биография, фильмы и факты
Асгар Фархади , (родился 1 января 1972 года, Эфахан, Иран), иранский режиссер, чьи драмы исследуют этические проблемы и противоречия, вытекающие из социального класса, пола и религии в современном Иране. Он, пожалуй, наиболее известен за Jodāi-e Nāder az Simin (2011; A Separation ) и Forushande (2016; The Salesman ), оба из которых получили премию Оскар как лучший фильм на иностранном языке.
Британская викторина
Звездный путь
В каком фильме не появлялся Рекс Харрисон?
Фархади начал снимать короткометражные фильмы, когда был подростком. Он изучал драму в Тегеранском университете и получил степень магистра (1998) по театральному режиссуру в Университете Тарбиат Модарес, Тегеран.Завершая учебу, он написал ряд радиоспектаклей для национальной радиовещательной службы Ирана и направил несколько телевизионных программ.
В 2001 году Фархади написал сценарий политической сатиры Ertefā-e после (2002; Low Heights ). В 2003 году он снял свой первый художественный фильм Raghṣ dar ghobār ( Танцы в пыли ) о молодом человеке, который бежит в пустыню после того, как его заставили развестись со своей женой из-за слухов о том, что ее мать — проститутка; Фархарди также написал сценарий, как и для большинства своих фильмов.Затем он сделал Shahr-e zībā (2004; Beautiful City ), в котором исследуется концепция справедливости через историю 18-летнего заключенного, ожидающего казни за убийство своей девушки, в то время как его сестра работает, чтобы спасти его. жизнь, пытаясь убедить отца убитой девушки дать согласие на помилование. Чахаршанбе Сури (2006; Фейерверк, среда, ) исследует натянутый брак пары Тегеран из среднего класса во время Чахаршанбе Сури, праздника, предшествующего Новрузу, празднику персидского Нового года.В Darbāreye Elī (2009; About Elly ) возникают конфликты и эмоциональные откровения, когда молодой учитель исчезает во время отпуска с группой друзей в прибрежной хижине. За эту драму Фархади получил награду «Серебряный медведь» Берлинского международного кинофестиваля в 2009 году как лучший режиссер.
Поскольку в фильмах Фархади редко затрагиваются политические темы напрямую, он в значительной степени избегал серьезных конфликтов с иранским правительством. Представители иранской культуры на короткое время запретили Фархади снимать фильмы в сентябре 2010 года после выступления, в котором он сделал комментарии в поддержку Джафара Панахи и Мохсена Махмальбафа, двух известных режиссеров и критиков иранского правительства.Через месяц официальные лица объявили, что Фархади извинился, и разрешили ему завершить работу над Jodāi-e Nāder az Simin . В фильме рассказывается история иранской пары из среднего класса, находящейся на грани развода, чьи жизни в череде трагических событий переплетаются с жизнью религиозной семьи рабочего класса. Критики высоко оценили сложную повествовательную структуру фильма, а также чуткое изображение персонажей с разным прошлым, стоящих перед сложными моральными дилеммами.Помимо «Оскара», он получил премию Берлина «Золотой медведь» за лучший фильм. Фархади продолжил исследовать внутренние беспорядки в Le Passé (2013; The Past ), в котором рассказывается об иранском мужчине, который едет из Тегерана в Париж, чтобы завершить свой развод, чтобы его бывшая французская жена могла снова выйти замуж, а в — Форушанде (2016; The Salesman ), о паре, отношения которой становятся напряженными после нападения на жену. Последняя драма заслужила особое признание, в частности получила премию «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке.Затем он написал и снял испаноязычный фильм Todos lo saben (2018; Everybodys ), в котором Пенелопа Крус и Хавьер Бардем сыграли Лауру и Пако, бывших любовников, которые сближаются после похищения дочери Лауры.
Асгар Фархади Асгар Фархади после выигрыша «Золотого медведя» на Берлинском международном кинофестивале в 2011 году. Йорг Карстенсен — EPA / Ландов
Получите эксклюзивный доступ к контенту нашего 1768 First Edition с подпиской.Подпишитесь сегодня
.
Иранский режиссер не будет присутствовать на церемонии вручения «Оскара» даже в условиях иммиграционного исключения
Асгар Фархади заявляет, что не будет присутствовать на церемонии вручения «Оскара» в этом году, даже если в новой иммиграционной политике США будет сделано исключение.
Независимо от того, как вы относитесь к нынешнему политическому климату в США, трудно отрицать влияние, которое эта ситуация оказывает повсеместно. Знаменитости и кинематографисты сейчас более откровенно, чем когда-либо, говорят о политических и социальных проблемах (как в социальных сетях, так и в своих фильмах), поскольку обычные граждане в большом количестве выходят на улицы, чтобы их тоже можно было услышать.Хотя у каждого есть право голоса, у некоторых есть преимущество в виде более масштабной платформы для распространения своего мнения, и многие пытаются использовать ее, чтобы изменить ситуацию.
Одним из этих людей является иранский режиссер Асгар Фархади, чей фильм Продавец номинирован на премию Оскар в этом году в категории «Лучший фильм на иностранном языке».Его предыдущий фильм A Separation выиграл тот же приз в 2012 году, и он снова должен был присутствовать на церемонии в этом году. Однако из-за новой политики США, запрещающей въездные визы для иранцев и шести других мусульманских стран, похоже, что Фархади все-таки не сможет присутствовать на церемонии вручения премии Оскар. Теперь всемирно уважаемый режиссер заявляет, что не поедет на «Оскар» в следующем месяце, даже если ему будет предоставлено исключение из запрета.
В заявлении, опубликованном для The New York Times , Фархади говорит, что планировал присутствовать на церемонии вручения Оскара в феврале.26 в Лос-Анджелесе и в то же время обращают внимание на «несправедливые» обстоятельства, окружающие новую политику США.
Вот полное заявление Фархади:
Я с сожалением объявляю в этом заявлении, что я решил не присутствовать на церемонии вручения премии Оскар вместе со своими товарищами по кинематографическому сообществу.
В течение последних нескольких дней и несмотря на несправедливые обстоятельства, сложившиеся для иммигрантов и путешественников из нескольких стран в Соединенные Штаты, мое решение осталось прежним: присутствовать на этой церемонии и высказать свое мнение об этих обстоятельствах в прессе, освещающей событие. У меня не было намерения не присутствовать, и я не хотел бойкотировать мероприятие в качестве демонстрации возражений, поскольку я знаю, что многие в американской киноиндустрии и Академии кинематографических искусств и наук выступают против фанатизма и экстремизма, которые являются сегодня происходит больше, чем когда-либо.Так же, как я сказал своему дистрибьютору в Соединенных Штатах в день объявления номинантов, что я буду присутствовать на этой церемонии вместе со своим оператором, я продолжал верить, что буду присутствовать на этом великом культурном мероприятии.
Однако теперь кажется, что возможность этого присутствия сопровождается некоторыми оговорками, которые никоим образом не приемлемы для меня, даже если для моей поездки будут сделаны исключения. Поэтому я хотел бы передать через это заявление то, что я сказал бы прессе, если бы я поехал в Соединенные Штаты.Сторонники жесткой линии, несмотря на их национальность, политические аргументы и войны, относятся к миру и понимают его во многом одинаково. Чтобы понять мир, у них нет другого выбора, кроме как смотреть на него через менталитет «мы и они», который они используют, чтобы создать устрашающий образ «себя» и посеять страх у людей в своих странах.
Это не ограничивается только Соединенными Штатами; в моей стране такие же сторонники жесткой линии. В течение многих лет по обе стороны океана группы сторонников жесткой линии пытались представить своему народу нереалистичные и пугающие образы различных наций и культур, чтобы превратить их разногласия в разногласия, разногласия — в вражду, а вражду — в страхи.Пропаганда страха в людях — важный инструмент, используемый для оправдания экстремистского и фанатичного поведения ограниченных людей.
Тем не менее, я считаю, что сходство между людьми на этой Земле и в разных ее странах, а также между ее культурами и вероисповеданиями намного перевешивает их различия. Я считаю, что коренную причину многих враждебных действий между странами в современном мире следует искать в их взаимном унижении, совершенном в прошлом, и, несомненно, нынешнее унижение других народов является семенами враждебных действий завтрашнего дня.Унизить одну нацию под предлогом защиты безопасности другой — явление не новое в истории, и всегда закладывала основу для создания в будущем разделения и вражды. Настоящим я осуждаю несправедливые условия, навязанные некоторым из моих соотечественников и гражданам других шести стран, пытающимся легально въехать в Соединенные Штаты Америки, и надеюсь, что нынешняя ситуация не приведет к дальнейшему расколу между странами.
Асгар Фархади, Иран
Похоже, что до сегодняшнего дня Фархади все еще планировал присутствовать на церемонии вручения Оскара, несмотря на новый U.Политика С. запрещает ему посещать. Что он, кажется, еще больше оскорбляет помимо запрета, так это условия, которые теперь устанавливаются для его поездки, если он все еще желает поехать в Соединенные Штаты. Фархади не сообщает о новых условиях, но его ссылка на «если и но» показывает, что к нему относились бы иначе, даже если бы ему было разрешено приехать и представлять свою страну на церемонии вручения премии Оскар.
Еще более острым является послание Фархади «сторонникам жесткой линии» (политикам, которые не пойдут на компромисс в отношении определенной позиции или политики) повсюду, которое он сделал бы на Оскаре, если бы пошел.Он говорит The New York Times, что для того, чтобы понять мир, политики берут менталитет «мы», против , «они», и используют его для запугивания людей, а затем используют этот страх для «оправдания экстремистского и фанатичного поведения. недалеких людей «. Тем не менее, он считает, что у людей больше общего, чем различий, и единственный способ двигаться вперед — это объединиться как единое целое и не использовать то, что произошло, для дальнейшего разделения нас. По словам Фархади, если мы продолжим мстить, наши проблемы никогда не закончатся.
89-я ежегодная церемония вручения премии Оскар будет транслироваться в воскресенье, 26 февраля 2017 г., на канале ABC, начало в 20:30. СТАНДАРТНОЕ ВОСТОЧНОЕ ВРЕМЯ.
Источник: The New York Times
Марк Руффало приветствует г-жуАктриса Marvel в MCU со ссылкой на комикс
Об авторе
Арасели Роуч
(Опубликовано 317 статей)
Арасели — трансплантат на Восточном побережье из Чарльстона, Южная Каролина, родился в Испании, вырос в Германии и теперь называет Лос-Анджелес своим домом.Она изучала литературу и кино в колледже, прежде чем решила, что, вероятно, будет хорошей идеей начать писать. Вы можете найти больше ее мыслей о развлечениях, особенно о телевидении, в Mystical Magick и Twitter.
Ещё от Araceli Roach
.
стервозный | Получивший «Оскар» иранский режиссер Асгар Фархади среди лиц, лишенных права на въезд в США
Кандидату на «Оскар» Асгару Фархади запретили въезд в США для участия в церемонии в феврале. Это душераздирающе и неприемлемо. pic.twitter.com/2PrwZWyBdw
— Tribeca (@Tribeca) 28 января 2017 г.
Поскольку я делаю то, что делаю, большинство людей, за которыми я подписываюсь в социальных сетях, ориентированы на знаменитостей. Итак, с шокирующими событиями субботы, первым лицом, столкнувшимся с мусульманским запретом для меня, стал режиссер Асгар Фаради, удостоенный премии Оскар.Г-н Фархади получил «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке в 2012 году за фильм « A Separation ». Его фильм « Продавец » номинирован на премию «Оскар» в этом году. Однако в результате указа президента Фархади может быть запрещен въезд в Соединенные Штаты для участия в церемонии. Вчера Академия кино, искусств и наук ответила на его запрет на въезд в США.
Академия кино, искусств и наук ответила на неподтвержденные сообщения о том, что иранскому номинанту на премию «Оскар» Асгару Фархади теперь запрещен въезд в университет.S. из-за запрета на иммиграцию президента Дональда Трампа.
«Академия отмечает достижения в искусстве кинопроизводства, которое стремится выйти за пределы границ и обратиться к публике по всему миру, независимо от национальных, этнических или религиозных различий», — говорится в заявлении, полученном EW. «Как сторонники кинематографистов — и прав человека всех людей — во всем мире, мы находим чрезвычайно тревожным, что Асгар Фархади, режиссер оскароносного фильма из Ирана« Разделение », вместе с актерами и съемочной группой премии« Оскар »этого года номинированный фильм «Продавец» может быть лишен въезда в страну из-за их религии или страны происхождения.”
[из Entertainment Weekly]
Некоторые из актеров фильма заявили о ситуации Фархади, , «полный хаос», . Были сообщения, что Фарахди может претендовать на отказ, чтобы он мог присутствовать, но президент Национального ирано-американского совета Трита Парси сказала LA Times, что, поскольку у Фархади есть только иранский паспорт, маловероятно, что он получит особое внимание. Даже если это будет разрешено, Фархади сказал вчера, что не будет присутствовать на церемонии, потому что «Теперь кажется, что возможность этого присутствия сопровождается« если »и« но », которые никоим образом не приемлемы для меня, даже если для мое путешествие. Вы можете прочитать его полное заявление здесь, оно одновременно просветленное и милостивое в то время, когда никто бы не винил его, будь он ожесточенным. Актриса Таранех Алидусти, которая играет главную роль в фильме « A Separation », заявила, что бойкотирует премию «Оскар» из-за запрета. Аналогичным образом иракский кинорежиссер Хусейн Хасан отозвал свою заявку на участие в премьере своего фильма « Reseba» (он же «Темный ветер») на кинофестивале в Майами в знак протеста против этого ужасного приказа.
Во время своей благодарственной речи в 2012 году Фархади красноречиво отметил свою страну , «которая была скрыта под тяжелой пылью политики. «Мне жаль, что мы упустим то, что, вероятно, было бы столь же волнующим выступлением в этом году, если бы он победил.
Всем политикам, которые фактически выступали против этого запрета, всем адвокатам, которые предлагали свои услуги pro bono пострадавшим, всем, кто делал все возможное, чтобы получить информацию или показать остальному миру, что Нынешняя администрация не говорит за нас об этом последнем грубом злоупотреблении властью — спасибо.
Запрет Трампа на визу для иранцев носит расистский характер.Будет ли это культурное мероприятие или нет, я не буду присутствовать на #AcademyAwards 2017 в знак протеста pic.twitter.com/CW3EF6mupo
— Таранех Алидусти (@t_alidoosti) 26 января 2017 г.
.
Семь лучших иранских режиссеров, о которых вы должны знать
Кадр из Гаава | Общественное достояние / WikiCommons
Кино говорит на универсальном языке, который может демистифицировать страны и культуры. Иранская киноиндустрия прошла долгий путь за последние несколько десятилетий, и ее режиссеры приобрели международную репутацию благодаря созданию потрясающих визуальных произведений, отражающих современные проблемы общества. Читайте дальше, чтобы узнать о семи самых влиятельных иранских режиссерах.
Аббас Киаростами
Аббас Киаростами был режиссером, сценаристом, фотографом и продюсером.Его работы, в том числе такие фильмы, как «Кокерская трилогия» (названные критиками так, потому что в них была изображена одноименная деревня в Иране), «Крупный план» и «Ветер унесет нас», как правило, поэтически представляют политические и философские проблемы, а также смесь художественной и научной литературы. Хотя он был активен в иранской киноиндустрии еще до революции, в восьмидесятые годы он приобрел более широкую аудиторию и в 1997 году получил Золотую пальмовую ветвь за фильм «Вкус вишни». Две из его более поздних работ были впервые сняты за пределами Ирана: «Заверенная копия» с Жюльет Бинош в главной роли в Италии и «Как кто-то в любви» в Японии.
Аббас Киаростами © Педро Дж. Пачеко / WikiCommons
Асгар Фархади
Несмотря на то, что он всегда был любимым режиссером в своей стране, Асгар Фархади получил международное признание благодаря своей оскароносной премии «Разлучение», в которой рассказывается история одного из самых любимых режиссеров. развод пары в Иране. Его следующий фильм «Прошлое» с Беренис Бежо в главной роли был посвящен семейным вопросам в иранской диаспоре и привлек к нему более широкую международную аудиторию, прежде чем он получил свою вторую премию «Оскар» за роль «Продавец» в 2017 году.Фархади любит исследовать глубины и сложности повседневных отношений и темы ревности и доверия в вызывающей воспоминания манере и часто включает сильных женских персонажей.
Директор Асгар Фархади и актриса Таранех Алидусти © Хамед Малекпур / WikiCommons
.