«ДОКТОР СТРЕЙНДЖЛАВ» СТЭНЛИ КУБРИКА: ДЕМОНЫ ГОСУДАРСТВА
Но свет былой славы меркнет, и прошлое все больше становится похожим на миф. Вот и главный мифограф протестного поколения, Жан-Люк Годар, сегодня только ностальгирует по тому времени, когда единство интеллектуальной теории и партизанской практики стояло на повестке дня. Поэтому, к сожалению, актуальное политическое послание его фильмов, в отличие от работ Кубрика, ныне тонет в новаторском, но сложном для рядового зрителя эстетическом шифре внутрикадрового и ассоциативного монтажа. «Стрейнджлава» же приближает к массовому зрителю «прозрачный» для понимания нарратив и смелость философского жеста. Кубрик бросает перчатку в лицо индустриальному государству за тем, чтобы с особой силой заявить о грозящей человечеству беде – полном уничтожении свободы индивида, оказавшегося в тисках ежедневно репрессирующих его институций.
Как буржуазный антропологический пессимист, Кубрик рассматривает эту проблему, подобно многим интеллектуалам прошлого столетия, в понятиях экзистенциализма и психоанализа, выискивая «корень зла» в ментальности людей [3]. Это становится ясно еще из его дебютной работы «Страх и желание» (1952), в которой рассказывается о четырех солдатах, заброшенных на фронт неизвестной войны. Основным местом действия в фильме является разум героев. Подобным образом складывается и история «Стрейнджлава».
Генерал Риппер (в других переводах более удачно – Потрошиллинг), сильный и грубый мужчина, доведенный антикоммунистической пропагандой до безумия, решается активировать принятый правительством США план R, что подразумевает точечную ядерную бомбардировку Советского Союза. Чтобы никто не смог отменить его решения, он приказывает привести военную базу в состояние полной боевой готовности. Ему противопоставлен миролюбивый командующий Мендрейк, до определенного момента не осознающий масштаб беды и принимающий происходящее за учебную тревогу.
Поступок Риппера становится причиной международного скандала. Если не отозвать самолеты – ответной бомбардировки не избежать. Высшее руководство страны в лице президента США Маффли обескуражено перспективой столкновения с Советским Союзом. На сторону Риппера встают военные (брутальный генерал Терджидсон), а также бывший немецкий ученый – прислужник Рейха – доктор Стрейнджлав, который точно знает, что делать, если осуществится худший сценарий.
Весь юмор картины – черный, он строится на тонкой грани между саспенсом и нелепой, неадекватной реакцией героев на происходящее. Например, полудокументальная съемка ручной камерой погружает зрителя вглубь вооруженной стычки между американскими войсками «обработанными» истерией Риппера с одной стороны – и президентскими отрядами с другой, вызывая неподдельное чувство тревоги и смятения. Но затем она ловит в объектив служащих смертоносного авиалайнера, мирно зачитывающихся эротическими журналами, прежде чем получить роковой приказ. На подобных диссонансах строится весь фильм режиссера.
Политика, по Кубрику – это мир мужчин. Устремляющиеся вперед носы самолетов, торчащие изо рта сигары и длинные ручные пулеметы – недвусмысленные фаллические символы мужской агрессивной натуры. Женщина здесь лишь «синдром мужчины» – объект желания, не способный затушить разгулявшийся от страха разрушительный инстинкт и как-либо повлиять на развитие событий.
Двухцветная гамма также соответствует расколотому надвое миру. Кто враг, а кто друг – понятно как никогда. Идеология поиска внешнего врага (отстаиваемая идеологом нацизма Карлом Шмиттом) обычно связывается со свертыванием демократических процедур и любых социальных проектов. Помимо прочего, это напоминает нам мысль Макиавелли о том, что хороший государь просто обязан убедить поданное ему население в необходимости существования государства, да так, чтобы они сами поддержали все преступления, совершаемые им ради торжества «порядка». И эта уловка работает. Приказ есть приказ, и майор Конг во что бы то ни стало, сбросит бомбу на Котлас, оседлав её, как тореадор (еще один фаллический символ – синоним психологической «разрядки»), пока в то же время мужская правительственная элита продолжит замыкаться в себе, чтобы и дальше вершить судьбы целых народов, не скупясь на миллионные жертвы среди гражданского населения ради абстрактного «общего блага».
«Доктор Стрейнджлав», режиссёр Стэнли Кубрик
Доктор Стрейнджлав, или Как я научился не волноваться и полюбил атомную бомбу
Dr. Strangelove or: How I Learned to Stop Worrying and Love the Bomb (США, Великобритания, 1963 г. )
В ролях: Питер Селлерс, Джордж К. Скотт, Стерлинг Хейден, Кинен Уинн, Слим Пикенс, Питер Булл, Джеймс Эрл Джонс
Авторы сценария: Питер Джордж, Стэнли Кубрик, Терри Саузерн
Оператор: Гилберт Тейлор
Жанр: антивоенная сатира с элементами чёрной комедии
Режиссёр: Стэнли Кубрик
Эта лента Стэнли Кубрика вышла в разгар Холодной войны, немногим более года после Карибского кризиса как антимилитаристская сатира на военные программы правительства США того времени и гонку вооружений в целом. Название фильма пародирует название книги Дейла Карнеги «Как перестать беспокоиться и начать жить». Снят по мотивам триллера Питера Джорджа «Красная тревога», впервые опубликованного в 1958 году, в котором отражена обстановка всеобщего страха перед ядерным апокалипсисом.
Причём, Кубрик переосмыслил первоисточник, сделав чёрную комедию. Картина рассказывает об одержимом американском генерале Джеке Д. Риппере (другой вариант перевода — Джек Потрошиллинг), который на почве антикоммунистической паранойи, в обход высшего командования США и Президента, начинает ядерную атаку на СССР, и о последующих событиях.
Главные роли исполнили Питер Селлерс и Джордж К. Скотт, причём первый сыграл сразу трёх главных персонажей. В 1989 году включён в Национальный реестр фильмов США как «культурно значимый». Занимает третье место в списке лучших комедий и 39 место в списке лучших американских фильмов по версии Американского института киноискусства.
* Британская академия, 1965 год: Лучший фильм, Лучшая работа художника, (ч/б фильмы), Лучший британский фильм, Премия объединенных наций.
Оценка: 9/10
«Доктор Стрейнджлав, или Как я научился не волноваться и полюбил атомную бомбу»
Доктор Стрейнджлав, или Как я научился не волноваться и полюбил атомную бомбу Dr. Strangelove or: How I Learned to Stop Worrying and Love the Bomb «the hot-line suspense comedy» трагикомедия, триллер 1963, Великобритания, 95 мин. бюджет: $1 800 000 статус: фильм вышел (с 1964-01-29) режиссёр: Стэнли Кубрик сценарий: Питер Джордж, Стэнли Кубрик, Терри Саузерн в ролях: Питер Селлерс /Peter Sellers/, Джордж К. Скотт /George C. Scott/, Стерлинг Хейден /Sterling Hayden/, Кинен Уинн /Keenan Wynn/, Джеймс Эрл Джонс /James Earl Jones/ Рейтинг киносайтов: мировая премьера: 29 января 1964 г. Одержимый мыслью о том, что коммунисты намереваются украсть у американцев их «бесценные телесные соки», генерал Джек Д. Риппер, командир военно-воздушной базы посылает эскадрилью бомбардировщиков с ядерным оружием бомбить СССР. Президент США Маффи пытается спасти положение, он собирает своих советников, включая доблестного генерала Тергидсона и прикованного к инвалидной коляске бывшего нацистского ученого доктора Стрейнджлава. Придется сообщить обо всем русским, чтобы те сбили самолеты. Однако советский посол информирует президента о том, что в Советском Союзе сконструировали тайное оружие возмездия, которое автоматически запускает ракеты, если хоть одна бомба упадет на территорию страны. Тем временем британский офицер Мэндрэйк пытается узнать у Риппера код отзыва бомбардировщиков. В конце концов, все самолеты будут либо сбиты, либо отозваны, но одному лихому летчику, майору Т. Дж. «Кинг» Конгу, удастся прорваться… Трейлер:
|
Награды и премии:
Примечание:
Ссылки:
Путин: фильм Кубрика о противостоянии США и СССР предупреждает о реальных опасностях — Культура
ВАШИНГТОН, 13 июня. /Корр. ТАСС Антон Чудаков/. Президент России Владимир Путин полагает, что фильм Стэнли Кубрика «Доктор Стрейнджлав, или Как я перестал бояться и полюбил бомбу» 1964 года, при всей фантастичности сюжета, предупреждает о реальных и серьезных опасностях. Об этом российский президент Владимир Путин заявил в интервью режиссеру Оливеру Стоуну, который на основе серии бесед с российским лидером снял фильм, премьера которого состоится 13 июня и предваряется показом ряда фрагментов.
«Здесь есть вещи, которые действительно заставляют кое о чем задуматься, — отметил президент после просмотра фрагмента фильма. — Потому что при всей фантастичности того, что мы видим на экране, есть вещи, которые являются серьезными вполне и предупреждающими о реальных опасностях».
Путин подчеркнул, что Кубрик «некоторые вещи угадал даже с технической точки зрения». «Дело в том, что с тех пор мало что изменилось, разница только в том, что современные системы вооружения стали сложнее — и вот эта идея оружия возмездия, и невозможность управления этой системой с какого-то момента, — они все достаточно актуальны и до сегодняшнего дня. Стало еще сложнее и еще опаснее», — отметил президент.
Режиссер посоветовал президенту посмотреть эту кинокартину. Стоун подарил президенту РФ коробку из-под диска, которая, как убедился Путин через некоторое время, открыв ее, оказалась пустой. «Типичный американский подарок», — отметил российский лидер, после чего ему отдали диск.
В фильме «Доктор Стрейнджлав, или Как я перестал бояться и полюбил бомбу» в сатирической форме рассказывается о противостоянии США и СССР и о вымышленном ядерном конфликте между державами.
Путин и Стоун провели несколько продолжительных бесед, на основе которых был снят четырехсерийный документальный фильм. Его премьерный показ начнется в США 13 июня и завершится 15 июня. Пока в эфир вышли только несколько фрагментов интервью.
Доктор Стрейнджлав, или «А Власти Скрывают» – WARHEAD.SU
С первого взгляда, сюжет был абсурдным: сумасшедший генерал самовольно отправляет самолёты бомбить СССР, все усилия президента и штаба предотвратить войну идут прахом, и советская Машина Судного Дня уничтожает весь мир.
Несмотря на явный фарс, фильм подвергся серьёзной критике. Военные и политики наперебой указывали на нелепость подобного сценария и клялись, что стратегия ядерного сдерживания совершенно безопасна. Би-Би-Си выпустили ответный документальный фильм о жёстком контроле над ядерным арсеналом. Кубрика обвиняли в пособничестве врагу и коммунистической пропаганде. Ещё во время съёмок пара актёров отказались от ролей, посчитав фильм «слишком красным».
Как выяснилось позже, безумный сюжет комедии оказался намного правдивее того, что правительство десятилетиями рассказывало собственному народу.
«Не стоит дискредитировать всю программу из-за одной оплошности»
Критики особенно жестко разносили завязку фильма: генерал авиабазы буднично объявляет тревогу и передаёт своим самолётам приказ нанести ядерный удар по СССР. Но ведь всем известно, что отдать приказ о ядерной атаке должен президент! Оказывается, нет.
С самого начала гонки вооружений встал вопрос: а что, если противник помешает президенту нанести ответный удар? Что, если враг уже атакует, а президент недоступен? Что, если выведены из строя средства связи? Что, если внезапной диверсией убито всё правительство?
Военные и разведка, подстёгиваемые всеобщей паранойей, придумывали новые и новые «если» и как их можно было бы обойти. В итоге, уже при президенте Эйзенхауэре страхи взяли вверх над соображениями безопасности. Красные кнопки щедро раздавались ниже по цепочке командования, чтобы всегда было кому ответить русским. Настолько щедро, что информацию о подобных полномочиях пришлось засекретить.
Следующий президент, Джон Кеннеди, заступивший на пост в 1961 году, был шокирован, когда его ввели в курс дела, и потребовал вернуть самое мощное оружие в мире под контроль.
Но не только военные могли отправить человечество в каменный век. Американское ядерное оружие располагалось и на базах союзников НАТО. Физик Гарольд Агню, сопровождавший комиссию Конгресса США по базам НАТО в 1960 году, по его собственным словам «чуть не обмочился», когда увидел, что только одинокий американский часовой с винтовкой отделяет натовских союзников от того, чтобы завладеть немирным атомом.
Бомбы регулярно проходили через руки иностранных военных при транспортировке и хранении. На многих из них не было никаких замков, так что устроить новую Хиросиму проблемы бы не составило.
В итоге администрация Кеннеди распорядилась установить замки на ядерные заряды, но директива касалась только натовского арсенала. Янки успешно противостояли её внедрению дома вплоть до 70-х. При этом, по словам нескольких источников среди военных, для всех баллистических ракет Minuteman годами стоял код 00000000! Официальные власти клянутся, что это неправда. Впрочем, какая разница, какие там коды, если в то же время на вооружении ВВС США стояла атомная ракета, бахнуть которой мог любой пилот.
«А что тут понимать, генерал? Он психопат»
Но с чего вдруг военным самовольно начинать войну? Этот генерал Риппер из фильма — полнейший псих, помешанный на коммунистическом заговоре. Наверняка настоящие военные дисциплинированы, а уж к ядерному оружию точно кого попало не допустят.
Оказывается, и тут не всё блестяще. Ещё первый министр обороны США, Джеймс Форрестол, был снят с должности в 1949 году в связи с психическим расстройством. В больнице он всё время повторял «Русские идут», и, в конце концов, выбросился из окна. И даже полвека различных программ по отбору персонала, начатые после этого, не исключили кубриковский сценарий полностью.
Уже в наше время, в июне 2013 года, контр-адмирал и заместитель командующего ядерными силами США Тимоти Джардин был пойман в казино за использованием поддельных фишек. А в том же году другой генерал Стратегического Командования, Майкл Кери прославился пьяным дебошем во время официального визита в Москву: накидавшись до состояния «щас спою», он пытался залезть на сцену, чтобы исполнить кавер на Beatles.
Но и простые офицеры не отстают от своих командиров. Американских офицеров на ядерных объектах регулярно увольняют за несоблюдение дисциплины, жульничество на экзаменах по профпригодности, использование наркотиков.
Отчёт центра RAND, исследовавший проблему, частично попал в прессу. Оказалось, что служащие ВВС, имеющие доступ к ядерному оружию, чаще других попадают под военный суд и демонстрируют наивысший уровень семейного насилия. Что, честно говоря, не удивительно. Персоналу с доступом к ядерному оружию приходится служить в условиях строжайшей секретности, постоянной готовности, часто в ограниченном пространстве и в полной изоляции от других людей. Не самое лучшее место, чтобы оставаться в здравом уме и трезвой памяти.
«Но весь смысл Машины Судного дня теряется, если держать её в секрете»
Ладно, это всё американцы, но что Советский Союз? В фильме советский посол раскрывает американскому штабу что в СССР создана Машина Судного Дня. Машина стопроцентно гарантирует конец света в случае удара по советской территории, и её невозможно отключить. Но, как правильно замечает доктор Стрейнджлав, зачем держать её в секрете? Ведь вся суть подобного устройства заключается в том, чтобы напугать противника своим существованием. Оказывается, советский лидер просто хотел устроить сюрприз на следующем съезде.
Видимо, в советском руководстве никто не смотрел этот фильм, и в итоге Советы действительно создали систему для нанесения гарантированного ответного удара «Периметр». В случае внезапного удара противника, система запускает «командную» ракету, которая транслирует сигнал на запуск всем остальным.
О том, как система принимает решение, что началась война, никаких достоверных сведений нет. Первоначально предполагалось сделать всё полностью автоматическим. Но где-то в процессе планирования всё-таки промелькнул здравый смысл. Было решено, что вместо самостоятельного запуска всего арсенала, система будет лишь передавать сигнал на запуск офицерам в укреплённых бункерах, и уже они примут окончательное решение, останутся ли в живых миллионы людей. И, как в фильме, систему оставили в секрете. О её существовании стало известно только после завершения Холодной войны.
Остаётся только надеяться, что хотя бы нынешние правительства ядерных держав сделали какие-то выводы из всего этого и приняли меры. Иначе вполне вероятно, что пока я пишу или вы читаете этот текст, какой-нибудь невменяемый вояка с любой стороны океана запускает по наши души мегатонны ядерной смерти.
Мнение редакции не всегда совпадает с мнением автора.
«ДОКТОР СТРЕЙНДЖЛАВ, ИЛИ КАК Я ПЕРЕСТАЛ ВОЛНОВАТЬСЯ И ПОЛЮБИЛ АТОМНУЮ БОМБУ» (Dr.Strangelove or How I Learned to Stop Worrying and Love the Bomb)
Читайте также
6. Жёлтая мышка и доктор
6. Жёлтая мышка и доктор
Ни минуты не медля, она бросилась в воду, и ныряла, и плавала, и скребла свою шкурку когтями, и тёрла песком, но напрасно: проклятая краска не хотела сходить. Шкурка оставалась такая же жёлтая.Дрожа от холода, выползла несчастная на берег, села и
Лесной доктор
Лесной доктор
Мы бродили весной в лесу и наблюдали жизнь дупляных птиц: дятлов, сов. Вдруг в той стороне, где у нас раньше было намечено интересное дерево, мы услышали звук пилы. То была, как нам говорили, заготовка дров из сухостойного леса для стеклянного завода. Мы
«Сорока-воровка», «Доктор Крупов»
«Сорока-воровка», «Доктор Крупов»
Вслед за романом «Кто виноват?» Герценом были написаны повести «Сорока-воровка» (1846) и «Доктор Крупов» (1846), по-своему развивающие проблемы, затронутые в романе. В повести «Сорока-воровка» Герцен, как типичный западник-либерал, обличает
Love Story
Love Story
с Ней и без НееНедавно Максим Курочкин написал пьесу «Водка, Е. я, Телевизор» — о том, как герой, едва ему исполняется тридцать, перестает выдерживать общество всех троих и вынужден отказаться от кого-то одного. Напрашивающийся ответ — Телевизор, но он, как
Доктор Арабова
Доктор Арабова
«Доктор Живаго» Бориса Пастернака – знаменитый роман, который тяжело читать: великий поэт не владел повествовательной техникой. Удивительные по красоте лирические описания и сильно воздействующий на душу нравственный пафос романа соседствуют с
Смерти не будет «Доктор Живаго» и уход Пастернака
Смерти не будет
«Доктор Живаго» и уход Пастернака
Вот я весь. Я вышел на подмостки.
Пастернак. «Гамлет» (1946)
Поэтическое целое «Доктора Живаго», его строй и смысл, заставляющие воспринимать огромный роман с изобилием персонажей, скрытых перекличек разнородных мотивов
«ДОКТОР ДЕТРОЙТ» (Doctor Detroit) США. 1983.89 минут.
«ДОКТОР ДЕТРОЙТ» (Doctor Detroit) США. 1983.89 минут.
Режиссер Майкл Прессмен.В ролях: Дэн Эйкройд, Хауард Хессемен, Нэн Мартин,Т.К. Картер, Дон на Диксон.В — 2,5; М — 2; Т — 2; К — 2. (0,458)Клиффорд Скридлоу, скромный преподаватель английского языка из колледжа, неожиданно для себя
«МОРЕ ЛЮБВИ» (Sea of Love) США. 1989.116 минут.
«МОРЕ ЛЮБВИ» (Sea of Love) США. 1989.116 минут.
Режиссер Хэролд Беккер.В ролях: Аль Пачино, Эллен Баркин, Джон Гудмен, Уильям Хикки. В — 4; Т — 3,5; К — 4,5. (0,808)После четырехлетнего отсутствия на экране, накануне своего пятидесятилетия, А.Пачино «тряхнул стариной», впечатляюще сыграв
Доктор Ватсон
Доктор Ватсон
Всего Йен Уотсон написал почти четыре десятка романов и выпустил девять сборников рассказов. Одним из лучших считается изданный в 1991 году «Слезы Сталина». В малой форме писатель полностью раскрылся как мастер каламбуров, абсурдов и парадоксов.Скажем, в
Художник перед выбором («Доктор Фаустус»)
Художник перед выбором («Доктор Фаустус»)
В своей статье «История «Доктора Фаустуса». Роман одного романа» (1949) Т. Манн описал этапы работы над одним из сложнейших произведений XX в., восстанавливая культурную атмосферу, повлиявшую на формирование этого грандиозного
Томас Элиот T.S. Eliot 1888 – 1965 ЛЮБОВНАЯ ПЕСНЬ ДЖ. АЛЬФРЕДА ПРУФРОКА THE LOVE SONG OF J. ALFRED PRUFROC 1917
Томас Элиот
T.S. Eliot
1888 – 1965
ЛЮБОВНАЯ ПЕСНЬ ДЖ. АЛЬФРЕДА ПРУФРОКА
THE LOVE SONG OF J. ALFRED PRUFROC
1917
Русский перевод А.Сергеева (1971), Я.Пробштейна
3.4. Проза как поэзия: О языке романа «Доктор Живаго»
3.4. Проза как поэзия: О языке романа «Доктор Живаго»
В статье Р. Якобсона «Заметки о прозе поэта Пастернака» (1935) [Якобсон 1987] отмечается, что «проза поэта» обнаруживает ряд типологических черт, отражающих особенности поэтического мышления ее автора и «внутреннюю
«В этом фильме может произойти все, что угодно», — Мартин Скорсезе – ИНОЕКИНО
Как создавался «Доктор Стренджлав, или Как я научился не волноваться и полюбил атомную бомбу».
Говорят, что Стэнли Кубрик настолько интересовался ядерной войной, что прочитал о ней больше 70 книг, в том числе — антиутопию «Красная тревога» Питера Джорджа, опубликованную в 1958 году.
Заполучив права, он начал работать над сценарием, сперва собираясь снять серьезную драму. Однако, чем больше он думал об этой книге, чем дольше работал над развитием персонажей, тем яснее становилось, что история настолько зловеща, насколько абсурдна. Так, не страдая нездоровым патриотизмом, Кубрик снял одну из лучших политических сатир в мире, полную парадоксальных и порой абсолютно безумных и неожиданных поворотов, от обилия которых история становилась только правдоподобнее.
«В конце концов, что может быть нелепее, чем сама идея, что две сверхдержавы готовы случайно стереть с лица земли всё человечество только потому, что у них есть какие-то политические разногласия, которые через сто лет будут иметь для людей не большее значение, чем имеют для нас сегодня теологические конфликты Средневековья? Единственный способ поведать эту историю — чёрная комедия, вернее, комедия-кошмар, когда-то, над чем вы смеетесь громче всего, на самом деле является первопричиной такого положения дел, при котором существует постоянная угроза ядерной войны» — Стэнли Кубрик
Стэнли Кубрик с частью съемочной группы играют в шахматы во время съемок фильма «Доктор Стрейнджлав, или Как я научился не волноваться и полюбил атомную бомбу», 1964. Автор фотографии: Боб Пенн.
«Кубрик, как и большинство западных людей, испытывал страх перед ядерной войной. В шестидесятом году Никита Хрущёв сорвал парижскую встречу, сообщив о полёте американского самолёта-разведчика «У-2» над территорией Советского Союза. В шестьдесят первом году возвели Берлинскую стену, во втором — грянул кубинский ракетный кризис. Европа, во всяком случае издалека, казалась более надёжным местом для жизни, чем Соединённые Штаты. Желание Кубрика перебраться в Европу становилось всё сильнее, в особенности после того, как он понял, что продолжать карьеру кинорежиссёра сможет только в Лондоне, а не в Голливуде.
В то же время Кубрик всё больше увлекался изучением разрушительной техники. Он много читал о современных способах ведения войны. К шестьдесят третьему году он собрал массу книг о ядерной стратегии, таких как «О термоядерной войне» Германа Кана, военного теоретика. Он подписывался на технические журналы по вооружениям, а на его письменном столе стоял портативный компьютер, имитирующий эффект взрыва от ядерной бомбы». — Джон Бакстер, киновед
В этот период карьеры Кубрик расстается со своим другом и продюсером Джеймсом Харрисом, продюсером фильмов «Убийство» (1956), «Тропы славы» (1957) и «Лолита» (1962), из-за чего британская студия Seven Arts Production отказалась поддерживать фильм. Зато покрыть двухмиллионный бюджет картины согласились боссы из Columbia Pictures, в замен выдвинув неожиданное требование: Питер Селлерс, — исполнитель главной роли в предыдущем фильме Кубрика и, по мнению студии, главная причина его успеха, — должен был исполнить в новом фильме не менее четырех ролей (странная практика, мы согласны).
Сценарий Стэнли Кубрика, Терри Саузерна и Питера Джорджа фильма «Доктор Стрейнджлав, или Как я научился не волноваться и полюбил атомную бомбу», 1964 (использовать исключительно в ознакомительных или образовательных целях).
Для решения этой задачки Кубрик обратился к комику Терри Саузерну. Вдвоем они написали для Селлерса четыре разные роли, три из которых в итоге оказались исполнены. Согласившись на роль капитана Лайонела Мандрейка (самая простая для Селлерса, в силу его опыта службы в ВВС Великобритании в годы Второй мировой), президента Меркина Маффли (Сетлерс черпал вдохновение из образа Эдлая Стивенсона, бывшего губернатора штата Иллинойс, кандидата на пост Президента США от демократов в 1952 и 1956 годах) и бывшего нациста, эксперта по ядерной войне доктора Стрейнджелава, Селлерс отказался сыграть майора Т. «Кинга» Конга.
«То, с чем мы имеем дело, — сказал Кубрик во время нашего первого разговора, — это фильм-приказ, фильм-безумие». Больше всего его злило то, что «мозги» киностудии оценивали весь фильм — коммерчески, эстетически, этически, — исходя из одного актера, независимо от того, что происходит вокруг него. Но он с этим справился, я был поражен. Он сказал: «Я понимаю, такое грубое и гротескное положение является непременным условием для коммерческого успеха», — и согласился на условия студии. И вот однажды утром ему приходит телеграмма от Питера: «Дорогой Стэнли: Мне очень жаль говорить тебе, но у меня возникли серьезные трудности с этими ролями. Послушай: нет никаких вариантов, повторяю, никоим образом я не смогу сыграть «майора Кинг-Конга». У меня абсолютный блок на этот акцент. Письмо Окина [агента] сейчас будет у тебя. Пожалуйста, прости. Питер С.» В течение нескольких дней до этого Кубрик мучительно старался бросить курить, отказался от сигарет и всем запрещал курить. А тут моментально кликнул личного секретаря и помощника, чтобы кто-нибудь из них принес ему пачку». — Терри Саузерн, Notes from The War Room
Пойдя навстречу актеру, Кубрик попросил Саузерна, выросшего в Техасе, записать на кассету голос Конга с нужным акцентом. Прослушивание кассеты Саузерна помогло Селлерсу говорить правильно, и тогда начались съёмки сцен в самолёте. Но вскоре Селлерс подвернул голеностоп и не смог работать в тесной кабине.
«Бесспорно, основная заслуга Питера Селлерса – незабываемый заглавный герой, которого Кубрик снимал сразу тремя камерами, чтобы не пропустить ни одного импровизированного жеста… Чёрную перчатку Стрейнджлава предложил Кубрик. Вероятно, он хотел намекнуть на Ротванга, безумного учёного из «Метрополиса» Фрица Ланга, но Селлерс усовершенствовал идею и заставил перчатку жить собственной жизнью». — Джеймс Нэрмор, кинокритик
Питер Селлерс в фильме «Доктор Стренджлав, …», 1964
Кроме Селлерса нельзя не вспомнить Стерлинга Хейдена с его пресловутыми «драгоценными жидкостями», его явным «тотальным безумием» — типичный кубриковский приём соединения смешного и страшного. Не менее прекрасен Джордж Кэмпбелл Скотт в образе генерала Бака Тёрджидсона. Исследователь творчества Кубрика Нэрмор Джеймс пишет: «Скотт всех затыкает за пояс. Его успех в комедийном амплуа удивителен. Лицо у Скотта, пожалуй, карикатурное, но это скорее лицо крутого парня или коварного хитреца — Ричарда III, к примеру, — но никак не дурака. Кроме того, как заметил Роджер Эберт, за счёт невероятной комической пластичности «дуэт голоса и мимики» ставит его в один ряд с Джерри Льюисом и Джимом Керри, в то время как его игра «спрятана на виду» за предельной искренностью».
Три потрясающих актёра, пять захватывающих ролей — и мировой киношедевр готов.
Декорации «Доктора Стрейнджлава, …» не менее грандиозны, чем актёрская игра. Знаменитый командный пункт, в котором сидит американское правительство фильма, до сих пор выглядит впечатляюще.
«Ни в Пентагоне, ни в Белом доме не было сюрреалистического «командного пункта» – его придумали Кубрик и художник по декорациям Кен Эдам, – но Рональд Рейган, став президентом, логично предположил, что такое место существует, и попросил его туда отвести». — Джеймс Нэрмор, кинокритик
Дизайн военного зала с картами делал Кен Адам — художник-постановщик нескольких фильмов о Джеймсе Бонде. Все было продумано до мелочей — от расстановки реквизита до футуристичного интерьера, напоминающего президентское бомбоубежище. Само помещение выполнено в духе экспрессионизма — огромное, с высокими потолками, по форме напоминает треугольную пирамиду (Кубрик знал, что такая форма наиболее устойчива к взрывам и подчеркнул это в созданных декорациях). В центре комнаты стоял круглый стол, напоминающий игральный. По задумке Кубрика, это должно было наводить на мысль о жестоких циничных играх за судьбы мира на игральном столе. Более того, он настаивал, чтобы сукно стола было зеленым, но из-за черно-белого формата, задумка так и не воплотилась по понятным техническим причинам.
«Когда мы снимали, кто-то пригласил к нам сотрудников из спецслужб. Они все были поражены аккуратностью нашей работы. На следующий день Кубрик попросил меня, чтобы я лучше проверял, откуда приходят люди, потому что иначе нами может заинтересоваться ФБР. Очень быстро я понял, что за мальчишеским энтузиазмом и кажущейся наивностью у него скрывается мощнейший мозг, огромная решимость и желание делать кино. Всегда, когда он вносил изменения, у всех опускались руки, но он всегда изменял всё к лучшему».
Эскиз декораций военного зала. Автор: Кен Адам
««Стрейнджлав» показал всему моему поколению киноделов, что со зрителем можно говорить совершенно открыто и честно, и тогда, в свою очередь, он оценит кино по достоинству. Другими словами, чтобы стать частью индустрии коммерческих фильмов, чтобы стать серьёзным лицом в кинематографе, вовсе не обязательно снимать такие картины, как «Семь невест для семи братьев» и мучиться на низких должностях. Это ведь и имел в виду Кубрик, и потому с тех пор я полюбил его работы, и на меня самого они оказали значительное влияние». — Майкл Манн, режиссер
И, напоследок, документалка о создании фильма — интервью с членами съемочной группы, актерами, Кубриком и всеми-всеми. Масса интересного, очень советуем:
Мария Щербакова специально для Иноекино
Доктор Стрейнджлав или: Как я научился перестать волноваться и полюбил бомбу (1964)
Общая информация
Вполне возможно, что персонаж, полковник «Летучая мышь» Гуано, мог быть основан на генерале Мэтью Риджуэе. Он был известен тем, что имел две гранаты на своей униформе, чтобы показать своим войскам, что он тоже боец. Было сказано, что его адъютанты могли дать ему нейтрализованные гранаты, чтобы избежать неожиданной аварии. Узнать больше »
Болваны
Изображенные возможности бортовой РЛС на B-52 фантастичны.У B-52 никогда не было полностью вращающегося радара с оптическим прицелом, у него был радар наземной атаки, а радар орудийной башни так не работал. В 1960-х годах ни один бортовой радар не мог обнаружить такую маленькую цель, как ракета земля-воздух, на расстоянии 50 миль. Радар обзора не сможет отобразить взрыв ракеты в середине обзора. Узнать больше »
Цитаты
[первые строки]
Рассказчик:
Более года среди высокопоставленных западных лидеров в частном порядке распространялись зловещие слухи о том, что Советский Союз работал над тем, что было мрачно намекало на то, что должно быть абсолютным оружием: устройством судного дня.Источники разведки проследили местонахождение сверхсекретного российского проекта до вечно окутанной туманом пустоши под арктическими вершинами Жоховских островов. Что они строили и почему это должно быть расположено в таком глухом и заброшенном месте, никто не мог сказать.
Подробнее »
Сумасшедшие кредиты
Название сценария написано неправильно. Он гласит: «База» по книге Питера Джорджа «Red Alert». Об этом говорится в приложении к DVD о создании фильма.Узнать больше »
Альтернативные версии
Из фильма была вырезана целая альтернативная финальная сцена, включающая драку огромного пирога с заварным кремом между всеми в военной комнате. Ниже приведены события в том виде, в каком они произошли: эта видеозапись началась в той точке в Военной комнате, где российский посол во второй раз тайком фотографирует Большой Совет, используя шесть или семь крошечных шпионских камер, замаскированных под наручные часы. , кольцо с бриллиантом, зажигалка и запонки.Глава Объединенного комитета начальников штабов генерал ВВС Бак Тургидсон (Джордж С. Скотт) ловит его на месте преступления, как и раньше, схватывает его и бросает на пол. Они яростно сражаются, пока не вмешивается президент Меркин Маффли: «Это Военная комната, джентльмены! Как вы смеете здесь драться!» Генерал Тургидсон не обеспокоен. «На этот раз мы покончили с крысой-коммунистом, господин президент!» Отряд из четырех человек военной полиции, который ранее сопровождал посла в Военную комнату, стоит в стороне, пока генерал Тургидсон продолжает: «Мистер.Президент, мой опыт в этих вопросах шпионажа заставил меня быть более скептичным, чем ваш средний Джо. Я думаю, что эти камеры, — он указывает на множество хитроумных устройств, — могут быть фиктивными камерами, просто чтобы нас отвлечь. Я говорю, что на нем спрятан настоящий Маккой. Я хотел бы получить ваше разрешение, господин президент, на его полный обыск ».« Хорошо, — говорит президент, — разрешение дано ». Генерал Тургидсон обращается к военной полиции:« Хорошо, мальчики, вы слышали президента.Я хочу, чтобы вы тщательно обыскали посла. И из-за крошечности его оборудования не упускайте из виду ни одно из семи телесных отверстий. «Камера фокусируется на лице посла, когда он слушает и мысленно вычисляет отверстия с выражением большого раздражения. Почему вы, капиталистические свиньи!» — рычит он и протягивает руку к огромному трехъярусному столу, который вкатили ранее. Затем он поворачивается к генералу Тургидсону, у которого теперь выражение опасения на лице, когда он уклоняется в сторону, умудряясь уклониться от пирога с заварным кремом, который бросает в него посол.Президент Маффли стоял прямо за генералом, так что, когда он пригибался, президенту били пирогом прямо по лицу. Он настолько поражен явным унижением от удара пирогом, что просто теряет сознание. Генерал Тургидсон ловит его, когда он падает в обморок. «Джентльмены, — нараспев произносит он, — президента сбили с ног, в расцвете его жизни и своего президентства. Я говорю массированное возмездие!» И он берет еще один пирог и швыряет его в посла. Он промахивается и попадает вместо генерала Фейсмана, объединенного командующего, представляющего армию.Фейсман в ярости. «На этот раз ты зашел слишком далеко, Бак!» — говорит он, сам бросая пирог, который попадает в адмирала Пупера, главного военно-морского флота, который, конечно же, также принимает ответные меры. Начинается грандиозная битва за пирог. Между тем, параллельно с последовательностью пирога-боя происходит еще одна последовательность. Примерно в то время, когда брошен первый пирог, доктор Стрейнджлав поднимается с инвалидной коляски. Затем с безумным взглядом он кричит: «Майн фюрер, я могу валк!» Он торжествующе делает шаг вперед и падает лицом вниз.Он немедленно пытается вернуться в инвалидное кресло, извиваясь по полу, который настолько отполирован и скользкий, что инвалидное кресло ускользает от досягаемости, как только Стрейнджлав к нему прикасается. Мы перерываем между схваткой за пирог и змеиными движениями Стрейнджлав — тянуться и ускользать, тянуться и ускользать — что предполагает любопытное, мрачное па-де-де. Когда стул наконец достигает стены, он стреляет боком по полу и останавливается в десяти футах от него, безнадежно вне досягаемости. Стрэнджлав, измученный и подавленный, подтягивается и садится на пол, прислонившись спиной к стене в дальнем конце Военного зала.На мгновение он смотрит на происходящую там сюрреалистичную деятельность, битву за пирог, похожую на далекую, размытую, белую метель. Камера приближается к Стрейнджлаву, когда он без всякого выражения смотрит на далекую схватку. Затем, незаметно для него, его правая рука медленно поднимается, перемещается во внутренний карман его куртки, изрядно незаметно достает немецкий пистолет Люгера и перемещает ствол к правому виску. Рука, держащая пистолет, в последнюю минуту захватывается свободной рукой, и обе схватываются за ее контроль.Рука, сжимающая запястье, преобладает и способна отклонить цель пистолета, так что, когда он выстреливает с огромным ревом, он не попадает в висок. Взрыв разносится с такой громкостью, что битва за пирог замирает. Картина белого и призрачного вида: Стрейнджлав смотрит на мгновение, прежде чем понять, что он одержал верх. «Джентльмены», — зовет он их. «Хватит этих детских игр. У Ви есть чем заняться. Аззембл, пожалуйста!» На мгновение никто не двигается. Затем одинокая фигура выходит из строя: это генерал Тургидсон, который идет через комнату к инвалидной коляске и толкает ее к пораженному Стрейнджлаву.»Могу я помочь вам сесть на стул, доктор?» он спрашивает. Он начинает катить Стрейнджлав по полу Военной комнаты, которая теперь покрыта заварным пирогом примерно на полфута глубиной. Они двигаются медленно, пока не достигают президента и российского посла, которые сидят, скрестив ноги, лицом друг к другу и строят замок из песка. «Что в Сэме Хилле …» — бормочет генерал Тургидсон. «Ах», — говорит Стрейнджлав. «Я думаю, что их умы сломались из-за напряжения. Возможно, их придется институционализировать». Когда они приблизились к покрытому пирогом строю генералов и адмиралов, генерал Тургидсон серьезно объявляет: «Что ж, мальчики, похоже, будущее нашей великой земли будет в руках таких людей, как доктор.Странная любовь здесь. Так что давайте послушаем троих для хорошего доктора! »И когда он снова отталкивается, жуткая формация поднимает голоса в тонком, призрачном причитании:« Бедро, бедро, ура, бедро, бедро, ура! », За которым следует Вера Линн. исполнение «Мы встретимся снова». Камера поднимается и возвращается назад в драматическом длинном кадре, пока генерал Тургидсон движется по полу военного зала в метафорическом визуальном союзе Безумного ученого и вооруженных сил США. Конец. Подробнее »
Доктор Стрейнджлав или: Как я научился перестать волноваться и полюбил бомбу (1964)
Общая информация
Вполне возможно, что персонаж, полковник «Летучая мышь» Гуано, мог быть основан на генерале Мэтью Риджуэе.Он был известен тем, что имел две гранаты на своей униформе, чтобы показать своим войскам, что он тоже боец. Было сказано, что его адъютанты могли дать ему нейтрализованные гранаты, чтобы избежать неожиданной аварии. Узнать больше »
Болваны
Изображенные возможности бортовой РЛС на B-52 фантастичны. У B-52 никогда не было полностью вращающегося радара с оптическим прицелом, у него был радар наземной атаки, а радар орудийной башни так не работал. В 1960-х годах ни один бортовой радар не мог обнаружить такую маленькую цель, как ракета земля-воздух, на расстоянии 50 миль.Радар обзора не сможет отобразить взрыв ракеты в середине обзора. Узнать больше »
Цитаты
[первые строки]
Рассказчик:
Более года среди высокопоставленных западных лидеров в частном порядке распространялись зловещие слухи о том, что Советский Союз работал над тем, что было мрачно намекало на то, что должно быть абсолютным оружием: устройством судного дня. Источники разведки проследили местонахождение сверхсекретного российского проекта до вечно окутанной туманом пустоши под арктическими вершинами Жоховских островов.Что они строили и почему это должно быть расположено в таком глухом и заброшенном месте, никто не мог сказать.
Подробнее »
Сумасшедшие кредиты
Название сценария написано неправильно. Он гласит: «База» по книге Питера Джорджа «Red Alert». Об этом говорится в приложении к DVD о создании фильма. Узнать больше »
Альтернативные версии
Из фильма была вырезана целая альтернативная финальная сцена, включающая драку огромного пирога с заварным кремом между всеми в военной комнате.Ниже приведены события в том виде, в каком они произошли: эта видеозапись началась в той точке в Военной комнате, где российский посол во второй раз тайком фотографирует Большой Совет, используя шесть или семь крошечных шпионских камер, замаскированных под наручные часы. , кольцо с бриллиантом, зажигалка и запонки. Глава Объединенного комитета начальников штабов генерал ВВС Бак Тургидсон (Джордж С. Скотт) ловит его на месте преступления, как и раньше, схватывает его и бросает на пол. Они яростно сражаются, пока не вмешивается президент Меркин Маффли: «Это Военная комната, джентльмены! Как вы смеете здесь драться!» Генерал Тургидсон не обеспокоен.«На этот раз мы покончили с крысой-коммунистом, господин президент!» Отряд из четырех военных полицейских, которые ранее сопровождали посла в Военную комнату, остается в стороне, пока генерал Тургидсон продолжает: «Господин президент, мой опыт в этих вопросах шпионажа заставил меня быть более скептичным, чем ваш средний Джо. Я думаю, эти камеры, — он указывает на множество хитроумных устройств, — могут быть фиктивными камерами, Просто чтобы нас отвлечь. Я говорю, что у него спрятан настоящий Маккой. Я хотел бы получить ваше разрешение, мистерПрезидент, чтобы его полностью обыскали ».« Хорошо, — говорит президент, — разрешение получено ». Генерал Тургидсон обращается к военной полиции:« Хорошо, ребята, вы слышали президента. Я хочу, чтобы вы тщательно обыскали посла. И из-за крошечности его оборудования не упускайте из виду ни одно из семи телесных отверстий. «Камера фокусируется на лице посла, когда он слушает и мысленно вычисляет отверстия с выражением большого раздражения. Почему вы, капиталистические свиньи!» — рычит он и протягивает руку к огромному трехъярусному столу, который вкатили ранее.Затем он поворачивается к генералу Тургидсону, у которого теперь выражение опасения на лице, когда он уклоняется в сторону, умудряясь уклониться от пирога с заварным кремом, который бросает в него посол. Президент Маффли стоял прямо за генералом, так что, когда он пригибался, президенту били пирогом прямо по лицу. Он настолько поражен явным унижением от удара пирогом, что просто теряет сознание. Генерал Тургидсон ловит его, когда он падает в обморок. «Джентльмены, — произносит он нараспев, — президента сбили с ног в расцвете сил и своего президентства.Я говорю массовое возмездие! »И он берет еще один пирог и швыряет его в посла. Тот промахивается и попадает вместо генерала Фейсмана, объединенного главнокомандующего, представляющего армию. Фейсман в ярости.« На этот раз ты зашел слишком далеко, Бак! — говорит он, сам бросая пирог, который попадает в адмирала Пупера, главнокомандующего военно-морскими силами, который, конечно же, также принимает ответные меры. Начинается грандиозная битва за пирог. Между тем, параллельно с битвой пирогом происходит еще одна последовательность. раз, когда был брошен первый пирог, доктор.Стрейнджлав поднимается с инвалидной коляски. Затем с безумным взглядом он кричит: «Майн фюрер, я могу валк!» Он торжествующе делает шаг вперед и падает лицом вниз. Он немедленно пытается вернуться в инвалидное кресло, извиваясь по полу, который настолько отполирован и скользкий, что инвалидное кресло ускользает от досягаемости, как только Стрейнджлав к нему прикасается. Мы перерываем между схваткой за пирог и змеиными движениями Стрейнджлав — тянуться и ускользать, тянуться и ускользать — что предполагает любопытное, мрачное па-де-де.Когда стул наконец достигает стены, он стреляет боком по полу и останавливается в десяти футах от него, безнадежно вне досягаемости. Стрэнджлав, измученный и подавленный, подтягивается и садится на пол, прислонившись спиной к стене в дальнем конце Военного зала. На мгновение он смотрит на происходящую там сюрреалистичную деятельность, битву за пирог, похожую на далекую, размытую, белую метель. Камера приближается к Стрейнджлаву, когда он без всякого выражения смотрит на далекую схватку.Затем, незаметно для него, его правая рука медленно поднимается, перемещается во внутренний карман его куртки, изрядно незаметно достает немецкий пистолет Люгера и перемещает ствол к правому виску. Рука, держащая пистолет, в последнюю минуту захватывается свободной рукой, и обе схватываются за ее контроль. Рука, сжимающая запястье, преобладает и способна отклонить цель пистолета, так что, когда он выстреливает с огромным ревом, он не попадает в висок. Взрыв разносится с такой громкостью, что битва за пирог замирает.Картина белого и призрачного вида: Стрейнджлав смотрит на мгновение, прежде чем понять, что он одержал верх. «Джентльмены», — зовет он их. «Хватит этих детских игр. У Ви есть чем заняться. Аззембл, пожалуйста!» На мгновение никто не двигается. Затем одинокая фигура выходит из строя: это генерал Тургидсон, который идет через комнату к инвалидной коляске и толкает ее к пораженному Стрейнджлаву. «Могу я помочь вам сесть на стул, доктор?» он спрашивает. Он начинает катить Стрейнджлав по полу Военной комнаты, которая теперь покрыта заварным пирогом примерно на полфута глубиной.Они двигаются медленно, пока не достигают президента и российского посла, которые сидят, скрестив ноги, лицом друг к другу и строят замок из песка. «Что в Сэме Хилле …» — бормочет генерал Тургидсон. «Ах», — говорит Стрейнджлав. «Я думаю, что их умы сломались из-за напряжения. Возможно, их придется институционализировать». Когда они приблизились к покрытому пирогом строю генералов и адмиралов, генерал Тургидсон серьезно объявляет: «Что ж, мальчики, похоже, будущее нашей великой земли будет в руках таких людей, как доктор.Странная любовь здесь. Так что давайте послушаем троих для хорошего доктора! »И когда он снова отталкивается, жуткая формация поднимает голоса в тонком, призрачном причитании:« Бедро, бедро, ура, бедро, бедро, ура! », За которым следует Вера Линн. исполнение «Мы встретимся снова». Камера поднимается и возвращается назад в драматическом длинном кадре, пока генерал Тургидсон движется по полу военного зала в метафорическом визуальном союзе Безумного ученого и вооруженных сил США. Конец. Подробнее »
Обзор и краткое содержание фильма «Доктор Стрейнджлав» (1964)
Это может быть опасно для актера.Режиссеры часто просят актеров недооценивать более близкие кадры, потому что слишком много движений лица приводит к ограблению или переигрыванию. Билли Уайлдер однажды попросил Джека Леммона «немного поменьше» столько дублей подряд, что Леммон наконец взорвался: «Чего ты хочешь! Ничего?» Леммон вспоминает, что Уайлдер поднял глаза к небу: «Дай бог!» Кубрик, чье внимание к мельчайшим деталям в каждом кадре было навязчивым, знал бы о лицевой гимнастике Джорджа Скотта, и все же он одобрял их, и когда вы смотрите «Странную любовь», вы понимаете, почему.
Работа Скотта скрыта у всех на виду. Его лицо здесь такое пластичное и подвижное, что напоминает Джерри Льюиса или Джима Керри (в совершенно разных фильмах). Тем не менее, вы не замечаете сознательно его выражение лица, потому что Скотт продает его энергией и убежденностью своего выступления. Он имеет в виду то, что говорит, настолько настойчиво, что выражения сопровождают его диалог, а не отвлекают его. Рассмотрим сцену, в которой его персонаж, генерал Бак Тургидсон, сообщает президенту, что вполне вероятно, что бомбардировщик B-52 сможет пролететь под российскими радарами и доставить полезную нагрузку, даже если вся советская авиация знает, где находится самолет. во главе.«Он может так низко врезаться в этого ребенка!» — говорит Скотт, широко раскинув руки, как крылья, и трясет головой от восхищения тем, насколько хороши его пилоты — настолько хороши, что один из них вот-вот положит конец цивилизации.
Другой актер, размахивая руками, мог бы выглядеть абсурдно. Скотт настолько полно воплощает язык тела, что играет просто как драму (и комедию). В другой сцене, бегая по Военной комнате, он поскользнулся, упал на колено, выпрямился и продолжил. Перфекционист Кубрик оставил незапланированный промах в фильме, потому что Скотт сделал его убедительным, а не случайным.
«Доктор Стрейнджлав» (1964) наполнен великолепными комическими перформансами, и к тому же, потому что в фильме так мало всего, кроме лиц, тел и слов. Кубрик снимал его в четырех основных местах (офис, периметр базы ВВС, «Военная комната» и интерьер бомбардировщика B-52). Его спецэффекты грамотные, но не ослепляющие (мы явно смотрим на авиамодели над Россией). Комната войны, один из самых запоминающихся интерьеров фильмов, была создана Кеном Адамом из круглого стола, кольца огней, некоторых карт с обратной проекцией и темноты.Штаб генерала Джека Д. Риппера, взволнованного генерала ВВС, представляет собой просто комнату с какой-то офисной мебелью.
Обзор Dr Strangelove, или Как я научился перестать беспокоиться и полюбил бомбу — все еще круто | Dr Strangelove
Сатира Стэнли Кубрика, посвященная ядерному холокосту, «Доктор Стрейнджлав, или как я научился перестать беспокоиться и полюбить бомбу» теперь переиздана по всей стране, одновременно с ретроспективой Кубрика в лондонском BFI Southbank. Он был написан Кубриком вместе с журналистом и контркультурным сатириком Терри Южным, трансформировав традиционный триллер Red Alert валлийского автора Питера Джорджа.
Strangelove был выпущен в 1964 году, через два года после кубинского ракетного кризиса и за 31 год до реального сценария Strangelove, когда президент России Борис Ельцин едва не нажал красную кнопку после того, как американская метеорологическая ракета исследовала северное сияние у берегов Норвегии. был воспринят российскими военными как враждебный жест. Фильм Кубрика об этом леденящем кровь событии уместен, хотя он уже обсуждался в ядерном документальном фильме Люси Уокер «Обратный отсчет до нуля».
Абсурдный ужас… Питер Селлерс и Стерлинг Хайден. Фотография: Columbia TriStar / Getty Images
Может быть, именно доктор Стрейнджлав действительно убедил всех нас перестать беспокоиться о бомбе. Возможно, этот фильм внушил нам черную комедию, абсурдно и иронизировал ужасы и сделал немыслимое мыслимым. Но я никогда не смогу смотреть это без разжижения кишечника страха. Каким-то образом это наиболее остро, когда Питер Селлерс, играя жесткой верхней губы RAF офицер Лионеля Mandrake является отрывисто сообщил его сумасшедшей американский командир бригадный генерал Джек Потрошитель (Sterling Hayden), что ядерное противостояние началось — что сказать, риппер заблаговременно начал войну, чтобы помешать коммунистам истощить драгоценные физиологические жидкости Америки.«Черт возьми, русские замешаны, сэр?» дышит Мандрагора. Это должно быть странно, но тихий страх в голосе Селлерса вполне реален.
Хайден хорошо подходил для этой сатирической роли. В качестве офицера разведки во время Второй мировой войны он служил с партизанами Тито и в 1946 году в духе боевой храбрости и восхищения ими ненадолго вступил в Коммунистическую партию. Комитет по антиамериканской деятельности дома заставил его назвать имена, а ФБР в частном порядке пригрозило, что отказ будет означать, что он потеряет опеку над своими детьми в продолжающемся деле о разводе.Хайден сожалел о том, что подчинился, и роль Джека Д. Потрошителя была его способом немного дать отпор напуганным хулиганам.
Это был, пожалуй, звездный час Селлерса на экране, с его бравурной разноплановой игрой, игрой Мандрагоры, а также коварно мягким мандариновым президентом Меркином Маффли и, что самое вопиющее, бывшим нацистским ученым, вдохновленным V-2. ученый-ракетчик Вернер фон Браун. Это доктор Мерквюрдиглибе, англичанин назвавший свое имя Стрейнджлав: инвалид-колясочник и стратег-провидец, который имеет привычку обращаться к президенту как «Майн фюрер» и, по мере приближения ядерных жертвоприношений, начинает обсуждать, как можно вывести американскую расу мастеров. в шахте, ожидая, пока исчезнет радиация после удара.Воодушевленный этой новой фашистской идеей и ее сексуальными возможностями, он затем переживает необычайное личное чудо. (Только при повторном просмотре этого фильма на этой неделе я почувствовал, что Селлерс черпал вдохновение здесь, на своем Goon Show товарища Спайка Миллигана.)
Сцены из «боевой комнаты» необычны. Эффектный дизайн Кена Адама повлиял на представление каждого о том, как и где эти решения должны обязательно приниматься — в декорациях типа злодея Бонда. (Недавняя телевизионная версия «Человека в высоком замке» содержала устрашающую дань уважения с огромным, темным, устрашающе освещенным круглым столом, за которым послевоенные нацисты обсуждают свои планы глобального ядерного удара.) И Стрейнджлав эффективно напоминает нам о менталитете войны — «Перл-Харбор» думает, что безумный, но, тем не менее, дальновидный Риппер знал, что он возьмет верх, как только он зажжет фитиль. Власти начинают планировать упреждающие удары по военным возможностям противника, которые вполне могут быть мобилизованы из-за их собственной бессмысленной и неспровоцированной атаки.
Эпоха не исчерпала того последнего тошнотворного кошмара грибовидных облаков, установленного для обнадеживающей Веры Линн «Мы встретимся снова» — подчеркивая, как уверенность Второй мировой войны перестала иметь значение в ядерный век.
«Доктор. «Странная любовь» — ИСТОРИЯ
Черный комический шедевр Стэнли Кубрика, «Доктор Стрейнджлав» или «Как я научился перестать беспокоиться и полюбить бомбу» открывается в кинотеатрах и вызывает одобрение критиков и публики. Популярность фильма свидетельствовала об изменении отношения к атомному оружию и концепции ядерного сдерживания.
В фильме рассказывается о действиях нечестивого офицера США, который считает, что коммунисты угрожают «драгоценным жидкостям тела» американцев.Без разрешения он приказывает бомбардировщикам США нанести атомные удары по Советскому Союзу. Когда становится очевидно, что некоторые из бомбардировщиков действительно могут сбросить свои атомные нагрузки, американский президент Меркин Маффли в отчаянии звонит своему советскому коллеге. Российский лидер сообщает Маффли, что атомная атака на Советский Союз автоматически высвободит ужасную «машину судного дня», которая уничтожит все живое на планете. Главный советник Маффли по внешней политике д-р.Стрейнджлав заверяет президента и высших должностных лиц, что еще не все потеряно: они могут, утверждает он, выжить даже в машине судного дня, отступив в глубокие шахты.
Внимательное изучение персонажа доктора Стрейнджлава показало, что он, вероятно, состоял из трех человек: Генри Киссинджер, политолог, писавший о стратегии ядерного сдерживания; Эдвард Теллер, ключевой ученый в разработке водородной бомбы; и Вернер фон Браун, немецкий ученый, который был ведущей фигурой в ракетных технологиях.
Однако мало внимания требовалось, чтобы понять сатирические нападки Кубрика на американскую и российскую политику накопления ядерных запасов и массированного возмездия. В фильме акцентируют внимание на некоторых священных убеждениях американской оборонной стратегии, что вызвало отклик у американского народа. В частности, после пугающего кубинского ракетного кризиса 1962 года, когда ядерное уничтожение казалось вполне реальной возможностью, американское общество все больше желало подвергать сомнению зависимость страны от ядерного оружия.
Как я научился перестать волноваться и полюбил бомбу — Центр IFC
12 января 2018 г. — 15 января 2018 г.
Проекция DCP
«Пожалуй, самый идеально реализованный фильм Кубрика, просто потому, что его циничное видение прогресса технологий и человеческой глупости сочетается с комедией, в данном случае с блестящим сценарием Терри Саузерна, в котором мир приходит к концу благодаря паранойе безумного американского генерала. женщины и коммуняки.Три роли Селлерса — это что-то вроде снисходительной демонстрации, хотя как молчаливый офицер Королевских ВВС и президент США он отлично играет. Лучше, однако, Скотт в роли фанатичного военного, разочарованного политическим педалированием, и — особенно — Хайдена в роли осажденного сумасшедшего, который нажимает на кнопку. Кубрик хотел, чтобы выходки закончились финалом с заварным кремом, но, слава богу, он этого не сделал; Результат — пугающий, веселый и кошмарно красивый, гораздо более эффективный в изображении безумия и призыва к разоружению, чем любой другой достойный документальный фильм против ядерной бомбы.”- Тайм-аут (Лондон)
Показ в рамках серии Weekend Classics Непростые гонщики: 60-е годы Голливуда, — часть фестиваля Карнеги-Холла « 60-е: годы, изменившие Америку».
- Страна США
- Год 1964
- Продолжительность 95 минут
- Режиссер Стэнли Кубрик
- Сценарист Питер Джордж (книга и сценарий), Терри Саузерн (сценарий), Стэнли Кубрик (сценарий) )
- Редактор Энтони Харви
- Оператор Гилберт Тейлор
- Актеры Питер Селлерс, Джордж К.Скотт, Стерлинг Хайден
Wrap Shot: Доктор Стрейнджлав: Или как я научился перестать волноваться и полюбил бомбу
Гилберт Тейлор, BSC обсуждает свою работу над мрачной сатирой Стэнли Кубрика о холодной войне.
Для опытного кинематографиста Гилберта Тейлора, BSC — тогда всего 51 год — 1964 был знаменательным годом, когда был выпущен не только музыкальный фэнтези режиссера Ричарда Лестера A Hard Day’s Night с The Beatles в главной роли, но и фильм Стэнли Кубрика Dr.Strangelove: или Как я научился перестать беспокоиться и полюбить бомбу, , которая мгновенно стала классикой.
Гилберт Тейлор, BSC, съемки в «Военном зале» на студии Shepperton Studios.
Обладая графическим высококонтрастным освещением от Тейлора, « Strangelove в то время представлял собой уникальный опыт, поскольку освещение должно было быть включено в декорации и практически не использовалось другого света», — сказал кинематографист American Cinematographer in 2006 г., когда был удостоен международной премии ASC.
Доктор Стрейнджлав (Питер Селлерс) в загадочном снимке.
Это использование источника освещения, пожалуй, лучше всего иллюстрируется обширными сценами, установленными в «Военной комнате», зловещем и культовом центре управления и контроля, разработанном арт-директором Кеном Адамом, где президент США Меркин Маффли (Питер Селлерс) и его советники неправильно управляют ядерный кризис, начатый негодяем генералом ВВС.
Обладая блестящим черным полом Formica и круглым столом размером 22 дюйма, освещенным подобным ореолу кольцом раскаленных добела люминесцентных светильников, этот огромный набор был разработан, чтобы предложить эпическую игру в покер, в которой игроки делают ставку на радиоактивные судьба человечества, действие которой отображается на огромных электронных табло, нависающих над всем.«Освещение боевой комнаты было чистой магией, и я не совсем понимаю, как мне все сошло с рук!» — сказал Тейлор. «Но по большей части это была та же формула, основанная на накладных расходах, таких как заливка и подрыв ключа на гранях сбоку».
«Кубрик дошел только до любого типа стопора или объектива. Его идея заключалась в том, чтобы снять полароид этого объекта, показать его мне и спросить: «Что ты думаешь?» Я отвечал: «Это ужасно», и вот как у нас все получилось ».
В то время как его режиссер был опытным фотографом и хотел принимать непосредственное участие во всех аспектах производства, Тейлор засвидетельствовал, что «Кубрик продвинулся только в том, что касается любого типа стопора или объектива.Его идея заключалась в том, чтобы снять полароид этого объекта, показать его мне и спросить: «Что ты думаешь?» Я отвечал: «Это ужасно», и вот как у нас все получилось ».
Пилотируя свой поврежденный B-52, Майор Конг (Слим Пиккинс) изучает план атаки R.
В период подготовки фильма Тейлор сделал обширную аэрофотосъемку, необходимую для пластин обратной проекции, используемых в эпизодах, происходящих на борту своенравного B-52. большой опыт работы оператора в РАФ. «Стэнли ненавидел находиться в воздухе, — сказал Тейлор AC , — поэтому во время подготовки к Strangelove я проехал около 28000 миль на B-17 Flying Fortress, снимая воздушные материалы.Я помню ночь, когда мы взлетели; В четыре часа дня было темно как смоль, и мы поднимались с Крепостью в Исландию, а затем в Гренландию. В аэропорту шел полуснег, и внезапно кто-то сказал: «Стэнли здесь». Я подумал: «О боже, только не сейчас!» Он поднялся на борт самолета и сказал моему механику: «Крепления камеры слишком тугие. «Я проделал много такой работы, и я хотел, чтобы эти крепления были абсолютно прочными с самолетом, а не все шаткими. Когда Стэнли начал свою критику, я сказал пилоту: «Вы можете запустить один двигатель?» Он запустил его, и Стэнли буквально вылетел из самолета.Как только он вышел за дверь, я заставил их снова затянуть эти болты «.
Тем не менее, часто на прогулке была жена Тейлора Дайан, которая создала сложную систему записи для отслеживания отснятого материала, большая часть которого была снята на инфракрасное изображение. «В частности, пластины, которые использовались, когда Слим Пикинс спускает бомбу к цели в конце. В противном случае это было бы невозможно ».
Опыт работы Тейлора в воздушном пространстве частично был проинформирован его службой во время Второй мировой войны.
В ноябре 1939 года он поступил в добровольческий резерв Королевских ВВС, «и прошел трехлетний курс фотографии за 16 недель». Тейлор отличился шестью годами военной службы в качестве офицера и оперативного оператора. Его обучали летать в качестве наводчика среднего звена на бомбардировщиках Ланкастер, но его основная задача заключалась в фотографировании целей ночных налетов 1000 самолетов на Германию после сброса бомб. «Об этом попросил Уинстон Черчилль, и мои материалы были доставлены на Даунинг-стрит, 10, чтобы он мог их просмотреть.Он хотел, чтобы публика увидела, что делают наши ребята. Я провел 10 таких операций, включая рейды на Кельн и Дрезден. При открытии второго фронта я взял небольшую операционную группу операторов, чтобы освещать все новости, включая [освобождение] концентрационных лагерей и [подписание] перемирия. Вы можете спросить, как этот опыт помог мне подготовиться к карьере в кино. Что ж, они определенно сделали меня жестче ».
Горит модель своенравного B-52 Кубрика во время съемок сцены атаки базы Берпельсона.
Стрэнджлав , снятые в документальном стиле боевые кадры, на которых армия США штурмует укрепленную базу ВВС Берпельсон с целью поимки невменяемого генерала Джека Т. Риппера (Стерлинг Хайден), в основном снята самими Тейлором и Кубриком. «Стэнли умел обращаться с фотоаппаратом, поэтому я сказал ему:« Из-за всей этой военной чепухи мы оба наденем боевые костюмы, и у обоих есть аррифлексы, и мы просто займемся этим с мужчинами ». Будем снимать, как боевые кинооператоры ».
Чтобы придать сцене особую суровость, Тейлор заказал «много специальной пленки, которая не была полностью панхроматической и изначально использовалась военными для копирования документов.Так что это было очень контрастно, и только позже я узнал, насколько это медленно — информация, которую я имел, была совершенно неверной. Но сцена выглядит великолепно ».
«Стэнли было трудно контролировать, так как у него были свои очень сильные идеи о фотографии! Но мне удалось порадовать его всеми моими американскими и британскими учебниками в кармане ».
Кубрик делает ставку на актрису Трейси Рид. Тейлор можно увидеть в зеркале.
Тейлор добавил, что «Стэнли было трудно контролировать, поскольку у него были свои очень сильные идеи о фотографии! Но мне удавалось порадовать его всеми моими американскими и британскими учебниками в кармане.Он был разочарованным оператором с огромным талантом. Иногда мне казалось, что его рука лежит на кисти, а краска сходит с нее! »
Хотя Тейлор и Кубрик натолкнулись на Strangelove , режиссер признал исключительную работу, созданную в результате сотрудничества, и попросил оператора снять его следующий полнометражный фильм, 2001: A Space Odyssey (1968). «Я не хотел этого делать, но Стэнли попросил меня поработать три недели до начала основной фотографии, и у меня было время, поэтому я согласился», — сказал Тейлор.«Ну, я пошел в студию, чтобы посмотреть на вещи, и появился Джеффри Ансуорт [BSC]. Он сказал: «Стэнли сказал мне прийти к вам, потому что он хочет, чтобы я увидел, что вы делаете». Ну, я понятия не имел, что Джефф уже собирался снимать картину, но я сказал ему: «Если ты не будешь» Не возражаю, чтобы увидеться со мной, я рад видеть тебя. «Я подумал, что это было плохим поступком с Джеффом, но таким был Стэнли».
В течение пятидесятилетней карьеры Тейлор снимал такие художественные фильмы, как «Отвращение », «Бедфордский инцидент», «Трагедия Макбета», «Безумие», «Предзнаменование», «Звездные войны — эпизод IV», «Дракула » и «Флэш Гордон» .
Вы можете прочитать наш полный профиль о Тейлоре за 2006 год здесь.
Кинематографист умер 23 августа 2013 года в возрасте 99 лет.
Если вам нравятся архивные и ретроспективные статьи о классических и влиятельных фильмах, вы найдете больше AC исторический обзор здесь.
.