Скоро Мероприятия | Большая ретроспектива фильмов Алексея Балабанова
С 6 по 10 сентября 2017 года в 32 кинотеатрах Объединенной сети «СИНЕМА ПАРК» и «Формула Кино» в 23 городах России пройдет ретроспектива культовых фильмов одного из самых ярких и неординарных российских кинематографистов — режиссера Алексея Балабанова.
Ретроспектива открывается 6 сентября показом фильма Алексея Балабанова «Я тоже хочу» (2012) и приурочена к 5-й годовщине со дня мировой премьеры последней картины режиссера, которая состоялась в рамках программы «Горизонты» 69-го Венецианского кинофестиваля.
В Москве 6 сентября ретроспективу в кинотеатре «Формула Кино Горизонт» откроет приветственным словом друг Алексея Балабанова, продюсер почти всех его фильмов — Сергей Сельянов. Модератор вечера – кинокритик Константин Шавловский. Среди гостей ожидаются актеры Алексей Чадов и Агния Кузнецова.
В Санкт-Петербурге 6 сентября в кинотеатре «Формула Кино Галерея» перед показом выступит киновед, режиссёр, основатель и главный редактор журнала «Сеанс» — Любовь Аркус, которая представит зрителям отрывок своего еще незаконченного документального фильма об Алексее Балабанове. Гостями вечера станут актер Александр Мосин, а также актер и музыкант Олег Гаркуша.
ПРОГРАММА РЕТРОСПЕКТИВЫ
Брат (1997)
В ролях: Сергей Бодров, Виктор Сухоруков, Светлана Письмиченко, Юрий Кузнецов и др.
Демобилизованный из армии Данила Багров возвращается в родной город. Но скучная жизнь российской провинции не устраивает его, и он отправляется в Петербург, где, по слухам, уже несколько лет процветает его старший брат. Но «новая русская» жизнь северной столицы оказывается слишком неожиданной, а родной брат Данилы зарабатывает на жизнь заказными убийствами.
Брат 2 (2000)
В ролях: Сергей Бодров, Виктор Сухоруков, Сергей Маковецкий, Ирина Салтыкова, Кирилл Пирогов, Александр Дьяченко, Дарья Юргенс и др.
Данила Багров приезжает в Останкино, чтобы поучаствовать в телепередаче о Чечне. Встречает своих боевых товарищей, но одного из них вскоре убивают. Данила знает, что у убитого были неприятности из-за брата-хоккеиста, играющего за американский клуб. Он отправляется в Америку. Данила должен во всем разобраться. С ним едет и его брат Виктор.
Война (2002)
В ролях: Алексей Чадов, Иэн Келли, Сергей Бодров, Эвклид Кюрдзидис, Георгий Гургулия, Ингеборга Дапкунайте и др.
Полевой командир Аслан отпускает на свободу троих пленников: двух срочников, сержанта Ивана Ермакова и рядового Кулика, и англичанина Джона Бойла — потому что он должен собрать два миллиона фунтов стерлингов, чтобы освободить невесту Маргарет, которая осталась у Аслана. Так же, как и капитан российской армии Медведев… За отведенные ему два месяца Джон не может собрать нужную сумму и не найдя поддержки у британских властей, возвращается в Россию, чтобы обратиться к живущему в Тобольске Ивану. Вместе они едут в Чечню, чтобы освободить англичанку и капитана Медведева.
Жмурки (2005)
В ролях: Алексей Панин, Дмитрий Дюжев, Никита Михалков, Сергей Маковецкий, Григорий Сиятвинда, Анатолий Журавлев, Виктор Сухоруков, Андрей Панин, Кирилл Пирогов, Алексей Серебряков, Дмитрий Певцов, Гарик Сукачев, Юрий Степанов, Рената Литвинова, Александр Баширов, Андрей Краско, Сергей Глазунов, Андрей Мерзликин, Жанна Болотова, Татьяна Догилева, Виктор Бычков
90-е годы ХХ века. Эпоха стрелок и разборок. Сюжет фильма крутится вокруг чемоданчика с героином. Саймон и Сергей либо вернут его Михалычу, (неожиданная роль Никиты Михалкова) – главному местному авторитету – либо распрощаются с жизнью. Два молодых беспредельщика знают только один способ конкурентной борьбы – выстрел в голову.
Мне не больно (2006)
В ролях: Рената Литвинова, Никита Михалков, Александр Яценко, Дмитрий Дюжев, Инга Стрелкова-Оболдина, Сергей Маковецкий
Трое друзей стоят на пороге шикарного дома в центре большого города. Они молоды, полны сил и энергии, у них есть талант, сноровка, жажда жизни и … в общем, у них есть все, кроме одного. Кроме денег. Впрочем, за этим они сюда и пришли – предложить услуги дизайнера хозяйке дома. Натэлла Антоновна тоже молода, но кажется, жизнь ей уже успела наскучить. По крайней мере, так было до встречи с Мишей. Он помог ей снова влюбиться в жизнь, а она нашла ему и его друзьям интересную работу. Богатые клиенты, дорогие обеды, огромные гонорары – друзья об этом и не мечтали. И самое главное – она любит его! Но при этом скрывает что-то очень важное, что неизбежно повлияет на их будущее.
Я тоже хочу (2012)
В ролях: Юрий Матвеев, Александр Мосин, Олег Гаркуша, Алиса Шитикова, Алексей Балабанов, Виктор Горбунов, Петр БалабаноВ
По пустынной летней дороге мчится огромный черный джип. В нем – Бандит, его друг Матвей со стариком-отцом, Музыкант и красивая девушка. Они ищут Колокольню Счастья, которая по слухам находится где-то между Питером и Угличем, рядом с уже давно неработающей атомной станцией. Колокольня забирает людей. Но не всех. Но в темной большой машине каждый верит, что выберут его.
Билеты и расписание сеансов на сайтах кинотеатров «Синема Парк» и «Формула кино»
путешествие по «Я тоже хочу» Алексея Балабанова
После того как Бандит расправился с четверкой «друзей», мы попадаем в бар, где по телеку вещает молодой предсказатель: есть, мол, планета, на ней — вода и жизнь, а еще там есть счастье. Криминальный жанр сменился научной или квазинаучной фантастикой, а обернулись эти заставки в роад-муви. Музыкант вышел из бара, зашагал по Васильевскому с гитарой на спине, в кожаных штанах, куртке и с веничком в сумке. Сутулый, высокий красивый человек; нездешний и все-таки питерский. Глаз не оторвать. За кадром звучало «Сын ушел на войну…», а в кадре шел Гаркуша по набережной. Благородный то ли вырожденец, то ли интеллигент-пария, которого нельзя унизить, оскорбить. Разве только если сам он себя так будет неволить. Зашел в аптеку, купил пихтового масла, потом в церковь, купил свечку, помолился дать ему разум и душевный покой принять то, что не в силах он изменить; а потом — в баню. Там Бандит пил пиво, ел воблу. «Ты чего такой мрачный?» «Жизнь», — раздумчиво ответил Музыкант, не окончивший философского факультета, и как-то все про него стало ясно без слов. «Какая у тебя жизнь, доходяга?» Рассказал Бандит, как завалил четырех негодяев, — мы эту сцену видали, — как потом причастился, а теперь очищается в баньке. Если уж пристало, как хочется Балабанову, говорить о фантастическом реализме, то явился воочию такой фантазм не на переходе из мягкой осени в зимний пейзаж, а тут, в бане, в рассказе, мизансцене, образе Бандита.
У Музыканта как бы замедленная реакция, а на самом деле отрешенный он или сосредоточенный. Вопросы задает, услыхав что-то, чего хотел бы понять, через паузу, не сразу. Вот спросил, зачем Бандит про убитых ему рассказал, но убийца пренебрег вопросом. В этой тонкости, придуманной Гаркушей и режиссером, сердцевина обаяния этого по-детски целомудренного и вместе с тем пожившего, потертого персонажа.
Поведав о классной вобле — пропуске, возможно, на колокольню счастья, ребята сели в джип. Долгие проезды по Питеру, пока собиралась «похоронная процессия» за счастьем, преисполнены щемящего идиотизма и пронзительного неуюта. Может быть, даже кротости, в которой не заподозришь никого из этих молодых, старых, пьяных или с упругой походкой страждущих. А между тем от такого ощущения деться некуда.
Прежде чем доехать до больницы, откуда Бандит должен вызволить Матвея, которого жена засадила принудительно лечиться от алкоголизма, Музыкант размышляет: «Это что-то наподобие Чернобыля?» Потом решив, что Бандит гонит чушь, но, махнув разом рукой на все возможные версии, ибо «какая разница?», отдался моменту. Расслабился.
Бандит вытащил ксиву ментовского майора, вызволил, ударив по башке доктора с охранником, и забрал Матвея. Купив недолеченному братану водки, они поехали за теплыми вещами и за папой Матвея, который за весь фильм произнес (две реплики в одно слово) затухающим — предсмертным и зовущим голосом: «Юра».
Памяти Алексея Балабанова: 11 знаковых фильмов талантливого режиссера — Что посмотреть
5 лет назад, 18 мая 2013 года, скончался российский режиссер Алексей Балабанов. Сегодня вспоминаем знаковые фильмы режиссера, которые стоит пересмотреть.
Замок
Господин Землемер получает предложение работы в Замке. Полный надежд, он устремляется в неведомые земли и обнаруживает, что все оказалось ошибкой. Никто его не ждет, никто ничего о нем знать не знает, а проникнуть в неприступный Замок оказывается не так просто. Про уродов и людей
«Лучший фильм года» и премия «Ника» лучшему режиссеру.
Харизматичная лента в цветах сепии сосредоточилась на «искусстве» порнографии. Кино рассказывает историю двух разорившихся в самом начале 20 века семей и их путь. Без морализаторства, пошлости, нравоучений, через очень интересные образы.
Брат
Данила Багров, демобилизованный из армии, отправляется в Санкт-Петербург, чтобы найти своего брата, который, по словам его матери, уже давно нашёл себе там место под солнцем.
Брат 2
Продолжение истории полюбившегося зрителю героя. Узнав об убийстве одного из друзей по Чечне, Данила не остается в стороне и отправляется вершить возмездие в далекую Америку, где сам становится мишенью для местных бандитов.
Война
Главный герой фильма Иван Ермаков оказывается под следствием после участия в боевых действиях и чеченского плена. Сидя в изоляторе, он рассказывает журналисту о людях, с которыми на войне его свела судьба. Жмурки
Начало 90-х годов, эпоха малиновых пиджаков, кровавых разборок и шестисотых мерсов. Сюжет фильма крутится вокруг чемоданчика с героином. Саймон и Сергей либо вернут его Михалычу — главному местному авторитету, который контролирует незаконные перемещения наркотиков, либо распрощаются с жизнью.
Мне не больно
Трое друзей стоят на пороге шикарного дома в центре города. Они молоды, полны энергии и сил, готовы жить на широкую ногу, но им не хватает одного — денег. Именно за этим они сюда и пришли: предложить богатой хозяйке дома свои дизайнерские услуги.
Груз 200
Каждый из нас не раз слышал ностальгические рассказы том, что в огромной, счастливой стране под названием СССР колбаса была самой дешевой, правосудие — самым справедливым, а секса, маньяков и коррупции не было вовсе. Однако молодой девушке Анжелике, профессору атеизма Артему Казакову и фермеру Алексею на собственном опыте пришлось убедиться в обратном.
Морфий
1917 год. В уездный город N на работу прибывает молодой выпускник медицинского факультета Поляков. Столкнувшись с ужасами работы, молодой врач понимает, что морально не справляется со стрессом. Не задумываясь о последствиях, он решает спастись морфием.
Кочегар
Бывший майор Иван Матвеевич Скрябин работает кочегаром, а в свободное время на старенькой печатной машинке неумело набирает свой рассказ.
Прошлые сослуживцы скромного майора, а ныне попросту бандиты, используют кочегарку как крематорий. Когда они говорят, что сжигают трупы плохих людей, Иван Матвеевич им верит. Пока среди останков не находит вещь, принадлежащую его дочери.
Я тоже хочу
Герои картины — музыкант, бандит, его друг Матвей со стариком-отцом и юная красотка —
едут на поиски Колокольни Счастья, которая, по слухам, находится где-то между Санкт-Петербургом и Угличем, неподалёку от заброшенной атомной электростанции.
Нашли ошибку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.
Алексей Балабанов, режиссер настоящего | GQ Russia
«Почему вас здесь столько и все советы дают мудацкие?» — спрашивает Алексей Балабанов, оглядев испуганную толпу во дворе детской инфекционной больницы № 3, Васильевский остров, Санкт-Петербург. Он говорит это слегка обиженным тоном — таким же его персонажи произносят вынесенную в название фильма реплику «Я тоже хочу». Хотят, чтобы их взяли с собой к мистической Колокольне, с которой могут забрать в счастье, а могут оставить на вечном снегу. Логика высших сил непонятна простым смертным — музыканту, бандиту, проститутке-философу, «торгующей туловищем». Сам Балабанов играет себя, режиссера, которого не взяли — не напрасно, значит, обижался.
Читайте также
«Ревизор» о фильме
«Я тоже хочу»
Это его четырнадцатый фильм; май, холодно, после многочисленных переносов и отмен в инфекционной больнице доснимают последние эпизоды. Гигантский Олег Гаркуша в желтой кожаной куртке и брюках («собственность артиста») курит в стороне между дублями. Уже через три месяца фильм покажут на фестивале в Венеции; работает режиссер очень быстро. Если заглянуть в монитор, то даже пустой кадр можно безошибочно распознать как балабановский. Узнаваемое пустое, холодное и как будто всегда сырое пространство, по которому уже двадцать лет ходят его герои: от человека без имени в дебютных «Счастливых днях» до неприкаянного Данилы Багрова в международном прорыве «Брат».
Обязательное числительное в синопсисе впервые появилось в 2007 году, с выходом «Груза 200» — официальный слоган так и звучал: «Одиннадцатый фильм Алексея Балабанова». Похоже, это не просто порядковые номера — это очки, которые режиссер зарабатывает в постоянной игре со смертью, с болезнями, с обстоятельствами, часто (почти всегда) враждебными. И каждый раз кажется нелишним напомнить текущий счет.
Балабанова ненавидят так же сильно, как любят (говорят, в Москве режиссера однажды побили менты — возмутились, что кто-то выдает себя за автора «Брата»). Его жизнь, он сам — прямое доказательство того, что проклятый художник с дырой в сердце может существовать всегда, даже в постсоветской России, где в последние двадцать лет на любых выборах побеждал тандем комфорта и компромисса. Обиды, неснятые фильмы, больницы, страшная авария на съемках «Реки» (тогда погибла якутская актриса Туйара Свинобоева и несколько человек были ранены), младший товарищ Сергей Бодров, которого желание снимать кино просто убило физически. Природа: в год съемок «Морфия», который весь был задуман как сплошная метель, зима стояла бесснежная; декораторы все сыпали и сыпали искусственные белые комочки, совсем не походившие на настоящие. Фильмы, от которых трясет. «Что будет следующим, снафф?» — дрожа от возмущения, спрашивал после «Груза 200» Жоэль Шапрон, консультант Каннского фестиваля. «Жоэль, я тебя тысячу лет знаю. Ты почему фильм в Канны не взял?» — удивился в ответ Балабанов.
Пластинки, благодаря которым
Балабанов стал главным диджеем
Горьковского пединститута,
уцелели — их можно увидеть в «жмурках»
Из всех, кто пришел учиться кинематографу в конце 1980-х, Балабанов — единственный режиссер, действительно много снимавший и в 1990‑е, и в 2000-е. Не сериалы, не рекламу, не «Брестскую крепость» — только и исключительно свои фильмы. Во ВГИКе, где Балабанов недолго учился на сценарном, профессор рекомендовал студентам: «Вы просто пишите для “Ералаша”, на студии Горького можно очень хорошо заработать». Он махнул рукой: «Я уехал с сессии и больше никогда не приезжал. Чего у придурка учиться?» Уехав из ВГИКа, позднее Балабанов (уже с опытом работы на документальной студии в Свердловске) вернулся в Москву и поступил на Высшие курсы режиссеров и сценаристов — там и познакомился со своим будущим продюсером Сергеем Сельяновым, без которого, очевидно, не было бы балабановских картин. Как они сработались? «Я больше никому нужен не был. Он просто поверил в меня, ну и все…» — говорит Балабанов. («Так ведь и Сельянов никого больше себе не нашел, по большому счету», — добавляет кто-то из их общих знакомых.)
Балабанов не просто снимал кино (мало ли кто что снимал) — все его фильмы видели зрители (в безнадежно пиратском 1998-м первый «Брат», снятый примерно за $50 тысяч, бесконечно переиздавался на легальных видеокассетах). Другого такого примера в нашем кинематографе просто нет: ровесники Балабанова все — потерянное поколение. В каком-нибудь 1994-м в России осуществились только те кинопроекты, которые поддержали деньгами немцы, французы — «Замок», балабановская экранизация Кафки, в том числе. Но французский сопродюсер (хоть и русского происхождения) оказался то ли мошенником, то ли непрофессионалом и только укрепил режиссера в его неприязни к загранице.
Сын свердловских номенклатурщиков (мать режиссера сопровождала Ельцина на XXV съезд партии), он не имел отношения к золотой молодежи («по подвалам в карты играл»), но еще в 1980-м попал на стажировку в Англию и вернулся оттуда с коллекцией пластинок и стойкой, на всю жизнь, нелюбовью к загранице: «Не люблю в принципе. Там интересно бывает иногда, если что-то делать. Мне люди эти неинтересны, с ними скучно». Пластинки, благодаря которым Балабанов стал главным диджеем Горьковского пединститута, кстати, уцелели — их можно увидеть в «Жмурках», в руках у персонажа Дмитрия Дюжева. Ирония в том, что режиссер с репутацией русофила (если не ксенофоба) — едва ли не единственный из коллег (ровесников, по крайней мере), кто свободно владеет английским языком. И кто помимо Англии и Афганистана (во время службы в армии) объездил всю страну: «Дальний Восток, Сибирь, Курилы, Камчатку, Сахалин. В общем, везде я был. На Севере, на Индигирке, я не говорю уже про Ледовитый океан».
Остановился он в результате в Петербурге. Сельянов вспоминал: «Леша приехал в Петербург посмотреть. Какое-то время — это было лето — прожил у меня в квартире один, на моем велосипеде ездил по Васильевскому острову каждую ночь и в общем понял, что вот здесь его место, что это его город, что он не хочет ни в какую Москву, а хочет быть здесь». В эпоху перемен Петербург, видимо, был единственным правильным выбором для кинематографиста — здесь всегда есть что-то вневременное, узнаваемое в любых обстоятельствах. В конце 1990-х «Брат» оказался единственным фильмом, в котором зритель находил не условность, а реальность — одним из немногих он, пожалуй, остается и до сих пор. Вневременной Петербург в фильмах Балабанова — место для тех самых бесконечных проходов, проездов на машине (в «Я тоже хочу»), лодочных заплывов («Про уродов и людей»; фильм, который многие, и сам Балабанов, считают лучшим: в той же Англии диск с ним стоит на полке любого крупного магазина).
Когда-то про Балабанова говорили, что один фильм он снимает для себя, а другой «для народа», «Про уродов и людей» в фильмографии помещается между двух «Братьев». Дальнейшие события выдали несостоятельность этой лукавой формулы; тринадцатую («Кочегар») и четырнадцатую («Я тоже хочу») свои картины режиссер снял как будто для себя и про себя. «Я режиссер, член Европейской киноакадемии», — представляется он вновь прибывшему к Колокольне; неожиданная публичная самоирония.
Почти все его фильмы так или иначе — кино о кино: подглядывание камер в «Войне», подглядывание фотографа в «Уродах», крестьянин из короткометражки «Трофимъ», существование которого спустя десятилетия подтверждается благодаря случайно обнаруженной кинопленке. В финале «Морфия» главный герой стреляется в темноте синематографа — и это одна из тех незатейливых балабановских сцен, за которыми стоит серьезное знание: в начале XX века сеансы были непрерывными, люди заходили
в зал
и выходили постоянно. «Много всего читал. Все читал. Подряд. Мы томами читали. Собрания сочинений».
«Брат» был снят на пленку, которая осталась от американского проекта и продавалась за копейки — а теперь пленки, которая в XX веке была материальным воплощением кино, нет уже по другим причинам. «Я тоже хочу» — первый фильм Балабанова, снятый на цифру (уговорил оператор Алексей Симонов), но в мониторе — все тот же узнаваемый балабановский кадр.
Послужной список
Когда-то про Балабанова говорили, что один фильм он снимает для себя, а другой «для народа», «Про уродов и людей» в фильмографии помещается между двух «Братьев».
На съемках «Я тоже хочу» режиссер следит за процессом уже дистанционно, сидя в сине-белой палатке, в таких обычно продают пирожки. «Давайте талантливо», — просит Балабанов, перед тем как спрятаться внутрь.
Фото: Федор Битков
Часто проверяете почту? Пусть там будет что-то интересное от нас.
Фильмы Алексея Балабанова список
Фильмы Алексея Балабанова всегда были предметом споров у критиков и зрительской аудитории.
Многие хвалили режиссера за то, что он не боялся показывать «изнанку» жизни, некоторые ругали за это. Но важно то, что его творения вошли в историю и мало кого оставляли равнодушным.
Даже в последние годы жизни режиссер старался творить, несмотря на болезнь и тяжелое состояние. Работа «Я тоже хочу» стала для него прощальной.
За свое творчество режиссер не раз был награжден престижными премиями, в том числе он является обладателем премии «Ника». Представляем вам все фильмы Алексея Балабанова — полный список.
Раньше было другое время (1987)
Первые хиты Вячеслава Бутусова и группы «Наутилус Помпилиус» органично вплетаются в историю о мужской подлости и непростой женской доле.
Двадцать четыре часа… Случайные люди, случайные встречи, бытовые конфликты и страна, которой больше нет. Когда время было другим?
«Где я? кто я? куда я? куда?».
У меня нет друга, или One step beyond (1987)
Обыкновенная советская ученица старших классов, которой не интересны «тусовки» и современная рок-музыка, однажды попадает на концерт Егора Белкина.
После концерта Егор приглашает девушку на типичную «рокерскую пьянку» с бесконечными дискуссиями о смысле бытия и жёсткой музыкой.
Дух свободы пронизывает всё, ломая привычные установки и правильные стереотипы. И обаятельный Егор, перед которым невозможно устоять.
Настя и Егор (1989)
Главными героями фильма, являющегося логическим продолжением картины «У меня нет друга», стали Настя Полева и Егор Белкин.
Получасовая лента отражает непростые отношения между будущими супругами, один из которых любит только себя и немножечко Стинга.
Егор Белкин весело мечтает «сочинить вещь всех времён и народов», но почему-то сразу становится ясно, что его мечта никогда не осуществится…
О воздушном летании в России (1990)
Нерехта — провинциальный русский городок, жители которого отмечают его 775-и летие.
Каждый, кто живёт в этих краях, знает красивую легенду о Крикутном. Местный умелец-самоучка придумал воздушный шар и поднялся на нём в 1731 году задолго до опытов братьев Монгольфье.
Давайте попробуем разобраться: существовал ли на самом деле воздухоплаватель Крикутный? Или грамота о первом полёте на воздушном шаре является подделкой, фальсификацией местного провинциального чиновника?
Счастливые дни (1991)
Безлюдный, словно вымерший Петербург вне времени и эпохи. Мимо облупившихся старинных домов, грохочущих трамваев, в которых нет ни одного пассажира, бредёт совершенно одинокий человек — без имени, без прошлого, без памяти.
Те редкие люди, которые встречаются на его пути, внезапно узнают его, но называют по-разному: Петром, Сергеем Сергеевичем, Борей.
И кладбищенский калека, и белокурая проститутка, и интеллигентная дама нуждаются в этом одиноком человеке, которому нужно только одно — небольшая комнатка, где просто можно жить.
Замок (1994)
Господин Землемер получает приглашение на проведение специальных работ в Замке. Приехав в Деревню, герой с удивлением понимает, что его никто не ждёт в этих краях, более того — он здесь лишний человек.
Землемер пытается доказать свои права, но вся его убедительная речь разбивается о стену глухого непонимания местных жителей.
Но желание попасть в таинственный Замок разгорается всё сильнее…
Прибытие поезда (новелла «Трофим», 1995)
«Прибытие поезда» — киноальманах из четырёх короткометражных новелл, снятых режиссёром специально к столетнему юбилею кинематографа.
«Трофимъ» — обыкновенная история о том, как однажды мужик приревновал свою жену к брату. Не раздумывая слишком долго, он хватает топор и убивает брата. Чтобы избежать расправы, мужик бежит в стольный град Питер, надеясь затеряться среди людей.
Но, оказывается, что даже в борделе невозможно укрыться от полиции…
Брат (1997)
Середина девяностых годов, осень. Демобилизованный из армии, Данила Багров возвращается в родной городок. Мать советует ему не задерживаться в провинции, а отправляться «в Ленинград», где, по слухам, процветает его старший Виктор.
В Петербурге Данила находит брата, но всё оказывается не так радужно: Виктор работает киллером, но тщательно скрывает правду от близких.
К очередному заказу по устранению Чечена Виктор привлекает и младшего брата, обещая ему выплатить 2 тысячи долларов «за работу».
Про уродов и людей (1998)
Начало двадцатого века, Россия.
Две благополучные, на первый взгляд, семьи. И таинственный Иоганн, владелец фотоателье, в подвальном помещении которого создан некий фотографический театр. Именно там снимают фотографические открытки, пробуждающие низменные инстинкты и похоть.
Взгляд фотографа, который видит в девочке очаровательную улыбку и ангельские кудри, и тот же взгляд, развращающий тело и душу, взгляд порнографа.
Иоганн обладает талантом отравлять и унижать всё, к чему прикасается…
Брат 2 (2000)
Данила Багров принимает участие в съёмках программы Ивана Демидова, посвящённой героям чеченской войны, где и встречается со своими боевыми товарищами. Одного из них, Константина Громова, внезапно убивают.
Данила знает, что неприятности у Константина возникли из-за брата-близнеца, хоккеиста НХЛ. Данила решает во всём разобраться и отомстить за смерть друга.
Он вместе с братом вылетает в Америку…
Война (2002)
Чечня, лето 2001 года.
Аслан Гугаев, лидер чеченских террористов, отпускает троих пленников: англичанина Джона Бойла, который должен собрать 2 миллиона фунтов стерлингов для выкупа своей невесты Маргарет, и двух русских солдат — сержанта Ивана Ермакова и рядового Кулика.
Джон Бойл так и не смог собрать за отведённые два месяца всю необходимую сумму: британские власти полностью равнодушны к его трагедии, но, вернувшись в Россию, Джон находит неожиданного союзника — Ваню Ермакова.
Ваня и Джон вновь возвращаются в Чечню, надеясь собственными силами освободить из плена русского капитана Медведева и английскую девушку Маргарет…
Река (2002)
Якутия, конец XIX века, небольшая колония прокажённых.
Случайно оказавшаяся здесь здоровая девушка Мергень — отчаянная воровка и охотница — влюбляется в одного из прокажённых.
Но вскоре с «большой земли» приезжает жена Кыргелея. Она ещё не знает, что её мужчина живёт с другой.
В странном любовном треугольнике вот-вот вспыхнет трагедия, тогда как для существования колонии жизненно важно поддерживать мир и покой…
Жмурки (2005)
Жмурки — старинная русская забава: водящий, с завязанными глазами, должен словить всех игроков. Но в середине девяностых правила кардинально изменились: выигрывает лишь тот, кто сможет сделать жмуриками остальных.
Нижний Новогород. Саймон и Серёга, два мелких бандита, работают на серьёзного бандюка Сергея Михайловича. Но что-то парням не везёт: новое поручение своего шефа они завалили. Вместо того, чтобы привезти химика живым, они устроили в лаборатории кровавую бойню и трупы.
Разумеется, Сергей Михайлович пришёл в бешенство, но всё-таки решил дать парням шанс всё исправить…
Мне не больно (2006)
Трое друзей стоят на пороге роскошного особняка в центре города. Они молоды, энергичны, талантливы… — одним словом, у них есть всё, кроме денег.
Но именно поэтому они здесь: возможно, Натэлле Антоновне, хозяйке дома, будут интересны их услуги по дизайну помещений?
Натэлла тоже молода, но каждый жест, каждое слово выдаёт неимоверную скуку. Но встреча с Михаилом изменяет её. Он помогает Натэлле вновь полюбить жизнь и радоваться мелочам, а она находит Мише и его друзьям работу.
Огромные гонорары, интересные заказы, богатые клиенты… Но почему-то Мишу не покидает ощущение, что о чём-то важном Натэлла умалчивает.
Груз 200 (2007)
Советский Союз, 1984 год. Закат советской эпохи. Глубокая провинция.
Анжелика, дочь секретаря райкома партии, после дискотеки не вернулась домой. Никто из тусовщиков не может ничего рассказать о том, что куда и с кем ушла Анжела. Виновных нет, свидетелей — тоже.
Этим же вечером на краю города происходит убийство, в совершении которого обвиняют хозяина дома.
Капитан милиции Журов принимается за расследование…
Морфий (2008)
Поздняя осень 1917 года, время смуты, перемен, надежд и потерь.
Молодой доктор Поляков получает назначение на должность земского врача в больницу уездного города N.
Однажды, спасая пациента, Михаил Поляков ставит под угрозу собственную жизнь. Единственное, что помогает доктору выжить — укол морфия. Вот только Поляков убеждён, что ему, врачу и здравомыслящему человеку, удастся избежать зависимости от наркотика.
Кочегар (2010)
Санкт-Петербург, конец ХХ века.
Главный герой фильма — якут по национальности, майор в отставке, живёт и работает в кочегарке. В свободное время на старенькой пишущей машинке Якут пишет рассказ о хайлахе — ссыльном преступнике, который после отбывания наказания осел в Якутии.
Однако к затворнику-кочегару частенько наведываются в гости самые разные люди, в том числе и бандиты…
Я тоже хочу (2012)
Последний фильм Алексея Балабанова
Лето. По пустынной просёлочной дороге летит огромный чёрный джип. В нём пятеро человек: бандит, его друг Матвей с отцом, музыкант и красивая девушка. Они ищут мистическую Колокольню Счастья, которая, по слухам, находится где-то между Санкт-Петербургом и Угличем.
Известно, что Колокольня забирает людей. Но не всех. И не всегда.
Впрочем, каждый из пассажиров огромной машины уверен, что именно он сможет обрести счастье.
Алексей Балабанов — мастер и патриот до мозга костей
Для очень многих наших соотечественников уходящая неделя навсегда останется неделей памяти кинорежиссера Алексея Балабанова. Мастер скончался в Петербурге 18 мая от сердечного приступа. Ему не было и 55 лет. Еще при жизни он был «большим», а после смерти, наверное, станет великим. И это несмотря на то что Балабанов никогда не стремился ни к славе, ни к призам, ни к вроде бы престижным тусовкам. Для поколений россиян его культовое кино делало новую жизнь понятнее.
«Тишина на площадке. Репетиция хорошая» — знаменитая балабановская фраза, после которой начиналось твориться балабановское кино. Уникальное явление и культовый режиссер, который оправдывал само существование русского кино на сломе веков.
После института — служба в Советской армии и Афганистан — оттуда опыт и знания о жизни и смерти, войне и мире. Вернувшись домой, стал работать ассистентом режиссера на Свердловской киностудии.
Режиссерские курсы и переезд в Ленинград. Несколько успешных работ в жанре арт-хауса. Но настоящую известность принес, конечно, «Брат». А Данила Багров для 90-х оказался первым и, видимо, последним героем целого поколения и целой эпохи.
Патриот до мозга костей. И это Балобанову всегда ставили в упрек, а он не сдавался и продолжал провоцировать.
Он переживал распад Советского Союза и любил Россию. Но происходившее на пространстве одной шестой части суши его ломало, и не случайно диалоги и реплики героев для некоторых казались слишком жесткими, несвоевременными и вызывающими.
Своей гражданской позицией — четкой и приятной далеко не всем — Балабанов, как скажут позже, «взорвал» российское кино. Режиссер показывал жизнь здесь и сейчас, а зритель не всегда понимал, что ему делать — ужасаться или смеяться.
С Сергеем Бодровым в главной роли Балабанов снял «Войну» — о события второй чеченской. Их творческий тандем должен был продолжаться и дальше. В память о пропавшем без вести актере Балабанов снимет «Морфий».
Трагикомедия «Жмурки» — яркий фарс, бандиты, бизнесмены и политики. И снова кино о жизни в России 90-х годов. Балабанов любил работать по собственным сценариям, и каждый фильм становился событием.
Тяжелая болезнь, как считают близкие, уже говорила в его поздних работах. Все мрачнее и тяжелее. «Мне не больно», «Груз-200». Последний фильм вышел в прокат в декабре 2012 года — реалистичная сказка «Я тоже хочу».
Интервью за несколько дней до кончины — страшное, потому что пророческое. Это его слова: «Скорее всего, больше не будет фильмов Алексея Балабанова. Почему-то у меня такое предчувствие. Хотя я написал сценарий нового фильма, и он, на мой взгляд, неплохой. Только о чем, не скажу».
критик Антон Долин — о кино 90-х. «Бумага»
Новости
Истории
Гиды
Подкасты
Рассылки
События
Клуб друзей
Коронавирус в Петербурге
Эксперты
Бизнес
Хорошие новости
Советы
Экспаты
Deutsche Welle
Клуб друзей
Коронавирус в Петербурге
Фильмы Алексея Балабанова список
Фильмы Алексея Балабанова всегда были предметом споров у критиков и зрительской аудитории.
Многие хвалили режиссера за то, что он не боялся показывать «изнанку» жизни, некоторые ругали за это. Но важно то, что его творения вошли в историю и мало кого оставляли равнодушным.
Даже в последние годы жизни режиссер старался творить, несмотря на болезнь и тяжелое состояние. Работа «Я тоже хочу» стала для него прощальной.
За свое творчество режиссер не раз был награжден престижными премиями, в том числе он был обладателем премии «Ника». Представляем вам все фильмы Алексея Балабанова — полный список.
Раньше было другое время (1987)
Первые хиты Вячеслава Бутусова и группы «Наутилус Помпилиус» органично вплетаются в историю о мужской подлости и непростой женской доле.
Двадцать четыре часа… Случайные люди, случайные встречи, бывают конфликты и страна, которой больше нет.Когда время было другим?
«Где я? кто я? куда я? куда? ».
У меня нет друга, или На шаг впереди (1987)
Обыкновенная советская ученица старших классов, которая не интересны «тусовки» и современная рок-музыка, однажды попадает на концерт Егора Белкина.
После концерта Егор приглашает девушку на типичную «рокерскую пьянку» с бесконечными дискуссиями о смысле бытия и жёсткой музыкой.
Дух свободы пронизывает всё, ломая привычные установки и правильные стереотипы.И обаятельный Егор, перед которым невозможно устоять.
Настя и Егор (1989)
Главными героями фильма, становящимся логическим продолжением картины «У меня нет друга», Настя Полева и Егор Белкин.
Получасовая лента отражает непростые отношения между будущими супругами, один из которых любит только себя и немножечко Стинга.
Егор Белкин весело мечтает «сочинить вещь всех времён и народов», но почему-то сразу становится ясно, что его мечта никогда не осуществится…
О воздушном летании в России (1990)
Нерехта — провинциальный русский городок, жители которого отмечают его 775-и летие.
Каждый, кто живёт в этих краях, знает красивую легенду о Крикутном. Местный умелец-самоучка придумал воздушный шар и поднялся на нём в 1731 году задолго до опытов братьев Монгольфье.
Давайте попробуем разобраться: существовал ли на самом деле воздухоплаватель Крикутный? Или грамота о первом полёте на воздушном шаре является подделкой, фальсификацией местного провинциального чиновника?
Счастливые дни (1991)
Безлюдный, словно вымерший Петербург вне времени и эпохи.Мимо облупившихся старинных домов, грохочущих трамваев, которых нет ни одного пассажира, совершенно одинокий человек — без имени, без прошлого, без памяти.
Те редкие люди, которые встречаются на его пути, внезапно узнают его, но называют по-разному: Петром, Сергеем Сергеевич, Борей.
И кладбищенский калека, и интеллигентная дама нуждаются в этом одиноком человеке, которому нужно только одно — небольшая комнатка, где просто можно жить.
Замок (1994)
Господин Землемер получает приглашение на проведение специальных работ в Замке. Приехав в Деревню, герой с удивлением понимает, что его никто не ждёт в этих краях, более того — он здесь лишний человек.
Землемер пытается доказать свои права, но вся его убедительная речь разбивается о стену глухого непонимания местных жителей.
Но желание попасть в таинственный Замок разгорается всё сильнее…
Прибытие поезда (новелла «Трофим», 1995)
«Прибытие поезда» — киноальманах из четырёх короткометражных новелл, снятых режиссёром специально к столетнему юбилею кинематографа.
«Трофимъ» — обыкновенная история о том, как однажды мужик приревновал свою жену к брату. Не раздумывая слишком долго, он хватает топор и убивает брата. Чтобы избежать расправы, мужик бежит в стольный град Питер, надеясь затеряться среди людей.
Но оказывается, что даже в борделе невозможно укрыться от полиции…
Брат (1997)
Середина девяностых годов, осень. Демобилизованный из армии, Данила Багров возвращается в родной городок.Мать советует ему не задерживаться в провинции, а отправляться «в Ленинград», где, по слухам, процветает его старший Виктор.
В Петербурге Данила находит брата, но всё оказывается не так радужно: Виктор работает киллером, но тщательно скрывает правду от близких.
К очередному заказу по устранению Чечена Виктор привлекает и младшего брата, обещая выплатить 2 тысячи долларов «за работу».
Про уродов и людей (1998)
Начало двадцатого века, Россия.
Две благополучные, на первый взгляд, семьи. И таинственный Иоганн, владелец фотоателье, в подвальном помещении которого создан некий фотографический театр. Именно там снимают фотографические открытки, пробуждающие низменные инстинкты и похоть.
Взгляд фотографа, который видит в девочке очаровательную улыбку и ангельские кудри, и тот же взгляд, развращающий тело и душу, взгляд порнографа.
Иоганн обладает талантом отравлять и чему унижать всё, к прикасается…
Брат 2 (2000)
Данила Багров принимает участие в съёмках программы Ивана Демидова, посвящённой героям чеченской войны, где встречается со своими боевыми товарищами.Одного из них, Константина Громова, внезапно убивают.
Данила знает, что неприятности у Константина возникли из-за брата-близнеца, хоккеиста НХЛ. Данила решает во всём разобраться и отомстить за смерть друга.
Он вместе с братом вылетает в Америку…
Война (2002)
Чечня, лето 2001 года.
Аслан Гугаев, лидер чеченских террористов, отпускает троих пленников: англичанина Джона Бойла, который должен собрать 2 миллиона фунтов стерлингов для выкупа своей невесты Маргарет, и двух русских солдат — сержанта Ивана Ермакова и рядового Кулика.
Джон Бойл так и не смог собрать за отведённые два месяца всю необходимую сумму: британские власти полностью равнодушны к его трагедии, но, вернувшись в Россию, Джон находит неожиданного союзника — Ваню Ермакова.
Ваня и Джон вновь возвращаются в Чечню, надеясь собственными силами освободить из плена русского капитана Медведева и английскую девушку Маргарет…
Река (2002)
Якутия, конец XIX века, небольшая колония прокажённых.
Случайно оказавшаяся здесь здоровая девушка Мергень — отчаянная воровка и охотница — влюбляется в одного из прокаженных.
Но вскоре с «большой земли» приезжает жена Кыргелея. Она ещё не знает, что её мужчина живёт с другой.
В странном любовном треугольнике вот-вот вспыхнет, как для существования колонии жизненно важно поддерживать мир и покой…
Жмурки (2005)
Жмурки — старинная русская забава: водящий, с завязанными глазами, должен словить всех игроков.Но в середине девяностых правила кардинально изменились: выигрывает лишь тот, кто сможет сделать жмуриками остальными.
Нижний Новогород. Саймон и Серёга, два мелких бандита, работают на серьёзного бандюка Сергея Михайловича. Но что-то парням не везёт: новое поручение своего шефа они завалили. Вместо того, чтобы привезти химика живым, они устроили в лаборатории кровавую бойню и трупы.
Разумеется, Сергей Михайлович пришёл в бешенство, но всё-таки решил дать парням шанс всё исправить…
Мне не больно (2006)
Трое друзей стоят на пороге роскошного особняка в центре города.Они молоды, энергичны, талантливы… — одним словом, у них есть всё, кроме денег.
Но именно поэтому они здесь: возможно, Натэлле Антоновне, хозяйке дома, будут интересны их услуги по дизайну помещений?
Натэлла тоже молода, но каждый жест, каждое слово выдаёт неимоверную скуку. Но встреча с Михаилом изменяет её. Он помогает Натэлле вновь полюбить жизнь и радоваться мелочам, а она находит Мише и его друзьям работу.
Огромные гонорары, интересные заказы, богатые клиенты… Но почему-то Мишу не покидает ощущение, что о чём-то важном Натэлла умалчивает.
Груз 200 (2007)
Советский Союз, 1984 год. Закат советской эпохи. Глубокая провинция.
Анжелика, дочь секретаря райкома партии, после дискотеки не вернулась домой. Никто из тусовщиков не может ничего рассказать о том, что куда и с кем ушла Анжела. Виновных нет, свидетелей — тоже.
Этим же вечером на краю города происходит убийство, в совершении которого обвиняют хозяина дома.
Капитан милиции Журов принимается за расследование…
Морфий (2008)
Поздняя осень 1917 года, время смуты, перемен, надежд и потерь.
Молодой доктор Поляков получает назначение на должность земского врача в больницу уездного города N.
Однажды, спасая пациента, Михаил Поляков ставит под угрозу собственную жизнь. Единственное, что помогает доктору выжить — укол морфия. Вот только Поляков убежён, что ему, врачу и здравомыслящему человеку, удастся избежать зависимости от наркотика.
Кочегар (2010)
Санкт-Петербург, конец ХХ века.
Главный герой фильма — якут по национальности, майор в отставке, живёт и работает в кочегарке. В свободное время на старенькой пишущей машинке Якут пишет рассказ о хайлахе — ссыльном преступнике, который после отбывания наказания осел в Якутии.
Однако к затворнику-кочегару самые разные люди, в том числе и бандиты…
Я тоже хочу (2012)
Последний фильм Алексея Балабанова
Лето.По пустынной просёлочной дороге летит огромный чёрный джип. В нём пятеро человек: бандит, его друг Матвей с отцом, музыкант и красивая девушка. Они ищут свою Колокольню Счастья, которая, по слухам, находится где-то между Санкт-Петербургом и Угличем.
Известно, что Колокольня забирает людей. Но не всех. И не всегда.
Впрочем, каждый из пассажиров огромной машины уверен, что именно он сможет обрести счастье.
.
фильмография, фото, биография. Актер, Режиссер, Сценарист.
Краткая биография
.
Родился 25 февраля 1959 года в крупном уральском городе Свердловск, ныне Екатеринбург. Его мать и отец были представителем советской интеллигенции. Инга Александровна была авторитетным физиотерапевтом и курортологом, профессором и доктором медицинских наук, а Октябрин Сергеевич Балабанов — научным журналистом и главным редактором творческого сообщества научно-популярных фильмов киностудии, удостоенный звания «Заслуженный работник культуры РСФСР».Мальчик заработал свои первые деньги еще во время учебы в девятом классе — он участвовал в поисках и добыче лечебных грязей на озерах Челябинской области. После школы Алексей поступил в один из четырех лингвистических ВУЗов страны — Нижегородский государственный лингвистический университет имени Н.А.Добролюбова, и по окончании обучения получил диплом переводчика. Через два года он был призван на армейскую службу. После этого в начале 80-х Балабанов стал ассистентом режиссера на Свердловской киностудии, где проработал вплоть до 1987 года.Алексей поступил на Высшие курсы сценаристов и режиссеров.
В 1990 году он окончил экспериментальный курс режиссерского отделения «Авторское кино» под руководством Л.Николаева и Б.Галантера. К этому периоду принадлежит дебютная профессиональная работа режиссера «Раньше было другое время». Лента была снята в курсовой работе и показывала сцены бытовых случайных людей, объединенных общим местом действия — рестораном уральского города. Во время съемок Алексей впервые сотрудничал с начинающим свердловским музыкальным коллективом «Наутилус Помпилиус».Вперед эта группа еще не раз (иногда совершенно незримо) фигурировала в работах Балабанова.
Второй кинематографической работой стал документально-игровой фильм «Настя и Егор». Картина рассказывала историю становления легендарного уральского рока Насти Полевой и Игоря Белкина. В 1990 году начинающий режиссер переехал на постоянное место жительства в Санкт-Петербург, где принялся за создание дебютной полнометражной работы «Счастливые дни». Социальная драма была снята на основе произведений одного из отцов-основателей драмы абсурда ирландского писателя Сэмюэла Беккета.Главным героем картины стал ОН, некий человек без имени. Этот образ на воплотил начинающий киноактер Виктор Сухоруков. Лента мгновенно получила симпатии киносообщества и были предоставлены премиями, в том числе призом за лучший полнометражный фильм на московском кинофестивале «Дебют». Через три года Алексей завершил работу над экранизацией неоконченного романа Франца Кафки «Замок». Главные роли в драме исполнили Николай Стоцкий, Светлана Письмиченко и Виктор Сухоруков. Лента получила две премии «Ника».В том же году Алексей попробовал себя в роли продюсера в картине «Исповедь незнакомцу».
В следующем году Балабанов принял участие в подготовке к 100-летию кинематографа. Он выступил одним из режиссеров киноальманаха «Прибытие поезда». Новелла под названием «Трофимъ» рассказывала историю, как бы продолжала сюжет братьев Люмьер, где поезд по-прежнему прибывал на платформу, но это уже был российский поезд, а его пассажир стал действующим лицом картины. Именно о нем была рассказана дальнейшая история.Образ Трофима воплотил Сергей Маковецкий. Но настоящий успех настиг Балабанова с выходом криминальной драмы «Брат». Фильм о герое смутных 90-х годов Даниле Багрове моментально получил статус культового. Главные роли исполнили Сергей Бодров и Виктор Сухоруков. Эта работа принесла Алексею Гран-при кинофестиваля «Кинотавр» и увековечила его имя в истории кинематографа.
.