10 шедевров Вуди Аллена — Что посмотреть
Ему 80 лет, он маленького роста и носит очки с толстыми
линзами. Его зовут Вуди, и он снимает по фильму в год. Он — событие в мире
кино, он — собственная торговая марка и стиль. В честь выхода на экраны
кинотеатров уморительной трагикомедии «Светская жизнь» мы решили вспомнить,
какие из его картин поразили нас сильнее всего!
Энни Холл / Annie Hall, 1977
Энни Холл / Annie Hall, 1977
Именно эта картина стала фаворитом оскаровской гонки в 1978
году. Одна история любви, рассказанная нервным комиком (Аллен играет себя),
проходит все стадии: влюбленность, страсть, подозрения, ревность, угасание,
разрыв. Но академиков подкупило, конечно же, обрамление этого сюжета:
чудачества и глупости, остроты и дурацкие совпадения (чихание в пудреницу с кокаином, например), что стали впоследствии фирменным стилем Вуди.
Пурпурная роза Каира /
The Purple Rose of Cairo, 1985
Пурпурная роза Каира / The Purple Rose of Cairo, 1985
Во времена Великой Депрессии в Штатах население (особенно его
женская часть) спасалось в темных залах кинематографа: там, на экране, бурлила
богатая, украшенная блестками и перьями жизнь богатых и знаменитых. Сесилия
ходит в кино любоваться на своего кумира, доблестного красавчика Тома Бакстера.
Однажды ее герой запросто сходит с экрана в зал и уводит Сесилию в новую жизнь.
Эта трогательная сказка — одна из немногих в творчестве Аллена, что снята почти
без желчи и сарказма. Аллена в фильме нет.
Полночь в Париже /
Midnight in Paris, 2011
Полночь в Париже / Midnight in Paris, 2011
Эта картина о путешествиях писателя по различным эпохам
ночной жизни Парижа легка как шампанское и пролетает незаметно. Сальвадор
Дали, Эрнест Хэмингуэй, Гертруда Стайн, Коул Портер, Пабло Пикассо и Луис Бунюэль — «Полночь в Париже» является редким гурманским пиршеством: в эпизодах
мелькают блестящие актеры (они к Аллену готовы идти даже ради эпизода), а незатейливый сюжет дарит блаженный отдых. Аллена в фильме нет.
Загадочное убийство в Манхэттэне /
Manhattan Murder Mystery, 1993
Загадочное убийство в Манхэттэне / Manhattan Murder Mystery, 1993
Не самая известная картина Аллена, в которой Вуди снялся
вместе с бывшей подругой, Дайан Китон (и звездой «Энни Холл»), на самом деле
гомерически смешная. Главная героиня отчаянно скучает и начинает следить за подозрительными соседями. То, что на первый взгляд кажется блажью домохозяйки,
оказывается жестоким заговором, который супруги раскроют в одиночку.
Знаменитость /
Celebrity, 1998
Знаменитость / Celebrity, 1998
Вуди предложил ДиКаприо сыграть маленькую роль в его новой
картине, и Лео моментально согласился: после «Титаника» его все достало, и он смачно сыграл распоясавшуюся звезду. За Аллена отдувался прекрасный Кеннет Брана, сыгравший в «Знаменитости» журналиста, который мучается от творческого
кризиса и прыгает из одной постели в другую.
Вики Кристина Барселона /
Vicky Cristina Barcelona, 2008
Вики Кристина Барселона / Vicky Cristina Barcelona, 2008
Когда смотришь это кино, есть ощущение, что его снимал Альмодовар, но отошел от монтажного стола на какое-то время и кто-то его
смонтировал не так безумно, как это сделал бы Педро. Этот фильм — прежде всего посвящение
Барселоне, великолепному городу, в который сразу же после просмотра хочется
уехать на пару недель. Даже сюжет не алленовский: страсть, секс и разборки без
рефлексий и комплексов. Лишь жизнь и любовь, горячие, как испанское солнце.
Эпоха радио /
Radio Days, 1987
Эпоха радио / Radio Days, 1987
Это алленовские мемуары, его детские воспоминания о предвоенных годах, когда мальчишки играли в войну и высматривали в океане
немецкие подлодки, а по радио слушали истории про супергероев и сыщиков в масках. Это не цельный фильм, а собрание анекдотов и маленьких рассказов, где
тонкой нитью проходит история семьи Вуди и одной писклявой певички, чьи неудачи
послужили ее карьере самым причудливым образом.
Сладкий и гадкий /
Sweet and Lowdown, 1999
Сладкий и гадкий / Sweet and Lowdown, 1999
Еще один фильм без Аллена. В главной роли — Шон Пенн,
играющий обаятельного разгильдяя-гитариста. Аллен — не только любитель, но и знаток джаза и блюза, сам играет на кларнете, так что «Сладкий и гадкий» —
компиляция из жизни нескольких неизвестных широкой публике музыкантов.
Трагичная и смешная, трогательная и яркая, эта картина стоит особняком в фильмографии Аллена, смотреть обязательно!
Бродвей Денни Роуз /
Broadway Danny Rose, 1984
Бродвей Денни Роуз / Broadway Danny Rose, 1984
Это одна из самых грустных комедий Аллена (в главной роли —
он сам), путешествие по Бродвею, который сгинул и остался тайной даже для
жителей Нью-Йорка. Открывается занавес, и сквозь бледный луч осветителя со сцены видны люди. Пьющие, жующие, что-то обсуждающие, иногда внимающие
происходящему на сцене. А на сцене тем временем играет на бокалах нелепая
блондинка непонятного возраста, машет руками дрессировщик птиц, что играют на фортепиано, танцует одноногий чечеточник и мямлит чревовещатель-заика.
Зелиг /
Zelig, 1983
Зелиг / Zelig, 1983
И в этой картине Вуди сыграл главную роль. Черно-белая
комедия создана в жанре «мокьюментари»: настоящая хроника перемежается
постановочными кадрами, а иногда и совмещенными (задолго до «Форреста Гампа»).
Зелиг — обычный еврей, которого страх сделал хамелеоном. Среди толстых он становится толстым, среди китайцев — китайцем. Да, это комедия, но очень
печальная, если призадуматься. И, пожалуй, лучшая работа великого комика.
Нашли ошибку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.
10 самых смешных фильмов Вуди Аллена. Остроумное кино от отца интеллектуальной комедии
Вуди Аллен – мастер авторского кино и интеллектуальной комедии, четырёхкратный обладатель премии «Оскар», писатель и актёр. Неоднократно его признавали одним из величайших и влиятельнейших кинорежиссёров современности.
Аллен создал жанр «интеллектуальной комедии», появившейся на стыке психологических драм, снятых им под влиянием творчества Ингмара Бергмана, и остроумных комедийных фильмов.
Уже в конце 1960-х его признали ведущим комедиографом американского экрана, а за всю карьеру 81-летний кинорежиссёр снял свыше полусотни кинокартин.
В своих фильмах он отдал дань комедии абсурда, пародии и сатире. В этой подборке самые остроумные и невероятно смешные комедийные шедевры Вуди Аллена с шикарными диалогами, изящным юмором и глубоким смыслом.
1. Хватай деньги и беги / Take The Money And Run (1969)
Это первый фильм, в котором Аллен выступил режиссёром, сценаристом и исполнителем главной роли. В центре повествования – история жизни Вирджила Старквелла, парня, который хочет стать знаменитым грабителем банков. Но ни одно дело у него не ладится, так как он совершенно некомпетентен.
2. Бананы / Bananas (1971)
Сюжет этого фильма так же наивен, как и в «Хватай деньги и беги». И он точно так же вызывает улыбку и поднимает настроение. Главный герой Филдинг Меллиш (Аллен) влюбляется в политическую активистку по имени Нэнси, которую играет бывшая жена режиссёра, Луиза Лассер. Чтобы завоевать её сердце, робкий и издёрганный Меллиш становится революционным лидером страны Сан-Маркос.
3. Все, что вы хотели знать о сексе, но боялись спросить / Everything You Always Wanted to Know About Sex * But Were Afraid to Ask (1972)
Эта неординарная и ироничная кинокомедия – вольная интерпретация одноимённой книги сексопатолога Дэвида Рубена. Фильм состоит из семи эпизодов на тему сексуальной жизни, в последнем Вуди Аллен играет роль паникующего сперматозоида. На самом деле здесь режиссёр даёт не так много ответов на поднятые вопросы, а предлагает зрителю поразмышлять, черпая любопытные мысли из каждого эпизода.
4. Любовь и смерть / Love and Death (1975)
Упоительная сатирическая кинокомедия, в которой Вуди Аллен сумел смешать пародии на такие эпические произведения, как «Война и мир», «Преступление и наказание», «Отцы и дети». Персонажи своими философско-теологическими дискуссиями и обсуждениями экзистенциальных вопросов особенно напоминают романы Толстого и Достоевского. Здесь режиссёр исполнил роль русского дворянина по имени Борис, который влюбляется в свою прекрасную кузину Соню (Дайан Китон).
5. Энни Холл / Annie Hall (1977)
Со временем этот фильм признали лучшей и самой культовой кинолентой Аллена. «Энни Холл» принёс ему множество наград, в том числе четыре «Оскара». В ленте повествуется обо всех трудностях в любви, браке и близости на примере главных героев – стэнд-ап комика Элви Сингера (Вуди Аллен) и начинающей певицы Энни Холл (Дайан Китон). В фильме есть автобиографические эпизоды, в которых режиссёр иронически рассматривает собственную жизнь.
6. Великая Афродита / Mighty Aphrodite (1995)
Семейная пара – спортивный репортёр Ленни (Вуди Аллен) и карьеристка Аманда (Хелена Бонэм Картер) – решает завести ребёнка. Но у Аманды «нет времени на беременность», поэтому они усыновляют маленького мальчика. Малыш оказывается на удивление умён, и Ленни задаётся целью найти биологическую мать столь гениального ребёнка. Ею оказывается проститутка, к тому же самая глупая из всех людей, которых он когда-либо встречал.
7. Все говорят, что я люблю тебя / Everyone Says I Love You (1996)
Музыкальная романтическая комедия с блестящим актёрским составом (Джулия Робертс, Голди Хоун, Тим Рот, Алан Алда, Натали Портман). Действие картины переносится то в Венецию, то в Париж, то в Нью-Йрк. Персонажи, связанные дружескими либо семейными узами, готовятся к свадьбе Скайлар Денбридж (Дрю Бэрримор) и Холдена Спенса (Эдвард Нортон).
8. Разбирая Гарри / Deconstructing Harry (1997)
Самовлюблённый и закомплексованный писатель Хэрри Блок (Вуди Аллен) переживает творческий кризис. Он запутался в своих отношениях с женщинами и друзьями, не может дописать книгу, аванс за которую уже потратил, и не знает, кого взять с собой на чествование в родном университете.
9. Знаменитость / Celebrity (1998)
Чёрно-белая кинолента, в которой повествование сосредоточено на 40-летнем журналисте Ли Саймоне. На фоне не задавшейся писательской карьеры он решает изменить свою жизнь и в первую очередь разводится с женой после 16 лет брака. В поисках успеха и всего неизведанного Ли окунается в мир голливудской элиты, стремясь протолкнуть свой сценарий. Он узнаёт истинную сущность глянцевой жизни звёзд. Кроме скандалов и разочарований героя ожидает похмелье и головная боль.
10. Мелкие мошенники / Small Time Crooks (2000)
Мелкий вор Рэй Уинклер строит хитроумный план ограбления банка. Он решает приобрести здание неподалёку от денежного хранилища и прорыть к нему тоннель. Для прикрытия в купленном помещении открывают кондитерскую, в которой с энтузиазмом берётся за дело его жена Френчи. Ограбление проваливается, но печенье Френчи настолько популярно, что они становятся миллионерами.
Смотрите также:
Ускользающая молодость: 10 лучших ромкомов Вуди Аллена
Ветеран комедии возвращается с фильмом «Дождливый день в Нью-Йорке» — про любовь и шоу-бизнес. Вспомнили лучшие романтические истории, которые выделяются из обширной фильмографии режиссера.
10. «Загадочное убийство в Манхэттэне» (1993)
Формально это детектив: немолодые супруги Ларри и Кэрол (Вуди Аллен и Дайан Китон) знакомятся с такой же возрастной парой, в которой вскоре внезапно пропадает жена. И муж, кажется, только рад этому событию. Тогда Ларри и Кэрол берутся за свое любительское расследование. На самом деле, «Загадочное убийство в Манхэттене» — один из немногих фильмов Аллена, где он осмеливается заглянуть в глаза подступающей старости и проанализировать то, как меняются отношения в супружеской паре, когда молодость осталась далеко позади. Кто сказал, что романтика должна покинуть немолодых супругов?
9. «Светская жизнь» (2016)
Бруклинский еврей Бобби (Джесси Айзенберг) приезжает в Голливуд, где его наставником становится родной дядя Фил, влиятельный продюсер (Стив Карелл). Парень влюбляется в секретаршу Вонни (Кристен Стюарт) и хорошо проводит с ней время. Однако вскоре Бобби узнает, что Вонни встречается с дядей Филом. Действие «Светской жизни» разворачивается в одном из любимых алленовских десятилетий — 1930-е в Америке. Фильм примечателен тем, что Джесси Айзенберг, играющий невротичного нью-йоркского еврея, является идеальным альтер-эго режиссера, который вынужден нанимать молодых актеров на роль персонажей, которых сам бы сыграл в 70-80-е.
8. «Элис» (1990)
Замужняя женщина (Миа Фэрроу) живет со своим супругом (Уильям Херт) на Манхэттене. Муж ей изменяет, но Элис предпочитает этого не замечать, концентрируясь на шопинге и встречах с подругами. Однажды все меняется — она встречает музыканта-красавчика (Джо Мантенья), но не может начать роман из-за чувства вины. Его призван снять мистический азиатский доктор Янг, однако его лекарства обладают побочным эффектом — Элис то становится невидимой, то начинает видеть призрак своего первого любовника. Фильм вдохновлен Феллини («Джульетта и духи») и представляет собой одну из попыток режиссера говорить в первую очередь от женского лица.
7. «Все говорят, что я люблю тебя» (1996)
В 90-е Аллен уже постарел, поэтому больше не тянул на роль мужчин среднего возраста, которые переживают кризис. Поэтому «Все говорят, что я люблю тебя» показывает его как пенсионера и члена большой разнородной семьи. Джо Берлин мечтает познакомиться с молодой красоткой Вон Сиделл (Джулия Робертс), потому что знает все о ее жизни благодаря знакомому психоаналитику. Тем временем его дочь собирается выходить замуж, но не уверена в своем избраннике. Легкая музыкальная комедия Аллена мечется между несколькими городами (Нью-Йорк, Париж, Венеция) и не поддается полноценной грусти — это романтическая и легкомысленная история с оттенками ностальгии.
6. «Воспоминания о звездной пыли» (1980)
Каждый большой автор рано или поздно снимает свою вариацию «Восьми с половиной» — фильм о себе и творческом кризисе. Популярный режиссер Сэнди Бейтс (Вуди Аллен) находится в плену своих ранних комедий, благодаря которым стал знаменитостью. Фанаты ждут от него новых смешных историй, в то время как постановщик одержим идеей снимать «серьезное» кино. Нетрудно увидеть в этой истории самого Аллена, который в конце 70-х переходит к грустным ромкомам и драмам в духе бергмановских «Интерьеров». Альтер-эго Аллена попутно переживает и любовный кризис: Сэнди мечется между двумя женщинами (Джессика Харпер и Мари-Кристин Барро), постоянно возвращаясь к мыслям о бывшей девушке (Шарлотта Рэмплинг).
5. «Вики Кристина Барселона» (2008)
Этот фильм Аллена не заслужил особенных зрительских восторгов, а зря. Испанская знойная мелодрама (в новом веке режиссер стал частенько снимать за пределами Нью-Йорка) помещает в центр действия любовный треугольник — две американки (Ребекка Холл и Скарлетт Йоханссон) приезжают отдохнуть в Барселону, где знакомятся с харизматичным местным художником (Хавьер Бардем). Он вожделеет их обеих, но все осложняется наличием бывшей жены (Пенелопа Крус). Обманчиво солнечные виды становятся всего лишь фасадом для почти бергмановской истории.
4. «Манхэттен» (1979)
Этот фильм Вуди Аллен до сих пор некоторые недолюбливает — и совершенно напрасно. Перед нами настоящее признание в любви к району Нью-Йорка, где режиссер прожил лучшие годы своей жизни и обитает до сих пор. Немолодой комик Айзек Дэвис (Вуди Аллен) пытается разобраться в своих чувствах к двум женщинам — неприлично молодой Трейси (Мэриэл Хемингуэй) и сверстнице-интеллектуалке Мэри (Дайан Китон). Однако главный герой тут все-таки город — посмотреть фильм стоит ради безупречной операторской работы (Гордон Уиллис часто сотрудничал с Алленом в 70-80-х) и открывающей сцены, когда знаковые места Манхэттена демонстрируются в сопровождении «Рапсодии в стиле блюз» Джорджа Гершвина.
3. «Полночь в Париже» (2011)
Может быть лучший фильм режиссера, созданный в XXI веке. Голливудский сценарист Гил Пендер (Оуэн Уилсон) вместе с невестой Инес (Рэйчел МакАдамс) приезжает в Париж на семейную встречу, но вскоре девушка его покинет. Погрустневший сочинитель сюжетов отправится на прогулку по красивейшему городу и вскоре попадет в прошлое. В 1920-х Париж был средоточием культурной жизни, поэтому Гил встретит Эрнеста Хэмингуэя, Гертруду Стайн, Луиса Бунюэля, Ман Рэя, Сальвадора Дали — и таинственную незнакомку. Прошлое оказывается милее настоящего: кажется, мы знаем, что на месте главного героя сделал бы Вуди Аллен.
2. «Пурпурная роза Каира» (1985)
Самый синефильский сюжет Аллена. Молодая официантка Сесилия (Миа Фэрроу) страдает от несчастливого брака и безденежья (действие происходит во время Великой депрессии). Отдушиной становится кинематограф — девушка раз за разом ходит на фильм «Пурпурная роза Каира», пока центральный герой Том Бакстер (Джефф Дэниелс) не замечает ее и не решает сойти с экрана в реальную жизнь. Любовь к кино, сентиментальное ретро и романтическая линия между персонажем фильма и настоящей девушкой — обаятельное и грустное кино, навеянное «Шерлоком младшим» Бастера Китона.
1. «Энни Холл» (1977)
Крайне неоригинальный выбор для первого места — «Энни Холл» до сих пор занимает лидирующие позиции во всевозможных топах лучших фильмов Вуди Аллена. Однако с этим трудно поспорить: именно здесь режиссер добился идеального баланса между романтической легкомысленностью и неудобной правдой жизни. Стэндап-комик Элви Сингер (сам Аллен) пытается проанализировать, почему его роман с Энни Холл (Дайан Китон) подошел к концу и приводит к неутешительному выводу. В одном анекдоте пациент психиатра отказывается сдавать брата, вообразившего себя курицей, потому что ему нужны яйца. То же самое и с отношениями — они «иррациональны, абсурдны и бездарны», но мы постоянно ввязываемся в них, потому что «большинству из нас хочется яиц».
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Читайте «КиноРепортер»
Карьера Вуди Аллена: от стендапа до скандала с MeToo
Начало карьеры
Вуди Аллен — псевдоним, придуманный щуплым еврейским юношей из Бруклина Алланом Конигсбергом в начале 1950-х. В ту пору он писал шутки для юмористических разделов газет, и занимался этим — а также сочинением эстрадных скетчей и сценариев для телепрограмм — долгих десять лет. В 1961-м Аллен впервые сам вышел на эстраду в качестве стендап-комика. И хотя он шутил, что на званых обедах юмористы всегда сидят за детским столиком, как стендапер он был очень успешен. Персонаж, от имени которого Аллен говорил со сцены, был типичным шлемазлом (человек, которому хронически не везет во всем. — Esquire), которому тем не менее везло с женщинами, что в сочетании с плюгавой внешностью и непрошибаемой самоуверенностью «сердцееда» создавало комический эффект.
Вуди Аллен: «У меня был страх сцены, потому что я долгие годы был кабинетным писателем. Я его преодолел, и успех пришел сразу же. Мои агенты каждый вечер приходили в кабаре и выталкивали меня на сцену. Они говорили: если стал исполнителем, остальное приложится. Я стал получать больше заказов на тексты, и потом мне стали предлагать режиссерскую работу именно потому, что я засветился как исполнитель. Сцена — своего рода витрина» (из книги интервью Аллена со шведским журналистом Стигом Бьоркманом).
В 1950-е годы юмористы с телевидения выступали в «Борще» — курортном районе в горах Кэтскил, где было множество клубов. Это место облюбовали для отдыха еврейские семьи, которые постоянно заказывали в ресторанах борщ. Аллену не нравились тамошние стендаперы, все эти «традиционные комики», которые держались на эстраде как затянутые в смокинги чопорные конферансье. Но однажды он увидел выступление комика Морта Сала — тот был раскован, непринужден и владел аудиторией как бог. В посвященном стендапу 1950-х сериале «Удивительная миссис Мейзел» проводящая много времени в клубах и обожающая хороший юмор Сюзи Майерсон говорит главной героине Мидж, что единственный стендапер, который ее поразил, был как раз Морт Сал. Вуди Аллен пошел еще дальше — он признавался, что если бы не Морт Сал, сам он никогда не вышел бы на сцену.
«Городской невротик»
Итак, продюсеры фильма «Что нового, киска?» (1965) обнаружили Вуди Аллена в кабаре. Расчет был прост: раз он сам сочиняет скетчи, то может написать и сценарий — почему бы его не нанять? Аллен терпеть не мог «Киску», потому что его сценарий перекроили, но благодаря этому фильму получил карт-бланш. Первым фильмом, который он поставил самостоятельно, была комедия «Хватай деньги и беги» (1969), где он сыграл главную роль недотепы Вергилия. Этот фильм успешно запустил его режиссерскую карьеру.
Вуди Аллен: «Меня считают интеллектуалом, потому что я ношу очки, и художником — потому что мои фильмы не приносят дохода. То и другое неверно» (из книги интервью Аллена со Стигом Бьоркманом).
Everett Collection/Legion Media
Кадр из фильма «Все, что вы хотели знать о сексе, но боялись спросить»
Здесь он впервые предстал на экране таким, каким весь мир будет видеть его следующие пятьдесят лет, — хлипким невротиком («Невроз заменил мне аэробику!») и убежденным пессимистом, который видит опасность за каждым поворотом, хотя на самом деле ему сказочно везет.
«Вы знаете, как называются люди, которым кажется, что все их преследуют?» — «Да. Проницательные» (из фильма «Проклятие нефритового скорпиона»).
Смешной и мнительный герой Вуди Аллена, который превозмогает любые неурядицы благодаря сказочному везению, давал надежду всем недотепам мира.
Вуди Аллен: «Я всегда чувствовал себя тревожно и беспомощно, когда мне было и 5 лет, и 35, и 55. Как вы хотите, чтобы я себя чувствовал в 83 года? Я могу выйти из этой комнаты и отдать концы прямо в коридоре, и это не будет ни для кого сюрпризом. «Ну, ему было 83, чего вы еще ожидали?» Я чувствую себя так же, как и всегда. Тревожно и беспокойно».
TCD/Legion Media
Кадр из фильма «Энни Холл»
Поворотной работой в карьере Аллена стал фильм «Энни Холл» (1977). Именно там звучит одна из самых известных его острот о человеческой жизни, которая бывает либо ужасная, либо несчастная. Ужасная — это у тех, кто смертельно болен, а несчастная у всех остальных. Исходя из этой логики, нужно радоваться тому, что ты всего лишь несчастен! И проживать свою несчастную жизнь с удовольствием. Согласно кодексу Вуди Аллена, комедия — это та же трагедия, просто некоторое время спустя.
Вуди Аллен: «В какой-то момент я понял, что некоторые мои картины напоминают мультфильмы: никто не истекает кровью, никто не умирает по‑настоящему. Из сцены в сцену герои просто бегают туда-сюда и шутят, шутят, шутят».
Отличительная черта алленовского городского невротика — вечный пессимизм. Он постоянно чего-то боится и бормочет привычной скороговоркой, что неровен час — земля налетит на небесную ось и все будет плохо, да куда там — просто ужасно! Это его способ «заговаривать невезение». В мире, где ему приходится обитать, превозмогая жизненные сложности, мало того что нет Бога — по выходным водопроводчика-то не доищешься! Этот мир по Аллену — страшное место, где с его хрупким героем может произойти все что угодно. И как при таких раскладах человек может понять устройство Вселенной, если он даже в Чайна-тауне ориентируется с трудом?
Alamy/Legion Media
Вуди Аллен и Дайан Китон в фильме «Манхэттен», 1979 год
Женщины
Вуди Аллен: «Моя жена не желает взрослеть. Я принимаю ванну, а она топит мои кораблики».
В 1969-м во время репетиций на Бродвее своей пьесы «Сыграй это снова, Сэм» Аллен знакомится с Дайаной Китон. Они начинают жить вместе, и благодаря Дайан в его фильмах появляются блистательные женские образы. Умные и эксцентричные, они время от времени дарят своим вниманием угловатого шлемазла, но всегда ускользают, как в фильме «Манхэттен» (1979), где жена главного героя ушла от него к женщине, хотя тогда это еще не было мейнстримом.
Теперь фразы, которые с легкостью могли бы быть исполняемыми со сцены стендапом, персонажи Аллена произносят в его фильмах:
«Мы раздумывали, что делать: поехать на Багамские острова или развестись? И решили, что Багамы — удовольствие всего на пару недель, а хороший развод — на всю жизнь» (из сборника рассказов «Побочные эффекты»).
«Я потому такой хороший любовник, что много тренируюсь на себе» («Любовь и смерть»).
В самом начале карьеры Аллен снял комедию «Все, что вы хотели знать о сексе, но стеснялись спросить» (1972). Спустя много лет журналист Стиг Бьоркман, составивший книгу интервью с Алленом, задаст ему вопрос: что именно он тогда хотел знать о сексе, но боялся спросить? Ответ, как обычно, был снайперским, как шутка бывалого стендапера: «Я хотел знать про секс только одно: где его можно получить? И как скоро? Больше меня по данному вопросу ничего не интересовало. Где и сколько раз».
Персонаж фильмов Вуди Аллена, его комическое альтер эго, в этом смысле постоянно прибедняется: «Моя личная жизнь ужасна. В последний раз я был внутри женщины, когда посетил статую Свободы» («Преступления и проступки»).
Ron Galella Collection via Getty Images
Режиссер Вуди Аллен, Миа Фэрроу с детьми в 1989 году
При этом личная жизнь режиссера была довольно бурной — и отдельную главу в ней занимает роман с Мией Фэрроу, с которой Аллен познакомился в 1980 году на вечеринке. Он долго и церемонно ухаживал — приглашал ее поужинать через секретаря. Фэрроу была дочерью актрисы Морин О’Салливан и режиссера Джона Фэрроу и с детства принадлежала к артистическому миру, куда он полжизни стремился попасть. Они с Фэрроу не вступают в брак, а живут каждый в своей квартире по разные стороны от Центрального парка. Утром они говорят по телефону и машут друг другу из окон полотенцами. «Она вырастила девятерых детей без травм, даже не имея в доме термометра. А я измеряю температуру каждые два часа!» — впоследствии вспоминал Аллен. В феврале 1991 года в New York Times появляется огромная статья о том, какие безупречные отношения удалось выстроить режиссеру и его музе, не вступая в брак. А в 1992 году из-за связи Аллена с приемной дочерью Сун-И Превен между ними, 12 лет прожившими в согласии и сделавшими вместе 13 фильмов, начинается война не на жизнь, а на смерть. Ее последствия догонят Аллена спустя два десятилетия.
«Неуместная любовь с молодой девушкой кажется темой ваших фильмов и вашей жизни, разве нет?» — «Это не тема моей жизни. Я был женат дважды, и оба раза на женщинах практически своего возраста (на Харлин Розен и Луизе Лассер). Отношения, в которых я состоял, — с Дайан Китон и Мией Фэрроу — не то чтобы они очень молодые девушки» (из интервью журналу Time, 1992).
Переосмысленные отношения Аллена с женщинами наполняли содержанием его фильмы. Однажды он признался в интервью, что ключевой шуткой его взрослой жизни и главным принципом любовных отношений стала фраза Граучо Маркса: «Я никогда не хотел бы принадлежать к клубу, членом которого может стать такой, как я». Ее перефразирует персонаж Аллена в «Энни Холл», сказав, то ни за что не будет встречаться с женщиной, которая польстится на такого, как он!
Moviestore Collection/Legion Media
Кино
Вуди Аллен: «Люди, которые делают кино, пришли к выводу, что хорошее кино им делать невыгодно и лучше потратить 200 миллионов на фильм, чем 20. Потому что на фильме за 20 они заработают 50, а на фильме за 200 — сразу 500. Фильмы становятся глупее и глупее, чтобы аудитория была больше».
В предисловии к книге интервью с Алленом Стиг Бьоркман описал его творческую ситуацию, беспримерную для индустрии: «Положение Вуди Аллена в мире кинематографа уникально. У него есть контракт с продюсерами, который дает ему полную свободу делать как минимум один фильм в год. Контракт оставляет за Алленом право выбора любой темы, сценария, актеров, съемочной команды, монтажа и так далее. Единственное ограничение — оставаться в рамках оговоренного бюджета».
Аллен обожал снимать в Нью-Йорке и всегда снобировал Голливуд, отпуская в его адрес остроты вроде этой: «Идиоты, у которых ничего не вышло в Нью-Йорке, переезжают в Лос-Анджелес и становятся там миллионерами».
Европейские синефилы и съемки в европейских столицах
В Европе Аллена всегда любили не меньше, а может, и больше, чем в Америке, что дало ему повод шутить: «Может, я больше нравлюсь иностранному зрителю, потому что мои фильмы лучше в переводе, чем в оригинале?» Но Вуди не был бы Вуди, если бы он не высмеял извечное поклонение европейских интеллектуалов сложному замороченному арт-кино. В фильме «Голливудский финал» (2002) он делает своим героем слепого режиссера, который снимает черт знает что на ощупь, но в Европе его фильм объявляют шедевром.
Вуди Аллен: «Здесь я говнюк, а там гений. Спасибо, Боже, что на свете есть Франция».
Французы действительно обожают Аллена — иначе и быть не могло: как не любить человека, который сыграл в собственном фильме сперматозоид? Ему дважды вручали французский «Оскар» — премию «Сезар» — за «Манхэттен» и «Пурпурную розу Каира». В фильме «Разбирая Гарри» он отдает дань французам, когда в адрес его персонажа звучит реплика: «Ты лишен моральных ценностей! Вся твоя жизнь — это нигилизм, цинизм, сарказм и оргазм. Кстати, во Франции с таким лозунгом легко победить на выборах».
Начиная с 2005 года и снятого в Лондоне фильма «Матч-пойнт» Вуди Аллен на десять лет отрывается от родной почвы. Вместо обожаемого (хотя, с его слов, испортившегося со временем) Нью-Йорка он начинает снимать великие европейские столицы — Париж, Барселону, Рим, Берлин. Лишь спустя долгое время Нью-Йорк снова станет сценой его фильмов. «Колесо чудес» (2017) представит Конни-Айленд, рядом с которым он вырос, а «Дождливый день в Нью-Йорке» (2019) в шутливой манере развенчает туристические мифы этого города — от катания в экипаже в Центральном парке до свидания под часами и прокуренных клубов, где играют джаз.
Entertainment Pictures/Legion Media
«Вики Кристина Барселона»
Альтер эго
«Я был воспитан в иудаизме, но сейчас обратился в нарциссизм» (из фильма «Сенсация»).
Полжизни Вуди Аллен исполнял в своих фильмах роль фрустрированного интеллектуала и неисправимого ходока. И только с возрастом смирился с тем, что «его» теперь будут играть другие актеры, хотя суть персонажа и не изменится — это все тот же городской невротик в дурацких обстоятельствах, которые и называются жизнью.
Вуди Аллен: «В каждом персонаже есть что-то от меня, каждый новый герой — лишь новая маска; возраст или пол выступают лишь как средства маскировки».
В его — дай бог не последнем — фильме «Дождливый день в Нью-Йорке» целых два Вуди Аллена: молодой в исполнении Тимоти Шаламе и зрелый, которого сыграл Джуд Лоу.
Вуди Аллен: «Я бы сам сыграл Гэтсби, если бы был моложе!»
James Devaney/GC Images
Вуди Аллен и Тимоти Шаламе на съемках фильма «Дождливый день в Нью-Йорке»
Сериал
В 2016 году вышел сериал Вуди Аллена «Кризис в шести сценах», за который «Амазон» бился с «Нетфликсом» и победил. Победитель заплатил 79-летнему режиссеру круглую сумму и дал полную творческую свободу. Вуди Аллен раздавал по этому поводу шутливые интервью, что сам не знает, как вляпался в трудоемкий проект: сам-то он сериалы не смотрит и даже заклеил кнопку «Вкл» на своем телевизоре — но от таких денег глупо было отказываться. В сериале Вуди с бешеной энергией, как в лучшие годы, высмеивает революционные идеалы 1960-х. По сюжету в квартиру его героя Сидни забирается юная бунтарка, поклонница Че Гевары, которая в знак протеста против войны во Вьетнаме взорвала призывной пункт, а теперь мечтает сбежать на Кубу. Но пока ей приходится таскать еду из холодильника Сидни и учить старушек из книжного клуба его жены читать цитатник Мао и собирать автомат Калашникова. Вышла отличная сатира в духе молодого Аллена.
Жизнь во времена MeToo
«Стоишь юная в ресторане роскошного отеля, а потом не успеешь глазом моргнуть — а тебе уже сорок. А потом тебе продают билет в кино за полцены по пенсионному удостоверению. Так что не спрашивай, по ком звонит колокол, точнее, по ком шумит вода в клозете» (из фильма «Знаменитость»).
Единственный кровный сын Вуди Аллена и Мии Фэрроу Ронан, которого они назвали в честь любимого баскетболиста Вуди, с негодованием отбросил это имя и стал Ронаном — и все последние годы пытается сровнять с землей публичный имидж отца и его карьеру. Усилия Ронана увенчались успехом: из четырех запланированных по контракту с Amazon Studios фильмов был снят только «Дождливый день в Нью-Йорке», да и тот студии отказались прокатывать в Америке. Аллен подал в суд на Amazon за срыв договоренностей и собирался отсудить у компании $68 миллионов.
Кроме того, в марте 2020 года издательство Hachette отказалось выпускать мемуары Аллена A Propos of Nothing («Речь без повода»), причем спустя несколько дней после анонса. С критикой Hachette активно выступал Ронан Фэрроу. По данным The New York Times, помимо Hachette с Алленом отказались сотрудничать сразу четыре крупных издательства, но в итоге мемуары вышли в издательстве Arcade Publishing.
Arnaldo Magnani/Liaison/Legion Media
Вуди Аллен и Су-И Превен в Нью-Йорке в 1993
Это печальная история, и на ум сразу приходит великий комик Ленни Брюс, который перестал быть смешным, когда погряз в судебных тяжбах. Впрочем, Ленни не принадлежит к числу любимых стендаперов Аллена. Он всегда предпочитал других комиков — например, Майка Николса и Эллен Мэй (последнюю он снял в роли своей жены в сериале).
История с обвинениями в сексуальном насилии над приемной дочерью Дилан остается неоднозначной — суд, состоявшийся в 1993 году, не нашел доказательств вины Аллена, но в то же время в заключении судьи говорилось, что поведение режиссера в конфликте было «чрезвычайно неприемлемым» и что «необходимо предпринять меры по защите ребенка». В результате судебного процесса Аллен проиграл тяжбу об опеке над детьми — Ронаном и приемными Дилан и Мозесом.
Позиция Аллена заключалась в том, что Миа Фэрроу выдумала историю с сексуальным насилием в целях мести. В сложном и запутанном семейном конфликте режиссера поддерживает его приемный сын Мозес Фэрроу, которому во время описываемых событий в 1993 году было 14 лет (Ронану тогда было пять). В письме в своем блоге он высказал собственную точку зрения на эту историю, охарактеризовав Мию не лучшим образом — по словам Мозеса, Дилан выступила против Аллена под влиянием Мии.
Уже став взрослой, Дилан Фэрроу дважды публиковала открытые письма о пережитой в детстве травме: в 2014 году в The New York Times, а спустя четыре года — в Los Angeles Times, где призвала голливудских звезд к ответу, почему они продолжают работать с Вуди Алленом. После этого Мира Сорвино, Грета Гервиг, Эллен Пейдж заявили, что сожалеют о сотрудничестве с режиссером и больше не будут сниматься в его фильмах, а Селена Гомес и Тимоти Шаламе отказались от своих гонораров в пользу благотворительных организаций.
В настоящее время карьера режиссера, стабильно снимавшего по фильму в год, поставлена на паузу. Его тяжба с компанией Amazon завершилась внесудебным урегулированием, но очевидно, что сотрудничества между ними больше не будет. Тем не менее Аллен успел начать и даже завершить летом 2019 года съемки нового фильма «Фестиваль Рифкина» на деньги испанских продюсеров, но теперь в историю вмешалась мировая пандемия коронавируса — если фильм и выйдет в прокат, то только в Европе, и когда это случится — неизвестно.
Вуди Аллен: «Не старость является самым верным признаком зрелости, а умение не растеряться, проснувшись на оживленной улице в центре города в одних трусах».
Читайте также:
«Голливудский принц, поджегший крепость»: история Ронана Фэрроу, сына Вуди Аллена
Правила жизни Вуди Аллена
7 важных фильмов Вуди Аллена
На 69-м Каннском фестивале Вуди Аллен представил новую ленту «Светская жизнь» с Джесси Айзенбергом, Блейк Лайвли и Кристен Стюарт. Вуди 80 лет, но он продолжает каждый год снимать по фильму. Их уже столько, что впору запутаться, тем более что героем режиссер нередко выбирает альтер-эго – вечного подростка за сорок. Для тех, кто не знает, как подступиться к творчеству Вуди Аллена, мы подобрали семь важных картин, которые ну обязательно стоит посмотреть.
«Энни Холл», 1977
Одна из лучших трагикомических и романтических комедий всех времен и народов, подарившая нам фразу «Мастурбация – это секс с человеком, которого любишь».
Фильм получил в 1978 году четыре «Оскара» в самых приятных номинациях: лучший фильм, лучший режиссер, лучший сценарий и лучшая женская роль. Дайан Китон, сыгравшая главную роль, стала первой женщиной, которая сумела заинтересовать Вуди Аллена настолько, что он вывел ее в кино на первый план.
Сам фильм, посвященный истории отношений стендап-комика Альви и певицы Энни, стал финальной точкой в романе Китон и Аллена (кстати, других любовниц героя Аллена в фильме сыграли его реальные пассии).
«Манхэттен», 1979
История о 42-летнем нью-йоркском невротике, который расстался со второй женой (она оказалась лесбиянкой), закрутил роман с семнадцатилетней Трейси, очаровался богемной феминисткой Мэри и, кажется, все-таки понял, кого он на самом деле любит.
В «Манхэттене» участвуют три восхитительные актрисы. Юную Трейси играет внучка Хэменгуэя, Мэриел Хэменгуэй, роль Мэри досталась Дайан Китон, а в небольшом, но заметном эпизоде вы увидите молодую Мэрил Стрип.
«Манхэттен» – признание в любви к Нью-Йорку с его небоскребами, упирающимися в небо, Центральным парком, Пятой авеню, Бруклинским мостом, сказанное под музыку Джорджа Гершвина, композитора, столь же влюбленного в этот город.
Фильм – важный ключ к пониманию вечного героя Вуди Аллена, который не может остановиться, вдохнуть и решить навсегда, что хорошо, а что плохо. Возможно, для этого он слишком умный.
«Воспоминания о звездной пыли», 1980
Вуди Аллен, который в основном ненавидел свои фильмы, а выдающийся «Манхэттен» умолял «положить на полку», называл «Воспоминания о звездной пыли» одной из лучших своих картин (вторая в списке – «Пурпурная роза Каира»).
Фильм – ремейк «8 1/2» Федерико Феллини, ироничный, черно-белый, нежный и меланхоличный. Именитый режиссер Сэнди Бейтс останавливается в отеле «Звездная пыль», чтобы собраться с мыслями перед съемками важного фильма. Он испытывает сильное давление: поклонники и критики требуют от него комедий, а он хочет снимать глубокое кино. Жизнь его разлетается на кусочки, он потерялся между двумя женщинами и не может найти смысл жизни. Все это время звучат Чарли Паркер с Диззи Гиллеспи, а красивейшие молодые Шарлотта Рэмплинг и Джессика Харпер завораживают поворотом головы…
«Зелиг», 1983
Псевдодокументальный фильм (очень смешной) о загадочном Леонардо Зелиге, который мог мимикрировать под любого из своего окружения. Человек-хамелеон страдает такой сильной формой конформизма, что способен перевоплощаться в разных людей: от Гитлера до Чаплина, от толстяка до афроамериканца. Этим он привлекает внимание психоаналитика в исполнении еще одной важной женщины в жизни Вуди Аллена – Мии Фэрроу. Кино выглядит, как будто снято оно в 30-х годах, для этого один из лучших операторов, с которыми работал Аллен, – Гордон Уиллис – использовал старую аппаратуру и даже топтал пленку ногами.
«Ханна и ее сестры», 1986
Мелодраматичная семейная сага, сценарий которой Аллен стал обдумывать, перечтя «Анну Каренину». Картина получила три «Оскара», среди которых алленовский – за лучший сценарий, и два – за актерские работы Дайэнн Уист и Майкла Кейна.
В центре внимания три сестры Ханна, Ли и Холли, у которых могло бы быть все хорошо, не будь они героинями Вуди Аллена. Второй муж Ханны влюбляется в Ли; Ли хочет оставить своего пожилого супруга; Холли, пребывающая в депрессии, встречает бывшего мужа Ханны. При этом семейству нужно собраться вместе и пережить День благодарения…
«Все говорят, что я люблю тебя», 1996
Мюзикл (!), действие которого происходит в трех красивейших городах: Париже, Венеции и Нью-Йорке. Мало можно найти фильмов с таким количеством звезд на квадратный метр: там Джулия Робертс и Голди Хоун, Дрю Бэрримор и Эдвард Нортон, Натали Портман и Тим Рот.
Мелкие семейные разборки раздуваются до абсурдных размеров и форм, герои, живущие в 90-х, поют песни 50-х и не забывают танцевать. Шутками, как всегда, проложены все диалоги: от признаний в любви до религиозных споров.
«Матч Пойнт», 2005
Самый сильный фильм Вуди Аллена в его поздней карьере, начало его режиссерского романа со Скарлетт Йоханссон. Первая его картина, снятая в Великобритании, с британскими актерами (не считая Йоханссон).
Известный в прошлом теннисист Крис страстно хочет пробиться в высшее общество. Для этого он готов на многое: женитьбу на нелюбимой женщине, ложь, предательство и на убийство.
Режиссер не стал заставлять актеров сыпать интеллектуальными шутками, отошел от скетчевой манеры, а снял триллер, который держит интерес зрителя до самого финала, словно Аллен в семьдесят лет вдруг по-иному взглянул на мир.
| ||||||||
| ||||||||
Искать фильм по создателям: АктерПродюсер создатели фильма | ||||||||
Актеры | ||||||||
1. | Лиза Робертс Гиллан Lisa Roberts Gillan | фильмов: 12… | ||||||
2. | Джордж Клуни George Clooney | фильмов: 9… | ||||||
3. | Брэд Питт Brad Pitt | фильмов: 8… | ||||||
4. | Брюс Уиллис Bruce Willis | фильмов: 7… | ||||||
5. | Эллиотт Гулд Elliott Gould | фильмов: 6… | ||||||
6. | Ларри Миллер Larry Miller | фильмов: 6… | ||||||
7. | Мэтт Дэймон Matt Damon | фильмов: 5… | ||||||
8. | Сэмюэл Л. Джексон Samuel L. Jackson | фильмов: 5… | ||||||
9. | Мэрил Стрип Meryl Streep | фильмов: 5… | ||||||
10. | Стэнли Туччи Stanley Tucci | фильмов: 5… | ||||||
11. | Деннис Куэйд Dennis Quaid | фильмов: 5… | ||||||
12. | Сьюзен Сарандон Susan Sarandon | фильмов: 5… | ||||||
13. | Гектор Элизондо Hector Elizondo | фильмов: 5… | ||||||
14. | Джо Крест Joe Chrest | фильмов: 5… | ||||||
15. | Том Круз Tom Cruise | фильмов: 4… | ||||||
16. | Том Хэнкс Tom Hanks | фильмов: 4… | ||||||
17. | Кевин Спейси Kevin Spacey | фильмов: 4… | ||||||
18. | Робин Уильямс Robin Williams | фильмов: 4… | ||||||
19. | Ричард Гир Richard Gere | фильмов: 4… | ||||||
20. | Тим Роббинс Tim Robbins | фильмов: 4… | ||||||
21. | Дермот Малруни Dermot Mulroney | фильмов: 4… | ||||||
22. | Гленн Клоуз Glenn Close | фильмов: 4… | ||||||
23. | Винсент Д’Онофрио Vincent D’Onofrio | фильмов: 4… | ||||||
24. | Тофер Грейс Topher Grace | фильмов: 4… | ||||||
25. | Крис Купер Chris Cooper | фильмов: 4… | ||||||
26. | Джоан Кьюсак Joan Cusack |
От Энни Холл до Жасмин – Архив
Чтобы обобщать и сортировать женщин Вуди Аллена, нужно обладать не только неуемным нахальством, но еще и завидной памятью на мелочи, а не только на канонические шутки из «Энни Холл» — с каким выражением лица обижается Ума Турман, почему соглашается на свидание Джулия Робертс, как смотрит через комнату Джина Роулендс, во что одета искусительница Шарлиз Терон. Да, они все играли у Вуди Аллена. Нет, вы, скорее всего, не вспомните, где и кого. И нет, это не снобизм — мало кто, кроме очень дотошных фанатов, может все это запомнить. За полвека ненарушенного расписания по фильму в год самый-самый (и это уже не страшно произнести вслух) американский режиссер придумал больше 200 главных и эпизодических женских ролей, многие из которых находятся в почти патологической связи копирования и наследства, вытекают из уже написанных рассказов или растворяются в неопубликованных дневниках. Для любителей искать в каждом фильме альтер эго режиссера велик соблазн свести его комичные и трагичные истории к запискам городского невротика и шуткам Господа, пересказанным без напряжения, — но мужчины и ситуации Вуди Аллена, не обрамленные женщинами, выглядят в сухом пересказе как папины бородатые анекдоты вроде оперного певца в душе или влюбившегося в овечку доктора.
Вглядевшись в титры за полвека, с удивлением понимаешь, что Вуди Аллен в принципе снял всех, кого только мог, — от Джеральдины Пейдж до Саманты Мортон, — помимо того что дал двум своим союзницам Китон и Фэрроу по полдюжины ключевых ролей в их карьере. По сути, две вещи, всегда только и интересовавшие режиссера — мужчины и женщины, и, поделив океан наследия Аллена ровно напополам, мы получаем такой же океан, но поменьше — все, что вы хотели знать о женщинах, но боялись спросить: потоки текста, типажей, панчлайнов, выражений лица и реакций.
Заблудиться в женщинах Аллена становится еще проще, когда на место кинокритики, чужих мнений и общих рейтингов приходит собственный опыт пятикратных и шестикратных просмотров фильмографии — в разном возрасте и разных жизненных обстоятельствах (в эйфории, в депрессии, на коне, после развода, в путешествии, в безработице). В случае сверхмассового явления вроде стихов Пушкина, песен «Битлз» или итальянской кухни у каждого среди женщин Вуди Аллена найдется неочевидная любимая героиня, камео, которое делает весь сценарий, «проходные» и «шедевральные» фильмы — и, как в любой большой теме, спор в этом случае почти всегда сводится к банальной вкусовщине. Трогательная проститутка в пушистом свитере из ангоры в исполнении Миры Сорвино кому-то запомнится куда больше постоянной приглашенной звезды Джуди Дэвис. А за соблазнительной фигурой Скарлетт за годы пересматривания «Матч-пойнта» вырастает ее молчаливая противоположность — совершенно сопоставимая по трагичности героиня Эмили Мортимер, оставшаяся в живых в роскошном особняке с видом на Темзу, но от этого ничуть не менее обреченная.
«То, что в одном фильме Аллена звучит как неудачная шутка и висит неуместным ружьем на стене, в другом — выстреливает и ранит»
Есть и еще одна версия про женщин Вуди Аллена — фильмы с Китон, фильмы с Фэрроу и фильмы со всеми остальными, когда режиссер уже женился на совсем далекой от кино Сун-и. Например, снять в одном фильме Деми Мур, Элизабет Шу и Кирсти Элли, чтобы ты об этом вспомнил не сразу — типичный трюк Вуди Аллена 90-х. Однако и такая периодизация — явная ошибка: получилась бы Китон в одной из своих лучших ролей без ледяной Мерил Стрип и невинной Мэриел Хемингуэй, а запутавшаяся в жизни Фэрроу — без беспощадной к себе Роулендс? Именно в фильмах Аллена словосочетание «supporting actress» настолько оправдывает себя: это страховка и экранное партнерство, та добавочная стоимость, без которой выход его главных героинь — не до конца обоснованный эгоцентричный монолог. То, что в одном фильме Аллена звучит как неудачная шутка и висит неуместным ружьем на стене, в другом — выстреливает и ранит: одна и та же ситуация может кочевать из жанра в жанр и создавать невообразимое различие и чередование ups and downs. И именно эта вечная возможность превращения комичного скетча в кошмар дает пространство для горечи, колкой иронии и осознания неумолимой закономерности происходящего там, где так легко и однозначно повесить на фильм ярлык «музыкальной комедии» или «романа воспитания». Да, Вуди Аллен действительно снимает один и тот же фильм про одну и ту же женщину c множеством лиц, про которую сложно признаться самой себе, пока в собственной жизни не попадешь в описанную им мыльную историю или жизненную крайность.
Вуди Аллен, росший как писатель на сценариях и стендапах, часто и много шутил вокруг себя — с этого всегда начинают комики в ранней молодости: что в монологах про муравьев в штанах в Comedy Cellar, что в радиопостановках 50 лет назад. Первая написанная им полновесная женская роль была для Дайаны Китон — очевидно, первого человека в его жизни, которому удалось заинтересовать Аллена не меньше него самого. От «Энни Холл» и заполняющей неловкую паузу реплики «Ла-ди-да» он пришел к десятилетиям работы в связке с сестрой-продюсером, жизни с Миа Фэрроу и приемными дочерьми, и вот уже все женские роли, по его словам, стали получаться у него гораздо легче. «Беззаботный быстрый писатель», как он сам про себя говорит, конвертировал большую половину встреч, интриг и жизненных коллизий в свои фильмы и даже самоиронично завернул эту свою черту в разъяренный монолог «Разбирая Гарри»: бывшая жена с пистолетом в руке называет писателя-Аллена, публикующего интимные детали их знакомства в распроданных книгах, «черным волшебником, который превращает человеческую боль в свое золото».
Обилие часто недописанных и быстро скроенных героинь в конвейере алленовских фильмов вызвано тем, что Вуди Аллен — в первую очередь писатель, который в состоянии снять собственный фильм. Пока Сэлинджер, Вулф и другие американцы маялись в недоверии к голливудским продюсерам, Аллену повезло с мгновенной экранизацией: за полгода он может собрать деньги и снять каждую симпатичную ему выдумку. Девушки из этих наскоро опубликованных рассказов часто кажутся искусственными, пока в фильмографии Аллена не находится убедительный и сильный образ (Энни, Дорри, Ханна, Вики, Алиса, Аманда, Мелинда), где рассыпанные по многим героиням качества сливаются в одном едва ли не по-толстовски собранном персонаже.
Отсюда же — прихоть раскидать небольшие роли по голливудским дивам или селебрити (вспомните в эпизодах Карлу Бруни, Эль Макферсон или Мадонну), а сложные центральные роли раз за разом давать не широко известным Дайанне Уист или Джуди Дэвис. Невероятные решения кастинга особенно очевидны, когда Вуди Аллен лишается актерской почвы под ногами после громкого и скандального развода, — он сам «слишком стар, чтобы играть мужчину, которому достанется главная героиня», а Миа Фэрроу — уже заклятый враг, а не вечный партнер по жизни. И тут, в смелых, смешных и недостаточно любимых фильмах 90-х, где вместо драм про семейные отношения рождаются фарсы, детективы и мюзиклы, приходят погостить на один фильм не только все главные и модные актрисы Америки того времени от Натали Портман и Джульетты Льюис, но еще и десяток сериальных комедианток, которые за всю карьеру так и не прыгнули выше алленовского эпизода.
От надломленной Жасмин в исполнении Кейт Бланшетт до малоизвестной Мелинды или пленительной Адрианы женщины Вуди Аллена никогда не воюют в поле одни. Противоположные или взаимозаменяемые, они всегда отражаются или самовыражаются через мужчину, чей взор они хотят на себя обратить. Трофейная жена, которой никто не интересуется, юная любовница как источник свежих переживаний, сестра-соперница или девушка лучшего друга — это набор пошловатых водевильных ролей, который в пересказе сулит несусветные клише, оборачивается вечно работающим набором алленовских банальностей, как и вся человеческая жизнь. Именно поэтому героини Аллена — от Вики из «Вики Кристины Барселоны» до Ханны из «Ханны и ее сестер» — меняются от просмотра к просмотру: это их характер или их реакция на манипуляции окружающих? Где заканчиваются они и начинаются их рефлексы по отношению к любви, обиде, зависти и соперничеству, в которые они погружены?
Для большей выразительности Аллен всегда помещает своих героинь в одну плоскость, создавая обреченную сеть всегда повязанных между собой людей — твой любовник, скорее всего, нравится твоей подруге, соседка уведет твоего мужа прямо из твоего же подъезда, бывшая жена никогда не бывает прошлым, а доверять нельзя никому — даже своему психотерапевту. Героини Аллена всегда действуют на одном сжимающемся пятачке, даже если могут покорить мир, — от Барселоны или небольшого района Манхэттена до лестничной клетки, и, чем ближе они друг к другу, тем неумолимее крутится воронка, которая тянет их ко дну. Напротив кушетки психотерапевта, которая появляется то в кадре, то в пересказе чуть ли не в каждом фильме Вуди Аллена, всегда стоит зрительское кресло. В своих женщинах, обнажающихся перед экраном в боли и радости, Аллен сплавил золотой фонд WASP-архетипов с Манхэттена, бытовой самоанализ из женских колонок, традицию small talks и культуру американских коротких рассказов. Все его женщины достаточно типичны и особенны, чтобы каждый раз их играл кто-то новый, и именно в этот пятый раз, что ты смотришь фильм, свет на них упал по-другому. Красота, как и диагноз психоаналитика, остаются в глазах смотрящего, правильного ответа нет, и уязвляющая типичность самых сильных алленовских героинь — в первую очередь нелестное зеркало в комнате смеха. Мария Элена, Энни, Дорри или Нола могут показаться ночным кошмаром или нежным ангелом в зависимости от того, с какой ноги ты встал, с кем ты сегодня дружишь и кто тебя вчера бросил.
Джулия Робертс опубликовала сенсационное послание: Настало время сбросить маски
Всемирно известная голливудская актриса Джулия Робертс опубликовала сенсационное послание. В нем она не просит, умоляет всех женщин занять активную позицию, и перестать уделять внимание только внешней красоте, в ущерб себе и своему естеству. Thejizn приводит ее слова:
Фото: stylesatlife.com
Совершенство — это болезнь многих наций.Мы покрываем наши лица тоннами макияжа. Мы регулярно колем себе ботокс и морим себя голодом для «идеального размера». Мы пытаемся исправить то, что совершенно в этом не нуждается. А то, о чем мы должны заботиться в первую очередь, оставаться без нашего внимания.
Знаете, что это?
Это наша душа. Душа, которая нуждается в тщательной заботе и уходе. Пришло время заняться ею. Скажите честно, как вы ждать, что кто-то вас полюбит, если вы сами себя не любите? Перекраивая свою внешность, разве можно сказать, что вы довольны собой? Нет.Я хочу, чтобы вы четко поняли: не значения, как ты выглядишь снаружи, если ты абсолютно пуст внутри.
Сегодня я хочу заявить всем: я больше не буду мириться с макияжем. Я не хочу делать макияж, потому что я устала носить чужое лицо. Настало время сбросить маски. Я знаю, что у меня есть морщины, но я хочу их видеть. Ведь это я — настоящая. Я хочу, чтобы вы приняли меня такой, какая я есть.
Мир сегодня помешался на внешности. Вы даже можете представить себе некие обороты компаний, которые вложили в ваши головы мысли о том, что вам надо вкладывать финансовые средства в то, чтобы оттянуть неизбежные признаки старения, прибегая к нездоровому и неестественному применению антивозрастных продуктов.
Принципы красоты 21-го века четко можно определить как ненормальные. Это красота на стероидах, которая, как вирус, распространяется по всему миру. Это ужасно!
Вы понимаете, что искусственная эстетика правит миром, держа нас запертыми вме своих иллюзий по поводу внешности? Вместо того, чтобы жить и следовать нашему естеству, мы вынуждены исповедовать те каноны красоты, которые нам навязаны.
Но знаете что?
Я устала от этого. И я говорю себе: стоп. Я предлагю всех вас остановиться и вспомнить, кем вы являетесь на самом деле, чего вы на самом деле хотите. Вспомнить, кто вы.
Никто никогда не соответствует 100% критериям красоты. Внешний вид — последнее, что надо ценить в человеке. Все, что имеет значение — это душа. Запомните это навсегда.
.
Джулия Робертс — биография, фото, фильмы, личная жизнь, новости 2020
Биография
Джулия Робертс — голливудская кинозвезда, которая после блестяще исполненной главной роли в фильме «Красотка» стала настоящей иконой жанра романтической комедии. За время актерской карьеры неоднократно становилась лауреатом престижных кинопремий — «Оскара», BAFTA, «Золотого глобуса» и других.
Голливудская звезда Джулия Робертс
Артистка 5 раз получала титул самой красивой женщины планеты в рейтинге журнала People.Ее улыбка сравнивалась с улыбкой Моны Лизы, а копна каштановых волос становилась объектом подражания модниц по всему миру.
Детство и юность
Джулия Робертс родилась 28 октября 1967 года в больнице американского городка Смирны, расположенного на северо-западе штата США. Мать Джулии, Бетти Лу Бредемас, была актрисой и вместе с супругом Уолтером Грэйди Робертсом вела актерские курсы для детей в родном городе. Помимо Джулии, в семье воспитывались еще двое детей: Эрик и Лиза.Все дети семейства в дальнейшем пойдут по стопам матери и станут акми в Голливуде.
Джулия Робертс в детстве и сейчас
После рождения Джулии Бетти вынуждена оставить работу, что негативно сказалось на благосостоянии семьи. Ситуацию спасла Коретта Скотт Кинг, вдова известного борца за права чернокожих Мартина Лютера Кинга, чьи дети посещали театральную школу четы Робертсов. Именно Коретта первое время оплачивала больничные счета молодой матери.
Когда девочке было 5 лет, родители развелись.Джулия и Лиза остались жить в Смирне с матерью, тогда как Эрик с отцом переехали в Атланту. Вскоре Бетти Лу Бредемас связала свою судьбу с критиком Майклом Моутсом. Майкл оказался жестоким человеком, он пил и не стеснялся рукоприкладствовать, воспитывая падчериц. Из-за отчима молодая Робертс постоянно ругалась с матерью.
Джулия Робертс в молодости
Будущая звезда росла мечт своим ребенком. В детстве Джулия считала, что она умеет общаться с животными, и эта вера вдохновляла ее.Девочка мечта стать ветеринаром. В школе Робертс старалась быть непохожей на всех, ей хотелось чувствовать себя особенной, хотя особыми талантами девочка поначалу не выделялась. Она играла на кларнете, участвовала в театральных постановках, вдохновленная успешной театральной карьерой брата Эрика Робертса.
Когда Джулии было 10 лет, ее родной отец скончался от рака. Девочка не знала, что Уолтер был болен, хотя и говорила с ним по телефону каждый день. Спустя много лет актриса призналась, что даже после смерти отца продолжала общаться с ним в своих мечтах.
Джулия и ее брат Эрик Робертс
В 13 лет Робертс пошла на свою первую работу в пиццерию. Вплоть до окончания школы она подрабатывала в обувном магазине, в закусочных и кафе. Окончив школу, девушка пыталась поступить в США, но провалила вступительные экзамены. Тогда Джулия переехала в Нью-Йорк к сестре Лизе и записалась на курсы актерского мастерства.
Фильмы
В первый кинопроект актриса попала благодаря брату Эрику. В 1987 году он играл главную роль в мелодраме «Красный, как кровь».Эрик использовал практическую роль дочери фермера, которая не требовала практически никаких актерских навыков. Тогда же Джулия участвует в съемках фильма «Удовлетворение», где играла рок-исполнительницу. Ради этой роли актриса научилась играть на музыкальных инструментах.
В этом же году молодая Робертс получила первую роль: она сыгралала официантку кафе в романтической комедии «Мистическая пицца».
Джулия Робертс в комедии «Мистическая пицца»
Следующим фильмом восходящей звезды Голливуда, приблизившим ее к мировому признанию, стала лента «Стальные магнолии».История рассказывает о жизни 6 женщин, в особенности Шелби Латчери, которую и сыграла Джулия. За эту роль актриса удостоилась награды «Золотой глобус» за «Лучшую роль второго плана» и была номинирована на премию «Оскар».
В 1989 году Джулия Робертс принял участие в съемках фильма «Красотка» режиссера Гарри Маршалла. Продюсеры искали знаменитую голливудскую звезду в пару к главному герою картины, которого сыграл молодой Ричард Гир, но Маршалл настоял на кандидатуре Робертс. Ее не сразу позвали в проект, сначала от роли Вивьен Уорд отказались Карен Аллен, Мэг Райан и другие голливудские актрисы.Многие из них посчитали ниже своего достоинства играть роль «девушки легкого поведения».
Джулия Робертс и Ричард Гир в фильме «Красотка»
На картине пришлось переписать сюжет: популярность Робертс росла столь стремительно, что режиссер не рискнул сделать мрачный финал фильма. После релиза «Красотки» актриса получила статус звезды Голливуда, а также стала обладательницей второго «Золотого Глобуса» и номинации на премию «Оскар» за «Лучшую женскую роль».
Звездный статус актрисы открыл ей двери в другие серьезные кинопроекты, предложили ей лучшие роли, а ее гонорар из $ 300 тыс.(столько Джулия заработала за роль Вивьен Уорд) превратился в миллионы.
Джулия Робертс на премии «Оскар»
В 1990 году в прокат вышли 4 картины с участием звездной артистки: триллер-мелодрама Джозефа Рубена «В постели с врагом», мелодрама Джоэля Шумахера «Умереть молодым», криминальный триллерана Пакула «Дело о пеликанах »и фэнтези-сказка Стивена Спилберга« Капитан Крюк ». И хотя картины оказались финансово успешными и были благосклонно приняты зрителями, ни одна из них не смогла добиться «Красотки».
В 1996 году на экраны кинотеатров вышла картина Стивена Фрирза «Мерри Рейли», где Джулия Робертс исполнила главную роль. Кассовые сборы фильма не покрыли даже затрат на его создание, а Робертс впервые за карьеру была номинирована на «Золотую малину» как «Худшая актриса».
Голливудская улыбка Джулии Робертс
Год спустя знаменитость решила завязать с «мрачными» проектами. Она сыграла роль кулинарного критика в романтической комедии «Свадьба лучшего друга». Публика и критики приняли фильм благосклонно.
Вскоре с участием Джулии на экраны вышли семейная драма «Мачеха» и криминальный детектив «Теория заговора». Но публикация хотела вновь видеть полюбившийся дуэт из «Красотки», поэтому был написан сценарий к романтической комедии «Сбежавшая невеста», где главные роли достались звездам Ричарду Гиру и Джулии Робертс. Режиссером киноленты вновь выступил Гарри Маршалл.
Джулия Робертс и Ричард Гир в молодости и сейчас
Следующим значительным фильмом в карьере актрисы стала биографическая лента «Эрин Брокович» режиссера Стивена Содерберга.Джулия играла роль главной героини Эрин Брокович, защитницы прав человека, боровшейся против загрязнения окружающей среды. Картина становится хитом и приносит звезде Голливуда ее первую статуэтку «Оскар».
Джулия Робертс в фильме «Эрин Брокович»
Творческая биография артистки развивается успешно, Джулия не перестает играть в большом кино, ее приглашают во многие именитые проекты. В 2012 году Джулия Робертс принял участие в съемках комедии «Август: Графство Осейдж», где сыграла вместе со знаменитой Мерил Стрип.Кинокритики пришли в восторг от актерской игры Робертс, а сама актриса вновь была номинирована на популярные кинопремии Америки.
Сегодня Джулия Робертс — одна из самых высокооплачиваемых актрис Голливуда. Ее гонорары за проект достигают $ 25 млн. В 2010 году вышла в прокат картина «Ешь, молись, люби» режиссера Райана Мерфи. Фильм рассказывает о замужней женщине по имени Элизабет, отправившейся путешествовать по миру. Познать и обрести себя ей удалось в Индии и Индонезии. После выхода фильма актриса призналась в том, что по вероисповеданию она — индуистка.
Трейлер фильма «Ешь, молись, люби»
Спустя год на экраны вышел фильм «Ларри Краун», в котором Робертс снялась с Томом Хэнксом. Картина была неоднозначно принята критиками, как и работа актрисы сыграла в «Финансовом монстре», где Робертсла в паре с Джорджем Клуни. Впрочем, в отличие от самого фильма игра Джулии была оценена высоко.
В 2017 году Джулия Робертс вновь номинирована на антипремию «Золотая малина» как «Худшая актриса» за роль в другом фильме — комедии «Несносные леди».В этом же году состоялась премьера семейной драмы «Чудо» о мальчике, страдающем редким заболеванием. Джулия Робертс предстала на роль мамы подростка.
Дженнифер Энистон и Джулия Робертс в фильме «Несносные леди»
В 2018 году актриса в очередной раз появилась в рекламе. Она снялась для ролика французского бренда Lancôme, посвященного новому аромату La Vie Est Belle. Это не первый опыт голливудской звезды в работе с мировым гигантом косметологической индустрии. В 2011 году она уже появлялась в рекламной кампании концерна L’Oreal, но тогда трансляция видео в Великобритании стала скандала.По требованию общественных активисток ролики были запрещены из-за явного использования фотошопа.
Джулия Робертс в рекламе парфюма La Vie Est Belle
Также на протяжении нескольких лет Робертс сотрудничал с торговой маркой женских колготок Calzedonia. Став компанией лицом Givenchy, Джулия сумела заработать $ 1 млн. А за безмолвную роль в ролике кофейного бренда Lavazza артистка и вовсе получила $ 1,6 млн. Звезде в кадре необходимо было только улыбнуться.
Личная жизнь
Джулия Робертс стала знаменитой личностью в Голливуде не только благодаря, но и звездным романам.В молодости она встречалась с актерами Мэттью Перри и Лиамом Нисоном.
На съемках «Стальной магнолии» у Робертс завязался роман с партнером по съемочной площадке, актером Диланом МакДермоттом. Ходили слухи, как пара даже обручилась и в скором времени сыграет свадьбу. Но бракосочетания не случилось, а саму актрису все чаще стали замечать в компании Ричарда Гира.
Джулия Робертс и Кифер Сазерленд
Во время съемок фильма «Коматозники» Джулия познакомилась с канадским актером Кифером Сазерлендом.Влюбленные давали интервью прессе, рассказывая о любви с первого взгляда. Джулия и Кифер назначили дату свадьбы, но за 3 дня до событий в газетах появилось компрометирующее фото Сазерленда с неизвестной девушкой. После подобного о свадьбе не могло быть и речи.
В 1993 году Джулия Робертс узаконила отношения с кантри-певцом Лайлом Ловеттом. Молодожены были знакомы всего 3 недели до свадьбы, всю семейную жизнь провели в разъездах. Через 2 года пара решила разорвать отношения.
Джулия Робертс и Лайл Ловетт
2 года звезда Голливуда встречалась с актером сериала «Закон и порядок» Бенджамином Бреттом.К тому времени актриса старалась держать прессу подальше от своей личной жизни, и о подробностях их романа известно немногое. Бретт хотел полноценной семьи и детей, а Робертс полностью посвятил себя карьере актрисы.
На съемках картины «Мексиканец» Джулия познакомилась с будущим мужем, оператором Дэниэлом Модером. На момент начала романа Модер был женат. В 2002 году Дэнни развелся с женой Верой Штайнер-Модер. В прессе ходили слухи, что знаменитая Джулия Робертс была вынуждена заплатить бывшей супруге Модера «отступные», чтобы ускорить развод.Летом того же года влюбленные сыграли пышную свадьбу.
Джулия Робертс с мужем Дэниэлом
Через 2 года в семье родилась двойня — Финнеас Уолтер (в честь отца Джулии) и девочка Хэзэл Патриша. Джулия занялась воспитанием детей на своем ранчо в Таосе, штат Нью-Мексико. В 2007 году у пары родился еще один ребенок Генри Даниэл.
Джулия Робертс с детьми
Джулия Робертс — законодательница мод в плане причесок. На большие экраны она ворвалась с копной рыжих волос.В последнее время актриса все больше предпочитает классику.
Прически Джулии Робертс
Робертс — любящая мать троих детей и заботливая тетя. Джулия сыграла большую роль в судьбе своей племянницы, дочери брата Эрика, Эммы Робертс, которая также стала актрисой. После скандального развода родителей Эмма осталась с матерью крова, и именно тетя оказала женщине с ребенком помощь. В дальнейшем она всегда заботилась о племяннице и даже отговаривала ее замуж за актера Эвана Питерса, мотивируя это тем, что не стоит делать столь серьезный шаг в своей жизни в таком молодом возрасте.Известно, что пара в итоге обручилась, но в начале 2016 года окончательно рассталась.
Джулия и Эмма Робертс
Не вяжется с личностью Робертс скандальная история, связанная со смертью ее сводной сестры Нэнси Моутс. Она отзывалась о Робертс, которая якобы издевалась и подшучивала над сестрой.
По официальной версии, 37-летняя Нэнси Моутс умерла от передозировки наркотиков, хотя американские таблоиды не исключают, что это было самоубийство. В предсмертной записке целых три страницы были посвящены сводной сестре, где Нэнси обвиняла Джулию в нежелании общаться с ней, в запрете видеться с больной матерью.Робертс не стала комментировать нападки сестры после ее смерти, отменила участие во всех развлекательных мероприятиях и, по свидетельству очевидцев, расплакалась на похоронах.
Джулия Робертс с сестрой Нэнси
Сейчас актриса живет с мужем и детьми в пентхаусе на Манхэттене. Джулия Робертс является владелицей кинокомпании и занимается благотворительностью.
Джулия Робертс сейчас
В 2018 году фильмография актрисы расширилась еще на 2 проекта. На Международном кинофестивале в Торонто была первая драма «Вернуть Бена», где актриса снялась в роли матери молодого человека, который сбежал из реабилитационного центра к родителям.Позднее обнаруживается, что Бен (Лукас Хеджес) находится в опасности.
Джулия Робертс в фильме 2018 года «Вернуть Бена»
В ноябре стартовал показ драматического сериала «Возвращение домой». Джулия воплотила на экране образ социального психолога, помогает солдатам вернуться к привычной гражданской жизни. Одна герждыоиня Робертсает, что сама получила психическую
.