Эксперимент (2001) — отзывы о фильме, рецензии зрителей и критиков
«Психотропик» человеческих мозгов «Эксперимент»-опасная «игра» для взрослых. Das Experiment — фильм немецкого режиссёра Оливера Хиршбигеля. Фильм базируется на романе «Black Box» Марио Джордано. Фильм отражает многие реальные события Стенфордского тюремного эксперимента, с добавлением сексуальных сцен и крови для усиления психологического воздействия на зрителя. ЦЕЛЬ-Наблюдение за поведением людей в условиях ограничения свободы, в данном фильме-тюремное заключение Фильм раскрывает реальные события 1971 г. Это известный психологический эксперимент, который был проведён американским психологом Филиппом Зимбардо. Эксперимент представляет из себя психологическое исследование реакции человека на ограничение свободы, на условия тюремной жизни, и на влияние навязанной социальной роли, на поведение. В реальных событиях, предположительно 70-ых годов, ХХ века, ВМФ США, оплатил исследование для того, чтобы изучить конфликтное поведение личностей в его исправительных учреждениях Морской Пехоты США, тех лет. УСЛОВИЯ — Кафедра психологии, один из павильонов оборудован, как реалистичная тюрьма. В данном павильоне ученые проводят эксперимент над двумя психотипажами людей- «надзиратель»(сильный) и «заключенный (слабый). Ученые изучали их поведение в экстремальных-непредсказуемых ситуациях, наблюдая за подопытными при помощи видео камер установленных в тюремной лаборатории, записывая все происходящие. РЕЗУЛЬТАТ- Походу действий фильма, эксперимент выходит из под контроля института. Заключенный N77 устраивает бунт, совместно с другими заключенными, а надзиратели начинают мстить, что приводит к полному физическому и моральному беспределу, который происходит с заключенными и с организаторами эксперимента. Через короткий промежуток времени каждый каждый из подобных начал проявлять свою сущность, что ярко отображено в фильме. Неслучайно в фильме существуют определенные ассоциативные параллели с событиями произошедшими в Германии. От фашизма немецкое общество еще толком и не оправилось. Тот эксперимент был глобальнее. Это лишь уменьшенная его копия. Но если брать ситуацию в целом, подобные «игры» взрослых людей происходят и в сегодняшнем дне, возможно у вас на работе или даже дома. События выстраиваются в последовательную схему, давая прочувствовать весь ужас ситуации. Фильм жёсткий, но опять же, в сравнении с другими представителями современного кинематографа, вполне приличный. Более того, в фильме присутствует параллель человеческих чувств-любовь и надежда. Его поддерживает на протяжении всего фильма, с которой он познакомился на кануне начала эксперимента, в котором он очутился по воле случая. После просмотра фильма, у меня создалось впечатление что взрослые люди, очень зависимы от денег, поскольку каждый кто согласился участвовать был обещан гонорар и все эти люди нуждались в деньгах не зависимо от их соц. статуса, а «жертвы» псих. эксперимента были подобраны из разных социальных слоев… Как и в любом эксперименте, итог этого тоже трагичен… Этот фильм помогает осознать как приспосабливается человеческая психика, насколько она «прогибаема» в жестко поставленных условиях. КОПИРОВАНИЕ РЕЦЕНЗИИ ЗАПРЕЩЕНО, СОБЛЮДАЙТЕ (С).
Валерия Иванова
+79167283638
[email protected]
Не думаю, что посмотрела бы этот фильм самостоятельно, вернее наткнулась среди многообразия фильмов, но в прошлом году мы посмотрели этот фильм на парах в институте..рассматривая его с психологической стороны.. Впечатляющий, в напряжении до последней минуты — от чего не все оценили, да и выходишь в полном оглушении, что это всё — мы — «человеки разумные», есть над чем подумать.. с удовольствием посмотрю еще.. и не раз. Всем кто не смотрел, советую увидеть собственными глазами.
+79167283638
[email protected]
В первый раз посмотрел ещё когда учился в универе… году этак 2003-2004. Весь фильм сидел не отрываясь, вроде не видно особого экшна, но держит в колоссальном напряжении! Сильно, очень сильно. Сейчас снова решил посмотреть, просто потому, что очень понравился.
+79167283638
[email protected]
Незабываемый фильм. можно посмотреть, пожалуй, дважды. все показано хоть и жестоко, но захватывающе интересно. классный фильм. все сыграно как надо, ничего лишнего, на мой взгляд, нет
+79167283638
[email protected]
Типичный немецкий фильм, какая порнуха такие и фильмы. Он вызывает множество негативных эмоций, что заставило меня неоднакратно сбегать в туалет, просто опкакался от страха извините за выражение.
+79167283638
[email protected]
Фильм офигенный.
Нет дешёвого страха, всё реально.
люди, не имеющие ничего против друг друга через 5 дней становятся самыми злеёшими врагами. Один из самых страшных фильмов которые я видел в последнее время
+79167283638
[email protected]
Достаточно неплохой фильм, посмотрев который не жалеешь о потраченом времени. Квинтессенция: в экстремальных условиях человек срывает свои маски и предстает перед нами в натуральном виде. Хороший отбор для совместного похода в разведку.
+79167283638
[email protected]
Сильный фильм! Он доказывает нам, что в каждом из нас живет зверь, которому дай власть и он вырвется наружу снебывалой жестокостью и силой. Моральноущемлённый тип издевается за свои неудачи над другими понимая всю силу своей БЕЗНАКАЗАННОСТИ !!! Я после этого фильма немогла прити всебя долгое время!!Тяжело, больно мягкие слова!
+79167283638
[email protected]
Фильм супер! НЕ омтря на то что многое кажется предсказуемым, менее страшно от этого не становится. Люди забывают о то что получив власть они получают еще и ответственность. Так же как руководители эксперимента теряют реальный взгляд на вещи и не могут остановиться…
+79167283638
[email protected]
Фильм хороший, интересный, сюжет незаежжен, но очень тяжёлый с психологической точки зрения, при его просмотре у меня даже была мысль выйти из кинозала, не досмотрев до конца. Но главный герой — это просто лапа, я в него влюбилась с первого взгляда.
+79167283638
[email protected]
Немецкое кино радует постоянно. Фильм как никто показывает ужасы террора и особенно тоталитаризма, когда одни волею судьбы оказались поставленны над другими — прекрасная работа режиссера плюс все же одна погрешность — слабо снято про любовь, да и зачем она здесь вообще?
+79167283638
[email protected]
Эксперимент (фильм, 2001) — это… Что такое Эксперимент (фильм, 2001)?
«Эксперимент» (нем. Das Experiment) — фильм немецкого режиссёра Оливера Хиршбигеля. Фильм базируется на романе «Black Box» Марио Джордано (итал.).
Фильм отражает многие реальные события Стенфордского тюремного эксперимента, с добавлением сексуальных сцен и крови для усиления психологического воздействия на зрителя. Расхождения особенно разительны в развязке фильма.
Сюжет
Анонс в газете предлагает 4000 немецких марок за участие в психологическом эксперименте, в котором моделируется тюрьма. Таксист Тарек Фахд, который раньше работал журналистом, соглашается, видя в эксперименте шанс на интересный репортаж.
20 добровольцев в случайном порядке делят на две группы — 8 надзирателей и 12 заключённых. Группа учёных через видеокамеры постоянно наблюдает за ними. Заключённые лишаются некоторых основных прав, а надзиратели должны работать согласно некоторому кодексу.
В начале эксперимента все участники хорошо настроены. Обстановка быстро меняется, когда Тарек начинает провоцировать надзирателей нарушением дисциплины и неповиновением. Психологическое напряжение быстро нарастает, и скоро становится ясно, что первоначальная шутка превратилась в серьёзную проблему.
Фильм наглядно демонстрирует, что в экстремальных ситуациях люди могут вести себя жестоко, проявляя садистские наклонности, унижая и оскорбляя людей, которые волею судьбы были подчинены им. Вместе с психологической нагрузкой возрастает и агрессивный потенциал. Миролюбивые люди, которые начали эксперимент в спокойной обстановке, развивают в короткое время готовность к насилию, которая, по распространённому мнению, свойственна только преступникам. Однако оказывается, что далеко не только им. Как только исчезают внешние барьеры и даётся по сути неограниченная власть над людьми, то многие проявляют свою истинную сущность.
В конце фильма два человека убиты, несколько получили серьёзные ранения, несколько арестованы полицией, всем участникам были нанесены серьёзнейшие психологические травмы.
В ролях
Актёр | Роль |
---|---|
Мориц Блайбтрой | Тарек Фахд (№77) Тарек Фахд (№77) |
Юстус фон Донаньи | охранник |
Андреа Завацки | Ютта Гримм доктор Ютта Гримм |
Оливер Стоковски | Шютте (№82) Шютте (№82) |
Кристиан Беркель | Штейнхофф (№38) Штейнхофф (№38) |
Тимо Диркес | охранник |
Эдгар Зельге | Клаус Тхон профессор Клаус Тхон |
Марен Эггерт | Дора Дора |
См. также
Ссылки
Стэнфордский эксперимент: что это такое?
28 октября на фестивале «360˚», организованном Политехническим музеем, покажут фильм «Стэнфордский тюремный эксперимент» — об одном из самых известных психологических опытов в истории, поставленном в 1973 году. «Афиша Daily» рассказывает, в чем он заключался и какое значение имеют его итоги.
Что из себя представлял Стэнфордский тюремный эксперимент
Филипп Зимбардо
© IFC Films
В 1968 году профессор психологии Филипп Зимбардо начал работать в Стэнфорде. Спустя пару лет военно-морской флот США выделил ему грант на исследование, которое помогло бы объяснить возникновение конфликтов в исправительных учреждениях ВМФ и морской пехоте.
Через объявление в газете Зимбардо набрал 24 добровольцев для участия в эксперименте, в ходе которого они должны были несколько недель провести в тюремных условиях. Состав участников был однородным: законопослушные молодые белые мужчины из семей со средним достатком, у которых по итогам предварительных психологических тестов не было выявлено ни проблем с психикой, ни склонности к насилию.
Группу из 24 человек случайным образом поделили на условных надзирателей и заключенных. По 9 человек должны были участвовать в эксперименте с самого начала, и еще по 3 были запасными — на случай, если кто-то решит досрочно отказаться от продолжения.
Сам Зимбардо играл роль начальника тюрьмы, который давал инструкции «надзирателям» и следил за ходом эксперимента. Условная тюрьма была оборудована в подвале здания факультета психологии в Стэнфорде.
Эксперимент пришлось завершить досрочно — спустя всего 6 дней — из-за того, что «надзиратели» стали проявлять садистские наклонности, а некоторые «заключенные» не выдерживали психологического давления и издевательств.
Что пошло не так
Перед началом эксперимента Зимбардо дал «надзирателям» инструкции о недопустимости физического насилия. При этом условия содержания «заключенных» изначально были подобраны так, чтобы заставить их чувствовать себя некомфортно. К примеру, они должны были носить халаты без нижнего белья, их называли исключительно по номерам, а на лодыжки им надели цепочки в качестве напоминания об их статусе. В «тюрьме» были установлены камеры, за ходом эксперимента наблюдали Зимбардо и ряд других сотрудников Стэнфорда.
В первый день ничего особенного не происходило, но утром второго дня несколько «заключенных» забаррикадировали дверь камеры и отказывались выходить по приказу «надзирателей». Последние подавили мятеж, а позже в отсутствие наблюдателей напали на «заключенных» с огнетушителями.
Впоследствии «надзиратели» стали делить «заключенных» на послушных и непослушных. Тех, кто, по их мнению, вел себя неуважительно или нарушал правила, наказывали. У некоторых «заключенных» забирали матрасы и заставляли их спать на холодном полу, других отправляли чистить туалеты голыми руками, кого-то запирали в одиночную камеру, а некоторых заставляли раздеваться догола, чтобы унизить.
Уже на третий день один из «заключенных», по свидетельству Зимбардо, стал вести себя неадекватно — кричал, плакал и проявлял агрессию. Его пришлось вывести из эксперимента и заменить одним из запасных «заключенных». Издевательства со стороны «надзирателей» при этом продолжались.
На шестой день в «тюрьму» пришла Кристина Маслак, выпускница докторантуры психфака Стэнфорда и на тот момент невеста Зимбардо, которая до этого не знала о ситуации. Она была так шокирована увиденным, что настояла на немедленном прекращении эксперимента.
Какие выводы сделал Зимбардо
На основании эксперимента Филипп Зимбардо заключил, что при определенных условиях люди могут отказываться от своих представлений о морали и этике и становиться жестокими. В изданной в 2009 году книге «Эффект Люцифера» ученый развивает эту идею на базе собственного эксперимента и схожих исторических фактов — например, скандала вокруг иракской тюрьмы Абу-Грейб или военных конфликтов.
Зимбардо считает, что групповой конформизм и склонность к подчинению авторитету способны уничтожить личную инициативу. Этим исследователь объясняет, например, пассивность и равнодушие свидетелей различных издевательств и зверств — особенно если они живут в государстве, где эти зверства оправдываются на идеологическом уровне.
За что критикуют Стэнфордский эксперимент
Главная претензия к эксперименту Зимбардо — нарушение этики. В 1970-е этические требования к социальным опытам не были до конца установлены и формализованы. Но в последующие годы, в том числе под влиянием того, что произошло в Стэнфорде, появились строгие правила. Сегодня эксперимент Зимбардо было бы невозможно провести: его бы не одобрила ни одна комиссия по этике — прежде всего потому, что он изначально подразумевает серьезное психологическое давление на участников.
Также к эксперименту Зимбардо у других исследователей есть ряд вопросов методологического характера, которые ставят под сомнение достоверность выводов ученого. Зимбардо изначально не определил независимые переменные — в данном случае, факторы, которые могли бы влиять на поведение участников. Их может быть много: сама тюремная ситуация, инструкции Зимбардо, особенности проведения эксперимента, характеры участников и так далее. Поскольку исследователь заранее не установил, влияние каких именно независимых переменных он тестирует, непонятно, что предопределило результаты эксперимента. Зимбардо в связи с этим критикуют за спекулятивность представленных им выводов и за то, что «тюремный эксперимент» был похож скорее на социальную симуляцию, нежели на контролируемый научный опыт.
Еще один упрек в адрес Зимбардо — его собственное участие в эксперименте. Из-за этого возникает недоверие к способности ученого объективно анализировать полученные результаты.
Как проходили аналогичные эксперименты и о чем они говорят
Предшественником Стэнфордского тюремного эксперимента считается серия проведенных в 1960-х годах опытов Стэнли Милгрэма, психолога из Йельского университета. Милгрэм хотел выяснить, склонны ли обычные люди причинять боль другим, если это входит в их рабочие обязанности. Об этом случае тоже есть художественный фильм под названием «Экспериментатор» 2015 года с Питером Сарсгаардом в роли Милгрэма.
Участники эксперимента принимали на себя роль учителей. Экспериментатор говорил им, что их задача — проверять ответы «учеников» (на самом деле — актеров, игравших роль учеников). Если «ученик» отвечал неправильно, «учитель» должен был нажать кнопку и якобы ударить его током. Каждый раз напряжение увеличивалось. Актеры начинали демонстрировать, что им больно, когда напряжение доходило до 300 В. Тем не менее большинство «учителей» не отказывалось продолжать, хотя им заранее сказали, что они могут прекратить эксперимент в любой момент. 65% участников дошли до максимальной отметки в 450 В, после которой организаторы сами останавливали эксперимент. В итоге Милгрэм и его коллеги пришли к результатам, аналогичным выводам Зимбардо: в определенных обстоятельствах под влиянием чужого авторитета самые обычные люди склонны забывать о нормах морали и готовы мучить других.
В 2001 году ученые Стивен Райхер и Александр Хаслам попробовали частично повторить эксперимент Зимбардо. Они смоделировали «тюремную» ситуацию, схожую с той, которую организовал Зимбардо в 1971 году. Принципиальное различие между двумя экспериментами состояло в том, что в этот раз «надзирателям» не давали вообще никаких инструкций, кроме того что они сами должны придумать правила управления «тюрьмой». Результат эксперимента оказался обратным тому, что получил Зимбардо. «Надзиратели» не издевались над «заключенными» — напротив, последние сплотились и через несколько дней стали отказываться выполнять инструкции «надзирателей» и нарушать правила.
Может показаться, что итоги проведенного в 2001 году эксперимента ставят под сомнение выводы Зимбардо и Милгрэма. Однако в чем-то они как раз подчеркивают правоту этих ученых. Агрессия, жестокость и другие варианты поведения людей во многом ситуативны и зависят от того, в какие условия они поставлены. Если в милгрэмском и Стэнфордском экспериментах люди проявляли агрессию, потому что этому способствовали заданные организаторами правила, то в эксперименте Райхера и Хаслама таких правил не было, и в итоге «надзиратели» не вели себя жестоко.
5 фильмов о Стэнфордском эксперименте:
«Стэнфордский тюремный эксперимент: психология лишения свободы» («Stanford Prison Experiment: Psychology of Imprisonment»), 1991
Документальный фильм, сделанный самим Зимбардо.
«Тихая ярость: Стэнфордский тюремный эксперимент» («Quiet Rage: The Stanford Prison Experiment»), 1992
Документальный фильм для вебсайта про эксперимент. За сценарий отвечал Зимбардо.
«Эксперимент» («Das Experiment»), 2001
Немецкий художественный фильм по мотивам событий Стенфордского тюремного эксперимента с более жестким исходом, чем в реальности. Зимбардо сказал, что режиссер переборщил с показанным насилием.
«Эксперимент» («The Experiment»), 2010
Ремейк немецкого триллера с Эдриэном Броуди и Форестом Уитакером.
«Стэнфордский тюремный эксперимент» («Stanford prison experiment»), 2015
Фильм об эксперименте с Эзрой Миллером и Таем Шериданом в главных ролях. Участник кинофестиваля «Сандэнс».
Рецензия на фильм «Эксперимент «Офис»»
Однажды утром привычный порядок дел в южноамериканском отделении транснациональной компании Belko нарушается – все двери и окна здания закрываются металлическими листами, а голос по интеркому сообщает, что в течение получаса двое работников компании должны умереть. Когда время выходит, а никто не погибает, неизвестные берут ход «игры» в свои руки – трейсеры, вживленные всему персоналу якобы для того, чтобы найти их в случае похищения, оказываются портативными бомбами. Теперь, когда вся серьезность положения обозначена, офису ставят новое условие: те, кто хочет выжить, должны убить за два часа тридцать своих коллег.
Кадр из фильма «Эксперимент «Офис»»
Нетрудно увидеть, что Джеймс Ганн идет по пути своих «старших товарищей» – Гильермо Дель Торо и в значительной степени Питера Джексона – больших голливудских режиссеров, которые начинали с практически трэш-хорроров. Причем у Ганна в творческом резюме есть самый настоящий трэш – работа с Ллойдом Кауфманом на знаменитой студии Troma и «тошнотный» ужастик «Слизняк». Сейчас Ганн является одним из столпов киновселенной Marvel и заведует «Стражами Галактики», но о корнях не забывает – хотя режиссуру кровавого триллера «Эксперимент Офис» он поручил австралийцу Грегу МакЛину (дилогия «Волчья яма»), ограничившись написанием сценария и продюсированием, это все еще фильм Джеймса Ганна. И это, к сожалению, не обязательно хорошо.
Кадр из фильма «Эксперимент «Офис»»
Разумеется, здесь есть определенная вкусовщина, но лично меня Ганну никогда не удавалось «подкупить», несмотря на то что я большой поклонник хорроров. Большая разница между Ганном и тем же Питером Джексоном в том, что первый – куда больший человеконенавистник и нигилист, циничный и не очень-то искренний. Хотя бы потому, что Голливуд, да и коммерческое кино в целом всегда диктуют определенные правила игры, которые, кажется, конфликтуют с тем, что хочет видеть на экране Ганн. Ганн снимает кино не о людях, а о том, что с ними происходит (а в хоррорах, как мы знаем, ничего хорошего с персонажами произойти не может по определению), он их не любит, им не сочувствует и, соответственно, не может транслировать эти эмоции зрителю. Для него они – фигуры в шахматной партии, важные лишь своим положением на доске в определенный момент времени и тем, какой ход они успеют сделать до того, как отправятся в свою шахматную Вальгаллу.
Кадр из фильма «Эксперимент «Офис»»
Можно возразить, что по подобной схеме построены многие слэшеры, но, по крайней мере, в «Эксперименте Офис» Ганн отказывается признавать, что снимает обыкновенное крошилово – тупое и веселое, как какие-нибудь «Крутые стволы» Альберта Пьюна. В его картине сразу вырисовываются «положительные» и «отрицательные» герои, и, хотя кое-кто из первого лагеря по ходу дела соблазняется «печеньками» темной стороны, главные кандидаты на выживание четко прописаны с первых же сцен чуть ли не татуировками на лбу. И это не хаотичная бойня, а борьба добра со злом – при том, что Ганну куда интереснее не копаться в морали и этике, а продумывать заковыристые сцены в духе «Пункта назначения», когда одна из героинь долго и ловко избегает смерти, чтобы схлопотать пулю в самый неожиданный момент.
Кадр из фильма «Эксперимент «Офис»»
Так вот, в «Эксперименте Офис» это не весело, а страшно – страшно той жестокостью, против которой фильм вроде бы выступает. Ганн может сколько угодно показывать нам, какие молодцы те, кто до последнего противится насилию и отказывается идти на сделку с совестью, но трудно не заметить, что сильнее всего глаза у фильма горят в сценах, в которых Тони Голдвин сортирует своих недавних коллег «на убой», а Джон МакГинли из просто «странного парня» переходит в режим распоясавшегося берсерка.
Другое дело, что все это такая тонкая материя, что ее легко не поймать, не прочувствовать и не отрефлексировать вовсе. Хотя тем, кого все это не заденет, «Эксперимент Офис» все равно вряд ли покажется шедевром – да, здесь есть несколько весьма брутальных убийств, а ключевые роли Ганн раздал исключительным харизматикам (лучше всех уже упомянутый выше Тони Голдвин, которому роли интеллигентных чудовищ всегда очень шли), но фильм слишком нерешителен для того, чтобы попасть в категорию отмороженного культового трэша, и недостаточно искренен, чтобы претендовать на какое-то Важное Остросоциальное Высказывание. Либо «Повелитель мух», либо «Крутые стволы», уж извините.
С 6 июля в кино.
Эксперимент
Das — Википедия, свободная энциклопедия
Википедия todavía no tiene una página llamada «Das Experiment».
Busca Das эксперимент ru otros proyectos hermanos de Wikipedia:
Wikcionario (diccionario) | |
Wikilibros (обучающие / руководства) | |
Викицитатник (цитаты) | |
Wikisource (biblioteca) | |
Викинотики (noticias) | |
Wikiversidad (Contenido académico) | |
Commons (изображения и мультимедиа) | |
Wikiviajes (viajes) | |
Викиданные (данные) | |
Викивиды (особые) |
- Comprueba si имеет escrito el nombre del artículo de forma correa, y que Wikipedia es el lugar donde debería estar la información que buscas.Si el título es righto, a la derecha figuran otros proyectos Wikimedia donde quizás podrías encontrarla.
- Busca «Das Experiment» en el texto de otras páginas de Wikipedia que ya existen.
- Проконсультируйтесь по списку произведений искусства по «эксперименту».
- Busca las páginas de Wikipedia que tienen объединяет «эксперимент Даса».
- Si ya habías creado la página con este nombre, limpia la caché de tu navegador.
- También puede que la página que buscas haya sido borrada.
Si el artículo incluso así no existe:
- Crea el artículo utilizando nuestro asistente o solicita su creación.
- Puedes traducir este artículo de otras Wikipedias.
- En Wikipedia únicamente pueden include enciclopédicos y que tengan derechos de autor Compatibles con la Licencia Creative Commons Compartir-Igual 3.0. Никаких текстовых текстов, которые не используются в веб-сайтах, и не предусмотрены специальные условия.
- Ten en cuenta también que:
- Artículos vacíos o con información minima serán borrados —véase «Википедия: Esbozo» -.
- Artículos de publicidad y autopromoción serán borrados —véase «Википедия: Lo que Wikipedia no es» -.
.
Эксперимент — Википедия
Experimentator ist eine Weiterleitung auf diesen Artikel. Zur labourbiologischen Fachbuchreihe siehe Der Experimentator.
Vermehrung der Erfahrenheit durch den Trieb, Allerlei zu Versuchen. Купферстих фон Даниэль Ходовецкий
Ein Experiment (von lateinisch Experimentum «das in Erfahrung Gebrachte; Versuch, Beweis, Prüfung, Probe», von Experiri ) im Sinne der Wissenschaft ist eine methodisch angelegurus Information () .Im Unterschied zur bloßen Beobachtung oder der Demonstration eines Effekts werden im Experiment Einflussgrößen verändert. Experimente werden in vielen Wissenschaften benötigt und durchgeführt, beispielsweise in Naturwissenschaften, Ingenieurwissenschaften, Medizin, Psychologie und Soziologie. Meist sind Zählungen oder Messungen ein wichtiger Teil des Experiments.
Das Experiment ist ein wesentlicher Bestandteil im wissenschaftlichen Fortschrittsprozess. Mit der Entwicklung von Selbstverständnis der Wissenschaft, Methodik und Instrumentarium erlangte es nicht nur immer größere Bedeutung für die Gesellschaft, sondern es änderte damit auch seinen Charakter.Als Begründer der neuzeitlichen messenden Forschung mittels Experimenten wird oft Galileo Galilei angesehen. Daneben sind Experimente auch eine didaktische Methode geworden.
Einige der ersten Experimentellen Versuche mit wissenschaftlichem Charakter führt der arabische Mathematiker, Optiker und Astronom Alhazen durch. Seine Erkenntnisse zur Optik gewinnt er durch seine Experimente mit der «Camera Obscura» — angeregt insbesondere durch Ptolemäus ‘Mathematische und optische Erörterungen -, gleichzeitig verfasst er jedoch erstmals-wissenschafts-methodologis: 900
«Мы должны, то есть, возобновить исследование его принципов и предпосылок, начав наше расследование с осмотра существующих вещей и изучения состояния видимых объектов.Мы должны различать свойства деталей и собирать путем индукции то, что относится к глазу, когда происходит зрение, и то, что обнаруживается в манере ощущения как единообразное, неизменное, явное и не подлежащее сомнению. После чего мы должны постепенно и упорядоченно подниматься в нашем исследовании и рассуждениях, критикуя предпосылки и проявляя осторожность в отношении выводов — наша цель во всем, что мы подвергаем проверке и пересмотру, состоит в том, чтобы применять справедливость, а не следовать предрассудкам и принимать во всем, что мы осуждаем и критикуем, заботимся о том, чтобы мы искали истину и не поддавались влиянию мнения.Таким образом мы можем в конце концов прийти к истине, которая радует наше сердце, и постепенно и осторожно достичь конца, в котором появляется уверенность; в то время как посредством критики и осторожности мы можем уловить истину, которая рассеивает разногласия и разрешает сомнительные вопросы. Тем не менее, мы не свободны от той человеческой мутности, которая присуща человеку; но мы должны делать все возможное, используя то, что у нас есть человеческая сила. От Бога мы получаем поддержку во всем ».
— Ибн аль-Хайтам (965–1039): Optics, S.5 [2]
Eine streng geprüfte Versuchsdurchführung mit Sensibilität für die Subjektivität und Verfälschbarkeit der Ergebnisse durch die „menschliche Natur“ sei jedoch nicht genug, man müsse auch und kritischübernissenfer den
«Таким образом, долг человека, изучающего сочинения ученых, если познание истины является его целью, — стать врагом всего, что он читает, и, сосредоточив свой ум на сути и краях его содержания, атакуйте его со всех сторон.Ему также следует подозревать себя, когда он проводит свою критическую проверку, чтобы избежать предубеждений или снисходительности ».
— Ибн аль-Хайтам (965–1039): Dubitationes in Ptolemaeum, S. 3 [3]
Damit sei für ein objektives Experiment unumgänglich, überlieferte Ergebnisse mit Experimentellen Erkenntnissen abzugleichen und gegebenenfalls Mut zum Verwerfen der Überlieferungen zu haben. In diesem Prozess dürfe aber nicht vergessen werden, dass der Mensch — als bedingender Faktor — zu subjektiven Meinungen sowie Hypothesenbildung neige und sich zur Objektivität durch gründliche Versuhsdurchführung sowiks führung sowikie.
Das Experiment stellt eine «Frage an die Natur» дар (in den Sozialwissenschaften: die gesellschaftliche Wirklichkeit). Dieser Frage kann eine bestimmte Hypothese zugrunde liegen, die man prüfen will; [4] Шляпа Карла Фридриха фон Вайцзеккера в Diesem Sinne sogar von einem «Verhör» der Natur gesprochen. [5] Das Experiment kann aber auch einfach darin bestehen, ohne bestimmte Hypothese eine bis dahin nicht beobachtete Situation herbeizuführen und sich vom Ergebnis «überraschen zu lassen».Derartige Experimente werden beispielsweise dann durchgeführt, wenn sich die Untersuchungsmöglichkeiten erweitert haben, etwa durch Einführung einer genaueren Messmethode oder Inbetriebnahme eines Enerveitert Höreunig. Die Ergebnisse können dann Entdeckungen sein.
Jedes Experiment benötigt eine Versuchsanordnung ; sind Versuchspersonen oder andere lebende Objekte beteiligt, spricht man auch vom Forschungsdesign. Manchmal wird die Anordnung selbst als «das Experiment» bezeichnet, insbesondere z.B., wenn sie nur für ein einziges mögliches Experiment entworfen und hergestellt wird und dies den Großteil der Experimentellen Arbeit ausmacht.
Bei vielen Experimenten fallen die Messdaten in Form stochastisch schwankender Zahlenwerte an und müssen dann mit statistischen Methoden einschließlich statistischer Tests ausgewertet werden.
Aus Experimentellen Resultaten werden durch Schlussfolgerung Erkenntnisse gewonnen. Diese sind dann, oft im Zusammenspiel mit einem Modell oder auch als Grundlage eines neuen Modells, Grundlage einer Theorie.
Manche Experimente sind aus ethischer Sicht oder wegen nicht genügend berücksichtigter Gefahren unzulässig oder zumindest umstritten. Dies gilt vor allem in der Medizin (siehe Menschenversuch, Tierversuch), aber beispielsweise auch für Kernwaffentests und Gentechnik.
Vom Experiment zu unterscheiden ist die bloße wissenschaftliche Beobachtung — beispielsweise in Astronomie, Geologie, Biologie — bei der nicht in das beobachtete System eingegriffen wird. Experiment und wissenschaftliche Beobachtung haben gemeinsam, dass sie im Allgemeinen auf einer Theorie mit daraus folgenden Hypothesen fußen und dass sie planmäßig durchgeführt werden. [6]
Physik, Chemie und Verwandte Fächer [Bearbeiten | Quelltext Bearbeiten]
Die Experimentelle Situation kann in den Naturwissenschaften i. A. willkürlich hergestellt und kontrolliert werden. Dementsprechend wird von den Ergebnissen die Reproduzierbarkeit — Nachvollzug mit gleichem Ergebnis durch andere Forscher, an anderem Ort, zu anderer Zeit — als Kriterium der Glaubwürdigkeit gefordert.
In vielen naturwissenschaftlichen Experimenten werden bestimmte Größen als unabhängige Variablen einer Situation systematisch verändert und die dadurch hervorgerufenen Änderungen anderer Größen, der abhängigen Variablen einer.Andere, grundsätzlich veränderliche Größen, die aber im jeweiligen Experiment nicht variert werden, werden oft als Parameter oder Einflussgrößen bezeichnet. Die klassische Physik ging davon aus, der Einfluss der Beobachtung selbst auf den beobachteten Gegenstand könne immer durch geeignete Maßnahmen vernachlässigbar klein gehalten werden. Die Einsicht, dass jeder Beobachter das Beobachtungsergebnis spezifisch beeinflusst, etwa durch Einbringen von Messungenauigkeiten, шляпа beispielsweise auf dem Gebiet der Astronomie zum Begriff der persönlichen Glehürtichung. [7] Bei Experimenten mit Quantenobjekten lässt sich der Einfluss der Beobachtung jedoch grundsätzlich nicht vermeiden.
Ein Experiment trifft unmittelbare Aussagen nur über die mit der Versuchsanordnung präparierte Situation. Jedoch können über den Begriff der Widerspruchsfreiheit auch Theorien überprüft werden, die Aussagen über prinzipiell Unbeobachtbares treffen, wie sie in der Theoretischen Physik und der Kosmologie auftreten.
Nach Karl Poppers kritischem Rationalismus lassen sich (Hypo-) Thesen grundsätzlich nicht beweisen (verifizieren), sondern nur broadlegen (falsifizieren).Widerlegt das Experiment die Hypothese nicht, kann dies als Stützung der Hypothese aufgefasst werden, sofern die Ergebnisse für die Hypothese related sind (siehe Falsifizierbarkeit).
Da das Experiment nur über den jeweils dargestellten Spezialfall Auskunft gibt, ist umstritten, ob es Naturgesetze im Sinne allgültiger Verallgemeinerungen überhaupt gibt. Im Sinne der empiristischen Regularitätstheorie sind die Natur «gesetze» bloß gewohnheitsmäßige Erfahrungen, die sich in jedem Experiment wieder bestätigen müssen.Axiome und Paradigmen sind zweckmäßige Annahmen. Sie werden nicht mehr Expizit überprüft, spielen jedoch in folgenden Experimenten eine so große Rolle, dass eine Unstimmigkeit sofort bemerkt würde.
Gedankenexperimente sind Experimente, die in Gedanken, nicht in Wirklichkeit ausgeführt werden, um im Rahmen einer Theorie zu Erkenntnissen zu gelangen. Zuweilen kann ein Gedankenexperiment später bei verbesserten Versuchsmöglichkeiten als reales Experiment durchgeführt werden.
Ingenieurwissenschaften, Technik [Bearbeiten | Quelltext Bearbeiten]
Experimente in den Ingenieurwissenschaften und in der Technik ähneln manchmal in Ausführung und Eigenschaften den Experimenten der naturwissenschaftlichen Forschung, so beispielsweise die Experimente der Werkäwertedenitenderfungen.
Wichtiger als Experimente sind in den Ingenieurwissenschaften jedoch die Tests. Im Gegensatz zu Experimenten sind Tests nicht kausal orientiert («Welche Folgen entstehen aus gegebenen Ursachen?»), Sondern of final orientiert («durch welche Mittel wird ein gegebener Zweck erreicht?»).Während Experimente sich auf Theorien beziehen, prinzipiell ergebnisoffen sind — auch wenn es Vermutungen über den Ausgang gibt — und unter möglichst idealen Rahmenbedingungen, а также mit möglichst geringem Einflussältärzätungen der umgebingungs. Mittels Prototypen wird beispielsweise die Funktionstüchtigkeit geplanter Technik getestet. Nach der Fertigstellung einer Brücke erfolgt ein Belastungstest, in dem ermittelt wird, ob die Brücke den Belastungen tatsächlich standhält. [8]
Wenn Tests aus wirtschaftlichen oder ethischen Gründen nicht durchführbar sind, werden Simulationen eingesetzt. Diese können je nach Fachgebiet sehr verschieden ausfallen. Häufig und Universell einsetzbar ist z. B. Die Finite-Elemente-Methode. [9]
Psychologie, Sozialwissenschaften [Bearbeiten | Quelltext Bearbeiten]
Bei Psychologischen und sozialwissenschaftlichen Experimenten sind die Einflussgrößen i. A. weniger exakt steuerbar.Die strenge Reproduzierbarkeit kann hier nicht gefordert werden; stattdessen werden die Validität und die Reliabilität betrachtet. Die Kontrolle von Störfaktoren ist entscheidender Teil des Experiments.
Für ein strenges Experiment ist das von R. A. Fisher entwickelte Prinzip der «Randomisierung», als Konsequenz der «ceteris-paribus-Klausel» kennzeichnend: Dieimentellen Behandlungsbedingungen werden den Versuchsbandenupt.Dadurch werden Scheinerklärungen ausgeschlossen, nach denen z. B. ein Verhalten als Effekt der Experimentellen Behandlung bezeichnet wird, das tatsächlich bereits vorher bestanden hat — nicht die neue Unterrichtsmethode hat zu den besseren Ergebnissen geführt, die Probanden dieserung Ergebnissen geführt, die Probanden dieserungen Ergebnissen geführt, die Probanden dieserungen Ergebnissen geführt, die Probanden dieserungsgruppe der Unsuchsgruppe eurns. Der Grad, in dem tatsächlich randomisiert wird, находится в Merkmal zur Unterscheidung der Typen des Experiments. Diese Beschränkung ist insbesondere bei Experimenten in der Klinischen, Pädagogischen, Arbeits- und Organisationspsychologie von Belang.Häufig ist jedoch eine vollständige Randomisierung nicht möglich, da Klienten-, Schüler- oder Mitarbeiter-Gruppen aus organisatorischen Gründen vorgegeben sind. [10]
Die verschiedenen Arten von Experimenten lassen sich folgendermaßen voneinander abgrenzen:
Das Problem der objektiv gültigen Messung stellt sich in den Sozialwissenschaften в Verschärfter Weise, weil hier Beobachter und Beobachteter в einer sozialen Interaktion aufeinander einwirken. [11]
Biologie, Medizin, Pharmakologie [Bearbeiten | Quelltext Bearbeiten]
Soweit Experimente in Biologie, Medizin, Pharmakologie usw. mit Gruppen von Individual arbeiten, sind die oben genannten Begriffe des Forschungsdesigns auch hier wichtig. In der Medizin werden solche Experimente meist als klinische Studien bezeichnet. In der Arzneimittelentwicklung dienen sie beispielsweise zur Ermittlung der Dosis-Wirkungs-Beziehung, aber auch der Nebenwirkungen.
Didaktik der Naturwissenschaften [Bearbeiten | Quelltext Bearbeiten]
Experimente dienen nicht nur dem Gewinn neuer Erkenntnisse in der Forschung, sondern auch der Vermittlung bereits bekannter Kenntnisse an Lernende in Schule, Hochschule und Berufsausbildung.Dabei unterscheidet man Demonstrationsexperimente , die vom Lehrenden vorgeführt und erläutert werden, und Praktikumsexperimente , die von den Lernenden selbst durchgeführt und ausgewertet.
Die Regeln für Anlage und Durchführung wissenschaftlicher Experimente und für ihre Dokumentation, d. час geeignete schriftliche Darstellung (siehe Versuchsprotokoll) werden manchmal als Experimentatorik bezeichnet.
- In einem Experiment unterscheidet sich die Beobachtung von der unsystematischen Wahrnehmung durch ihre angestrebte Beobachterunabhängigkeit.Bei jedem Versuch ist auszuschließen, dass die Erwartungen — oder sogar die bloße Anwesenheit — des Experimentators das Versuchsergebnis beeinflusst. Effekte, die zu Fehldeutungen führen können, wie der Konfundierungseffekt in der Psychologie oder ein Artefakt (Sozialforschung), aber auch etwa Gravitationskräfte, die eine Person auf eine mysikalische Versuchsüdenbordnordn.
- Die Dokumentation muss hinreichend aussagekräftig sein.Sie sollte u. A. bekannte oder mögliche Unsicherheiten und Messfehler nennen und diskutieren. Sie soll nicht nur über Fakten und herrschende Bedingungen, sondern auch über Hypothesen und Absichten Bescheid geben; zumindest darf nichts Wesentliches übergangen werden. Welche Tatsachen wesentlich sind und welche nicht, ist von Disziplin zu Disziplin verschieden. Während die Kleidung des Experimentators in einem Physikalischen Experiment offensichtlich seiner Wahl überlassen werden kann, kann sie in Psychologischen Experimenten das Verhalten der Versuchsperson beeinflussen (z.B. den Experimentator als respekteinflößend oder eben das Gegenteil erscheinen lassen).
- Alle beobachteten Vorgänge müssen dokumentiert werden, auch fehlgeschlagene Versuche (kein Resultat) und solche, die ein anderes als das erwartete Resultat hervorbringen, denn auch oder uder gerade diese könen. Die Unterschlagung einzelner Versuchsdaten, die das Ergebnis beeinflussen würden, kann nahezu unbewusst geschehen; dies ist besonders wichtig bei Versuchen, die ein statistisches Argument aufbauen.
Дурч Фортшритт in Theorie, Experimentatorik und Interdisziplinarität haben sich in einigen Disziplinen speziell auf Experimente ausgerichtete Teilgebiete entwickelt, so die Experimentalphysik, die Experimentalpsychologie, Dieääkimenéntellee elementleder. Auch kann die Numerische Mathematik als Experimentelle Disziplin angesehen werden.
Die Astronomie musste in der Vergangenheit auf Experimente verzichten, abgesehen von Experimenten zur Verbesserung der Beobachtungstechnik.Heute kann die Raumfahrt als Experimentelle Astronomie bezeichnet werden. Jede Raumfahrtmission hat Experimentellen Charakter: So hatte z. B. die erste Generation der GPS-Satelliten eine Absicherung an Bord für den Fall, dass die allgemeine Relativitätstheorie nichttimmt.
Die Biologie war lange Zeit eine rein beobachtende Wissenschaft. Heute jedoch gestattet das biologische Experiment beispielsweise, direkt dieterminierenden Einwirkungen auf einen untersuchten Prozess zu bestimmen.Auch können Prozesse, die in der Natur zu langsam oder zu schnell verlaufen, im Experiment durch Beschleunigen bzw. Verlangsamen beobachtbar gemacht werden.
Es gehört zum eigentlichen Wesen der europäischen Kunst, sichtensiv mit der Naturwissenschaft auseinanderzusetzen. Tatsächlich ist eine Trennung in Wissenschaft und Kunst noch nicht alt; bis in die Renaissance galten beide als unverzichtbare Bestandteile einer humanistischen Bildung.
Ein Aspekt der Beziehung zwischen Experiment und Kunst ist, dass Künstleraller Epochen versucht haben, die neuesten Erkenntnisse künstlerisch umzusetzen, а также директ и дер интерпретация Ergebnisse mitzuarbeiten.Als Beispiele seien hier genannt:
- Die Erfindung der Zentralperspektive ist eigentlich der Kunst zuzuordnen, und wurde erst nach Albrecht Dürers Underweysung der messung mit dem zirckel un richtscheyt Untersuchungsgelenden der dars.
- Herausragend ist die Arbeit von Leonardo da Vinci, dessen Werke als direkte Anwendung seiner Erfindungen und Experimente zu transltieren sind.
- Als künstlerisches Thema erscheint die Abbildung von Betrachtern — eine Beobachtung zweiter Ordnung — in der Zeit nach der Aufklärung, als die Romantik versuchte, ein Gegengewicht zu einem vomwermenschen und strengmhannennten — David Strenghtungen — Friedrich, bei denen der Betrachter der Werke sehr häufig Personen im Vordergrund beobachten kann, die selbst eine Landschaft o.ä. betrachten — nicht selten so platziert, dass diese mehr sehen können als er.
- Émile Zola Betrachtete seine Romane ( Le roman expérimental , 1880) также экспериментальные Anordnungen mit gleichsam sozialwissenschaftlichem Erkenntniswert. Damit begindete er den Naturalismus in der Literatur.
- Die fotografischen Untersuchungen von Eadweard Muybridge stellen sowohl ein wissenschaftliches als auch ein künstlerisches Experiment dar.
- Die Werkserien von René Magritte und M.C. Escher kann man als erkenntnistheoretische Experimente sehen, wenn auch ohne methodische Auswertung.
Zum anderen ist Kunstschaffen in seinem Drang nach dem Neuen Experimentell an sich. Im Gegensatz zum wissenschaftlichen Experiment ist das künstlerische nicht unbedingt воспроизводится, teilweise verweigert es diese Forderung sogar absichtlich. Es soll dazu dienen, neue Möglichkeiten des Ausdrucks, des Mediums zu finden, Dinge auf eine Weise zu sehen oder zu tun, wie sie zuvor nicht gesehen oder getan wurden.Die Kreativität ermöglicht, neue Formen, Kombinationen, Perspektiven zu entwickeln. Es stellt также в ähnlicher Weise Grundlagenforschung dar und versucht, den Kunstbegriff zu erweitern oder zu überprüfen. Das künstlerische Experiment kann dabei auch scheitern, etwa an eigenen Ansprüchen oder Ablehnung des Publikums.
Beispiele finden sich im Experimentalfilm, в Teilen der zeitgenössischen Kunst, in der avantgardistischen oder Neuen Musik, aber auch in der Literatur. In der Postmoderne tragen auch Teile des Mainstreams Experimentelle Elemente in sich (etwa im Musikvideo).Gleichzeitig werden dezidiert Experimentelle Werke von einem Großteil des Publikums zurückgewiesen (Kulturindustrie) und kämpfen mit Finanziellen Schwierigkeiten, Ausnahmen wie Kubricks Film 2001: Odyssee im Weltraum sind selten.
Beiden Formen ist aber gemeinsam, dass sie exploizit eine Frage an die Welt darstellen und eine Gesamtheit aus Beobachter, Objekt und Beobachtung sind. Und mit der streng wissenschaftlichen Forschung teilen sie die hohen Anforderungen an Einfallsreichtum und Inspiration.
Литература
Bernd Löbach-Hinweiser: «Kunst und Wissenschaft», Band 4 — «Experimentelle Kunst» (524 Seiten), Designbuch Verlag, Cremlingen 2016, ISBN 978-3-923971-84-8
Rechtliche Problemlösungen Werden oft Experimentierend Gesucht, [12] d. час in einem Vorgriff der produktiven Phantasie entworfen, anschließend überprüft und, wenn sie die Probe nicht bestehen, korrigiert. Bei dieser Suche nach möglichen Lösungen gibt das bisherige Recht die Ausgangsbedingungen und den Verständnishorizont für die Experimentierende Praxis vor, d.час für das versuchsweise Weiterschreiten in der Entwicklung des Rechts. Hierbei ist der Wunsch, das Recht dem Wandel der Lebensverhältnisse anzupassen, stets auch gegen das Interesse an Rechtssicherheit abzuwägen, также gegen das Interesse, überkommene Dispositionsgrundlagen nährdenu geführdenu geführdenu.
Die erwogenen «Verbesserungen» des Rechts sind darauf zu prüfen, ob sie hinreichende Chancen haben, befolgt und durchgesetzt zu werden, und ob das gebotene Verhalten (z. B. eine Geschwindigkeitsbegrenzettsr is den Straßeigne rechtsbegrenzettsr.B. eine erhebliche Verminderung der Unfälle) zu erreichen. [13] Auch sind unerwünschte Nebenwirkungen einer Regelung zu bedenken (ein extensives Mieterschutzrecht kann z. B. dazu führen, dass weniger Mietwohnungen gebaut werden). [14]
Darüber hinaus müssen die erwogenen Regelungen für das vernunftgeleitete Gerechtigkeitsempfinden der Mehrheit konsensfähig sein. [15] Auch dürfen sie nicht im Widerspruch zum rechtlichen Kontext und auch nicht zum Zeitgeist, d.час zu den Leitideen der jeweiligen Kultur [16] stehen.
- Berg, Gunhild: Experimentieren , in: Ute Fritsch u. Йорг Рогге (Hrsg.): Über die Praxis des kulturwissenschaftlichen Arbeitens. Ein Handwörterbuch . Билефельд 2013, С. 138–144.
- Berg, Gunhild: Zur Konjunktur des Begriffs « Experiment » in den Natur-, Sozial-, und Geisteswissenschaften , in: Michael Eggers (Hrsg.): Wissenschaftsgeschichte als Begriffs.Terminologische Umbrüche im Entstehungsprozess der modernen Wissenschaften . Билефельд 2009, С. 51–82.
- Стивен Шварц: Wie Pawlow auf den Hund kam. Die 15 klassischen Experimente der Psychologie. ISBN 3-407-85102-2.
- Клаус Хентшель: Mythen um berühmte Experimente und Experimentatoren: Das Märchen vom Zauberer im weißen Kittel. In: Physik in unserer Zeit. 34 (5), 2003, ISSN 0031-9252, S. 225–231.
- Северин Маргин, Хенрике Рабе, Вольфганг Шеффнер, Фридрих Шмидгалл (Hrsg.): Experimentieren. Einblicke in Praktiken und Versuchsaufbauten zwischen Wissenschaft und Gestaltung. Стенограмма , Билефельд 2019, ISBN 978-3-8376-4638-2. (Открытый доступ)
- Hans-Jörg Rheinberger: Experiment. Differenz. Schrift. Zur Geschichte eptemischer Dinge. Basiliken-Presse, Марбург-ан-дер-Лан, 1992.
- Reto Rössler: Vom Versuch — Experiment und Essay. Bauteile zur Zirkulationsgeschichte einer impliziten Gattung der Aufklärung . Берлин (Kulturverlag Kadmos) 2017, ISBN 978-3-86599-332-8 [= Studie des DFG-Projekts ‘Versuch’ und ‘Experiment’.Konzepte des Experimentierens zwischen Naturwissenschaft und Literatur (1700–1960) der Universität Innsbruck]
- Reto U. Schneider: Das Buch der verrückten Experimente. Мюнхен 2006, ISBN 978-3-442-15393-0.
- Helmar Schramm et al. (Hrsg.): Spektakuläre Experimente. Praktiken der Evidenzproduktion im 17. Jahrhundert. Берлин, Нью-Йорк 2006, ISBN 978-3-11-019300-8.
- Nieding, G. & Ohler, P. (2004). Laborexperimentelle Methoden .В: R. Mangold, P. Vorderer & G. Bente, (Hrsg.): Lehrbuch der Medienpsychologie (Кап. 15). Геттинген: Hogrefe.
- Weber, Marcel: Philosophy of Experimental Biology (Кембриджские исследования в области философии и биологии) , ed. М. Рус, Кембридж / Нью-Йорк, Cambridge University Press, 2005, ISBN 978-0-521-14344-8
- Reinhold Zippelius: Die Experimentierende Methode im Recht , Akademieabhandlung Mainz, 1991, ISBN 3-515-05901-6
- ↑ Спир, А.(2017): Kindler Kompakt. Philosophie des Mittelalters. Springer-Verlag GmbH Deutschland, S. 57 и далее.
- ↑ Ибн аль-Хайсам (965–1039) в «Оптика», С. 5
- ↑ Ибн аль-Хайсам (965–1039) в «Dubitationes in Ptolemaeum», S. 3
- ↑ «Die Vernunft muß mit ihren Prinzipien, nach denen allein übereinkommende Erscheinungen für Gesetze gelten können, in Einer Hand, und mit dem Experiment, das sie nach jenen ausdachte, in der anderen, an die Natur gehen, an die Natur gehen, werden, aber nicht in der Qualität eines Schülers, der sich alles vorsagen läßt, was der Lehrer will, sondern eines bestallten Richters, der die Zeugen nötigt, auf die Fragen zu antworten, die er ihnen vorlegt.«Иммануил Кант: Kritik der reinen Vernunft , Vorrede zur 2. Auflage (1787), B xiii, zitiert nach Werkausgabe, hrsg. фон Вильгельм Вайшедель, группа 3, 4. Aufl. Франкфурт 1982, С. 23.
- ↑ Brockhaus Enzyklopädie, 19. Auflage, Mannheim 1988, Stichwort «Experiment».
- ↑ Путц, Фолькер: Experiment oder Beobachtung в Unterricht Biologie, 132/12, S. 11–13.
- ↑ Герберт Спенсер: Исследование социологии. Д. Эпплтон и Ко. Нью-Йорк, 1882 (1873).С. 9ф.
- ↑ Hans Poser: Homo Creator — Technik alsphilusphische Herausforderung , Springer, 2016, S. 176, 307.
- ↑ acatech: Technikwissenschaften — Erkennen, Gestalten, Verantworten , Springer, 2013, S. 27–29 (insb. S. 29).
- ↑ Nieding, G. & Ohler, P. (2004). Laborexperimentelle Methoden. В R. Mangold, P. Vorderer & G. Bente, (Hrsg.). Lehrbuch der Medienpsychologie (Кап. 15). Геттинген: Hogrefe.
- ↑ etwa Interviewer und Interviewter bei der Meinungsforschung, vgl.Hartmut Esser: Soziale Regelmäßigkeiten des Befragtenverhaltens. Meisenheim 1975.
- ↑ Reinhold Zippelius, Die Experimentierende Methode im Recht. 1991.
- ↑ Reinhold Zippelius, Grundbegriffe der Rechts- und Staatssoziologie, 3. Aufl., §§ 4 III, 11.
- ↑ Reinhold Zippelius, Grundbegriffe der Rechts- und Staatssoziologie, 3. Aufl., § 10.
- ↑ Рейнхольд Зиппелиус, Grundbegriffe der Rechts- und Staatssoziologie, 3. Aufl., § 7 II, III
- ↑ Reinhold Zippelius, Rechtsphilosophie, 6.Aufl. 2011, § 17 I.
.