Битлджус — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
«Битлджус» (англ. Beetlejuice) — мистический фильм ужасов режиссёра Тима Бёртона. Премия «Оскар» за «Лучший грим». Картина заняла 428 место в списке 500 лучших фильмов ужасов по мнению пользователей сайта IMDb[1]. В фильме присутствуют отсылки к «Кентервильскому привидению» Оскара Уайльда, а также к «Дюне». Название фильма является игрой слов: в одном из вариантов английской транскрипции имя звезды Бетельгейзе (Betelgeuse) звучит как «Битлджус», что созвучно Beetlejuice («Жучиный сок»).
Сюжет
История начинается, когда молодая пара, Адам (Алек Болдуин) и Барбара (Джина Дэвис) Мейтленды, берут две недели отпуска в надежде зачать ребёнка. Но они погибают в автокатастрофе. Теперь они — привидения в собственном доме в городе Винтер Ривер, штат Коннектикут.
Сестра Барбары Джейн Баттерфилд продаёт дом нью-йоркской семье Дитц, глава которой Чарльз (Джеффри Джонс) решил сменить обстановку после нервного срыва. Другие члены семьи — дочь Лидия (Вайнона Райдер) и его новая супруга Делия (Кэтрин О’Хара) — скульптор-авангардист, находящаяся под сильным влиянием дизайнера по интерьерам Отто (Гленн Шэдикс). С подачи Отто коттедж сразу же подвергается перестройке. Это, естественно, не нравится бывшим хозяевам дома. Однако все попытки Адама и Барбары самостоятельно изгнать новых жильцов, напугав их, не принесли успеха, так как живые не хотят видеть мёртвых. Единственная кто их видит — Лидия, так как она «сама по себе странная и необычная».
В поисках управы на неприятных «живых» Мейтленды обращаются за помощью к «специалисту по экзорцизму живого» — Битлджусу (Майкл Китон), но сразу же жалеют об этом.
В ролях
Награды и номинации
По воспоминаниям Тима Бёртона, основная часть критики фильма касалась «бесцветной» актёрской игры Дэвис и Болдуина. Но, благодаря этому непреднамеренно возникшему контрасту, по мнению Бёртона, роль Битлджуса стала только ярче:
Я никогда не считал Мейтлендов стопроцентно положительными персонажами, у них были свои проблемы. Их сущность, по-моему, заключается в том, что им нравится быть скучными… Если бы Мейтленды не были такими добропорядочными, Битлджус и прочие мертвецы не произвели бы столь сильного впечатления и фильм не получился бы таким, как он есть[2].
.
Примечания
Ссылки
А помните «Битлджус»? | Канобу
«Битлджус» — кино не для всех. У фильма местами сложный черный юмор, не всегда приятный визуальный ряд и часто вялое развитие событий. С другой стороны, это необычная и смешная комедия с вычурной атмосферой, яркими персонажами и особым внешним стилем. Это фильм о бунтарской молодости, развеселой загробной жизни и симпатичном анти-экзорцисте, который любит жуков, пошлить, пугать людей и хочет жениться на эксцентричной школьнице. Пожалуй, этого достаточно, чтобы захотеть посмотреть эту картину снова или запустить ее в первый раз, если вы еще почему-то ее не видели.
Идея о парочке призраков и демоне-шарлатане пришла в голову работнику кинокомпании Brandywine Ларри Уилсону. На работе он отбирал молодых и талантливых сценаристов для будущих блокбастеров, а однажды привел в студию Джеймса Кэмерона со сценарием «Чужого». Со временем Ларри сам захотел создать свою крутую историю. Но он умел только придумывать отличные идеи, которые надо было кому-то записывать.
Тогда Уилсон обратился к Майклу Макдауэллу — писателю ужастиков и сценаристу («Байки из склепа», «Худеющий»). Вдохновившись повестью Оскара Уайльда «Кентервильское привидение», Уилсон предложил идею комедийной хоррор-истории. В ней муж- и жена-призраки вызывают демона из преисподней, чтобы напугать и выгнать из своего дома новую семью. Злодея решили назвать в честь звезды Бетельгейзе из созвездия Ориона.
На английском Бетельгейзе (Betelgeuse) звучит как «битлджус» (Beetlejuice), то есть «сок жука» или «жучиный сок». Такая игра слов понравилась соавторам, поскольку делала демона страшным и мерзким. Главной же героиней они назначили шестилетнюю девочку Кэтти.
Пока Уилсон и Макдауэлл продавали сценарий, молодой диснеевский аниматор и режиссер Тим Бертон искал новую историю для фильма. Режиссер этот был странным, зато снимал необычное, но интересное кино («Большое приключение Пи-Ви» 1985 года), принимал участие в создании мультфильма Ральфа Бакши «Властелин колец» (1978 год) и революционной по компьютерной графике картины «Трон» (1982 год).
Из-за этого боссы Warner Brothers дали почитать сценарий «Битлджуса» именно Бертону, которого поразила работа Макдауэлла. Первое, что заметил режиссер — история плюет на голливудский шаблон, переворачивает классический сюжет с ног на голову, фарсит и ошеломляет. При особом видении, а этого у Бертона не отнять, из сценария получился бы смешной ужастик с элементами бреда. Такое кино способно запасть в душу зрителю и понравиться критикам. Молодой режиссер решил рискнуть и взяться за проект. Но все же история была далеко не идеальной, а сценарий требовал больших доработок.
Уилсон, Бертон и Макдауэлл переделывали историю снова и снова. Но результат не нравился продюсерам, и дело кончилось увольнением соавторов. Студия наняла опытного сценариста Уоррена Скаарена. В Голливуде его звали, когда требовалось доделать почти готовую историю, отшлифовать сюжет или доработать персонажей. В случае с «Битлджусом» Скаарену надо было сделать все и сразу.
Сначала он решил, что шестилетняя Кэтти смотрится нелепо на главной роли в фарсовой молодежной хоррор-комедии. В картине были совсем не детские шутки и экшен-сцены, где ребенок просто не уместен. Главной героиней сделали младшую сестру Делии Дитц — Лидию.
А позже Кэтти убрали насовсем, Лидия стала готической дочкой Чарльза, а Делия ее мачехой. Изначально Лидия Дитц была типичным тяжелым подростком, увлекалась death-металлом, грубила сестре и родителям. Но, назначив ее главной героиней, Скаарен и Бертон сделали ее «странной и необычной». И да, девушку наделили умением видеть призраков.
На роль злодея Битлджуса планировали взять Сэмми Дэвиса-младшего — популярного чернокожего певца и актера. Но потом Бертон решил, что это слишком радикально даже для него и сделал еще один странный выбор. Режиссер хотел заручится согласием молодого комедийного актера Майкла Китона. Тот сначала отказался, но потом решил отойти от своего амплуа только положительного героя и показать все грани таланта. Роль Лидии отдали 16-летней актрисе Вайноне Райдер. Тим Бертон заметил ее в драме «Лукас» 1986 года. Странная начитанная девочка из богатой семьи интеллектуалов, что дружит с самим Филиппом К. Диком, должна была легко справится с ролью готичного подростка.
Несмотря на обилие фантастических сцен, бюджет картины составил всего 15 миллионов долларов. Тим Бертон не смог достать еще денег, так что на графике, которой отводился лишь 1 миллион, пришлось сэкономить. Тогда-то Бертон вспомнил, на какой студии он снимает, и решил сделать визуальные эффекты в стиле старых фантастических картин вроде того же «Кинг Конга». Поэтому он приказал делать анимацию нарочито-небрежной и дешевой. По его мнению, это подчеркнуло фарсовость комедии и придало ей особый шарм.
Из-за урезанного бюджета многие эффекты делали не на стадии постпродакшена, а на съемочной площадке. Создатели использовали дешевые наборы фокусников, применяли работу с миниатюрами, длинные кукольные сцены, эффектный грим и сложные комбинированные съемки.
Чтобы подчеркнуть комедийный бред происходящего и сыграть на контрастах в картину решили добавить две музыкальные сцены. Для этого использовали песни американского певца с карибскими корнями Гарри Белафонте. В сценах, когда в гостей и хозяев дома вселились привидения и они танцуют, играет песня Day-O (The Banana Boat Song). А в конце фильма, когда героиня Вайноны Райдер взлетает и пляшет в воздухе, звучит Jump in the Line (Shake, Senora).
Премьера «Битлджуса» состоялась 29 марта 1988 года. Картину тепло приняли критики, она понравилась зрителям и собрала в американском прокате 74 миллиона долларов. Это десятый домашний результат того года. «Битлджуса» опередили только достойные картины домашнего проката: «Крепкий орешек», «Человек дождя», «Кто подставил кролика Роджера?» и (почему-то) «Близнецы».
Фильм хвалили за оригинальность, атмосферу старых голливудских картин о монстрах (чего и добивался Бертон), качественную работу режиссера и запоминающийся черный юмор. Критики посчитали роль Битлджуса одной из лучших в карьере Майкла Китона. Отличные отзывы получили Вайнона Райдер и Кэтрин О. Хара в трудной роли мачехи героини.
К минусам отнесли слабую актерскую игру Джины Дэвис и Алека Болдуина в роли четы призраков. Правда, это не помешало обоим стать популярнее и дальше сниматься в известных голливудских картинах.
Фильм настолько понравился молодежи и подросткам, что в 1989 году в эфир запустили одноименный мультсериал. Правда тот продержался в эфире всего три сезона и закрылся в 1991-м. В тоже году Тим Бертон решил снять продолжение, где герои отправлялись на Гавайи, но дальше замысла дело не зашло.
В конце 2017-го появились слухи о запуске сиквела. Сценаристом назначили Майка Вукадиновича («Вспомнить заново»). В продюсерах числятся Сэт Грем-Смит («Оно») и Дэвид Катценберг. Тим Бертон, Майкл Китон и Вайнона Райдер не раз признавались, что не прочь сняться в продолжении картины. Сейчас Бертон и Китон заняты на создании фильма «Дамбо» — возможно, что после этой адаптации режиссер с актером возьмутся за вторую часть «Битлджуса».
Любимое кино. Битлджус
Семейная пара призраков, обитающих в доме, который принадлежал им при жизни, пытается выжить новых жильцов здания, но обнаруживает, что их видит лишь одевающаяся в вычурном готическом стиле девушка-подросток, дочь хозяина дома. Когда призраки спрашивают у нее, почему она их видит, а ее родители их не замечают, девушка отвечает: «Я читала ваше пособие для недавно усопших. Там говорится, что живые игнорируют все странное и необычное. А я сама странная и необычная».
Многие актеры годами играют роли схожего плана, и когда они пытаются выбраться за рамки своего амплуа, публика встречает их эксперименты с сомнением и недоумением. Но бывает и так, что актер в течение нескольких лет создает несколько диаметрально противоположных образов и всякий раз добивается оглушительного успеха. Именно так развивалась карьера Майкла Китона в 1980-х. Он стал звездой, сыграв незадачливого папашу в семейной комедии 1983 года «Мистер мама», а шесть лет спустя он изобразил супергероя Бэтмена в одноименном блокбастере Тима Бёртона. В промежутке же между этими двумя популярными постановками Китон сыграл комичного потустороннего злодея в уморительном и изобретательном мистическом фарсе, названном в честь его персонажа, – «Битлджус».
Творчество – штука заразная. Особенно на «фабрике грез». Когда годами трудишься на подхвате у ведущих голливудских творцов, легко поверить, что ты тоже можешь придумать что-нибудь гениальное и встать вровень с теми, кто прежде давал тебе поручения. И эта вера не всегда оказывается ложной.
Кадр из фильма «Битлджус»
В начале 1980-х Ларри Уилсон работал в голливудской кинокомпании Brandywine, одним из основателей и руководителей которой был известный режиссер Уолтер Хилл. Отвечая в Brandywine за отбор сценаристов для новых студийных проектов, Уилсон порекомендовал своим боссам начинающего режиссера Джеймса Кэмерона, и тот написал для них сценарий «Чужих», который позднее сам перенес на пленку. Уилсон был очень этим горд – равно как и тем, что позднее придумал сюжетную идею, которая вылилась в детский детектив «Молодой Шерлок Холмс» 1985 года. Его имени, правда, в титрах этой ленты не было, и создатели «Молодого Шерлока Холмса» сценарист Крис Коламбус и режиссер Барри Левинсон очень далеко отошли от изначального замысла Уилсона. Но Уилсону этого было достаточно, чтобы счесть, что он может быть не только студийным функционером, но и полноправным создателем хитов.
Поскольку придумывать интересные идеи у него получилось лучше, чем писать, Уилсон договорился о соавторстве с опытным сочинителем Майклом МакДауэллом, автором двух десятков детективных, мистических и юмористических книг, а также коллекционером предметов, связанных со смертью (вроде старинных фотографий покойников). МакДауэлл всегда открыто и с гордостью признавал, что пишет ради денег и внимания читателей, а не для того, чтобы войти в историю американской литературы, и потому он был открыт для потенциально прибыльных экспериментов. В середине 1980-х он сочинил пару сценариев для телевизионных хоррор-антологий (один из них – совместно с Уилсоном), и создание киносценария было естественным следующим ходом.
Поскольку и МакДауэлла, и Уилсона увлекали потусторонние истории и забавляли «черные» шутки, они решили написать фарсовую мистическую комедию. После недолгого «мозгового штурма» Уилсон предложил вывернуть наизнанку традиционный хоррор-сюжет и сочинить рассказанную с точки зрения призраков историю о том, как привидения пытаются выжить из «своего» дома новых владельцев, которые переделывают старомодное здание и не обращают никакого внимания на то, что призраки стараются их напугать. Когда недотепистые духи признают свое поражение, они прибегают к помощи странного, но могучего потустороннего «эксперта», и демон наводит такого шороху, что живым и мертвым приходится заключить временный союз, чтобы совместно изгнать монстра назад в преисподнюю. Одним из очевидных источников вдохновения для Уилсона была новелла Оскара Уайльда «Кентервильское привидение».
Кадр из фильма «Битлджус»
Если Уайльд в «Привидении» высмеивал британских аристократов и американских нуворишей, то Уилсон предложил МакДауэллу выстроить их сценарий вокруг противостояния старомодных и простодушных провинциалов и состоятельных столичных снобов, которые надеются превратить свой «домик в деревне» в богемный особняк с постмодернистским убранством. Поскольку Уилсон и МакДауэлл сами были представителями двух этих общественных слоев (Уилсон – старомодный провинциал, а МакДауэлл – представитель богемы), им нетрудно было срисовывать героев сценария с людей, которых они хорошо знали.
Что до главного злодея фильма, то его назвали в честь Бетельгейзе, яркой звезды в созвездии Ориона. По-английски это арабское название произносится как «Битлджус», что можно перевести как «Жучиный сок», и Уилсону и МакДауэллу очень понравилась эта игра слов и смыслов (как и положено демону, Битлджус – столь же мерзкое существо, как гадкие насекомые и их выделения). Злодей был описан как одновременно смешной и опасный персонаж, начисто лишенный положительных черт и ведущий себя самым негодяйским способом.
Хотя основные сюжетные идеи принадлежали Уилсону, сценарий «Битлджуса» был в основном написан МакДауэллом. И во время работы тот допустил очевиднейшую ошибку – явный признак того, что в то время он еще не был опытным сценаристом. Главной героиней «Битлджуса» была шестилетняя Кэти из семьи снобов – самое рассудительное существо в доме и единственный человек, способный видеть призраков. Однако шутки и хоррорные экшен-сцены «Битлджуса» были слишком взрослыми и страшными для детского кино. Представьте себе смесь «Инопланетянина» с «Кошмаром на улице Вязов», и вы поймете, что мы имеем в виду.
Кадр из фильма «Битлджус»
Для семейной аудитории такой сценарий не годился, а подростки вряд ли бы захотели идти на фильм, где в центре событий не взрослый герой и не их ровесник, а деловитая малышка-дошкольница. Возможно, МакДауэлл не допустил бы такой ляп, если бы у него были дети, но писатель не скрывал, что предпочитает мужчин, и даже порой писал о геях, что в начале 1980-х было довольно смело для коммерческого автора.
Продать такой сценарий оказалось непросто. Один студийный функционер, к которому Уилсон обратился, даже сказал ему, что он зря тратит время на такую чушь. Но все же «Битлджуса» удалось пристроить в кинокомпанию Дэвида Геффена, будущего сооснователя студии DreamWorks, для которого киностудия была дополнением к его основному, музыкальному бизнесу. The Geffen Film Company работала совместно со студией Warner, и до покупки «Битлджуса» она выпустила в 1986 году комедийный хоррор-мюзикл Фрэнка Оза «Маленький магазинчик ужасов». Тремя годами ранее она создала романтическую комедию Пола Брикмана «Рискованный бизнес», в которой Том Круз сыграл свою первую звездную роль.
Пока Уилсон договаривался об экранизации «Битлджуса», Тим Бертон искал для себя новый проект. Бывший диснеевский аниматор, прославившийся как кинорежиссер после выхода в 1985 году эксцентричной детской комедии «Большое приключение Пи-Ви», Бертон меньше всего на свете хотел продолжить карьеру каким-нибудь стандартным голливудским кино, написанным по всем законам коммерческой мудрости. И когда он прочел сценарий «Битлджуса», он был поражен тем, насколько он не похож на прочие сценарии, которые ему приносили. Более всего его восхитило, что «Битлджус» походил на бредово-изобретательный поток сознания, а не на текст, сочиненный по голливудскому шаблону.
Кадр из фильма «Битлджус»
Это, впрочем, не означало, что Бертон готов экранизировать «Битлджуса» «как есть», и студия тоже полагала, что сценарий нуждается в доработке. Несколько месяцев режиссер работал над текстом с МакДауэллом и Уилсоном, но студийных продюсеров не устроил ни один представленный им вариант. В конце концов соавторы устали от бесконечных придирок, и продюсеры, попрощавшись с МакДауэллом и Уилсоном, наняли Уоррена Скаарена – бывшего директора Техасской кинокомиссии (то есть чиновника, отвечавшего за привлечение киногрупп в Техас), который к середине 1980-х получил в Голливуде известность как «сценарный врач», доводящий до ума чужие тексты.
«Сценарных врачей» обычно приглашают для того, чтобы отполировать в основном готовый сценарий, но в случае «Битлджуса» полномочия Скаарена были куда шире. Он должен был существенно переработать текст – сделать его менее страшным и более смешным (Бертон хотел снять ироническое кино, а не полноценный хоррор), а также вычеркнуть из сюжета маленькую девочку и поставить в центр повествования Лидию, старшую сестру Кэти из сценария МакДауэлла. Это должно было четко сориентировать картину на подростков и взрослых.
В ранних редакциях текста Лидия была второстепенным персонажем – типичной городской старшеклассницей из богатой семьи, которая одевается по последней контркультурной моде (в ее случае – как готичная дэт-рокерша) и ведет себя как капризная девчонка. Бертон и Скаарен, однако, решили, что Лидия должна быть главной героиней (раз уж Битлджус очень сильно ее хочет), и потому ее «готичность» стала более артистичной, а ее характер заметно улучшился. Также она обрела способность видеть потусторонний мир. В свою очередь, Битлджус стал менее злобным и более смешным персонажем, который, в частности, хотел жениться на Лидии, а не попросту изнасиловать ее, как у МакДауэлла.
Кадр из фильма «Битлджус»
Пожалуй, самым существенным отличием текста Скаарена от сценария МакДауэлла стало изображение загробного мира. В тексте МакДауэлла он почти не фигурировал, и действие в основном развивалось в большом доме, который никак не могут поделить живая и мертвая семьи. Скаарен же придумал для мертвых главных героев несколько путешествий в потусторонний мир, часть которого была описана как фантастическая пустыня с огромными песчаными червями (явный намек на знаменитую «Дюну» Фрэнка Герберта), а другая часть – как гротескная бюрократия, доводящая до белого каления покойников, явившихся на прием. Стоит отметить, что в середине 1980-х высмеивать бюрократов в кино было модно. Вспомним хотя бы «Бразилию» Терри Гильяма.
Поскольку медиаимперия Дэвида Геффена специализировалась на музыке, в картину было решено включить пару музыкальных номеров. Изначально предполагалось, что это будет так называемая «детройтская» музыка – поп-композиции чернокожих исполнителей 1960-х. Но Бертону «суперзвук 1960-х» не нравился, и он предпочел использовать две песни Гарри Белафонте – исполнителя с карибскими корнями, который в 1950-х популяризовал в США мелодии своих предков.
В сцене, где призраки вселяются в тела живых «захватчиков» и заставляют их во время званого ужина петь и танцевать, с экрана прозвучала Day-O (The Banana Boat Song), переработанная для эстрады народная песня карибских грузчиков бананов, которые после трудовой ночи просят рассчитать их и отпустить по домам. В финале же фильма Лидия танцует под карибский танцевальный хит Jump in the Line (Shake, Senora). С потусторонним миром эти живые и задорные песни никак не сочетались, но в этом и была задумка Бертона – превратить потенциально мрачную и печальную историю в веселое повествование о том, что радость можно найти где угодно и что счастье – это не обязательно следование общепринятому шаблону. Более же всего Бертон хотел, чтобы его фильм постоянно удивлял зрителей и чтобы почти ничто в нем не было предсказуемым и ожидаемым.
Кадр из фильма «Битлджус»
Что точно не было предсказуемым и ожидаемым, так это приглашение Майкла Китона на роль Битлджуса. Актер славился как комик, но играл положительные, обаятельные роли вроде мужа, который сидит с детьми, пока его жена делает карьеру («Мистер мама»), или добропорядочного человека, который вынужденно становится гангстером, чтобы обеспечить свою семью (пародия на гангстерское кино «Опасный Джонни»). Битлджус же в окончательной версии сценария был хоть и не таким подонком, как в тексте МакДауэлла, но все же весьма мерзкой личностью, да еще и со сложным и неудобным «покойницким» гримом (Скаарен сделал Битлджуса не демоном, а бывшим человеком – вероятно, мошенником со стажем).
Изначально Китон отказался от такой «лестной» роли, но потом сообразил, что в образе злодея он сможет полностью раскрыться как комик, поскольку его не будут связывать голливудские ограничения, налагаемые на положительных персонажей («Того не говори, этого не делай, так не шути…»). И действительно, теперь Китон считает Битлджуса одним из своих любых персонажей, хотя его герой находится на экране менее 20 минут. Заглавную роль пришлось сократить, чтобы впихнуть в фильм потусторонние сцены, в которых Битлджус участия не принимает. Финальный рисунок роли были отчасти импровизацией Китона, так же как и некоторые шутки и гэги персонажа.
Между прочим, Бертон одно время хотел, чтобы Битлджуса сыграл Сэмми Дэвис-младший, одно время популярнейший чернокожий американский певец и близкий друг Фрэнка Синатры. Но это было слишком радикальное решение для середины 1980-х. И Китон в любом случае оказался безупречен в своей роли.
Кадр из фильма «Битлджус»
Главную героиню Лидию Дитц режиссер доверил юной Вайноне Райдер, которая понравилась ему в детской трагикомедии «Лукас». В «Лукасе» девочка играла, в общем, обычную американскую школьницу, но в реальной жизни Вайнона Райдер была не по годам умной и очень начитанной девочкой из богемной семьи. Среди друзей ее родителей были такие знаменитости, как популяризатор «психоделической психиатрии» Тимоти Лири и писатель-фантаст Филип Дик. В средних классах ее так травили за то, что она была не похожа на других, что родители целый год обучали ее дома. И так как ее личный стиль был сравнительно «готичным» (хотя и не в такой степени, как у Лидии), 16-летняя Райдер идеально подходила на роль умной и артистичной девушки, обожающей наряды викторианской эпохи и мелодраматичные высказывания («Вся моя жизнь – это большая темная комната»).
Скончавшихся супругов Мейтлендов сыграли Алек Болдуин (в то время начинающий киноактер, а не звезда «Охоты за “Красным Октябрем”») и Джина Дэвис из «Мухи». Героиня Дэвис носит обувь без каблуков, чтобы было не так заметно, что актриса и ее партнер одного роста – 1,83 м. Обычно постановщики предпочитают, чтобы жена была меньше ростом, чем муж, но Дэвис была слишком обаятельна, чтобы предпочесть ей кого-то еще. В свою очередь, Болдуин страдал от того, что его добропорядочный герой – самый скучный персонаж фильма (даром что покойник!), но в то время режиссеры еще не выстраивались в очередь, чтобы попросить его сыграть главную роль.
Отца и мачеху Лидии изобразили комики Джеффри Джонс (завуч Руни из школьной комедии «Феррис Бьюллер берет выходной») и Кэтрин О’Хара (будущая мать главного героя из комедии «Один дома»). В отличие от большинства коллег, О’Хара сразу согласилась сниматься в «Битлджусе», так как мгновенно поняла своеобразный «черный» юмор картины.
Кадр из фильма «Битлджус»
В ранних редакциях сценария мистер Дитц был преуспевающим писателем, но Скаарен счел, что будет смешнее и психологически убедительнее, если мужем взбалмошной женщины, ошибочно считающей себя выдающимся авангардным скульптором, будет далекий от искусства нью-йоркский девелопер. Мистер Дитц одержим затеей скупить весь городок, в котором находится дом Мейтлендов, и превратить его в парк развлечений для богемных богачей.
Роль декоратора-гея Ото, который удивительно много знает о паранормальных явлениях, получил актер-гей Гленн Шедикс, позднее озвучивший мэра Хэллоуин-тауна в «Кошмаре перед Рождеством». В сцене званого ужина с песнями и танцами гостей Дитцов сыграли популярный ведущий телевизионных ток-шоу Дик Кэветт и один из лучших баритонов в истории Бродвея Роберт Гоулет. Наконец, Джуно, потустороннюю консультантку покойников и бывшую начальницу Битлджуса, сыграла второстепенная звезда 1930-х Сильвия Сидни, которая в старости стала заметной характерной актрисой.
Маленький городок, где развивается действие фильма, Бертон и его коллеги нашли в штате Вермонт. Население Ист-Коринта – менее 1500 человек, но он славится своей живописностью, и его часто снимают вермонтские фотографы. Поэтому Бертон увидел Ист-Коринт на почтовых открытках еще до того, как попал в городок и убедился, что тот в самом деле очень красив. Дом Мейтлендов реально не существовал, и для уличных съемок был сооружен лишь его фасад. Был декораторской «новостройкой» и мост через речку, где снималась автокатастрофа, унесшая жизни Мейтлендов. На самом деле в том месте не было не только моста, но и дороги.
Кадр из фильма «Битлджус»
Основные съемки «Битлджуса» проходили на калифорнийской студии Culver Studios, где некогда снимались такие легендарные ленты, как «Кинг Конг» и «Унесенные ветром». Там были построены и интерьерные декорации дома Мейтлендов, и закоулки потустороннего мира, и прочие места, для съемок которых не надо было выходить на солнечный свет. Бертон намеревался нанять для воплощения своего артистического видения художника-постановщика Антона Фурста («В компании волков», «Цельнометаллическая оболочка»), с которым он позднее смог поработать над «Бэтменом». Но тогда Фурст был занят на другом проекте, и наброски Бертона «оживлял» менее опытный, но также очень талантливый Бо Уэлч, будущий художник-постановщик «Эдварда Руки-ножницы» и «Бэтмен возвращается». В конце съемок Уэлч пригласил на свидание Кэтрин О’Хара. В 1992 году они поженились, и пара до сих пор живет вместе.
Хотя видение Бертона было весьма масштабным для картины докомпьютерной эпохи, инвесторы выделили ему всего 15 миллионов долларов, из которых на спецэффекты он мог потратить лишь 1 миллион. Чтобы вписаться в эту сумму, Бертон приказал делать многочисленные спецэффектные сцены нарочито грубоватыми, без скрупулезной отточенности лент вроде сиквелов «Звездных войн». Это было не только дешево, но и художественно осмысленно. Бертон хотел, чтобы картина вызывала в памяти старомодные детские ленты и устаревшие классические постановки вроде «Кинг Конга» и «Годзиллы». Будь «Битлджус» хоррором, неубедительные эффекты работали бы против него, а для детской фарсовой комедии такая картинка была в самый раз.
Впрочем, совершенно примитивными эффекты ленты не назвать – в ней есть впечатляющие сцены, и она и сейчас неплохо смотрится. Стоит отметить, что по соображениям экономии многие визуальные трюки создавались не во время постпродакшена, а прямо на съемочной площадке, с помощью приемов из набора эстрадных фокусников. Также заметим, что подчиненные Бертона задействовали почти весь тогдашний голливудский арсенал – от сложного пластического грима до кукольной анимации и кропотливой работы с миниатюрами.
Кадр из фильма «Битлджус»
«Битлджус» вышел в прокат 30 марта 1988 года, и он был встречен всеобщим восторгом. Критики восхищались его оригинальностью и изобилием сценарных, дизайнерских и режиссерских находок, а зрители наслаждались его юмором и увлекательностью. Итоговые американские сборы ленты составили 74 миллиона долларов. Это был десятый результат в год таких хитов, как «Человек дождя», «Кто подставил кролика Роджера», «Близнецы» и «Крепкий орешек». В следующем году гримеры ленты, превратившие Китона в Битлджуса, были удостоены «Оскара» и жанровой премии «Сатурн».
В том же 1989-м в Америке начал выходить транслировавшийся и в России мультсериал «Битлджус», который шел вплоть до 1991 года. Тогда же Бертон начал работу над сиквелом «Битлджуса», где он намеревался отправить героев на Гавайи, но этот проект так и не был реализован.
В настоящее время режиссер готовится приступить к съемкам нового, не связанного с Гавайями сиквела «Битлджуса», и так как в последние годы Бертон своих поклонников регулярно разочаровывает, мы очень боимся того, что «Битлджус 2» также окажется фиаско. К счастью, на репутации первой картины этот провал не отразится. «Битлджус» 1988 года останется классикой нестандартной комедии и любимым фильмом многих из тех, кто впервые увидел его ребенком.
Хотя лента может впечатлить и рассмешить и мальчиков, и девочек, ее особенно любят те, кто в детстве мог отождествить себя с Лидией и с ее ставшей популярной цитатой уверенностью в том, что она «странная и необычная». Для юных готов же лента и вовсе стала культовой. Ну где еще увидишь девочку, которая носит дома черную вуаль – и которую никто не заставляет эту вуаль снять?! Как говорится, не кино, а сбыча мечт…
Битлджус — биография персонажа, фильм «Битлджус», актеры и роли, фото
История персонажа
В 1988 году на большие экраны вышел фильм под названием «Битлджус». В основу ленты легла легенда про Кентервильское привидение. Постановщиком выступил Тим Бертон, чья режиссерская карьера была на стадии активного развития. История о дружбе призрака Битлджуса и девочки Лидии покорила сердца зрителей.
История создания персонажа
Первоначально сценарий киноленты, созданный Майклом МакДауэллом, предполагал более суровые условия. Картина должна была получиться мрачной и кровавой, но Тим Бертон тщательно поработал над идеей проекта. Уйдя от фильма ужасов, он добавил в повествование толику юмора, сделав его изюминкой фильма.
Битлджус
Битлджус претерпел изменения, превратившись из страшного существа во что-то человекоподобное. Сценаристы предлагали представить его в виде рептилии с крыльями. Агрессивное поведение героя перед съемками решили смягчить.
Вопреки первому варианту сценария, призрак планировал не убить новых жильцов дома, а выселить их. Девушка Лидия была объектом воздыханий Битлджуса, а сам персонаж описывался как грубый герой, покушающийся на честь девушки. Мрачную атмосферу ленты усиливали и анатомические подробности, описание которых встречалось, например, в сцене автокатастрофы.
Диковатые подробности и негативная нагрузка были внесены сценаристом в проект неспроста. Он увлекался мистикой и коллекционировал предметы, связанные со смертью. Мрачный сказочник Бертон, будучи начинающим режиссером, решил, что подобные детали не расположат публику, и взялся за работу над сценарием самостоятельно.
Тим Бертон
Облегчив сценарий, задав повествованию легкий и веселый тон, Бертон стал выбирать название для картины. Студия «Дисней» отказывалась от вынесения имени главного героя в заголовок. Режиссер всячески старался найти подходящий вариант, но ничто не приходило на ум.
Решив поиронизировать, он назвал картину «Scared sheetless», что в переводе означает «Испуганный до ус**чки». Студия неожиданно согласилась использовать этот вариант. В итоге название в честь персонажа было отвоевано Бёртоном.
Имя Битлджус переводится как «Жучиный сок». Любопытно, что такое название носит звезда в созвездии Орион. Ее неоднократно упоминали в романах «Планета обезьян» и «Автостопом по галактике». Кастинг на роль главного героя был непростым.
Майкл Китон в роли Битлджуса
Работу над образом могли доверить актеру Биллу Мюррею, комику Дадли Муру или певцу Сэмми Дэвису, но судьба распорядилась иначе. В роли Битлджуса предстал Майкл Китон.
Дата выхода ленты была назначена на весну 1988 года. Вопреки предсказаниям критиков и ожиданиям продюсеров, «Битлджус» обрел невероятную популярность. Публика полюбила фильм. Он стал лидером домашнего проката по итогам года, получил премии «Оскар» и «Saturn Awards». Это значит, что картина стала не просто ужастиком, а многогранным проектом с качественной идеей и глубокой мыслью.
Кадр из мультсериала «Битлджус»
Бертон сразу же изъявил желание запустить сиквел картины, но вместо этого на телевидении вышел мультсериал. Зрители наблюдали его четыре сезона, вплоть до закрытия, состоявшегося в 1991 году. После этого на экране не появлялось трейлеров продолжения проекта, а продюсеры и режиссеры не брались за создание ремейка.
В 2016 году в прессе появились слухи о возможности возобновления работы над биографией Битлджуса и о выходе нового фильма, но Тим Бертон быстро опровергнул их. По мнению режиссера, самодостаточная картина не требовала второй серии.
Внешность и характер
Битлджус и Лидия
Битлджус – сумасшедшее привидение. В мультсериале он дружит с девочкой Лидией, а в кино домогается ее. Лидия и пакости – две страсти главного героя. Ужасающая улыбка сопровождает каждое его появление, а превращение в змею пугает родителей Лидии.
Юморист Битлджус любит подшучивать над жителями загробного мира, хотя частенько бывает наказан за это. Постоянный посетитель тюрьмы, пару раз он чуть не оказался поживой для песчаных червей из-за своего поведения. Родители Лидии и ее кот тоже становятся жертвами необузданного чувства юмора призрака.
Аниме интерпретация Битлджуса
Битлджус способен принимать различные облики. Становясь любым предметом, он отлично маскируется и остается незамеченным. Но заклинания перестают работать, если герой оказывается ранен или теряет какую-то из частей тела. А каждая его конечность склонна жить отдельной от хозяина жизнью.
Представителя загробного мира сопровождают насекомые, неприятный запах и отвращение ко всему доброму, яркому и чистому. Он привык к темноте, не знает, что такое чистота, неспособен к работе и несению ответственности.
Битлджус и Лидия в мультсериале
Битлджус ни за что не признается в симпатии и не поблагодарит за помощь, но это не значит, что призрак не испытывает чувства и не способен на любовь. Описание его отношений с Лидией подтверждает: призрак умеет дружить. Его привлекает личность приятельницы, поэтому герой всегда старается угодить ей, хотя большинство поступков приводят к неприятностям. Главная мечта Битлджуса – стать богачом и обрести славу.
Призрак одет в полосатый костюм. Его кожа смертельно бледна, изо рта торчат кривые зубы, волосы на голове всклокочены, а на теле то и дело виднеются следы разложения. Битлджус появляется перед публикой, стоит три раза подряд назвать его имя.
Экранизации
Барбара и Адам Мэйтленды
Сюжет картины «Битлджус» повествует о семье, живущей в старом особняке в маленьком провинциальном городке. Барбара и Адам Мэйтленды подумывают о детях. Мирное течение их жизни и планы на отпуск рушит приезд Джейн, сестры Барбары. Девушка уговаривает супругов организовать торги и продать дом.
Мэйтленды отправляются в поездку в магазин и по пути попадают в аварию. Вернувшись домой, они понимают, что стали призраками. Отражение героев не появляется в зеркале, а выйти за пределы дома стало невозможным. Джейн продает дом семье Дитц, приехавшей из Нью-Йорка. Супруги Чарльз и Делия привозят с собой дочку Лидию.
Кадр из фильма «Битлджус» (1998 год)
Спустя некоторое время Дитцы обнаруживают существование приведений и вызывают экзорциста Битлджуса, способного изгнать духов. «Специалист по изгнанию живых» быстро оказывается ненужным, так как Мэйтленды подружились с Лидией и уступили ее семье дом.
А вот главной проблемой стал Битлджус, вытворявший непотребства и доставлявший хлопоты. Адам и Барбара изгоняют горе-экзорциста и уделяют все внимание воспитанию Лидии, которую очень полюбили.
Интересные факты
Битлджус(арт)
- Майкл Китон согласился на роль Битлджуса после второго предложения. В первый раз на приглашение к сотрудничеству Бертон получил отказ.
- На роль призрака приглашали даже Арнольда Шварценеггера.
- Вайнона Райдер отказывалась от предлагаемой роли Лидии, так как видела сатанинские мотивы в сценарии картины.
Рисунок Битлджуса и Лидии
- Сцены с участием Майкла Китона в роли Битлджуса сняли за две недели. Общее время присутствия артиста в кадре составило 17 минут.
- В финале фильма Битлджус превращается в странное существо, на голове которого находится карусель, увенчанная черепом. Он появится в мультфильме Бертона «Кошмар перед Рождеством», вышедшем в 1993 году.
- Песня Дэнни Эйфмана стала саундтреком к кинокартине.
Битлджус и Джокер
- Внешний вид Битлджуса немного напоминает облик Джокера. Образ персонажа часто используют на Хэллоуин. Его примеряют на косплей-встречах. Описание героя встречается не только в аутентичном фильме. Поклонники создают арт-фанфики, снабжая их фото и картинками из мультфильма или полнометражного кино. Персонаж стал героем игры для приставки «Денди».
Битлджус — Posmotre.li
Битлджус | |
---|---|
![]() | |
Общая информация | |
Жанр | Чёрная комедия |
Страна производства | США |
Киностудия | The Geffen Company |
Режиссёр | Тим Бёртон |
Автор сценария |
|
Когда вышел | 30 марта 1988 г. |
Продолжительность | 92 минуты |
В главных ролях: | |
Майкл Китон | Битлджус |
Вайнона Райдер | Лидия |
Алек Болдуин | Адам |
Джина Дэвис | Барбара |
Битлджус (Beetlejuice) — чёрная комедия, срежиссированная Тимом Бёртоном и занявшая достойное место в ряду славных представителей жанра, таких, как, например, «Семейка Аддамс». Кладбищенский юмор, дом с привидениями, юная готичная героиня и отвязный протагонист (он же антагонист!), стильные шутки на спорные темы, фирменный Бёртоновский почерк и довольно-таки уникальный визуальный ряд создают особенную атмосферу — представьте себе два порванных баяна на похоронах. Примерно оно.
По мотивам фильма позднее был выпущен мультсериал.
В отличие от Аддамсов, герои фильма — утрированно американская семья, по определённому стечению обстоятельств вступающая во владение пресловутым непростым домом. Да только и ребёнок у них далеко не прост: юная Лидия — тонкая натура, если не сказать больше. Фактически, Лидия — идеал готичной барышни, и сопутствующие такой барышне приключения не замедляют воспоследовать. Лидии — а заодно несчастным родителям, их гостям и пришлому экзорцисту — предстоит пережить массу незабываемых ощущений, а наглому призраку Битлджусу, всеми силами пытающемуся вернуться в мир живых — хорошенько развлечься в процессе.
Впрочем, не стоит сбрасывать со счетов и прежних владельцев дома. Симпатяг. Умниц. Тоже призраков.
Битлджус — это… Что такое Битлджус?
«Битлджус» — фантастический фильм режиссёра Тима Бёртона. Премия «Оскар» за «Лучший грим». В фильме присутствуют отсылки к «Кентервильскому привидению» Оскара Уайльда, а также к «Дюне». Название фильма является игрой слов: в английской транскрипции имя звезды Бетельгейзе (Betelgeuse) звучит именно как «Битлджюз», что омонимично «Жучиному Соку» (Beetlejuice).
Сюжет
История начинается, когда молодая пара, Адам (Алек Болдуин) и Барбара (Джина Дэвис) Мэйтленды, берут две недели отпуска в надежде зачать ребёнка. Но их планам не суждено сбыться из-за несчастного случая. Теперь они — привидения в собственном доме в городе Винтер Ривер (штат Коннектикут).
Сестра Барбары Джейн Баттерфилд продаёт дом нью-йоркской семье Дитц, глава которой Чарльз (Джеффри Джонс) решил сменить обстановку после нервного срыва. Другие члены семьи — дочь Лидия (Вайнона Райдер) и его новая супруга Делия (Кэтрин О’Хара) — скульптор-авангардист, находящаяся под сильным влиянием дизайнера по интерьерам Отто (Гленн Шэдикс). С подачи Отто коттедж сразу же подвергается перестройке. Это, естественно, не нравится бывшим хозяевам дома. Однако все попытки Адама и Барбары самостоятельно изгнать новых жильцов, напугав их, не принесли успеха, так как живые не хотят видеть мёртвых.
Лидия [объясняя Мейтлендам, почему она их видит]: Well I read through that handbook for the recently deceased, it says: «…Live people ignore the strange and unusual…». I myself am strange and unusual. [Ну, я прочитала руководство для только что умерших, и там сказано, что люди игнорируют всё странное и необычное. Я сама по себе странная и необычная.]
В поисках управы на неприятных «живых» Мэйтленды обращаются за помощью к «специалисту по экзорцизму живого» — Битлджусу (Майкл Китон), но сразу же жалеют об этом.
В ролях
Награды и номинации
По воспоминаниям Тима Бёртона, основная часть критики фильма касалась «бесцветной» актёрской игры Дэвис и Болдуина. Но, благодаря этому непреднамеренно возникшему контрасту, по мнению Бёртона, роль Битлджуса стала только ярче:
Я никогда не считал Мейтлендов стопроцентно положительными персонажами, у них были свои проблемы. Их сущность, по-моему, заключается в том, что им нравится быть скучными… Если бы Мейтленды не были такими добропорядочными, Битлджус и прочие мертвецы не произвели бы столь сильного впечатления и фильм не получился бы таким, как он есть[1].
.
Примечания
- ↑ Солсбери Марк. Тим Бёртон. Интервью. — СПб.: Азбука Классика, 2008. — С. 400 — ISBN 978-5-91181-753-4
Ссылки
«Битлджус»: история создания первой байки из склепа Бёртона: aleksei_turchin — LiveJournal
«Битлджус» – как Большой взрыв. До него словно ничего и не было и будто именно с него начались истории новых звёзд, которые он зажёг, едва оказавшись на экранах. Энтузиазм создателей, магнетизм макабра и огромная фонтанирующая энергия, которую источает эта невесёлая весёлая история, оказываются столь велики, что не просто запускают двигатель карьерного роста едва ли не всех причастных, но оказываются настоящей матрёшкой готичных миров, одним из которых является «Кошмар перед Рождеством».
В честь отмечаемого сегодня 30-летия со дня премьеры народной мрачной сказки, вспоминаем, через какие тернии и кабалу прошёл Бёртон; насколько странно выглядел первоначальный сценарий и его заголовки; какие внезапные кандидатуры претендовали на главные роли; и послушаем урок режиссёрского самоконтроля, который не помешало бы перенять современным киноделам.
Пролог. Тернистый путь к «Битлджусу» – фильму-прорыву Бёртона и лучшей роли Китона (по его же признанию)
Погнув несколько лет спину на студию Дисней в качестве штатного аниматора, к середине ’80-ых Тим Бёртон начинает делать первые шаги в сторону осуществления своей мечты – съёмкам полнометражного игрового кино. Постепенно те упорство и опыт, которые Бёртон приобрёл за время службы на Мышиный Дом (да, именно с армейской службой сравнивал Бёртон этот, судя по всему, не самый лёгкий период в своей карьере), перед молодым постановщиком начали открывать нужные двери.
Тим Бёртон во время работы на студии Disney, 1981г.
Сперва сдался сам Дисней, и из рядового разработчика дизайна персонажей, Тима повышают до постановщика телевизионных проектов. В 1983-ем году специально для японского канала Disney Channel он экранизирует сказку братьев Гримм о Гензеле и Гретель. А годом позже добивается первого серьёзного прорыва: боссы студии дают ему отмашку (в виде $1.000.000) на создание фильма по собственному сценарию Бёртона – короткометражки «Франкенвини».
Получасовой фильм был посвящён истории мальчика, который так сильно переживал смерть своего пса, что решился на его оживление (и ему это удалось!). От увиденного начальство Бёртона пришло в ужас, картина была объявлена несоо
Купить Beetlejuice — Microsoft Store en-GB
Этот сайт использует файлы cookie для аналитики, персонализированного контента и рекламы. Продолжая просматривать этот сайт, вы соглашаетесь с этим использованием. Выучить больше
Перейти к основному содержанию
Microsoft
Домой
Домой
Домой
- Домой
Устройства
Программное обеспечение
.
Купить Beetlejuice — Microsoft Store en-IE
Этот сайт использует файлы cookie для аналитики, персонализированного контента и рекламы. Продолжая просматривать этот сайт, вы соглашаетесь с этим использованием. Выучить больше
Перейти к основному содержанию
Microsoft
Домой
Домой
Домой
- Домой
Устройства
Программное обеспечение
.
Купить Beetlejuice — Microsoft Store en-AU
Этот сайт использует файлы cookie для аналитики, персонализированного контента и рекламы. Продолжая просматривать этот сайт, вы соглашаетесь с этим использованием. Выучить больше
Перейти к основному содержанию
Microsoft
Домой
Домой
Домой
- Домой
Устройства
Программное обеспечение
.