Убить самое убийство: «Иди и смотри» Элема Климова — фильм-реквием по войне
Этого выражения сущностного фильм «Иди и смотри» достигает не только в пиковые моменты, не только когда те или иные сцены предстают в кульминационных вспышках авторского чувства, но и в других отрезках действия — в картине фактически нет проходных сцен, необязательных эпизодов. Хроникальным репортажем воспринимаются кадры, рисующие партизанский лагерь: танкетка, въезжающая в лес… часовые на вышке… походный госпиталь в шалаше, белые гирлянды стираных бинтов… смена дозорных… отряд в строю перед уходом в бой, речь командира… Лаконичные зарисовки, будто схваченные объективом документалиста. Но главное в них не документально точно зафиксированные подробности быта, а то духовное содержание кадра, которое в первую очередь зависит от степени авторского присутствия в фильме, опять-таки — от силы сострадания. Кажущаяся неуправляемость потока экранной жизни обретает и художественную стройность, и легко прочитываемый смысл, когда чувствуешь отношение художника к воссоздаваемой им действительности. В сценах партизанского лагеря, в этой мозаике его повседневного бытия, где тяжкий труд войны не в силах при любых обстоятельствах истребить живущего в народе юмора, закономерно берет начало тема народного сопротивления, тема ответственности каждого за судьбы Родины, столь значимая в идейном строе произведения. И коллективный портрет партизан, последний снимок перед боем, на который накладывается мощное звучание песни «Идет война народная, священная война!», и лицо партизанского командира Косача, запечатленное в минуту суровой думы, и из глубины души идущий возглас Флёры: «Я воевать сюда пришел!» — все это раскрывает дух народа, решительно поднявшегося на защиту земли.
Мы и дальше ощутим эту волю, это бесстрашие, когда на бескрайнем, кажется, поле будет бежать и бежать к темнеющему вдалеке лесу под несмолкаемыми пулеметными очередями, увертываясь от пуль, ведомый чувством долга немолодой партизан. Когда, оставшись один после гибели всех трех старших товарищей, Флёра под трассирующими пулями будет упорно продолжать путь, изо всех сил удерживая в руках веревку, связывающую его с ошалевшей от огненных всполохов коровой, — ведь там, на острове, ждут голодные женщины и дети.
Фильм, обнажающий суровое, жестокое, тяжкое, показывает в герое человека гуманного. Это, может быть, один из самых важных для авторов, самых насущных моментов. Перебрасывая мост из прошлого в настоящее, они думают о том, каким выйдет из кризисной ситуации ХХ века, оказавшегося под угрозой термоядерной войны, наш современник. Каким должен быть человек, чтобы преодолеть «стартовый» выстрел» (выражение А. Адамовича) третьей мировой войны.
И наоборот, из сегодняшнего дня вглядываясь во вчерашний, создатели фильма пытаются до конца осознать: кто же были те, что вершили чудовищные злодеяния во время Второй мировой войны, истребляя народы, стирая с лица земли деревни и города? Движется время, меняются поколения, а вопрос этот не перестает биться в сознании. Фашизм, у которого есть предки, есть и потомки, нуждается до сих пор не только в аналитическом исследовании историка, но и в художнике, способном опуститься в пучины извращенного, гибельного духа.
На протяжении всей картины сталкиваются бесчеловечие и гуманизм, фашизм и Человек. Не как наблюдатель участвует в этом конфликте автор: мы словно слышим его страстный голос — так проживаются им и так сопереживаются нами разные этапы этого столкновения, воплощенные в режиссерской партитуре фильма. Режиссура Элема Климова в этом фильме — поразительное явление творческого духа. Одна из ее вершин — огромного эмоционального накала сцена карательной акции фашистов.
Как удалось режиссеру направить и связать воедино не просто в огромного масштаба массовую сцену — в поразительную кинематографическую фреску усилия многочисленных творческих подразделений съемочной группы — секрет и дар уверенной постановочной руки. Как вбирает в себя эта фреска море людского горя, отчаянную жажду жизни, силу ненависти к извергам и холодное палачество, мертвый цинизм, лютую бесчеловечность, осмысленные и обобщенные в панорамном взгляде художника, — тайна не только высочайшего мастерства ее создателя, но и состава его души.
Элем Климов воплощал на экране конкретную реальность белорусской деревни (даже съемки шли в тех горестно памятных местах). Но здесь, в этих эпизодах особенно, исчезло время — киноповествование целиком погружает тебя в эпицентр трагических событий, делает их сиюминутными.
Уже с момента, когда утренний туман плотной стеной окутает все вокруг и в нем едва различимо растянется цепь карателей, чтобы потом оказаться на широкой сельской площади возле амбара, и промчится в этой удушливой серой мгле мотоциклист с трупом на коляске и угрожающей табличкой над мертвецом: «Сегодня утром я обидел немецкого солдата» — а затем появятся на дороге группы и вереницы крестьян, и их станут издевательски подгонять, избивать, затискивать в проем амбарных ворот, как скот, — чудом искусства ты будешь втянут в этот адский круг, чтобы захлебнуться дикой вакханалией зла. Нет, фильм не перейдет границ художественного такта, дозволенного в искусстве, не впадет в грех натурализма. Но заставит содрогнуться от самой возможности кошмара, от страшной действительности современного варварства. Чтобы изнутри добиться такого ощущения, понадобится особая степень реализма.
Режиссер Григорий Козинцев подчеркивал:
«Все должно происходить не на фоне декораций — реалистических или условных, — а в гуще народного горя. Вот право на съемку трагедии, смысл ее перенесения на экран».
Легко было в этой сцене сбиться на «театр», на некий спектакль, напоказ выставляющий звериное лицо нелюдей. Фильму такая позиция чужда. Он прежде всего погружает именно «в гущу народного горя» и уже с этой высоты побуждает нас страдать и ненавидеть.
Пять языков зафиксировала звуковая дорожка в этом аутодафе XX века, среди которых различаешь и речь соотечественников, хотя не хочется называть этим словом тех, кто пошел фашистам в услужение, кто использовал против «своих» временное преимущество дарованной им силы. Были карателями русские, украинцы, белорусы и действовали часто с особой лютостью, с какой-то сладострастной жестокостью даже. Фильм показывает это, не пытаясь ни скрыть, ни смикшировать правду.
Как снимали фильм Э. Климова «Иди и смотри»
Девяносто лет назад открылась киностудия «Советская Белорусь» — предтеча «Беларусьфильма». Современное название студия получила уже в 46-м, но в советские годы ее нередко называли «Партизанфильмом» — из-за обилия военной кинопродукции.
Фильм Элема Климова «Иди и смотри» не похож на другие фильмы о Великой Отечественной. В нем нет ни геройских подвигов, ни масштабных боевых сцен — а есть давящий все сильнее и сильнее ужас войны. На глазах зрителей крестьян сгоняют в амбар, чтобы сжечь живьем, по железнодорожным путям бредет изнасилованная немцами девочка-подросток, а лицо главного героя, мальчика-партизана, покрывается стариковскими морщинами. Эта картина наглядно дает понять, почему популистский лозунг «Можем повторить!» — это кощунство, а 9 Мая — день памяти о погибших, а не военного триумфа.
Как снимался «Иди и смотри», корреспонденту Sputnik Тимуру Селиванову рассказали актер, оператор и звукорежиссер фильма.
©
Sputnik / Евгений Коктыш
На съемках «Иди и смотри» все было по-настоящему — и огонь, и выстрелы, и взрывы
Слишком крепкая плотина
Алексей Родионов, оператор: «Иди и смотри» — один из немногих фильмов с полноценной подготовкой, которые я снимал. Перед началом съемок мы пересмотрели военную кинохронику тех лет, много времени потратили на актерские пробы. На главную роль Флеры, например, претендовали несколько сотен мальчишек.
Фильм снимался в сценарной последовательности — а это непозволительная роскошь. В некоторые места для съемок нам пришлось возвращаться до трех раз. Элем настоял на этом в первую очередь ради Алеши Кравченко — чтобы он смог сыграть свою роль «в естественном развитии». Кстати, у Кравченко удивительное чувство пространства. Он всегда знал, как расположиться в кадре, куда повернуть голову, сколько шагов пройти. Не все профессиональные актеры так чувствуют камеру.
Я столкнулся с тем, что не всякую хорошую сцену из сценария получается воплотить. У нас в самом начале фильма был прописан такой эпизод: Флеру не берут на партизанскую операцию, он расстроенно бредет по лесу и видит бобровую плотину. В отчаянии он разрушает ее винтовкой. Мы нашли плотину, приступили к съемкам — но оказалось, что ее невозможно разбить, так крепко она была построена.
©
Sputnik / Евгений Коктыш
Режиссер Элем Климов на съемках фильма «Иди и смотри»
Все по-настоящему
Крестьянин, который сыграл деревенского старосту, Казимир Рабецкий — удивительный человек с тяжелой судьбой. Сцены, в которых он участвовал, не переозвучивались, он без лишних дублей смог все сыграть, хотя не был профессиональным актером. Он страдал от открытой формы туберкулеза, и на съемки его привезли из больницы. Участие в фильме было подвигом Рабецкого.
Ради эпизода сожжения деревни мы перевезли на место съемок настоящую церковь, которая была переоборудована под сарай. На съемках «Иди и смотри» вообще все было по-настоящему — и огонь, и выстрелы, и взрывы. Пиротехника никогда такого эффекта не даст, и сделать ее «натуральнее» на постпродакшне не получится.
Последний кадр фильма: партизаны идут по «летней» поляне в заснеженный лес — получился случайно. Во время съемок выпал снег, а нам нужно было снять конец лета. Для того чтобы снег растопить, мы использовали специальную военную технику. За четыре часа она очистила большую часть леса, но вдалеке еще оставалось немного снега, а время поджимало. Климов тут же нашелся: «А давайте они из лета уйдут в зиму!» Получается, сама жизнь всем распорядилась, а уже позже все стали искать в этом глубокий символизм.
©
Sputnik / Евгений Коктыш
Алесь Адамович часто бывал на съемочной площадке, но с Климовым никогда не спорил, а тот называл его «наш Лев Толстой»
Еще и жалко
Евгений Тиличеев, актер, исполнил роль латвийца-полицая: Элем Климов увидел меня в спектакле и пригласил к себе в фильм: «Я предлагаю вам роль отщепенца, мерзавца». Я ответил: «Да, перспективный путь у меня будет — дальше придется только мерзавцев и играть», однако от роли не отказался. Режиссер утвердил меня без проб, что тогда случалось довольно редко.
Когда я играю отрицательных персонажей, мне все равно сочувствуют. Помню, мы переозвучивали эпизод, в котором моего персонажа вместе с остальными пленными немцами и коллаборационистами расстреливают партизаны. Климов обернулся ко мне и сказал: «Вот сволочь, Женька, тебя еще и жалко, гада!»
Водка вместо грима
Сценаристы редко бывают на съемках: обычно они сдают сценарии режиссерам, режиссеры их переделывают, сценаристы ругаются из-за поправок, и все это вместе называется «киноискусство». Алесь Адамович, во-первых, часто приезжал на съемки, а во-вторых, с Климовым никогда не ссорился. Когда Климов спрашивал Адамовича насчет того или иного снятого эпизода, он неизменно отвечал: «Это — правда. Так было».
©
Sputnik / Л. Луппов
Актеры, игравшие эсэсовцев и полицаев, две недели пили водку, чтобы «войти в образ»
Как-то раз мужичок, местный житель косил траву и пел какую-то песню на белорусском языке. Алесь исправил его: «Что ты эту песню поешь? Вот какую надо!» — и запел сам. А Элем меня толкнул: «Смотри, вот он — наш Лев Толстой».
Адамович рассказывал: «Эсэсовцы были все время пьяные, у них были рожи красные от пьянства». Все наши актеры были людьми вполне интеллигентными, а нужно было добиться эффекта испитых лиц. И Климов сказал нам: «Ну, ребята, даю вам две недели — пейте».
И вот две недели мы пили мерзкую белорусскую водку, чтобы дойти до нужной кондиции. Три московских актера не смогли остановиться, и их отправили домой.
На съемках присутствовали люди, которые еще детьми застали войну. И когда мы бегали вокруг в немецкой форме, некоторые кричали: «Боже, неужели они опять пришли?! Спасите!» Видимо, мы уж очень достоверно играли.
Испугать цензоров
Виктор Морс, звукорежиссер: уже по сценарию было понятно, что работа над фильмом «Иди и смотри» будет интересной и сложной. Элем Германович отразил в тексте не только свое видение, но и «слышание» — каким он себе представлял звук будущего фильма.
В сцене, где крестьян сжигают заживо, мы снимали и записывали крики непрофессиональных актеров. Многие из них в детстве сами пережили немецкое вторжение. Женщины причитали, плакали, кричали, вспоминая, как это было на самом деле. Такой фильм, наверное, уже нельзя снять сейчас — тех людей почти не осталось в живых.
©
Sputnik / Л. Луппов
Сцена, в которой главные герои пробираются по болоту на остров с уцелевшими после расстрела крестьянами, показалась цензорам слишком страшной, хотя визуально там ничего особенного не было, но звук был жуткий
При сдаче фильма Элема Германовича попросили сделать несколько правок, в том числе исправить сцену на болоте, которая показалась цензорам чересчур страшной. В ней главные герои пробираются по болоту на остров с уцелевшими после расстрела крестьянами. Звучащие крики, обрывки мелодий, гул создавали действительно пугающий эффект. В итоге фонограмму болотной сцены решили смягчить, пожертвовать некоторыми звуковыми эффектами, чтобы сохранить другие сцены, которые хотела вырезать цензура.
В 2017 году «Мосфильм» решил отреставрировать фильм. К сожалению, оригинал перезаписи фильма был утерян. В отреставрированной копии оказалась фонограмма с обрезанными частотами, которая предназначалась для кинопередвижек, а звук был неправильно распределен по каналам.
В результате фильм зазвучал так, как если бы из оркестра убрали половину инструментов и попытались сыграть полноценное произведение. Я смог найти подходящую копию оригинала у зарубежных дилеров, которые закупали фильм «Иди и смотри». Так что теперь отреставрированный фильм будут показывать с приемлемым звуком, хоть и далеко не с оригиналом.
Неточности в фильме «Иди и смотри» — Разборы на TJ
Постер к фильму «Иди и смотри».
Цель статьи!
Моя цель заключается в том, что бы рассказать о действительной причине уничтожение деревни Хатынь и что в действительности произошло до этих трагических событий, почему немцы устроили эту акцию? Кто действительно виноват в провоцировании немцев, что не было показано в фильме!?
О фильме и его создателях.
Как известно этот пропагандистский фильм снятый в 1985 году режиссёром и сценаристом выступил Элем Германович Климов (1933-2003), а вторым сценаристом выступил Алесь Михайлович Адамович (1927-1994). Фильм можно назвать «идейным продолжением» другого пропагандистского фильма, созданного Михаилом Ильичом Роммом (1901-1971) и компанией, под названием «Обыкновенный фашизм». Видно не вооружённым глазом фильм имеет те же посыл, что и фильме Ромма.
Элем Германович Климов.
«В своё время этот фильм получил 1-й приз «Золотая пластина» на ХХV МКФ в Авелино, Италия, 1985 г. Главная премия на I МКФ в Трое, Португалия, 1985 г.; Главный приз на XIX ВКФ в Алма-Ате, СССР, 1986г. Золотой приз и приз ФИПРЕССИ на XIV Московском МКФ, 1985г.»««ст. Советское кино — Иди и смотри (1985) — информация о фильме. Ссылка: https://www.kino-teatr.ru/kino/movie/sov/2660/annot/. Так что этот фильм растиражировали как могли!
«Источником для создание фильма послужила, как не удивительно, книга под названием «Хатынская повесть». Это повесть была написанная Алесем Михайловичем Адамовичем в 1971 году. Этот человек стал одним из сценаристов данного фильма.»««Русская литература XX века, прозаики, поэты, драматурги. Том первый», 2005г. стр.19».
Алесь Михайлович Адамович.
«Книга под названием «Хатынская повесть», является произведением посвященным партизанской борьбе, события в повести показаны (самое главное обратите внимание на следующие слово), как воспоминание бывших партизан отряда Косача, собравшихся вместе, чтобы поговорить о своей боевой молодости. В сюжет вплетена и трагедия произошедшая в Хатыне.»««Русская литература XX века, прозаики, поэты, драматурги. Том первый», 2005г. стр.19».
Теперь вы понимайте что этот книга является не документальной произведением, вроде мемуаров, а повестью в который автор изобразил как бы воспоминания участников тех событий! В последнюю очередь я хочу поведать, что за термин слово «повесть»?! Обратимся к простому школьному толковому словарю! «Повесть -это художественное повествовательное произведение, по характеру построения сходное с романом, но меньше по объему (лит.).» ««Толковый словарь русского языка», 2014г. стр. 462».
«Иди и смотри» Элема Климова
Фильм Элема Климова впервые показали летом 1985 года на Московском международном кинофестивале, где он был удостоен «Золотого приза» и отмечен премией ФИПРЕССИ. В 1986 году он стал шестым по популярности среди всех вышедших советских лент: на тот момент его посмотрело более 29 миллионов зрителей. Фильм также показали в 11 странах, преимущественно европейских. И реакция в основном была шокирующая. В некоторых странах, где показывали «Иди и смотри», приходилось дежурить медицинским бригадам врачей, чтобы оказать первую помощь наиболее впечатлительным зрителям. Однажды во время обсуждения фильма в зале неожиданно встал пожилой немец и сказал: «Я солдат вермахта. Больше того — офицер вермахта. Я прошёл всю Польшу, Белоруссию, дошёл до Украины. Я свидетельствую: всё рассказанное в этом фильме — правда. И самое страшное и стыдное для меня — что этот фильм увидят мои дети и внуки».
Тема Второй мировой войны была очень близка Элему Климову, ведь он сам был «ребенком войны». Режиссер родом из Сталинграда, где в годы Великой Отечественной войны шли жесточайшие бои, свидетелем которых он был. Детские воспоминания сильно отпечатались в памяти будущего режиссера и он посчитал своим долгом однажды снять фильм об этом печальном для нашей страны времени. Перемены в Советском союзе в середине восьмидесятых несомненно отразились и на духе картины Элема Климова. Возможно, что режиссер задумался о культурной «перестройке». «Иди и смотри» игнорирует прежний подход к созданию типичной советской военной драмы с доблестными партизанами, которые спасают мирное население от гитлеровцев. В картине Элема Климова зрители увидят гиперреалистичные сцены за гранью человеческого понимания и непонимания — «Как такое возможно?!», от которых появляется стойкое желание немедленно прекратить просмотр. Впечатления, сравнимые разве что с ощущениями главного героя из «Заводного апельсина» Стенли Кубрика, когда герою Малькольма Макдауэлла приходится смотреть сцены человеческого насилия, в том числе и документальные съемки нацистских расправ, разыгрываемые под его любимую музыку Баха.
Кадр из фильма. (YouTube)
Сценарий для своего будущего фильма Элем Климов нашел случайно, когда ему в руки попала книга «Хатынская повесть» белорусского писателя Алеся Адамовича. Его впечатлила та достоверность, с какой подошел автор к созданию своих произведений. Он описал с документальной точностью жестокие расправы зондеркомандер — отрядов немецких карателей, над мирным населением Беларуси. Элем Климов познакомился с автором лично и предложил экранизировать одно из его произведений. В основу сценария легли несколько произведений Адамовича: частично «Хатынская повесть», сцены с бытом партизанов были взяты из романа «Партизаны», однако большую часть сценария заняла книга «Я из огненной деревни», написанная автором совместно с Янкой Брылем и Владимиром Колесником. Именно в этом произведении содержится больше всего документально подтверждённых фактов геноцида Белорусского народа в годы нацистской оккупации.
Реальная история, произошедшая в белорусской деревне Хатынь, когда разом были сожжены 149 человек, произошла в марте 1943 года. В результате обстрела партизанским отрядом «Мститель» немецкой автоколонны в деревне Хатынь, погибли несколько полицаев (местные коллаборационисты) и один офицер — гауптман Ганс Вельке. Вельке был известен тем, что являлся олимпийским чемпионом в толкании ядра на играх в Германии 1936 года. Немцы вызвали подмогу — военизированный отряд зондеркомандер. К тому моменту, когда они прибыли, партизаны уже скрылись в лесу, оставив мирное население, преимущественно женщин и детей, на расправу фашистам. К вечеру того же дня всех жителей силой загнали в деревянный амбар и заперли, затем обложили соломой и подожгли. Тех, кто смог выбраться наружу, добивали из пулеметов — всего погибло 149 человек, из них 75 детей. Лишь троим удалось спрятаться от факельной казни: брату и сестре Володе и Соне Яскевич и Саше Желобковичу. Единственным взрослым, кому удалось спастись в этой жуткой трагедии, был местный житель Иосиф Каменский — с ранением и ожогами он пролежал без сознания до поздней ночи и потом, когда очнулся, обнаружил своего умирающего сына. Мальчик умер на руках у отца. Именно этот момент был запечатлен в скульптуре «Непокоренный человек», которая находится в мемориальном комплексе «Хатынь».
Кадр из фильма. (YouTube)
«Иди и смотри» запоминается еще и тем, как он был снят. Элем Климов впервые в СССР применил стабилизирующую камеру «Стендикам», чтобы дать возможность оператору Алексею Родионову снимать сцены в движении для передачи эффекта одновременного присутствия и в то же время отстранения от происходящего. Между прочим, американский мастер кино Стивен Спилберг позаимствовал у советского режиссера художественно-звуковой прием для съемок своего фильма «Спасти рядового Райана», когда главный герой Флер (Алексей Кравченко) получает контузию после взрыва и все звуки слышит искаженно. Чтобы донести свои художественные идеи до зрителя, Элем Климов применил особую методику, описав ее как «сверхкино». Сверхреалистичность Климова заключалась в особом подходе к деталям быта и изображении реальности с документальной точностью. Ассоциаций с документалистикой добавляла реальная документальная хроника тех лет, мало чем отличавшаяся по содержанию от показанного в фильме.
Кадр из фильма. (YouTube)
Немалая роль в картине Элема Климова отведена символам, всплывающим в самые трагические моменты фильма: пролетающий с жутким воем разведывательный немецкий самолет как предвестник смерти, или момент с оставшейся в живых старухой, символизирующей маску «гуманизма» на фоне горящего с людьми амбара. Все эти образы воздействуют на зрителя с позиции гуманизма и человечности, — наиважнейшие принципы творчества режиссера. Символы застревают в сознании и дополняют их уже другие истории, рассказанные близкими, родственниками и просто свидетелями тех страшных событий, о которых необходимо помнить.
Как снимали фильм «Иди и смотри» и почему он так пугает: picturehistory — LiveJournal
Шёл Элем Климов, к этому фильму, достаточно долго. Первая его попытка снять фильм о геноциде в Белоруссии была предпринята в 1977 году. Климов хотел снять беспрецедентное кино о войне.
Совместно с писателем Алесем Адамовичем был написан сценарий. Называться картина должна была «Убить Гитлера».
Но в Госкино фильм зарубили. Точнее, внесли столько правок, что для Климова он потерял смысл.
После этого, у режиссёра были неудачи с другими проектами и личная трагедия. Вернулся, Климов, к съёмкам фильма о Белоруссии во время ВОВ, только в 1984 году.
Сценарий претерпел изменения в сторону ещё большей откровенности и бескомпромиссности, а название перестало отсылать зрителя к личности Гитлера, вместо этого, оно напоминает нам о Библии.
Съёмки проходили нелегко.
Главную роль в фильме сыграл Алексей Кравченко. Парню, на момент съёмок, было всего 14 лет и профессиональным актёром он не был.
В связи с этим, решено было снимать фильм в хронологическом порядке. Юный актёр просто не смог бы эмоционально перестраиваться. Режиссёру было нужно планомерное эмоциональное развитие персонажа.
В итоге, съёмки затянулись и фильм снимали с марта по декабрь. В конце съёмок уже приходилось растапливать снег, всё же зима в планы съёмочной группы не входила.
Кстати, сам Элем Климов, был единственным человеком, который за всё это время не покинул съёмки. Он считал, что должен там находиться всегда, иначе потеряет нужный эмоциональный настрой.
Снимали фильм в Белоруссии, в Березинском заповеднике. Декорации почти не понадобились. Это были места аналогичных исторических событий, которые неплохо сохранились.
Некоторые из жителей близлежащих поселений приняли участие в массовке. Многим из них довелось пережить описываемые в фильме события наяву.
Климов решил не привлекать именитых актёров. В «Иди и смотри» снялись, в основном, непрофессиональные актёры и начинающие.
Советское кино о войне, за редким исключением, было несколько романтизированным. Элем Климов же был намерен снять гиперреалистичный фильм. И статисты, из числа переживших ужасы тех лет, были не единственным его методом.
Реалистично снимали всё, что было возможно.
Почти все костюмы героев были настоящими. Использовались настоящие пули и настоящие бомбы. Следы ожогов наносились максимально тщательно, пользуясь консультациями медиков. Со скотобоен завозили настоящую кровь.
Стоит отметить и операторскую работу. Фильм, в основном, снят с помощью стэдикама. Это позволяет зрителю ощутить эффект присутствия. Позволяет пройти через фильм вместе с главным героем.
А по мере этого пути, будет меняться и сам герой. От жизнерадостного партизанам, до седого, состарившегося мальчика.
Фильм показали зрителям в 1985 году. «Иди и смотри» получил признание не только в СССР, но и за рубежом. Можно сказать, что это один из самых популярных отечественных фильмов на Западе.
Симпатии к этому фильму выражали такие режиссёры как Стивен Спилберг и Тарантино. Да и если внимательно присмотреться, влияние «Иди и смотри», можно увидеть даже в голливудских фильмах.
См.также:
10 советских фильмов о Великой Отечественной Войне, которые нужно показать своим детям
Забытые советские киношедевры: 10 лучших картин, снятых на киностудии «Беларусьфильм»
За кадром фильма «Судьба человека»: Почему Шолохов сомневался в Бондарчуке, и кем стал Ванюша, когда вырос
За кадром «Молодой гвардии»: 2 свадьбы, драки на съемках и несостоявшийся брак Нонны Мордюковой
Жестокая цена победы. «Горячий снег».
«Будет правдиво и больно. Очень больно» — Статьи на КиноПоиске
Элем Климов начинал как комедиограф — кроме «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен», в его фильмографии «Похождения зубного врача» с Мягковым, два сюжета для сатирического киножурнала «Фитиль», пара веселых короткометражек. А закончил он едва ли не самым страшным фильмом в истории советского кино — невыносимо жутким антивоенным хоррором «Иди и смотри». Натуралистическая хроника визита немецкого отряда карателей в русскую деревню была снята Климовым во всех кровавых подробностях, и только финальный приход партизан позволяет зрителю хоть как-то вынести кромешный экранный ад с расстрелами, издевательствами, сожжениями заживо и общим ощущением конца света.
По просьбе КиноПоиска Василий Сигарев, автор не менее страшных фильмов «Волчок» и «Жить», рассказал, как в 9 лет увидел это кино и что потом из него позаимствовал для своих картин.
«Иди и смотри» — это фраза, предшествующая появлению каждого из четырех всадников Апокалипсиса. Фраза звучит после снятия первых четырех печатей с Книги жизни. И также это очень точное название фильма Элема Климова о войне. Я не представляю у этого фильма другого названия, потому что он в несколько этапов снимает печати жизни с тебя. Как будто лишает некой невинности. Раз — и ты уже другой; раз — и ты уже никогда не будешь прежним; раз — и ты забыл все остальные фильмы о войне; раз — и ты БОЛЬШЕ НЕ ХОЧЕШЬ ВОЙНЫ.
Я посмотрел «Иди и смотри» лет в восемь-девять в кинотеатре и сразу понял, что больше не хочу даже играть в войнушку. Такой силы правды я не встречал до этого в кино ни разу. Такая правда воспринимается интуитивно, высшим человеческим аппаратом, который имеется у каждого. И правда начинает тебя пробирать с самых первых фраз: «Отвыкайте! Привыкайте! Дупу пальцем подтирайте!». И вот эта вот «дупа» тебе как бы сразу говорит: будет правдиво и больно.
Да, будет больно. Очень больно. Но ты выйдешь с сеанса другим человеком. Ты изменишься вместе с Флерой, главным героем фильма. Ты ментально поседеешь, ментально покроешься морщинами, ментально превратишься в старика. И реально поймешь, что не хочешь больше повторения. И все эти «можем повторить» для тебя станут страшным кощунством и оскорблением на всю жизнь. С тобой произойдет даже не катарсис, а апокалипсис. Потому что катарсис лишь создает ощущение очищения, а апокалипсис сжигает тебя дотла и создает заново, другого. По этой причине я очень хочу, чтобы «Иди и смотри» показывали в школах примерно в том возрасте, когда фильм посмотрел я.
Наверное, очень странно — считать любимым столь невыносимый фильм. Соглашусь, но у меня с ним какая-то своя история. Например, производство «Иди и смотри» запустили в 1977 году. В год моего рождения. Я точно знаю, что фильм этот мне для чего-то был нужен и дан. И, возможно, именно он сформировал во мне эстетическое, художественное и человеческое. Неспроста на свой дебют «Волчок» я хотел позвать оператором Алексея Родионова и даже отправлял ему сценарий, а потом разговаривал по телефону. Но не срослось. Тогда я украл из «Иди и смотри» эффект полулинзы. Полулинза позволяет одновременно держать в фокусе героев, находящихся на разных расстояниях от камеры. В «Иди и смотри» это сцена встречи Флеры с девушкой со свистком после сожжения деревни. Эффект, в современном кино практически не встречающийся, но в «Волчке», на мой взгляд, он пришелся очень кстати.
Вообще Родионов сделал для «Иди и смотри» очень много. Например, он одним из первых в СССР использовал стедикам. И сцены, сделанные со стедикамом, получились именно в той неповторимой стилистике ужаса и отстраненности, какой мы до этого не видели в нашем кино. Это проход через толпу на острове (субъектив Флеры), это летающая камера среди фашистов в деревне и, наконец, это гениальный вылет в зиму в финале. Все круто, все на месте, все по-настоящему.
А по-настоящему в фильме многое. Я, например, первый раз в жизни увидел взрывы, которым веришь, которые перед носом у камеры срубают и разносят в щепки толстенные деревья. Это вам не всплески земли, к которым мы привыкли. Это взрывы. Как на войне. И от них страшно. А сцена расстрела коровы трассирующими пулями рядом с лежащими на земле героями и оператором? Там уже страшно за актеров и оператора.
Но страшнее всего в фильме — то зло, которое способен творить человек, homo sapiens. Ага, тот самый, созданный по образу и подобию. Как на портрете, в который отказывается стрелять Флера. Человек, которого можно вернуть к этому подобию только такими фильмами. А если не получится, есть для человечества еще один сценарий. Он прописан в неплохой книге — Откровении Иоанна Богослова, откуда, собственно, и фраза «Иди и смотри». Сценарий очень простой: Господь, жги!
Возвращаясь к моей странной связи с «Иди и смотри», сознаюсь, что в фильме «Жить» я хотел добиться подобного эффекта, когда зрители переживают в зале ровно то же, что и герои на экране. Только так, я думал, этот фильм можно понять до конца. Не могу судить, насколько это получилось у меня. У Климова и команды это получилось на 100%.
Спасибо Элему Климову за фильм, и с днем рождения!
ИДИ И СМОТРИ: ВОЙНА КАК ОНА ЕСТЬ
Сюжет фильма прост: подросток Флёра становится свидетелем карательной операции зондеркоманд в Белоруссии, и эти несколько дней физически превращают его в старика.
Климов во время войны и сам был подростком, поэтому данная тема, безусловно, была ему близка. Однако идея снять картину о трагических событиях, развернувшихся именно на территории оккупированной Белоруссии, пришла к постановщику после прочтения книг Алеся Адамовича «Хатынь» и «Я из огненной деревни»:
«Я тогда задумался: а ведь про Хатынь в мире не знают! Про Катынь, про расстрел польских офицеров знают. А про Белоруссию — нет. Хотя там ведь было сожжено более 600 деревень! И я решил снять фильм об этой трагедии».
Само название фильма уже вступает в полемику со снятыми до и после картинами о войне — Климов как бы намекает на их недостоверность, а поэтому — скрупулезно работает над фильмом, не покидая место съемок ни на день. Он ставит перед собой и перед командой актеров, операторов, пиротехников и другими членами съемочной команды жесткую задачу: достичь подлинности событий. И идет ради этого на все. Хочется упомянуть о некоторых фактах, которые связаны со съемками картины и шокируют не меньше, чем сам фильм.
Во-первых, режиссер проводил жесткий отбор кандидатов на роль Флёры. Он демонстрировал несколько часов подряд снятую нацистами хронику в концлагерях, а затем предложил чай с тортом. И лишь Алексей Кравченко, впоследствии и сыгравший главную роль, отказался от угощения. Кроме того, мальчику пришлось специально худеть к съемкам фильма, поэтому он голодал 48 часов в неделю. С актером работали психологи и, говорят, даже гипнотизеры, чтобы не дать подростку сойти с ума от жёстких условий съёмок и тяжёлых режиссерских задач: например, сцену с прохождением вязкого болота он сыграл сам.
Во-вторых, разрывы бомб и снарядов, даже пожар в картине подлинные. Как и сцена, в которой погибает корова — от полученного ранения она действительно скончалась на съемочной площадке.
Иди и посмотри (1985) — IMDb
Списки пользователей
Связанные списки от пользователей IMDb
список из 22 наименований
создано 2 месяца назад
список из 47 наименований
создано 2 месяца назад
список из 30 наименований
создано 7 месяцев назад
список из 23 наименований
создано 17 апр 2017
список из 33 наименований
создано 02 апр 2016
.
Приходи и смотри (1985) — Приходи и смотри (1985) — Обзоры пользователей
Один из величайших из всех фильмов о войне, потрясающая работа Климова стоит среди таких работ, в которых ужас и горе конфликта вновь обретают свежесть для зрителя. , после этого оставил онемевшим от кино. Создан к 40-й годовщине победы России над немецкими захватчиками во Второй мировой войне, основан на новелле писателя, который во время войны был партизаном-подростком и использовался в пропагандистских целях позже, когда ГДР еще была в Восточном блоке. , граждане были вынуждены смотреть это, чтобы предупредить их о новом подъеме фашизма — сегодня это нисколько не ухудшает его влияние.Это перекликается с интенсивностью другого шедевра режиссера. Укороченная «Лариса» Климова (1980) — это элегия покойной жены. Поэтичный и очень личный, его чувство шока предвосхищает усиленную боль, которая в конечном итоге отразится на Come And See. Сквозь свои образы режиссер непонимающе смотрит на мир, в котором безжалостно и жестоко убирают жизни, пусть в данном случае не одну, а тысячи.
В основе повествования лежит Флойра, и зритель, и жертва ужасающих событий, составляющих повествование фильма, его история — это ужасающая история взросления.Он начинается с того, что он кропотливо выкапывает оружие для использования и многое изменился в конце, он наконец использует его. По мере того, как он проходит путь от первоначальной невинности, через разрушительный опыт к оглушительной ненависти, он стареет на наших глазах, как внутри, так и снаружи. Его свежее лицо становится все более изможденным по мере прохождения фильма, часто он смотрит прямо в камеру, как бы заставляя зрителя продолжать смотреть; или удерживая онемевшую голову, очевидно близкую к психическому срыву.Фильм Климова, часто снимаемый прямо в мальчика или с его точки зрения, в чем-то обязан тому, что Тарковский использовал камеру в «Иваново детстве», хотя контекст совершенно иной.
Название фильма взято из Книги Откровений, в нем говорится о вызове свидетелей разрушения, нанесенного Четырьмя всадниками Апокалипсиса. «Приходи и смотри» — это приглашение для юного главного героя взяться за дело и расследовать войну, а также приглашение для публики пройти такой же ужасный путь, с яркой непосредственностью наблюдая за приближающимся холокостом в Белоруссии.Здесь интенсивность того, что предлагается, оправдывает усиление за счет использования передвижной камеры, снимков с точки обзора и некоторых поразительно сюрреалистических эффектов, указывающих на неестественные события: маленькое животное, нервно цепляющееся, например, за руку немецкого командира, саундтрек. искажения, или имитация Гитлера, вылепленного из глины и черепа.
Главная героиня Флойра — свидетельница событий режиссера, испуганный посетитель, вынужденный, как и мы, «видеть» — даже если полное понимание по понятным причинам следует медленнее.Например, во время их возвращения в деревню есть некоторые сомнения в том, сможет ли Флойра еще или когда-либо полностью осознавать природу окружающих событий. В одной из самых тревожных сцен из фильма, полного ими, реакция Глаши на закадровые запахи и зрелища глубоко жизнерадостна и тревожна. Настолько, что мы ненадолго задаемся вопросом, действительно ли молодежь знает, что происходит. Это водораздел невинности: один взгляд назад, когда двое уходят, и реальность ситуации наверняка ошеломят Флойру — так же, как позже, более явные ужасы делают зрителя.
Съемка «Come And See» была непростой. Это длилось более девяти месяцев, и во время действия молодые актеры были вынуждены выполнить несколько неприятных задач, включая, в какой-то момент, пробираться по шею через ледяное болото. Лицо Кравченко незабываемо во время этого и других опытов, и есть утверждения, что его загипнотизировали, чтобы смоделировать надлежащую степень контузии во время одной из основных ранних сцен. Звуковое искажение, созданное в этот момент в саундтреке, позже проявилось в меньшей степени в Спилберге «Спасти рядового Райана», равно как и элементы широко комментируемой сцены, где корова попадает под кровавый перекрестный огонь.Камера Климова проникает сквозь зверства и вокруг них, хотя можно сомневаться, что постоянная камера была доступна. В конце концов, Флория изолирована от человечества как технически, так и морально, благодаря поразительному кадру, исключающему средний передний план. Хотя эти сцены тревожно экспрессионистские, другие, такие как сцена, где Флория и партизанка Роуз посещают лес после взрыва, достигают жуткого лиризма, которого, однако, полностью нет в голливудской постановке. И если работа Спилберга завершается драматической иронией, которая, возможно, слишком изящна, придумана для разных вкусов аудитории, менее приспосабливаемая эпопея Климова завершается уникальным катарсическим моментом — без сомнения, частично выбранным для того, чтобы избежать какого-либо пафоса после только что наблюдаемых событий, но который посылает настоящую вину обратно поколениям.
Галлюцинаторные, душераздирающие, травматические и бескомпромиссные, такой фильм не придётся на любой вкус. Это, конечно, не способствует расслабляющему просмотру, хотя те, кто его видит, часто говорят, что он остается с ними на долгие годы. Это был последний фильм Климова, потому что, как он впоследствии сказал, «Я потерял интерес к созданию фильмов. Все, что было возможно, я чувствовал, уже было сделано», несомненно, имея в виду эмоциональную напряженность его шедевра, который было бы трудно превзойти. К концу собственного просмотра любая аудитория должна быть достаточно потрясена, чтобы взять в руки винтовку и мстительно присоединиться к своей армии, отправляющейся воевать в Великую Отечественную войну — обязательно стойкий ответ без ограничения участия, символизируемый режиссером отслеживает камеру через густой лес, прежде чем наконец присоединиться к колонне солдат, направляющихся на фронт.Если вы чувствуете, как и я, что любой настоящий военный фильм должен преуспевать в передаче всей силы и жалости, то «Приходи и смотри» — это то, что нужно.
420 из 481 нашли это полезным.
Был ли этот обзор полезным? Войдите, чтобы проголосовать.
Постоянная ссылка
.