определение термина, значение в диагностике депрессии
В медицине, как правило, даже мельчайшие вещи могут помогать в постановке диагноза. Именно поэтому большинство исследователей тех эпох, когда не было таких грандиозных возможностей инструментального обследования, проводили тщательный анализ информации о пациенте. Все жалобы больного (отделяя при этом истинные жалобы от ложных, накрученных самим пациентом), данные анамнеза (развития событий заболевания), объективный осмотр и другая информация, которая помогает ориентироваться в диагностике, позволяла с высокой точностью проводить постановку диагноза.
Немаловажное значение имеет и время развития проявлений болезни или время, когда жалобы больного максимальны по интенсивности. Особенное значение эта информация играет при депрессии и дифференциальной диагностики депрессии и соматической патологии.
В неврологии есть такое неофициальное название, как «час волка». Под «часом волка» называет промежуток времени с 4 до 5 утра, в который максимальны проявления депрессии. По всей видимости, именно в это время происходит истощение многих «защитных» нейромедиаторных систем мозга. Именно в это время пациенты с депрессией могут просыпаться (в отличие от диссомнии другого генеза, при которых нет временных закономерностей), именно в это время проявляются различные соматизированные жалобы больных.
Проводя расспрос пациентов можно выявить тот факт, что утром (не только в «час волка») человек чувствует себя мучительно, им овладевает усталость и снижение энергии. Также любопытен тот статистически доказанный факт, что именно в «час волка» происходит наибольшее количество самоубийств.
Таким образом, подведя итоги вышесказанного, следует отмечать временной фактор и привязку к нему жалоб. Своевременное выявление депрессии и начало терапии этого заболевания порой позволяет избавиться от ненужных диагностических этапов (онкопоиск, мониторирование различных функций организма и т.п.) и излишней терапии несуществующей соматической патологии.
Час волка — У Господа нет на Земле других рук, кроме наших — LiveJournal
«Человек человеку люпус ест» (Тит Макций Плавт)
«Час волка — это время перед самым рассветом. В этот час, когда сон особенно глубок, когда призраки и демоны господствуют в ночи, когда оживают кошмары, умирает больше всего людей. Но час волка – также время, в которое большинство детей было рождено на свет» (Nor Hall, «История Рема Люпина»).
«По старинным поверьям, «час волка» — это промежуток с трех до шести утра, излюбленное время для внезапных налетов и нападений на сонного врага. Час волка – это грешный час, час осознания неискупленного греха, час нравственных мук, час казни. Согласно поверью существует предрассветный час, когда демоны овладевают душой – час волка.» (с)
Но для москвичей, помнящих времена позднего СССР, час волка означал другой час, радостный и долгожданный. Это выражение утвердилось и обрело повсеместную популярность благодаря антиалкогольной кампании 1972 года и кукольному театру Образцова в Москве.
В конце 60-х строительство нового здания Центрального кукольного театра, названного впоследствии именем своего основателя Сергея Образцова, близилось к концу, когда обнаружилось, что фасада у здания просто нет. И смотрит театр на Садовое кольцо унылой голой стеной. Тогда Образцов, кстати, большой поклонник башенных часов, каким-то чудом пробил в высоких инстанциях проект создания уникальных сказочных часов.
Часы имеют высоту 4 метра и ширину – 3. Раз в час внутренний «оркестрик» играет «Во саду ли, в огороде» и открывается один из 12 домиков, в которых живут герои сказок. Лишь в полдень и в полночь на свободу выходят обитатели всех домиков сразу. При чем здесь «час волка»? А при том, что в 1972 году в рамках антиалкогольной кампании на всей территории Советского Союза было разрешено торговать спиртными напитками крепостью выше 30 градусов только с 11:00 до 19:00.
Сухие вина и пиво в ту пору особым спросом у народа не пользовались, и у винных отделов двух гастрономов на Цветном бульваре, что наискосок от Театра кукол, к 11 часам утра скапливались приличные очереди страждущих по-настоящему опохмелиться. Первый находился прямо на углу Садово-Самотечной улицы и Цветного бульвара, второй – чуть подальше, между кинотеатром «Мир» и Петровским бульваром.
Все ждали заветного «часа волка», потому что именно в 11:00 до сих пор открываются створки его домика и из него высовывается волк в красном кафтане, который в правой руке держит, правда, не стакан, а нож. Сейчас он закуски нарежет, а там и водочка подоспеет.
Был у советских людей и еще один помощник для определения священного «часа волка» – а именно вождь мирового пролетариата товарищ Владимир Ильич Ленин с монеты номиналом в 1 рубль. Так вот Ленин указывал советскому народу путь в светлое будущее, и шутники, стоя в очереди в ожидании часа волка, прикладывали монету к циферблату часов – тогда рука указывала точно на отметку 11 часов. «Час волка» и «ленинский час» стали синонимами.
Информация взята с сайта «Энциклопедия часов». Фото без моих логотипов взяты из Сети.
«Час волка» (среда, 19:00) — Братья ЛЮМЬЕР — LiveJournal
Режиссер: Ингмар Бергман
Швеция, 1968 г., 90 мин.
Удивительно, как ему удалось преобразить ланговскую готику в невероятно убедительную психологическую картину мира. Ведь в чистом виде она не имеет никакого отношения к психологии. Вспомним, например, «Час волка» — это фильм о терзаниях человека, который постепенно сходит с ума, и его безумие предстает в виде неких готических персонажей. Там даже есть один герой-вампир, которого Бергман сознательно стилизует под Дракулу. То, что Дракула становится элементом психологического мира, вообще говоря, странно, ведь он никак не ассоциируется для нас с тонкостью душевного и психологического анализа. Но Бергману удается вместить вампира в эти рамки, и когда я думаю об этом, я понимаю, что в этом и состоял невероятный талант этого человека.
В отличие от Вайды, герои Бергмана не становятся заложниками исторических обстоятельств. Потому что земля Бергмана населена только одним, хотя и очень обширным и разнообразным, родом людей. Их способность любить и страдать относится к свойствам родовым, а не личностным. Бергмановские мужчины в своем диалоге с оставившим их Богом (пастор из «Причастия») или в своих творческих комплексах (художник из «Часа волка») предельно эгоцентричны и равнодушны к своим близким. Зато женщины-героини тех же картин страдают вдвойне — и за себя, и за сильную половину человечества. Но больше всех страдают дети, которые с самого рождения смотрятся в зеркало грехов и мучений своих родителей.
Неслучайна мнимая немота, объединяющая бергмановских героев с фамилией Фоглер — Элизабет из «Персоны», Вероники из «Часа волка» и Эммануэля из фильма «Лицо». Немота Элизабет — отказ от маски слов, от игры в отношения, исчерпываемые разговорами о них, от неизбежной лжи языка. Доктор Фоглер, напротив, надевает личину немого, чтобы уравновесить себя с говорящими, в руках которых находится его судьба. Молчание становится той достижимой дистанцией, которая ему необходима. Оставаясь до поры до времени бессловесным иллюзионистом-обманщиком, он не произносит ни слова лжи, заговорив. В конечном счете они оба протестуют против неравной ситуации лицедейства, где ложь актера оборачивается последним обнажением, а простодушие публики — равнодушным коварством. Вероника Фоглер в финальной сцене свидания из «Часа волка» также не произносит ни слова — лишь многозначительный уничтожающий хохот гулко разносится по замку. Речь — и ее отсутствие, проблема артикулированности отношений — и их подлинности всегда идут рука об руку.
Именной указатель: Бергман (seance.ru)
|
ЧАС ВОЛКА
Слияние» – это взаимопроникновение двух людей в сознание друг друга, обнажающее их потаенные желания и страхи, скрытые за маской — «персоной». Без срывания этой маски, болезненного и травматичного разрушения границы между внутреннего миром и его внешним проявлением, «слияние» невозможно.
Именно это стремление к разрушению границ так часто оказывается в фокусе бергмановского кинематографа. В «Персоне» метафора освобождения от масок реализуется через совмещение лиц героинь фильма, Альмы и Вероники, переживающих момент «слияния» – превращения в единое целое, растворившее в себе две непохожих друг на друга индивидуальности. Образ лица-маски, одновременно отображающий вовне сущность человека и служащий барьером, не позволяющим ей вырваться за собственные физические пределы, чрезвычайно важен для Бергмана. Этим объясняется характерная для него любовь к кадрам, целиком заполненных двумя лицами: соприкосновение человеческих миров, жадно стремящихся друг к другу, но замкнутых в своих телах.
В «Осенней сонате», согласно изначальному замыслу фильма, описанному Бергманом в мемуарах, снятие масок и последующее «слияние» осуществлялись с помощью остроумной театральной метафоры – Эва и ее мать Шарлотта менялись ролями. Дочь должна была родить мать, подобным образом разрушив логические границы мира, и, освободив собственное «я», погрузить его в бесконечный хаос коллективного духа – необремененное индивидуальными рамками «мы».
Отношения в мире Бергмана заведомо неравны. Стремление к «слиянию» обнажает эту динамику – желание сближения тяжелым бременем лежит на плечах лишь одного из героев, вынужденного идти на жертву ради сохранения отношений.
Пытаясь сблизиться с Йоханом, Альма самоотверженно погружается в безумие мужа, проходя вместе с ним тяжелый и болезненный путь. Схожим образом, Эстер, героиня фильма «Молчание», умирает от рака и в последние дни безуспешно пытается восстановить отношения со своей сестрой Анной. Для того чтобы стереть границу непонимания и ненависти, возникшую между ними, Эстер жертвует собственной гордостью и неоднократно идет на унижения перед Анной. Эва, героиня «Осенней сонаты», с детства лишенная внимания своей матери, остро ощущает неполноценность собственной жизни и настойчиво добивается материнской любви, жертвуя ради этого шатким семейным покоем.
Но главная жертва, которую совершает герой, стремящийся к сближению с другим – это потеря собственной субъектности, способности к суверенному и целостному личностному существованию. Слияние разрушает не только внешнюю оболочку, но и границы человеческой индивидуальности. Альма, проникая в «замок» Йохана, отодвигает себя на второй план, принимая роль попутчицы своего мужа, сопровождающей его по лабиринтам сознания. В «Персоне» субъектность приносится в жертву несколько иным способом. Медсестра Альма ухаживает за знаменитой актрисой Вероникой, вследствие глубокого экзистенциального кризиса принявшей обет молчания. Героиня рассказывает своей подопечной историю своей жизни, делится с ней самыми сокровенными переживаниями и воспоминаниями. Однако подобным образом она не манифестирует собственную личность, но, напротив, жертвует ей, безвозмездно отдавая ее своей подруге и принимая на себя ее боль.
Фильм Час волка (1968) смотреть онлайн бесплатно в хорошем HD 1080 / 720 качестве
Начальные титры: в основе фильма лежат события, изложенные в дневнике художника Юхана Борга. Эти записи использованы с разрешения его вдовы Альмы Борг.
Загородный дом. ВыходитАльма Борг, садится за стоящий рядом с входом в дом стол, приступает к рассказу. Нет, я не думаю отсюда уезжать. Вы удивлены, что я здесь остаюсь? Мы в этом доме вдвоем прожили семь лет. Зимой я выезжаю на материк, поработать в магазине. Я это делаю периодически, когда у нас возникают проблемы с деньгами. Доктор говорит, что ребенок у меня родится примерно через месяц. Помню, это случилось впервые вечером в пятницу. Мы приехали в три часа утра, с радостью увидели, что наша яблоня цветет. Потом мы увидели следы на клумбе под окном, мы про них забыли до поры. Мы были рады вернуться домой. Юхан был не в духе, как это с ним бывает всегда, когда не идет работа. Он плохо спал, боялся темноты.
Флешбэк. К берегу острова причаливает лодка, Альма и Юхан выгружают оттуда вещи, погружают их в тележку, везут к своему дому. Лодка уходит. У дома цветет яблоня, Альма с наслаждением нюхает ее цветы. Супруги заходят в дом.
Утро, Альма и Юхан сидят на пороге своего дома. Вставай, толстушка! Иди, сядь под яблоню. Обнажи плечи, подними волосы, чтобы я видел твою шею. Я буду рисовать тебя каждый день.
Вечер. Альма шьет при свете керосиновой лампы. Юхан наливает в стакан виски, пьет. Вот, посмотри, я это никому не показывал. Юхан дает Альме пачку рисунков. Этот чудак практически безобиден. Похоже, он гомосексуалист. А эта старая леди постоянно требует, чтобы я снял с нее шляпу. Знаешь, что происходит потом? Вместе со шляпой она снимает свое лицо. А этот самый страшный. Человек-птица. Я не знаю, у него настоящий клюв, или это маска. Он чрезвычайно шустрый, похож на Папагено из «Волшебной флейты». Остальные – птицы, звери. Например, человек-паук. Это учитель, у него в штанах указка. А это болтливые женщины. Они очень жестокие. Потерпи, через час станет светло, и я засну. Минута может походить на вечность. Юхан смотрит на свои часы. Как они долго отсчитывают секунды! Минута никогда не кончится. Скажи что-нибудь, поговори со мной. Альма говорит: я давно об этом думала. Мы с тобой прожили семь лет. А правда, что старые люди, всю жизнь прожившие вместе, начинают не только думать об одном и том же, они становятся даже похожи друг на друга лицами? Я хочу жить с тобой так долго, чтобы у нас с тобой стали одинаковые сморщенные старые лица. Ты заснул? Пойдем в постель. Утром Альма разбирает постель, выносит ее на улицу, раскладывает на столе. Она оборачивается и видит старую даму в шляпе. Не бойся. Женщина подходит к Альме, дает ей руку. В моем возрасте руки уже холодные. Мне 216 лет. Что я говорю! Кончено, 76 лет. Я должна тебе что-то сказать. Вспомнила! В черной сумке под его кроватью хранятся рисунки, он хочет их порвать. Это будет страшной ошибкой. А еще там его дневник. Прочти его. Женщина уходит.
Альма заходит в дом, находит сумку, достает оттуда дневник Юхана, читает.
Сегодня 22 июля. Я, кажется, заболел. Не сильно, но чувствуется дискомфорт.
Юхан стоит на улице за мольбертом. Подъезжает машина, оттуда выходит человек и подходит к Юхану. Просите за вторжение. Меня зовут барон фон Меркенс. Этот остров принадлежит нашей семье. Мы живем в замке на северной части острова. В пятницу у нас состоится вечеринка. Мы приглашаем вас с женой. Да, мы с моей женой – ваши поклонники. Страстные поклонники!
Сегодня 27 июля, понедельник. Жаркий, смутный день. Я еще не оправился от болезни. К Юхану подходит молодая женщина (Вероника Фоглер). Она обнажает правую грудь, приспустив платье. Видишь этот синяк? Тебе надо быть осторожней! Я была на вечеринке. Едва потом смогла привести в порядок свою прическу. Я получила письмо: ты нас не видишь, но мы за тобой наблюдаем; произойдут ужасные вещи, конец близится, так решено. Когда я это прочла, мне стало плохо. Женщина обнимает Юхана. Какие у тебя руки горячие! Лихорадка? Помоги мне расстегнуть молнию, ее всегда заедает. Юхан помогает женщине снять платье.
Альма продолжает читать дневник мужа.
Юхан идет по острову. Его догоняет мужчина, заводит разговор. Это идеальное место для художника. Вы здесь жили раньше? Каждый возвращается на место преступления, чтобы совершить новое. Мне ли это не знать. Я Хеербрандт, член местного правления, изучаю души людские. Вы в них хорошо разбираетесь, это видно по лицам людей на ваших портретах. Вас что-то беспокоит? Юхан отталкивает собеседника. Закрой рот. Заткнись! Мужчина падает на землю. Потом ложится на спину, прижав к носу платок, и пытаясь остановить кровь.
Альма прячет дневник: в комнату входит Юхан. Они садятся за стол. Альма просит выдать ей денег. Юхан протягивает ей банкноты, но Альма говорит, что сначала она должна отчитаться о тратах. Она подробно перечисляет мужу, на что и сколько она истратила денег.Юхан сообщает Альме, что они приглашены в пятницу в замок. Я знаю. Откуда?
Альма и Юхан в замке барона. Тот знакомит их со своими родственниками и гостями: жена Коринн, мать Гамла, брат Макс, архивист Линдхорст. Здесь же находится Хеербрандт.
Гости садятся за стол, идет беседа о погоде, прислуге, путешествиях, о проблемах со здоровьем. Юхан и Альма в беседе не участвует, Юхан регулярно подливает себе в рюмку. Коринн спрашивает Юхана, знаком ли тот с Вероникой Фоглер. Она очаровательная женщина! Гостей зовут в библиотеку на кофе. Барон сообщает присутствующим, что сейчас развлечет их маленьким кукольным спектаклем. Гаснет свет, раздвигается занавес. Гости видят куклу, изображающую молодого человека. Звучит хор, тенор исполняет оперную арию. Барон поясняет: этого юношу оставили у храма мудрости, пребывая в тоске, он взывает о помощи. Это прекраснейшая музыка из всего, что было написано. Вслушайтесь в то, что он поет: текст наивный, но это заклинание. «Волшебная флейта» Моцарта – просто чудо. Среди нас есть гений, который может понять, что происходит на сцене. Он за это долго боролся.
Юхан говорит, что он никогда не боролся за то, чтобы занять свое нынешнее положение. Мания величия? Я ощущаю ее дуновение у своего виска, но я ей не подвержен. Барон предлагает выпить за гения: он еще и мыслитель! Гамла обнимает Юхана, целует его, оцарапывает его щеку шипами розы, которую держит в руке. Юхан отталкивает старуху. Альма извиняется за мужа: он слишком много выпил. Все выходят на улицу, барон рассказывает гостям о своем замке: он был построен в XVвеке, принадлежит нашей семье с XVI века.
Альма спрашивает Юхана: почему мы никогда не целуемся? Я могу по пальцам пересчитать такие случаи. Юхан целует жену. Хеербранд рассказывает гостям барона о том, как на него напал странный человек, с которым он просто заговорил. Я никогда не забуду его глаза!
Коринн спрашивает Юхана и Альму: вы уже уходите? Позвольте, я вам покажу, где я повесила написанный вами портрет Вероники Фоглер. Коринн приводит Юхана с Альмой в свою спальню, показывает портрет, висящий над кроватью. Он стал частью моей одинокой жизни. Обращается к Юхану: как долго вы с ней прожили? Спрашивает Альму: а вы его к ней не ревнуете? А вот мой муж страшно ревнив! И он великолепный любовник. Баронесса забирает платье и демонтирует шрам на бедре: это отметина от другого мужчины. Это меня так стимулирует! Коринн извиняется перед Альмой: просите, это была глупая шутка. Показывает на портрет: а я купила приличный ломоть вашего мужа!
Альма и Юхан идут к дому. Альма признается мужу: я прочитала твой дневник. Теперь я просто больна от страха. Нет, я не собираюсь тебя бросать! Они хотят нас уничтожить… тебя уничтожить. Но пока я с тобой – у них ничего не получится. Помоги мне! Юхан молчит, Альма плачет. Муж пытается ее утешить, она его отталкивает, продолжает рыдать. Юхан поворачивается и молча направляется к дому.
Ночью супруги сидят за столом. Юхан одну за другой зажигает спички. Ты слышишь тишину? А ведь было время, когда ночь была временем для сна, сна без сновидений и без страха. Мы давно с тобой бодрствуем до рассвета. А этот час – самый худший, в это время умирает больше всего людей и рождается больше всего детей. Это час волка. К нам в это время приходят кошмары. Я вспоминаю случай из детства. В наказание меня заперли в темный шкаф. И предупредили: там обитает маленький человечек, который может отгрызть пальцы на ногах непослушного ребенка. И вдруг я слышу шорох. Я начал кричать, биться, молить о прощении. Меня выпустил отец. Ты точно просишь прощения? Да. Ложись на диван. Я спустил брюки, подал отцу трость и лег на диван. Сколько ударов ты заслужил? Сколько потребуется. Отец начал меня бить. Сильно, но терпеть было можно. Потом я спросил мать: ты меня прощаешь? Да, –ответила она сквозь слезы. Я поцеловал ее руку.
Альма удивляется: как тихо! Так странно, когда море спокойно. Я думаю о ребенке. Возьми меня за руку.
Помнишь, я пришел и сказал, что меня укусила змея? Да. Это была не змея. Ты никому об этом не расскажешь?
Флешбэк. Юхан стоит на берегу моря и удит рыбу. Появляется мальчик. Он осматривает вещи Юхана, лежащие на берегу, подходит сзади к Юхану. Тот начинает лихорадочно сматывать удочку. Мальчик ложится навзничь на камень. Юхан подходит к нему, хватает его. Мальчик вырывается, бросается на Юхана, душит его, кусает за плечи. Юхан сбрасывает с себя мальчика, тот, лежа на земле, кусает Юхана за ногу. Юхан начинает жестоко избивать мальчика, потом берет его на руки, относит к берегу и бросает в воду. Он смотрит на тело утопленника в воде.
Стук в дверь. Ты точно заперла дверь? Да, я проверяла два раза. Заходит Линдхорст. Извините за вторжение. Я пришел как посланник. У нас намечается маленькая вечеринка. Гостей будет совсем немного. Я уверен, что они вам понравятся. Будет Вероника Фоглер.
Альма просит Юхана: давай спрячем пистолет. Нет. Расскажи мне о Веронике Фоглер. Это длилось пять лет. Нас поймали. Был скандал. А в твоем дневнике написано иначе.Альма читает: я преследовал ее повсюду, устраивал ужасные сцены. Мы постоянно переезжали из города в город, скрываясь от ее родственников. Наконец, ее муж настиг нас, забрал ее от меня. Меня поместили в лечебницу. Мы не виделись с ней несколько лет. Ты всегда говорил, что ценишь меня за цельность моей натуры, я была этому рада. Но теперь я тебя не понимаю, не могу тебя постичь, боюсь. Я устала защищать тебя от твоих призраков! Юхан берет в руку пистолет, целится в Альму. Та плачет. Встань из-за стола! Иди к двери! Выходи из дома! Юхан стреляет три раза в сторону Альмы.
Юхан появляется в замке. Ему навстречу выходит Гамла, несущая в руках поднос. Помогите мне, это мой ужин. Вы точно не хотите попробовать? Здесь сегодня вечеринка. Ничего об этом не знаю. Помогите мне снять чулки, я знаю, что вам нравится прикасаться к моему телу. Посмотрите, где вы еще видели такие изящные ноги, такую гладкую кожу! Поцелуйте их. А я вам скажу, где она. Юхан целует ноги старухи. Та говорит, что Вероника Фоглер в западном крыле замка.
Юхан идет по замку. В окне появляется огромный ворон. Появляется барон фон Меркенс. Вы ищете Веронику Фоглер? А вы знаете, что она была моей любовницей и много рассказывала о ваших эротических играх. Я так страдаю! Этой ночью я буду стоять у вашей постели и наблюдать за вами с Вероникой! Идемте, я покажу вам дорогу. Внезапно барон поднимается по стене, бегает по потолку: это ревность! Уходите прочь!
Звучит клавесин. Коринн и дама в шляпе слушают игру музыканта. Какая прекрасная музыка! Чтобы лучше ее слышать, надо снять шляпу. Дама снимает шляпу, а потом лицо. Баронесса говорит, что все это не на самом деле: она чувствует запах клея. Дама вынимает глаза из глазниц и бросает их в бокал с вином.
Юхан сидит в кресле, на его лицо наносят макияж, подкрашивают глаза и губы, пудрят лицо. Для свидания вам подойдет шелковая пижама. Духи? Вы предпочитаете свой запах? Нет, немного духов. Вот вы и готовы. Идите, она вас ждет. Юхан подходит к двери, стучит в нее, заходит. Он видит накрытый простыней гроб на двух табуретах. Он снимает простыню, видит обнаженную Веронику. Он гладит ее лицо, тело. Вероника открывает глаза и с хохотом набрасывается на Юхана. Она привлекает его к себе и, не переставая хохотать, целует. Раздается смех. Юхан поднимается и видит сидящих вокруг гостей барона. Они смеются. Лицо Юхана покрыто размазанной помадой и тушью.Юхан становится на колени: я благодарю вас, предел достигнут, зеркало разбито. Но что можно увидеть в его осколках?
Флешбэк: тело утонувшего мальчика под водой.
Рассказывает Альма. Да, он выстрелил три раза. Одна пуля задела мою руку. Я страшно испугалась, слышала, как он ходил вокруг дома. Потом ушел. Я обработала рану, ждала его. Потом спряталась сама, убрала пистолет. Он вернулся. Вид у него был безумный. Он несколько часов писал что-то в дневнике, потом собрал вещи и ушел из дома. Я отправилась за ним, догнала. Юхан, ты меня видишь? Альма обнимает мужа, гладит его лицо. Он молчит.
Юхану кажется, что его окружают гости барона, они набрасываются на него, начинают избивать. Громко каркает огромный ворон.
Говорит Альма. Я осталась одна. Я вот о чем хочу вас спросить: правда ли, что любящая женщина начинает не только думать мыслями своего мужа, но и видеть их вместе с ним? А они вообще были? Если бы я их не видела, может быть, мне бы удалось защитить его.
Кино. Классика. И. Бергман «Час волка». : Daily Culture
Диапазон кинематографических реалий у Бергмана широк и многогранен, в его экранном творчестве традиционно выделяют некоторые направления, в которых развивается сюжет той или иной картины. Религиозно-философские мотивы — фильмы о Боге, религии. Герои, потерявшие веру, смысл жизни, свое предназначение. Они обращаются к Богу, ищут ответы на тайны бытия. («Седьмая печать», «Сквозь темное стекло», «Причастие», «Девичий источник», «Благословенные»). На мой взгляд, это самые сложные работы в творчестве великого шведа. Автор использует литературные образы, народные предания; воссоздает и переосмысливает их в своем понимании, а потом воплощает на экране. Воззрения режиссера на религию в основном не связаны с религиозными догмами и учениями, у Бергмана постоянно звучит один и тот же мотив – мотив поиска Бога и связи человека с ним.
Самая многочисленная группа – психологические драмы, посвященные человеческим взаимоотношениям, семейным связям, конфликтам человека с окружающим миром или самим с собой. В таких фильмах Бергман выступает не только в качестве режиссера, но и психолога, способного в своем творчестве создать целый калейдоскоп человеческих характеров и сыграть на тончайших струнах души («Сцены из супружеской жизни», «Страсть», «Земляничная поляна».).
Есть работы, посвященные философскому осмыслению искусства. Психоанализ творчества («Музыка в темноте», «Вечер шутов», «Лицо», «Персона», «Час волка», «Ритуал», «Волшебная флейта», «После репетиции», «Фигляр, шумящий на помосте»).
Другая часть фильмов, менее многочисленна, на темы, касающиеся общественных процессов – войны, нацизма, насилия («Стыд», «Змеиное гнездо»). Некоторые ранние картины имели комедийную, авантюрную или исключительно любовную подоплеку.
Но эти направления в творчестве Ингмара Бергмана иллюзорны и абстракты. Все работы великого шведа – гармоничное сопряжение религии, философии, искусства и человеческой психологии. В каждом фильме содержится реминисценция предыдущих и последующих работ режиссера.
«Час волка» — единственный фильм Бергмана, который относят к жанру «хоррор». Но опять же, хоррор здесь психологический, а в основе сюжета лежит история семейной пары — художника Юхана Борг и его жены Альмы. Бессменный бергмановский дуэт – Макс фон Сюдов и Лив Ульман. Повествование ведется от лица главной героини, которая рассказывает про своего мужа, его дневник, бессонницу, душевную болезнь. Юхан Борг – художник, полностью погруженный в свое творчество, вместе с женой отдыхает на отдаленном острове. Прекрасные пейзажи, живопись, море, искусство — одним словом, все, что нужно для идиллии. Но с первых минут зрителю становится понятно, что с героем происходит что-то странное. Он внутренне напряжен, холоден и равнодушен к жене, нелюдим и мрачен, страдает от бессонницы. Однажды ночью художник рассказывает о самом страшном времени суток.
«Но это самый худший час. Знаешь, как его назвали? Старые люди называли его часом волка. Это час, когда умирает большинство людей, когда рождается большинство детей. В это время к нам приходят кошмары и, если мы бодрствуем, мы пугаемся».
Это старое поверье послужило основой для фильма. Час волка – время душевных терзаний, нравственных мук, час осознания собственных грехов. В одну из таких ночей герой рассказывает жене историю о загадочном укусе на его теле, в другую ночь вспоминает унизительное наказание из своего детства (что, кстати, взято из детских воспоминаний самого Бергмана).
Но семейная пара не единственные жители острова. По соседству с ними живут таинственные аристократы, которые однажды приглашают Юхона и его жену на ужин.
С этого момента сюжет становится все более сюрреалистичным, а последующие события окончательно добивают героя. Фантасмагорические образы, отвратительные лица, мрачные коридоры, пошлость и разврат жителей замка. Реальность это или видения воспаленного мозга? Ко всему этому еще сильное давление со стороны «сильных мира» – демонстрация положения и власти, напоминание герою о его прошлой страсти. Юхону становится все сложнее и сложнее избавится от пут, расставленных хозяевами замка, которые желают полностью подчинить сознание горе-художника. Главная слабость героя – животная страсть к Веронике Воглер (Ингрид Тулин), модели, роскошной и богатой женщины. Его супруга изо всех сил старается своей заботой и любовью избавить мужа от душевных терзаний. Альма желает «переждать» кризис и быть с любимым всегда, несмотря на явную опасность. Здесь и возникает библейский мотив, что мужчина и женщина единое целое. Но даже старания преданной жены бесполезны. В конце герой становится марионеткой в руках демонических аристократов и послушно следует указаниям.
«Сложность этой картины в том, что я не мог понять, о ком она. Если бы я делал ее с точки зрения Альмы, она получилась бы очень интересной. Но я делал ее неправильно. После того, как фильмы был закончен, я пытался развернуть его под ее точку зрения, мы даже пересняли несколько сцен, но было уже слишком поздно. Видеть, как сумасшедший человек становится еще более безумным — скучно. Было бы более любопытно увидеть, как абсолютно здоровая женщина сходит с ума, поскольку любит безумца, за которого вышла замуж. Она вступает в его мир ирреального, и это ее заражает. Внезапно она ощущает себя потерянной. Я понял все это только, когда картина была уже завершена». И. Бергман 1971 год.
Маргарита Дубинина
Просыпаясь во тьме: древняя мудрость для бессонного века
Кларк Стрэнд изучает мировые духовные традиции более тридцати лет. Бывший старший редактор Tricycle: The Buddhist Review , он является автором Пробуждение Будды , Медитация без гуру и Как верить в Бога , а также является основателем книги «Путь розы». растущее несектантское братство розариев, открытое для людей любого духовного происхождения.Его последняя книга — Waking To The Dark: Древняя мудрость для бессонного века. Я говорил со Стрэндом о том, что мы потеряли в эпоху электричества, и о голоде души по дарам тьмы.
Марк Матусек: Как лампа накаливания повлияла на эволюцию человека?
CS: Свет имеет свой вид энергии. По мере того, как люди переживали более яркие ночи и более длинные, продолжительные дни, они начали наполнять человеческую культуру до краев новыми способами торговли и новыми идеями.За этим стояло чувство миссии. Казалось неправильным возражать против идеи, что вы будете электрифицировать свои дома и не спать позже. Никто на самом деле не ставил под сомнение новую технологию, которая произвела на нее революцию. После того, как Эдисон начал продавать лампу накаливания, и люди почувствовали ее вкус, эта идея распространилась очень и очень быстро. Но люди не осознавали, что, осветляя свои дома, они эффективно меняют свое сознание и весь свой способ отношения к миру.
Лампочка была одновременно метафорой и средством покорения человеческого сознания в XIX и XX веках. Под завоеванием я имею в виду распространение пробужденного осознавания на те области жизни, в которые до сих пор оно редко осваивалось. Когда в прошлые века солнце садилось, умы людей начинали успокаиваться. Они начали замедляться, повернуться к сну и отдыху, а также к тем видам деятельности, мыслям и чувствам, которые естественным образом поддерживались близостью мягкого света, сумерек и, наконец, темноты.Все это было подавлено электрической лампочкой, когда мы объединили наши ночи сна (как и наши рабочие дни) в удобные восьмичасовые блоки.
ММ: Так есть связь между потерей темноты и потерей близости?
CS: Думаю, да. Есть иезуитский историк технологий по имени Джон Стауденмайер, который несколько лет назад написал замечательное эссе под названием «Электрический свет отбрасывает длинные тени». Его основная идея заключалась в том, что потеря священной тьмы в эпоху более широкого использования искусственного освещения привела к почти немыслимым потерям для людей.Каждое поколение становилось все более и более наэлектризованным и просветленным, поскольку мы приближались не только к 24-часовому новостному циклу, но, по сути, к 24-часовому дню, когда электричество горит постоянно. Мы начали терять связь с более темной, сверхъестественной стороной жизни. Сны, видения, воображение, интуиция. Все они подавляются, когда их выводят на свет. Штауденмайер сказал, что лампочка несет в себе врожденное предубеждение, что все можно прояснить.
ММ: Мне это нравится.
CS: Это правда. Идея о том, что все можно прояснить, заложена в идее мощности; чем ярче свет, тем меньше теней. Наука становится способом вообразить, что вы можете осветить объект (включая нас самих) со всех сторон, чтобы все, что о нем можно было увидеть и узнать о нем. Но если вы это сделаете, это стирает даже возможность внутренней жизни. То, что мы называем внутренней жизнью, — это место тени. Это замкнутое пространство внутри нас, которое может быть не совсем темным — в идеале вам нужна свеча, горящая где-то в вашей душе, чтобы видеть.Но вы же не хотите, чтобы он сиял так ярко, чтобы не было ощущения внутренней или частной жизни.
ММ: Расскажите мне о Часе Бога по сравнению с Часом Волка.
CS: Средний американец спит от шести с половиной до семи часов в сутки, что на полтора часа меньше, чем в действительности спали люди в досовременные времена. Но раньше этот сон доставлялся двумя блоками, а не одним. До промышленной революции люди во всем мире возвращались сюда вскоре после сумерек, возможно, немного потрудившись, ухаживая за огнем или проверяя всех животных.Но в течение двух часов до сумерек они обычно ложились спать. Они спали четыре часа, затем просыпались на два, а затем спали еще четыре часа. Они просыпались немного перед рассветом и лежали в постели, пока не взошло солнце, или пока животных не нужно было подоить или сделать какую-нибудь работу. Таким образом, общее количество сна, которое они спали, составляло около восьми часов. Разница в том, что в наше время, расширив наши дни с помощью электрического освещения, мы сжали то, что когда-то было ночным праздником тьмы, где было время не только для сна. но за то, что он лежал без сна в том расслабленном, открытом, сияющем состоянии ума, которое исследователь Национального института здравоохранения Томас Вер назвал «открытым каналом в мир снов и видений.Но с сжатием наших ночей сна до восьмичасовых блоков этот канал для этих переживаний был закрыт.
Вот что интересно. По мере взросления люди склонны страдать от того, что врачи называют фрагментацией сна. Это означает, что они начинают просыпаться посреди ночи. Но это не то, чем кажется. Фармацевтическая промышленность скажет вам, что просыпаться среди ночи неестественно, и вам следует лечить себя лекарствами, чтобы вы могли спать всю ночь.Я считаю, что на самом деле происходит то, что требуется огромное количество метаболических сил, чтобы преодолеть этот древний режим сна и заставить себя спать восемь часов подряд. И по мере того, как вы становитесь старше, вы не можете продолжать это делать. Вы не можете придерживаться культурных норм, поэтому ваш сон начинает фрагментироваться, и вы просыпаетесь посреди ночи. К сожалению, вместо того, чтобы просыпаться к тому, что я называю Часом Бога, многие из нас просыпаются вместо Часа Волка — этой жуткой хищной бессонницы, которая наступает где-то между двумя и четырьмя часами.м, Это те часы, которые мы мучим, думая: «Боже мой, завтра я устану. Я буду измотан. Что со мной? » Мы лежим без сна, чувствуя себя уязвимыми и незащищенными. Это Час Волка.
Час Бога наступает, когда вы даете себе достаточно темноты для работы, чтобы проснуться в этом роскошном месте, где тело чувствует себя очень спокойно, потому что без искусственного света, нарушающего естественные циклы тела, уровень пролактина остается очень высоким, когда мы просыпаемся. в темноте.Это естественный гормон, который удерживает млекопитающих в состоянии покоя, когда они спят. Это тот же гормон, который повышается в организме матери, когда выходит ее молоко. Это позволяет вам чувствовать себя очень спокойным, сосредоточенным и умиротворенным.
ММ: Вас тянуло к тьме с детства. Это правда, что вы ходили гулять посреди ночи? Это должно было считаться довольно странным.
CS: Ну, это было бы, если бы меня кто-нибудь поймал. Только однажды, когда мне было восемь или девять лет, кто-то заметил, что происходит.Я вернулся с одной из своих ночных прогулок по полю для гольфа, и меня поймала мама. Я притворился идущим во сне. Она вела себя так, будто верила мне, но, должно быть, знала правду. В конце концов, я был в туфлях.
С раннего возраста я был культурным обособленным и не знаю, почему. Почему-то я любил темноту. Я никогда этого не боялся. К тому времени, когда я учился в старшей школе, я часто гулял по два часа посреди ночи. С момента переезда в Вудсток 20 лет назад это стало чем-то вроде ритуала.Ничто не мешает этому, если я не ложусь спать слишком поздно и не сплю всю ночь — или если идет сильный дождь. Иначе я встану и выйду за дверь.
ММ: Вы тот парень, который гуляет в три часа ночи.
CS: Я. Все оставляют меня в покое, потому что считают, что я опасен.
ММ: Вы пишете о необходимости «темного восстания», которое вы описываете как простое выключение света. Очевидно, что большинство из нас не проживет без электричества.Что бы вы посоветовали людям, которые хотят иметь больше баланса в своей жизни, уважая при этом свои современные потребности?
CS: Есть способ окунуться в темноту, просто выключая свет на час или два раньше каждую ночь и давая себе больше времени для отдыха. Если вы будете делать это, скажем, в течение месяца, то, скорее всего, вы начнете просыпаться посреди ночи в том очень мирном, заботливом и творческом пространстве, которое я называю Часом Бога. Даже если вы не можете этого сделать, вы можете принять то, что я называю «культивируемой тьмой», с помощью какой-либо формы духовной практики.Вы можете начать познавать себя изнутри, вместо того, чтобы культура передавала ваш опыт извне внутрь. Это способ вспомнить, что у нас есть душа. Но для этого нам нужно восстановить «внутреннюю сущность» нашего опыта. Мы должны найти внутри себя пространство, которое не так ярко освещено. Вы можете в буквальном смысле открутить половину лампочек в своем доме. Хорошее начало. Вы сэкономите электроэнергию и станете здоровее. Вы будете лучше спать и, вероятно, станете более творческими.Вы начнете подходить к своей жизни с большей невозмутимостью.
ММ: Это был бы большой шаг вперед.
CS: Это была бы революция.
Час волка (1968) — Фильмы в моей жизни (OnCriterion)
Час волка
1968 // Швеция // Ингмар Бергман
(доступно на FilmStruck)
Час волка — это, по большому счету, аллегория распада, психологическое изображение склонности человека к безумию.Подобно снам в Wild Strawberries (1957) и вводному монтажу в Persona (1966), Hour of the Wolf построено на концепции психологии, его готический ужас в проявлении пронизан с символами, которые предлагают интерпретацию, выходящую за рамки развлекательной ценности Тем не менее, в некотором смысле фильм попадает на ту же территорию, что и традиционный американский хоррор, начиная с Джеймса Вейла, Тода Браунинга и заканчивая Жаком Турнером и Хичкоком.Можно было найти поразительное сходство между графом Дракулой Белы Лугоши и Линдхорстом (Георг Ридеберг), одной из демонических фигур, представленных в середине фильма. Я считаю, что эта связь выстраивается намеренно, а не подсознательно.
В фильмах Бергмана всегда присутствуют автобиографические элементы, разница в том, насколько жестка их личная связь на самом глубоком уровне. В эпизоде Час волка Бергман снова «предается» идее страха, страха, воплощенного актером-суррогатом Бергмана Максом фон Зюдовым.Их сотрудничество началось в The Seventh Seal (1957), которая касалась страха смерти и пустоты, и продолжалось с тех пор более десяти лет. Час Волка знаменует начало трилогии распада, распада целостности человека, которая продолжается в Позор (1968) и заканчивается Страсть Анны (1969), автор: воссоединение Макса фон Сюдова и Лив Ульманн как пары. (Можно даже считать Persona тетралогией, исключив из уравнения Макса фон Сюдова.)
Йохан Борг (Макс фон Сюдов), художник, проживавший на пустынном острове со своей прекрасной женой Альмой (Лив Ульманн), является лихорадочным воплощением самого Бергмана, который также построил дом на острове Форё после съемок в Persona и с тех пор жил там так часто, как позволяли его стокгольмские обязанности. Бергман переносит свой детский страх в кошмарные воспоминания Йохана, которые заперты в шкафу до тех пор, пока он не сдается из-за прощения.Его страх перед подавленным гомосексуальным желанием проявляется в тревожной, чрезмерно разоблаченной сцене на берегу моря, где Йохан убивает мальчика в купальнике с блестящей эротикой. Но так ли он? Разве это не все галлюцинации? А может, весь фильм — просто лихорадочная мечта безумца?
Фильм оформлен как воспоминание Альмы об исчезновении мужа из ее памяти и дневник Йохана. Альма обращается прямо к камере в первой сцене, разговаривая с интервьюером, он же режиссер, он же аудитория.Во время вступительных титров слышен фоновый звук съемочной площадки с собственным кричащим голосом Бергмана и записанными звуками ударов гвоздей. Название фильма появляется только в середине, сразу после того, как Йохан и Альма посетили необычный ужин, устроенный владельцем острова бароном фон Меркенсом (Эрланд Джозефсон). Самосознание кинопроизводства в начале и внезапное вторжение названия фильма, вероятно, является параллелью к Persona , которое начинается с диссоциативного монтажа и пролога, а также внезапного самовоспламенения кадра фильма на полпути. через.Но вопрос, который мы должны здесь задать, — это не «почему», а «как», как нам реагировать на эти озадачивающие случаи?
То же самое можно было бы перенять, включив кукольный спектакль Моцарта Волшебная флейта . Я читал некоторых кинокритиков, связывающих Йохана и Альму с персонажами оперы Тамино и Памино, некоторые также включают любовницу Йохана Веронику Фоглер (Ингрид Тулин) в интерпретацию роли Королевы ночи в Волшебная флейта .Такой анализ выходит за рамки моих знаний и интересов (на самом деле я не слишком тепло отношусь к возможной экранизации Бегмана Волшебная флейта ), но лично я воспринимаю это как дань уважения Бергману его любимому художнику и повод для комментариев Йохана. на его, таким образом, признании Бергмана как художника. «Я называю себя художником из-за отсутствия лучшего имени. В моем творчестве нет ничего скрытого, кроме принуждения. Не по моей вине на меня указали как на нечто экстраординарное, пятиногого теленка, чудовище.«Превратившись в монстра, человек больше не будет бояться.
Час волка — это час, «когда большинство людей умирает, когда сон самый глубокий, когда кошмары кажутся наиболее реальными». При этом самый внутренний страх Бергмана материализуется в темноте и тенях, преследуя разум и нанося вред телу. Час волка — это тревожная, загадочная «страшная поездка» в тематический парк Бергман, но никогда не относитесь к ней легкомысленно.
Нравится:
Нравится Загрузка…
Связанные
«Волчий час» — психологический триллер без острых ощущений
Наоми Уоттс в The Wolf Hour . Мозговой штурм СМИ
Действие происходит в мрачном и жарком Южном Бронксе жарким летом 1977 года. Психологический триллер без острых ощущений под названием « Волчий час » столь же бессмыслен и неопределенен, как и его название. Все, что в нем есть, — это мрачное, но страстно преданное выступление серой, неузнаваемой Наоми Уоттс.Она создала его, чтобы продемонстрировать весь свой очевидный талант, и заслуживает пятерки за усилия в автомобиле, который оценивает D как унылый, унылый и удручающий. Остальная часть The Wolf Hour заслуживает F, чтобы забыть об этом.
СМОТРИ ТАКЖЕ: Загадка убийства Дэниела Крейга «Knives Out» — больше комедия, чем триллер
Звезда играет некогда уважаемую писательницу Джун Ли, карьера которой рухнула. Она оставила свою прежнюю жизнь и стала невротической отшельницей, запертой в грязных трущобах, живущей вдали от своего прежнего безопасного и привилегированного существования.В заброшенном районе на улице свирепствует насилие, а город находится в эпицентре отключения электроэнергии, что приводит к грабежам, пожарам и самой страшной волне преступности в истории Нью-Йорка.
ЧАС ВОЛКА ★ |
В своей захламленной, клаустрофобной однокомнатной квартире она нервно курит пачки сигарет, в то время как домофон постоянно гудит, но там никого нет. Условия на улице настолько опасны, что небезопасно даже пойти в угловой винный погреб за бутылкой воды. Что еще хуже, серийный убийца по имени Сын Сэма на свободе. Это Романа Полански Repulsion , только жутковатее.
Все следы былой красоты исчезли в реконструированном Уоттсе с жесткими черными волосами, покрытом потом в грязной майке, в окружении копий ее хорошо отрецензированного романа о ее отце, виновном в его смерти, и причинах ее смерти. семья отреклась от нее. Теперь она на четыре года опаздывает в завершении новой книги, ради которой она добилась больших успехов, и она оказалась замкнутой в писательском тупике, охвачена парализующим страхом и пронизана тревогой и паранойей.
Прибывают несколько злоумышленников: сочувствующий курьер (Кельвин Харрисон-младший), который смывается из раковины, циничный полицейский (Джереми Бобб), старый друг, который пытается помочь (Дженнифер Эль), и оплачиваемый эскорт ( Эмори Коэн) она звонит по телефону для отчаянного секса. Они великолепны, но на самом деле именно Уоттс доминирует в фильме в том, что практически представляет собой не более чем экспериментальное актерское упражнение для одной женщины. Сценарист и режиссер Алистер Бэнкс Гриффин предлагает множество угроз, но не очень убедительных психологических выводов, а название The Wolf Hour вообще не имеет логического смысла.
Рецензия на фильм «Час волка» (1968)
Для своей темы Бергман позаимствовал материалы из готической легенды. Его герой — отчужденный от общества художник (Макс фон Сюдов), живущий на острове со своей беременной женой (Лив Ульманн). На другой стороне острова находится замок, в котором живет барон, и зверинец извращенных друзей. По ночам артиста преследуют бессонница, паранойя и странные сны.
Большая часть действия происходит на полпути между полуночью и рассветом — час, как сказал Скотт Фицджеральд, темной ночи души.В краткой заметке Бергман называет это «Часом волка» и объясняет: «Это час, когда большинство людей умирает, когда сон самый глубокий, когда кошмары более реальны. их самый глубокий страх, когда призраки и демоны наиболее могущественны. Час Волка — это также час, когда рождается большинство детей ».
Художник явно сходит с ума. Он сидит ночь за ночью, глядя в свою свечу, разговаривая с женой о своих странных снах (или это воспоминания?).Бергман проникает в подсознание мужчины, чтобы извлечь серию причудливых кошмаров и фантазий. Он скользит этими галлюцинациями взад и вперед по линии реальности, так что иногда то, что кажется сном, становится ужасно реальным. Это случай с самым мощным изображением в фильме, актом некрофилии, который становится розыгрышем.
Большая часть фильма сохраняет способность Бергмана получать глубоко эмоциональные результаты с очень резкими, почти объективными сценами. Однажды ночью художник рассказывает жене о том времени, когда он был ребенком.Его заперли в темном туалете, и родители сказали ему, что там маленький человечек отъедет себе пальцы ног. В ужасе ребенок стал залезать по полкам и ящикам, умоляя, чтобы его отпустили.
В другую ночь художник рассказывает о дне, когда он рыбачил на берегу моря, и к нему присоединился маленький мальчик. Мы видим эту сцену в сильно контрастирующем черно-белом цвете: есть момент, когда мальчик стоит позади человека и может столкнуть его с камнями внизу, в то время как мужчина навязчиво наматывает свою леску.Мгновение спустя в приступе ярости мужчина убивает мальчика. Вопрос в том, произошла ли одна из этих сцен или они обе были кошмаром? Бергман не дает нам знать.
Обзор и краткое содержание фильма «Час волка» (2019)
Это позор, потому что Гриффин помещает свой психологический триллер, связанный с нео-нуаром, в одну из самых кинематографически пикантных эпох и локаций в американской истории. Мы находимся летом 1977 года в тесноте в грязной квартире в районе Южного Бронкса, который видел лучшие дни.Снаружи вырисовывается огромный убийца калибра 44-го калибра «Сын Сэма», изнуряет жара, и где-то в городе Трэвис Бикл все еще ведет свое такси, в то время как печально известное затемнение в июле 1977 года выжидает своего часа. Но мы не видим ничего из этого, и вместо этого довольствуемся миниатюрным микрокосмом того периода в пределах квартиры писательницы Джун Ли (Уоттс), просторного (по стандартам Нью-Йорка) жилого квартала с видом, который принадлежал бабушке автора.
К счастью, продакшн Кает МакАннени отлично справляется со своей задачей, привнося в эту, в основном, внутреннюю картину, реальное ощущение времени и места.Среди груд книг, пыльных укромных уголков и закоулков и грязной кухни Джун наблюдает за тем, как этот мир «Drop Dead» проходит за ее засыпанными грязью окнами. Полицейские сирены постоянно находятся в пределах ее слышимости, а башни-близнецы все еще возвышаются в ее глазах. Если бы только эта некогда знаменитая фигура контркультуры могла выйти наружу. Но она решила запереться и положить конец неприятностям, которые она вызвала после того, как одна из ее успешных книг разрушила ее семью. Джун считает, что если она никогда не уйдет, ей больше не причинят вреда.Но что, если вместо этого кто-то пытается причинить ей боль? Конечно, улик достаточно, главная из них — неизвестный человек, который постоянно гудит в интеркоме, чтобы никогда не отвечать.
Мы никогда не знаем, как долго Джун так живет, хотя разбросанные по ее квартире горные мешки для мусора (которые можно почти почувствовать) и потная одышка Уоттс подсказывают, что это было давно, мягко говоря. Время от времени другие люди входят и выходят из сюжета, чтобы освободить нас от ошеломляющей монотонности, как обеспокоенная, но поддерживающая сестра (дружно играемая Дженнифер Эль), авантюристический курьер / хастлер (всегда запоминающаяся восходящая звезда Кельвин Харрисон младший), жуткого полицейского и самопровозглашенного полуночного ковбоя (Эмори Коэн из «Бруклина»), который помогает усилить напряжение, когда скука берет верх.
«Час волка» — Ингмар Бергман (1968)
Ингмар Бергман Час волка (шведский: Vargtimmen , 1968) — фильм ужасов, который отправляется в царство личного страха — ужасное измерение, из которого, казалось бы, нет выхода, поскольку тревожные угрозы исходят изнутри. . Фильм был снят в особенно интроспективный период жизни Бергмана и, вероятно, исследует его личные травмы и демонов.Таким образом, как драма, фильм особенно мрачен даже для Бергмана. В первую очередь по этой причине, Hour of the Wolf изначально вызывал неоднозначные отзывы. Однако те, кто был чувствителен к экзистенциальным темам Бергмана, больше ценили работу [1,2]. С течением времени фильм становился все более популярным, так что к моменту проведения в 2012 году опроса режиссеров Британского института кино, касающегося величайших фильмов всех времен, «Час волка » занял 44-е место [3].
Один из увлекательных и сложных аспектов Час Волка — это позиция, которую он занимает в отношении реальности.Вначале фильм представляет собой рассказ об объективной реальности того, что случилось с обеспокоенным артистом, который, по всей видимости, бесследно исчез. Но по мере продвижения фильма презентация становится все более субъективной и проблематичной с точки зрения ее объективности. Наблюдаем ли мы, что произошло на самом деле, или видим воображаемые фантазии обеспокоенных людей? Бергман меняет перспективу в разных точках и оставляет зрителя, как и художника, на ненадежной золотой основе.Это то, что раздражает одних зрителей и очаровывает других.
История «Час волка» рассказывает об художнике и его беременной жене, когда они отдыхали на небольшом острове. В конце концов художник исчезает, и говорят, что фильм основан на дневнике, который художник оставил, и воспоминаниях его жены о тех последних днях. Так что начало фильма представлено почти как документальная реконструкция событий прошлого. Это чувство объективности и «дистанцирования» повествования от субъектов усиливается в начале фильма во время вступительных титров, когда Бергман и его команда по производству фильма могут быть услышаны в саундтреке, готовящемся к кинематографическому дублю.(По-видимому, Бергман намеревался иметь еще больше таких производственных вмешательств, которые нарушат приостановку недоверия зрителя к фильму, и это произошло потому, что Бергман чувствовал, что проблемы художника в этой истории слишком тесно связаны с его личными проблемами [4]).
Эффект объективного дистанцирования повествования постепенно исчезает по мере развития сюжета, и вскоре зритель видит мир с субъективных точек зрения художника и его жены. Фактически, поскольку художник — непрозрачный и нарциссический персонаж, сочувствие жены и ее последующие попытки сопереживать переживаниям мужа имеют решающее значение для общего послания этой истории.
В дополнение к кратким вступительным и заключительным сценам, в которых жена художника рассказывает и размышляет о том, что с ними произошло, есть пять повествовательных сегментов, составляющих историю, которую рассказывает жена. В совокупности эти фрагменты повествования показывают падение художника в водоворот.
В начале фильма жена художника, Альма Борг (ее играет Лив Ульманн) смотрит в камеру в длинном кадре 3:37 и рассказывает немного о своем муже Йохане (Макс фон Сюдов) и их браке. семь лет.Затем она начинает рассказывать об их прибытии на небольшой остров Бальтрум, который является одним из Фризских островов недалеко от Германии.
1. Прибытие
Влюбленная пара Йохан и Альма Борг прибывают на остров, чтобы остановиться в небольшом коттедже, но вскоре становится ясно, что художник обеспокоен собой и своей неспособностью эффективно работать. Он страдает бессонницей, и она не спит с ним во время его бессонных ночей. Вскоре он показывает ей некоторые из своих набросков странных людей, которых он встретил на острове, и, основываясь на его кратких описаниях (зритель не видит эскизов), мы с Альмой знаем, что он видит фантасмагорические образы.Однако Альма с любовью (и с надеждой) говорит ему, что, по ее мнению, когда люди живут вместе долгое время, они начинают походить друг на друга. Она хочет всем с ним делиться.
2. Дневник
На следующее утро за пределами коттеджа Альма внезапно видит старуху, странно одетую во все белое. Это начало сюрреалистических образов, которые в конечном итоге пронизывают фильм. Однако старуха, кажется, что-то знает, и просит Альму прочитать дневник Йохана, спрятанный под их кроватью.
Альма находит и начинает читать дневник, отчеты о котором теперь представлены драматично. Одно сообщение касается встречи Йохана с бароном Вон Меркенсом (Эрланд Джозефсон), которому принадлежит небольшой остров. Барон приглашает Йохана и Альму на вечеринку в своем замке на другой стороне острова. Другой отчет показывает, как Йохан рисует снаружи, и к нему подошла привлекательная женщина, Вероника Фоглер (Ингрид Тулин), с которой, как мы узнаем позже, у Йохана ранее был пятилетний роман. Йохан страстно целует, а затем раздевает женщину на открытом воздухе.
3. Вечеринка
На вечеринке скромные Йохан и Альма знакомятся с несколькими богатыми посетителями, но атмосфера гнетущая и удушающая. Другие завсегдатаи вечеринок напористы и хриплы, а Бергман кинематографически представляет яркое происходящее с навязчивыми крупными планами и шумными сковородками. (Некоторые из этих людей предположительно были спусковыми крючками для ранее нарушенных иллюзорных эскизов Йохана.) В конце концов, другие приветствуют Йохана как великого художника и просят рассказать им об искусстве.На это приглашение Йохан нервно отвечает неловкой и снисходительной речью, которая только усугубляет его смущение.
Он еще больше смущается, когда жена барона Коринна фон Меркенс (Гертруда Фрид) показывает паре портрет Вероники Фоглер, сделанный Йоханом, а затем делает грубые комментарии о более раннем романе Йохана с женщиной, к неудовольствию Альмы. Вся гнетущая атмосфера приближает Йохана к нервному срыву. Альма может смотреть только с сочувственной тревогой.
4.Час Волка
Дома у Йохана еще одна бессонная ночь, и он рассказывает Альме о Часе Волка, который является последним часом перед рассветом:
«Час волка — это час между ночью и рассветом. Это час, когда большинство людей умирает, когда сон самый глубокий, когда кошмары кажутся наиболее реальными. Это час, когда демоны наиболее могущественны. Час волк — это еще и час, когда рождается большинство детей ».
Затем он рассказывает ей о травмирующем моменте, когда он был маленьким мальчиком, и его родители наказали его, заперев в темном шкафу.Это был ужасающий опыт угрожающего уничтожения, которого он так и не смог преодолеть.
Затем он рассказывает о другом недавнем событии, которое показано в театрализованной форме — к нему подошел юный подросток, когда он ловил рыбу с края обрыва. Гордый мальчик был молчалив, но дерзок и назойлив, и это как-то сильно расстроило чувство собственного достоинства Йохана. В конце концов он нападает на мальчика и избивает его до смерти.
Утром Йохана и Альму посещает другой член окружения замка, который приглашает их на очередную вечеринку, на которой, как ожидается, будет присутствовать Вероника Фоглер.Посетитель также оставляет с собой пистолет, чтобы защититься от мелкой дичи на острове. После того, как Альма выражает свою обеспокоенность по поводу одержимости ее мужа Вероникой и читает ему вслух красноречивый отрывок из своего дневника о женщине, Йохан поднимает пистолет и стреляет в нее. Затем он убегает в замок.
5. Разрушение
В замке обезумевший Йохан сталкивается с еще более тревожной причудой. Старая графиня приказывает ему поцеловать ее ноги, и он почти беспомощно подчиняется.Другой житель замка говорит, что приведет Йохана к Веронике, но сначала он должен приготовить Йохана пудровым женственным макияжем.
Когда он наконец входит в комнату, где находится Вероника, он видит ее обнаженное, неподвижное тело на плите и предполагает, что она мертва. Когда он слегка ласкает ее неодушевленное тело, она внезапно громко смеется и тянет его к эротическим объятиям. Но занятия любовью Йохана останавливаются из-за хриплого смеха всех жителей замка, которые теперь из глубины комнаты издеваются над его любовными попытками.Некоторые зрители усматривают здесь жестокие издевательства как черную комедию, но это всего лишь ужасающее проявление садизма со стороны его мучителей. Йохан сейчас полностью сломлен, он со слезами на глазах благодарит их всех и говорит им:
«Зеркало разбито, но что отражают осколки?»
Затем Йохан возвращается в свой коттедж и продолжает вести дневник. Альма не была убита выстрелами Йохана, но она в страхе прячется. После того, как Йохан снова убегает в лес, обеспокоенная Альма следует за ним на безопасном расстоянии.Она находит его мрачно лежащим и успокаивает его объятиями. Но, поспав с ним на руках на мгновение, она просыпается
чтобы обнаружить, что он снова убежал, дальше в лес. Она видит, что он вдалеке побежден иллюзорными людьми замка, после чего все они наконец исчезают из поля зрения.
Вернувшись в «настоящее», когда ее рассказ уже закончен, деморализованная Альма спрашивает своего интервьюера, могла бы она меньше любить Йохана, она бы больше его защищала.Это тоже вопрос Бергмана.
Это была непрерывная нисходящая спираль для Йохана на протяжении всего периода Час Волка . Альму сочувственно втянули в преисподнюю Йохана, но она не смогла его спасти. Она пришла посочувствовать его ужасу, но не могла проникнуть в его голову, чтобы вывести его в безопасное место. Итак, в фильме представлены две фундаментальные перспективы:
- Экзистенциальный ужас , проявленный Йоханом. Его страх — это страх уничтожения, и он, вероятно, восходит к его детскому опыту в этом темном шкафу.Его самопонимание, которое он пытался продвигать и достигать с помощью своего искусства и страсти к Веронике, к концу истории превратилось в ничто. Некоторые зрители критикуют Йохана за нарциссизм, но когда человек сталкивается с полным исчезновением, он не может не быть одержим собственной судьбой.
- Любовь и преданность , как показал Алма. Она сдалась своей любви к мужу и никогда не сомневается в этом, даже когда он пытается ее убить.Ее решение отчаяния — полное подчинение любви.
Некоторые критики предположили, что эти две точки зрения отражают разные жизненные позиции Ингмара Бергмана и Лив Ульманн, которые в то время были любовниками [5]. Но я подозреваю, что вместо этого две точки зрения в фильме отражали разделение в собственном сознании Бергмана. Он чувствовал ужас, но знал, что это за любовь.
Слабость фильма в том, что в повествовании нет ни временных достижений, ни поворотов вверх, ни оснований для надежды.И несмотря на экзистенциальный ужас, с которым столкнулся Йохан, зрителю сложно ему посочувствовать. Он кажется непрозрачным и замкнутым. Но можно посочувствовать Альме. Чувственно выразительное лицо Лив Ульманн на протяжении всего фильма изображает человека, постоянно страдающего из-за своего возлюбленного. Именно ее путешествие, а не путешествие Йохана, в конечном итоге делает фильм стоящим. Она отличалась от Вероники тем, что предлагала не романтические полеты фантазии, а полную любовную помолвку. Вероятно, единственный путь к жизни Йохана лежал через нее, но он зашел слишком далеко, чтобы что-то с этим поделать.
★★★
Примечания:
- Рената Адлер, «Экран: там, где сходятся кошмары: Бергман погружает дух в« Час волка »» , New York Times , (10 апреля 1968 г.).
- Роджер Эберт, «Час волка» , RogerEbert.com , (11 декабря 1968 г.).
- «100 лучших режиссеров» , Анализ: Лучшие фильмы всех времен, 2012 г., Взгляд и звук, , Британский институт кино, (2012).
- «Час волка» , Википедия , (3 декабря 2016 г.).
- Гордон Томас, «Влюбленный в Лив, который любит жизнь: пережить час волка Ингмара Бергмана, » , Журнал «Яркие огни», , (1 августа 2006 г.).
Медведь, волк, лев или дельфин: как понимание вашего типа сна может изменить вашу жизнь | Сон
Название: Хронотипы.
Возраст: Слово было придумано в 1970-х годах.
Что это значит? Буквально временного типа.
Что это за ? Это понятие из психологии сна.Хронотип описывает вашу «циркадную типологию или индивидуальные различия в активности и бдительности утром и вечером».
Циркад? 24-часовой цикл. Это ваши биологические часы. Психологи считают, что они могут определить наш естественный режим сна. Понимая свои собственные, мы можем жить более счастливой и продуктивной.
Звучит немного упрощенно. Возможно. Но в наши дни сон — это большой бизнес — считается, что каждый третий человек недосыпает — и все стремятся придерживаться последних модных теорий.
А какая последняя модная теория? Что существует четыре основных хронотипа, каждому из которых присвоено легко запоминающееся название животного.
Жаворонки, совы, петухи? Такие вещи, хотя психологи отошли от птичьей жизни. Австралийский эксперт по сну Оливия Ареццоло подключает то, что быстро становится новой ортодоксией: медведей, волков, львов и дельфинов.
Можете ли вы описать характеристики сна каждого типа животных ? Ну, медведи составляют более половины населения.Довольно утомительно, они следуют солнечному циклу, восходя вместе с солнцем и заканчиваясь вечером. Они также становятся бесполезными сразу после обеда.
Ничего общего с крупными мужчинами с бородой и татуировками? Это другой тип классификации.
А, да. Волки предпочитают поздно вставать и более энергичны ночью.
Так что не самое лучшее время быть волком. Не с пабами и ресторанами, закрывающимися в 22:00.
А как насчет остальных? Львы встают рано, по утрам яростно работают, после полудня отходят на второй план и ложатся спать в тот момент, когда волки выходят играть.
А дельфины? Самая неудачная категория из всех: плохо спящие, которые часто раздражительны и им трудно работать днем. Ареццоло говорит, что они составляют 10% населения.
Какой работой они могут заниматься? Она предлагает что-нибудь предприимчивое, чтобы соответствовать недолгой концентрации внимания дельфина и изворотливому тайм-менеджменту, хотя премьер-министр также может быть вариантом.
Настоящие дельфины плохо спят? Они очень чуткие.Только половина их мозга спит одновременно — «однополушарный сон», поэтому они могут продолжать дышать и остерегаться хищников. Они спят с одним открытым глазом.
Как необычно . Это естественный мир для вас.
Можете ли вы изменить свой хронотип? Нет, но здоровая диета, меньше выпивки, немного медитации и укрытие мобильного телефона помогут вам лучше выспаться, независимо от вида вашего животного.
Скажите: «Спать, может быть, приснится — да, вот в чем проблема, если, конечно, вы не дельфин.»
Не говори: » Zzzzzzzzzzzzzzz.