Фильм Час волка (1968) смотреть онлайн бесплатно в хорошем HD качестве
Начальные титры: в основе фильма лежат события, изложенные в дневнике художника Юхана Борга. Эти записи использованы с разрешения его вдовы Альмы Борг.
Загородный дом. ВыходитАльма Борг, садится за стоящий рядом с входом в дом стол, приступает к рассказу. Нет, я не думаю отсюда уезжать. Вы удивлены, что я здесь остаюсь? Мы в этом доме вдвоем прожили семь лет. Зимой я выезжаю на материк, поработать в магазине. Я это делаю периодически, когда у нас возникают проблемы с деньгами. Доктор говорит, что ребенок у меня родится примерно через месяц. Помню, это случилось впервые вечером в пятницу. Мы приехали в три часа утра, с радостью увидели, что наша яблоня цветет. Потом мы увидели следы на клумбе под окном, мы про них забыли до поры. Мы были рады вернуться домой. Юхан был не в духе, как это с ним бывает всегда, когда не идет работа. Он плохо спал, боялся темноты.
Флешбэк. К берегу острова причаливает лодка, Альма и Юхан выгружают оттуда вещи, погружают их в тележку, везут к своему дому. Лодка уходит. У дома цветет яблоня, Альма с наслаждением нюхает ее цветы. Супруги заходят в дом.
Утро, Альма и Юхан сидят на пороге своего дома. Вставай, толстушка! Иди, сядь под яблоню. Обнажи плечи, подними волосы, чтобы я видел твою шею. Я буду рисовать тебя каждый день.
Вечер. Альма шьет при свете керосиновой лампы. Юхан наливает в стакан виски, пьет. Вот, посмотри, я это никому не показывал. Юхан дает Альме пачку рисунков. Этот чудак практически безобиден. Похоже, он гомосексуалист. А эта старая леди постоянно требует, чтобы я снял с нее шляпу. Знаешь, что происходит потом? Вместе со шляпой она снимает свое лицо. А этот самый страшный. Человек-птица. Я не знаю, у него настоящий клюв, или это маска. Он чрезвычайно шустрый, похож на Папагено из «Волшебной флейты». Остальные – птицы, звери. Например, человек-паук. Это учитель, у него в штанах указка. А это болтливые женщины. Они очень жестокие. Потерпи, через час станет светло, и я засну. Минута может походить на вечность. Юхан смотрит на свои часы. Как они долго отсчитывают секунды! Минута никогда не кончится. Скажи что-нибудь, поговори со мной. Альма говорит: я давно об этом думала. Мы с тобой прожили семь лет. А правда, что старые люди, всю жизнь прожившие вместе, начинают не только думать об одном и том же, они становятся даже похожи друг на друга лицами? Я хочу жить с тобой так долго, чтобы у нас с тобой стали одинаковые сморщенные старые лица. Ты заснул? Пойдем в постель. Утром Альма разбирает постель, выносит ее на улицу, раскладывает на столе. Она оборачивается и видит старую даму в шляпе. Не бойся. Женщина подходит к Альме, дает ей руку. В моем возрасте руки уже холодные. Мне 216 лет. Что я говорю! Кончено, 76 лет. Я должна тебе что-то сказать. Вспомнила! В черной сумке под его кроватью хранятся рисунки, он хочет их порвать. Это будет страшной ошибкой. А еще там его дневник. Прочти его. Женщина уходит.
Альма заходит в дом, находит сумку, достает оттуда дневник Юхана, читает.
Сегодня 22 июля. Я, кажется, заболел. Не сильно, но чувствуется дискомфорт.
Юхан стоит на улице за мольбертом. Подъезжает машина, оттуда выходит человек и подходит к Юхану. Просите за вторжение. Меня зовут барон фон Меркенс. Этот остров принадлежит нашей семье. Мы живем в замке на северной части острова. В пятницу у нас состоится вечеринка. Мы приглашаем вас с женой. Да, мы с моей женой – ваши поклонники. Страстные поклонники!
Сегодня 27 июля, понедельник. Жаркий, смутный день. Я еще не оправился от болезни. К Юхану подходит молодая женщина (Вероника Фоглер). Она обнажает правую грудь, приспустив платье. Видишь этот синяк? Тебе надо быть осторожней! Я была на вечеринке. Едва потом смогла привести в порядок свою прическу. Я получила письмо: ты нас не видишь, но мы за тобой наблюдаем; произойдут ужасные вещи, конец близится, так решено. Когда я это прочла, мне стало плохо. Женщина обнимает Юхана. Какие у тебя руки горячие! Лихорадка? Помоги мне расстегнуть молнию, ее всегда заедает. Юхан помогает женщине снять платье.
Альма продолжает читать дневник мужа.
Юхан идет по острову. Его догоняет мужчина, заводит разговор. Это идеальное место для художника. Вы здесь жили раньше? Каждый возвращается на место преступления, чтобы совершить новое. Мне ли это не знать. Я Хеербрандт, член местного правления, изучаю души людские. Вы в них хорошо разбираетесь, это видно по лицам людей на ваших портретах. Вас что-то беспокоит? Юхан отталкивает собеседника. Закрой рот. Заткнись! Мужчина падает на землю. Потом ложится на спину, прижав к носу платок, и пытаясь остановить кровь.
Альма прячет дневник: в комнату входит Юхан. Они садятся за стол. Альма просит выдать ей денег. Юхан протягивает ей банкноты, но Альма говорит, что сначала она должна отчитаться о тратах. Она подробно перечисляет мужу, на что и сколько она истратила денег.Юхан сообщает Альме, что они приглашены в пятницу в замок. Я знаю. Откуда?
Альма и Юхан в замке барона. Тот знакомит их со своими родственниками и гостями: жена Коринн, мать Гамла, брат Макс, архивист Линдхорст. Здесь же находится Хеербрандт.
Гости садятся за стол, идет беседа о погоде, прислуге, путешествиях, о проблемах со здоровьем. Юхан и Альма в беседе не участвует, Юхан регулярно подливает себе в рюмку. Коринн спрашивает Юхана, знаком ли тот с Вероникой Фоглер. Она очаровательная женщина! Гостей зовут в библиотеку на кофе. Барон сообщает присутствующим, что сейчас развлечет их маленьким кукольным спектаклем. Гаснет свет, раздвигается занавес. Гости видят куклу, изображающую молодого человека. Звучит хор, тенор исполняет оперную арию. Барон поясняет: этого юношу оставили у храма мудрости, пребывая в тоске, он взывает о помощи. Это прекраснейшая музыка из всего, что было написано. Вслушайтесь в то, что он поет: текст наивный, но это заклинание. «Волшебная флейта» Моцарта – просто чудо. Среди нас есть гений, который может понять, что происходит на сцене. Он за это долго боролся.
Юхан говорит, что он никогда не боролся за то, чтобы занять свое нынешнее положение. Мания величия? Я ощущаю ее дуновение у своего виска, но я ей не подвержен. Барон предлагает выпить за гения: он еще и мыслитель! Гамла обнимает Юхана, целует его, оцарапывает его щеку шипами розы, которую держит в руке. Юхан отталкивает старуху. Альма извиняется за мужа: он слишком много выпил. Все выходят на улицу, барон рассказывает гостям о своем замке: он был построен в XVвеке, принадлежит нашей семье с XVI века.
Альма спрашивает Юхана: почему мы никогда не целуемся? Я могу по пальцам пересчитать такие случаи. Юхан целует жену. Хеербранд рассказывает гостям барона о том, как на него напал странный человек, с которым он просто заговорил. Я никогда не забуду его глаза!
Коринн спрашивает Юхана и Альму: вы уже уходите? Позвольте, я вам покажу, где я повесила написанный вами портрет Вероники Фоглер. Коринн приводит Юхана с Альмой в свою спальню, показывает портрет, висящий над кроватью. Он стал частью моей одинокой жизни. Обращается к Юхану: как долго вы с ней прожили? Спрашивает Альму: а вы его к ней не ревнуете? А вот мой муж страшно ревнив! И он великолепный любовник. Баронесса забирает платье и демонтирует шрам на бедре: это отметина от другого мужчины. Это меня так стимулирует! Коринн извиняется перед Альмой: просите, это была глупая шутка. Показывает на портрет: а я купила приличный ломоть вашего мужа!
Альма и Юхан идут к дому. Альма признается мужу: я прочитала твой дневник. Теперь я просто больна от страха. Нет, я не собираюсь тебя бросать! Они хотят нас уничтожить… тебя уничтожить. Но пока я с тобой – у них ничего не получится. Помоги мне! Юхан молчит, Альма плачет. Муж пытается ее утешить, она его отталкивает, продолжает рыдать. Юхан поворачивается и молча направляется к дому.
Ночью супруги сидят за столом. Юхан одну за другой зажигает спички. Ты слышишь тишину? А ведь было время, когда ночь была временем для сна, сна без сновидений и без страха. Мы давно с тобой бодрствуем до рассвета. А этот час – самый худший, в это время умирает больше всего людей и рождается больше всего детей. Это час волка. К нам в это время приходят кошмары. Я вспоминаю случай из детства. В наказание меня заперли в темный шкаф. И предупредили: там обитает маленький человечек, который может отгрызть пальцы на ногах непослушного ребенка. И вдруг я слышу шорох. Я начал кричать, биться, молить о прощении. Меня выпустил отец. Ты точно просишь прощения? Да. Ложись на диван. Я спустил брюки, подал отцу трость и лег на диван. Сколько ударов ты заслужил? Сколько потребуется. Отец начал меня бить. Сильно, но терпеть было можно. Потом я спросил мать: ты меня прощаешь? Да, –ответила она сквозь слезы. Я поцеловал ее руку.
Альма удивляется: как тихо! Так странно, когда море спокойно. Я думаю о ребенке. Возьми меня за руку.
Помнишь, я пришел и сказал, что меня укусила змея? Да. Это была не змея. Ты никому об этом не расскажешь?
Флешбэк. Юхан стоит на берегу моря и удит рыбу. Появляется мальчик. Он осматривает вещи Юхана, лежащие на берегу, подходит сзади к Юхану. Тот начинает лихорадочно сматывать удочку. Мальчик ложится навзничь на камень. Юхан подходит к нему, хватает его. Мальчик вырывается, бросается на Юхана, душит его, кусает за плечи. Юхан сбрасывает с себя мальчика, тот, лежа на земле, кусает Юхана за ногу. Юхан начинает жестоко избивать мальчика, потом берет его на руки, относит к берегу и бросает в воду. Он смотрит на тело утопленника в воде.
Стук в дверь. Ты точно заперла дверь? Да, я проверяла два раза. Заходит Линдхорст. Извините за вторжение. Я пришел как посланник. У нас намечается маленькая вечеринка. Гостей будет совсем немного. Я уверен, что они вам понравятся. Будет Вероника Фоглер.
Альма просит Юхана: давай спрячем пистолет. Нет. Расскажи мне о Веронике Фоглер. Это длилось пять лет. Нас поймали. Был скандал. А в твоем дневнике написано иначе.Альма читает: я преследовал ее повсюду, устраивал ужасные сцены. Мы постоянно переезжали из города в город, скрываясь от ее родственников. Наконец, ее муж настиг нас, забрал ее от меня. Меня поместили в лечебницу. Мы не виделись с ней несколько лет. Ты всегда говорил, что ценишь меня за цельность моей натуры, я была этому рада. Но теперь я тебя не понимаю, не могу тебя постичь, боюсь. Я устала защищать тебя от твоих призраков! Юхан берет в руку пистолет, целится в Альму. Та плачет. Встань из-за стола! Иди к двери! Выходи из дома! Юхан стреляет три раза в сторону Альмы.
Юхан появляется в замке. Ему навстречу выходит Гамла, несущая в руках поднос. Помогите мне, это мой ужин. Вы точно не хотите попробовать? Здесь сегодня вечеринка. Ничего об этом не знаю. Помогите мне снять чулки, я знаю, что вам нравится прикасаться к моему телу. Посмотрите, где вы еще видели такие изящные ноги, такую гладкую кожу! Поцелуйте их. А я вам скажу, где она. Юхан целует ноги старухи. Та говорит, что Вероника Фоглер в западном крыле замка.
Юхан идет по замку. В окне появляется огромный ворон. Появляется барон фон Меркенс. Вы ищете Веронику Фоглер? А вы знаете, что она была моей любовницей и много рассказывала о ваших эротических играх. Я так страдаю! Этой ночью я буду стоять у вашей постели и наблюдать за вами с Вероникой! Идемте, я покажу вам дорогу. Внезапно барон поднимается по стене, бегает по потолку: это ревность! Уходите прочь!
Звучит клавесин. Коринн и дама в шляпе слушают игру музыканта. Какая прекрасная музыка! Чтобы лучше ее слышать, надо снять шляпу. Дама снимает шляпу, а потом лицо. Баронесса говорит, что все это не на самом деле: она чувствует запах клея. Дама вынимает глаза из глазниц и бросает их в бокал с вином.
Юхан сидит в кресле, на его лицо наносят макияж, подкрашивают глаза и губы, пудрят лицо. Для свидания вам подойдет шелковая пижама. Духи? Вы предпочитаете свой запах? Нет, немного духов. Вот вы и готовы. Идите, она вас ждет. Юхан подходит к двери, стучит в нее, заходит. Он видит накрытый простыней гроб на двух табуретах. Он снимает простыню, видит обнаженную Веронику. Он гладит ее лицо, тело. Вероника открывает глаза и с хохотом набрасывается на Юхана. Она привлекает его к себе и, не переставая хохотать, целует. Раздается смех. Юхан поднимается и видит сидящих вокруг гостей барона. Они смеются. Лицо Юхана покрыто размазанной помадой и тушью.Юхан становится на колени: я благодарю вас, предел достигнут, зеркало разбито. Но что можно увидеть в его осколках?
Флешбэк: тело утонувшего мальчика под водой.
Рассказывает Альма. Да, он выстрелил три раза. Одна пуля задела мою руку. Я страшно испугалась, слышала, как он ходил вокруг дома. Потом ушел. Я обработала рану, ждала его. Потом спряталась сама, убрала пистолет. Он вернулся. Вид у него был безумный. Он несколько часов писал что-то в дневнике, потом собрал вещи и ушел из дома. Я отправилась за ним, догнала. Юхан, ты меня видишь? Альма обнимает мужа, гладит его лицо. Он молчит.
Юхану кажется, что его окружают гости барона, они набрасываются на него, начинают избивать. Громко каркает огромный ворон.
Говорит Альма. Я осталась одна. Я вот о чем хочу вас спросить: правда ли, что любящая женщина начинает не только думать мыслями своего мужа, но и видеть их вместе с ним? А они вообще были? Если бы я их не видела, может быть, мне бы удалось защитить его.
Час волка, Игман Бергман — Ничего личного — LiveJournal
?
LiveJournal
- Main
- Ratings
- Interesting
- iOS & Android
Disable ads
Login
КИНО ПОСЛЕ ОСВЕНЦИМА. «Час волка», Ингмар Бергман
ОСЛЕПЛЕННЫЙ
(глава «Галлюцинации»)
Место развязки – лес. Нападают пятеро. Наносят мгновенные резкие удары, тело атакуемого, художника Юхана Борга (Макс фон Зюдов), покрывается кровавыми следами. Жена Юхана, Альма (Лив Ульман), будто в дурном сне беспомощно наблюдая за расправой, беззвучно кричит, отворачивается в отчаянии. Юхан падает, с большим трудом встает. Его веки странно трепещут. Это почему-то успокаивает чудовищ, они, чуть заметно усмехаясь, отступают. Чаща поглощает и их жертву. Альме остается засвидетельствовать бесповоротность его исчезновения.
К тому и шло. Антагонисты определены с самого начала: художник против обитателей замка, расположенного на том же острове Бальтрум, где находится дом Боргов. Те существа живут по каким-то своим правилам, имеют лица будто бы человеческие, но с неуловимо животными чертами – слишком подчеркнутые надбровные дуги, гипертрофированные носы, явно неискренние улыбки. Действительно ли они делают и говорят то, что говорят и делают, или это взгляд художника творит их людьми-птицами, насекомыми, хищниками, людоедами? Картин Юхана в кадре нет, мы не видим, над чем или в какой манере он работает, слышим только его комментарии, описания. Как и в “Персоне”, герой удален из собственного творчества. На сей раз – чтобы спроецировать вовне его фобии, воплощаемые в замковых бестиях.
Создания, не вмешиваясь прямо в жизнь Юхана, вызывают у него с каждым разом все более сильную ненависть, которая быстро распространяется на окружающих. Сначала художник избивает докучливого господина в очках. Далее (жуткий эпизод) – убивает подростка: тот мешал ему рыбачить. Пытается застрелить жену из вполне реального пистолета. Агрессия возрастает несоразмерно с любыми объяснениями, такими как болезнь, суровый отец, заточение в темном чулане за детские шалости, страсть к замужней красавице Веронике Фоглер, в том же ряду пейзаж “Часа волка” (неизменные скалы, застывшее море) – избыток тишины делает течение времени для Боргов нестерпимо медленным. Так что события второй половины фильма почти каждый раз неожиданны, и, в силу нехватки мотивов, ужасающи. Однако драматические эффекты остаются обманным маневром; “Час волка” – не о страхе и не о безумии. Здесь часто склоняют на разные лады слово “видеть”. Час волка – опасная грань между ночью и рассветом, темнотой и светом, когда более всего людей рождается и умирает, когда высвобождаются кошмары. Происходящее с Юханом – это период капричос, подобие часа волков в жизни художника, чье сознание, впрочем, движется в обратном порядке – от света к тьме.
Юхан и сражается с темнотою, то есть с пустотой и не-видением. Чудовища отнимают и разрушают, представляя собой проводников затмения. После их ударов у Юхана смыкаются веки, глаза словно гаснут – это поведение слепого. “Вы видите только то, что хотите видеть”, – заявляет один из его врагов, Барон, он же Человек-птица, но для Юхана хуже не видеть вовсе, и его неистовое, надрывное отторжение темноты диктуется предчувствием этой главной утраты. Безо́бразное иное, представленное в “Часе волка” во всей беспощадности своих проявлений, и уничтожило Юхана как творца, то есть – совершенно: перестать видеть означает перестать быть.
________
«Час волка» / Vargtimmen (1968, Швеция-Норвегия, 90`), режиссура: Ингмар Бергман, сценарий – Ингмар Бергман, в ролях: Макс фон Зюдов, Лив Ульман, Гертруд Фридх, Георг Ридеберг, Эрланд Джозефсон, оператор – Свен Никвист. Производство – Svensk Filmindustri.
Дмитрий Десятерик
Предыдущие главы:
Предисловие: http://drugoe-kino.livejournal.com/3198853.html
«Европа», Ларс фон Триер: http://drugoe-kino.livejournal.com/3199661.html
«Персона», Ингмар Бергман: http://drugoe-kino.livejournal.com/3201760.html
Время страха. Ингмар Бергман в 1968‑м – Журнал «Сеанс»
Ингмар Бергман и Лив Ульман. 1968
Фильм Ингмара Бергмана «Стыд» показали шведской прессе 21 августа 1968 года, в день ввода советских войск в Чехословакию. Считается, что это предопределило все последующие споры по поводу этой драмы. Позже режиссер говорил, что выпусти он фильм на полгода позже, фокус истории был бы другим. 1968 год стал чем‑то вроде увеличительного стекла, поджигающего искусство: любое произведение немедленно должно было превратиться в актуальное высказывание.
В тот год Бергман выпустил два фильма. Оба, пусть и с оговорками, можно отнести к жанровому кино: «Час волка» — хоррор, «Стыд» — военная драма. Оба фильма — нечто вроде снов экранной пары Лив Ульман — Макс фон Сюдов, в первом случае сон сюрреалистический, дикий, ядовитый кошмар безумца, во втором — сон невыносимый.
В «Часе волка» три предисловия: предуведомление о том, что перед нами — экранизация дневника художника Йохана Борга; саундтрек со съемочной площадки под титры на темном экране; монолог героини, Альмы, которая вводит зрителя в историю. Публика должна одновременно верить в реальность происходящего — и не верить в нее. «Полезно пробудить зрителя на мгновение, чтобы потом вновь окунуть его в драму», — так Бергман объяснил этот прием.
Саму историю легче всего описать как экзистенциальный хоррор, фантасмагорию, в которой некоторые персонажи носят гофмановские имена, кошмарные видения художника, для которого творчество — это мучение, болезнь, оживающий ад. Альма мечтает, что когда‑нибудь они с Йоханом будут похожи, как все долго живущие вместе пары, старается смотреть на мир, как он, и не только видит его «демонов», но и разговаривает с ними. «Час волка» — время, когда приходят кошмары, предутренний час, когда депрессия сильнее всего. «Было время, — говорит Йохан, — когда ночи были для сна: спать, проснуться. Без страха».
«Час волка». Реж. Ингмар Бергман. 1968
Фильм изначально должен был называться «Людоеды». Работа над сценарием началась еще в 1964 году, причем, по признанию Бергмана, история была «очень личной». Шведская критика приняла фильм довольно прохладно: признавая, что сделан он блестяще, указывали на абсолютную закрытость и асоциальность картины, Бергмана сравнивали с фокусником. В Америке дела шли лучше. Роджер Эберт, например, призывал «принять» хоррор, не задавая вопросов, и тогда фильм «сработает великолепно». Он остроумно сравнил зрителя «Часа волка» со зрителем диснеевской «Белоснежки»: как «Белоснежка» требует от детей «творческого акта воображения», «отказа от недоверия», так фильм Бергмана требует того же от взрослых.
Еве, героине «Стыда» (предварительное название — «Сны о стыде»), кажется, будто все это снится кому‑то: «И это не мой сон. Чей‑то чужой, а меня загнали туда силой. Нет вокруг ничего по‑настоящему реального. Все выдумано. Как, по‑твоему, пойдут дела, когда тот, что видел нас во сне, очнется и покраснеет от стыда за свой сон?»
Кто проснется? Бог? Глава семьи? Человек, начавший войну? Автор фильма?
«Час волка». Реж. Ингмар Бергман. 1968
«Стыд», как и «Час волка», начинается с закадровых звуков — с каши из радиосигналов, выстрелов, криков. «А радио у нас сломано», — снова и снова будет повторять героиня, Ева. Это фильм о семейной паре, музыкантах, которые пытаются жить вне войны, со «сломанным радио», но у них не получается. Война приходит и на их остров. «На чьей вы стороне?» — спрашивает у них военный. — «Ни на чьей, мы музыканты». — «Вы были музыкантами. Оркестров больше нет. Значит, вам безразлично, при каком политическом режиме вы живете?» — «Нет! Но война продолжается так долго… и нам так трудно…»
Война в «Стыде» условна, это долгое, изматывающее противостояние одних и других, неважно, кого именно. Музыканты — жертвы, гражданская война требует от них стать «сочувствующими», принять какую‑нибудь сторону, а потом умереть за это. Или убить. Как ни глупо, но, когда этот фильм вышел, Бергман оказался в положении своих героев.
В «Стыде» критики искали ответ режиссера на войну во Вьетнаме. Но если в «Персоне» (1967) Бергман делает хронику самосожжения вьетнамского монаха важным эпизодом фильма, то в «Стыде» история полностью лишена конкретики, неизвестно даже, когда происходит действие. Вероятно, где‑то в будущем. Это фильм, постепенно уходящий в апокалиптический сон, фильм о том, что принять любую сторону — значит проиграть.
«Стыд». Реж. Ингмар Бергман. 1968
Первую разгромную статью в Aftonbladet написала левая журналистка Сара Лидман, к тому времени она уже бывала во Вьетнаме и издала книгу интервью «Встречи в Ханое». Она восприняла «Стыд» как поддержку проамериканских военных сил, как оправдание войны, как «мечту всех западных производителей оружия». Она возмущенно писала: «Война никогда не закончится, если никому не будет дела до ее причин». Бергман ответил ей:
«Насколько я вижу, не может быть благородной или низменной войны. Насилие, во имя чего бы оно ни совершалось, предосудительно и разрушает все человеческое».
Было еще много критики, справедливой и не очень. Фильм называли реакционистским и опасным, обвиняли в том, что «сама тема масштабнее, чем режиссер». И, наконец, вышло злое, резкое интервью француза Эрнеста Риффе с Ингмаром Бергманом. Сначала режиссер отворачивался от разговора: «Где вы находитесь с точки зрения политики?» — «Нигде. Если бы существовала партия трусливых, я бы к ней примкнул». — «Расскажите что‑нибудь о „Стыде“». — «Я не обсуждаю мои фильмы». Разъярившись, интервьюер оскорблял Бергмана, называл его ничтожеством: «Все, чего я хочу, — сказать что‑нибудь о вашем проклятом, отвратительном фильме, который я, конечно же, не смотрел, но который, по мнению многих тонко чувствующих людей, можно было бы с тем же успехом никогда и не снимать… Зачем вы продолжаете? Почему бы не сделать вместо этого что‑нибудь полезное?» — «Почему птица кричит от страха? Да, я знаю, что ответ звучит сентиментально… Если хотите, запишите весь список слов: страх, стыд, унижение, гнев, ярость, скука, удовлетворение».
Эрнест Риффе — псевдоним Бергмана, уже знакомый читателям того времени. Бергман взял «шизофреническое интервью» у самого себя, сам на себя наорал, сам себя высмеял:
«Знаете ли вы, что такое фильм? Откуда вам знать, вы же критик».
Критикам из 1968‑го «Стыд» казался апологией войны. Потом в нем увидели и признание вины за нейтралитет Швеции во Второй мировой, и автопортрет трусливого человека, и — гораздо позже — картину о разладе в семейных отношениях: это не война, это просто любовь кончилась, и мир вокруг героев подстраивается под их чувства.
Но главное, что объединяет «Час волка» и «Стыд», — тема страха. Оба эти фильма рассказывают не о внешней угрозе — аристократических вампирах‑каннибалах в «Часе волка» или гражданской войне в «Стыде», а о том, как постоянное давление, неважно, снаружи или изнутри, меняет человека, и о том, как страх делает человека фашистом. Убийцей. Не тяга к порядку, не желание силы: страх.
Ингмар Бергман и Лив Ульман на съемках фильма «Стыд».
Страх — это когда время перестает работать. «Ох, эти секунды! Как они длинны», — в «Часе волка». «А радио у нас сломано», — в «Стыде». Страх — это когда умирают, становятся пылью семейные связи. Страх — это когда ты на лодке в открытом море плывешь по отравленной воде, и до развоплощения осталось совсем немного. Страх — это когда от тебя требуют принять чью‑то сторону.
Но мы не знаем, чью. Радио у нас сломано.
Читайте также
ЧАС ВОЛКА
Слияние» – это взаимопроникновение двух людей в сознание друг друга, обнажающее их потаенные желания и страхи, скрытые за маской — «персоной». Без срывания этой маски, болезненного и травматичного разрушения границы между внутреннего миром и его внешним проявлением, «слияние» невозможно.
Именно это стремление к разрушению границ так часто оказывается в фокусе бергмановского кинематографа. В «Персоне» метафора освобождения от масок реализуется через совмещение лиц героинь фильма, Альмы и Вероники, переживающих момент «слияния» – превращения в единое целое, растворившее в себе две непохожих друг на друга индивидуальности. Образ лица-маски, одновременно отображающий вовне сущность человека и служащий барьером, не позволяющим ей вырваться за собственные физические пределы, чрезвычайно важен для Бергмана. Этим объясняется характерная для него любовь к кадрам, целиком заполненных двумя лицами: соприкосновение человеческих миров, жадно стремящихся друг к другу, но замкнутых в своих телах.
В «Осенней сонате», согласно изначальному замыслу фильма, описанному Бергманом в мемуарах, снятие масок и последующее «слияние» осуществлялись с помощью остроумной театральной метафоры – Эва и ее мать Шарлотта менялись ролями. Дочь должна была родить мать, подобным образом разрушив логические границы мира, и, освободив собственное «я», погрузить его в бесконечный хаос коллективного духа – необремененное индивидуальными рамками «мы».
Отношения в мире Бергмана заведомо неравны. Стремление к «слиянию» обнажает эту динамику – желание сближения тяжелым бременем лежит на плечах лишь одного из героев, вынужденного идти на жертву ради сохранения отношений.
Пытаясь сблизиться с Йоханом, Альма самоотверженно погружается в безумие мужа, проходя вместе с ним тяжелый и болезненный путь. Схожим образом, Эстер, героиня фильма «Молчание», умирает от рака и в последние дни безуспешно пытается восстановить отношения со своей сестрой Анной. Для того чтобы стереть границу непонимания и ненависти, возникшую между ними, Эстер жертвует собственной гордостью и неоднократно идет на унижения перед Анной. Эва, героиня «Осенней сонаты», с детства лишенная внимания своей матери, остро ощущает неполноценность собственной жизни и настойчиво добивается материнской любви, жертвуя ради этого шатким семейным покоем.
Но главная жертва, которую совершает герой, стремящийся к сближению с другим – это потеря собственной субъектности, способности к суверенному и целостному личностному существованию. Слияние разрушает не только внешню
Час волка (фильм) — это… Что такое Час волка (фильм)?
«Час волка» (швед. Vargtimmen) — фильм Ингмара Бергмана.
Сюжет
Тяжелый сюрреалистический фильм о художнике, страдающем от разлада с окружающим миром (который вызывает лишь отвращение), со своей женой (он мучает ее, и от этого мучается еще больше), с самим собой (в нем постоянно идет борьба со своей прежней страстью, и он проигрывает в ней).
Предыстория картины: в руки режиссера попадает дневник покойного художника Юхана Борга. Он и ложится в основу истории, которую рассказывает жена Борга (ее роль исполняет Лив Ульман), истории о дневнике, о муже, о своей жизни с художником, мучимом «демонами» и бесссонницей. Но еще больше — снами, или состояниями, пограничными меж снами и явью, еженощно в «час волка» (время между тремя и четырьмя часами утра, когда подымает голову вся на свете нечисть) терзавшими автора этих записей, покуда не свели его преждевременно в могилу.
Параллельно и одновременно с историей психического и физического умирания художника (актер Макс фон Сюдов) разворачивается история унижений, претерпеваемых мастером в результате общения с сильными мира сего, униженией, чинимых им самим молодой любящей жене, с ужасом глядящей на процесс распада его психики, и трагическая история любви мужчины и женщины, художника и модели, молодости и старения. Драматизм ситуации усугубляется еще тем, что все эти страдания приходятся на период беременности героини.
Черно-белый, простой и изысканный, а временами — в эпизодах с участием засасывающей героя бесовщины — даже вычурный, щеголяющий совершенным владением эстетики классиков немецкого экспрессионизма и современников — Хичкока и Бунюэля, этот фильм вызвал в свое время широкий разброс критических мнений: от безусловного приятия его последователями модернизма (и, кстати, самого Бергмана, считающего «Час волка» удачей) до откровенного неприятия, например, критика Е.С. Громова, чьим послесловием завершается сборник «Бергман о Бергмане» (М.: Радуга, 1985): «Глобальный и, как мне кажется, несколько спекулятивный пессимизм Бергмана оборачивается нередко своего рода эстетизацией отчуждения, что отрицательно сказывается на художественном уровне отдельных его лент. Смотреть картину «Час волка»… сущее наказание. И это несмотря на замечательный исполнительский ансамбль, в котором блистают любимые бергмановские актеры — Макс фон Сюдов и Лив Ульман. Действие развивается вяло, фильм монотонен, а его экранный язык откровенно компилятивен…» (Бергман о Бергмане. С. 495).
Но как бы ни относились критики к картине, сколь бы полярны ни были их мнения о ней, в одном сходились все: это по-бергмановски пронзительная, проникающая сквозь все покровы житейской, «производственной» и художественной психологии трагедия, неизбежно возникающая в результате общения художника с миром: как реальным, так и ирреальным.
Художник — вечное дитя, мнящее себя и взрослым, и героем, и Создателем. Душа художника — топка, огненная прорва, пожирающая его самого, любящих окружающих и сам кокон бытия вокруг художника как человека. Ему не пишется — и солнечный день превращается в мертвую ночь, в «час волка». Ему пишется — и благословенная прохладная ночь в объятиях возлюбленной ему не мила: труба зовет, топка требует дров! Художнику никогда не бывает хорошо, ему — в общепризнанном понимании нормальной жизни — не живется. Есть, конечно, исключения, но герой бергмановского фильма, как и сам Бергман — не из их числа. Интроверты и меланхолики, они задыхаются и от одиночества, и от окружения. Такие-то и умирают, по слову и делу Александра Блока, — «от отсутствия воздуха».
Ведь было же сказано: «Земную жизнь пройдя до половины, я заблудился в сумрачном лесу». А следовало сказать: пройдя до последнего предела, до последнего подъема. Но его суждено преодолеть только великим. Участь остальных — быть истерзанными «часом волка».
В этом, действительно, скучноватом, триллерообразном и излишне постмодернистском фильме, без конца цитирующем Фрейда, названных Хичкока и Бунюэля и не названных Мурнау и самого Бергмана, а также (в истории унизительного для героев общения с выхолощенными соседями-аристократами) и феллиниевские картины «Восемь с половиной» и — особенно — «Сладкая жизнь», в этом, в самом деле, не лучшем фильме шведского классика с героическим пренебрежением к душевной и физической боли автора и зрителей, хотя бы отчасти на собственном опыте знакомых с тем, что же это такое — судьба художника в мире не-художников, произведено хирургическое вскрытие от века незаживающей душевной раны, вскрытие без анестезии, на которое в наше относительно спокойное и сытое время (особенно теперь, после смерти едва ли не всех тех, кто сделал «движущуюся фотографию» Высоким Искусством) уже, пожалуй, никто не решается. Кроме Ингмара Бергмана. Ведь почти все его картины, по большому-то счету, — акты одной и той же трагедии о невозможности мирного сосуществования Художника и Бытия.
В ролях
- Макс фон Сюдов — Юхан Борг
- Лив Ульман — Альма Борг
- Гертруд Фрид — Коринн фон Меркенс
- Георг Рюдеберг — архивист Линдхорст
- Эрланд Юзефсон — барон фон Меркенс
- Наима Вифстранд — старуха со шляпой
- Ульф Йоханссон — терапевт Хеербранд
- Гудрун Брост — Гамла фон Меркенс
- Бертил Анденберг — Эрнст фон Меркенс
- Ингрид Тулин — Вероника Фоглер
Награды и номинации
Награды
- 1968 Награда Национального общества кинокритиков США
- 1969 Награда Национального совета критиков США (National Board of Review)
Литература
- И. Бергман «Час волка» // Картины / Перевод со шведского А. Афиногеновой. — М.- Таллинн: Музей кино, Aleksandra, 1997. — 440 с. — ISBN 9985-827-27-9
Ссылки
И. Бергман. ‘Час волка’. — Пустая жизнь & Пустых людей
Пересмотрел трудно сказать в какой раз фильм гениального режиссера Игмара Бергмана «Час волка» (1968). Это один из любимых фильмов основного автора проекта и поэтому он не будет даже пытаться быть объективным. Возможно мировое кино не знало более пронзительной истории.
Это не просто история того, как главный герой- художник Юхан Борг (герой Макса фон Зюдова) постепенно погружается в безумие с точки зрения обывателя. Или скорее перемещается в мир своего сознания и полностью вытесняет рассудок. Помните завещание В.Набокова «как Родине будь вымыслу верна». Это еще и история настоящего соединения женщины и мужчины. Великая Лив Ульман, которая исполняет роль жены художника перемещается вместе с ним в это мир. Лив Ульман беременна не только по сюжету, но и на самом деле, возможно это особое состояние позволяет ей сыграть роль так, что понимаешь- кино для нее совсем не игра.
Конечно, каждый режиссер и особенно Бергман снимает кино только о себе. Макс фон Зюдов играет самого Бергмана, а Лив Ульман, которая в тот момент беременна от Бергмана проживает то единение между мужчиной и женщиной, что делает жизнь осмысленной. Созданные воображением люди, которые живут в замке с 16 века и являются вампирами, зомби и маньяками. Именно они оставляли следу у окон домика и именно они являются настоящими свидетелями и источником духовной жизни художника. Смысл уединения на острове и состоит в том, что, очистившись от суеты вдруг понимаешь, что мир вне тебя вообще не существует. Попробуйте прожить в полном одиночестве пару недель, и вы согласитесь со мной. Мир, где люди едят, сражаются за более красивую машину, по чьему-то мнению, или более понтовую шмотку, кажется всем реальным. Но он существует только потому, что людям страшно жит в настоящем мире своего воображения. Люди боятся быть собой и ищут разнообразные бредовые опоры типа профессионализма, богатства или любви. Ведь то, что понятно дворнику уж точно существует на самом деле, а то, что никто не видит это плохо и болезнь. На самом-то деле все ровно наоборот, но признать это так страшно, что лучше даже не осуждать. Для понимания Бергмана нужно много молчать и не общаться ни с кем, кроме себя. Это понимание будет состоять в том, что вы сумеете оценить реальность образов вашего сознания. Главное не свалиться в магию, понимая, как устроен мир очень хочется дергать за веревочки, но вот если нет никого рядом, кто пояснит… Можно додергаться.
Бергман наделяет героя фон Зюдова собственными чертами и если обратиться к его автобиографическим произведениям, то почти дословно воспроизводит свои отношения с матерью и отцом, как источник страхов, которые сопровождали его всю жизнь и служили для него источником творческого вдохновения. Обычно говоря об этом фильме почему-то принято возвращаться к его фильму «Персона», наверно потому, что большая часть кинокритиков не смотрит фильмы о которых пишет и к тому же глупа. Фильм перекликается скорее с его работой «Сквозь тусклое стекло» и не только темой безумия героев. У безумия разные источники и оно другое. Но это как мальчик из «Молчания» и «Персоны» не формирует суть, так и не формирует суть — это безумие. Безумие и не соотнесения человеком себя с миром, это всегда вопрос прежде всего реакции окружения. Девушку из «Сквозь тусклое стекло» простите за каламбур, «можно трахать». Она может жить нормальной жизнью, если найдет любящего и заботливого человека, а не стремящегося ее вылечить «осла» (героя фон Зюдова и отвратительного брата, который как раз и пытается ее трахать). В фильме «Час волка» нам как раз и показали, что бывает, если окружение принимает твою не соотнесенность с миром и разделяет ее. В «Персоне» не соотнесённость граничит с игрой в дочки матери, тут она реальна потому, что все происходит в рамках стандартного «полового партнерства».
Замечу только, что в фильме Бергмана «Лицом к лицу» показано, как проживая жизнь в мире, которого не существует героиня может спокойно собраться в финале на работу и стать нормальной для остальных, которые в общем даже не задаются вопросом о нормальности. Является ли кинематограф для Бергмана тем инструментом, которые удерживает его в мире дворников? Он позволяет ему прожить в мире своего разума достаточно и при этом не оторваться от мира дворников на столько, чтобы перестать быть понимаемым? Очень хочется привести слова Локана на эту тему, но локановский дискурс для меня пока чужд. Хотя психоанализ и его продолжатели могут выстроить в данном фильме много довольно связных и последовательных линий, даже предложить набор терапий. Вопрос только в том, кого лучше лечить? Женщину, которая отказалась от своего «человеческого» выполняя библейский завет о слиянии с мужем или мужа, который давно и плотно живет в мире своего переосмысленного опыта? Мы, даже не художники, а простые писаки «Пустой жизни, Пустых людей» часто видим образы, которые кажутся нам логичными и ведущими туда, куда следует, при этом для «дворников» эти образы не только отсутствуют, но и вообще даже по факту наличия кажутся случайными зарисовками судьбы.
Ну и конечно отдельное прекрасное в фильме это Фарерские острова. Лучшее и самое красивое место в мире. Я убежден, что там живут те самые обезьяны, что стали героями Романа П.Хега «Женщина и обезьяна». Ну и если не вышучивать, чем меньше людей находится на расстоянии 300-500 километров тем больше вероятность того, что ваш внутренний мир оживет в виде реальных замков и прочих дам с зонтами.
Для реалистов замечу, что час волка между 3-4 часами ночи очень тесно связан с тем, что именно в 3-00 происходит смена большинства караулов и это совсем не случайно. Хотя мне ближе условно «хасидское» толкование этого времени, как района 12 часов, именно тогда можно чаще всего отчетливо и ясно видеть то чего нет.
Час волка (1968)
Списки пользователей
Связанные списки от пользователей IMDb
список из 46 наименований
создано 7 месяцев назад
список из 21 названия
создано 07 янв 2018
список из 38 наименований
создано 5 месяцев назад
список из 43 наименований
создано 8 месяцев назад
список из 31 названия
создано 2 месяца назад
.
Час Волка (1968) — Час Волка (1968) — Отзывы пользователей
«Час Волка» относится к тому конкретному моменту между ночью и днем, когда сон является самым глубоким, где большинство снов — следовательно, кошмары- возникает самое реальное ощущение, когда большинство людей умирают и рождаются, где мы находимся в самом хрупком и уязвимом состоянии. В конце концов, это такое завораживающее скопление превосходных степеней жутких оттенков, что для исследователя человеческих условий, такого как Ингмар Бергман, было невозможно не взяться за это.
И чтобы проиллюстрировать мрачность заглавного понятия, Бергман переводит его в загадочную патологию, овладевшую душой измученного художника; художник по имени Йохан Борг, которого сыграл Макс фон Сюдов. Фильм основан на вымышленных заметках, сделанных перед его смертью (или исчезновением?) И показанных перед камерой его вдовой (?) Альмой, которую играет Лив Ульман. Оба актера снова снимаются в бергманском фильме в том же году, что и антивоенный памфлет Бергмана «Позор», но это еще один малоизвестный и загадочный фильм даже по меркам Бергмана.
Фактически, фильм заставил меня понять, что, несмотря на тяжелый психологический материал, содержащийся в большинстве фильмов Бергмана, они были довольно прямолинейны в своем предмете, и в конце концов, это всегда было частью нашего человеческого состояния, которое открывалось нам. , отраженные в наших отношениях со временем, с Богом, с другими. Как будто каждый фильм Бергмана разыгрывается как кусок головоломки, который представляет собой великолепное и интеллектуальное исследование человеческой души. Но «Час Волка» — одна из тех частей головоломки, которую вы не знаете, куда девать.
Это не для того, чтобы отделить фильм от других работ Бергмана, это его первая и, я думаю, только сверхъестественный и сюрреалистический материал, и результат эстетически кошмарен и хорошо передает ужас, обитающий в душе Йохана, но Бергман, как недоступный как он есть, всегда находил способ познакомить нас со своими персонажами, даже ценой второго просмотра. Я хотел понять, что было на уме у Йохана, это была болезнь? Галлюцинации? В некотором смысле Альма отражает эти самые чувства, и, как и она, мы хотим узнать о нем больше.
Некоторые тени ответов приходят, когда она пробирается в его дневник, эпизоды чтения дают первые подсказки: один жуткий сон, в котором ребенок пытается его убить, и идиллия с девушкой по имени Фоглер, которую играет Ингрид Таллин. Снятый с высокой контрастностью и с довольно яростным монтажом убийство и утопление ребенка — одна из самых тревожных сцен, которые я когда-либо видел, я предполагаю, что она должна вызывать подавление некоторых детских эпизодов, и, возможно, убитый ребенок Йохан Это он сам, ключ к разгадке приходит из того, что он позже открыл Альме детскую травму.
Эпизод с Фоглером повторяется во время ужина, когда пара встречает группу богатых и эксцентричных негодяев до пределов буржуазного извращения (во главе с Эрландом Джозефсоном). Кажется, все они знают о романе Йохана. Они противны, необразованны, агрессивны, одна из дам буквально прыгает на Йохана, жена Джозефсона подразумевает, что они пытаются отобрать его у его жены, они самые близкие игроки к антагонистам и оставляют нам чувство полного дискомфорта. как эти жуткие кошмары, в которых мы не знаем, где находимся, но не можем дождаться, когда выберемся к черту.
Думаю, «Час Волка» заключает в себе это чувство непрерывной ловушки и невозможности вырваться из ситуации, не пройдя через нее, вероятно, именно эти подавленные чувства возвращаются на поверхность, чтобы лучше нас мучить. Может быть, это сюрреалистическое определение вины, вины из-за слабости одного человека. Что может объяснить, что Йохан решил изолировать себя от мира в отдаленном доме, оставив мирную и скучную жизнь с Альмой, в то время как он жил довольно мучительной и гораздо более кинематографически привлекательной жизнью?
И, возможно, третий поступок — это цена, которую он наконец заплатил, не будучи полностью искренним со своей женой.Он состоит из целой длинной последовательности, в которой они ищут Макса в лесу, пока он находится в замке, и должны сыграть в какие-то извращенные и извращенные игры, нагота, макияж, вороны, используются все самые тревожные архетипы кошмаров … и в конце , ничего, кроме отсутствия, отсутствия Макса, объяснений … «Час Волка» оставляет много вопросов, как и фильм. Прямо сейчас у меня все еще возникает вопрос: «Что, черт возьми, я видел?» выражение, которое у меня было, когда это закончилось.
Я бы точно не стал поклонником Бергмана, если бы увидел это первым, но поскольку я фанат, я стараюсь смотреть на фильм более великодушными глазами.Я могу принять отсутствие однозначных ответов и то, как Бергман погружает свою работу в собственное творчество, я считаю, что Бергман предлагает нам принять те моменты, когда нас прямо преследуют наши собственные демоны, где мы должны столкнуться с истинной гранью наша личность, когда кошмар приобретает самое реальное ощущение, возможно, самый близкий момент в жизни — это когда он выглядит как кошмар.
«Час волка», безусловно, самый близкий фильм Бергмана к кошмару, и мне интересно, были ли умышленные звуки, которые он издавал в начале фильма, были созданы для того, чтобы убедить нас, что мы просто смотрели фильм, или чтобы настоять на том, что как бы жутко это ни было, это все равно продукт воображения.Думаю, я предпочитаю Бергмана, когда он подходит к нашей реальности, но даже то, как мы справляемся с нашей реальностью, обусловлено нашим подсознанием и всеми чувствами, которые мы пытаемся подавить. Может быть, это «Час волка», этот момент где-то по какой-то причине; у нас есть веские причины действовать иррационально.
Но я бы точно не рекомендовал его в качестве первого фильма Бергмана.
.
Час волка (2019) — IMDb
Списки пользователей
Связанные списки от пользователей IMDb
список из 41 названия
создано 8 месяцев назад
список из 27 наименований
создано 1 неделю назад
список из 43 наименований
создано 8 месяцев назад
список из 23 наименований
создано 6 месяцев назад
список из 27 наименований
создано 10 месяцев назад
.
Hour Of The Wolf 1968 на Coub
Hour Of The Wolf 1968 на Coub
-
Главная -
Горячей -
Случайный Подробнее …
Показать меньше
-
Мне нравится -
Закладки - Сообщества
Животные и домашние животные
Мэшап
Аниме
Фильмы и сериалы
Игры
Мультфильмы
Искусство и дизайн
Музыка
Новости и политика
Спорт
Наука и технологии
Знаменитости
Природа и путешествия
Мода и красота
Танец
Авто и техника
NSFW
Рекомендуемые
Coub of the Day
-
Темная тема
.