интересные факты о Бернардо Бертолуччи
Пост памяти великого итальянского режиссера
«Я люблю импровизировать с актерами и выбивать почву у них из-под ног», — признавался Бернардо Бертолуччи. Одни актеры ненавидели его, другие умоляли о совместной работе. И те и другие были едины в том, что Бертолуччи — титан и гений. InStyle вспоминает этого великого человека.
Бертолуччи хотел стать поэтом. Учиться, однако, он пошел на философский факультет Римского университета. Насколько это помогло будущему режиссеру более поэтично воспринимать и описывать мир, сказать сложно, но факты говорят за себя — один сборник Бертолуччи, «В поисках тайны», удостоился Национальной премии, а «В поисках загадки» — премии Виареджо.
После окончания университета Бертолуччи работал критиком — параллельно сочинению стихов. В 1961-м он стал ассистентом Паоло Пазолини, дело было в ходе съемок фильма «Аккатоне». На тот момент в его активе имелась пара любительских фильмов, но именно «Аккатоне» заставил Бертолуччи серьезно взяться за кино. В том же 1961 году он, взяв за основу сценарий Пазолини, дебютировал в полном метре картиной «Костлявая кума».
Съемки фильма «Костлявая кума»
«Двадцатый век» — образец того, как режиссер мыслил. А мыслил он глобально, масштабно. Лента идет более пяти часов, и такой хронометраж совершенно оправдан. Впрочем, Бертолуччи не был лишен чувства меры — для мирового проката он сделал укороченную версию в три с половиной часа.
В 2013 году Бертолуччи во время выступления во Французской синематеке в Париже признался, что ненависть Марии Шнайдер к нему после съемок «Последнего танго в Париже» была вызвана пресловутой сценой насилия, с ней не согласованной перед началом работы. По словам режиссера, он таким образом пытался получить от актрисы естественную реакцию на унижение. Бертолуччи сказал, что не чувствует себя виноватым, а спустя несколько лет вернулся к этой теме, заявив, что не стоит верить слухам, что сцена была симуляцией и Шнайдер на самом деле была «в порядке».
Съемки фильма «Последнее танго в Париже»
После скандала с Кевином Спейси, в результате чего Ридли Скотт уволил актера из своего нового проекта «Все деньги мира» и заменил Кристофером Пламмером, Бертолуччи выступил с критикой в адрес Скотта, назвав того трусом.
На одну из ролей в «Мечтателях» Бертолуччи планировал Джейка Джилленхола. Актер в итоге отказался, сочтя фильм слишком для себя откровенным.Еще одним вероятным участником проекта мог стать Леонардо Ди Каприо. Он, в отличие от Джилленхола, не испугался эротических сцен, но все равно был вынужден отказаться из-за плотной занятости в «Авиаторе».
Консультантом «Последнего императора» выступил Пу Цзе, брат последнего императора Китая, и более того, сам ставший одним из героев ленты.
Бернардо Бертолуччи на съемках фильма «Последний император»
«Под покровом небес» был снят по роману Пола Боулза. Увидев готовый фильм, Боулз пришел в негодование — лента ему категорически не понравилась.
Роль в «Ускользающей красоте» сделала Лив Тайлер настоящей актрисой. Но ее, этой роли, могло и не быть — сначала Лив ответила отказом на предложение Бертолуччи. Ситуацию спас отец Лив, Стивен Тайлер. «Ты с ума сошла? Такой шанс выпадает только раз в жизни. Быстро звони и говори, что согласна».
«Последнее танго в Париже» родилось из сексуальной фантазии самого Бертолуччи, который признавался, что хотел бы заняться сексом с незнакомкой без всяких обязательств.
После работы над «Танго» Марлон Брандо прекратил всякое общение с Бертолуччи на 20 лет.
В 2004 году Бертолуччи перенес неудачную операцию, в результате оказавшись прикованным к инвалидной коляске. Он молчал восемь лет, а затем вернулся к работе.
Читайте также: Режиссер самых красивых фильмов: главные картины Бернардо Бертолуччи
Источник фотографий: Getty Images
Ускользающая революция – Газета Коммерсантъ № 218 (6456) от 27.11.2018
В Риме умер Бернардо Бертолуччи. Он не дожил до семидесяти восьми, что по нынешним временам считается вовсе не преклонным возрастом, но многие годы был прикован к инвалидному креслу. По этой, а также по иным причинам его творческая жизнь делится на две неравноценные половины. Об одном из крупнейших режиссеров второй половины ХХ века — Андрей Плахов.
Слава улыбнулась Бертолуччи, когда ему еще не было двенадцати и он, сын знаменитого поэта и кинокритика, впервые напечатал свои стихи. Восемь лет спустя Бернардо выиграл приз за стихотворный сборник, а в двадцать три, освоив азы кино ассистентом у Пазолини, уже имел в своем режиссерском активе фильм «Перед революцией». Он дал тем самым определение целой эпохе, пик которой наступил в 1968-м и в событиях которой Бертолуччи сам принял активное участие. До середины 1970-х он оставался бунтарем, воспевал «коктейли Молотова» и классовую борьбу, иногда перенося ее в постель. В то же время уже в раннем «Конформисте» его кинематограф набрал классическую мощь, и молодого режиссера стали рассматривать как наследника Феллини, Висконти и Антониони, нового гения итальянского кино. Фильмы-метафоры «Последнее танго в Париже» и «Луна» можно объединить в цикл «После революции»: в них еще сохраняется аромат романтической утопии, но преобладает горечь трезвых уроков.
Уроком стало столкновение коммуниста Бертолуччи с реальным социализмом. На советско-итальянском симпозиуме в 1973 году в Риме Сергей Герасимов заявил, что «Последнее танго в Париже» исполнено «низкопробного пафоса». Итальянские участники симпозиума были удивлены ярой сексофобией гостей и пытались убедить их, что к искусству нельзя подходить с позиций деревенского священника.
В нападках на картину сомкнулись коммунистические ортодоксы и правые консерваторы.
Первые апеллировали к Москве, говоря, что там «хотят построить морально здоровое общество, где масло используется как продукт питания, а не для таких целей, как в грязном фильме Бертолуччи». Вторые требовали пожертвовать искусством ради «чувства стыдливости».
Четыре года спустя режиссер впервые посетил Москву и привез свой пятичасовой фильм-гигант «Двадцатый век». На пресс-конференции Бертолуччи метал громы и молнии в адрес США, где прокатчики вырезали из картины несколько эпизодов, усмотрев «слишком много красных знамен». Однако если гость был внимателен, он мог заметить, что «цензура» московской публики была направлена в ту же сторону: зрители впивались в экран в ключевых эротических сценах и отсиживались в буфете, когда нагнетались эпизоды революционной борьбы — не менее вдохновенные.
Бертолуччи попросил показать ему прокатную копию «Конформиста», неведомо как попавшего на советский экран. Результат эксперимента превзошел все ожидания. Из фильма, словно консервным ключом вскрывающего подсознание тоталитарного общества, вырезали все эпизоды, связанные с однополой любовью, перемонтировали весь драматургический ряд и к тому же отпечатали потрясающе красивый цветной фильм на черно-белой пленке. После этого итальянец Бертолуччи больше не искал приключений в России. Он сделал красноречивое признание: камера не автомат, и не следует злоупотреблять ею в этом качестве.
Меняется и характер увлечения Китаем, свидетельством чему стал осыпанный «Оскарами» «Последний император». Бертолуччи уже не рассматривает китайский коммунизм как романтическую альтернативу буржуазному миру. «Последний император» вообще не идеологичен: режиссер, по его признанию, был заражен тысячелетней мудростью китайцев и хотел показать, как через все исторические катаклизмы сохраняется непрерывность их ритуалов и культуры.
Собственно, на этом большой Бертолуччи кончается. Окончательную точку поставил снятый в Африке фильм «Под покровом небес», в котором все еще есть отблеск прежней мощи. Начиная с «Маленького Будды» его уже практически не видно. А вернувшись на родину, режиссер снимает невероятно красивые, но усталые анемичные картины, такие как «Ускользающая красота». Это уже другой Бертолуччи — не мой. Могу поделиться личной историей. Мне очень хотелось написать книжку о нем, и все уже было к этому готово, расшифрованы интервью, проработаны первоисточники, но с каждым новым фильмом некогда любимого режиссера желание таяло, пока не истаяло совсем. Когда мы в очередной раз встретились, у меня не было ответа на вопрос «Где же книжка?». Она просто умерла, не родившись.
В «Мечтателях» — последней своей громкой картине — режиссер задумал вернуться туда, откуда вышел в свое кругосветное путешествие. Париж — кинематографическая Мекка 1960-х, Синематека Анри Ланглуа — штаб молодежной революции. Красивая конструкция, ничуть не уступающая тем, что выстраивал Бертолуччи в своих ранних фильмах. Только в тех все дышало и трепетало, «Мечтатели» же спокойны, ироничны и холодны. Режиссер вернулся на знакомое место и не обнаружил даже призраков прошлого. Проведя опрос молодых людей на улицах, он обнаружил, что никто из них не знает, кто такая Марлен Дитрих или Жан-Люк Годар. Юные герои XXI века непохожи на прежних. Не факт, что они будут помнить и Бертолуччи. Не служат больше орудиями бунта ни секс, ни кино, ни рок-н-ролл. Теперь разрушать мир гораздо проще по интернету.
В последнее время о знаменитом режиссере вспомнили в связи с новыми феминистскими установками. Незадолго до смерти Мария Шнайдер, исполнительница главной роли в «Последнем танго в Париже», обвинила Марлона Брандо и Бертолуччи в том, что на съемках сорокалетней давности царила атмосфера если не физического, то психологического насилия.
И вот сейчас, когда Бертолуччи больше нет в живых, я понимаю, что вместе с ним действительно ушло время радикальных жестов и обнаженной искренности.
Вторую половину жизни он прожил и проработал в обществе нового конформизма, и мое разочарование было не в нем как в художнике, а в этой чопорной политкорректной эпохе, напоминающей застойную советскую.
Но еще не вечер. Книга о Бертолуччи с полным итогом сделанного им все равно будет написана, и не одна. Написана, скорее всего, молодыми историками кино, которые с восторгом откроют для себя навсегда ушедшую легендарную эпоху.
Андрей Плахов
Ускользающая красота. Бернардо Бертолуччи. 1996
Лучший за долгое время фильм Бернардо Бертолуччи. Молодая американка Люси (Лив Тайлер) прилетает в Тоскану на виллу друзей семьи, чтобы провести там то ли каникулы, то ли просто немного отдохнуть летом – с летним отдыхом среди холмов Тосканы мало что может сравниться, чего уж. Но у девушки есть еще и более серьезные планы. Во-первых, ее мать покончила с собой совсем недавно, а она очень часто сюда приезжала, так что Люси хотела бы немного познакомиться с окружением, столь близким ее ушедшей матери. Во-вторых, судя по дневникам собственной мамы, девушка понимает, что забеременела ей она именно тут, но кто был ее отцом? Стоило бы выяснить. И, в-третьих, уже на месте она понимает, что является девственницей, а это совсем не круто, но для выбора своего первого любовника у ней большое пространство – девушка она видная.
В середине 90х, когда все уже подумали, что Бертолуччи на этом Востоке окончательно сбрендил и поставили на нем крест, он вернулся и снял один из лучших своих фильмов в карьере вообще, при этом особо не напрягаясь и сменив практически половину своего верного состава. К примеру, это его первый фильм, снятый без гениального Витторио Стораро. Впрочем, на место заступил его бывший помощник и ученик, не менее талантливый Дариус Хонджи, который благодаря своим работам с Каро и Жене уже успел стать фигурой мирового масштаба. Да и в строчке композитора больше не числится имя Рюити Сакомото, что может резко снизить интерес к фильму, но этого не происходит, потому что просто не до этого.
Фильм гениален сразу в нескольких отношениях. Во-первых, как обычно у Бертолуччи, история является таким путешествием внутрь себя, но в этот раз, вместо привычных пустых храмов и выжженной пустыни, мы обнаруживаем богатый, яркий, интересный мир, полный цветов, влюбленности и веры в людей. Во-вторых, сама вилла является этакой смесью прустианского исследования разлагающегося высшего общества, погрязшего в потреблении наслаждения, детей поколения хиппи, которые уже выросли и задаются вопросами – какого, собственно хрена. И все это в такой то ли ренессансной, то ли древнеримской эстетике восхищения телом, вином и зрелищем. А в-третьих, это рассказ о попытке уловить неуловимую красоту. О тщетности даже помыслов подобного рода. И, что удивительно и восхитительно, попытка рассказа о подобной попытке оказывается удачной!
Ускользающая красота фильм 1995 — смотреть онлайн в хорошем качестве
Актёры:
Лив Тайлер, Джозеф Файнс, Джереми Айронс, Шинед Кьюсак, Донал МакКанн, Карло Чекки, Рэйчел Вайс, Джейсон Флеминг, Анна-Мария Герарди, Жан Маре
Приветствую! Любишь посмотреть фильмы на различные темы? Так у нас их полно! Современные или олд-скульные произведения — всё найдётся; множество разнообразных фильмов ждут своего зрителя. Например: фильм Ускользающая красота (1995) смотреть онлайн в хорошем качестве HD 720p и 1080p, доступном сразу со всех устройств, включая ПК, планшет, телефон, смартфон, телевизор, список устройств довольно высок и может быть продолжен! А сам фильм находиться ниже, опустите страницу вниз, прямо к плееру. В плеере можете выбрать качество воспроизведения (1080, 720, 480, 360), он способен запуститься даже на слабом интернете! Порой видео может быть недоступно на сайте. Почему? Во-первых, ещё не опубликовано в сети; во-вторых, до сих пор не переведён на русский язык; в-третьих, заблокирован правообладателем! Но, в любом случае, если вам понравилось произведение, стоит поставить оценку, сохранить в соцсетях и написать комментарий, чтобы другие зрители знали что будут смотреть 🙂 Приятного просмотра!
Молодая красавица Люси после самоубийства матери решает отправиться в Италию. Девушка унаследовала красоту у своей мамы, которая когда-то была известной моделью. Героине непонятно, почему родительница совершила этот страшный поступок. Именно поэтому она решает провести лето в кругу близких друзей семьи, которые помогут ей собраться мыслями и, возможно, дадут ответы на интересующие ее вопросы. А еще героиню очень волнуют записи из личного дневника матери, которые наводят ее на определенные мысли.
Девушка подозревает, что бала зачата именно в Италии и теперь намерена отыскать родного отца. Но также у молодой красотки есть и еще одна тайная цель, ведь именно в этих краях Люси впервые поцеловалась с мальчиком, которого звали Николо. Героиня надеется возобновить юношеский роман и наконец-то обрести настоящую любовь. Хозяева Виллы радушно встречают Люси. Ее обитателями оказываются исключительно творческие люди.
Вскоре девушка понимает, что ее отцом является кто-то из этой компании. Кандидатами на это звание становятся сразу же несколько мужчин. Также параллельно с этим героиня получает весточку от Николо, который по-прежнему испытывает к ней теплые чувства. А еще Люси предстоит узнать тайну оставленной матерью записи и, возможно, понять причину ее смерти.
«Ускользающая красота» | Кинопроектор | Яндекс Дзен
«Ускользающая красота»
Stealing Beauty (Io ballo da sola),1995 г.
Режиссёр Бернардо Бертолуччи
Девятнадцатилетняя Люси после самоубийства матери отправляется на каникулы в Италию, чтобы погостить на вилле у давних друзей семьи. Она побывала в этом месте четыре года назад, сохранив воспоминание о первом поцелуе и переписке с мальчиком. Девятнадцать лет назад здесь проводила время её мама – поэтесса и модель. Люси находит в её дневнике таинственную и волнующую запись о том времени и хочет воссоздать всю картину далёкого пребывания матери на тосканской вилле. Она едет в Тоскану с двумя мечтами – найти настоящего отца и настоящую любовь, для которой себя бережёт.
«Ускользающая красота»
На вилле большая компания: супруги – Ян, художник и скульптор, его жена Диана; их взрослая дочь Миранда со своим любовником, двадцатилетний сын с друзьями, десятилетняя дочь; подруга Дианы, ведущая колонку в женском журнале; смертельно больной друг семьи; пожилой родственник-лунатик; приходящий в гости военный. Потенциальных отцов трое.
И много желающих приобщить Люси к тайнам любви именно так, как понимает каждый. Невинность и красота Люси тревожит, будоражит фантазию всех присутствующих. Каждый готов дать совет, подтолкнуть и даже научить на практике. Атмосфера виллы, живописных окрестностей итальянской провинции пропитана теплом, солнцем, истомой. Всё вокруг словно дремлет на тёплом солнце, плавится, теряет волю. Любовь где-то рядом, но прячется, ускользает. Парень, с которым Люси переписывалась, не прочь переспать с ней, впрочем, как и с другими девушками. Его не интересует любовь.
«Ускользающая красота»
В первый день Люси находит на дне бассейна украшение, приносит Миранде, дизайнеру ювелирных украшений, но та выкидывает его обратно, не глядя, оно устарело. Все раскрепощены, свободны, легко раздеваются, легко шутят про секс, легко изменяют. Но лёгкость на поверхности и больше похожа на браваду, под внимательным взглядом становится ясно – каждый носит внутри свои боль, жажду любви, тоску, одиночество, тайну.
Люси удивительно устойчива к давлению общей атмосферы, она верна свои планам и ценностям. Когда на вечеринке все по кругу вспоминают свой первый сексуальный опыт, она единственная, кто напоминает: «Как насчёт любви? Вы даже об этом не сказали». Она не торопится с выбором:
Я жду.
Жду так терпеливо,
Я спокойна как чашка с водой,
Я надеюсь, что ты придёшь и встряхнёшь меня.
Скорее!
В дневнике матери есть приметы, по которым можно узнать подлинного отца – лист оливы, гадюка, зелёные сандалии. Но Люси находит отца, внимательно слушая себя. Находит и любимого, чьё письмо она помнит с пятнадцати лет. Всеобщее возбуждение спадает, кто-то вспоминает о настоящем – Диана грустит и хочет вернуться на родину, в туманную Ирландию, Миранда расстаётся со своим любовником.
«Ускользающая красота»
Название фильма в переводе с итальянского – «Я танцую сама по себе». Красота манит, притягивает, но её невозможно ухватить и присвоить. Она танцует там, где есть искренняя любовь и верность ценностям.
Stealing Beauty. Io ballo da sola. Ускользающая красота: nicolaitroitsky — LiveJournal
- Николай Троицкий (nicolaitroitsky) wrote,
Николай Троицкий
nicolaitroitsky
Category:
Режиссер Бернардо Бертолуччи. R.I.P. Красивый фильм. Безумно красивая Лив Тайлер, ее необычная красота и вправду как будто ускользает. Помнится, Чехов про свою «Чайку» писал, что там «семь пудов любви». В этом фильме секс а — не семь, а двадцать семь пудов, но в конце любовь все-таки пробивается сквозь эти пуды и нагромождения похоти и разврата. Старик Бертолуччи был на редкость сексуально озабоченным художником кинематографа. Фильм пропитан сексом насквозь, словно губка — тягучим мёдом. Сравнение не случайное, так как на вилле есть пчелы, и есть загадочный скульптор, создающие странные деревянные изваяния, напоминающие первобытных примитивных баб.
Есть еще в фильме Джереми Айронс, как всегда в роли извращенца, умирающего писателя, который хватается за красоту героини Лив Тайлер — Люси, хотя уже не может ничего с ней реального сделать. Есть Жан Марэ в своей последней роли странного, чудаковатого гостя виллы, где развивается действие. И много весьма соблазнительных женщин и откровенных сцен.
Люси тоже стремится устроить такую сцену, ей 19 лет, она девственница (об этом много говорится в фильме), и она ищет того, кто лишил бы ее девственности. Желающих вокруг полным-полно, что не удивительно, но только в самом конце она находит того, кто ее удовлетворяет.
Но пока до этого не доходит, она проходит через разные «испытания чувств». Вот как-то так…
Еще
Мое кино
Дети. Цветы жизни
Вася и Ваня, сын моего друга. У него в гостях. Еще
Кадетский класс as is
Кадетский класс. Вася — в первом ряду крайний справа, без фуражки и без перчаток. Не хватило. В парадной форме они ходят пару раз в год, не чаще, и…
Мой ретро-фотовернисаж. Детские забавы нашего времени
Предыдущие фотографии На примере отдельно взятого Василия Николаевича. У гитары порвалась струна, и мы ее никак не починим. Строго говоря,…
Photo
Hint http://pics.livejournal.com/igrick/pic/000r1edq
Гид по фильмам Бернардо Бертолуччи – ИНОЕКИНО
Авторский материал, посвященный поиску ключевых элементов в творчестве Бернардо Бертолуччи с помощью анализа 10 наиболее известных его фильмов.
Бернардо Бертолуччи является младшим среди каноничных итальянцев-классиков. Его кинематографическая карьера началась с должности ассистента Пьера Паоло Пазолини на съемках фильма «Аккатоне». Как и Пазолини, Бертолуччи был захвачен левыми идеями, особенно популярными в 1960-х, но, в отличие от большинства режиссеров-марксистов, Бертолуччи не боялся делать шаги навстречу зрителю. В то время как фильмы значительной части его коллег требуют особенного навыка «смотрения», фильмы Бертолуччи оказываются достаточно доступными, так что могли бы быть хорошим пунктом отправления для знакомства с европейским авторским кино, ведь Бертолуччи умело сочетал элементы последнего с чертами более массового кинематографа, что ничуть не снижает серьезности или глубины его работ.
В разные периоды жизни режиссер увлекался марксизмом, психоанализом и чуть позже буддизмом, что сильно отразилось на тематике его фильмов, через которые неизменно проходит хотя бы одна из названных линий. Его нельзя обвинить в однообразности, тем не менее, несмотря на кажущееся множество тем и сюжетов, каждый из фильмов режиссера обладает своеобразным визуальным стилем, так что даже не очень внимательный зритель, посмотрев пару работ, смог бы распознать его характерный почерк. Бертолуччи внимательно относится к каждому кадру, работая как со светом и тенью, так и с соотношением цветовых пятен, так что в результате внутри самого кадра расставлены смысловые акценты, значимые для фильма. Его мало интересует обыденность – вернее, она словно и не существует для него. В любой ситуации он подметит поэзию и неповторимость, так что если он и берется за истории о простых людях, то происходящее с ними представлено как исключительный и поэтому ценный опыт. Убедиться в этом помогут десять наиболее известных фильмов Бернардо Бертолуччи, посмотрев которые, можно проследить траекторию его творчества.
Перед революцией / Prima della rivoluzione (1964)
Фильм «Перед революцией» является второй полнометражной работой режиссера и первой, которая привлекла внимание критиков. Главный герой фильма Фабрицио пытается примирить свое аристократическое происхождение и приверженность марксистским идеям – противоречие, близкое и самому режиссеру. Вопрос о возможности подлинного воплощения коммунистических идей, как минимум, в жизни отдельной личности становится вопросом ко всему поколению. Уже тогда Бертолуччи признает бессилие перед буржуазными порядками, что предвосхитило его последующее разочарование в марксизме. Единственно возможным актом своеобразной трансгрессии буржуазных норм становится роман Фабрицио с сестрой матери. Однако и он обречен на провал: комфорт и добродетель простой (с точки зрения идеологии, а не социального положения) жизни пересиливает, так что Фабрицио не остается ничего, кроме как поддаться добропорядочным ожиданиям семьи.
Конформист / Il conformista (1970)
«Конформист», основанный на романе Альберто Моравиа, принес 29-летнему режиссеру настоящую мировую известность. Как и герой «Перед революцией», Марчелло, герой «Конформиста», также является выходцем из аристократического семейства. Он не противостоит обществу, а, пытаясь убежать от травм прошлого, играет в «такого как все», о чем недвусмысленно сообщает название.
«Конформист» положил начало многолетнему сотрудничеству Бертолуччи с оператором Витторио Стораро. Результат налицо: фильм потрясает своей визуальной составляющей. Свет и тени расставляют смысловые оттенки даже в большей степени, чем элементы, двигающие нарратив. Фашистскую организацию власти мы видим опосредованно. Свет и тени образуют пластику пространства, которое в своей структуре отражает тоталитарную власть: в подобном пространстве заведомо заданы линии движений и подчеркнуто, кто господин, а кто раб.
Последнее танго в Париже / Ultimo tango a Parigi (1972)
В 1972 году фильм «Последнее танго в Париже» казался неслыханно откровенным, что породило его запрет в нескольких странах, в том числе и на родине Бертолуччи. Герои фильма – недавно овдовевший Пол и юная Жанна – знакомятся случайно, желая снять одну и ту же квартиру. В итоге снимают они ее вместе, для личных встреч. В их отношениях есть одно условие: говорить друг другу о том, кто они, запрещено – нет даже имен. По сравнению с масштабными картинами Бертолуччи, этот фильм предельно камерный и интимный. Большую часть экранного времени герои проводят внутри квартиры, в которой постепенно выстраивается их персональный мирок, закрытый от всего внешнего. Он подвешен во вневременье, а от истории остается лишь дух сексуальной революции, и в данном случае она свершается лишь для двоих. Для Пола бегство в сексуальные отношения – это попытка преодолеть (или, скорее, неудачно подавить) травму, напряжение от которой лишь усиливается по мере развития фильма.
Двадцатый век / Novecento (1976)
Наиболее масштабный проект Бертолуччи, полная версия которого длится чуть более пяти часов и охватывает главные исторические события XX века. Главные герои фильма Альфредо и Ольмо представляют собой наглядную репрезентацию классовой борьбы: первый – внук богатого землевладельца, второй – незаконнорожденный крестьянин, судьба которого – работать на семью владельца. Альфредо, конечно, не смог устоять перед соблазнами, которые предлагает ему его класс, в то время как Ольмо становится классическим героем «от народа». Фильм прослеживает историю этой сложной дружбы, балансируя на грани дидактической иллюстрации марксистской теории. От иллюстративности его спасает психологическая проработка героев и их отношений, так что однозначность оппозиции двух друзей ставится под сомнение, а вместе с ней и поверхностная интерпретация марксистских положений.
Последний император / The Last Emperor (1987)
Фильм «Последний император» знаменует обращение режиссера к Востоку, где будут разворачиваться действия и нескольких последующих фильмов режиссера. Фильм рассказывает о жизни Пу И, последнего императора Китая. Бертолуччи, обладая сильным авторским голосом, использует биографию реального человека, чтобы вновь обратиться к вопросу о роли истории в судьбе отдельной личности. Пу И никогда не выбирал то, кем он был рожден. Более того, тот император, которого показывает Бертолуччи, лишь тяготится своим положением. Режиссер разделяет фильм на две противопоставленные друг другу линии, которые постепенно сходятся воедино: описание жизни последнего императора, начиная с рождения, и повседневность заключенного тюрьмы в социалистическом Китае. Последний, как не сложно догадаться, и есть император, попавший в мир, где монархию уже не чтут.
Под покровом небес / The Sheltering Sky (1990)
Фильм под «Под покровом небес» часто упускают из вида, лишь мимоходом упоминая, что был такой в фильмографии режиссера. Фильм, в первую очередь, запоминается красотой африканских пейзажей, где в полной мере воплотилась характерная для Бертолуччи любовь к зрелищности и внимание к каждому кадру. Действие фильма происходит в период после Второй мировой войны. Супружеская пара отправляется в путешествие по Северной Африке, негласная цель которого – поиск возможности смысла после истощающих Западный мир военных потрясений. Устав от политических недоразумений истории, на этот раз режиссер целится в вопросы экзистенциальные. Героиня, потеряв все, не вернулась домой, а ушла дальше, вглубь Африки, примкнув к местному населению. Для нее это стало формой аскезы и очищения, лишь после которого открывается возможность возвращения.
Маленький Будда / Little Buddha (1993)
«Маленький Будда» сочетает два мира, с трудом совместимых друг с другом: буддистский Восток и реалии современной Америки. Группа буддистских монахов предполагает, что их учитель лама Дордже после смерти переродился в американского мальчика Джесси. Чтобы точно это определить, его необходимо отправить в Катманду, куда он и едет со своим отцом, внезапно оказавшимся под угрозой разорения. Бертолуччи сталкивает две полярные системы ценностей. Неслучайно нам показывают, что родители Джесси достаточно обеспечены и успешны. Чудес перерождения они точно не ждут. С этого фильма можно было бы считать политический смысл, особенно учитывая марксистские мотивы в предыдущих фильмах режиссера. Тем не менее, Бертолуччи совсем не осуждает «буржуазность» американской жизни, скорее, он пытается примирить американскую жизнь, которая представлена как обобщенный образ европейской рациональности, с буддистской духовностью. Поэтому история поездки отца и сына, их открытие нищей, но полной веры жизни в Непале совпадает с показанной параллельно историей прозрения самого Будды.
Ускользающая красота / Stealing Beauty (1995)
С фильмом «Ускользающая красота» Бертолуччи вновь возвращается в родную Италию, где до этого он не снимал многие годы. Тем не менее, возвращение это чисто географическое, ведь герои его фильма – представители иностранной богемы, говорящие на прекрасном английском. Главная героиня – 19-летняя американка. Она приехала в Италию лишь на каникулы в поисках первого опыта любви и своего отца. В данном случае излюбленная тема сексуальности лишена шокирующего элементов «Последнего танго в Париже». Напротив, сексуальность тут невинна, ее исследование сливается со стремлением раскрыть секрет о себе самом, с поиском истоков (ведь именно от мимолетной связи матери была рождена и сама героиня). Фильм лишен серьезности, присущей предыдущим фильмам Бертолуччи: словно устав от тягостных политических или личностных драм, он, наконец, обратился к простоте.
Мечтатели / The Dreamers (2003)
«Мечтатели» являются, пожалуй, наиболее известным фильмом Бертолуччи среди молодой аудитории. Фильм вносит свою лепту в повсеместную романтизацию студенческих волнений 1968 года. Молодой американец в преддверии знаменательного Мая встречает брата и сестру, которые вводят его в свой причудливый мир, в котором все, что они делают, – это смотрят кино и подражают излюбленным сценам. Очередное обращение к революционному 1968 году становится логичным шагом для режиссера, который и сам был захвачен идеями, двигающими то поколение. Однако, если «Перед революцией» является искренним признанием и глубокой проработкой интеллектуальных (как, впрочем, и чувственных) процессов внутри типичного «революционера», то «Мечтатели» – ностальгично-романтическая зарисовка молодости в 1968-м. Да и героям как будто совершенно безразлична революция, как и политика в целом. Они живут здесь и сейчас. В этом и есть дух 1968-го года, ведь говорили бастующие о свободе. Если и перестраивать мир, то начинать нужно с отдельного индивида, а разве не это предприняли трое героев, закрыв свой мирок от внешней реальности? Зачем им думать о политике, если у них уже есть своя собственная утопия?
Ты и я / Io e te (2012)
Последний фильм Бертолуччи «Ты и я» увидел свет в 2012 году. Главный герой Лоренцо на первый взгляд представляется типичным сложным подростком. Хотя, конечно, оказавшись под взглядом Бертолуччи, Лоренцо уже не может быть типичным, ведь и его «сложность» совсем не обыденна: пока другие подростки обманывают родителей, чтобы тайком ускользнуть на встречу с друзьями, он врет, чтобы, наконец, остаться одному и провести несколько спокойных дней с книгой и музыкой, пусть и в неухоженном подвале собственного дома. Однако побыть одному не удалось – в подвал неожиданно приходит его сводная сестра Оливия, воплощение всего, что раздражает главного героя. Именно это он и учится принимать и смотреть глубже. Будучи постарше, Лоренцо мог бы быть молодым революционером, увлеченным марксизмом, но пока он лишен идеологических ориентаций, и именно это интересно Бертолуччи: обращаясь к юности, он пытается пробиться к подлинности.
Ксения Беспалова специально для Иноекино
Бернардо Бертолуччи продемонстрировал боль и удовольствие мужского взгляда.
Отметив, что спонтанный стиль и спартанское производство «Осажденного» напомнили ему о том, как он снимал фильмы «давным-давно», Бертолуччи объявил себя освобожденным от бремени окружающих. астрономические бюджеты, увесистые диалоги и условная структура. «Поскольку я снялся в« Последнем императоре »и тех больших фильмах, мне больше не нужна такая потребность», — с явным восторгом сказал бывший поэт. «Я могу плавать по жидкой поверхности с небольшим бюджетом с большой радостью.
В качестве исследования отношений, которые пересекали классовые и культурные различия между его главными героями — один африканский студент-медик, другой ее белый британский домовладелец — «Осажденный» очень соответствовал темам, которые занимали Бертолуччи на протяжении всей его карьеры. , которая началась, когда он был учеником радикального итальянского режиссера Пьера Паоло Пазолини. Неизменная страсть к политике и чистый кинематографический язык пропитали фильм, в котором, как и во многих его предыдущих фильмах, изображены два человека, которые преодолевают конфликт и влечение в замкнутом пространстве.За два десятилетия до того, как трайбализм и ксенофобия охватили европейский континент, Бертолуччи задумал «Осажденный» как глубоко личный упрек «в момент, когда люди убивают себя в своего рода безумном национализме. . . . Потому что национализм не приемлет разницы. Этот фильм не только о признании, но и о любви к различию ».
То, что Бертолуччи, скончавшийся в понедельник, сформулировал по существу гуманистическую критику в фильме, наполненном романтическим желанием, также очень соответствовало произведению, которое оказалось столь же запутанным, сколь и важным.За несколько лет до того, как я поговорил с Бертолуччи о «Осажденных», я написал о «Похищении красоты», в котором он представил юную молодую Лив Тайлер в роли девственницы, которая решает проблемы отсутствующих отцов и свое собственное сексуальное пробуждение среди космополита. группа экспатриантов в Тоскане, Италия. В качестве примера и периодической критики того, что обычно называют мужским взглядом, «Похищающая красота» удачно резюмировала влияние Бертолуччи на современное кино и то, как наши согласованные представления о живописной красоте, формальном перфекционизме и чувственности были обусловлены озабоченностью автор мужского пола — что в случае Бертолуччи могло быть похотливым и фетишистским в один момент, а в следующий — незаметно наблюдательным.
В основном мое неформальное кинообразование проходило через его фильмы. Меня поразили чрезвычайно экстравагантные производственные ценности таких эпических произведений, как «Укрывающее небо» и «Последний император», последний из которых получил девять «Оскаров» в 1988 году. Еще более памятно то, что я научился ценить композиционную точность, посмотрев потрясающий фильм Бертолуччи 1970 года политический триллер «Конформист», в котором есть одна из лучших сцен в кино, а также тонкая сетка теней и света, которая выводит кинематографию на грандиозную выразительность.(«Конформист» был первым из изысканных коллабораций Бертолуччи с кинематографистом Витторио Стораро, который на протяжении многих лет стал его оператором-постановщиком.)
Но как женщина и кинозритель, я чувствовала себя все более неуютно в образном кадре Бертолуччи или была заблокирована от него. в целом, было ли это связано с тем, как он задерживался над женским телом, или сводил лозунг «личное есть политическое» к вопросам соблазнения и эротической привязанности. В 1972 году, когда Бертолуччи выпустил «Последнее танго в Париже», можно было бы увидеть его, как это сделала Полин Кель, как трансгрессивный шедевр наравне с «Весной священной» Стравинского.
Поколением позже представление Марлона Брандо и Марии Шнайдер, изображающих незнакомцев, вступающих в серию жестоких сексуальных контактов, выглядело гораздо более проблематичным, особенно с учетом воспоминаний Шнайдера о чувстве «унижения». . . и немного изнасилована »Брандо и Бертолуччи, которые были на несколько лет старше ее, когда она снималась в фильме в 19 лет. Как бы он ни гордился своими левыми, антифашистскими идеалами, Бертолуччи, который снял фильм на одной из своих мечтаний об анонимном сексе, был в высшей степени не заинтересован в изучении гендерной политики, заложенной в его фильмах, отвергая обвинения Шнайдера как «смехотворные». недоразумение.
Как и многие его современники — авторы, построившие канон, — Бертолуччи отказывался одобрять, как его собственные фантазии и порывы стали частью фундаментальной грамматики фильма, усвоенной мужчинами и женщинами как то, что считается красивым, желанным и заслуживающим эстетического внимания. в первую очередь. Не желая подвергать сомнению свою собственную работу, теперь Бертолуччи предоставил публике разрешить свои противоречия — или, по крайней мере, позволить им сосуществовать в непростом противостоянии. Вклад Бертолуччи в кино непреходящий и бесспорный, не в последнюю очередь потому, что он складывается из множества противоположных идей, которые одновременно являются правдой.Его взгляд требует, чтобы мы создали свои собственные, способные воспринимать удовольствие и боль в равной и тревожной мере.
Бернардо Бертолуччи: поэт кино — индус
Режиссер Бертолуччи, умерший в прошлом месяце, нарушил границы, пытаясь опьянить и спровоцировать публику
Мой роман с итальянским маэстро Бернардо Бертолуччи начался с The Sheltering Sky , адаптации метафизического романа Пола Боулза 1990 года, снятой в Тунисе на фоне потрясающих просторов Сахары. В нем рассказывается история книжной и пресыщенной американской пары (Дебра Уингер и Джон Малкович), которые после Второй мировой войны путешествуют с другом в Северную Африку. Американцы изо всех сил пытаются смириться с непостижимой местностью и в буквальном и переносном смысле оказываются ее пленниками.
Кит унесен арабом и оказывается его наложницей, в то время как мужчины погрязли в собственных личных неврозах. Уверенность главных героев в отношении мира и самих себя рушится на фоне необъятности первозданного ландшафта, запечатленного во всем его величии и ужасе легендарным кинематографистом Витторио Стораро.
«Убегающее небо» — часть его «восточной трилогии», серии богато смонтированных фильмов, исследующих философские темы. Последний император (1987), за которую он получил девять наград академии, и Little Buddha (1993) о восьмилетнем американском мальчике, который мог бы стать реинкарнацией буддийского учителя.
Молодой Бернардо начал свою карьеру в качестве помощника радикального режиссера Пьера Паоло Пазолини, влияние которого (вместе с его гуру Жаном Люком Годаром) во многом повлияло на его мировоззрение.Его ранние фильмы, особенно « До революции » (1964) и «Партнер » (1968), отражали его политические навязчивые идеи, как и « 1900 », разросшаяся пятичасовая эпопея о классовой войне в Италии начала 20-го века, увиденная сквозь глаза двух мужчин (Робер Де Ниро и Жерар Депардье), родившихся в один день на противоположных концах социального спектра.
Как продукт буржуазии, Бертолуччи отождествлял персонажей, борющихся с идеями революции и классовой борьбы, конфликта, который разыгрывался во многих его фильмах.
Он впервые обратил внимание на книгу Стратегия паука (1970), адаптированная из романа Хорхе Луиса Борхеса, Тема предателя , о сыне, который отправляется на поиски правды о своем прошлом и обнаруживает, что его убитый отец, на которого он смотрел как на героя, на самом деле был предателем. Это положило начало давнему сотрудничеству с Витторио Стораро.
The Conformist
Модель The Conformist, привлекла внимание всего мира.Адаптированный из романа Альберто Моравиа, он рассказывает историю Марчелло, подавляемого гомосексуалиста (Жан-Луи Трентиньян). Травмированный сексуальным контактом в детстве и напуганный своими сдерживаемыми желаниями, он присоединяется к фашистам Муссолини в надежде, что это снова сделает его нормальным. Впоследствии его вербуют для убийства своего бывшего профессора, левого интеллектуала. В какой-то момент он почти застреливается, вместо того, чтобы столкнуться с реальностью того, кем он стал. Бертолуччи до упора использовал удивительные таланты Стораро, создав фирменный стиль, которым он больше всего известен: тщательно составленные следящие кадры, гипнотическая игра света и тени, чувственное богатство сцен, неуловимая логика сновидений и повествовательная дезориентация, специально разработанная для экстернализации внутреннего жизнь персонажей.
Фильм представляет собой мастер-класс по режиссуре, кинематографии, звуковому оформлению и монтажу. Каждый раз, когда вы смотрите, он приносит новые драгоценные камни.
Следующий фильм Бертолуччи, Последнее танго в Париже (1972), так или иначе, сыграл важную роль в определении его наследия. Сексуально откровенный фильм об американце средних лет (Марлон Брандо), который вступает в серию эротических встреч с 20-летним французским студентом, вызвал самые разные реакции. Итальянские суды осудили его как «непристойный, неприличный и угождающий самым низким инстинктам либидо», в то время как почтенный критик Полин Кель назвала его «самым освобождающим фильмом из когда-либо созданных», пророчески добавив, что «[ Tango ] изменило лицо форма искусства.Люди будут спорить об этом фильме, пока есть фильмы ».
Действительно, фильм стал громоотводом для споров, когда Мария Шнайдер дала интервью в 2011 году, сказав, что «она почувствовала себя немного изнасилованной» во время съемок печально известной сцены содомии с Марлоном Брандо. Во время полового акта он заставляет ее читать ектению, осуждающую семейные ценности, религию, настоящую любовь и другие буржуазные образы. Бертолуччи признал, что хотел, чтобы эта сцена удивила актрису, чтобы вызвать инстинктивную реакцию, но секс был полностью смоделирован, а сцена была написана заранее, как также заявили Брандо и Шнайдер.
Для тех, кто потрудился на самом деле посмотреть фильм, ясно, что рассматриваемая сцена не может рассматриваться изолированно. Психологическая и сексуальная динамика меняются настолько часто, что невозможно быть уверенным в том, кто является настоящей жертвой. Жанна просто участвует в недолгом и несущественном приключении, в то время как для Поля это последняя попытка вернуть себе некоторое подобие быстро увядающей юности. Он понимает, что он нуждается в ней гораздо больше. В квартире он может временно стереть с лица земли все следы внешнего мира с его скрытыми ужасами.Когда он говорит о будущем, она напоминает ему, что через 10 лет он будет в инвалидной коляске. Фильм слишком многослойный и сложный, чтобы его можно было сводить к проповедям о «мужском взгляде».
Сексуальность, нарушающая табу
Бертолуччи вернулся к теме нарушающей табу сексуальности в фильме « Luna » 1979 года, где известная оперная звезда (Джилл Клейбург) имеет почти кровосмесительные отношения со своим сыном-подростком, который тоскует по своему пропавшему отцу. Виртуозность режиссера проявляется в каждом кадре фрейдистской оперы, призванной возбуждать, опьянять и возбуждать, как великое произведение искусства.
Все больше разочаровываясь в Западе, Бертолуччи смотрел на восток в поисках художественного обновления. «Я жил в стране, которая мне не нравилась, — вспоминает он. «В политическом плане все растворялось и коррумпировалось. Когда я впервые приехал в Китай, это было своего рода возрождением моего желания снимать ». По иронии судьбы появившийся фильм « Последний император » был его самым консервативным и очищенным творением, далеко не таким, как работа, которая сделала его enfant ужасный в мировом кинематографе. Бюджетный в 21 миллион долларов и снятый в Запретном городе, роскошно смонтированная постановка рассказывает историю Пу И, последнего китайского императора, который «перевоспитан» маоистами и, наконец, заканчивает свою жизнь обычным гражданином в коммунистической партии. Китай. Несмотря на то, что он формально неинтересен, скучен и исторически неточен, это был тип фильма, который, по мнению американцев, олицетворяет вершину кинематографа, и он был награжден девятью Оскарами.
К концу своей карьеры Бертолуччи вернулся к более интимным темам: опасностям и удовольствиям красоты, секса и молодости, а также переплетению личного с политическим.Его предпоследние фильмы Stealing Beauty , Besieged и The Dreamers иллюстрируют эти идеи. Они были установлены в замкнутых пространствах с персонажами, уходящими от мира, и ознаменовали реальный уход режиссера из публичной сферы.
Свой последний фильм « Я и ты » (2012) он снял после десятилетнего перерыва в инвалидной коляске с множественными травмами спины. Это история о 14-летнем мальчике, который говорит своей матери, что собирается в школьную лыжную поездку, а затем уходит в подвал здания, чтобы спрятаться со своей сводной сестрой, под действием героина.Фильм был отважной попыткой искалеченного художника вернуть себе немного блеска. Шесть лет спустя он испустил последний вздох.
Интервьюер — кинорежиссер, обозреватель и ученый. Когда он не путешествует, он тусуется со своими кошками, туканами и домашней игуаной.
Оскароносный композитор Эннио Морриконе умер на 91 °
Bloomberg
Рекордный бум IPO в Азии на 49 миллиардов долларов, вероятно, снизится
(Bloomberg) самое сильное начало года.Это безумие в отношении новых акций, вероятно, уменьшится, поскольку спрос упадет до уровня земли в следующие несколько месяцев. Азиатские компании, как и их мировые конкуренты, достигли своего лучшего первого квартала по листингу за всю историю благодаря потоку ликвидности во время пандемии, супер -низкие процентные ставки и рост фондовых рынков. Компании привлекли 49,3 миллиарда долларов за счет первичной продажи акций дома и за рубежом, что на 154% больше, чем за тот же период в 2020 году, как показывают данные Bloomberg. IPO во всем мире привлекли беспрецедентную сумму в 215 миллиардов долларов, причем почти половина этой суммы поступила от рекордная волна эмиссии специализированных компаний по приобретению в США.S. Теперь глобальная ротация ценных бумаг технологических и медицинских компаний, которые доминировали на рынке, а также угасание ажиотажа вокруг SPAC в США омрачают перспективы новых сделок. на рынок сопоставимых оценок », — сказал Уильям Смайли, соруководитель отдела рынков акционерного капитала Goldman Sachs Group Inc. в Азии, за исключением Японии. «Что касается нашего конвейера, то недавняя ротация не оказала какого-либо значительного воздействия, но оппортунистическая выдача, возможно, замедлилась.«Пространство IPO в Азии сталкивается с дополнительной проблемой: трудностями китайских технологических компаний, которые доминируют в сборе средств в регионе. Эти компании сталкиваются с преследованием монополистической практики у себя дома и также находятся в центре внимания, поскольку напряженность между США и Китаем продолжает расти. В прошлом месяце, например, США продвинулись вперед с принятием закона, который может привести к тому, что китайские компании, не соблюдающие стандарты аудита США, будут вытеснены с американских бирж. Тревожные флажки уже есть, а мания инвесторов, наблюдаемая ранее в этом году, сделки, подобные сделке китайского конкурента TikTok, Kuaishou Technology, начинают утихать.Китайская финтех-компания Bairong Inc., которая привлекла 507 миллионов долларов, показала худший дебют за три года среди гонконгских IPO на сумму более 500 миллионов долларов, когда в среду она упала на 16%. Китайский поисковый гигант Baidu Inc., зарегистрированный в США, и сервис потокового видео Bilibili Inc. в марте привлекли в общей сложности 5,7 млрд долларов за счет вторичного листинга в Гонконге, но дебюты были невысокими. Kong IPO, крупнейший листинг в мире в этом году, и корейский гигант электронной коммерции Coupang Inc.$ 4,6 млрд. ПРОЧИТАЙТЕ: Трещины на мировом рынке IPO появляются в конце квартала Здоровая встряска Тем не менее, приглушенный аппетит инвесторов к листингам не влияет на очередь претендентов. Интернет-музыкальная компания Tencent Music Entertainment Group, служба микроблогов Weibo Corp. и онлайн-сервис путешествий Trip.com Group Ltd. входит в число китайских компаний, акции которых обращаются в США, которые ищут в Гонконге так называемые списки участников для «возвращения домой». Эти вторичные листинги, рассматриваемые как защита от китайско-американской напряженности, в прошлом году привлекли в Гонконге 17 миллиардов долларов и 6 долларов.4 млрд. Пока в 2021 году. «Тенденция вторичного листинга будет продолжаться, но что должно быть интересно посмотреть, так это то, что новые эмитенты, которые в конечном итоге хотят получить двойной листинг, возможно, рассматривают возможность поиска двойного первичного листинга в Гонконге и США из начать, а не делать первичный листинг в США, подождать два года, а затем приехать в Гонконг для вторичного листинга », — сказал Франческо Лавателли, глава отдела рынков акционерного капитала в Азиатско-Тихоокеанском регионе в JPMorgan Chase & Co.Tech, и медицинские фирмы составляют большая часть листинга в Азии, говорят банкиры, даже без когорты «возвращающихся домой», многие из которых выбрали U.S. листинги из-за того, что база американских инвесторов более знакома с акциями новой экономики. Среди них: медицинский стартап WeDoctor, который планирует IPO в Гонконге на несколько миллиардов долларов, и китайский стартап Full Truck Alliance, который планирует листинг в США на 1 миллиард долларов. — сказал Такер Хайфилд, соруководитель по рынкам акционерного капитала Азиатско-Тихоокеанского региона в Bank of America Corp.«Тезис о том, что хорошие компании могут противостоять тенденции волатильности, будет продолжаться, и есть доступный капитал». В конечном счете, менее пенистые рынки и охлаждение мании инвестора IPO могут действительно приветствоваться. «Выход на более сбалансированную рыночную среду — не плохая вещь. Он может продлить цикл выдачи и поможет сдерживать излишки », — сказал Смайли. «Если будет корректировка, вы хотите, чтобы она была быстрой — затяжной экономический спад убивает выпуск». Чтобы узнать больше о подобных статьях, посетите нас на bloomberg.comПодпишитесь сейчас, чтобы оставаться в курсе самых надежных источников деловых новостей. © 2021 Bloomberg LP
Бернардо Бертолуччи, режиссер фильма «Последнее танго в Париже», Умер по телефону 77
Бернардо Бертолуччи, итальянский режиссер, чьи чувственные и визуально стилистические фильмы варьировались от Интенсивные камерные драмы к панорамным историческим эпосам скончался в понедельник в своем доме в Риме. Ему было 77 лет.
Его смерть была подтверждена его женой, Клэр Пепло, в заявлении, в котором не была указана причина.
г.Ранние работы Бертолуччи отражали революционный дух 1960-х и 1970-х годов, в особенности меняющиеся социальные и сексуальные нравы того времени. В то время как несколько его фильмов касались травм недавнего прошлого его страны, он сформировал себя как мировой автор.
Достигнув совершеннолетия, когда итальянское неореалистическое движение было на убыль, он черпал вдохновение из французской Новой волны и регулярно работал через границы и с международными актерами.
Многие фильмы г-на Бертолуччи были тепло приняты Голливудом.«Последний император» (1987), роскошный биографический фильм о Пу И, который стал императором Китая в возрасте 3 лет, получил все девять премий «Оскар», на которые он был номинирован, включая лучшую картину и лучшего режиссера.
Но самый известный — и самый противоречивый — фильм г-на Бертолуччи появился в начале его карьеры: «Последнее танго в Париже» (1972), явное изображение интенсивных сексуальных отношений между американским вдовцом средних лет и молодой француженкой. (играют Марлон Брандо и Мария Шнайдер).Ощущение во всем мире и мгновенное громоотвод, фильм хвалили некоторыми для толкания границы сексуального представления, и обличали другими как женоненавистник или порнографические.
«Последнее танго» получило оценку X, попало на обложки Time и Newsweek и заработало 36 миллионов долларов только в кассах США. В Италии фильм стал предметом длительного судебного разбирательства по делу о непристойности. В 1976 году Верховный суд Италии постановил уничтожить все копии и приговорил г-на Бертолуччи к четырем месяцам условно.
Сын литературной семьи
Бернардо Бертолуччи родился 16 марта 1941 года в Парме, Италия, в богатой семье с художественными наклонностями. Его отец, Аттилио, был известным поэтом и иногда кинокритиком; его мать, Нинетта, преподавала литературу. Подростком, после того как семья переехала в Рим, он начал снимать короткометражные фильмы на взятую напрокат 16-миллиметровую камеру.
Когда ему было 20 лет, г-н Бертолуччи бросил обучение в Римском университете, когда появилась возможность помочь своему соседу и другу семьи, Пьеру Паоло Пазолини, на съемках фильма «Мистер Паоло Пазолини».Первый полнометражный фильм Пазолини «Аккаттон» (1961).
Несмотря на ранний успех как поэта — сборник его стихов получил престижную премию Виареджо в 1962 году — г-н Бертолуччи решил посвятить себя кино. Его режиссерский дебют «Мрачный жнец» об убийстве проститутки в римском парке из рассказа г-на Пазолини был впервые показан на Венецианском кинофестивале в 1962 году.
Если бы его первая полнометражная работа несла неизбежные оттенки. Пазолини, г-н Бертолуччи проявил себя со своей второй, «До революции» (1964).Вольно основанный на романе Стендаля «Пармский устав», он описывает борьбу молодого человека, разрывающегося между своим буржуазным прошлым и его радикальными устремлениями.
Для мистера Бертолуччи конфликт персонажа отражал его собственный. «Я был марксистом со всей любовью, всей страстью и всем отчаянием, которое можно ожидать от буржуа, выбирающего марксизм», — сказал он в интервью 1965 года журналу Cahiers du Cinéma.
«До революции» предвосхитил его интерес к изучению пересечений личного и политического, в то же время укрепив его умение вписывать автобиографические ссылки в фильмы, основанные на литературных источниках.Хотя итальянские отзывы были в основном негативными, фильм поддержали французские критики, которые назвали г-на Бертолуччи попутчиком французской новой волны.
Любовь была взаимной. Г-н Бертолуччи, который провел месяц в Париже, посетив показы в Cinémathèque Française в качестве подарка на выпускной экзамен в старшей школе, настоял на том, чтобы вначале давать интервью на французском языке, который он назвал «языком кино».
Жан-Люк Годар оказал большое влияние даже в большей степени, чем г-н Пазолини.Годар нависает над третьим и наиболее экспериментальным фильмом Бертолуччи «Партнер» (1968), переработанным «Двойником» Достоевского, в котором молодой человек встречает своего революционного двойника.
В 1969 году, когда он описал поворотный момент в своей творческой жизни, г-н Бертолуччи начал фрейдистский анализ. Он часто и открыто говорил о процессе, описывая себя в интервью The Washington Post в 1977 году как «репрессированного человека», который «Могу выразить мою энергию, мое либидо, мою агрессию только в моей работе.
Психея изучает
Многие фильмы г-на Бертолуччи, которые изобилуют образами отца, эдиповыми конфликтами, путаницей идентичностей и логикой сновидений, созрели для психоаналитического прочтения. Два фильма, которые он снял один за другим после прохождения анализа, оба посвящены фашистской истории Италии, были прорывными работами, которые часто входят в число его самых устойчивых достижений.
В «Уловке паука» (1970), адаптированной по рассказу Хорхе Луиса Борхеса, молодой человек расследует смерть своего отца, лидера сопротивления.С помощью формальных приемов — одни и те же актеры появляются как в прошлых, так и в настоящих сценах — фильм создает дезориентирующе изменчивое ощущение времени и подчеркивает постоянство истории.
Используя еще более сложную структуру ретроспективных кадров, «Конформист» (1970), действие которого происходит в эпоху Муссолини и основано на романе Альберто Моравиа, соединяет фашистское мышление с подавленной сексуальностью. Главный герой (Жан-Луи Трентиньян) — замкнутый человек, который в своем отчаянном стремлении к нормальной жизни женится, присоединяется к фашистской партии и соглашается убить бывшего профессора.
«Хитрость паука» и «Конформист» положили начало долгому сотрудничеству с кинематографистом Витторио Стораро, чья работа отличалась выразительным освещением и извилистым движением камеры, и который способствовал репутации г-на Бертолуччи как визуального стилиста. .
Пожизненный левый и член итальянской коммунистической партии в возрасте от 20 до 30 лет, г-н Бертолуччи начал сомневаться в жизнеспособности политического кинопроизводства по мере того, как его работы становились все более популярными. «Вы не можете снимать политические фильмы в коммерческой ситуации», — сказал он в интервью The New York Times в 1973 году.«Чем революционнее фильм, тем меньше его воспримет публика».
В «Последнем танго в Париже» он отошел от вопросов политического идеализма и вины, которые волновали его, и обратился к разворачивающейся тогда сексуальной революции. В то время в интервью он называл секс «единственным, что все еще кажется правдой» и «новым языком».
Премьера «Последнего танго в Париже» состоялась на Нью-Йоркском кинофестивале в октябре 1972 года и сразу же приобрела статус культурного события.Критик Полин Кель назвала его «самым мощным эротическим фильмом из когда-либо созданных» и сравнила его премьеру с первым исполнением «Весны священной» Стравинского.
Другие рецензенты были настроены более скептически. Ссылаясь на обилие женской наготы, Джудит Крист, написавшая в журнале New York, поместила ее в «мужские шовинистические традиции». Грейс Глюк в «Нью-Йорк Таймс» назвала ее «идеальной мыльной оперой о мачо».
«В конце концов, он плод»
По мнению г-на Бертолуччи, фильм был не столько об освобождении, сколько о регрессе.«В конце концов, он плод», — сказал он о персонаже Брандо в интервью журналу Rolling Stone.
«Последнее танго в Париже», несмотря на то, что его шокирующая ценность снизилась, сохраняло свою способность вызывать споры еще долгое время после его выпуска. Госпожа Шнайдер, которой во время съемок было 19 лет, позже описала съемку печально известной сцены изнасилования, в которой персонаж г-на Брандо насилует ее героиню, как травмирующий опыт.
Г-н Бертолуччи подвергся критике за комментарии в интервью 2013 года, в котором он рассказал, что г-жа Бертолуччи подверглась критике за комментарии в интервью 2013 года.Шнайдеру, который умер в 2011 году, не сказали, что г-н Брандо будет использовать масло в качестве смазки в этой сцене имитации секса, заявив, что он «хотел, чтобы Мария чувствовала, а не действовала, ярость и унижение».
Успех «Конформиста» и «Последнее танго» позволил г-ну Бертолуччи начать свой самый амбициозный фильм «1900», семейную сагу о классовой борьбе с участием многих поколений, в которую входили Роберт Де Ниро, Жерар Депардье, Берт Ланкастер, Дональд Сазерленд и Доминик Санда.
Прослеживая переплетенные судьбы двух мужчин, родившихся в один день на заре 20-го века — одного крестьянина, другого аристократа — фильм повествует о своих персонажах через несколько десятилетий итальянских политических и социальных потрясений.
«1900» за 5½ часов
Г-н Бертолуччи представил на Каннском кинофестивале в 1976 году пяти с половиной часовую версию, получившую неоднозначные отзывы. После публичного спора с дистрибьютором Paramount и его продюсером Альберто Гримальди, он уступил и выпустил четырехчасовую версию для американского релиза в следующем году.
В 1978 году г-н Бертолуччи женился на г-же Пепло, которая работала с ним в качестве помощника режиссера в фильме «1900». Он написал свой следующий фильм «Луна» (1979) — об оперной певице (Джилл Клейбург) и ее сыне-подростке — с г-жой Пепло и его братом Джузеппе. «Трагедия смешного человека» (1981) о богатом человеке, вынужденном отказаться от мирских владений, чтобы вернуть похищенного сына, принесла Уго Тоньяцци премию за лучшую мужскую роль в Каннах.
Пользуясь модой на исторические престижные картины, Mr.Бертолуччи вернулся к эпическому режиму с «Последним императором», первым западным фильмом, получившим разрешение сниматься в Запретном городе в Пекине.
В то время как фильм разыгрывается на фоне бурного перехода Китая от феодализма к коммунизму, г-н Бертолуччи признал, что его в первую очередь интересовали не исторические события, а психика его пассивного главного героя, который перевоспитался во время Культурной революции и умер во время войны скромный садовник.
Следующие два фильма г-на Бертолуччи попали в скобки «Последний император» как его «Восточная трилогия.(Все три были написаны вместе со сценаристом Марком Пепло, его зятем.) «Убежище в небе» (1990) было основано на романе Пола Боулза об американцах, дрейфующих в Северной Африке. «Маленький Будда» (1993) рассказал двойственные истории из жизни Сиддхартхи и американского мальчика, который, возможно, был реинкарнацией буддийского ламы.
Большинство более поздних фильмов г-на Бертолуччи касались персонажей, которые закрыли мир вокруг себя, о чем свидетельствуют заблудшие души «Последнего танго в Париже».
«Похищение красоты» (1996), о сексуальном пробуждении американского подростка, происходило среди артистических завсегдатаев тосканской виллы.Действие в «Besieged» (1998) ограничивалось главным образом римским домом, где беженка из неназванной африканской страны работает горничной у затворнической пианистки.
В «Мечтатели» (2003), основанном на романе Гилберта Адэра, г-н Бертолуччи вернулся к революционной политике и парижской синефилии своей юности. Но история разворачивается с точки зрения персонажей, которые замкнулись в эротической идиллии, не обращая внимания на студенческие беспорядки на улицах снаружи.
Замедленный плохим здоровьем и проблемами со спиной, Mr.Свой последний фильм «Я и ты» (2012) Бертолуччи снял с инвалидной коляски. Еще одна интимная драма, действие которой разворачивается вокруг беспокойного подростка, который прячется в подвале со своей сводной сестрой.
Мисс Пепло — его единственная выжившая.
Для г-на Бертолуччи растущая замкнутость его работы была не столько результатом сужения мировоззрения, сколько отражением мира, который он видел вокруг себя.
«Политика была частью нашей жизни, — сказал он в интервью The Hollywood Reporter в 2014 году. — Люди больше не кажутся вовлеченными или увлеченными; политика — это что-то далекое.”
Некролог Бернардо Бертолуччи | Бернардо Бертолуччи
Бернардо Бертолуччи, который умер в возрасте 77 лет, уже успел зарекомендовать себя как один из величайших итальянских режиссеров своего поколения и получил всемирную известность благодаря фильму «Последнее танго в Париже» (1972), в основном благодаря откровенному сексу. сцены. Изображая болезненные, лишенные любви, безрадостные отношения между американцем средних лет (Марлон Брандо) и молодой француженкой (Мария Шнайдер), Бертолуччи намеревался показать, по его словам, что «любые сексуальные отношения осуждаются».
Пятнадцать лет спустя Бертолуччи добился своего величайшего международного триумфа с фильмом «Последний император» (1987), который получил девять «Оскаров». По словам Бертолуччи, кино — это «поистине поэтический язык», и это утверждение оправдывает многие его фильмы. Он начинал как поэт, с его сборником In Cerca del Mistero (В поисках тайны), получившим премию Виареджо в 1962 году, как и его отец до него.
Питер О’Тул в роли наставника Реджинальда Джонстона и Ву Тао в роли императора Пу И в опере Бернардо Бертолуччи «Последний император», 1987 год.Фотография: BBC Two
Он был сыном Аттилио Бертолуччи, известного итальянского поэта, и Нинетты (урожденной Джованарди), школьной учительницы. Мальчиком Бернардо часто сопровождал своего отца в кино в Парме, городе, где он родился и вырос, и начал снимать 16-миллиметровые фильмы, когда ему было 16 лет. Он познакомился с поэтом Пьером Паоло Пазолини через своего отца, и когда Пазолини снял свой первый фильм «Аккатоне» (1961), Бернардо был нанят ассистентом постановщика.
Год спустя он снял свой первый полнометражный фильм «Мрачный жнец» (La Commare Secca), основанный на пятистраничном наброске рассказа Пазолини.В нем рассказывалось о расследовании убийства проститутки в Риме, рассмотренном с разных точек зрения разных людей на события ее последнего дня. Каждая серия, как рассказали невидимому следователю, была снята в разном стиле. Это, как признал режиссер, фильм о «человеке, который никогда раньше не снимал ни одной ступеньки 35 мм, но видел много-много фильмов».
«До революции» (1964), гораздо более личный фильм, исследует проблемы эгоистичного молодого человека из среднего класса, который разрывается между радикальной политикой и конформизмом, а также между страстной интрижкой с молодой теткой и буржуазным браком.Он выбирает респектабельность по обоим пунктам. Фильм, снятый по мотивам «Пармского чартера» Стендаля, впечатляет технически, как и способность Бертолуччи артикулировать такие темы, как предательство тотемного отца и связь либидо с политикой, которые созреют в его более поздних работах. Однако, как и в случае с героем фильма, в подходе Бертолуччи есть элемент дилетанта.
Бернардо Бертолуччи (слева) на съемочной площадке с Марлоном Брандо во время съемок фильма «Последнее танго в Париже», 1972 год.Фотография: Rex / Shutterstock
Это впечатление усилилось в фильме «Партнер» (1968), который представляет собой непереваренную дань уважения Жан-Люку Годару, о молодом человеке, буквально разделенном на двоих из-за двойника. Заимствованный из короткого романа Достоевского «Двойник» и обновленный до Рима 1968 года, в нем есть центральный персонаж, которого играет Пьер Клементи, говорящий по-французски, в то время как все остальные говорят по-итальянски. В том же году Бертолуччи приписывают рассказ Серджио Леоне «Однажды на Западе».
Репутация Бертолуччи значительно улучшилась, когда он объединил усилия с кинематографистом Витторио Стораро, который работал оператором на съемках фильма «До революции».«Уловка паука» (1970), первый из восьми фильмов, которые они сделали вместе как режиссер и постановщик фотографии, легко перенесла тему рассказа Хорхе Луиса Борхеса о предателе и герое из Ирландии в Италию. Будучи эдиповым и запутанным в качестве источника, он касается молодого человека, который повторно посещает деревню в долине реки По, где его отец был убит фашистами в 1936 году, и постепенно обнаруживает, что его отец, которого он считал героем, на самом деле был предателем. .
«Конформист» (1970) наиболее успешно объединяет фрейдистские и политические увлечения Бертолуччи в ироническом исследовании довоенной Италии (прекрасно запечатлённом Стораро) и попытке проникнуть в сознание обычного фашизма.Детская травма, связанная с выстрелом в шофера, который пытался соблазнить его, вместе с его подавленным гомосексуализмом, является сильным фактором, заставившим Марчелло (Жан-Луи Трентиньян) заключить буржуазный брак и предложить свои услуги фашистской партии, ради которой он попросили убить своего бывшего профессора. Конформист увидел полный расцвет яркого стиля Бертолуччи — тщательно продуманные кадры слежения, барочные ракурсы, роскошные цветовые эффекты, богато украшенный декор и замысловатая игра света и тени, которые придают его работам такую отличительную поверхность.
Жан-Луи Трентиньян и Сандрелл в сцене из Бернардо Бертолуччи конформиста, 1970.
Фотография: Allstar / Cinetext
После выхода Последнего танго в Париже в Европе, Бертолуччи были обвинен судом в Болонье для создания порнографического фильма . Хотя он был оправдан, он потерял свои гражданские права (включая право голоса) на пять лет, и итальянские суды постановили уничтожить все копии фильма. В последние годы дальнейшие разногласия окружали степень согласия Шнайдера на элементы съемок фильма.
Мировое признание и кассовые сборы фильма «Последнее танго в Париже» помогли Бертолуччи получить огромные финансовые ресурсы, необходимые для реализации давно запланированного проекта 1900. С этой пятичасовой эпопеей стоимостью 6 миллионов долларов, выпущенной в 1977 году, Бертолуччи отвернулся от фильма. Самоанализ своих предыдущих фильмов и попытался сделать популярный фильм о классовой борьбе, используя стиль как американского эпоса, так и соцреализма российского кино 30-х годов. История Италии прослеживается через разные жизни Ольмо (Жерар Депардье), сына крестьянки, и Альфредо (Роберт Де Ниро), сына лорда поместья (Берт Ланкастер), оба родившихся в один день. С 27 января 1901 года до Дня освобождения Италии 25 апреля 1945 года.Часто напыщенный и назидательный, он достигает величия в последние 30 минут.
«Луна» (1979) — это история страстных отношений матери и сына, в которых всемирно известная оперная певица (Джилл Клейбург) имеет почти кровосмесительные отношения со своим избалованным сыном-подростком, который ищет отца. Виртуозность Бертолуччи неоспорима в фильме, который объединяет серию великолепных сцен (или арий и дуэтов) на нити непрозрачного сюжета.
Мария Шнайдер и Марлон Брандо в сцене из спектакля «Последнее танго в Париже», 1972 год.Фотография: Kobal / Rex / Shutterstock
«Трагедия смешного человека» (1981) — первый фильм Бертолуччи, посвященный современной Италии с 1964 года. Эллиптический квазитриллер рассказывает о владельце фабрики и человеке, который сделал себя сам (Уго Тоньяцци). который видит, как его сына насильно заталкивают в машину. Полиция подозревает жертву в сговоре в собственном похищении из-за его крайне левых симпатий. Противоположная хитрости Паука, в которой сын исследует жизнь своего отца, этот неоднозначный взгляд на терроризм не понравился публике и критикам в основном потому, что преступление не раскрыто.
Прошло шесть лет, прежде чем Бертолуччи смог снять еще один фильм. Тем временем он написал два сценария по фильму Дэшиэла Хэммета «Красный урожай», который, как он надеялся, станет его первым фильмом, действие которого будет происходить в Америке. Когда ничего не вышло, он отправился в Китай снимать «Последнего императора» на английском языке. Это был первый вестерн, снятый почти полностью в Китае при активном официальном китайском участии. Биографический фильм о Пу И, последнем императоре Китая или «Сыне Неба», который «перевоспитан» маоистским режимом, представляет собой увлекательную, роскошную эпопею, охватывающую почти 60 лет катастрофической истории Китая.
Еще одно исследование темы Бертолуччи о высших классах, изучающих жизнь рабочего класса. В фильме просматривается каждый цент от 21 миллиона долларов, включая оплату 19 000 статистов, 9 000 костюмов и 2 000 кг макаронных изделий для итальянской команды. Особенно впечатляющими были светящиеся фотографии Стораро, запечатлевшие золотое великолепие дворца в Запретном городе.
Бернардо Бертолуччи, режиссеры Дебры Уингер и Джона Малковича на съемочной площадке «Убежища неба», 1990 г. Фотография: Sportsphoto / Allstar
После двухлетнего пребывания в Китае Бертолуччи завершил то, что он назвал своей «восточной трилогией», свое исследование не- западные культуры, которые открыли его творчество экзистенциальным и философским темам: Убежище неба (1990), снятое в Алжире, Марокко и Нигере, и Маленький Будда (1993), снятое в Бутане и Непале.
Первый, основанный на мистическом, метафизическом полуавтобиографическом романе Пола Боулза, рассказывает об эгоцентричной американской паре, путешествующей в поисках смысла в своих отношениях. Бертолуччи чувствовал, что «Укрывающее небо» имеет много общего с «Последним танго в Париже». «Разве пустая квартира Last Tango — это не пустыня, а пустыня — пустая квартира?» он спросил. Но, несмотря на красиво запечатленные засушливые пейзажи, сам фильм получился очень засушливым.
Маленький Будда рассказывает древнюю сказку о Сиддартхе (Киану Ривз) и его поисках просветления наряду с современной историей о восьмилетнем американском мальчике, который, возможно, является реинкарнацией известного буддийского мастера.Фильм, который противопоставляет два мира, подчеркивая голубой тон Сиэтла и красный и золотой восточный сюжет, был нацелен на детей, хотя он был скорее упрощенным, чем простым, и не понравился ни детям, ни взрослым.
Лив Тайлер в кадре из фильма Бернардо Бертолуччи 1996 года «Воровство красоты». Фотография: Sportsphoto / Allstar
После своих дорогих и экзотических предприятий Бертолуччи вернулся на родину, работая над меньшим, более интимным масштабом над Stealing Beauty (1996), небольшой пьесой о сексуальном пробуждении американской девочки-подростка на вилле в Тоскане. населен художниками и представителями богемы, и «Осажденный» (1998), действие которого происходит в Риме, в котором основное внимание уделяется отношениям между затворническим английским пианистом и его молодой африканской домработницей.Первоначально созданный для итальянского телевидения, «Осада» дала Бертолуччи возможность заново открыть для себя некую спонтанность в кинопроизводстве, которую, как он чувствовал, он потерял с 1960-х годов.
Затем Бертолуччи попытался воссоздать дух студенческого восстания в Париже в 1968 году в «Мечтатели» (2003), но его события служат лишь фоном для замкнутого ménage-a-trois, основными заботами которого являются секс и кино. Отдавая дань уважения произведению Жана Кокто «Ужасные дети», этот фильм является апофеозом синефилии Бертолуччи, которая всегда присутствует в его фильмах.
Из-за серьезных проблем со спиной он передвигался в инвалидном кресле и девять лет не снимал ни одного фильма. «Я и ты» (2012), его первый итальянский фильм с 1981 года, был относительно скромным фильмом с небольшим актерским составом и в основном с одним местом — подвалом, в котором прячется мальчик-подросток со своей сводной сестрой.
У Бертолуччи осталась вторая жена, сценарист и режиссер Клэр Пепло, на которой он женился в 1978 году. Его первый брак с актером Адрианой Асти, главной героиней фильма «До революции», закончился разводом.
Бернардо Бертолуччи, кинорежиссер, родился 16 марта 1941 года; умер 26 ноября 2018 г.
Бернардо Бертолуччи — Тухлые помидоры
Наивысший рейтинг:
100%
Уловка паука (1970)
Самый низкий рейтинг:
46%
Луна (1979)
День рождения:
16 марта 1941 г.
Место рождения:
Парма, Италия
Бернардо Бертолуччи был итальянским режиссером, лауреатом премии Оскар, чей список фильмов включает «Конформист» (1970), «Последнее танго в Париже» (1972) и «Последний император» (1987), последний из которых принес ему два Оскар.Бертолуччи родился и вырос в итальянском городе Парма и вырос в творческой семье. Его отец был искусствоведом, кинокритиком и поэтом, и его маленький сын пошел по тому же пути в искусстве. При поддержке отца Бертолуччи начал писать в возрасте 15 лет и поступил в Римский университет, чтобы изучать поэзию. Однако через пару лет Бертолуччи бросил учебу, чтобы сделать карьеру в кино. В возрасте 22 лет он снял свой первый фильм о детективе убийства «La Commare Secca» (1962).Фильм имел успех, в 1960-х годах был снят ряд фильмов, в том числе «Партнер» (1968). Бертолуччи получил свою первую номинацию на «Оскар» в 1970 году за лучший сценарий своего фильма «Конформист» (1970). Два года спустя он снял скандальный фильм «Последнее танго в Париже», в котором Марлон Брандо сыграл вдовца, вступившего в извращенные сексуальные отношения с молодой женщиной после самоубийства своей жены. Фильм остался самой противоречивой работой Бертолуччи, но все же принес ему вторую номинацию на Оскар за лучшую режиссуру.В течение 70-х и 80-х Бертолуччи снял еще несколько фильмов, в том числе «Последний император», который принес ему два Оскара: один за режиссуру, а другой за соавторство в написании сценария. Режиссура Бертолуччи снизилась к началу 2000-х годов. В 2012 году снял драму «Я и ты», премьера которой состоялась в том же году на Каннском кинофестивале. «Я и ты» стал бы последним фильмом Бертолуччи. Бернардо Бертолуччи умер от рака легких 26 ноября 2018 года. Ему было 77 лет.
.