Дикие сердцем (фильм) — это… Что такое Дикие сердцем (фильм)?
- Дикие сердцем (фильм)
«Дикие сердцем» (англ. Wild At Heart) — фильм Дэвида Линча 1990 года.
Сюжет
Сэйлор (анг. — Морячок, Кэйдж) и Лула (Дерн) — любовники действительно дикие сердцем. Когда они не занимаются бешеной любовью, то спасаются от злой мамаши Лулы, Мариэтты (Лэдд), натравившей на Сэйлора наемных убийц.
Сэйлор Рипли отсидел в тюрьме за убийство громилы матери его подружки, и теперь возвращается за своей любимой Лулой. Они долго не думают, срываясь в путь по извилистым дорожкам. В погоню за беглецами вначале пускается дружок Мариэтты, частный детектив Джонни (Гарри Дин Стэнтон), а когда Джонни возвращается ни с чем, Мариэтта призывает на помощь своего бывшего любовника, гангстера Сантоса (Дж.И. Фриман)…
Так что впереди и сзади тупики – но безумную поездку следует исполнить до конца…
В ролях
Награды и номинации
Награды
Номинации
- 1991 «Оскар»
- Лучшая актриса второго плана — Дайан Лэдд
- 1991 Премия «Золотой глобус»
- Лучшая актриса второго плана — Дайан Лэдд
Ссылки
- 1991 «Оскар»
Wikimedia Foundation.
2010.
- Подразделение «Дельта» 2 (фильм)
- Жидкое небо (фильм)
Смотреть что такое «Дикие сердцем (фильм)» в других словарях:
Дикие сердцем — Wild At Heart Жанр … Википедия
Дикий сердцем (фильм) — Дикие сердцем Wild At Heart Жанр драма, триллер Режиссёр Дэвид Линч Продюсер Майкл Кун … Википедия
Дикие ангелы — The Wild Angels Жанр боевик Режиссёр Роджер Кормен Продюсер Роджер Кормен Сэмюэл З … Википедия
Дикий сердцем — Дикие сердцем Wild At Heart Жанр драма, триллер Режиссёр Дэвид Линч Продюсер Майкл Кун … Википедия
Простая история (фильм, 1999) — Простая история The Straight Story … Википедия
Человек-слон (фильм) — Человек слон The Elephant Man Жанр драма … Википедия
Пианист (фильм) — У этого термина существуют и другие значения, см. Пианист (значения). Пианист The Pianist … Википедия
Слон (фильм) — У этого термина существуют и другие значения, см. Слон (значения). Слон Elephant … Википедия
Андерграунд (фильм) — Андерграунд Underground Жанр … Википедия
Подполье (фильм) — Андерграунд Underground Жанр Трагикомедия, фантасмагория Режиссёр Эмир Кустурица Продюсер К … Википедия
не краткий путеводитель по фильмографии мэтра — Российская газета
Впрочем, личное мнение все смогут составить уже в ближайшие дни. А пока «Кинократия», пользуясь случаем, запускает цикл статей (или, можно сказать, путеводитель), посвященных творчеству создателя шоу — Дэвида Линча. Для начала — дайджест его полнометражных фильмов.
«Голова-ластик» (1977)
Первая работа — и сразу настоящий Линч во всей своей специфической красе. У угрюмого Генри Спенсера (Джек Нэнс — позже добродушный простак Пит Мартелл из «ТП») и его давней подруги рождается кошмарный ребенок-мутант (любопытный факт: за несколько лет до этого Линч сам стал отцом). С которым надо как-то жить (или не жить). Это если коротко. А если подробнее, то характеристика, данная самим автором фильма — мол, это «сон о темных и тревожных вещах», — не отражает и сотой доли того, насколько темен и тревожен Eraserhead.
Даже (особенно) в наше высокотехнологичное время лаконичная черно-белая картинка вкупе с сюрреалистическими эскападами производит на зрителя неизгладимое впечатление (а часть отборного бреда была из финальной версии вырезана). «Единственный писатель, который мог бы стать моим братом, это — Франц Кафка», — говорил много лет спустя Линч (признавшись также, что написал сценарий для «Превращения»), и в его полнометражном дебюте это заметно особенно сильно.
Как трактовать все происходящее в «Голове-ластик», критики и простые зрители спорят до сих пор. И будут спорить вечно, ведь хорошо всем теперь знакомая ненависть маэстро к конкретике при обсуждении своих картин сразу проявила себя.
На съемки своей первой картины Линч потратил целых пять лет. В этот период будущий мэтр в полной мере столкнулся с деструктивным влиянием полноценной творческой жизни на жизнь личную, сделав окончательный выбор в пользу искусства. На втором году работы над «Головой» он расстался с первой женой Пегги.
Неудивительно, что к этой ленте отношение у Линча особенное. В свое время он сказал о ней: «Идеально», признавшись затем, что это единственный подобный случай.
«Человек-слон» (1980)
Второй лентой Дэвида должен был стать сумасшедший «Ронни-ракета», который, судя по тому, что о нем известно, выглядел бы вполне логично в его фильмографии. Однако проекту так и не суждено было реализоваться, а творческий путь Линча свернул в совершенно неожиданную сторону.
Продюсер Стюарт Корнфелд, работавший тогда с Мелом Бруксом, так полюбил «Голову-ластик», что решил непременно заполучить ее автора для «Человека-слона» — драмы, основанной на реальной истории Джона Меррика, человека с чудовищными физическими уродствами. Малоопытный и маргинальный режиссер во главе недешевого байопика от Paramount с британскими звездами — удивились и подвальные любители артхауса, и пожиратели попкорна.
Меррика долгое время показывали в цирках, но потом в дело вмешался добрый доктор Тривз (блистательный сэр Энтони Хопкинс), выяснивший, что «урод» — не просто балаганный пугач, а личность с тончайшей душевной организацией. Показано все это в викторианской манере — исходя не столько из соображений исторической достоверности, сколько из желания Линча создать визуально мощное и запоминающееся произведение, пусть и «простое», без фирменных фокусов (почти). И оно таковым действительно получилось.
«Человек-слон» получил целых восемь номинаций на «Оскар» — включая основные, но не взял ни одной статуэтки. Зато выиграл «Сезар» и звание лучшего фильма BAFTA. А перед его режиссером раскрылись двери в мир голливудского мейнстрима.
«Дюна» (1984)
Двери-то раскрылись, но сам мир для такого своеобразного художника и убежденного аутсайдера, как Линч, проще и понятней не стал. Сначала он должен был участвовать в работе над «Красным драконом» по Томасу Харрису, потом Джордж Лукас пригласил его снять шестой эпизод «Звездных войн» (остается только пожалеть, что не преуспел). И все это время не складывалась работа над тем, что на самом деле волновало Линча — над «Синим бархатом».
Все же слава «Человека-слона» привлекала внимание, и вскоре режиссеру предложили экранизировать культовый роман «Дюна». Фантастика мало привлекала Дэвида (поэтому он и отказался от «Возвращения джедая»), но вселенной Фрэнка Герберта он вдруг заинтересовался. Более того — даже написал половину сценария к «Дюне-2», а по контракту должен был снять еще две части. Однако первый фильм провалился, и франшизу свернули.
Многим фанатам Герберта не понравилось весьма вольное обращение режиссера с книжным оригиналом. А поклонники «Головы-ластик» вообще не поняли, зачем Линч в это ввязался. Зато остальные по достоинству оценили отсылки к лентам чилийского гения-сюрреалиста Алехандро Ходоровского (изначально снимать «Дюну» должен был именно он), психоделические декорации планеты Арракис и впечатляющий кастинг. Муад’Диба Пола Атрейдеса сыграл Кайл Маклахлен, его отца Лето — Юрген Прохнов, упитанного Владимира Харконнена — колоритный Кеннет Макмиллан. А еще засветились Патрик Стюарт, Макс фон Сюдов и даже Стинг.
Тем не менее Линч не очень любит вспоминать этот фильм, с тех пор решив никогда не позволять продюсерам вмешиваться в процесс монтажа, который заметно навредил и без того не самой удачной его картине.
«Синий бархат» (1986)
Маклахлен после «Дюны» оказался повязан с Линчем на довольно долгое время. В будущем играл главную роль в «Твин Пикс» (но это, конечно, отдельная история). А до этого появился в «Синем бархате» — бескомпромиссной деконструкции нуарного детектива.
Точнее, начинается-то все именно как классический нуарный детектив. А вот продолжается в духе настоящего линчевского кино — с разнообразными мистическими линиями, искажением реальности, обильными фрейдистскими аллюзиями (вся лента является рассуждением на тему Эдипова комплекса), насекомыми и прочим откровенным сумасшествием. Плюс — оммажи Хичкоку и Лоутону, издевательская пародия на мыльные оперы в финале, музыка несравненного Анджело Бадаламенти и, опять же, мощнейший актерский состав. Помимо Маклахлена, тут вам и Лора Дерн, и Изабелла Росселлини, и многие другие. Здесь даже можно найти прото-БОБа, жуткого типа Фрэнка в исполнении Денниса Хоппера, однажды позвонившего искавшему актера на эту роль Линчу и заявившего, что он — и есть Фрэнк.
«Синий бархат» режиссер признает «компенсацией за «Дюну». Начиная с него, он вернулся в родной терновый куст и с упоением начал выплясывать свой мистический танец на крыше пижонского авто. Вместе с сюрреализмом вернулись — после Англии конца XIX века и Мексики с ее инопланетными пейзажами — и любимые локации американской глубинки, таящие в себе легионы бесов.
«Дикие сердцем» (1990)
В «Диких сердцем» Маклахлена нет. Зато есть Николас Кейдж в едва ли не лучшей своей роли и с курткой из змеиной кожи, снова Лора Дерн, феерический Уиллем Дефо, песня Криса Айзека Wicked Game (впоследствии — хит из хитов) и более чем провокационный юмор. С «Бархатом» фильм роднит суть: это ведь тоже деконструкция, только уже шаблонной и дурацкой голливудской криминальной мелодрамы (но это, конечно, только на первый взгляд). А с «Дюной» — тот факт, что Wild At Heart — экранизация романа.
Его автор — Барри Гиффорд — к версии Линча оказался более чем благосклонен, хотя и признал, что общего у его книги с киноадаптацией — не так много. Вот у кого стоило бы поучиться Станиславу Лему, разгромившему «Солярис» Тарковского, и Стивену Кингу, чье недовольство «Сиянием» великого Кубрика уже стало мемом.
Ради «Диких сердцем» Линч оставил работу над вторым сезоном «Твин Пикс», за которым в основном уже приглядывал издалека. И не зря — фонтанирующий веселой жестокостью (и вызвавший многочисленные и небезосновательные ассоциации с вышедшим чуть позднее дебютным фильмом Тарантино «Бешеные псы») фильм принес Линчу «Пальмовую ветвь». Пятый фильм мастера (а к этому времени сомнений в заслуженности этого звания никто уже не испытывал) стал вехой сразу в нескольких жанрах — от черной комедии и роуд-муви до психологического триллера и любовной драмы.
«Твин Пикс: Сквозь огонь» (1992)
Парадокс: полнометражный приквел «Твин Пикс», самого успешного детища Линча, — одно из двух (наряду с «Дюной») его произведений, которые даже самые ярые его любители чаще всего называют откровенно неудачным.
Казалось бы, все нужные ингредиенты на месте: агент Купер, семейство Палмеров, жуткие обитатели Черного Вигвама, да еще и Дэвид Боуи в придачу (впрочем, до этого точно так же «не сработал» Стинг). Ан нет. Попытка рассказать, что происходило с многострадальной Лорой за несколько дней до ее убийства, получилась бессвязной, скучной, вялой и в плохом смысле странной (читай: без намека пусть и на линчевскую, но все-таки логику). Даже несколько вульгарный «Тайный дневник Лоры Палмер» за авторством дочери Линча Дженнифер оказался куда содержательнее.
Впрочем, и сами звезды «Твин Пикс» позже признали, что работали, как говорится, из-под палки. Все того же Кайла Маклахлена удалось заманить на площадку лишь после существенного сокращения его роли. А Лару Флинн Бойл и Шерилин Фен — не удалось вообще (поэтому без Одри пришлось обойтись, а вот необходимую для сюжета Донну сыграла другая актриса).
Катастрофа, которой стал выход Fire Walk With Me, не только не позволила Линчу (о скандальной пресс-конференции после премьеры в Канне он просто боится вспоминать) найти финансирование для такого любопытного и на сто процентов линчевского проекта, как «Мечты парнокопытных» («истории трех парней, которые когда-то были коровами, а теперь пытаются сосуществовать с людьми, но ведут себя, как коровы»), но заставил его мысленно похоронить идею когда-нибудь вернуться в Твин Пикс. Слава Богу, с этим он, как мы теперь знаем, поспешил.
«Шоссе в никуда» (1997)
После промаха с «Огнем» Дэвид взял паузу на несколько лет. И провел это время плодотворно. Ведь уже в следующей своей картине снова разгулялся на славу. Более-менее стандартная киноистория о «раздвоении личности» (нет, это не спойлер — у Линча вообще «спойлеры» неизбежно превращаются в анекдот, как мы знаем по ответу на вопрос, кто убил Лору Палмер) в «Шоссе» оборачивается сложной структурой — своего рода листом Мебиуса — с множеством ответвлений, играми подсознания и простором для толкований.
Ими, правда, не стоит слишком увлекаться: например, Линч божится, что сакраментальную фразу «Дик Лоран мертв» он услышал примерно в тех же обстоятельствах, что и герой фильма. Таким образом лишний раз намекая на достаточную сюрреалистичность окружающего нас.
Ну а те, кто заниматься толкованиями не любит, могут просто получить удовольствие от ядреного остросюжетного триллера, щедро приправленного все теми же кафкианством и паранормальщиной. С музыкой Мэрилина Мэнсона, Rammstein (по словам режиссера, они просто завалили его кассетами, желая непременно зазвучать в фильме) и Nine Inch Nails, загадками, страшными маньяками, жутким персонажем Роберта Блейка и сексуальными красотками.
«Простая история» (1999)
В 1999 году Линч опять всех сбил с толку, но не мистификациями, зловещими карликами и запутанными сюжетными ходами, а полным их отсутствием. «Простая история» — третий из «жанровых» фильмов Линча, наряду с «Человеком-слоном» и «Дюной». Самый нетипичный и, вне всякого сомнения, самый из этих трех удачный — если не сказать «зрелый». К тому же здесь мастер был предоставлен самому себе и снимал в своей любимой американской провинции.
Этот классический представитель роуд-муви, основанный на реальных событиях, повествует о поездке пожилого американца на газонокосилке в другой штат к серьезно заболевшему брату, с которым они давно в ссоре, ради разговора по душам и взаимного прощения. Словом, трогательная гуманистическая лента о милосердии, полная добродушного юмора и светлой печали.
При этом, несмотря на инсинуации злопыхателей, Линч вовсе не ставил перед собой задачи снять нечто иное, более понятное массовому зрителю — по словам Дэвида, он вполне мог наворотить «что-то даже более сложное, чем «Шоссе в никуда» (и спустя 10 лет он показал, что имел в виду), но увлекся именно этой историей. Самой простой. И потому безотказно работающей.
«Не странно ли, что есть два режиссера по имени Дэвид Линч», — говорили в то время, по свидетельствам очевидцев, те, кто ознакомился с фильмом. Многие до сих пор не в силах поверить в то, что Линч не считает эту картину чем-то из ряда вон выходящим. Просто эту — светлую — сторону мрачного гения привыкли не замечать. И зря. Ведь, по наблюдению самого кинематографиста, «ночью темно, но потом тьма рассеивается».
«Малхолланд драйв» (2001)
«Малхолланд драйв» стал возвращением мастера к саспенсоемкому абсурду. Да еще какому! Тут вам и двойники, и смесь реальности с откровенными фантазиями, и издевательства над голливудской индустрией, и мерзкая черная рожа, и гениальная музыка Бадаламенти, и снова — гектары пространства для трактовок.
По большому счету, «понять» MD вообще невозможно (сам режиссер признавался, что никакой конкретной разгадки у него нет: мол, понимайте, как хотите — подобный трюк он проворачивал не раз), и это, естественно, многих раздражает. Но ничуть не меньше и людей, получающих удовольствие от самой по себе изощренной и далекой от прокатной попсы игры в смыслы и символы. И, надо признать, некоторые из их построений достаточно конструктивны.
Вообще «Малхолланд драйв» изначально задумывался как сериал, но оказался слишком крут и заборист для телеэфира — это даже не «Твин Пикс», хотя и от того ушлые телевизионщики быстро устали. То, что мы сегодня знаем как девятую полнометражку Линча, представляет собой пилотную серию с несколькими доснятыми позднее эпизодами. Трудно себе представить, как бы этот мир функционировал в широком пространстве телеэфира, но еще одна кинолента Мебиуса вышла из нее почти образцовая. Что подтвердили отзывы критиков, но — вполне предсказуемо — попытались опровергнуть кассовые сборы.
«Внутренняя империя» (2006)
Последний — на данный момент и, по последним сведениям, вообще — фильм Линча вышел 11 лет назад. Это трехчасовое полотно — настоящее испытание даже для самого искушенного и видавшего виды зрителя. И даже завзятые линчеманы такой радикальностью Дэвида были заметно огорошены.
Сначала, как оно обычно и бывает, сюжет прост и понятен: молодая актриса получает роль в фильме, который успел прослыть проклятым польскими цыганами, имеющими непосредственное отношение к сюжету. Тут-то и начинается типичная линчевская вакханалия — только помноженная на десять и оставляющая такое поле для умственных маневров, что многие опытные толмачи опускают руки, не зная, с какого края к эдакой громадине подобраться. Эффект усугубляется режущей взгляд цифровой картинкой — внезапно маэстро перестал ее презирать и полюбил сверх всякой меры.
Вдобавок к трем часам этого бесконечно запутанного повествования с доппельгангерами, Грейс Забриски в роли агрессивной ведьмы и толпами внезапно исчезающих проституток — был выпущен еще час с хвостиком, озаглавленный как «Еще кое-что из случившегося». Это — для тех, кому вдруг показалось мало.
Дикие сердцем — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
«Дикие сердцем» (англ. Wild At Heart) — американский мелодраматический фильм 1990 года, поставленный Дэвидом Линчем по одноимённому роману Барри Гиффорда. В главных ролях снялись Николас Кейдж и Лора Дерн. Фильм был удостоен главного приза «Золотая пальмовая ветвь» на Каннском кинофестивале 1990 года.
Сюжет
Любовники Лула (Лора Дерн) и Сэйлор (Николас Кейдж) оказываются разлучёнными после того, как Сэйлор попадает в тюрьму, убив в целях самообороны человека с ножом, нанятого матерью Лулы Мариэттой Форчун (Дайан Ладд). По истечении срока Сэйлора Лула забирает его из тюрьмы и вручает ему его куртку из кожи змеи, которую он с радостью принимает. Позднее Лула и Сэйлор решают убежать в Калифорнию, нарушив тем самым условное освобождение Сэйлора. Мать Лулы уговаривает своего любовника, частного детектива Джонни Фарго (Гарри Дин Стэнтон), найти Лулу и вернуть назад. В тайне от Джонни Мариэтта также обращается к влюблённому в неё гангстеру Марселосу Сантосу, чтобы тот нашёл и убил Сэйлора. Сантос соглашается, но одновременно с этим заказывает убийство Джонни Фарго.
Не ведая обо всем этом, Лула и Сэйлор едут в Калифорнию, пока не становятся очевидцами, по словам Лулы, дурного знамения: застав последствия автокатастрофы и единственную выжившую в ней молодую девушку (Шерилин Фенн), которая умирает прямо у них на глазах. Они приезжают в городок под названием Биг Туна, Техас, где Сэйлор встречается со «старым другом» Пердитой Дуранго (Изабелла Росселлини), которая может помочь им. Там же они знакомятся с неким Бобби Перу (Уиллем Дефо). Лула узнает, что беременна. Во время отсутствия Сэйлора Бобби Перу приходит в номер к Луле и угрозами пытается склонить её к сексу, однако в последний момент, рассмеявшись, уходит. Бобби уговаривает Сэйлора совершить вместе с ним ограбление, на что Сэйлор в итоге соглашается. Во время ограбления Перу, неожиданно для Сэйлора, стреляет в клерка и говорит Сэйлору, что он следующий. Но в дело вмешивается помощник шерифа, который дважды стреляет в Бобби, и, падая, Бобби случайно отстреливает себе голову из ружья. Сэйлора арестовывают и снова сажают в тюрьму.
Через пять лет и десять месяцев Лула с сыном встречают Сэйлора. Однако Сэйлор решает, что им будет лучше без него и покидает их. Пройдя немного, он вдруг замечает, что его окружают странные, похожие на бандитов люди. Он останавливается и в грубой форме спрашивает, что им нужно. Его избивают; и пока он находится в бессознательном состоянии, к нему является Добрая фея (Шерил Ли), которая убеждает его не отворачиваться от любви. Сэйлор приходит в себя, извиняется перед избившими его, говоря, что они преподали ему урок, и бросается догонять Лулу с сыном. Застав их в дорожной пробке, он бежит к ним прямо по крышам машин. Фильм заканчивается тем, как Сэйлор, стоя на капоте, исполняет для Лулы песню «Love Me Tender».
В ролях
Вокруг фильма
В фильме много аллюзий на классическую сказку 1939 года «Волшебник страны Оз». Например, во время поездки Лула видит свою мать в образе Злой ведьмы Запада; после «общения» с Бобби Перу в мотеле Лула щёлкает красными туфельками, как это делает Дороти; а в конце фильма Сэйлору является Добрая фея Севера.
Саундтреком к фильму стала песня Криса Айзека «Wicked Game», ставшая впоследствии хитом.
На самом деле книга Барри Гиффорда «Дикие сердцем» является не столько романом, сколько циклом связанных произведений про одних и тех же персонажей. В фильме Линча использованы лишь некоторые из составляющих книги. Кое-что ещё из неё было экранизировано Алексом де ла Иглесиа в фильме «Пердита Дуранго» (1997).
Награды
Номинации
Ссылки
Двойные страшилы Дэвида Линча – Журнал «Сеанс»
Во всеамериканском шоу Дэвид Линч выступает организатором зубодробительных поединков между «говорящими головами» кино и телевидения. По окончании нескончаемой мистерии «Двойных вершин», заставивших самого Горби гадать, кто убил бедняжку Лору, а заодно всерьез задуматься о конкурентах по части популярности в Штатах, Линч сделал новое потогонное и гомерическое триллер-сальто «Дикие сердцем».
СЕАНС – 5
«Дикие сердцем» — название обманчивое. Пока фильм и впрямь дикий, в нем не так уж много от сердца, скорее — от желудка или мозга. Зритель не успевает проглотить первый попкорн (куда уж тут вникать), а Николас Кейдж, экс-водила с лицом испытавшего первый оргазм вундеркинда, уже размазывает по стенке чьи-то мозги. Так начинается бурная одиссея поисков мира в мире, чья столица, безусловно, называется «Двойные Страшилы».
«Дикие сердцем». Реж. Дэвид Линч. 1990
История подходит к концу, счастливому и сладкому, как пилюля витамина E.
Вместе со своей возлюбленной Лулой (Лаура Дерн), перезревшей Лолитой эпохи Мадонны, Кейдж-Морячок удирает из покрытых оранжевым лаком когтей истеричной Лулиной мамаши, испепелившей, как явствует из флэш-бэков, собственного мужа. Чтобы избавиться от Моряка, она нанимает парочку поклонников-мафиози.
Вожделенные «Двойные Страшилы» располагаются на маршруте где-то между Южной Каролиной и Виг Тюна, штат Техас. Лула и Моряк бегут по фантастически бесстрастным южным ландшафтам сквозь галерею жутких знамений, внезапных приступов извращенного насилия и эксцентричной эротики. Уильям Дафо, разлучающий-таки беглецов гнилозубый демон, венчает пирамиду безумного приключения. Будучи чем-то средним между Томом Вейцем и Джоном Уотерсом, змей Дафо царит на этом разбухающем пиршестве стиля, с блестящим неправдоподобием разыгранном звездами, в числе которых Гарри Дэн Стэнтон, Криспин Гловер и Изабелла Росселлини. После всех кругов ада любовники соединяются и история подходит к концу, счастливому и сладкому, как пилюля витамина E.
«Дикие сердцем». Реж. Дэвид Линч. 1990
Если это «сердце», то безжалостно умозрительное. Линч рассуждает о любви и страдании с холодным носом профессионального рекламиста, изредка согреваясь суперкрупными планами заженных спичек. С его точки зрения не только секс, но и извращения оздоровительны, как утренняя зарядка. В «Диких сердцем» он демонстрирует все свои мании, как если бы был Джонни Уотерсом, приобретшим утонченность и совершенство. Каждый третий кадр этой черной комедии, проходящей и по «X» и по «R» категориям, исполнен бурного веселья. Но это всего лишь холодное и уклончивое остроумие пародии, доводящей конвульсивный стиль фильмов типа «Полночный ковбой» до абсолютной бесчеловечности. Повод для смеха здесь… да что там! все здесь повод для смеха Ничто не свято для Линча, включая любовь, смерть, семью, Америку и его самого.
Однако главная потеха наступает, когда фильм кончился. Отсмеявшись над тем, как искрометно Кейдж исполняет в финале элвисовский «Love Me Tender», задайтесь вопросом в духе Линча: «Какого… нам показали?» Вы почувствуете себя оскорбленными. Вас оставили с пустыми руками и фальшивыми разгадками. «Весь мир дикий сердцем и странный снаружи», — говорит Лула, но если вы думаете, что она и есть «альтер эго» Дэвида Линча, значит, вы посмотрели другую картину, и называлась она «Дикие ноги».
Обломок желтого кирпича с кинодороги Линча пробивает дыры в наших никчемных мифах и идеалах.
Фокус в том, что, оседлав любимую тему — темную изнанку провинции, — уроженец Монтаны Линч запечатлел пустоты «пост всего» сознания. В «Диких сердцем» он скрепил идеологию, социальность, мораль и т.д. легким блеском и заразительной самоиронией, которых ему недоставало в предыдущих фильмах, в том числе и в «Синем бархате». Но (осторожней!) «Дикие сердцем» не обычная поточная продукция, 77% которой ни о чем, потому что режиссерам нечего сказать. Линчу есть, что сказать, но все, что он пытается сказать, это то, что сказать ему нечего.
«Дикие сердцем». Реж. Дэвид Линч. 1990
О чем Линч действительно говорит, это о мифологии современного вакуума. «Дикие сердцем» задуманы художницей Патрицией Норрис и сняты оператором Фредериком Элмсом на фоне веками нетронутых пейзажей. Анджело Бадаламенти сопроводил их гулкой симфонией пустых звуков. Кроме того, фильм начинен пустым смехом, пустым сексом, пустым насилием и населен совершенно пустыми персонажами. Единственный, чей вакуум неокончателен, это сам Линч. В отличие от своих героев он поднаторел в культуре. Культура и есть линчева Лула, невинная распутница и красотка, с которой он играет, которую обольщает и которой обольщается сам.
Что такое культура для оболтусов, вскормленных пластмассовыми сосцами Макдоналдса и телевикторинами? Не Орсон Уэллс, не Эзра Паунд, не Джон Кейдж и не Стравинский, но поверхность пространства между Элвисом и «Волшебником страны Оз». Элвис дважды присоединяется к Моряку в его захватывающих музыкальных признаниях. Злая Ведьма преследует влюбленных в сюрреалистических и мрачных видениях Лулы, а Гленда, Добрая Фея Востока, возвращает Моряка к его настоящей любви, которая и есть дом для путешествующих в Линчланде.
На съемках фильма «Дикие сердцем». 1989
«Дикие сердцем» едва ли станут любимым фильмом вице-президента США. И это плохо, потому что украшенный ныне каннской «Золотой ветвью» обломок желтого кирпича с кинодороги Линча пробивает дыры в наших никчемных мифах и идеалах, что, по Линчу, одно и то же. Ведь где-то на донышке этой спиритуалистической снеси еще сохранился осадок старых добрых ценностей — счастья и свободы.
Статья опубликована в нью-орлеанском журнале «Off/Beat» в октябре 1990 года. Печатается с разрешения автора. Перевод Сергея Добротворского.
Читайте также
1 | –Gewandhausorchester Leipzig | Im Abendrot (Отрывок)
| 1:47 |
2 | –Powermad | Бойня
| 5:21 |
3 | — Анджело Бадаламенти и Кинни Ландрам | Cool Cat Walk
| 3:22 |
4 | – Николас Кейдж | Love Me
| 2:55 |
5 | –Они (3) | Baby Please Don’t Go
| 2:40 |
6 | –Коко Тейлор | Up In Flames
| 6:15 |
7 | –Крис Исаак | Wicked Game
| 4:05 |
8 | –Gene Vincent & The Blue Caps * | Be-Bop A Lula
| 2:35 |
9 | — Глен Грей и оркестр Casa Loma | Дымовые кольца
|
.
1 | –Gewandhausorchester Leipzig | Им Абендрот (Отрывок) | |
2 | –Powermad | Бойня
| |
3 | — Анджело Бадаламенти и Кинни Ландрам | Cool Cat Walk
| |
4 | – Николас Кейдж | Люби меня
| |
5 | –Они (3) | Детка, пожалуйста, не уходи | |
6 | –Коко Тейлор | Up In Flames
| |
7 | –Крис Исаак | Wicked Game
| |
8 | –Ген Винсент и синие кепки * | Бе-Боп-А-Лула | |
9 | — Глен Грей и оркестр Каса Лома * | Дымовые кольца | |
10 | –Rubber City | Пердита | |
11 | –Крис Исаак | Blue Spanish Sky
| |
12 | — Анджело Бадаламенти и Кинни Ландрам | Темная испанская симфония (отредактированная) (струнная версия)
| |
13 | –Rubber City | Темная испанская симфония (версия 50-х)
| |
14 | — Анджело Бадаламенти и Кинни Ландрам | Темная Лолита
|
.